THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего краяСлова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
…Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Я.Козловский «Слово»
Пусть зовётся оратором тот,
кто умеет своей речью
убеждать.
Цицерон

Оратор

Лицо, профессионально
занимающееся искусством
красноречия.
Лицо, произносящее речь.
Глашатай чего-нибудь.
Человек, обладающий даром
речи.

Оратор должен

Найти, что сказать.
Найденное расположить по порядку.
Придать ему словесную форму.
Всё это запомнить.
Произнести.

Роды красноречия

Академическое
Социальнополитическое
Судебное
Социально-бытовое
Духовное

Что такое правильная речь?

Оратор должен обладать высокой культурой
речи. Для этого необходимо знание норм
литературного языка и умение выбирать точные,
доходчивые и наиболее уместные средства для
выражения мысли.
Нормы языка – это общепринятые в речи
образованных людей правила произношения,
словоупотребления, грамматики.
Речевые (стилистические) ошибки допускаются
в результате нарушения нормы в ударении и
произношении, неверного выбора слова или его
формы и ошибочного построения
синтаксической конструкции.
При выборе слова следует учитывать его
значение, сочетаемость слова с другими
словами и другие особенности.
В ораторской речи рекомендуется
придерживаться книжных, а не разговорных
форм.

Владение собственным голосом

Выступающий должен чутко относиться к
звучащему слову.
Смысловое восприятие речи зависит от её
темпа, силы, высоты.
Оратор достигает большого эффекта, меняя
темп, силу, высоту своего голоса в
зависимости от содержания речи, то есть
избегая монотонности.
Выступающий с речью должен обладать
хорошей дикцией, то есть произносить слова
чётко и ясно.
Опытный оратор уделяет большое внимание
паузам: они позволяют делать
определённые смысловые акценты,
облегчают дыхание.

Как работать над устным выступлением

Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель,
название выступления с учётом состава слушателей и обстановки. Затем
составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический
материал.
Работая над книжными источниками, нужно использовать беглый просмотр,
выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки,
составлять конспекты и т.д.
После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо
конспект, тезисы, либо план.
Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить
на технику произношения, мимику, жесты.
Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его
положительные и отрицательные стороны.

Три способа выступления

Чтение – речь официального содержания.
Создание в момент произнесения.
Воспроизведение по памяти.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи

Если вы хотите быть по-настоящему
интеллигентным, образованным и
культурным человеком, обращайте
внимание на свой язык.
Говорите правильно, точно и экономно.
Чтобы выступление было
занимательным, всё, что вы говорите,
должно быть интересным и для вас.
Если выступающий с увлечением
рассказывает или читает и аудитория
это почувствует, то и слушателям

Продолжаю описывать каждый из шагов подготовки презентации. Наступила очередь второго шага

ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Я знаю, такой порядок подготовки может показаться порядком "шиворот-навыворот" - начинать с построения заключения. Писать бы тезисы по порядку, зачем отклоняться от естественного хода выступления. Но посмотрите на мое предложение с другой стороны. Заключение - это самая важная часть презентации. Формулировка целей в том виде, как они представлены в заключении, - это задача встречи в целом. Именно в заключении мы либо сделали, либо не сделали. Они будут или они не будут. Они купят или они не купят. Они станут Вашими союзниками или не станут.

Заключение - это увеличительное стекло. Поэтому, если мы сначала сфокусируемся на увеличительном стекле, а затем вернемся назад к вступлению и к общему содержанию, то все, что мы скажем и сделаем, будет построено так, чтобы привести к заключению и обосновать его. Мы получим хорошо структурированную презентацию, единую по замыслу и достигающую нашу цель.

Заключение настолько важно для Вас, что начинать подготовку с его формирования - не единственное требование. Если в срединной части Вашего выступления случайности Вам не помеха (конечно же, в разумных пределах), то заключение обязано пройти по ВАШЕМУ жесткому сценарию. И никаких поблажек господину Случаю.

Поэтому успешным будет заключение, с которым мы поступим так, как поступают профессионалы - НАПИШЕМ ЕГО И ВЫУЧИМ НАИЗУСТЬ.

Заключения могут быть разных типов. Выбрать лучше всего такой, в котором присущий Вам стиль изложения будет наиболее естественным. Некоторые из возможных вариантов заключения предлагает Девид А Пиплз в своей книге "Презентации плюс".

Заключение "Счастливый конец"

Перечислите сильные стороны и преимущества предмета вашего изложения. И покажите, что они те же самые, что характеристики идеала "Х", который был описан вами во вступлении.

Заключение "Мост над неспокойными водами"

Покажите, как функции и/или свойства вашего продукта/услуги позволяют потенциальному потребителю избежать проблем, минимизировать риск и достичь поставленных целей.

Заключение "Айсберг"

Предварительно решите, какими будут ключевые выводы вашей презентации. Они будут верхушкой айсберга. Ваше заключение (с изображенным айсбергом) сведет воедино факты, доказательства, примеры и ссылки, находящиеся под поверхностью воды и поддерживающие вершину каждого айсберга.

Заключение "Последний экзамен"

Подготовьте наглядное пособие с выводом в одно предложение по каждому из основных тезисов. Оставьте незаполненное место для ключевого слова в каждом из предложений. Оно послужит обзором, выводами и напоминанием о важнейших тезисах.

Заключение "Головоломка-конструктор"

Разбейте цели покупателя на несколько частей. Затем покажите, как ваши рекомендации дают решение для каждой части - обеспечивая общее решение.

Эмоциональное заключение

Дейл Карнеги сказал: "Имея дело с людьми, помните, что вы имеете дело не с логичными созданиями, а с эмоциональными". Поэтому завершите эмоциональной цитатой уважаемого авторитета.

Напоминаю - Девид А. Пиплз написал свою книгу на основе опыта работы менеджеров по продажам фирмы IBM. Он сам - руководитель группы подготовки менеджеров этой фирмы. Предлагаемые им варианты заключений охватывают очень широкий спектр презентаций. Но все же акцент сделан на ситуациях, характерных для менеджеров "голубого гиганта".

Предложенные варианты заключений наиболее приемлемы в презентациях, проводимых в организациях и имеющих цель продать товар или услугу. Слушателей, как правило, от нескольких человек до нескольких десятков человек. Аудитория Вам мало знакома и представляется однородной по степени участия в действиях после презентации, по влиянию отдельных участников на развитие событий.

Ситуация меняется, если у Вас имеется дополнительная информация об аудитории. А именно, та информация, что позволяет обратиться к эмоциям ключевых людей Вашей аудитории. Или аудитория немногочисленна - один, два, три человека. В такой ситуации роль эмоциональности в заключении значительно возрастает. Люди принимают решения на основе эмоций. Ваши логические построения, приводящие к заключению, не заставят их действовать нужным Вам образом, если их эмоции скажут им: "Нет, это не то, что мне надо." Но если их эмоции будут на Вашей стороне, то здесь и понадобится вся логика Вашей презентации - для логического оправдания их эмоциональных решений.

В немногочисленной аудитории можно менять даже стиль Вашего выступления. Достаточно даже нескольких секунд личного общения со слушателями, чтобы понять их поведенческий стиль. И внести соответствующие корректировки в свой стиль выступления. Об этом мы еще поговорим в следующих выпусках.

При наличии возможности обратиться в заключении к эмоциям слушателей, сделайте это. Форма логического построения может быть любой из перечисленных выше. Но обязательно воспользуйтесь Вашей информацией об эмоциональных предпочтениях, о стиле поведения. В первую очередь на Вашей стороне должны быть чувства. Логика - всего лишь их служанка.

На этом я завершаю общую часть выпуска рассылки. Завершаю напоминанием. Не доверяйтесь случайностям.

НАПИШИТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫУЧИТЕ ЕГО НАИЗУСТЬ.

Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края Пусть зовётся оратором тот, кто умеет своей речью убеждать. Цицерон Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. …Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. Я.Козловский «Слово»








Что такое правильная речь? Оратор должен обладать высокой культурой речи. Для этого необходимо знание норм литературного языка и умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выражения мысли. Нормы языка – это общепринятые в речи образованных людей правила произношения, словоупотребления, грамматики. Речевые (стилистические) ошибки допускаются в результате нарушения нормы в ударении и произношении, неверного выбора слова или его формы и ошибочного построения синтаксической конструкции. При выборе слова следует учитывать его значение, сочетаемость слова с другими словами и другие особенности. В ораторской речи рекомендуется придерживаться книжных, а не разговорных форм.


Этапы подготовки речи С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи: С античных времен в риторике принято выделять пятиступенчатую схему этапов подготовки речи: Инвенция -- изобретение Диспозиция -- расположение Элокуция -- выражение Меморио -- запоминание Акцио -- произношение


Владение собственным голосом Выступающий должен чутко относиться к звучащему слову. Смысловое восприятие речи зависит от её темпа, силы, высоты. Оратор достигает большого эффекта, меняя темп, силу, высоту своего голоса в зависимости от содержания речи, то есть избегая монотонности. Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, то есть произносить слова чётко и ясно. Опытный оратор уделяет большое внимание паузам: они позволяют делать определённые смысловые акценты, облегчают дыхание.


Этап изобретения (инвенция) Выступающий должен: определить Цель и вид речи; выявить Уровень подготовки и деятельность свои и слушателей; отобрать информацию для раскрытия темы, выделить наиболее значимое для сообщения; решить, Писать ли текст выступления?


Этап расположения (диспозиция) Выступающий должен: Составить план; выписать к пунктам плана цифры, цитаты, примеры; продумать, какие будут Вступление, основная часть выступления, заключение; определить переходы от одной части к другой; решить, какие Приемы изложения и объяснения материала будут использоваться.






Этап произнесения (акцио) На этапе произнесения оратор должен: Установить и поддерживать контакты с аудиторией; знать психологию слушателей; обратить внимание на жесты, мимику, внешний вид говорящего; продумать Способы борьбы со страхом и волнением; проанализировать удачные и неудачные Выступления других ораторов;


Как работать над устным выступлением Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Работая над книжными источниками, нужно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д. После подбора материала к выступлению пишут либо его полный текст, либо конспект, тезисы, либо план. Репетиция – необходимая часть подготовки. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты. Необходимо проанализировать своё выступление, чтобы учесть его положительные и отрицательные стороны.




Дмитрий Сергеевич Лихачёв о важнейших признаках хорошей публичной речи Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Чтобы выступление было занимательным, всё, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Если выступающий с увлечением рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно. Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные.


Практикум по риторическим фигурам и тропам 1. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях? Слово это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: оно должно подымать за собой известную тяжесть. И только по тому, сколько оно захватывает и подымает за собой чужого настроения, мы оцениваем его значение и силу... Тогда художественные способности растут, оживляются, крепнут. Замкнутые в изолированном самоудовлетворении, они все утончаются, теряют силу и жизненность, хиреют или обращаются на односторонние, исключительные настроения, чисто экзотического характера. (В. Г. Короленко)


2. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях? 2. Какие риторические фигуры и тропы используются в высказываниях? Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие возвышенно, а средние с умеренностью. (Цицерон)




Практикум по видам и родам красноречия 3. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения. 3. Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения. В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека. Первая из них свобода слова где бы то ни было на свете. Вторая свобода религиозных культов везде и всюду на свете. Третья свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете. Четвертая свобода это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете. В будущем, которое мы стремимся освободить от тревог и опасений, перед нами открывается мир, построенный на основе четырех неотъемлемых свобод человека. Первая из них свобода слова где бы то ни было на свете. Вторая свобода религиозных культов везде и всюду на свете. Третья свобода от нужды, которая, согласно принятым во всем мире понятиям, означает взаимопонимание в сфере экономических отношений, обеспечивающее для каждого государства мирную зажиточную жизнь его граждан всюду на свете. Четвертая свобода это свобода от страха, которая, говоря теми же словами, означает сокращение во всем мире вооружений в такой степени, в такой полной мере, что ни одно государство не будет в состоянии совершить акт агрессии против любого своего соседа нигде на свете. Франклин Д. Рузвельт О. О четырех свободах. Франклин Д. Рузвельт О. О четырех свободах.


Определите, к какому роду и виду красноречия относится текст. Обоснуйте свою точку зрения. На этом торжественном собрании считаю своим приятным долгом еще раз выразить благодарность Шведской Королевской академии, присудившей мне Нобелевскую премию. На этом торжественном собрании считаю своим приятным долгом еще раз выразить благодарность Шведской Королевской академии, присудившей мне Нобелевскую премию. Я уже имел возможность публично свидетельствовать, что это вызывает у меня чувство удовлетворения не только как международное признание моих профессиональных заслуг и особенностей, присущих мне как литератору. Я горжусь тем, что эта премия присуждена писателю русскому, советскому. Я представляю здесь большой отряд писателей моей родины. Я уже имел возможность публично свидетельствовать, что это вызывает у меня чувство удовлетворения не только как международное признание моих профессиональных заслуг и особенностей, присущих мне как литератору. Я горжусь тем, что эта премия присуждена писателю русскому, советскому. Я представляю здесь большой отряд писателей моей родины. Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее плотно охватывать мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников. Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое маленькое "я" центром мироздания. Этот жанр по природе своей представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста. Я уже высказал также удовлетворение и тем, что эта премия является косвенно еще одним утверждением жанра романа. Нередко за последнее время приходилось слышать и читать, по совести говоря, удивлявшие меня выступления, в которых форма романа объявлялась устаревшей, не отвечающей требованиям современности. Между тем именно роман дает возможность наиболее плотно охватывать мир действительности и спроецировать на изображении свое отношение к ней, к ее жгучим проблемам, отношение своих единомышленников. Роман, так сказать, наиболее предрасполагает к глубокому познанию окружающей нас огромной жизни, а не к попыткам представить свое маленькое "я" центром мироздания. Этот жанр по природе своей представляет самый широкий плацдарм для художника-реалиста. М.А. Шолохов. Речь по случаю присуждения Нобелевской премии. М.А. Шолохов. Речь по случаю присуждения Нобелевской премии.


Лабораторная работа Подготовьте устное выступление об истории родного края, используя как вербальные, так и невербальные средства воздействия на аудиторию Проведите репетицию выступления перед зеркалом или видеокамерой Проанализируйте собственное выступление, исправьте допущенные ошибки



Борьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру и содержание своей речи. Выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей:

    прямое требование внимания от слушателей;

    обращение к слушателям с неожиданным вопросом;

    риторический вопрос – не предполагающий ответа;

  • вопросно-ответный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, т. к. он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы.

    оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т. п.

Заключение . Заключение – это логическое и эмоциональное завершение всей речи.

    заключение должно быть запоминающимся, деловым и вместе с тем обобщающим содержание речи;

    прекрасно воспринимается заключение, в котором эмоционально и образно еще раз подчеркивается цель устного выступления;

    какова бы ни была тема выступления, завершить его всегда необходимо на позитивной ноте.

Требования к речи выступающего

    Доходчивость речи.

Умение сказать просто, доходчиво о сложном – большое искусство и нелегкий труд. Есть афоризм: «Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело».

Залогом успеха является – глубокое знание выступающим предмета речи.

Добиться доходчивости речи – это прежде всего говорить на языке аудитории.

    Правильность речи – соответствие литературным нормам ударения, произношения, словоупотребления, образования грамматических форм, построения синтаксических конструкцийобязательное условие публичной речи.

    Говорить кратко, живо и просто – неотъемлемое требование к публичной речи.

Говорить кратко – большое искусство, и оно не приходит само собой. Надо научиться сокращать тексты, отсеивать лишнее, ненужное.

Хорошую помощь оратору оказывает неоднократное повторение тех или иных мест будущего выступления, каждый раз во все более сжатом виде.

    Говорить, размышляя! Хороший оратор творит свое слово во время речи. Именно в этом случае размышляет вместе с выступающим и аудитория. О таких выступающих говорят: видно, что он думает и говорит, говорит и думает.

Манера «размышления» – одна из самых продуктивных в публичной практике.

    Эмоциональность речи – залог ораторского успеха.

«Мысль входит вратами чувств» – говорили древние.

Как же добиться эмоциональности?

    говорить о том, что волнует людей;

    видеть то, о чем говоришь;

Если оратор, работая над своим выступлением, не видит за словами того, о чем он думает и пишет, то и слушатель ничего за ними не увидит. Но если он хорошо видит то, о чем будет говорить, то даже самые простые слова вызывают у слушателя те мысли, чувства и состояния, какие оратор хотел ему передать;

    вовлекать слушателей в речь, следует употреблением выражения: «Мы с вами неоднократно обсуждали…», «Мы согласились с тем, что… », «Мы пришли к выводу…», «Подведем итоги» и т. д.;

    использовать богатство интонаций;

    самому испытывать те эмоции, которые хотел бы возбудить у слушателей. Оратору следует постоянно помнить: чтобы зажечь людей, надо гореть самому, проявлять заинтересованность к тому, о чем говоришь;

    использовать жесты, позу, мимику.

С. Джонсон, один из великих сатириков, как-то сказал о своем современнике: "Он не только скучен сам по себе, но и одним своим видом нагоняет тоску на окружающих". Это высказывание можно считать справедливым по отношению ко многим выступающим. Очень часто все становится ясно уже после первого произнесенного предложения, и если оно неудачное, то привлечь внимание слушателей невозможно.

Именно поэтому существует проблема "образа оратора". Много пишут и говорят о "личности оратора", о том, что от него требуется, каким он должен быть (эрудиция, культура и т.д.). Но мы не имеем в виду реальную личность, выступающую перед аудиторией. Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать в роли лидера или трибуна, в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и т.д. Это вопрос стратегии.

И здесь, прежде всего, важно помнить о видах внимания аудитории. В том случае, когда внимание возникает независимо от воли, сознания, говорят о непроизвольном внимании. Непроизвольное внимание возникает всякий раз, когда:

  • 1) человек сталкивается с чем-то необычным, неожиданным, интересным для него;
  • 2) в поле зрения или слуха человека попадает то, что его волнует, заботит, соответствует практическим интересам и потребностям;
  • 3) действует сильный, меняющий свою интенсивность или контрастный раздражитель.

Непроизвольное внимание не утомляет, так как оно возникает "само" и не требует нервных затрат. Однако оно не устойчиво, легко переключается на другой объект.

Сосредоточиваясь на каком-то предмете или процессе сознательно, усилием воли, слушатели организуют произвольное внимание. Произвольное внимание возникает при выполнении обязательной, но неинтересной работы. Оно сопровождается нервными затратами, утомляет.

Если внимание возникло как сознательное, волевое, но затем поддерживается без всяких усилий со стороны слушателей, т.к. они захвачены выступлением, это - проявление послепроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание не утомляет и может длиться весьма долго (пример - ораторы древности, которых слушали по 5-6 часов).

Очень важно обращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если раньше обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то сейчас ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стало проще, без прикрас, более деловым.

Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. Обращение, по возможности, должно учитывать состав слушателей: дорогие сослуживцы, уважаемые друзья, дорогие коллеги. Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.

Довольно часто употребляемое обращение "уважаемые присутствующие" достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь "присутствующие". Обращение не обязательно в начале речи, его можно использовать в любой ее части. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.

Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.

Кроме того, очень важна настроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни недооценки, ни переоценки ее. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и т.д.). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо труднее.

К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.

Так, Гамильтон говорил: "Настройся на своих слушателей. Подумай о том, что больше привлекает их внимание, что они хотели бы услышать, что у них вызывает приятные воспоминания, и намекни на вещи, которые они знают ".

Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его.

Каковы эти люди, которые меня слушают? Что они думают, что они чувствуют, что они знают, что хотели бы услышать и что я должен им сказать? То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?

Поучителен анекдот о добропорядочном гражданине, который однажды захотел почитать умную книгу. И попала ему в руки книга И. Канта "Критика чистого разума ". Через три минуты он захлопнул книгу и подумал, качая головой: "Дружище Кант, мне бы твои заботы!" Оратор тоже может оказаться в положении Канта.

Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому.

Обычно вступление способно захватить и увлечь слушателей. Но как сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления, чтобы, как справедливо замечал О. Эрист, "избежать ситуации, когда четверть слушателей занята "перевариванием" содержания выступления, а три четверти борются со сном"?

Важнейшее условие поддержания внимания к выступлению - его содержательность, т.е. новая. Неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.

Изложение должно быть доступным, необходимо учитывать культурно-образовательный уровень слушателей, их жизненный опыт.

Никогда не следует забывать следующее: многие люди слышат именно то, что хотят услышать. Прав был Квинтилиан, когда говорил: "То, что оскорбляет уши, не может проникнуть в душу человека".

Поддерживает внимание сопереживание, которое возникает, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом наступает заинтересованная тишина.

Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.

Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса. Жесты, идущие "от сердца", усиливают эффект речи, делают ее более выразительной. Помогают убедить слушателей.

Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: "Что делать со своими руками?", "Как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения?" Но лучше вопрос сформулировать по-другому: "Как руки могут мне помочь?".

Нельзя руки держать в карманах, это говорит о плохих манерах. К тому же, держа руки в карманах, вы не сможете научиться пользоваться ими. Пользуйтесь руками, чтобы создать образы своих друзей.

По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться. Но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и Вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей.

Лучше всего, когда поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и естественные, а не небрежные и вызывающие. Когда слушатель видит перед собой мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мыслей. Шаблонных жестов не существует, есть жесты приглашающие, отвергающие, повелительные, вопросительные.

  • 1. Около 90% жестов необходимо делать выше пояса. Жестикуляция ниже пояса часто имеет значение неуверенности, неудачи, растерянности.
  • 2. Локти не должны находиться ближе чем на 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета.
  • 3. Жестикулируйте обеими руками. Самое трудное - начать пользоваться жестами, которые вы считаете приемлемыми.

Жесты - первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: "Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка".

Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать. В речи необходимы паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос. Нужно помнить, что человек активно может слушать в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

О. Эрнст советует применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий. Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.

Чем сложнее выступление, тем больше усилия приходится прилагать слушателям для концентрации своего внимания. Классическим приемом, с помощью которого можно снять эмоциональную напряженность, является юмор. Благодаря юмору создается естественная пауза для отдыха интеллекта.

Однако чувство юмора - природный дар. И если оно не развито, надо хотя бы это осознавать. Неловко становится, когда видишь человека на трибуне, который усиленно смешит сам себя. Более безопасны в этом смысле юмористические зарисовки - парадоксальные примеры, забавные истории из жизни великих людей, исторические анекдоты и т.п. Впрочем, их тоже нужно уметь рассказывать.

Например, характеризуя особенности формального общения, лектор привел историю из жизни Марка Твена, большого любителя подшутить. Как-то раз писатель опоздал на званый ужин. Извинился перед присутствующими и виноватым тоном продолжал: "Я просто вынужден был забежать к моей тетушке и задушить ее". Его выслушали с любезными улыбками и стали утешать: "Ну, ничего, не стоит так оправдываться".

Однако, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время Д.И. Писарев сказал: "Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство".

Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. "Глаза не только "слушают" * они и "отвечают", - замечает Р. Хофф. Если почувствуется непонимание или равнодушие в ответном взгляде, есть возможность спасти положение, пояснив сказанное или сказав нечто, что заденет слушателей за живое.

Если контакт установлен с какой-то частью зала, по закону эмоционального заражения он охватывает всех. А контакт без взгляда не устанавливается. "Ваши глаза должны помочь в претворении в жизнь главной цели: ваши мысли должны достичь слушателей, ваши глаза должны соединиться с глазами слушателей, как твердое рукопожатие друзей", - советует Ф. Снелл.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама