THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

10.2 Основная литература по программе:


  • Василенко ИА. Политология.учебник М.2012

  • Гостенина В.И.Социология управления.учебное пособие.СПб2013

  • Гнатюк О.Л.Основы теории коммуникаций.учебное пособие М.2012

  • Барт Ролан Мифологии, М. 1995

  • Белл Даниэл Грядущее постиндустриальное общаство.М.1999

  • Дейк ван.Т.А. Язык.Познание.Коммуникация.М.,1989

  • Дридзе Т.М. Текстовая деятельность и структура социальной коммуникации.М.2001

  • Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы.М.,2000

  • Кастельс М.П. Информационная эпоха. Экономика. Общество. Культура. М.2000

  • Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997

  • Моль А. Социодинамика культуры, М., 1973

  • Почепцов Г.Г. Теория коммуникации, М-Киев, 2001

  • Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию , М.,1979

  • Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1999

  • Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика, СПб,2000

  • Тульчинский Г.Л. ПР в сфере культуры,учебное пособие. СПб2011

  • Чумиков А.Н. Бочаров М. П.Государственный ПР.учебник М..2013

  • Шамарова Г. М.Основы государственного и муниципального управления.учебник М. 2013

    1. Дополнительная литература

  • Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация, М., 2000

  • Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации.М.,1989

  • Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления , СПб., 1999

  • Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации, М., 2001

  • Язык и массовая коммуникация.,М.,1984

  • Брекенридж Д. PR 2.0: Новые медиа, новые аудитории, новые инструменты. М.: Эксмо, 2010. 272 с.

  • Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имеджелогию : Учебное пособие. – М., 2008.

  • Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации: учеб.пособие для бакалавров и специалистов: гриф УМО / Д. П. Гавра. – СПб. Питер, 2011. .

  • Зубков С.А. Социологические проблемы рекламной деятельности и массовой коммуникации – М.: МИИТ, 2007.

  • Исаев, Б. А. Политические отношения и политический процесс в современной России: учеб. пособие / Б. А. Исаев, Н. А. Баранов. СПб. : Питер, 2009.

  • Мамонтов А.А. Практический PR. Как стать хорошим PR-менеджером. Версия 3.0. СПб: Питер, 2010. – 240 с.

  • Маркетинг и управление брендом. Дайджест МакКинси. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

  • Политическая конкуренция и партии в государствах постсоветского пространства. М. : ИНИОН РАН, 2009.

  • Политические отношения и политический процесс в современной России / под ред. В. И. Коваленко. М. : Изд-во МГУ, 2010.

  • Пую, Ю. В. Социально-философские основания антропологии манипулирования: автореф. дис. . д-ра филос. наук: 09.00.11 / Пую Юлия Валерьевна. СПб., 2010.

  • Римский, В. Л. Цели и мотивы политического и общественного участия российских граждан / В. Л. Римский // Политическая социология / ред. кол.: В. Л. Римский (отв. ред.) и др. М. : РАПН; РОССПЭН, 2008. .

  • Романов А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации. М.: 2008.

  • Синяева И.М. , Маслова В.М. , Синяев В.В. Сфера PR в маркетинге: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080111 "Маркетинг" -2009.

  • Сковиков, А. К. Институциональные преобразования в российской политической системе / А. К. Сковиков // Управление мегаполисом: науч.-теор. и аналит. журнал. 2010. № 4. С. 131-136.

  • Соловьев, А. И. Власть и управление в современной России / А. И. Соловьев // Современная Россия / под ред. В. А. Никонова. М. : Изд. дом Междунар. ун-та в Москве, 2008. С. 63-93.

  • Тульчинский Г.Л., Терентьева В.И. Бренд-интегрированный менеджмент. М.: Вершина, 2007. –

  • Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «паблик рилейшнз». – Калуга, 2002

  • Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 2004. С. 420.

  • Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учеб.пособ. – М., 2004.

  • Ворошилов В.В. Журналистика и рынок. Проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. СПб, 1997 - 232 с.;

  • Вольфсон, И. В. Язык политики. Политика языка: формы манипуляции общественным мнением через СМИ и СМК. / И. В. Вольфсон; под ред. С. И. Барзилова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 125 с. .

  • Генкин Д.М. Режиссура массовых театрализованных представлений. –М.: б.м., 1980.

  • Горчева, А. Ю. Политический менеджмент постсоветской России / А. Ю. Горчева. М. : Изд-во МГУ, 2003.

  • Грачев, Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты / Г. В. Грачев. М. : Изд-во РАГС, 1998. 128 с.

  • Грачев, Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. / Г. В. Грачев, И. Мельник. М. : Эксмо, 2003.

  • Дзялошинский, И. М. Манипулятивные технологии в массмедиа / И. М. Дзялошинский // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 2005. № 1. С. 29-54.

  • Дорский А. Правовое обеспечение PR. СПб: Питер и др., 2005. – 208 с.

  • Доценко Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1997.

  • Елева, В. И. Манипулирование массовым политическим сознанием: (анализ репрезентации проявления, разновидностей и технологий) : авто-реф. дис. . канд. полит, наук: 23.00.02 / Елева Валерий Иванович. Ростов н/Д, 2002. 22 с.

  • Зазыкина Е. В. Политический PR: символы. – М., 2003.

  • Засурский, И. И. СМИ России в условиях глобальных процессов трансформации: формирование новой системы средств информации и их роль в политической жизни страны 1990-1998 гг. : дис. . канд. филол. наук: 10.01.10 / Засурский И. И. М., 1998. 268 с.

  • Засурский И.И. Масс-медиа и политика в 90-е годы. – М., 2001.

  • Интегрированные маркетинговые коммуникации //Top-Manager. 2002’11

  • Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. СПб.: Питер, 2008.

  • Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. М., 1999.

  • Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью . СПб: Питер, 2006.

  • Кон Д.Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М: Весь мир, 2003;

  • Ольшанский Д.В. Политический PR. –М., 2003.

  • Соловьев А.И. Политические коммуникации: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Под – М., 2004.

  • Почепцов Г.Г. Ошибочность нестратегических подходов в PR. // PR-менеджер. 2007, № 3, с.24-27;

  • Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. – Киев, 1997.

  • Пушкарева Г.В. Политический менеджмент: Учеб пособие. – М., 2002.

  • PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика/Пер. с англ. – М., 2002.

  • Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ.ред. проф.В.С.Комаровского. – М., 2001.

  • Тике Э. Паблик рилейшнз: учеб. /Пер. с англ. Бердышева. – М., 2006.

  • Тульчинский Г.Л. Бизнес и власть: коммуникации и партнерство. СПб: Справочники Петербурга, 2006. –

  • Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. –СПб.: Лань, 2003.

  • Чумиков А.Н. Связи с общественностью. – М., 2001

  • Шабров, О. Ф. Государственное управление в России: проблемы эффективности / О. Ф. Шабров О.Ф. // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 2. С. 137-149.

  • Шароев И.Г. Драматургия массового действа. –М.: ГИТИС, 1979.

  • Шейнов В.П. Пиар «белый» и «черный». Технология скрытого управления людьми. М.: АСТ, 2005. – 672 с.

  • Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики
    1990-х.- М., 2000.
10.6 Дистанционная поддержка дисциплины

  1. Официальный сайт Президента РФ www.president.kremlin.ru

  2. Официальная Россия - сервер органов государственной власти РФ www.rsnet.ru

  3. Официальный блог ПРЕЗИДЕНТ.РУ www.prezident.ru

  4. Официальный сайт Государственной Думы РФ www.duma.gov.ru

  5. Cайт мэрии г. Москвы www.mos.ru

  6. Российская ассоциация политической науки www . rapn . ru

  7. Cайт Национального Союза Политологовwww . soiuzpolitolog . ru

  8. ого права www.roiip.ru
Зарубежные Интернет-источники

        1. Американское общество PR (PRSA) http :// www . prsa . org

        2. База данных по российской прессе для рекламодателей и PR (контакты, прайс-листы, новости, аналитика) http :// www . mediaguide . ru

        3. Библиотека, новости по PR http :// www . pressclub . host . ru /pr_lib/pr_news.html
3 ..

Русский Гуманитарный Интернет Университет

Библиотека

Учебной и научной литературы

А.В.Соколов ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Санкт-Петербург

2002

УДК 316.6

ББК 88.53

С 59

Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : Учеб-ное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.

ISBN 5-8016-0091-4

В учебном пособии излагается обобщающая теория, содер-жащая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникаци-онная деятельность и общение, социальная память, коммуника-ционные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подхо-ду к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой являет-ся метатеория социальной коммуникации.

Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспи-рантам и преподавателям, изучающим проблематику социаль-ной коммуникации, а также социально-коммуникационным ра-ботникам, желающим повысить свою квалификацию.

ВВЕДЕНИЕ

Коммуникационные аспекты эволюции культуры

Культура всякого сообщества людей представляет со­бой, во-первых, культурное наследие, т. е. совокупность искусственных социальных смыслов (культурных ценно­стей), как овеществленных (изделия), так и неовеществ­ленных (идеи); во-вторых, деятельность по созданию, хра­нению, распространению и освоению культурных ценно­стей, называемую культурной деятельностью. Короче: культура = культурное наследие + культурная деятель­ность. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой: творчество (создание культурных ценностей) + социальная коммуникация (хранение и распространение созданных ценностей) + практическое использование (освоение) этих ценностей. Таким образом, социальная коммуникация - необходимый аспект, неотъемлемая часть культуры, и эволюция человеческой культуры есть в то же время социально-коммуникационная эволюция.
Эволюцию культуры можно представить в виде сле­дующих пяти стадий, где неизменно присутствуют ком­муникационные аспекты:
0. Пракультура (1,5 млн. лет назад - 40 тыс. лет на­зад) - период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками че­ловека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь. 40 тыс. лет назад на планете появил­ся современный человек (неантроп), творец и создатель собственно культуры.
I. Археокультура (40 тыс. лет назад - III тыс. лет до н. э.) - период каменного века (верхний палеолит, мезо­лит, неолит), когда в первобытных общинах получила раз­витие не только материальная культура в виде «каменной индустрии», но и духовная культура в виде магических культов, мифологии, изобразительного и музыкального искусства. Образование в IV -III тыс. до н. э. локальных цивилизаций и изобретение письменности знаменовали переход к стадии палеокультуры.
I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э. - XV в. н. э.) - время возникновения мощных восточных цивилизован­ных государств, расцвета античной культуры, и сменив­шего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на сте­нах древнеегипетских пирамид - алфавитное письмо - Александрийская библиотека - печатный станок И. Гу­тенберга. Изобретение Гутенберга положило в Западной Европе начало новой стадии - стадии неокультуры.
III. Неокультура в разных регионах наступила в раз­ное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера - западноевропейского мира стадию неокультуры можно датировать XVI веком - эпохой Вы­сокого Возрождения и Реформации, за которым последо­вали век Просвещения (вторая половина XVII - XVIII вв.) и XIX век - век индустриализации. К неокультуре отно­сится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры, которую логично связать с новой, пока еще гипоте­тической стадией культурной эволюции.
IV. Постнеокультура - это компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными ка­налами и с культурным наследием, хранящимся в распреде­ленной памяти компьютерных сетей. Короче: это время гос­подства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни.
Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культу­ры неизменно прослеживалась закономерность: совершен­ствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях.
В дописьменной археокультуре, где устная коммуника­ция служила главным способом хранения и распростране­ния культурного наследия, существовало обожествление Слова. Слову приписывалась магическая сила, оно требо­вало осторожного и уважительного обращения. Н. С. Гумилев в известном стихотворении «Слово» обрисовал этот культ следующим образом:
В оный миг, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, словно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для здешней жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число…
Обожествление слова означало обожествление Ком­муникации. Жрецы Древнего Египта и Месопотамии, ос­воившие письменность («иероглиф» означает «священное письмо»), способствовали трансформации культа Слова в культ Книги. Священные писания мировых религий не что иное, как результат коммуникации пророков со Всевышним. Всякая религия начинается с коммуникации, недаром «религия» в переводе с латыни значит «связь», но для священнослужителей коммуникация была (и ос­тается) предметом культа, а не предметом исследования.

Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002. - 460 с.: ил. - Библиогр. в конце гл.
ISBN 5-8016-0091-4

В учебном пособии излагается обобщающая теория, выявляющая общие закономерности, сходство и различие различных видов, уровней и форм социальной коммуникации. На основе понимания социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени рассмотрены личные и общественные коммуникационные потребности, коммуникационная деятельность и общение, социальная память, коммуникационные каналы, типология социально-коммуникационных институтов, эволюция социальных коммуникаций с каменного века до 2000 г. Особое внимание уделено информационному подходу к социальной коммуникации (социальной информатике) и семиотике социальных коммуникаций. Представлена система социально-коммуникационных наук, центром которой является метатеория социальной коммуникации. Книга адресована ученым-обществоведам, студентам, аспирантам и преподавателям, изучающим проблематику социальной коммуникации, а также социально-коммуникационным работникам, желающим повысить свою квалификацию.

1. Понятие о социальной коммуникации. Обыденное и научное понимание коммуникации. Проблема смысла. Проблема понимания. Социальное пространство и время.
(gl1.pdf - 349К)

2. Коммуникационная деятельность и общение. Коммуникационные действия и их формы. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности. Общение как социально-психологическая коммуникационная категория. Игры и псевдоигры. Правда и ложь в коммуникационной деятельности.
(gl2.pdf - 728К)

3. Социальная память. Типы памяти и мнемические действия. Информационная модель индивидуальной памяти. Групповая социальная память. Структура социальной памяти общества. Противоречия общественного познания.
(gl3.pdf - 655К)

4. Коммуникационные каналы. Разновидности коммуникационных каналов. Устная коммуникация. Документная коммуникация. Электронная коммуникация. Древо коммуникационных каналов.х
(gl4.pdf - 1013К)

5.Эволюция социальных коммуникаций. Хронология общественных коммуникационных систем. Археокультурная словесность. Палеокультурная словесность. Мануфактурная неокультурная книжность. Индустриальная неокультурная книжность. Мультимедийная коммуникационная культура.
(gl5.pdf - 665К)

6. Семиотика социальных коммуникаций. Объект и предмет семиотики социальных коммуникаций. Коммуникационные знаки и их классификация. Семиотика текстов. Семантика, синтактика, прагматика.
(gl6.pdf - 464К)

7. Социальная информация. Концепции информации в современной науке. Математическая теория информации. Эффект “информационных очков”. Концепции социальных информатик.
(gl7.pdf - 491К)

8. Коммуникационные потребности. Определение и типология. Личностные коммуникационные потребности. Групповые коммуникационные потребности. Общественные коммуникационные потребности.
(gl8.pdf - 481К)

10. Социальная коммуникация как объект и предмет научного познания. Система социально-коммуникационных наук. Общая характеристика метатеории социальной коммуникации

Социальная информатика как научная дисциплина предполагает изучение и анализ процессов трансформации общественных отношений и социальных институтов под влиянием развития информационнокоммуникационных технологий. Для того, чтобы представить эти процесс в историческом развитии необходимо определить базовое понятие или объект рассмотрения. Нам представляется логичным использовать для этих целей понятие «Общественная коммуникационная система».

Понятие общественной коммуникационной системы и связанную с ним концепцию эволюции культуры и социальных коммуникаций, предложил проф. А.В. Соколов. Данная концепция представляет интерес и взята нами за основу, т.к. основана на институциональном подходе к анализу социально-коммуникационных процессов и опирается на большое количество фактофафического материала.

Понятие общественной коммуникационной системы

В своей работе «Общая теория социальной коммуникации» А.В. Соколов предлагает следующее определение общественной коммуникационной системы: «Общественная коммуникационная система (ОКС) есть структурированная (упорядоченная определенным образом) совокупность коммуникантов, реципиентов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов и служб, располагающих материально- техническими ресурсами и профессиональными кадрами» 1 .

Культура , по А.В. Соколову, является совокупностью овеществленных и неовеществленных культурных, т.е. искусственных социальных, смыслов, а ОКС - это часть овеществленной культуры, обеспечивающая движение культурных смыслов в социальном пространстве и времени. Тем самым, ОКС в целом и ее элементы - это овеществленная коммуникационная культура в различные исторические эпохи. Эволюция культуры и социальных коммуникаций не просто взаимосвязаны, - они совпадают друг с другом, поскольку коммуникация есть органическая часть культуры человечества - поэтому стадии развития социальных коммуникаций совпадают с этапами истории культуры.

Обнаруживаются следующие зависимости между стадиями культуры и видами социальной коммуникации:

  • - археокультура (сфера микрокоммуникации);
  • - палеокультура (наряду с микрокоммуникацией появляются мидикоммуникации: религиозная, литературная, художественная, материально-производственная);
  • - неокультура (массовизация и развитие макрокоммуникации: появление технических средств массовой коммуникации, международного культурного сотрудничества и информационных войн, глобализации коммуникационных систем).

В концепции А.В. Соколова различаются три уровня коммуникационной культу ры: словесность, книжность, мультимедийность.

Словесность - такой уровень коммуникационной культу ры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации.

Книжность - такое состояние культуры, когда основные культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации. Книжность включает в себя три поколения: рукописную, мануфактурную и индустриальную книжность.

Мультимедийность достигается тогда, когда основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации.

Таблица 4.1 представляет в обобщенном виде хронологию развития общественных коммуникационных систем и соответствующих уровней коммуникационной культуры, предложенные А.В. Соколовым.

Важным элементом данной концепции является принцип преемственности коммуникационных каналов. Человек получил в наследство от своих предков-иралюдей два канала устной коммуникации - невербальный (общение с помощью жестов, музыка, ганец) и вербальный (человеческая речь). К этим каналам в период верхнего палеолита (40- 15 тыс. лет назад), присоединились искусственные каналы - иконический (живопись) и символьный (скульптура и первые сооружения) каналы. Таким образом, в каменном веке, на стадии археокультуры, возникли четыре исходных канала. В недрах этих каналов в виде первобытного искусства образовались художественные каналы, которые невозможно обособить: музыка и танец слиты с невербальным каналом; поэзия и риторика - продукты вербального канала; живопись выросла из иконической графики, а скульптура - из амулетов, талисманов и прочих вещественных символов.

Последовательная смена коммуникационных систем происходит не стихийно, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять общественные коммуникационные потребности. Разрешение кризиса достигается путем бифуркации (разделения) перегруженных каналов.

Таблица 4.1. Хронология общественных коммуникационных систем в Западной Европе и на Ближнем Востоке (по А. В. Соколову)

Наименование ОКС У ровни коммуникационной культуры

Хронологические этапы (длительность)

Кол-во

каналов

I. Общинная ОКС

Господство икоиических документов и археокуль- турной словесности (Бифуркация I)

  • 40-5 тыс. лет назад
  • (25 тыс. лет)

И. Рукописная ОКС

Сочетание словесности и палеокультур!юй книжности

(Бифуркация И)

III тыс. до н. э. - I пол. XV в. н.э. (4,5 тыс. лет)

III. Мануфактурная ОКС Мануфактурная неокультурная книжность; господство мануфактурного книгопечатания (Бифуркация III)

XV-XVIII вв. (350 лет)

IV. Индустриальная ОКС Индустриальная неокульту рная книжность; господство машинной полиграфии (Бифуркация IV)

V. Мультимедийная ОКС Господство мультимедийных телевизионнокомпьютерных каналов

II пол. XX в. - настоящее время

Следует отметить, что в концепции А.В. Соколова термин «бифуркация» используется как раздвоение, разветвление, разделение чего-либо на две части. Подобно тому, как в географии бифуркацией называют разделение реки на два русла, которые в дальнейшем не сливаются. При этом исходный канал не исчезает, а сохраняется.

В табл. 4.1 обозначены четыре бифуркации, которые происходили на стыке археокультуры и палеокультуры (III тыс. лет до н.э.); на стыке палео культуры и мануфактурной неокультуры (середина XV века); на переходе от мануфактурной к индустриальной неокультуре (начало XIX века) и, наконец, в наше время - переход от неокультуры к постнеокультуре (конец XX века). Точки бифуркации - это границы между различными ОКС. При этом подчеркивается, что в историческом времени «точка» - это не моментальная смена, а достаточно длительный промежуток, поэтому бифуркацию нужно понимать как переходный период между разными общественными коммуникационными системами.

Получается, что бифуркация I вызвала к жизни два новых коммуникационных канала - письменность и литературный язык; бифуркация II - изобретение книгопечатания и великие географические открытия, которые сделали достаточно массовым использование путешествий как нового коммуникационного канала; бифуркация III - промышленный переворот, обусловивший появление первичных технических каналов, в том числе машинной полиграфии, телефона и радио; бифуркация IV - научно-техническая революция XX в., вызвавшая к жизни электронную коммуникацию - телевидение и компьютерные телекоммуникации.

Если принять за точку отсчета четыре исходных канала, то двигаясь вдоль хронологической шкалы, обнаруживаем прогрессию роста: 4, 6, 8, 10, 12, которая представляет собой классическую арифметическую

прогрессию. А.В. Соколов выдвинул предположение, что в ходе цивилизационного процесса коммуникационные каналы увеличиваются в арифметической прогрессии с основанием 2. При этом материальные затраты общества на обеспечение коммуникаций (технические средства, капитальные вложения, кадровые ресурсы) увеличиваются не в арифметической, а в геометрической прогрессии, и, соответственно, в постнеокультурном информационном обществе будут поглощать львиную долю национального бюджета.

Представим в обобщенном виде хронологию развития общественных коммуникационных систем, а также соответствующих им уровней культуры и коммуникационных каналов 1 .

Соколов Аркадий Васильевич (1934 г. р.) - крупнейший отечественный ученый, пионер информатики. Он член-корреспондент Российской академии естественных наук, действительный член Международной академии информатизации, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник культуры России. Научные исследования Соколова А. В. направлены на совершенствование сложившейся практики. Он - главный конструктор автоматизированной системы "Союзкультура" в Российской государственной библиотеке, первый президент Санкт-Петербургского библиотечного общества. Список научных публикаций А. В. Соколова превышает 260 наименований. Его работы изданы на английском, немецком, испанском, китайском, чешском, польском языках.

С начала 90-х годов А. В. Соколов разрабатывает общепрофессиональный курс социальных коммуникаций. По его инициативе этот курс включен в учебные планы ряда вузов страны.

Предлагаемое читателю учебное пособие "Введение в теорию социальных коммуникаций" не имеет аналогов. Оно новаторское и по форме, и по содержанию. В нем впервые систематично и доходчиво излагаются основные положения и понятия теории социальных коммуникаций.

Учебное пособие предназначено для социально-культурных работников, библиотекарей, журналистов, социологов, информационных работников, преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных вузов.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

А. В. Соколов

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ

по высшему образованию в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности Культурологии"

Санкт-Петербург

Рецензенты: доктор философских наук, профессор С.Н. Иконникова,

доктор педагогических наук, профессор В.П. Леонов

Соколов А.В.

С 59 Введение и теорию социальной коммуникации:

Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1996 320 с.

ISBN 5 –7621-0020-0

В книге видного российского ученого, член-корреспондента Российской академии естественных наук, действительного члена Международной академии информатизации, профессора СПбГУП изложены основы теории социальной коммуникации. Впервые и отечественной литературе разносторонне освещены социальная коммуникация, коммуникационная деятельность, социально-коммуникационная система. В анализе социальной коммуникации использован теоретический инструментарий философии, социологии, психологии, информатики, культурологии. Для студентов и аспирантов гуманитарных вузов.

SBN 5-7621-0020-0  Соколов А.В., 1996

 Оформление, СПбГУП, 1996

ВВЕДЕНИЕ

Теория социальной коммуникации одна из репрессированных советской идеологией научных дисциплин. В "Философском словаре", изданном Политиздатом в 1986 г., говорится: "Коммуникация категория идеалистической философии, обозначающая общение, при помощи которого "Я" обнаруживает себя в другом... Доктрина коммуникации в целом утонченная форма кастовых и корпоративных связей. Объективно учение о коммуникации противополагается марксистскому пониманию коллектива" 1 . Отказ от научного изучения коммуникационных процессов нанес большой ущерб прикладным дисциплинам, изучающим социально-коммуникационную практику, в том числе педагогике, библиотековедению, журналистике, учению о культурно-просветительной работе. Эти дисциплины сосредоточились на поверхностном описании и систематизации наблюдаемых фактов и выработке идеологически выдержанных рекомендаций, лишившись теоретической глубины.

Между тем, в американских и западноевропейских университетах много лет читаются курсы по коммуникации, существуют специализации и присваиваются ученые степени "коммуникационных наук". Издается более двух десятков научных и технических журналов, посвященных коммуникации, а мировой поток научной, учебной, производственной литературы трудно обозрим. Добытые знания обобщаются в справочной литературе: в 1989 году в Нью-Йорке был переиздан "Стандартный словарь по коммуникации", насчитывающий более 1200 страниц 2 ; в том же году потаилась четырехтомная Международная энциклопедия по коммуникации, подытоживающая разнообразные и обширные знания, накопленные за рубежом 3 .

Главный редактор этой энциклопедии Э. Барнув, констатируя "коммуникационную революцию, происходящую в индустриальных странах", пишет: "становится очевидным центральное положение коммуникации в человеческой истории, что и объясняет, почему такие различные дисциплины как антропология, искусство, образование, история, журналистика, право, лингвистика, философия, политические науки, психология и социология стремятся к объяснению процесса коммуникации, сотрудничают в создании новой дисциплины", которая именуется теорией коммуникации. Задача этой дисциплины по Э. Барнуву состоит в том, чтобы выявить "все пути, по которым информация, идеи и установки распространяются среди индивидов, групп, наций и поколений".

К сожалению, в пашей стране до сих пор коммуникационная проблематика сводилась к массовой коммуникации или различным информационным системам и никогда не охватывалась в целом. В настоящем курсе впервые предпринята попытка представить проблемы социальной коммуникации во всей полноте и разнообразии. Охарактеризуем кратко это разнообразие.

Исходное определение: социальная коммуникация есть движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Обратите внимание: более, казалось бы, емкое выражение "социальная коммуникация - движение социальной информации" не используется в качестве исходного из-за расплывчатости понятия "информация", которое нуждается в критическом осмыслении (см. раздел 3). Примерами социально-коммуникационных актов могут служить дружеская беседа и научный диспут, лекция и чтение книги или газеты, телефонный разговор, телепередача, компьютерный поиск информации. Молитва, обращенная к Богу, - это односторонняя коммуникация, которую желательно сделать двусторонней. Каждый человек значительную часть своей жизни посвящает общению с другими людьми, усвоению культурного наследия, самовыражению в речи или письме, короче говоря, - коммуникационной деятельности.

Социально-коммуникационные процессы являются условием и предпосылкой существования всякого человеческого общества. Поэтому в ходе цивилизационного развития человечества образовались специальные социально-коммуникационные учреждения, призванные удовлетворять коммуникационные потребности общества в целом, социальных групп и отдельных личностей. Учреждения такого рода - школы, библиотеки, музеи, книгоиздательства, пресса, телевидение, службы научно-технической и экономической информации, туристические агентства, театры, кино, клубы и т. д. В этих учреждениях работают профессионалы социально-коммуникационной деятельности, специалисты в области социальной коммуникации.

Конечно, содержание деятельности каждого социально-коммуникационного учреждения специфично, поэтому различны квалификационные требования (совокупность знаний, умений, навыков), предъявляемые, например, к учителю или актеру, библиотекарю или журналисту, музейному экскурсоводу или корреспонденту телеграфного агентства. Но есть общая основа их профессионализма, заключающаяся в овладении коммуникационными знаниями, умениями и навыками. Полому курс "Социальные коммуникации" имеет статус обще профессионального курса к системе подготовки социально-коммуникационных работников. В качестве такового он может (и должен!) преподаваться на библиотечных, педагогических, культурологических, журналистских, редакционно-издательских, искусствоведческих факультетах при условии некоторого профилирования.

Главная особенность общепрофессионального курса заключается в том, что он является обобщающим (интегрирующим), а не описательно-рецептурным. Обобщение требует абстрагирования от частностей. Поэтому обобщающий курс неизбежно становится теоретическим и может именоваться "теорией социальной коммуникации".

В научном познании (гносеологии) принято различать объект и предмет данной науки (теории, учения). Объект это часть объективно (независимо oт исследователя) существующей реальности, которую исследователь выбирает для изучения. В настоящем случае таким объектом служит социальная коммуникация, исходное определение которой приведено выше. Познание всякого объекта неисчерпаемо, потому что к нем можно найти бесконечное количество аспектов (свойств, отношений), предоставляющих научный интерес. В связи с этим конкретные (не обобщающие!) научные дисциплины рассматривают объект не в целом, а в определенном, близком им аспекте. Объект, взятый и определенном аспекте, образует предмет науки. Следует обратить внимание на то, что объект существует реально, а предмет это идеальный образ объекта, построенный учеными. Например, такой многогранный объект, как "человек", служит предметом изучения психологии, антропологии, медицины, социологии, но каждая из этих наук лишь частично отвечает на вопрос "что есть человек?"

Социальная коммуникация, бесспорно, имеет мною аспектов, позволяющих образовать целое предметное пространство, которое, ради наглядности, представим в виде предметного куба, имеющего шесть граней (см. рис. 0.1). Согласно рисунку, социальная коммуникация может и, действительно, является предметом изучения по крайней мере пяти фундаментальных наук: философии, социологии, психологии, культурологии, лингвистики, плюс прикладные технические науки. Конкретизируем содержание социально-коммуникационной проблематики.

1. Философская грань предметного куба Социальная коммуникация, как уже было сказано, представляет собой движение знаний, эмоциональных переживаний, волевых воздействий в социальном времени и пространстве. Знания, чувства, волевые побуждения есть смыслы, поэтому социальная коммуникация есть коммуникация смысловая, содержанием которой является движение идеальных, умопостигаемых смыслов, а не перемещение материальных объектов как в случае транспортной или энергетической коммуникации. Постижение сущности социальной коммуникации требует обращения к философским категориям "идеальное", "материальное", "сознание", "смысл", "знак".

Две классические философские дисциплины, помимо современных философских теорий и концепций, непосредственно занимаются социально-коммуникационными процессами: логика и герменевтика. Логика изучает формы мышления и пути постижения истины, в ее предмет входит построение доказательств и опровержений, обнаружение лжи и заблуждений, ведение диалога и спора. Герменевтика учение о понимании (толковании) текстов, о постижении глубинных смыслов записей, например, поэм Гомера, Священного Писания и т.п. Ясно, что социально-коммуникационные сообщения должны быть логичны и понятны, поэтому логика и герменевтика вписываются в проблематику социальной коммуникации.

Рис. 0.1 Предметный куб социальной коммуникации

II. Социологическая грань достаточно очевидна, ибо социальная коммуникация осуществляется социальными субъектами (личностями, социальными группами, массо­выми аудиториями) в социальном пространстве и времени. Строго говоря, теория социальной коммуникации должна быть одной из социологических дисциплин, но этого не произошло. Изучая структуру общества, его социальные институты, динамику социальной жизни, социологи лишь попутно обращались к социально-коммуникационным про­цессам, не занимаясь углубленным их исследованием. Исключениями являются учение о взаимодействиях между людьми П. А. Сорокина 4 , символический интеракционизм (дословно "взаимодействие посредством символов", т. е. смыслов) - направление, развиваемое в социологии США с 20-х годов нашего века, теория коммуникативной дея­тельности, развиваемая немецким социальным философом Ю. Хабермасом. Тем не менее в проблемном кубе социаль­ной коммуникации социологическим разработкам должно принадлежать видное место.

III. Психологическая грань отчетливо проявляется в двух случаях: в межличностной коммуникации (общении), когда происходит диалог между равными партнерами, и в управлении (манипулировании) массовыми аудиториями. "Общение" признается одной из базовых категорий отече­ственной общей психологии, наряду с такими категориями. Проблематика общения глубоко разработана и трудах I). Г. Ананьева, Л. А. Бодалева, А. II. Леонтьева, I). Ф. Ломова, 13. П. Мясищева. Управление массовыми аудиториями и процессе пропа­ганды, aгитации, рекламы давно изучается социальной пси­хологией, достигшей несомненных успехов. Стало быть, имеются неплохие возможности для раскрытия пси­хологических аспектов коммуникационной деятельности. Следует обратить внимание, что психологическая пробле­матика непосредственно выводит на физиологическую проблематику (асимметрия полушарий головного мозга, "реченые зоны" и мозгу и г. д.). Нет нужды выделять спе­циально физиологические проблемы, так как они легко объединяются с проблемами психологическими.

IV. Культурологическая грань. Культурология не относится к числу наук с четко очерченным предметом ис­следования, ибо базовая для нее категория "культура" понимается учеными по разному. Теоретическая трактовка культуры связана с понятиями "духовная культура", "духовная жизнь", "культурное наследие", которые имеют прямое отношение к социальной коммуникации, точнее к теоретической ее интерпретации. Практическое понима­ние культуры приходит к таким социально-культурным явлениям, как письменность, литература, искусство, рели­гия, паука, а также к культурным социальным институтам школам, библиотекам, музеям и т. д. Пepeчисленные социально-культурные явления и институты (учреждения, службы) выполняют коммуникационные функ­ции, и для некоторых из них именно эти функции являются определяющими и главными. Можно сказать, что социаль­но-коммуникационная деятельность и социально-куль­турная деятельность образуют единство, они нe просто взаимосвязаны, а взаимообусловлены и неотделимы друг от друга. Отсюда вытекают научно-интеграционные связи между теорией социальной коммуникации и такими наука­ми, как литературоведение, искусствознание, науковедение, педагогика, библиотековедение, библиографоведение, журналистика, клубоведение, научная информатика и мно­гие другие. Именно в этом случае может особенно плодотворно проявиться потенциал обобщающей теории социальной коммуникации.

Культурология исторически связана е этнографией (этнологией), изучающей происхождение и жизненный цикл этносов (племен, народностей, наций), их этнические осо­бенности, в том числе знаковые системы, язык, символику, традиции, т.е. социально-коммуникационные явления, выработанные данным этносом. Разумеется, ком­муникационный багаж этнологии представляет интерес для теории социальной коммуникации.

V. Лингвистическая грань социально-коммуника­ционной проблематики достаточно очевидна. Речевая спо­собность, т.е. способность пользоваться выработанным обществом языком, является необходимой предпосылкой всякой коммуникационной деятельности. Современная лин­гвистика не отдельная наука, а цикл научных дисцип­лин, куда входят фонетика, лексикология, грамматика, се­мантика, структурная лингвистика, стилистика, культура речи, сравнительное языкознание и другие учения. Цикл лингвистических дисциплин включается в состав социаль­но-коммуникационных наук, но им не исчерпывается та грань социальной коммуникации, которую мы назвали "лингвистической".

Наряду со словесными (вербальными) средствами в межличностной коммуникации непременно используются жесты, позы, мимика, интонации и другие невербальные средства. Строго говоря, невербальное общение не должно входить в компетенцию лингвистики, но практически мно­гие лингвисты, особенно психолингвисты и социолингвисты, изучают язык жестов, дополняющий вербальное общение.

Обобщающей теорией знаков является семиотика, которая может быть названа "научным партнером" теории социальной коммуникации. Семиотический подход к социальной коммуникации, когда предметом рассмотрения становятся языки и отдельные символы, выражающие смыслы, раскрывает особое "измерение" в ее изучении, Правда, это "измерение" шире, чем сугубо лингвистический взгляд, - оно охватывает культурологические, в частности, литературоведческие, и этнографические знаковые проблемы.

VI. Техническая грань со времен изобретения книгопечатания (XV в.) приобретает все более важное значение в социальной коммуникации. Промышленная революция XIX века вызвала к жизни прессу, ставшую "четвертой властью" в демократических странах Запада, телеграф, телефон, радио. Плодами научно-технической революции XX века стали телевидение и компьютер, воздействие которых на социальную коммуникацию является одним из центральных вопросов коммуникационных теорий.

Итак, мы выделили и кратко охарактеризовали шесть проблемных областей, представляющих предметное поле социальной коммуникации. Но этого мало. Социальная коммуникация, подобно любому социальному процессу, допустим, процессу материального производства или госу­дарственного строительства, обусловлена исторически. Предметный куб социальной коммуникации для Древнего Египта, классической Греции, Киевской Руси или петров­ской России сохранит свою шестигранную форму, но содержание его будет далеко не одинаковым в каждом слу­чае. При изучении всякого социального явления разли­чаются два измерения:

Синхроническое измерение - представле­ние данного явления или ряда одновременно случившихся явлений во всей их полноте, соответствующей данному моменту времени;

Диахроническое измерение - представле­ние эволюции (истории развития) данного явления в тече­ние достаточно длительного промежутка времени.

Осуществляя синхроническое описание и осмысление социальной коммуникации какого-либо исторического общества, мы делаем только первый шаг к диахрони­ческому представлению социально-коммуникационных про­цессов, а, следовательно, к пониманию исторических зако­номерностей, обусловивших эти процессы. Если пред­ставить синхроническое измерение в виде одного предмет­ного куба, то диахроническое измерение - это после­довательность такого рода кубов. Сколько требуется построить кубов социальных коммуникаций, чтобы обна­ружить эволюционные закономерности? Для этого не нужно прослеживать коммуникационные процессы каждого этноса и каждого государства с момента их возникновения до наших дней. Достаточно ограничиться главными вехами в истории человечества. Такими вехами являются цивили­зации. В теории социальной коммуникации вырисовывается проблема "Цивилизации и коммуникации", изучение кото­рой позволит удовлетворить требования принципа исто­ризма, действующего во всех общественных науках.

Обобщающий статус теории социальной коммуни­кации заключается в том, что она становится ядром целой системы социально-коммуникационных наук. Эта систе­ма нуждается в особом рассмотрении (см. раздел 8).

Теперь уточним предмет теории социальной комму­никации, т. е. те аспекты реально существующих социаль­но-коммуникационных явлений, сущность которых вскры­вается данной обобщающей теорией. Движение во времени каких-либо смыслов (знаний, эмоций, волевых импульсов) есть не что иное, как память. Если имеется к виду движение смыслов в социальном (историческом) времени, то речь идет о социальной памяти. Если же рассматривается движение смыслов в социальном пространстве, то гово­рится о социально-коммуникационной деятельности. Социальная намять и социально-коммуникационная дея­тельность неразрывно связаны друг с другом. В памяти нет ничего, что не было бы в содержании коммуникационных сообщений, а субъект коммуникационной деятельности должен обладать памятыо, в противном случае ему не о чем будет сообщать другим людям. Следовательно, предметами изучения теории социальной коммуникации являются:

Социальная намять;

Социально-коммуникационная деятельность;

Взаимосвязи между ними.

Наконец, остановимся на методологических подхо­дах, которые могут быть использованы при изучении со­циальной коммуникации. Реализация методологического подхода состоит в том, что социальная намять и социально-коммуникационная деятельность рассматриваются через призму базовой категории данного подхода, и при этом высвечиваются определенные их свойства, другие же свой­ства затушевываются. Ясно, что для всестороннего поз­нания изучаемого предмета желательно использовать не­сколько методологических подходов. В обществоведении получили распространение следующие подходы;

и н ф о р м а ц и о н н ы й, использующий для тео­ретического воспроизведения изучаемых предметов обще­научную категорию информация;

с е м и о т и ч е с к и й, рассматривающий социальные процессы через призму категории знак:

д е я т е л ь н о с т н ы й, где базовой является категория деятельность;

с и с т е м н ы й, или с т р у к т у р н о - ф у н к ц и о ц а л ь н ы й, где базовыми категориями служат система, структура, функция.

Принята следующая логика построения курса в целом: теоретическое введение, вводящее в оборот основ­ные понятия и термины теории социа-льной коммуникации (раздел 1); эволюция социальной коммуникации от зоокоммуцикации австралопитеков до электронной коммуни­кации постиндустриального общества (раздел 2); раздел 3 посвящен межличностной коммуникации и базируется на психологических разработках; раздел 4 является социоло­гическим и культурологическим но содержанию и но фор­ме. Настоящее издание посвящено разделу 1.

Наконец, уточним способ изложения материала в на­шем курсе. Люди понимают (интериоризируют) новые для них смыслы в зависимости от своих психотипологических особенностей. Существуют 4 полярных способа понимания:

0. 3 а п о м и н а н и е вместо понимания: некритиче­ское воспроизводство запомнившихся текстов. Здесь преобладает сенсорное (чувственное) восприятие, а не рациональное мышление. Фактически имеет место квази-пониманию.

1. Х у д о ж н и ч е с к о е понимание, свойственное художникам, музыкантам, поэтам, где условие постижения смысла заключается в представлении его в виде фантасти­ческих образов, гармонического сочетания цвета, или гра­фики, или звуков.

2. И и ж е н е р н о - т е х н и ч е с к о е понимание, стремящееся к схематизации смыслов, к выражению их в форме наглядных диаграмм, чертежей, таблиц, класси­фикаций и т.п.

3. М а т е м а т и ч е с к о е понимание, где требуется описание смыслов с помощью умозрительных абстракций вероятность, многомерное пространство, мнимая величи­на, дифференциал, интеграл и пр.).

На рис. 0.2. способы понимания упорядочены в виде классификации. Обычный человек (не гений) не может вла­деть в равной мере несколькими способами понимания, так как возможности каждого психологического типа ограни­чены. Одни люди легко воспринимают музыку или поэзию и свободно оперируют ими, другим близки и понятны мате­матические выражения и структурные формулы, повер­гающие в уныние гуманитарную интеллигенцию. При этом все люди пользуются в своей практике квазипониманием, основанном на доверии к автору сообщения и сводящимся к механическому репродуцированию услышанного, увиден­ного или прочитанного.

На какой способ понимания рассчитан наш курс? На инженерно-техническое понимание. Оно является наиболее распространенным в среде рационально мыслящей интел­лигенции и не требует специфических математических или эстетических способностей для постижения смысла текста. Метод некритического запоминания не рекомендуется, поскольку в данном случае он превращается в слишком трудоемкое и неблагодарное занятие.

Рис. 0.2. Классификация способов понимания

1. КОММУНИКАЦИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И

КОММУНИКАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ

1.1. Понятие о социальной коммуникации

Во введении без развернутой аргументации было предложено исходное определение социальной коммуни­кации. Теперь остановимся на двух немаловажных для ее понимания моментах: во-первых, родовом понятии "ком­муникация" и типах коммуникации; во-вторых, на разно­видностях социальной коммуникации.

А.Н. Правовое государство. Идея, теория , практика. Курск, 1994.(рецензия...

  • Учебно-методический комплекс теория государства и права специальность 030501. 65 -юриспруденция квалификация юрист

    Учебно-методический комплекс

    Введение в теорию государства и права 1 Теория теории Соколов А.Н. Правовое...

  • Программа дисциплины теория государства и права специальность 030501. 65 -юриспруденция квалификация юрист

    Программа дисциплины

    Лекции Семинары 1 семестр Раздел 1 Введение в теорию государства и права 1 Теория государства и права как наука... право. Вопросы теории и практики. М., 1986. Сагадар М.Н. Основы мусульманского права. М., 1996 Соколов А.Н. Правовое...

  • Программа для государственного экзамена по Теории государства и права по направлению Юриспруденция (магистратура) Казань 2012

    Программа

    1988. - 139 с. Дмитриев А.В. Введение в общую теорию конфликтов / А.В. Дмитриев, В.Н. ... 1996. - 232с. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов... Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию / В.А. Четвернин; РАН, ...

  • THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама