THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела предварительные итоги ЕГЭ 2017 года по обществознанию, литературе и физике.

ЕГЭ по обществознанию в основной период сдавали около 318 тысяч участников, ЕГЭ по физике – более 155 тысяч участников, ЕГЭ по литературе – более 41 тысячи участников. Средние баллы по всем трем предметам в 2017 году сопоставимы с результатами прошлого года.

Сократилось число участников ЕГЭ, которым не удалось преодолеть установленный минимальный порог по предметам: по обществознанию до 13,8% с 17,5% в прошлом году, по физике – до 3,8% с 6,1%, по литературе – до 2,9% с 4,4% годом ранее.

«Средние баллы сопоставимы с результатами прошлого года, это говорит о стабильности экзамена и объективности оценивания. Важно, что уменьшается количество непреодолевших минимальные пороги. Это происходит во многом благодаря грамотной работе с результатами ЕГЭ, когда они анализируются и используются в работе институтов повышения квалификации педагогов. По ряду регионов очень серьезные результаты дал проект «Я сдам ЕГЭ», - отметил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Благодаря использованию технологии сканирования работ участников в пунктах проведения экзаменов итоги ЕГЭ по обществознанию, литературе и физике были обработаны раньше сроков, установленных графиком выдачи результатов. Выпускники смогут узнать свой результат на день раньше.

Опубликованы новые проекты ЕГЭ 2017 года по всем предметам, уже видны новые контуры экзамена 2017. Новое — повторение старого, или нас опять ожидают серьезные изменения? Каким будет ЕГЭ по обществознанию 2017? Мнение эксперта ЕГЭ читаем далее!

Как прошло ЕГЭ 2016 по обществознанию?

Для начала — в штатном режиме! Без скандалов и происшествий, так сказать… Вот мнение о ЕГЭ 2016, например, бывшего министра образования и науки РФ Ливанова:

«Экзамен прошел на высоком организационном и технологическом уровне. Этому способствовали новые технологии, которые используются при проведении экзамена, и повышение ответственности и дисциплинированности организаторов и участников экзамена», – сказал министр образования и науки Дмитрий Ливанов на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.

Итак, основное о прошедшем ЕГЭ 2016 по обществознанию:


Уроки ЕГЭ 2016 по обществознанию

«В целом средние баллы по всем предметам сопоставимы с итогами прошлого года. Это говорит о стабильности экзамена, о том, что экзаменационные задания по уровню сложности аналогичны прошлым годам. Мы видим небольшой рост высокобалльников и уменьшение тех, кто не преодолел минимальные баллы», – это мнение руководителя Рособрнадзора Кравцова.

Прежде всего, отметим, что экзамен уже третий год проходит действительно честно, утечек материалов экзамена в сеть нет. Для широкой аудитории доступен только один вариант ЕГЭ 2016 года, который по итогам проведения досрочной волны экзамена был опубликован ФИПИ по каждому предмету.

В Европейской части страны ФИПИ «применил» против выпускников 2016 года 4 варианта письменной один из них, как явствует из отзывов сдававших, коллег, экспертов, был откровенно «завальным». Остальные решаемы. Вот с нашим разбором. И к которому также прилагается реальная работа выпускника в письменной части.

Условия экзамена на ЕГЭ 2017 будут ужесточаться. Уже в этом году исчезла в привычном нам виде тестовая часть, теперь это что, конечно, усложняет задачу «попасть» в ответ, что раньше было часто делом случая.

С 2013 года мы наблюдаем стабильное падение среднего балла по России на ЕГЭ по обществознанию:

2013 год — 56,23

2014 год — 55,4

2015 год — 53,3

В этом году, как отметили выше, скорее всего, еще хуже. Могу привести точную актуальную статистику с этим годом по

2014 год — 57,9

2015 год — 60

2016 год — 57,1

И здесь мы видим существенное падение.

Вообще, почти 20% не сдавших, это очень много, это каждый пятый сдававший. Возникает вопрос, почему так происходит? Кто виноват?

Объективно:

  1. Школа не готовит выпускника к ЕГЭ по необязательным предметам, учителя стараются отстраниться и не нести ответственности за его результат.
  2. На уровне федерального министерства и старый министр Ливанов сказал, что «…школу нельзя оценивать по результатам ЕГЭ», и новый Васильева, что «… учителя не должны на уроке в старших классах готовить детей к экзамену». Линия изменилась.
  3. Получается, что результат на ЕГЭ, например, по обществознанию — личное дело каждого выпускника и его родителей.
  4. Фактическая ответственность репетитора — той «палочке-выручалочке», на которую остается надеяться выпускнику, как все понимают, минимальна. Работает он, как правило, без договора, и никакой (по крайней мере юридической) ответственности перед родителями, если что, не несет.

Вот и мнение нового министра образования и науки Л. Васильевой о ЕГЭ.

Субъективно:


Каким будет ЕГЭ 2017?

Согласно уже утвержденному проекту расписания, ЕГЭ 2017 года по обществознанию пройдет в «досрочной волне» 24 марта, а в основном режиме — 5 июня 2017 года. Причем, в этот день пройдет лишь один экзамен, значит, резервный день будет практически не задействован.

Роль экзамена, как основного для поступления на гуманитарные специальности — юриспруденция, политология, журналистика, экономика, конечно, не изменится.

Вот как ее видит руководитель Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Т.Е. Лискова:

То есть, экзамен продолжает позиционироваться, как основополагающий, проверяющий фактическую выпускника 2017 года.

Уже в этом году каждый вариант в тестовой содержал вопрос на знание и, конечно, эта тенденция продолжится. Здесь наблюдалось очень много ошибок со стороны выпускников 2016 года.

Относительно конкретной структуры заданий КИМов, по сравнению осталась без изменений часть 2, и небольшое изменение в части 1, связанное с исключением очень спорного и субъективного для составления и проверки

Вот пример этого спорного задания из реального варианта ЕГЭ 2015:

Время на написание экзамена осталось прежним — максимальным в 3 часа 55 минут (235 минут).

Как готовиться к ЕГЭ 2017 по обществознанию?

Прежде всего, выбрав собственную индивидуальную траекторию подготовки. Взяв за основу — перечень проверяемых тем (он, кстати, по сравнению с 2016 годом не изменился). Выбрав, совместно с учителем, репетитором, основное пособие для подготовки, решать тесты и регулярно проверяя свои знания.

Например, мы приглашаем всех выпускников участвовать в занятиях в группе сайта

На официальном сайте ФИПИ в разделе "Аналитические и методические материалы" опубликованы "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года", именно здесь можно найти информацию о том, какой средний балл ЕГЭ по обществознанию был в 2017 году .

Скачать документ.

Таблица 1

Средний балл ЕГЭ 2017 по обществознанию

Общее число участников основного дня основного периода ЕГЭ в 2017 г. – 317 883 человека, что, как и в предыдущие годы, составило более половины (55%) от общего числа участников ЕГЭ.

Обществознание – наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления на различные специальности связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (высокий уровень требований применяется даже к получению минимального балла).

Особенностью контингента участников ЕГЭ по обществознанию является его крайняя неоднородность: определенная доля участников обладает высоким уровнем обществоведческой подготовки и целенаправленно готовится к поступлению на гуманитарные специальности ведущих вузов, но велика и доля участников с плохой подготовкой, не способных в то же время сдать экзамены по естественным и точным наукам или рассматривающих ЕГЭ по обществознанию в качестве резервного варианта.

Средний тестовый балл в 2017 г. составил 55,44, что на 2,3 балла выше, чем в 2016 г. (53,14).

Повышение среднего тестового балла может быть обусловлено эффективностью комплекса мер по повышению качества проверки заданий с развернутым ответом (методические материалы для экспертов предметных комиссий, вебинары, введение дополнительного условия назначения работ участников ЕГЭ на третью проверку), а также практически полным исключением из числа участников основного периода экзамена выпускников прошлых лет, которые показывали самые низкие результаты. Процент участия выпускников текущего года – 98,98.

Доля участников, не получивших минимальный балл, в 2017 г. сократилась в сравнении с 2016 г. и составила 13,8% (в 2016 г. – 17,6%). К перечисленным выше обстоятельствам, повлиявшим на повышение среднего балла ЕГЭ, в данном случае следует добавить акцентирование методической работы на федеральном уровне и уровне субъектов РФ на дифференцированной подготовке выпускников с разным потенциалом, помощь обучающимся из группы «рискующих не получить минимальный балл». Число стобалльников в 2017 г. повысилось в сравнении с 2016 г.: 142 против 59, их доля от общего числа участников увеличилась вдвое (соответственно 0,04% и 0,02%).

В 2017 г. доля высокобалльников в сравнении с 2016 г. увеличилась до 4,46% (с 3,11% в 2016 г.), что вполне объяснимо с учетом тенденции повышения среднего тестового балла и повышения качества работы предметных комиссий, а также сформированностью методических походов к организации предэкзаменационной подготовки участников ЕГЭ.

На днях стартовала новая волна единого государственного экзамена, и за те 8 лет, что ЕГЭ существует в обязательном режиме, споры вокруг него не утихают. В этом материале мы предпринимаем попытку показать в динамике средние баллы ЕГЭ по русскому языку и математике в регионах, а также объяснить, с чем могут быть связаны региональные различия в результатах экзамена.

Представленные здесь данные собраны из открытых источников. Результаты ЕГЭ получены с региональных сайтов образовательных ведомств и центров оценки качества образования. Другие показатели собраны на сайтах Министерства образования и науки РФ, Росстата, Федерального казначейства.

Результаты ЕГЭ: региональные различия

Если посмотреть на карту, то видно, что наиболее высокие средние баллы и по русскому языку, и по математике показывают регионы Центрального федерального округа. В 2015 году в числе лидеров по русскому языку были Оренбургская и Самарская области, а также Пермский край, по профильной математике - республика Калмыкия, Пермский край и Удмуртия. Самые же низкие результаты, вопреки стереотипам, наблюдаются не в северокавказских регионах, а на дальнем Востоке.

Отдельный интерес представляет динамика результатов ЕГЭ в регионах. Сравнивать баллы по годам напрямую некорректно - за эти годы экзамен пережил немало изменений. Например, в 2013 г., во время массовых утечек ответов, баллы участников в целом в стране оказались выше, а в 2014 г., после ужесточения мер безопасности, упали. Учитывая это, мы смотрели на положение регионов относительно среднего балла в России и использовали стандартизированные z-значения. Иначе говоря, мы сравнили динамику регионов относительно среднего по стране. Сопоставлялись результаты регионов в 2010 и 2014 гг., так как в этот период содержание и структура экзамена были наиболее стабильны.

В целом, значительный (больше одного стандартного отклонения) рост за эти пять лет по математике продемонстрировали 16, а по русскому языку - 11 субъектов РФ. В основном, это те регионы, которые в 2010 году показывали результат ниже среднего. Серьезное снижение баллов произошло по математике в 6, а по русскому языку в 3 регионах - там, где в 2010 были достаточно высокие баллы. В субъектах РФ со средними результатами существенных изменений в баллах не произошло.

Факторы региональных различий результатов ЕГЭ

2009-2014 годы:

Чтобы понять, чем объясняются результаты ЕГЭ по математике и по русскому языку в 2009 - 2014 годах, мы проанализировали их связь с рядом региональных характеристик. В центре внимания была, во-первых, роль ресурсного обеспечения школ, во-вторых, роль ресурсов семей.

Ресурсы школ во многом определяются размером государственного финансирования. Если скорректировать объемы подушевого финансирования школ на инфляцию и различия между регионами в стоимости жизни, то рост этого показателя с 2006 по 2013 годы составил около 40 процентов. При этом максимальный разрыв в подушевом финансировании за этот же период немного сократился - с 6 до 5 раз. Наибольший рост финансирования школ произошел в 2012 году, когда были приняты “майские указы Президента”.

Изменения в финансировании школ важны для результатов учащихся. Согласно нашим оценкам, регионы с более высоким уровнем подушевого финансирования показывают более высокие средние баллы ЕГЭ по математике (при равном уровне экономического развития, доходов населения и ряда других характеристик регионов). По русскому языку значимой связи результатов ЕГЭ и подушевого финансирования (при учете прочих региональных показателей) в 2009 - 2014 гг. не обнаружено. Отчасти это можно объяснить тем, что в результатах по русскому языку большую роль играют социальные характеристики семей.

Основную долю в бюджетном финансировании школ составляют зарплаты учителей. При этом важна динамика их зарплат относительно среднего уровня оплаты труда в регионе. В целом эта динамика была положительной. Наиболее существенный рост относительных зарплат учителей наблюдался в 2008 и в 2012 - 2013 годах, небольшое снижение было в 2007 и 2010 годах.

По нашим оценкам, уровень зарплат учителей относительно средней зарплаты по региону положительно связан с региональными результатами ЕГЭ и по русскому языку, и по математике. От оплаты труда зависит, какие учителя придут в школы и с каким настроем они будут работать. Например, данные опроса директоров школ в исследовании PISA 2012 года показывают, что в регионах с более высокой относительной зарплатой у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям.

Помимо государства, в образование детей инвестируют семьи. Ресурсы семей определяются их доходами. Наш анализ показывает, что в регионах с высоким уровнем бедности (долей людей с доходами ниже прожиточного минимума) результаты ЕГЭ ниже. Высокий уровень неравенства доходов внутри региона также негативно сказывается на средних баллах ЕГЭ (при равном уровне бюджетного финансирования школ и ряда других региональных характеристик).

Иными словами, для повышения образовательных достижений школьников важны и семейные ресурсы. При этом в субъектах РФ с низкими доходами населения в среднем ниже и ресурсы региональных бюджетов, а значит и финансирование школ.

В целом, на данном этапе выравнивания уровня бюджетного финансирования школ между регионами недостаточно для того, чтобы выровнять баллы детей.

2015 год:

Если говорить о результатах 2015 года, то разрыв между регионами с минимальным и максимальным средним баллом ЕГЭ может составлять 28 баллов по русскому языку и 16 по математике. Социально-экономические характеристики субъектов РФ (валовый региональный продукт, финансирование школ на одного учащегося, доля населения с высшим образованием, а также доля городского населения) на 25 процентов объясняют средний балл ЕГЭ по математике и на 34 процента - средний балл ЕГЭ по русскому языку. У детей из менее благополучных регионов меньше шансов получить высокие баллы на экзамене, чем у тех, кто живет в более экономически развитой части страны. Причем по русскому языку этот разрыв несколько больше, чем по математике.

Почти в такой же степени (на 28 процентов по математике и на 30 процентов по русскому языку) средние в регионах баллы объясняются характеристиками школ и учителей. Важно учитывать, сколько детей в регионе после 9 класса уходят в колледжи, а сколько остаются в старших классах и сдают ЕГЭ. Как показывает наш анализ, в школах, где в старших классах остается меньше половины девятиклассников, результаты также выше, чем там, где отбор (или самоотбор) детей менее строгий.

Значение имеют и учительские характеристики. Во всех регионах преобладают учителя с оконченным высшим образованием, однако, там, где таких педагогов больше 80 процентов, результаты ЕГЭ учащихся выше. А вот связь результатов с категорией учителя оказалась не столь однозначной - наивысшие результаты у выпускников в регионах, где доля педагогов с высшей категорией варьируется от 22 до 30 процентов.

Таким образом, наш анализ показывает, насколько у учеников из разных регионов не равны шансы на высокие баллы ЕГЭ. К слову, средние результаты московских школьников на ЕГЭ на 13 баллов по профильной математике и на 5 баллов по русскому языку выше, чем у школьников из республики Бурятия.

В целом, экономические и образовательные характеристики регионов определяют баллы ЕГЭ на 64 процента по русскому языку и на 53 процента - по математике. При этом, эти факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно.

Выводы

Как показывает наш анализ, в России достаточно большие региональные различия в образовательных результатах школьников. Эти различия могут определить дальнейшую судьбу детей, в том числе, повлиять на поступление в вузы.

В многом эта разница связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов есть как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. Часто одно сопровождает другое.

Проведенный нами анализ не учитывает вариации баллов единого экзамена внутри регионов, хотя эта задача представляется крайне полезной при выработке мер образовательной политики. Для такого анализа необходим доступ к обезличенным данным ЕГЭ для исследователей. В развитых странах результаты подобных тестов используются для анализа и выработки управленческих решений, и этот опыт важно использовать и в России.

ЕГЭ как объективный инструмент оценивания выпускников школ показал наличие проблемы с неравенством в образовании. Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей. Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики.

От балла, зависит возможность поступления в избранный ВУЗ, возможность учиться за счет бюджета, доступ к другим преференциям. Поэтому очень многих людей интересует, каковы средние баллы ЕГЭ по России в целом?

Средние баллы ЕГЭ 2017 из открытых источников

Средний балл для всех россиян, сдававших ЕГЗ в 2017 году по обязательным предметам, составил:
- по математике - 47,1;
- по русскому языку - 69,06.
Средние баллы по дополнительным предметам:
- по иностранному языку - 70,1;
- по биологии - 52,57;
- по географии - 55,15;
- по информатике - 59,18;
- по истории - 56,9;
- по литературе - 59,68;
- по обществознанию - 55,44;
- по физике - 53,16;
- по химии - 60.
Такова статистика с ресурсов Минобразования и науки, Росстата, региональных сайтов образовательных учреждений.

Как различаются результаты ЕГЭ по регионам

По статистике, средний балл по России по любому предмету не ниже 47, однако, если брать более узкий срез – по регионам – тут цифры сильно различаются. Традиционно лидирует по успеваемости Центральный ФО, особенно это касается обязательных русского и математики. С учетом того, что в Москве и Санкт-Петербурге наиболее развитое финансирование учебных заведений и здоровая конкуренция в сфере образования, у столичных и питерских школьников гораздо лучшая подготовка к ЕГЭ, да и сам уровень обучения выше, чем в остальных городах России. Именно поэтому, в ЦФО показатель по русскому языку - 74 балла, по математике – 53 балла.

Худшие результаты в ЕГЭ показали школьники с Дальнего Востока, средний результат по русскому там составляет 42 балла, по математике – 32 балла.

Сколько баллов нужно для поступления на бюджет

Студенты, зачисленные на бюджетные отделения вузов по всей России в 2017 году, набирали 68,2 балла и выше, в 2016 балл был чуть меньше - 66,6.
По данным Минобразования, для зачисления на , необходимо было набрать 76,2 и 75,8 соответственно.

Правительство России неоднократно заявляло о грядущих изменениях в области образования, о предстоящей оптимизации образовательного процесса, об увеличенном бюджетировании данной сферы. По ожиданиям чиновников, в регионах уровень образования подтянется к столичному, значит шансы у школьников на высокий балл в ЕГЭ будут равными, не зависимо от региона проживания.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама