THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для русских характерно, что их танковые дивизии имеют намного меньше автотранспорта, чем танковые соединения западных держав. Было бы неправильно объяснять это недостаточным производством автомобилей в СССР, так как даже стрелковые дивизии, имеющие конный обоз, располагают небольшим количеством лошадей и повозок. Кроме того, по своему численному составу любой стрелковый полк или дивизия русских значительно уступают соответствующим войсковым единицам западных армий. Однако общий численный состав боевых подразделений любой русской части примерно тот же, что и на Западе, потому что русские имеют намного меньше людей в тыловых подразделениях. Русские ведут учет только офицеров, сержантов и специалистов {Это замечание относится к периоду 1941-1945 годов.}. Поэтому в заявках на пополнение командир части требует всегда очень много солдат. В Красной Армии органам тыла не приходится беспокоиться об обеспечении войсковых частей обмундированием, палатками, одеялами и другими предметами, столь необходимыми для солдат армий Запада. Во время наступления они могут позволить себе забыть о снабжении войск даже продовольствием, так как войска находятся «на подножном корму». Основная задача частей снабжения сводится к доставке горючего и боеприпасов, но даже в этом случае для подвоза часто используются боевые машины. В русской моторизованной дивизии у солдата нет другого «багажа», кроме того, который он имеет при себе, и он ухитряется передвигаться на автомашинах, взгромоздившись на ящики с боеприпасами или бочки с горючим.

Этот недостаток автотранспортных средств приводит к важным последствиям тактического и психологического порядка. Поскольку количество автомашин в моторизованной дивизии у русских намного меньше, чем в таких же соединениях западных армий, русская дивизия более мобильна. Такой дивизией легче управлять, ее проще маскировать и перевозить по железной дороге {Как ни странно, русские проявили большое умение в организации железнодорожных перевозок войск. У них не было «железнодорожного атласа» и сложных расчетных таблиц штабов западных армий, но они перебрасывали свои войска с минимальной затратой времени.}. Представляет интерес и психологическая сторона дела. Любой солдат армий Запада.так или иначе связан с тыловыми службами. Они доставляют ему средства к существованию и обеспечивают некоторые удобства, чем скрашивают его тяжелую жизнь. Когда части «здорово всыпят», уцелевшие солдаты обычно собираются у походных кухонь или в обозе, где они, пытаются найти прибежище и утешение. Совсем другое положение в русской армии. У русского солдата, кроме оружия, ничего нет, и тыл его ничем не привлекает. Не существует ни походных кухонь, ни вещевого обоза {В частях Советской Армии всегда имелись походные кухни на конной или механической тяге. Удивительно, что автор не знает таких вещей, хотя воевал на советско‑германском фронте почти два года. - Прим. ред.}. Если солдат лишается своей пушки, танка или пулемета, он лишается тем самым своего единственного прибежища; если он уходит в тыл, его задерживают, и рано или поздно он снова оказывается на фронте.

Так небольшое количество штатных автотранспортных средств дает русским важное преимущество. Высшее командование русских хорошо понимает склад ума русского солдата и умудряется так использовать недостатки последнего, что они становятся его сильной стороной.

Обоз русского войска - «товар», «возы»

В середине IX - начале X вв. основными путями передвижения в землях восточных славян были реки. Географические условия оказали влияние на средства передвижения и обозы войска.

Войско русских князей состояло из скандинавских дружин и ополчений славян. Источники практически не оставили упоминаний об обозах войска восточных славян. Как исключение можно привести сообщения византийских источников об однодеревках (гр. моноксилион). К. В. Базилевич в работе «Из истории морских походов в VII-XII вв.» основываясь на свидетельстве венецианца Барборо, жившего на Руси во второй четверти XV в., отмечал, что судна однодеревки могли перевести около 8 – 10 лошадей и столько же людей».

И если о возможностях судов славян сделать заключение сложно из-за отсутствия источников, то с кораблями скандинавских дружин состояние источников иное.
Транспортом «варягов» были морские корабли «дракары», которые, в том числе, выполняли задачи обоза. Археологические свидетельства указывали, что скандинавские суда в землях восточных славян отличались от судов, которые использовали «норманны» в Западной Европе. Отличие состояло в размерах. Если «норманнское» судно имело в длину около 20 – 30 метров, то скандинавское судно передвигавшиеся по рекам славян 8 – 12 метров. Морские суда «норманнов» были не пригодны для передвижений в землях восточных славян не только из-за узких речных протоков. Они были гораздо тяжелее для «волока».

Размеры судов оказывали влияние не только на маршруты передвижения. Например, западноевропейские хроники упоминали о том, что «норманны» на судах перевозили лошадей для конного войска. Как это было в Англии в 885 г.

Летописи о событиях второй половины IX в. - X в. умалчивали об этой стороне русских судов, как и о русской коннице. А. Н. Кирпичников, основываясь на археологических данных, утверждал, что уже в X в. конница на Руси существовала, Согласно письменным источникам первой русской конницей были отряды печенежских ханов в войске Игоря Рюриковича в 944 г, возможно полки венгерской конницы в 967 г. и войско печенежских наемников в 971 г. в войске Святослава Игоревича. Вероятно, что «русской» конницей в X в. были кочевники, а не скандинавы или славяне.
Если первые упоминания о набегах на Византию под 860, 907, 944 г., свидетельствовали, что действия совершались вдоль прибрежной полосы. Кочевники следовали за войском по суше. То свидетельства под 985 г., 1060 г., 1103 г. подтверждали – русский речной обоз даже в XI в. не имел судов для перевозки лошадей. Отсутствие судов для перевозки конницы не измениться до XV в. Возможно, во время покорении Перми в 1472 году воеводой Федором Пестрым русскую конницу перевозили плоты, но точных фактов об этом нет.

Естественно, что отсутствие речного транспорта для конницы, не означало, что в Киевской Руси в X в. вообще все суда были только речными. Например, в «Пространной Русской Правде» в статье 73 встречаем упоминание о делении ладей на речные и морские. Вероятно, это сообщение прекрасно демонстрировало, что в Киевской Руси существовали различные суда. М. Н. Тихомиров относил возникновение «Пространной Русской Правды» к началу XIII в. (Великий Новгород). Возможно, не вполне корректно использовать позднее свидетельство. Однако важно отметить, что даже в XIII в. у русского конного войска не было судов для перевозки лошадей, не смотря на то, что купечество имело в своем распоряжении морские и грузовые суда. Отсутствие речного транспорта для конницы было не результатом отсутствия на Руси транспорта, а следствием стратегических задач. Князья не нуждались в доставке конницы. Лошади следовали вдоль рек, сопровождая войско.

Вместимость судов ни как не влияла на основное тактическое превосходство скандинавских воинов над противником, как в Западной Европе, так и на Руси – неожиданность и стремительность нападений.

Вероятно, после неудачного набега на Византию в 1043 г. прекращается агрессивная внешняя политика Руси и найм скандинавских дружин. Как следствие прекратились походы на Византию, Болгарию. С 50 – ых г. XI в. уменьшается численность войска князей и потребность в речном обозе пропадает.

Однако возвращение к опыту речного обоза произошло почти через столетие. В первой половине XII в., когда на Северо-востоке Руси князья стали совершать речные набеги на Волжских Булгар. Традиционность состояла в использовании множества речных судов и пешем войске, без наемников. В набеге 1120 года в войске Юрия Долгорукого уже не было скандинавских дружин, хотя среди командного состава были потомки скандинавов. Например, воеводой Юрия был Георгий Семенович, внук Шимона Африканыча, брата Якуна Слепого, воевавшего в войске Ярослава I. Этот момент можно назвать рождением русского речного обоза.

Перемены отразились и на отношении источников к этой теме. В отличие от сообщений за IX - X в. стало известно о возникновении новых судов, что можно проследить по названиям. В XII в. на Юге Руси появляется «насад», на Северо-востоке «челн», «струг», «галее». Под 1182 годом сообщалось, что у речного обоза была своя охрана (Белозерский полк в 1182 г.). В XIV в. встречаем помимо ладей и насадов – «кербаты», «оучаны», «поромы», «лоивы».

Создание в 1469 г. «судовых ратей» вероятно, превратило речной обоз в сложную и большую структуру, которая включала в себя и чисто военные («боярские дети») и гражданские составные (оружейники, суконники, купцы). Под 1469 годом упоминалось, что «судовые рати» состояли из больших и малых судов. Большие суда ставились вдали от боевых действий, на них сгружали добычу.

Немногочисленные факты позволяют предположить, что речной обоз прошел долгий путь развития. От речного обоза до «судовых ратей». Корабли перевозили воинов, продовольствие, вооружение, доспехи, добычу. Обозы были универсальными и полностью отвечали стратегическим задачам. Основным преимуществом речного обоза было то, что он не препятствовал передвижению войска, не зависел от погодных условий. Большие запасы обеспечения делали русское войско мобильным, что позволяло сохранять тактическое превосходство– неожиданность нападений.
Согласно источникам первое упоминание о сухопутном обозе русского войска встречается в «Поучении» Владимира Мономаха, которое сохранилось в Лаврентьевской летописи под 1096 годом «оружье бяхомъ услали напередъ на повозехъ». Из слов князя Владимира следовало, что обслуживали обоз вероятно смерды. Охраны у обоза не было. Какие животные использовались в обозе не известно, как не известна численность обозов, повозок и мн. др.

Согласно И. И. Срезневскому, слово, обозначающее обоз, появилось в источниках о событиях конца XI – начала XII вв. и соответствовало слову «товар». Ф. П. Сороколетов так же отмечал, что русский обоз назывался «товаром».
Первое упоминание «товара», которое можно уверенно относить к свидетельству очевидца, имело отношение к событиям конца XI в. Во время княжеского съезда 1097 г. в Любече князья на ночлег разместились в «товарах» «приде Василко въ. 4 . ноямьбря. и перевезеся на Въıдобъıчь. и иде поклонится къ стяму Михаилу в манастъıрь. и оужина ту. а товаръı своя постави на Рудици. вечеру же бъıвшю приде в товаръ свои». Использование слова «товар» в данном свидетельстве скорее всего, обозначало «обоз».
Появление в письменных источниках конца XI в. упоминаний о сухопутном обозе было не случайно. Во-первых, расцвет Киевской Руси при Ярославе Мудром привел к относительному развитию сухопутных путей, что способствовало активному использованию новых средств передвижения. Во-вторых, в 70 – ых г. XI в. на Юго-востоке Руси появился новый соперник – половцы. Это, на первый взгляд незначительное событие, привело к изменению русского военного искусства: стратегии, тактике, видов войск. Стратегия стала заключаться в обороне южных русских границ. Для этой цели были нужны иные виды войск, учитывая территориальные особенности южной Руси (степи) и видов войск противника. Стремительность легковооруженной конницы половцев требовала подобной активности от русского войска. Вероятно, с этого момента русские князья начинают переходить от формирования тяжеловооруженного пешего войска к тяжеловооруженному конному войску. Тяжелое вооружение не позволяло русскому воину долго находиться в боевой готовности. Однако, половцев приходилось долго преследовать и проникать в глубь степей. Конное войско стало нуждаться в обозе, который не замедлял движение. Ради подвижности обоза князья уменьшали его, или вовсе обходились без него. Например, в 1042 году конное войско Владимира Ярославича, без обозов, напало на племена Еми (тавасты, хаме, сов. Финляндия). Однако в набеге неожиданно возник «мор» среди лошадей и войско «стало» пешим.

Облегчение обозов произошло за счет уменьшения запасов продовольствия.
Как это сказалось? Небольшой обоз не отягощал войско, создавая преимущество неожиданного нападения («вборзе», «изгоном», «изъездом»). Многие успехи русского войска были одержаны благодаря неожиданному нападению на противника. Например, победа Ярополка Всеволодовича в 1125 году над половцами, победа в 1228 году посадника Владислава над племенами Еми, успех Александра Невского над шведами в 1240 г., нападение ранним утром 21 мая 1469 года русского войска на Казань «еще всемъ спящимъ». Вышеперечисленные русские победы были бы под вопросом, если бы войско собирало обозы, а затем с ними наступало на противника. Например, летописи сохранили свидетельство, как большой обоз стал причиной поражения. В 1151 г. после неудачной попытки взять Киев войско Юрия Долгорукого отступало для соединения с союзным князем Володимирко Галицким. Юрия преследовал князь Изяслав Мстиславич. Войско ростовского князя ни как не могло оторваться от Изяслава. Причиной поражения Юрия Долгорукого стал собственный обоз, который не позволил скрыться от противника. Изяслав все-таки сумел настичь обозы противника и стал их отнимать. Юрий Владимирович был вынужден остановить движение войска и развернуться для сражения «оже наездяиь на задъ полковъ ихъ. и возы ихъ отимають. и тако оборотячеся. полкы своими. и сташа противу имъ. идоущимъ же ся имъ битися». У реки Малый Рутец Юрий Долгорукий потерпел поражение и бежал.

Известия свидетельствуют, что большой обоз сковывал действия войска, лишал его маневренности. Небольшой обоз в отношении тактики набегов был безусловным плюсом, позволяя войску неожиданно нападать, скрываться, маневрировать или преследовать неприятеля.

Недостатком стремительных нападений была потеря инициативы, когда противник мог отбить первый натиск русских. В этой ситуации с негативной стороны сказывались небольшие размеры обоза, которые ограничивали запасы продовольствия «немного бо съ собою запасу имали, понеже шли изгоном». В войске мог возникнуть голод, учитывая враждебные территории. Упоминание об этом не раз встречается на страницах летописей. Голод в войске Святослава Игоревича в Болгарии в 972 г., голод в 1194 году в войске новгородцев в набеге на Югру, голод в войске Ивана III направленного на Казань в 1468 году. Так же надо было учитывать, что помощь из русских земель не прейдет. Практика доставки продовольствия в иноземных владениях русскому войску не использовалась вплоть до 80 – ых г. XV в.

Однако, исследуя исторические источники, хоть и не часто, но встречаем упоминания, что даже в действиях на небольшие расстояния, находясь в русских землях, возникал голод. Например, в 1016 году после продолжительного «стояния» в войске Ярослава I стало заканчиваться продовольствие, из-за чего воины начали разбегаться. В 1160 г. голод возник после 6 недель «стояния» у Минска в войске торков Жирослава Нажировича. При осаде Новгорода в 1169 г. голод возник через 4 дня в войске Андрея Боголюбского. В 1213 г. голод возник при отступлении из Галича в войске Даниила Романовича. В 1316 г. отступая от Новгорода войско тверского князя Михаила, заблудилось, что стало причиной голода.

Свидетельства источников о голоде в русском войске, когда оно воевало в иноземных странах и на русских территориях, указывали, что помимо небольших обозов, русское войско не умело налаживать контакт с местными жителями. Например, в 1169 г. по дороге к Новгороду войско Андрея Боголюбского уничтожало все на своем пути «пришедъше толко в землю ихъ. много зла створиша. а жены и дети имения взяша. и скоты поимаша». Поэтому не удивительно, что у Новгорода голод возник через 4 дня. В такой же ситуации оказалось войско, напавшее на Казань в 1468 г. «назадъ идоучи, мнози наши кониноу ели, бысть бо гладъ великъ, и на кони моръ, и бе ноужен велми былъ поуть сей». Воюя в землях противника русские, грабили местное население и после того, как все было сожжено, а уцелевшие жители разбегались - в русском войске возникал голод.

И если мы сталкиваемся со свидетельствами голода в русском войске на большие и малые расстояния, в действиях на чужих и своих землях, то есть факты возникновения голода прямо во время ведения боевых действий. Новгородская первая летопись сообщала под 1234 годом, что, преследуя литовское войско, у некоторых воинов Ярослава Всеволодовича закончился провиант. Князь был вынужден отпустить воинов домой.

Вероятно, что дело было не в больших или в малых расстояниях, а в тактических особенностях, из-за которых князья для достижения победы за счет неожиданного нападения ставили войско под угрозу голода.

Из приведенных ранее наблюдений следует, что в конце X в. на Юге Руси появился речной обоз, а в 20 – ых г. XII в. возник сухопутный обоз – «товар», который состоял из повозок, саней. Русский обоз назывался на Юге Руси «товар», на Северо-западе «повозник», «павоскы», на Северо-востоке «возы». Обоз был небольшим. Его задача состояла в доставке оружия, доспехов и изредка хранении добычи. Разоряя чужие владения, князья преимущественно сразу отправляли добычу домой с обозами. Например, под 1445 г. источники сообщали, что тверской князь Борис захватил в Торжке добычу московских, новгородских и торжковских купцов и отправил обоз из 40 повозок в Тверь «сорокъ павосковъ свезе въ Тферь, а иныя павоскы потопиша в реце с товаромъ». Охраны у обоза не было т. к. он непрерывно следовал за войском или возвращался по разграбленным землям. В тактических целях обоз не редко бросали «возы пометавшее», после того как вины вооружались и начинали преследовать противника. Как исключение можно привести случай, когда для охраны обоза остался князь Ярослав Всеволодович. В таком состоянии сухопутный обоз просуществует, не претерпевая изменений почти до XV в.

При сравнении речных и сухопутных обозов превосходство было на стороне речных. На это указывало постоянное развитие речных обозов. От речного обоза в X в. до «судовых ратей» в XV в., от средств передвижения к укрепленной стоянке («острог»), от воина-купца к «боярским детям», княжеско-боярской прислуге, кузнецам и купцам.
Вышеперечисленные факты относились к тому, каким был русский обоз в IX – XV в. А каким бы он мог стать? В сравнение обозами «Крестовых походов» русская система обозов явно уступала т. к. не смогла бы справиться с такими масштабными действиями. Но, надо так же отметить, что потребность в действиях подобных «Крестовым походам» у русских князей не было.

Рюриковичи не ставили перед собой задачи завоевание новых земель за пределами земель восточных славян. Князья были сосредоточены на решении внутренних задач. Поэтому отсутствие сложной системы обозов было результатом отсутствия сложных задач.

Статью с примечаниями можно скачать

- Обозничей , позже Военный обозный или Вагенмейстер - чиновник фурштадта (то есть обоза ), которому был поручен надзор за лошадьми, упряжью, повозками и прочими принадлежностями обоза , а Генерал-вагенмейстер заведовал в том числе всеми обозами армии (вооружённых сил).

  • Походный обоз с артиллерийскими и инженерными принадлежностями назывался парком .
  • Пожарный обоз - дисциплинированный отряд (пожарная команда), снабженная всеми приспособлениями для тушения пожаров и спасания людей.
  • Ассенизационный обоз - совокупность перевозочных приспособлений (герметически запирающиеся бочки и прочее) для вывоза нечистот.

В литературе встречаются слово для обозначение военнослужащих данных формирований - Обозник .

История

Русским военным теоретиком и практиком Д. Милютиным было предсказано использование и появление в вооружённых силах России и мира военной техники для боя и его обеспеченья как то автомобиля , броневого автомобиля , танков и самоходных артустановок .

Есть ли что-либо невозможное, например, в том, что автомобили не только вполне заменят повозки в обозах , но проберутся даже в полевую артиллерию ; вместо полевых орудий с конскою упряжью войдут в состязание на поле сражения подвижные бронированные батареи , и битва сухопутная уподобится битве морской.

  • по порядку сформирования:
    • казённые, то есть принадлежащие казне (государству) в мирное время его повозки , с упряжью и принадлежностями, содержались полностью в РИА, но лошадей имелось лишь незначительное число (при мобилизации комплект лошадей пополнялся на основании военно-конской повинности);
    • обывательские , то есть принадлежащие гражданам государства, сформировываемые в военное время по найму , реквизицией или на основании подводной повинности .
  • по служебной принадлежности
    • интендантский
    • специальный
      • артиллерийский
      • инженерный
      • санитарный
  • по назначению:
    • продовольственно -вещевой, продовольственно-вещевой обоз являлся Первым отделом дивизионного обоза, и состоял из повозок, поднимающих МС пехотной дивизии (пд): запас продовольствия (сухари, крупа, соль, чай, сахар - на 4-ре дня, мясные и овощные консервы - на один день), шанцевый инструмент , запас одежды и обуви. При нём же состоял конный запас пд. 1-й отдел состоял из 5-ти взводов , из которых 1-й, 2-й, 3-й и 4-й взвода имели по однодневному запасу продовольствия. Командир 1-го отдела был одновременно и командиром дивизионного обоза.
    • санитарные , санитарный обоз являлся Вторым отделом дивизионного обоза, и состоял из повозок, поднимающих дивизионный лазарет и два полевых госпиталя , а в случае надобности к дивизионному обозу присоединяется ещё военно-санитарный транспорт .
  • по формированиям :
  • по распределению между формированиями:
    • ротный (эскадронный , батарейный), то есть каждая рота, эскадрон, батарея имели свои повозки, лошадей и команду
    • батальонный (дивизионный)
    • полковой, для пехотных и стрелковых полков , входил в состав части , им поднимались МС, в которых личный состав нуждался для боя и похода. Поэтому полковой обоз следовал на марше в составе своего полка и должен был постоянно находиться при нём или недалеко от него.
    • бригадный , для стрелковых бригад
    • дивизионный, для пехотных дивизий и состоял из двух отделов: 1-го - продовольственно-вещевого и 2-го - санитарного. Кавалерийские дивизии РИА не имели дивизионного обоза .

Состав

Обоз пд состоял из повозок, лошадей и обозной команды которая включала в себя:

  • Управление (в составе 1-го отдела до)
  • 1-й отдел - продовольственно-вещевой
    • 1-й взвод
    • 2-й взвод
    • 3-й взвод
    • 4-й взвод
    • 5-й взвод
  • 2-й отдел - санитарный

Обоз пд составлял 287 повозок с 748 лошадьми.

Повозки для перевозки предметов первой необходимости следующие вместе с войсками, составляли обоз 1-го разряда, к нему относились:

  • зарядные ящики , одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боевые припасы)
  • инструментальные повозки (походная кузница, инструменты и подковы)
  • аптечная двуколка
  • офицерская двуколка.

Галерея

См. также

Напишите отзыв о статье "Обоз"

Примечания

Литература

  • В. И. Даль, Толковый словарь, 1863-1866 годов.
  • (1812) - басня И. А. Крылова
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Положения о полковом и дивизионном обозах, утверждённых 10 июля 1885 года.
  • М. А. Газенкампф , «Войсковой обоз новой организации и переходного устройства», Санкт-Петербург , : Военная типография, 1885 год .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Справочная книжка для офицеров. Составили генерального штаба полковники Малинко В. и Голосов В., Издание 3-е, исправленное и дополненное, часть I. - Москва, 1902 г., Типография-Литография «Русского Товарищества Печатного и Издательского дела», Чистые пруды, Мыльников пер., собств. дом. - 262 с.
  • Ф. А. Макшеев, Снабжения и военное хозяйство в военное время;
  • Ф. А. Макшеев, Военное хозяйство и устройство тыла. Обоз и тыловые учреждения иностранных армий;
  • П. Режепо, Значение и работа обоза;
  • Положения о полковом и дивизионном обозе - Приказ по военному ведомству № 229 от 1907 года.
  • Военная энциклопедия Сытина, 1916 год, тома № 1 - № 18.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Обоз

В апреле месяце войска оживились известием о приезде государя к армии. Ростову не удалось попасть на смотр который делал государь в Бартенштейне: павлоградцы стояли на аванпостах, далеко впереди Бартенштейна.
Они стояли биваками. Денисов с Ростовым жили в вырытой для них солдатами землянке, покрытой сучьями и дерном. Землянка была устроена следующим, вошедшим тогда в моду, способом: прорывалась канава в полтора аршина ширины, два – глубины и три с половиной длины. С одного конца канавы делались ступеньки, и это был сход, крыльцо; сама канава была комната, в которой у счастливых, как у эскадронного командира, в дальней, противуположной ступеням стороне, лежала на кольях, доска – это был стол. С обеих сторон вдоль канавы была снята на аршин земля, и это были две кровати и диваны. Крыша устраивалась так, что в середине можно было стоять, а на кровати даже можно было сидеть, ежели подвинуться ближе к столу. У Денисова, жившего роскошно, потому что солдаты его эскадрона любили его, была еще доска в фронтоне крыши, и в этой доске было разбитое, но склеенное стекло. Когда было очень холодно, то к ступеням (в приемную, как называл Денисов эту часть балагана), приносили на железном загнутом листе жар из солдатских костров, и делалось так тепло, что офицеры, которых много всегда бывало у Денисова и Ростова, сидели в одних рубашках.
В апреле месяце Ростов был дежурным. В 8 м часу утра, вернувшись домой, после бессонной ночи, он велел принести жару, переменил измокшее от дождя белье, помолился Богу, напился чаю, согрелся, убрал в порядок вещи в своем уголке и на столе, и с обветрившимся, горевшим лицом, в одной рубашке, лег на спину, заложив руки под голову. Он приятно размышлял о том, что на днях должен выйти ему следующий чин за последнюю рекогносцировку, и ожидал куда то вышедшего Денисова. Ростову хотелось поговорить с ним.
За шалашом послышался перекатывающийся крик Денисова, очевидно разгорячившегося. Ростов подвинулся к окну посмотреть, с кем он имел дело, и увидал вахмистра Топчеенко.
– Я тебе пг"иказывал не пускать их жг"ать этот ког"ень, машкин какой то! – кричал Денисов. – Ведь я сам видел, Лазаг"чук с поля тащил.
– Я приказывал, ваше высокоблагородие, не слушают, – отвечал вахмистр.
Ростов опять лег на свою кровать и с удовольствием подумал: «пускай его теперь возится, хлопочет, я свое дело отделал и лежу – отлично!» Из за стенки он слышал, что, кроме вахмистра, еще говорил Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова. Лаврушка что то рассказывал о каких то подводах, сухарях и быках, которых он видел, ездивши за провизией.
За балаганом послышался опять удаляющийся крик Денисова и слова: «Седлай! Второй взвод!»
«Куда это собрались?» подумал Ростов.
Через пять минут Денисов вошел в балаган, влез с грязными ногами на кровать, сердито выкурил трубку, раскидал все свои вещи, надел нагайку и саблю и стал выходить из землянки. На вопрос Ростова, куда? он сердито и неопределенно отвечал, что есть дело.
– Суди меня там Бог и великий государь! – сказал Денисов, выходя; и Ростов услыхал, как за балаганом зашлепали по грязи ноги нескольких лошадей. Ростов не позаботился даже узнать, куда поехал Денисов. Угревшись в своем угле, он заснул и перед вечером только вышел из балагана. Денисов еще не возвращался. Вечер разгулялся; около соседней землянки два офицера с юнкером играли в свайку, с смехом засаживая редьки в рыхлую грязную землю. Ростов присоединился к ним. В середине игры офицеры увидали подъезжавшие к ним повозки: человек 15 гусар на худых лошадях следовали за ними. Повозки, конвоируемые гусарами, подъехали к коновязям, и толпа гусар окружила их.
– Ну вот Денисов всё тужил, – сказал Ростов, – вот и провиант прибыл.
– И то! – сказали офицеры. – То то радешеньки солдаты! – Немного позади гусар ехал Денисов, сопутствуемый двумя пехотными офицерами, с которыми он о чем то разговаривал. Ростов пошел к нему навстречу.
– Я вас предупреждаю, ротмистр, – говорил один из офицеров, худой, маленький ростом и видимо озлобленный.
– Ведь сказал, что не отдам, – отвечал Денисов.
– Вы будете отвечать, ротмистр, это буйство, – у своих транспорты отбивать! Наши два дня не ели.
– А мои две недели не ели, – отвечал Денисов.
– Это разбой, ответите, милостивый государь! – возвышая голос, повторил пехотный офицер.
– Да вы что ко мне пристали? А? – крикнул Денисов, вдруг разгорячась, – отвечать буду я, а не вы, а вы тут не жужжите, пока целы. Марш! – крикнул он на офицеров.
– Хорошо же! – не робея и не отъезжая, кричал маленький офицер, – разбойничать, так я вам…
– К чог"ту марш скорым шагом, пока цел. – И Денисов повернул лошадь к офицеру.
– Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле.
– Собака на забог"е, живая собака на забог"е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался.
– Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям?
Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами.
На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».
Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…
Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.

И других формирований для организации перевозки припасов и оборудования (артиллерийский обоз, инженерный обоз, санитарный обоз и т. п.); до массового внедрения автотранспорта в вооружённых силах - воинское транспортное подразделение на конной тяге, идущее вслед за дивизией, полком и другими формированиями и предназначенное для доставки материальных средств формированиям для выполнения ими их задач.

В войске Русского государства старший начальник обоза в полках - обозничий, позже военный обозный, или вагенмейстер - чиновник фурштадта (то есть обоза), которому был поручен надзор за лошадьми, упряжью, повозками и прочими принадлежностями обоза, а генерал-вагенмейстер заведовал в том числе всеми обозами армии (вооружённых сил).

  • Походный обоз с артиллерийскими и инженерными принадлежностями назывался парком.
  • Пожарный обоз - дисциплинированный отряд (пожарная команда), снабжённая всеми приспособлениями для тушения пожаров и спасания людей.
  • Ассенизационный обоз - совокупность перевозочных приспособлений (герметически запирающиеся бочки и прочее) для вывоза нечистот.

В литературе встречаются слово для обозначение военнослужащих данных формирований - обозник .

История

Русский военный теоретик и практик Дмитрий Милютин предсказал использование и появление в вооружённых силах России и мира военной техники для боя и его обеспечения, как то автомобиля, броневого автомобиля , танков и самоходных артиллерийский установок .

Есть ли что-либо невозможное, например, в том, что автомобили не только вполне заменят повозки в обозах, но проберутся даже в полевую артиллерию ; вместо полевых орудий с конскою упряжью войдут в состязание на поле сражения подвижные бронированные батареи , и битва сухопутная уподобится битве морской.

В XX веке в связи с широким внедрением в войсках военной техники слово обоз потеряло свою актуальность и как термин вышло из употребления в руководящих документах и заменено словосочетанием - транспорт, военный транспорт.

В России

Обоз в России от старорусского обвоз - возить, доставлять , собирательное название формирований на конной тяге (позднее моторизированной и механизированной тяге), выполнявших задачи тылового обеспечения : транспортировки, содержания и подвоза материальных средств.

В Русском войске все запасы материальных средств или «кормы» следовали при дружине и полках на вьюках, а позже в колесном (санном) обозе или доставлялись по воде. В регулярной армии Петр I ввёл в штатную структуру полков обоз (солдатского строя - 63-и повозки, драгунского строя - 60 повозок). С 1708 года полковые обозы подразделялись на лёгкий - «к баталии потребныя вещи» и тяжёлый - «лишния тягости», позднее стали называться обоз 1-го и 2-го разряда. Александр I обоз в полках сократил но образовал в дивизиях, включив в их в состав фурштадтские батальоны 6-ти ротного состава (108 повозок, с 9-дневным запасом сухарей и другой провизии), на каждую пехотную или кавалерийскую дивизию.

В Русской императорской армии (РИА) существовали войсковые обозы нескольких видов:

  • по порядку сформирования:
    • казённые, то есть принадлежащие казне, государству; в мирное время его повозки, вместе с упряжью и принадлежностями, содержались полностью в РИА, но лошадей имелось лишь незначительное число (при мобилизации комплект лошадей пополнялся на основании военно-конской повинности);
    • обывательские, то есть принадлежащие гражданам государства, формируемые в военное время по найму, реквизицией или на основании подводной повинности.
  • по служебной принадлежности
    • интендантский
    • специальный
      • артиллерийский
      • инженерный
      • санитарный
  • по назначению:
    • продовольственно-вещевой, продовольственно-вещевой обоз являлся Первым отделом дивизионного обоза, и состоял из повозок, поднимающих материальные средства пехотной дивизии (пд): запас продовольствия (сухари, крупа, соль, чай, сахар - на 4 дня, мясные и овощные консервы - на один день), шанцевый инструмент , запас одежды и обуви. При нём же состоял конный запас пд. 1-й отдел состоял из 5-ти взводов , из которых 1-й, 2-й, 3-й и 4-й взвода имели по однодневному запасу продовольствия. Командир 1-го отдела был одновременно и командиром дивизионного обоза.
    • санитарные, санитарный обоз являлся Вторым отделом дивизионного обоза, и состоял из повозок, поднимающих дивизионный лазарет и два полевых госпиталя , а в случае надобности к дивизионному обозу присоединяется ещё военно-санитарный транспорт.
    • офицерские
    • штабные.
  • по формированиям :
  • по распределению между формированиями:
    • ротный (эскадронный , батарейный), то есть каждая рота, эскадрон, батарея имели свои повозки, лошадей и команду
    • батальонный (дивизионный)
    • полковой, для пехотных и стрелковых полков , входил в состав части , им поднимались материальные средства, в которых личный состав нуждался для боя и похода. Поэтому полковой обоз следовал на марше в составе своего полка и должен был постоянно находиться при нём или недалеко от него.
    • бригадный , для стрелковых бригад
    • дивизионный, для пехотных дивизий и состоял из двух отделов: 1-го - продовольственно-вещевого и 2-го - санитарного. Кавалерийские дивизии РИА не имели дивизионного обоза.

… На смотру начальника дивизии один взвод Терско-Горского полка оставлен был позади фронта , в прикрытие полкового обоза, который, к слову сказать, весь состоит у них из кавказских двухколёсных арб. …

Состав

Обоз пд состоял из повозок, лошадей и обозной команды которая включала в себя:

  • Управление (в составе 1-го отдела до)
  • 1-й отдел - продовольственно-вещевой
    • 1-й взвод
    • 2-й взвод
    • 3-й взвод
    • 4-й взвод
    • 5-й взвод
  • 2-й отдел - санитарный

Обоз пд составлял 287 повозок с 748 лошадьми.

Повозки для перевозки предметов первой необходимости следующие вместе с войсками, составляли обоз 1-го разряда, к нему относились:

  • зарядные ящики, одноконные снарядные и парные патронные двуколки (боеприпасы)
  • инструментальные повозки (походная кузница, инструменты и подковы)
  • аптечная двуколка
  • лазаретная линейка
  • офицерская двуколка.
Михаил Преснухин

Русская армия эпохи антинаполеоновских войн 1799-1815-го гг. была насыщена «техникой», т.е. в первую очередь транспортными средствами, необходимыми для перевозки боеприпасов, продовольствия, обмундирования, вооружения и многого другого, что было нужно для ведения военных действий.

Самым «техническим» родом войск той поры являлась, безусловно, артиллерия. Сами артиллерийские орудия являлись инженерными конструкциями, и для их обслуживания применялись многие виды простейших машин и механизмов, как, например, для поднятия и перемещения тяжестей, так и для различных других видов работ.

«Парк» боевых и транспортных средств артиллерии состоял из нескольких видов артиллерийских систем, средств их перевозки и снабжения боеприпасами; а также из самых разных вспомогательных повозок, на которых перевозили инструменты, запасные конструкции, детали и материалы для ремонта орудий, сюда же включались походные кузницы, повозки для понтонных мостов, всевозможные повозки для обеспечения жизнедеятельности личного состава артиллерии, лазаретные фуры, аптекарские ящики и мн. др.

Орудия полевой артиллерии русской армии и артиллерийский строевой обоз

Артиллерия русской армии 1799 - 1815 гг. подразделялась на полевую, осадную и гарнизонную (или крепостную). Орудия полевой артиллерии в свою очередь разделялись на

батарейные или тяжёлые и лёгкие, различия между которыми были существенны, в том числе по внешнему виду.

В эту эпоху на вооружении полевой артиллерии состояли орудия разных лет изготовления начиная ещё с екатерининского царствования, затем павловского и александровского,

образцы которых для каждого калибра несколько отличались друг от друга, как по весовым и линейным характеристикам, так и по внешнему виду, даже после произведённой

«переправки» старых стволов по новым образцам.

Батарейная артиллерия

1. 1/2-пудовый (полупудовый) единорог артиллерийской системы 1797 г., со стволом модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Единорог - самый «национальный» вид артиллерийского орудия русской армии, аналогов в других европейских армиях он не имел. Своё название единорог получил от мифического

животного, изображённого на гербе генерал-фельдцейхмейстера графа Шувалова, под руководством которого орудия этой системы были разработаны ещё в середине 18-го века.

Артиллерийское орудие данного калибра относилось к тяжёлой артиллерии и состояло на вооружении батарейных рот. Полупудовым оно называлось по весу снаряда, которым

стреляло - гранаты весом в пол пуда или 20 фунтов.

Состоит из орудийного ствола, деревянного лафета, а также специального «передка», необходимого для транспортировки единорога, и особого зарядного ящика для хранения и

перевозки зарядов, являвшегося штатной принадлежностью каждого орудия.

Лафет единорога представлял собой двух колёсный станок, основной несущей частью которого являлись установленные на оси две станины или лафетные доски, расходящиеся к

хоботу. Эти доски были окованы по периметру железными полосами и скреплялись между собой четырьмя деревянными подушками, через которые пропущены железные болты.

Лафетные подушки, т.е. брусья, связывающие лафетные станины, имеют следующие названия: боевая, средние и хоботовая. Лобовая или боевая подушка расположена в передней

части лафета. Две средние подушки служат основанием для клиновой подушки, в которой движется подъемный клин. Хоботовая подушка, с отверстием в виде усеченного конуса,

распирает станины в хоботе и служит для соединения лафета с передком. На ней также находились скобы (большая и малая) для вкладывания правил – деревянных рычагов,

служащих для поворачивания лафета в стороны. Первоначально на всех полевых лафетах устанавливались две скобы для одного правила. Прямо по центру хоботовой подушки,

затем скобы перенесли от центра к правой станине, а позднее на батарейных лафетах стали делать четыре скобы для двух правил, т.к. батарейные орудия были весьма

тяжелыми для поворачивания.

Клиновая подушка не имеет назначения, подобного другим подушкам. В ней закреплена длинная медная трубка с винтовым нарезом внутри, в которой движется винт подъемного

клина. Для вращения винта на его заднем конце находится ручка. Винт фиксировался в нужном положении с помощью собачки, опускающейся в пазы находящейся на винте около

ручки звездочки. Клиновая подушка прикрепляется болтами к двум средним подушкам.

В полевой артиллерии было два клина – один для батарейных лафетов, а другой для легких. Они различались только размерами своих частей.

Лафетная или боевая ось состояла из средней части в виде четырехгранного бруса, называемого осьной лопастью, и двух закругленных концов оси, имеющих форму усеченных

конусов. Для лучшего закрепления оси в лафете в ней делались вырезы, соответствующие вырезам станины. Деревянные оси имели некоторое преимущество по сравнению с

железными, принятыми в других армиях, т.к. были немного легче, значительно дешевле и, в случае поломки, проще в изготовлении в полевых условиях.

Колесо состояло из ступицы, которая своим сквозным отверстием надевалась на ось, из спиц и обода. Ступица и обод скреплялись железными оковками. Обод состоял из шести

частей, называемых косяками. В батарейной артиллерии использовались колеса диаметром в 41/2 фута. Диаметр колеса 1369 мм.

Калибр ствола - диаметр орудийного канала полупудового единорога был равен 6 дюймов и 1 1/3 десятых дюйма, или 155,5 мм, длина ствола (без винграда) 10 калибров и 24

части калибра (10 1/2 кал.), или 1630 мм.

Вес орудийного ствола – от 41 пуда до 42 1/2 пудов, т.е. от 671,5 кг до 696 кг,

Длина лафета 11 футов, вес лафета 36 пуд. 10 фунтов - 38 пудов = 627,5 кг.

2. 12-фунтовая пушка средней пропорции артиллерийской системы 1797 г., со стволом модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Пушки назывались по весу применявшихся к ним снарядов, из 12-фунтовой пушки стреляли 12-фунтовыми чугунными ядрами.

Калибр 4,75 дюйма (4 дюйма и 7 1/2 десятый дюйма), или 120,5 мм.

Длина ствола 16 калибров 12 частей (16,5 кал.), или 1990 мм (без винграда).

Вес ствола 49-50 пуд, или 802,5 - 819 кг.

Длина лафета 10 футов, вес лафета 35 пуд. 10 фунт.

Диаметр колеса 1369 мм.

3. 12-фунтовая пушка меньшей пропорции артиллерийской системы 1797 г., со стволом модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Калибр 4,75 дюйма, или 120,5 мм. Длина ствола 13 калибров (без винграда), или 1570 мм. Вес ствола 28 - 30 пуд., или 458,5 - 491,5 кг.

Лафет имел лафетный ящик для принадлежности, а в случае надобности и для 2–3 картечей с зарядами. Ящик имел крышку из листового железа на петлях и удерживался в лафете

на трех железных полосах, укрепленных поперек станин.

Длина лафета 9 футов 2 1/2 дюйма, вес лафета 35 пуд. 10 фунт.

Диаметр колеса 1369 мм.

4. Передок для орудий батарейной артиллерии модификации 1805 г. (так называемого «образца 1805-го года»).

Для передвижения полупудового единорога на поле боя и на марше использовался особый передок, непосредственно в который впрягалась лошадиная упряжка, и на который

опиралось само орудие. Передок состоял из двух колёс с осью, к которой прикреплены сницы, дышло и горбыль. Соединение орудия с передком осуществлялось следующим

образом, хоботовая (задняя) подушка лафета единорога через специальное отверстие надевалась на шворень (шкворень) - вертикальный штырь передка и закреплялась цепью.

Шворень был вынесен назад, на конец сниц, что облегчало подавание и снимание с передка, увеличивало поворотливость (малую при расходящихся к хоботу станинах лафета) и

уменьшало горизонтальные колебания дышла при достаточном его уравновешении. Зато давлением хобота на сницы дышло сильно поднималось кверху, особенно при пустом передке,

а при возке одного передка дышло надавливалось книзу.

На батарейном передке устанавливался перед осью небольшой ящик с плоской крышей, в который укладывалась артиллерийская принадлежность, а во время боевых действий могли

разместить два или четыре заряда.

Для запряжки полупудового единорога использовали 6 лошадей, в редких случаях допускалось иметь запряжку в 8 лошадей. Упряжь применялась хомутовая.

Передковые колеса были меньшего диаметра, чем лафетные, для увеличения поворотливости, диаметром в 4 фута, или 1219 мм.

Вес окованного передка с колёсами без гнёзд 16 пудов 30 фунтов, вес передка - 17 пудов, или 280,7 кг.

Общий вес артиллерийской системы, т.е. орудия с передком в походном положении составлял 96 пудов - 101,5 пуда, или 1536 - 1624 кг.

5. Зарядный ящик (так называемого «образца 1805-го года», с рамами для полупудового единорога и 12-фунтовых пушек).

Зарядный ящик служил для хранения и перевозки зарядов. Для перевозки боекомплекта (120 зарядов) полупудового единорога и 12-фунтовых пушек предусматривалось

использование трёх зарядных ящиков, в каждом из которых находилось по 40 зарядов.

Зарядный ящик был двухколёсный, оглобельный, с деревянной осью, на которой укреплялась рама, а на ней устанавливался короб с двускатной крышей, обитой листовым железом.

Крыша была открывающаяся на петлях прибитых к левой стороне короба. Сам короб по углам скреплялся железными угольниками, а с боков полосами, которые и крепили его к раме.

Внутреннее пространство ящика было разделено деревянной вставной рамой на ячейки для снарядов. Для всех батарейных и легких орудий использовались одинаковые зарядные

ящики, различавшиеся только размерами гнезд рамы.

Рама ящика для 1/2-пудового единорога имела 40 гнезд, для 12-фунтовой пушки - 40 гнезд и 6 отделений для хранения мякоти, фитиля, палительных свеч, скорострельных

трубок, а также, при необходимости, и лядунки, ночника и свечного футляра.

В зарядный ящик впрягали трёх лошадей, одну между оглоблями, двух других - по бокам от неё. Ящиком управлял ездовой, который сидел верхом на левой пристяжной лошади,

перевозка орудийного расчёта на самом ящике не допускалась.

Колеса диаметром в 4 фута, или 1219 мм.

Вес окованного ящика с колёсами без гнёзд - 18 пудов 30 фунтов.

Вес гнёзд для 1/2 пуд единорога - 1 пуд. 35 фунтов, для 12-фунтовых пушек - 1 пуд 30 фунтов и 2 1/2 .

Лёгкая и конная артиллерия

1. 1/4-пудовый единорог для пешей артиллерии артиллерийской системы 1797 г., со стволом образца 1783 (?) г., модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Длина ствола 11 калибров (без винграда), или 1350 мм.

Вес ствола 21 пуд 20 фунтов - 22 пуд., или 347 - 360 кг.

Длина лафета 8 футов, 5 1/2 дюйма, вес лафета 20 пуд. 20 фунт.

В лёгкой и конной артиллерии использовались колеса диаметром в 4 фута. Диаметр колеса 1219 мм.

2. 1/4-пудовый единорог для конной артиллерии артиллерийской системы 1797 г., со стволом образца 1799 (?) г., модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Орудийные стволы четвертьпудовых единорогов конной артиллерии были короче, а их стенки тоньше, чем у единорогов пешей артиллерии, поэтому вес первых был немного меньше,

чем у аналогичного пешего орудия. Сделано это было якобы для уменьшения нагрузки на упряжных лошадей и обеспечения упряжке конного единорога большей подвижности. Но на

практике достичь этого не удалось, лафеты конных единорогов не стали легче, и вес всей артиллерийской системы конного четвертьпудового единорога (орудие, лафет и

передок) был меньше пешего всего на 1 пуд с небольшим. Станины этого единорога были параллельные, а не расходящиеся к хоботу, что делало возможным установку между

станинами специального съёмного ящика, в который при транспортировке укладывались артиллерийские принадлежности, а в боевых условиях иногда и заряды.

Калибр 4,85 дюйма (4 дюйма и 8 1/2 десятых), или 123 мм.

Длина ствола 10 калибров (без винграда), или 1230 мм.

Вес ствола 19 пуд., или 310 кг.

Длина лафета 8 футов, 5 1/2 дюйма, вес лафета 21 пуд. 10 фунт.

Диаметр колеса 4 фута, или 1219 мм.

3. 6-фунтовая пушка артиллерийской системы 1797 г., для пешей и конной артиллерии, со стволом образца 1795 г., модификации 1805 г., на лафете модификации 1805 г.

Лафет 6-ти фунтовой пушки отличался от описанных выше не только размерами, но и отдельными конструктивными элементами, в частности меньшим количеством оковок. Станины

лафета этой пушки были параллельные, а не расходящиеся к хоботу, что делало возможным установку между станинами специального съёмного ящика, в который при

транспортировке укладывались артиллерийские принадлежности, а в боевых условиях иногда и заряды.

Калибр – 3,767 дюйма (3 дюйма и 7 2/3 десятых дюйма), или 95,5 мм, длина ствола 17 калибров, или 1620 мм. масса ствола 22 - 22,2 пуд., или 360 - 364 кг,

Длина лафета 8 футов, масса лафета 20 пуд. 10 фунт. – 395 кг.

Диаметр колеса 6-ти фунтовой пушки 4 фута, или 1219 мм.

4. 3-фунтовый единорог (на практике он в войнах почти не участвовал).

Калибр - 3,25 дюйма (3 дюйма и 2 1/2 десятых дюйма), или 82,5 мм.

5. Передок для орудий лёгкой артиллерии: 6-ти фунтовых пушек и ¼ пудовых единорогов и 3-фунтовых единорогов модификации 1805-го года.

Передки для транспортировки данных орудий имели специальные ящики для снарядов, так называемых «первых выстрелов». Ящики отличались от передковых ящиков батарейных

лафетов большими размерами, скруглённой крышей, и тем, что они были установлены прямо над осью, а не перед ней, и были тяжелее первых при полном снаряжении. Внутри

передкового ящика помещалась деревянная рама, разделенная перегородками на ячейки, где хранилась часть полагаемого к орудиям комплекта зарядов. В передковом зарядном

ящике 6-ти фунтовой пушки находилось 20 выстрелов, большей частью картечных. Для 3-фунтового единорога таких гнезд в раме было 30, для обоих 1/4-пудовых – 12.

Для передвижения пушки на поле боя и на марше хоботовая (задняя) подушка лафета через специальное отверстие надевалась на шкворень (вертикальный штырь) передка,

установленный на вершине горбыля, и закреплялась цепью. В отличие от батарейного передка данный передок для лёгких орудий не имел сницевой подушки, его функцию по

связыванию концов сниц выполнял горбыль, а также у него не было и осевой подушки, вместо которой на сницы укладывалась широкая доска.

Колеса и оси у всех передков лёгкой и конной артиллерии были такими же, как и у легких лафетов.

Для транспортировки 6-ти фунтовой пушки и 1/4-пудовых единорогов использовались четыре лошади. С 1811 г. в 6-ти фунтовую пушку и 1/4-пудовые единороги гвардейской

конной артиллерии впрягали не четыре, как в пешей роте, а шесть лошадей. Упряжь применялась хомутовая. Двое ездовых сидели на левых лошадях.

Вес окованного передка с колёсами без гнёзд 16 пудов 20 фунтов, вес одних гнёзд для 6-фунтовой пушки - 25 фунтов, для 1/4-пудовых единорогов - 30 фунтов, для

3-фунтового единорога - 23 фунта.

Общий вес всей этой артиллерийской системы в походном положении вместе с передком – 1090 кг.

6. Зарядный ящик (так называемого «образца 1805-го года» с рамами для 6-ти фунтовой пушки, 1/4-пудовых единорогов и 3-фунтового единорога).

Для транспортировки боекомплекта лёгких и конных орудий предназначалось два зарядных ящика. Для 6-фунтовой пушки – 120 зарядов, зарядов в каждом, и 18 зарядов в

передковом ящике.

Конструктивно этот ящик не отличался от зарядного ящика батарейной артиллерии, небольшая разница была только в габаритах и устройстве внутренней рамы ящика, в ячейках

которой помещались заряды.

Рама ящика для 6-фунтовой пушки имела 51 гнездо для зарядов, 2 больших и 4 малых отделений для фитиля, палительных свеч, скорострельных трубок и прочего. Для

1/4-пудовых единорогов – 54 гнезда. Для 3 фунтового – 88 гнезд, да сверх того оставалось свободное место для мякоти, фитиля, палительных свеч, скорострельных трубок и

В ящик 6-ти фунтовой пушки (также как и 3-фунтового единорога) впрягали двух лошадей, следующим образом, между оглоблями коренная лошадь, и слева пристяжная, на

которой сидел ездовой. А трёх лошадей, как у ящиков батарейной артиллерии, впрягали в ящики 1/4-пудовых единорогов.

Вес окованного зарядного ящика с колёсами без гнёзд - 18 пудов 30 фунтов.

Вес гнёзд для 1/4 пуд единорога - 1 пуд. 30 фунтов, для 6-фунтовых пушек - 2 пуд 20 фунтов, для 3-фунтовых единорогов - 2 пуда 35 фунтов.

Осадная артиллерия

Двухпудовая мортира осадной артиллерии образца 1805-го года.

Осадная артиллерия русской армии широко применялась в заграничных походах 1813-го года при осадах крепостей, в частности в знаменитой осаде Данцига.

Двухпудовая мортира устанавливалась на специальном станке без колёс, представлявшим собой дубовую раму, на которой монтировался лафет из двух станин, соединённых

подушками.

Роспуски осадной артиллерии образца 1807-го года.

Для перевозки осадных мортир использовались специальные четырёхколёсные повозки – роспуски.

Передний ход роспусков состоит из оси с колесами и дышла, (соединенных с концами оси канатными оттяжками).

Задний ход имел колёса большего диаметра, на оси которого крепилась особая подушка для установки на неё мортирного станка. Передний и задний ход соединялись подоселиной.

В роспуски осадной мортиры запрягались две пары лошадей, которыми управляли двое ездовых сидевших верхом.

Для перевозки боеприпасов осадной мортиры также использовались роспуски образца 1807-го года, с установленными на них ящиками, коробами и креслами, каждый тип для

своего вида снарядов или артиллерийских принадлежностей; также применялись повозки и других типов: артиллерийские палубы с брезентом образца 1806-го года, и

артиллерийские палубы с крышей.

Обоз осадной артиллерии был наиболее многочисленным и разнообразным по конструкции.

Роспуски осадной артиллерии:

- простые , той же конструкции, что и батарейные, но только не оглобельные, а дышловые, предназначались для перевозки кегорновых мортир.

Передний ход роспусков состоит из оси с колесами и дышла, (соединенных с концами оси канатными оттяжками). На лопасти задней оси укреплена подушка, в которую врезаны продольные круглые грядки, скреплённые с подушкой оковками, к передним концам грядок прикреплена деревянная подушка, опирающаяся на ось

переднего хода. Чрез эту подушку и переднюю ось пропущен шворень, передняя подушка роспусок скреплена с задней подушкой подоселиной, к которой близ переднего хода привязана верёвками два дугообразных бруса, надетые концами на заднюю ось.

На переднюю и заднюю подушки роспусок положены доски; к передней подушке прикреплены скобы, а вставленными в них дугообразными брусьями к верхним концам последних подвешены на верёвках вальки для припряжки пристяжных лошадей, эти вальки одним концом прикреплены на шарнире к грядкам дрог.

Ширина хода - 48 дм, длина хода - 90 дм. Диаметр передних колёс с шиной - 36 дм, задних - 45 дм. Толщина шины ½ дм, ширина – 2 ½ дм.

Длина оси или полная ширина повозки - 67 дм. Длина повозки без дышла - 131 дм. Высота повозки - 37 дм.

Устойчивость – 24 град., независимость ходов – малая, угол наклона постромок – 10-12 град., ширина дороги для кругового заезда – 294 дм,

- с креслами , той же самой конструкции, что и предыдущие, но на них укреплялся верёвками короб, состоящий из деревянных дуг, обшитых досками и скреплённых продольными и поперечными грядками. Предназначались для перевозки снарядов, пустые весили 41 пуд, а нагруженные – 90 пудов. Размеры и характеристики те же самые, что и у простых роспусков, за исключением того, что высота повозки была равна 50 дм.

- с коробом , той же конструкции, что и простые, но с установленным на них коробом, обшитым досками или лубом; предназначались для перевозки запасного леса. Высота повозки - 54 дм, остальные размеры аналогичны выше указанным.

- с ящиком , той же самой конструкции, но с укреплённым на них 4-х угольным ящиком с крышей; предназначались для перевозки зажигательных снарядов и картечей, для чего в ящике имелись гнёзда. Высота повозки - 57 дм, остальные характеристики аналогичны предыдущим. Вес пустых роспусков – 43 пуда.

Артиллерийская палуба образца 1806-го года.

Повозки данного типа относились к нестроевому обозу артиллерии, существовали двух типов: палуба с крышей; и палуба с брезентом.

- артиллерийская палуба с брезентом . Предназначалась для возки бочек с порохом и других боевых припасов. В осадной артиллерии использовались для возки бомбовых и скорострельных трубок и палительных свечей, предварительно уложенных в бочки или ящики.

Дышловая повозка на деревянных осях, со шворнем на оси, с прямоугольным кузовом, накрывавшимся кожаным брезентом. Запрягалась тройкой лошадей.

Передних ход повозки состоит из деревянной оси с укреплённым на ней деревянными сницами, на передних концах которых укреплена вага с бабками для постромок; вага соединяется с концами оси оттяжками, между сниц вставляется дышло.

Задний ход соединяется с передним подоселиной и шворнем, проходящим через передний связной брус рамы короба и переднюю ось, основанием коробу служит деревянная рама, состоящая из продольных грядок, скреплённых поперечными брусками.

В продольных грядках укреплены вертикальные стойки, связанные верхними продольными грядками. Вместо заднего щита к вертикальным стойкам привязана верёвками деревянная рамка (отмёт), в пространство между которой и коробом помещается фураж; к верхним грядкам короба прикреплены скобки для укрепления брезентных дуг;

последние покрываются брезентом, закрывающим и отмёт.

- артиллерийская палуба с крышей . Оглобельная повозка, предназначалась для возки мастерского и лабораторного инструмента в полевой артиллерии, а в осадной – для возки готовых каркасов и светящихся ядер.

Запрягалась тройкой лошадей, имела дугообразный кузов и колёса разного диаметра. По конструкции была подобна вышеописанной палубе, за исключением того, что вместо дуг для брезента к верхним грядкам короба прикреплена крыша, обтянутая парусиной.

Кузнечный обоз

Походная кузница образца 1807-го года.

В каждой артиллерийской роте полагалось иметь одну походную кузницу установленную на двухколёсной повозке. Эта кузница предназначалась для производства мелкого ремонта орудий и многочисленных повозок артиллерийского обоза, для изготовления в походных условиях с помощью ковки простейших металлических деталей и приспособлений. Кузницу обслуживали один кузнец и два мастеровых. Они ремонтировали колёса, оси, лафеты, зарядные ящики, фуры, изготавливая для этого гвозди, клинья, шины, оковки, подковы и мн. др.

Кузница представляла собой специальный деревянный станок, на котором закреплялись горн, выложенный кирпичом, меха и коромысло для приведения их в движение. Для облегчения раздувания в горне древесного угля к концу рычага крепили противовес, обычно пустую мортирную бомбу. На задней части рамы укреплён был ящик с кузнечным инструментом, на крышке которого укладывался мешок с углём. Для удержания повозки в горизонтальном положении при работе кузницы каждая оглобля снабжена была подставкой.

Собственно повозка весила 31 пуд, а нагруженная в походном положении – около 70 пудов.

Запрягалась кузница тройкой лошадей, управлял которыми ездовой сидевший на левой пристяжной лошади.

Наковальню, кузнечные и другие разнообразные инструменты перевозили в специальном инструментальном полуфурке образца 1807-го года. Запас древесного угля перевозили также в специальной фуре, палубе образца 1806-го года или артиллерийских роспусках образца 1807-го года.

Таким образом, для реконструкции походной кузницы и всего сопутствующего ей хозяйства необходимо будет изготовить три типа повозок.

Инструментальный полуфурок образца 1807-го года.

Применялся в артиллерии для перевозки мастерского и лабораторного инструмента. Представлял собой оглобельную повозку, двухосную, с колёсами разных диаметров, с дугообразным решётчатым кузовом, имевшим железную крышу. Спереди кузова было устроено сиденье для ездового, а сзади укреплена верёвками деревянная рамка-отмёт.

Запрягался полуфурок тройкой лошадей.

Оси полуфурка деревянные. Передний ход состоит из оси, на концы которой надеты оглобли с канатными оттяжками; на оси заднего хода укреплены продольные грядки, в передней части которых имеется подушка, лежащая на лопасти передней оси; шворень находится на передней оси и проходит через ось и подушку; на грядках укреплён кузов, состоящий из деревянных дуг, обшитых досками и связанных вверху продольными грядками. Сзади кузова укреплена верёвками деревянная рамка отмёт, кузов закрывается крышей из листового железа, запирающейся на замок, спереди кузова устроено сиденье для ездового.

К подушке прикреплены дугообразные бруски с подвешенными к ним на верёвках вальками для пристяжки пристяжных лошадей; вальки одним концом прикреплены на шарнире к кузову, другой же конец скреплён верёвочною оттяжкой с грядками роспусков, к переднему концу последних прикреплена подножка.

Ширина хода - 60 дм, длина хода – 81 дм. Диаметр передних колёс с шинами - 36 дм., задних – 45 дм. Толщина шины ½ дм, ширина шины 2 дм. Длина оси или полная ширина повозки - 87 дм, длина повозки без дышла - 132 дм.

Длина кузова - 87 дм, высота с крышей - 42 дм, ширина вверху - 51 дм.

Высота всей повозки – 76 дм.

Батарейные роспуски образца 1807-го года (оглобельные) – употреблялись в полевой артиллерии.

Оглобельная повозка с запряжкой тройкой лошадей, предназначалась для перевозки запасных вещей. Вес пустых роспусков – 35 пудов, полных – 94 пуда.

Передний ход роспусков состоит из оси с колесами и оглобель, соединенных с концами оси канатными оттяжками. На лопасти задней оси укреплена подушка, в которую врезаны продольные круглые грядки, скреплённые с подушкой оковками, к передним концам грядок прикреплена деревянная подушка, опирающаяся на ось переднего хода. Чрез эту подушку и переднюю ось пропущен шворень, передняя подушка роспусок скреплена с задней подушкой подоселиной, к которой близ переднего хода привязана верёвками два дугообразных бруса, надетые концами на заднюю ось.

На переднюю и заднюю подушки роспусок положены доски; к передней подушке прикреплены скобы, а вставленными в них дугообразными брусьями к верхним концам последних подвешены на верёвках вальки для припряжки пристяжных лошадей, эти вальки одним концом прикреплены на шарнире к грядкам дрог.

Ширина хода - 48 дюймов, длина хода - 89 дюймов; диаметр передних колёс с шиной - 36 дм, задних – 45 дм. Толщина шины - ½ дм, ширина – 2 ½ дм.

Длина оси - 67 дм. Длина повозки без дышла - 131 дм. Высота повозки - 37 дм.

Устойчивость повозки – 20 градусов, независимость ходов – малая, угол наклона постромок – 10-12 град., ширина дороги для кругового заезда – 294 дм.

Санитарный обоз

Фура с аптекарским ящиком образца 1799-го и образца 1812-го года.

В каждом пехотном, кавалерийском и пионерном полку, а также в артиллерийских и понтонных ротах полагалось иметь аптечную повозку. Она представляла собой двухосную четырёхколёсную конструкцию, к раме которой был подвешен на четырёх деревянных рессорах при помощи ремней кузов, а на передней и задней осях крепились съёмные ящики. Кузов повозки внутри разделялся на отделения, в которых находились аптечные ящики с хирургическими инструментами, медикаментами и перевязочными материалами.

В повозку запрягали при помощи дышла пару лошадей, управлял которыми возница, сидевший на переднем съёмном ящике. На заднем ящике оставалось место для легкораненого или больного солдата.

В 1812-м году в войска начал поступать новый образец аптечной повозки, который по конструкции и функциональному предназначению в целом был аналогичен образцу 1799-го года, существенно отличаясь только габаритами и конструкцией ящика. Также для увеличения надёжности ходовой части повозка получила железные оси.

Лазаретная карета образца 1797-го года.

Для перевозки больных и раненых в каждом полку, отдельном батальоне или роте штатами предусматривалось иметь особые повозки, в частности для офицеров назначены были лазаретные кареты образца 1797-го года. Кареты представляли собой дроги на деревянных осях, со шкворнем на передней оси, с деревянными рессорами, на которых при помощи цепей был подвешен кузов. Кузов, в котором перевозились раненые офицеры, закрывался с боков дверцами и откидными щитами, которые могли в хорошую погоду откидываться на шарнирах, с тем, чтобы позволить воздуху свободно проникать вовнутрь. Для лежачих раненых в карете устанавливались вдоль кузова двое носилок с переплётами из тесьмы, выполнявших функции кроватей.

Карета спереди имела сиденье для ездового управлявшего лошадьми, а сзади было сиденье для лазаретного служителя, ухаживающего за ранеными. К передней и задней стенкам кузова крепились на петлях особые рамы, обтянутые парусиной, служащие для защиты от дождя и солнца ездового и фельдшера.

Запрягалась такая карета при помощи дышла четвёркой лошадей в ряд, как современная тачанка.

Для перевозки больных и раненых нижних чинов использовали штатные армейские фуры, или зачастую простые обывательские повозки и телеги.

Нестроевой обоз

Церковная фура.

Во всех пехотных и кавалерийских полках русской армии штатами предусматривалось иметь специальную повозку для полковой церкви. Это была обычная двухосная дышловая повозка с решётчатым кузовом. Оси у неё были деревянные, на передней укреплялись сницы со слизневым кругом. Задний ход состоял из оси с укреплённым на ней длинным и высоким кузовом. Кузов имел крышу, запиравшуюся на замок, в передней части кузова было устроено сиденье для ездового, а с боков приделаны подножки. Для удобства поворачивания колёса переднего и заднего хода были разного диаметра.

Провиантская или сухарная фура образца 1811-го года.

Представляла собой обыкновенную четырёхколёсную дышловую телегу на деревянных осях, со шкворнем на передней оси, с узким кузовом и колёсами разного диаметра. Запрягалась, по-видимому, тройкой лошадей.

Передний ход состоит из сниц естественной кривизны, скреплённых с передней осью и имеющих на концах вагу, соединённую с осью тяжами, между сниц укреплено дышло; к оси заднего хода прикреплена подоселина, соединяющая задний ход с передним, кроме того задний ход соединяется с передним шворнем, расположенным на передней оси и проходящим через дно кузова и лопасть оси. Основанием кузову служит деревянная рама, состоящая из продольных брусков и поперечных; боковые, передняя и задняя стенки состоят из вертикальных стоек, горизонтальных брусков, обшитых досками; вертикальные доски вверху скреплены продольными брусками. Кузов закрывается крышей, обшитой листовым железом, которая прикреплена петлями к одной из боковых стенок и запирается замком. Сбоку повозки устроены подножки, а спереди сиденье ездового.

Ширина хода - 66 дм, длина хода - 80 дм. Диаметр передних колёс вместе с шиной - 42 дм, задних – 52 дм. Толщина шины - ¾ дм, ширина шины - 2 дм.

Длина оси или ширина повозки - 84 дм, длина повозки - 144 дм.

Длина кузова - 124 дм, высота - 46 дм, ширина внизу - 40 дм, ширина вверху - 50 дм.

Высота повозки - 80 дм.

Фурштатский полуфурок или парковая фура образца 1807-го года.

Повозки подобного типа использовались для транспортировки обмундирования, амуниции, запасного пороха и боеприпасов, продовольствия и фуража, различного снаряжения, инструментов и прочего военного имущества.

Представляли собой дышловую повозку с запряжкой тройкой лошадей. Имели деревянные оси и колёса переднего и заднего хода одинакового диаметра. Вследствие отсутствия у повозки поворота для заезда назад приходилось переставлять дышло с переднего хода на задний. Несмотря на то, что повозка имела для увеличения подвижности колёса большого диаметра, она оставалась неповоротливой и тяжёлой. Пустая повозка весила 40 пудов, а нагруженная – 108 пуд.

Насколько она была малоподвижна можно судить из представления великого князя Николая Павловича генерал-инспектора инженерных войск, сделанного им в 1821-м году о фурах нового образца для подшефных ему войск. Он сообщал, что во время войны 1813-1814 гг. когда сапёрные роты русской армии были уже под Парижем, их обоз оставался в княжестве (герцогстве) Варшавском или даже ещё и во внутренних губерния России.

Передний и задний ход фуры имели одинаковую конструкцию и составляли, таким образом, одно целое. На лопасти каждой из осей укреплялись сницы, с нагой на концах, а между сниц крепилось дышло. Обе оси соединялись между собой намертво подоселиной, шворня не было вовсе.

Над лопастями осей устанавливался кузов, который имевший прямые стенки, и состоявший из нижних и верхних продольных грядок, соединённых вертикальными стойками. Стенки обшивались досками, которые для устранения растрескивания оклеивались холстом, также как и доски дна кузова, нижняя поверхность которых осмаливалась.

Кузов закрывался крышей, обитой тонким листовым железом, которая прикреплялась на петлях к одному из бортов. С боков были приделаны подножки, а спереди и сзади кузова укреплено по деревянному штырю для одного запасного колеса.

Стоимость по штату 1821-го года – 150 рублей ассигнациями.

Гибкости и независимости ходов повозка не имела вовсе. Независимость ходов – 0 град. Гибкость – 0 град. Устойчивость – 20 град. Угол наклона постромок – 7 град.

Ширина дороги для кругового заезда – 672 дм.

Ширина хода - 39 дм, длина хода - 75 дм. Диаметр колёс с шинами - 54 дм, толщина шины - ½ дм, ширина шины - 2 ½ дм.

Длина оси или полная ширина повозки - 72 дм. Длина повозки без дышла – 140 дм.

Размер кузова: длина – 100 дм, ширина – 42 дм, высота с крышей – 40 дм.

Высота повозки – 74 дм.

Инструментальных полуфурок сапёрных войск, образца 1807-го года.

По конструкции аналогичен фурштадтскому полуфурку, но имел следующие размеры: ширина хода – 56 дм, длина хода – 88 дм, диаметр колёс с шиной – 56 дм, толщина шины ½ дм, ширина шины – 2 дм, длина оси – 73 дм, длина повозки 158 дм, длина кузова – 110 дм, ширина кузова – 36 дм, высота – 36 дм, высота повозки – 76 дм.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама