THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В политологии существуют различные подходы к пониманию политики. Один из них заключается в рассмотрении политики как одной из четырех основных сфер жизни общества. В сферу политики входят и политическое сознание, и политические организации (правительство, парламент, партии и т. п.), и задачи, которые различные социальные группы стремятся решить, используя власть, и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы. Второй подход основан на понимании политики как особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношений, связанных с властью, государством, управлением делами общества. Наконец, третий подход состоит в рассмотрении политики как одного из видов деятельности, т. е. активности ее субъектов -- участников политической жизни. Все три подхода дают многоаспектное представление об одном объекте -- политике. Историческое развитие и опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием политики и политической деятельности, концентрировано представлен в современном наукознании, в частности, в политологии, социологии, политической психологии и других отраслях обществоведения.

Политика -- это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство. При рассмотрении политики как деятельности есть все основания признать ее и наукой, и искусством управления (государством, людьми), выстраивания отношений и реализации интересов, а также завоевания, удержания, использования политической власти.

Отсюда следует, что политическая деятельность, составляет основное содержание политической сферы жизни. Определить содержание понятия политической деятельности -- это означает дать существенное определение политики.

Политическая деятельность -- это вид активности, направлений на изменение или сохранение существующих политических отношений. В основе своей политическая деятельность -- это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть -- управление людьми, человеческими сообществами.

Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: скажем, непосредственное выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская деятельность, направленная на укрепление данной политической системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм) и т. д.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба. Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.

Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты -- сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.

В современной России наиболее влиятельными субъектами политической деятельности выступают политические партии и движения (особенно в лице своих лидеров), всевозможные властные структуры и органы, общественные объединения, население (в моменты референдумов и предвыборных кампаний).

Объектом политики является предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение. Чаще всего как объектом, так и субъектом политической деятельности являются люди, то есть участники политической деятельности. В политической деятельности объектно-субъектная взаимосвязь представляет собой органическое единство: ведь человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения также выступают одновременно и как объекты политической деятельности, и как ее субъекты. Кроме того, объектами политической деятельности могут быть общественные явления, процессы, ситуации, факты. Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна -- с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Установка: цель оправдывает средства -- характерна для диктаторских режимов и их политических носителей. Требования же соответствия средств демократическим, гуманным целям политики -- норма подлинно народных сил и выражающих их интересы политических структур. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

Существенный признак политической деятельности -- ее рациональность. Рациональные -- это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Рациональность в политике специфична: включает идеологию. Идеологический компонент пронизывает всякое политическое действие, коль скоро оно ориентировано на определенные ценности и интересы. Более того, является критериальным признаком его направленности.

Рациональный момент, безусловно, является решающим в субъективном смысловом содержании политического действия, выражая отношение субъекта к институтам власти. Тем не менее политическое действие не исчерпывается рациональностью. В нем остается место для иррационального как отклонения от целенаправленности. Иррациональные -- это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют. Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция -- примеры таких действий.

В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.

Политическая деятельность дифференцируется на теоретическую и практическую. Являясь относительно самостоятельными, они взаимообусловлены. Политическая теория приобретает действенность и эффективность тогда, когда опирается на практический опыт и совпадает с потребностями и интересами тех групп, которые представляет субъект политики.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого несомненно весьма велико, но смысл которого заключается как раз в неприятии и отрицании политики. Им является политическое отчуждение.

Политическое отчуждение -- состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью -- как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д. Для правящих групп политическое отчуждение выражается в превращении государственной службы в сферу обслуживания только частных, узкогрупповых интересов, власть узурпируется отдельными людьми, подменяется борьбой клик, представляющих корпоративные интересы. Служение интересам социальной целостности превращается в средство поддержания только индивидуальной жизни. Ярким проявлением политического отчуждения служит феномен бюрократизма.

Следующий вид политической деятельности - это политическая пассивность.

Политическая пассивность -- вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее жизненным интересам. Средством формирования конформистских политических установок служит специфическая техника воздействия на сознание и поведение людей -- манипулирование, предполагающее «превращение людей в управляемые объекты, деформацию их внутреннего мира, мыслей, чувств и поступков и тем самым разрушение их личностей путем влияний, которые искажают представления о действительных интересах и потребностях и незаметно, при кажущемся сохранении свободы воли, подчиняют людей воле, им чуждой» . Система манипуляции ориентируется прежде всего на подсознательную сферу психики людей, а ее методы и средства в современных обществах становятся все более изощренными, активно используют достижения психологии и социологии.

Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.

Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.

В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:

  • -- рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;
  • -- объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;
  • -- растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;
  • -- все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.

Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда политический субъект осуществляет четкий выбор тенденциидействия -- это политическая, позиция.

Зрелая форма политической активности -- это политическое движение, т. е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или егосознательную защиту.

Таким образом, понятие «политическая деятельность» отражает все многообразие действий людей в сфере политики, а понятие «политическая активность» -- ведущую творческую, преобразовательную форму политической деятельности, выражает сущность политики -- реализацию социальной группой своих собственных интересов. Политическое участие -- это характеристика степени вовлеченности субъекта в политически активное действие, а понятие «политическое поведение» позволяет раскрыть механизм, структуру политической деятельности.

Политическая деятельность - специфическая форма активного отношения людей к своей общественной среды, которая имеет целью целенаправленное его регулирования и преобразования с помощью фактора власти. Это комплекс действий как отдельных лиц, так и больших групп людей и целых народов, направленный на получение и осуществление власти или влияния на нее. Структуру политической деятельности можно представить в виде схемы (рис. 4.2).

Политическая деятельность - вид общественной деятельности субъектов политики, олицетворенной как потребность в совокупности осмысленных действий, основанных на учете политических интересов, мобилизации политической воли для достижения политических целей.

Политическая деятельность всегда тесно связана с типом общественных отношений. Укрепление и поддержка его или разрушения и замена другой системой общественных отношений - два противоположных направления политической деятельности, по которым различают субъекты политически.

Анализ политической деятельности субъекта политики требует выяснения его политических интересов, политических потребностей, политического сознания, способности к мобилизации политической воли и определения политических целей. От уровня развитости этих составляющих элементов зависит и уровень культуры политической деятельности, ее результативность, целесообразность и законность.

Посредством деятельности в сфере политики и в других сферах реализуются осознанные субъектами политики политические интересы.

Политический интерес (от лат. Interes - иметь значение) - первопричина, один из важнейших рычагов политической деятельности, скрытых за непосредственными побуждениями наций, народов, социальных групп, личностей, созданных ими организаций, которые участвуют в политике.

Политическая деятельность может быть стихийной и организованной; политически осознанной и спонтанной; целенаправленной и хаотичной; простой и сложной; длительной и одномоментной; традиционной, и такой, где воплощаются новые формы; законной и незаконной; активной и пассивной и тому подобное.

Все эти виды политической деятельности своим влиянием ускоряют или замедляют ход событий. В реальной жизни они оказываются одновременно в разных формах. Можно выделить следующие основные формы политической деятельности:

По направлениям - государственная, партийная, общественно-политическая, коммуникационно-информационная;

По субъектам политики - классовая, социально-групповая, национальная, международная, индивидуальная;

По специфике предмета воздействия - теоретическая, практическая;

По политическим пространством - внешнеполитическая (международная), внутриполитическая (самоуправленческие)

По специфике сфер - военная, органов безопасности и тому подобное.

Типы и формы политической деятельности субъектов политики связаны с преобразованиями в обществе и государстве. Политическая деятельность охватывает все сферы политики и имеет свою внутреннюю структуру.

1) политическое руководство государством и обществом;

2) политическое функционирования;

3) участие граждан в политической жизни общества;

4) политический маркетинг.

Каждый из направлений политической деятельности имеет свои особенности.

Политическое руководство - это деятельность, направленная на определение системы целей и задач, формирования политической стратегии и политической тактики на основе анализа реальных политических процессов и прогнозирования политического развития. Политическое руководство содержит следующие компоненты:

1) выработка и обоснование стратегических целей и задач (как перспективных, так и текущих), которые ставят перед собой субъекты политики;

2) определение основных тактических методов, форм и средств политической деятельности, с помощью которых можно более эффективно достичь поставленных целей и задач;

3) определение кадровой политики.

Политическое руководство осуществляется преимущественно через такие его основные формы, как государственная и партийная деятельность. Важную роль в этом играют представительные органы. Государственные представительные органы и представительные органы партий (по-разному, в зависимости от политического охват масс и влияния на них, уровня развития и т.п.) формируют политическую платформу.

Политическая платформа - это основные принципиальные теоретические и идейные положения, практическая программа, требования, лозунги, которые выдвигают и которыми руководствуются в своей деятельности государство, политическая партия, политические движения и общественные объединения.

В политической платформе определяются политическая стратегия и политическая тактика, а также политический курс.

Политическая стратегия - это определение долговременных целей, очередности задач, общей долгосрочной линии политического поведения, основные направления деятельности на основе научного анализа реального политического процесса и законов политического развития.

К стратегическим направлениям относятся: экономическая стратегия, военно-политическая стратегия, внешнеполитическая стратегия, стратегия в области науки, образования, культуры и тому подобное. Каждый из них может конкретизироваться в главных задачах, актуальных на текущий политический момент. Например, экономическая стратегия государства охватывает ценовую, налоговую, бюджетную, банковскую политику, социальную защиту, внешнеэкономическую политику и тому подобное.

Политическая стратегия может быть осуществлена, если понятно, с помощью чего можно ее достичь. Итак, согласно политической стратегии, определяется и политическая тактика.

Политическая тактика - это совокупность методов, форм, способов поведения и действий в процессе политической деятельности для достижения стратегических целей и задач.

Политическая тактика следует из политической стратегии и подчиняется ей. Политическая тактика и политическая стратегия, как составляющие политического руководства, тесно связаны. Политическая стратегия и тактика все чаще отказываются от старых стереотипов и наполняются рядом новых качеств мирового развития. К ним относятся: свобода выбора народами социально-политического строя; деидеологизация международных отношений; приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми; отказ от войны как средства решения политических проблем; человеческое измерение политики и тому подобное.


Конструктивная политическая стратегия, направленная на прогрессивный политическое развитие, требует конструктивного выбора средств ее осуществления. Это, прежде всего, искусство компромиссов, договорные отношения, предупреждение экстремальных ситуаций, повышение роли права, осуществление превентивной дипломатической деятельности, избежание военных действий, человеческое измерение политических действий, обращение к общественному мнению, изоляция и нейтрализация противника и др. Тактическими действиями также выбор лозунгов, политические маневры, использование политического момента, политическое наступление или отступление, средства убеждения, обращения к военным методам, способы изоляции, партнерства, нейтрализации, перегруппировка политических сил, осуществление контроля, использования средств массовой информации.

Реализация политической стратегии и тактики зависит от умения осуществлять политический маневр, рассчитывать политическое время, политическое поле действия и отступления и тому подобное. Критерием успеха в этом есть прежде всего оптимизация политической деятельности, связанной с рационализацией, целевой функциональностью, полезностью, эффективностью. Политическая оптимальность - это прежде всего признак качества политической деятельности. Оптимальность как характеристика состояния деятельности - это процесс развития политики, обусловленный внутренними побуждениями и возможностями саморазвития ее, а также связью политики с другими социальными структурами.

Примерами политической деятельности могут быть: выборы, митинги, пикетирования, дебаты в парламенте и тому подобное.

Политическая деятельность не может быть прерогативой только "сильных личностей", "творческих элит", или тех структур, которые специально созданы для осуществления общественной системы. Политической деятельностью считаем не только принятия решений центральными органами государственной власти (деятельность элит), а различные формы политической активности людей внизу властной пирамиды (деятельность масс), стремящихся выразить свое отношение к отдельным политическим проблемам, повлиять на те или иные политические тенденции или решения.

При изучении политической деятельности и ее конкретной звена - политического действия - нужно учитывать следующие их особенности:

Во-первых, специфическая связь деятельности и бездеятельности, положительных политических действий, смысл которых заключается в том, чтобы "сделать что-то" для достижения определенной цели, и негативных политических влияний, сутью которых является то, чтобы "перестать что-то делать" и "позволить случиться определенным событиям". В политической жизни конкретные последствия может иметь как активность, действие, так и пассивность, воздержание от действия. Существует даже специальный термин "абстенционизм", который применяют для обозначения сознательного невмешательства в ход событий для получения конкретных политических последствий;

Во-вторых, особое соотношение мотивированного целенаправленной активности политического субъекта и различных форм неосознанной, спонтанной участия людей в политике, рациональных и иррациональных соединений и руководителей политической деятельности (рис. 4.3);

В-третьих, так называемая парадоксальность последствий политики. При определенных ситуаций якобы продуманная и целенаправленная политическая деятельность приводит к крайне других, часто противоположных, неожиданных и нежелательных результатов.

Политическую деятельность классифицируют по определенным критериям: субъектами, объектами, содержанию, направленности, форме и результатам действий. Каждый из них может быть конкретизирован через выделение в его пределах более узких подвидов, направлений и форм деятельности.

В зависимости от места, которое субъекты политики занимают в общественной и политической иерархии, выделяют два основных уровня политической деятельности:

Элитарный уровень функционирования властных структур и осуществления ими своей регулятивной деятельности по: самих себя; общественных групп; основных сфер общественной жизни (общественных отношений);

Уровень массового участия (или массовой политики), через разнообразные формы которой народ осуществляет свой суверенитет; реализует свое право контроля за деятельностью властных структур; оказывает давление на властные структуры, заявляя о своих потребностях или требуя их удовлетворения на групповом и индивидуальном уровнях. Здесь происходит формирование организаций, движений, партий для непосредственного участия в политическом процессе на высшем государственном уровне.

По количеству и степени взаимозависимости субъектов политики деятельность может быть:

Индивидуальная: индивидуальный акт протеста, личная публичная манифестация взглядов (в печати, на митинге), отставка политика под влиянием самостоятельного решения и тому подобное;

Коллективная: сумма индивидуальных действий с минимальной степенью организации (демонстрация, возникает стихийно под влиянием массовых эмоций)

Групповая: субъектом политических действий выступают общественные группы с определенной самосознанием, устойчивой единством, организацией и программой действий (политическая стачка, восстание)

Общеобщественная (национально-освободительная борьба, революция).

В общем можно согласиться с утверждением, что политика - это преимущественно коллективная деятельность. В политической жизни участвуют как те группы, которые находятся у власти (политические элиты), так и те, что вовлечены в реализацию принятых без них решений (массы). Иногда достаточно трудно разграничить индивидуальные и коллективные субъекты политической деятельности, поскольку они действуют в тесной взаимосвязи. Индивидуальная действие харизматического лидера, например, невозможна без коллективного участия тех, кто его поддерживает.

Важным критерием анализа политической деятельности является ее классификация по содержанию. Содержание зависит от цели, которую ставят перед собой субъекты, и характера объектов, на которые направлены их усилия.

По типу объектов выделяют:

Деятельность, направленная непосредственно на получение (борьба за властные полномочия)

Деятельность, направленная на создание, совершенствование и замену политических институтов (властно-управленческих структур, политических и правовых норм);

Деятельность, направленная на выработку, осуществление или модификацию политических курсов (регулирование общественных отношений).

В рамках первого вида выделят такие направления и формы (подвиды) политической деятельности:

Деятельность, направленная на подготовку и проведение избирательных кампаний (мирный путь), или мятеж, переворот (путь насилия);

Оппозиционная деятельность (легальная и нелегальная).

Во втором виде можно выделить следующие подвиды:

Создание органов государственной власти;

Создание и совершенствование конституции;

Законотворческая деятельность;

Нормотворческая деятельность органов исполнительной власти;

Создание общественно-политических организаций и партий;

Выработка политических норм деятельности общественно-политических организаций и партий (программ, уставов, деклараций).

Третий вид охватывает такие направления и формы политической деятельности:

Экономическая политика (выполнение большей или меньшей степени государством и другими институтами общественных функций);

Социальная политика (укрепление социальных основ развития общества, учета и согласования потребностей и интересов различных общественных групп, решение конфликтных ситуаций, разработки и осуществления программ социальной защиты);

Этнополитика, религиозная политика (содействие развитию национальной культуры и духовности, регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений)

Обеспечение законности и правопорядка;

Выработка и осуществление внешнеполитических курсов и тому подобное.

Стремление изменений в структурах власти или политических курсах, которые они совершают, является едва ли не самой важной побуждением к участию людей в политике. Изменения - это цель и сущность политической деятельности.

Однако не все участники политического процесса одинаково заинтересованы в изменениях. Некоторые считают, что их интересам наиболее соответствует существующее положение вещей (статус кво), и прилагают усилия, чтобы его сохранить. Другие выступают за изменения, направленные на возвращение прошлого (реставрацию). Поэтому есть еще один критерий классификации политической деятельности - ее направленность в будущее или в прошлое.

Согласно этому критерию, политическая деятельность может быть:

Инновационной в ориентированной на внедрение новых институтов и на обновление политических курсов государства;

Консервирующим, настроенной на недопущение существенных изменений вообще;

Реставрационной, то есть противоположной инновационной, направленной на восстановление важных институтов и форм общественной жизни.

В зависимости от способа и методов политических действий, которые применяют для внесения изменений, в инновационной деятельности выделяют революционную и реформаторскую деятельности. Реформы является самым распространенным видом политических инноваций. Это сложный процесс постепенного превращения имеющейся общественной системы и ее отдельных элементов - без разрушения основ этой системы. Реформы в основном начинают властные структуры. Если они касаются существующих общественных отношений достаточно глубоко, то их называют "революцией сверху".

Революция также инновационной деятельностью. Но она предполагает более глубокую, по сравнению с реформами, трансформацию общественно-политической системы, изменения в системе властных отношений - захват власти новыми политическими силами, зачастую насильственными методами, и привлечения к этой деятельности широких слоев населения. Революции как общенациональные, общесистемные процессы могут иметь как инновационный, так и реставрационный характер.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре выделяют несколько состояний, одним из которых является политическое отчуждение, проявления и последствия которого заключаются в: политической пассивности, комформизми, манипулировании; наличии социальных привилегий; господстве бюрократизма; возрастающей актуализации политической деятельности и тому подобное.

Всякое общество, существующее или существовавшее в нашем мире, так или иначе возникло только лишь после того, как людей связали прочные и долговременные социальные связи. А они во многом формируются на основе политической жизни общества. Таким образом, политическая деятельность крайне важна для всякого человеческого социума, являясь подобием раствора в каменной кладке. Только с ее помощью может сформироваться политический «организм», который крайне необходим для принятия важных решений.

Увы, но современная политология по каким-то причинам не уделяет должного внимания изучению столь важного вопроса. Более того, сегодня политическая деятельность вообще рассматривается в отрыве от процессов, которые происходят в социуме. Конечно же, это совершенно недопустимо.

Что это такое?

Так что изначально понималось под «деятельностью», что подразумевает данный термин? Это понятие используется для обозначения политических отношений, которые позволяют сохранять старые или создавать новые структурные связи в управленческой структуре социума. Нужно отметить, что социологи делят политическую деятельность сразу на несколько частей, так как понятие это не слишком-то однородное. Вот эти составляющие:

  • Субъект. Это государственный деятель или их группа, которые занимаются достижением определенной цели. К примеру, внутренняя и внешняя политика в этом случае могут предусматривать выход на международные рынки с целью повышения благосостояния собственного населения.
  • Объект. Это тот предмет (закон, социальная группа), на который направлена их работа. Сама деятельность при этом также считается объектом, так что об этом не следует забывать.

Важна также цель, используемые средства и конечный результат, ради которого так или иначе ведется всякая политическая деятельность. Она, как и любая другая отрасль человеческой жизни, всегда основывается на некой мотивации, исходя из которой подбираются также методы достижения поставленного перед собой результата. В общем-то, именно поэтому любую деятельность подобного плана можно поделить на два этапа:

  • Разработка политики поведения.
  • Собственно, сама работа по достижению цели.

Для успеха нужны какие-то ценностные убеждения и ориентация, исходя из которой деятельность подразделяют на три типа: познавательную, ценностную и практическую.

Этапы работы

Любая работа, в том числе и политического направления, делится сразу не несколько этапов:

  • Оценка выполнимости поставленной перед собой задачи.
  • Прогнозирование результатов ее выполнения.
  • Затем специалист должен попытаться адаптировать уже существующие способы, которые использовались его предшественниками при решении подобных задач, к существующим условиям работы.
  • В ходе развития рабочего процесса его следует постоянно корректировать, дабы избежать нежелательной бифуркации конкретной ситуации, с ее последующим развитием по не слишком выгодному для вас направлению.

В политической деятельности могут участвовать сразу несколько участников: народ при помощи выборов или референдума, весь бюрократический аппарат или органы судебной власти, а также все политические партии, входящие в состав Парламента, Думы и т. д.

Основные представления о вопросе

В современных вузах это важнейшее понятие подменяется термином «политическое поведение». Именно это самое «поведение» и рассматривается в качестве того ключа, который предопределяет развитие управленческой структуры в государстве. Именно это понятие сегодня предпочитают рассматривать в качестве отдельной сферы социальных взаимоотношений, что еще более запутывает и без того непростой вопрос. А потому сразу расставим все точки над «i»: «политическая деятельность» и «поведение» являются равнозначными терминами, но рассматриваемыми с разных точек социологического зрения.

Некоторые противоречия подходов

Такой подход стал возможен благодаря американцам. Начиная с середины прошлого века, их социологи стали пытаться отыскать способы изучения политики с точки зрения обычных наук о человеческом обществе. Вот так в политологии появился истинно социологический термин «поведение». Впрочем, результат получился любопытный, так как все поступки политиков стало проще оценивать с психологической точки зрения. Получилась своеобразная «политическая психология», которую, собственно говоря, изучают в современных вузах, причем акцент при этом делается на деятельность и поведение отдельных членов самого социума, которые могут участвовать в политической деятельности.

Именно поэтому в западной литературе чаще всего встречается термин «электоральное поведение». Кроме того, источники характеризуют его и как «гражданское сознание». Термин этот так примелькался в западной прессе, что его значение практически забылось. Напротив, в отечественной литературе «политическое поведение» рассматривается как отдельное понятие, выражающее отношение социума к сложившейся в стране политической обстановке. То есть в это определение попадает как участие в выборах, так и «забеги» при активном содействии противоправным митингам и демонстрациям. Соответственно, если человек входит в какие-то политические партии, он также может считаться лицом с «активным» поведением.

В любом случае политологи и социологи сходятся в том, что конкретные действия обусловлены психологической «обустроенностью» личности, ее зрелостью и наличием твердых, устойчивых убеждений. При этом психологи небезосновательно утверждают, что при этом в человеке, как и во всех прочих случаях, может говорить зависть, у него могут иметься какие-то глубокие внутренние противоречия, «всплывающие» в виде сексуальных девиаций или показательного неприятия другой точки зрения.

Почему этот термин не принимают некоторые ученые?

Мы уже не раз говорили, что понятие «поведение» в данном конкретном случае не совсем корректно. Ни в коем случае не следует привязывать его к «деятельности». Те же американские исследователи порой противоречат основополагающим основам самой социологии. Так, термины «гражданская позиция» и «демократическое поведение» для них оказываются едиными, что в корне неверно и ошибочно. Более того, мы уже описывали ситуацию, когда явно противоправные действия по подрыву гражданского порядка и, теоретически, конституционных основ государственности, являются, согласно их подходу, «политической деятельностью». Именно такое толкование терминов и подмена понятий приводят к совершенно абсурдным выводам: получается, что политология и социология - совершенно «пустые» науки, оперирующие заведомо неверными, запутанными аксиомами.

Наконец, словосочетание «политическое поведение» вообще не слишком корректно со всех точек зрения. Если перевести это понятие на язык нормальной логики, то получается что-то вроде «поведения политики». Возникает неразрешимый парадокс. Таким образом, все же не следует полностью проецировать социологическую составляющую на политическую жизнь, так как результаты будут в корне неверными. Можно ли в этом случае прийти к консенсусу? Да, такая возможность есть. Следует помнить, что в политике, как и в прочих областях человеческой деятельности, играет важную роль наше биологическое, социальное естество, но в большинстве случаев факторы политической деятельности его полностью подавляют.

Если говорить проще, отношение человека к окружающему миру зависит как от его индивидуальных психологических особенностей, так и от воспитания. Но! Поведение - это не форма социальной активности, чтобы о том не говорили некоторые специалисты. Даже если человек проявляет свою индивидуальность в группе (чего почти не бывает), индивидуальность прочих индивидов при этом все равно сглажена и не проявляется настолько, чтобы оказывать какое-то влияние на достаточно большие группы людей. Собственно, а для чего мы сейчас обсуждаем психологические нормы, если разговор ведется о политической деятельности?

Перенос психологических приемов на политическую жизнь

Давайте представим себе обычные, среднестатистические выборы. Они являются своеобразной формой «демократической» активности человека (еще одно ложное понятие) и целых общественных организаций и объединений. Реальное участие обывателей в этом процессе определяет как уровень их «гражданской сознательности», так и гражданский статус. Собственно, так связана политика и власть. Именно в этот момент определяется и политическое поведение человека. Если говорить упрощенно, процесс выборов наглядно показывает, насколько культурен данный индивид, насколько цивилизованно и спокойно он может выражать свое мнение или отстаивать свою же точку зрения. Конечно, те или иные явления могут и носят массовый характер, но все же вычленить в общей массе индивидуальность бывает не так уж и сложно.

Что характеризует это направление деятельности?

В общем, так можно описать не только ориентированность того или иного человека на политику, но и его психологические качества. То есть ничего сугубо специфического в таком подходе попросту нет. По сути, политика и власть никак не отделяются от общечеловеческих стереотипов, прихотей и слабостей. Деятельность же людей в этой сфере никак не отличается от аналогичных действий в любой другой отрасли. Таким образом, рассмотренные выше термины имеют мало общего с реальным положением дел. Пожалуй, американские социологи в свое время были абсолютно правы в том, что политику не следует отделять от обычной социологии и психологии. Вот только они явно ошибаются в том, что термин «политическое поведение» и «деятельность» не следует разделять. Поясним.

Каковы же отличия?

Здесь может возникнуть очень простой вопрос: как деятельность политической организации отличается от работы, к примеру, лесозаготовительного предприятия? Конечно, различия есть. Все же политология рассматривает те факторы, которые влияют на принятие управленческих решений и являются сугубо специфическими именно для данного рода деятельности. Особенностью является то, что эти задачи зачастую требуют от человека абстрагироваться от обычных, людских мотивов и целей. Именно поэтому можно все же утверждать, что результаты политической деятельности и ее мотивы следует рассматривать с отдельной точки зрения, применяя подходы, отличающиеся от общепринятых. А сейчас мы поговорим о глобальных процессах, понимание которых тесно связано с теми сведениями, которые были предоставлены выше.

Внешнеполитическая работа

На международной арене каждое самостоятельное государство всегда реализует свою собственную внешнюю политику, подчиняющуюся интересам граждан этой страны (в идеале). Если не углубляться, то так можно назвать комплекс мер и решений, которые в полнейшей мере соответствуют интересам собственных граждан, но вместе с тем не подрывают авторитет страны на международном поле и не создают условий, препятствующих мирному, дипломатическому урегулированию возникающих противоречий и разногласий. Конечно же, внутренняя и внешняя политика очень тесно связаны, так как процессы, происходящие внутри, зачастую вынуждают правительство идти на какие-то меры для защиты интересов населения.

Следует помнить, что действительно сильное, самостоятельное выражение своих интересов на международной арене возможно только в том случае, когда правительство опирается на следующие потенциалы: демографический, экономический, технический, научный и военный блоки. Чем больше «кусочков» присутствует в этой мозаике, тем вольготнее может себя чувствовать страна. Традиционно задачи политической деятельности в этой области чрезвычайно «просты»: нужно наладить устойчивые дипломатические связи с другими странами и, по возможности, склонить их к союзничеству (не обязательно военному). Только в этом случае будет возможно заключение договоров на всех уровнях с наиболее выгодными для государства условиями. Ошибки здесь стоят очень дорого.

Конечно же, внешняя политика всегда определяется множеством постоянных факторов, далеко не все из которых являются благоприятными: размер страны, ее географическое месторасположение, наличие или отсутствие ресурсов. Чем менее благоприятными являются условия внутри, тем активнее государство стремится участвовать в международных процессах и тем более миролюбивым ему приходится быть. При скудных ресурсах и невысоком потенциале в научной, оборонной и демографической сферах попросту нереально решить вопросы силой. А потому развивается профессиональная политическая деятельность «в лице» дипломатии, отстаивающей национальные интересы в самых сложных ситуациях.

Внутренняя деятельность

Большинство исследователей в наше время придерживаются мнения, что внутренние функции государства подразделяются на следующие типы:

  • Хозяйственная деятельность. Подразумевается организация нормальной экономической деятельности.
  • Стабилизация. Недопущение резких общественных потрясений.
  • Координация, то есть создание общественного, единого «монолита».
  • Социально-политическая деятельность. Распределение благ, назначение и выплата всех типов социальных пособий.
  • Воспитание и культурное развитие народонаселения страны.
  • Правовая функция, которая подразумевает создание и внедрение социально справедливых законов и законодательных норм.
  • Экологическая деятельность, защищающая природные ресурсы государства.

Основная классификация и перечень выполняемых действий

Строго говоря, направления политической деятельности внутри государства можно поделить всего лишь на два типа:

  • Основная работа.
  • Неосновные задачи.

Основные - те функции, которые могут осуществляться только государственными органами. В частности обеспечение правопорядка, в том числе и защита граждан от противоправных действий преступных элементов. Впрочем, функции политической деятельности в этом случае намного разнообразнее:

  • Уничтожение преступности во всех ее проявлениях.
  • Осуществление учета, переписи населения, регистрация видов деятельности граждан.
  • Меры по недопущению различных катастроф техногенного характера, по смягчению последствий возможных стихийных бедствий.
  • Именно государство должно заниматься ликвидацией тех последствий, которые возникают в результате действия стихии или в случае каких-то крупных антропогенных или техногенных катастроф.

Не менее важны и различные функции государственной машины в финансовой и правовой сферах деятельности. Можно сказать, что правительство в этом случае занимается установлением и внедрением каких-то социальных норм, включая экономические и валютные отношения между гражданами. Наиболее важная эмиссия денежных единиц. В нашей стране этим имеет право заниматься только само государство. Оно же отвечает за сбор налогов и распределение денег по субъектам Федерации.

Кстати говоря, последние годы ознаменовались попыткой некоторых слоев общества отобрать у государственных органов функцию эмиссии денег. Речь идет, к примеру, о выпуске (майнинге) тех же биткоинов и прочих образцов криптовалют. В некоторых странах они были признаны законными. Более того, в США было официально разрешено оплачивать с их помощью услуги и товары. Напротив, в Германии и России отношение к криптовалютам резко отрицательное, так как есть небезосновательные опасения их негативного действия на экономику страны.

Неосновные задачи

Неосновная работа правительственных органов также может быть поделена на два основных типа: традиционная (которая исполняется исторически) и «новая», возникшая где-то в середине прошлого века. Следует отметить, что традиционные функции можно встретить далеко не во всех странах. Даже если в двух соседних государствах правительство и имеет аналогичные обязанности, то совсем не обязательно, что они будут даже отдаленно совпадать. В нашей стране политическая деятельность государства в этой сфере состоит из:

  • Транспортной логистики и связи.
  • Образовательных услуг и здравоохранения.
  • Защиты граждан с ограниченными физическими или умственными возможностями.
  • Воздействия на СМИ. (Пожалуй, это практически единственная, действительно универсальная функция, которую так или иначе выполняют правительственные органы во всех без исключения странах с незапамятных времен.)

Следует отметить, что традиционные разновидности работ не являются постоянными: время от времени государство отказывается от исполнения некоторых из них. К примеру, СМИ в нашей стране контролируются только частично: формально государству принадлежат только каналы «Россия 1» и «Россия 2». Прочие выкуплены различными акционерами. Тут следует напомнить, что многие общественно-политические организации, которые приобрели эти каналы, в любом случае остаются подконтрольными правительству. Если же говорить о «новых» функциях, то вот их краткий перечень:

  • Государственная поддержка предпринимательской деятельности. Под непосредственным контролем правительства находится оборонная сфера и некоторые другие отрасли, вмешательство в которые по законам нашей страны недопустимо. В странах социалистического блока этой функции, по понятным причинам, не было. Попытки самостоятельно заработать пресекались, и порой достаточно жестко.
  • Государство так или иначе влияет на экономические процессы с целью их направления в нужное русло. Исполняться эта задача может не только сугубо экономическими, но и административными средствами, что значительно повышает эффективность работы.
  • Социальные услуги. Конечно, эта функция всегда лежала на государстве, но в последние годы объем такого рода мероприятий увеличился, так как появилось много новых пособий и выплат.

Вот что такое политика и политическая деятельность. Надеемся, что вам оказалась полезна данная информация.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Политическая деятельность как важнейший элемент политики

политический деятельность интерес решение

План

1.Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности

2.Многообразие политических интересов

3.Политические решения как результат политической деятельности

1. Понятие политической деятельности. Виды политической деятельности

В политологии существуют различные подходы к пониманию политики. Один из них заключается в рассмотрении политики как одной из четырех основных сфер жизни общества. В сферу политики входят и политическое сознание, и политические организации (правительство, парламент, партии и т. п.), и задачи, которые различные социальные группы стремятся решить, используя власть, и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество, включающий меры по сохранению стабильности в обществе и реформы. Второй подход основан на понимании политики как особого типа социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, т. е. отношений, связанных с властью, государством, управлением делами общества. Наконец, третий подход состоит в рассмотрении политики как одного из видов деятельности, т. е. активности ее субъектов -- участников политической жизни. Все три подхода дают многоаспектное представление об одном объекте -- политике. Историческое развитие и опыт многих поколений мыслителей, занимающихся исследованием политики и политической деятельности, концентрировано представлен в современном наукознании, в частности, в политологии, социологии, политической психологии и других отраслях обществоведения.

Политика -- это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство. При рассмотрении политики как деятельности есть все основания признать ее и наукой, и искусством управления (государством, людьми), выстраивания отношений и реализации интересов, а также завоевания, удержания, использования политической власти.

Отсюда следует, что политическая деятельность, составляет основное содержание политической сферы жизни. Определить содержание понятия политической деятельности -- это означает дать существенное определение политики.

Политическая деятельность -- это вид активности, направлений на изменение или сохранение существующих политических отношений. В основе своей политическая деятельность -- это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть -- управление людьми, человеческими сообществами.

Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления деятельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: скажем, непосредственное выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опосредствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и исполнительская деятельность, направленная на укрепление данной политической системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм) и т. д.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть и сотрудничество, союз, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба. Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.

Субъектами политики являются, во-первых, большие социальные общности, к которым относятся социальные группы и слои, классы, нации, сословия и т. п.; во-вторых, политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения); в-третьих, политические элиты -- сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть; в-четвертых, личности, и в первую очередь политические лидеры.

В современной России наиболее влиятельными субъектами политической деятельности выступают политические партии и движения (особенно в лице своих лидеров), всевозможные властные структуры и органы, общественные объединения, население (в моменты референдумов и предвыборных кампаний).

Объектом политики является предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение. Чаще всего как объектом, так и субъектом политической деятельности являются люди, то есть участники политической деятельности. В политической деятельности объектно-субъектная взаимосвязь представляет собой органическое единство: ведь человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения также выступают одновременно и как объекты политической деятельности, и как ее субъекты. Кроме того, объектами политической деятельности могут быть общественные явления, процессы, ситуации, факты. Из рассмотрения объектов политической деятельности можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

Политическая деятельность, как и всякая иная, предполагает определение ее целей. Они подразделяются на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальна -- с другой та или иная цель, можно ответить лишь путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Установка: цель оправдывает средства -- характерна для диктаторских режимов и их политических носителей. Требования же соответствия средств демократическим, гуманным целям политики -- норма подлинно народных сил и выражающих их интересы политических структур. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, не вполне соответствующие «абсолютной морали», либо своим бездействием допустить ущерб для общества. Моральный предел, который нельзя переступить, сегодня отражен в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

Существенный признак политической деятельности -- ее рациональность. Рациональные -- это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Рациональность в политике специфична: включает идеологию. Идеологический компонент пронизывает всякое политическое действие, коль скоро оно ориентировано на определенные ценности и интересы. Более того, является критериальным признаком его направленности.

Рациональный момент, безусловно, является решающим в субъективном смысловом содержании политического действия, выражая отношение субъекта к институтам власти. Тем не менее политическое действие не исчерпывается рациональностью. В нем остается место для иррационального как отклонения от целенаправленности. Иррациональные -- это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий. В реальной политической жизни рациональное и иррациональное начала сочетаются, взаимодействуют. Политические действия бывают стихийными и организованными. Стихийно возникший митинг и тщательно подготовленная партийная конференция -- примеры таких действий.

В последнее время возросло значение таких методов политической деятельности, как убеждение, изучение общественного мнения, конструктивный диалог различных политических сил, контроль за соблюдением правовых норм, прогнозирование последствий тех или иных политических действий. Все это требует от субъектов политики высокой политической культуры, морального самоконтроля, политической воли.

Политическая деятельность дифференцируется на теоретическую и практическую. Являясь относительно самостоятельными, они взаимообусловлены. Политическая теория приобретает действенность и эффективность тогда, когда опирается на практический опыт и совпадает с потребностями и интересами тех групп, которые представляет субъект политики.

Политическая деятельность неоднородна, в ее структуре можно выделить несколько четко выраженных состояний. Их анализ целесообразно начать с вида деятельности, политическое значение которого несомненно весьма велико, но смысл которого заключается как раз в неприятии и отрицании политики. Им является политическое отчуждение.

Политическое отчуждение -- состояние отношений человека и политической власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а контакт с политической властью -- как дело крайне нежелательное. Здесь устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т.д. Для правящих групп политическое отчуждение выражается в превращении государственной службы в сферу обслуживания только частных, узкогрупповых интересов, власть узурпируется отдельными людьми, подменяется борьбой клик, представляющих корпоративные интересы. Служение интересам социальной целостности превращается в средство поддержания только индивидуальной жизни. Ярким проявлением политического отчуждения служит феномен бюрократизма.

Следующий вид политической деятельности - это политическая пассивность.

Политическая пассивность -- вид политической деятельности, в рамках которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа, не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики, когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей политические интересы. Видом политической пассивности является конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют ее жизненным интересам. Средством формирования конформистских политических установок служит специфическая техника воздействия на сознание и поведение людей -- манипулирование, предполагающее «превращение людей в управляемые объекты, деформацию их внутреннего мира, мыслей, чувств и поступков и тем самым разрушение их личностей путем влияний, которые искажают представления о действительных интересах и потребностях и незаметно, при кажущемся сохранении свободы воли, подчиняют людей воле, им чуждой» . Система манипуляции ориентируется прежде всего на подсознательную сферу психики людей, а ее методы и средства в современных обществах становятся все более изощренными, активно используют достижения психологии и социологии.

Критерием политической активности индивида или социальной группы служит стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.

Характер политической активности значительно изменяется в зависимости от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на решение которых она направлена, состава участников.

В современных условиях политическая активность имеет следующие характерные признаки:

Рост стремления граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, вместо жестко оформленных политических партий предпочтение отдается политическим движениям без четко оформленной организованной структуры;

Объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы, по поводу ее решения;

Растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий;

Все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.

Начальная стадия выраженной активной деятельности, когда политический субъект осуществляет четкий выбор тенденциидействия -- это политическая, позиция.

Зрелая форма политической активности -- это политическое движение, т. е. такое целенаправленное и долговременное социальное действие определенной социальной группы, которое своей целью имеет преобразование политического строя или егосознательную защиту.

Таким образом, понятие «политическая деятельность» отражает все многообразие действий людей в сфере политики, а понятие «политическая активность» -- ведущую творческую, преобразовательную форму политической деятельности, выражает сущность политики -- реализацию социальной группой своих собственных интересов. Политическое участие -- это характеристика степени вовлеченности субъекта в политически активное действие, а понятие «политическое поведение» позволяет раскрыть механизм, структуру политической деятельности.

2. Многообразие политических интересов

Понятие “интерес” (лат. Interest - иметь значение) активно используется в различных отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова - “интерес” как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение.

Таким образом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение потребностей, объектов, служащих средством их удовлетворения, социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная Среда) и способов удовлетворения тех или иных потребностей.

В зависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные, политические.

Интересы часто называют движущей силой, «мотором» деятельности людей. В полной мере это относится и к интересам политическим.

Политический интерес - это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно- политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей. Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например:

а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

б) по степени осознанности (стихийные или осознанные);

в)по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);

г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.);

д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые);

е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.

Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.

Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом - интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.

В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник - соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов. Такой иллюзорной формой может служить, например, бюрократический интерес. Это иллюзорно всеобщий, то есть, собственно, не политический, а частный интерес эгоистической социальной группы, который ее представителями сознательно выдается за всеобщий, но не является таковым. Более того, в силу неизбежной ориентации бюрократии на формирование специфического корпоративного - интереса, она играет сдерживающую роль по отношению к политической активности масс.

В-пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого - общества, и его интегральной части - социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересов целого. Политическая деятельность такого класса вызывает нарастающую дезорганизацию социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению все новых противоречий, нарастанию социальных антагонизмов. Совпадение политических интересов социальной группы с интересами общества дает импульс интенсивному развитию, поскольку их деятельность не расходится в главном, определяющем с магистральным направлением общественного развития. Такими качествами обладают прогрессивные классы в эпоху социальных революций (например, буржуазных).

В-шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить осуществление советским государством политических мероприятий после революции 1917 года.

В-седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации - субъекты политики, а национальные отношения - элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации.

Какова роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе?

Во-первых, в политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей, вследствие чего сами интересы всегда направлены на сохранение или изменение политического положения той или иной группы в обществе, служат реальными причинами их политического поведения.

Во-вторых, политические интересы определяют направленность политической деятельности, отражают взаимосвязь общего (общегосударственного интереса), частного (интереса класса, социальной группы, личности).

В-третьих, политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей. Если, например, экономика - важнейшее основание политической деятельности и политической активности, то качественные изменения в экономике, ее структуре служат наиболее важным итогом, показателем успешности политической деятельности.

В-четвертых, в политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. Отсутствие согласованности между политическими интересами различных социальных групп, слоев и интересами представителей властных институтов, может привести не только к формированию и обострению политических противоречий, но и созданию такой ситуации, при которой противоречия могут перерасти в политический конфликт.

В-пятых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов, учитывающих потребности социальных групп и слоев общества.

Таким образом, в сознательной регуляции социальных процессов, при выборе и обеспечении приоритетов общих интересов перед частными, политическому интересу принадлежит важное значение.

3.Политические решения как резу льтат политической деятельности

Политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения.

Политическое решение - это всегда процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.

Политическое решение - это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.

Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества - явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую - антагонистических.

Политические решение - это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем - выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.

Политическое решение есть еще и волевое усилие того, кто принимает решение. Достичь намеченного результата - это значит учесть возможное противодействие других участников политических событий, следовательно, предусмотреть затрату значительных волевых усилий по его реализации.

Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.

Принятие решения имеет свои закономерности, представляющие некоторый алгоритм, последовательность шагов, которые могут привести к положительному результату. Традиционные шаги следующие: осознание существующей политической реальности; определение политического интереса; постановка цели; формирование соответствующих ценностей и способов достижения цели; принятие решения о конкретной форме деятельности с последующей организацией его выполнения, контроля, корректировки и т. Д. В зависимости от политической организации системы решение принимается как волевой акт доминирующего политического субъекта, а может стать коллективным политико-правовым актом системы политических институтов. Оно может быть устным повелением лидера элиты, а может иметь форму всеобщего закона.

Современная демократия предполагает принятие политического решения посредством коллективного идеологического и политического творчества. Зачастую этот процесс носит сложный, многосубъектный и многоуровневый характер. Его подготовкой занимаются профессионалы различных научных и идеологических направлений: политологи, правоведы, социологи, психологи, представители самых различных интеллектуальных и партийно-политических корпораций. В рамках системного анализа готовится набор альтернативных вариантов, которые предполагают различия в необходимых для выполнения решения ресурсах, способах действия, его результатах, а также в возможных последствиях для разных институтов, включая все общество.

Если исходить из того, что политическая деятельность есть последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность поступков различных субъектов политики, то в качестве исходного момента, “пускового механизма” всех событий и поступков выступает именно политическое решение.

Как правило, принято выделять несколько основных типов реализации решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Каждому из этих типов осуществления политического курса соответствуют определенные методы властного регулирования, характер взаимоотношений властей и населения, информационный режим властвования.

Так, популизм в качестве основного средства достижения властных целей предполагает прямую апелляцию к общественному мнению, непосредственную опору на массовые настроения. Поэтому он неизбежно сориентирован на упрощение, а в ряде случаев и вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Правящие элиты пытаются выработать какой-то лозунг, призыв к населению, реализация которого, по их мнению, обеспечит преодоление всех противоречий и быстрое продвижение к успеху. Нередко в таких случаях используются лесть («коммунисты -- во главе общественного прогресса»), запугивание внешней или внутренней угрозой («правящие круги -- во власти мафии»), необоснованные посулы и обещания («радикальные реформы быстро приведут к подъему экономики»). Наиболее ярко популизм проявляется при харизматическом правлении. Но популистские меры могут выступать составной частью политического курса и при демократических и другого типа режимах, придерживающихся рациональных методов управления.

Отличительная черта элитизма -- курс на предотвращение сколько-нибудь значительного участия граждан не только в выработке, но и корректировке решений, на поощрение различных посреднических форм взаимодействия с электоратом, усечение политического информирования общественности, закрытый характер принятия и осуществления политических решений на всех этапах. При консервативной политике в деятельности властей доминирует установка на сохранение структуры и функций государственных органов власти, традиционных форм и методов политического регулирования. Такие методы управления характерны для стабильных политических режимов, культивирующих внутреннюю приверженность граждан к хранимым и почитаемым в данном обществе ценностям и идеалам. Это неизбежно усиливает патриотические настроения и способствует сохранению целостности общественного и политического организмов.

К прямо противоположным результатам приводит радикализм политического правления. Даже когда стремление революционизировать общество, добиться его качественного переустройства не является самоцелью властей, социальные и политические последствия, вызванные радикальными методами преобразований, редко несут гражданский мир, порядок и улучшение жизни населения. Насилие -- основной метод управления революционных режимов -- неизбежно превращает власть в смертоносное орудие преобразований, чреватое массовой гибелью граждан.

В отличие от радикализма, пренебрегающего во имя глобальных будущих целей насущными правами и интересами людей, демократизм ориентируется на реальные потребности и запросы граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Культивируя атмосферу взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, демократическая политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения, поощряет механизмы «самодисциплины и самопринуждения» граждан (Н. Элиас).

Список литературы

1. Общая и прикладная политология: Учебное пособие под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова М.: МГСУ; Изд-во “Союз”, 1997.

2. Введение в политологию. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Аспект пресс Москва 2000.

3. Политология: учеб.-метод. комплекс. Шалак А.В. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005.

4. Политология. Курс лекций. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.

Размещено на Allbest . ru

Подобные документы

    Понятие и сущность политической системы. Функции политической системы общества. Основные типы политических режимов. Выработка политических целей, закрепление их в политических документах и придание им всеобщего характера. Политические принципы и нормы.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2011

    Понятие и признаки политической системы. Выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп. Структура политической системы общества и тенденции ее развития. Видовые и функциональные характеристики политической системы.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Структурные элементы политической системы общества. Государство как важнейший субъект политической жизни. Формы государственного правления. Политический режим. Виды и признаки политических партий. Право в системе государства. Политическая элита.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2009

    Понятие и типы политических партий - общественных объединений граждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политической жизни общества, посредством формирования и выражения политической воли граждан. Порядок и этапы создания партий.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Понятия "государства", политики, политической деятельности и политических партий. Роль политических партий в политической системе. Современная политическая ситуация в России: противоречие мифа о судьбинном выборе и рациональном представительстве интересов

    реферат , добавлен 02.03.2002

    Сущность, структура и функции политической системы. Виды современных политических систем. Политический режим как характеристика политической системы. Типы политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократический). Политическая система общества.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2010

    Общественные отношения, которые складываются в процессе реализации политическими партиями Российской Федерации конституционно-правового статуса. Возникновение, сущность, признаки политических партий, их типология и функции, место в политической системе.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2014

    Понятие политической системы как основополагающей формы организации политической сферы жизни современного общества, ее основные элементы и функции. Типология и закономерности политических систем, основные факторы, влияющие на процесс их формирования.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2011

    Критерии типологизации политической культуры. Роль государственных институтов в организации политической жизни страны. Синтетическая культура "гражданственности". Особенности политических культур западного и восточного типов. Политика современной России.

    реферат , добавлен 26.04.2009

    Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.

понятие для обозначения вида активности, направленной на изменение или сохранение существующих политических отношений, в результате которого получается их новое качество, либо консервируется старое. В структуре Д. п. выделяют, субъект (действующее лицо или социальная группа), объект (предмет, на который направлена активность действующего субъекта и в котором результируется изменение) и само действие. Кроме того, говорят о цели, средстве и результате политической деятельности. Всякая деятельность имеет в виду некую мотивацию, приводящую к принятию решения о действии в соответствии с определенной целью и определенным же образом. В политической деятельности выделяется два ее основных направления: выработка политики и ее проведение в жизнь, т.е. осуществление.

Для этого необходимо обладание знанием политической реальности и наличие ценностных ориентаций, в соответствии с чем политическая деятельность образует три основных вида: познавательную, ценностную и практическую. Этапы осуществления политической деятельности: оценка состояния объекта, прогноз, адаптация предлагаемых мер к конкретным условиям существования объекта, корректировка ее в ходе и после принятых мер. В процессе выработки и проведения политического решения в жизнь на разных этапах этого процесса в нем могут принимать участие: все население (референдум, выборы), госаппарат, законодательный орган, правящие и оппозиционные партии и т. п.

Доманов В.Г.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Политическая деятельность" в других словарях:

    Политическая деятельность - в контексте данного Закона трактуется как: а) индивидуальные или коллективные действия с целью оказать влияние на институты и органы государственной власти для реализации индивидуальных, групповых или институциональных интересов, выходящие за… … Официальная терминология

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (political activity/activities/work) занятие на общественных началах ила профессионально в сфере политики и политической жизни. П.д. требует специальной подготовки, знаний, опыта, квалификации, творчества и инноваций, специфических личностных… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Как самостоятельный вид деятельности, как сфера жизни общества возникает с разделением общества на классы. Что касается первобытнообщинного строя, то в нем общественная жизнь носила неполитический характер. Носителями политической деятельности… … Политическая психология. Словарь-справочник

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - в социальной философии: специфически человеческий способ отношений к миру, процесс творческого преобразования действительности, в котором человек выступает как субъект деятельности, а осваиваемые им явления мира – как ее объекты. Различают такие… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА - 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно правовой статус государства как особого политического образования, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанных … Юридическая энциклопедия

    Область науч. знания, изучающая политику, политич. отношения, политич. системы. С точки зрения предмета и объёма включаемых в неё знаний П. н. эволюционировала от универсализма ан тич. социаньно политич. мысли, когда политика была… … Философская энциклопедия

    Форма отношения субъектов политики к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное регулирование общественных (экономических. социальных, собственно политических) процессов; необходимое условие существования современного… … Политология. Словарь.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама