THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015

Вариант 9

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

(1) Я хочу, чтобы ты не повторял в жизни моих ошибок! – часто говорит мама. (2) Но, чтобы не повторять ее ошибок, я должен знать, в чем именно они заключаются. (3) И мама мне регулярно об этом рассказывает.

(4) Об одной маминой ошибке мне известно особенно хорошо. (5) Я знаю: мама «погибла для большого искусства». (6) Зато в «малом искусстве» она проявила себя замечательно! (7) «Малым искусством» я называю самодеятельность. (8) Папа спорит со мной.

– (9) Нет больших ролей и нет маленьких! (10) Так утверждал Станиславский. (11) И ты не можешь к нему не прислушиваться, – сказал как-то папа. (12) – В Москве, рядом с Большим театром, находится Малый. (13) Но он так называется вовсе не потому, что хуже Большого.

– (14) Но ведь мама сама говорит, что погибла для большого искусства, – возразил я.

– (15) Она имеет право так говорить, а ты нет. (16) Искусство – это искусство. (17) И талант – это талант!

(18) Папа считает, что почти все люди на свете талантливы. (19) В той или иной степени… (20) Все, кроме него. (21) Но особенно талантлива мама! (22) С годами я понял, что в «малом искусстве» можно проявить себя гораздо полнее и ярче, чем в большом. (23) Ну, например, профессиональные драматические артисты – это артисты и всё. (24) Мама же успела проявить себя и в драматическом кружке, и в хоровом, и даже в литературном. (25) Иногда, после самодеятельного концерта, мама спрашивает отца, что ему больше всего понравилось. (26) Он пытается спеть, но из этого ничего не выходит, потому что у папы нет слуха. (27) Все песни он исполняет на один и тот же мотив.

(28) У нас дома никогда и ничего не запирают на ключ. (29) Ничего, кроме ящика, в котором папа хранит альбомы. (30)»Мама в ролях» – написано на одной обложке. (31) «Мама поет» – написано на другой. (32) «Мама в поэзии»– написано на третьей.

(34) Мы довольно часто переезжаем из города в город, потому что папа – строитель, он «наращивает мощности» разных заводов. (35) Мы приезжаем, наращиваем и едем дальше… (36) Но, прежде чем перебраться на новое место, папа обязательно узнает, есть ли там клуб или Дом культуры. (37) Когда выясняется, что есть, он говорит:

– (38) Можем ехать!..

(39) Переезжать с места на место – нелегкое дело. (40) Но мама делает вид, что это очень приятно.

– (41) Видишь, там есть хоровой коллектив, – сказала она однажды папе. (42) – А я так давно не пою!

– (43) Кто виноват, что я умею делать только то, что я делаю? – словно бы извинился отец.

– (44) Путешествовать гораздо лучше, чем сидеть на одном месте, – пробормотала мама. (45) – Об этом пишут в стихах и поют в песнях.

(46) И хоть папа прекрасно знал, что мама успокаивает его, он поверил стихам и песням.

(По А.Алексину)

Анатолий Георгиевич Алексин – русский прозаик, драматург. Автор повестей «Саша и Шура», «Необычные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», в которых изображаются столкновения детей и подростков с миром взрослых.

2

В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик считает, что в «малом искусстве» можно проявить себя ярче?»

1) Ну, например, профессиональные драматические артисты – это артисты и всё.

2) «Малым искусством» я называю самодеятельность.

3) Мама же успела проявить себя и в драматическом кружке, и в хоровом, и даже в литературном.

4) Но, прежде чем перебраться на новое место, папа обязательно узнает, есть ли там клуб или Дом культуры.

3

Укажите предложение, в котором средством речевой выразительности является метафора:

    Я знаю: мама погибла для большого искусства.

    Он пытается спеть, но из этого ничего не выходит, потому что у папы нет слуха.

    Нет больших ролей и нет маленьких!

    Ничего, кроме ящика, в котором папа хранит альбомы.

Ответ:

4

Из предложений 35-38 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением « приближение ».

Ответ: ___________________________

5

Из предложений 24-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется формой 1 лица ед. ч. глагола настоящего или будущего времени.

Ответ: ___________________________

6

Замените слово пробормотала из предложения 44 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

7

Замените словосочетание хоровой коллектив (предложение 41), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

8

Выпишите грамматическую основу предложения 28.

Ответ: ___________________________

9

Среди предложений 28-32 найдите предложение с обособленным дополнением. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

10

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

В Москве, 1 рядом с Большим театром, 2 находится Малый. Но он так называется вовсе не потому, 3 что хуже Большого. Ну, 4 например, 5 профессиональные драматические артисты – это артисты и всё.

Ответ: ___________________________

11

Укажите количество грамматических основ в предложении 37.

Ответ: ___________________________

12

В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Папа считает, 1 что почти все люди на свете талантливы . Мама же успела проявить себя и в драматическом кружке, 2 и в хоровом, 3 и даже в литературном. Он пытается спеть, 4 но из этого ничего не выходит, 5 потому что у папы нет слуха.

Ответ: ___________________________

13

Среди предложений 1-6 найдите сложноподчиненное предложение с параллельным подчинением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________

14

Среди предложений 4-7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

Часть 3

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Сергеевича Пушкина: «Грамматика не придписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А.С.Пушкина.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «С годами я понял, что в «малом искусстве» можно проявить себя гораздо полнее и ярче, чем в большом». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3

Как Вы понимаете значение слова ТАЛАНТ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое талант» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания

ВАРИАНТ 4 ВАРИАНТ 3 ОГЭ-2015

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Ольга и сама это хорошо понимала и давала себе в том честный отчёт: стихи её доброго слова не стоили. (2)Сырые и технически слабые. (3)Но вот ведь какая она, завораживающая и лишающая человека способности думать, штука – ЛЕСТЬ.

(4)Была у Ольги любимая подруга. (5)Ольга беспредельно верила ей. (6)Доверяла все свои сердечные тайны и… детища свои – стихи. (7)Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: (8)«Лен, а я новый стих написала».

(9)«Да?!» – оживлялась Ленка, устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – (10)«Читай!»

(11)И Ольга читала. (12)Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски. (13)Всё время, пока Ольга читала очередной свой опус, Ленка не сводила с неё восхищённых глаз и, когда подруга наконец замолкала, обрушивала на неё шквал горячих, восторженных, ласкающих наивную Ольгину душу эмоций.

(14)Так продолжалось довольно долгое время. (15)Ольга писала. (16)Ленка восхищалась. (17)И, хотя сомнения относительно своего «яркого» таланта нет-нет да и закрадывались в её сознание, всё же в искренности Лены Ольга не сомневалась ни на грамм.

(18) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча:

(19)Ольга, ты знаешь, как Ленка смеётся всюду над тобой и твоими нелепыми стихами? – задала ей однажды убийственный вопрос сердобольная знакомая. – (20)Да, она так и говорит: (21)«Ольгины нелепые стихи». (22)А ты что, в самом деле пишешь стихи?!

(23)Этого не может быть! – глухо выдавила из себя Ольга, напрочь проигнорировав вопрос знакомой, и чуть ли не бегом ринулась прочь.

(24)Да, от склочной знакомой Ольга легко убежала, но вот от себя?!... (25)«Неужели это правда? Неужели Ленка могла так подло со мной поступить?!» (26)Ольга заставляла себя успокоиться, но не проходило и пяти минут, как сверлящий этот вопрос вновь вонзался в её сердце: (27)«Что же делать, как же узнать – правда ли это всё?»

(28)От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного. (29)Она прекрасно понимала, что никогда в жизни не станет выяснять у подруги правды. (30)Но она отчётливо понимала и то, что жить спокойно дальше не сможет, пока этой правды не узнает. (31)Выход из тупикового положения пришёл, однако, неожиданно быстро: (32)«А я ей новый стих прочту! – вдруг, как молнией, блеснуло в Ольгиной разбухшей от тяжёлых дум голове. – (33)Если это правда, она обязательно своим поведением себя выдаст».

(34) И Ольга написала. (35)Осталось дождаться подходящего случая Ленке его преподнести. (36)К счастью, случай не заставил себя долго ждать.

(37) Лен, а я новый стих написала.

(38)Да, что ты?! (39)Так давай – читай!

(40) Оля ровным, спокойным голосом стала читать:

(41)Ты слушала меня. (42)Ты мною восхищалась.

(43)Мне пела дифирамбы, как могла.

(44)Потом сама же надо мной смеялась…

(45) Оля видела, как в глазах Лены появилась растерянность. (46)А следом и нестерпимый стыд и страх. (47)А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: (48)«Да, значит, это правда… (49)Так пусть же судит тебя твоя совесть. (50)А я прощаю».

(51) С тех пор прошло много лет. (52)Оля с Леной – замечательные подруги. (53)И никто из них никогда в жизни не вспомнил того «нелепого» стиха, так лихо разоблачившего подругу. (54)И при каждой их встрече Оля говорит своё заветное: (55)«Лен, а я новый стих написала».

(56)Да?! – оживляется Лена. – (57)Читай!

(58) И Оля читает!

(По Р. Госман )

Госман Роза – современная писательница.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2 . В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ольга так переживала из-за поступка Лены»?

1) Ольга считала Лену своей любимой подругой, беспредельно верила ей, довер яла все свои тайны.

2) У Лены был очень мирный и мягкий характер, каждый легко мог её обидеть.

3) Ольге было обидно, что у Лены появилась новая, более близкая подруга.

4) Ольга боялась, что все узнают о том, что она пишет сырые и слабые стихи.

3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

1) Всякий раз, когда все последние новости были подругами обсуждены, Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, а я новый стих написала».

2) Читала робким, тихим голосом, волнуясь, как ученик у классной доски.

3) Над их дружбой сияло доброе, яркое солнце, пока в один из обычных дней не надвинулась на это солнце тяжёлая, чёрная туча.

4) От природы Ольга была характера очень мягкого и мирного.

Ответ: ________________________________.

4. Из предложений 28 – 35 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется её значением – «приближение».

Ответ: ________________________________.

5. Из предложений 12 – 17 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»

Ответ: ________________________ ________.

6. Замените книжное выражение «петь дифирамбы» в предложении 43 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «с горечью думала» , построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 45 – 53 найдите предложение с обособленным распространённым обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

А Ольга сидела, 1 не меняя выражения лица, 2 и с горечью думала: «Да, 3 значит, 4 это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 13. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Всякий раз, 1 когда все последние новости были подругами обсуждены, 2 Ольга неизменно произносила заветное: «Лен, 3 а я новый стих написала». «Да?!» – оживлялась Ленка, 4 устремляя на Ольгу, загорающиеся любопытством глаза. – «Читай!»

Ответ: __________________________________________.

13 . Среди предложений 28 – 34 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 24 – 30 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В. Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи ». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Большого справочника русской грамматики.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. нивается нулем баллов.

15.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента (предложения 45 – 50) текста: « Оля видела, как в глазах Лены появилась растеря нность. А следом и нестерпимый стыд и страх. А Ольга сидела, не меняя выражения лица, и с горечью думала: «Да, значит, это правда… Так пусть же судит тебя твоя совесть. А я прощаю».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши ра ссуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оце нивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . К ак Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте да нное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дружба?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из проч итанного текста, а второй – из Вашего жизненн ого опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оце нивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Современная жизнь с её всё возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим количеством людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолётных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода.

Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдёт нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.

Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишённым любых не достатков. Нет. Друг тоже человек, а идеальных людей нет. Главное – относиться к нему с добротой и вниманием.

(По И. Бондаревой)

153 слова

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 3 ОГЭ-2015

Проверка задания 1

Информация о тексте для сжатого излож ения

абзаца

Микротема

1

Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя, н есмотря на знакомство с большим числом людей, человеку очень сложно встретить настоящего друга.

2

Настоящий друг всегда придёт на помощь, не будет использовать вас в корыстных целях, разделит радость и горе. На него можно положиться.

3

Идеальных людей нет, поэтому не стоит ожидать, что друг будет ид еальным человеком. Важно относиться к другу с добротой и вниманием.

Проверка заданий 2 – 14

задания

ответ

2

1

3

3

4

пришёл

5

восхищённых

6

хвалить

7

горько думала

8

осталось дождаться

9

47

10

3,4 < или > 4,3

11

3

12

1, 2 < или > 2,1

13

3 0

14

26

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Правильный ответ

приезжаем

спрашивает

проговорила

коллектив хора

не запирают

4,5

1,5

Оценивание


Работа состоит из двух модулей : «Алгебра» и «Геометрия». Всего в работе 26 заданий . Модуль «Алгебра» «Геометрия»

3 часа 55 минут (235 минут).

в виде одной цифры

, угольник циркуль Калькуляторы на экзамене не используются .

паспорт ), пропуск и капиллярную или ! Разрешают брать с собой воду (в прозрачной бутылке) и еду


Работа состоит из двух модулей : «Алгебра» и «Геометрия». Всего в работе 26 заданий . Модуль «Алгебра» содержит семнадцать заданий: в части 1 - четырнадцать заданий; в части 2 - три задания. Модуль «Геометрия» содержит девять заданий: в части 1 - шесть заданий; в части 2 - три задания.

На выполнение экзаменационной работы по математике отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответы к заданиям 2, 3, 14 запишите в бланк ответов №1 в виде одной цифры , которая соответствует номеру правильного ответа.

Для остальных заданий части 1 ответом является число или последовательность цифр . Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1. Если в ответе получена обыкновенная дробь, обратите её в десятичную .

При выполнении работы Вы можете воспользоваться , содержащими основные формулы курса математики, выдаваемыми вместе с работой. Разрешается использовать линейку , угольник , иные шаблоны для построения геометрических фигур (циркуль ). Запрещается использовать инструменты с нанесёнными на них справочными материалами. Калькуляторы на экзамене не используются .

На экзамене при себе надо иметь документ удостоверяющий личность (паспорт ), пропуск и капиллярную или гелевую ручку с черными чернилами ! Разрешают брать с собой воду (в прозрачной бутылке) и еду (фрукты, шоколадку, булочки, бутерброды), но могут попросить оставить в коридоре.

ВАРИАНТ 10 ОГЭ-2015

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

(5)Что это? – спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

(6)Горит, – рассеянно ответил отец, думая о своём.

(7)Что горит?

(8)Как будто выселенная деревня за городом.

(9)Что? – вскинулся Толик. – (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он несся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смер чами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

(21)Там мальчик! – кричал отец. – (22)Там мальчик! (23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медлен нее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (2б)0н уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

(28)Назад! – крикнул отец. – (29)Немедленно назад!

(30 )Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (ЗЗ)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.

(35) Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36) Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху – он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк – сгоревшая тополиная ветка – упал ему на рубашку, и рубашка загоре лась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

(45)Ложись! (46)Ложись! – говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:

(49)Что же ты наделал, юный натуралист!

(50) Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51) Толик завидовал Теме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.

(52) В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.

(По А. Лиханову)*

Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Ответами к заданиям 2 – 14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которое следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толик ругал Тёмку»?

1) Толик был невоспитанным мальчиком.

2) Толик переживал за раненого друга и понимал, что бессилен помочь ему.

3) Толик считал, что Тёмка напрасно подвергал свою жизнь опасности.

4) Толик завидовал смелости Тёмки.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.

2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.

3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

О

4. Из предложений 23 – 27 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.

О твет: ________________________________.

5. Из предложений 6 – 19 выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением).

О твет: ________________________________.

6. Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ________________________________.

7. Замените словосочетание «тополиная ветка» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 41.

Ответ: __________________________________________.

9. Среди предложений 50 – 53 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.

Толик завидовал Теме, 1 своему геройскому товарищу, 2 и глядел на него уважительно, 3 будто на взрослого.

В самом деле, 4 этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, 5 как был, 6 а Тёмка сразу стал взрослым.

Ответ: __________________________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 50. Ответ запишите цифрой.

Ответ: __________________________________________.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он несся сломя голову так, 1 как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный, 2 не думая ни о чём, 3 кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень, 4 которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Ответ: __________________________________________.

13. Среди предложений 23 - 27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

14. Среди предложений 36 - 39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбран ного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 . Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного те кста.

рование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И.А. Гончарова.

Объём сочинения должен состав лять не менее 70 слов.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши ра ссуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цити рование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и пр окомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргуме нтируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненн ого опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст для изложения

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печа лях.

(По В.А. Сухомлинскому)

183 слова

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 10 ОГЭ-2015

Проверка задания 1

абзаца

Проверка заданий 2 – 14

задания

Государственная итоговая аттестация для выпускников девятых классов в настоящее время является добровольной, всегда можно отказаться и сдавать привычные традиционные экзамены.

Чем же привлекательнее тогда форма ОГЭ (ГИА) для выпускников 9 класса 2019 года? Проведение непосредственно аттестации в данной новой форме позволяет получить независимую оценку подготовки школьников. Все задания ОГЭ (ГИА) представлены в виде специальной формы, включающей в себя вопросы с выбором ответа на них. Проводится прямая аналогия с ЕГЭ. При этом можно давать как краткие, так и развернутые ответы. Наш сайт сайт поможет вам отлично подготовиться и оценить реально свои шансы. Помимо этого, тесты ГИА и ОГЭ онлайн с проверкой ответов помогают вам определиться с дальнейшим выбором профильного класса старшей школы. Вы сами сможете легко оценить свои знания по выбранному предмету. Для этого наш проект предлагает вам различные тесты по ряду дисциплин. Наш сайт, посвященный подготовке к сдаче ГИА 2019 года 9 класс онлайн , в полной мере поможет вам подготовиться к первому серьезному и ответственному испытанию в жизни.

Все материалы нашего сайта представлены в простой, доступной для понимания форме. Будь вы круглый отличник в своем классе или обычный среднестатистический ученик - всё теперь в ваших руках. Не лишним вам будет посетить наши . Здесь вы найдете ответы на все интересующие вас вопросы. Будьте подготовленным к непростому испытанию ОГЭ, ГИА и результат превзойдет все ваши ожидания.