THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Как определить среди огромного количества государств мира страны с сильной экономикой? Чтобы выявить высокоразвитые государства, обратим внимание на рейтинги – результаты сравнительных исследований, сделанных международными экспертами и организациями для ранжирования стран по различным показателям. Каждый год публикуются исследования, демонстрирующие, какая страна поднялась в ТОП, какая опустилась. Рассмотрим основные показатели, по которым определяют, какие страны в 2019 году стали самыми влиятельными в экономической области, имеют наиболее высокий уровень жизни, процветания и свободы.

Уровень экономического развития

По уровню экономического развития оценивают эффективность и зрелость экономики страны. Недаром только страны с высоким уровнем экономического развития входят в группу развитых, а остальные называются развивающимися. Этот уровень определяется различными рейтингами.

Рейтинг стран по ВВП

Ключевым показателем выступает уровень внутреннего валового продукта (ВВП). Так называют общую ценность товаров, услуг и других результатов деятельности предприятий, фирм, компаний, учреждений, организаций, частных лиц. Это результат работы всех жителей рассматриваемой страны в течение года. Он высчитывается двумя способами. Первый – это когда складывают все доходы, полученные за год: проценты, прибыль, зарплата и так далее. Второй – когда суммируют расходы (госзакупки, инвестиции, потребление, экспорт с вычетом импорта). Официальный источник такой информации - база данных Всемирного банка. Статистика обновляется каждый год и публикуется осенью. Учет показателя также ведут Международный Валютный Фонд и ООН.

Костяк мирового объема ВВП производят всего несколько стран, преимущественно большие по территории и населению.

Если все произведенные товары и услуги в денежном эквиваленте (ВВП) – это абсолютная величина, то сопоставив валовой внутренний продукт с численностью населения, получим относительный показатель, указывающим на благосостояние граждан.

По данным Всемирного банка и МВФ лучшие показатели уровня ВВП у Соединённых Штатов Америки. Из расчета по странам первые места по этому показателю занимают:

Страна 2016 2017
1 США 18624 19391
2 Китай 11222 12015
3 Япония 4949 4872
4 Германия 3479 3685
5 Великобритания 2661 2625
6 Индия 2274 2611
7 Франция 2466 2584
8 Бразилия 1793 2055
9 Италия 1860 1938
10 Канада 1536 1652
11 Россия 1285 1578
12 Республика Корея 1411 1538
13 Австралия 1265 1380
14 Испания 1238 1314
15 Мексика 1077 1149
16 Индонезия 864 932
17 Турция 859 857
18 Нидерланды 751 771
19 Швейцария 671 660
20 Саудовская Аравия 652 640

Представленная таблица с показателями является фактической величиной, которая не учитывает разницу в ценах на однородные товары и услуги. Как следствие этому упущению – ВВП развитых стран зачастую завышается, в то время как у развивающихся стран указываются более низкие показатели.

Так как паритет покупательской способности является более важной величиной, поскольку даёт представление о качестве жизни в странах мира, больше доверия вызывает другой рейтинг, основанный на ППС.

Согласно данным Международного банка, уровень ВВП по ППС для стран мира составляет:

Страна 2017 2018 2018
1 Китай 23190 25270 18,69
2 США 19485 20494 15,16
3 Индия 9597 10505 7,77
4 Япония 5427 5594 4,14
5 Германия 4199 4356 3,22
6 Россия 4027 4213 3,12
7 Индонезия 3250 3495 2,59
8 Бразилия 3255 3365 2,49
9 Великобритания 2930 3038 2,25
10 Франция 2854 2963 2,19
11 Мексика 2464 2570 1,90
12 Италия 2324 2397 1,77
13 Турция 2186 2293 1,70
14 Республика Корея 2035 2136 1,58
15 Испания 1778 1864 1,38
16 Саудовская Аравия 1777 1858 1,37
17 Канада 1764 1837 1,36
18 Иран 1640 1611 1,19
19 Таиланд 1240 1320 0,98
20 Австралия 1254 1318 0,98

Международный банк оценивает все экономики мира за исключением Сирии (ввиду активных боевых действий), Сомали (так как государство фактически распалось на несколько обособленных частей) и Венесуэле (внутренняя политика чрезвычайно закрытая, невозможно доподлинно оценить уровень ВВП по ППС).

Экономическая свобода

Важнейшим показателем развития страны считают уровень (или индекс) экономической свободы. Его с 1995 года определяет американский исследовательский центр «Фонд наследия» и ежегодно публикует на своем веб-сайте и в издании «Уолл Стрит Джорнал».

Экономическую свободу эксперты центра «Фонда Наследия», основываясь на теориях Адама Смита, определяют как уровень невмешательства государства в процесс производства, распределения и потребления, за исключением ситуаций, когда это необходимо для защиты граждан.

Индекс рассчитывают по среднему арифметическому десяти критериев свободы – собственности, отсутствия коррупции, доли правительства в регулировании экономикой, свободы торговли, инвестиций, труда, предпринимательства, монетарной, фискальной, финансовой. По каждому из них разрабатывается оценочная шкала от 0 до 100 баллов, которые в итоге суммируются. Чем выше количество баллов, тем выше уровень экономической свободы.

Cвободные
1. Гонконг 90,2
2. Сингапур 89,4
3. Новая Зеландия 84,4
4. Швейцария 81,9
5. Австралия 80,9
6 Ирландия 80,5
В основном свободные
7. Великобритания 78,9
8. Канада 77,7
9. ОАЭ 77,6
10. Китайская Республика 77,3
11. Исландия 77,1
12. США 76,8
13. Нидерланды 76,8
14. Дания 76,7
15. Эстония 76,6
16. Грузия 75,9
17. Люксембург 75,9
18. Чили 75,4
19. Швеция 75,2
20. Финляндия 74,9
21. Литва 74,2
22. Малайзия 74,0
23. Чехия 73,7
24. Германия 73,5
25. Маврикий 73,0
26. Норвегия 73,0
27. Израиль 72,8
28. Катар 72,6
29. Республика Корея 72,3
30. Япония 72,1
31. Австрия 72,0
32. Руанда 71,1
33. Северная Македония 71,1
34. Макао 71,0
35. Латвия 70,4

Таким образом, странами со свободной экономикой (от 80 баллов и выше) в 2019 году считаются Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия, Австралия, Ирландия и Швейцария.

Что касается стран бывшего СССР, то в большинстве случае уровень экономической свободы в них слабый. Для большинства государств характерно активное влияние государства на все сферы жизнедеятельности, что зачастую создаёт некоторые неудобства, препятствует свободному развитию экономики.

В качестве примера приведём данные 2-х исследований, проведённых в 2016 и 2019 годах для сравнения:

2016 год
Страны с преимущественно

свободной экономикой

9. Эстония 77,2
14. Литва 75,2
23. Грузия 72,6
36. Латвия 70,4
Страны с умеренно

свободной экономикой

54. Армения 67
68. Казахстан 63,3
91. Азербайджан 60,2
Страны с преимущественно

несвободной экономикой

96. Киргизия 59,6
117. Молдавия 57,4
149. Таджикистан 51,3
153. Россия 50,6
Страны с несвободной экономикой
157. Белоруссия 48,8
162. Украина 46,8
166. Узбекистан 46,0
2019 год
Страны с преимущественно

свободной экономикой

15. Эстония 76,6
16. Грузия 75,9
21. Литва 74,2
35. Латвия 70,4
Страны с умеренно

свободной экономикой

47. Армения 67,7
59. Казахстан 65,4
60. Азербайджан 65,4
79. Киргизия 62,3
Страны с преимущественно

несвободной экономикой

97. Молдавия 59,1
98. Россия 58,9
104. Белоруссия 57,9
122. Таджикистан 55,6
140. Узбекистан 53,3
147. Украина 52,3

Рейтинг процветания

Экономические достижения стран мира измеряются и по уровню процветания. Этот показатель предлагает английский аналитический центр «Легатум Институт». Он высчитывает его с 2006 года. Этот индекс определяется по уровню общественного благополучия стран в области развития экономики, предпринимательства, управления, здравоохранения, безопасности, образования, личных свобод и социального капитала. Каждый из восьми критериев высчитывается на основании статистических исследований ООН, Всемирного банка, социологических данных Института Гэллапа и других авторитетных центров. По результатам сравнительных исследований ежегодно публикуется рейтинг государств. В 2019 году такие результаты опубликованы по 142 странам мира.

РЕЙТИНГ СТРАНА ИНДЕКС
1 Норвегия 80.98
2 Новая Зелан­дия 80.90
3 Финлян­дия 80.58
4 Швей­цария 79.71
5 Дания 79.33
6 Швеция 79.15
7 Велико­британия 79.12
8 Канада 79.02
9 Нидер­ланды 78.99
10 Ирландия 78.95
11 Исландия 78.47
12 Люксем­бург 78.15
13 Австра­лия 78.10
14 Германия 77.72
15 Австрия 76.64
16 Бельгия 76.00
17 Соеди­нён­ные Штаты Америки 76.00
18 Словения 74.65
19 Мальта 74.10
20 Франция 74.06
21 Сингапур 73.73
22 Гонконг 72.93
23 Япония 72.79
24 Порту­галия 72.61
25 Испания 72.49
26 Эстония 72.44
27 Чехия 72.08
28 Кипр 70.53
29 Маврикий 69.76
30 Уругвай 69.72
31 Коста-Рика 69.33
32 Словакия 68.84
33 Польша 68.33
34 Италия 68.27
35 Южная Корея 67.82
36 Литва 67.72
37 Израиль 67.66
38 Чили 67.59
39 Объе­динён­ные Арабские Эмираты 67.01
40 Латвия 66.71

Лучшие показатели по индексу процветания у Норвегии, Швейцарии, Дании, Новой Зеландии, Швеции, Канады, Австралии, Нидерландов.

Другие показатели

Существуют и другие показатели, по которым измеряется рейтинг экономического развития страны. Это уровень ВВП на душу населения. Его не считают строгой характеристикой, но относят к важным показателям.

Последние исследования уровня ВВП на душу населения (номинал) по оценкам Всемирного банка показывают такие результаты:

Страна $
1 Люксембург 104103
- Макао 80893
2 Швейцария 80190
3 Норвегия 75505
4 Исландия 70057
5 Ирландия 69331
6 Катар 63506
7 США 59532
8 Сингапур 57714
9 Дания 56307
10 Австралия 53800
11 Швеция 53442
12 Сан-Марино 49664
13 Нидерланды 48223
14 Австрия 47291
- Гонконг 46194
15 Финляндия 46703
16 Канада 45032
17 Германия 44470
18 Бельгия 43324
19 Новая Зеландия 42941
20 ОАЭ 40699
60 Россия 10743
- Мир 10714

Более точной характеристикой является уровень того же показателя по паритету (соотношению нескольких валют) покупательной способности на душу населения к определенному набору услуг или товаров.

Здесь первые места занимают:

Страна 2017 2018
1 Катар 127755 130475
- Макао (КНР) 110592 116808
2 Люксембург 103298 106705
3 Сингапур 95508 10345
4 Бруней 78971 79530
5 Ирландия 73215 78785
6 Норвегия 72170 74356
7 ОАЭ 68639 69382
8 Кувейт 66197 67000
9 Швейцария 62131 64649
- Гонконг (КНР) 61529 64216
10 США 59895 62606
11 Сан-Марино 68624 60313
12 Нидерланды 53933 56383
13 Саудовская Аравия 54595 55944
14 Исландия 53834 55917
- Тайвань (КНР) 50593 53023
15 Швеция 51180 52984
16 Германия 50804 52559
17 Австралия 50609 52373
18 Австрия 50035 52137
19 Дания 50643 52121
20 Бахрейн 49035 50057
49 Россия 27964 29267

Индекс человеческого развития, который публикуется в отчетах Программы развития ООН с 1990 года – еще один традиционный сравнительный показатель уровня жизни и экономики. Очень высокий рейтинг человеческого развития, согласно последнему отчету 2014 года у Норвегии, Австралии, Швейцарии, Нидерландов, США, Германии, Новой Зеландии, Канады, Сингапура, Дании.

Исходя из всех этих показателей, самые сильные и эффективные экономики мира на 2019 год:

2. Гонконг

3. Австралия

4. Германия

5. Швейцария

7. Нидерланды

8. Новая Зеландия

9. Сингапур

10. Япония

Индекс восприятия коррупции

С 1996 года важнейшим показателем состояния экономики страны признают рейтинг уровня коррупции. Официальное название – индекс восприятия коррупции. Его ввела международная неправительственная организация «Транспаренси Интернешенал». Он учитывает, насколько распространена коррупция в государственном секторе. Этот рейтинг рассчитывается путем анализа опросов и статистических данных. Под коррупцией в рамках исследования понимается любое извлечение личной выгоды путём злоупотребления служебным положением.

Интересно: исследование опирается не на статистику уголовных дел или приговоров, а на мнение тех, кто страдает от коррупции или изучает это явление.

Чтобы определить этот индекс, разработали шкалу от «нуля» до «ста», где 0 означает максимальный уровень коррупции, а 100 – ее отсутствие. Хотя методика, с помощью которой определяется рейтинг, является объектом критики, в целом она признается экспертами относительно надёжной.

2018 Страна 2018 2017 2016 2015 2014 2013
1 Дания 89 90 91 91 91 90
2 Новая Зеландия 88 90 91 92 91 90
3 Финляндия 85 89 90 89 89 90
4 Швеция 85 85 87 86 86 85
5 Швейцария 85 86 86 86 85 86
6 Сингапур 84 88 89 87 89 88
7 Норвегия 84 84 85 84 86 87
8 Нидерланды 82 83 87 83 83 84
9 Канада 82 82 83 81 81 84
10 Люксембург 82 81 81 79 78 79
11 Германия 82 81 81 78 76 74
12 Великобритания 81 81 81 82 80 80
13 Австралия 77 77 75 74 75 77
14 Исландия 75 78 79 79 78 82
15 Гонконг 75 77 77 76 75 75
16 Австрия 75 79 79 80 81 85
17 Бельгия 75 75 76 72 69 69
18 Ирландия 75 74 76 74 73 73
19 Япония 74 73 75 74 72 69
20 Эстония 73 72 75 76 74 74

Наиболее сложная ситуация с коррупцией наблюдается в таких странах:

170 Судан 17 18 18 18 20 25
171 Йемен 17 16 17 19 19 25
172 КНДР 17
173 Сирия 17 14 16 18 15 21
174 Южный Судан 17 12 8 8 8 8
175 Сомали 16 14 12 11 11 13
176 Йемен 16 14 18 19 18 23
177 Афганистан 15 15 11 12 8 8
178 Сирия 14 13 18 20 17 26
179 Южный Судан 12 11 15 15 14
180 Сомали 9 10 8 8 8 8

Кредитные рейтинги

Экономическое «здоровье» страны оценивается еще и по финансовым или кредитным рейтингам. Они рассчитываются с учётом финансовой истории государства, размеров его собственности и возможности, и желания выплачивать долги. Такой индекс нужен для того, чтобы дать понять потенциальным кредиторам или инвесторам, насколько безопасно иметь дело со страной. Оценку финансовым рейтингам дают международные агентства. Наиболее серьезную репутацию имеют Moody’s, Standard and Poor’s и Fitch. Они работают во всем мире и помогают отличить надёжных партнеров от ненадёжных. Каждое из них имеет свою систему наименований, но в целом страны с высокой степенью обязательности обозначаются буквой А, среднего и ниже – Ва, рискованные – В, с высоким риском и близкие к дефолту – С.

Страна Долгосрочный рейтинг Краткосрочный рейтинг
1 США AAA F1+
2 Великобритания AA F1+
3 Германия AAA F1+
4 Франция AA F1+
5 Япония A F1
6 Испания A- F1
7 Италия BBB F2
8 Португалия BBB F2
9 Греция BB- B
10 Ирландия A+ F1+
11 Андорра BBB+ F2
12 ОАЭ AA F1+
13 Армения B+ B
14 Ангола B B
15 Аргентина B B
16 Австрия AA+ F1+
17 Австралия AAA F1+
18 Азербайджан BB+ B
19 Бангладеш BB- B
20 Бельгия AA- F1+
21 Болгария BBB F2
22 Бахрейн BB- B
23 Бенин B B
24 Боливия BB- B
25 Бразилия BB- B
26 Беларусь B B
27 Канада AAA F1+
28 Конго CC C
29 Швейцария AAA F1+
30 Кот-д’Ивуар B+ B
31 Чили A F1
32 Камерун B B
33 Китай A+ F1+
34 Колумбия BBB F2
35 Коста-Рика BB B
36 Кабо-Верде B B
37 Кипр BB+ B
38 Чехия AA- F1+
39 Дания AAA F1+
40 Доминиканская Республика BB- B
41 Эквадор B B
42 Эстония A+ F1+
43 Египет B B
44 Эфиопия B B
45 Финляндия AA+ F1+
46 Габон B B
47 Грузия BB- B
48 Гана B B
49 Гамбия CCC C
50 Гватемала BB B
51 Гонконг AA+ F1+
52 Хорватия BB+ B
53 Венгрия BBB- F3
54 Индонезия BBB F2
55 Израиль A+ F1+
56 Индия BBB- F3
57 Ирак B- B
58 Иран B+ B
59 Исландия A F1
60 Ямайка B B
61 Кения B+ B
62 Южная Корея AA- F1+
63 Кувейт AA F1+
64 Казахстан BBB F2
65 Ливан B- B
66 Шри-Ланка B+ B
67 Лесото B+ B
68 Литва A- F1
69 Люксембург AAA F1+
70 Латвия A- F1
71 Ливия B B
72 Марокко BBB- F3
73 Молдова B- B
74 Македония BB B
75 Мали B- B
76 Монголия B B
77 Мальта A+ F1+
78 Мальдивы B+ B
79 Малави B- B
80 Мексика BBB+ F2
81 Малайзия A- F1
82 Мозамбик RD C
83 Намибия BB+ B
84 Нигерия B+ B
85 Никарагуа B B
86 Нидерланды AAA F1+
87 Норвегия AAA F1+
88 Новая Зеландия AA F1+
89 Оман BBB- F3
90 Панама BBB F2
91 Перу BBB+ F2
92 Папуа – Новая Гвинея B+ B
93 Филиппины BBB F2
94 Пакистан B B
95 Польша A- F2
96 Парагвай BB B
97 Катар AA- F1+
98 Румыния BBB- F3
99 Сербия BB B
100 Россия BBB- F3
101 Руанда B+ B
102 Саудовская Аравия A+ F1+
103 Сейшельские о-ва BB- B
104 Швеция AAA F1+
105 Сингапур AAA F1+
106 Словения A- F1
107 Словакия A+ F1+
108 Сан-Марино BBB- F3
109 Суринам B- B
110 Сальвадор B- B
111 Таиланд BBB+ F2
112 Туркменистан CCC- C
113 Тунис B+ B
114 Турция BB B
115 Тайвань AA- F1+
116 Украина B- B
117 Уганда B+ B
118 Уругвай BBB- F3
119 Венесуэла RD C
120 Вьетнам BB B
121 Южная Африка BB+ B
122 Замбия B B
Рейтинг Значение рейтинга
ААА наименьший риск, максимальная кредитоспособность
АА+ умеренный риск, очень высокая кредитоспособность, первый уровень
АА умеренный риск, очень высокая кредитоспособность, второй уровень
АА- умеренный риск, очень высокая кредитоспособность, третий уровень
А умеренный риск, высокая кредитоспособность, второй уровень
А- умеренный риск, высокая кредитоспособность, третий уровень
ВВВ+ умеренный риск, достаточная кредитоспособность, первый уровень
ВВВ умеренный риск, достаточная кредитоспособность, второй уровень
ВВВ- умеренный риск, достаточная кредитоспособность, третий уровень
ССС высокий риск и угроза дефолта, значительный кредитный риск

Индекс с «человеческим лицом»

Последние несколько лет продемонстрировали важность такого индикатора экономического развития, как социальный прогресс. Предыдущие показатели отвечали экономическим теориям, но из них не было видно, как отражается рост экономики на жизни людей. Поэтому в 2013 году в качестве альтернативы экономическим показателям был разработан индекс социального прогресса. Его автором является профессор Гарвардского университета Майкл Портер. Этот рейтинг рассчитывается на основе анализа данных социологических опросов, мнений экспертов и статистической информации международных организаций. Определяя достижения каждой страны в этой области, исследователи учитывали более пятидесяти факторов.

  1. Это удовлетворение основных потребностей – питание, обеспечение водой и медицинской помощью, жильем, степень .
  2. Затем учитываются фундаментальные основы благополучия – доступ к образованию и информации, уровень грамотности и коммуникации.
  3. И, наконец, анализируются возможности развития – определяется уровень защиты гражданских и политических прав и самореализации.
РЕЙТИНГ СТРАНА ИНДЕКС
1 Норвегия 90.26
2 Исландия 90.24
3 Швей­цария 89.97
4 Дания 89.96
5 Финлян­дия 89.77
6 Япония 89.74
7 Нидер­ланды 89.34
8 Люксем­бург 89.27
9 Германия 89.21
10 Новая Зелан­дия 89.12
11 Швеция 88.99
12 Ирландия 88.82
13 Велико­британия 88.74
14 Канада 88.62
15 Австра­лия 88.32
16 Франция 87.88
17 Бельгия 87.39
18 Южная Корея 87.13
19 Испания 87.11
20 Австрия 86.76
21 Италия 86.04
22 Словения 85.50
23 Сингапур 85.42
24 Порту­галия 85.36
25 Соеди­нён­ные Штаты Америки 84.78
26 Чехия 84.66
27 Эстония 83.49
28 Кипр 82.85
29 Греция 82.59
30 Израиль 82.47
60 Россия 70.16

Из результатов исследований, которые мы проанализировали, ясно, что существует непосредственная связь между экономической свободой, финансовой надёжностью, уровнем жизни и социальным прогрессом. Такие страны, как Новая Зеландия, Австралия, Канада, Швейцария, Норвегия, Нидерланды, лидируют среди тех, кто обеспечивает своим гражданам достойный и одновременно соблюдает гражданские и политические права, а также честно платит по счетам. Маленькие азиатские «тигры»: Сингапур или Гонконг, как и нефтяные «миллионеры» (ОАЭ, Катар) «впереди планеты всей» по уровню экономической свободы и доходов на душу населения. А вот страны с сильной и эффективной экономикой – США, Китай, Япония, Великобритания, Германия – распределяются в рейтинге на разных позициях, т.к. далеко не всегда могут обеспечить проживающим там людям высокий уровень доходов и возможности для развития.

Показатели уровня социально-экономического развития стран.

Основными показателями социально-экономического развития стран (уровня развития хозяйства, культуры и образования населения) являются валовой внутренний продукт (ВВП) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Валовой внутренний продукт - общая стоимость произведенных товаров и услуг, созданных в стране за определенный период (обычно за год), и предназначенных для непосредственного употребления. По уровню ВВП страны между собой значительно различаются. В десятку стран с самым высоким ВВП входят США, Китай, Япония, Индия, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Бразилия и Италия. Однако в расчете на душу населения на первое место выходят небольшие страны: Катар, Люксембург, Мальта, Норвегия, Бруней, Сингапур, Кипр, Ирландия, Швейцария.

В отличие от ВВП валовой национальный продукт (ВНП) включает суммарную стоимость товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны внутри страны и за ее пределами.

Одним из важнейших показателей, которым ООН измеряет социально-экономический уровень развития различных стран, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В число главных составляющих индекса входят такие показатели: ожидаемая продолжительность жизни населения страны, уровень образованности населения и валовой внутренний продукт из расчета на душу населения. Взятые вместе, они дают количественную оценку качества жизни. Значения ИРЧП могут изменяться от 1 до 0.

По индексу развития человеческого потенциала все страны подразделяются на четыре группы. В первую группу входят страны с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,95). В эту группу входят 50 стран, включая все высокоразвитые страны (Норвегия, Австралия, США, Нидерланды и др.). Вторую группу образуют страны, их около 50, с высоким уровнем развития человеческого потенциала (0,80-0,71), включая Республику Беларусь, Россию, Казахстан и др. Третью группу образуют страны со средним уровнем развития человеческого потенциала (0,71-0,53) - это около 50 стран, представляющих Азию, Африку и Южную Америку. В четвертую группу с низким уровнем развития человеческого потенциала (0,53-0,30) входят беднейшие государства мира - более 40 стран.

По значению ИРЧП Беларусь превосходила многие европейские страны и к 1990 г. занимала 40-е место среди 174 стран мира. После кризиса 1990-х гг. Беларусь практически восстановила экономический потенциал страны и по ИРЧП она поднялась до 50-го места в мире (2013 г.).

Типы стран мира.

В конце ХХ в. сложились новые типы стран мира. По ряду показателей (величина ВВП, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, качество жизни и др.), а также по особенностям социально-экономического и политического развития выделяют три основные группы стран мира (рис. 40).

Рис. 40. Типы стран мира по уровню социально-экономического развития

Первая группа - это экономически высокоразвитые страны , страны с высоким уровнем экономического, культурного и социального развития, играющие ведущую роль в мировой экономике. Сюда входят главные экономически высокоразвитые страны: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада . На долю этих стран приходится 2 / 3 мирового ВВП. К этой группе относятся также экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Бельгия, Швейцария, Австрия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Люксембург и др., а также страны «переселенческого капитализма», которые не знали феодализма и социально-экономический уклад которых сформировали иммигранты из Европы, - Австралия , Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Вторую группу образуют экономически среднеразвитые страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция, Ирландия) и Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия и др.). По уровню развития они заметно отстают от стран первой группы. Вступление этих стран в Европейский союз способствовало их экономическому развитию и повышению уровня жизни.

Третью группу образуют развивающиеся страны . Это страны Восточной Европы, страны Балтии, ряд стран СНГ (Россия , Беларусь , Казахстан, Азербайджан, Армения, Туркменистан и др.), Монголия, Китай , Вьетнам и др. Развивающиеся страны занимают более половины площади суши, в них проживает почти 80 % населения земного шара.

Ключевыми странами в группе развивающихся стран являются Китай, Индия , Бразилия, Россия, Мексика. Они концентрируют 2 / 3 мировых запасов полезных ископаемых и сосредоточивают около 1 / 2 населения мира.

Среди развивающихся стран выделяют новые индустриальные страны. Они отличаются высоким уровнем развития промышленного производства. К ним относятся Республика Корея, Сингапур, Тайвань (в составе КНР), Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины. Экономические показатели этих стран Юго-Восточной Азии в основном соответствуют показателям промышленно развитых государств, однако у них имеются еще и черты, присущие всем развивающимся странам.

Небольшую группу среди развивающихся стран образуют страны - экспортеры нефти с высокими доходами от торговли нефтью (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и др.).

В группу развивающихся стран входят также наименее развитые страны. У этих стран сравнительно низкий уровень развития экономики, по всем основным социально-экономическим показателям они очень сильно отстают от развитого мира и служат в основном поставщиками сырьевых ресурсов для развитых стран. Это самая многочисленная и разнообразная группа - около 140 стран. В основном это бывшие колонии, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от своих бывших метрополий. Это большинство стран Африки, Азии, Латинской Америки, Океании. Многие из них получили независимость после Второй мировой войны.

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха - Минск «Народная асвета» 2014

Стабильное состояние государства зависит от его экономического развития. Этот процесс многоплановый и охватывает множество систем. Каждая страна создает свою модель экономики, на которую опирается в усовершенствовании финансовой системы. Несмотря на собственные разработки, эти модели схожи и имеют общие закономерности.

Понятие

Экономическое развитие – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и различных сфер общества.

Помимо этого, экономическое развитие представляет собой формирование отношений в обществе. Оно происходит в устоявшихся условиях системы экономики и процесса, при котором распределяются материальные блага.

Впервые об экономическом развитии заговорили в 1911 году. Шумпетер написал книгу «Теория экономического развития», где помимо основных положений и классификаций, указал расхождение между понятиями «развитие» и «рост экономики». Рост экономики направлен на подъем количественных показателей, а вот развитие указывает на положительное движение в изменении качества, новшеств и производства.

Россия развивается

Экономическое развитие России следует рассматривать отдельно от всего мира. Так сложилось, что данная модель осталась со времен СССР, и экономика развивается в посткоммунистическом направлении. Несмотря на схожесть проблем с другими странами, Россия не вышла из социализма, а поэтому решает кризисы в другом русле.

Экономическое развитие России началось в 1999 году. Это произошло по нескольким причинам:

  1. Преодоление кризиса 1998 года и улучшение уровня рынка нефти.
  2. Эффективные реформы российского правительства.

Также на развитие финансового сектора огромное влияние оказала глобализация. Это процесс, при котором мирохозяйственные связи происходят при экономической зависимости стран. Глобализация ныне влияет на экономику множества других стран. Рост объемов торговли и финансовых потоков значительно опережает материальное производство.

В экономическом развитии России легко можно найти сходства с системами других стран: природа, цель и содержание. Советская финансовая система, которую использует российское правительство, ныне считается наиболее мощным механизмом, который накапливает капитал и отделяет труд от собственности.

Помимо всего прочего, решающую роль играют и инновационная деятельность, высокий уровень технологичности производства, создание конкурентоспособной продукции, а также эффективное сотрудничество на мировом рынке.

Социальная составляющая

Социально-экономическое развитие подразумевает некую систему, которая включает в себя динамическое развитие процессов производства, обменов, распределений и потреблений материальных и других благ.

Из-за того, что социально-экономическая система – это сложная и многофункциональная схема, она содержит множество свойств, учитывая которые, можно охарактеризовать и смоделировать её. Социально-экономическое развитие включает в себя:

  • изменения общественного сознания;
  • смена традиций и привычек;
  • развитие производства и дохода;
  • изменение структуры общества с точки зрения институций, социума и администраций.

Процесс данного развития имеет следующие задачи:

  1. Улучшение показателей уровня дохода, забота о здоровье населения, а также качественное образование.
  2. Формирование условий, при которых повышается уровень самоуважения людей, благодаря созданию определенных систем (социальной, экономической, политической и т. д.).
  3. Защита экономической свободы граждан.

Министерство

Министерство экономического развития – это орган государства, который отвечает за разработку, внедрение и контроль экономической политики в стране, также обеспечивает стабильность торговли с другими державами, с помощью представительств.

В России Министерство экономического развития – это федеральный отдел, который отвечает за проведение государственной политики создание соответствующего законодательства. Помимо того, он занимается прогностикой социально-экономического развития, функционирования предпринимательской деятельности, малого бизнеса, а также юридических лиц и предпринимателей.

Особенности европейского мира

Каждое государство в мире разрабатывает свои особенности экономического развития. Страны Евросоюза имеют схожие системы экономики, а поэтому их относят к группе государств с однотипной финансовой системой. Каждая из держав Европы имеет высокий показатель экономического развития.

Наиболее мощными странами на этой территории являются Германия, Франция, Италия и Великобритания. В европейском регионе именно эти страны играют основную роль в формировании направления хозяйственного, социального и политического развития.

Остальные государства относятся к малой группе. Но и они имеют достаточно устойчивую и сильную экономику. Они отвечают за узкую типизацию производства и генерирование высококачественной продукции.

Развитое общество

Специалисты-экономисты и политологии ежечасно пристально следят за динамикой прогресса экономики в странах. На качество жизни в них влияют и конструктивные изменения, происходящие в национальных системах денежного оборота.

Экономическое развитие общества – это процесс, который имеет множество деталей и охватывает все сферы экономики. Показателями этого процесса могут быть различные цифры, главными считаются ВВП/НД.

Из-за того, что процесс экономического развития общества сложный и многоплановый, уровень экономики измеряют через экономический рост и его данные, а конкретнее - через изменение объемов производства.

Развитие экономики общества не стабильно. Причем это явление не только указывает на восхождение показателей, но и иногда имеет заниженную степень. В 90-е гг. в странах СНГ замечался резкий спад экономического развития, связанный с низким уровнем производства, деградацией структуры экономики, а также заниженным уровнем жизни населения.

Уровень стран

Как уже говорилось ранее, из-за того, что прогресс имеет расширенные показатели, определить уровень экономического развития сложно лишь одним наименованием. Это связано также и с тем, что критерии географические и исторические у каждого государства разные, тут же не найти сходства в комбинации материальных и финансовых ресурсов.

Итак, помимо показателей ВВП/НД, следует обратить внимание на структуру экономики и уровень качества жизни. Каждый из них рассмотрим подробнее.

ВВП/НД – это те самые ведущие значения в определении уровня развития экономики. Например, НД с точки зрения покупательной способности в небольшой европейской стране Люксембург составляет более 51 тысячи долларов. Для сравнения, в США этот показатель составляет 36 тысяч. Хотя очевидно, что экономический потенциал первой и второй страны несравним. В России НД составляет почти 8 тысяч долларов, а это указывает на то, что страна не дотягивает до развитых, но почетно может занять место в развивающейся группе.

Следует отметить, что даже если показатели ВВП/НД в одной стране выше, чем в другой, это не доказывает того, что первая держава более развита. Поэтому для определения принимают еще и другие значения экономического развития. Некоторые государства еще не смогли обзавестись структурой экономики, которая соответствовала бы современным требованиям. По этим показателям Россию можно было бы отнести именно к развитым странам, нежели к развивающимся.

А вот качество жизни имеет многозначное определение. Сюда относят и продолжительность жизни, особенности образования, устойчивость иммунитета к заболеваниям, функции медицинского обслуживания, защита личности, состояние окружающей среды и т. д. Некоторые значения можно объединить с помощью индекса человеческого развития.

Системы развития

Развитие экономических систем прошло три этапа. Прежде чем мы их рассмотрим, следует обратить внимание на само понятие. Экономические системы – это синоним экономической структуре общества. В своем роде это совокупность некоторых элементов, которые связаны между собой и представляют некую целостность.

Итак, все существующие экономические системы, так или иначе, прошли три ступени развития. Первая – это доиндустриальное общество. В это время основным доходом служило натуральное производство, основанное на сельском хозяйстве. Из-за низких показателей эволюции общества человеку приходилось относить себя к биологическому циклу природы и полностью зависеть от него.

Данный этап характерен тем, что форма хозяйства не имела общественного разделения труда, была замкнута. Доиндустриальное общество довольствовалось собственными ресурсами и их использованием. На тот момент речь о техническом оснащении не могла идти, так как развитие этой системы находилось на низком уровне.

Второй ступенью стало индустриальное общество. После промышленной революции производственные структуры привели к замене производительных сил на общественные. Формировалось фабричное производство, и менялся характер труда. Тут же переворачивается и приоритет города перед деревней. Всеобщий характер получили товаро-денежные процессы.

Вследствие научно-технической революции произошли изменения экономической системы, и она ступила на третий этап – постиндустриальное общество. Наука становится производительной силой, а на волне всеобщей революции возникает постиндустриальная экономика. Главным инструментом развития становятся знания и информация. Так завершились этапы экономического развития.

Стратегия

Стратегия экономического развития – это схема, по которой происходит долгосрочное управление социально-экономическими процессами в системе экономики. Экономическая стратегия разрабатывается государством на несколько лет (до 15).

Она определяет цели развития финансового сектора в контексте национальной экономики, улучшение показателей отдельных отраслей и регионов. При этом соответствующие органы находят наиболее эффективные пути достижения поставленных задач с использованием определенных методов и средств.

Регион

Экономическое развитие региона – это процесс, при котором органы власти региона выполняют намеченные экономические цели в условиях кризиса и других изменений. Основная цель данного процесса – улучшение качества жизни населения. При этом задачи, которые ставит перед собой орган власти, схожи с теми, что формирует экономическое развитие государства в кризисной ситуации. Прежде всего, это увеличение показателей среднего дохода, качества образования, питания и защита здоровья и жизни гражданина.

В этом понятии существует термин устойчивое развитие региона. В этом случае можно наблюдать стабильные положительные показатели, указывающие на изменения, но оставляющие систему сбалансированной.

Управление экономическим развитием региона

Главным инструментом управления экономическим развитием региона является стратегическое планирование. Данный термин означает стратегическое управление и метод современного менеджмента. В некоторых ситуациях этот вариант не просто желателен и эффективен, а и является необходимым методом управления.

Стратегическое управление можно использовать в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях. Этот метод решит главный вопрос: как выйти из кризиса и улучшить качество жизни.

Развитие экономики проявляется в таких процессах, как:

  • увеличение индекса человеческого развития, уровней ВВП и ВНП;
  • расширение совокупного спроса на товары и услуги;
  • повышение производительности труда;
  • усовершенствование инновационной деятельности;
  • повышение уровня экономической свободы (отсутствие вмешательства со стороны государства в торгово-финансовые, трудовые, инвестиционные и другие процессы);
  • улучшение инвестиционного климата в государстве (увеличение объемов инвестиций в различные отрасли бизнеса, а также в науку, образование, медицину, культуру, спорт);
  • положительные качественные изменения во всех сферах экономики;
  • рост благосостояния населения.

Одной из составляющих развития экономики является экономический рост — количественное увеличение ВВП на каждого гражданина страны. Высокие показатели ВВП свидетельствуют не только о повышении качества жизни граждан государства, но и о рациональном и эффективном использовании производственных ресурсов.

Основные факторы, влияющие на развитие экономики

В общенациональных масштабах на развитие экономики оказывают влияние объективные и субъективные факторы, способствующие реальному увеличению количества производимых и потребляемых благ, а так же оказываемых услуг. Объективными считаются явления, оказывающие прямое (непосредственное) влияние на темпы развития экономики. К ним относят:

  • повышение качества и объемов капитала;
  • модернизация технологий производства;
  • повышение предпринимательской активности, развитие малого и среднего бизнеса;
  • улучшение качества трудовых ресурсов и их рост;
  • увеличение спроса потребителей, для удовлетворения которого увеличиваются и общие объемы производства.

Субъективные факторы — процессы, оказывающие косвенное (опосредованное) воздействие. К ним относятся:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, введение более гибких налоговых условий в целях стимулирования экономической активности;
  • внедрение государством новых механизмов для привлечения капиталовложений (инвестиций);
  • уменьшение монополизации рынков сбыта в целях повышения конкурентоспособности малого бизнеса;
  • введение новых (инновационных) технологий для улучшения качества жизни общества.

Развитие экономики также зависит от таких факторов, как количество и качество природных ресурсов (национального богатства), численности трудоспособного населения и научно-технического развития.

Особенности развития экономики в России

Согласно мнению финансовых аналитиков российская модель экономического развития сформировалась под воздействием таких факторов, как:

  • неравномерность экономического роста в разных регионах государства;
  • ориентация на быстрое обогащение путем использования национальных природных ресурсов;
  • неблагоприятные («непрозрачные») условия для бизнес-среды;
  • коррупция;
  • монополизация отечественной экономики, которая препятствует развитию «здоровой» конкуренции;
  • нестабильность налогового законодательства;
  • снижение качества образования и трудовых ресурсов;
  • отсутствие разграничения между политической, экономической и криминальной властью.

На снижение деловой активности в стране повлияли все вышеперечисленные явления, включая социальные трансформации и менталитет. В результате в государстве сформировалась существующая рыночная модель экономики.

Характер и динамика экономического развития страны являются предметом пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы и структурные изменения происходят в национальной экономике, зависит многое в жизни страны и ее перспективах.

— многоплановый процесс, охватывающий все сферы экономической деятельности. Показатели динамики экономического развития многочисленны, основным из них является ВВП/НД на душу населения.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития чаще всего анализируется , т.е. изменение объема производимых в стране товаров и услуг, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Экономическое развитие и его уровень

Сущность экономического развития

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, повышение уровня и .

Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он включает периоды роста и спада.

Так. в России в 90-е гг. трансформация сопровождалась резким сокращением производства, деградацией экономической структуры, а уровень и качество жизни снизились у большинства населения.

различают развитые страны (США, Япония, ФРГ, Швеция, Франция, Австралия и др.); развивающиеся (Бразилия, Индия и др.); наименее развитые (в основном государства Тропической Африки). Россия по одним показателям может быть отнесена к развитым, по другим — к развивающимся государствам.

Показатели уровня экономического развития

Разнообразие исторических и географических условий, сочетание материальных и финансовых ресурсов, которыми располагают разные страны, не позволяют оценить уровень их экономического развития каким-то одним показателем. Для этого существует целая система показателей, среди которых выделяются прежде всего следующие:

  • ВВП/НД на душу населения;
  • структура экономики;

ВВП/НД на душу населения является ведущим показателем уровня экономического развития. В 2002 г. НД на душу населения, если его считать по паритету покупательной способности, в Люксембурге составлял 51 060 долл., что более чем в 100 раз превосходит НД на душу населения в самой бедной стране — Сьерра-Леоне (490) и даже выше, чем в США (35 060), хотя экономические потенциалы США и Люксембурга несравнимы. В России НД надушу населения в том же году составил 7820 долл. Это уровень скорее развивающейся страны верхнего эшелона (Бразилии, Мексики, Аргентины), чем развитой.

В некоторых развивающихся странах (например, в Кувейте) показатель ВВП/НД на душу населения достаточно высокий, однако отраслевая структура экономики не соответствует современным требованиям. Для развитых стран характерна низкая доля сельского хозяйства и других отраслей первичного сектора, высокая доля вторичного сектора (прежде всего за счет обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения; преобладающая доля третичного сектора, прежде всего за счет образования, здравоохранения, науки и культуры, жилищно-коммерческого сектора). Отраслевая структура экономики России характерна, скорее, для развитой, чем для развивающейся страны.

Показатели уровня и качества жизни многочисленны. Это в первую очередь продолжительность жизни, степень заболеваемости различными болезнями, уровень медицинского обслуживания, состояние дел с личной безопасностью, образованием, социальным обеспечением, состоянием природной среды. Немаловажное значение имеют показатели покупательной способности населения, условий труда, занятости и безработицы. Попыткой обобщить некоторые наиболее важные из этих показателей является индекс человеческого развития, который вбирает в себя индексы (показатели) продолжительности жизни, охвата населения образованием, уровня жизни (объема ВВП надушу населения по паритету покупательной способности). В 2001 г. индекс в России составил 0,779, что было немногим выше среднемирового значения и по-прежнему ниже, чем в 1985 г. (0,811), хотя и выше, чем в 1995 г. (0,776). В развитых странах он приближается к 1, а в наименее развитых — был ниже 0,6, опускаясь даже до 0,275 (Сьерра-Леоне).

Уровень экономического развития страны, определяющий степень ее участия в мировом хозяйстве

Многообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран позволяет оценивать уровень экономического развития конкретного государства не с какой-то одной точки зрения, а всесторонне. Для этого используют несколько основных показателей и критериев, в частности:

  • абсолютный и относительный ();
  • и доход на душу населения;
  • отраслевая структура экспорта и импорта страны;
  • уровень и качество жизни населения.

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве — понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового хозяйства в целом вносит те или иные коррективы в состав основных показателей.

Длительное время в отечественной литературе практиковалось деление мира на две противоположные социально-экономические системы (ранее — даже на два лагеря) — мировую капиталистическую систему хозяйства и мировую социалистическую систему хозяйства. Соответственно, в рамках международного разделения труда рассматривались международное социалистическое разделение труда и международное капиталистическое разделение труда, а в рамках мирового рынка — мировой капиталистический рынок и мировой социалистический рынок (при понимании того, однако, что существует и единое мировое хозяйство, и всемирное разделение труда). Одновременно все страны мира делились на три группы: развитые капиталистические, развивающиеся и социалистические государства. Такая группировка имела ярко выраженную идеологическую окраску, вытекала из блоковой политики противостояния и двухполюсного вйдения мира, хотя и имела определенную объективную основу. С распадом социалистической системы и СССР как единого государства стал более объективным подход, используемый в Организации Объединенных Наций.

В рамках ООН, объединившей все мировое сообщество, была принята группировка стран без употребления идеологических терминов:

  • с рыночной экономикой;
  • и территории;
  • страны с централизованной плановой экономикой.

На рубеже 90-х годов, когда в большинстве социалистических стран начались коренные социально-экономические и политические преобразования, в изданиях ООН вместо группы стран с централизованной плановой экономикой были выделены две группы: страны Восточной Европы (включая СССР), которые получили название стран с переходной экономикой, и социалистические страны Азии (Китай, Вьетнам, КНДР, Монголия). Югославию, Кубу и Лаос статистика ООН относит к группе развивающихся стран.

Существует несколько подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них — разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода надушу населения.

Такой подход используют ООН, МВФ, МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем душевого дохода. В 2005 г. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения: низкий уровень доходов — не более 755 долл., ниже среднего — от 756 до 2995 долл., выше среднего — от 9265 долл.

При другом подходе определяют роль страны в мировом вос- 11роизводственном процессе.

Мир но своей социально-экономической природе крайне неоднороден. В 90-е годы прошлого века можно было выделить три группы стран: промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие как бы каркас мирового хозяйства; развивающиеся страны (или страны третьего мира); страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.

Развитые страны с рыночной экономикой составляют сердцевину, ядро мирового хозяйства, решающим образом определяют ход процессов на мировом рынке, в международном разделении труда, в международных валютно-кредитных отношениях, в науч- но-техническом прогрессе. Статистика ООН относит к этой группе почти все страны Западной Европы (кроме Мальты), США и Канаду, Японию, Израиль, Южно-Африканскую Республику, Австралию и Новую Зеландию. При всех различиях эти государства однотипны по своей экономической структуре, имеют высокий уровень экономического и социального развития.

Развивающиеся государства и территории с рыночной экономикой — это крупнейшая, наиболее разнообразная и сложная группа в современном мировом хозяйстве. К ней статистика ООН относит большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинскую Америку, Мальту и бывшую Югославию.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую грань между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг (с 1997 г. — провинция Китая, Сянган) и Тайвань, а также Бразилию, Аргентину по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно относятся пока к группе развивающихся стран.

В то же время часть несомненно развитых государств как бы запаздывает с качественными преобразованиями национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда. Так, в странах Восточной Европы и России она составляет лишь около 50% от уровня стран Западной Европы.

Промышленно развитые страны с рыночной экономикой

Эту группу составляют 25 государств с населением 1,2 млрд человек (23% всего населения мира). Они сосредоточивают около 70% мирового ВВП, дают 70-75% мирового промышленного производства. Валовой внутренний продукт на душу населения колеблется в этих странах от 10 до 25 тыс. долл. На них приходится около 70% мирового внешнеторгового оборота.

Промышленно развитые страны — главные производители промышленной и сельскохозяйственной продукции, несмотря на наметившуюся тенденцию к некоторому снижению их доли в мировом производстве.

Развитые страны характеризуются двумя главными особенностями — относительно равномерным распределением доходов и относительно равномерным хозяйственным освоением территории. Для них свойственна социальная ориентированность экономики, в частности поддержка малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, инвалидов и т.п.). Большие капиталовложения в науку (2-3% ВНП) и внедрение се достижений в производство определяют высокий интеллектуальный уровень труда. Гуманизация экономики развитых стран означает высокий процент расходов на медицину, образование, культуру. Значительны расходы и на охрану окружающей среды (3-4% ВНП), что подтверждает высокий уровень экологизации экономики.

В промышленно развитых странах происходит падение роли «нижних этажей» индустрии (традиционно добывающие отрасли) и одновременно наращивание производства в «верхних этажах» за счет развития отраслей высоких технологий. Передача «низкоквалифицированных» производств в развивающиеся страны и сохранение у себя только верхней части производственного комплекса — это не что иное, как своего рода инструмент конкурентной борьбы со странами с низким уровнем заработной платы, с импортом дешевых изделий из стран «новой индустриализации». Развитые государства — экспортеры не только промышленной продукции, но и капитала.

По роли в мировой политике и экономике эти страны условно можно подразделить на три группы.

Первую образует семерка главных стран: США, Япония, Германия, Франция. Великобритания, Италия и Канада. Их лидерство определяется не только размерами территории и численностью населения, но и важной ролью в мировой политике и экономике, высоким уровнем производительности труда, неоспоримыми успехами в развитии науки и техники. Часть этих стран были метрополиями крупных колониальных империй и извлекали из них немалые прибыли. К числу этих стран, безусловно, можно отнести и Россию и говорить уже о «большой восьмерке».

Вторую группу (14 стран) образуют небольшие по размеру европейские государства, характеризующиеся высоким уровнем социально-экономического развития (Австрия, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швеция и др.). Они нередко выступают в качестве связующего звена в экономических и политических взаимоотношениях между странами первой группы. Отдельные страны рассматриваемой группы занимают весьма заметные позиции в мировой торговле и политике.

В третью группу входят страны «переселенческого капитализма» (Австралия, ЮАР, Израиль).

Развивающиеся страны

Большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки — развивающиеся страны, или страны третьего мира. Они представляют собой особую группу государств, отличающихся своеобразием исторического развития, социально-экономической и политической спецификой.

Говоря об их сходстве, необходимо отметить колониальное прошлое и связанные с этим многоукладность хозяйства, быстрый рост численности населения, его нищету, неграмотность. Им свойственны аграрно-минерально-сырьевая специализация экономики и соответственно слабое развитие обрабатывающей промышленности, узость внутреннего рынка, подчиненное место в системе мирового хозяйства. Вместе с тем этим странам присущи свои особенности.

При типологии важно учитывать уровень развития и структуру производительных сил государства и те черты социально-экономической действительности, которые наиболее точно отражают и сегодняшнее положение, и ближайшие перспективы страны. Используя эти критерии, можно выделить пять фупп развивающихся стран.

К первой группе целесообразно отнести наиболее развитые страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Уругвай и др.), а также некоторые из «новых индустриальных стран» Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг).

Вторую группу составляют нефтеэкспортирующие страны, обладающие уникальными ресурсами, образно говоря, «набившие карманы» нефтедолларами (Катар, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Ливия, ОАЭ и др.). Их характерные признаки: высокий доход надушу населения, солидный природно-ресурсный потенциал развития, важная роль на рынке энергетического сырья и финансовых средств, выгодное экономико-географическое положение. Соотношение между доходами от нефти и численностью населения создает специфические условия, позволяющие накапливать гигантские богатства. Так, доходы от продажи нефти в Кувейте составляют 95% доходной части бюджета, а в Саудовской Аравии — 80%. На каждого гражданина Кувейта в 2005 г. приходилось 7000 нефтедолларов. Для сравнения: в США на каждого гражданина приходится в среднем 90 нефтедолларов, а в России — 11,3.

Третья группа, наиболее многочисленная, объединяет страны со средним для освободившихся стран уровнем общеэкономического развития, средним размером ВВП надушу населения (около 1 тыс. долл.). Сюда входят Колумбия, Гватемала, Парагвай, Тунис и др.

В четвертую группу стоит выделить Индию, Пакистан и Индонезию — страны с огромными территориями и населением, природно- ресурсным потенциалом и возможностями экономического развития. Эти государства заняли видное место в системе международных экономических связей, вызвали мощный приток внешних ресурсов в виде вложений иностранного капитала. Но низкие величины производства и потребления надушу населения (ВВП надушу населения — около 300-500 долл.) заметно тормозят их социально-экономическое развитие.

В последнюю, пятую группу входят наименее развитые страны мира (Афганистан, Бангладеш, Бенин, Сомали, Чад и др.). Одни из них не имеют выхода к морю, а другие — слабо связаны с внешним миром. В этой группе стран чрезвычайно низкий доход надушу населения (например, в Эфиопии — 120 долл.), повсеместно преобладают доиндустриальные формы труда, а в экономике господствующие позиции занимает сельское хозяйство. Именно эти страны составляют основу утвержденного ООН списка наименее развитых стран.

Страны с переходной экономикой

С начала 1990-х годов к этой группе относят страны Восточной Европы и бывшего СССР. Они обладают значительным экономическим потенциалом и последние 10-15 лет заняты переходом (трансформацией) от авторитарных политических режимов к плюрализму, многопартийности и демократии, от централизованно управляемой экономики к рыночному ведению хозяйства.

Немало общего прослеживается в путях исторического и социально-экономического развития этих стран, особенно во второй половине XX в. После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. В большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х годов превысила 10%. Однако административно-командные методы управления хозяйством, медленное внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, огромные военные расходы привели к замедлению темпов экономического роста и роста производительности груда.

Следствием этого были отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения, инфляция. Стало очевидным, что такая нерыночная модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР, оказалась для них неэффективной и неприемлемой.

Смена политического и государственного руководства в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии в 1989-1990 гг. и распад СССР в 1991 г. привели к коренному поворочу в политическом, экономическом и социальном развитии этих стран.

Группа стран с переходной экономикой состоит из 27 государств и производит около 23% мирового ВВП. Все эти страны развиваются по пути догоняющего развития и с разным успехом осуществляют либо заканчивают переход к рыночной экономике. Часть стран Центральной и Восточной Европы (Чехия, Польша, Венгрия, Словения, Литва, Латвия, Эстония) практически достигли уровня развитых стран с рыночной экономикой, вступили в Европейский союз, ввели единую европейскую валюту евро. Другие страны ЦВЕ, такие как Болгария и Румыния, хотя и вступили в ЕС, по своим экономическим показателям еще далеки от развитых индустриальных стран. Бывшие республики Югославии находятся на разных этапах перехода в силу сложившихся военных событий и гражданских волнений на протяжении последних 15 лет.

В республиках СНГ переход осуществляется также с разной скоростью. Более всего отстают Туркмения, Таджикистан, Узбекистан. А Казахстан и Украина, наоборот, проводят постепенно экономические реформы. В то же время нельзя не отмстить решающую роль политических влияний на ход экономических реформ в постсоветских странах. Волна так называемых цветных революций, прошедших на Украине, в Грузии, Киргизии в связи с борьбой национальных элит за власть, резко ухудшила экономическое положение этих стран, замедлила ход экономических реформ, несмотря на активную помощь западных заинтересованных сторон.

Таким образом, в странах с переходной экономикой осуществляются системные реформы, составляющими которых являются: ли- берализация хозяйственной жизни (снижение роли государства в экономике); институциональная трансформация (появление и развитие частной собственности, институтов частной собственности, институтов конкуренции); структурная трансформация (перелив финансовых и других ресурсов в те отрасли, которые в условиях конкуренции на внутреннем и внешних рынках приносят наибольшую прибыль); реформирование законодательства и социальной сферы.

Начало реформ пришлось на 1990-е годы и в большинстве переходных экономик привело к финансовым кризисам и экономическим спадам. В большинстве стран СНГ объем ВВП на протяжении 10 лет (с 1990 по 1999 г.) сократился примерно на 40%. Наибольший спад — до 60% — наблюдался в странах с межрегиональными конфликтами и гражданскими волнениями: Молдавии, Таджикистане, Армении. В странах ЦВЕ падение экономики продолжалось не более двух-четырех лет, ВВП сократился примерно на 15-20%.

С начала XXI в. практически во всех странах с переходной экономикой темпы экономического роста заметно выросли и составили 6-8% в год, что превосходит темпы роста ВВП в развитых индустриальных странах. В ходе трансформации социально-экономической системы страны СНГ заложили фундамент рыночной экономики новой политической системы. При этом сохраняются существенные различия в экономическом положении отдельных стран. Экономики этих стран стали значительно более открытыми, увеличилась доля внешней торговли в ВВП этих стран, выросли иностранные инвестиции на их территории, однако при общем росте объема внешнеэкономических связей объем взаимной торговли стран СНГ сократился.

В конце первого десятилетия XXI в. можно констатировать фактическое завершение перехода постсоциалистических стран ЦВЕ, за исключением Белоруссии и Туркмении, от однопартийной системы и плановой экономики к многопартийной демократии и рыночной экономике. Таким образом, парадигма переходного периода практически реализована.

Однако процессы глобализации мирохозяйственных связей, получившие импульс для своего развития в конце XX в., сушест- венно изменили подход к определению места национальной экономики в мировом хозяйстве. Не социалистические или капиталистические страны, не развитые индустриальные или развивающиеся страны, а центр и периферия мирового хозяйства — так стоит вопрос в начале XXI в.

Место России в мировой экономике и международных экономических отношениях

Экономика России — неотъемленная часть мировой экономики, а ее внешнеэкономические связи составляют звено международных экономических отношений.

Особенность участия России в мировом хозяйстве состоит в том, что до 1992 г. се экономическое развитие осуществлялось в рамках единой централизованной плановой экономики Советского Союза, единого народно-хозяйственного комплекса с высокой степенью интеграции и единым управлением.

Экономика СССР длительное время развивалась изолированно от мирового хозяйства, на принципах автаркии; внешние экономические связи, особенно в 30-50-е годы, были минимальными и не соответствовали значительному экономическому потенциалу страны. С 60-х годов участие СССР в мировой экономике расширяется — первоначально главным образом в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и на основе связей с рядом развивающихся государств, а затем и с развитыми государствами Западной Европы и Японией.

Вплоть до середины 80-х годов включение СССР в мирохозяйственные отношения строилось в значительной степени на идеологической основе, на базе противоборства двух социально-экономических систем и военного противостояния двух сверхдержав (СССР и США) и двух военных блоков (Варшавского Договора и Организации Североатлантического договора — НАТО).

Изоляция экономики СССР от мирового хозяйства имела целый ряд негативных последствий. Главное из них — техническое и технологическое отставание. Научно-техничсская революция, которая привела к коренной перестройке экономики развитых стран и мировой экономики в целом в 70-80-е годы, как бы обошла стороной экономику СССР (за исключением некоторых отраслей военно-промышленного комплекса) и его партнеров по СЭВ. Между тем экстенсивные факторы и преимущества централизованного планирования, сыгравшие свою положительную роль на определенных этапах экономического развития, были исчерпаны, нарастали кризисные явления, рост экономики замедлился или даже прекратился.

Одна из целей перестройки, объявленной в середине 80-х годов, состояла во включении СССР в систему мирохозяйственных связей, что должно было способствовать ускорению экономического развития и преодолению технико-технологической отсталости.

С 1992 г. Россия (Российская Федерация) выступает самостоятельным субъектом мировой экономики и международных экономических отношений. Мировое сообщество признало Российскую Федерацию правопреемником и продолжателем распавшегося СССР. Она заняла место СССР в международных организациях, включая ООН и Совет Безопасности, признала все международные договоры и соглашения, подписанные СССР, и взяла на себя установленные ими права и обязанности. Россия унаследовала статус великой державы, в том числе с военной точки зрения, включая обладание ядерным оружием.

Расширилось участие России в международных экономических организациях, поскольку она вступила в ведущие международные финансовые организации — Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития и ряд других. Установлены связи России с интеграционными межгосударственными объединениями, в том числе Европейским союзом, она стала полноценным членом «большой восьмерки», завершается процесс для вступления во Всемирную торговую организацию.

В то же время по важнейшим экономическим показателям место России в мировой экономике значительно ниже, чем обеспечивает ее потенциал.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама