THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

История Российского государства насыщена событиями различного рода. Наиболее значимые оставили след не только в летописях, но и в памятниках архитектуры и искусства, изучая которые можно пройтись по всем вехам становления нашей Родины. До сегодняшнего дня неистребим интерес людей к быту и жизни императоров и царей династии Романовых. Период их правления окружен роскошью, блеском дворцов с прекрасными садами и великолепными фонтанами. Начало было положено в XVII веке, когда юный царь Михаил Федорович Романов переехал жить в царские палаты Московского Кремля. Они не были столь великолепны, как сегодня, и не всегда являлись местом фактического проживания венценосных особ, но на современном этапе являются памятником величия российских правителей.

Романовы

Смутное время принесло России множество потрясений и невзгод, без твердой правящей руки монарха страну раздирали противоречия. История Романовых как царей начинается с 1613 года, именно тогда Земский собор выдвигает наиболее подходящую кандидатуру на престол. Михаил Федорович Романов, с точки зрения многих современников, был наиболее приемлемой кандидатурой. Он происходил из богатых бояр, являлся родственником последнего царя из рода Рюриковичей, не оставившего прямых наследников, и был лицом, которое не участвовало в гонке за власть, т. е. сохранил нейтралитет. Во внимание был принят и возраст будущего государя, который позволял достаточно легко им манипулировать для достижения политических целей. Фактически юный царь был запуган гонениями и опалой Бориса Годунова, он в свои 16 лет был болезненным и безвольным человеком, который подчинялся воле матери и отца беспрекословно. С момента избрания Михаил Федорович переселяется в царские палаты, которые за время его правления отстраиваются практически заново. Многие постройки, возведенные для Ивана III, на тот момент были фактически разрушены. В XVII веке Московский Кремль - это царский дворец, который становится местом сосредоточения всей политической и экономической жизни государства.

Царские палаты

Каждый по-разному понимает и представляет жизнь и быт царской семьи. Все русские люди уверены, что правящий страной человек должен занимать царские палаты. Значение слова и его определение всегда идет в превосходной степени. Это не просто жилье для группы людей - это самое большое, высокое, красиво оформленное помещение, где государь работает и отдыхает. В этом есть доля правды: царский дворец должен отражать величие всего государства, быть его визитной карточной, так как именно он служит местом приема иностранных посланников. В XVII веке Московский Кремль является городом внутри города. Там живут и работают сотни человек, располагаются многочисленные дома придворной знати, церкви, монастыри, министерства. Такое количество людей необходимо снабжать всем необходимым и поддерживать огромный административный аппарат в рабочем состоянии, следовательно, царские палаты соседствуют с мастерскими, кухнями, конюшнями, погребами и даже садами и огородами. Конечно, периметр Кремля охранялся с особой тщательностью, простому прохожему было не пройти, а просители, которые съезжались со всей страны, терпеливо ждали своей очереди за его стенами. Если исходить из дословного перевода, то жилые, высокие (2-3 этажа), каменные сооружения назывались не иначе, как царские палаты. Значение слова в русском языке, применительно к территории Московского Кремля, охватывает не одно помещение, а большую территорию с расширенным функционалом, которая разделяется на отдельные секторы, используемые по прямому назначению. Например, Теремной дворец служил в качестве опочивальни, престольного помещения, различных проходных хозяйственных построек и имел свою церковь и храм. Каждый вид помещений имел свое название и назначение: Патриаршая и т. д.

Теремной дворец

Русские архитекторы XVII в. (Константинов, Огурцов, Ушаков, Шатурин) создали уникальную по своей самобытности жемчужину в ансамбле всего Московского Кремля. Теремной дворец был построен с использование сохранившихся фрагментов предыдущего строения, чем и объясняется ступенчатая структура здания. В дальнейшем данный стиль часто применялся в истории развития русского зодчества. Наружная отделка дворца выглядит великолепно: белокаменные наличники, разноцветные изразцы с элементами геральдических рисунков, декоративные пилястры, особое внимание привлекает уникальная декоративная резьба. Второй этаж Теремного дворца отведен под царские палаты. Фотографии современных (восстановленных) интерьеров не способны передать богатство убранства комнат. Стены и своды каждой палаты выдержаны в едином цвете и расписаны декоративным орнаментом. В 1636 году строительные работы в Теремном дворце заканчиваются, но впоследствии к нему достраиваются прочие помещения, которые не портят общий вид здания. В год окончания работ на мужской половине дворца создается церковь Нерукотворного Спаса (Верхоспасский Собор), отделенная от Теремного дворца позолоченной решеткой. Самым древним сооружением комплекса является храм Рождества Богоматери (на Сенях), датируемый XIV веком. Он неоднократно перестраивался, но сохранился до наших дней. Все церкви - Воскресения Словущего, Екатерины и Распятская - гармонично вписаны в ансамбль Теремного дворца. Уникальные иконы, выполненные на шелковой ткани, и неповторимая стенопись придают культовым сооружениям самобытный вид.

Златоверхий теремок

Самая высокая часть Теремного дворца, с которой открывается удивительный вид Москвы, была построена для детей Михаила Федоровича - там они должны были заниматься. Теремок располагается над Престольной палатой государя. Помещение это просторное, светлое, с расставленными вдоль стен лавками. Служило оно также и для заседаний Боярской Думы, а иногда использовалось в качестве царского кабинета. Теремок по периметру окружен открытыми галереями для прогулок: с большие полноценные площадки, а длинная сторона представляет собой узкие проходы, которые снабжены только низкими парапетами. Отсюда все здание, равно как и весь древний город, виднелось как на ладони. Златоверхий теремок был построен в 1637 году, это уникальное творение русских зодчих. Комната очень богато украшена, но при этом является уютной и теплой, большие окна пропускали много света, цветные слюдяные камушки создавали причудливую игру различных красок. Карниз крыши украшает ажурная металлическая решетка, оконные наличники покрыты искусной белокаменной резьбой (как и во «взрослой» части палат), которая на каждом окне разная. Птицы, цветы, звери, разнообразные плоды и сказочные персонажи украшают рельефы, символизируя многообразие и богатство окружающего мира. Западный портал, открытый для обзора, украшен доской, которая содержит надпись о принадлежности данных хором государевым детям - царевичам Алексею Михайловичу и Ивану Михайловичу. Между текстом и по краям рельефа нанесен рисунок, способствующий пробуждению интереса к обучению и играм в указанной комнате. Изображение, с точки зрения современного человека, выглядит наивным и непритязательным, но мастерство его создателей сложно переоценить. Описывать Златоверхий теремок можно бесконечно, и основными тезисами будут: яркий, теплый, живой, великолепный.

Башенка

Вероятно, при строительстве теремка архитекторы подразумевали физическое возвышение государя над его землями. Царь смотрел на город с его высшей точки (если не брать в расчет т. е. находился между Богом и людьми, что позволяло ему оценивать ситуацию и принимать решения масштабного характера. Для любознательного царевича эта высота показалась полностью освоенной. Поэтому к терему с восточной части была пристроена «смотрильная башенка». Уровень пола этого небольшого сооружения совпадал с крышей наивысшей точки Теремного дворца. Строительство велось позднее, именно поэтому восточный портал терема был недоступен обзору, хотя изначально украшался так же красиво, как и западный. С башенки открывался лучший вид, но, вероятно, царевичам нравилось находиться выше отца и всех знатных бояр, которые занимали их комнату на непродолжительное время. Попасть туда можно было двумя путями: через Златоверхий теремок, который соединялся белокаменной лестницей с сенями башенки, образуя ход из восточного портала, или напрямую, из нижних палат. В этом случае посетитель попадал в небольшой тамбур рядом с теремком и уже оттуда по открытому пространству доходил до сеней, из которых мог подняться в рассматриваемое нами помещение.

Патриаршие палаты

Новоселье праздновали в середине 1655 года, на него пришла вся семья Романовых. Патриарх Никон пожелал, чтобы его помещения были выдержаны в максимально насыщенных тонах. Палаты построены в более классическом, «простом» стиле, однако это значительно компенсируется богатством декора здания и буйством красок примыкающего с востока храма Двенадцати Апостолов. Третий этаж с мелкими комнатками был достроен только к концу XVII века. Несколько белокаменных крылец, позволяющих выходить на открытые галереи, позолоченные ажурные коньки, великолепные фрески придавали Патриаршим палатам торжественный вид. Особенно оттенял позолоченное великолепие розовый цвет, в который Никон приказал покрасить стены своих апартаментов. Современный вид палат оставляет ощущение какой-то недосказанности, возможно, проект не был воплощен в жизнь полностью.

Потешный дворец

Палаты Романовых, при всем своем великолепии и просторе, не могли вместить всей семьи. Поэтому в 1651 году - по приказу нового Алексея Михайловича - на территории Московского Кремля начинается возведение нового здания, которое предназначено для проживания отца жены (тестя) И. Д. Милославского. Стоит отметить удивительную особенность строения - оно стало первым московским «небоскребом», т. к. состояло из четырех этажей. Уже в середине XVII века отмечалась нехватка площадей под застройку. Внутри первого этажа располагался сквозной проезд длиной 30 метров. Над жилыми комнатами для удобства хозяина была построена церковь Похвалы Богородицы со звонницами, алтарь которой выносился за пределы дворца при помощи кронштейнов. Он нависал над кремлевской улицей, таким образом, все церковные каноны были соблюдены. Милославский прожил в этом доме 16 лет, после чего дворец перешел в казну государства. Название «Потешный» он получил позже, в 1672 году, при Федоре Александровиче Романове, когда в него переселились сестры государя. Использовались помещения для забав царского двора (потех): здесь ставились первые театрализованные представления, откуда и пошло его название. Для удобства царской семьи Теремной и соединили закрытыми переходами.

Зарядье в Москве

Один из наиболее древних районов Москвы, который проходит между Варварской улицей и рекой, является историческим памятником уже только по своему местоположению. На данном участке расположены уникальные постройки русского зодчества - церкви, храмы и соборы, возведенные в XIV-XVIII веках. Но наибольшую туристическую популярность Зарядье в Москве получило в качестве места зарождения рода Романовых, российских царей. Название территории произошло от слова «ряд», имеются в виду торговые ряды, которые тянулись до Красной Площади. К сожалению, памятник не дошел до наших дней в первозданном виде, остались только палаты. Об остальных элементах дома и двора можно судить по сохранившимся описаниям быта боярского рода. Согласно преданиям, первый русский царь из дома Романовых родился именно в доме на Варварке, который в свое время построил его дед. Во время правления Ивана Грозного палаты были разорены стрельцами по приказу царя, в дальнейшем многократно страдали от пожаров и всевозможных перепланировок под монастыри и церкви. Музей был организован на этом месте только по указанию Александра II, в середине XIX века. История Романовых началась именно здесь. По структуре помещения палаты имели достаточно стандартный облик домов того времени. Подземную часть занимали подвалы и кладовые, там же находилась поварня, или кухня. Жилые помещения располагались выше: библиотека, кабинет, комната для занятий старших детей предназначались для мужчин. Женская половина дома была более просторной, со светлыми комнатами для рукоделия, причем боярские дочки занимались прядением и шитьем вместе со служанками. Дошедшие до наших дней украшения, посуда, мебель, шитье, предметы быта поражают простотой и изысканностью отделки. Палаты Романовых в Зарядье называют "старым государевым двором".

Царская палата Гатчина

Более поздние постройки, возводимые по приказу царской семьи, продолжают поражать своими размерами и великолепием. Только с XVIII-XIX века их называют не царскими палатами, а дворцами. Например, Гатчина. Дворец сей был построен по указанию Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Это место и проект будущего комплекса выбирался ими совместно, строительство официально было закончено в 1781 году, хотя опальный граф въехал в него раньше. В 1883 году, после смерти Орлова, Екатерина выкупила дворец у его наследников для Павла I. Каждый из семьи Романовых совершенствовал этот ансамбль для собственных нужд и перестраивал его с учетом новых технических достижений человечества. В настоящее время данный памятник архитектуры и истории находится в состоянии реставрации. Дворец очень сильно пострадал от рук фашистов в период Великой Отечественной Войны, некоторая часть экспонатов была вывезена в Германию.

Царское село

Начиная с Петра I, все императоры российские оставили свой след в истории формирования современного облика города Пушкин, вернее, его уникальных архитектурно-парковых объектов. До прихода к власти большевиков это место было известно как Царское Село. Александровский дворец, равно как и Екатерининский, вместе с прилегающими к ним территориями и комплексами зданий, являют собой настоящие произведения искусства! На территории современного музея встречаются все направления художественных стилей - от роскоши русского барокко до классицизма и более современных направлений XX века. Екатерининский дворец в позволяет почувствовать дух нескольких эпох правления дома Романовых. Екатерина Великая, Елизавета, Александр I - все оставили свой след в развитии внешнего облика и внутреннего содержания дворца. Не меньшее значение для целостности восприятия имеет прилегающая к ансамблю парковая территория, которая создавалась для каждого сооружения индивидуально. Эпоха правления Александра I, Николая II (последнего российского императора) связана с Александровским (Новым Царскосельским) дворцом. С исторической и архитектурной точки зрения данные объекты имеют не меньшее значение, чем Кремлевский дворец. Фотографии, видеоматериалы, постоянные экскурсии по всем местам пребывания дома Романовых пользуются неизменным спросом как внутри нашей страны, так и у многих иностранцев.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет».

Кафедра связей с общественностью, истории и политологии
Дисциплина: «Отечественная история»
Реферат на тему :

«Быт царской семьи в XVII веке»

Выполнила студентка

Факультета Предпринимательства и финансов

Курс 1

Группа № 3354

Русакова Екатерина

Владимировна
Научный руководитель

Гончаренко Н.А.

Санкт- Петербург

2005 г.
Содержание

Введение ………………………………………………………….3

1.Исторические особенности устройства быта

русских царей в XVII в. …………………………………………………4

2. Общие понятия о дворце …………………………………………...5

2.1. Внешний вид дворца …………………………………….5

2.2. Резное деревянное дело ……………………………….6

2.3. Общий обзор внутреннего убранства комнат ……….8

2.4. Комнатная живопись ……………………………………10

2.5. Частный обзор некоторых комнат ……………………13

3. Развлечения царской семьи ………………………………………17

4. Облик и быт дворцов Кремля эпохи XVI-XVII веков …………..18

5. Расписание дня ………………………………………………………20

Заключение ………………………………………………………………25

Введение:

Наша страна имеет великую, многовековую историю, которой мы по праву можем гордиться. За годы исторического развития российского государства, неоднократно были моменты, которые, несомненно, можно назвать героическими, требовавшие максимального напряжения моральных сил и привлечения огромных материальных средств. Однако, изучая различные исторические эпохи, мы часто забываем про повседневный быт людей живших в те далекие времена. А именно этот повседневный быт был выражением всех общественно-исторических формаций, сменившихся за долгую историю российского государства. Изучение экономических основ и политических отношений без исследования домашнего быта и традиций людей, проживающих в изучаемое нами время, значительно обедняет представления о нем. Одним из первых отечественных историков, обративших внимание на повседневную жизнь людей, был профессор Московского Университета Иван Егорович Забелин, писавший: «В настоящее время большое значение, при теперешнем направлении исторических работ, получает изучение домашнего быта отживших поколений. Выводы науки раскрывают истину, что домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки его развития и всевозможных явлений его жизни, общественной и политической, или государственной…» 1 .

Советская историография, основанная на принципах исторического материализма, ведущим законом которого является представление об экономических основах общественно-политических формаций, уделяла недостаточное внимание повседневной жизни людей. Только в последние годы появились общедоступные исследования, посвященные этому вопросу. Реферат посвящен изучению повседневной жизни царской семьи в ранний и наименее изученный период зарождения и становления российского государства – XVII век.

1. Исторические особенности устройства быта русских царей в XVII в.

В середине XVII века в российском государстве окончательно складывается и юридически оформляется самодержавная монархия. На Земском соборе 1648 – 1649 гг. принято Соборное уложение в котором содержалось постановление об охране чести и здоровья царя, о порядке проведения суда и исполнении наказаний. За действия, направленные против государственного порядка, собственности и жизни государя полагалась смертная казнь. 1

Домашний быт народа и царей во внутреннем развитии страны составляет внешнее выражение ее существования. В бытовых уставах, порядках, в его нравственных началах кроются основы всего общественного строя. Так, наиболее заметный тип истории есть “государь” в общем смысле, как собственника, владельца или хозяина. «Этот тип рассматривается в трёх его главных видах: быт лучших людей, быт средних людей и быт младших людей» 2 . В древнем домашнем быте царей раскрывается верховное значение этого типа и потом постепенно ведётся к младшей его ветви – к детям боярским, рядовой княжеской дружине.

По своему политическому устройству Россия XVII века – самодержавная монархия. 3

Наиболее полно быт русского великого государя выразился к концу семнадцатого столетия. Но как ни были широки и царственны его размеры в общих чертах и в общих положениях, он нисколько не удалился от типичных, исконных очертаний русской жизни. Московский государь оставался все тем же князем - вотчинником. Вотчинный тип отражался во всех порядках его домашней жизни и домашнего хозяйства. Это был простой деревенский, и, следовательно, чисто русский быт, нисколько не отличавшийся в основных чертах от быта крестьянина, быт, свято сохранявший все обычаи и предания. Имя государь ассоциировалось с домашней жизни, с хозяином-собственником и отцом семейства. «Ещё в «Русской правде» словом государь, господарь обозначается, вместе со словом господин, хозяин собственности, домовладыка, вотчинник. Господарь было лицо, совмещавшее в своём значении понятия о главе дома, о непосредственном правителе, судье, владельце и распорядителе своего хозяйства» 2 .

1.1. Внешний и внутренний вид дворца.

Дворцы XVII столетия представляли собой здания разнообразной величины, разбросанные повсюду соизмеряясь прежде всего с соображениями удобства. Таков был внешний вид дворцов в конце XVII. «В связи с этим, дворец не имел фасада. Здания теснились друг подле друга и ещё более увеличивали пестроту своими разнообразными крышами в виде шатров, скирдов, бочек, с узорчитыми трубами, искусно сложенными. В иных местах возвышались башенки с орлами, единорогами и львами вместо флюгеров» 1 . По свидетельству итальянца Барберини (1565 г.), кровли и куполы на царском дворце были покрыты золотом, по карнизу Средней Золотой пататы вокруг шла надпись “В лето 7069 августа. Повелением благочестивого христолюбивого. Московского, ноугородского. царя казанского. и царя астраханского. государя псковского и великого князя тверского. югорского. пермского. вяцкого. болгарского. и иных государей земли ливонские. града юрьева и иных. и при его благородных чадех. Царевече иване: и царевече феодоре иоановиче всея России самодержце”.

«Кровля Каменного Терема первоначальна была украшена в 1637 г., репьями, наведёнными золотом, серебром и краскам».(Расходные книги Казённого приказа в Арх. Оружейной палаты, №958). Впоследствии она была вызолочена.

Особенно, в большей степени проявлялась вычурная пестрота и узорочность, как во внешних архитектурных украшениях и разного рода орнаментах, распологавшихся обыкновенно по карнизам, или подзорам зданий в виде поясов, лопаток или пилястр и колонок; также у окон и дверей в виде сандриков, наличников, капителей, узорочно-вырезанных из дерева в деревянных и из белого камня в каменных зданиях. В резьбе этих орнаметов между листьями, травами, цветами и различными узорами не последнее место занимали эмблематические птицы и звери. (Архив историко-юридических сведений, относящихся до России, изд. Н.Калачовым. М.,1854. Отд. V. С. 33.)


1.2. Резное деревянное дело.

В украшениях княжеских и боярских хором резное дело выказывало больше затейливости, но характер художества, в своих приёмах, оставался тот же. Рисунок или ознаменка вполне зависела от иконописного стиля, всегда почти по трафарету переводившего заученные образцы. В резьбе преобладалась вырезка вполне простых геометрических фигур: зубчиков, городков, клепиков, желобков и т.п. Превосходный и самый характерный памятник древней русской резьбы есть деревянное царское место в московском Успенском соборе 1 . Вместе с другими подобными памятниками, оно даёт самое полное и верное понятие об архитектурных типах своего времени и о характере резных узоров, какими украшались царские хоромы. Резное дело с тем же своенародном характером сохранилось до второй половины XVII ст., когда при царе Алексее, на смену старины, к нам принесла резьба немецкая, фигурная, в стиле Возрождения, по вымыслу немецкого инженера-архитектора Декенпина в 1660 г. Затем, в 1668 г. в том же стиле украшены хоромы Коломенского дворца и столовая царевича Алексея Алексеевича во дворце Кремлёвском. Рейтенфельс, бывший в Москве в 1670 г., вообще замечает о Коломенском дворце, что он “так превосходно украшен был резьбою и позолотою, что подумаешь - это игрушечка, только что вынутая из ящика”. В 1681 г. расписаны и раззолочены были новые хоромы царя Фёдора Алексеевича, построенные у северовосточного угла Теремного Дворца 2 . На другой год, в апреле 1682 г., незадолго перед смертью царя, на этих хоромах “прописаны розными цветными красками снаружи чердаки с двух сторон, от Каменных Теремов, другая сторона от церкви Живоносного Воскресения” 1 . На оконных ставнях были изображены цветы, травы, птицы, а также звери. В том же характере украшались и наличные стены каменных зданий. Так украшены были в 1667 г. все здания, составляющие лицо дворца со стороны Соборной площади, т.е. Благовещенская паперть, Красное крыльцо и Грановитая палата. Вырезка по белому камню фряжских трав. (Дела Дворцовых приказов, 17 столетие, в Арх. Оружейной палаты), которые потом покрывались красным золотом и цветными красками до сих пор могут служить образцом старинной фрящины в украшениях. Таким же образом был расписан и Каменный Терем, сохранивший доселе во многом свой прежний вид. Крыльцо, ведущее в Терем, называлось Золотым. Наружные украшения Терема несколько раз были возобновленны при царях Алексее Михайловиче и при его сыне Фёдоре. Также на всех воротах дворца, снаружи и со внутренней стороны, т.е. со двора, стояли иконы, писанные на досках. Так, например, на Колымажных воротах с одной стороны стоял образ Воскресения, а с другой-Пресвятыя Богородицы Смоленской.


1.3. Общий обзор внутреннего убранства комнат.

Все, что служило украшением внутри хором или составляло их необходимую часть, называлось нарядом. Су­ществовало два вида наряда: хоромный и шатерный. Хоромный еще на­зывался плотничьим, т.е. оттесывали стены, потолки и стены, обшивали красным тесом, делали лавки, подати и проч. Этот простой плотничий наряд получал особую красоту, если комнаты убирались столярной резьбой. Шатерный же наряд состоял из уборки комнат сукном и другими тканями. Большое внимание уделялось потолкам. Существовало два вида украшения потолков: вислый и слюдяной. Вислый – деревянная резьба с рядом навесных деталей. Слюдяной – убранство слюдой с резными украшениями из жести. Украшение потолков сочеталось с украшением окон. Пол настилали досками, иногда мостили дубовым кирпичом.

Обычной мебелью в царских хоромах были лавки, которые устраивались подле стен, вокруг всей комнаты или палаты, даже иногда около печей. Под лавками делали рундуки с затворками, вид небольших шкафов. Такие рундуки под лавками устроены были в 1683 г. в передней комнате царя Петра Алексеевича.

Печи были изразцовые, или «образчатые, ценинные» (Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России в Записках Спб. Археологического общества (1853 г. Т. 6. Отд. 1)) из синих изразцов и муравленные или зелёные из зелёных. В семнадцатом столетие упоминаются также печи польские зелёные. Печи ставились четырёхугольные, круглые, плоские, форма изразцов была разнообразна: на них изображались травы, цветы, люди, животные и разные узоры. Несмотря на чистую, гладкую отделку хором, стены, потолки, лавки, полы почти никогда не оставались голыми. Их драпировали разноцветными сукнами. Иногда стены и потолок по полстям обивали зелёным атласом: таким атласом обиты были комнаты царицы Натальи Кирилловны и царевича Алексея Петровича в 1691 г., поэтому они и назывались атласными комнатами. Во время царя Алексея Михайловича золочёными басменными кожами, с вытесанными травами, цветами и животными, были обиты некоторые его комнаты. Такими кожами также были обиты: в 1666 г. двери государевой Комнаты и третьей в Теремах, в 1673 г. верхняя избушка, что над Крестовою, у царицы Натальи Кирилловны, и серебреными кожами комната царевича Петра, в 1681 г. золотными кожами комнаты и сени в новых деревянных хоромах царя Фёдора Алексеевича, построенный в это время подле Теремов и Воскресенской церкви 1 .

В важных случаях, во время посольских приёмов или в торжественные дни и царские праздники, весь хоромный наряд получал совершенно иной вид. Тогда, вместо сукон, которыми убирались комнаты в обыкновенное время, стены наряжали богатыми золотыми и шёлковыми материями, аксамитами и т.п., а полы - персидскими и индийскими коврами. Кроме торжественных приёмов и праздничных дней, богатый хоромный наряд употреблялся и при других случаях, особенно важных в семейной жизни государя. Выходные царские книги 1662 г. описывают этот наряд следующим образом: «Сидел государь в больших креслах, а в Золотой был наряд с Казённого двора: на столе ковёр серебрён червчётой земле, полавошники золотные, что с разводами, на кониках ковры золотые, на дву окнах ковры шитые золотные, по белому атласу, на третьем окне ковёр кизылбаской золотной».

1.4. Комнатная живопись.

Гораздо замечательнее другой род древних хоромных украшений – именно комнатная живопись, стенное и подволочное письмо, служившее самым великолепнейшим и с половины XVII ст., довольно обыкновенным украшением царским приёмных палат и постельных хором. В XVII веке оно известно было под именем бытейского письма. Это название уже достаточно объясняет, какие именно предметы изображались на стенах и плафонах царских палат.

По характеру своего образования – религиозного, богословского – русский человек любил олицетворять притчи и церковные бытия, изображениями которых и украшал свои хоромы. При отсутствии эстетического элемента в своём образовании он не знал и искусства в том значении, какое придаёт ему современность, поэтому в притчах и бытиях, которые изображались на стенах его палат, он желал видеть прежде всего назидание, поучение, душевную пользу в религиозном смысле, а не услаждение взора прекрасными образами, которые относились к соблазну и всегда заботливо устранялись. Эволюционные процессы, происходившие в государственном строе России в XVII веке, ломка традиционного мировоззрения, заметно выросший интерес к окружающему миру, тяга к «внешней премудрости» отразились на общем характере русской культуры. Способствовали изменениям и необычайно расширившиеся связи страны с Западной Европой. Расширение тематики изображений, увеличение удельного веса светских, исторических сюжетов, использование в качестве «образцов» западноевропейских гравюр, позволяли художникам творить с меньшей оглядкой на традиции, искать новые пути в искусстве. Однако нельзя забывать и того, что золотой век древнерусской живописи остался далеко позади. Подняться вновь на вершину в рамках старой системы было уже невозможно. Иконописцы оказались на перепутье. Начало XVII века ознаменовалось господством двух художественных направлений, унаследованных от предыдущей эпохи. Одно из них получило название «Годуновской» школы, поскольку большинство известных произведений этого направления было выполнено по заказу царя Бориса Годунова и его родственников. «Годуновский» стиль в целом отличает тяготение к повествовательности, перегруженность композиции деталями, телесность и материальность форм, увлечение архитектурными формами.

Другое направление принято называть «Строгановской» школой. Большинство икон этого стиля связанны с заказами именитого купеческого рода, Строгановых. Строгановская школа – это искусство иконной миниатюры. Не случайно её характерные черты ярче всего проявились в произведениях небольших размеров. В Строгановских иконах с неслыханной для того времени дерзостью заявляет о себе эстетическое начало, как бы заслонившее культовое назначение образа. Не глубокое внутреннее содержание, той или иной композиции и не богатство духовного мира персонажей волновали художников, а красота формы, в которой можно было всё это запечатлеть.

Элементы своеобразного реализма, наблюдавшиеся в живописи Строгановской школы, получили развитие в творчестве лучших мастеров второй половины XVII века – царских иконописцев и живописцев Оружейной палаты. Их признанным главой был Симон Ушаков.

XVII столетие завершает более чем семивековую историю древнерусского искусства. С этого времени древнерусская иконопись прекратила существование как господствующая художественная система.

В это время в портрете стараются запечатлеть свой образ все именитые люди страны. Царские иконописцы Симон Ушаков, Фёдор Юрьев, Иван Максимов писали портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина и многих других изображений. Так, под надзором Симона Ушакова, производилось украшение хором Алексея Михайловича стенным и травным письмом.

Сегодня нас приучили думать, будто цветные витражи в окнах домов и соборов являются типичной принадлежностью лишь исключительно западноевропейских зданий. Выясняется, что такая мысль неверна. Цветные, узорные и раскрашенные оконные стекла также использовались в "монгольском" быту в Руси-Орде XVI века.

В XVII столетии слюду в окнах стали украшать живописью. Так, в 1676 году велено было живописцу Ивану Салтанову написать в хоромы царевича Петра Алексеевича оконницу по слюде "в кругу орла, по угламъ травы; а написать такъ, чтобъ изъ хоромъ всквозе видно было, а съ надворья въ хоромы, чтоб не видно было" 1 . В 1692 г. велено было прописать о кончине в хоромы царевича Алексея Петровича, чтобы сквозь их не видеть. Различные изображения людей, зверей и птиц, писанные красками, можно также видеть и на слюдяных оконницах, оставшихся от Переславского дворца Петра Великого.

Практиковалось отопление помещений при помощи труб, проложенных в стенах и полах. По трубам поступал горячий воздух. "Верхние этажи деревянных хором по большей части нагревались проводными трубами из печей нижних ярусов. Трубы эти были также изразцовые с душниками... Все большие царские полаты, Грановитая, две Золотые, Столовая и Набережные, точно также нагревались проводными трубами из печей, устроенных под ними в подклетах.

1.5. Частный обзор некоторых комнат.

Комната, в собственном значение, была кабинетом или вообще таким помещением, в котором оставались большую часть дня. У государя в комнате, где он принимал обыкновенно доклады, ровно и в комнатах взрослых царевичей, стол покрывался красным сукном и убирался разными предметами, необходимыми для письменных занятий. На нём стояли часы, лежали книги, какие требовались к делу, у государя, например «Книга Уложения», лежали разные бумаги в тетрадях, в столбцах и в свитках. Перья государь употреблял традиционные для того времени, лебяжьи. Знатные люди в то время редко писали гусиными. У царя Михаила Фёдоровича была «книженка в серебре», которую в 1676 г. царь Фёдор Алексеевич взял к себе в хоромы. Царю Алексею Михайловичу, когда он был царевичем, боярин князь Иван Борисович Черкасский поднёс «свист серебрян финифты». В числе письменных принадлежностей его комнатного стола находились также «часы в собачке немецкие, под ними в шкатулке черниленка да песочница, ножичек, ноженки». Необыкновенно богато была украшена книженка царевича Ивана Михайловича. Она была оправлена золотом и осыпана дорогими камнями. В 1683 г. царевне Софье Алексеевне подана в комнату «шкатулка, что письма кладут и с чернильницею, и с ножницы, и с косточкую, чем письма отправляют».

Основные комнаты царской половины были: Передняя, Комната (кабинет), Крестовая, Опочивальня и Мыленка. Мне хотелось бы остановить свой взгляд на опочивальне, потому что эта комната имела самое богатое убранство по тем временам. Итак, опочивальня. Главным предметом убранства постельной комнаты была кровать «постеля».

Кровать соответствовала прямому значению этого слова, т.е. она служила кровом и имела вид шатра. Шатер расшивался золотом и серебром. Завесы были отделаны бахромой. Помимо завесов, в головах и в ногах кровати привешивались застенки (род драпировки). Застенки тоже вышивались золотом и серебряным шелком, украшались кистями, на них изображали людей, зверей и разные диковинные травы и цветы. Когда в XVII в. пошла мода на немецкую фигурную резьбу, кровати стали еще более красивыми. Их стали украшать коронами, венчавшими шатры, гзымзами (карнизы), шпренгелями, яблоками и пуклями (род шара). Вся резьба по обыкновению золотилась, серебрилась и расписывалась краской.

Такую кровать можно посмотреть в Большом Кремлевском дворце, и хотя, та кровать относиться к более позднему времени, но идея, в общем, отражена.

Цены на царские кровати колебались от 200р. до 2р. Самая дорогая и богатая кровать в Москве семнадцатого столетия стоила 2800р. и была послана Алексеем Михайловичем в дар персидскому шаху. Эта кровать была украшена хрусталем, золотом, слоновьей костью, черепаховым панцирем, шелком, жемчугом и перламутром.

Если так богато устраивались кровати, то не с меньшей роскошью убиралась и сама постель. Причем для особых случаев (свадьба, крестины, рождение ребенка и т.д.) существовала своя постель. Итак, постель состояла: хлопчато-бумажный тюфяк (бумажник) в основании, взгловья (длинная подушка во всю ширину постели), две пуховые подушки, две маленькие пуховые подушечки, одеяло, покрывало, под кроватью стелился ковер. У многих существует представление, что опочивальни тех времен были увешаны иконами. Это не так, для молебна служили крестовые комнаты, которые выглядели как маленькие церкви из-за количества икон. В опочивальне же был только поклонный крест.

Три, иногда четыре комнаты рядом, одна возле другой, в одной связи, служили весьма достаточным помещением для Государя.


Как сказано, эти комнаты были не особенно обширны. Своим простором они равнялись крестьянской избе или крестьянской клети, т. е. имели ширину и длину всего в 3 сажени (1 сажень = 2,134м.), т. е. в 9 аршин (1 аршин = 0,71м.), как и теперь ставятся крестьянский избы, и всегда было в них наружу три окна. И внутри они уподоблялись той же избе, потому что у стен обязательно в них устраивались обычные лавки. Стульев в то время еще не употребляли. Бывало в комнате одно лишь кресло для самого Государя.
Точно так же были расположены и хоромы царицы, которые ставились отдельно от хором царя, но соединялись с ними сенями или переходами. У царицы после Передней следовала Крестовая, а потом уже Комната. Особые хоромы с такими же комнатами ставились и для государевых детей и также соединялись
Государь вставал обыкновенно в четыре часа утра. Постельничий, при помощи спальников и стряпчих, подавал государю платье и убирал (одевал) его. Умывшись, государь тотчас же выходил в Крестовую, где его ожидали духовник или крестовый поп и крестовые дьяки. Духовник или крестовый священник благословлял государя крестом.

Окончив утреннюю крестовую молитву, государь, если почивал особо, посылал дежурного слугу к царице в хоромы спросить ее о здоровье, как почивала? Потом сам выходил здороваться с нею в ее Переднюю или Столовую. После того они вместе слушали в одной из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню.

В домашней жизни цари представляли образец умеренности и простоты. По свидетельству иностранцев, к столу царя Алексея Михайловича подавались всегда самые простые блюда, ржаной хлеб, немного вина, овсяная брага или легкое пиво с коричным маслом, а иногда только одна коричная вода. Кроме постов, он ничего мясного не ел по понедельникам, средам и пятницам. Таким образом, его отношение к еде было строже, чем у многих монахов. За обыкновенным столом государя в мясные и рыбные дни подавалось около семиде­сяти блюд, но почти все эти блюда расходились на подачи боярам и другим лицам, которым государь рассылал эти подачи, как знак сво­его благоволения и почести.

После вечерни иногда также слушались дела и собиралась Дума. Но обыкновенно все время после вечерни до вечернего кушанья или ужина, государь проводил уже в семействе или с самыми близкими людьми.

Во дворце была особая Потешная Палата, в которой разного рода потешники забавляли царское семейство песнями, музыкою, пляскою, танцами на канате и другими «действами». В числе этих потешников были: веселые (скоморохи), гусельники, скрыпотчики, домрачеи, органисты, цымбальники. Во дворце жили также дураки-шуты, а у царицы - дурки - шутихи, карлы и карлицы. Они пели песни, кувыркались и предавались разного рода веселостям, которые служили немалым потешением государеву семейству продолжалась после обеда до вечера. Лето государь проводил большею частью в загородных дворцах, развлекаясь охотою и хозяйством. Зимою он ходил иногда сам на медведя или на лося, охотился за зайцами.

2. Развлечения царской семьи.

2.1. Театр

Среди новых жанров, выражавших рост самосознания, особое место занимает драматургия. Первые театральные представления состоялись в 1672 году в придворном театре царя Алексея Михайловича, где ставились пьесы на античные и библейские сюжеты. Основоположником русской драматургии явился С. Полоцкий, пьесы которого (комедия «Притча о блудном сыне» и трагедия «О Навуходоносоре – царе») поднимали серьёзные нравственные, политические и философские проблемы.

Царю понравились театральные представления. В дощатом театре представляли перед царём балеты и драмы, сюжеты которых были заимствованы из Библии. Эти библейские драмы были приправлены грубыми шутками; так, в «Олоферне» служанка, увидев отрубленную Юдифью голову ассирийского воеводы, говорит: «бедняжка, проснувшись, очень удивится, что у него унесли голову». Это была по существу, первая театральная школа в России.

В 1673 году в постановке Н. Лима был впервые представлен «Балет об Орфее Эвридике» при дворе Алексея Михайловича, положивший начало периодическим показам спектаклей в России, возникновение русского балетного театра.

А по городам и сёлам ходили бродячие артисты – скоморохи, гусляры – песенники, поводыри с медведями. Большой популярностью пользовались кукольные представления с участием Петрушки.

2.2. Музыка.

Сложился стереотип, что музыкальные органы - типичная принадлежность исключительно западноевропейского быта. Однако, такая мысль неверна. Органы были распространены и в России. Еще при Михаиле Фёдоровиче был вызван в Москву органный игрец Иван, чтобы устроить во дворце органную потеху. Быть может, он был и мастером этих инструментов и тогда же занялся их постройкой, если не привез с собою уже готовых... В XVII столетии вместе с органами привезены были во дворец и клавикорды или цимбалы... Далее "органы и цимбалы" упоминаются уже как самые обычные предметы дворцовых потех... В 1617 г. упоминаются органы, стоявшие в Потешной Палате; далее в 1626 году "в государскую радость", т.е. во время свадьбы царя, в Грановитой Палате играли на цимбалах и на органах...

К сожалению, отсутствуют описания органов, которые стояли в Грановитой и в Потешной Палатах. В казне Оружейной Палаты в 1687 г. хранились уже обветшавшие и испорченные "органы четырехголосные с рыгаломъ, а в техъ органахъ 50 труб нетъ, а на лицо трубъ 220; кругомъ резьбы нетъ, клеветура поломаны 1 ". Впоследствии органное дело стало обыкновенным делом и для московских дворцовых мастеров, так что государь посылал уже органы, как диковину, в подарок к персидскому шаху. В первый раз органы московской работы были туда посланы в мае 1662 г.

3. Облик и быт дворцов Кремля эпохи XVI-XVII веков.

Облик и быт дворцов Кремля эпохи XVI-XVII веков плохо отвечает картине, внушаемой нам позднейшими историками. Они противоречат сохранившимся документам.

Начиная с XVIII века, историки рисуют нам довольно варварскую картину быта московских царей эпохи XIV-XVII веков. Дескать, диковатая страна, долгое время находившаяся под тяжелым игом злобных ордынско-монгольских завоевателей. Снега, медведи, довольно примитивный уклад жизни, даже при царском дворе. Однако знакомство с документами, уцелевшими после многочисленных романовских чисток, вскрывает существенно другой облик старой Руси. Оказывается, что иконы писанные русскими иконописцами в конце XVII ст. приняты были в Европе за памятники X или XII веков. Скорей всего хронологический сдвиг примерно на 500-600 лет объясняется тем, что русские иконописцы рисовали в XVII веке наверное очень примитивно, как первобытные дикие народы. "Подобные изображения XVI и XVII ст., и в барельефах, и в целых фигурах, очень часто напоминают то первобытное искусство, какое находим только или у народов глубокой древности, или у дикарей, вообще на первой ступени гражданского развития". С точки зрения новой хронологии никаких противоречий тут нет. "Странная схожесть" искусства XVII века и якобы X-XII веков объясняется тем, что многие поздние произведения были неверно датированы историками эпохи XVII-XVIII веков, и в результате "уехали вниз" во времени. Породив "в далеком прошлом" фантомный отблеск эпохи XV-XVII веков.

Еще в начале XVII века царь Борис Годунов посылает 18 молодых боярских людей в Лондон, Любек и во Францию учиться иноземным языкам, а молодые англичане и французы ездили в Москву учиться русскому 1 .

Если ряд загородных монастырей представлял около столицы ряд укреплений, то Кремль, царственный замок, жилище великого государя, представлялся большим монастырём, потому что был наполнен большими, красивыми церквями, среди которых расположен был царский дворец – пёстрая масса зданий самой разнообразной величины, разбросанных без всякой симметрии, единственно по удобству.

Довольно много в Кремле XVII века оставалось астрономических изображений. В столовой, построенной царем Алексеем в 1662 году, в подволоке написано было звездотечное небесное движение, двенадцать месяцев и боги небесные... В сочинении Адольфа Лизека о Посольстве Римского императора Леопольда к царю Алексею Михайловичу сохранилось описание этого изображения... "На потолке изображены небесныя светила ночи, блуждающие кометы и неподвижныя звезды, с астрономическою точностiю. Каждое тело имело свою сферу, съ надлежащимъ уклонениемъ от эклиптики; разстоянiе двенадцати знаковъ небесныхъ такъ точно размерено, что даже пути планетъ были означены золотыми тропиками и такими же колюрами равноденствiя и повороты солнца къ весне и осени, зиме и лету"... Звездотечное небесное движение царской Столовой Палаты пользовалось в то время особенным уважением и несколько раз служило образцом при украшении других комнат. Так, в 1683 году, оно было написано в столовой нижней комнате царевны Софьи Алексеевны, а в 1688 году в деревянной передней царевны Татьяны Михайловны и в верхней каменной комнате царевны Марьи Алексеевны. Кроме того, столовые избы загородных царских хором, в Коломенском, и в Алексеевском, и столовая в новых хоромах царевича Ивана Алексеевича, в 1681 году также были украшены этими изображениями небесных бегов...

4 . Расписание дня.

4.1. Обычный день

День государя начинался в комнатном или покоевом отделении дворца. Ранее утро заставало государя в Крестовой, с богато украшенным иконостасом, в котором уже до появления государя зажигались лампады и свечи. По совершении молитвы, которая длилась обычно около четверти часа, выслушав заключительное духовное слово, читавшееся дьяком, государь шел в приемную. Между тем в Передней собирались окольничие, думные, бояре, ближние люди «челом ударить государю». Поздоровавшись с боярами, поговорив о делах, государь в сопровождении придворных шествовал в девятом часу в одну из придворных церквей слушать позднюю обедню. Обедня продолжалась около 2-х часов. После обедни в Комнате (кабинете) царь слушал в обыкновенные дни доклады и челобитные и занимался текущими делами. После того, как бояре разъезжались, государь (иногда с особо приближенными боярами) шел к столовому кушанью, или обеду. Несомненно, праздничный стол разительно отличался от обычного. Но даже обеденный стол не шел в никакое сравнение со столом государя во время поста. Набожности и аскетичности в соблюдении постов государями можно было только удивляться. Например, царь Алексей во время поста ел только 3 раза в неделю, а именно в четверг, субботу и воскресенье, в остальные дни ел по куску черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу и пил по полстакана пива. Рыбу он ел только 2 раза за весь семинедельный Великий пост. Даже, когда не было поста, он не ел мясного по понедельникам, средам и пятницам. Впрочем, несмотря на такое постничество, в мясные и рыбные дни, за обыкновенным столом подавалось до 70 разнообразных блюд. После обеда государь обычно ложился спать и почивал до вечера, часа три. Вечером во дворе снова собирались бояре и прочие чины, в сопровождении которых, царь шел к вечерне. Иногда после вечерни также слушались дела или собиралась Дума. Но чаще всего время после вечерни до вечернего кушанья царь проводил в кругу семьи. Царь читал, слушал бахарей (рассказчики сказок и песен), играл. В числе самых любимых развлечений царей были шахматы. О силе этой традиции говорит тот факт, что при Оружейной палате состояли особые мастера-шахматники.

Вообще развлечения того времени не были так бедны, как мы думаем. При дворе существовала особая Потешная палата, в которой всякого рода потешники забавляли царское семейство. Зимой, особенно по праздникам, царь любил смотреть медвежье поле, т.е. бой охотника с диким медведем. Ранней весной, летом и осенью царь нередко выезжал на соколиную охоту. Обычно эта потеха длилась целый день и сопровождалась особым ритуалом. День царя оканчивался обычно также в Крестильной 15-минутной вечерней молитвой.

4.2. Выходной день

К обедне государь выходил обыкновенно пешком, если было близко и позволяла погода, или в карете, а зимою в санях, всегда в сопровождении бояр и прочих служилых и дворовых чинов. Великолепие и богатство выходной одежды государя соответствовали значению торжества или праздника по случаю которого делался выход, а также и состоянию погоды в тот день. Летом он выходил в легком шелковом опашне и в золотой шапке с меховым околом, зимою – в шубе и лисьей шапке, осенью и вообще в ненастную погоду – в суконной однорядке. В руках всегда был посох единороговый или индийский из черного дерева. Во время больших празднеств и торжеств, каковы были Рождество, Богоявление, Светлое Воскресение, Успение и некоторые другие государь обличался в царский наряд , которому принадлежали: царское платье, царский становый кафтан, царская шапка или корона, диадема, наперстный крест и перевязь, которые возлагались на грудь; вместо посоха царский жезл. Все это блистало золотом, серебром, драгоценными каменьями. Башмаки, которые надевал государь в это время, были также богато вынизаны жемчугом и украшены каменьями. Тяжесть этого наряда была очень значительна, и поэтому в подобных церемониях государя всегда поддерживали стольники, а иногда ближние бояре.

Вот как описывает подобный выход итальянец Барберини (1565г.): «Отпустя послов, государь собрался к обедне. Пройдя залы и другие дворцовые покои, он сошел с дворового крыльца, выступая тихо и торжественно, опираясь на богатый серебряный вызолоченный жезл. За ним следовало больше восьмисот человек свиты в богатейших одеждах. Шел он посреди четырех молодых людей, имевших от роду лет тридцать, сильных и рослых: это были сыновья знатнейших бояр. Двое из них шли впереди его, а двое других позади, но в некотором отдалении и на ровном расстоянии от него. Все четверо были одеты одинаково: на головах у них были высокие шапки из белого бархата с жемчугом и серебром, подбитые и опушенные кругом рысьим мехом. Одежда на них была из серебристой ткани до ног, подбита она была горностаями; на ногах были белые сапоги с подковами; каждый нес на плече большой топор, блестевший серебром и золотом».

4.3. Рождество

Зимою, перед Рождеством, 21 декабря, в Москве был большой праздник в память чудотворца Петра, первого митрополита, который стал жить в Москве и освятил её величие. Праздник был собственно праздником преемника Петрова. 1 19 числа патриарх являлся во дворец звать великого государя и старшего царевича к празднику и кушать, приглашалась обычно вся знать. Накануне Рождества Христова, за четыре часа до света, государь ходил на тюремный и английский дворы и жаловал милостыню из своих рук. По пути следования государь раздавал милостыню раненым солдатам и нищим. Всего раздавалось денег более тысячи рублей. В сам праздник Рождества Христова государь слушал заутреню в Столовой или Золотой палате. Во втором часу дня, в то время как начинали благовест к литургии, он делал выход в Столовую, где ожидал пришествия патриарха с духовенством. Для этого Столовая наряжалась большим нарядом, сукном и коврами. В переднем углу ставилось место государя, а подле него кресло патриарха. Патриарх в сопровождении митрополитов, архиепископов, епископов, архимандритов и игуменов, приходили к государю в Золотую палату славить Христа и здравствовать государя, принося с собой целовальный крест и святую воду. Государь встречал это шествие в сенях. После обычных молитв, певчие пели государю многолетие, а патриарх говорил поздравление. Затем патриарх шел таким же порядком славить Христа к царице, в ее Золотую палату, а потом по все членам царской семьи, если они не собирались у царицы. Простившись с патриархом, государь в Золотой или в Столовой облекался в царский наряд, в котором и шествовал в собор к обедне. После литургии, переменив царский наряд на обыкновенное выходное платье, государь шел во дворец, где потом в Столовой или Золотой палате приготовлялся праздничный стол. Этим оканчивалось праздничное торжество.

В день Рождества царь не садился за стол без того, чтобы не накормить так называемых тюремных сидельцев и пленных. Так в 1663 г. в этот праздник на большом тюремном столе кормлено было 964 человека.

Заключение:

«Дом вести не лапти плести».

Эта народная мудрость сжато выражает отношение русского человека к Дому и хозяйству, его жителям в соответствии с многовековой традицией, которая не укладывается в схематические представления современных нам систем, идей или концепций. Дом вести государю, то есть одновременно и гражданину (исконное значение слова государь), и хозяину, и господину. Наша история представляет самое убедительное доказательство необыкновенной силы и живучести непосредственных народных элементов жизни и даже самих форм, в которых эти элементы выразились. Так, более трехсот лет, начиная с первых преобразований Петра I, мы находимся под влиянием непрерывных реформ, очень многим мы воспользовались в течение этих неутомимых перестроек, но неизмеримо больше остаётся ещё в прежнем положении, и очень часто наши поступки, выявляют в нас людей XVII столетия. «Сила народного быта есть сила самой природы, и чтобы с успехом руководить ею, направлять в ту или иную сторону ход её развития, чтоб с успехом служить ей, как обыкновенно говорят, для её счастья и блага, необходимо прежде хорошо и подробно узнать её свойства, внимательно прислушаться к её требованиям, узнать непосредственные родники её жизни, всегда глубоко скрытые в мелочных и многообразных бытовых условиях…».

На первый взгляд современная жизнь с ее молниеносным темпом, развитыми коммуникациями, многочисленными средствами информации с интернетом и всеохватным телевидением, широким участием населения в политическом процессе мало похожа на неторопливую жизнь наших предков в XVII веке. Однако её основы (государственная служба, традиции семейных отношений, устройство дома, привычки или то, что называется повседневным укладом), закладывалось именно в те далёкие времена. И знание этих основ существенно расширяет кругозор современного человека. Эту мысль я и постаралась раскрыть в своём реферате.

Список использованной литературы


  1. И.Е.Забелин Государев двор, или дворец. – М.: Книга, 1990. – 312 с.

  2. С.М. Соловьёв Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1989. – 768 с., ил.

  3. Дом Романовых. / Авторы-составители П.Х. Гребельский и А.Б. Мирвис. – СПб., 1992, 280 с.

  4. Ишимова А.О. История России в рассказах. – СПб.: НИЦ «Альфа», 1992. – 432 с., ил.

  5. История современной России. 1682 – 1861: Экспериментальное учебное пособие для ВУЗов. / Под общей редакцией В. Шелохаева. – М.: ТЕРРА, 1996. – С.71-127.

  6. История. Справочник./С.В. Новиков. – М.: Филол. о-во «Слово», центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. – 736 с.

  7. Сахаров А.Н. История России. – М.: Правда, 1996

  8. Карамзин Н.М. Предания веков – М.: Правда, 1988. – 768 с.

1 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVII столетии. – М.: Книга, 1990. - С. 36.

1 История. Справочник./С.В. Новиков. – М.: Филол. о-во «Слово», центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999. – С.112.

2 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVII столетии. – М.: Книга, 1990. С. 44.

3 История современной России. 1682 – 1861: Экспериментальное учебное пособие для ВУЗов. / Под общей редакцией В. Шелохаева. – М.: ТЕРРА, 1996. – С.18.

2 Шелохаев В. история современной России – М.: ТЕРРА. 1996. С.236.

1 Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVII столетии. – М.: Книга,1990. С. 134.

1 Забелин И.Е. Государев двор или дворец. – М.: Книга, 1990. - С.136.

2 Гребельский П.Х. Дом Романовых. СПб., 1992, - С. 26

1 Забелин И.Е. Государев двор или дворец. – М.: Книга, 1990. – С. 138

1 Забелин И.Е. Государев двор или дворец. – М.: Книга, 1990. - С.146

1 Забелин И.Е. Государев двор или дворец. – М.: Книга, 1990. - С.238 – 239.

1 Карамзин Н.М. Предания веков – М.: Правда, 1988. – С.603.

1 С.М. Соловьёв Чтения и рассказы по истории России. – М.: Правда, 1989. – С. 256.

Публикации раздела Музеи

Портреты русских цариц и царевен

П ервые портреты на Руси появились в XVII веке, но женщин художники писали крайне редко, исключение делали лишь для цариц и царевен из рода Романовых. О том, как изображали обитательниц кремлевских теремов, рассказывает наш автор Софья Багдасарова .

Царская невеста

Школа Оружейной палаты. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. 1681–1682. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Марфы Апраксиной. XVIII в. Государственный музей-заповедник «Гатчина»

Портреты, которые создавали на Руси в XVII веке, в основном относятся к жанру парсун. Он близок к иконописной манере: люди изображались без эмоций на лице, но в богатых одеждах с тщательно выписанными узорами. Именно так выглядит парсуна царицы Марфы Апраксиной из Русского музея . В 1682 году Марфа стала женой царя Федора III Алексеевича (старшего брата Петра Великого), но провела на троне всего несколько месяцев - супруг болел и скоро умер. Парсуна, судя по девичьему головному убору, была написана еще до венчания, в те несколько месяцев, когда Марфа числилась царской невестой. Картина, созданная неизвестным художником из кремлевских мастерских Оружейной палаты , демонстрирует все черты наивного портретного искусства. У царицы неестественная поза, платье - будто аппликация, а лицо написано так, что зрителю трудно поверить в то, что Марфа считалась первой красавицей своего времени.

Из царицы - в монахини

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный исторический музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Государственный Русский музей

Неизвестный художник. Портрет царицы Евдокии Лопухиной. XVIII в. Чухломской краеведческий музей имени А.Ф. Писемского, Костромская обл.

Петр I постриг в монахини не только сестер, но и свою первую жену: другого варианта развода в тот век не существовало. Портрет царицы Евдокии в монашеском облачении и за чтением молитвенника попал в коллекцию Исторического музея из Новодевичьего монастыря . В этой московской обители она доживала последние годы жизни уже в правление своего внука Петра II (сына царевича Алексея), однако на картине изображена молодой.

Еще один портрет Евдокии Лопухиной хранится в Русском музее. На нем бывшая царица одета в скромную светскую одежду, напоминающую наряд сестры-монашки Марфы и вдов Апраксиной и Нарышкиной.

Луи Каравак. Портрет царевны Елизаветы Петровны в детстве. 1716–1717. Государственный Русский музей

Совсем других портретов удостоились другие родственницы Петра I - женщины, которые демонстрировали одобрение новой политики и выполняли приказы, касающиеся формы одежды и вообще образа жизни. Речь идет о царице Прасковье Салтыковой - вдове его брата Ивана V и трех ее дочерях Екатерине, Прасковье и Анне. Сохранились их портреты кисти одного из первых настоящих русских живописцев Ивана Никитина - и на них виден контраст между этими женщинами нового времени и остальными обитательницами царских теремов. С этого момента царицы из рода Романовых одевались только так - по-европейски. А иногда и вовсе представали без одежды: в знак истинного обращения к западной культуре с ее культом античной мифологии император заказал портрет своей малолетней дочери великой княжны цесаревны Елизаветы Петровны в обнаженном виде - в образе богини Венеры.

Уже ко времени Алексея царица держала внушительный собственный придворный штат. Это давало женщинам из различных слоев постоянную работу – мужчин принимали редко и только на более низкие должности. Охраняли царицу и ее двор боярские сыновья. Около 20 пажей от десяти до семнадцати лет, чаще всего из числа своих родственников, прислуживали дамам за столом. Когда пажи вырастали, они поступали на службу к царю.

Царица была окружена придворными дамами знатного происхождения, состоявших в родстве с царицей. По большей части это были вдовы, которые жили непосредственно в покоях царицы. Особое положение занимали те придворные дамы, которых назначали присматривать за царскими детьми. Получали они, как правило, в два раза больше по сравнению с остальными придворными дамами, но это была только половина того, что получали слуги высшего ранга из числа мужской знати. Кормилица царских детей могла быть любого происхождения. Она не считалась придворной дамой, жила только год в покоях царицы, после окончания работы ее (в первую очередь ее мужа, в соответствии с положением и родом деятельности) щедро вознаграждали. Примечательно то внимание, которое было посвящено воспитанию детей.

Для характеристики имущественного и правового статуса цариц интересным является тот факт, что хотя среди других придворных дам именно постельница и занимала постоянное место рядом со своей госпожой, на втором месте по рангу стояла казначейша, которая управляла имуществом и всем придворным штатом. Она правила целой армией разделенных по социальному принципу ремесленников – от золотых дел мастериц до белошвеек, которые относились к материальной сфере двора. Царица являлась для своего двора и особым судьей, который ответственен за мир среди многочисленных дам.

Центральное место на второй ступени придворного штата занимали казначейши, которые отвечали только за приход и расход товаров. По положению им равнялись наставницы царских дочерей. В подчинении у дочерей были особые девушки, которые должны были прислуживать за столом и в случае нужды быть подружками по играм. Охраняли женскую половину царской семьи девушки и женщины, они же одновременно должны были заботиться о супружеском ложе. Это были слуги более низкого ранга. Под их началом находилась большая армия прачек, помощников по кухне, учениц и так далее. Наряду с придворными дамами и женской прислугой для образования и времяпрепровождения царица держала переписчиц, псаломщиц, певиц, карлиц и шутих. Царские дочери также получали свой придворный штат, который в целом ничем не отличался от царицыного – только вместо мальчиков за столом прислуживали девочки.

Представление о размерах придворного штата москвичи получали во время официальных выездов царицы. Это означает, что к середине XVII века уже были эти официальные выезды. Около 300 персон сопровождали правительницу. Придворные дамы сидели в каретах, в то время как женщины и девушки более низкого ранга следовали пешком.

Весь придворный штат царицы подчинялся центральной государственной администрации – приказу, во главе которого стоял боярин и которым управлял секретарь – дьяк. Прислуга царицы, включая и высокородных боярских сыновей, должна была жить в особой слободе – Кисловке. С придворным штатом был связан ступенчатый порядок ответственности, которую распределяла и за которой следила царица. Ответственность эта не ограничивалась только внутренним руководством, но и требовала многосторонних специальных знаний в вопросах права, управления и политического, а также социального развития страны. Царица не предавалась простодушной праздности, не истощала свои духовные способности за невинным вышиванием и не наблюдала день напролет за игрой шутих. Царица руководила по меньшей мере своим собственным двором, который был полностью отделен в политической и административной структуре от сферы жизни и правления царя. Однако внутри общей системы правления накапливался некий опыт, который привел ко все большей и большей открытости царицыного двора. Царица еще не выходила сама в мир, но она принимала этот мир у себя – небольшими дозами и отфильтрованный. Это было возможно, потому что царь Алексей, наряду со строгим сохранением традиций Москвы, еще более, чем его предшественники, открывал страну Западу.

В то время для России абсолютным приоритетом было обеспечение и расширение границ на северо-западе, западе и юге. В 1653 году началась новая война против Польши, которая длилась 13 лет. В 1654 году, после «клятвы в Переяславле», он взял под защиту Русского государства «казацких братьев по вере». К России перешла Украина и большая часть Галиции. Царь продолжал военные действия и испытал поворот судьбы, когда в новую войну вступила Швеция. Заключенный в 1667 году Андрусовский мирный договор положил конец русско-польской войне. Смоленск, Киев и Левобережная Украина отошли России. Балтийский вопрос оставался открытым. Московское государство расширило свою территорию.

Одновременно царя мучила забота о сохранении династии. Он питал надежду на своего родившегося 7 февраля 1654 года сына Алексея. Мальчик оказался способным и открытым всем областям знания, явлениям природы и жизни в целом. У него были прекрасные учителя, среди которых – Ордин-Нащокин, и в нем угадывались прекрасные задатки монарха. К сожалению, эта надежда оказалась тщетной. 17 января 1670 года Алексей умер. Несчастье было тем большим, что родившийся 30 мая 1661 года сын Федор был слабого здоровья, и потому еще, что у третьего сына, родившегося 27 августа 1666 года Ивана, была «мутная голова», то есть его считали слабоумным. То, что тогда в семье была тринадцатилетняя девочка, умная, понятливая, духовно высокоодаренная – родившаяся 5(17?) сентября 1657 года дочь Софья Алексеевна, – не привлекало внимания ни царя, ни других сановников. Смерть Алексея очень опечалила отца, тем более что это было не единственное личное несчастье, которое его постигло. Еще в марте 1669 года умерла царица Мария Милославская. Царь Алексей не мог передать правление в сильные руки. Он должен был искать новую жену, и ему нужны были новые наследники для престола. Он сделал выбор, на который решительным образом повлияли отношения при царском дворе, жизнь в царской семье и политическая обстановка в Москве.

Последние пять тысяч лет женский род переживал не лучшие времена. Судьбу же московской женщины можно назвать незавидной даже по нашим отечественным меркам. Тучи над ней сгущались постепенно. Так, еще в Киевской Руси достоинство женщины оберегалось как с социальной, так и с религиозной стороны. В ХII веке новгородский священник Кирик в своих известных вопрошаниях осведомлялся у епископа Нифонта: может ли священник служить в ризе, заплатанной лоскутом от женского платья? - И владыка отвечал: а чем же погана женщина?

Зато у русских книжников ХVI-XVII веков были в большой чести изречения Солона, говорившего, что мудрец ежедневно благодарит богов за то, что они создали его греком, а не варваром, человеком, а не животным, мужчиной, а не женщиной; и Аристотеля, учившего, что гражданам предоставлена полная власть над детьми, рабами и женщинами. Древняя языческая мудрость перемешивалась с христианскими понятиями о происхождении греха. Восточное христианство с его аскетическим идеалом, взирало на женщину чрезвычайно сурово. В сознании людей Московской Руси прочно укоренилось мнение византийских богословов о том, что Ева - виновница грехопадения человечества - «существо 12 раз нечистое», соблазн, а то и прямое орудие дьявола: который через женскую плоть уводит человека от Бога: «от жены начало греху и тою (от того) все умираем». Монашеское правило учило: «Если монах пройдет с женою два поприща, да поклонится 12 (раз) вечер, 12 заутра», т.е. иноку нельзя пройти бок о бок с женщиной даже полкилометра без того, чтобы не избыть потом свой невольных грех покаянными поклонами.

И с этим «нечистым» существом особенно не церемонились.

Жизнь москвички XVI-XVII веков нередко была беспрерывным рядом истязаний - смолоду от суровой власти отца, потом от тяжелой руки мужа. До замужества она своего «нареченного» большей частью и в глаза не видывала, благодаря чему свадебное пожелание любви да совета очень редко находило воплощение в последующей семейной жизни. Жена превращалась, по сути, в домашнюю служанку. Она и шагу не смела ступить без позволения мужа. «Домострой» (сборник религиозно-нравственных и хозяйственных поучений) знал только одну личность - отца, родителя, мужа, как главы всего дома. Все другие лица - жена, дети, слуги - являлись как бы придатками этой единственной настоящей личности, которая имела над ними почти абсолютную власть. На долю жены выпадало только попечение «о всяком благочинии: како душа спасти, Богу и мужу угодити и дом свой добре строити; и во всем ему (мужу) покорятися и что муж накажет, то с любовию приимати и со страхом внимати и творити по его наказанию (распоряжению)...»



Глава семейства должен был внушать домочадцам страх, без которого не мыслилось тогдашнее воспитание. Нагонялся этот страх кулаком, плетью, палкой, или первым предметом, что попадался под руку. Hapoдная благоглупость гласила: «Люби жену, как душу, а тряси ее, как грушу». Если жена не слушает мужа, учит «Домострой», то «достоит мужу жену своя наказывати…», но только «побить не перед людьми, а наедине». Бить надо «бережно и разумно», чтобы не попортить живое имущество: «ни по уху, ни по лицу, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть; никаким железным или деревянным не бить: кто с сердца или с кручины так бьет, - много бед от того бывает: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и пальцы: и главоболие и зубная болезнь; а у беременных жен поврежение бывает во утробе».

Об удовольствиях жены и помину не было: она и часу не могла провести без работы и рукоделия. Песни и пляски сурово преследовались как бесовское наваждение. «Домострой» определяет для жены даже и то, как и о чем беседовать с гостьями: «как добрые жены живут и как порядню (важные дела) ведут, и как дом строить, и как дети и служак учат; и как мужей своих слушают и как с ними спрашиваются и как повинуются им во всем...»

В одном только случае самостоятельность женщины являлась законной и неоспоримой, - когда по смерти мужа она оставалась «матерою вдовою», т.е. вдовою - матерью сыновей. «Матерые вдовы» оставили заметный след в общественной жизни, в исторических событиях, а также в народной поэзии, в былинах и песнях.

Вдова же бездетная, по убеждению века, приравнивалась в своем положении к сироте, и вместе с прочими «убогими людьми» поступала под покровительство Церкви.

Порой с женщинами обращались и вовсе как с вещью. Патриарх Филарет обличал московских служилых людей в том, что они, отправляясь в отдаленные места на службу, закладывали своих жен товарищам, предоставляя им право брачной жизни за известную плату. Если муж не выкупал жену в установленный срок, заимодавец продавал ее другому желающему, тот третьему и так далее.

Но у простолюдинок оставалась хотя бы одна свобода - свобода передвижения. У женщин из знатных семей не было и этого - свою жизнь они проводили на женской половине дома, в тереме. Московский терем не имел ничего общего с восточным гаремом. Держать женщин взаперти русских людей побуждала не первобытная ревность caмца, не вековой уклад быта, а сложившийся в Московской Руси идеал христианского благочестия да боязнь греха, соблазна, порчи, сглаза.
В былинах читаем:

Сидит она за тридевятью замками,
Да сидит она за тридевятью ключами,
Чтобы и ветер не завел, да и солнце не запекло,
Да и добры молодцы, чтоб не завидели...

***
Дочь прекрасная Опракса королевична,
Сидит она во тереме в златом верху;
На ню красное солнышко не опекет,
Буйные ветрушки не овеют,
Многие люди не обгалятся...*

* Галиться - глазеть, смотреть; волочиться; также смеяться, издеваться.

«Состояние женщин, - писал Сигизмунд Герберштейн в начале XVI века, - самое плачевное: женщина считается честною тогда только, когда живет дома взаперти и никуда не выходит; напротив, если она позволяет видеть себя чужим и посторонним людям, то ее поведение становится зазорным... Весьма редко позволяется им ходить в храм, а еще реже в дружеские беседы, разве уже в престарелых летах, когда они не могут навлекать на себя подозрения». По свидетельству другого иностранца, князя Даниила Бухау (вторая половина XVI века), знатные люди не показывали своих жен и дочерей не только посторонним людям, но даже братьям и другим близким родственникам». Примерно тогда же англичанин Джером Горсей записал о московских боярах: «Держат своих жен они взаперти, так что у людей с некоторым достоинством никто не может видеть их жен, разве когда они идут в церковь на Рождестве или Пасхе или навещают своих приятельниц».




Царицы и царевны были, конечно, избавлены от прелестей супружеской жизни простолюдинок. Однако и им было далеко до полного счастья. Например, царские дочери были фактически обречены на безбрачие: выходить за русских людей, то есть своих подданных, им запрещал обычай, а выдавать их за иностранных принцев мешало различие вероисповеданий. Русские цари твердо стояли на том, чтобы их дочери после замужества сохраняли православие - на этом пункте брачного договора обыкновенно и заканчивалось сватовство иностранного жениха.

Поэтому вся жизнь цариц и царевен проходила в тереме, а заканчивалась в монастыре. Жена и дочери царя жили в строгом уединении, проводя дни частью в молитве и посте, частью в рукоделии и комнатных забавах с сенными девушками. Из мужчин только патриарх и ближние сродники могли видеть их. Врачи в случае надобности осматривали больных женщин в темной комнате, щупая им пульс через платок. В церковь они ходили скрытыми переходами и стояли там в специально отгороженном приделе. Участие в придворных празднествах им было строго заказано. Лишь коронация и погребение царя давали им повод покинуть терем. Так во время коронации Федора Иоанновича Джером Горсей наблюдал публичное появление царицы Ирины: «Во дворце императрица воссела на престол, установленный перед большим открытым окном, в самых дорогих и богатых одеждах, сияющих драгоценными камнями и усыпанных восточными жемчугами, на голове у нее была корона; царицу сопровождали княгини и знатные дамы». В похоронных процессиях царевны шли за гробом в непроницаемых покрывалах, а сенные девушки еще и огораживали их от мирского внимания специальными «запонами» - длинными и высокими суконными полами.

Однажды в царствование Алексея Михайловича польские послы хотели поднести дары супруге царя, но их до нее не допустили, и предназначенные ей подарки принял сам государь. Писатель XVII века дьяк Григорий Котошихин объяснял иноземцам этот поступок тем, что «Московского государства женский пол грамоте неученые… а иные разумом простоваты и на отговоры несмышлены и стыдливы: понеже от младенческих лет до замужства своего у отцов своих живут в тайных покоях, и опричь самых ближних родственных, чужие люди, никто их, и они людей видети не могут...», поэтому царь опасался, как бы царица «выслушав посольства собою ответа не учинила б никакого, и от того пришло б самому царю в стыд».
Если мы и видим в XV-XVI веках возле московского престола женщин, которые смело предстают перед своими подданными и иноземными послами, то это всегда выходцы из соседних земель - как, например, Софья Витовтовна и Елена Глинская (литвинки) или Софья Фоминишна (гречанка).

Впрочем, неудержимое стремление москвичей XVII века к новшествам сказалось и на жизни московских женщин. К концу столетия времена стали постепенно меняться, и в кремлевских палатах появилась удивительная царевна Софья Алексеевна, чье правление стало прологом к продолжительному «женскому царству» XVIII столетия.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама