THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Вместе вышли из Скейских ворот Гектор и Парис. Обрадовались троянцы, увидав обоих героев. Снова воспрянули они духом, и началась опять яростная битва. Многих героев сразили Гектор, Парис и Главк. Стали отступать греки. Увидела это светлоокая дочь Зевса и помчалась к священной Трое. Мчащуюся с Олимпа богиню встретил у столетнего дуба, росшего на краю поля, бог Аполлон. Он спросил богиню Афину, не спешит ли она на помощь грекам, и убедил ее помочь ему прекратить битву. Согласилась Афина. Решили боги, чтобы прекратить битву, внушить Гектору вызвать на единоборство славнейшего из героев-греков. Едва решили это боги, как тотчас прозрел их решение вещий сын Приама Гелен. Подошел он к своему брату Гектору и посоветовал ему вызвать на единоборство греческого героя. Гелен открыл Гектору, что он слышал голос небожителей, повелевающих так поступить, и что не судьба погибнуть Гектору в этом единоборстве.

Гектор тотчас прекратил битву, остановив троянцев; то же сделал и Агамемнон. Успокоилось поле битвы, и воины, утомленные боем, сели на землю. Афина-Паллада и Аполлон, взлетев, подобно хищным ястребам, сели на столетнем дубе, любуясь на войска троянцев и греков. Когда успокоились все, Гектор громко вызвал одного из греческих героев на единоборство. Он обещал не осквернять трупа убитого и не снимать с него доспехов и требовал, чтобы это обещал и герой греков, если будет победителем. Выслушали греки вызов Гектора, но все молчали, никто не решался выйти против Гектора. Страшно разгневался на них Менелай, он сам хотел вступить в единоборство с Гектором, но его удержал Агамемнон: он боялся, что погибнет его брат от руки Гектора, с которым даже Ахилл опасался сражаться. Стыдил греков и старец Нестор. Лишь только умолкла его гневная речь, как сразу выступило вперед девять героев: царь Агамемнон, Диомед, оба Аякса, Идоменей, Мерион, Эврипил, Фоант и Одиссей. По совету Нестора, решили бросить жребий между героями. Когда жребии были положены в шлем, Нестор стал сотрясать его, чтобы выпал чей-нибудь жребий.

Герои молили богов, чтоб выпал жребий Аякса Теламонида, Диомеда или Агамемнона. Пал жребий на Аякса. Обрадовался могучий Теламонид Аякс. Надел он свои доспехи и вышел вперед на место поединка. Он шел, подобный богу войны Аресу, огромный, могучий и грозный. Пред собой он нес окованный медью щит, большой, как башня, и потрясал тяжелым копьем. Ужаснулись, увидя Аякса, троянцы, страх проник в грудь Гектора. Грозно взглянули друг на друга бойцы. Первым бросил копье Гектор. Не пробил он щита Аякса. Метнул свое копье Аякс и насквозь пробил щит Гектора. Пробило копье и броню Гектора и разорвало хитон. От гибели спасся Гектор лишь тем, что отскочил в сторону. Вырвали копья герои и сшиблись вновь. Гектор опять ударил копьем в щит Теламонида, не согнулось острие его копья. Аякс же еще раз пробил щит Гектора и легко ранил его н шею. Не прервал боя Гектар, он поднял громадный камень и бросил им в щит Аякса; загремела медь, покрывавшая громадный щит, Аякс же схватил еще более тяжелый камень и с такой силой метнул его в шит Гектора, что проломил щит и ранил Гектора и ногу. Упал Гектор на землю, но бог Аполлон быстро поднял его.

Схватились за мечи герои, они изрубили бы друг друга, если бы не подоспели глашатаи и не простерли бы между ними жезлов.

Кончите бой, герои! - воскликнули глашатаи, - мы видим все, что вы великие воины, обоих вас одинаково любит Зевс. Наступает уже ночь, необходим всем отдых.

Глашатай, - обратился Аякс к глашатаю троянцев, - то, что ты сказал, сказать бы должен сам Гектор, ведь он вызвал на единоборство. Я готов прекратить борьбу, если он пожелает. Тотчас ответил Аяксу Гектор:

О, Теламонид, боги даровали тебе и рост великий, и силу, и разум, ты - славнейший из героев греческих. Кончим сегодня наш поединок. Мы после можем еще встретиться с тобой на бранном поле. Но расходясь, почтим друг друга даром на память о нашем единоборстве. Пусть вспоминают воины Трои и Греции, что герои бились, пылая друг против друга враждой, но разошлись примиренными, как друзья.

Сказав это, Гектор снял украшенный серебром меч и подал Аяксу, а Аякс дал в дар Гектору пурпурный драгоценный пояс. Так кончился поединок героев. Радовались троянцы, что невредимым вышел из единоборства с могучим Аяксом Гектор, и с торжеством провожали его в Трою. Ликовали и греки, увидев, какой могучий герой Теламонид Аякс. Царь же Агамемнон устроил пир в честь Аякса, созвав на него всех вождей. До вечера пировали вожди.

Когда окончен был пир, старец Нестор на собрании греческих вождей дал совет прекратить на день битву, чтобы предать погребению павших героев и построить стену с башнями вокруг стана и кораблей, чтобы была эта стена защитой грекам, а у стены вырыть глубокий ров. Согласились с советом Нестора вожди и разошлись до утра по своим шатрам.

Собрали совет вождей и троянцы. На этом совете Антенор советовал выдать грекам прекрасную Елену и похищенные сокровища. Но Парис ни за что не соглашался выдать Елену, он соглашался вернуть только сокровища Менелая, прибавив к ним дары от себя. Царь Приам дал совет отправить утром к грекам вестника, который должен был передать им предложение Париса, если же греки не согласятся с этим предложением, то продолжать битву до тех пор, пока не дадут боги окончательной победы той или другой стороне. Согласились троянцы с предложением Приама. Когда же настало утро, троянцы послали вестника к грекам, но они отвергли предложение Париса, согласились они только прервать битву на день, чтобы похоронить убитых воинов.

Еще до восхода солнца троянцы и греки приступили к погребению павших воинов. Они свезли тела к кострам и сожгли их. Затем греки выстроили за один день вокруг лагеря высокую стену с башнями и вырыли пред ней глубокий ров, Дивились даже боги-олимпийцы на эту работу греков. Только бог Посейдон разгневался на греков за то, что не принесли они жертв богам, воздвигая стену. Но громовержец Зевс успокоил Посейдона. Он дал ему совет разрушить потом стену греков и опять покрыть берег морским песком.

Греки же, окончив работу, стали готовить себе ужин. В это время прибыли с Лемноса корабли с вином. Обрадовались греки, быстро раскупили они вино, и начался пир в лагере. Не спокоен был пир греков. Громовержец Зевс раскатами грома предвещал им много бед. Часто овладевал страх пирующими, и они расплескивали из кубков вино. Никто из греков не осмелился пить, не совершив возлияния в честь грозного Зевса. Наконец, окончен был пир, и в сон погрузился весь греческий стан.

(или Эрибеи ). Двоюродный брат Ахилла . Пребывая в гостях у Теламона, Геракл вознес молитву о рождении ребёнка, а Зевс послал орла , от которого и получил имя Эант [как? ] . По одной из версий, его тело было неуязвимо, ибо когда-то его завернул Геракл в свою львиную шкуру, но уязвимым местом была подмышка .

Суд и смерть

После гибели Ахилла спорил за право владеть его оружием с Одиссеем . Либо судьями были троянцы , либо ахейцы подслушали разговор троянцев. Афина советовала Одиссею, как отвечать . Из-за гнева Афины Агамемнон и Менелай отказали ему и передали оружие Одиссею . Эант впал в безумие. Под воздействием Афины он перебил стадо баранов , принадлежавшее ахейцам , принимая их за вождей ахейцев. Покончил с собой тем мечом, который получил от Гектора , призывая гнев Эриний на Атридов . Есть много версий смерти Эанта .

Последующая традиция

Превратился в цветок, похожий на гиацинт . Единственный из погибших под Троей был похоронен в гробу . Могила его в Ретее (Ройтее) . Святилище Эанта в Ретии, там его могила и статуя . Когда Одиссей потерпел кораблекрушение, оружие Ахилла было выброшено на могилу Эанта . В следующей жизни его душа выбрала жизнь льва .

Трагическая смерть героя была излюбленной темой у древних авторов. Известно, что её изобразил и Эсхил , но до нас дошла лишь трагедия Софокла «Аякс ».

Эпитафии Эанта писали Асклепиад и Антипатр .

В переносном смысле «два Аякса» - неразлучные друзья.

См. также

Источники

  1. Мифы народов мира . М., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.146-147; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей . М., 2001. В 3 т. Т.1. С.29
  2. Гигин. Мифы 97
  3. Гесиод. Великие Эои, фр.250 М.-У.; Пиндар. Истмийские песни VI 53
  4. Эсхил. Фракиянки, фр.83 Радт; Пиндар; Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Эсхил. Трагедии. М., 1989. С.298; Ликофрон. Александра 457
  5. Гесиод. Перечень женщин, фр.204 М.-У.; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 10, 8 далее; Гигин. Мифы 81
  6. Гомер. Илиада II 557; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 11; Гигин. Мифы 97
  7. Гигин. Мифы 112
  8. Гигин. Мифы 113
  9. Гигин. Мифы 114
  10. Гигин. Мифы 273
  11. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 5
  12. Квинт Смирнский. После Гомера IV 246-302
  13. Лесх. Малая Илиада, фр.2, 32 Бернабе; Пиндар. Немейские песни VIII 27; Овидий. Метаморфозы XIII 1-385
  14. Гомер. Одиссея XI 547
  15. Лесх. Малая Илиада, фр.2 Бернабе
  16. Гигин. Мифы 107
  17. Лесх. Малая Илиада, синопсис; Софокл. Эант 21-27
  18. Арктин. Эфиопида, фр.3 Ивлин-Уайт
  19. Софокл. Эант 658-664; Гигин. Мифы 107; Квинт Смирнский. После Гомера V 557-562
  20. Софокл. Эант 836-866
  21. Софокл. Драмы. М., 1990. С.460-461
  22. Овидий. Метаморфозы XIII 386-398
  23. Лесх. Малая Илиада, фр.4 Ивлин-Уайт
  24. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 7; Дион. Троянская речь 128
  25. Страбон. География XIII 1, 30 (стр.595)
  26. Павсаний. Описание Эллады I 35, 4
  27. Платон. Государство X 620b
  28. Павсаний. Описание Эллады II 29, 4
  29. Платон. Алкивиад I 121а
  30. Геродот. История V 66
  31. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека XVII 17, 3
  32. Асклепиад. Эпиграмма 29 Пейдж; Антипатр Сидонский. Эпиграмма 7 Пейдж
  33. Аристотель. Риторика II 23
  34. Полемон, фр.95 Преллер, см. Ахилл Татий. Левкиппа и Клитофонт III 20
  • Григоревский, «Аякс, герой греч. поэзии» («Фил. Зап.», 1867 г., № 5, 6 и 1868, № 2).
  • Гомер. Илиада: М., 1984. Перевод с древнегреч. Н.Гнедича.

Напишите отзыв о статье "Аякс Великий"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Аякс Великий

И начиная с французской революции разрушается старая, недостаточно великая группа; уничтожаются старые привычки и предания; вырабатываются, шаг за шагом, группа новых размеров, новые привычки и предания, и приготовляется тот человек, который должен стоять во главе будущего движения и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
Человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз, самыми, кажется, странными случайностями продвигается между всеми волнующими Францию партиями и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников, искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека выдвигают его во главу армии. Блестящий состав солдат итальянской армии, нежелание драться противников, ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. Бесчисленное количество так называемых случайностей сопутствует ему везде. Немилость, в которую он впадает у правителей Франции, служит ему в пользу. Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются: его не принимают на службу в Россию, и не удается ему определение в Турцию. Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели и всякий раз спасается неожиданным образом. Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу, по разным дипломатическим соображениям, не вступают в Европу до тех пор, пока он там.
По возвращении из Италии он находит правительство в Париже в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство, неизбежно стираются и уничтожаются. И сам собой для него является выход из этого опасного положения, состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку. Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему. Неприступная Мальта сдается без выстрела; самые неосторожные распоряжения увенчиваются успехом. Неприятельский флот, который не пропустит после ни одной лодки, пропускает целую армию. В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний. И люди, совершающие злодеяния эти, и в особенности их руководитель, уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря и Александра Македонского и что это хорошо.
Тот идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только ничего не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное сверхъестественное значение, – этот идеал, долженствующий руководить этим человеком и связанными с ним людьми, на просторе вырабатывается в Африке. Все, что он ни делает, удается ему. Чума не пристает к нему. Жестокость убийства пленных не ставится ему в вину. Ребячески неосторожный, беспричинный и неблагородный отъезд его из Африки, от товарищей в беде, ставится ему в заслугу, и опять неприятельский флот два раза упускает его. В то время как он, уже совершенно одурманенный совершенными им счастливыми преступлениями, готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж, то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его год тому назад, теперь дошло до крайней степени, и присутствие его, свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
Он не имеет никакого плана; он всего боится; но партии ухватываются за него и требуют его участия.
Он один, с своим выработанным в Италии и Египте идеалом славы и величия, с своим безумием самообожания, с своею дерзостью преступлений, с своею искренностью лжи, – он один может оправдать то, что имеет совершиться.
Он нужен для того места, которое ожидает его, и потому, почти независимо от его воли и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки, которые он делает, он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью, и заговор увенчивается успехом.
Его вталкивают в заседание правителей. Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим; притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи, которые должны бы погубить его. Но правители Франции, прежде сметливые и гордые, теперь, чувствуя, что роль их сыграна, смущены еще более, чем он, говорят не те слова, которые им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
Случайность, миллионы случайностей дают ему власть, и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; случайности делают характер Павла I, признающего его власть; случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему, но утверждающий его власть. Случайность посылает ему в руки Энгиенского и нечаянно заставляет его убить, тем самым, сильнее всех других средств, убеждая толпу, что он имеет право, так как он имеет силу. Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его, и никогда не исполняет этого намерения, а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. Случайность и гениальность дают ему победу под Аустерлицем, и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа, за исключением Англии, которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях, все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям, теперь признают за ним его власть, название, которое он себе дал, и его идеал величия и славы, который кажется всем чем то прекрасным и разумным.

Аякс (Αίας), в греческой мифологии имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В "Илиаде" они часто выступают рука об руку, в битве за стену, окружающую ахейский лагерь, в обороне кораблей, в сражении за тело Патрокла и сравниваются с двумя могучими львами или быками (Гомер, Илиада, XIII 197-205; 701-708).

Аякс и Кассандра, 1886 год,
художник Йозеф Соломон

Аякс Оилид (Αίας Oιλνιος), сын Оилея и Эриопиды (Эриопы), царь Локриды, предводитель ополчения в сорок человек из Локриды, области средней Греции. Искусный копьеметатель и прекрасный бегун, уступающий в скорости только Ахиллу. Его воины славятся как лучники и пращники. Этот, так называемый "малый Аякс", – не столь могуч и не столь высок ростом по сравнению с Аяксом Теламонидом (Гомер, Илиада, II 527-535). Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он совершил насилие над Кассандрой, искавшей защиты у алтаря Афины (Аполлодор, V 22; Вергилий, Энеида, II 403-406). По совету Одиссея ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями (Павсаний, X 31, 2), но тот нашёл убежище у алтаря той же Афины. Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в т.ч. корабль Аякса, метнув в него молнию). Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда Посейдон расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб. Тело его было погребено Фетидой на острове Миконос, вблизи Делоса (Гигин, Fab. 116). Святотатство Аякса по решению оракула жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме Афины, никогда не покидая его. Согласно Аполлодору и Полибию, этот обычай прекратил свое существование после Фокидской войны в 4 веке до нашей эры.

Аякс Теламонид (Αίας Τελαμώνιος), ведет свой род от Зевcа и нимфы Эгины. Он – внук Эака, сын Теламона и Перибеи, двоюродный брат Ахилла. Имя его связано с мифом, в котором фигурирует Геракл как друг саламинского царя Теламона. Во время посещения острова Саламин Геракл обращается с мольбой к Зевсу даровать Теламону доблестного сына; когда Зевс в знак согласия с просьбой Геракла посылает в виде знамени орла, Геракл советует Теламону назвать будущего сына именем Аias (от греч. aietos – орел; Аполлодор, III 12 7). Аякс Теламонид – царь Саламина, приведший под Трою двенадцать кораблей (Гомер, Илиада, II 557-558). Под Троей Аякс прославился как герой, уступающий в доблести только Ахиллу. Он огромен ростом (так называемый "большой Аякс"), грозен, могуч, вооружен громадным семикожным щитом, покрытым медью. Аякс выступает в бою как сам бог Арес, шагает крепко, потрясая мощным копьем. Он мечет в Гектора огромнейший камень и пробивает им щит врага. При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге, а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине.


античная фреска

Когда убит Патрокл и происходит борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывает поверженного, а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело Патрокла, отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев. В битве у кораблей Аякс противостоит Гектору. Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке двенадцать троянцев. После гибели Ахилла Аякс самоотверженно защищает от троянцев его тело и поэтому считает себя вправе унаследовать доспехи убитого героя. Однако доспехи присуждаются (причем судьями выступают троянцы или союзники ахейцев) Одиссею, и оскорбленный Аякс решает перебить ночью ахейских вождей. Но Афина, спасая ахейцев, насылает на него безумие и жертвой меча Аякса становятся стада скота. Когда рассудок возвращается к Аяксу, он не может пережить навлеченного им на себя позора и, обманув бдительность своей жены Текмессы и соратников, в отчаянии кончает жизнь самоубийством. Тело Аякса по решению Агамемнона не было предано огню, и его могилой стал Ретейский мыс (Аполлодор, V 6). Аякс не может забыть нанесенного ему Одиссеем оскорбления даже в аиде, где на приветливые речи Одиссея он отвечает мрачным молчанием, сохраняя и в царстве мёртвых непреклонный и упорный дух (Гомер, Одиссея, XI 541-565). Судьбе Аякса, его безумию и смерти посвящены трагедия Софокла "Аякс" и не дошедшая до нас трилогия Эсхила "Спор об оружии".

Аякс Теламонид почитался как герой. На агоре в городе Саламине находился храм Аякса (Павсаний, I 35, 3). Перед битвой у Саламина, как сообщает Геродот, греки принесли молитвы богам и призвали на помощь Аякса и его отца Теламона. Праздник аянтии в честь Аякса справлялся с большой торжественностью в Аттике и на Саламине. Близость Аякса к Афинам подчеркнута в "Илиаде", где говорится, что рядом с кораблями афинян Аякс поставил свои корабли.

Аякс Оилид и Аякс Теламонид относятся к очень древним мифологическим образам. Это необузданные и гордые герои, идущие не только против воли людей, но и против воли богов. Вероятно, что исконно оба Аякса составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определенную модификацию, представ в виде двух очень близких по своему духу и отличающихся скорее внешними чертами героев (Аякс большой и Аякс малый, Афаретиды, Диоскуры, Близнечные мифы). Может быть, Локрида и есть древнейшая родина героического архетипа, а Саламин – вторичен и появился в мифе через Теламона. Имя Теламон имеет характер нарицательный (на древнегреческом языке telamon, ремень или перевязь для щита и меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями. Частое совместное выступление обоих Аяксов в "Илиаде" также позволяет сделать предположение о первоначально едином образе Аякса.


Царство Флоры и Самоубийство Аякса, 1631 год,
Картинная галерея, Дрезден, автор Никола Пуссен

В античном искусстве Аякс Оилид изображается главным образом на монетах на Локриды, где он предстаёт в облике тяжеловооруженного воина, в вазописи (сцена насилия над Кассандрой), на фресках. Миф об Аяксе и Кассандре послужил сюжетом картин Питера Пауля Рубенса, Йозефа Соломона и других художников.
Аякс Теламонид – один из наиболее популярных персонажей. В вазописи воплощены различные сюжеты мифа: "Спор из-за доспехов Ахилла", "Самоубийство Аякса", "Поединок Аякса с Гектором и другими троянцами", "Участие Аякса в битве за тело Ахилла" и т.п. В европейском изобразительном искусстве извесны картины "Царство Флоры" Никола Пуссена, статуя "Аякс" Антонио Кановы и другие произведения.

Трагическая смерть героя Аякса Теламонида была излюбленной темой у древних авторов. Известно, что ее изобразил и Эсхил, но до нас дошла лишь трагедия Софокла. Пластика и живопись древности также охотно изображали подвиги обоих Аяксов.

Аякс (Аянт, Эант), греч. - имя двух троянской войны, бесславно кончивших свою жизнь. Один из них был огромного роста, другой - небольшого и соответственно их называли «Аякс Большой» и «Аякс Малый».

Аякс Большой (Теламонид) был сыном саламинского царя Теламона и самым могучим и храбрым из ахейских воинов . Три из его многочисленных подвигов остались в памяти последующих поколений. Аякс первым из ахейцев принял вызов Гектора на поединок и сражался с ним на равных, пока героев не разделила ночь. Он мужественно защищал ахейские корабли от троянцев, когда Гектор хотел их поджечь, и продержался в одиночку до тех пор, пока Ахилл не прислал на помощь свое войско во главе с Патроклом. Третьим из его славных подвигов было спасение тела Ахилла. После ожесточенного боя, прикрываемый Одиссеем, Аякс Большой принес тело Ахилла в греческий лагерь. Несмотря на силу, храбрость, открытый и честный характер, Аякс не имел большого веса в военном совете: он был человеком дела, и его физические способности явно преобладали над умственными.

Аякс не дождался победного конца троянской войны. По трагическому стечению обстоятельств, причиной его смерти стал именно последний его подвиг. Фетида, мать Ахилла, рассудила, что доспехи ее сына, изготовленные самим Гефестом, должны достаться тому, кто больше всех отличился в спасении тела Ахилла. Похоже, что Аякс и Одиссей в равной мере могли претендовать на доспехи убитого героя. Сведения об их споре противоречивы. Определенно известно лишь, что доспехи достались Одиссею, а Аякс кончил жизнь самоубийством.


Кадр из фильма «Троя» (2004), в роли Аякса Большого – актер Тайлер Мэйн.

Согласно одной из версий, на войсковом собрании было решено, что оружие достанется тому, кого пленные троянцы назовут своим злейшим врагом. Троянцы назвали Аякса; однако при подсчете голосов главнокомандующий Агамемнон фальсифицировал результаты, не без основания считая, что решение троянцев продиктовано желанием насолить Одиссею, от которого они видели больше всех зла. Победителем был назван Одиссей. Аякс пришел в ярость и так долго размышлял над , что у него ум зашел за разум - ничего удивительного, особенно если учесть, что он до глубокой ночи пытался утопить свое горе в вине. В конце концов, Аякс отправился к Агамемнону, чтобы свести с ним счеты. Однако по дороге он забрел по ошибке в загон для скота. Вообразив, что перед ним Агамемнон со своей дружиной, он набросился на спящих пастухов и всех их перебил вместе со скотом. Утром, протрезвев от вина и гнева, он ужаснулся своего поступка, ушел из лагеря на берег моря и там бросился на собственный меч.

По другой версии, арбитрами в этом споре были не пленные троянцы, а сами греки. Оба героя изложили свои притязания перед общевойсковым собранием: но Аякс сделал это так неуклюже, а Одиссей с таким ораторским искусством, что оружие было присуждено Одиссею. Большой Аякс, привыкший побеждать на поле боя, не снес своего поражения в ораторском поединке. «Никто не одолеет Аякса, кроме самого Аякса!» - воскликнул он и пронзил свою грудь мечом.


Самоубийство Аякса Большого.

Аякс Малый был сыном локрийского царя Оилея (Оилид). Несмотря на малый рост и буйный и дерзкий нрав, он был отличным воином, а в метании копья с ним мог сравниться только критский царь Идоменей. Он носил только «броню полотняную», поэтому обычно сражался бок о бок со своим могучим тезкой, который прикрывал его своим щитом. Больше всего он отличился при защите стены, которой был обнесен ахейский лагерь. Успешно отражая многочисленных врагов, он отступил лишь тогда, когда Сарпедон сорвал зубец со стены, а Гектор проломил ворота. Аякс Малый был также одним из воинов, которые в «троянском коне» попали в Трою и взяли штурмом укрепленный дворец Приама. После падения Трои Аякс обесчестил Кассандру у алтаря Афины, и разгневанная богиня не простила ему этого. Когда Аякс возвращался со славой и с богатой добычей, у острова Эвбея, за которым уже виднелась его родная Локрида, Афина наслала на мореходов бурю, и корабль Аякса разбился о скалу. Однако Посейдон сжалился над Аяксом и повелел волнам вынести его на берег. Оказавшись на берегу, Аякс призвал своих попутчиков смело брать пример с него - ведь только собственная сила и отвага помогли ему спастись. Бахвальство Аякса вывело Посейдона из себя, он расколол своим трезубцем скалу, на которой стоял Аякс, тот упал в море и погиб.

Таков был конец обоих Аяксов: могилой одного из них стало море, второго - высокий курган на берегах Дарданелл (по крайней мере, так утверждает послегомеровская традиция). В 1873 г. эту «могилу Аякса» исследовала Софи Шлиман, жена открывателя Трои. Она не нашла там человеческих останков, зато обнаружила, что основание могилы составляет кольцевидное сооружение из камня, напоминающее описание могил в «Илиаде»: «Кругом означил народ ахейский могилу, основание выложил камнем, после курган высокий насыпал из глины».


На фото: матч чемпионата Нидерландов с участием клуба «Аякс».

Имя Аякса Большого до сих пор живет как символ силы в классических поговорках, в названиях мощных устройств (например, так назывался первый чешский паровоз в 1841 г.) и спортивных клубов. До нас оно дошло главным образом благодаря «Илиаде» Гомера и «Метаморфозам» Овидия. Однако сохранилась и ранняя трагедия Софокла «Аякс» (30-е гг. 5 в. до н. э.). Светоний сообщает, что одноименную трагедию написал и римский император Август, имевший обыкновение сочинять в бане при купанье: «3а трагедию он было взялся с большим пылом, но не совладал с трагическим слогом и уничтожил написанное; а на вопрос друзей, что поделывает его Аякс, он ответил, что Аякс бросился на свою губку». Из этого можно судить, что Август был самокритичен, чего никак не скажешь о большинстве властителей.

Аяксы (Теламонид и Оилид) изображены на многочисленных античных вазах и нескольких рельефах. Наиболее популярны мотивы «Аякс играет с Ахиллом в кости», «Самоубийство Аякса», «Бой Аякса с Гектором», «Спор об оружии», «Аякс Теламонид с телом Ахилла», «Бой Аякса с Энеем», «Аякс в царстве мертвых», «Аякс Малый с Кассандрой».


«Аякс играет с Ахиллом в кости»

К сожалению, не сохранилась знаменитая картина древнегреческого живописца Паррасия «Спор Аякса и Одиссея об оружии Ахилла» (2-я пол. 5 в. до н. э.), поэтому придется довольствоваться лишь историческим анекдотом о ней. Паррасий представил эту картину на конкурс, однако победу в нем одержал Тиманф. Как высказался Паррасий, он сожалел об этом «не ради себя, а ради Аякса, который вот уже второй раз был побежден недостойным».

Художники нового времени обращались к этим образам сравнительно редко: «Аякс и Кассандра» Рубенса (1617), статуя Аякса Большого работы Кановы (ок. 1800) и немногие другие работы.

Аякс, Аянт (A i a z , род. падеж, A i a n t o z ) · имя двух участников ; оба воевали под Троей как соискатели руки . В “Илиаде” они часто выступают рука об руку: в битве за стену, окружающую ахейский лагерь (), в обороне кораблей ( , ), в сражении за тело ( , ) и сравниваются с двумя могучими львами или быками ( ; ).

Он известен своим буйным и дерзким нравом. Так, во время взятия Трои он совершил насилие над , искавшей защиты у алтаря (Apoilod. epit. V 22; Verg. Aen. II 403-406). По совету ахейцы собирались за это святотатство побить Аякса камнями (Paus. X 31,2), но тот нашел убежище у алтаря той же . Однако при возвращении флота из-под Трои разгневанная богиня разбила бурей у Кикладских островов ахейские корабли (в том числе корабль Аякса, метнув в него перун). Аякс спасся и, уцепившись за скалу, похвалялся, что он жив вопреки воле богов. Тогда расколол трезубцем скалу, Аякс упал в море и погиб. Тело его было погребено на острове Миконос, вблизи Делоса (Apollod. epit. VI, 6; Hyg. Fab. 116).

Святотатство Аякса по решению оракула жители Локриды искупали в течение тысячи лет, посылая в Трою ежегодно двух дев, которые прислуживали в храме , никогда не покидая его. Согласно Аполлодору (epit. VI 20) и Полибию (XII 5), этот обычай прекратился после Фокидской войны (IV в. до н.э.).

При появлении Аякса, несущего свой щит как башню, троянцы разбегаются в испуге (), а он продолжает разить врагов, бушуя на равнине (). Когда убит и происходит борьба за его тело, Аякс своим щитом прикрывает поверженного (), а затем помогает ахейцам унести с поля боя тело , отражая вместе с Аяксом Оилидом троянцев (). В битве у кораблей Аякс противостоит (). Защищая корабль от огня, он убивает в рукопашной схватке двенадцать мужей ().

Аякс Оилид и Аякс Теламонид относятся к очень древним мифологическим образам. Это необузданные и гордые , идущие не только против воли людей, но и против воли богов. Вероятно, что исконно оба Аякса составляли один целостный мифологический образ, который в дальнейшем претерпел определенную модификацию, представ в виде двух очень близких по своему духу и отличающихся скорее внешними чертами героев (Аякс большой и Аякс малый).

Может быть, Локрида и есть древнейшая родина героического архетипа, а Саламин – вторичен и появился в мифе через Теламона. Имя Теламон имеет характер нарицательный (греч. t e l a m w n , ремень или перевязь для щита и меча), и Аякс Теламонид выступает как обладатель знаменитого щита, удерживаемого крепкими ремнями. Частое совместное выступление обоих Аяксов в “Илиаде” также позволяет сделать предположение о первоначально едином образе Аякса.

Post Views: 1 853

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама