THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Публицистический стиль - это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.

Основные функции публицистического стиля - информационная и воздействующая ; основные формы речи - устная и письмена, типичный вид речи - монолог.

Публицистический стиль считается весьма сложным явлением вследствие «неоднородности его задач и условий общения и в целом особенностей экстралингвистической основы» .

Подстили и жанры. п Характерные особенности этого стиля - актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения - обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата (часто - массового) определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

Основные подстили данного стиля:

    газетно-публицистический (язык газеты);

    агитационный (призывы, воззвания, листовки, прокламации и т.д.);

    официальный политико-идеологический (партийные постановления и т.п.);

    массово-политический (выступления на митингах, собраниях и т.п.).

Жанрами публицистического стиля являются: передовая статья, теоретико-политическая статья, морально-этическая статья, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, заметка, спортивные обозрения, выступления на собраниях политического характера и др.

__________________________________________________________________________

Публицистика (от лат. publicus - общественный), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах. Содействуя формированию общественного мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных институтов, публицистика играет важную политическую и идеологическую роль в жизни общества.

Публицистика содержит огромный документальный материал о самых разных явлениях социальной жизни, поэтому для последующих поколений произведения публицистики выступают как летопись общественно-политической борьбы, исторический источник, содержащий обширные данные, характеристики позиций различных социальных систем, образные зарисовки событий, характеров, быта, све­дения о культуре и т.д.

Истоки публицистики восходят к ораторскому искусству античности: Демосфен, Цицерон, Аристофан, Ювенал, Лукиан, Геродот, Плутарх, Ораторские формы публицистики получили развитие в религиозном и церковно-политическом красноречии.

Русская публицистика ведет начало от «Слова о законе и благодати» (XI в.), проповедей Кирилла Туровского (XII в.), обличительных произведений Максима Грека (XVI в.), Ивана Пересветова (XVI в.). Остропублицистический характер носит переписка Ивана IV и Андрея Курбского. В XVIII в. высокое гражданственное звучание научных трудов и поэзии М.В. Ломоносова обусловило их просветительское и патриотическое значение; антикрепостническая направленность отличала публицистические произведения Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.

Публицистические выступления Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко оказали сильное влияние на духовную русского общества.

___________________________________________________________________________

Наиболее полно и широко по всем разнообразии жанров публицистический стиль представлен на газетной полосе - это постановления и приказы, политические доклады и речи и т.д. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

В газете весьма ощутимы переходные, межстилевые влияния. Так, постановления и приказы, где бы они ни были опубликованы, относятся к официально-деловому стилю. В аналитических проблемных статьях на научные и экономические темы, публикуемых в газетах, сказывается воздействие научного (научно-популярного, научно-публицистического) стиля. Стихотворение или рассказ, опубликованные в газете, тем не менее относятся к художественному стилю.

Тенденция к экспрессивности и стандарту. Важным лингвистическим признаком публицистического стиля является совокупность двух тенденций - к экспрессивности и к стандарту .

В зависимости от жанра на первое место выступает то экспрессия, то стандарт.

Если основной целью сообщаемой информации является эмоциональное воздействие на адресата, то публицист в явной форме выражает свое отношение к сообщаемому (при этом отношение к высказываемому не является сугубо индивидуальным; оно выражает мнение определенной социальной группы, партии и т.д.). В этом случае преобладает экспрессия. Это наблюдается в таких жанрах, как памфлет, фельетон и др. В жанрах передовой газетной статьи, хроникальной заметки, репортажа, стремящихся к максимуму информативности и быстроте передачи информации, преобладает тенденция к стандарту.

Стандартными считаются такие языковые средства, которые часто воспроизводятся в определенной речевой ситуации и - шире - в определенном функциональном стиле. К числу стандартных для газетно-публицистического под стиля относятся: трудовая вахта, новые рубежи, живой отклик, горячая поддержка, неуклонный рост, обострение обстановки, политика диалога.

Приведем фрагмент статьи «Фирмы-однодневки уйдут в прошлое» из газеты «Комсомольская правда»:

1 января 2003 года МНС закончило перерегистрацию фирм, созданных до 1 июля 2002 года. Те из них, которые так и не подали признаков жизни, будут ликвидированы через суд. Перепись фирм налоговики объявили не для того, чтобы осложнить предпринимателям жизнь. А чтобы составить Единый госреестр и отсечь фирмы- однодневки, химичащие с обналичкой и прячущие деньги в офшорах. Результат получился удивительным. Официальных сведений пока нет, но, по оценкам экспертов, «за бортом» оказалось более миллиона фирм. Причем в это число попали и «случайные жертвы» - те, кто просто не успел переоформиться...» (Комсомольская правда. № 5 от 14.01.2003 г.).

В этом фрагменте использованы стандартные для газетно-публицистического стиля выражения: официальные сведения, по оценкам экспертов, фирмы-однодневки, случайные жертвы, а также языковые стандарты официально-делового стиля: перерегистрация фирм, будут ликвидированы через суд, офшоры. Но встречаются разговорные и даже просторечные слова и выражения: налоговики, отсечь, химичащие, обналичка. Экспрессивность создается также образными средствами выражения: не подали признаков жизни, случайные жертвы, за бортом.

Таким образом, публицистический стиль обладает одновременно экспресивностью и подвижностью. Как отмечал известный французский лингвист Ш. Балли, «язык газет переполнен штампами - да иначе и не может быть: трудно писать быстро и правильно, не прибегая к газетным выражениям» . С другой стороны, воздействующая функция публицистического стиля требует все новых изобразительно-выразительных средств, которые извлекаются из художественной и разговорной речи.

Публицистический стиль имеет свои специфические особенности в лексике, фразеологии, морфологии, синтаксисе.

Особенности лексики. Публицистический стиль отражает социальную многоплановость современного русского литературного языка. В нем используются книжная, разговорная, просторечная и диалектная лексика и фразеология. Публицистика тяготеет к применению языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной (коннотативной) семантикой. Именно они составляют лексический и фразеологический запас тех стандартизированных единиц, употребление которых в языке массовой коммуникации позволяет экономными средствами и быстро достичь понимания авторской мысли массовым адресатом.

Для публицистического стиля наиболее специфична общественно-политическая лексика - именно с ней связано само формирование публицистического стиля: общество, свобода, демократия, патриотизм, конституция, парламент, гражданин, департамент, консенсус, легитимный. Наряду с нейтральными среди лексических средств публицистического стиля отмечаются слова, имеющие стилистическую окраску и дающие социальную оценку: авангард, созидание, свершения, дерзать, вещать, труженик, инициатор, коррупция, терроризм, военщина, насаждать. Многие слова приобретают окраску публицистического стиля, когда они употребляются не в прямом, а в переносном значении: атмосфера (дружеская атмосфера), уровень (переговоры на уровне глав государств), вахта (трудовая вахта), платформа (политиче­ская платформа), негатив (в ряде статей отражен негатив...), пакет (пакет предложений).

В последние годы публицистический стиль активно обогащается научной терминологией, выходящей за рамки узкоспециального употребления: Интернет, сканер, принтер, инвестиция, холдинг, маркетинг, мониторинг, бренд.

Среди стилистически окрашенной лексики особое место в публицистическом стиле принадлежит книжным пластам, откуда заимствуются эмоционально-экспрессивные слова, имеющие торжественную, патетическую, риторическую или поэтическую ок­раску: самопожертвование, благотворительность, милосердие, держава, отчизна, отечество, служение, восторжествовать, воздвигать, низвергать, помышлять.

Значительную роль в публицистическом стиле играет разговорная лексика . Содержащаяся в ней оценка способствует демократизации стиля, обеспечивает необходимый публицистике контакт с адресатом, воздействие на него. Например: шумиха, мужик, коммунальщики, дармовщина, натолкнуть.

Иногда на газетной полосе встречаются просторечные слова и жаргонизмы, например: денежки, одичать, забегаловка, небось, запросто, круто.

В качестве оценочного средства в публицистике могут выступать слова пассивного лексического запаса, прежде всего архаизмы: воинство, кончина, страж, ниспадать, воззвать, вояж, зиждется, ратный.

Для усиления достоверности описания, создания местного колорита в публицистическом стиле могут использоваться варваризмы (иноязычные слова, не до конца освоенные заимствующим языком), например: авеню, денди, миссис, тайм-аут и экзотизмы (слова и выражения, заимствованные из других, часто малоизвестных, языков и подчеркивающие национальную или социальную принадлежность): аул, чум, фазенда, чайхана, гяур.

Публицистический стиль рождает и культивирует свою фразеологию, позволяющую точно и быстро дать информацию: предвыборная кампания, ратификация договора, политическое мышление, инаугурация президента, ответный визит, выйти на орбиту, вклад в борьбу. Фразеологизмы могут нести в себе позитивную или негативную оценку: сокращение вооружений, гарант безопасности, мирное сосуществование, радикальные перемены, новые русские, с позиций силы, международный экстремизм, гонка вооружений, желтая пресса.

В публицистическом стиле используются речевые стандарты: гуманитарная помощь, коммерческие структуры, информационные источники, служба занятости населения, работники бюджетной сферы, встать на трудовую вахту, подхватить почин.

Речевые стандарты, закрепившиеся в публицистическом стиле, следует отличать от речевых штампов.

Стандарт - это «устойчивое в своем составе и воспроизводимое в готовом виде языковое средство, которое не вызывает негативного отношения, так как обладает четкой семантикой и экономно выражает мысль, способствуя быстроте передачи информации» .

Штамп - это шаблонный оборот речи, который не вносит ничего нового в содержание высказывания, а лишь засоряет предложение: на данном этапе, на сегодняшний день, со всей остротой, в деле оказания помощи, в целях распространения, неустанные поиски, добиваться улучшения использования и др.

Первоначально речевой штамп мог быть свежим, выразительным языковым средством, которое в силу частого и однообразного повторения без учета контекста потеряло оригинальность и стало давать при воспроизведении негативный эффект.

Особенности словообразования. В области словообразования публицистический стиль характеризуется продуктивностью иноязычных приставок а-, анти-, архи-, нео-, про-, контр-, пост-, транс-, гипер-, ультра-: антивоенный, неонацисты, контрмеры, постсоветский, трансконтинентальный, ультралевый.

Распространены суффиксальные образования существительных с отвлеченным значением на -ость, -ение, -ство, -щина, - енчество, -ыня: солидарность, освобождение, братство, штурмовщина, иждивенчество, твердыня. Частотны в употреблении суще­ствительные с заимствованными суффиксами -изм, -ация: капитализм, героизм, агитация, нормализация, активизация.

В публицистическом стиле лицо чаще всего обозначается либо по принадлежности к партии, либо по профессии, роду занятий. Используются суффиксальные образования на -ист, -ец, -щик, -ник, -анин: коммунист, реваншист, борец, аппаратчик, застрельщик, заочник, гражданин.

Распространены слова, образованные сложением основ либо сложносуффиксальным способом: мировоззрение, благосклонность, автомобилестроение, слаборазвитый, широкомасштабный, животновод, тепловоз.

В целях экономии речевых средств применяются аббревиатуры: ООН, СНГ, ОАО, ТЭЦ, ЖЭК, ОМОН, ЛДПР и сложносокращенные слова: партстроительство, госконтроль, профсоюз, корпункт, спецназ и др.

Распространена субстантивация прилагательных и причастий, особенно - в заголовках: «Лучшее - детям»; «Достойных - в народные избранники»; «Несгибаемые».

Павлова Валентина Николаевна.

Тема урока:

Лексические особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи. Урок русского языка в формате ЕГЭ. (11 класс)
Цели урока:
Повторить особенности всех стилей речи;
знать лексические особенности публицистического стиля речи и средства
эмоциональной выразительности, уметь находить их в тексте.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока:

I Организационный момент.
II Самостоятельная работа с последующей проверкой
.
Повторение орфограмм и пунктограмм, определение стиля речи.

Карточка №1.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Укажите стили речи.
1.Зна...те я вот как(то) в степи побывал...
2.Степями прин…то называть равни…ые пространства с трав…нистой р…стительностью развившейся в условиях засушливого климата.
3.Степь чем далее тем стан…вилась пр…краснее…
4.Неужели есть люди которые (не)зам…чают крас…ты родной пр…роды?
5.Вышеуп…мянутый в…прос находит(ть)ся в стади… рассм…трения.

III Определение стиля речи по его характеристике.

Коллективная работа
непринуждённость, простота (разговорный);
официальность, точность, стандартность(официально – деловой);
отвлечённость, обобщённость, точность, логичность, доказательность (научный);
образность (художественный);
призывность, злободневность тематики, логичность, образность (публицистический).

У: -Что обозначает слово публицистический? (Общественный, государственный)
У: -Определите цель публицистического стиля речи. (Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём – то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям)
У: -Перечислите жанры публицистики. (Статья, очерк, эссе, репортаж, интервью, литературно – критическая статья, судебная речь, выступление, доклад)

IV Реализация темы урока.
1)Объявление темы. Целеполагание

2)Самостоятельная работа с учебником (авт.А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова):

чтение теоретических сведений на с.259-260 и запись в тетради средств эмоциональной выразительности публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация, употребление градационных союзов и союзных сочетаний, фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи; использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры: остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

V Работа с текстом. (Коллективная работа)

Карточка № 2
(1) С чего начать разговор о России? (2) Мне, русскому, это не просто: боль- шое видится на расстоянии. (3) Россия велика. (4) На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5) Вспоминаю, школьный учитель говорил: "Солнцу, и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы". (6) Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7) Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.
(По Б.Короткову)

1.Сколько микротем в данном тексте?
а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
2.К какому стилю речи относится текст?
а) к публицистическому б) к научному в) к разговорному
г) к деловому

3.Каков тип речи?
а) описание б) рассуждение в) повествование
г) повествование с элементами рассуждения
4.С каким предложением связано 6-е предложение текста?
а) с 5-м б) со всеми предыдущими предложениями в) с 1-м г) с 3-м
5.В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?
а) вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы;
б) ряды однородных членов, метафора, гипербола;
в) контекстные синонимы, антитеза, синекдоха;
г) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов.

VI. Запись под диктовку.
Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Меняются ли со временем представления о красоте? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. Идеалы и мода у каждой эпохи свои. Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли…Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…»Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.
(По Л.Мигдалу)
У: -Что означает слово «нетленный»?
Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание: подобрать к тексту эпиграф, выписать из текста средства выразительности, сжать текст до трёх предложений.

VIII. Рефлексия.

Воевода Дина Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 14"
Населённый пункт: город Евпатория Республика Крым
Наименование материала: Методическая разработка урока (конспект) по русскому языку в 11 классе
Тема: "Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле"
Дата публикации: 09.03.2018
Раздел: полное образование

Тема урока по русскому языку в 11 классе по теме

«Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле».

учитель русского языка и литературы Воевода Д.Л.

Цели: обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль», «Выразительные

средства

совершенствовать

публицистического

с и с т е м а т и з и р о в а т ь

з н а н и я

о бу ч а ю щ и хс я

с р е д с т в а х

э м о ц и о н а л ь н о й

выразительности;формировать

определять

эмоциональной

выразительности

публицистического

стиля; развивать

познавательные,

коммуникативные и социальные возможности учащихся, сформированность общеучебных

самообразования,

прививать

языку. повторить

характерные признаки книжных стилей.

Образовательные

Обобщить знания учащихся об особенностях публицистического стиля, повторить термины;

Познакомить с лексическими и синтаксическими особенностями стиля, развивать умения

различать их, определять роль внутри текста;

Разобрать задания ЕГЭ, связанные с использованием средств языковой выразительности.

Развивающие:

Развитие положительной мотивации к процессу обучения;

Формирование позитивной Я - концепции;

Совершенствование речемыслительной деятельности;

Развитие умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и обобщать

языковые явления;

Развитие умения логически верно излагать мысли;

Развитие творческих способностей, критического, образного мышления, коммуникативных

умений и навыков, способности к сотрудничеству с другими людьми.

Воспитательные:

Развитие системы ценностных отношений к родному языку;

Тип урока : урок – практикум.

Вступительное слово учителя. Учитель: На прошлом уроке вы показали свои знания по

теме «Публицистический стиль и его особенности». Назовите признаки публицистического

Цель стиля

Воздействие на общественное сознание, формирование общественного мнения

Информирование - воздействие - убеждение – побуждение

Приметы

стиля

Логичность.

Образность.

Эмоциональность.

Оценочность.

Призывность. Общедоступность. Достоверность.Точность. Конкретность. Обоснованность.

Сфера употребления - Общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Проблемы - Политические Философские Нравственные Бытовые Социальные …

Жанры - Статья Очерк (путевой, портретный, проблемный) Репортаж Интервью Фельетон

Ораторская речь Судебная речь Выступление по радио, ТВ, на собрании … Доклад

Композиция

1.Напоминает научное рассуждение: А) выдвигается важная общественная проблема; Б)

анализируются и оцениваются пути ее решения; В) делаются выводы.

его утверждение

Лексические

особенности

- Слова

фразеологические

общественно-

политического характера, торжественно приподнятые слова,

просторечные

разговорные

обозначающая

медицины, экономики, культуры;

слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека;

эмоциональные

средства

выразительности: -

сравнения–

метафоры-

риторические вопросы

Риторические обращения - лексические повторы – градации – фразеологизмы - пословицы и

поговорки - использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов - языковых

средств юмора, сатиры, иронии

II. Определение целей урока. Учитель: Сегодня нам предстоит стать участниками урока-

исследования.

исследования

определение

эмоциональной

выразительности

публицистического

исследования

публицистический текст.

Работа с классом

1.Тезаурусный (творческий) диктант

1.«хотел бы в единое слово / Я слить мою грусть и печаль…» (Г.Гейне). –метафора.

согреваются.

Шукшин) МЕТОНИМИЯ – разновидность метафоры. Греческое слово «метонимия» означает

переименование, то есть передача одному предмету имени другого.

3. Смотри,

ей весело

грустить такой нарядно

обнаженной . Мёртвые

души , живой

труп , горячий снег, «…радостная печаль, ненавидящая любовь». И.Б.Голуб). Контрастные

эпитеты, образующие с определяемыми существительными сочетания противоположных по

смыслу слов, называются ОКСЮМОРОНАМИ.

4. Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) СРАВНЕНИЕ – троп, при котором

характеристика

предмета

сопоставление

предметом.

Сравнение – это троп, состоящий в сопоставлении предметов по их сходству, которое может

быть явным или отдаленным и неожиданным.

5. У т е ш и т с я

б е з м о л в н а я

п е ч а л ь, И

р е з в а я

з а д у м а е т с я

р а д о с т ь. . .

(А.С.Пушкин) ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

разновидность

метафоры,

присвоение

предметам

неживой природы свойств живых существ

6. Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) ГИПЕРБОЛА – одно из выразительных

средств речи, означает «преувеличение». Гипербола – это фигура со значением чрезмерного

преувеличения того, о чем говорится.

7. (Мужичок с ноготок. Мальчик с пальчик. Дюймовочка. Тише воды, ниже травы. «Ниже

тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.А.Некрасов).

Литота – фигура, состоящая в чрезмерном преуменьшении того, о чем говорится.

8. Аллегория Прекрасен царскосельский сад, Где льва сразив, почил орел России мощной На

Ш в е ц и я)

А.С.Пушкин

9.Антитеза "Сон и смерть" А.А.Фета, "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

взлетел под

камень, И

заволокся

ка р ье р.

(Н.Заболоцкий)Градация- расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или

убывающей (нисходящая) значимости.

весна золотая, Твой

сплошной, чудно

смешанный шум... (Н.Некрасов)

12.Парцеляция - намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении

отрезки. Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых

людей. И умных.

13. Это утро,

эта, Эта мощь

света, Этот синий

свод, Этот крик

вереницы,Эти стаи, эти птицы… Анафора- Повтор частей в начале строк (единоначатие)

14. Эпифора (лексический повтор) Я всю жизнь шел к тебе . Я всю жизнь верил в тебя . Я

всю жизнь любил тебя .

Ключ:

1) М е т а ф о р а.

2 . М Е Т О Н И М И Я

– 3 . О К С Ю М О Р О Н.

СРАВНЕНИЕ 5. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ГИПЕРБОЛА

Литота

8. Аллегория

9.Антитеза 10 Градация- 11. Эпитет. 12.Парцеляция 13. Анафора- 14. Эпифора

Учитель - в каком случае нам данные знания могут пригодиться, если говорить об экзамене

по русскому языку в форме ЕГЭ?

(при написании сочинения, когда нужно выразить авторскую позиции., критерий №3). В

комментарии

(критерий

№2) Средства

выразительности

помогают

глубокое воздействие на читателя, убедить в правоте своей позиции).

ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые

и м и т и р у ю т

т е к с т е

р е а л ь н о г о

АССОНАНС

французское

означающее

созвучие.

повторение

одинаковых

создания

звукового

Ассонанс

способствует

выразительности

Ассонанс

используют

стихотворений.

АЛЛИТЕРАЦИЯ – слово греческого происхождения от существительного буква. Повторение

художественном

согласных

создания

звукового

усиления

в ы р а з и т е л ь н о с т и

п о э т и ч е с к о й

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

передача

слуховых

впечатлений

напоминающими

звучание явлений окружающего нас мира.

Работа

текстом

листочках) Следующий

определение

изобразительно-выразительных средств языка.

4) Творческое использование нового материала. Проба пера.

Текст

(1) Характер отдыха в наш интеллектуальный век значительно изменился. (2).Что требуется

для нормального отдыха?(3) Прежде всего тишина.

Современные

исследования

показывают,

вернувшись

стремится к изоляции от городского шума и людей.

(5) Представление о полном отдыхе часто выражается в желании ни о чем не думать, лежать

спокойно, словно в полусне, позволяя свободно разбегаться своим мыслям. (6) Отдыхающий

человек, как ребенок, хотел бы делать то, что диктуется внутренним капризом: ничего

серьезного или запланированного. (7) Полежать, рассеянно подумать, лениво побеседовать

четырех стен своей комнаты, но наиболее полно это достигается в общении с природой. (9)

Право на «ничегонеделание», считавшееся чуть ли не пороком полвека тому назад, теперь

должно быть признано как необходимый элемент отдыха. (10) Пассивный отдых, как один из

психической

самолечения,

совершенно

необходим,

недооценивать. (По Ю. Макаренко)

1. Какое из высказываний противоречит содержанию текста?

1) Лучший отдых – это ничего не делать.

2) Занятие в спортивной секциилучший способ избавиться от усталости.

3) Современный человек устает от общения и от городского шума.

4) Общение с природой поможет справиться с усталостью.

2. Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение

4) описание с элементами повествования

3. Рецензия:

«Ю.Макаренко

рассуждает

интеллектуальный

Использование________

«внутренний

помогает

эмоциональное

отношение

читателя.

Динамику

рассуждению

придают_______

(предложение 7).

привлечь

внимание

читателя,

ощущение

свободной

использует_____

(«позволяя

свободно

разбегаться

мыслям»).

Стараясь

контекстный синоним (предложение 10), который имеет нейтральную окраску». (2,7,9,3)

Список терминов:

1) сравнение 2) переносное значение слова (эпитет) 3) контекстный синоним 4) гипербола 5)

метонимия 6) инверсия 7) однородные члены 8) риторические вопросы 9) метафора

Ответы для самопроверки: 1. – 2 2. – 3 3. – 2, 7, 9, 3

Какие проблемы нашли своё отражение в тексте? (Проблема характера отдыха людей,

проблема

интеллектуального

проблема

необходимости/значимости

пассивного

отдыха/ «ничегонеделания»….)

(Эпитеты: интеллектуальный

нормального

городского

внутренним

капризом, легкий журнал, пассивный отдых…)

(«Характер отдыха…значительно изменился» - метафора Автор заставляет нас задуматьсяся

над проблемой текста, ведёт к размышлению. А это один из основ. признаков публ. стиля).

(«лежать спокойно, словно в полусне» - сравнение. Автор считает, что это один из видов

(СРАВНЕНИЕ: «Пассивный отдых, как один из видов психической гигиены и самолечения,

3. Запись предложений под диктовку

1) Зима, смеясь, от счастья плачет, весны качая колыбель. (И.Северянин)

блещут, На

всем, Деревья

радостно

трепещут,Купаясь в небе голубом. (Ф.Тютчев)

3) И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М.Волошин);

4) Пустых небес прозрачное стекло (А. А. Ахматова);

5) И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу (А. А. Блок).

6) Горячий воздух дик и глух» (А.Блок). Эпитеты.

7) «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…» (С. Есенин). Метафора.

8) «В саду горит костёр рябины красной…» (С.Есенин). Метафора

Учитель: Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только

усиливает

зримость

наглядность

изображаемого,

и передает

неповторимость,

индивидуальность предметов или явлений.

добродушное

физиономии

Сибиряк).(метафора, олицетворение)

10) « Вешних дней минутны грозы, Воздух чист, свежей листы... И роняют тихо слезы

Ароматные цветы» (А.А.Фет). (олицетворение)

Учитель : Олицетворения служат целям создания ярких, выразительных и образных картин

чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

11)«Порой влюбляется он страстно В свою нарядную печаль» (М.Ю.Лермонтов) Оксюморон

12). «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.Есенин). Градация.

основное

отличие

художественного

стиля

речи

публицистического?

публицистике – проблема, в худ. тексте-ОБРАЗ)

Домашнее задание - Кратко напишите в тетради ответ на вопрос: «В чем, на ваш взгляд,

польза от публицистики?»- Написать сочинение по данному тексту

5. Подведение

итогов

урока.

Рефлексия. -Что

полезного

извлекли

сегодняшнего урока?

Цели урока – повторить характерные признаки книжных стилей, обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль», «Выразительные средства языка»; – совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля. – развивать умения создавать текст публицистического стиля, использовать средства публицистического воздействия на читателя; – развивать познавательные, коммуникативные и социальные возможности учащихся, сформированность общеучебных навыков и умений и самообразования.







СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РОДО-ВИДОВЫЕ СЛОВАМиллионы разных цветов... лиловые колокольчики... белая кашка... СЛОВА ОДНОЙ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ Зима... мороз… снежок... сугробы... иней... ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР (в том числе однокоренные слова) Я с удовольствием читал эту книгу. Читал долго, размышляя и возвращаясь к уже прочитанному. СИНОНИМЫ (в том числе контекстные) Мимо плыли полянки... Убегали овраги... АНТОНИМЫ (в том числе контекстные) Всю желчь я буду сбывать в этот дневник. На устах останется только мед. ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТНад головой раздался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.


2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЮЗЫ, СОЮЗНЫЕ СЛОВА, ЧАСТИЦЫ За окном опять метель. Зато на печке-то как тепло да уютно. МЕСТОИМЕНИЯ: -ЛИЧНЫЕ -УКАЗАТЕЛЬНЫЕ Звуки становились тише. Они почти растворились в летнем зное. Этот зной усыплял все живое вокруг. НАРЕЧИЯВдруг... Сначала... Потом... Внизу... Справа... Рядом... ЕДИНСТВО ВРЕМЕННЫХ ФИРМ ГЛАГОЛА Вдруг наступит мертвая тишина. Ничто не стукнет, не шелохнется. Ветер листком не шевельнет. СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯХороша была Танюша. Краше не было в селе.


ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не" title="3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не" class="link_thumb"> 10 3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯО чем мы говорили? О разном. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Наверное, все знают о том, что... Оказывается,... Пожалуй, самое интересное… Как выяснилось,… ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не"> ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯО чем мы говорили? О разном. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Наверное, все знают о том, что... Оказывается,... Пожалуй, самое интересное… Как выяснилось,…"> ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не" title="3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не"> title="3. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОРЯДОК СЛОВ => ИНТОНАЦИЯ Я никак не мог уснуть. О ней все думал. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Но в камине дозвенели угольки. За окошком догорели огоньки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (расчленение конструкции) Любить Родину - значит жить с не">






Функциональные стили речи СтильГде встречается Цели, функции Основные чертыНаиболее часто используемые языковые средства Учебники, справочники, энциклопедии Сообщение, объяснение научных результатов. Точность, логичность, четкость, строгость Книжные слова, научные термины, простые и сложные предложения Сущ. ср. рода, глаголы 3-го лица, н.вр. Документы (заявления, справки, протоколы, отчеты) Уставы, законы Известить, пригласить, попросить, уведомить Сообщение Стандартность, точность, конкретность, отсутствие образности, эмоциональности Стандартные средства выражения Глаголы в неопред. форме, в форме н.вр.; сложные предложения Газеты, журналы Сообщить факты, убедить Воздействие информирова- нием Конкретность, логичность, доказательность, эмоциональность, общедоступность высказывания Художественная литература


Функциональные стили речи. СтильГде встречаетсяЦели, функции Основные чертыНаиболее часто используемые языковые средства Научный Учебники, справочники, энциклопедии Сообщение, объяснение научных результатов. Точность, логичность, четкость, строгость Книжные слова, научные термины, простые и сложные предложения Сущ. ср. рода, глаголы 3-го лица, н.вр. Официально -деловой Документы (заявления, справки, протоколы, отчеты) Уставы, законы Известить, пригласить, попросить, уведомить Сообщение Стандартность, точность, конкретность, отсутствие образности, эмоциональности Стандартные средства выражения Глаголы в неопред. форме, в форме н.вр.; сложные предложения Публицисти- ческий Газеты, Журналы Сообщить факты, убедить Воздействие информирова- нием художествен ный Художественная литература Конкретность, логичность, доказательность, эмоциональность, общедоступность высказывания








3. Каково назначение публицистического стиля? Назначение публицистического стиля сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественным проблемам. 4. Каковы языковые приметы этого стиля? Совмещение в одном контексте книжной и разговорной лексики, сочетание официально-деловых и эмоциональных выражений, употребление слов в переносном значении (так называемая «газетная образность»: белое золото хлопок, голубые дороги морские пути и пр.), вопросительных, побудительных, восклицательных предложений, повторов, обращений, риторических вопросов и т. д. 2. Что обозначает слово «публицистика»? Название стиля публицистический происходит от латинского слова publicus общественный (в нашем языке есть слово публика, одно из значений которого люди, народ). Заметка, репортаж, рецензия, отзыв. Во всех них одна и та же тема будет решаться по- своему. 5. Назовите жанры публицистического стиля


Текст. Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. В нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными. Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка непросто в знании хорошего тона, а в сердечность и доброте к людям. Значит, все дело в мыслях и побуждениях. А знания норм поведения только помогает проявлению доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)


Анализ текста. Это текст... стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, эмоционален. Цель: Жанр Тип данного текста - …. Тезис оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется понятие «воспитанность», а в качестве «нового» - слова, которые раскрывают эти понятия (…). Автор доказывает истинность утверждения, приводит пример воспитанного человека. В этой части текста описываются черты характера Качалова (…), затем один из его поступков. Далее автор возвращается к высказанному в начале текста положению и делает из него вывод: истоки воспитанности – в доброте и уважении к людям. Автор использует разные способы связи в предложении в тексте: цепную и параллельную. Тематическую связь обеспечивают следующие средства: местоимения (…), порядок слов (…), лексические повторы (…), анафора (…) и другие. Задача данного текста – воздействовать на читателя.


1. В цирке выступали жонглеры, клоуны, медведи и другие. 2. Человеку не хочется умирать и жить все больше и больше. 3. Благодаря защитникам Родины мы живем и говорим им за это огромное спасибо. 4. Раскольников мнит себя сверхчеловеком, способным изменить историю, разрушающим настоящее во имя будущего, который имеет право преступить закон для спасения человечества.


Группа 2. Проанализируйте текст, найдите признаки публицистического стиля. Определите тему, основную мысль. Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т.п.Всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решать сам, и только сам. Следовательно, основная моя цель сводилась к тому, чтобы научиться пользоваться языком как можно лучше, полней, разнообразней; чтобы уметь из огромного количества слов и выражений выбирать именно то, что нужно при тех или иных обстоятельствах; чтобы понимать и, я бы даже сказал, чувствовать языковой материал во всех его оттенках, во всем разнообразии его форм и сочетаний. И день за днем, год за годом я, по мере своих сил, стремился и стремлюсь к достижению намеченной цели. М.Исаковский


Группа 1.Определить, является ли текст публицистическим, убедительно доказать свою правоту. Высказать свое отношение к проблеме, поднятой автором. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но хоть и трудно- это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения(как я уже сказал), но и нашей личности, души, ума. Д.С.Лихачев


Группа 3. О чем говорится в тексте? Какие общественные явления вызывают тревогу у автора текста? Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами современной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый Потоп. Пусть через триста лет, как после татаро-монгольского ига, но возродится и будет простираться бескрайне и величественно прекрасная земля наша от океана до океана. Будет! Но народ, ее населявший? Что станет с ним? Народ, Род жив, пока хранит бережно язык свой, данный ему Изначала. Слово. Лишь оно сохраняет историю Рода, Культуру, Обычаи. Сохраняет нацию только Слово. Напомню: Словом воскрешали умерших, заговаривали болезни, останавливали кровь. Словом поднимали на подвиг. «Он слово знает!»-говорили про удачливого. «В начале было Слово, - сообщает Евангелие от Иоанна. – В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» Сколько же раз в последние годы произносилась, цитировалась эта евангельская мудрость! Цитировалась бездумно, безответственно. Увы! Язык русский, русское Слово умирает, исчезает. В «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном В.И.Далем, содержится 200 тысяч слов. У Ожегова – 57 тысяч. Где они? Посчитайте, сколько русских слов употребляете вы, ваши знакомые? В лучшем случае- пятьсот, но скорее всего меньше. М.Ганина




Анализ текста 1)С чего начать разговор о России? 2)Мне, русскому, это не просто: большое видится на расстоянии. 3)Россия велика. 4)Вспоминаю, школьный учитель говорил: «Солнцу, и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы». 5)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? 6)Это и безлесная тундра, и дремучая тайга; это и горы Урала, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка Сколько микротем в данном тексте? а) 1; б) 2; в) 3; г) К какому жанру относится текст? а) статья; б) портретный очерк; в) критическая статья; г) эссе. 3. Каков тип речи? а) описание; б) рассуждение; в) повествование; г)повествование с элементами рассуждения. 4. С каким предложением связано 5-е предложение текста? а) С 4-м; б) со всеми предыдущими; в) с 1-м; г) с 3-м. 5. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте? а) вопросительные предложения, ряды однородных членов, контекстные антонимы; б) ряды однородных членов, метафора, гипербола; в) контекстные синонимы, антитеза, литота; г) гипербола, вопросительные предложения, ряды однородных членов. Публицист использует следующие языковые средства: именительный представление (воспитанный человек) непосредственное обращение к собеседнику (…..) риторический вопрос (…..); неполные предложения (…..) оправданный повтор слов и синтаксический параллелизм конструкции (……) противопоставление (…..) ; ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением (…..) отвлеченная лексика (…..).

Определение понятий «тропы» и «стилистические фигуры». Тропы и их разновидности. Стилистические фигуры и их разновидности. Примеры использования изобразительно- выразительных средств языка в прессе.

Троп - семантическое преобразование, позволяющее языковой единице в определенном контексте развивать новое, образное значение в целях экспрессии. Разновидности:

  • - метафора - перенос наименования с одного предмета на другой на основе сходства, скрытое сравнение. Цель в публицистике - в объективной и всесторонней инфе, которая должна быть доведена до массового читателя в специфических условиях газетного процесса. Метафоризация способствует расширению лексической сочетаемости слов и пополнению газетной фразеологии: король поп-музыки, град пуль, предвыборная гонка (широко распространены в публиц, образность и экспрессия почти стерлись). Яркие: насилие хлещет с экранов вашего любимого ТВ.
  • - сравнение - образное выражение, в котором изображаемый предмет уподобляется другому. М/быть выражено оборотом со сравнительным союзом, формой Т. падежаили формой сравнительной степени прилагательного: Пятясь каракатицей, Черномырдин исчез.
  • - метонимия - перенос наименования предмета с одного на другой на основе смежности, сопредельности: Мск готовится ко дню города, Мир следит за событиями (тут на основе «место - люди в этом месте»). Разновидность метонимии - синекдоха - перенос наименования с частного на целое и наоборот: Первая ракетка в мире (вместо теннисист). Часто синекдоха, в которой используется ед.ч. вместо мн.ч, что придает сущ собирательное значение (Что знать в нынешнем году пенсионеру?) Часто - отвлеченное понятие в значении конкретного (Свободная мысль и научная дерзость ломали свои крылья о невежество и косность политического строя).
  • - антономазия - особый вид метонимии, использование собственного имени в значении нарицательного: Березовские, Чубайсы.
  • - олицетворение - перенос на неживой предмет функции живых существ: рубль падает, холод наступает.
  • - оксюморон - семантическое преобразование, образный потенциал которого основан на действии антонимичных признаков: худосочный богатырь.
  • - перифраза - троп, состоящий в замене названия лица или предмета описанием его существенных признаков: туманный Альбион (Великобритания), однорукие бандиты, пишущий эти строки (вместо я).
  • - эвфемизм - мягкое обозначение предмета или явления, точное, прямое название которого представляется говорящему грубым или неприличным: ночные бабочки, портить лицо (бить морду). В совр СМИ используются часто как средства манипулирования: регулировать тарифы (= повышать их), борьба США с терроризмом в Ираке (=война)
  • - гипербола - троп, в основе которого лежит несоразмерность выведенного на первый план качества, преувеличение до неправдоподобия: ОМОН ломал кости мирным демонстрантам.
  • - эпитет - художественное определение, которое выделяет в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки: пластилиновый человек, податливый и пустой - это и есть настоящий бич постсоветской сцены и жизни.
  • - ирония - такое использование слова или выражения, при котором они приобретают смысл, обратный буквальному. Обычно содержит в себе отрицание под маской одобрения и согласия: Отколе, умная, бредешь ты голова? (Крылов) Много в совр публицистике, формирует ее двуплановость: Президент вновь взялся за спиртное (о введении штрих-кода на спирт напитках)

Все тропы в публицистике являются средством выражения оценочности.

Стилистические фигуры (фигуры речи) - выразительно-изобразит средства, основанные на созвучии или на особом синтаксическом построении высказывания.

СФ, основанные на созвучии:

  • - парономазия - игра близкими по звуковому облику словами, в ходе которой возникают ассоциативные связи: Кровь за кров
  • - аллитерация - повторение одинаковых или сходных согласных в целях экспрессии: Под прессом стресса
  • - ассонанс - посторенние одинаковых гласных (чаще ударных) звуков в целях экспрессии: Нервные неверные.
  • - рифма - повтор определенных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания 2 и более строк: Пока не выпали снега - на огород давить врага. Душа в душу, как Путин с Бушем.

СФ, основанные на особом построении высказывания:

  • - лексический повтор - употребление одних и тех же или однокоренных слов в небольшом отрывке текста: Поиск работы - это тоже работа.
  • - антитеза - оборот речи, в котором для подчеркивания контраста, для усиления выразительности используются противоположные понятия: Новый режим - старые кадры.
  • - сегментированные конструкции - фразы, разделенные на части: первая интонационно обособленная часть называет реалию, о которой речь идет в последующей части высказывания. Чаще «именительные темы»: Морская вода. Что мы о ней знаем?
  • - парцелляция - разделение единого высказывания на части, в результате чего оно изобилует разного рода присоединительными конструкциями, как бы «вдогонку» следующими за основным высказыванием. Чаще всего парцеллируются второстепенные члены: При встречах они долго разговаривали. О прошлом. Редко - о будущем.
  • - анафора - повтор начальных слов или словосочетаний, в соотносительных отрезках текста: Возродим село - возродим Россию.
  • - синтаксический параллелизм - разновидность синтаксического повтора, который основывается на том, что соседние высказывания имеют одинаковое синтаксическое строение: Далеко на болотах деловито курлычут журавли. Возле берега суетятся заботливые трясогузки.
  • - хиазм - зеркальное расположение частей высказывания: Сердечная недостаточность и недостаток сердечности.
  • - риторический вопрос - утверждение или отрицание, которое оформляется в виде вопроса в целях экспрессии: Кто не знает этих вещей?
  • - градация - выстраивание однородных членов предложения по принципу усиления (восходящая градация) или ослабления (нисходящая) признака или действия.

Эллипсис - пропуск части высказывания в неполном предложении, которая легко восстанавливается адресатом: Компьютеры - в классы!

Все изобр-выразит средства надо использовать мотивированно.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама