THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Выпускница 9А класса МБОУ "СОШ № 40" города Нижневартовска

Нежданова О. в своём сочинении повествует о выдающихся личностях прошлого России, внесших наибольший вклад в духовное, культурное, интеллектуальное развитие России, о Святом Александре Невском

Скачать:

Предварительный просмотр:

Организаторам международного

Литературного конкурса «Лицо России»

Сочинение

Ученицы 9А класса (15 лет)

МСОШ№40

Г.Нижневартовска

ХМАО-Югры

Неждановой Ольги Николаевны,

Проживающей по адресу:

Ханты-Мансийский автономный округ-

Югра,

Г.Нижневартовск,ул.Северная,д.80,кв.39

Д/т 45-03-01

Сочинение.

Святой Александр Невский - лицо России.

История России складывается из ниточек жизни наших миллионов предков, которые возделывали и защищали землю, рожали и растили детей… Русские православные люди ставили высшие, то есть духовные ценности в заглавие своей жизни, имели нравственные ценности и жизненную целеустремленность. Ими руководили православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, национальные православные традиции. Это давало русским людям возможность полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Религия была значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия.

«Святая Русь» светила «миру великой, бескорыстной и чистой идеей,…не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом…»(Ф.М.Достоевский). Православные люди Руси мечтали создать «царство праведников», построить наилучшее общество на Земле.

Святополк, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Александр Невский - выдающиеся личности прошлого России, лица России, внесшие наибольший вклад в духовное, культурное, интеллектуальное развитие России, в созидание идеалов добра, любви, мирного сосуществования.

Святой Александр Невский - сын великого князя Ярослава Всеволодовича, внук Андрея Боголюбского и правнук знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха - отличался разумом, мужеством, крепостью телесных сил, величественной красотой,правдолюбием, сострадательностью и истинно христианским благочестием.

За какие заслуги Александр Невский причислен к лику Святых? Почему он является выдающейся личностью, лицом России? Вспомним деяния Святого Александра.

От благодатного старца-иерарха Александр получил первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту русской церкви и русской земли. Промысел Божий воздвиг на спасение Русской земли Святого князя Александра - великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. «Без Божия повеления не было бы княжения его».

Святой Александр перед боем всегда молился в храме Святой Софии, вспоминал псалом Давида и говорил, обращаясь к Господу: «Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мной, прими оружие и щит, стани в помощь мне». Затем обращался к дружине со словами, исполненными веры: «Не в силе Бог, а в правде. Иные- с оружием, иные –на конях, а мы имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь отправлялся в бой с врагами земли русской…

Однажды перед сражением Святому Александру рассказали о чудном знамении: будто ладья плывет по морю, а в ней святые мученики –Борис и Глеб в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Святой Александр, приободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество…» Ангел Божий помогал православному воинству. За эту победу народ назвал святого Александра Невским…

Опасным врагом были для Руси немецкие рыцари. Враги похвалялись "подчинить себе весь славянский народ". Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, Святой Александр молился: "Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка". По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу». Множество пленных вели потом вслед Святому князю, и шли они посрамленные…

Прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, "по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима".

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была "кротость голубя и мудрость змеи"…Завещанный отцом союз с Золотой Ордой - необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси - продолжал крепить Святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ…

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его "темным походом", русское войско шло сквозь полярную ночь, "идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи". В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими…

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное Святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году, по его указанию, во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре, князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении Святого князя, сказал в надгробном слове: "Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле". Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время". Так прославил Бог своего угодника - Святого воина-князя Александра Невского.

Да, жизнь и деяния Святого Александра будут навечно в памяти народной… Мы благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершить великое. Человеческая память хранит имена героев и их свершения… Мы живем в большом общежитии, и надо уметь помнить героев прошлого, уметь любить людей, отдавать богатство ума и сердца для блага России, увеличивать добро в окружающем нас мире…

В настоящее время необходимо думать о благости, милосердии, любви, терпении, смирении. Все мы знаем, что на России особая благодать, мы живем на Святой земле. Католики пытались покорить и уничтожить дух Православия, однако безуспешно, потому что Святые молились и молятся за Русь. Православные прославляют Святую княгиню Ольгу, Святого благоверного князя Александра Невского, которые своими святыми молитвами и доныне поддерживают и укрепляют русский народ. Мы идем путем Православия, взирая на жительство Святых…

Сегодня мы обращаемся к своим духовным истокам, традициям, обычаям, классическому духовному наследию, вновь осознаем значение православной веры в нашей жизни, для многих также стало очевидным, что православная история содержит богатый опыт духовно – нравственного воспитания. Нравственно – православные принципы, заложенные в нашей истории, литературе, основанные на любви к ближнему, на гуманном отношении к человеку, на послушании родителям и уважении старших, на осознании неповторимого дара жизни обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями…

«В нынешний суетный век самое главное…для всякого христианина-сохранить твердую, глубокую веру… На стержне веры и духовной жизни укрепляются качества, весьма важные сегодня: любовь и чуткость,…предельная честность, ответственность, сочетание «смиренномудрия с творческим, активным подходом к жизни…(Святейший Патриарх Алексий II).

Русское воинство издавна славилось своими великими полководцами. Большинству, вне всякого сомнения, в первую очередь приходят на ум фамилии Суворов, Кутузов, Багратион, Жуков. Но особо следует назвать святого благоверного князя Александра Невского, своими ратными подвигами навсегда прославившего русское воинство во всем мире. Историческую ценность и значимость двукратного отражение Александром Невским отрядов крестоносцев на реке Неве и Чудском озере невозможно недооценить. Это были первые действительно крупные победы России над иностранными европейскими захватчиками, надолго остудившие пыл католической Европы в своих притязаниях на территорию России.

За всю свою жизнь Александр Невский неоднократно своими личными отвагой, храбростью и мудростью спасал Россию от опустошающих набегов татаро-монгол, попутно вселяя в сердца русских людей надежду на будущее укрепление русского воинства и изгнание неприятеля с родных земель. За невероятные заслуги, за жертвенное служение России, за принятую в жесточайшем речном сражении смертельную болезнь «за други своя» великий князь Александр Невский, принявший перед смертью монашеский постриг в схиму с именем Алексий, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Но прижизненные подвиги благоверного князя не были забыты и после его смерти. 21 мая (1 июня н.ст.) 1725 г. по завещанию Петра I высочайшим указом императрицы Екатерины I была учреждена одна из высших наград Российской Империи - Орден во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. По замыслу Петра Великого орден должен был стать исключительно военной наградой, однако среди первых награжденных им лиц были и гражданские, в результате чего орденом награждались особо отличившиеся на государственной как военной, так и светской службе высокопоставленные лица. В 1917 году вместе с прочими имперскими наградами орден Александра Невского был упразднен, но восстановлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года одновременно с орденами Суворова и Кутузова для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину. В СССР орденом Александра Невского было награждено свыше 40 тысяч человек, эта награда выдавалась исключительно офицерскому составу и была весьма почитаема среди военных - никто никогда не забывал ратных подвигов благоверного князя и с великим почтением относился к нему.

В настоящее время переосмысление роли духовности в жизни человека и общества получило новый импульс развития, в том числе и в области военного дела. Лишенный статута в лихолетье перестроечного бреда 1992 года орден Александра Невского был возвращен в список государственных наград в 2010 году. Этот факт свидетельствует о возрождении почитания святых русских воинов в России. В результате поиска новых духовных ориентиров многие обращаются к русской истории и находят примеры неоценимой пользы религиозно-нравственного воспитания в русле православной церкви. Проблемы современной российской армии обуславливают необходимость поиска таких подходов к воспитанию защитника Родины, которые должны формировать военнослужащего нового типа, отличающегося не только высоким профессионализмом, но и высоким уровнем духовно-нравственных качеств личности, примером для которых может стать и образ святого благоверного князя Александра Невского. Важно отметить, что исключительно силами Русской Православной Церкви невозможно решить вопрос религиозно-нравственного воспитания в российской армии, необходимо также провести глубокую реформу в области образования и воспитания будущих защитников отечества.

Перед современной российской армией стоит очень серьезная и важная задача - воспитание подлинного боевого духа, сочетающего в себе не только достойное физическое развитие воина, но в первую очередь духовно-нравственное воспитание. При этом необходимо учитывать опыт таких русских полководцев, как святой благоверный князь Александр Невский - один из самых достойных образцов для подражания, в котором мы находим обоснованные свидетельства необходимости православной веры для защитника отечества, как духовной опоры и поддержки для достойного прохождения всех тягот воинской службы.

Необходимо указать, что воспитание настоящего патриота, способного с оружием в руках защитить свою страну, следует начинать в школе. Это направление в реформировании образовательной системы РФ должно стать одним из важнейших, поскольку именно в школе закладываются нравственные основы воспитания. К сожалению, в последнее время образовательный ценз падает, в некоторой степени из-за интенсивного притока мигрантов в школы. Иммигрировавшие в нашу страну люди не только не отказываются от своих этно-культурных традиций и особенностей, но и продолжают ощущать себя гражданами своих родных государств и не стремятся к ассимиляции с коренным населением России - русскими, но держаться обособленно и не являются патриотами нашей страны, о чем говориться в частности в исследованиях военного историка и социолога Широкорада А. Б. О проблемах с мигрантами недавно говорил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский на встрече с Ассоциацией европейского бизнеса в Москве:

«Мигранты из СНГ, прежде всего, из стран Центральной Азии, которые едут работать в Россию, должны вести себя по правилам нашей страны, нарушениям должен быть положен конец. Я отлично отношусь к представителям всех государств, но они тоже должны нас уважать. Мы должны создать цивилизованную миграцию, чтобы люди жили по нашим правилам», - сказал глава ФМС. Также Ромодановский отметил, что россияне должны иметь приоритет при приеме на работу.

Мигранты в большинстве своем относятся к России как к месту большого заработка, соответственно и их дети, обучающиеся в наших школах, могут проявлять неуважение как к учителям, так и к учебному процессу, в связи с чем темп обучения вынужденно снижается и преподаватели не успевают подробно изложить всю программу обучения. Параллельно растет количество случаев хулиганства, пьянства, наркомании, источником которых нередко являются мигранты.

Огромные пробелы в воспитании и дисциплине, как в средних, так и в высших учебных заведениях приводят к оскудению нравственности, источником которой нередко являются антиправославные взгляды, широко распространенные среди всех слоев населения. В свою очередь совокупность этих факторов приводит к упадку духовности, что не способствует воспитанию будущих защитников Родины. К сожалению, сегодня и в армии, и в МВД офицерский состав относится к своим обязанностям весьма поверхностно: известны сотни случаев коррупции, превышения должностных полномочий. Отдельно стоит отметить резкое увеличение случаев применения огнестрельного и травматического оружия сотрудниками МВД в нетрезвом состоянии против мирных жителей. Офицер полиции, армии или других структур должен с честью носить свое звание и быть офицером и защитником интересов своей родины и ее граждан как на рабочем месте, так и вне его.

Но проблемы нравственности и чувства морали есть не только у офицерского состава - несущие службу в ВС РФ солдаты также бывают подвержены моральному разложению, о чем свидетельствует огромное количество случаев дедовщины, нарушения субординации в рядах военнослужащих. Разные источники сообщают о довольно значительном проценте отслуживших в рядах российской армии людей среди заключенных, но, к сожалению, на сегодняшний день еще нет ни одного объективного исследования на эту тему, поэтому проблема только обозначена.

Проблемы российской армии существенны и не могли не обратить на себя внимание. В частности, Президент Российской Федерации В. В. Путин еще в своей предвыборной кампании уделил много внимания вопросам реформирования всей армейской структуры. В одной из программных статей он заявляет, что в предельно сжатые сроки необходимо оснастить российскую армию принципиально новой техникой, «которая видит дальше, стреляет точнее и реагирует быстрее», чем аналогичные системы у любого потенциального противника. По мнению экспертов, энергичное перевооружение армии поднимает ее престиж в глазах молодежи. Еще одним направлением работы В. В. Путин назвал получение отслужившим в армии льгот для поступления в ВУЗы и на государственную службу.

Исключительно полезной для религиозно-нравственного воспитания военнослужащих российской армии можно назвать внимание президента к славной военной истории нашей Родины. Глава государства напомнил, напомнил, что рождение России началось не с 1917 и даже не с 1991г., и у страны есть неразрывная тысячелетняя история. Но, например, Первая мировая война была вычеркнута из памяти по ряду политических соображений, что «неправильно, и с этим необходимо покончить». Стране нужны памятники героям Первой мировой войны. «Наши предки называли ее великой войной, но она была незаслуженно забыта», - указал он.

Российский лидер выступил с неожиданной инициативой и предложил возродить Преображенский и Семеновский полки, которые являлись элитой российской армии в течение нескольких веков. «Боевой дух вооруженных сил держится на традициях, на живой связи с историей, на примерах мужества и самопожертвования героев», - сказал В. В. Путин.

Владимир Владимирович регулярно напоминает соответствующим ведомствам о социальных проблемах среди призывников. Нынешняя система призыва содержит большой элемент социального неравенства, считает Путин, поскольку в армию преимущественно попадают молодые люди из малоимущих семей, в то время как на защиту своей страны должен вставать каждый ее истинный гражданин и патриот. Дополнительными мерами по поднятию престижа военной службы как среди призывников и офицерского состава, так и среди остального населения, должны стать масштабное перевооружение и улучшенное финансирование вооруженных сил.

«Мы будем реализовывать программы, связанные с развитием ракетной техники, авиации, флота, средств связи и разведки. На каждую компоненту у нас прописана отдельная программа. Нет оснований сомневаться в том, что она будет выполнена», - заявил президент на встрече. Стоит подчеркнуть, что политика наращивания военной мощи пользуется явной поддержкой общества. Согласно данным опроса, проведенного «Левада-Центром», 46% респондентов поддерживают рост военных расходов, даже если он замедлит темпы экономического роста. 41% опрошенных высказался против. Предыдущий такой опрос проводился в 1998 году. Тогда 35% поддержали увеличение расходов, а 53% - нет. Институт русского социологического исследования получил несколько иные данные. Рост оборонных расходов одобряет 68% опрошенных, 12% опрошенных затруднились ответить и только 20% высказались против роста увеличения военных расходов.

В. Путин напомнил, что на комплексную программу перевооружения армии и флота предусмотрено финансирование в объеме 20 трлн руб. до 2020г. и еще 3 трлн руб. - на модернизацию производств предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Сегодня общество активно ищет религиозные идеалы, нравственную опору, моральную поддержку, которую оно может найти и находит в Православной Церкви. Нельзя недооценивать возможность приобщения к нравственным идеалам не только гражданского общества, но и армии. О важной роли религии в воспитании воина свидетельствуют судьбы выдающихся полководцев: Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Федора Ушакова, Дмитрия Скобелева, Михаила Драгомирова - их образ был для солдат примером, они поддерживали свое воинство.

Образ российской армии на протяжении веков сочетал в себе два основополагающих принципа - это любовь к Родине и любовь к Богу. Патриотизм и вера были присущи как простому солдату, так и главнокомандующему. Российская армия была очень мощной структурой и была достойна великого государства, которое она защищала. Важнейшими основами службы были личный пример командира, взаимовыручка и уважение, общая идея божиего благословения воинам, с честью и достоинством совершающим свое служение, и каждый воин знал, что нет большей чести, чем «умереть за други своя».

Христолюбивое воинство полагалось не только на свое умение, но и на божию помощь, и таким образом одерживало победы. Два раза превосходящая русскую армию по многим статьям немецкая армия пыталась покорить нашу землю, но всякий раз получала достойный отпор. Прекрасная немецкая армия выродилась, такие понятия как честь, благородство, идея служения родине и ближним была заменена фашистской националистической идеологией и привела вместо блистательной победы к полному краху.

Неоднократные попытки знаменитых полководцев, таких как Наполеон, известные нам из истории, покорить русскую землю оканчивались безусловной победой русского оружия. При этом российская армия проявляла человеческое, доброе отношение к пленным и простым гражданам захваченных стран, человеколюбие и сострадание, чем не могли похвастаться воины других стран. Из рассмотренного мы знаем, что Бог помогает в войнам праведным, и очевидное свидетельство этой помощи можно увидеть на примере русского христолюбивого воинства.

Примеры победоносных армий великих полководцев нашей страны, свидетельства из Священного Писания о доблести и чести воина, мнения известных военных историков могут стать одной из тем для проведения миссионерской деятельности среди военнослужащих и из родственников. Важность данной церковной миссии невозможно переоценить, как и важно несение слова Божьего русским воинам совмещать с государственной инициативой - только таким образом можно будет воспитать и укрепить боевой дух в российской армии, вернув ей славу очень мощной и победоносной армии в мире.

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало – по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание.

Воспитать духовно-нравственную личность – значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет. Именно Мономаховичи стали дей­ственно формировать на Руси идею единого православного государства.

В Александре Невском наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и народу.

Святой благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит для наших соотечественников образом святости. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу.

В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая, по слову историков, как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего 43 года (1220–1263 гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем Владимирским, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в труднейшее время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.
В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”. И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности.

Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и семейной жизни.

Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия «решимость» и «ответственность» чрезвычайно близки.

Все его житие можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и ее защитникам. На иконе святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре, у раки с мощами, отражены четыре главные ипостаси князя: как идеал руководителя – он одет в великокняжескую мантию, как защитник веры – указывает путь ко Христу, как воин – облачен в воинские доспехи, как народный герой – стоит на русской земле, как «Солнце земли Русской». Эта дивная икона полностью олицетворяет Александра Невского как символ России.

Каков правитель народа, таковы и служащие при нем (Сир. 10,2). Воспитание личности, особенно в молодом возрасте, основано на подражании положительным примерам. Для всех христиан Высшим Идеалом является Христос. Апостол Павел указывает и путь приближения к Идеалу: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (Кор. 4,16).

Святые отцы Церкви рекомендуют совершен­ствоваться, восходя «от силы в силу»: «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это – вершина, на которую невозможно подняться одним рывком» (святитель Николай Сербский).

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих» недостижимо и воспитание цельной личности.

  • Воспитание духа – это воспитание христианина , которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов для обретения ими единодушия, согласия и христианской любви.
  • Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции.
  • Воспитание тела – это воспитание гражданина – патриота, любящего Отечество и способного защитить его, к чему более всего призваны юноши – усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей – сделав их чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, – то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни – приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, З3).

7. Valentei S.D., Nesterov L.I. Accumulation of national wealth against the background of global trends. Moscow: Institute of Economics of RAS, 2000. 109 P.

8. Chekanov E.V Dynamics of wage employees in the context of the evolution of socio-labour relations and social policy in Russia. The standard of living of the population of regions of Russia. 2009. No. 10-11. Pp. 66-71.

9. General economic theory (political economy): the Textbook / Under the editorship of Vitamina V I., Zhuravleva G.P. M.: PROMOTIONAL Media. 1995. 599 S.

10. Gagarin G.Y., Belchak E.V. Socio-economic

potential of Central Russia and especially its regional differentiation // Bulletin of the Russian economic Academy n. a. G. V. Plekhanov. 2010. No. 4. P. 65-67.

11. Klistorin V.I. Spatial Economics and regional studies: challenges // Region. 2007. No. 1. P. 56-60.

12. Gutman G.V. Management of regional economy / G.V Gutman, A.A. Bloodsuckers, S.F. Fedin. M.: Finance and statistics, 2002. 172 p.

13. http://www.minfin.ru/ru/

14. http://www.adm44.ru

15. http://www.gradkostroma.ru

УДК 271.2(470+571) (091) ББК П74

ВКЛАД ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РУССКИХ ВОИНОВ

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,

кандидат педагогических наук Московского гуманитарного университета Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: [email protected] Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор В.А Ситаров

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье говорится о жизни и подвигах великого князя Александра Невского. Рассматриваются традиции духовно-нравственного воспитания, которые сложились на время княжения Александра, и личное его участие в утверждении и развитии этих традиций. Показаны основные битвы, которые возглавлял князь Александр, а также взаимоотношения, сложившиеся между великим князем Александром Невским и татарским ханом Орды. Раскрыта духовная сторона жизни Александра, его участие в строительстве храмов и посещении богослужений.

Ключевые слова: традиции, князь, дружина, воспитание, обучение, битва, молитва, победа.

Аnnotation. The article speaks about the life and exploits of Alexander Nevsky. Discusses the tradition of spiritual and moral education that have developed during the reign of Alexander and his personal involvement in the approval and development of these traditions. It shows the main battle, which was led by Prince Alexander, and the relationships that have developed between the Grand Prince Alexander Nevsky and the Tatar Khan of the Horde. Disclosed the spiritual aspect of the life of Alexander, his participation in the construction of temples and attending worship services.

Keywords: tradition, Prince, squad, upbringing, training, battle, prayer, victory.

Связь великого князя Александра Невского с традициями духовно-нравственного воспитания русских воинов выражается в том, что он непосредственно участвовал в воспитании и обучении русских воинов, в духовном и нравственном их становлении, в подготовке к битвам для защиты Отечества. Эти традиции вы-

ражались в следующих формах: княжеский постриг; профессиональные качества воинов; возведение религиозных сооружений; воинская доблесть; войсковое товарищество; крещение ребенка; мужество и героизм, честь и достоинство; освящение воинов; посещение богослужений; посещение церквей и монастырей;

служение Отечеству; связь с Богом; святой образ жизни; молитвы к Богу; чтение Священного Писания и о жизни святых людей.

Жизнь святого благоверного князя Александра Невского является примером мужества, крепкой воли, самоотверженной любви к Богу, к Церкви, к Родине и своему народу. Он является победителем шведских и немецких воинов, которые задумали совершить крестовый поход на Русь для утверждения католической веры. Большой вклад великий князь Александр внес в строительство национального государства с городом Владимиром. Он всячески опекал города Великий Новгород и Псков и был защитником русского народа от монгольского нашествия.

Родился Александр Невский 30 мая 1220 г. в Пере-славле-Залесском в семье великого князя Владимирского Ярославля Всеволодовича III Большое Гнездо и княгини Ростиславы - Феодосии, дочери князя Мстислава Мстиславовича Удатного.

Когда исполнилось Александру пять лет, его вместе с братом Федором постригли в князья. Для совершения пострига был приглашен епископ Симон из города Владимира, которого считали мужем благочестивым и ученым. В соборе по этому поводу состоялась церковная служба. И когда юный князь сходил с амвона, то отец сказал: «Господи, Боже, милостивый, дай слугам Твоим, рабам Божиим Федору и Александру силу и мужество, а мечам их твердости на одоление врагов Креста Христова!» . Затем Федора и Александра посадили на боевых коней как настоящих князей. В честь такого праздника был устроен роскошный пир на княжеском дворе и многим людям раздавали подарки.

Таким образом, мы видим, что в то время была установлена традиция княжеского пострига и проведения торжества, по случаю такого мероприятия.

Далее с князьями Федором и Александром стал заниматься боярин Федор Данилович. Он читал им «Поучения детям» князя Киевского Владимира Мономаха. В этом поучении говорилось, что выйдя на войну, не надейтесь на воевод, не угождайте питью, ни еде, ни спанью; стражу сами расставляйте, и ночью, везде расставив караулы, около воинов ложитесь, а вставайте рано; да оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись из-за лени. Куда ни пойдете по своим землям, не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пакости делать, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напоите и накормите просящего. Больше всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел - простой ли человек или посол - если не можете одарить его, то угостите едой и питьем. Эти люди, ходя по разным землям, прославят человека или добрым, или злым. Больного посетите, мертвого пойдите проводить, ведь все мы смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом... Что знаете хорошо, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. .

Вначале военное дело маленький Александр изучал теоретически по книгам «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет, влияние также оказали песни о богатырях и рассказы своего отца. Отрок Александр имел понятие о истории своего Отечества. Затем обучение начало осуществляться на практике, учился владеть мечом деревянным, а затем уже и железным. В то время по истории о князьях известно, что они уже в двенадцатилетнем возрасте умели уверенно обращаться боевыми мечами, этому юного князя обучали отцовские дружинники, которые имели огромный опыт в таком деле. Также его учили военному единоборству в случае потере меча. При потере меча воины не стремились убежать с поля боя, а вступали в рукопашную схватку, В обучение входило в стрельбе из лука. Проводились соревнования по стрельбе из лука. Верховая езда была одним из основных занятий для молодого князя. После верховой езды князя обучали владению копьем, щитом, палицей, ножом, боевым топориком и секирой.

Уже в 14 лет молодой князь Александр был крепким воином. Он был высокого роста, обладал большой физической силой и множеством способностей мужественного воина. Отец всегда учил сына тому, что князь - это правитель и профессиональный воин.

Все древнерусские князья лично участвовали в битвах, да еще в первых рядах своих дружин, часто вступали в поединки с предводителями противоположной стороны. От личного воинского мастерства во многом зависел авторитет князя, порой исход боя .

Таким образом, видим, что оформились к этому времени традиции: участие князей в битвах, в первых рядах своих дружин; вступление в поединки с предводителями с другой стороны; авторитет князя.

Степенная книга царского родословия описывает Александра так: «Во время юности своей князь придерживался смиренномудрия, воздержания и соблюдал чистоту душевную и телесную, прилежал кротости, а тщеславия избегал, и весьма был верен воздержанию от пищи, так как знал, что угождение чреву мешает целомудрию и создает препятствие бдению и прочим добродетелям. На устах у него были только божественные слова, услаждавшие более, чем сотовый мед: ведь прочитал он Священное Писание и желал с усердием исполнить на деле его установления. Родственники видели, что он преуспевает в добродетелях, и всячески стремится угодить Богу, загорелся небесным желанием делать только хорошее и честное другим людям .

Из данных слов мы видим, что князь поддерживает традиции, которые установись в его роду, а именно: чтение Священного Писания; связь с Богом; совершенство добродетелей ; стремление к душевной и телесной чистоте; избегание тщеславия; воздержание от пищи; обуздание плоти; стремление к смиренномудрию и кротости .

Когда Александру исполнилось шесть с половиной лет, отец его князь Ярослав переселился в Городище-

во. В Городищеве, в каменной Благовещенской церкви отслужили благодарственный молебен .

Здесь мы видим, что русскими князьями поддерживается традиция служения благодарственных молебнов.

В то время Новгородская земля занимала большую территорию и славилась монастырями: Антония Римлянина, Хутынский, Зверин, Юрьев, Благовещенский и др. Монастыри в Новгороде имели казну, книги, иконы, архивы, утварь.

5 июня 1233 года умер старший брат Александра Федор, которому было всего 14 лет. Он скоропостижно скончался накануне своей свадьбы. Александр очень переживал утрату своего брата и друга. В XVII веке, после открытия мощей, Федор был причислен к лику местно чтимых святых.

Таким образом, мы видим установившуюся на Руси традицию возведения и освящения храмов.

В 1236 г. князь Ярослав Всеволодович отправился из Новгорода на военное княжение в Киев, а в Новгороде, собрав вече, посадил вместо себя своего сына Александра, которому было 16 лет. Обряд посажения на престол совершен был у стен святой Софии. Архиепископ Спиридон возложил руки на главу князя и вознес молитву Господу, чтобы Он благословил верного раба своего Александра, укрепил его семью свыше, утвердил его на престоле Правды, оградил оружием Святого Духа и показал его доблестным защитником соборной Церкви Святой Софии .

Из данных действий мы можем выделить зарождение таких традиций, как посажение князей на престол; благословение архиепископа; молитва о добром княжеском служении.

О князе Александре шла молва в народе, что он обладал огромной силой голоса, был ростом высок, силен, мудр, кроток, храбр и мужественен.

К концу XII - начале XIII в. в степях Центральной Азии утвердилось единое Монгольское государство во главе с Темучином, которого называли Чингисханом (1189 г.). В войнах татары не щадили ни женщин, ни детей. В 1237 г. татары закончили завоевание Половецкой степи и теперь начали завоевывать Русь.

После взятия Владимира и Суздаля татары рассыпались по всей Владимиро-Суздальской земле и начали осаждать и брать штурмом города, грабя и избивая людей, сжигая города и села. Затем татары захватили город Переславль.

Народ новгородский готовился к войне во главе с князем Александром, но Батый с войсками неожиданно остановился и повернул свои войска на юг.

Князь Александр женился в 1239 г. на дочери бывшего Полоцкого князя Брячислава Василькова в 19 лет. Венчание состоялось в храме Святого Георгия в Торопце. Венчал Александра с княгиней Александрой епископ смоленский Меркурий.

Так, имела успешное продолжение у русского народа традиция венчание, вступающих в семейную жизнь молодых людей.

Летом 1240 г. объединенный Левонский орден предпринял наступление на города Изборск и Псков. Александр вошел в Церковь Святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со словами: «Боже превечный, сотворивший небо и землю и поставивший пределы народам, Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы! Суди, Господи, обидящим меня и побори борющихся со мной, возьми щит, восстань на помощь мне» .

Таким образом, существовала традиция возношения молитв к Богу о даровании русским воинам победы над врагами Отечества.

Утром 15 июля 1240 г., в день памяти святого Владимира, Крестителя Руси, русские войска неожиданно обрушились на шведов.

Битва началась атакой конных воинов во главе с князем Александром. Он пробился к центру лагеря и сразился с самим предводителем шведов, ярлом Ульфом Фаси, которого тяжело ранил копьем в щеку . К вечеру бой успешно закончился. Невская битва стала примером общенародного подвига, а ее герой, прозванный Невским, стал символом Руси - России на века.

В то время готовился поход крестоносцев на Псков. 15 августа 1240 г. был взят ими город Изборск. Князь Александр перед битвой с крестоносцами снова молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с немцами и помоги мне, Боже, как Ты помог в древние времена Моисею победить Амалика, и прадеду моему Ярославу помог победить окаянного Святополка». Затем подошел к дружине своей и по всему войску произнес речь: «Умрем за Святую Софию и вольный Новгород! Умрем за Святую Троицу и вольный Псков! Зане у русских нет судьбы иной, чем защищать свою землю Русскую, православную веру христианскую!» .

5 апреля 1240 г. произошла битва на Чудском озере, которая была чудесным образом завершена победой русских воинов. Так был остановлен натиск немцев против славян и прибалтийских народов.

Летом 1251 г. умерла жена Александра Невского княгиня Александра.

В конце 1252 г. во Владимир приехали послы от римского папы Иннокентия IV - два кардинала, Галд и Гемонт. Они привезли послание, в котором говорилось о предложении принятия князем Александром веру святой Римской католической церкви, якобы для душевного спокойствия и мира. Князь Александр, посоветовавшись со своими боярами, дал ответ следующего содержания: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешении народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида да начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до

царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - обо всем хорошо знаем, а от вас учения не приемлем» .

Царь участвовал в более 20 сражениях и везде он был непобедим.

По отношению к татарам князь вел уже совершенно другую политику. Князь Александр понимал их силу, обстановку среди удельных князей и проявил покорность хану, считая это единственным выходом спасти Русскую землю, поэтому он ездил в Большую Орду с богатыми подарками .

В 1261 г. князю Александру удалось устроить в Орде Православную епархию в самой столице - Сарае, что явилось великим утешением для многочисленных русских пленников . Князь любил повторять пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры» .

Пять поездок было у князя Александра в Орду. Последняя поездка состоялась в 1262-1263 г., когда великому князю удается спасти русский народ от беды.

Князь Александр при посещении хана Батыя поклонился ему и сказал: «Царь, тебе поклоняюся, понеже Бог почтил тебя царством, а твари не поклонюся, та бо человека ради сотворена бысть, но поклоняюся единому Богу, Ему же служу и чту» .

В последний раз приехал он в Сарай-Берке осенью 1263 г., чтобы отвести русских людей от беды. Пришлось князю Александру отдавать богатые дары хану и бекам. Когда он зимовал в Татарех, то заболел. До дома он не доехал, умер в Федоровском монастыре в Городце на Волге 14 ноября 1263 г., приняв перед смертью великий постриг - схиму - под именем Алексия. Погребение состоялось 23 ноября во Владимире, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественском Богородском мужском монастыре. Великий полководец Александр Невский причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Великий полководец Александр Невский имел множество добродетелей. Он любил жить в мире, ценил свободу и поступал справедливо. В нем было прекрасное сочетание человеческого и ангельского по-

добия. Великий князь Александр Невский внес огромный вклад в утверждение и развитие традиций духовно-нравственного воспитания русских воинов: жить по заповедям ; трудиться до пота; всего себя отдавать служению Русской земле; учиться военному делу; беречь подданных своих; заботиться о своих детях и др.

Литература

1. Анищенков В. Русские святые воины. Жития. М.: Держава. 2000.

2. Арефьева Л.И. Иллюстрированная хронология истории Российского государства. М.: Планета. 1990.

3. Бегунов Ю.К. Александр Невский: Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М.: Молодая гвардия. 2003.

4. Каргалов В.В. Исторические портреты: Святослав, Дмитрий Донской, Михаил Скопин-Шуйский и др. М.: Астрель. 2004.

5. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 304-307.

6. Ситаров В.А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1 С. 135-139.

7. Ситаров В.А. Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя // Педагогика. Общество. Право. 2012. № 3 (3). С. 4-10.

1. Anishenko V. Century Russian saints. Life. M.: Power. 2000.

2. Arefeva L.I. Illustrated chronology of the history of the Russian state. Moscow: Planeta. 1990.

3. Begunov Y.K. Alexander Nevsky: the Life and deeds of the Holy and right-believing Grand Prince. M.: Young guard. 2003.

4. Karganov V.V. Historical portraits: Svyatoslav, Dmitry Donskoy, Mikhail Skopin-Shuisky, etc. M.: Astrel. 2004.

5. Romaniuk L.V Humanistic pedagogics // Knowledge. Understanding. Skill. 2012. No. 2. P. 304-307.

6. Sitarov V.A. Violence and nonviolence // Knowledge. Understanding. Skill. 2005. No. 1 Pp. 135-139.

7. Sitarov V.A. Problems of realization of the commandment «Love thy neighbor as thyself // Pedagogy. Society. Right. 2012. No. 3 (3). P. 4-10.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама