THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Юность (значения)

«Юность» - третья и последняя повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого , впервые напечатана в 1857 году в журнале Современник № 1 . Книга описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников.

Персонажи

  • Николай Иртеньев - от его имени ведётся повествование
  • Володя - брат Коли
  • Сонечка - первая возлюбленная Коли
  • St.-Jérôme - гувернёр Николая
  • Дубков - приятель Володи
  • Дмитрий Нехлюдов - друг Николая
  • Иконин - товарищ Николая, сокурсник Николая
  • Авдотья - мачеха Николая
  • Варенька Нехлюдова - сестра Дмитрия, возлюбленная Николая
  • Семёнов - сокурсник Николая
  • Зухин - товарищ Николая, друг Семёнова

Сюжет

Сюжет повести описывает университетскую жизнь Николая и его товарищей-сокурсников в пору юношества.

Объём сюжета по сравнению с прошлыми частями трилогии («Детство» и «Отрочество») стал намного больше и раскрепощённей.

Повесть наполнена философскими размышлениями и различными событиями, которые могут произойти с любым юношей.

Оценки

  • Дружинин отозвался о «Юности» весьма положительно, но с достаточно суровой критикой:
«Задача Ваша ужасна, и Вы её выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности. Для людей развитых Ваша „Юность“ доставит великое наслаждение, и если кто Вам скажет, что эта вещь хуже „Детства“ и „Отрочества“, тому Вы можете плюнуть в физиогномию.

Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым…

…избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек. С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками.

Иногда Вы готовы сказать: „У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии“. Обуздать эту наклонность Вы должны, но гасить её не надо ни за что в свете»

  • Некрасов не написал Толстому о «Юности» ни слова.
  • Чернышевский выход «Юности» воспринял сдержанно.

Сочинение

Главный герой повести «Юность» - Николенька Иртеньев. Толстой его рисует уже взрослым, молодым человеком, у которого выработались определенные правила, мысли и взгляды на жизнь. Он умен, наблюдателен, склонен к самоанализу, самолюбив, застенчив и мечтателен. Живость воображения и отсутствие привычки к усидчивой работе мешают ему проявить свою одаренность. Однако внутри него идет непрерывная и напряженная душевная работа.
Николенька учится в университете, вращается в студенческой среде. Эти годы и Петербург наложили определенный отпечаток на его характер. Он стал поклоняться законам моды, уделять много времени и внимания своей внешности, делать и говорить то, что никак не соответствовало его понятиям. Модно было не посещать лекции, хамить, ничем не заниматься, бывать в увеселительных заведениях, курить трубку и вести бесполезную болтовню - и этого герой придерживался. Он был поглощен праздностью светской жизни. Николенька и сам не заметил, как окунулся в стремительный водоворот развлечений и безделья.
Иртеньев стал считать себя аристократом, и тут же в его манерах проявляются нотки презрения к людям, стоящим ниже его. Он перестал ценить истинные чувства и уважать окружающих. Целый год герой повести ничем не занимался, забросил учебу, разъезжал по гостям и друзьям, а в итоге - позорный провал на экзаменах.
В этот-то момент у Николеньки и произошел душевный переворот. Он понял1, что выдуманные правила никак не соответствуют реальной жизни. Нельзя следовать навязанным мнениям аристократической среды, а также поклоняться мимолетной моде, которая пытается установить свои законы и порядки, отбросив в сторону порядочность и честь. Праздное существование - это не тот смысл жизни, к которому необходимо стремиться и которого нужно достигать.
Провал на экзаменах положил начало новой жизни главного героя. Он пришел к очень важному выводу, который извлек из своего личного внутреннего опыта и из размышлений над миром, - к идее нравственного самоусовершенствования. К этой идее герой повести приходит на переломе от отроческого к юношескому возрасту, и с этого момента жизнь приобретает для него смысл и глубокое нравственное содержание.

Калина
Teffi , извините, что я сейчас начну, может, безбожно оффтопить. Но вы сами вашим первым постом переключили внимание на параллельные темы (впрочем, я согласна переместить этот пост в любое подходящее место, которое мне укажут)

Затронула меня тема преподавания в школе. Сама я уроки литературы, если честно, уже плохо помню. Да и не было особых поводов вспоминать. Но вчера меня вдруг эта тема (и прочитанная параллельно тема о Наташе Ростовой) "завела". Я взглянула на "обычный школьный урок литературы" с точки зрения меня сегодняшней.

Во-первых, вдруг подумалось, что есть нечто порочное в обсуждение на уроке литературы книжных героев так, словно они действительно жили. Все-таки мир текста, даже так называемых текстов реализма, - это квазиреальность. Возможно, мир Толстого не менее фантастичен, чем мир Толкиена. Только проверить мы это не можем.
Нет, понятно, что в частных разговорах, обмене впечатлений и пр. (как на этом форуме, например) обсуждение героев как реальных людей, а их поступков как реальных действий, вполне нормально и естественно. Но вот попытка сделать глобальные выводы в рамках урока литературы, при этом еще и с явно воспитательной целью - это уже что-то не вполне адекватное.

Но даже если здесь я не права. Если даже допустить, что такая квазиреальность - это прекрасный инструмент для достижения воспитательных целей, формирования морально-нравственных ориентиров и пр., меня еще смущает во-вторых.

Во-вторых получается вот что. На уроках литературы предлагается взглянуть на героев как на живых людей. Поднять их до уровня реальности, сделать живыми, осязаемыми и равными нам.

И вот этих героев предлагают обсудить, осудить и потоптать кому? Аудитории, состоящей из подростков 15-17 лет, которых распирает от возрастного скепсиса, цинизма и перепадов гормонального фона. Которые просто не могут вследствие вышеперечисленного, а также все-таки недостатка культурного опыта, влезть в шкуру людей другого возраста и другой культурной реальности. Они не могут еще даже понять, почему мама злится на то, что они гуляли до двух ночи, не позвонив. Их беспокоят совсем другие проблемы. А им предлагают высказать свое мнение, оценить и пр.
Нет, я понимаю, что каждый имеет право на свое мнение. И подросток, чей мозг наполнен только картинками из play-boy тоже. Но фокус в том, что они часто не хотят читать предлагаемую литературу. А если, понуждаемые, читают, то мнения у них просто не формируется, потому что это все от них далеко-далеко. Но их же заставляют это мнение формулировать. И, страшно сказать, какой воспитательный эффект это может дать.
Заставят такого молчела прочитать "Анну Каренину". Его тошнить будет немениемо. От героини. От ее эмоциональности и прочего. И как он будет потом к женщинам относится?

И, подумалось мне, а может и здорово, что в наших учебниках пишут всякую лабуду. Что Анна Каренина прекрасна во всех отношениях, а Наташа Ростова еще лучше. Потому что не надо осуждать всех огульно. Меня тошнит от Наташи Ростовой в последних главах романа. Но если бы прыщавый юнец у меня на уроке (гы-гы-гы, именно по этой причине не хочу работать в школе) начал мне в лицо говорить, какая гадость ваша заливная рыба родившая недавно женщина, то я бы сказала что-нибудь нецензурное.

Извините за длину.

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого - постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» - все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника . В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя - Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя . Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Полковник Пётр Владиславович - заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве - великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа


Композиционная доминанта рассказа - противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал - праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы - Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем - тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва - инаковерующий (как и кишинёвские евреи).


В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

Творчество Л. Н. Толстого было признано во всем мире, много русских и зарубежных писателей , которые восхищались работами великого автора. А. П. Чехов в своих упоминаниях писал - что Толстому принадлежит первое место среди русских деятелей искусства. Анатоль Франс также известный французский писатель утверждал, что "Толстой - наш общий учитель " . Множество интересных драм, повестей, рассказов и три гениальных романа были созданы Л. Н. Толстым - "Анна Каренина" , "Война и мир" , "Воскресенье" . Произведения великого автора стали знаменитыми на весь мир и до настоящего времени не перестают удивлять читателей своими уникальными сюжетами и героями.

Первые написанные произведения писателем на первый взгляд автобиографичные (биография) . В 1852 г. была написана трилогия "Детство" , в 1854 г. "Отрочество" , в 1857 г. "Юность" . Главный герой произведения Николенька Иртеньев , чуткий, впечатлительный и склонный к самоанализу мальчишка, сильно уж напоминают самого Льва Толстого . В рассказах о Николеньке автор показывает, что в душе мальчишки постепенно возникает критическое отношение к обществу, растет желание к лучшей жизни , пытается быть честнее людей , которые его окружают. При анализе поведенческих факторов характера персонажа (Николеньки ), многие литературоведы и просто любители произведений Льва Толстого , сделали выводы, что автор писал персонаж с самого себя.

В 1844 году Толстой поступил в Казанский университет , после чего неожиданно для всех покидает его в 1847 году, и едет в усадьбу Ясная Поляна , которая принадлежит ему. Данный период жизни Толстой описал в своем произведении "Утро помещика" . Герой произведения помещик Нехлюдов пытается улучшить тяжелую жизнь крепостных, вникнуть в их проблемы и помочь нуждающимся. У молодого помещика ничего не выходит он сталкивается с недоверием крестьян и нищетой, с которой невозможно бороться. Около четырех лет Толстой проживает в своей усадьбе и короткое время в Петербурге и Москве где писатель не может найти себе дело по душе. В 1851 году Лев Толстой уезжает на Кавказ и поступает на военную службу . Данный поступок удивил людей знающих Толстого: как это человек с графским титулом, имеющий связи среди влиятельных людей, будучи богатым помещиком с возможностью без усилий построить в столице блестящую карьеру отказывается от всего этого.

На Кавказе Толстой пытается узнать жизнь простого народа и сблизится с казаками, среди которых он оказался. О жизни на Кавказе и о своих впечатлениях, о казаков и мнениях в эту пору Лев Толстой поведал в повести "Казаки" - (Ромен Роллан ), "Песне своей юности" о которой он поведал десять лет спустя. Эта повесть перекликается с произведениями таких авторов, как Пушкин "Цыганы" , Куприн "Олеся" и "Бела" из произведения Лермонтова "Герои нашего времени" . В данной повести рассказывается история любви о человеке из культурного цивилизованного мира - Дмитрии Оленине (дворянине) к казачке Марьяне из простого народа. По мотивам повести Дмитрий Оленин оставляет Петербург и едет в Кавказ, где влюбляется в блестящую и жизнерадостную казачку Марьяну. Оленин пытается лучше узнать жизнь местного народа и сблизится с казаками. Мечта и желание не покидают героя повести, женится на Марьяне, в которую он был влюблен. Но у него не получается по настоящему сблизится с казаками. Еще с детства воспитанный как человек из высшего общества на Оленине остается отпечаток среды, в которой он вырос. Оленина не волнуют горести и радости окружающих его людей, он думает только о себе, что чувствуют казаки. Данное поведение неприемлемо у местного народа, что вызывает у Марьяны неприязнь к влюбленному Оленину. Чужим для всех в глупом одиночестве Оленину приходится покинуть казачью станицу , и вернутся в Петербург, который давно уже стал ему ненавистным.

Лев Толстой принял участие в Крымской войне , которая началась в 1853 году. Он воевал на самом опасном участке при обороне Севастополя - четвертом бастионе , который прославился своими крупными и жесткими боями. По окончанию войны он написал повесть "Севастопольские рассказы " . По мнению писателя, настоящие герои Крымской войны это - простые люди из русского народа, которым все нипочем за-ради долга, и которым присуща главная черта человека "все могут сделать". Толстой представил героя как человека, который примет ужасные условия войны не за-ради креста, звания или угрозы, а из-за любви к родине, которую он защищает. Будучи солдатом, писатель противопоставляет дворян-офицеров, которые за-ради жалования или звездочки готовы затеять сражение с потерями сотни человек. Он писал, что дворяне-офицеры пытаются друг перед другом показать свою храбрость не жалея солдат, что каждый офицер маленький изверг, маленький Наполеон, который готов на все.

Вернувшись с войны, Толстой поселяется в Петербурге, где у него возникают дружеские отношения с Чернышевским , Некрасовым и Тургеневым . В этот период жизни Толстой находит свое призвание и посвящает свою оставшуюся жизнь литературной деятельности . В 1862 году Лев Николаевич женится на Берс Софье Андреевне , которая стала ему преданным другом и незаменимой помощницей по жизни. С этого самого момента они жили в усадьбе Толстого , которую почти ни когда не покидали. С большим старанием и упорством Лев Николаевич работал над своими произведениями.

60-е годы девятнадцатого века Толстой работал над замечательным и великим романом-эпопеей , который станет знаменитым во всем мире "Война и мир" . Данное произведение описывает русскую жизнь, протекавшую в начале XIX в. особенное внимание писатель уделил событиям Отечественной войны , которая началась в 1812 году. Количество персонажей в произведении "Война и мир" насчитывает около 600 (шестисот ) человек, среди которых есть и рядовые участники войны, и выдающиеся исторические деятели . Такие персонажи как Пьер Безухов и Андрей Болконский изображены с большой симпатией, так как они подобно Толстому искали в жизни настоящую правду, справедливость и человеческое счастье. Также в романе незабываемо изображены образы женщин, особенно красиво и ярко выражен образ Наташи Ростовой . В данном произведении очень сильно проявилось умение Толстого описывать человеческие переживания, умение которое оценил Чернышевский в своем знаменитом выражении - он передавал "диалектику человеческой души ". Лев Николаевич с необычайной силой сумел передать подьем патриотических чувств российского народа, которые испытали русские люди в 1812 году. Данным романом-эпопеей Толстой показал, что русский народ, поднявшийся с борьбой за независимость, сыграл главную роль в изгнании французов из своей страны, чем обеспечил победу.

Многие литературоведы сказали, что нет другого произведения в русской литературе подобного "Войне и мир" , где с такой силой и убедительностью были переданы величие и мощь русского народа. Роман Толстого прозвали патриотическим, который остается дорогим для русских людей, имеющий всемирное значение . Французский писатель Луи Арагон сказал - "Роман "Война и мир" , - быть может, величайший из всех, какие когда-либо были написаны".

В то тревожное смутное время , когда в России отменили крепостное право , стали меняться жизненные устои, на смену, которым пришли буржуазные отношения, в эту гряду перемен был написан роман "Анна Каренина" . По словам писателя в жизни российского народа той эпохи все было "неясно и запутанно". Толстой в своем произведении "Анна Каренина" показал, что высшее общество уродовало и искажало самые естественные человеческие чувства . По сюжету романа, судьба жены петербургского сановника Каренина оказалась трагичной, искренняя и обаятельная Анна полюбила другого человека, и данные чувства она не скрывала, за что была осуждена обществом. Данную любовь девушки к Вронскому светские ханжи осудили как преступления, в котором она нарушила семейный долг.

В 60 - 70-е годы Л. Толстой напряженно работал над созданием художественных произведений но, не смотря на свой тяжелый труд , он много отдавал сил общественной деятельности . В 1859 году Толстой открыл школу для крестьян, как для детей, так и для взрослых, где сам был учителем, данная школа расположилась в поместье самого учителя в Ясной Поляне . Также Лев Толстой принял участие в создании двадцать одной школы на уездах Тульской губернии. Лев Николаевич Толстой в 70-е годы составил детскую азбуку. В неурожайные голодные годы он помогал крестьянам.

С недоверием и враждой царское правительство относилось к педагогической деятельности Льва Толстого . Сильное неудовольствие властей вызвала школа писателя расположенная в Ясной Поляне (Яснополянская школа ). В усадьбе Толстого власти правили обыск, который глубоко оскорбил писателя. Через некоторое время указанную школу совсем закрыли.

В конце 70-х и в 80-х годах раздумья Л. Толстого о произволе помещиков и чиновников, неограниченной власти царя, о нищете и бесправии народа привели писателя к душевному кризису. После событий, которые произошли в жизни Толстого , в его взглядах окончательно формируется мнение о российской жизни . Толстой понимает, что "мерзость, преступность, жесткость той жизни", которую ведут люди из высших классов, улучшая свое благосостояние на муках народа, присуще в России.

1880 - 1900 гг. Толстой в своих произведениях с особой силой бичует высшие классы общества. По выражению Ленина - Лев Толстой "обрушивается" на господ утопающих в роскоши и жестко угнетающих народ он гневно срывает с них "все и всяческие маски".

В повести "Смерть Ивана Ильича" писатель обнародовал суровую правду той жизни имущих классов. Главный герой повести богатый чиновник, который перед смертью понимает повседневную жизнь людей его круга, построенную на лжи и лицемерии. Также в эти года был написан рассказ Л. Толстого "После бала" , который невелик по объему, но с большим глубоким смыслом . В данном произведении писатель также описал настоящую жизнь высших классов, показывая их лицемерие и лживость.

В 90-е годы Лев Толстой создает свой последний роман "Воскресение" . В данном романе писатель, как и в каком другом романе, описывает жизнь столичных богачей и высоких царских чинов . В своем романе писатель просто кидает вызов несправедливой власти царской России . Толстой показывает чиновников как избалованных богатством и властью людей, которые не видят перед собой людей живших в нищете и в унижении. Данное отношение к людям Толстой назвал преступным. Центральное внимание в романе уделяется страшным событиям связанные с судьбой Катюши Масловой . Еще юной девушкой она служила горничной в семье помещиков, где ее соблазнил молодой князь Нехлюдов , после чего бросил ее на произвол судьбе. Катюша на протяжении двух лет скиталась, не имея дома и копейки за душой, после чего попала в публичный дом. В те ужасные моменты жизни ее обвиняют в убийстве, которого она не совершала. Особо ярко, трогательно и незабываемо автор описывает переживания Катюши Масловой и князя Нехлюдова , случайно увидевшего Катюшу на скамье подсудимых, он понимает свою неисправимую вину пред той еще молодой девушкой, но что-то уже изменить не возможно.

Последний десяток жизни для Льва Николаевича Толстого был временем мучительных раздумий и недовольства собой. Толстой отказался от помощи слуг, сам поохал землю, пилил дрова, носил воду домой, помогал крестьянам строить деревянные дома и класть печи. Из записи дневника 1907 года к нам дошли мысли великого писателя "С каждым днем все больше я страдаю от неравенства, излишества и богатства нашей жизни среди непобедимой нищеты и я не могу уменьшить данное неравенство. И в этом и есть тайный трагизм моей жизни".

1910 году в октябре месяце Толстой 82-х летнем возрасте уезжает из Ясной Поляны , чтобы больше не возвращаться туда. В поезде Лев Николаевич Толстой заболевает воспалением легких, что вынуждает писателя сойти на станции Астапова. 20 ноября через неделю как писатель сошел с поезда, в 1910 году великий человек умирает. Так закончилась жизнь Толстого Льва Николаевича великого и могущего писателя, заслужено получившего мировую славу. Льва Николаевича переправили со станции Астапова в Ясную Поляну , где его и похоронили. Уже на тот момент его хоронили как героя и защитника русского народа со всеми полагающими почестями.

«Юность » - третья и последняя повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников. Главные герои повести «Юность» Толстого проживают насыщенную, интересную жизнь.

Толстой «Юность» главные герои

    • Николай Иртеньев - от его имени ведётся повествование
    • Володя - брат Коли
    • Сонечка - первая возлюбленная Коли
    • St.-Jérôme - гувернёр Николая
    • Дубков - приятель Володи
    • Дмитрий Нехлюдов - друг Николая
    • Иконин - товарищ Николая, сокурсник Николая
    • Авдотья - мачеха Николая
    • Варенька Нехлюдова - сестра Дмитрия, возлюбленная Николая
    • Семёнов - сокурсник Николая
    • Зухин - товарищ Николая, друг Семёнова

Иртеньев Николенька (Николай Петрович) - главный герой , от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей , с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.

«Детство ».

В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт - застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма - психологический анализ , знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.
Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу , но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой описывает душевные состояния героя. «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. - время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви - рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.

«Отрочество »

Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, - о жизни других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас?., как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.». Для писателя чрезвычайно важен - и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, - явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное - следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее».

Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».
Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни , о бессмертии души…». Толстой подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».

«Ю н о с т ь ».

Н. - почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету. Главное его увлечение - стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.

Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть «как можно более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых пагубных, ложных понятий , привитых мне воспитанием и обществом»), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка , особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, - причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести - провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.

ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ

(Трилогия, 1851 — 1855)

Иртеньев Николенька (Николай Петрович) — главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.

«Детство». В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ, знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.

Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя. «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.

«Отрочество». Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, — о жизни других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас?., как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.». Для писателя чрезвычайно важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее». Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».

Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души...». Толстой подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».

«Ю н о с т ь». Н. — почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету. Главное его увлечение — стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.

Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть «как можно более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых пагубных, ложных понятий, привитых мне воспитанием и обществом»), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка, особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, — причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести — провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.

Произведение Льва Николаевича Толстого «Юность» с пониманием и жалостью, искренне разделяет боль в душе Николая Иртеньева. Произведение повествуется от лица главного героя, что делает нас ближе к герою.

В рассказе уживаются вместе фантастика и простой быт. Порой кажется, что исключительно тебе Николай раскрывает свою личность, свою душу, глубоко погружает читателя в его внутренний мир, делится своими эмоциями. «Юность» была написана в виде автобиографичной прозы. У меня есть предположение, что именно этот вид жанра облегчил задачу Льву Толстому описать картину бурного потока мыслей человека. Не зря же ведь русский философ Николай Гаврилович Чернышевский описывал писателя, как о человеке, разбиравшийся в душах людей.

Во вступлении Николай поясняет, с какого момент началась юность. Юность началась, когда Николай подумал о том, что цель человека есть стремление к самоулучшению его Шестнадцатилетний Коленька, готовиться к сдаче вступительных экзаменов для поступления в Московский университет. Молодой философ размышляет о его предназначении, о будущем. Все свои мысли он записывает в специальную тетрадь, где рассказывает о правилах, которые, по его мнению, нужны для самосовершенствования каждому человеку. Он стремится свое предназначение в этом враждебном обществе, старается доказать свою независимость от всех. Отойти от общественного мнения, от стереотипного мышления, против которого борется. Это подтверждает его характер, независимый и стойкий.

Николай – в юношеском возрасте. Именно в этом возрасте он начинает лучше понимать свою роль в истории и значение общества для человека, также как и осознавать себя.

После хорошей сдачи вступительных экзаменов и успешного поступления в университет, наш герой превращается в студента узкого круга общения. Способный к анализу происходящего вокруг него, его качества становятся более широкими, и он лучше приспосабливается к общению. Отношения интеллигенции и простого народа – большая проблема России, о которой Николай прекрасно знает.

Главный герой заметил, что выше его на голову светское общество имеет абсолютно такую же эгоистичную манеру поведения к его личности и ему самому, как он к крестьянским людям. Он хорошо общается со студентами разного происхождений, даже если ему не нравилась речь собеседника, он видел нечто хорошее в этих людях, что привлекает и воодушевляет Николая. Ему нравилось общение с этими людьми, это подбадривало его. Он понимал, что какого бы не был происхождения человек, его отзывчивость, общительность и главное – характер, играет главную роль в построении мнения о человеке. Впоследствии, главным врагом становится он сам, борется за нравственность. Дело в том, его все еще привлекают нравы аристократичной жизни, привязанные к нему людьми сверху. Он принимает близко к сердцу всё, что вокруг, самокритично упрекая себя в том, что он мелочен, беспомощен и труслив.

Вариант 2

«Юность» - заключительная часть трилогии Л.Н. Толстого, работу над которой автор закончил в сентябре 56 года. Писатель трижды переделывал повесть, и даже последней версией был недоволен.

Автобиографическая повесть стала естественным и логическим продолжением первых двух частей «Детство» и «Отрочество». Создаётся первое впечатление, что ничего не изменилось в жизни повзрослевшего героя. Однако, Крымская война повлияла на взгляды писателя и это отобразилось в произведении. Герой оценивает происходящее вокруг и самого себя критически-недоверчиво, идеи и чувства автора, запечатленные в его дневнике, находят отображение в повести Льва Николаевича.

Героя повести читатель отождествляет с самим Толстым, через мысли Николеньки передаются умозрения и идеи автора, которые со временем изменяются, повышаются жизненные цели, растет духовность писателя.

Так, в главе «Весна» читатель ожидает описание природы, однако, главная цель далека от желания живописать пробуждение природы. Перед нами символ рождение обновленного человека, его преображение.

Стремясь к духовному обновлению и самосовершенствованию, Николенька едет в монастырь, чтобы признаться в грехе, о котором он забыл в предыдущее посещение. Равнодушие извозчиков к его усердию неприятно поражает юного героя. Он чувствует свое превосходство над этими мужиками, а самолюбие и гордыня – это грехи, с которыми юноша ведет безуспешную борьбу, вновь овладевают им.

Герой постоянно анализирует свои поступки и мысли, готов уличать себя в неискренности и лжи. Николенька Игнатьев стремится к правде, постоянная самопроверка приводит к неудовлетворенности собой. Дмитрий Нехлюдов, друг героя, также озабочен чистотой помыслов и их общение заставляет героя размышлять о вопросах жизни, о нравственном долге.

Полной противоположностью Дмитрия становится Володя и его приятель Дубков. Они далеки от мыслей Дмитрия, его поступки им непонятны, поэтому становятся предметом насмешек. Эти самодовольные молодые люди очень легко относятся к жизни, требовательная серьезность Нехлюдова кажется им страной.

В главном герое наблюдается некая двоякость. С одной стороны, это стремление к чистоте помыслов, к любви всех людей, а с другой желание если не быть лучше, то хотя бы не хуже тех, кто вырос с ним в одной среде. Так, поступив в университет, он изъявляет желание иметь рысака и щеголять личным кучером при удобно случае. Барские привычки, от которых герой пока не избавился, не дают героя полностью отождествлять с автором, который никогда не относился с пренебрежением к крестьянам, торговцам мелочью и рабочим.

В повести появляются герои, которые влияют на своеобразное прозрение Николеньки. Так оказывается, что для хорошего образования вовсе необязательно проходить домашнее обучение, иметь личных гувернеров. Сверстники, не имевшие таких возможностей, имеют знания не хуже, а иной раз даже обладают большими знаниями.

Персонажи Семенов и Зухин появляются в жизни героя и у них Николеньки следует поучиться пренебрежительному отношению к светским привычка. К тому же превосходство Зухина в знаниях по физике и литературе заставляют героя ощущать скрытое противостояние.

Какой из персонажей ближе, какой дорогой следовать – выбор героя и читателя. Можно пойти по пути Дубкова, проживающего необыкновенно уютной квартире. Однако описание уюта делает эту квартиру примитивным бытом, столь ничтожным пред возможностью духовного развития. Так, метафорическое «картонные звериные головы» превращают изобилие картин, обоев, пистолетов и прочего в примитивный быт, подделку.

Поиски истины и, лжи, настоящего и поддельного крайне важны для Толстого и находят отображение на протяжении всего творческого пути писателя. В «Юности» истинные чувства и ложные проходят испытанием героя любовью. Любовь к девушке, о которой он холодно вспоминает, вернее заставляет вспоминать ее, и любовь к отчему дому, который он вспоминает с искренними чувствами и теплотой. Для читателя не остается загадок, где истина, а где ложь.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама