THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Теперь пришло время поговорить о том, в чем заключается сущность поляризации света .

В самом общем смысле правильнее говорить о поляризации волн. Поляризация света, как явление, представляет собой частный случай поляризации волны. Ведь свет представляет собой электромагнитное излучение в диапазоне, воспринимаемом глазами человека.

Что такое поляризация света

Поляризация – это характеристика поперечных волн. Она описывает положение вектора колеблющейся величины в плоскости, перпендикулярной направлению распространения волны.

Если этой темы не было на лекциях в университете, то вы, вероятно, спросите: что это за колеблющаяся величина и какому направлению она перпендикулярна?

Как выглядит распространение света, если посмотреть на этот вопрос с точки зрения физики? Как, где и что колеблется, и куда при этом летит?

Свет – это электромагнитная волна, которая характеризуется векторами напряженности электрического поля E и вектором напряженности магнитного поля Н . Кстати, интересные факты о природе света можно узнать из нашей статьи.

Согласно теории Максвелла , световые волны поперечны. Это значит, что векторы E и H взаимно перпендикулярны и колеблются перпендикулярно вектору скорости распространения волны.

Поляризация наблюдается только на поперечных волнах.

Для описания поляризации света достаточно знать положение только одного из векторов. Обычно для этого рассматривается вектор E .

Если направления колебаний светового вектора каким-то образом упорядочены, свет называется поляризованным.

Возьмем свет на рисунке, который приведен выше. Он, безусловно, поляризован, так как вектор E колеблется в одной плоскости.

Если же вектор E колеблется в разных плоскостях с одинаковой вероятностью, то такой свет называется естественным.

Поляризация света по определению – это выделение из естественного света лучей с определенной ориентацией электрического вектора.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Откуда берется поляризованный свет?

Свет, который мы видим вокруг себя, чаще всего неполяризован. Свет от лампочек, солнечный свет – это свет, в котором вектор напряженности колеблется во всех возможных направлениях. Но если вам по роду деятельности приходится весь день смотреть в ЖК-монитор, знайте: вы видите поляризованный свет.

Чтобы наблюдать явление поляризации света, нужно пропустить естественный свет через анизотропную среду, которая называется поляризатором и «отсекает» ненужные направления колебаний, оставляя какое-то одно.

Анизотропная среда – среда, имеющая разные свойства в зависимости от направления внутри этой среды.

В качестве поляризаторов используются кристаллы. Один из природных кристаллов, часто и давно применяемых в опытах по изучению поляризации света - турмалин .

Еще один способ получения поляризованного света - отражение от диэлектрика. Когда свет падает на границу раздела двух сред, луч разделяется на отраженный и преломленный. При этом лучи являются частично поляризованными, а степень их поляризации зависит от угла падения.

Связь между углом падения и степенью поляризации света выражается законом Брюстера .

Когда свет падает на границу раздела под углом, тангенс которого равняется относительному показателю преломления двух сред, отраженный луч является линейно поляризованным, а преломленный луч поляризован частично с преобладанием колебаний, лежащих в плоскости падения луча.

Линейно поляризованный свет - свет, который поляризован так, что вектор E колеблется только в одной определенной плоскости.

Практическое применение явления поляризации света

Поляризация света – не просто явление, которое интересно изучать. Оно широко применяется на практике.

Пример, с которым знакомы почти все – 3D-кинематограф. Еще один пример – поляризационные очки, в которых не видно бликов солнца на воде, а свет фар встречных машин не слепит водителя. Поляризационные фильтры применяются в фототехнике, а поляризация волн используется для передачи сигналов между антеннами космических аппаратов.

Поляризация - не самое сложное для понимания природное явление. Хотя если копнуть глубоко и начать основательно разбираться с физическими законами, которым она подчиняется, могут возникнуть сложности.

Чтобы не терять время и преодолеть трудности максимально быстро, обратитесь за советом и помощью к нашим авторам . Мы поможем выполнить реферат, лабораторную работу, решить контрольные задания на тему "поляризация света".

Откуда берется свет и тепло

Очередной репортаж про индустриальную красоту и великих людей, работающих на таких объектах. Сегодня речь пойдет о сибирском городе Омск.

30 фото

Фотографии и текст Дмитрия Чистопрудова

Меня часто спрашивают, как я стал промышленным фотографом. Да все просто: двадцать восемь лет я прожил в Москве с шикарным видом на гигантскую ТЭЦ с ее вытянутыми дымовыми трубами, самыми высокими в городе. Если бы из окна я наблюдал лес или пруд, то наверное писал бы про природу, птиц и жаб. Но судьба распорядилась иначе.

1. На прошлой неделе я проводил съемку на ТЭЦ-3 в Омске - крупнейшей газовой теплоэлектростанции региона, которая также является и самой старой теплоэлектростанцией области. Она эксплуатируется с 1954 года. Старый, добрый стиль конструктивизма хорошо читается в архитектуре административно-бытового корпуса и цеха парогазовой установки.

2. Сегодня ТЭЦ производит энергию для крупных промышленных нефтехимических предприятий, таких как Омский нефтеперерабатывающий завод, «Омский каучук», а также для жилых кварталов Советского и частично Центрального округов Омска. Вид на главный корпус через парящие градирни. Высокая влажность, сильный ветер и -27ºС. Все, как я люблю)

3. До 1990 года станция была угольной и коптила на всю округу, сегодня основным топливом для станции служит природный газ. В качестве резервного топлива используется мазут.

4. Общий вид первой очереди турбинного цеха. Здесь установлены семь турбогенераторов. Мне не часто удается попадать на подобные объекты в темное время суток. А зря - при отсутствии мощной боковой засветки из панорамных окон, цех выглядит совсем иначе, чем днем.

5. Днем тоже красиво, но по-другому.

6. Красавец котел-утилизатор в котельном отделении цеха парогазовой установки. Сила инженерной мысли.

7. Токопроводы газовых турбин в 6 кВ.

8. Для обслуживания и ремонта оборудования, в турбинном цехе используется два желтых мостовых крана.

9. Гак крана на 75 тонн. Ещё один кран, грузоподъемностью 100/30 тонн был установлен в рамках реализации проекта Т-120 - ввода в эксплуатацию новой паровой турбины в 120 МВт.

10. Почти три года назад на ТЭЦ-3 состоялся запуск первой в Сибири парогазовой установки мощностью 90 МВт. И вот на днях была введена в эксплуатацию еще более мощная, современная паровая турбина в 120 МВт.

11. В рамках проекта модернизации Омской ТЭЦ-3 «Силовые машины» изготовили и поставили омским энергетикам паровую турбину в комплекте с турбогенератором и вспомогательным оборудованием. Новая турбина была установлена на месте своей предшественницы мощностью 50 МВт. Производством остального необходимого оборудования также занимались российские компании, только три единицы из 1000 наименований являются импортными. Какие - не знаю)

12. Показометры, а точнее - масляные манометры - показывают давление масла в системе смазки турбоагрегата.

13. Технически проект оказался непростым, так как станция имеет поперечные связи, и в ходе монтирования нового оборудования приходилось осуществлять врезки в действующие трубопроводы. Новый турбогенератор весит 482 тонны, его высота составляет 15 метров. Численность персонала на площадке в период проведения строительно-монтажных работ достигала 400 человек в смену. В результате обновления оборудования мощность десятого энергоблока Омской ТЭЦ-3 возросла с 50 МВт до 120 МВт.

14. Кроме монтажа самой паровой турбины и генератора, были реконструированы две градирни и установлен новый силовой трансформатор.

15. Зимой в сильный мороз на верхушках градирен накапливаются красивые обледенения.

16. На следующий день, после съемки, состоялся официальный запуск новой паровой турбины. На торжественном мероприятии присутствовали все руководители и инженеры станции, подрядчики строительства, а также глава администрации Омской области.

17. Директора и руководители - это очень хорошо, но без рядовых сотрудников невозможно представить работу такого сложного организма. Тепло и свет бесперебойно приходят в дома и на предприятия именно благодаря таким людям, как, например, дежурный электромонтер электроцеха Максим Зайцев (энергетик во втором поколении), который каждую свою смену дежурит на главном щите управления станции.

18. Ключи управления котлоагрегатом на панели центрального теплового щита управления.

20. Панель управления ТГ-9 в турбинном цехе. Сюда выводятся все параметры работы турбоагрегата.

21. За показаниями приборов следит машинист Сергей Алексеев.

23. Закрытое распределительное устройство. Здесь оперативный персонал производит переключения электрическими цепями.

24. Панель управления бойлерными установками.

25. Манометры турбоагрегата.

26. На блочном щите управления цеха парогазовой установки. Не представляю, сколько нужно учиться и практиковаться, чтобы во всем этом разбираться)

27. Программно-технический комплекс турбогенератора на ЦТЩУ-1. Что и за что отвечает, я так и не понял.

29. Нашу современную жизнь невозможно представить без света, смартфона, компьютера, микроволновки и духовки, троллейбусов, метро, электричек и так далее. Мы даже не задумываемся, что всеми этими достижениями мы пользуемся благодаря тяжелой и упорной работе энергетиков. Без таких людей полноценно не сможет функционировать ни одна отрасль производства. Профессия энергетика по праву считается одной из самых опасных в мире.

Большое спасибо всем этим людям за их работу!

30. Да будет свет и тепло)

Мы все дальше и дальше спускались по штольне. Вскоре я опять заметил мягкое свечение, идущее, казалось, ниоткуда. Впечатление было такое, будто светился сам воздух, озаряя пространство светом, какого не встре­тишь наверху. Может быть, Лео сможет объяснить это явление?

СВЕТ

Крепким и долговечным должен быть корпус виманы. Сделанный из легкого материала, он подобен большой птице. Внутрь установлен ртут­ный движитель с железным подогревателем снизу. Посредством скры­той в ртути силы, которая запускает движущий вихрь, сидящий внутри человек способен преодолевать большие расстояния в небе. Ход виманы таков, что она может вертикально подниматься и спускаться, наклонно двигаться вперед и назад. С ее помощью смертные могут летать в возду­хе, а небожители - спускаться на землю».

В «Рамаяне», другом великом эпосе Индии, также говорится о виманах, летающих на больших высотах при помощи ртути и «движущего ветра». Они могли преодолевать огромные расстояния - как по возду­ху, так и под землей, - свободно маневрируя вверх-вниз и вперед-на­зад. Эти замечательные аппараты служили лишь махараджам и богам.

Согласно преданию, Арджуна был не богом, а смертным и потому поднялся на небеса при помощи аппарата, который взлетел под облака с громоподобным шумом. Во время своего полета Арджуна видел другие летательные аппараты: терпящие аварию, недвижно висящие в воздухе, свободно парящие и т. д. «Махабхарата» сообщает также об ужасном оружии древних индийских богов, которое в свете сегодняшних знаний очень напоминает атомное.

Например, там упоминается, что Бхима летал на своей еимане «с шумом, подобным грому, с помощью огромного луча, столь же ослепи­тельно яркого, сколь и Солнце». Кроме того, великий воин Арджуна использовал виману, чтобы вознестись на небеса к Индре.

Виманы - так именует «Махабхарата» удивительные летательные аппа­раты древней Индии. Сей эпос повествует о долгой войне между семей­ствами Пандавов и Кауравов (я думаю, эта война была затеяна богами, чтобы с ее помощью решить проблему тогдашней перенаселенности в мире).

КОЛЕСНИЦЫ БОГОВ

Стекловидные туннели не предназначались для пешего передвиже­ния, - рассказывал Лео на ходу. - Они служили для транспортировки людей и грузов с поверхности в подземные города при помощи древних летающих аппаратов, именуемых виманас. Мы не знаем, насколько ста­ры эти коммуникации. Они уже существовали, когда первые переселенцы спустились сюда. Даже наши предания ничего не говорят о том, кто и когда их создал».

Следуя за ним, мы перешли из стекловидного туннеля в пересекав­шую его грубо вырубленную в гранитной толще штольню. Лео пояснил, что она была создана много позже и прямиком ведет нас к пункту назна­чения.



Возможно, эти могущественные люди беспокоятся, что кто-либо мо­жет помешать им властвовать над миром, и используют «наемников» из недр, дабы устрашить (а может, и вовсе убрать со своего пути) тех, кто оказывается слишком близко к истине. Таковы были мои раздумья пос­ле разговора с Лео.

По-видимому, на нашей планете существовало и до сих пор сущест­вует некое тайное общество, в которое входят очень влиятельные люди. Они маскируют свои многовековые контакты с подземным миром с помощью мистификаций и лжи о летающих тарелках и тех, кто их пило­тирует.

Очевидно, эти существа имеют отношение также и к летающим та­релкам. По крайней мере, по описаниям пилоты некоторых типов НЛО и так называемые «люди в черном» разительно схожи с той расой, к которой принадлежал наш проводник.

Только позднее из мифов и легенд я узнал о существах, подобных Лео. Индейцы называют их трикстерами - «обманщиками». По преда­нию, трикстеры живут в пустотах Земли. Выходя оттуда на поверхность, они донимают людей, вовлекая их в свои вредоносные и часто смертель­но опасные забавы. Поэтому некоторые места, связанные с ними, издав­на считаются запретными. Такие места не следует посещать.

Наиболее поразительная информация о виманах приведена в «Самарангана Сутрадхаре». Там есть точнейшие инструкции о технологии постройки этих аппаратов:

«Хакафа» (вавилонский кодекс) утверждает совершенно недвусмыс­ленно: «Честь управлять летающей колесницей - велика. Умение ле­тать - древнейшее из нашего наследия. Это дар тех, кто свыше. Мы получили его от них во спасение многих жизней».

Поразительны сведения, приведенные в халдейской рукописи «Сифрала». Она содержит более сотни страниц технического описания лета­тельного аппарата. Тут встречаются такие термины, как графитовый стержень, медная обмотка, кристаллический индикатор, вибрирующие сферы, стабильность угла и т. д.

Меня всегда манила мысль увидеть эти невероятные машины, стре­лой носящиеся вверх и вниз по доисторическим туннелям, соединяю­щим надземный мир с подземным. Теперь эти туннели почти заброше­ны и используются не по назначению случайными пешими странника­ми. Впрочем, Лео сказал, что и по сей день некоторые утверждают, будто видели виманы, в мгновение ока пронесшиеся мимо них по туннелю. Подобно тому, как там, наверху, не верят очевидцам НЛО, свидетель­ствам видевших виманы тоже по большей части не доверяют. Но меня нисколько не удивит, если обнаружится, что в недрах нашей планеты все еще скрываются те, кто знает, как работают технологии наших дале­ких предков.

«Никто не знает, - последовал ответ. - Одни говорят, что это часть наследия Старейших, их знаний, в основном утерянных за миллионы лет. Другие утверждают - это астральный свет, порождение магии Старейших. Но магия ли это или же наука - на мой взгляд, разницы никакой».

Меня часто спрашивают, как я стал промышленным фотографом. Да все просто: двадцать восемь лет я прожил в Москве с шикарным видом на гигантскую ТЭЦ с ее вытянутыми дымовыми трубами, самыми высокими в городе. Если бы из окна я наблюдал лес или пруд, то наверное писал бы про природу, птиц и жаб. Но судьба распорядилась иначе.

1. На прошлой неделе я проводил съемку на ТЭЦ-3 в Омске — крупнейшей газовой теплоэлектростанции региона, которая также является и самой старой теплоэлектростанцией области. Она эксплуатируется с 1954 года. Старый, добрый стиль конструктивизма хорошо читается в архитектуре административно-бытового корпуса и цеха парогазовой установки.

2. Сегодня ТЭЦ производит энергию для крупных промышленных нефтехимических предприятий, таких как Омский нефтеперерабатывающий завод, «Омский каучук», а также для жилых кварталов Советского и частично Центрального округов Омска. Вид на главный корпус через парящие градирни. Высокая влажность, сильный ветер и -27ºС. Все, как я люблю)

3. До 1990 года станция была угольной и коптила на всю округу, сегодня основным топливом для станции служит природный газ. В качестве резервного топлива используется мазут.

4. Общий вид первой очереди турбинного цеха. Здесь установлены семь турбогенераторов. Мне не часто удается попадать на подобные объекты в темное время суток. А зря — при отсутствии мощной боковой засветки из панорамных окон, цех выглядит совсем иначе, чем днем.

5. Днем тоже красиво, но по-другому.

6. Красавец котел-утилизатор в котельном отделении цеха парогазовой установки. Сила инженерной мысли.

7. Токопроводы газовых турбин в 6 кВ.

8. Для обслуживания и ремонта оборудования, в турбинном цехе используется два желтых мостовых крана.

9. Гак крана на 75 тонн. Ещё один кран, грузоподъемностью 100/30 тонн был установлен в рамках реализации проекта Т-120 — ввода в эксплуатацию новой паровой турбины в 120 МВт.

10. Почти три года назад на ТЭЦ-3 состоялся запуск первой в Сибири парогазовой установки мощностью 90 МВт. И вот на днях была введена в эксплуатацию еще более мощная, современная паровая турбина в 120 МВт.

11. В рамках проекта модернизации Омской ТЭЦ-3 «Силовые машины» изготовили и поставили омским энергетикам паровую турбину в комплекте с турбогенератором и вспомогательным оборудованием. Новая турбина была установлена на месте своей предшественницы мощностью 50 МВт. Производством остального необходимого оборудования также занимались российские компании, только три единицы из 1000 наименований являются импортными. Какие — не знаю)

12. Показометры, а точнее — масляные манометры — показывают давление масла в системе смазки турбоагрегата.

13. Технически проект оказался непростым, так как станция имеет поперечные связи, и в ходе монтирования нового оборудования приходилось осуществлять врезки в действующие трубопроводы. Новый турбогенератор весит 482 тонны, его высота составляет 15 метров. Численность персонала на площадке в период проведения строительно-монтажных работ достигала 400 человек в смену. В результате обновления оборудования мощность десятого энергоблока Омской ТЭЦ-3 возросла с 50 МВт до 120 МВт.

14. Кроме монтажа самой паровой турбины и генератора, были реконструированы две градирни и установлен новый силовой трансформатор.

15. Зимой в сильный мороз на верхушках градирен накапливаются красивые обледенения.

16. На следующий день, после съемки, состоялся официальный запуск новой паровой турбины. На торжественном мероприятии присутствовали все руководители и инженеры станции, подрядчики строительства, а также глава администрации Омской области.

17. Директора и руководители — это очень хорошо, но без рядовых сотрудников невозможно представить работу такого сложного организма. Тепло и свет бесперебойно приходят в дома и на предприятия именно благодаря таким людям, как, например, дежурный электромонтер электроцеха Максим Зайцев (энергетик во втором поколении), который каждую свою смену дежурит на главном щите управления станции.

18. Ключи управления котлоагрегатом на панели центрального теплового щита управления.

20. Панель управления ТГ-9 в турбинном цехе. Сюда выводятся все параметры работы турбоагрегата.

21. За показаниями приборов следит машинист Сергей Алексеев.

23. Закрытое распределительное устройство. Здесь оперативный персонал производит переключения электрическими цепями.

26. На блочном щите управления цеха парогазовой установки. Не представляю, сколько нужно учиться и практиковаться, чтобы во всем этом разбираться)

27. Программно-технический комплекс турбогенератора на ЦТЩУ-1. Что и за что отвечает, я так и не понял.

29. Нашу современную жизнь невозможно представить без света, смартфона, компьютера, микроволновки и духовки, троллейбусов, метро, электричек и так далее. Мы даже не задумываемся, что всеми этими достижениями мы пользуемся благодаря тяжелой и упорной работе энергетиков. Без таких людей полноценно не сможет функционировать ни одна отрасль производства. Профессия энергетика по праву считается одной из самых опасных в мире.

Прелюдия к философскому мифу Платона

И в области, невдале отстоящей
От места сна, предстал моим глазам
Огонь, под полушарьем тьмы горящий.
(«Божественная комедия», Ад, IV, 67-69)

В одном из эпизодов 4-й песни «Inferno» Данте описывает замок, окруженный семью стенами и являющийся как бы уменьшенной моделью горы Чистилища. Он упоминает об источнике света, огне, который издалека позволял видеть холм или возвышенное место в Аду, где пребывают добродетельные души великих, в основном античных, поэтов и философов, а также древних героев, живших «до христианского ученья» и умерших некрещеными. Среди философов, окружающих Аристотеля на одном из склонов этой меланхолично-инфернальной копии горы Чистилища, в числе первых лиц Данте упоминает Сократа и Платона, а уже затем Диогена, Фалеса, Анаксагора, Зенона, Эмпедокла, Гераклита. Маловероятно, чтобы Данте, наравне с Библией свободно цитировавший Аристотеля, мог читать диалоги Платона, которые были переведены на латинский и европейские языки не раньше 15 века. С этими именами он, скорее всего, был знаком из сочинений других авторов. Однако можно заметить определенное сходство между описанным Данте «огнем, под полушарьем тьмы горящим» и огнем, описанным Платоном в 7-й книге «Государства». Внутри пещеры из философского мифа Платона «люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине» (Гос., VII, 514b). Сейчас для нас не столь важна дальнейшая разработка Платоном сюжета о людях, сидящих в пещере и неподвижно смотрящих на тени проносимых за их спинами вещей, сколько важен сам образ огня, который внутри замкнутого пространства пещеры как бы заменяет собой солнце. Еще один любопытный текст, в котором фигурирует этот образ – роман французского писателя-фантаста Ж. Верна «Путешествие к центру земли». Напомню вкратце, что спустившись через жерло потухшего кратера на несколько десятков лье под землю, путешественники оказываются в огромной пещере, залитой светом, внутри которой расположено море. Вне сомнения, что французский фантаст был знаком с «Энеидой» и делал сознательную отсылку к ней: несколько раз персонажи романа по разным поводам цитируют Вергилия: «поверь, в Аверн спуститься нетрудно…». После мрака подземелья открывшаяся профессору Лиденброку и его спутникам гигантская пещера, залитая светом с плещущим в ней морем, при сопоставлении с «Энеидой» оказывается весьма странным палеоботаническим и палеозоологическим аналогом Элизия:

Здесь над полями высок эфир, и светом багряным
Солнце сияет свое, и свои загораются звезды.

(Эн., VI, 640-642)

Хотя светила в романе Ж. Верна явным образом не фигурируют, описывая пещеру, автор говорит, что она была освещена довольно странным образом: «Этот рассеянный свет, происхождение которого я не могу объяснить,освещал все предметы равномерно, определенного фокуса, способного отбрасывать тень, не было». Из яркости холодных лучей, создававших грустное меланхолическое настроение, автор делает вывод об их электрическом происхождении. Также он вспоминает, что «по теории одного английского капитана Земля подобна огромному полому шару, внутри которого газ, под собственным давлением, поддерживает вечный огонь, в то время как два другие светила, Плутон и Прозерпина, вращаются по предначертанию своей орбиты».

Надо сказать, что символика пещеры весьма широко распространена в мифопоэтической традиции разных народов. Образ пещеры по сей день значим в популярном смысле, разделяемом неспециалистами, например, как наделенный хтоническими чертами образ места, из которого около 40 тыс. лет назад вышла европейская культура. Пещеры Laskaux во Франции самый яркий пример, показывающий, насколько тесно с пещерами связывается представление о древности и таинственности. Вокруг символа пещеры концентрируется множество мифологических мотивов. Я приведу некоторые данные по энциклопедии «Мифы народов мира» (ст. В. Топорова так и называется «Пещера»): пещера – это сакральное убежище, укрытие – в греческой традиции в связи с Паном, Эндимионом, сатирами, нимфами; Зевсом-ребенком; в ведийской мифологии – в связи с Пани, Валой, скрывающим похищенный скот в пещере; это также мотив заходящего в пещеру солнца и восхода солнца из пещеры. В авестийском митраизме, по свидетельству неоплатоника Порфирия, пещера, созданная Зороастром для почитания Митры, представляла собой модель вселенной, «а вещи внутри ее … были символами космических элементов и зон». Часто пещера, изображаемая как глубокая впадина, образует вход в нижний мир, выступая при этом как своего рода антигора или гора подземного мира. Отдельный круг мотивов составляют мифологические сюжеты о чудовище или животном, живущем в пещере. Распространены также представления о пещере как месте, где находятся ветры, дожди, облака, рассматривающиеся или как разрушительные стихии или как носители и возбудители плодородия. Пещера ассоциируется с лоном земли как ее vagina, детородное место и могила одновременно. Пещера может, как в философском мифе, рассказанном Платоном, выступать в качестве условий, в которых возможно только неподлинное, недостоверное, искаженное и искажающее знание и неполное существование. Иногда тема укрывания в пещере и выхода из нее связывается с персонифицированным образом света и огня – Сандрильоной (Золушкой) или ее аналогом.

Возвращаясь к теме огня, источника света в пещере, надо сказать, что огонь или очаг в пещере иногда уподобляют яйцу (желтку в скорлупе) или солнцу (огонь в небесной оболочке, ср. церковнослав. «пещера» от «пещь», рус. «печера», «печора», «печь» и т.п.) Последнее замечание ясно указывает на ритуально-инициатические (напр., «пещное действо») коннотации пещерной символики. Французский исследователь традиционных форм Р. Генон посвятил разбору символизма пещеры и его инициатического значения несколько статей в книге «Символы священной науки». Здесь я бы ограничился несколькими аспектами символизма пещеры, освещаемыми Р. Геноном. Прежде всего, символ пещеры является одним из символов «осевой символики», и находится в отношении обратной аналогии к символу горы. Если гора, как правило, символизирует некоторую верхнюю точку мира, связанную с символом центра мира (инд. гора Меру, евр. Синай, греч. Олимпи т.д.), то такой же сакральный статус центра связывается и с пещерой, как уменьшенной и перевернутой горой – как бы еще одной горой внутри горы. Далее, Р. Генон указывает на связь между символом пещеры и символикой сердца. Это нечто потаенное, сокрытое от внешнего мира, и также имеющее связь с символикой центра. Можно сказать, что пещера это как бы сердце горы. Следующее замечание касается отношения внутреннего пространства пещеры к внешнему миру. Если гора максимально открыта миру и возвышается над ним, то пещера представляет собой укрытие, вместе с тем имеющее сакральный статус. Поэтому происходящее внутри пещеры неизмеримо важнее того, что происходит вне ее. Отсюда парадоксальным образом Р. Генон заключает, что свет внутри пещеры, который, как правило,описывается как неяркий и слабый по сравнению с дневным светом, как раз не искажает вещи, а дает их подлинную картину в противоположность обычному дневному свету. Уже упоминавшаяся связь образа огня с яйцом – символ, который восходит к «мировому яйцу» орфиков и индуистов – также говорит о значении пещеры как элемента «осевой символики». Исходя из традиционного, в том числе и для античного мира, представления человека как микрокосма, устройство и композиция которого находится в соответствии с устройством и композицией макрокосма, можно сказать, что свет внутри пещеры является внутренним солнцем микрокосма, а с другой стороны – отражением макрокосмического солнца, в значении объективной интеллигенции или мирового разума. Таким образом, внутреннее солнце микрокосма, когда оно не закрыто тучами, туманами и испарениями, является источником интеллектуальной интуиции, связывающей,согласно Р. Генону, индивидуальный порядок с порядком объективного знания. Еще одно важное замечание касается связи символа пещеры с символом лабиринта. Изображение лабиринта имелось на вратах в пещеру Сивиллы Кумской, описанных в VI книге «Энеиды». Не вдаваясь в детали, можно сказать, что лабиринт буквально или символически предшествует входу в пещеру (Эней, разглядывая изображение лабиринта, как бы проходит его своим разумом) и служит своего рода испытанием, которое должно выявить «квалификацию» претендента на прохождение инициатического ритуала, который происходит в пещере. С другой стороны прохождение через лабиринт могло являться частью очистительных ритуалов, в свою очередь нужных для подготовки неофита к восприятию нового, неочевидного для дневного «профанного» мира знания.

В отличие от символа горы символ пещеры вносит удвоение мира на «внутренний» и «внешний». Если внутреннее пространство в пещерной символике, согласно интерпретации Р. Генона, несет на себе статус сакрального, подлинного, аутентичного, а внешнее означает «профанное» и неподлинное, то в философском мифе Платона неподлинным и искаженным оказывается как раз знание, которое имеют люди, находящиеся внутри пещеры. Можно только догадываться, хочет ли Платон своей метафорой уподобить человеческую жизнь предварительной стадии инициатического ритуала, поскольку находиться в пещере могут только люди, уже прошедшие определенные подготовительные стадии, в числе которых прохождение лабиринта, предшествующего входу в пещеру. Учитывая, что метафорическое уподобление отрезков человеческой жизни определенным частям ритуала имеет место уже в Упанишадах, и оно, скорее всего, было известно в древней Греции, такое истолкование представляется вполне допустимым. Таким образом, в платоновском истолковании философского мифа мы имеем дело с обобщением традиционной символики, скорее всего имевшей непосредственное отношение к ритуальной практике, но ко времени Платона уже утратившей эту связь. Платон помещает мир мнения как неподлинного знания внутрь инициатической пещеры, тогда как, согласно Р. Генону, миром мнения в этом случае является как раз внешний дневной мир повседневности. С этой точки зрения описанное Платоном возвращение в пещеру, которое человек совершает после того, как его выведут на открытое пространство, где он увидит настоящий свет и увидит вещи такими, как они есть, выглядит не имеющим смысла. Заключительной стадией инициации, согласно Р.Генону, является выход из пещеры через отверстие, обычно находящееся на ее верхнем своде. Платон вносит драматизм, изначально не присущий ритуальной символике, но этот драматизм положения человека, в полутьме пещеры вспоминающего, как выглядит мир за ее пределами, где царит свет истинного бытия, позволяет ему связать символ пещеры с теорией анамнезиса. Платоновская идея о разделении бытия на истинное и не истинное является особой темой. Но в приведенном контексте можно вспомнить высказывание, принадлежащее Парацельсу: «Нет двух небес, внутреннего и внешнего – это одно небо, разделенное надвое». Это высказывание Парацельса кажется созвучным хайдеггеровской критике платоновского истолкования его философского мифа.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама