THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Мониторинг

Планирование курса общей психологии

Темы Психика и мозг.
Сроки Сентябрь-октябрь Октябрь-ноябрь Ноябрь-февраль Март-май
Творческие работы Кластер по теме Сообщение «Современные направления психологии», «Перспективы развития психологии» Словарь Кластер по теме. Проект «Стадии развития психики». Словарь Кластер по теме Словарь Кластер по теме. Структура моего характера. Программа саморазвития. Словарь
Задания для учебной практики Использование МНИ в педагогической деятельности учителя Наблюдение и анализ занятия по теме «Структура деятельности». Составление плана-конспекта и проведение занятия по организации какого-либо вида деятельности. Составление плана-конспекта и проведение развивающего занятия. Изучить личностные особенности школьника. Написать психологическую характеристику на ребенка (или на себя).
Форма аттестации Зачет в форме защиты портфолио или контрольная работа.

Психология

Словарь основных понятий в общей психологии

Психология -

Субъективность

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства личности

Методы научного исследования

Сенсорный

Перцептивный

Интеллект

Сознание

Инстинкт

Интериоризация

Экстериоризация

Нервы центростремительные

Нервы центробежные

Возбуждение

Торможение

Деятельность

Средства
Действия

Операция

Психофизиологические функции

Внимание

Ощущение
Восприятие

Речь
Мышление

Воображение

Личность

Фазы развития

Периоды развития

Темперамент

Характер

Способности


Деятельность

Схема плана - конспекта урока (занятия)

Конспект открытого урока по ___________________________ (указать предмет), проведенного (когда, кем, где) ____________________________________________________________________________________________________________________________________



Тип урока (по цели):

Ожидаемый результат: (предметный, метапредметный, личностный)

Оборудование:

Цель наблюдения:

Ход урока.

Какими видами деятельности заняты дети на уроке?

Какую деятельность выполнял учитель?

Была ли согласованность деятельности учителя и учащихся?

Какие результаты достигнуты на уроке?

Выделите в конспекте структуру деятельности.

Какие познавательные процессы (ППП) развивались на уроке? Как ППП управлял учитель?

Деятельность

План характеристики на ученика

1. Биографические данные.

3) возраст (полных лет),

2. Индивидуальные особенности.

1) темперамент,

2) характер,

3) способности (общие (уровень развития ППП) и специальные),

4) возможности (уровень развития познавательных психических процессов),

5) эмоционально-волевая сфера личности,

6) интересы, направленность личности.

Например.

Иванова Ольга Ивановна, ж, 8 лет. Живет в полной семье, благополучной, есть младший брат. Ольга подвижная, эмоциональная, несдержанная (холерик). Общие способности развиты на среднем уровне. Успевает в основном на «4» и «5». На учебные занятия ходит с удовольствием, но не всегда внимательна и неусидчива. Много читает. Любит литературное чтение, физкультуру, окружающий мир. Увлекается спортом: легкой атлетикой, лыжами. Показывает хорошие результаты. По отношению к сверстникам внимательна, скромна, доброжелательна. В деятельности дисциплинирована, исполнительна, старательна, но не всегда доводит работу до качественного конца. Всегда откликается на просьбы.

Вопросы и задания на экзамен

Билеты: 1) теоретический вопрос (1-2),

2) представление портфолио с практическими заданиями.

Теоретические вопросы по психологии

К билетам экзамена

1. Психология как наука.

2. Из истории развития психологии.

3. Методы научного исследования в психологии.

4. Место психологии в системе наук.

5. Структура современной психологии (отрасли).

6. Общее понятие о психике. Стадии развития психики.

7. Сознание и бессознательное.

8. Нервная система как физиологическая основа психики. Строение, функции.

9. Нервная система как физиологическая основа психики. Работа нервной системы.

10. Общее понятие о деятельности. Структура деятельности.

11. Виды деятельности.

12. Уровни деятельности.

13. Психологическая характеристика деятельности.

14. Внимание как познавательный психический процесс.

15. Восприятие как познавательный психический процесс.

16. Память как познавательный психический процесс.

17. Речь как познавательный психический процесс.

18. Мышление как познавательный психический процесс.

19. Воображение как познавательный психический процесс.

20. Эмоции как познавательный психический процесс.

21. Воля как познавательный психический процесс.

22. Понятие о личности. Характеристики и структура личности.

23. Личность как самоуправляемая система. Образ Я. Структура, виды, этапы становления.

24. Развитие личности (факторы, фазы, периоды).

25. Индивидуально-психологические свойства личности. Темперамент.

26. Индивидуально-психологические свойства личности. Характер.

27. Индивидуально-психологические свойства личности. Способности


Примерные практические задания к экзамену

Представление портфолио:

Структура портфолио,

Наиболее интересные работы с Вашей точки зрения…

Лист достижений

Темы Психология как наука. Из истории развития. Психика и мозг. Деятельность и познавательные психические процессы. Личность и психические свойства личности.
Сроки Сентябрь-октябрь Октябрь-ноябрь Ноябрь-февраль Март-май
Представленные материалы:
Словарь
Кластер
Сообщения
Практические работы
Творческие работы
Контрольные работы
Самооцен ка
Количество баллов
Оценка
Экзамен

ПОРТФОЛИО

Практических работ

студента по психологии

ФИО студента:____________________________

Курс II, группа 221

Специальность 49.02.01 –

Физическая культура

Преподаватель:

Мартиросян Елена Евгеньевна


Введение

О себе. Психологическая характеристика

1. Перечень общих и профессиональных компетенций учителя физической культуры

2. Мониторинг

3. Планирование курса психологии

4. Задания для самостоятельной работы

5. Структура портфолио:

Рабочие тетради, самостоятельные и контрольные работы, кластеры, творческие работы, сводные таблицы:

Разработка конспектов развивающих занятий (по выбору по темам: внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение);

Схема анализа занятия (урока), анализ урока (внеклассного занятия);

Исследование свойств личности, план характеристики на ученика, характеристика на ученика;

Словарь основных понятий, схема логики психологии через основные понятия науки;

Лист достижений.

6. Вопросы и задания к экзамену

Введение

Уважаемый студент! Изучая новую науку, Вы узнаете, что такое психология, что она исследует и чем занимается. Мы постараемся увидеть прикладной характер науки. Изучая темы «Деятельность и познавательные психические процессы», «Личность и психические свойства личности», «Школьная психология» начинаем исследовать свои и школьников психические процессы и свойства личности, устанавливать соответствие уровня развития детей с возрастными нормами.

Успехов в изучении психологии!


О себе


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Перечень общих и профессиональных компетенций учителя физической культуры (ОК и ПК)

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2.1. Преподавание физической культуры по основным
общеобразовательным программам.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебные занятия по физической культуре.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

5.2.2. Организация и проведение внеурочной работы и занятий
по программам дополнительного образования в области физической
культуры.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

5.2.3. Методическое обеспечение процесса физического
воспитания.

ПК 3.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.


Формирование профессиональной компетентности учителя технологии в свете перехода на ФГОС второго поколения

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по- новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, что является основным направлением образовательной национальной политики «Наша новая школа».

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. На смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной введения ФГОС в общеобразовательную школу представляется подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Таким образом, изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю.

Какой он, современный учитель?

Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём новизна стандарта второго поколения и современного урока?

Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность. Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника , занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Используя таблицу, рассмотрим характеристику основных изменений в деятельности педагога, работающего по федеральным государственным образовательным стандартам.

Предмет изменений

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности

Основные компетенции современного учителя:

    Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

    Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся (помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

    Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

    Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

    Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

    Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

    Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

    Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу обучающихся и руководить ею.

    Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

    Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий.

    Уметь организовать понятийную работу обучающихся.

    Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

    Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Сергей Найденов
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре .

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Свободно и широко мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и в соответствии с этим грамотно моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на высококвалифицированных, творчески мыслящих учителей , способных воспитывать гармонично развитую и конкурентоспособную личность в современном, динамично меняющемся мире. Решить такую задачу по силам только по-настоящему компетентным педагогам , то есть таким, которые способны свободно и нестандартно мыслить, принимать уверенные решения в любой проблемной ситуации, грамотно решать стоящие перед ними педагогические задачи, быть способными к постоянному профессионально -личностному самосовершенствованию. Таким образом, актуальной проблемой является формирование профессионально-педагогической компетентности учителя , под которой понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя , который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Профессиональная компетентность учителя , по мнению А. К. Марковой, В. А. Сластёнина, это сложное образование, включающее комплекс знаний , умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса и конкретного построения преподавания той или иной дисциплины.

А. К. Маркова различает следующие виды профессиональной компетентности : специальную (владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие , социальную (владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения , сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности, личностную (владение опытом личностной саморегуляции, приемами самовыражения, саморазвития, способность противостоять профессиональным деформациям личности) и индивидуальную (владение приемами самореализации и развития индивидуальности, творческого потенциала, готовность к профессиональному росту ). С точки зрения А. С. Белкина, В. В. Нестерова, педагогическая компетентность – это совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих реализацию компетенций . Структура педагогической компетентности , по их мнению, представлена рядом компетенций : - когнитивная компетенция (профессионально -педагогическая эрудиция) ; - психологическая (эмоциональная культура - культура ощущений и восприятий, общения с воспитанниками, в области формирования мотивов и развития способностей учащихся. Конструктивная компетентность включает умения конструирования урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т. д., а именно - планирования и моделирования предстоящей деятельности (своей и учащихся, выбора и структурирования содержания, средств, методов, форм организации учебной/воспитательной деятельности, выделения этапов деятельности и постановки задач. Организаторская (управленческая) заключается в умениях организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя . Например, правильная подача учебного материала на уроке состоит в постановке конкретных задач перед учениками, раскрытии смысла их решения, показе и объяснении физических упражнений , оказании помощи школьникам в их выполнении. Управление учащимися обеспечивает мобилизацию их внимания, четкое выполнение построений и перестроений, подготовку к двигательной деятельности, отработку отдельных видов упражнений, дозировку физической нагрузки . Свое поведение учитель строит , исходя из необходимости рационально распределять внимание, выбирать соответствующий тон общения с учениками, контролировать свои действия. Хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся - типичный признак опытности учителя . Мастеров педагогического труда отличает также высокий уровень самоорганизации. Особенно важна роль организаторской компетентности учителя в проведении внеклассной физкультурно-массовой , спортивной и оздоровительно-рекреационной работы с учащимися школы. Профессия учителя , в том числе и учителя физкультуры , относится к профессиям «повышенной речевой ответственности» , в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность , а внутри её конфликтологическая (умение конструктивного отношения к конфликтам, владение способами их анализа и разрешения) и риторическая компетентность (культура речевого взаимодействия) . Профессиональная речь учителя физической культуры в рамках учебнотренировочного занятия имеет свои особенности, связанные с речедвигательной координацией, важностью действенности слов учителя-тренера , лаконизма и четкости речи, активного использования невербальных средств для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона. Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры , занятиях в спортивных секциях, соревнованиях, так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, общественными и другими организациями. Исследовательская компетентность учителя физической культуры связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации, обеспечивающих способность к творческой инновационной деятельности. Проявляется в умениях формулировать проблемы и использовать эвристические методы для их решения, в способностях анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике исследовательской деятельности, умениях работать с литературными источниками, проводить практические экспериментальные исследования, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику, успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность, умениях оценить качество исследований в контексте социокультурных условий , этических норм профессиональной деятельности . Двигательная компетентность является специфической особенностью работы учителя физического воспитания . Она определяется содержанием самого предмета, как уроков физкультуры , так и внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями учителю необходимо рационально выбрать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений , приемами помощи и страховки школьников. Существенный участок работы учителя физкультуры - изготовление и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, подготовка площадок для игр, беговых дорожек и секторов для легкой атлетики и т. д., что непосредственно связано с выполнением хозяйственных функций педагога. Мы считаем важным в структуру профессионально-педагогической компетентности учителя физической культуры включить компетентность профессионально -личностного самосовершенствования, под которой понимается система профессионально-личностных качеств , определяющих способность педагога к непрерывному повышению своей эффективности в профессиональной области и культурно-личностному росту . Структурно компетентность профессиональноличностного самосовершенствования, по мнению К. А. Маринченко, включает ценностно-смысловой, когнитивно-теоретический и операциональный компоненты . В состав -личностного самосовершенствования учителей физической культуры входят : творческие жизненные ценности и нравственно обоснованные установки на карьерный рост и развитие потенциальных интеллектуальных и двигательных способностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки ; опыт саморазвития и саморегуляции; действенные профессиональные знания , умения, навыки, ориентировка в профессиональных ситуациях , требующих усовершенствования способов деятельности; готовность ставить и решать профессиональные задачи , требующие отхода от стереотипов и самоизменение; навыки составления индивидуальных программ оздоровления, оценки и коррекции осанки и телосложения; методы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Исходя из современных требований к профессиональной компетентности учителя физической культуры , можно выделить основные пути развития его педагогической компетентности : - работа в методических объединениях, творческих группах, исследовательская деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий (интерактивных, внедрение новых средств оценки результатов обучения, новых форм контроля; - трансляция собственного педагогического опыта, выступления на научнопрактических конференциях, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, выпуск статей и методических разработок; - использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивных средств обучения; - непрерывное профессионально -личностное самосовершенствование, регулярное посещение курсов повышения квалификации, участие в тренингах, направленных на повышение профессионального мастерства и личностный рост; - поддержание хорошей физической формы , совершенствование физических качеств и двигательных навыков. Реализация названных путей способствует, на наш взгляд, формированию компетентности профессионально -личностного самосовершенствования, а также гностического (познавательного, конструктивного, организаторского (управленческого, коммуникативного, исследовательского, двигательного компонентов , образующих профессионально-педагогическую компетентность учителя физической культуры .


Понятийный аппарат Компетенция (от лат. competentia – «принадлежность по праву») – круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.(Большой словарь иностранных слов) Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.(Большой словарь иностранных слов) Компетентность в образовании – уровень образованности. (О.Е. Лебедев) Компетентность в педагогике – способность действовать в ситуации неопределённости.


Уровни образовательных компетенций: - ключевые - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; - общепредметные - относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей; - предметные - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. (А.В.Хуторский)


Компоненты ключевых компетенций для педагога - коммуникативные компетенции: ориентирование в социальных ситуациях, определение личностных особенностей и эмоционального состояния других людей, выбор адекватных способов обращения с ними и реализация этих способов в процессе взаимодействия, распределение и концентрирование внимания, действие в публичной ситуации, привлечение к себе внимания, установление психологического контакта, культура речи, - информационные компетенции: объем знаний и способность к их приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, в научно-методической плоскости, а также общемировоззренческие,


Компоненты ключевых компетенций для педагога - регулятивные компетенции: целеполагание, планирование, мобилизация и устойчивая активность в достижении результатов, оценка результатов деятельности, рефлексия, - интеллектуально-педагогическая компетентность: комплекс интеллектуально-логической и интеллектуально- эвристической педагогической компетентности (по В.И.Андрееву), а именно - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация (интеллектуально-логические); генерирование идей, аналогия, фантазия, преодоление инертности мышления, критичность мышления (интеллектуально-эвристические),


Компоненты ключевых компетенций для педагога - операциональная компетентность: набор действий, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности, (то есть, по сути, педагогические умения) - прогностические, проективные, методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные действия.


Характеристики профессиональной компетентности 1. Эффективное использование индивидуальных способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность. 2. Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; гибкость при решении профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами. 3. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения профессиональных функций.


Компетенции специалиста по физической культуре и спорту: - общепрофессиональная (общенаучные и исследовательские компетенции), соответствующая уровню специалиста с университетским образованием; профессионально ориентирована на все основные группы направлений подготовки и связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений; определяет фундаментальность образования;


Общеотраслевая (образовательные и физкультурно- спортивные компетенции), относящаяся к подготовке специалистов по физической культуре и спорту, интегрирующей образовательную (психолого- педагогическую) и физкультурно-спортивную научно- практические сферы; относится к ориентации в общих теоретических, социально-экономических и организационно-управленческих вопросах сферы физической культуры и спорта и образовательной области, к планированию и организации работы коллектива, ресурсному обеспечению деятельности, системе менеджмента качества труда и т.д.; обеспечивает полипрофессионализм, готовность к решению общепрофессиональных задач (той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием в сфере физической культуры и спорта) и создает базу для специализации;


Специальная (педагогические, управленческие, рекреационные компетенции), относящаяся к профессиональным функциям а) учителя ФК и тренера, б) руководителя физкультурно-спортивной организации, сотрудника органов управления физической культурой и спортом, в) методиста (инструктора) по физической культуре, организатора в спорткомитете, муниципалитете, на предприятиях и в организациях, в общественных физкультурно-спортивных, молодежных и иных организациях, в культурно-просветительских учреждениях г) методиста (инструктора) по лечебной физической культуре как реализатора реабилитационных функций специалистов по физической культуре и спорту.


Общепрофессиональные компетенции Общенаучные - связаны с ориентацией в общих философских, социально-экономических, культурологических, исторических, научно-методических и др. вопросах. Исследовательские -связаны с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации и т.п., обеспечивают способность к творческой инновационной деятельности


Общеотраслевые компетенции Образовательные: Общетеоретические - научная сфера компетентности: история и философия образования, правовые основы образовательной деятельности, управление образовательными системами, основы педагогической деятельности, естественно-научные основы педагогической деятельности. Общепедагогические - научная сфера компетентности: принципы, закономерности, цели, содержание, методы обучения; принципы, закономерности, цели, содержание, методы воспитания; образовательные подходы и технологии. Общепсихологические - научная сфера компетентности: возрастная психология, психология деятельности, психология общения.


Общеотраслевые компетенции Физкультурно-спортивные: Общетеоретические - научная сфера компетенстности: история и социология ФК и С, экономика и менеджмент ФК и С, правовые основы ФК и С Отраслевые - научная сфера компетентности: теория физической культуры и спорта, содержание и виды ФК-С деятельности, научные основы школьного курса, основы воспитательной деятельности в ФК и С, педагогика ФК и С, психология ФК и С.


Специальные компетенции (педагогические) Целеполагающие: Ориентационные: предполагают ориентирование учащихся/воспитанников в нравственных ценностях. Развивающие: предполагают развитие мышления, воображения, умений, речи и т.д. учащихся. Мобилизующие: активизация внимания учащихся, развитие у них устойчивого интереса к учению, в т.ч., к занятиям ФК и С. Информационные: предполагают поиск, отбор и структурирование предметной и методической информации.


Специальные компетенции (педагогические) Организационно-структурные: Конструктивные: включают конструирование урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т.д. Организаторские: организация информации в процессе ее подготовки, деятельности и поведения учащихся. Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений и организация взаимодействия между участниками образовательного процесса. Гностические: включают исследование и диагностика отдельных учащихся/воспитанников и коллектива, уровней обученности и воспитанности учащихся, уровней их физического развития и спортивной подготовленности и т.д., самого себя как субъекта деятельности.


Специальные компетенции (рекреационные) Гностические: предполагают обогащение собственных знаний о способах и формах физической рекреации и реабилитации. Коммуникативные: включают установление конструктивных взаимоотношений между участниками физкультурно- рекреационной деятельности, создание благоприятного микроклимата, мотивация положительного отношения разных групп населения к активному отдыху. Проектировочные: предусматривают перспективное планирование стратегических, тактических, оперативных задач, связанных с организацией досуга школьников и проведением внеклассной и внешкольной физкультурной работы.


Специальные компетенции (рекреационные) Конструктивные: предполагают отбор и композиционное построение содержания физкультурно-рекреационной деятельности, выбор конкретных видов и форм организации активного отдыха для разных групп населения, способов и методов пропаганды ЗОЖ и активного отдыха. Организаторские: непосредственная реализация физкультурно- рекреационных замыслов.


Специальные компетенции (управленческие) Проектировочные (связаны с анализом, планированием и прогнозированием деятельности). Конструктивные (относятся к сфере разработки и принятия разнообразных управленческих решений, выполнения конкретных профессиональных действий). Мобилизационные (относятся к области мотивации и стимулирования деятельности подчиненных, коллектива). Коммуникативные (относятся к сфере конструирования деловых взаимоотношений и организации связей с внешней средой). Организаторские (относятся к рациональной организации деятельности, ее контролю и координированию).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама