THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства.

В условиях всеобщей вовлеченности населения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь существенной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, - мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие "слуга царя" - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во все периоды уникальной и длительной истории Египта.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община . Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта, который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне . Этот слой все больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налог. Они же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр. С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всей стране периодические переписи "людей, скота, золота", на основе которых и устанавливались налоги.

Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы , связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские поселения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр. Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка , пополняющаяся в основном за счет местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счет рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых поселений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, "слуги царя", выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Они владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.

Эксплуатация "слуг царя", оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от "слуг царя", были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.

Объединение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой - к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель ("дом номарха") наследственные земли ("дом отца моего"), стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер.

Рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться "слугам царя" в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

Из общей массы "слуг царя" выделяются так называемые неджес ("маленькие"), а среди них "сильные неджес ". Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком . Не случайно в XVI-XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие "торговец", а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.

Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединения ремесленников по специальностям.

Об изменении правового положения состоятельных групп населения свидетельствует и расширение понятия "дом", ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр. Главой дома мог выступать теперь и неджес.

Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые представители состоятельных земледельцев.

События тех дней описаны в красочном литературном памятнике "Речение Ипувера", из которого следует, что восставшие захватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, разгромили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев и пр. "Земля перевернулась, словно гончарный круг", - пишет Ипувер, предостерегая правителей от повторения подобных событий, приведших к периоду междуусобиц. Они длились 80 лет и завершились после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 г. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.

В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем мире , что не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.

Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином "немху ". В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, в зависимости от потребностей и нужд государства.

Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределения рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчиненного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи , учитывающие население в целях определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определенной мере были связаны со своеобразным сословным делением населения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта, на жрецов, войско, чиновников, мастеров и "простых людей". Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

"Наряд" на постоянную квалифицированную работу, например архитектора, ювелира, художника, относил "простого человека" к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд "простых людей", он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделении по указанию царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счет которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.

Для Древнего Египта была характерна крайняя замедленность эволюции социальной структуры, определяющим фактором которой было почти безраздельное господство в экономике государственного царско-храмового хозяйства. В условиях всœеобщей вовлеченности населœения в государственное хозяйство разница в правовом положении отдельных слоев трудового люда не считалась столь значительной, как в других странах Востока. Она не отражалась даже в терминах, наиболее употребляемым среди которых был термин, обозначающий простолюдина, - мерет. Это понятие не имело четко выраженного правового содержания, как и спорное понятие "слуга царя" - полусвободный, зависимый работник, просуществовавшее во всœе периоды уникальной и длительной истории Египта.

Основной хозяйственной и общественной ячейкой в Древнем Египте на ранних этапах его развития была сельская община. Закономерный процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения был связан с интенсификацией сельскохозяйственного производства, с ростом прибавочного продукта͵ который начинает присваивать общинная верхушка, сосредоточившая в своих руках руководящие функции по созданию, содержанию в порядке и расширению ирригационных сооружений. Эти функции впоследствии перешли к централизованному государству.

Процессы социального расслоения древнеегипетского общества особенно усиливаются в конце IV тысячелœетия до н.э. когда формируется господствующий социальный слой, в который входили родоплеменная номовая аристократия, жрецы, зажиточные общинники-крестьяне. Этот слой всœе больше отделяется от основной массы свободных общинников-крестьян, с которых взимается государством рента-налоᴦ. Οʜᴎ же привлекаются к принудительному труду по строительству каналов, дамб, дорог и пр.
Размещено на реф.рф
С первых династий Древнему Египту были известны проводимые по всœей стране периодические переписи "людей, скота͵ золота", на базе которых и устанавливались налоги.

Раннее создание единого государства с централизованным в руках фараона земельным фондом, к которому переходят функции управления сложной ирригационной системой, развитие крупного царско-храмового хозяйства способствует фактическому исчезновению общины как самостоятельной единицы, связанной коллективным землепользованием. Она прекращает существование вместе с исчезновением свободных земледельцев, независимых от государственной власти и неподконтрольных ей. Неким подобием общин остаются постоянные сельские посœелœения, главы которых отвечают за уплату налогов, за бесперебойное функционирование ирригационных сооружений, принудительные работы и пр.
Размещено на реф.рф
Вместе с тем укрепляет свои экономические и политические позиции правящая верхушка, пополняющаяся в основном за счёт местной номовой аристократии, чиновничества, складывающегося централизованного административного аппарата и жречества. Ее экономическая мощь растет, в частности, за счёт рано сложившейся системы царских пожалований земель и рабов. От времени Древнего царства сохранились царские указы, устанавливающие права и привилегии храмов и храмовых посœелœений, свидетельства о царских пожалованиях земельных участков аристократии и храмам.

В царских хозяйствах и хозяйствах светской и духовной знати трудились различные категории зависимых подневольных лиц. Сюда входили бесправные рабы-военнопленные или соплеменники, доведенные до рабского состояния, "слуги царя", выполнявшие предписываемую им норму работы под надзором царских надсмотрщиков. Οʜᴎ владели небольшим личным имуществом и получали скудное пропитание из царских складов.

Эксплуатация "слуг царя", оторванных от средств производства, строилась как на внеэкономическом, так и на экономическом принуждении, так как земля, инвентарь, тягловый скот и прочее были собственностью царя. Границы, отделяющие рабов (которых в Египте никогда не было много) от "слуг царя", были выражены нечетко. Рабов в Египте продавали, покупали, передавали по наследству, в дар, но иногда сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Одной из форм возникновения рабской зависимости стала самопродажа египтян за долги (которая, однако, не поощрялась) и превращение в рабов преступников.

Объединœение Египта после переходного периода смут и раздробленности (XXII в. до н.э.) фиванскими номами в границах Среднего царства сопровождалось успешными завоевательными войнами египетских фараонов, развитием торговли с Сирией, Нубией, ростом городов, расширением сельскохозяйственного производства. Это привело, с одной стороны, к росту царско-храмового хозяйства, с другой - к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. Номовая знать, имеющая кроме пожалованных за службу земель ("дом номарха") наследственные земли ("дом отца моего"), стремится превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер.

Рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствует широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации трудящегося люда. Земля стала отдаваться "слугам царя" в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. При этом выплачивалась рента-налог казне, храму, номарху или вельможе, но по-прежнему выполнялась трудовая повинность в пользу казны.

В Среднем царстве выявляются и другие изменения как в положении правящих кругов, так и низших слоев населœения. Все более заметную роль в государстве, наряду с номовой аристократией и жречеством, начинает играть нетитулованное чиновничество.

Из общей массы "слуг царя" выделяются так называемые неджес ("маленькие"), а среди них "сильные неджес". Их появление было связано с развитием частного землевладелия, товарно-денежных отношений, рынком. Не случайно в XVI-XV вв. до н.э. в египетском лексиконе впервые появляется понятие "торговец", а мерилом стоимости при отсутствии денег становится серебро.

Неджес вместе с ремесленниками (особенно таких дефицитных в Египте специальностей, как каменотесы, золотых дел мастера), будучи не столь прочно связаны с царско-храмовым хозяйством, приобретают более высокий статус, продавая часть своей продукции на рынке. Вместе с развитием ремесла, товарно-денежных отношений растут города, в городах возникает даже подобие цехов, объединœения ремесленников по специальностям.

Об изменении правового положения состоятельных групп населœения свидетельствует и расширение понятия "дом", ранее обозначающее родственно-клановую группу подвластных патеру-вельможе членов семьи, родственников, слуг-рабов и пр.
Размещено на реф.рф
Главой дома мог выступать теперь и неджес.

Сильные неджес вместе с низшими звеньями жречества, мелкого чиновничества, зажиточными ремесленниками в городах составляют средний, переходный слой из мелких производителœей к господствующему классу. Растет число частных рабов, усиливается эксплуатация зависимых земледельцев-надельщиков, несущих главные тяготы податного обложения, военной службы в царских войсках. Еще более нищает городская беднота. Это приводит к крайнему обострению социальных противоречий в конце Среднего царства (усилившегося под воздействием вторжения в Египет гиксосов), к крупному восстанию, начавшемуся в среде беднейших слоев свободных египтян, к которым впоследствии присоединились рабы и даже некоторые представители состоятельных земледельцев.

События тех дней описаны в красочном литературном памятнике "Речение Ипувера", из которого следует, что восставшие захватили царя, изгнали сановников-вельмож из их дворцов и заняли их, завладели царскими храмами и храмовыми закромами, разгромили судебную палату, уничтожили книги учета урожаев и пр.
Размещено на реф.рф
"Земля перевернулась, словно гончарный круг", - пишет Ипувер, предостерегая правителœей от повторения подобных событий, приведших к периоду междуусобиц. Οʜᴎ длились 80 лет и завершились после многолетней борьбы с завоевателями (в 1560 ᴦ. до н.э.) созданием фиванским царем Яхмосом Нового царства.

В результате победоносных войн Египет Нового царства становится первой крупнейшей империей в древнем мире, что не могло не сказаться на дальнейшем усложнении его социальной структуры. Ослабляются позиции номовой родовой аристократии. Яхмос оставляет на местах тех правителœей, которые изъявили ему полную покорность, или заменяет их новыми. Благосостояние представителœей правящей верхушки отныне прямо зависит от того, какое место они занимают в должностной иерархии, насколько близко стоят к фараону и его двору. Центр тяжести администрации и всœей опоры фараона существенно перемещается на нетитулованные слои выходцев из чиновников, воинов, земледельцев и даже приближенных рабов. Дети сильных неджес могли пройти курс обучения в специальных школах, руководимых царскими писцами, и по окончании его получить ту или иную чиновничью должность.

Наряду с неджес в это время появляется и особая категория египетского населœения, близкая к нему по положению, обозначаемая термином "немху". В эту категорию включались земледельцы, имеющие свое хозяйство, ремесленники, воины, мелкие чиновники, которые по воле фараоновской администрации могли быть повышены или понижены в своем социально-правовом статусе, исходя из потребностей и нужд государства.

Связано это было с созданием по мере централизации в Среднем царстве системы общегосударственного перераспределœения рабочей силы. В Новом царстве, в связи с дальнейшим ростом многочисленного имперского, иерархически соподчинœенного слоя чиновничества, армии и пр., эта система нашла дальнейшее развитие. Суть ее заключалась в следующем. В Египте систематически проводились переписи, учитывающие населœение в целях определœения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в определœенной мере были связаны со своеобразным сословным делœением населœения, непосредственно занятого в царском хозяйстве Египта͵ на жрецов, войско, чиновников, мастеров и "простых людей". Своеобразие этого делœения заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр.
Размещено на реф.рф
Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты какой-либо государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

"Наряд" на постоянную квалифицированную работу, к примеру архитектора, ювелира, художника, относил "простого человека" к категории мастеров, что давало ему право на должностное владение землей и неотчуждаемую частную собственность. До тех пор, пока мастер не переводился в разряд "простых людей", он не был бесправным человеком. Работая в том или ином хозяйственном подразделœении по указанию царской администрации, он не мог покинуть его. Все то, что производилось им в урочное время, считалось собственностью фараона, даже его собственная гробница. То, что производилось им во внеурочное время, было его собственностью.

Чиновники, мастера противопоставлялись "простым людям", положение которых мало чем отличалось от положения рабов, их только нельзя было купить или продать как рабов. Эта система распределœения рабочей силы мало затрагивала основную массу надельных земледельцев, за счёт которых и содержалась эта огромная армия чиновников, военных и мастеров. Периодический учет и распределœение на работу основного резерва рабочей силы в Древнем Египте были прямым следствием неразвитости рынка, товарно-денежных отношений, полного поглощения государством египетского общества.

Социальная структура древнего Египта - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная структура древнего Египта" 2017, 2018.

История Др. Египта берет свое начало около 3000-2300 лет до н.э. в эпоху образования Раннего цар¬ства, ставшего первым гос-вом на Земле. Постепен¬но первое гос-во увеличивало свое могущество и ста¬новилось державой, претендующей на мировое господство. Во главе гос-ва стоял фараон, имевший абсол. власть: весь Египет, его природные ресурсы, трудовые, материальные и культурные ценности счи¬тались собственностью фараона. Само гос-во отож¬дествлялось с понятием «ном», или дом фараона. Общественная жизнь отражала содержание и струк¬туру древнеегипетской религии – политеизма. Политеизм – это вера в пантеон, или множество богов. Боги Др. Египта олицетворяли природные яв¬ления и одновременно явления общественного поряд¬ка. Птах – бог воды, земли и мирового разума, со¬здатель всего сущего. Он почитался как покровитель искусств и ремесел и изображался только в образе человека. Особым почитанием он пользовался у жи¬телей Мемфиса, но по версиям жрецов др. городов возникновение мира началось с первобытного водно¬го хаоса – Нун, из которого возникает бог Солнца, Атум, превратившийся в бога Ра, и вся последующая иерархия богов: бог воздуха Шу, богиня влажности Тефнут, бог земли Геб, богиня неба Нут и др. Боги¬ня Маат имела важное соц. значение и олицетворя¬ла социальный порядок. Окружающий мир разделялся в мировоззрении древних египтян на земной мир и мир загробный, над которыми одинаково светило солнце Ра. Мифология и религия египтян стали основой веры в заупокойный культ, заключавшийся в протесте против смер¬ти, которую они считали «ненормальностью» и уст¬раивали пышные празднества по умершему. Египтя¬не верили в бессмертие души человека, или в его бессмертный двойник – Ка. Несогласие египтян с неизбежностью смерти поро¬дило вероучение, по которому смерть не есть конец жизни и умерший может воскреснуть. Это вероуче¬ние сделало необходимым постройку мастаб и пира¬мид. Мастабы – это многоярусные захоронения с ячейками для утвари, обеспечивающей существова¬ние умершего за порогом смерти. Одна из первых пирамид была построена около 5 тыс. лет назад в честь фараона Джосера. Она отличалась ступенчато¬стью строения и возвышалась как лестница в небо. Самая знаменитая и грандиозная по своим масшта¬бам пирамида строилась в течение 20 лет и была воздвигнута вблизи г. Гиза в честь фараона Хеопса.

16Даосизм: теория, практика, отражение в литературе и искусстве

Даосизм зарождается в VI-V вв. до н.э., это рели¬гиозно-философское учение о Дао, или о жизненном пути --едином, объективном законе, которому под¬чинен весь мир. Его основателем является Лао-цзы, а его представителем – Чжуан-цзы. Даосы высту¬пали против системности и логики изложения, а их трактаты изобиловали иносказательными притчами. Они писали о том, что составляет неуловимость пу¬стоты вне композиции и структуры. Но в то же вре¬мя даосизм есть вполне целостное учение, в котором все подчинено главной категории – тому, что «скры¬то», «чудесно», «божественно», –Дао. Для даоса мир беспределен и вечен, а земные мерки безнадежно ограничены. В книге «Дао дэ цзин» Лао-Цзы сравнивает Дао с пустотой, лежащей в основе мира и пребывающей в недеянии (у вей), но в то же время нет ничего, что бы оно ни сделало, и в своем действии оно неисчер¬паемо: «Превращения невидимого Дао бесконечны. Дао – глубочайшие врата рождения». Путь Дао – это путь бесстрастного познания сути всего суще¬ствующего. Форму бытия Дао Чжуан-цзы определя¬ет как «естественность», которая выступает всеобъ¬емлющим единством всего сущего, по отношению к которому не может быть никакого воздействия извне. «Естественность» как единое есть не само бытие, но принцип бытия – «пустота», или «совершенная чис¬тота» (небытие). Само Дао подчинено неудержимо¬му потоку «духовных перемен (шень хуа) естествен¬ности» и обретает себя в акте самоотрицания ил"и возвращения к истокам, Дэ – это немыслимая искусность и творческая сила естественной, спонтан¬ной деятельности человека. Дэ есть добродетель, не осознающая себя добродетелью, и потому, когда она создает сущее, не стремится им обладать, а когда руководит, не считает себя властелином. Человек, наделенный добродетелью, или дэ, внутренне совер¬шенен и способен подчинять себе людей. Даоская аскеза стремится к возвращению к истокам через достижение состояния естественности, обретаемого в спонтанном действии или недеянии. В искусстве даосизм утверждал преемственность несотворенного хаоса и технической деятельности людей в неисчерпаемой конкретности бытия. Красота у даосов представляет, согласно закону символиче¬ской формы, контрастное единство сокрытия и вы¬ражения. Полноценном выражением стилистическо¬го единства традиционной культуры Китая становят-, ся живопись, музыка, поэзия. Искусство было направлено к внутренней реализации человеч. духа, не имеющего внешней формы и доступного лишь символическому выражению. Можно сказать, что ис¬кусство Др. Китая –- это творческое развертывание Дао как истока должного, прекрасного, полезного, но не сводимого ни к долгу, ни к красоте, ни к пользе. Основной темой древнекитайского искусства стано¬вится идея «пустоты» (сюй), или реальности, все в себя вмещающей и себя опустошающей. Пустота в даоской философии означала и отсутствие наличия, и предельную целостность, и бесконечную перспек¬тиву самотрансформации бытия. Символизм «само¬опустошающейся пустоты», т.е. самораскрывающей¬ся реальности, превосходит не только свои проявле¬ния, но и сам принцип проявлений.

Древний Египет - цивилизация Востока. И большое значение здесь имеет не географическая составляющая, а культорологическая и цивилизационная. Здесь главенствующую роль в развитии социума играла не частная собственность, а царско-храмовое хозяйство. Таким образом, социальная Древнего Египта, страны, где зародились одно из первых государств, развивалась весьма слабо. И это характерное отличие не только этой цивилизации, но и других восточных. Каковы были особенности социальной структуры Древнего Египта? Разберемся в статье.

Древний Египет: общие сведения

Прежде чем начинать разговор об хочется сделать краткий экскурс в историю царства. Итак, на пути развития Египет прошел через несколько эпох-царств: Раннее (нач. III тыс. до н. э.), Древнее (с XXVIII по XXIV век до н. э.), Среднее (с конца III тыс. по XVII век до н. э.), Новое (с XVI-XII по XI-VIII века до н. э.) и Позднее (с VII по IV-I века до н. э.).

Все эти периоды характеризуются крайне медленным развитием государственности. Следует отметить, что на протяжении своей истории цивилизация древних египтян то разделялась на две части (Верхнее и Нижнее царства), то соединялась в одно могучее государство, и все это посредством междоусобиц. Кроме того, велись постоянные захватнические войны. На фоне этих событий власть фараона только крепла, а классовое неравенство вылилось в рабовладельческий строй.

Население страны - африкано-хамитские ливийцы, нубийцы и семиты, - родом из Африки. Все эти народы выбрали для жизни территорию в долине нижнего Нила - это была естественная граница поселения, обеспечившая замкнутость и в какой-то степени защищенность.

Богатая не только плодородными землями, но и полезными ископаемыми местность полностью обеспечивала народ. Первые возникают в тот момент, когда возникает нужда регулировать разливы Нила постройкой ирригационных сооружений. Общество разделяется на тех, кто работой руководит, и тех, кто исполняет ее.

Образование и развитие государства

Так, примерно в V в. до н. э. начинает существовать государство Древний Египет. Состоит оно из нескольких номов (так в стране назывались примитивные поселения), а к IV в. до н. э. из них формируются два царства - Верхнее и Нижнее. Их же объединение связано с кровопролитными Это все происходит в период Раннего царства. Древнее же царство было сугубо централизованным периодом существования страны. После же Египет опять распадается на номы, причем каждый из них претендует на самостоятельность. Опять начинаются войны между

Объединить страну удалось лишь во время Среднего царства. Центром стал город Фивы. В конце - опять развал, войны и объединение в сильнейшую империю, претендующую на господство в Древневосточном мире (период Нового царства). Это время захватнических воин. После - опять упадок, из которого Древний Египет уже не вышел - его завоевывают персы, потом А. Македонский. Заканчивается его обособленное существование: теперь некогда могучая цивилизация - всего лишь

Государственный строй

Каким в государственном плане был Древний Египет? Социальная структура всегда исходит из политического устройства. Следует сказать, что во времена и централизации, и разобщенности всегда существовало деление страны на два округа - Северный и Южный. Управляли там наместники фараона. Сам же он закреплял свою административную власть титулом, в котором отмечалось: «Владыка двух стран».

Государство всегда было строго централизованным, периоды же разобщенности по времени были незначительны. На почве безоговорочной власти фараона возникает обширный бюрократический аппарат, также централизованный. Главенствующая после фараона роль в управлении государством отводилась царскому Двору, где главным был визирь. Именно ему и фараону подчинялись руководители ведомств, имеющие большой штат мелких и крупных чиновников.

На местах управляли номархи. Они имели безоговорочную власть, но исключительно в своем субъекте. У номархов также было в подчинении поместное чиновничество. На самой нижней ступени в этой системе стояли общинные советы с выбираемым старостой во главе. Они отвечали за судебные и административные дела, а также за хозяйственную деятельность.

Развитие общественных отношений

Рассмотрим, как развивалась социальная структура общества Древнего Египта на протяжении всей его истории. Изначально молодая страна представляла собой разрозненные города-государства, причем каждое жило по собственным законам и имело собственного правителя.

Государство периода Раннего царства было своего рода племенным союзом. Население страны представляло собой свободных крестьян, объединенных в общины. Им и выделялась властью земля для возделывания. Часть доходов от продуктов земледелия необходимо было выплачивать государству.

Именно в период Древнего царства происходит разлом в социуме, разделивший его на рабов и рабовладельцев. Структура общества Древнего Египта становится неоднородной: все определяют социальные и имущественные отношения. На первый план после фараона выходят жрецы. Именно с их статусом и авторитетом для народа связано наделение фараона безграничной властью, приравнивание к божеству.

Эпоха Среднего царства характеризуется не только масштабным разрастанием рабовладельческого строя (теперь невольников используют и в подсобных хозяйствах). Общественная структура Древнего Египта этого периода характеризуется тем, что общество все больше расслаивается. Так, появляются неджесы, мелкие собственники. Они, а также писцы, земледельцы и купцы, живут в достатке, а вот крестьяне и другие низшие слои едва находят средства для пропитания.

Захватнические войны в период Нового царства влияют прежде всего на увеличение сословия рабов. Все земли окончательно закрепляются за государством и храмами. Поэтому землевладельцы исчезают как класс. Причем к работе на жреческих землях не допускается никто, ее отдают провинившимся членам их же сословия. Жречество теперь - замкнутый класс, попасть в который можно только по родственному принципу.

Общая характеристика древнеегипетского общества

Итак, сделаем предварительные выводы, что в представлял собой Древний Египет. Социальная структура его имела следующие особенности:

  • Во главе стоял фараон, которого почитали за божество.
  • Форма правления - деспотия, причем именно для Египта характерно возведение служение царю в религиозный культ.
  • Особая роль отводилась жрецам.
  • Основа общества - сельская община, на которую опиралась власть на местах.
  • Четкое классовое деление.
  • Социальная структура древнего Египта в иерархическом порядке от высших слоев к низшим представляется следующим образом: фараон - жрецы и придворные вельможи - воины - крестьяне и ремесленники - рабы. Причем последние были выключены из общественной жизни полностью, потому что за людей их не считали, а называли «живым товаром». Об этом поговорим чуть позже.
  • Чиновничий аппарат был многочислен, но слабо разделен по обязанностям. Один человек мог отвечать и за административную деятельность, и за хозяйственную, и даже за выполнение определенных религиозных обрядов.

Власть фараона

Теперь поговорим отдельно о каждой общественной группе. Древний Египет, социальная структура которого базировалась на деспотизме, управлялся фараоном. Культ его позиционировал как равного богам. Соответственно, жречеством был разработан специальный ритуал поклонения богу-царю. Да и имена фараонов отражают божественное происхождение. Например, Аменхотеп - «Амон умиротворенный», Тутмос - «рожденный богом Тотом». Древние египтяне верили, что урожаи, благополучие, отсутствие войн зависит от бога-фараона.

Именно царь был главным владельцем египетских земель, которые мог дарить либо забирать. В его руках была сосредоточена судебная власть, он назначал верховных чиновников.

Власть передавалась по наследству по праву первородства, ведь у фараона, кроме первой жены, как правило, родственных ему кровей (часто имели место браки даже с родными сестрами) были еще другие жены и наложницы. Здесь все были в равном положении. А как же времена смут, когда одна династия сменяла другую? И здесь жрецы нашли «оправдание». По верованиям египтян, одного родства внутри божественного семейства недостаточно, нужно еще, чтобы божество вселилось в царя. Так и происходила смена правящих кланов. Причем, «вход бога» мог производиться не только в наследника, а также в сестру, жену и других.

Жрецы

Особенности общественной структуры Древнего Египта таковы, что фараон, при всей своей деспотичной власти, не смог бы править в одиночку. Он опирался прежде всего на жрецов, а также на чиновников-вельмож.

Первые - законодатели норм поведения и жизненных ориентиров. Так как жрецам принадлежала функция связи общества и богов, к ним прислушиваются даже фараоны. Получить сан жреца было не так-то просто: необходимо было долго и упорно учиться. С четырех лет накопленные знания начинали передаваться будущему поколению.

Институт служения богам был весьма развит: храмовые служители и работающие на светском поприще, хранители тайн и рукописей, провидцы - толкователи всевозможных знамений, и даже астрономы.

Одним словом, жрецы играли очень важную роль в жизни древнеегипетского общества. Их знания о ритуалах, воле богов, медицине и даже о земледелии и скотоводстве, передаваемые из поколения в поколение, считались сакральными, скрытыми от обычных обывателей. До сегодняшнего времени ученые-египтологи продолжают открывать то, что ведали служители культа.

Аристократия

Социальная структура общества цивилизации Древнего Египта, ее верхушка, не ограничивалась жречеством. Также фараон опирался на своих придворных вельмож. Это была аристократия, те, кто фактически управлял всеми сферами жизни страны.

Главный среди них был визирь, или джати. Этот человек был правой рукой фараона. Как правило, избирался он из правящей династии. Были случаи, когда место визиря занимал член аристократии, не родственный фараону, - это случалось в периоды ослабления целостности страны, так называемые переходные.

Итак, какие функции возлагались на джати? В его руках фактически был весь Древний Египет. Социальная структура была выстроена таким образом, что все вельможи, заведующие различными отраслями, отчитывались именно ему. Кроме того, визирь возглавлял:

  • Финансовые ведомства.
  • Общественные работы (например, ирригационные сооружения).
  • Он управлял жизнью столицы и осуществлял надзор в ней.
  • Отвечал за армию.
  • Возглавлял судебную власть.

Остальная аристократия подчинялась джати и фараону. Это были богатые люди, строившие себе гробницы и живущие в роскошных домах.

Чиновничество

Отдельного внимания заслуживают писцы. Они принадлежали к высшей аристократии и пользовались всеобщим уважением. В основном безграмотные люди населяли Древний Египет. Социальная структура общества, таким образом, позволила выделить писцам отдельную нишу.

Эти служащие не только записывали за фараоном его указы, но и умели высчитать уровень воды в Ниле, оценивали последствия на случай наводнений, знали запасы в водохранилищах. Они были важны и в сельском хозяйстве, и скотоводстве. Ведь только грамотный человек способен оценить после разлива Нила, каким будет урожай, и подсчитать количество скота либо приготовленного вина. Писцы были ответственны за сбор налогов.

К ним обращались за помощью, чтобы составить письмо (в том числе и личного характера), записать ритуальную молитву.

Что представляло собой чиновничество как социальная структура Древнего Египта? Кратко можно сказать так: они делились по рангам. Каждым номом заведовал определенный человек, которому в свою очередь подчинялись другие, ответственные за конкретные области хозяйства.

Армия

Мощный союз фараона, вельмож и жрецов способна была усилить только военная сила. Так возникает армия.

Место воина в древнеегипетском обществе было весьма почетно: у них были свои дома, имущество, земли. Единственное, чем они не распоряжались, - это своей жизнью. Ведь по решению фараона, подкрепленному жрецами, в любой момент могла развязаться война.

Стоит отметить, что в бой армия вступала с охотой. Ведь именно в результате захватнических войн люди обретали свое имущество.

Армия использовалась и для решения внутренних междоусобных конфликтов.

В пик развития Древнеегипетской цивилизации войско насчитывало 100 тысяч человек, оно было сильнейшим в мире.

Крестьяне и ремесленники

Самая многочисленная социальная прослойка Древнего Египта - крестьяне. Именно они кормили описанные выше сословия и обеспечивали их безбедное существование. Сами же крестьяне не могли похвастаться безбедным существованием. Скорее, наоборот: земля, которую они возделывали, была не их собственностью, соответственно, большая часть урожая и скота у крестьян забиралась. Нищие, голодные, они часто использовались на общественных работах.

Точно такая же жизнь была у ремесленников Древнего Египта. Мастерские, где они производили изделия, им не принадлежали. А хозяин-вельможа в качестве арендной платы забирал почти всю продукцию и перепродавал потом втридорога с помощью знакомых купцов и торговцев.

Рабы

Но самое незавидное положение было, конечно, у рабов. Египет - не единственное с рабовладельческим строем. Это было обычное для того времени общественное устройство.

Рабов не считали за людей, они были «живым товаром», продаваемым, покупаемым и захватывающимся в качестве трофея. Судьбы каждого раба находилась в руках рабовладельца: его можно было убить, покалечить. Причем нарушением права было убийство чужого невольника (это же «порча» имущества).

Свадьбы между рабами юридически ничего не значили: мужа и жену могли легко разлучить, например перепродать разным хозяевам.

Конечно, в стране вспыхивали восстания рабов. Так, «благодаря» одному из них ослабленную подавлением бунта страну легко удалось заполучить арабским кочевникам.

Общественные причины упадка цивилизации

Проанализировав все сословия Древнего Египта, можно сделать однозначный вывод: между ними не было единства, скорее, наоборот, - жестокая вражда и ненависть. Причем противостояние не ограничивалось линией "рабы, крестьяне - знать". Разбогатев, аристократия желает власти и начинает политические игры против фараона. Так бывает всегда в общественных системах с угнетателями и угнетаемыми. Результатом несовершенства социального устройства стал упадок цивилизации Древнего Египта.

Понятие общественный строй используется в историко-правовой науке для выявления правового положения социальных групп, их прав, свобод, обязанностей, объем которых определяет характер взаимодействия между ними в различных сферах общественной жизни. Общественный строй Древнего Египта не оставался неизменным на протяжении всей истории египетской цивилизации. Особенностью социальной стратификации Древнего Египта является то, что она относится к этакратическим системам (от фр. etat – государство и греч. kratos государственная власть); различия между ее социальными группами происходят, в первую очередь, но их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов и, наконец, по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Два фактора оказывали существенное влияние на правовое положение социальных групп.

  • 1. Безраздельное господство государственной собственности. Оно обусловливало всеобщую вовлеченность населения в государственное хозяйство, что нивелировало различия в правовом статусе групп, положение которых определялось термином "мерат", т.е. простолюдин. Это превращало государство в решающий фактор классообразования: само государство определяло, например, какое количество ювелиров, каменотесов, писцов и др. необходимо.
  • 2. Основной формой социальной организации, влияющей на процессы классовой дифференциации, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. На территории сельской общины жили большие патриархальные семьи. В значительной мере процесс внутриобщинного социального и имущественного расслоения определял характер политической власти в этих обществах и регулятивно-контрольные функции древнеегипетского государства и его правовой системы.

В эпоху Раннего царства можно выделить условно два "класса": управляющие и производители. Более точно эти социальные группы следует называть сословиями, поскольку они выделяются в соответствии с выполняемыми функциями, а не по размерам собственности. Поэтому понятие "класс" в данном случае будет использоваться в значении "сословие".

В господствующий класс управляющих входили племенная номовая аристократия, жрецы, разбогатевшие крестьяне-общинники, которые сосредоточили в своих руках функции управления и организации ирригационными работами и сооружениями. Используя свои властные полномочия, они стали присваивать прибавочный продукт, произведенный общинниками. Второй класс – класс производителей – составляли свободные общинники, которые привлекались к строительству каналов, дамб, платили налоги в казну.

В период централизованной деспотии Древнего царства сформировалась более сложная социальная структура. Господствующий класс включал фараона и его окружение, местную знать, вельмож, правителей номов. Вельможи получали от фараона царские пожалования за службу с земельными угодьями и слугами. Нередко они имели свои частные хозяйства, которыми распоряжались свободно. Особую группу в господствующем классе составляли жречество и многочисленное чиновничество. В руках крупных чиновников часто сосредоточивались различные гражданские, военные и жреческие функции, что позволяло им оказывать существенное влияние на все стороны жизни общества. Класс производителей древнеегипетского общества составляли свободные общинники, имевшие статус полноправных граждан. Наконец, наиболее многочисленным классом древнеегипетского общества был класс подневольных, зависимых работников, трудившихся как в царских хозяйствах, так и в имениях крупных вельмож. В класс зависимых людей входили рабы (бывшие военнопленные и общинники, проданные в рабство за долги). Однако основную массу зависимых людей составляли слуги царя, лишенные средств производства (инвентаря, тяглового скота) и земли и поэтому вынужденные трудиться за скудное пропитание в царских хозяйствах под надзором надсмотрщиков. "Слуги царя" были обязаны выполнять точно определенные виды и объемы работ. Различия в правовом положении рабов и "слуг царя" не были четко выражены. Рабов в Древнем Египте было мало, их можно было продавать, дарить, передавать по наследству, но иногда их сажали на землю и наделяли имуществом, требуя с них часть урожая. Статус "слуг царя" был более высоким с точки зрения объема прав, чем у рабов. "Слуги царя" обеспечивались всем необходимым для работы в царском хозяйстве (инвентарь, зерно, скот), они могли иметь личное имущество, правда, только во владении, а не в собственности.

В эпоху Среднего царства происходят существенные изменения в социальной структуре древнеегипетского общества, которые касаются всех групп населения. Они связаны с развитием городов, ремесел, торговли, успешными завоевательными войнами. С одной стороны, это привело к росту царско-храмового хозяйства, с другой – к укреплению позиций частного хозяйства вельмож-сановников и храмовых жрецов, органически связанного с первым. При этом рано выявившаяся неэффективность громоздких царских хозяйств, основанных на труде подневольных земледельцев, способствовала широкому развитию в это время надельно-арендной формы эксплуатации зависимых производителей. Землю стали отдавать "слугам царя" в аренду, она обрабатывалась ими в основном своими орудиями в относительно обособленном хозяйстве. Наряду с этим номовая знать, имевшая кроме пожалованных за службу земель ("дом номарха") наследственные земли ("дом отца моего"), стремилась превратить свои держания в собственность, прибегая с этой целью к помощи храмовых оракулов, которые могли засвидетельствовать ее наследственный характер. Следовательно, социальная дифференциация эпохи Среднего царства была основана не только на положении группы во властно-государственной иерархии, но и обусловлена экономическим неравенством.

В соответствии с этими критериями социальная структура приобретает четкие очертания. В ней выделяются господствующий класс рабовладельцев, класс мелких свободных производителей, класс зависимых работников и рабов.

Господствующий класс составляли придворное окружение фараона, члены централизованного бюрократического аппарата, представители высшего командного состава, многочисленное жречество, нетитулованное чиновничество. Значительную часть правящего класса составляла номовая аристократия, добившаяся в эпоху Среднего царства известной автономии: власть номархов была наследственной, они возглавляли местное ополчение, были верховными жрецами местных богов, вели собственное летосчисление.

Класс мелких свободных производителей не был однороден. В него входили полноправные члены общин, ремесленники, располагающие средствами производства и небольшими участками земли. С развитием товарно-денежных отношений, торговли выделяются неджесы ("маленькие") – мелкие землевладельцы. Постепенно некоторые из них становятся зажиточными, т.е. "сильными неджесами", обладающими материальным достатком, способные дать своим детям образование. Из их среды формируются местное жречество, мелкие чиновники. "Сильные неджесы", зажиточные ремесленники в городах, низшее жречество и мелкие чиновники составляли средний класс, из которого рекрутировался впоследствии правящий класс.

Класс зависимых работников и рабов составляли, включая многочисленную прослойку разорившихся общинников, беднейшие городские низы, которых называли рабами царя (хему пасут). За скудное пропитание они работали на землях царя, однако могли иметь семью, личное имущество, хозяйство и некоторые права. В отличие от них рабы из военнопленных или проданных в рабство не имели этих прав. Бо́льшая их часть попадала в частные руки. Существовала и такая категория зависимых людей, как патриархально зависимые лица: "отроки", "воспитанники", "дети". Эта категория зависимых работников входила в состав многочисленных патриархальных семей, которые назывались "домами". Это были купленные рабы, прямые или дальние родственники, которые были обязаны работать на главу семьи.

Начиная с эпохи Среднего царства в Древнем Египте сложилась общегосударственная система социального рекрутирования и перераспределения рабочей силы, направленная на удовлетворение потребностей царско-храмового хозяйства. С этой целью в Египте систематически проводились переписи, учитывающие структуру населения для определения налогов, комплектования армии по возрастным категориям: отроки, юноши, мужи, старики. Эти возрастные категории в известной мере были связаны с сословным делением населения на жрецов, военных, чиновников, мастеров и "простых людей", непосредственно занятых в царском хозяйстве Египта. Своеобразие этого деления заключалось в том, что численный и персональный состав трех первых сословных групп определялся государством в каждом конкретном случае с учетом его потребностей в чиновниках, мастерах и пр. Происходило это в ходе ежегодных смотров, когда формировались штаты той или иной государственной хозяйственной единицы, царского некрополя, ремесленных мастерских.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама