THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

ГОУ «Школа-интернат №15 циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Ю.В.Никулина»

КОНСПЕКТ


открытого урока русского языка в 11 классе
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Учитель: Алексеева Ольга Ивановна

2009-2010 учебный год

г. Москва
Тема урока : Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Цели урока:

Повторение и обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении;

Формирование навыков структурирования и анализа бессоюзного сложного предложения;

Закрепление пунктуационных умений учащихся.


Оборудование урока : дидактический материал, мультимедийное оборудование; учебник: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. «Русский язык».

10-11 кл. М.: «Русское слово», 2006.


Примечание . Теоретический материал подается и закрепляется на практических упражнениях поэтапно. Итоговый этап, проверка усвоения материала, – контрольный тест.
Ход урока

1.Проверка домашнего задания

1.Фронтальный опрос с последующей самооценкой.

Какое предложение называется сложноподчиненным?

Какими способами присоединяются придаточные части в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

Какими знаками препинания выделяются придаточные части в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными?

2. Комментарий выполнения домашнего упражнения №484.


2.Знакомство с теоретическим материалом

1.Актуализация уже имеющихся знаний.

Какое предложение называется бессоюзным?

Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
2. Комментарий учителя:

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, в котором для связи простых предложений не используются союзы и союзные слова. Средством их связи служит интонация и смысловое значение. Выяснить смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного можно с помощью подстановки союза. В зависимости от смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения ставятся соответствующие знаки препинания.
3. Работа с таблицей.

Слайд №1

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Слайд №2
Анализ предложений


Пример

Комментарий

1.Потоки воды журчат по мостовым, осел рыхлый снег, звенит капель.

  1. Предложение состоит из трех частей, между которыми нет союзов. Следовательно, связь между частями предложения бессоюзная.

  2. Части предложения связаны по смыслу, так как в них перечисляются явления природы (между ними можно поставить союз и) .

  3. Между частями предложения нужно поставить запятые.

2.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли об лед.



  1. Предложение состоит из двух частей, между которыми нет союзов. Следовательно, связь между частями предложения бессоюзная.

  2. Обе части предложения связаны по смыслу (между ними можно поставить союз и ) и осложнены обособленными обстоятельствами.

  3. Между частями предложения нужно поставить точку с запятой.

4.Закрепление материала.

Слайд №3

Упражнение 1 . Расставьте знаки препинания (. ;), аргументируйте свой выбор.

1.Редел на небе мрак глубокий (?) ложился день на темный дол (?) взошла заря. (А.С.Пушкин)

2.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце (?) капли, падая с них, звонко ударяли о лед (?) по всем улицам пела капель звонкую песню весны. (К.Паустовский)

3. Одето небо черной мглою (?) в тумане месяц чуть блестит. (М.Ю.Лермонтов )


  1. Работа с таблицей

Слайд №4
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении


Схемы

Примеры

что

1. : [ дополнение ]

интонация предупреждающая


Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант .

Внимание!

Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.

(Между частями сл. предл. можно вставить глаголы: и увидел, и понял, что… и др.)



а именно

2. : [ пояснение ]

интонация объяснительная

Мы увидели неожиданную картину: на опушке стоял лось.


потому что

3. : [ причина ]

интонация предупреждающая

Мы вернулись домой: начинался дождь.


6. Закрепление материала.
Слайд №5

Упражнение 2. Прочитайте предложения, определите, к какому типу сложных они относятся. Опуская союзы, переделайте данные предложения в бессоюзные сложные.


  1. Она взглянула вверх и увидела, что совсем низко над ней летели красные лучи солнца.

  2. Любите книгу, потому что она поможет в жизни.

  3. Ночью я слышала, что ветер свистел непрестанно.

Слайд №6

Упражнение 3. Перепишите, расставляя знаки препинания. Проверьте себя, подставляя нужные по смыслу союзы.


  1. Я остановил его лекарь запретил ему разговаривать.

  2. Успокойтесь рана не опасна.

  3. Дорога адская ручьи снег грязь.

7.Работа с таблицей.
Слайд №7
Тире в бессоюзном сложном предложении


Схемы

Примеры

и

1. -- [ быстрая смена событий ]

неожиданный результат

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.


а, но

2. --

резкое противопоставление

Он гость – я хозяин.


Когда, если то

3. [ время, условие] --


Ехал сюда – рожь начинала колоситься.


поэтому, так что

4. [ ] -- [ вывод, следствие ]


Ласточки летают низко над землей – жди дождя.


будто, словно

5. [ ] --

сравнение

Молвит слово – соловей поет.

8. Закрепление материала.
Слайд №8

Упражнение 4. Расставьте знаки препинания. Аргументируйте свой выбор.


  1. Для рыбы нужна чистая вода (?) будем охранять наши водоемы.

  2. Игнат спустил курок (?) ружье дало осечку.

  3. Стояла она долго (?) устали ноги и глаза.
Слайд №9

Упражнение 5. Выпишите номера предложений, объединив их в группы: А – ставится двоеточие, Б – ставится тире.


  1. Большинство сходилось на одном старые законы не годятся.

  2. Я доверяю любящим они великодушны.

  3. Жизненная роль гемоглобина общеизвестна он переносит кислород.

  4. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто.

  5. Все вышли на террасу в доме было очень душно.

  6. Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

  7. Днем в саду было тихо беспокойные птицы улетели на юг.

  8. Люди знали где-то очень далеко от них идет война.

  9. Я вошел в хату две лавки и стол составляли всю мебель.

  10. Я был угрюм другие дети веселы и болтливы.

4.Раздаточный контрольный материал (можно заменить контрольным тестом)

Впишите номера сложных предложений в соответствующие части таблицы.


,

;

-

:

  1. Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком я подвигался вперед с трудом. (М.Ю.Лермонтов )

  2. Я не мог заснуть передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М.Ю.Лермонтов)

  3. Об одном вас прошу стреляйте быстрее. (М.Ю.Лермонтов)

  4. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А.С.Пушкин)

  5. Поработаешь до поту поешь в охоту. (Пословица)

  6. Вдруг мужики с топорами явились лес зашумел, застонал, затрещал. (Н.А.Некрасов)

  7. Лето припасает зима поедает. (Пословица)

  8. Теплым ветром потянуло смолк далекий гул поле тусклое уснуло гуртовщик уснул. (А.Фет)

Контрольный тест

Задание 1. Какое предложение является бессоюзным?

А) Благодарю вас ЗА(ТО) что вы пригласили меня на этот спектакль.

Б) Ему было лет тридцать пять (ЗА)ТО мы считали его стариком.

В) (ЗА)ТО они любили учителя был он удивительным человеком.

Г) Спасибо (ЗА)ТО что он был со мной и в горе и в радости.
Задание 2 . Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении:

« Страшная мысль пришла ему на ум: вскоре должна быть финансовая проверка»?

А) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

Б) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

В) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.


Задание 3. В каких предложениях ставится двоеточие?

А) Хотел рисовать кисти выпадали из рук.

Б) Я не ошибся она не отказалась от предложения.

В) Открылась странная картина заброшенный дом был украшен какими-то ветками.

Г) Служить бы рад прислуживаться тошно.
Задание 4. В каких предложениях ставится тире?

А) Я ехал и думал почему не стреляют.

Б) Прошла неделя, месяц он домой не возвращался.

В) Смелые побеждают трусливые погибают.

Г) Смерти бояться на свете не жить.
Задание 5. Какому предложению соответствует схема – ?

А) Высовываю голову в окно свежий утренний воздух крепко ударил прямо в лоб.

Б) Лошади стали шлагбаум на переезде через линию был опущен.

В) Я приподнялся и замер не показалось ли?

Г) На срубе лежал иней ведро обжигало пальцы ледяные звезды стояли над безмолвным и черным краем.


  1. Итог урока:
- Какие предложения называются бессоюзными сложными?

Какими знаками препинания разделяются части в бессоюзном сложном предложении?

Назовите условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Назовите условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Назовите условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
5. Домашнее задание (на выбор)


2. Написать сочинение-миниатюру «Дождь», используя бессоюзные сложные предложения. (Образец - упр. №500)


В подборке представлены материалы, которые помогут учителю организовать работу по изучению темы «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП»: программа-тренажёр, тест, задание на распределение и текстовый материал.


«9кл-бсп»

9 класс. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Он смотрит вдаль там лес пестреет тут поля и горы.

По небу знойный день катится от скал горячий пар струится.

Лето припасает зима поедает.

Он прилёг усталость давала о себе знать.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью сжатой рожью гречихой даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.

Занавес поднялся раздались дружные аплодисменты.

Сильный дождь льёт с утра выйти невозможно.

Случилась беда селевой поток размыл железнодорожные пути.

Служить бы рад прислуживаться тошно.

Погода в январе непостоянна морозы сменяются оттепелями.

Все вышли на террасу в доме было душно.

Мать видела побледневшее лицо Павла она невольно двинулась вперёд расталкивая толпу.

Гуси высоко летят воды будет много.

Я понял маленького друга хотели лишить первой и последней радости в её недолгой жизни.

Замела метель дорожки пробираться нелегко.

Светлые заливы в камышах блестят неподвижно нивы на полях стоят.

Ровной синевой залито всё небо одно лишь облачко на нём не то плывёт не то тает.

Но Дубровский уже её не слушал боль раны и сильные волнения души лишили его сил.

Жизненная роль гемоглобина общеизвестна он переносит кислород.

Слава греет позор жжёт.

Только видит вьётся вьюга снег ложится на поля вся белёшенька земля.

Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

Солнце жгло по-вчерашнему воздух был неподвижен.

Солнце дымное встаёт будет день горячий.

Дожди перестали поля высохли.

В лагере спокойно ни суеты ни говора людского даже трубы над палатками не дымят.

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.

Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.

Над тростниками взмывают стаи уток кружатся чайки парят орлы пролетают кулики и чибисы.

В счастье дружбой пользуются в беде её проверяют.

Печален я со мною друга нет.

Бледно-серое небо светлело холодело синело звёзды мигали слабым светом.

В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

Хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был.

Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки топор осторожно стучал по сучьям колёса скрипели лошади фыркали.

Не хочешь ехать оставайся.

Заря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубятся пары.

Весь мир знает первый искусственный спутник Земли посланец нашей страны.

Кругом ярко светит солнце поохотиться ещё можно.

Ни одной птицы не было слышно все приютились и замолкли.

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_1»

ВАРИАНТ 1.

Задание

Ответы

«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

ВАРИАНТ 1.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.

Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

2) Вечер спустился уже на землю в лесу потемнело бор волновался вокруг сторожки

3) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы

4) Небо воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь было жарко и душно громадные стаи ворон предчувствуя непогоду с криком носились над садом.

5) Свойство зеркальце имело говорить оно умело.

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_2»

«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.

Задание

Ответы

«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.

Задание

Ответы

1) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле

2) Истинные таланты на критику не злятся их повредить она не может красоты

3) Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.

4) Назвался груздем полезай в кузов

5) Только сад не только не обветшал но разросся сросся и теперь был весь в цвету из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля1»

Лист контроля.

Вариант 1.

1) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (2ч - причина)

2) Вечер спустился уже на землю, в лесу потемнело, бор волновался вокруг сторожки. (перечисление)

3) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (2ч - следствие)

4) Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон, предчувствуя непогоду (дееприч.оборот), с криком носились над садом. (перечисление)

5) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (2ч - пояснение)

Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля2»

Лист контроля.

ВАРИАНТ 2.

1) Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (против.)

2) Истинные таланты на критику не злятся: их повредить она не может красоты. (2ч - причина)

3) Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал своё милое коленце. (перечисл)

4) Назвался груздем - полезай в кузов. (1ч - условие)

5) Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни, яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«аннотация»

В подборке представлены материалы, которые помогут учителю организовать работу по изучению темы «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП».

Весь материал разбит на две части. В первой части размещена презентация. Во второй – программа-тренажёр, тест, задание на распределение и текстовый материал.

В файле БСП-презентация. ppt представлен теоретический материал. Система гиперссылок позволит организовать процесс изучения в соответствии с замыслом учителя.

Проверить уровень усвоения теории поможет тест (пусковой файл БСП-тест. exe находится в одноимённой папке).

Файл bsp - rasp . xls направлен на организацию работы, связанной с формированием представления о значении частей бессоюзного сложного предложения. Учащиеся должны распределить предложения в соответствии со значением их частей. Предусмотрена система контроля, а также даны «шпаргалки».

Отработать навыки постановки знаков препинания в БСП можно в мини-программе, которая находится в папке «тренажёр» (пусковой файл – БСП-старт. exe , файл справки – SPK . HLP ). В программе представлены три вида заданий. Во втором задании (работа над ошибками) предусмотрена система пошагового контроля. После выполнения и проверки первого и третьего задания даются комментарии.

Папка «Текст-файлы»

Если в школе налажена локальная сеть, можно организовать работу с взаимопроверкой. Для этого формируются отдельные папки для 1 и 2 варианта (1 вариант - файлы «Вариант_1. doc » и «Лист_контроля2» ; 2 вариант – файлы «Вариант_2. doc » и «Лист_контроля1. doc » ). Учащиеся выполняют свою работу, расставляя знаки препинания в предложениях первого столбца таблицы (файлы «Вариант_1(2).doc ); сохраняют выполненную работу, а затем открывают (через локальную сеть) файл представителя другого варианта, копируют во вторую колонку таблицу материал из файла «Лист_контроля1(2)» и выполняют взаимопроверку. В файле «редактирование. doc » даны предложения различной структуры, их необходимо перестроить в БСП; используются приёмы копирования, удаления и вставки.

Проверить, насколько хорошо сформированы навыки постановки знаков препинания в БСП, помогут карточки-задания, приведённые в файле «9кл-бсп.doc ».

Ваши замечания и предложения прошу направлять на e -mail : mousch 2- n @ yandex . ru .

С уважением, Камаева Т.В.

Просмотр содержимого документа
«редактирование»

ЗАДАНИЕ

Исходный вариант

Перестроенное предложение

ЗАДАНИЕ . Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

    Было видно, как по реке плыли льдины.

    Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

    В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

    Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

    Если цветы не поливать, они засохнут.

    Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

ЗАДАНИЕ . Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

    Было видно, как по реке плыли льдины.

    Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

    В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

    Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

    Если цветы не поливать, они засохнут.

    Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

ЗАДАНИЕ . Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

    Было видно, как по реке плыли льдины.

    Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

    В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

    Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

    Если цветы не поливать, они засохнут.

    Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)

Цель: 1. Знакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП; формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП.

2. Развивать речь и познавательный интерес учащихся.

3. Прививать эстетический вкус, способствовать нравственному воспитанию.

Оборудование: Интерактивная доска, электронный учебник, раздаточный материал.

Ход урока:

    Актуализация полученных знаний.

Оргмомент.

Целеполагание.

Мы продолжаем изучать бессоюзные сложные предложения. Сегодня познакомимся с условиями постановки тире между частями БСП.

II. Опрос домашнего задания.

1. Упражнение 261. Дополните вторую часть бессоюзных сложных предложений таким образом, чтобы между их частями можно было поставить двоеточие.

2. У доски 2 ученика.

Задание. Выделить грамматические основы, начертить схему предложения, поставить знак препинания и объяснить.

    Птиц не было слышно: они не поют в час зноя.

    Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

3. Графический диктант.

А) Зазвучала музыка, гости оживились.

Б) Погода была ужасная: весь день лил дождь как из ведра.

В) Смелые побеждают – трусливые погибают.

Работа над предложением: Смелые побеждают – трусливые погибают.

Третье предложение вызвало у вас затруднение, почему?

Какой союз можно поставить между простыми предложениями?

Какое здесь смысловое отношение между частями в данном БСП?

Как вы думаете, какой знак препинания следует ставить?

Работа над предложениями:

Молвит слово – соловей поёт.

Приходит весна – всё вокруг оживает.

Много снега – много хлеба.

Стояли хибарки - стоят корпуса.

III. Это и будет темой нашего урока сегодня:

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Ознакомление с теоретическим материалом

Смысловые отношения между частями в БСП

Между частями БСП можно поставить слова

Противопоставление

Труд человека кормит – лень портит.

Мир строит – война разрушает.

Сравнение

Учёный без трудов – дерево без плодов.

Условие или время

Хочешь избавиться от бедности – трудись.

Вывод, следствие

Дети стали большими – им надо учиться.

Быстрая смена событий

Стояли хибарки – стояли корпуса, открывшись фасадами, сбросив леса.

Сильный ученик делает вывод

Итог: Объяснение по электронному учебнику

Запись схемы в тетради.

IV. Формирование умений и навыков.

Закрепление.

А)Упр.269. Устно. Объяснить смысл пословиц и расстановку знаков препинания.

Б)Упр.273. Заменить, где возможно, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения бессоюзными сложными.

В) - А теперь поработаем над текстом «Знакомьтесь: мода» ,который лежит перед вами.

Комментированное чтение, сопровождаемое показом слайдов.

Словарная работа: вызывала недоумение – непонимание, неясность

озадачивала – заставляла думать

«иноземный образец» - иностранный, чужой образец

тщетно – бесполезно, зря

Вопрос-ответная беседа по тексту:

1. Согласны ли вы с высказыванием, что «… каждый человек воспринимает моду по-своему. Это зависит от возраста, воспитания, убеждений, вкуса, культуры, характера, одним словом – от личности. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира»?

2. Что вы можете сказать о нынешней моде? Всё новое – хорошо забытое старое.

3. Какой смысл вложен в пословицу: «По одёжке встречают, по уму провожают»?

Задание: Выпишите из текста «Знакомьтесь: мода» БСП с тире между частями и объясните её постановку

Мода влияла на нравы, на поведение, при этом как бы оставаясь в стороне – люди сами попадали в её сети. (Противопоставление)

Бороды было приказано сбрить – их сбрили. (Быстрая смена событий)

Возникновение новой моды в Париже привлекло внимание и российских модников – завели бороды и они, не подозревая, что к ним вернулась их собственная борода. (Указывает на вывод, следствие)

Задание: Закончите пословицы и поговорки о моде.

По росту и одежду подбирай.

Одежда лучше новая – друг старый.

Плохой погоды не бывает, бывает плохая одежда.

Мода да развлечения и жадного разорят.

В одежде старайся быть изящным.

Задание: Расставьте предложения соответственно схемам

Определить смысловые отношения между частями БСП

Деловые контакты со странами Западной Европы перечеркнули запрет – сразу старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной (время).

В шестидесятые годы двадцатого века появилась джинсовая мода – послевоенный сдержанный стиль в одежде прошёл (противопоставление).

Мастер без дела – лес без птиц.(сравнение, сопоставление)

Сменила вечером большую сумку на клатч – готова к вечеринке. (быстрая смена событий)

Не идёт одежда к лицу – меняй свой стиль. (условие)

Обобщение. По таблице.

Работа с тестировщиком.

1. Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:

A.Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

2. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: Узнаешь меня – перестанешь бояться.

B. Следствие

C. Условие

D. Противопоставление

E. Быстрая смена событий;

3. Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:

A. Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

4. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: Служить бы рад – прислуживаться тошно.

B. Следствие

C. Условие

D. Противопоставление

E. Быстрая смена событий;

5. Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится:

A. Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

Упражнение 1.

Прочитайте. Сравните предложения, данные под цифрами I, II, и объясните, почему в первом случае между простыми предложениями, входящими в состав сложного, стоит запятая, а во втором - точка с запятой.

I. 1) Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли, тихонько шептались деревья, кукушка кричала вдали, (А. К. Толстой) 2) В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами. (А. Чехов)

II. 1) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабея, то исчезали; отсырела земля, запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И. Тургенев) 2) Дубровский объезжал однажды малое своё владение; приближаясь к берёзовой роще, услышал он удары топора и треск повалившегося дерева. (А. Пушкин)

Упражнение 2.

Прочитайте, а затем запишите предложения. Устно определите смысловые отношения в сложных бессоюзных предложениях. Объясните постановку точки с запятой.

1) При свете трепетном луны сразились витязи жестоко, сердца их гневом стеснены; уж копья брошены далёко, уже мечи раздроблены, кольчуги кровию покрыты; щиты трещат, в куски разбиты. 2) Руслан, не говоря ни слова, с коня долой; к нему спешит, поймал, за бороду хватает; волшебник силится, кряхтит и вдруг с Русланом улетает. 3) Уже колдун под облаками, на бороде герой висит; летят над мрачными лесами, летят над дикими горами, летят над бездною морской; от напряженья костенея, Руслан за бороду злодея упорной держится рукой.
(А. Пушкин)

Упражнение 3.

Прочитайте. Укажите, чем отличаются данные пары предложений. Произведите их синтаксический разбор. Определите значение придаточных в сложноподчинённых предложениях .

1) Труд кормит, а лень портит. Труд кормит - лень портит. 2) Когда кончил дело, гуляй смело. Кончил дело - гуляй смело. 3) Если назвался груздем, полезай в кузов. Назвался груздем - полезай в кузов. 4) Облака ярко светились, так что на них нельзя было смотреть. Облака ярко светились - на них нельзя было смотреть.

Упражнение 4.

Прочитайте предложения, комментируя постановку нужных знаков препинания. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1) Не может быть равнодушия в лесных делах народу нашему жить вечно на этой священной земле и его потребность в древесине бумаге и продуктах лесохимии будет возрастать. (Л. Леонов) 2) Первый хлеб нового урожая. Ни с чем на свете не сравним его сладковатый привкус и не¬обыкновенный дух пахнет он солнцем молодой соломой и дымом. (Ч. Айтматов) 3) Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает реки ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса хранители вод деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца от иссушительных ветров прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. (С. Аксаков)

Упражнение 5.

Придумайте четыре сложных бессоюзных предложения: с запятой, точкой с запятой, тире и двоеточием. Запишите их и объясните расстановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор каждого предложения, составьте схемы.

Упражнение 6.

Выпишите сложные бессоюзные предложения, расставляя знаки препинания.

1. БЕРЁЗОВЫЙ СОК

Теперь больше не нужно резать берёзку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают - сок есть в берёзе. Тонет нога в земле - есть сок в берёзе. Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы - есть сок в берёзе.
Мысли мои все разбежались - есть сок в берёзе.
(М. Пришвин)

2. ТИХИЙ СНЕГ
Вчера весь день падал снег, как будто это он с неба принёс тишину. И всякий звук только усиливал её: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами. Но тишина от всего этого росла.
(М. Пришвин)

Упражнение 7.

Напишите графический диктант, то есть составьте схемы расстановки знаков препинания в данных предложениях.

1) Творец книги автор творец её судьбы общество. (В. Гюго) 2) Прежде чем начать писать я всегда задаю себе три вопроса что я хочу написать как написать и для кого написать. (М. Горький) 3) Искусству угрожали два чудовища художник который не является мастером и мастер который не является художником. (А. Франс) 4) Настоящий писатель это то же что древний пророк он видит яснее чем обычные люди. (А. Чехов)

Упражнение 8.

Выполните задание, работая с каждым предложением в следующем порядке:

1) прочитайте про себя предложение, установите, из каких частей оно состоит;
2) определите смысловые отношения между частями; для этого исполь¬зуйте приём синонимической замены бессоюзного предложения союзным сложноподчинённым или сложносочинённым;
3) выберите знак препинания, который выражает на письме эти смысло¬вые отношения;
4) прочитайте предложение, передавая интонацией смысловые отноше¬ния между его частями;
5) запишите предложение, выделите в нём грамматические основы.

ОБРАЗЕЦ: Не нашел в себе - не ищи в других. (Если не нашел в себе, то не ищи в других. - Значение условия.)

1) Будешь трудиться будешь кормиться. 2) Утром не встал день потерял. 3) Кончил дело гуляй смело. 4) Лень, отвори дверь сгоришь. 5) Человек не грибок в день не вырастет. 6) Беспечному всё трын-трава поехал ни за чем привёз ничего. 7) Солнышко садится лентяй веселится солнышко всходит лентяй с ума сходит. (Пословицы)

Упражнение 9.

Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания. Устно замените каждое бессоюзное предложение синтаксическим синонимом (сложноподчинённым или сложносочинённым предложением). Проведите синтаксический разбор третьего предложения.

1) Во дни веселий и желаний я был от балов без ума: верней нет места для признаний и для вручения письма. (А. Пушкин) 2) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин) 3) Я выглянул в окно: всё было мрак и вихорь. (А. Пушкин) 4) Надо мной в лазури ясной светит звёздочка одна: справа запад тёмно-красный, слева бледная луна (В. Ходасевич) 5) Служить бы рад - прислуживаться тошно. (А. Грибоедов) 6) Посмотрит - рублём подарит. (Н. Некрасов) 7) Крайняя к двери пожилая женщина в зелёной шерстяной кофточке и белом в горошинку платочке вязала и часто нашёптывала; напротив неё девушка в синей рябенькой кофточке и чёрных шароварах считала на маленьких счётах и потом что-то заносила в табличку; за ней сидели два парня. (Б. Можаев) 8) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (М. Пришвин)

Упражнение 10.

Рассмотрите следующие бессоюзные сложные предложения. Определите количество предикативных частей, выделите смысловые части и обоснуйте постановку знаков препинания.

1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день... (Пушкин). 2) День выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно (Арсеньев). 3) Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка (Чехов). 4) Выйдет солнце из облака - чувствуешь на лице горячую ласку света (Бунин).

Упражнение 11.

Из самостоятельных предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП?

1) Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь. 2) Статьи и стихотворения были на одну тему. Их предметом был город. 3) Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день. Путешествия всегда сулили неожиданности. 4) Вода блестела, как черное стекло. На песочном дне были видны дорожки, проложенные улитками. 5) Все время слышался шум воды. Это рядом с дорогой текла быстрая горная река.

Упражнение 12.

Составьте бессоюзные сложные предложения по следующим схемам.

(потому что )
1. : .
(а именно )
2. : .
(и увидел, что )
3. : .
(поэтому )
4. - .
(Если )
5. - .
6. ; .

Упражнение 13.

Поменяйте местами части бессоюзных сложных предложений и запишите их, расставляя знаки препинания.

1) Время сеять овес: распустилась береза. 2) Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озерами шел небольшой дождь. 3) Кто-то зажег спичку - мелькнул огонек. 4) Ноги вязли по щиколотку - идти было трудно. 5) Напрямик не пробиться: впереди непроходимое болото.

Упражнение 14.

Спишите бессоюзные сложные предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний (Пушкин). 2) Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром (Шолохов). 3) После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман (Арсеньев). 4) Юноша бледный со взором горящим ныне даю я тебе три завета. Первый прими не живи настоящим только грядущее область поэта (Брюсов). 5) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве я стал скрытен. Я говорил правду мне не верили я начал обманывать (Лермонтов). 6.) Тут и там рассеянно касались земли и воды лучи солнца упадет луч на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом темно-синее море горит изменчивыми красками отражая щедрый свет (Горький).

Тест по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?

1) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
2) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
3) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
4) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.

3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

4. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.

5. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа - вам же бы стыдно было!

6. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.

1) тире
2) двоеточие
3) точка с запятой
4) запятая

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Влага под землю весной просочится - выше поднимется в поле пшеница.
2) Вы улыбнетесь - мне отрада. Вы отвернетесь - мне тоска.
3) Алексей был доволен - танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
4) Не хочешь отвечать - я скажу.

8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
2) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
3) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
4) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
2) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
3) Я знаю: вы не осудите меня.
4) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

10. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены).


2) Я доверяю любящим они великодушны

4) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.


11. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире
(знаки не расставлены).

1) Я доверяю любящим они великодушны
2) Поспешишь людей насмешишь.
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.


12. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием
(знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.

3) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь людей насмешишь.


13. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием
(знаки не расставлены).

1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) За всё браться ничего не сделать.
4) Я доверяю любящим они великодушны

14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

4) 2-я часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

15. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

16. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить _ у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.
2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части.
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

17. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) Богатому не спится - богатый вора боится.
2) Это было не только горе - это была полная перемена жизни, всего будущего.
3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье - всё это разнилось с нашей городской жизнью.
4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке - одним словом, везде.

18. В каком предложении не должно ставиться тире?

1) Художник Коровин был талантлив во всем - он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.
2) Простить виноватого - верное решение.
3) Единственный признак жизни - бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.
4) Вот у кур есть курятник, у лошадей - стойло, у собаки - конура, а только я один должен был скитаться где попало.

19. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?

Воображение моё так живо воспроизводило лица любимых моих героев () Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.

1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
3) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

20. Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.

1) Две запятые, тире
2) Три запятые
3) Одна запятая, двоеточие
4) Две запятые, двоеточие

21. Определите количество пропущенных знаков препинания.

Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся.

1) Двоеточие, три запятых
2) Четыре запятые
3) Двоеточие, две запятых
4) Две запятых, тире

22. Определите количество пропущенных знаков препинания.

И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится в тех случаях, когда основная часть высказывания находится в первой части сложного предложения, а во второй части содержится пояснение, раскрывается содержание первой части или есть указание на причину .

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится:
1. Если вторая часть предложения раскрывает содержание первой части (в таких случаях между частями бессоюзном сложном предложении возможна подстановка слов «а именно»).
НАПРИМЕР: Приближалась роковая минута: полёт направлялся к раскрытым воротам дворца (Олеша). А тут ещё забота: течёт сквозь крышу, каплет с потолка (Бунин). Я предал всё: на шумный круг друзей я променял священный шум дубравы (Ходасевич).
2. Если вторая часть указывает основание или причину того, о чём говорится в первой части (в данном случае возможна подстановка союзов так как, потому что).
НАПРИМЕР: Я глядел в огонь и боялся поднять голову: казалось, кто-то смотрит на меня из темноты (Коваль). 3. Если в первой части бессоюзного сложного предложения содержатся глаголы видеть, смотреть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т. п. (в этом случае между частями предложения можно вставить союз что).
НАПРИМЕР: С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения (Пушкин). Я чувствовал: вся кровь моя в лицо мне кинулась (Пушкин). Помню также: она любила хорошо одеваться и прыскаться духами (Чехов).
4. Если в первой части имеются глаголы выглянуть, оглянуться, поднять (глаза, голову), прислушаться и т. п., предупреждающие о дальнейшем изложении (между частями предложения можно вставить слова и увидел (и услышал, и почувствовал): Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (Пушкин). Оборачиваюсь: Грушницкий! (Лермонтов). Варвара прислушалась: донёсся шум вечернего поезда (Чехов). Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка (Лермонтов). Поглядел Полкан: глаза у Светланы ясные, руки пахнут травой и цветами (Гайдар).
Если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, таков, такой, одно и т. п., конкретное содержание которых раскрывается во второй части: Обычай мой такой: подписано - так с плеч долой (Грибоедов). Как все московские ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами и чинами (Грибоедов). Одно было несомненно: назад он не вернётся (Тургенев).

ВНИМАНИЕ!
1. Двоеточие ставится перед прямым вопросом, включённым в состав бессоюзного сложного предложения: Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (Чехов). Подозрительно потянул Полкан носом: не пахнет ли от хитрых мальчишек морковкой из колхозных огородов? (Гайдар).
2. Двоеточие обязательно в сложных предложениях, в которых вторая часть, поясняющая, раскрывающая смысл первой, представляет собой сложноподчинённое предложение: Только потом я понял: чтобы добираться на работу без опозданий, придётся расстаться с машиной и ездить на метро.
3. В бессоюзном сложном предложении при обозначении пояснения, причины, обоснования допустимо употребление тире вместо двоеточия (особенно в художественной литературе и в публицистике): Соседскую кошку мы не любили - она вечно сидела на нашем заборе и охотилась на доверчивых птиц.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама