THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ваш малыш первоклассник! Многое теперь в семье подчинено его учебе: меняется режим дня, сна, питания и, конечно же, обязательно должен быть режим подготовки к урокам.

Каждый родитель мечтает видеть свое чадо самым умным и успешным. Для этого родителям необходимо максимально выделять время для занятий с малышом. В техногенный век телевизоры и компьютеры вытесняют книги и потребность в чтении резко снижается. К сожалению, это сказывается на скорости и технике чтения. От того, сколько вы посвятите времени занятиям ребенка, будет зависеть его отношение к чтению, а соответственно и к самой учебе. Говорить о том, что чтение сопровождает нас всю жизнь и во всех жизненных сферах, думаю излишне.

  1. Создайте у ребенка мотивацию к чтению. Для того, чтобы начать заниматься с ребенком, объясните, для чего ему пригодится чтение в жизни и какую выгоду ученик получит от способности читать быстро. Заучите с малышом несколько установок , которые помогут быстрее приобрести навыки чтения. Учитывая, что игра пока ещё является основной деятельностью в этом возрасте, можно использовать установку №1: умение быстро читать мне пригодится, чтобы я мог быстро делать уроки и тогда у меня будет больше времени поиграть.
  2. Малышу надо понимать, что придется работать даже тогда, когда ему не хочется. Объясните, что добиться результата можно только регулярно занимаясь. Каждый день читайте вместе с ребенком. Для этого подойдет следующая установка. Установка №2 . Даже когда мне не захочется, я обещаю читать, когда попросит мама.
  3. Соблюдайте уровень нагрузки. Постепенное увеличение нагрузки - залог успеха в любой деятельности и в чтении тоже. Задания по увеличению скорости хотя бы на 3-5 слов каждый день должно быть. Будьте внимательны, увеличивая нагрузку - следите, чтобы ребенок не переутомился. Понаблюдайте, сколько ребенок может прочесть без усилий. Договоритесь, что на следующий день он прочтет чуть больше. Запланируйте, когда и сколько времени вы будете заниматься. Соблюдайте индивидуальный подход. Для увеличения нагрузки подойдет установка №3: сегодня я прочту чуть больше, чем вчера.
  4. Верьте в ребенка и в его успех! Хвалите малыша! "Умница!", "Тебе это легко удается!", "Как здорово, что ты сегодня прочел больше и быстрее!", "Ты способный!". Говорите слова, которые он привык слышать в качестве похвалы, придумывайте каждый раз новые. Пусть для него чтение станет увлекательным и интересным. Для этого меняйте книжки, исходите из того, что интересует вашего малыша больше. Установка №4. Читать мне интересно! Я буду читать много и быстро!

Установите свою форму занятий. Следите за тем, чтобы между занятиями обязательно был перерыв. Например: каждый день по 20-30 мин. две недели подряд, а затем перерыв 5-7 дней. И снова новый цикл.

Обратите внимание: занимаясь чтением, ругать ребенка нельзя, а то добьетесь отвращения малыша к чтению и учебе в целом. Если у него что-то не получается, подбодрите его, что в следующий раз обязательно прочтет ещё лучше! В программе занятий должны быть пункты: чтение текста несколько раз, пересказ, заучивание слов, стихов и отрывков прозы (для развития памяти). Предпочтительно использование различных техник скорочтения. К счастью, техники для скорочтения общие для взрослых и детей. Отличаются они только объемами и содержанием информаций.

И теперь самое главное - чтобы начать занятия с ребенком, сначала настройте себя... Ваше желание должно быть продолжительным , пока у малыша чтение не войдет в привычку. Вскоре занятие чтением станет самостоятельным увлечением и вы будете награждены гармонично развитым и начитанным ребенком.

Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанное

С чего начинать обучение скорочтению?

Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования - об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

Готовим к чтению дошколят

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.



На помощь самым младшим деткам приходит азбука

Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

Наиболее распространенные ошибки родителей

  • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
  • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
    • говорим: П и А будет ПА;
    • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
    • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

Учим читать правильно

Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго - к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.



Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

Занятия в первом классе

Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.

Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.



Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

Упражнения

Слоговая таблица скоростного чтения

В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.





Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

Хоровое произнесение текста

Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.



Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

Комплексная программа для чтения

  • многократное повторение написанного;
  • чтение в быстром ритме скороговорки;
  • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.



В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

Варианты упражнений

  1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
  2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
  3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:

Программа для детей старше 8 лет

  1. Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
  2. Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
  3. Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
  4. Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
  5. Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.

Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться

Стимулируем результатами

Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.

Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».

Чтение — это познание мира и закладка основных навыков. Поэтому очень важно подойти к этому процессу со всей ответственностью и осведомленностью. От того, как вы выстроите систему обучения, будет зависеть, станет ли ваш ребенок заинтересованным учеником или этот процесс будет мучительным и болезненным. Начать, конечно, необходимо со знакомства с буквами и звуками.

Не «сжимайте» этот этап до катастрофичных сроков — завтра в школу, значит, за ночь нужно заставить ребенка все изучить. Начните как можно раньше: пусть для малыша это будет интересной и неторопливой игрой — один день одна буква. Когда этап пройден — можно переходить к обучению. Мы представим вам практические советы и самые популярные методики, которые позволяют понять, как научить читать первоклассника:

1. Пойте вместе!
Как утверждают психологи: пение для ребенка намного увлекательней, чем чтение слогов и букв. Начните с составления несложных слогов и научите малыша их не проговаривать, а именно напевать. Буквы должны соединяться плавно нараспев! Это не только легкий процесс, но и интересный ребенку. Припевайте слоги и придумайте, в какой песне есть такое же словосочетание, отдохните, поговорите об этом произведении.

2. Наглядность — настоящий «золотой ключик».
Сделайте процесс обучения максимально наглядным — не нужно начинать с книг! Разноцветные кубики со слогами, яркие таблички, веселые поделки. Такой подход вам точно обеспечит успех. Научите своего первоклашку играть с буквами и слогами: пусть пробует соединять буквы и проговаривать получившийся слог. Даже если есть ошибки — превратите это в смешное недоразумение. Проговорите, как эта ошибка будет звучать в слове и тогда ребенок легко запомнит, что так сочетать слоги неправильно.

3. Ассоциации
Такой метод позволяет ребенку сначала легко запомнить значение слова, а потом и быстро его прочитать. Напишите маленькое слово и расскажите ребенку, что оно означает. И когда он его «проговорит» — пробуйте читать по слогам. Запоминание происходит быстро и доступно для ребенка.

4. Читайте вслух

Это отличный способ научить ребенка воспринимать не только буквы и слоги, но и разбираться в звуках. Возьмите маленький отрезок интересного текста и прочитайте его с выражение вслух, проговаривая все сложные «места». А далее попросите ребенка про себя повторять за вами, пусть следить за каждой буквой и слогом. Так малыш будет запоминать, и слышать, как звучат буквы.

5. Прослушивание аудиозаписей

Действенный способ не только развить память, но и научиться читать! А секрет прост: ребенок сосредотачивается на интересной информации, легко запоминает звучание слогов и букв, начинает различать звуки. Запишите любимую сказку или познавательную информацию и предложите малышу ее просто прослушать. И даже если ваш читать, такое времяпрепровождение ему наверняка придется по душе!

Как научить первоклассника быстро читать

Мало научить малыша читать, необходимо оттачивать технику — это поможет ему научиться быстро читать и воспринимать информацию. Чтобы добиться результата -необходимо работать ежедневно! И здесь важно понять: читать надо недолго, а часто. Весь процесс оттачивания скорости не должен превышать 15 минут. Это оптимальное время, за которое ребенок не устанет и сможет концентрировать свое внимание. Пусть таких сеансов в день будет 5-7. Так как научить первоклассника быстро читать:

1. Игра — залог успеха. Добавьте игровой момент в процесс обучения. Соревнуйтесь с ребенком, придумайте приз победителю. Сначала прочитайте текст сами, останавливаясь на «сложных» момента, а потом предложите ребенку самому прочитать. Объясните ему, что он может задавать вопросы в процессе чтения.

2. Повторение — мать учения. Очень важно дать малышу возможность читать один и тот же текст несколько раз. Так ребенок станет намного увереннее, и лучше будет слышать звуки. Выбирайте простые и интересные заметки.

3. Ищем слова. Это очень полезное упражнение: попросите ученика найти определенное слово в коротеньком тексте. При поиске ребенок будет бегло просматривать слова и их запоминать. Это научит его видеть текст в общем. Он будет легко ориентироваться и попутно воспринимать другие слова — техника чтения значительно улучшиться.

4. Читаем про себя. Такой вид обучения дает отличные результаты. Ребенку легче сконцентрироваться, воспринять информацию, скорость чтения значительно повышается.

5. Тренируем внимание. Когда малыш начнет читать — резко его остановите и попросите посмотреть на вас, а затем быстро отыскать место в тексте, где он прервался. Такое упражнение отлично тренирует зрительную память, позволяет сконцентрировать внимание и быстро включиться в процесс.

6. Правильный порядок. Напишите предложение, где слова перепутаны местами, а затем попросите ребенка создать правильный ряд.

7. Научите видеть весь текст. Это очень важно: расскажите, что при чтении необходимо непросто проговаривать буквы, но и понимать, что обозначает каждое слово.

8. Читаем все и везде. Поиграйте с ребенком: читайте случайные надписи, объявления, титры к фильмам. А чтобы процесс был увлекательней — соревнуйтесь, кто быстрее увидит новые слова и надписи.

Помните, что беглое чтение ребенок может освоить только тогда, когда он научится хорошо писать. Ему станет намного легче воспринимать информацию и создавать аналогии. А вот ? Прививайте любовь к эстетике с самого раннего возраста, больше рисуйте, чертите геометрические фигуры, раскрашивайте картинки.

Как правильно мотивировать ребенка

Приступая к обучению своего малыша, необходимо понимать, что для него весь этот процесс чужд. Нужно найти правильную мотивацию, которая разбудит желание читать. И здесь все зависит от родителей:

Объясните ребенку, что навык чтения откроет перед ним такой огромный и интересный мир. Он сможет познавать новое самостоятельно, быстрее повзрослеет, сможет переписываться с друзьями, писать книжки и т.д.

Придумайте историю, в которой малыш не умел читать и поэтому ничего не знал, и так и остался маленьким!

У вашего ребенка есть ? И это можно сделать весомым аргументом — научишься читать, сможешь не только играть в игры, но и переписываться с друзьями, находить интересную информацию.

«Золотые правила»
Уважаемые родители, чтобы процесс обучения был легким и приятным для вашего ребенка возьмите на вооружение несколько правил.

Это один из самых волнующих вопросов, которые могут встать перед родителями.
Вроде бы и буквы освоены, и слоги понятны.

Но ребенок читает медленно, совершенно не понимает прочитанное. В итоге просит маму помочь объяснить задание, тянет с выполнением уроков, получает оценки хуже, чем может.

Действительно, ни для кого не секрет, что чтение с пониманием — основа успешного обучения в школе.

Потому что какой бы мы ни взяли предмет, везде надо читать и понимать прочитанное. Уметь отвечать на вопросы и ориентироваться в тексте.

Так когда наступает понимание текста? Где та самая грань между понимает/не понимает?

Научно доказано, что понимание текста происходит при скорости чтения от 60 слов в минуту и выше.

Если ребенок читает меньше, то прочитанный впервые текст он не поймет. Прочитанную задачу не не поймет. Прочитанное задание — не поймет.

Именно поэтому чтением и скоростью чтения заниматься важно и необходимо. Представляем Вашему вниманию несколько лайфхаков для обучения детей чтению:

Лайфхак № 1 — использовать «Чудесный домик»

Это замечательная разработка учителя начальных классов Стрекаловской Любови Алексеевны и учителя-логопеда Кирилиной Ренаты уже покорила сердца тысяч родителей.
Преимущество домика в том, что его легко брать с собой куда угодно, а заниматься по домику легко и интересно.

Методика повышения чтения заключается в отдельном чтении слогов русского языка, при этом обучение происходит основываясь на трех базовых китах успеха: интенсивность, изолированность и обратная связь.

Домик позволяет играть в множество игр с ребенком, которые увеличивают скорость чтения.

Игра № 1 — Прочитай меня! Кто выглянул?

В окошечко домика выглядывает только один слог, ребенок его читает и получает обратную связь. Обычно движение домика происходит вертикально, значит мы интенсивно тренируем определенный вид слогов.

Игра № 2 — Отгадай слово

Родители переводят домик последовательно на два слога. Например, вначале из домика выглядывает «но», потом «га». Ребенок читает слоги и угадывает, что выглянуло из окошка.
Потом может показаться «ко-т» или «ру-ка», может даже показаться «ко-за»

Игра № 3 — Загадай слово.

Происходит обратно предыдущей. Ребенок поочереди показывает слоги слова, которое он загадал. А родители читают и угадывают.

Игра № 4 — Давай быстрее?

Ребенок читает слоги, переводя домик вертикально или горизонтально. А вы засекаете секундомером, за сколько он это сделал. Фиксируется результат, а после повторяется.

С каждым разом будет расти скорость ребенка, а значит и его вера в себя.

Сделайте два домика, один положите с собой в сумку и тогда его можно будет использовать в любую удобную минутку: в транспорте, в очереди, ожидая врача.

Методика помогает повысить скорость чтения детям с дислексией (прим. Дислекси́я - избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.)

Благодаря «домику» дети с дислексией запоминают слоги, что помогает освоить процесс чтения (в русском языке чтение слоговое)


Лайфхак № 2. — Техника «Секундомер»

Для тренировки чтения нам понадобится детская книга и секундомер. Попросите ребенка начать читать и засеките минуту. После попросите прочитать еще раз тот же участок текста за минуту.

И вы и ребенок увидите, что во второй раз он прочитал больше, чем в первый! А в третий еще на одно-два слова больше, чем во второй. Значит — скорость чтения растет. Важно отметить, что тренировка должна проходить обязательно на одном и том же участке текста.

Подробнее о методике и ее пользе — в нашем видео

Лайфхах № 3 — Слово нехорошее написано

Скорее всего, среди читателей найдутся те, кто не одобрит этот способ.

У него совершенно не было мотивациии или желания учиться читать. Тогда предложила ему прочитать плохое слово, которое я написала.

Ребенок засмущался.

Использую «чудесный домик» в окно выглянули слоги: «ду», «ра» Ребенок засмеялся

Какие слова ребенок считает «плохими»?

Это могут быть слова дура, дурак или даже жопа.

Важно, чтобы ребенок понял, что то что нельзя говорить вслух, можно прочитать или загадать. Мы провели два дня отгадывая и загадывая плохие слова, делая большие глаза. Мы загадывали и «дура» и «дурак» и «какашка» (над этим Никита смеялся дольше всего)

В итоге ребенку в скором времени это показалось уже не так интересно, и он просто начал загадывать и читать все подряд.

Это была моя большая победа!

Лайфхак № 4 — Техника «Стихотворения»

Для того, чтобы увеличить скорость чтения нужно в течение одной недели читать одно и то же стихотворение. Зачем и почему? Ответ в нашем видео

Лайфхак № 5- Таблицы Шульте

Кажется напрямую чтение таблиц не влияет на результат. Однако это не так.

Одной из причин медленного чтения специалисты выделяют маленькое поле зрения. Именно используя таблицы Шульте можно увеличить поле зрения и научить мозг ориентироваться быстрее.

Работать с таблицами нужно так: последовательно найти цифры от 1 до 25. Можно просто «глазами», можно показывая пальцем, можно зачеркивать.

Я поставила программу на мобильный телефон и в свободную минутку мы с детьми устраиваем соревнования. В программе нужно нажимать последовательно на цифры от 1 до 25. Если ответ верный, цифра светится зеленым. Если нет — мигает красным. Программу можно найти по запросу «Таблицы Шульте»

Существуют несколько техник работы с таблицами, расширения поля и угла зрения, поиска цифр. Подробно мы рассматриваем и изучаем техники в курсе «Умный ребенок» в модуле «скорочтение». Однако и простой поиск нужной цифры улучшает внимательность и увеличивает скорость чтения ребенка.

Занимайтесь таблицами Шульте по 15 минут в день в течении двух недель и вы удвоите, а может быть и утроите скорость чтения.

Лайфхак № 6 — Закрываются глаза

Так делали наши мамы и бабушки. Увлеките ребенка чтением и … перестаньте читать.

Конечно, ребенок может начать возмущаться, но если вы скажете, что сегодня устали, и продолжить никак не можете, а момент действительно инетересный, то ребенок скорее всего возьмет книжку сам.

Например так мы сейчас с детьми читаем сказку «Волшебник изумрудного города». Первые 4 главы прочитала я, а на пятый день чтения, поскольку я устала и не могла читать, читали сами дети. Главу Андрей, главу Никита.

Вчера мальчики читали уже 12 и 13-ю главу, забыв, что изначально им читала мама.

Надеемся, что наши советы помогут вам повысить скорость чтения ребенка

А уже в это воскресенье мы проводим вторую конференцию по эффективному обучению детей в школе «Учиться может каждый»

Всего за 1 день мы расскажем о самых больших школьных проблемах и способах их решения

Вот некоторые из вопросов, которые будут разобраны на конференции:

  • Планирование учебной недели
  • Отстаивание своего я ребенком в школе
  • Вдохновение ребенка и повышение его самооценки
  • Как замотивировать ребенка читать
  • Как «говорить с ребенком на одном языке»
  • Чтение с ребенком
  • Мотивация ребенка
  • Домашние задания с удовольствием
  • Использование техник эффективного обучения для экономии на репетиторах
  • Почему ребенок не хочет делать уроки

И другие темы эффективного обучения в школе, которые Вы сможете применить уже сразу после конференции

Вас ждет 6 спикеров, 6 разных тем, 6 различных историй и море полезной информации, которая позволит вывести обучение в школе на новый уровень

Присоединяйтесь к нам прямо сейчас

Давайте вместе делать образование в школе эффективным и качественным

Никто не спорит, что навыки быстрого сложения букв в слова, а затем в предложения - это основа получения знаний. Пока малыш путается в тексте, не понимая, что там написано, он не сможет освоить материал, понять, что от него требуется. Каждый родитель, столкнувшийся с проблемой, задумывается, как научить ребенка быстро читать. 1 класс, как говорится, на носу, пора что-то делать. Многие полагают, что для этого как раз и существует школа: учителя все сделают. Но, как показывает практика, далеко не всегда к окончанию первого года обучения ребенок умеет нормально читать. На это есть много причин, и не всегда нужно обвинять учителя в непрофессионализме. Но давайте обо всем по порядку.

Особенности подхода

Выясняя, (1 класс), необходимо начать с характера вашего чада. Усидчивого и внимательного от природы малыша значительно легче увлечь процессом, чем подвижного и рассеянного егозу. Это совсем не недостатки, скорее особенности восприятия. Нужно отталкиваться от них как от исходных условий при решении задачи. Тогда ваши слова: "А теперь учимся читать!" будут восприниматься с удовольствием, а не со слезами. Итак, вам нужно понаблюдать и выяснить, чем лучше мотивировать ребенка. Затем подобрать правильную методику из тех, что описаны ниже. Естественно, сразу все не получится. Придется постараться, выделяя каждый день определенное время на приобретение навыков. При правильном подходе вы и сами удивитесь, что через пару дней ваш любимый отпрыск будет к вам приставать с вопросом: «Учимся читать?»

Вовлечение в процесс

Теперь перейдем непосредственно к методам решения вопроса о том, как научить ребенка быстро читать. 1 класс - это ведь только начало, первый шажок к огромному массиву знаний. На ученика обрушивается водопад информации! А ведь первоклашки - это еще маленькие дети. Им тяжело даже просто высидеть урок, не говоря уже обо всем остальном. Родителям совет: вспомните те времена, когда вас сажали за скучную азбуку! Как же это было тяжко (почти у всех). Освободите свое любимое чадо от таких воспоминаний. Пока еще ничего лучше игры не придумали. Малыш должен быть уверен на сто процентов, что он не учится, а развлекается. Методы просты: пусть вместе с вами садится любимый мишка и читает быстрее, чем ребенок. Устройте соревнования. Либо задавайте вопросы, ответы на которые находятся в тексте. Если ребенку будет интересно, то он не заметит трудностей. Такие легкие обучающие игры рекомендуются с самого начала, то есть с периода узнавания букв. Если сами ничего не сможете придумать, то купите книжку специальных стихов. Такие есть. В них каждой букве посвящено четверостишие (иногда, не одно). Затем - такой план. Восклицаете: «Учимся читать буквы»! Когда внимание зафиксировано, первым делом - четверостишие. Потом - буква. Через некоторое время (довольно-таки быстро) малыш выучит их все: и буквы и стихи. Тогда можно устраивать игру в угадывание. Так материал фиксируется.

Следующий шаг - слоги

Выучив буквы, малыш не сразу научится их складывать. Дело в том, что это уже совсем иной процесс. Планируя, как научить ребенка быстро читать (1 класс), учтите, что придется преодолеть два главных препятствия: найти нужный стимул и преодолеть слоги. Причем, по наблюдениям учителей, второе гораздо сложнее. В школе ребенку расскажут, как сложить две буквы в слово. Дома обязательно нужно повторять пройденное. Не пускайте дело на самотек! Начните с самого простого. Попробуйте собрать воедино 2 буквы: да, ма, па и так далее. Потом переходите к коротким словам, в которых меняется лишь один звук (кит, кот). Увидите, как малыш быстро усвоит «хитрое составление букв». Вот этот шаг, пожалуй, самый сложный. После этого процесс пойдет легче, и вы сможете научить ребенка читать по слогам.

Параллельное чтение

Этот метод применяется для того, чтобы малыш наблюдал на примере, как читаете вы. Делаем так. Берем два одинаковых текста (можно те, что разделены на слоги) и сами читаем, а ребенок водит пальчиком по тексту. Потом меняйтесь ролями. Можете привлекать к процессу игрушки или животных. Главное, чтобы не потерялся интерес. Данный метод, если вы его вместе освоите, пригодится и далее. Его применяют, чтобы ускорить чтение. Как замечено, ребенка нужно начинать учить тогда, когда к буквам просыпается интерес. Всему свое время. Нужно понять, когда вашего малыша вдохновит призыв: «Учимся читать!». 5 лет ему или больше - не суть важно. Ребенку интересно? Начинайте!

Использование в быту

Следующий шаг для стимулирования процесса - организация «совершенно необходимой» переписки. Это тоже своеобразные игры: учимся читать по слогам. Только игры, имеющие сугубо практическое значение. Например, уходя в магазин, не оглашайте малышу, куда вы идете, а напишите. Пусть занимается в ближайшее время. Сами увидите, как быстро он научится не просто расшифровывать ваши послания, но и отвечать на них своими. Хорошо, если в данный процесс вы сможете вовлечь всех членов семьи. Пусть ребенок разбирает записки от папы, брата, бабушки, Жучки и так далее. В процессе наработки навыков важна практика. Ее необходимо организовать.

Увлекательные комиксы и диафильмы

Еще одно увлекательное занятие, которое помогает научить читать ребенка. Игры - это хорошо, только надоедает быстро. Сами проследите, сколько времени ваш малыш может заниматься однообразным делом? Как правило, не более получаса. Рекомендуется сменить упражнение. Полезным, в нашем случае, занятием может стать просмотр диафильмов, комиксов, слайдов. В конце концов, если нет необходимой аппаратуры, их можно быстро набрать на компьютере, используя картинки. Важно, чтобы они сопровождались надписями, удобными для восприятия малыша. Поначалу разбитыми на слоги, затем целыми словами и предложениями. Следует добиться того, чтобы ребенок не просто читал, но и рассказывал, о чем повествует надпись. Здесь уже начинается Ведь цель наша - не просто научить читать, а научить воспринимать информацию.

Преодолеваем естественные препятствия

Среди сложностей, с которыми столкнется малыш, выделяют «спотыкание» о несколько согласных, стоящих вместе. Это нужно преодолевать, как говорится, в зародыше. Существует специальное упражнение. Нужно каждый день писать такие и просить ребенка прочесть. Их следует периодически менять, т. к. малыш их быстро заучит наизусть. Поэтому важно подбрасывать ему все новые задачки. Чтобы он освоился, попробуйте написать ряд согласных, среди которых будет одна гласная. Пусть попробует решить, какая буква лишняя. Естественно, ряд нужно каждый раз менять. Когда ребенок освоит данное упражнение, пусть сам составляет задачки для вас, папы, бабушки и так далее. И ничего страшного, если он не умеет писать. Для этого есть буквы на магнитах.

Походы и прогулки

Прививать навыки ребенку можно не только во время игры. «Учимся читать» - такое предложение сработает в любом месте, особенно в магазине, на улице, в поликлинике. Это же гораздо интереснее, чем просто бродить за мамой, пока она выбирает продукты (или что-то другое)! Рекомендуется не забывать об этом «бабушкином» методе. И ненужно брать с собой специально подготовленную книгу или распечатку: ребенку будет намного веселее изучить ценники, названия улиц, объявления, витрины и так далее. Конечно, следите, чтобы они были приличными.

Ударение

Вот еще одно упражнение, которое обязательно понравится вашему малышу. Возьмите многослоговое слово и произносите его с разными ударениями. Слушайте вместе. Потом обязательно разберите, как правильно. Пусть ребенок сам определит. Данная игра помогает развить внимание, увеличить словарный запас. Известно, что именно скудность последнего мешает малышу хорошо учиться. Желательно уделять формированию этого самого запаса внимание с самых пеленок. Для этого детям читают сказки, стихи, рассказывают о том, что находится вокруг и так далее.

Увеличиваем скорость чтения

Чтобы сложение слов и понимание информации не вызывало трудностей, необходимо довести полученные навыки до автоматизма. Следующие упражнения рекомендуются тем, кто освоил правила чтения.

1. «Ритм». Покажите, как определенную мелодию постукивать карандашом. Затем, при чтении вслух, пусть малыш попробует повторить его. Так внимание распределяется, тем самым тренируется мозг.

2. Интересный вариант - чтение «канон». В этом упражнении вы начинаете воспроизводить текст с листа, а ребенок как бы догоняет вас с опозданием на несколько слов.

3. «Поиск»: здесь необходимо быстро прочесть текст, а затем отвечать на вопросы по содержанию (это ученики должны уметь делать к концу первого класса).

4. Не забывайте, что существует множество устных и письменных игр в слова и буквы. Например: расчертите лист/магнитную доску на несколько колонок. Определите, что должно быть написано в каждой (город, страна, еда, растение и так далее). Затем выбирается буква, с которой должны начинаться все названия. Заполняется на скорость. Потом проводится проверка. Одинаковые слова вычеркиваются (если их использовали разные игроки). У кого осталось больше слов - тот победил. А бессмертная игра в города?! Это любимое занятие всех детей. И вовсе не обязательно использовать географические названия. Пусть это будут любые слова, принцип один и тот же: следующее слово должно начинаться на ту букву, которой закончилось последнее. Например: абрикос - сани - икра - антенна и т. д. В эту игру можно играть везде и всюду: по дороге в школу, в магазин, на прогулке, даже во время уборки. Ролевое чтение также пользуется любовью у начинающих «артистов». Для этого необходимо подобрать несколько легких диалогов и озвучивать их по очереди. Будет очень весело!

Возможные ошибки начинающих «преподавателей»

Если вам впервой учить ребенка чтению, то нужно ознакомиться с теми факторами, которые могут вызывать сложности. Среди них на первом месте стоит низкий уровень внимания. Очень часто бывает так, что малыш, пока складывает слоги в слова, забывает, с чего начал. Естественно, он отвлекается. Не стоит ругать его. Лучше учите стихи. нужно развивать. Второе - недостаточный охват текста. То есть ребенок видит только одну-две буквы, а не целое слово. Придется тренироваться. И еще. Тексты необходимо подбирать таким образом, чтобы малышу хотелось узнать, что же будет дальше. Если произведение не соответствует возрасту, то желаемого эффекта занятия не дадут. Ребенку станет скучно, вы будете разочарованы. Интерес к процессу обучения будет абсолютно потерян. А восстановить его ой как непросто. Успехов вам и вашим деткам!

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама