THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Приливы есть во всех делах людских, и те, кто их использует умело, преуспевают в замыслах своих, - так говорит Шекспир; но в том и дело, что надо вовремя увидеть их...

Говорят, что природа не терпит пустоты, но очень любит ритм и цикличность. Cуществует множество отечественных и зарубежных разработок на тему "Внутренний ритм организма", которые различаются в деталях, однако цель их едина - разобраться в этом ритме, действовать в соответствии с ним, а не вопреки ему.

Ритм (греч. "ритмос" от "рео" - теку) - есть повторение одного и того же события или воспроизведение одного и того же состояния через равные промежутки времени. Биологическим ритмом называют равномерное чередование во времени различных состояний организма, биологических процессов или явлений. Но не всякое повторяющееся явление может быть названо биоритмом. Биоритм - это самоподдерживающийся и, в известной мере, автономный процесс. Спектр биологических ритмов, присущих земным организмам, исключительно велик. Известны ритмы, период которых измеряется долями секунды (ритм электрической активности головного мозга, скелетных мышц), секундами (частота пульса, дыхания) и в то же время, описаны биологические колебания с периодами, достигающими нескольких лет.

Наиболее известны и изучены так называемые циркадианные биологические ритмы с периодом порядка 24 ч. Термин "циркадианный" переводится как околосуточный (от латинских слов "circa" - около и "dies" - день). Почему эти ритмы называются не просто суточными, а околосуточными? Выяснилось, что у человека, изолированного от внешнего мира, прежде всего от естественного освещения, длительность цикла сон-бодрствование, регулируемая только самочувствием (желанием спать или бодрствовать), становится, как правило, несколько больше, чем в обычных условиях (в среднем, без учета индивидуальных вариаций, примерно 25 ч.).

Другими словами, сутки в этих условиях сохраняют близкую к 24 ч продолжительность, поэтому ритм сна-бодрствования человека в условиях изоляции и получил название околосуточного, или циркадианного.

Ведущим циркадианным ритмом у человека является ритм сна и бодрствования. В соответствии с этим ритмом колеблются и другие жизненные отправления. Вращение нашей планеты вокруг своей оси и потому регулярное чередование на протяжении суток света и темноты четко разделило жизнь всех населяющих ее существ, в том числе и нашу с Вами, на две части. Днем мы активны, ночью спим. И этот основополагающий ритм, монотонный ход суточных часов служит непременным условием сохранения нормальной жизнедеятельности людей. Есть все основания утверждать, что циркадианная периодичность свойственна всем без исключения функциям нашего организма, начиная от внутриклеточных процессов и кончая функциональными отправлениями целостного организма. В настоящее время в организме человека обнаружено свыше 300 физиологических показателей, имеющих циркадианный ритм, и число их по мере накопления фактов постоянно растет.

Сонливость в течение дня наступает каждые четыре часа, и это естественный физиологический цикл. Тут колебания и температуры тела, и частоты дыхания, и секреции гормонов и т.п. Значит, речь идет о целой циркадианной системе. Такая система - отнюдь не простая сумма околосуточных колебаний. Ритмы различных физиологических функций четко согласованы друг с другом, образуя единый, хорошо упорядоченный ансамбль.

В каждый час дня и ночи реакции нашего организма разные, но они повторяются в 24-часовом ритме, определяющем жизнь человека. Интенсивность большинства жизненных процессов нарастает днем и снижается ночью, следовательно, фаза максимума их суточного ритма приходится на дневные, а фаза минимума - на ночные часы. Однако есть и такие процессы, которые, напротив, ночью протекают более активно, нежели днем: это процессы роста тканей (именно поэтому растущий организм ребенка гораздо больше нуждается во сне, чем организм взрослого), в том числе роста волос (отмечено, что ночью борода у мужчин растет быстрее, чем днем).

Сейчас мы уже кое в чем приоткрыли занавес над этой тайной. Мы знаем, что ритм потому так близок, так нужен нам, что он есть живая действительность процесса жизни, что наше благополучие, успехи во всех сферах во многом связаны с тем, насколько разумно используется принцип ритма в нашей повседневной жизни. Разумеется, абсолютной привязки событий жизни человеческого организма к времени суток не существует (не только индивидуальность накладывает свой отпечаток, но и пресловутые "переводы времени"). Однако общий "сценарий событий" неизменен, и им можно активно пользоваться для коррекции своих действий, чтобы не вступить в категорическое противоречие с выработанным в течение многих тысячелетий нашим организмом оптимальным вариантом смены активности органов и систем.

1:00. Для "жаворонков" наступает фаза глубокого сна, а для "сов" - самый лучший период для активного творчества.

Во время сна происходит уменьшение потребления тканями кислорода и продукции углекислого газа; уменьшается масса циркулирующей крови, а также интенсивность газообмена в легких. Снижается артериальное давление.

2:00. Возрастает чувствительность к холоду (не оставляйте окошко открытым на ночь или приготовьте одеяло потеплее). Слюнные и желудочные железы впадают в состояние относительного функционального покоя. Если Вы работаете в ночную смену, то в это время отмечается минимум работоспособности и качества труда.

3:00. За несколько часов до нашего пробуждения раньше других приступает к работе гипоталамус. Он посылает необходимые команды в гипофиз, "дирижирующий" всеми органами внутренней секреции. Минимальный уровень выработки мелатонина, отвечающего в числе прочего за наш спокойный сон и многие психические реакции, в том числе выносливость.

4:00. Минимальная частота ритма сердечных сокращений и дыхания у здорового человека. Наш организм получает порцию стрессового гормона кортизона, и эта порция необходима для того, чтобы мы были работоспособны после пробуждения.

5:00. Начинается преобладание влияния симпатического звена вегетативной нервной системы, которое будет длиться до 13:00. Усиливается обмен веществ, что в дальнейшем будет обеспечивать быстрое выполнение больших объемов работ. Активность почек минимальна. Пробуждение в столь ранний час и невозможность потом заснуть могут быть признаком депрессии.

6:00. "Проснувшийся" гипофиз с помощью гормонов сигнализирует эндокринным железам: "Подъём!" (Срабатывает биологический "будильник", который будит все системы организма.) Активизируется обмен веществ. Подскакивает уровень сахара и аминокислот. Увеличивается артериальное давление.

7:00. Максимум образования надпочечниками глюкокортикоидов. Усиливается тонус пищеварительного тракта. Лучше, если завтрак будет основательным: белки, жиры и углеводы, полученные в это время, усваиваются лучше. Концентрация в крови мужского полового гормона тестостерона на 40% выше, чем в полночь (потому утренний секс для организма полезнее вечернего).

8:00. Суточный пик работоспособности у жаворонков. А ещё на это время приходится суточный пик чувствительности к боли. Так что старайтесь не записываться на этот ранний час к стоматологу.

9:00. В кровь поступает наибольшее количество сахара, чтобы быстрейшим образом можно было его сжигать в "топках" мышечных клеток. Гликоген и сахара быстро включаются в цикл окисления, выделяя много энергии. Поэтому в первой половине дня мы можем сразу же включаться в работу и выполнить в короткие сроки значительную физическую и умственную нагрузку. Также достигается максимальный уровень адреналина в крови, чем и объясняется достаточно высокий уровень психической активности.

10:00. Максимальная активность мозга. Подходящая пора для интенсивной умственной деятельности. Отлично функционирует также кратковременная память, отвечающая за сиюминутные дела. Общее настроение достигает максимума. Лучшее время для составления планов на день, проведения совещаний и сдачи экзаменов.

11:00. Большинство физиологических функций на самых высоких показателях. Организм способен выполнить любые нагрузочные задания. Работоспособность на максимуме.

12:00. Утренний запас энергии тает на глазах. Кровоснабжение мозга и доставка глюкозы снижается - самое время съесть чего-нибудь сладенького.

13:00. После обеда в крови преобладают жиры. Эти "поставщики" энергии сгорают медленно, но зато обеспечивают выполнение большой по объему работы. Из этого следует, что во второй половине дня целесообразно выполнять работу, которая требует изрядных энергозатрат (но не экстренного исполнения). Активность симпатической нервной системы падает. Пора немного передохнуть. Сонливость в течение дня наступает каждые четыре часа, и это естественный физиологический цикл.

14:00. Наблюдается снижение активности всех систем организма. Если есть возможность, этот час посвятите спокойной работе, не требующей мозгового штурма.

15:00. Новый прилив сил. Способность к переживанию стресса и напряжения возвращается. Организм чуть передохнул и уже может держать удар. Регистрируется максимальная концентрация гомона хорошего настроения - серотонина.

16:00. Самое лучшее время для... профилактических прививок. Они сейчас наиболее продуктивны, так как вызывают самую меньшую иммунную реакцию, отличаясь этим от утренних прививок.

17:00. Повторный пик активности. Сердце вновь напористее перекачивает кровь, мышцы сильнее. Самый стрессоустойчивый момент в сутки. Лучшее время для выхода "на ковер" к начальству.

18:00. Температура тела в это время самая высокая - около 37о, - почти на один градус выше, чем в три утра. Если Вы здоровы, начиная с этого времени она будет постепенно снижаться, а вот если простужены - повышаться. Пульс становится на 5-10 ударов реже. Снижается активность центральной нервной системы. Организм в это время особенно чувствителен к воздействию лекарств. Тщательно проверяйте дозировку, а то, например, лишняя таблетка аспирина может вызвать раздражение желудка.

19:00. Самое неподходящее время для стрессов. Организм почти не сопротивляется негативу. В аналогичной стрессовой ситуации в полдень число сердечных сокращений увеличивается на 35%, а сейчас - только на 25%. На 40% выше, чем в полночь (потому утренний секс для организма полезнее вечернего).

20:00. Пик автоводительских способностей. В это время водители реагируют очень быстро и верно. Время реакции - самое короткое в течение суток и составляет 0,095 с. В десять вечера человек реагирует значительно медленнее, а в два ночи рефлекс уже просто никуда. Пик активности селезенки, лимфатических узлов.

21:00. Желудок и кишечник постепенно "засыпают". Желудок выделяет очень мало пищеварительного сока, а около полуночи его выделение прекращается почти полностью. Поэтому обильный ужин в это время и после может серьезно нарушить сон. УЗИ будут самыми точными.

22:00. Активируются процессы роста тканей, в том числе волос, ногтей. Гипофиз ребенка начинает выделять очень много гормонов роста (именно поэтому растущий организм ребенка нуждается во сне больше, чем организм взрослого). В ночные часы усилен тонус мышц, закрывающих веки, и мышц, запирающих мочевой пузырь.

23:00. В этот период суток регистрируется максимум концентрации мелатонина - главного переносчика эпифизарных приказов, ответственного за ночной сон. Лучше всего принять горизонтальное положение - хотя бы просто поваляться перед телевизором. Особенно отдохнуть рекомендуется "совам".

24:00. Закладка энергетических резервов происходит в основном ночью, причем в начале нарастает запас гликогена, а затем жиров. Усиливается деятельность задней доли гипофиза, с чем, кстати, связана активизация родовой деятельности в это время суток. Ночью, в период отдыха, активируются системы репарации.

Под биологическими ритмами здоровья понимается цикличность происходящих в организме процессов. На внутренние ритмы человека влияют внешние факторы:

  • природные (излучения Луны, Земли и Солнца);
  • социальные (смены на предприятии).

Изучением биоритмов занимаются биоритмологи или хронобиологи. Они считаются, что биоритмы это периодические процессы, которые происходят в живой материи. Эти процессы могут охватывать абсолютно разные временные промежутки: от пары секунд до десятков лет. Изменение биологических ритмов может быть вызвано различными процессами. Они могут быть и внешними (приливы и отливы), и внутренними (работа сердца).

Классификация биоритмов

Основным критерием для разделения ритмов по группам является их продолжительность. Хронибиологи выделят три типа биологических ритмов человека. Самые длительные называются низкочастотными. Амплитуда таких колебаний в работе организма определяется лунными, сезонными, месячными или недельными промежутками. В качестве примеров процессов, подчиняющихся низкочастотным ритмам, можно выделать работу эндокринной и половой системы.

Ко второй группе относятся среднечастотные ритмы. Они ограничены временным промежутком от 30 минут до 6 дней. По законам таких колебаний работает обменный процесс и процесс деления клеток в организме. Периоды сна и бодрствования также подчиняются этим биоритмам.

Ритмы с высокой частоты длятся менее 30 минут. Они определяются работу кишечника, сердечной мышцы, легких и скорость биохимических реакций.

Кроме названных выше типов, есть еще фиксированные биоритмы. Под ними понимаются ритмы, длительность которых всегда равна 90 минутам. Это, например, эмоциональные колебания, смена фаз сна, периоды концентрации и обостренного внимания.

Особый интерес вызывает тот факт, что биологические циклы могут передаваться по наследству и обуславливаются генетически. Экология также оказывает на них влияние.

Виды биологических ритмов

С рождения человеческий организм подчиняется влиянию трех ритмов:

  • интеллектуального,
  • эмоционального,
  • физического.

Интеллектуальный биологический ритм человека определяет его умственные способности. Кроме этого, он отвечает за осторожность и рациональность действий в поведении. Сильнее всего прочувствовать влияние этого биоритма могут представители интеллектуальных профессий: преподаватели, ученые, профессора и финансисты. От интеллектуальных биоциклов зависит способность к концентрации и восприятию информации.

За настроение человека отвечает эмоциональный биоритм. Он влияет на восприятие и чувствительность, а также может преображать спектр ощущений человека. Именно из-за этого ритма люди склонны к смене настроения в течение дня. Он отвечает за творческое начало, интуицию и способность к сопереживанию. Женщины и люди с художественным складом более подвержены воздействию этого цикла. Эмоциональное состояние, вызванное колебаниями данного ритма, влияет на семейные отношение, любовь, секс.

Физический биоритм напрямую связан с работой организма человека. Он определяет внутреннюю энергию, выносливость, скорость реакции и метаболизма. Достигая своего пика, данный биологический ритм увеличивает способность организма к восстановлению. Особенную важность это представляет для спортсменов и людей, чья деятельность связана с физической активностью.


Смена биоритмов в течение дня

Самые заметные изменения биологических ритмов наблюдаются в течении полного дня. Они определяют благоприятные часы для работы, сна, отдыха, усваивания новой информации, приема пищи и занятий спортом. Так, например, период с 7 до 8 утра является самым удачным для завтрака, а время с 16 до 18 часов наиболее подходит для интеллектуальной работы.

Суточные биоритмы человека легко и быстро подстраиваются под часовые пояса. Процесс работы организма человека напоминает внутренние часы. И, как в случае перехода на зимнее время, при смене пояса организм сам «переводит стрелки» в нужном ему направлении.

Показатели биологических ритмов могут несколько колебаться в пользу индивидуальных особенностей человеческого организма. К тому же, существуют несколько хронотипов, которые обладают отличными суточными биоритмами.

Хронотипы человека

По характеру суточной активности выделяют три типа людей:

  • совы,
  • жаворонки,
  • голуби.

Примечательным является то, что лишь небольшой процент людей являются полностью хронотипичными. Подавляющее большинство представляют переходные формы между «совами» и «голубями» и «голубями» и «жаворонками».

«Люди-совы» обычно ложатся спать после полуночи, встают поздно и наиболее активно в вечернее и ночное время. Поведение «жаворонков» противоположно: они рано встают, раньше ложатся спать и более активны в начале дня.

С «голубями» все обстоит интереснее. Они встают позже, чем «жаворонки», но и спать идут ближе к полуночи. Их активность в течение дня более равномерно распределена. Принято считать, что «голуби» являются лишь адаптированной формой. То есть люди, которые живут с таким биологическим ритмом просто подстраиваются под график работы или учебы, в то время как два других хронотипа обладают своими особенностями с рождения.

Резкая смена распорядка дня может вызвать ухудшение самочувствия, неконтролируемые перепады настроения. Бороться с таким состоянием будет крайне сложно, а восстановить нормальный ритм функционирования организма трудно. Поэтому четкий режим дня - это не роскошь, а способ всегда быть в хорошем расположении духа.

Биологические ритмы внутренних органов человека

Особое значения для человека и его здоровья имеют не только биологические ритмы организма, но и отдельных частей. Каждый орган является самостоятельной единицей и работает в своем ритме, который также меняется в течение дня.

Время с 1 до 3 ночи считается периодом печени. С 7 до 9 утра лучше всего работает желудок. Именно поэтому завтра называют самым важным приемом пищи. С 11 до 13 часов дня самое благоприятное время для сердечной мышцы, поэтому тренировки, проводимые в это время, дают больший результат. С 15 до 17 часов активнее всего работает мочевой. Некоторые люди отмечают, что они испытывают более сильные и частые позывы в туалет в этот промежуток времени. Время почек начинается в 5 часов вечера и заканчивается в 7.

Сбить работу своих внутренних органов можно неправильным питанием, несоблюдением режима сна, чрезмерными физическими и психологическими нагрузками.

Способы расчета биоритмов

Если человек знает, как работает его организм, он может с большей эффективностью планировать свою трудовую, учебную и другие виды деятельности. Определить биоритмы здоровья достаточно просто. Результат будет верен для всех хронобиологических типов.

Для расчета точных биологически циклов организма нужно количество дней в году умножить на возраст, за исключением високосных годов. Затем количество високосных лет умножить на 366 дней. Оба получившихся показателя складываются. После этого нужно разделить получившееся число на 23, 28 или 33, в зависимости от того, какой ритм нужно рассчитать.

Как известно, каждое колебание биологического ритма проходит три стадии: фазу низкой энергии, фазу высокой энергии и критические дни. Если нужно узнать физическое состояние, то оно определяется 23-дневным циклом. Первые 11 дней будут днями хорошего самочувствия, большей устойчивости к стрессам, полового влечения. С 12 по 23 дней проявляется повышенная утомляемость, слабость, плохой сон. В этот период нужно больше отдыхать. Дни под номерами 11, 12 и 23 можно считать критическими.

Цикл в 28 дней определяет эмоциональные показатели. В первые 14 дней энергия будет высокой. Это благоприятное время для дружбы, любви и отношений. Человека будут переполнять эмоции, все творческие способности обострятся. Период с 14 по 28 станет временем упадка эмоциональных сил, пассивности, сниженной работоспособности. Критических дней в цикле всего два: 14 и 28. Они характеризуются возникновением конфликтов и снижением иммунитета.

Интеллектуальный цикл длится 33 дня. В первые 16 дней наблюдается способность мыслить ясно и четко, повышенная концентрация, хорошая память и общая умственная активность. В оставшиеся дни цикла реакции замедленны, наступает творческий спад и снижение интереса ко всему. В три критических дня цикла (16, 17, 33) становится крайне трудно сконцентрироваться, появляются ошибки в работе, рассеянность, возраст риск аварий и других происшествий из-за невнимательности.

Для более быстрого расчета можно воспользоваться калькулятором биоритмов человека. В Интернете можно найти много разных ресурсов, где помимо самих приложений для расчета, можно ознакомиться с отзывами реальных людей о них.

Знание биологических ритмов организма может помочь человеку в достижении его целей, гармонизации межличностных отношений и жизни в целом. Также это благоприятно скажется на физиологии и эмоциональном состоянии.

Е.С. Симакова

РУССКИЙ ЯЗЫК

ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ

ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

УДК 373:811.161.1

ББК 81.2Рус-922

Симакова, Елена Святославовна

С37 ЕГЭ–2017: Русский язык: 40 тренировочных вариантов

экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Е.С. Симакова. - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 319, с. - (ЕГЭ–2017. Большой сборник тренировочных вариантов) ISBN 978-5-17-096611-0 (ООО «Издательство АСТ») Вниманию школьников и абитуриентов предлагается поcобие для подготовки к ЕГЭ, которое содержит 40 тренировочных вариантов экзаменационных работ.

Каждый вариант составлен в соответствии с требованиями единого государственного экзамена, включает задания разных типов и уровня сложности.

В конце книги даны ответы для самопроверки на все задания части 1 и критерии оценивания задания с развёрнутым ответом части 2.

УДК 373:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 ISBN 978-5-17-096611-0 (ООО «Издательство АСТ») © Симакова Е.С.

© ООО «Издательство АСТ»


........................ 143 Инструкция по выполнению работы..... 5 Вариант 22......................... 150 Вариант 1.......................... 6 Вариант 23......................... 158 Вариант 24......................... 165 Вариант 2.......................... 13 Вариант 25......................... 172 Вариант 3.......................... 20 Вариант 26.................

–  –  –

Пособие предназначено для выпускников общеобразовательных организаций, абитуриентов, учителей. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену, а именно варианты тестов для самоконтроля, снабжённые ответами, рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.

Структура экзаменационной работы, типы заданий различной сложности в каждом варианте разработаны по «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по русскому языку» и «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку», составленными

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В каждый тест включены следующие задания:

Совершенствующие умение осознавать связь и последовательность предложений в тексте;

Формирующие способность определять и квалифицировать средства речевой выразительности;

Развивающие орфографические и пунктуационные навыки;

Повышающие речевую культуру учащихся, в том числе улучшающие знание норм современного русского литературного языка (орфоэпические, морфологические, синтаксические и другие нормы);

Обучающие сочинению на основе предложенного текста.

Выполнение тренировочных заданий служит подготовкой к тестированию: с одной стороны, обучающийся осваивает тестовую форму контроля, а с другой - повышает собственный уровень знания всех разделов науки о языке, приобретает и совершенствует необходимые для сдачи ЕГЭ умения. Пособие создаёт условия для систематической работы и планомерного повторения школьного курса русского языка.

Пособие включает 40 вариантов экзаменационных работ (всего 1000 заданий). Все задания снабжены ответами, которые помогут проконтролировать качество знаний.

В связи с возможными изменениями в формате и количестве заданий рекомендуем в процессе подготовки к экзамену обращаться к материалам сайта официального разработчика экзаменационных заданий - Федерального института педагогических измерений:

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха! ВАРИАНТ 1

Часть 1 Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

(1)В Норвегии сохранилось больше 20 церквей, построенных на закате эпохи викингов по весьма хитроумной технологии. (2)Викинги давно потеряли свою конкретно-историческую сущность и занимают место на полке рядом с троллями на правах неопределённой древности. (3)… у них есть история, конец которой пришёлся на XI век, когда Норвегия стала христианской. (4)По всей стране начали усердно строить деревянные церкви с хитроумной каркасной системой, позволяющей заменять любую сгнившую деталь или разобрать церковь на брёвнышки, как конструктор, и перевезти на другое место. (5)Поэтому церкви часто дарили королям или просто хорошим людям, покупали и продавали. (6)Чем богаче община, тем пышнее резные порталы, украшенные драконами и прочей старомодной нечистью - на тот случай, если вдруг христианские святые не помогут.

1) Конец эпохи викингов ознаменовался строительством деревянных разборных церквей.

2) Более 20 церквей, сохранившихся в Норвегии с эпохи викингов, имеют каркасную систему и могут быть разобраны и перевезены на новое место.

3) Разборные деревянные церкви с особой каркасной системой сохранились в Норвегии с конца эпохи викингов.

4) В XI веке Норвегия стала христианской, и по всей стране начали строить деревянные церкви с хитроумной каркасной системой, которые можно было продавать, покупать или дарить.

5) В разборных деревянных церквях в Норвегии резные порталы украшены не только изображениями христианских святых, но и драконами и нечистью.

Ответ:

–  –  –

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1) Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2) Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) история. История средних веков.

3) Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю.

4) Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю.

5) Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

–  –  –

Договоры о ДОВЕРИТЕЛЬНОМ управлении имуществом подопечного, связанные с недвижимостью, подлежат обязательной государственной регистрации.

ДОВЕРЕННОЕ лицо выполнило просьбу доверителя.

С возрастом британские котята у моих знакомых начали ДУРЕТЬ: они полысели и мех потерял блеск.

Народ стекался туда в кинозал, несмотря на БУДНИЙ день.

В ВАРОЧНОМ цехе было сыро и холодно.

–  –  –

8 РУССКИЙ ЯЗЫК: 40 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

–  –  –

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

«ТО(ЖЕ) мне герой!» - воскликнула (В)СЕРДЦАХ Тамара.

(И)ТАК, это (НА)РЕДКОСТЬ дивное растение нуждается в тщательном уходе.

Разведчик был (НА)ЧЕКУ и смотрел (В)ОБА.

(В)ПОСЛЕДСТВИИ курс доллара снизился, (НЕ)СМОТРЯ на прогнозы финансовых аналитиков.

По жизни они шли РУКА(ОБ)РУКУ, (ПО)ЭТОМУ легче преодолевали трудности.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Недюжи(1)ый ум, изыска(2)ые манеры и дисциплинирова(3)ость помогли Суворовы стать известным вое(4)чальником.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

2) Ты и песнь моя обручальная и звезда моя сумасшедшая. (Н. З.)

3) Печь была жарко натоплена и в ней варился обед… (М. Л.).

4) Физиономия его представляла к тому времени что-то резко свидетельствовавшее о характеристике и сущности всей прожитой им жизни. (Ф. Д.)

5) Кухарке приказали прибирать со стола как можно тише и не стучать посудой и ногами. (А. Ч.)

Ответ:

10 РУССКИЙ ЯЗЫК: 40 ТРЕНИРОВОЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ

А танк (1) всё увеличивая скорость (2) всё сильнее охватываемый (3) широко мотающимся по броне (4) огнём (5) тараном вонзился (6) вошёл в эту тьму (7) сомкнувшую орудие (8) стал поворачиваться вправо и влево на одном месте…. (Ю. Б.) Ответ:.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Между тем (1) в девичьей становится уже совсем темно, и Ковалёв (2) наконец (3) решается посмотреть, не едет ли Судак. (И. Б.) Был у неё незаурядный читательский талант, а (4) может (5) и своего рода гениальность. (Л. У.) Ответ:.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Казалось (1) что вечно будут стоять по горизонтам (2) эти бледно-синеющие тучки (3) под которыми (4) серели соломенные крыши (5) зеленели лозины (6) и пестрели разноцветные клетки окрестных полей. (И. Б.) Ответ:.

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер (4) закрыв лицо рукавами (5) низко пронёсся (6) вдоль опустевшей улицы. (В. Н.) Ответ:.

–  –  –

(1)В маленькой тёмной клетке с толстыми железными прутьями уже с десяток лет жила пара волков. (2)Хотя у многих обитателей зоопарка были имена, волки почему-то так и остались безымянными. (3)Волчица казалась совсем молодой, - она была худая, рыжеватая, высокая, с чуть косящими ярко-жёлтыми глазами. (4)Волк был крупный, с тяжёлой головой и тоже очень худой и плоский, как стиральная доска. (5)Длинная светлая грива закрывала его шею, и каждую весну во время линьки на ней подолгу висели безобразные клоки шерсти. (6)Он прихрамывал на обе задние лапы, и когда, вихляя, начинал ходить по клетке, то становился похож на инвалида, разбитого параличом. (7)В молодости волку удалось однажды убежать из клетки.

(8)Но преодолеть высокий каменный забор, которым был огорожен весь зоопарк, он так и не сумел. (9)Утром его поймали, снова загнали в клетку и долго били железным прутом. (10)После этого он стал постоянно подволакивать задние лапы.

(11)Волчица была очень привязана к нему, и он отвечал ей самой нежной и мужественной любовью, на какую только был способен. (12)Они часто играли друг с другом, как щенки, и волчица всегда успевала нежно лизнуть его в нос. (13)Волк редко сердился на неё, но если это случалось, то становился свирепым и страшным:

шерсть его подымалась дыбом, он морщил губы, открывая огромные, загнутые, как сабли, жёлтые клыки. (14)А волчица тут же падала по-щенячьи на спину и подымала вверх лапы в знак своей полнейшей покорности.

ВАРИАНТ 1 (15)Но чаще всего волки лежали и дремали, не обращая внимания на людей, и просыпались лишь тогда, когда рабочие начинали развозить мясо. (16)Знакомое поскрипывание тележки с мясом они улавливали мгновенно и преображались, - прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

(17)Каждую весну, в апреле или мае, волчица приносила детёнышей. (18)Но только один раз за всю жизнь ей удалось выкормить своих волчат, - она была счастлива в то лето… (19)Потом её детей, подросших и крепких, продали в цирк. (20)Она-то, конечно, этого не знала, но как больно, как тоскливо ей было тогда! (21)Будоража весь зоопарк, она выла днями и ночами, и ей подвывал волк. (22)Но ещё страшнее было тогда, когда её детёныши пропадали в тот же день, в который они появлялись на свет. (23)Ещё мокрые, не облизанные ею, они успевали только припасть к её разбухшим соскам, как приходили люди, длинными железными палками выгоняли волков в соседнюю клетку и забирали всех волчат. (24)Она выла, рычала, грызла в ярости сетку, но что она могла?! (25)После того, как уносили её детёнышей, волчица лежала целыми днями не двигаясь, как мёртвая, ничего не ела, ничего не ощущала, кроме изнуряющей боли в груди, переполненной молоком. (26)Но шло время, она постепенно оживала, будто и забывала о волчатах, снова начинала играть с волком и ласкала его порой так нежно, как ласкала бы своих исчезнувших детей.

(М. Д. Валеева*) * Майя Диасовна Валеева (р. 1962) - татарская писательница, автор книг о мире природы и человека.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В зоопарке паре волков не дали имён, хотя другие животные не оставались безымянными.

2) Волка жестоко избили за попытку побега, и теперь он, медленно передвигаясь по клетке, подволакивал задние лапы.

3) Ежегодно волчица приносила детёнышей, которых забирали и продавали в цирк.

4) Волки ненавидели людей и пугали их диким воем.

5) Если к клетке подходили люди, привозившие мясо, то волки прыгали на сетку, махая хвостами и поскуливая от нетерпения.

–  –  –

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20–23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

–  –  –

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Внутренние ритмы человека примерно соответствуют суткам: человек засыпает и просыпается с периодичностью 24 плюс-минус три часа. (2)Ориентируясь на зрение, мозг выбрасывает в кровь мелатонин - гормон сна, не позволяя организму отставать или опережать суточные ритмы. (3)При быстрой смене часового пояса выработка мелатонина сбивается с устоявшегося графика и биологические ритмы дрейфуют. (4)Сбои в смене дня и ночи нарушают и цикличность выработки кортизола - одного из гормонов бодрствования. (5)У большинства людей его уровень в крови нарастает с полуночи, достигая максимальной концентрации к 6–8 часам утра, когда почти прекращается выработка мелатонина. (6)…, если вовремя не засыпать, организм ответит сонливостью днём и бессонницей в ночное время. (7)Следствием хронического нарушения выработки этих гормонов становятся ожирение и заболевания сердца.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Суточные ритмы человека связаны с выбросами в кровь гормонов сна и бодрствования, нарушение режима ведёт к неправильной выработке этих гормонов и заболеваниям.

2) При быстрой смене часового пояса биологические ритмы человека сбиваются.

3) Регулирующие суточные ритмы человека гормоны мелатонин и кортизол определяют периоды сна и бодрствования человека, нарушения в их выработке отрицательно влияют на здоровье.

4) Мозг выбрасывает в кровь человека гормоны мелатонин и кортизол, ориентируясь на зрение.

5) Сбои в смене дня и ночи и хроническое недосыпание ведут к ожирению и заболеваниям сердца.

Ответ:

–  –  –

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОРГАНИЗМ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОРГАНИЗМ, -а, м.

1) Живое существо, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. Животные, растительные организмы.

2) Сложно организованное единство, целостность. Государственный организм.

3) Совокупность физических и духовных свойств человека. Крепкий организм.

Ослабленный организм.

–  –  –

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

АБОНЕНТ библиотеки получил книгу, присланную из столицы.

Матери на юбилей подарили сумочку их КРОКОДИЛЬЕЙ кожи.

КУЛАЧНЫЕ бои были старинным русским развлечением.

Племянником Анны оказался НЕПРИМЕТЛИВЫЙ и ко всему равнодушный мальчик.

Конфликт быстро разрешился, благодаря ПОЛИТИЧНОМУ подходу руководителя.

–  –  –

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Как и для акупунктурных точек) - организм готовится к пробуждению.

К 5ч утра начинает снижаться продукция , растет температура тела.

Незадолго до пробуждения, около 5:00 часов утра по географическому, реальному местному времени, в организме начинается подготовка к предстоящему бодрствованию: нарастает продукция "гормонов активности" - кортизола, адреналина. В крови увеличивается содержание гемоглобина и сахара, учащается пульс, повышается артериальное давление (АД), углубляется дыхание. Начинает повышаться температура тела, увеличивается частота фаз быстрого сна, растет тонус симпатической нервной системы. Все эти явления усиливаются под действием света, тепла и шума.

Утро

К 7-8 часам у "сов" - пик выброса в кровь кортизола (основного гормона надпочечников). У "жаворонков" - раньше, в 4-5 ч, у остальных хронотипов - около 5-6ч.

С 7 до 9 утра - подъём, физкультура, завтрак (приём пищи - после восхода Солнца).

9 часов - высокая работоспособность, быстрый счёт, хорошо работает кратковременная память.

С утра - усвоение новой информации, на свежую голову.

Через два-три часа после пробуждения - поберечь сердце.

9-10ч - время строить планы, "шевелить мозгами". «Утро вечера мудренее»

9 - 11 ч - повышается иммунитет.

Эффективны лекарства, усиливающие сопротивляемость организма болезням.

День

До 11 часов - организм в отличной форме.

12 - уменьшить физические нагрузки.

Активность головного мозга снижается. Кровь приливает к органам пищеварения. Постепенно начинает снижаться артериальное давление, пульс и мышечный тонус, соответственно, но температура тела растёт и дальше.

13 +/- 1 час - обеденный перерыв

13-15 - полуденный и послеобеденный отдых (обед, "тихий час", )

После 14 часов - минимальна болевая чувствительность, наиболее эффективно и продолжительно действие обезболивающих препаратов.

15 - работает долговременная память. Время - вспомнить и хорошо запомнить нужное.

После 16 - подъём работоспособности.

15-18 ч - самое время заняться спортом. Жажду, в это время, обильно и часто утолять чистой кипяченой водой, горячей-тёплой - в зимнее время (для профилактики простуд, желудочно-кишечных заболеваний и болезней почек). Летом можно и холодную минералку.

16-19 - высокий уровень интеллектуальной активности. Домашние дела

Вечер

19 +/- 1час - ужин.

Углеводная пища (натуральная - мёд и т.п.) способствует выработке особого гормона - серотонина, который благоприятствует хорошему ночному сну. Мозг активен.

После 19 часов - хорошая реакция

После 20 часов психическое состояние стабилизируется, улучшается память. После 21 часа почти в 2 раза возрастает количество белых кровяных телец (повышается иммунитет), температура тела понижается, продолжается обновление клеток.

С 20 до 21 - для здоровья полезна лёгкая физкультура, пешие прогулки на свежем воздухе

После 21 часа - организм готовится к ночному отдыху, температура тела понижается.

22 часа - время для сна. Иммунитет усилен, чтобы охранять организм во время ночного отдыха.

Ночь

В первой половине ночи, когда преобладает медленный сон, выделяется максимальное количество соматотропного гормона, стимулирующего процессы клеточного размножения и роста. Недаром говорят, что во сне мы растем. Происходит регенерация и очищение тканей тела.

2 часа - у тех, кто не спит в это время, возможно состояние депрессии.

2-4 часа - самый глубокий сон. Минимальны температура тела и уровень кортизола, максимально содержание мелатонина в крови.

Биологические ритмы - периодически повторяющиеся измене­ния характера и интенсивности биологических процессов и явле­ний в живых организмах. Биологические ритмы физиологических функций столь точны, что их часто называют «биологическими часами».

Есть основание полагать, что механизм отсчета времени заключен в каждой моле­куле человеческого тела, в том числе в молекулах ДНК, хранящих генетическую информацию. Клеточные биологические часы назы­вают «малыми», в отличие от «больших», которые, как считают, расположены в головном мозге и синхронизируют все физиологи­ческие процессы в организме.

Классификация биоритмов.

Ритмы , задаваемые внутренними «часами» или водителями рит­ма, называются эндогенными , в отличие от экзогенных , которые регулируются внешними факторами. Большинство биологических ритмов являются смешанными, т. е. частично эндогенными и час­тично экзогенными.

Во многих случаях главным внешним фактором, регулирующим ритмическую активность, служит фотопериод, т. е. продолжитель­ность светового дня. Это единственный фактор, который может быть надежным показателем времени, и он используется для установки «часов».

Конкретная природа «часов» неизвестна, но нет сомнений, что здесь действует физиологический механизм, который может вклю­чать как нервные, так и эндокринные компоненты.

Большинство ритмов формируются в процессе индивидуально­го развития (онтогенеза). Так, суточные колебания активности различных функций у ребенка наблюдаются до его рождения, их мож­но зарегистрировать уже во второй половине беременности.

  • Биологические ритмы реализуются в тесном взаимодействии с окружающей средой и отражают особенности приспособления орга­низма к циклично изменяющимся факторам этой среды. Вращение Земли вокруг Солнца (с периодом около года), вращение Земли вок­руг своей оси (с периодом около 24 ч), вращение Луны вокруг Зем­ли (с периодом около 28 дней) приводят к колебаниям освещеннос­ти, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля и т. п., служат своеобразными указателями, или датчиками, времени для «биологических часов».
  • Биологические ритмы имеют большие различия по частотам или периодам. Выделяют группу так называемых высокочастотных био­логических ритмов, периоды колебаний которых находятся в пре­делах от доли секунды до получаса. Примерами могут служить колебания биоэлектрической активности головного мозга, сердца, мышц, других органов и тканей. Регистрируя их с помощью спе­циальной аппаратуры, получают ценную информацию о фи­зиологических механизмах деятельности этих органов, которая используется также для диагностики заболеваний (электроэнцефа­лография, электромиография, электрокардиография и др.). К этой же группе можно отнести ритм дыхания.
  • Биологические ритмы с периодом 20-28 ч называются циркадианными (циркадными , или околосуточными), например, перио­дические колебания на протяжении суток температуры тела, час­тоты пульса, артериального давления, работоспособности человека и др.
  • Выделяют также группу биологических ритмов низкой часто­ты; это околонедельные, околомесячные, сезонные, окологодовые, многолетние ритмы .

В основе выделения каждого из них лежат четко регистрируе­мые колебания какого-либо функционального показателя.

Напри­мер: Околонедельному биологическому ритму соответствует уро­вень выделения с мочой некоторых физиологически активных веществ, околомесячному - менструальный цикл у женщин, сезон­ным биологическим ритмам - изменения продолжительности сна, мышечной силы, заболеваемости и т. д.

Наиболее изучен циркадианный биологический ритм, один из самых важных в организме человека, выполняющий как бы роль дирижера многочисленных внутренних ритмов.

Циркадианные ритмы высокочувствительны к действию различ­ных отрицательных факторов, и нарушение слаженной работы си­стемы, порождающей эти ритмы, служит одним из первых симптомов заболевания организма. Установлены циркадианные колебания более 300 физиологических функций организма человека. Все эти процессы согласованы во времени.

Многие околосуточные процессы достигают максимальных зна­чений в дневное время каждые 16-20 ч и минимальных - ночью или в ранние утренние часы.

Например: Ночью у человека самая низкая температура тела. К утру она повышается и достигает мак­симума во второй половине дня.

Основной причиной суточных колебаний физиологических фун­кций в организме человека являются периодические изменения возбудимости нервной системы, угнетающей или стимулирующей обмен веществ. В результате изменения обмена веществ и возни­кают изменения различных физиологических функций (рис.1).

Например: Частота дыхания днем выше, чем ночью. В ночное время понижена функция пищеварительного аппарата.

Рис. 1. Суточные биологические ритмы в организме человека

Например: Установлено, что суточная динамика температуры тела имеет волнообразный характер. Примерно к 18 ч температура достигает максимума, а к полуночи снижается: минимальное ее значение меж­ду часом ночи и 5 ч утра. Изменение температуры тела в течение суток не зависит от того, спит человек или занимается интенсив­ной работой. Температура тела определяет скорость биологических реакций , днем обмен веществ идет наиболее интенсивно.

С суточным рит­мом тесно связаны сон и пробуждение. Своеобразным внутренним сигналом для отдыха ко сну служит понижение температуры тела. На протяжении суток она изменяется с амплитудой до 1,3°С.

Например: Измеряя через каждые 2-3 ч на протяжении нескольких суток температуру тела под языком (обычным медицинским термомет­ром), можно довольно точно установить наиболее подходящий момент для отхода ко сну, а по температурным пикам определить периоды максимальной работоспособности.

Днем растет частота сердечных сокращений (ЧСС), выше артериальное давление (АД), чаще дыхание. Изо дня в день к моменту пробуждения, как бы пред­восхищая возрастающую потребность организма, в крови повыша­ется содержание адреналина - вещества, которое увеличивает ЧСС, повышает АД, активизирует работу всего организма; к этому времени в крови накапливаются биологические стимуляторы. Снижение концентрации этих веществ к вечеру - непременное условие спокойного сна. Недаром нарушения сна всегда сопровож­даются волнением и тревогой: при этих состояниях в крови нарас­тает концентрация адреналина и других биологически активных веществ, организм длительное время находится в состоянии «бое­вой готовности». Подчиняясь биологическим ритмам, каждый физиологический показатель в течение суток может существенно менять свой уровень.

Распорядок жизни, акклиматизация.

Биологические ритмы являются основой рациональной регла­ментации распорядка жизни человека, так как высокая работоспо­собность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если ритм жизни соответствует свойственному орга­низму ритму физиологических функций. В связи с этим необходи­мо разумно организовать режим труда (тренировок) и отдыха, а также прием пищи. Отклонение от правильного режима питания может привести к существенному увеличению веса, который в свою очередь, нарушая жизненные ритмы организма, вызывает измене­ние обмена веществ.

Например: Если принимать пищу общей кало­рийностью 2000 ккал только по утрам, вес снижается; если ту же пищу принимать в вечерние часы, увеличивается. Для того, чтобы сохранить вес тела, достигнутый к 20-25 годам, пищу следует принимать 3-4 раза в день в точном соответствии с индивидуаль­ными суточными затратами энергии и в те часы, когда появляется заметное чувство голода.

Однако эти общие закономерности иногда скрывают многооб­разие индивидуальных особенностей биологических ритмов. Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособнос­ти. Одни, так называемые «жаворонки», энергично работают в пер­вой половине дня; другие, «совы», - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но, рано просыпаясь, чувствуют себя бодрыми и работоспо­собными (рис.2).

Легче переносит акклиматизацию человек, если он принимает (3-5 раз в сутки) горячее питание и адаптогены, витаминные комп­лексы, а физические нагрузки увеличивает постепенно, по мере адаптации к ним (рис.3).

Рис. 2. Кривые ритма трудоспособности в течение суток

Рис. 3. Суточные ритмы протекания жизненных процессов при неизменных внешних условиях жизни (по Графу)

При несоблюдении этих условий может наступить так называе­мый десинхроноз (своеобразное патологическое состояние).

Явление десинхроноза наблюдается и у спортсменов, особенно у тренирующихся в условиях жары и влажного климата или среднегорья. Поэтому спортсмен, вылетающий на международные со­ревнования, должен быть хорошо подготовлен. Сегодня существу­ет целая система мероприятий, направленных на сохранение привычных биоритмов.

Для биологических часов человека важен правильный ход не только в суточных, но и в так называемых низкочастотных ритмах, например в околонедельном.

В настоящее время установлено, что недельный ритм вырабо­тан искусственно: убедительных данных о существовании врожден­ных семидневных ритмов у человека не обнаружено. Очевидно, что это эволюционно закрепленная привычка. Семидневная неделя ста­ла основой ритма и отдыха еще в древнем Вавилоне. За тысячеле­тия сформировался недельный социальный ритм: человек продук­тивнее работает в середине недели, чем в начале или в конце ее.

Биологические часы человека отражают не только суточные природные ритмы, но и имеющие большую продолжительность, например сезонные. Они проявляются в повышении обмена веществ весной и в снижении его осенью и зимой, в увеличении процента гемоглобина в крови и в изменении возбудимости дыхательного центра в весеннее и летнее время.

Состояние организма в летнее и зимнее время в какой-то степе­ни соответствует его состоянию днем и ночью. Так, зимой по срав­нению с летом снижалось в крови содержание сахара (аналогичное явление происходит и ночью), увеличивалось количество АТФ и холестерина.

Биоритмы и работоспособность.

Ритмы работоспособности, подобно ритмам физиологических процессов, по своей природе эндогенны.

Работоспособность может зависеть от многих факторов, дей­ствующих по отдельности или совместно. К этим факторам отно­сятся: уровень мотивации, прием пищи, факторы внешней среды, физическая готовность, состояние здоровья, возраст и другие факторы. По-видимому, на динамику работоспособности влияет и утомление (у элитных спортсменов - хроническое утомление), хотя не вполне ясно, каким именно образом. Утомление, возникающее при выполнении упражнений (тренировочных нагрузок), трудно преодо­левать даже достаточно мотивированному спортсмену.

Например: Утомление снижает работоспособность, а повторная тренировка (с интерва­лом в 2-4 ч после первой) улучшает функциональное состояние спортсмена.

При трансконтинентальных перелетах циркадианные ритмы различных функций перестраиваются с разной скоростью - от 2-3 дней до 1 месяца. Для нормализации циклично­сти до перелета необходимо каждый день сдвигать на 1 ч отход ко сну. Если это делать в течение 5-7 дней до отлета и ложиться спать в темной комнате, то удастся быстрее пройти акклиматизацию.

При прибытии в новый временной пояс необходимо плавно вхо­дить в тренировочный процесс (умеренные физические нагрузки в те часы, когда будут производиться соревнования). Тренировки не должны носить «ударный характер».

Следует отметить, что естественный ритм жизнедеятельности организма обусловлен не только внутренними факторами, но и вне­шними условиями. В результате исследований был выявлен волно­вой характер изменения нагрузок на тренировке. Прежние представ­ления о неуклонном и прямолинейном наращивании тренировочных нагрузок оказались несостоятельными. Волнообразный характер изменения нагрузок в процессе тренировок связан с внутренними биологическими ритмами человека.

Например: Различают три категории «волн» тренировок: «малые», охватывающие от 3 до 7 дней (или не­сколько более), «средние» - чаще всего 4-6 недель (недельные тре­нировочные процессы) и «большие», продолжающиеся несколько месяцев.

Нормализация биологических ритмов позволяет осуществлять интенсивные физические нагрузки, а тренировки при нарушенном биологическом ритме приводят к различным функциональным рас­стройствам (например, десинхронозу), а иногда и к заболеваниям.

Источник информации: В.Смирнов, В.Дубровский (Физиология физического воспитания и спорта).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама