THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ментальные карты (в оригинале Mind maps ®) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

  • Понятно, что данный способ работы с информацией в тех или иных вариациях или под другими названиями существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но тем не менее именно Тони Бьюзен стал популизатором идеи интеллект-карт, как эффективного способа работы с информацией.

Ниже приводим отрывок из книги Тони и Барри Бьюзенов «Супермышление» (в оригинале «The mind map book»), в которой описывается история создания этой технологии.

Тони: «В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!

Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.

Я вышел в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой.Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд неусвоенной попадает масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, - конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, - результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.

Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, - осознание этого и привело меня в библиотеку.

Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.

  • Как научиться учиться?
  • Какова природа моего мышления?
  • Каковы прием эффективного запоминания?
  • Каков путь к творческому мышлению?
  • Как овладеть техникой скорочтения?
  • Каковы современные достижения в сфере развития общего мышления?
  • Имеется ли возможность разработать новые приемы эффективного мышления или, быть может, одну всеобъемлющую прикладную теорию?

Работая над ответами на эти вопросы, я принялся изучать психологию, нейрофизиологию мозга, нейролингвистику, кибернетику, методы скорочтения и мнемонику, теорию восприятия, теорию творческого мышления и общие науки. Со временем я понял, что более эффективной и производительной работы мозга можно добиться, если дать возможность его потенциальным способностям работать совместно, в помощь друг другу, нежели применять их как отдельные «инструменты».

Простейшие, на первый взгляд, приемы вносили самую впечатляющую лепту. Например, простое комбинирование двух кортикальных способностей, а именно речи и восприятия цвета, позволило мне коренным образом пересмотреть свой подход к конспектированию. Конспектирование с добавлением всего двух цветов в графику представления материала более чем в два раза улучшило мнемонические характеристики моих конспектов и, что еще важнее, внесло элемент развлекательности в процесс учебы.

Мало-помалу начали проступать очертания общей структуры, и, обретя первую уверенность в себе, я начал помогать, в порядке хобби, школьникам и студентам колледжей, которых по разным причинам в свое время отнесли к разряду «неспособных к учебе», «безнадежных», «неспособных к чтению», «отсталых» и «трудновоспитуемых». Все эти так называемее горе-дети очень скоро достигли нормального уровня в учебе, а некоторые даже стали настоящими отличниками.

Девочке по имени Барбара как-то сказали, что коэффициент ее интеллекта, по результатам стандартного теста, был ниже всех, когда-либо регистрировавшихся в данной школе. После месяца тренинга, в ходе которого она училась учиться, коэффициент ее интеллекта вырос до 160, а впоследствии, на момент выпуска из колледжа, она была лучшей из лучших. Пат, необычайно одаренный мальчик из США, которого в свое время ложно отнесли к категории «неспособных к учебе», впоследствии сказал (после того как с блеском сдал целый ряд тестов на творческое мышление и память): «Я не был неспособным к учению – у меня просто не было настоящего учения!»

В начале 1970-х гг. на сцену выступил искусственный интеллект. Настало время, когда я мог купить компьютер с жестким диском емкостью 1 мегабайт и в качестве приложения к нему – 1000-страничное руководство пользователя. Вместе с тем в тот, казалось бы, период расцвета цивилизации все мы рождались на свет, оснащенные самим что ни на есть удивительным био-компьютером, в квадриллион раз более мощным, нежели любой известный человеку техно-компьютер, и где, спрашивается, были наши руководства пользователя?

Примерно в это время я решил написать серию книг, основываясь на своих изысканиях, и назвать ее «Энциклопедией человеческого мозга и его возможностей». Я начал в 1971 г., и по мере работы горизонт передо мной становился все шире и яснее, - и все более четко вырисовывались контуры концепций радиантного мышления и интеллект-карт.

На ранних стадиях разработки идеи интеллект-карт я предполагал применять их прежде всего как мнемонический инструмент. Однако, после долгих бесед и споров, мой брат Барри убедил меня, что рассматриваемая методология найдет одинаково важное применение в развитии творческого мышления.

Барри работал над теорией интеллект-карт с иных позиций, но его помощь необычайно ускорила работу над более общей концепцией. История его знакомства с рассматриваемой теорией поучительна и интересна, и лучше его самого рассказать ее не сможет никто».

Барри : « Я познакомился с идеей интеллект-карт, рождение которой дал Тони, в 1970 году, вскоре после того как сам обосновался в Лондоне. В то время идея лишь обретала контуры, только начинала жить самостоятельной жизнью, представляя собой разительный отрыв от традиционной «линейной» нотации. Она являла собой компонент значительно более обширного подхода, предпринятого Тони, к выработке обучающих методологий и познанию возможностей человеческого мозга. Но я лишь косвенно участвовал в его разработках. Мое настоящее знакомство с методом началось в ту пору, когда я всерьез сел за свою диссертацию.

Привлекло меня, в отличие от Тони, в интеллект-картах не метод конспектирования, а вытекающий способ организации своих конспектов. Мне требовалось не только упорядочить большое количество исследовательских данных, но и прояснить собственные мысли по поводу такого, например, сложного политического вопроса, почему различным движениям, выступающим за мир, почти всегда не удается достигнуть поставленных целей. Мой опыт применения интеллект-карт рекомендует их в качестве мощного орудия мышления, поскольку они позволяют обозначить основные идеи и затем без труда четко выявить взаимосвязи между ними. Интеллект-карты низменно прекрасно справлялись с ролью промежуточной стадии между размышлениями и переносом мыслей на бумагу.

Я со временем осознал, что наведение моста между мышлением и письменным изложением представляет собой решающий фактор успеха применительно к научно-учебной работе, например аспирантов. Многие из моих коллег были не в состоянии заполнить упомянутый разрыв. Приобретая все больше и больше знаний о предмете исследования, они в гораздо меньшей степени оказывались способными свести все детали вместе так, чтоб ясно их изложить.

Владение техникой интеллект-карт поставило меня вне конкуренции. Важным приложением являлась возможность формулировать и оттачивать собственные мысли без прохождения через длительный процесс многократного редактирования написанного. Отделив мышление от письменного изложения, я научился думать с большей ясностью и широтой. Когда наступало время садиться за письмо, у меня уже мелось четкое знание структуры и направления мыслей, от чего сам процесс их изложения стал гораздо проще и занимательнее. Я закончил свою диссертацию быстрее, чем за предписанные три года, вдобавок успел написать главу для другой своей книги, помог основать новый ежеквартальный журнал по вопросам международной политики и даже поработать редактором в нем, занялся всерьез мотоспортом и даже женился (построив совместно со своей будущей женой интеллект-карту, посвященную нашим планам на совместное будущее). Все это способствовало неуклонному росту моего энтузиазма по поводу метода интеллект-карт, особенно в части такого его приложения, как содействие творческому мышлению.

Интеллект-карты по прежнему занимают ведущее место в моей научной работе. В немалой степени они способствуют моей значительной плодовитости в написании книг, статей и научных докладов. Более того, они помогли мне поддерживать широкий профиль даже в областях, где огромные объемы информации заставляют других переходить на узкую специализацию. Я также отдаю им должное за то, что они позволяют мне четко и ясно писать все то, что касается теоретических вопросов, сложность которых обычно заставляет авторов ударяться в нечто неудобоваримое. Влияние, которое интеллект-карт оказали на мою карьеру, возможно, наилучшим образом иллюстрирует то, как меня часто характеризуют люди, впервые встретившиеся со мной: «Вы гораздо моложе, чем я думал. Как только вам удалось столько написать за такое короткое время?»

Испытав столь сильное влияние идеи интеллект-карт на свою жизнь, я встал на путь ее активной популяризации, особенно в отношении ее очевидного потенциала в деле развития творческого мышления, что является лишь частью более обширной прикладной программы, разрабатываемой Тони.

В конце 1970-х гг. Тони решил, что следует написать книгу посвященную интеллект-картам, и обсудил со мной мою возможную роль в ее написании. На тот момент наши с ним подходы к интеллект-картам сильно различались. В ходе своей преподавательской и писательской деятельности Тони разработал широкий спектр приложений для концепции интеллект-карты, приступил к тому, чтобы связать практический метод с теорией человеческого мозга, а также сформулировал целый ряд правил корректного построения интеллект-карт. Будучи сугубо научным автором, я проторил гораздо более узкую дорожку. При построении своих интеллект-карт я почти не придерживался какой-либо стройной концепции касательно формы, почти не использовал цвета или объекты образного мышления и вообще придерживался несколько иных взглядов на саму структуру используемых мной интеллект-карт. Я находил применение последним исключительно при написании научных работ, хотя временами, и с большой для себя пользой, использовал их в своей лекторской работе и менеджменте, когда мне доводилось этим заниматься. Я научился осмысливать продолжительные событийные ряды и использовать интеллект-карты для упорядочения и обеспечения потенциальной жизнеспособности крупных исследовательских проектов.

Сотрудничать при написании данной книги мы решили по целому ряду причин. Одна причина состояла в том, что, соединив наши два подхода, мы напишем более удачную книгу. Другая же – в том, что нас объединял пылкий энтузиазм в деле популяризации идеи интеллект-карт, стремление сделать ее доступной для всех желающих. Третьей причиной явилась неудовлетворенность, которую я испытывал из-за того, что все мои попытки научить студентов технике интеллект-карт потерпели неудачу. Я убедился в правоте слов Тони о том, что учить людей следует не просто определенной технике или методике, но и самой манере мышления. Поэтому мне захотелось иметь книгу, которую я мог бы вручить человеку и напутствовать его словами: «Она научит вас мыслить и работать, по меньшей мере, как я».

Процесс работы над книгой был очень длительным. Он принял форму активного периодически возобновляемого диалога, в ходе которого каждый из нас попеременно добивался того, чтобы один полностью осознал идеи другого. Около 80% книге – это заслуга Тони: вся теория мозга, связь между творчеством и памятью, правила построения интеллект-карт, большая часть описания метода, практически все учебные примеры и все, что касается связи с другими исследованиями. Текст, собственно, также его, поскольку созданием и редактированием текста занимался он. Мой основной вклад состоял в приведении в порядок структуры книги; я также автор идеи, что подлинная сила интеллект-карт кроется в использовании базовых порядковых идей. Помимо этого, я играл роль критика, провоцировал неординарные идеи, оказывал моральную поддержку и принимал посильное участие в генерировании идей.

Потребовалось немало времени, прежде чем мы прониклись пониманием мыслей друг друга и оценили их по достоинству, но постепенно достигли почти полного взаимопонимания. Пусть и медленно, совместное написание способно привести к созданию книги, отличающейся более широким диапазоном идей, нежели могли бы создать те же авторы, работая самостоятельно».

Тони: «Построив за 15 лет независимо друг от друга собственные интеллект-карт, мы затем собрались вместе, чтобы сравнить их и взять лучшее друг у друга. Тщательно проанализировав имеющийся материал, мы собрали воедино все идеи, потратили время на проведение параллелей с явлениями, наблюдаемыми в природе, вновь независимо друг от друга «картировали» свои представления по поводу последующей стадии. В конце очередной стадии работы мы опять встретились, чтобы сравнить свои идеи и двинуться дальше.

Интеллект-карта всей книги позволила составить для отдельных глав аналогичные карты, положенные в основу логики текста. Процесс нашей совместной работы придал новый смысл слову «брат», а особенно слову «братство». Описывая понятие коллективного разума, мы пребывали в плену чудного ощущения, будто мы вдвоем и представляли собой пример такого разума, который обнаруживал всесокрушающую силу соединения наших умов.

Мы надеемся, что читая «Супермышление», вы ощутите то непередаваемое предвкушение открытия, счастье познания нового и восторг от творчества, от общения с безграничным внутренним миром ближнего своего, что пережили и мы.

Издание, приуроченное к смене тысячелетий

Теория интеллект-карт была впервые представлена миру весной 1974 года после публикации книги, которая явилась прародителем «Супермышления», а именно «Работай головой». 21 апреля 1995года в Королевском Альберт-холле состоялся большой праздничный прием по случаю выхода в свет второго издания «Супермышления».

Настоящее издание, выпущенное издательством «Би-би-си» и приуроченное к смене тысячелетий, призвано закрепить и без того феноменальный успех, которым пользуются идея и книга во всем мире. Подготовленное издательством и автором в дополнение к более полному и богато иллюстрированному изданию данное «стилизованное» издание являет собой важнейшую часть новой интеллектуальной серии Бьюзена.

С каждым годом число людей, использующих принципы радиантного мышления и интеллект-карт, растет почти экспоненциально. По нынешним оценкам, число пользователей интеллект-карт во всем мире превышает 250 миллионов человек, и есть свидетельства, что последователей нового учения можно встретить практически в любой стране мира.

С целью обеспечить взаимную поддержку и общение среди сторонников теории радиантного мышления и интеллект-карт, а также обеспечить координацию добровольных инициатив, направленных на включение теории и практики мышления в число учебных дисциплин любой современной школы, недавно было создано Общество пользователей интеллект-карт. Конечной целью общества является ознакомить к 2010 году все население земного шара с идеями радиантного мышления, интеллект-карт и ментальной грамотности.

Вступайте в наши ряды.

Отрывок из книги Тони и Барри Бьюзенов «Супермышление»

Тони Бьюзен (Tony Buzan, 2 июня 1942, Лондон) — психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)» (англ. mind maps). Автор и соавтор более 100 книг.

Бьюзен родился в Лондоне, в 11 лет переехал вместе с семьей в Ванкувер, Канада. Мать работала стенографисткой в суде, отец был инженером-электриком.

В 1964 году Тони Бьюзен получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской Колумбии.

В 1966 году переехал в Лондон и начал работать в журнале Intelligence, который выпускала «Менса-70» — сообщество, с которым он стал сотрудничать во время учебы в колледже. Одновременно работал внештатным преподавателем в школах бедных районов восточного Лондона.

Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года.

Тони Бьюзен популярен как автор книг, касающиеся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Его работы «Книга интеллект-карт: разветвленное мышление», «Научите себя думать», «Подключай свою память», «Используй на полную мощность и тело, и дух», «Руководство по развитию способностей к учебе для будущего поколения» опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков.

Бьюзен — основатель и президент «The Brain Foundation» и «Mind Sports Olympiad».

Тони Бьюзен — основатель благотворительного Трастового Фонда мозга, президент Фонда мозга и создатель концепции «Ментальной грамотности».

Бьюзен — постоянный участник, ведущий и продюсер многочисленных теле-, видео- и радио программ: «Думай головой» («Би-Би-Си» ТВ), сериал «Открытый разум» («Ай-Ти-Ви»), «Чарующий образ» (полнометражный документальный фильм о загадках мозга). В ноябре 1997 года он в прямом эфире на глазах у полутора миллиардной аудитории побил существовавший на тот момент рекорд открытого для всех желающих конкурса на запоминание многозначных чисел.

Большую часть своего времени он отдает людям с пониженными способностями к учебе. Он также обладатель наибольшего в мире уровня «коэффициента творческого мышления».

Его последним изобретением стала разработка второй по счету за последние 500 лет новейшей «главной системы» памяти: саморасширяющейся генеральной мнемонической матрицы (СЕМ3).

Книги (15)

10 способов как стать гением

Знали ли вы, что используете лишь 1% возможностей своего мозга? Тони Бьюзен, автор мировых бестселлеров, показывает в этой книге, как можно научится использовать оставшиеся 99%.

Раскроет перед вами удивительные способности всех 10 интеллектов, среди которых: творческий, социальный, физический и сексуальный. Практические упражнения и легкие в применении методики помогут вам рационально распоряжаться своим временем и быть в согласии с окружающей вас действительностью, т. е. вы сможете реально управлять своей жизнью.

Как создать интеллектуальную организацию

Рассматриваются проблемы лидерства как для личности, так и для организации в целом.

Победителями станут те компании, которые сумеют мобилизовать в своих недрах наибольшее количество мозгов, а чтобы достичь перемен в мышлении, необходимо создание новой `интеллектуальной` культуры.

Показаны направления и методы совершенствования организационных структур. Описаны эффективные технологии и тренинги.

Хотя книга написана с уклоном в бизнес, она содержит много откровений, которые позволят каждому достичь большей эффективности в рабочей среде и за ее пределами.

Научитесь учиться или жонглировать

Широкому кругу читателей предлагается уникальная методика развития и овладения потенциалами и ресурсами головного мозга, базирующаяся на результатах многих сотен специальных семинаров, проведённых авторами в различных компаниях, учебных заведениях, а также в подразделениях армии и национальной гвардии США.

Суперинтеллект. 10 способов открыть свою врожденную гениальность

Один из самых известнейших на Земле знатоков устройства и работы человеческого разума доказывает, что природа одарила каждого из нас мощным инструментом познания и взаимодействия с окружающим миром.

Но каждый ли умеет правильно пользоваться в действительности всеми возможностями этого инструмента?

Суперпамять

Запоминание, сохранение, воспроизведение - вот три процесса, в которых выражается память.

Автор предлагает широкому кругу читателей помощь в развитии этой способности человеческого мозга. Изучив советы, указания и разъяснения Тони Бьюзена, Вы в кратчайшие сроки добьетесь желаемых результатов, и могучий механизм памяти, который, возможно, поначалу казался непостижимой загадкой природы, безотказно прослужит Вам всю жизнь.

Умные родители - гениальный ребенок

Предлагается методика, с помощью которой ребенок сможет в полной мере использовать каждую клетку своего мозга.

Комментарии читателей

Ася / 19.03.2018 Ищу книгу. Готова заплатить за скан! Карты памяти. Используй свою память на 100%

Константин / 3.02.2018 Изучение книги автора " Суперинтеллект" позволить читателю позволяет повысить эффективность его мышления и интеллекта активизировать его творческий рост с помощью интеллектуальной карты..

Валерий / 16.04.2017 Лучшие инструкции в мире для использование своих ресурсов!

твой бро / 14.01.2017 оу, да их не мало. придется начать с книжечки по скорочтению

Ильяс / 21.07.2016 услышал от соседа о книгах Тони Бьюзен очень хочу выписать

Mаргарита / 18.10.2015 Искала книги, но сначала зашла на сайт Тони Бьюзена. Попробовала изучить технологию создания карты памяти прямо в оригинале. Супер! 51 английское слово новое в словарь внесла осмысленно. После жалких "пересказов" интеллект-карт на семинарах первоисточник даже на ещё не выученном английском читался как бестселлер. А автора как интересно слушать в видеокурсе. Теперь книги точно прочитаю. С Владимиром Ппетровым согласна, что многое давно было известно и применялось. Жаль, что в нашей стране люди работали так "вопреки" и у них не оказалось возможности представить свои труды

Действуй! / 2.10.2015 Думайте, ты всегда такой гнилой?! Не важно какие у тебя навыки или способности-главное уметь пользоваться и в ПОЛЬЗУ, дивиденды придут из ниоткуда!))

Катя / 15.09.2015 Извините, а есть книга "Карты памяти.Готовимся к экзаменам."??
Если есть, можно скинуть ссылку где можно почитать сюда [email protected]

Владимир Петров / 2.07.2015 Ничего особенного. Большинство приёмов давно известно или открыто самостоятельно. Но молодежи, которая по ряду причин запоздала (с детства не занималась самообразованием, по объективным причинам) - полезно прочесть и примерить советы на себя. Но - творчески доработать, а не копировать тупо (американец пишет для американцев, вы - русские, ваша вынужденность выживать, лавировать, приспосабливаться к неблагоприятной социальной среде даёт большую гибкость и несколько иные навыки усвоения знаний. А вообще, никогда не вредно перечитать полезные советы...

артур / 22.01.2014 очень хороший автор особенно книга скрочтение быстро помогло начать чиатать сейчас чиатю 400 знаков в минуту прикольный автор

Анатолий / 2.01.2014 Думаю, что ставка на головной мозг, такая же деликатная проблема, как и диктатура пролетариата в светской стране. Как показывает печальный опыт "сдуру можно и страну сломать".

Елена / 25.11.2013 Спасибо огромное за книги!

Гость / 23.08.2013 огромное спасибо!! это действительно стоит прочитать!!

shani / 1.07.2013 спасибо за книги

Ася / 1.05.2013 Тони Бьюзена. "Карты памяти. Используй свою память на 100%" Ищу!! Очень надо!!! у кого есть, пишите [email protected]

Приведем фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором описывается технология рисования интеллект-карт.

Законы интеллект-карт разделяются на законы содержания и оформления и законы структуры.

  1. Используйте эмфазу
  • Всегда используйте центральный образ.
  • Как можно чаще используйте графические образы
  • Для центрального образа используйте три и более цветов.
  • Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
  • Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия).
  • Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики.
  • Стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карты.
  • Стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект-карты было соответствующим.
  1. Ассоциируйте
  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.
  1. Стремитесь к ясности в выражении мыслей
  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь располагать слова горизонтально.
  1. Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры

  1. Соблюдайте иерархию мыслей.
  1. Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

В новом тысячелетии, когда объемы и характер информации приобрели колоссальный размер, стали крайне необходимы новые методы и программы для их быстрого усваивания. Такие методы вскоре появились и были названы "интеллектуальные карты". Их создатель - Тони Бьюзен, и автор множества книг по самосовершенствованию, и мышления. Его самая знаменитая работа - книга "Супермышление", созданная совместно с его братом, является хитом и точкой опоры многих его последователей.

Для чего нужна интеллект-карта?

(с англ. mindmap, или - это творческий способ раскрытия темы, концепции, идеи, любого объекта мышления или даже истории. Они помогут вам в:


Интеллектуальные карты от Тони Бьюзена приобрели широкий размах благодаря простоте их исполнения. Их эффективность заключается в увеличении производительности работы, часто в довольно широких масштабах.

Как создать?

Интеллектуальная карта очень легко создается - вам необходимы будут всего лишь ручка и листок, также можно использовать экран компьютера, планшета, ноутбука. Мозг легче усваивает разноцветную и многомерную интеллект-карту, чем обычный серый конспект со схемами и таблицами, поэтому лучше использовать разноцветные ручки или карандаши.


Как видите, интеллектуальная карта легко дополняется дополнительными ветвями-элементами и ассоциациями, проста в чтении, легкодоступна в понимании.

Как работает мозг?

Для того чтобы понять, как работает интеллектуальная карта, нам необходимо для начала понять принципы Мы все знаем: мозг состоит из двух полушарий, каждое отвечает за свойственный только ему функциональный набор. Например, левое полушарие отвечает за логические смыслы и последовательности, слова, числа, формулы, схемы и анализ. В то время как правое - это восприятие ритма и и пространства, воображение и представление образов. Большинство людей при решении своих задач полагаются в основном на левое полушарие, и постоянная нагрузка только на одну долю мозга атрофирует вторую, в результате чего проигрывает весь мозг, так как основной потенциал не задействован.

Карты нагружают весь мозг

Мозг отлично функционирует при подключении обоих полушарий, чего и пытался достичь Тони Бьюзен, создавая свой новый метод. Рисунки подключают к работе правое полушарие, а связи между ними - левое, грамотное соотношение того и другого позволяет использовать те резервы, которые раньше не были востребованы. Так интеллектуальная карта поможет работать всему вашему мозгу, а постоянное ее использование сделает привычным работу с образами, что является ключевым моментом во всех сферах жизни. Т

ак, многие люди отмечают, что, проработав с картами длительное время, они замечают, что достраивают их в голове уже при чтении или общении, причем это не вносит хаос, а, наоборот, увеличивает понимание. Используя ваш мозг с такой интенсивностью, вы сможете обеспечить его нормальное функционирование и работоспособность.

Интеллектуальные карты: программы

Сейчас в мире пользуются огромной популярностью специальные программы, с помощью которых можно быстро и грамотно создавать ментальные карты. В мире сейчас создано около двухсот самых разных программ по разным категориям:

  • платные;
  • бесплатные;
  • онлайн-сервисы.

Работать на них достаточно просто: для начала вам необходимо зайти в меню редактора и начать с "Создания новой интеллект-карты". Сразу возникнет удобное в котором вам необходимо будет начать создание ментальной карты с введения ключевого слова - программа сразу создаст раскрашенный центральный символ с вашим словом. После этого вам необходимо будет вводить дополнительные ключевые слова, которые будут отвечать за ветви, исходящие от центрального символа. Каждую ветвь программа будет прорисовывать и окрашивать сама, причем можно будет редактировать все моменты, начиная от цвета и заканчивая схемой строения всех ветвей. Также можно копировать и размножать ветви, перемещать их, удалять по желанию. Очень удобно, не правда ли?

В чем преимущества программ?

Интеллектуальная карта поможет вам грамотно распределить всю информацию и расписать ее ключевые моменты. Но что же делать, если объем информации просто огромен и не сможет войти в стандартные схемы, расписанные на листе бумаги? Именно поэтому программы приобрели такую популярность - они помогут вам создавать объемные и многомерные карты, с большими объемами информации и разделами.

Мегаинтеллект-карты - это масштабные интеллектуальные карты, примеры которых вы сможете найти в программе-редакторе или онлайн-сервисе. Такой метод пользуется популярностью в промышленности и крупных компаниях, но это может оказаться полезным каждому, кто прибегнет к такой технике. Они помогут вам повысить работоспособность, а вашей карте обрасти гиперсвязями с многоуровневой информацией, развитием идей-центров для новых карт - ведь каждая такая интеллект-карта будет являться частью большого целого, созданного для помощи вам в любом начинании.

Интересовало ли вас когда-нибудь, как работает мозг? Хотели бы вы улучшить свою память, повысить творческие возможности, ясность и эффективность мышления, общий уровень интеллекта и быстроту мысли?

В книге «Супермышление», являющейся частью революционной интеллект серии Тони Бьюзена, вы ознакомитесь с инструментом под названием интеллект-карта (Mind-Map®), который позволит достигнуть всего этого, мобилизовав возможности, скрывающиеся в вашем мозгу.

Интеллект-карта (Mind-Map®), метко прозванная «швейцарским армейским ножом мозга», в настоящее время используется более чем 250 миллионами людей во всем мире. Неуклонно растет ее успех в сфере образования и бизнеса: сотни тысяч учащихся с ее помощью улучшилисвои отметки, а многие фирмы, работающие в области высоких технологий, сэкономили миллионы фунтов стерлингов или обеспечили себе соизмеримую по объему прибыль.

Данная книга знакомит вас с фундаментальными принципами повышения эффективности мышления и показывает, как их можно использовать с выгодой для себя. «Супермышление» предоставляет полный программно-методологический комплект для вашего сверхмощного биокомпьютера - головного мозга!

Книга представляет собой существенный этап в реализации революционного бьюзеновского подхода к мыслительной деятельности человека и предлагает Вам овладеть простым инструментом, резко повышающим её эффективность во всех направлениях.

Предисловие

Тони: «В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая, направила меня в отдел медицинской литературы!

Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.
Я вышел в полном изумлении.

Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой. Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд неусвоенной попадет масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, - конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, - результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.

Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, - осознание этого и привело меня в библиотеку.

Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.

Предисловие
. Как научиться учиться?
. Какова природа моего мышления?
. Каковы приемы эффективного запоминания?
. Каков путь к творческому мышлению?
. Как овладеть техникой скорочтения?
. Каковы современные достижения в сфере развития общего мышления?

Имеется ли возможность разработать новые приемы эффективного мышления или, быть может, одну всеобъемлющую прикладную теорию?

Работая над ответами на эти вопросы, я принялся , нейрофизиологию мозга, нейролингвистику, кибернетику, методы скорочтения и мнемонику, теорию восприятия, теорию творческого мышления и общие науки. Со временем я понял, что более эффективной и производительной работы мозга можно добиться, если дать возможность его потенциальным способностям работать совместно, в помощь друг другу, нежели применять их как отдельные «инструменты».

Простейшие, на первый взгляд, приемы вносили самую впечатляющую лепту. Например, простое комбинирование двух кортикальных способностей, а именно речи и восприятия цвета, позволило мне коренным образом пересмотреть свой подход к конспектированию. Конспектирование с добавлением всего двух цветов в графику представления материала более чем в два раза улучшило мнемонические характеристики моих конспектов и, что еще важнее, внесло элемент развлекательности в процесс учебы.

Мало-помалу начали проступать очертания общей структуры, и, обретя первую уверенность в себе, я начал помогать, в порядке хобби, школьникам и студентам колледжей, которых по разным причинам в свое время отнесли к разряду «неспособных к учебе», «безнадежных», «неспособных к чтению», «отсталых» и «трудновоспитуемых». Все эти так называемые горе-дети очень скоро достигли нормального уровня в учебе, а некоторые даже стали настоящими отличниками.

Девочке по имени Барбара как-то сказали, что коэффициент ее интеллекта, по результатам стандартного теста, был ниже всех, когда-либо регистрировавшихся в данной школе. После месяца тренинга, в ходе которого она училась учиться, коэффициент ее интеллекта вырос до 160, а впоследствии, на момент выпуска из колледжа, она была лучшей из лучших. Пат, необычайно одаренный мальчик из США, которого в свое время ложно отнесли к категории «неспособных к учебе», впоследствии сказал (после того как с блеском сдал целый ряд тестов на творческое мышление и память): «Я не был неспособным к учению - у меня просто не было настоящего учения!».

В начале 1970-х гг. на сцену выступил искусственный интеллект. Настало время, когда я мог купить компьютер с жестким диском емкостью 1 мегабайт и в качестве приложения к нему 1000-страничное руководство пользователя. Вместе с тем в тот, казалось бы, период расцвета цивилизации все мы рождались на свет, оснащенные самым что ни на есть удивительным био-компьютером, в квадриллион раз более мощным, нежели любой известный человеку техно-компьютер, и где, спрашивается, были наши руководства пользователя?

Примерно в это время я решил написать серию книг, основываясь на своих изысканиях, и назвать ее «Энциклопедией человеческого мозга и его возможностей». Я начал в 1971 г., и по мере работы горизонт передо мной становился все шире и яснее, - и все более четко вырисовывались контуры концепций радиантного мышления и интеллект-карт.

На ранних стадиях разработки идеи интеллект-карт я предполагал применять их прежде всего как мнемонический инструмент. Однако, после долгих бесед и споров, мой брат Барри убедил меня, что рассматриваемая методология найдет одинаково важное применение в развитии творческого мышления.

Барри работал над теорией интеллект-карт с иных позиций, но его помощь необычайно ускорила работу над более общей концепцией. История его знакомства с рассматриваемой теорией поучительна и интересна, и лучше его самого рассказать ее не сможет никто».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама