THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сюжетом этой романтической поэмы послужила легенда о падшем ангеле, когда-то входившем в свиту Бога, но затем возроптавшем на Него за то, что Бог будто бы несправедлив и допускает зло. Отпав от Бога, ангел стал демоном, слугой Сатаны, и ополчился на Бога якобы из любви к человечеству и с расчетом на то, что люди покинут Бога. Но посеянное демоном зло не принесло плодов добра. Оно так и осталось злом, не исправив человечество, а породив еще больше грешников. И тогда демон разочаровался в Сатане. Ему надоело делать зло, и он решил помириться с Богом, снова припасть к Его милости.

Лермонтов написал поэму о том, что случилось после бегства ангела от Бога и после разочарования демона в Сатане. Вопрос, который был поставлен Лермонтовым, звучал примерно так: возможно ли искупление грехов, возвращение в лоно Бога, если демон не собирается отказываться от своих прежних убеждений? Может ли примириться с Богом тот, кто остался индивидуалистом? Может ли падший ангел, вновь ищущий согласия с Богом, творить добро?

Поэма «Демон» создавалась Лермонтовым в течение 10 лет. Ее окончательная редакция сложилась в 1839 году. При жизни Лермонтова поэма не была опубликована и впервые появилась за границей.

Образ Демона . Главный герой поэмы - Демон, образ, олицетворяющий злое начало, которое доходит до всеобщего отрицания мира. Демон не просто скептик. Он страдает от ощущения бессмысленности бытия, и это придает ему мрачное обаяние. Демон вершит единоличный суд над миром. Он мстит обществу, человечеству и - Творцу. Лермонтовский Демон связан с европейской поэтической традицией. В конечном итоге этот образ восходит к ветхозаветному пророчеству о гибели Вавилона, в котором говорится о падшем ангеле, восставшем против Бога.

Демон Лермонтова не враждует с Богом, он хочет достичь гармонии, вновь почувствовать ценность добра и красоты («Хочу я с Богом помириться,/Хочу любить, хочу молиться,/Хочу я веровать добру») через любовь к земной женщине. Читатель застает Демона в роковой, переломный момент его судьбы. Демон вспоминает о прежней гармонии с миром, «когда он верил и любил». Горькая ирония судьбы состоит в том, что, думая отомстить Богу и миру, Демон поставил себя вне нравственных ценностей и отомстил себе. Индивидуалистическая позиция оказалась бесплодной и обрекла Демона на безнадежное одиночество.

Демон пресытился всем - и злом, и добром. Божий мир, к которому он стремится, также не вызывает в нем энтузиазма:

    Гордый дух
    Презрительным окинул оком
    Творенья Бога своего,
    И на челе его высоком
    Не отразилось ничего.

Без всякого очарования Демон смотрит на «роскошную Грузию», картина которой ничего, кроме «зависти холодной», не вызывает «в груди изгнанника бесплодной...».

Демона не удовлетворяет ни отпадение от земной и мировой жизни, ни приятие творения Бога. Он хотел бы сохранить презрение и ненависть к земному миру и одновременно пережить блаженство слияния с мировым целым. Это невозможно. И рай, и земля живут по своим законам, не нуждаясь в Демоне. И тут его внезапно поражает своей красотой Тамара. Она напоминает Демону «лучшие дни», и в нем оживает «святыня любви, добра и красоты!..». Через любовь к Тамаре, надеется Демон, он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии.

Чтобы Тамара досталась только ему, «лукавый Демон» возмущает жениха Тамары «коварною мечтою» и способствует его гибели. Однако остается память Тамары о женихе, остается ее горе. Демон стремится уничтожить и их. Он предлагает Тамаре свою любовь, смущая ее душу сомнением в необходимости хранить верность и память о возлюбленном:

    Он далеко, он не узнает,
    Не оценит тоски твоей...

Вторгаясь в жизнь Тамары, Демон разрушает мир патриархальной цельности, а сама любовь к Тамаре исполнена эгоизма: она нужна Демону для собственного возрождения и возвращения утраченной гармонии с миром. Цена этой гармонии - неизбежная и неотвратимая смерть Тамары. Покинув мирскую жизнь, она становится монахиней, но смятение не оставляет ее. Сомнение касается и Демона:

    И была минута,
    Когда казался он готов
    Оставить умысел жестокий.

Однако раздавшиеся звуки песни, в которой Демон вновь услышал желаемое им мировое согласие («И эта песнь была нежна./Как будто для земли она/Была на небе сложена!»), разрешают его сомнения: былое ощущение гармонии оказывается столь могучим, что снова овладевает Демоном, но теперь уже бесповоротно:

    И входит он, любить готовый,
    С душой, открытой для добра,
    И мыслит он, что жизни новой
    Пришла желанная пора.

Но добро, которого он жаждет, достигается с помощью зла. Недаром ангел Тамары говорит ему: «К моей любви, к моей святыне/Не пролагай преступный след».

И тут оказывается, что Демон по-прежнему тот же злой и коварный дух: «И вновь в душе его проснулся/Старинной ненависти яд». Искушая Тамару, он представляется ей страдальцем, которому опостылели зло, познание и свобода, нелюбовь неба и земли, отверженность и одиночество. Он просит любви и участия к его страданиям:

    Меня добру и небесам
    Ты возвратить могла бы словом.

Демон обещает бросить к ногам Тамары «бессмертие и власть», «вечность» и «владений бесконечность». Он хочет любить и быть добрым, не принимая Божьего мира в целом, и потому обречен на скепсис и на своеволие:

    Все благородное бесславил
    И все прекрасное хулил...

Люди оказались его послушными учениками, но у них есть надежда на Божье прощение. У Демона нет надежды, нет веры, он навечно погружен в пучину сомнений, а могущество власти, абсолютная свобода и всезнание обернулись муками страдания.

Демон сулит Тамаре безграничную свободу и вечную любовь, каких нет на земле, полное забвение земного грешного мира, равнодушие к несовершенной земной жизни.

Однако в том равнодушном, холодном и безгрешном бытии, куда Демон зовет Тамару, нет представления о добре и зле. От этой неразличимости добра и зла страдает сам Демон. Он хочет поменяться с Тамарой местами: погрузить ее в мир своих страданий и, отняв у нее жизнь, вновь пережить гармонию земного и небесного. Ему удается одержать верх над земной женщиной, которая одаряет его любовью («Увы! злой дух торжествовал!/Смертельный яд его лобзанья/Мгновенно в грудь ее проник»; «Двух душ согласное лобзанье...»). Но возрождение Демона невозможно. Его торжество над Тамарой оказывается одновременно и его поражением. Надеявшийся на вечное счастье, на абсолютное разрешение противоречий своего сознания, Демон на один миг становится и победителем, и побежденным. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне.

Конечным словом Демона, брошенным в мир, стало проклятие:

    И проклял Демон побежденный
    Мечты безумные свои,
    И вновь остался он, надменный,
    Один, как прежде, во вселенной
    Без упованья, без любви!..

Трагедия Демона разворачивается на фоне природы, которая хранит свою естественность и величие. Она продолжает жить прежней одухотворенной и гармонической жизнью. Страдания Демона по гармонической утопии, его порыв к свободе, страстный протест против несправедливого устройства бытия были бы оправданны, если бы гармония достигалась не своеволием, а целеустремленным напряжением творческих усилий.

Тамара . Антагонистом отверженного духа выступает в поэме Тамара. В ней олицетворено наивное сознание патриархального мира. Жизнь Тамары до того, как ее увидел Демон, протекала на лоне прекрасной природы. Тамара радуется миру, его краскам и звукам. Гибель жениха отзывается в ее сердце печалью. Демона привлекает в Тамаре бьющая через край жизненность, цельность и непосредственность. Эта цельность определена укладом жизни, исключающим абсолютную свободу, познание и сомнение. Встреча с Демоном означает для Тамары потерю естественности и погружение в область познания. Земная любовь сменяется могучей, сверхчеловеческой страстью, а цельный внутренний мир дает трещину, являя противоборство добрых и злых начал, выступающих как верность прежней любви и неясная мечта («Все беззаконною мечтой/В ней сердце билося как прежде»). Отныне противоречия раздирают душу Тамары и терзают ее. Тамара как бы вкусила от древа познания. С тех пор княжна постоянно погружена в думу. Ее «сердце недоступно восторгам чистым», а «весь мир одет угрюмой тенью». Душа Тамары становится ареной борьбы обычаев, патриархальных устоев и нового, «грешного» чувства.

Обольщенная Демоном, Тамара перестает воспринимать природу непосредственно. Тяготясь внутренней борьбой («Утомлена борьбой всегдашней...»), она предчувствует свою гибель («О, пощади! Какая слава? На что тебе душа моя?») и просит Демона отступиться, но его соблазны оказываются сильнее.

Проникшись глубоким сочувствием к страданиям духа зла, Тамара отвечает ему любовью и приносит свою жизнь в жертву этой любви. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлелся «след проступка», но ее спасает от власти Демона-искусителя ангел, смывающий слезами знаки зла с грешной души. Оказывается, Бог послал «испытания» Тамаре, которая, преодолев страдания и пожертвовав собой, полюбила Демона, чтобы тот обратился к добру. Поэтому она достойна прощения:

    С одеждой бренною земли
    Оковы зла с нее ниспали.

Злое начало, внушенное Демоном, как бы меняет свою природу: приняв его, героиня жертвует собой, защищая тем самым вечные ценности сотворенного Богом мироздания.

Если сбросить Демона с надземных высот на грешную землю, то в ином бытовом и социальном окружении начнет литературную жизнь другой герой, который многими чертами напомнит падшего ангела и тоже окажется демонической личностью с тем же строем чувств.

Такое лицо в романе «Герой нашего времени» - Григорий Александрович Печорин.

В поэзии Лермонтов завершил развитие русского романтизма, доведя его художественные идеи до предела, досказав их и исчерпав положительное содержание, в них заключенное. Лирическое творчество поэта окончательно решило проблему жанрового мышления, поскольку основной формой оказался лирический монолог, в котором смешение жанров происходило в зависимости от смены состояний, переживаний, настроений лирического «я», выражаемых интонациями, и не было обусловлено темой, стилем или жанром. Напротив, те или иные жанровые и стилевые традиции были востребованы вследствие вспышки тех или иных эмоций. Лермонтов свободно оперировал различными жанрами и стилями по мере их надобности для содержательных целей. Это означало, что мышление стилями укрепилось в лирике и стало фактом. От жанровой системы русская лирика перешла к свободным формам лирического высказывания, в которых жанровые традиции не сковывали чувства автора, а возникали естественно и непринужденно.

Поэмы Лермонтова также подвели черту под жанром романтической поэмы в ее главных разновидностях и продемонстрировали кризис этого жанра, следствием чего было появление «иронических» поэм, в которых намечены иные, близкие к реалистическим стилевые искания, тенденции развития темы и организации сюжета.

Проза Лермонтова предшествовала «натуральной школе» и предварила ее жанрово-стилистические особенности. Романом «Герой нашего времени» Лермонтов открыл дорогу русскому философско-психологическому роману, соединив роман с интригой и роман мысли, в центре которого изображена личность, анализирующая и познающая себя. В прозе, по словам А. А. Ахматовой, он опередил сам себя на целое столетие.

Основные теоретические понятия

  • Романтизм, реализм, романтическая лирика, романтическое «двоемирие», лирический герой, лирический монолог, элегия, романс, послание, лирический рассказ, гражданская ода, баллада, идиллия, романтическая драма, автобиографизм, символика, романтическая поэма, «бегство» (романтического героя), «отчуждение» (романтического героя), романтический конфликт, цикл повестей, психологический роман, философский роман.

Вопросы и задания

  1. Какие поэмы Лермонтова вы читали?
  2. Сравните «Песнь о вещем Олеге» Пушкина и «Песню... про купца Калашникова» Лермонтова. Оба произведения названы песнями. Почему авторы употребили для обозначения жанра именно это слово?
  3. Какие черты исторической эпохи и народного творчества учитывает Лермонтов в поэме?
  4. Какие признаки позволяют считать «Мцыри» романтической поэмой? Чем отличается «Мцыри» по своей композиционносюжетной организации от романтических поэм Пушкина? Проследите мотив «бегства», «отчуждения» в поэмах Пушкина и Лермонтова.
  5. К какому роду романтических поэм относится поэма «Демон» (нравоописательных, мистериальных, иронических, исторических)?
  6. Как развертывается сюжет «Демона» и что в нем главное - события или духовная жизнь героев?
  7. Расскажите, как вы понимаете романтический конфликт поэмы. Почему Демон низвергнут, а Тамара спасена?
  8. Какие черты Демона отразились в характере Григория Александровича Печорина?

Конспект урока по русской литературе 9 класс.

Тема. «Поиски утраченной гармонии с миром и борьба добра и зла в душе главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон».

Цели. Познакомить учащихся с сюжетом и идейно-художественными особенностями поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Проследить, как происходят поиски утраченной гармонии и борьба добра и зла в душе главного героя.

Развивать умение работать со статьей учебника, с текстом произведения, анализировать, делать выводы, давать монологический ответ.

Развивать коммуникативную культуру учащихся, умение высказывать собственную точку зрения, создавать иллюстрации к произведению.

Способствовать воспитанию нравственности, любознательности, ответственности.

Предупреждать переутомление учащихся. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

Ход урока.

I . Организационный момент . Цель – создание положительного настроя. Осмысление темы, постановка целей.

Здравствуйте. Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и тема нашего урока «Поиски утраченной гармонии с миром и борьба добра и зла в душе главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон». Прочитайте внимательно тему, определите ключевые слова и задайте вопрос, на который мы должны будем ответить.

    Почему Демон ищет утраченную гармонию с миром?

    Как происходит борьба и зла в душе Демона?

    Удается ли Демону обрести гармонию с миром? Почему?

Словарная работа . Цель – объясняем значение ключевого слова.

Гармония – согласие, взаимопонимание.

II . Подготовка к усвоению новой темы, активизация знаний учащихся.

Давайте вспомним, был ли сам М.Ю. Лермонтов в гармонии с окружающим миром? Назовите характерные черты личности поэта.

(Тоска, одиночество, разочарованность, жажда любви, взаимопонимания, гордость, беспокойство, насмешливость).

Слово учителя.

М.Ю. Лермонтов в течение всей своей жизни стремился к обретению гармонии с миром. Это нашло отражение в его творчестве (вспомните программное стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»). Один из современников Лермонтова отмечал, что было в поэте что-то демоническое. И это не случайно. Образ Демона – любимый образ Лермонтова. Он занимался его разработкой в течение всей своей жизни. Вопросы жизни и смерти, добра и зла всегда волновали поэта.

В его душе постоянно жило стихотворение А.С. Пушкина «Демон», опубликованное в литературном альманахе «Мнемозина», в 1824 году. У Пушкина Демон – «злобный гений» навещал его (уже в прошлом), н лово учителя.отравил. Пушкин видел в нем врага и не попыталсяприблизиться к не. пушкина жны будем ответить.

егой ответ о перестал. И души его не отравил. Пушкин видел в нем врага и не попытался приблизиться к нему, понять его. Лермонтов не отпустил его просто так. Ведь если это и враг, то особенный. Поэта волновал вопрос: Только ли ненависть стоит за таким страшным всеотрицанием? Лермонтов размышлял о том, как страшно быть изгнанным на землю, навек, и ничего не любить на ней. Образ Демона стал его двойником, частью его самого.

Составление кластера.

Давайте и мы определим для себя: кто такой Демон? Какие ассоциации у вас вызывает это понятие.

злой дух ад падший ангел рай зло

    

дьявол Демон коварство

    

власть разрушение небо искушение Бог

Таким образом, наши представления о Демоне связаны с такими понятиями, как ….

Познакомившись с поэмой, мы сравним, как представил и развил образ Демона М.Ю. Лермонтов.

III . Изучение нового материала.

1. Работа со статьей учебника.

Давайте сначала познакомимся с историей создания поэмы. Задание: прочитать статью учебника, заполнить таблицы.

1829 ……

1837 …....

1838…….

1840……

1842……

1856……

1860……

Фольклорные мотивы (источники).

………. …….. ……

(Легенда о злом духе Гуда). (Легенда о прикованном к скале Амирани). (История с Храмом Святой Троицы).

2 . Ответы учащихся.

3. Сообщение ученика об истоках сюжета. Учебник стр. 121-122.

    Библейский миф.

    Произведение «Каин» Д.Г. Байрона.

    «Фауст» Гете.

Лермонтов развивает тему, рисует свой образ Демона.

4 . Работа с текстом произведения. (Реализация домашнего задания).

Дать характеристику Демону, рассказать об его истории.

    Где обитает Демон? О чем вспоминает? Каковы его занятия? Ч 1 (1, 2) стр. 183-184.

    Как Демон относится к природе? Ч1 (3, 4) стр. 184 – 185.

    История Демона Ч 2 (10) стр. 201 «какое горькое томление…»

    Опишите портрет героя Ч 1 (16) стр. 193, Ч 2 (16) стр.210.

(В поэме нет прямой портретной характеристики демона, в тексте лишь рассыпаны отдельные детали, подчеркивающие его фантастичность, растворенность в мире природы и выделяющие какие-то человеческие черты).

    Нарисуйте иллюстрацию, которая позволила бы представить место обитания Демона. Используйте ту цветовую палитру, которую создает в поэме автор.

Особая цветовая палитра космического фона: синева вечного эфира, лиловая чернота громовых туч. Доминирующие цвета – черный (20 употреблений), красный (20 употреблений), синий (20 употреблений). Синий уравновешивает черный и красный, обозначает пространство, где происходит столкновение добра и зла.

5. Ответы учащихся, представление творческих работ.

6. Представление слайд-шоу.

. Многие художники иллюстрировали произведение М.Ю. Лермонтова «Демон», но наиболее известны работы Михаила Александровича Врубеля. Посмотрите, каким он представил Демона

Физминутка. Встать, обратить глаза вверх, потянуться и представить, что вы часть огромной Вселенной.

    Беседа.

Почему же Демон ищет утраченную гармонию с миром?

(Демон отвергнут Богом, обречен на вечное одиночество. В его душу вошло зло и стало им управлять. Демон хочет вернуть гармонию, избавиться от одиночества).

Какое чувство может возродить Демона? (Вспомните Евгения Онегина).

Любовь – самое естественное и гармоничное чувство.

Демон влюбляется в Тамару, начинается борьба добра и зла. Как это происходит? Что побеждает?

    Работа с текстом произведения. Самостоятельная работа.

Проследить, как происходит борьба зла и добра на протяжении следующих сюжетных событий.

    Демон видит Тамару. Ч 1 (9) стр.188.

    «Коварная мечта Демона» Ч 1 (11) стр. 189 – 190

    Демон утешает Тамару, описывает природу. Ч 1 (15) стр. 192 – 193.

    Как Демон влияет на Тамару? Ч 1 (16) стр. 193, Ч 2 (1,2,5, 7).

    Сразу ли Демон решается забрать душу Тамары? Ч 2 (9).

    Может ли Тамара возвратить демона небесам? Как он об этом говорит? Верит ли в это? Думает ли при этом о Тамаре? Ч2 (10) «О1 выслушай…», «Зачем, красавица…» Сочувствует ли ему Тамара? Чего требует от Демона?

    В чем состоит обещание Демона, его клятва?

    Какова была бы жизнь Тамары, если бы она осталась с демоном? Что он ей обещает?

    Каким предстал Демон перед ангелом и Тамарой? Какие чувства охватывают его? Почему Тамара не осталась с Демоном? Ч 2 (11, 14).

    Мог бы Демон изменить свое существование? Что побеждает в его душе?

    Можно ли обрести гармонию с миром, причиняя другому Зло?

    Написание эссе.

Мы проследили, как происходит борьба добра и зла в поэме. Нам предстоит ответить еще на один вопрос: Почему Демону не удается обрести гармонию с миром?

    Зачитывается 1- 2 работы.

IV . Обобщение, подведение итогов. Выставление оценок.

Достигли ли мы поставленной цели? Ответили на вопросы, обозначенные в начале урока?

V . Домашнее задание . Выучить наизусть понравившийся фрагмент произведения.

В 1839 году закончил писать поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание этого произведения, а также его анализ представлены в статье. Сегодня данное творение великого русского поэта включено в обязательную школьную программу и известно во всем мире. Опишем сначала основные события, которые изобразил в поэме "Демон" Лермонтов.

"Печальный Демон" летит над Землей. Он обозревает с космической высоты центральный Кавказ, его чудный мир: высокие горы, бурные реки. Но ничего Демона не привлекает. Он испытывает ко всему лишь презрение. Демон устал от бессмертия, вечного одиночества и неограниченной власти, которую он имеет над землей. Сменился ландшафт под его крылом. Теперь он видит Грузию, её пышные долины. Однако и они его не впечатляют. Вдруг праздничное оживление, которое он заметил во владениях некоторого знатного феодала, привлекло его внимание. Дело в том, что свою единственную дочь сосватал князь Гудал. Праздничное торжество готовится в его усадьбе.

Демон любуется Тамарой

Уже собрались родственники. Вино льется рекой. Жених должен прибыть к вечеру. Молодая княжна Тамара выходит замуж за молодого властителя Синодала. Старинные ковры тем временем расстилают слуги. Невеста по обычаю должна еще до появления своего жениха исполнить танец с бубном на кровле, устланной коврами.

Вот девушка начинает танцевать. Невозможно себе представить ничего прекраснее, чем этот танец. Она настолько хороша, что сам Демон залюбовался Тамарой.

Мысли Тамары

В голове молодой княжны кружат разные мысли. Она покидает дом отца, где не знала ни в чем отказа. Неведомо, что ожидает девушку в чужом краю. Выбором жениха она довольна. Он влюблен, богат, красив и молод - все, что необходимо для счастья. И девушка гонит прочь сомнения, всю себя отдавая танцу.

Демон убивает жениха девушки

Следующим важным событием продолжает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание эпизода, связанного с ним, следующее. Демон уже не в силах оторвать свой взгляд от прекрасной Тамары. Он очарован её красотой. И поступает, подобно настоящему тирану. Разбойники по велению Демона нападают на жениха княжны. Синодал ранен, однако скачет к дому невесты на верном коне. Доехав, жених падает замертво.

Тамара уходит в монастырь

Князь убит горем, плачут гости, Тамара рыдает в своей постели. Вдруг девушка слышит приятный, необычный голос, утешающий ее и обещающий послать волшебные сны. Находясь в мире грез, девушка видит прекрасного юношу. Она понимает утром, что её искушает лукавый. Княжна просит отправить её в монастырь, где она надеется найти спасение. Не сразу соглашается на это отец. Он грозит проклятьем, но в конце концов сдается.

Убийство Тамары

И вот Тамара в монастыре. Однако девушке легче не стало. Она осознает, что влюбилась в искусителя. Тамара хочет молиться святым, но вместо этого она преклоняется пред лукавым. Демон осознает, что девушку убьет физическая близость с ним. Он решает в какой-то момент отказаться от своего коварного замысла. Однако Демон уже над собой не властен. Он проникает ночью в своем прекрасном крылатом облике в её келью.

Тамара не узнает в нем юношу, который являлся ей во снах. Она боится, но Демон открывает княжне душу, говорит девушке страстные речи, столь похожие на слова обычного мужчины, когда в нем кипит огонь желаний. Тамара просит Демона поклясться, что тот её не обманывает. И он делает это. Что ему стоит?! В страстном поцелуе сливаются их уста. Проходя мимо дверей кельи, сторож слышит странные звуки, а потом слабый предсмертный крик, который издает княжна.

Финал поэмы

Гудалу рассказали о смерти дочери. Он собирается её похоронить на семейном высокогорном кладбище, где воздвигли небольшой холм его предки. Девушку наряжают. Облик её прекрасен. Печали смерти нет на нем. На устах Тамары как будто застыла улыбка. Все правильно сделал мудрый Гудал. Давно с лица земли смыло его самого, его двор и усадьбу. А кладбище и храм остались невредимы. Могилу возлюбленной Демона природа сделала недоступной для человека и времени.

На этом заканчивает свою поэму "Демон" Лермонтов. Краткое содержание передает лишь основные события. Перейдем к анализу произведения.

Специфика анализа поэмы "Демон"

Поэма "Демон", которую Лермонтов создавал с 1829 по 1839 год, относится к наиболее противоречивым и загадочным произведениям поэта. Анализировать её не так просто. Это связано с тем, что существует несколько планов истолкования и восприятия текста, который создал Лермонтов ("Демон").

Краткое содержание описывает лишь событийную канву. А между тем в поэме есть несколько планов: космический, который включает отношения к Богу и вселенной Демона, психологический, философский, но, конечно же, не бытовой. Это следует учитывать при анализе. Чтобы его провести, следует обратиться к оригиналу произведения, автором которого является Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание поможет вспомнить сюжет поэмы, знание которого необходимо для анализа.

Образ Демона, созданный Лермонтовым

Многие поэты обращались к легенде о воевавшем против Бога падшем ангеле. Достаточно вспомнить Люцифера из произведения Байрона "Каин", Сатану, изображенного Мильтоном в "Потерянном рае", Мефистофеля в знаменитом "Фаусте" Гете. Разумеется, Лермонтов не мог не учесть традицию, которая существовала в то время. Однако он трактовал этот миф оригинально.

Очень неоднозначно изобразил главного героя Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание по главам указывает на эту неоднозначность, но опускает подробности. А между тем образ лермонтовского Демона получился весьма противоречивым. В нем сочетаются трагическое бессилие и огромные внутренние силы, стремление приобщиться к добру, преодолеть одиночество и непостижимость подобных стремлений. Демон - мятежный протестант, противопоставивший себя не одному лишь Богу, но и людям, всему миру.

Протестующие, бунтарские идеи Лермонтова проявляются в поэме прямо. Демон является гордым врагом небес. Он - "царь познанья и свободы". Демон - воплощение мятежного восстания силы против того, что сковывает разум. Этот герой отвергает мир. Он говорит, что в нем нет ни долговечной красоты, ни истинного счастья. Здесь есть лишь казни да преступления, живут лишь мелкие страсти. Люди не умеют без боязни ни любить, ни ненавидеть.

Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту. Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди. Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.

Любовь Демона к Тамаре

В своем надменном уединении главный герой страдает. Он тоскует о связях с людьми и миром. Демону наскучила жизнь исключительно для себя. Для него любовь к Тамаре, земной девушке, должна была означать начало выхода к людям из угрюмого одиночества. Однако поиски "любви, добра и красоты", гармонии в мире для Демона фатально недостижимы. И он проклял свои безумные мечты, остался вновь надменным, одиноким во Вселенной, как и прежде, без любви.

Разоблачение индивидуалистического сознания

Поэма Лермонтова "Демон", краткое содержание которой мы описали, - произведение, в котором разоблачается индивидуалистическое сознание. Такое изоблечение присутствует и в предыдущих поэмах этого автора. В этой разрушительное, демоническое начало воспринимается Лермонтовым как антигуманистическое. Данная проблема, которая глубоко волновала поэта, разрабатывалась им также в прозе ("Герой нашего времени") и драматургии ("Маскарад").

Голос автора в поэме

Трудно выделить в поэме голос автора, прямую его позицию, что предопределяет многозначность произведения, сложность его анализа. Отнюдь не стремится к однозначным оценкам М. Ю. Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание, которое вы только что прочли, возможно, натолкнуло вас на ряд вопросов, ответ на которые не очевиден. И это не случайно, ведь автор не отвечает на них в произведении. Например, видит ли в своем герое Лермонтов безусловного носителя (пусть и страдающего) зла или лишь мятежную жертву божественного "несправедливого приговора"? Была ли спасена душа Тамары в угоду цензуре? Возможно, для Лермонтова этот мотив являлся всего лишь идейно-художественной неизбежностью. Примирительный или же, напротив, непримирительный смысл имеет поражение Демона и финал поэмы?

На все эти вопросы может натолкнуть читателя поэма "Демон" Лермонтова, краткое содержание по главам которой было представлено выше. Они говорят о сложности философской проблематики этого произведения, о том, что в Демоне диалектически сочетается добро и зло, вражда к миру и стремление с ним примириться, жажда идеала и его потеря. В поэме отражено трагическое мироощущение поэта. Например, в 1842 году Белинский писал о том, что для него фактом жизни стал "Демон". Он нашел в нем миры красоты, чувств, истины.

"Демон" - образец романтической поэмы

Художественное своеобразие поэмы определяет также богатство ее философско-этического содержания. Это яркий образец романтизма, построенный на антитезах. Герои противостоят друг другу: Демон и Бог, Демон и Ангел, Демон и Тамара. Полярные сферы составляют основу поэмы: земля и небо, смерть и жизнь, действительность и идеал. Наконец, противопоставляются этические и социальные категории: тирания и свобода, ненависть и любовь, гармония и борьба, зло и добро, отрицание и утверждение.

Значение произведения

Большое значение имеет поэма, которую создал Лермонтов ("Демон"). Краткое содержание и анализ, представленный в этой статье, возможно, натолкнули вас на эту мысль. Ведь глубокая проблематика, мощная поэтическая фантазия, пафос сомнения и отрицания, высокий лиризм, пластичность и простота эпических описаний, определенная загадочность - все это должно привести и привело к тому, что "Демон" Лермонтова считается по праву одним из вершинных творений в истории романтической поэмы. Значение произведения велико не только в истории отечественной литературы, но и в живописи (картины Врубеля) и музыке (опера Рубинштейна, в которой за основу взято его краткое содержание).

"Демон" - повесть? Лермонтов определил это произведение как поэму. И это правильно, ведь написано оно стихами. Повесть - прозаический жанр. Не следует путать два этих понятия.

Проблематика поэмы Лермонтова «Демон»

Поэма «Демон» - важнейшее стихотворное произведение Лермонтова, написанное в романтическом стиле. Поэт работал над ним более десяти лет, в период с 1829 по 1839 годы. В процессе работы над поэмой несколько раз менялся творческий замысел, Лермонтов неоднократно редактировал ее, меняя место действия, сюжет и состав действующих лиц.

Под «демоном» понимается сверхъестественное существо, чаще всего -падший ангел, восставший против Бога. Демонизм - это отношение к миру, основывающееся на абсолютной свободе воли его носителя и тотальном скептицизме, конечная цель которого - разрушение всех ценностей. В его основе лежит отрицание добра и любви, а также личная обида носителя демонизма, глубокий комплекс. Понятие свободы в данном случае рассматривается не в контексте «свобода для», а в контексте «свобода от» чего-то.

Согласно сюжету, демон, летая над землей, вспоминал лучшие времена, дни, «когда он верил и любил». Сейчас же он скучает и находится в постоянном унынии: ничто не радует его, «он сеял зло без наслажденья», нигде не встречая достойный отпор, и в конечном счете «зло наскучило ему». Пролетая над Кавказом, демон замечает, что вокруг дома, который «всегда безмолвно» стоял на утесе, происходит какое-то оживление. Оказалось, местный князь Гудал выдает замуж свою дочь - княжну Тамару. Планировались знатные торжества - «на пир он созвал всю семью». Подлетев поближе, демон видит молодую и прекрасную Тамару, танцующую с бубном. И вдруг случилось то, чего демон явно не мог ожидать:

Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук -

И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!

Падший ангел влюбляется, и теперь ему надо разобраться с соперником. Демон видит, как властитель Синодала - жених Тамары - со всех ног скачет навстречу своему счастью, и решает во что бы то ни стало не допустить его появления на свадебном пиру. Сначала Демон делает так, что соперник не остановился помолиться в часовне, где лежал «какой-то князь, теперь святой», и сразу же после этого напускает на караван жениха разбойников. Раненого жениха из битвы вывозит его конь, но «злая пуля осетина» все же догоняет его. Таким образом Демону удается избавиться от соперника.

Когда конь привозит тело жениха к воротам Гудала и все понимают, что свадьбе не быть, начинаются «плач и стоны», а сам глава семьи видит в этом Божью кару. Лежа в своей комнате, «рыдает бедная Тамара», но вдруг ей слышится «волшебный голос над собой»: это Демон пришел смущать ее сладкими речами:

Нет, жребий смертного творенья,

Поверь мне, ангел мой земной,

Не стоит одного мгновенья Твоей печали дорогой!

Тамара засыпает и ей снится сон, будто бы, «красой блистая неземной», к изголовью ее кровати спускается некий «пришелец» и жалобно, с любовью смотрит на нее. Но она не может понять, кто это: «Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет». Так продолжается несколько ночей подряд, и Тамара понимает, что это, скорее, «дух лукавый», и умоляет отца разрешить ей постричься в монахини. Гудал соглашается, и родные отвозят Тамару в монастырь. Но и там образ Демона не отпускает ее, не дает ей покоя:

Уж много дней она томится,

Сама не зная почему;

Святым захочет ли молиться -

А сердце молится ему.

Демон ищет встречи с Тамарой, но долго не может войти в «святыню мирного приюта». Его одолевают сомнения: он понимает, что расплата за любовь — гибель девушки, и это его мучит, в какое-то мгновенье ему даже хочется улететь, но «его крыло не шевелится». Демон действительно страдает, ему не хочется причинять ей зло, но он не может ничего с собой сделать, и это доводит его до слез:

Поныне возле кельи той Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Демон все же входит в келью, но видит там не Тамару, а ее ангела- хранителя. И тут «старинной ненависти яд» снова просыпается в душе Демона. Он объясняет херувиму, что «явился ты, защитник, поздно», потому как его любовь к Тамаре уже успела стать взаимной, и «здесь больше нет твоей святыни». Ангел, поняв, что Демон его не обманывает, покидает поле боя. Тамару при виде Демона начинают одолевать сомнения, и она просит его поклясться, что он отрекается от «злых стяжаний». Он клянется; Демон вкладывает все свое мастерство красноречия, увещевания и соблазнения в эту клятву:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Чертоги пышные построю Из бирюзы и янтаря;

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное -

Люби меня!..

Тамара не может устоять перед пылкостью, страстностью и сладостью этих слов и дарит свою любовь духу зла. Но расплата за эту любовь - смерть - не заставляет себя долго ждать:

Мучительный ужасный крик Ночное возмутил молчанье.

Сложность этой поэмы заключается в том, что Лермонтов одновременно и подключается к традиции, и во многом идет своим путем. Поэма «Демон», над которой Лермонтов продолжал работать почти всю свою творческую жизнь, отличается от других произведений той же тематической направленности сюжетным построением. К образу демона обращался Джордж Байрон в поэме «Каин», Иоганн Гете в «Фаусте», А. С. Пушкин в «Демоне», в «Мое беспечное незнание» и в «Ангеле». У Лермонтова Демон - более сложный характер, он совмещает человеческие черты Фауста и Мефистофеля с таким свойством демона, как мятежность. Его Демон стремится к добру, красоте и гармонии, решает переписать свою судьбу, то есть его нельзя назвать только силой зла. Автор пытается сказать, что мир настолько погряз во зле, что Демон стал незаметен: зла хватает и без него. Лермонтовскому Демону кажется, что любовь может все изменить, и в нем происходит борьба: он понимает, что губит Тамару, но ему кажется, что любовь его облагораживает. Демон по-своему понимает добро, но то, что он считает добром, на самом деле им не является. Духу зла неведома такая любовь, которая заставила бы его оставить Тамару, его собственные желания ставятся выше: Демон любит не ее, а свою любовь к ней, иначе бы он не добивался ее. Но Демон сам себя обманывает, он действительно верит в свои слова. «Нечеловеческая слеза», которую он проливает у стен монастыря - доказательство этой борьбы.

Еще одна борьба в поэме происходит между Демоном и Ангелом за душу Тамары. Здесь Лермонтов подчеркивает, что Божий суд милосерден, а Бог и ангелы способны разглядеть чистоту души, то есть в мире есть сила, которая выше Демона.

1. Понятие зла и добра

2. Трагедия Демона.

3. Возвращение к жизни.

4. Символичность центрального образа.

Критики называют поэму «Демон» венцом поэтического творчества Михаила Юрьевича Лермонтова. Над текстом этого произведения автор работал в течение десяти лет, за это время было создано восемь различных редакций поэмы.

В основе сюжета «Демона» лежит известное библейское предание о падшем ангеле Азраиле, который осмелился восстать против Господа и за этот проступок был навеки изгнан из райских кущ и превращен в темного духа, олицетворяющего извечное зло.

Понятие зла и добра Лермонтов трактовал по-своему. В литературе традиционным считается понимание добра как покорности Богу и добровольное следование его заповедям, а зла - как неповиновение Всевышнему и выбор неправедного пути. У поэта же, напротив, Господь не добрый владыка, а жестокий и прямолинейный тиран, а Демон - та сила, которая пыталась свергнуть его с престола.

В рассматриваемой поэме поменялись местами привычные нам понятия, зло и добро приобрели новый смысл, не соответствующий общепринятой морали православной религии. Демон, являясь, по сути, средоточием зла, вовсе не отрицает существующее в мире добро, но понимает его иначе, чем обычные люди. В соответствии с «традиционной» христианской моралью, добродетель означает смирение, покорность, а зло - противостояние этим правилам. Но для Лермонтова, напротив, добро является синонимом непокорности, борьбы, а виновником происходящего в мире зла становится сам Господь. Поэт искренне считает, что добрый и справедливый Бог никогда бы не создал такую Землю:

Где преступленья лишь да казни,

Где страсти мелкой только жить;

Где не умеют без боязни

Ни ненавидеть, ни любить...

Присутствие Господа ощущается в каждой строчке текста поэмы. Бога даже можно назвать одним из главных действующих лиц, несмотря на то что его присутствие незримо и неосязаемо. Именно о нем постоянно упоминают герои, лишь Всевышнего обвиняют в несправедливостях и преступлениях, совершаемых в земном мире, поскольку люди были сотворены по божественному образу и подобию:

... всесильный Бог,

Ты знать про будущее мог,

Зачем же сотворил меня?

Азраил так же, как и главный герой поэмы, Демон, является изгнанником. Это «существо сильное, но побежденное». Но в отличие от Демона наказание Азраила последовало не за бунт, а лишь за выражение недовольства - заскучав в полном одиночестве, он осмелился упрекнуть Всевышнего в том, что тот зачем-то создал его намного раньше людей. Разгневанный Господь, узнав об этом, не замедлил наказать непокорного:

Переменил звезду свою;

Как дым рассыпалась она,

Рукой Творца раздроблена;

Но смерти верной на краю,

Взирая на погибший мир,

Я жил один, забит и сир.

Демона же в отличие от Азраила наказали «по заслугам»: он не просто высказывал свое несогласие с Богом, но и активно противостоял ему. И за это наглого бунтовщика ждало страшное наказание. «Добрый» Господь не только немедленно изгнал ослушника из рая, но и полностью уничтожил его сущность, его душу, испепелив ее проклятием и сделав пустой и мертвой. Кроме того, на Демона была возложена полная ответственность за все зло и несправедливость, творящиеся в земном мире. Подчиняясь воле Господа, Демон «жжет печатью роковой» все, до чего может дотронуться его рука, став беспощадным «орудием зла». И в этом заключается ужасная трагедия главного героя поэмы:

Помчался - но куда? Зачем?

Не знаю... прежними друзьями

Я был отвергнут; как эдем,

Мир для меня стал глух и нем.

Сильная любовь, внезапно появившаяся и оживившая мертвую душу Демона, вспыхнувшая в ней чарующим огнем, стала причиной возвращения несчастного изгнанника к полноценной жизни. Танцующая красавица Тамара сумела теплом своей души, своей красотой оживить «немой души его пустыню»:

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!

В пробудившейся душе Демона вновь всколыхнулись давно похороненные теплые чувства. Он мечтал о том, чтобы душа его осталась навсегда живой, могла воспринимать все радости жизни и, наконец, могла слиться с другой, родной и близкой душой в единой Любви. Чувства Демона к Тамаре распространились на все живое, окружающее его, он испытал потребность творить добро и по-новому взглянул на красоту земного мира. К нему вернулось то, что было отобрано всесильным Богом:

Он любовался - и мечты

О прежнем счастье цепью длинной,

Как будто за звездой звезда,

Пред ним катилися тогда.

Но, вновь обретя способность испытывать яркие чувства, Демон не выдерживает нахлынувших эмоций и, не справившись с ними, горько плачет:

Поныне возле кельи той

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Демона привлекла не только яркая красота Тамары и ее танец. Он сумел разглядеть ее душу, живую, сочувствующую, способную понять его страдания.

Мистический смысл поэмы «Демон» органично сочетается с изображаемой поэтом земной реальностью. Данное произведение проникнуто глубочайшим психологизмом: в образе Демона Лермонтов объединил характерные черты многих своих современников. В 30-х годах XIX столетия уже существовали люди, которые стремились найти истину, выражали недовольство существующими порядками, искали пути избавления от рабства и гнета самодержавия. К сожалению, им было неведомо, какими путями можно прийти к Правде: рожденные в рабовладельческом государстве, они изначально были несвободными.

Демон - это не просто мистическая фигура, это реальный бунтовщик, одержимый страстью к разрушению, поддерживаемый собственной гордыней, протестующий против существующих порядков и законов, но при этом не находящий достойного противопоставления всему этому. Демон не виноват в несправедливости, творящейся на земле, но он уже отравлен этой несправедливостью, злом и ненавистью. Он стремится к людям, но одновременно презирает их низменную сущность.

Этот глубоко символический образ означает естественное разрушение отживших старых понятий, стремление к новому пониманию зла и добра, установлению новых, справедливых и всеобъемлющих законов. Именно поэтому поэма «Демон» не утратила своей актуальности и в настоящее время.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама