THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Проблемы, с которыми в данный момент сталкивается мировая экономика, являются производными друг от друга, и решить их невозможно в одиночку даже самым сильным экономикам планеты.

Глобальный долг, хрупкий мировой спрос, замедление темпов роста в Китае и низкие темпы роста в Европе действительно создают угрозу для устойчивого мирового экономического развития. Годы количественного смягчения в США и продолжающееся стимулирование экономики за счет мягкой кредитно-денежной политики в Европейском союзе и Японии привели к тому, что на балансах соответствующих ЦБ накопилось большое количество активов, что в свою очередь создает риски дисбалансов в экономике для каждого обозначенного региона. Именно поэтому, учитывая все эти негативные факторы, многие эксперты говорят о будущих низких темпах роста мировой экономики и большом количестве рисков, а Международный валютный фонд в третий раз за год пересматривает свой прогноз по мировому ВВП в сторону понижения с 3,6 до 3,4% в 2016 году.

Промышленная революция

Мир страдает как от многолетних, ставших уже структурными проблем, так и сталкивается с абсолютно новыми вызовами.

Мировая экономика в данный момент переживает период необратимой трансформации. Связано это с тем, что мир сейчас стоит на пороге очередной промышленной революции, которая сотрет привычные технологические границы, реформирует устоявшиеся технологические и производственные цепочки. Новая промышленная революция будет характеризоваться слиянием технологий и стиранием границ между цифровой, производственной и биологической сферами. Все больше будет набирать обороты цифровизация различных сфер жизнедеятельности, что найдет свое отражение в появлении «умных» городов, снижении роли посредников в экономике, возрастании конкуренции между цифровыми платформами и классическим банкингом и т.д. Возникнет абсолютно новый тип промышленного производства, который будет основываться на так называемых больших данных и соответствующей аналитике, полной автоматизации производства, технологиях дополненной реальности, интернете вещей и многом другом.

Уже сейчас есть множество ярких примеров, которые показывают, какими будут реалии экономики в эпоху четвертой промышленной революции. Например, появление финансово-технологических платформ вроде криптовалюты Bitcoin, технологии Blockchain и пр. полностью переформатирует мир финансов, снижая транзакционные издержки между заимодателем и заемщиком. Привлекательность бизнес-моделей финансово-технологических стартапов приводит к тому, что их оценочная стоимость зачастую оказывается выше капитализации традиционных инвестиционно-банковских групп. К примеру, капитализация PayPal, торгующейся на NASDAQ, составляет свыше $44 млрд, в то время как традиционный лидер мирового инвестиционного банкинга Дойче Банк стоит около $21 млрд.

Альтернативная энергетика

Неизбежным следствием четвертой промышленной революции становится мощное развитие альтернативной энергетики. Время дорогой нефти было временем выгодных инвестиций в «зеленую» энергетику, в новые технологии выработки, сохранения и передачи энергии. В результате альтернативная энергетика получила мощный импульс к развитию и сейчас гармонично вписывается в ландшафт новых реалий.

С другой стороны, развитие альтернативной энергетики происходит на фоне полномасштабного кризиса нефтедобывающих компаний по всему миру. Из-за драматического падения цен на нефть нефтегазовые компании вынуждены сокращать персонал и расходы на освоение новых месторождений. Это, в свою очередь, зачастую приводит к структурным изменениям на уровне экономик целых стран, например Саудовская Аравия обсуждает идею приватизации части нефтяного гиганта Saudi Aramco.

Четвертая промышленная революция открывает перед мировой экономикой широчайшие возможности роста, но и одновременно ставит абсолютно новые вызовы. Развитие технологий и новых производственных схем ломает существующие экономические структуры, компании вынуждены подстраиваться под изменяющиеся запросы потребителя, но при этом возникает парадокс, когда экономика может расти, а безработица при этом увеличиваться за счет новых интеллектуальных систем, заменяющих трудоспособное население. Так, по оценкам аналитиков, автоматизация производства в одной лишь Германии может привести к сокращению до 610 тыс. рабочих мест в среднесрочной перспективе. Экономика, основанная на новых реалиях, нуждается все больше в высококвалифицированных специалистах, создающих новые технологии, и все меньше в низкоквалифицированных рабочих. Подобная тенденция усиливается со временем, распространяя свое влияние не только на отрасли хозяйства тех или иных стран, но и на целые макрорегионы.

Конкуренция жесткая и глобальная

Одним из следствий «промышленной революции 4.0» и структурных проблем в мировой экономике становится обострение конкуренции на геоэкономическом уровне. Косвенно это подтверждает тезис, что в современных реалиях «бизнес руководит политикой».

Конкуренция в мире способствует появлению новых, альтернативных друг другу интеграционных и инфраструктурных проектов, каждый из которых отличается большим размахом и амбициозностью. Речь идет о Транстихоокеанском партнерстве, Экономическом поясе Нового шелкового пути (one belt — one road) и возможном Трансатлантическом партнерстве. Так, в случае успеха китайской стратегии Нового шелкового пути страны, участвующие в реализации данного проекта совместно с Китаем, смогут получить дополнительные экономические преимущества в виде привлечения финансирования в инфраструктуру на своих территориях, что положительно скажется на их торговых балансах. Вопрос здесь в том, смогут ли эти проекты успешно гармонировать друг с другом и в какой степени они будут взаимодействовать с ЕАЭС.

Старые и новые очаги геополитической напряженности будут способствовать интенсификации миграционных процессов, что уже видно на примере стран Европейского союза. Это, в свою очередь, наложит дополнительные обязательства на экономику Европы, которая и без того находится в сложном положении. Причем последствия подобных миграционных цунами действительно могут приобрести самый негативный оттенок, свидетельством чему являются, например, заявления руководства Австрии о том, что эта страна сталкивается с самым серьезным кризисом со времен окончания Второй мировой войны. Предполагаемый референдум по выходу из ЕС Британии, дискуссии в отношении приостановки действия Шенгенского соглашения и восстановления некоторыми странами пограничного контроля и многое другое — все это в том числе следствия миграционного кризиса, с которым столкнулась Европа.

Странам с развивающимися экономиками необходимо прилагать колоссальные усилия, чтобы не остаться на обочине нового динамичного мира, а встроиться в глобальные цепочки стоимости. Ресурсоориентированным странам необходимо взять курс на переход к экономике знаний и инноваций. В противном случае весьма вероятен сценарий отката к фундаментализму, что станет глобальной проблемой уже новой системы мировой экономики.

Место России

В этих сложных условиях, которые объективно затрагивают абсолютно все страны мира, Россия вынуждена выдерживать дополнительную нагрузку в виде экономических санкций, введенных рядом стран. Несмотря на все сложности, с которыми столкнулась наша экономика, мы видим, что у России есть все необходимое для того, чтобы занять достойное положение в системе новых реалий. Это и развитый человеческий капитал, и обилие природных ресурсов, и выгодное географическое положение, и транзитный потенциал и многое другое. Мы уверены, что в конечном итоге это позволит стать России одним из главных драйверов мирового экономического роста.

Экономика страны постепенно трансформируется и начинает соответствовать новым мировым реалиям. Растут российский несырьевой экспорт и оказание различного рода услуг, что видно по росту портфеля зарубежных проектов таких российских компаний, как «Росатом», «Интер РАО» и пр. Появляются все новые компании, оценочная стоимость которых растет очень быстрыми темпами благодаря привлекательности бизнес-моделей, — «Юлмарт», QIWI и многие другие. Помимо всего прочего, у нашей страны по-прежнему остается возможность приобретать активы во многих технологических компаниях за счет использования средств, размещенных в казначейских облигациях США.

Наша страна не стремится развивать сотрудничество только на одном направлении. Напротив, несмотря ни на что, она стремится выстраивать многовекторную систему взаимоотношений как со странами Востока, так и с европейскими, латиноамериканскими и американскими партнерами. Понимая это, представители бизнес-сообщества и официальные лица разных стран все чаще поднимают вопрос о необходимости отмены взаимных санкций и, более того, готовятся к этому, так как это сулит большие выгоды обеим сторонам.

Глобальные вызовы становятся все более определенными, и поиск ответов на них требует совместных усилий мирового сообщества. Многие эти вопросы найдут свое отражение и логическое развитие в программе Петербургского международного экономического форума. Пришло время, когда новые задачи и новые вызовы требуют абсолютно новых, нестандартных решений.

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 5/2009, стр. 13-17

Россия и вызовы XXI века

Полковник И.А. ШАПОВАЛОВ

Полковник Я.А. ЖАЛДЫБИН

Капитан 1 ранга В. П. СТАРОДУБЦЕВ

КАК ИЗВЕСТНО, интересы любого суверенного, независимого государства, прежде всего экономические и политические, не могут всегда и во всем совпадать с интересами других государств, а противоречия между ними содержат в себе конфронтационный потенциал и являются источниками опасности. Именно из них возникают, с одной стороны, политические намерения, а с другой - практические действия государств по реализации своих интересов, которые трансформируются в различного рода угрозы и вызовы. В этом плане не является исключением и Россия: вероятность проецирования опасностей, угроз и вызовов ее безопасности со стороны стремительно меняющегося мира в среднесрочной перспективе, безусловно, сохраняется.

На наш взгляд, само понятие «вызов» можно интропретировать как получившую по ряду причин на определенном отрезке времени резонансное звучание и обостренно воспринимаемую проблему (совокупность однородных, близких проблем), имеющую приоритетное значение для национальной безопасности и национальных интересов государства, выдвигаемую «историческим» отрезком времени или геополитическими оппонентами и требующую оценки и адекватного ответа. Даже цивилизационные вызовы, как правило, имеют своих конкретных носителей, свой пространственный вектор (например, экономический вызов для России - это вызов со стороны наиболее развитых стран мира). Следует, однако, отметить, что не всякая проблема является вызовом: вызовы конкретны во времени и пространстве, существуют для конкретной страны, на конкретном историческом отрезке ее развития. Более того, они становятся вызовами в силу восприятия их в качестве таковых.

По мнению ряда экспертов, многие современные вызовы безопасности России являются таковыми прежде всего потому, что наше государство, гражданское общество, правящие элиты дают для этого повод своей политикой, своим поведением, своими делами. Сегодня главная проблема для России - это даже не экономика периода реформирования, а психология уровня страны третьего мира, потеря способности к самооценке, нетребовательность и непритязательность в качестве нации-государства. Нынешний идеологический вакуум, практическая неразработанность и неосознанность национальных интересов России крайне затрудняют осуществление реформ, проведение эффективной внешней и внутренней политики.

Новый, постиндустриальный XXI век не принес подавляющему большинству стран спокойствия и процветания. Лишь небольшое число государств Европы, Америки и Азии смогли адаптироваться к новым условиям, хотя и в этих странах немало людей, недовольных своей жизнью. В целом облик мира в XXI веке определяется рядом глобальных негативных факторов, которые провоцируют нестабильность в отдельных регионах. Это прежде всего истощение невозобновляемых природных ресурсов, продолжающийся процесс раздела сфер влияния, наличие спорных территорий, незавершенность формирования центров силы, национальные и конфессиональные противоречия, ухудшение общемировой экологической обстановки. Все перечисленные проблемы в полной мере отражаются и на России.

XXI век - это век глобализации, превращения мира в «большую деревню», где границы государств перехлестываются экономическими, финансовыми и информационными потоками. Чем это может обернуться для России?

Глобализация затронула все сферы жизнедеятельности, в том числе и сферу безопасности. Зона стабильного мира, которая включает Северную Америку, страны Европейского союза и НАТО, Россию, Китай, Индию, Японию, Австралию, большую часть Латинской Америки, Украину, Казахстан, Белоруссию, ЮАР и некоторые другие страны, расширилась. Но на нее все сильнее воздействует зона дефицита безопасности (Ближний и Средний Восток, Центральная Азия, большая часть Африки и Юго-Восточной Азии, Кавказ и Балканы), которая стала теперь еще менее стабильной.

Глобализация, способствуя подъему национального самосознания в большинстве государств мира, приведет к увеличению числа самостоятельных государств в обозримой перспективе. Если после Второй мировой войны при создании Организации Объединенных Наций в нее вошли 50 стран, то сейчас в этой организации их представлено 190, а всего в мире насчитывается около 230 стран. Через полвека их может стать больше в разы. Принцип территориальной целостности отступает и будет, по всей вероятности, отступать перед принципом права наций на самоопределение. Крупные многонациональные государства, включая Россию, столкнутся с растущей проблемой сепаратизма. А в ареале развитых стран национальные государства будут все больше утрачивать свой смысл, как на наших глазах стираются национальные границы в Западной Европе.

В экономической политике «погоду» уже сегодня определяют большие транснациональные корпорации (ТНК). Сейчас дневной оборот денег на мировом финансовом рынке достигает два триллиона долларов, что во много раз превышает годовой размер валового внутреннего продукта (ВВП) подавляющего большинства стран мира, в том числе и России. Анализ же тенденций экономической политики и масштабов деятельности ведущих ТНК позволяет говорить о том, что их экономическая мощь может в скором времени превысить возможности даже крупных государств мира. Это предопределяет возрастание роли негосударственных участников системы международных отношений в определении характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира.

С ростом крупного международного бизнеса, под давлением влиятельных неправительственных организаций, международных движений и сообществ, всевозможных неформальных «клубов» государства как субъекты международного права фактически утрачивают монополию на реализацию властных функций и «вершение» судеб мира. Уже сейчас возможности влиять на мировые процессы у такой компании, как «Microsoft», или такой общественной организации, как «Greenpease» больше, чем у доброй половины стран - членов ООН. Россия в полной мере подвергается и будет в обозримом будущем подвергаться давлению со стороны этих сил, стремящихся взять под контроль не только богатые сырьем территории, но прежде всего навязать свою систему ценностей, взглядов и размыть изнутри самобытность и самоидентичность народа.

Еще вчера человечество могло использовать опыт, накопленный тысячелетиями своей истории, по выработке необходимых мер в случае возникновения той или иной угрозы. В конце XX века довольно хорошо работали традиционные инструменты мировой политики для разрешения опять же достаточно традиционных форм конфликтов, что обеспечивало военную безопасность общества. Классическая экономика давала возможность использовать такие методы управления, которые позволяли избегать мировых экономических кризисов, что в свою очередь делало безопасной экономическую сферу. Четкие правила взаимодействия в условиях капиталистической или социалистической модели, в устоявшихся границах сфер влияния обеспечивали достаточно низкий уровень преступности и криминализации общества в целом - личной безопасности индивида мало что угрожало.

В современных условиях этот накопленный опыт практически бесполезен, человечество сталкивается с вызовами и угрозами принципиально новой для него природы, к которым оно еще не успело адаптироваться и выработать контрмеры. Особую актуальность приобретает деятельность по обеспечению собственной безопасности - безопасности в самом широком смысле, охватывающей все сферы жизни и деятельности человека. Именно с неопределенностью формирующихся угроз связан сегодня настоящий ажиотаж, охвативший ряд ведущих государств мира.

При этом тенденции развития международной обстановки на среднесрочную перспективу в принципе просматриваются достаточно хорошо уже сегодня, хотя вряд ли возможно механически пролонгировать современную ситуацию на будущее. По всей вероятности, будет продолжаться рост противостояния, в том числе весьма жесткого, по линии мировой Север - мировой Юг. Как рудимент прошлых геополитических структур останутся прежними и, не исключено, появятся новые противоречия по линии Восток - Запад, трансформированные во многом, к сожалению, в проблему отношений Россия - западное сообщество.

Как бы ни представлялось соблазнительным и желанным некоторым горячим головам по обе стороны Атлантики существование без России или управление ею как колонией, это вряд ли осуществимо. Век антагонистического идейного противостояния остался позади и мировое сообщество в целом понимает значимость России как геополитического и экономического игрока на цивилизационной арене, проявляя при этом заинтересованность в ней по следующим основным направлениям:

в качестве оппонента (конкурента, противника), прежде всего в сфере стратегического оружия. Геополитическая конкуренция со стороны России, особенно в сфере экономики, пока не воспринимается серьезно;

как к источнику природно-сырьевых ресурсов, хотя роль России после распада СССР с этой точки зрения ощутимо сократилась;

в качестве потенциального партнера по поддержанию регионального и глобального равновесия, в том числе как элемента миротворческих (стабилизирующих) сил;

как все еще значимый, а в ряде случаев решающий аргумент, который неплохо от случая к случаю демонстрировать перед партнерами (оппонентами), собственной общественностью и т. д.;

как важный инфраструктурный мост (транзитный коридор);

в качестве «полосы геополитической безопасности», амортизатора по отношению к зонам нестабильности и глобальной «непримиримой оппозиции».

Все это, по мнению некоторых аналитиков, при достаточном желании можно отнести к угрозам для России (даже экономическое сотрудничество и зарубежное инвестирование, действительно, в определенных обстоятельствах могут являться инструментом подчинения России, ее геополитического «умерщвления»). Однако при выверенном подходе представляется возможным даже конфронтационные элементы взаимодействия с окружающим миром использовать в интересах России, получая определенные дивиденды, подталкивая мир к изменению восприятия России и к направленной трансформации (в интересах России) существующего миропорядка.

Анализ складывающейся вокруг России ситуации показывает, что возникающие сегодня перед ней вызовы основываются на прежних сверхдержавных «комплексах» (например, это относится к военно-политической сфере), т. е. появление «вызова» в большинстве случаев зависит от нашей готовности рассматривать ту или иную проблему в качестве такового, ответить на него, быть на него спровоцированным. С одной стороны, вызовы без соответствующего ответа на них мешают России вписываться в мировое сообщество, с другой - именно по мере этого вписывания многие из вызовов могут перестать к ним относиться. По крайней мере (и это действительно очень важно) они не перерастут в реальные угрозы безопасности нашего государства.

Значительный прогресс, достигнутый в XX веке во всех сферах общественной жизни, существенно обострил проблемы цивилизации, влиянию которых подвержена и Россия. В первую очередь это относится к проблемам, связанным с главными ресурсами развития человечества - продуктами питания, чистой водой и воздухом. В прошедшие эпохи дефицит этих ресурсов в отдельных странах и у групп населения объяснялся в основном социальными причинами, однако в XX веке земная цивилизация, все более интенсивно воздействующая на природу, вплотную подошла к рубежу элементарного физического истощения своего потенциала. В этих условиях конфликтогенные факторы для Российской Федерации связываются в первую очередь с ресурсным обеспечением экономического развития. Это обусловлено обострением ряда общемировых тенденций, вызванных прежде всего послевоенным бурным ростом численности населения на планете (1900 год - 1,6 млрд чел., 1990 год - 5 млрд чел., 2000 год - 6,5 млрд чел., прогноз на 2020 год - 8-8,5 млрд чел.) и неконтролируемой интенсификацией его производственной деятельности (за последние 25-30 лет «переработано» сырья больше, чем за всю предшествующую историю). В этой связи задача разумного расходования жизненных ресурсов, как мы видим, имеет глобальный характер и предполагает решение группы проблем, связанных с антропогенным воздействием на поверхность и климат Земли, в числе которых обычно называют деградацию почв, нехватку чистой воды, уменьшение площади лесов, глобальное потепление и др. Все эти проблемы имеют самое прямое отношение к России и без ее участия вряд ли могут быть полностью решены.

Для более полного понимания и выработки путей устранения существующих и потенциальных угроз, стоящих перед Российской Федерацией, необходимо, по нашему мнению, их систематизировать и разработать определенный механизм оценки. При этом следует, во-первых, существенно сократить само количество вызовов, тщательно их отфильтровав и выяснив, что действительно является вызовом, а что не подходит под это определение, поскольку требует минимальных усилий для нейтрализации (реагирования), например, путем демонстрации флага, дипломатического маневра, отдельных демонстративных шагов или даже бездействия в условиях формирующегося миропорядка.

Во-вторых, среди уже выявленных вызовов выделить те, ответы на которые можно отложить, поскольку они не являются вызовами для России именно в данный конкретный исторический момент.

В-третьих, если вызов действительно является актуальным для России в данный момент, на него необходимо практически отреагировать, предварительно оценив ситуацию в координатной системе «цели и задачи - реальные возможности страны». Это позволит найти наиболее оптимальные и эффективные ответы, меры и средства, ограниченные по стоимости, минимизированные по возможным негативным политическим последствиям и учитывающие как близкую, так и более отдаленную перспективу. Заметим, что ответы на вызовы, парирование угроз невозможны без осознания, насколько они действительно реальны, а не являются тиражированием и экстраполяцией ранее общепринятых шаблонов, характерных для биполярного мира.

В принципе задача России состоит в том, чтобы, находясь в нынешнем положении государства второго геополитического ранга (сверхдержавой Россия является только в плане своей ядерной мощи), не затеряться в этой «второй лиге» мировой геополитики и выбраться в высший эшелон. А поскольку в рамках совокупной мощи уже далеко не все определяется наличием только военной мощи (тем более традиционной военной мощи, сводимой к примитивным количественным подсчетам), то для России ее «путь наверх» может состояться только действительно через серьезный инновационный прорыв. Возможно, главный вызов для нашей страны - не со стороны ее геополитических оппонентов, а вызов времени, вызов самой себе. Без серьезной, глубинной трансформации психологии российского общества, без надежного идеологического оснащения, учитывающего как особенности российского менталитета, так и требования современного развития, Россия так и останется «выздоравливающим» членом международного клуба, продолжит подвергаться всякого рода дискриминации и вряд ли сможет занять подобающее ей место в структурах нового мироустройства.

При этом необходимо понимать, что достижения на внешнем фронте так и останутся малозначимым фактором, если Россия не предстанет перед мировым сообществом в качестве экономически сильного, мощного в военном отношении, идеологически оснащенного, ответственного, обладающего чувством собственного достоинства и покончившего с некомпетентным экспериментаторством субъекта международных отношений.

Таким образом, популярный в России в некоторых кругах тезис «нам никто не угрожает» - красив в теории. Вспомним, сколько раз «объективное» течение истории выходило из-под контроля людей. Сегодня, когда на карту ставится благополучие развитых стран мира и фантастические прибыли, а тем более завтра, когда речь пойдет просто о выживании в условиях истощения ресурсов, «несправедливо», как считают многие на Западе, распределенных природой между государствами, слабость России может послужить для ее соперников опасным провоцирующим фактором. России нужно быть готовой ко всему и не искушать другие державы своей немощью во имя сохранения «мира во всем мире». Исходя из этого она должна обладать такой экономической, политической и, в конце концов, военной мощью, которая была бы достаточной для противодействия возможным угрозам ее безопасности.

Как ответит Россия на вызовы переходного миропорядка? М.: ИНБСИ, 2004;

Тренин Д. Войны XXI века. М., 2005.

Питерс P. Constant Conflict by Ralph Peters. Parameters. 2005. Summer.

Шмидт. США должны нести особую ответственность за свои действия // Независимая газета. 2007, октябрь.

Мир вокруг России: 2017. М.: СВОП, 2007.

Захаров В.М. Стратегическая стабильность. М.: РИСИ, 2001.


1. Необходимость в новом качестве образования Правительство РФ «делает ставку» на инновационный вектор развития страны. Эта ставка «может быть оправданной» при условии роста эффективности сферы развития человеческого и социального потенциала, основу которой составляет сфера образования. В этой связи, образование начинает рассматриваться не как затратная отрасль, а как сфера для стратегических инвестиций. Для того чтобы такой подход к образованию стал реальностью, необходимо создать адекватную для инвестиционного подхода систему оценки качеством образования.


2. Понятие качества образования Смысл понятия «качество образования» определяется в контексте используемых представлений об устройстве сферы образования. Образование имеет тройственную природу. Один аспект представлений об образовании связан с институциональными формами организации практики образования; другой – со средствами образовательной деятельности и, наконец, третий аспект представлений об образовании связан с личными достижениями учащегося (рис.1).


Качество образования – это особое знание, включающее в себя: описание условий, позволяющее отобразить уровень конкурентоспособности используемых институциональных форм организации практики образования; описание образовательных программ, позволяющее отобразить уровень эффективности используемых средств образовательной деятельности; описание образовательных результатов, позволяющее отобразить уровень востребованности личных достижений ученика.


Качество образования существует в пространстве рефлексии процессов измерения и оценки состояния практики образования. Качество образования в пространстве рефлексии как особое знание «возникает в момент производства» содержательных суждений про уровень: конкурентоспособности используемых институциональных форм организации практики образования; эффективности используемых средств образовательной деятельности; востребованности личных достижений ученика. Посредством таких описаний качество образования не просто оценивается внутри образовательной отрасли, а приобретает статус социально значимого понятия, влияющего на становление человеческого и социального потенциала территории.




Концептуальной основой системы оценивания качества образования на школьном уровне является то, что обеспечение качества образования достигается при помощи сети процессов, которые должны подвергаться анализу и постоянному улучшению со стороны школьных управленцев различного уровня в зоне их конкретной юрисдикции и ответственности. Это приводит к необходимости составления карты процессов ОУ.



4. Положение о качестве образования (обобщенный вариант) Раздел 1. Политика образовательного учреждения в области качества образования Целью политики образовательного учреждения в области качества образования является создание и реализация оптимальной в имеющихся условиях образовательной программы, приводящей к достижению результатов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и образовательными запросами общественности. В основе системы оценивания образовательных результатов лежит принцип понимающего продуктивного действия (принцип ППД). Принцип ППД как принцип оценивания обозначается следующим образом: «Оценивание ориентировано на фиксацию успеха каждого отдельного учащегося. Успехом является любое относительное достижение (продвижение) учащегося в учебных действиях и вне учебных занятий, которые он осознанно понимает, внутренне принимает и целенаправленно делает».


Раздел 2. Оценка качества образования Оценка качества образования включает в себя: оценку качества организационной культуры; оценку качества образовательных результатов. Оценка качества организационной культуры Состояние организационной культуры ОУ проявляется в том, какие процессы используются в управлении и как за их счет удается обеспечить оптимальное соответствие между содержанием образовательной программы ОУ и имеющимися условиями. Оценивание состояния организационной культуры в ОУ осуществляется через оценивание следующих процессов:


1) обеспечение функциональных результатов обучения и воспитания в образовательном учреждении; 2) воспроизводство профессионализма педагогических работников в образовательном учреждении; 3) оптимизация состава педагогических позиций в образовательном учреждении; 4) компетентное руководство; 5) позиционирование образовательного учреждения; 6) организация рациональной кооперации во внутришкольном разделении труда; 7) организация инновационных изменений в образовательном учреждении. В процедурах оценки качества организационной культуры используется 21 критерий – по три для каждого из обозначенных процессов.


Обеспечение функциональных результатов обучения и воспитания в образовательном учреждении определяется по показателю «уровень функциональной грамотности учащихся». Критерии: использование предметных понятий как средства в осуществлении проектных и исследовательских видов деятельности; использование ключевых компетентностей как средства для адаптации к различным средствам обучения и переходу из одной ступени школы в другую; использование опыта осуществления социально значимой деятельности для встраивания в общественную жизнь.


Воспроизводство профессионализма педагогических работников в образовательном учреждении определяется по показателю «уровень представленности и распространения современных норм педагогического труда в образовательном учреждении». Критерии: использование цифровых ресурсов в оформлении и обмене опытом; использование рефлексивных форм анализа собственной деятельности; использование синергетических форм в методической деятельности.


Оптимизация состава педагогических позиций в образовательном учреждении определяется по показателю «уровень соответствия положений о должностных обязанностях педагогических работников содержанию образовательной программы». Критерии: использование содержания образовательной программы для разработки и оформления требований к количественному составу штатного расписания образовательного учреждения; использование содержания образовательной программы для разработки и оформления требований к результатам деятельности штатных сотрудников образовательного учреждения; использование содержания образовательной программы для разработки и оформления требований к правам и обязанностям штатных сотрудников образовательного учреждения.


Компетентное руководство определяется по показателю «уровень формализуемости отношений руководителя и подчиненного». Критерии: использование процедур задания для регулирования иерархических отношений в образовательном учреждении»; использование процедур заказа для регулирования конкурсных отношений в образовательном учреждении»; использование процедур конфликтного права для разрешения противоречий в отношениях руководителя и подчиненного.


Позиционирование образовательного учреждения определяется по показателю «уровень привлечения в образовательное учреждение дополнительных ресурсов». Критерии: использование целевых программ, грантовых конкурсов, инновационных проектов для привлечения финансовых средств; использование публичных докладов директора для формирования в социальном окружении позитивного имиджа; использование сетевых форм взаимодействия в рамках общего и профессионального образования с корпоративными структурами для совместной инвестиционной деятельности.


Организация рациональной кооперации во внутришкольном разделении труда определяется по показателю «уровень обмена результатами деятельности во внутришкольном разделении труда». Критерии: использование информационно-коммуникативных технологий для взаимодействия в образовательном учреждении; использование открытых форматов представления результатов деятельности педагогических работников образовательного учреждения; использование совместных форм среднесрочного и долгосрочного планирования.


Организация инновационных изменений в образовательном учреждении определяется по показателю «уровень использования современных организационно- управленческих механизмов, обеспечивающих становление современной практики образования». Критерии: использование программно-проектных форм для осуществления необходимых изменений в деятельности образовательного учреждения; использование нормативно-правовой базы для легитимизации осуществляемых изменений в деятельности образовательного учреждения; использование современных финансово-экономических инструментов для обеспечения необходимых изменений в деятельности образовательного учреждения.


Для каждого из приведенных показателей выделяются шесть уровней оценки (Табл.3). Каждому из уровней устанавливается балльный эквивалент (6 уровень – 6 баллов, 1 уровень – 1 балл). Общий диапазон баллов по каждому критерию: 3 – 18 баллов. Табл. 3. Уровни оценки показателей Уровень 6ОтличноЭталон организационной культуры Уровень 5Очень хорошоЯвные сильные стороны в представлении норм организационной культуры Уровень 4ХорошоСильные стороны в важных областях организационной культуры при наличии аспектов, требующих улучшения Уровень 3Удовлетворите льно Сильные стороны организационной культуры немного перевешивают слабые стороны Уровень 2СлабоСлабые стороны в важных областях организационной культуры Уровень 1Неудовлетвори тельно Явные слабые стороны организационной культуры


Вводятся следующие характеристики уровней оценки организационной культуры: оценка отлично характеризует норму, которая является эталоном организационной культуры, оценка отлично представляет собой выдающийся стандарт нормы; оценка очень хорошо характеризует норму, которая обладает ключевыми преимуществами; существует лишь несколько направлений улучшения, и ни одно из них не снижает существенно уровень нормы; оценка хорошо применяется к норме, которая характеризуется важными преимуществами (уровень оценки несколько снижен по аспектам, которые требуют улучшения);


Оценка удовлетворительно применяется к норме, если она характеризуется преимуществами, которые едва перевешивают недостатки; оценка слабо применяется к норме, если она характеризуется несколькими преимуществами при наличии существенных недостатков; оценка слабо может быть получена, если имеются некоторые преимущества, однако существенные недостатки либо по отдельности, либо совместно достаточно серьезны; оценка неудовлетворительно применяется, когда в норме имеются существенные недостатки, требующие немедленного принятия корректирующих мер.


Оценка качества образовательных результатов Система оценивания образовательных результатов основана на установлении соответствия фактических значений уровня подготовки учащихся требованиям гражданского заказа. Гражданский заказ обеспечивает оптимальное соответствие между содержанием образовательной программы, образовательными потребностями родительской общественности и требованиями государственного образовательного стандарта. Гражданский заказ содержит следующие типы образовательных результатов: академические знания; компетентности; здоровье и безопасность; духовно-нравственные ценности.


Академические знания понимаются как совокупность понятий, представлений и способов, позволяющих ученику ориентироваться в культуре. Компетентности понимаются как порождённые («выращенные», становящиеся) способности и умения, дающие возможность человеку самоопределяться в социальных стратах, эффективно мыслить и действовать. Ключевые компетентности: теоретическое мышление как способность к особым типам обобщения и рефлексии, умение действовать в неопределённой ситуации, ставить цели и задачи; инновационность как умение предлагать и реализовывать свои идеи и собственные образовательные траектории, строить и удерживать индивидуальную позицию; коммуникативность как способность к понимающему взаимодействию и умение работать с информацией, умение работать в команде.


Здоровье и безопасность понимаются как развитие физических возможностей учащихся осваивать мир и включаться в современную социальную действительность, использовать личностные ресурсы. Духовно-нравственные ценности понимаются как основа «человека быть человеком», они определяют поведение и поступки учащихся, обеспечивают становление у него позитивной социальной идентичности. Обозначенные типы образовательных результатов, а также виды деятельности по их достижению регламентированы Основной образовательной программой ОУ. Эта программа состоит их четырех образовательных программ.


Первая образовательная программа Основной образовательной программы является учебной программой и состоит из программ учебных предметов. Она занимает 70% учебного времени и 30% внеучебного времени на самостоятельную работу и выполнение домашнего задания. Эта программа является формой и регламентом учебной деятельности, которая в основном протекает в форме уроков и занятий. Основные образовательные результаты: системные совокупности предметных понятий – академические знания; система основных учебных действий; умение работать самостоятельно в группе, в том числе самостоятельно выполнять домашнее задание; умение работать с текстами и другими знаковыми системами; умение решать неопределенные задачи.


Вторая образовательная программа Основной образовательной программы называется «Социальное творчество и мастерство». Содержанием этой программы является образовательное конструирование, а формой реализации – мастерские или студии. Эта программа занимает 20% учебного времени и 30% внеучебного времени учащегося. Общая направленность этой образовательной программы состоит в создании учащимся такого продукта, в котором бы отражались перечисленные в программе мастерской или студии компетентности. Основные образовательные результаты: созданный продукт, в котором отражены компетентности, заявленные в программе мастерской или студии; способы событийной организации и проведения общего конкурса по оцениванию продуктов деятельности мастерских или студий; способы предъявления авторами своего продукта на конкурсе для внешней оценки.


Третья образовательная программа Основной образовательной программы называется «Социальная зрелость и гражданственность». Содержанием этой программы является опыт социально значимой деятельности, а формой реализации – социальные проекты. Общая направленность этой образовательной программы состоит в обеспечении включенности социальных проектов учащихся в конкурсные программы за пределами школы. Основные образовательные результаты: служение, понимаемое как добровольное участие в социально- значимых проектах; социальный опыт, оформляемый в совместных рефлексивных процедурах.


Четвёртая образовательная программа Основной образовательной программы называется «Духовно - нравственное и физическое воспитание». Содержанием этой программы является освоение учащимися культурных норм и ценностей, отражающих нравственность и духовность, безопасность и физическое совершенство, а формой реализации – события. Эта программа занимает 10% учебного и 20% внеучебного времени. Образовательные результаты учителей и учащихся в этой программе неразличимы.


Процедуры оценки качества образовательных результатов включают в себя следующие этапы: 1. В начале учебного года администрация образовательного учреждения совместно с педагогическим коллективом и Управляющим Советом проводят открытую проектную сессию. В рамках этой сессии ставятся конкретные цели по обеспечению качества образовательных результатов и разрабатываются: индикаторы оценивания; процедуры и шкала оценивания; способы достижения возможного уровня индивидуальных достижений; «шаги по реализации» достижений. Для различных групп учащихся (в идеале для каждого учащегося) совместно учителями и представителями Управляющего Совета по каждому из индикаторов обозначается конкретная цель, на которую он должен ориентироваться в течение «шага по реализации».


2. В конце «шага по реализации» проводится открытая рефлексивная сессия, на которой осуществляется «сверка» заявленных целей и достигнутых результатов. Соотносится разница между ними по шкале оценивания. 3. Эффективность обучения (Э) оценивается на основании фактических количественных оценок индикаторов в процентах по следующей формуле: где: n - количество индикаторов; x i - планируемое значение i-го индикатора; x фактi - фактическая количественная оценка i-го индикатора.


Раздел 3. Информирование о состоянии качества образования Полученные данные об обеспечении качества образования предъявляются общественности публично и на сайте образовательного учреждения. По итогам организуются публичные обсуждения, вырабатываются совместные предложения. Организуется особая форма предъявления полученных результатов общественности – «Открытая переговорная площадка».

9.1. Новые вызовы для глобальной цивилизации в XXI веке

Наступивший век породил новые, неожиданные угрозы и вы зовыдля глобальной цивилизации. Это депопуляция; энергети ческий кризис и экологическая катастрофа; углубление техно логического и экологического разрыва между цивилизациями и странами в результате внедрения неолиберальной модели глобализации; моральная и культурная деградация людей; устранение цивилизационного разнообразия либо крупномас штабное столкновение цивилизаций, которое может закончить ся гибелью человечества, действительным концом истории. Ответы на эти глобальные вызовы должны будут найти поколе ния XXI века. Рассмотрим суть этих проблем и их возможные решения.

1. Депопуляция. Угрозой человечеству во второй половине XX века был демографический взрыв: всего за полвека числен ность населения планеты выросла в 2,4 раза, что стало причиной перенаселения и резкого увеличения нагрузки на окружающую среду во многих странах, особенно развивающихся. В первой по ловине XXI века перенаселение уже не будет представлять такой опасности для землян: население планеты вырастет по среднему варианту прогноза ООН к 2050 году в 1,5 раза (до 9,1 млрд чело век). Угроза перенаселения сохранится лишь для африканской, индийской, мусульманской и латиноамериканской цивилизаций, хотя и там темпы прироста населения замедлятся. Но на гори зонте возникла новая, более страшная угроза, которую не пред видели ни Мальтус, ни его многочисленные последователи:вы зов депопуляции. К середине столетия, по среднему варианту прогноза ООН, ею будет охвачено 62 страны, в том числе госу дарства западноевропейской, японской, восточноевропейской, евразийской, а затем и китайской цивилизаций. Если эта тенден ция сохранится, то к концу XXI века рост населения планеты прекратится, а к середине XXII века его численность вернется к нынешнему уровню в 6 млрд человек. В более отдаленной пер спективе это может закончиться вырождением и вымиранием че ловечества -демографической катастрофой, не менее страшной, чем глобальная экологическая катастрофа.

Но дело не только в количестве, но и в качестве населения планеты. При сокращении рождаемости и увеличении средней продолжительности жизни неизбежно произойдет старение насе ления. Возрастет число престарелых людей, требующих под держки общества, сократится количество трудоспособных и ин новационно активных граждан. Изменится цивилизационный

и расовый состав населения: значительно увеличится доля циви лизаций Азии, Африки, Латинской Америки, сократится доля Европы и Северной Америки, особенно белой расы. Усилятся миграционные потоки с востока и юга на север и запад, большин ство локальных цивилизаций приобретет смешанный характер, что усилит межцивилизационные и внутрицивилизационные противоречия.

Глобальная цивилизация может ответить на этот популяци онный вызов (с которым она и прежде сталкивалась в фазах за ката цивилизаций) тем, что сумеет выработать и последователь но реализовать активную дифференцированную демографиче скую политику, основами которой станут сдерживание рождае мости в перенаселенных цивилизациях и ее поощрение в странах

и цивилизациях, пораженных депопуляцией. Немалую роль

в преодолении депопуляции способны сыграть религии и обще ственная мораль, движение глобального гражданского общества

в поддержку инстинкта продолжения рода, ответственности за бу дущие поколения. В этом случае возможно переломить опасную тенденцию депопуляции, сохранить к концу XXI столетия и на дальнейшую перспективу умеренные темпы роста численности и инновационную активность землян.

2. Энергетический кризис и ухудшение климата Земли. Этот вызов все более отчетливо просматривается в начале XXI столе тия. Объемы потребления энергии неуклонно возрастают, но большая ее часть по прежнему производится из ископаемого топлива. Его запасы быстро истощаются, оно стремительно доро жает и усиленно загрязняет окружающую среду, вызывая небла гоприятные изменения климата. Растет число природно эколо гических катастроф. Человечество уже достигло нового энерге тического и экологического порога, и ни одна цивилизация, ни одна страна не останется в стороне от этих перемен. Энергоэко логический императив становится жизненно важной проблемой выживания глобальной цивилизации.

Стратегия устойчивого развития, принятая в Рио де Жа нейро в 1992 году и подтвержденная в Йоханнесбурге в 2002 году,

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Будущее цивилизаций

уже недостаточна для того, чтобы дать достойный ответ на этот вызов. Потребуется выработка долгосрочной - по крайней мере до середины века - глобальной энергоэкологической страте гии, ориентированной на замену большей части ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии (в том числе водородом и топливными элементами); на резкое сокращение теплового загрязнения планеты; на создание глобальной системы экомониторинга, прогнозирования природных и экологических катастроф. Это позволит к концу века кардинально изменить структуру мирового энергобаланса. Один из сценариев такого изменения был предложен главам ведущих стран мира Междуна родным энергетическим агентством на саммите в Йоханнесбурге

в 2002 году. Принятые в США, Европейском союзе, Японии на циональные водородные программы, идущие в этом направлении работы в России, Китае и в других странах показывают реаль ность такого пути. На саммите «Большой восьмерки» в июле 2006 года в Санкт Петербурге будут очерчены конкретные пути международного сотрудничества в этой области, контуры гло бальной энергетической безопасности.

3. Поляризация технологического и экономического уровня развития стран и цивилизаций, расширение пропасти между богатым меньшинством и бедным большинством населения планеты. Промышленная революция, колониальная система, увеличение разрыва в уровне технологического развития и дохо дов стран и цивилизаций в XIX–XX веках, развертывающийся

в начале XXI столетия технологический переворот, связанный с освоением и распространением шестого технологического ук лада, ориентированная на свое корыстное использование ТНК глобализация - все это усиливает такую поляризацию, раскалы вает глобальную цивилизацию на две неравные части: несколько богатых и множество бедных стран. С одной стороны, процессы глобализации стягивают мировую экономику и технологию в це лостную систему; с другой - достигший опасного уровня разрыв между отдельными ее частями, живущими как бы в разных эпо хах, грозит взорвать эту систему, усиливает угрозу глобального социального конфликта.

Примеры Китая, Индии, Бразилии, новых индустриальных государств Азии показывают, что отсталость и бедность могут быть преодолены в течение жизни одного поколения путем ин новационного прорыва. Но далеко не во всех странах такой про рыв возможен.

Глава 9. Глобальная цивилизация: новые вызовы

Актуальная задача XXI столетия - выработка глобаль ной инновационно технологической и экономической страте гии, которая позволила бы объединить ресурсы более богатых, технологически развитых государств для поддержки ныне от стающих. Развитые страны в собственных же интересах должны помочь развивающимся: подтянуть их экономический и техноло гический уровень до общемирового; организовать трансфер к ним передовых технологий и обучение кадров; способствовать сокра щению чрезмерного разрыва между богатыми и бедными слоями населения; создать миллионы рабочих мест, чем уменьшить стремление местного населения эмигрировать в богатые государ ства.

4. Угроза столкновения цивилизаций и терроризма. В пер вой половине XXI столетия на передний план выходят угрозы терроризма и столкновения цивилизаций. Локальные конфлик ты и террористические акты все чаще становятся локальными

и точечными формами столкновения цивилизаций. Попытки ликвидировать их методами насилия, путем создания антитерро ристических коалиций, установления диктата одной сверхдержа вы не дают существенных результатов. Страны замирают в стра хе, люди теряют ощущение безопасности. Нужно бороться не с последствиями, а с причинами: с бедностью, пренебрежением национальными и цивилизационными интересами. Будущее за многополярным миром, основанным на диалоге, сотрудничестве

и партнерстве равноправных, хотя и неравных в технологичес ком, экономическом и военном отношении цивилизаций.

9 ноября 2001 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Глобальную повестку дня для диалога между цивилизациями. Новой инициативой в этой сфере стало недавнее предложение Испании и Турции, поддержанное Россией и другими странами, создать альянс цивилизаций. Кроме того, на IV Международной Кондратьевской конференции в Москве была утверждена Кон цепция обеспечения глобального устойчивого развития и реше ния глобальных проблем на основе диалога и партнерства циви лизаций. Переход от противостояния цивилизаций к их диалогу

и партнерству - важнейшее условие сохранения и развития гло бальной цивилизации; при крупномасштабном столкновении ее дни могут быть сочтены.

5. Деградация социокультурного строя и угроза цивилиза ционному разнообразию. Основа выживания и прогресса любой системы - как природной, так и социальной - разнообразие

  • Размер: 1.7 Mегабайта
  • Количество слайдов: 11

Описание презентации Обществознание, 10 класс. Угрозы и вызовы XXI века по слайдам

1. Ядерная угроза. 2. Международная безопасность и суверенитет. 3. Колонизация для контроля н ад природными ресурсами. 4. Техногенные и экономические угрозы. 5. Угроза экологии. 6. Новые болезни и эпидемии. 7. Повторение (схемы). 8. Домашнее задание. План урока

1. Ядерная угроза. Наращивание ядерного потенциала некоторыми странами. Несмотря на распад СССР и военное ослабление России в 90 -е гг. , США все эти годы наращивали ядерный потенциал. Общемировые военные затраты составляют около 1 трлн. $ в год, из них более половины – 600 млрд. $ – приходится на США (для сравнения, военный бюджет России в 2009 г. – 50 млрд. $). Вызывает тревогу рост расходов на вооружение беднейших стран мира: Конго, Руанда, Судан, Ботсвана, Уганда удвоили свой военный бюджет с 1985 по 2000 гг. Появление новых глобальных противоречий между ядерными странами (противостояние между США и исламским миром; конкуренция между США и Китаем за глобальное лидерство; ухудшение отношений между Россией и НАТО, продвижение НАТО на восток, при-знание Россией Абхазии и Южной Осетии).

Угроза локального ядерного конфликта, который может иметь глобальные последствия. Сегодня число стран, обладающих ядерным оружием, постоянно увеличива-ется. Постоянные конфликты между Индией и Пакистаном создают угрозу применения ядерного оружия этими государствами. Израиль, обладающий ядерным оружием, вполне способен его применить в одном из очередных кон-фликтов со своими арабскими соседями. Есть данные, что атомные военные программы ведутся в Иране и КНДР. Отсутствие системы нераспрос-транения ядерного оружия. Договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный в 1967 г. первыми ядерными державами – США, СССР и Великобританией, – оказался неэффективен. США создавая систему ПРО (противоракетной обороны), факти-чески снимают с себя ответственность за распространение ядерного оружия.

Разрушается вся система между-народного права: некоторые страны пытаются заменить собой между-народные институты, присвоив себе право самостоятельно опре-делять, где необходимо внешнее вмешательство для поддержания международной безопасности. ООН находится в глубоком кризисе, неспособна помогать в решении серьезных конфликтов. В этих условиях США и ряд стран Западной Европы начали самосто-ятельно решать, где может исполь-зоваться их право на нарушение национального суверенитета (Юго-славия, Сербия, Афганистан, Ирак). В этой же плоскости лежит и следующая угроза 2. Международная безопасность и суверенитет.

Человечество будет жить под постоянной угрозой нехватки энергоресурсов (нефть, газ) и пресной воды. Это стратегические ресурсы современного общества. Вот почему на Западе поднимается тема несправедливого (на их взгляд) распределения этих ресурсов (дескать, демократическим странам досталось мало ресурсов, а основные залежи углеводородов оказались в руках якобы недемократических режимов). Для обеспечения «справедливого» распределения ресурсов нужно нарушить суверенитет ряда стран над их полезными ископаемыми. России повезло с природными ресурса-ми: её доля в мировых запасах нефти составляет 10 -12%, газа – 32%, железа – 30%, леса – 22%, пресной воды – 20%. 3. Колонизация для контроля над ресурсами.

Аварии на атомных и гидро- электростанциях, взрывы на химических предприятиях. Зависимость человека от машин и технологий (аварии в электросетях способны парализовать жизнь десятков млн. чел. ; современный человек уже не может представить себе жизнь без компьютера, телевизора, мобильного телефона, Интернета, международных платежных систем, сбои в работе которых могут привести к глобальной электронной катастрофе); Проблемы в экономике крупных стран могут вызвать всемирный экономический кризис (обвал доллара США моментально приведет к финансо-вому краху многих стран, где доллар играет роль резервной валюты; сбой в системе газоснабжения из России обрушит экономику Европы и т. д.). 4. Техногенные и экономические угрозы.

Об экологическом кризисе мы говорили в рамках темы «Глобаль-ные проблемы» . Остановимся еще на двух аспектах этой проблемы. Правительства некоторых стран в интересах быстрого экономичес-кого роста жертвую экологией. Например, Китай, превратившись в «Мировой завод» , вот уже несколько лет впечатляет весь мир высокими темпами экономического роста; но платой за это является резкое ухудшение экологии. Попытки бороться коллективно с экологическими проблемами пока не дают успеха. Киотский протокол (ограничивающий выбросы в атмосферу вредных веществ), к которому присоединились многие страны, в т. ч. и Россия, не действует в полной мере из-за отказа США входить в эту систему. 5. Угроза экологии. смок над Шанхаем

Ухудшение экологии, ослабле-ние иммунитета людей, экспери-менты в генетике создают угрозу новых вирусов и болезней. Человечество уже столкнулось с заболеваниями, распространившимися по всему миру в последние годы: ВИЧ, атипичная пневмония (SARS) , «птичий грипп» (H 5 N 1) , «свиной грипп» (H 1 N 1) и др. Эти вирусы унесли жизни очень многих людей, но пока еще не вызвали пандемии, т. е. такого распространения болезни, когда в очаге поражения сразу окажутся миллионы людей. Но это может произойти в любой момент. Причем, в отличии от эпидемий чумы, оспы или холеры, распространение болезни нельзя будет локализовать в нескольких странах. За несколько часов вирус будет перевезен за океан на самолете. С вирусами бороться очень сложно, т. к. они постоянно мутируют. 5. Новые болезни и эпидемии.

П о в т о р и м: Угрозы и вызовы XXI века Ядерная угроза Разрушение сис-темы международ-ного права Колонизация для контроля над природными ресурсами. Наращивание ядер — ного потенциала некоторыми странами Угроза локального ядерного конфликта который может иметь глобальные последствия. Появление новых глобальных проти — воречий между ядерными странами Аварии на атомных и гидро- электростанциях, взрывы на химических предприятиях Зависимость человека от машин и технологий Проблемы в экономике крупных стран могут вызвать всемирный экономический кризис Отсутствие сис — темы нераспрос-транения ядерного оружия Техногенные и экономические угрозы Угроза экологии Новые болезни и эпидемии и другие

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама