THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

«Воздушный город» Афанасий Фет

Вон там по заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.

То будто бы белый мой город,
Мой город знакомый, родной,
Высоко на розовом небе
Над тёмной, уснувшей землёй.

И весь этот город воздушный
Тихонько на север плывёт…
Там кто-то манит за собою, —
Да крыльев лететь не даёт!..

Анализ стихотворения Фета «Воздушный город»

Чуткий фетовский герой внимателен к «небесной» составляющей пейзажной картины. Мерцающий лунный свет придает окружающему миру загадочный блеск «тусклого серебра». Высокое весеннее солнце пробуждает к жизни нежный ландыш, а низкое - освещает последние георгины, «веселые, грустные и нескромные». Земля, повинующаяся «дыханью весны всепобедному», открыта таинственной небесной темноте. Приметой безрадостного пейзажа становится серое, плотно затянутое тучами пространство, на котором «ни клочка лазури».

В основе художественного текста 1846 г. - субъективная ассоциация лирического героя. Он уподобляет затейливые контуры вечерних облаков идеальному миру «белого города». У поэта, особенно чуткого к звуковому облику мира, имеются примеры, подобные метафорической конструкции «причудливый хор». В произведении «На стоге сена ночью южной…» «живым и дружным» хором именуется звездная панорама. И светлые облака, и яркие звезды выступают атрибутами гармоничного пространства, к которому устремляется душа лирического субъекта.

Контуры домов и крыш, церковные купола - общий вид характеризуется белым и розовым цветами с вкраплениями золотого тона. Праздничное колористическое решение контрастирует с темными оттенками ночной природы. Художественный прием, привлекающий средства цветописи, представляет оригинальную реализацию антитезы небесного и земного.

Картина воображаемого города лишена конкретных деталей, однако автором заявлено трепетное отношение к плоду собственной фантазии. Оно выражено эпитетами «знакомый, родной».

Начальные строки финального катрена дополняют образ воздушного пейзажа, придавая ему динамичность. Прекрасные постройки медленно удаляются от наблюдателя, плавно направляясь к северу. Неясный зов, побуждающий следовать за движением облачного города, находит ответ в душе лирического «я». Концовка подчеркивает несбыточность желаний возвышенного созерцателя.

Тема фантастических сооружений, созданных облаками и светом, развивается в бальмонтовской лирике. В стихотворении « » вид закатного неба порождает символический образ церкви, наполненной «призрачными рядами» богомольцев. Совершив тихие молитвы, незримая паства устремляется к земле. Небесные вестники приносят драгоценные дары, освященные золотым цветом Солнца, которое отождествляется с божественным началом.

Удивительно и притягательно стихотворение Афанасия Фета «Воздушный город». Уже само название переносит нас в какой-то другой, необычный мир. И действительно первые строки произведения написаны так, что создается впечатление, будто ты сам с лирическим героем наблюдаешь за плывущими облаками.

И это не просто облака, а целый город, который и читатель видит глазами автора. Не остается сомнений, что этот красиво обустроенный населенный пункт с воздушными замками – светлая мечта героя, которую он не смог воплотить в жизнь.

Воздушный

Город – это навязчивая идея героя, которой он живет и бредит. Недаром автор говорит, что город для него знакомый и родной – получается, что мечтатель не в первый раз рисует себе эти строения, эти улицы, перекрестки, площади и мосты.

Только посмотрите, какая чистая мечта у поэта – на розовом небе белый город. И как не хочется ему возвращаться в реальность, на грешную землю, окрашенную в стихотворении в темный цвет.

Не менее важен и другой момент – облака по небу плывут, а это демонстрация движения, жизни. Земля же уснула, она неподвижна. И этот контраст, думается, подчеркивает, что герою неуютно

На земле, он живет небесной жизнью, устремлен во Вселенную.

Но мечта героя – явление хрупкое и непостоянное, ведь воздушный город уплывает, оставляя героя стихотворения с его проблемами и жизненными катаклизмами на той же земле.

И, казалось бы, герой порвал со своей мечтой, которая оказалась столь обманчивой. Но, с другой стороны, это глубоко философичное произведение, в котором Фет проводит тонкую грань, разъединяя и объединяя жизнь, мечту и действительность.

Если в начале «Воздушный город» воспринимается читателем, как лирическое пейзажное произведение, то конец стиха заставляет думать, размышлять, анализировать.

К слову сказать, таковы практически все произведения автора, потому и читать их следует не набегом, не в электричке или в очереди, а уединившись в спокойной обстановке. И думать, думать, думать… Только так можно понять стихи этого поэта, только так можно проникнуться его мыслями и чувствами.

Афанасий Афанасьевич Фет

Вон там по заре растянулся
Причудливый хор облаков:
Всё будто бы кровли, да стены,
Да ряд золотых куполов.

То будто бы белый мой город,
Мой город знакомый, родной,
Высоко на розовом небе
Над тёмной, уснувшей землёй.

И весь этот город воздушный
Тихонько на север плывёт…
Там кто-то манит за собою, —
Да крыльев лететь не даёт!..

Чуткий фетовский герой внимателен к «небесной» составляющей пейзажной картины. Мерцающий лунный свет придает окружающему миру загадочный блеск «тусклого серебра». Высокое весеннее солнце пробуждает к жизни нежный ландыш, а низкое — освещает последние георгины, «веселые, грустные и нескромные». Земля, повинующаяся «дыханью весны всепобедному», открыта таинственной небесной темноте. Приметой безрадостного пейзажа становится серое, плотно затянутое тучами пространство, на котором «ни клочка лазури».

В основе художественного текста 1846 г. — субъективная ассоциация лирического героя. Он уподобляет затейливые контуры вечерних облаков идеальному миру «белого города». У поэта, особенно чуткого к звуковому облику мира, имеются примеры, подобные метафорической конструкции «причудливый хор». В произведении «На стоге сена ночью южной…» «живым и дружным» хором именуется звездная панорама. И светлые облака, и яркие звезды выступают атрибутами гармоничного пространства, к которому устремляется душа лирического субъекта.

Контуры домов и крыш, церковные купола — общий вид характеризуется белым и розовым цветами с вкраплениями золотого тона. Праздничное колористическое решение контрастирует с темными оттенками ночной природы. Художественный прием, привлекающий средства цветописи, представляет оригинальную реализацию антитезы небесного и земного.

Картина воображаемого города лишена конкретных деталей, однако автором заявлено трепетное отношение к плоду собственной фантазии. Оно выражено эпитетами «знакомый, родной».

Начальные строки финального катрена дополняют образ воздушного пейзажа, придавая ему динамичность. Прекрасные постройки медленно удаляются от наблюдателя, плавно направляясь к северу. Неясный зов, побуждающий следовать за движением облачного города, находит ответ в душе лирического «я». Концовка подчеркивает несбыточность желаний возвышенного созерцателя.

Тема фантастических сооружений, созданных облаками и светом, развивается в бальмонтовской лирике. В стихотворении «Воздушный храм» вид закатного неба порождает символический образ церкви, наполненной «призрачными рядами» богомольцев. Совершив тихие молитвы, незримая паства устремляется к земле. Небесные вестники приносят драгоценные дары, освященные золотым цветом Солнца, которое отождествляется с божественным началом.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

УТВЕРЖДАЮ_________________ УТВЕРЖДАЮ ____________________

подпись учителя подпись методиста

« ___ » ________________ 2015 г. « ___ » ________________ 2015 г.

Тип урока

Урок освоения новых знаний и способов действий

Класс

4 В

Тема

Афанасий Афанасьевич Фет «Воздушный город»

Развивающая система обучения Л. В. Занкова

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

Формируемые УУД

Личностные

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

Цель и задачи урока

Цель : познакомить учащихся со стихотворением А. А. Фета «Воздушный город»

Задачи:

    Образовательные:

Расширить знания учащихся о творчестве А.А.Фета;

Учить выразительно читать стихотворения, видеть и понимать настроение лирического героя;

    Развивающие : способствовать развитию речи и воображения учащихся с помощью таких приемов как: словесное рисование, сравнение.

    Воспитывающие: воспитывать любовь к чтению, к природе, к творчеству поэта

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод.

Частные методы и приемы.

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

информационные

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

Оценивание со стороны класса и учителя

Средства

Компьютер, проектор, презентация, учебник, карточки (36 шт.), медали (12 шт.), аудиозапись.

Описание возможных методических вариантов урока в зависимости от аудитории

Планируемые результаты

Личностные : проявлять интерес к поэзии;

Получать эстетическое удовольствие от чтения стихов русских поэтов.

Предметные: читать стихотворение выразительно, отражая его настроение;

Находить средства художественной выразительности, помогающие увидеть картины, созданные автором;

Определять ритм стихотворения, порядок слов как средства отражения настроения.

Метапредметные : определять учебную задачу урока, планировать её выполнение

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

Мотивация к учебной деятельности

Актуализация опорных знаний и методов действий.

Выявление проблемы.

Решение проблемы

Первичное закрепление

Рефлексия

Сообщение домашнего задания

Здравствуйте, ребята!

Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Маргарита Сергеевна.

Проверка домашнего задания

Что было задано на дом?

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием?

Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение наизусть, но прежде чем мы начнём, вы должны соблюдать правильность, громкость, чёткость и темп чтения.

Как озаглавил стихотворение?

Ребята, давайте оценим наших чтецов.

Ребята, сегодня у нас в гостях, замечательный человек.
-Посмотрите на портрет. Вы все знаете, что фотография, портрет выражают характер, могут показать каким человеком он был.
-Каким человеком он вам представляется?
-Какие у него глаза, взгляд.
-Почему ты так считаешь?

Да, я согласна.

Да, вы правильно сказали, сегодня к нам на урок пришёл очень умный, очень интересный поэт.
Афанасий Афанасьевич Фет.

Афанасий Афанасьевич Фет родился 195 лет назад.

Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Всем своим творчеством он воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни.

Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка. На стихи Афанасия Афанасьевича многие композиторы писали музыку. Послушайте одно из произведений. На стихи: «Какая ночь! На всём такая нега.»


-Вот, ребята, посмотрите какие книги написал Афанасий Афанасьевич.

Может быть, кто-то узнал знакомую книгу? Что вы о них можете сказать?

Теперь, чтобы понять с каким произведением Афанасия Афанасьевича мы познакомимся, нам нужно разгадать ребус.

Как ты разгадал?


-Значит, сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Воздушный город».

Словарная работа

А сейчас, ребята, прежде чем мы начнём читать это произведение, посмотрите на доску, прочитайте эти слова, они встретятся в нашем тексте.

Кому-нибудь из вас они знакомы?

заря

причудливый

кровля

купол

манить

знакомый

родной

север

А кто нам ответит что обозначают эти слова?

Сейчас все закройте книги, сядьте поудобнее, и подумайте, почему же Афанасий Афанасьевич Фет отнёс своё произведение к жанру стихотворение

(учитель читает)
-Понравилось ли вам произведение?

Так к какому же жанру относится это произведение?

Докажите, ребята, что это стихотворение.

А теперь ребята откройте учебники на странице 120, и мы будем читать по цепочке, по одной строке.

1. Ребята, любите ли вы наблюдать за плывущими облаками?

2. Какие чувства вы при этом испытываете? Что представляете?

3. Как поэт достигает того, чтобы мы тоже могли видеть прекрасный город?

6. Почему в стихотворении хор автор назвал причудливым?

7. А как передает прозрачность, хрупкость своей фантазии?

8. Какие слова нам помогают понять, что этот город - мечта именно героя, только его.

9. Обратите внимание на цветовое оформление строфы. Как цвет помогает понять настроение и мысли героя?

10. в чём особенность интонации двух последних строчек?

11. О чём вас заставило задуматься стихотворение Афанасия Афанасьевича?

Конкурс чтецов

Ребята, теперь давайте проведём конкурс чтецов, но прежде чем его провести мы расставим речевые пометы. Они нам помогут прочитать выразительно стихотворение

Обратите внимание, здесь подчеркнуты слова, которые нужно выделить при чтении голосом, где одна короткая вертикальная чёрточка- это короткая пауза, ставится, когда стоит запятая, двоеточие, тире, а где две короткие вертикальные черточки- это длинная пауза, ставится, когда стоит точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие.

А теперь, ребята, я прочитаю вам этот отрывок, соблюдая речевые пометы.

А теперь возьмите карандаши и не сильно нажимая на него расставьте речевые пометы на своих листочках.

Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. Сравните.

А теперь, ребята, прочитайте про себя 5-6 раз это стихотворение выразительно, соблюдая все речевые пометы.

Все, ребята, подготовились.

Теперь выходят по одному человеку с каждого ряда.

А вы будете оценивать наших чтецов

Чье чтение тебе понравилось,

Почему?

Как она читала?

Я согласна с теми, кто отметил, что … прочитал лучше

Так, ребята, наши чтецы справились с выразительным чтением, сумели передать настроение автора.
-Молодцы!


-Чему учились на уроке?

А что мы узнали об Афанасии Афанасьевиче?
-А с каким произведением мы работали на уроке?
-Вас чему-нибудь научило это произведение?

Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Дома: с. 120- выучить наизусть

Закройте дневники, учебники.

Встаньте те, кто сегодня читал выразительно стихотворение и принимал участие в конкурсе.

Урок окончен. До видания!


Самоконтроль готовности к уроку.

Выучить стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Чудный град порой сольётся...»

Читают стихотворение наизусть.

Если посмотреть на портрет Фета, то можно сказать, что это суровый человек, но на самом деле – это был очень добрый, веселый, отзывчивый человек.

Прослушивание песни «Какая ночь!»

Это детские книги, для детей, книги о природе.

Разгадывают ребус. Ответ: «Воздушный город»

Лирическое стихотворение - это стихотворение, передающее внутренний мир, чувства и переживания автора.
Стихотворение - это небольшое поэтическое произведение в стихах. Стих - это строка стихотворения. Стихи пишутся, соблюдая рифму. Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

(ответы детей)

(«Будто бы кровли да стены», «Ряд золотых куполов», «Белый мой город на розовом небе».)

(Герой стихотворения испытывает радость оттого, что является свидетелем такого чудесного явления, радуется тому, что только ему доступно такое видение. В конце стихотворения герой испытывает грусть, так как город уплывает, а герой остается на земле.)

Мой город знакомый, родной », « тихонько на север плывет».)

Потому, что картины, возникающие в воображении лирического героя и созданные игрой облаков, необыкновенны, сказочны, чудесны.

С помощью слов «все будто бы», «то будто бы»

Повтор словосочетания “мой город”

(Мечта героя окрашена светлыми тонами: «белый город», «розовое небо». Его мечта чиста. И вдруг – «темная земля». Сопоставление идеальной, чистой мечты героя и грешной земли, на которой нет места белому городу. Герой стихотворения как бы неуютно себя чувствует на Земле, она уснула – нет жизни на ней, а облака плывут – они полны жизни, вместе с ними живет и герой. Его мысли устремлены к небу, в микрокосмос.)

(Исчезают облака, пропадает воздушный город – мечта героя рушится, он остается один на «темной, уснувшей земле». Его меча «воздушна», то есть хрупка, способна рассыпаться. Далее стоит многоточие как знак крушения мечты героя, разрыва героя с мечтой.)

-Заставили задуматься о том, что мечта очень важна для каждого человека. Она уводит нас в удивительную страну Фантазию, где возможно все, даже самое невероятное. Мечта зовет человека к сотворению обыкновенного чуда.

Составление речевой партитуры

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама