THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В замечательном реалистическом произведении Н. В. Гоголя "Ревизор" раскрывается мир мелкого и среднего русского чиновничества первой половины XIX века. Гоголь писал о замысле комедии "Ревизор": "В "Ревизоре" я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем".

В мир тихого провинциального городка, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь" вводит читателя комедия Гоголя. "Пренеприятное известие" о приезде тайного ревизора, о чем в начале пьесы сообщает городничий своему окружению, имеет взрывное действие в размеренное течение жизни в городе. Сюжет, задуманный Гоголем, позволяет глубоко раскрыть пороки, поразившие всю чиновничью среду.

"Ревизор" стал комедией, где выведены на сцену истинно русские характеры и вскрыты общественные пороки. Взяточничество, казнокрадство, лихоимство, распространенные среди правительственных чиновников, были с такой силой и убедительностью показаны Гоголем, что его "Ревизор" приобрел силу исторического документа. В комедии представлена целая "корпорация разных служебных воров и грабителей", блаженно существующих в уездном городе N.

При описании мира взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов, усиливающих характеристики персонажей. Гоголевский город представляет собой "пирамиду": на вершине ее, как маленький царек, восседает городничий. Есть в городе и свой бомонд, и свое дамское общество, и свое общественное мнение, и свои поставщики новостей в лице помещиков Бобчинского и Добчинского. А внизу, под пятой чиновников и полицейских, течет жизнь простого народа.

Город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие - ожидание, прием и проводы ревизора. В отношении к ревизору поставлены все персонажи комедии. Забота встревоженных властей направлена на соблюдение внешних приличий, внешней благопристойности. Ни одна из тех рекомендаций, которые дает городничий чиновникам насчет мер предосторожности в связи с ожиданием ревизора, не относится к существу вверенного им дела: речь идет только о принятии мер для соблюдения благообразия.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то, уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дает критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа.

Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно"; Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей"; Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет"; Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен"; почтмейстер: "Простодушный до наивности человек". Яркие портретные характеристики даны также и в письме Хлестакова своему приятелю в Петербург. Так, говоря о Землянике, Хлестаков называет попечителя богоугодных заведений "совершенной свиньей в ермолке".

Гоголь подчеркивает, что главной и единственной моралью господствующего режима являлось лишь внешнее приличие: любую болезнь, любую язву можно "в сапог - и никто не увидит". Важно только одно: надеть чистые колпаки на все болезни и язвы. Равнодушие, презрение к людям, к человеческим жизням и страданиям лежат в основе такой морали. Если приличие требует, чтобы в больнице было меньше больных, пусть они "как мухи выздоравливают".

Основным литературным приемом, которым пользуется Н. В. Гоголь при комическом изображении чиновников, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными из-за полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепленные страхом за свое будущее чиновники и хватающиеся за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего. Несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и т. п.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое, и даже банальное, объяснение всего произошедшего, что в этот момент оно выглядит для городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать несколько слов об образе городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи всего своего окружения. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…"

Далее Гоголь применяет прием, ставший таким популярным в наше время: городничий, ломая принцип так называемой четвертой стены, обращается прямо в зал: "Чему смеетесь? Над собой смеетесь". Этой репликой Гоголь показывает, что действие комедии на самом деле выходит далеко за пределы сцены театра, переносится из уездного города на необъятные просторы России. Ведь недаром некоторые литературоведы видели в этой комедии аллегорию на жизнь всей страны. Есть даже легенда о том, что Николай I, посмотрев пьесу, вымолвил: "Всем досталось, а больше всех мне!"

И в итоге немая сцена: словно громом пораженные замерли обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. И гроза, очищающая гроза, смывающая грязь, именно она накажет порок и наградит добродетель. Свою веру в справедливость высшей власти в этой сцене отразил Гоголь, бичуя этим, по высказыванию Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Пафос немой сцены, почему-то, не вяжется с общим духом этой гениальной комедии.

Шквал критики вызвала комедия Гоголя после постановки на сценах театров, ведь в ней автор сломал все каноны драматургии. Но основное недовольство критиков вызвало отсутствие в комедии положительного героя. Гоголь напишет в ответ на это в "Театральном разъезде": "…Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Это честное, благородное лицо был - смех". Именно с его помощью автор обличает и высмеивает мир лишенных совести и всякой ответственности казнокрадов.

А представленные в комедии образы чиновников играют важную роль в раскрытии авторского идейно-художественного замысла. Великий драматург с их помощью обличает не столько чиновничество уездного города, сколько всю бюрократическую систему России.

"В "Ревизоре", - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где большего всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем".
Этот замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его комедии, определив ее жанр как комедии социально-политической, а основным содержанием комедии стала сатира на чиновничество. Движущей пружиной в "Ревизоре" является не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета комедии - переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои "грешки". Тем самым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя: таким героем в комедии стала, говоря словами Белинского "корпорация разных служебных воров и грабителей", чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в его служебной деятельности, что, естественно, повлекло за собой включение в пьесу образов купечества и мещанства.
Действие в "Ревизоре" относится к началу 30-х годов XIX века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь показывает в своей комедии правителей уездного города.
Во главе чиновников стоит городничий. Он неглуп: умудренный жизненным и служебным опытом, он "обманывал мошенников над мошенниками", "поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать".
Городничий - убежденный взяточник: "Это уж так самим богом устроено". Он казнокрад: постоянно присваивает казенные деньги.
Цель его стремлений - "со временем... влезть в генералы". Зачем ему это нужно? "По понятию нашего городничего, - говорит Белинский, - быть генералом - значит видеть перед собой унижение и подлость от низших, гнести всех негенералов своим чванством и надменностью". Эти черты проявляются в нем и сейчас. В общении с подчиненными, по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен: "А который будет недоволен, то ему после дам неудовольствия..." Такие грубые окрики и брань характерны для городничего.
Но иначе он держится перед начальством. В разговоре с Хлестаковым, которого он принял за ревизора, городничий старается показать себя исполнительным чиновником, говорит заискивающе-почтительно.
Вторым по значению лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: "избран судьей по воле дворянства". Поэтому он держится свободней с городничим, позволяет себе оспаривать его. Он считается в городе "вольнодумцем" и образованным человеком, так как прочитал пять или шесть книг.
Попечитель богоугодных заведений Земляника - "человек толстый, но плут тонкий". В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач "по-русски ни слова не знает". При случае Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Представляясь Хлестакову, он наговаривает на почтмейстера, на судью, на смотрителя училищ.
Робким, запуганным, безгласным является смотритель училищ Хлопов, единственный среди чиновников недворянин.
Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем. Его речь бедна мыслями и словами.
Все чиновники нарисованы Гоголем ярко, колоритно, каждый из них своеобразен и типичен одновременно.
Весь этот мир провинциального чиновничества и обывателей приходит в движение и разоблачает сам себя и своими речами и поступками в ожидании ревизора и после приезда мнимого ревизора Хлестакова.
Образ Хлестакова заслуживает особого внимания. "Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения". Хлестаков сам не знает, что он скажет в следующую минуту; "в нем все сюрприз, все неожиданность" для него самого. "Он лжет с чувством; в глазах его выражается наслаждение, полученное им от этого". Но самая основная, характерная черта Хлестакова - "стремление сыграть роль хоть одним вершком выше той, которая ему назначена".
Мастерство Гоголя в этой пьесе проявилось в изображении нравственных пороков людей. Каждый из персонажей наделен целым букетом таких недостатков. В мире этих людей царят ложь, лицемерие, нечестность, взяточничество, глупость, высокомерие, трусость. Перечислять все эти пороки можно еще долго - ведь в обществе созданы условия для того, чтобы люди, занимающие более высокое положения, могли использовать его в своих целях. Автор пьесы говорит об этом, не скрывая совершенно очевидной мысли, что данный губернский город - это всего лишь "модель" государства.
Н. В. Гоголь сам присутствовал на репетициях спектакля, ему очень хотелось, чтобы актеры играли роли так, как он задумал. Поэтому в пьесе так много авторских ремарок, даже если отдельно прочитать их, то они помогут лучше понять характеры действующих лиц.
Есть и еще одна особенность пьесы - в ней нет положительного героя. Как говорил сам Гоголь - единственный положительный герой в этой пьесе - смех. Через все свое творчество Гоголь пронесет и такую мысль, что человечество должно прощаться со своими недостатками смеясь.

Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» впервые была поставлена 19 апреля 1836 года в Петербургском Александринском теат­ре. Позже, в «Авторской исповеди», Го­голь скажет: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в Рос­сии... все несправедливости, какие де­лаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом по­смеяться над всем».

Перед нами современная Гоголю эпо­ха. Писатель создал остро сатирическую комедию, проникнутую горьким юмором, действительно, свалив «в одну кучу все дурное», высмеяв всех чиновников во главе с городничим, купцов, мещан, по­лицейских и других обитателей городка, растревоженного известием о приезжем чиновнике - вероятно, ревизоре.

Маленький захолустный городок, где царит произвол и нет ни справедливости, ни порядка, где власти образуют корпо­рацию мошенников и грабителей, вос­принимается как символ всей николаев­ской системы. В эпиграфе - «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - заклю­чен обобщающий, обличительный смысл «Ревизора». Современники Гоголя пре­красно понимали, что провинциальный город, из которого, как сказал городни­чий, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», есть только часть громадного бюрократического це­лого. Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городни­чий, мог принять промотавшегося в до­роге трактирного денди, «сосульку», «тряпку» за ревизора. Но такие случаи были нередки. Главная причина, заставив­шая всех проворовавшихся чиновников принять Хлестакова за ревизора, - это страх. Городничий, плут первого разряда, неглуп, но он боится, что его разоблачат, отсюда его слепота по отношению к Хле­стакову. Страх - главный «двигатель» сюжета пьесы. Перед нами целая гале­рея испуганных чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина только по­тому, что он «не платит и не едет». Город­ничий дает Хлестакову деньги и радует­ся, что сумел сунуть взятку. Это значит, что Хлестаков «свой», то есть такой же взяточник.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола возникает из реплик чиновников (больных морят голодом; у солдат под мундирами нет не

только нижнего белья, но и даже рубах; деньги, собранные на церковь, пропили и проели; решили объявить, что церковь построили, но она сгорела и так далее). Все чиновники - порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными инте­ресами, духовный и нравственный уро­вень их крайне низок.

Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где ложь. Многолетняя воло­кита и взятки - таков суд в этом городе.

Смотритель богоугодных заведений Земляника давно махнул на все рукой. Он знает о воровстве в больницах, но ему нет дела до людей. Он заявляет: «Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Проныра и плут Земляника еще и доносчик: он доказыва­ет мнимому ревизору все о своих колле­гах. Доносы при Николае I были в боль­шом ходу.

Смотритель училищ Хлопов - запуган­ное существо, он считает, что тупые учите­ля приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят.

Образ Хлестакова - один из самых яр­ких типов, созданных Гоголем. Характер главного героя совершенно новый в ли­тературе. Хлестаков - наивный бало­вень, прожигающий средства своего от­ца-помещика. Он пустышка, «без царя в голове» и воплощение нахальства. У него «легкость необыкновенная в мыс­лях». «Он просто глуп, - писал Гоголь, - болтает, потому что слушают, врет, пото­му что хорошо поел и выпил хорошего вина». Он легко переходит от фанфарон­ства к трусости, от заносчивости к уни­жению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, самое главное для него - произвести впечатление. Он мо­жет совершить любую подлость, потому что не имеет понятия о добре и зле. Он и игрок, и подлый волокита, и взяточник, и крепостник (его слуга голодает). Он врет, а все видят в этом вранье исполне­ние своих заветных желаний, их не шоки­рует, когда Хлестаков, завравшись, не­сет полную околесицу.

Кроме чиновников в пьесе представле­ны купцы, мастеровые, полицейские - вся уездная Россия. Но типичность пер­сонажей Гоголя еще и в том, что город­ничие и держиморды будут существо­вать при любом режиме. Поэтому пьесу «Ревизор» можно назвать сатирой не только на крепостническую Русь, но и на человеческие и государственные пороки вообще.

Сатира в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» — замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем».
Комедия вводит читателя и зрителя в мир тихого провинциального городка, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Размеренное течение жизни в городе взрывает «пренеприятное известие» о приезде тайного ревизора, о чем в начале пьесы сообщает городничий своему окружению. Задуманный Гоголем сюжет позволил ему глубоко раскрыть пороки, поразившие провинциальную чиновничью среду.
Узнав о предстоящем визите государственного инспектора, все чиновники города тут же направляют свои усилия на соблюдение внешней благопристойности. Мы видим, что ни одно из распоряжений городничего в связи с приездом ревизора не содержит ничего дельного по существу — все направлено лишь на соблюдение внешних приличий. Поэтому вместо того чтобы заниматься решением насущных задач города, чиновники направляют свои усилия на наведение «порядка» (снятие охотничьего арапника, висевшего в присутствии, уборки улицы, по которой поедет ревизор). «Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено», — говорит городничий.
На примере городничего Гоголь полно раскрывает «все дурное», что характеризовало чиновника того времени. По-моему, Гоголь очень емко охарактеризовал этот персонаж комедии, сказав, что городничий «более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки». Это не какой-нибудь глуповатый чиновник. Городничий — человек здравого смысла, хитрый и расчетливый во всех делах, аферах и мошенничествах. Он чувствует себя в городе полновластным хозяином. Возглавляя целую «корпорацию разных служебных воров и грабителей», городничий считает взяточничество вполне нормальным явлением. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной.
Для городничего не существует никаких моральных и других ограничений: он может праздновать именины два раза в год, чтобы получить больше поборов с купцов, он кладет себе в карман деньги, отведенные на строительство церкви, представив отчет о том, что она «начала строиться, но сгорела». Не считаясь с простым людом, «купечеством да гражданством», городничий совсем иначе ведет себя с «ревизором&r aquo; Хлестаковым. Он заискивает перед ним, угождая на каждом шагу. И умудряется «ввернуть» ему вместо двухсот рублей четыреста.
Сатира Гоголя также безжалостна и к окружению городничего. В каждом из чиновников автор подчеркивает какую-нибудь особенность, создавая тем самым индивидуальные портреты. Например, судья Ляпкин-Тяпкин за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен». «Образованность» судьи позволяет ему держаться независимо с городничим, и, что еще важнее, — подводить под взяточничество «идейное обоснование». Попечитель богоугодных заведений Земляника, «человек толстый но плут тонкий», нагло обворовывает, больных о которых, напротив, должен бы заботиться Но он не утруждает себя: «Человек простой если умрет, то и так умрет; если выздоровеет то и так выздоровеет». Смотритель уездных училищ Хлопов — насмерть запуганный человек, испытывающий трепет перед ОДНШУ только именем начальника. «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул» признается Лука Лукич. Ничуть не лучик этих персонажей «простодушный до наивности человек» почтмейстер Шпекин, познающий жизнь из вскрываемых им чужих писем.
Комедия знакомит читателя не только (чиновниками уездного города, но и с мелкиь! петербургским чиновником Хлестаковым, которого приняли за тайного ревизора. Этот персонаж отличается стремлением казаться «чином повыше» и способностью «блистать среди себе подобных при полной умственной и духовной пустоте». «Микроскопическая мелкость и гигантская пошлость» — так определил В. Г. Белинский основные черты хлестаковщины, характеризующие чиновничество России того времени. Вначале Хлестаков не понимает, за кого его принимают, и наслаждается «приятностью» своего нового положения. Он сочиняет небылицы "о своем высоком положении в Петербурге, что называется, пускает пыль в глаза. Причем, как пишет Гоголь, Хлестаков «не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уж сам почти верит тому, что говорит». Именно Хлестаков — идеал человека в своем обществе — стал самым ярким образом чиновника того времени, символом эпохи.
Все созданные Гоголем в комедии «Ревизор» образы чиновников воплощают типичные черты, характерные для государственных служащих николаевской России. Помимо пошлости и двуличия, они отличаются крайне низкой образованностью — Хлестаков выдает себя за писателя, создавшего роман «Московский телеграф». На самом деле так назывался известный общественно-литературный журнал. Но столь очевидная нелепость осталась незамеченной в среде уездного чиновничества, Объединяют основных персонажей комедии и их занятия — попойки, картежные игры и сплетни. К тому же, как видим, никого из них нельзя назвать честным человеком, который трудится на благо своей родины, что, собственно, и является целью государственной службы.
Сатира Николая Васильевича Гоголя направлена на то, чтобы показать истинное лицо чиновничьей России и тем самым попытаться что-либо изменить. Сам Гоголь говорил о комедии «Ревизор» как о произведении, «замышленном с целью произвести доброе влияние на общество». Мне кажется, что писателю это удалось. Комедия сразу же стала одним из самых популярных произведений своего времени, что говорит о близости к жизни описанных в ней событий и реалистичности персонажей.

«Ревизор»

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» - замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем». Комедия вводит читателя и зрителя в мир тихого провинциального городка, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Размеренное течение жизни в городе взрывает «пренеприятное известие» о приезде тайного ревизора, о чем в начале пьесы сообщает городничий своему окружению.

Задуманный Гоголем сюжет позволил ему глубоко раскрыть пороки, поразившие провинциальную чиновничью среду. Узнав о предстоящем визите государственного инспектора, все чиновники города тут же направляют свои усилия на соблюдение внешней благопристойности. Мы видим, что ни одно из распоряжений городничего в связи с приездом ревизора не содержит ничего дельного по существу - все направлено лишь на соблюдение внешних приличий. Поэтому вместо того чтобы заниматься решением насущных задач города, чиновники направляют свои усилия на наведение «порядка» (снятие охотничьего арапника, висевшего в присутствии, уборки улицы, по которой поедет ревизор). «Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим Богом устроено», - говорит городничий.

На примере городничего Гоголь полно раскрывает «все дурное», что характеризовало чиновника того времени. По-моему, Гоголь очень емко охарактеризовал этот персонаж комедии, сказав, что городничий «более всего озабочен тем, чтобы не пропустить того, что плывет в руки». Это не какой-нибудь глуповатый чиновник. Городничий - человек здравого смысла, хитрый и расчетливый во всех делах, аферах и мошенничествах. Он чувствует себя в городе полновластным хозяином. Возглавляя целую «корпорацию разных служебных воров и грабителей», городничий считает взяточничество вполне нормальным явлением. Например, он за взятку освободил от рекрутчины сына купчихи, отдав вместо него в солдаты мужа слесарши Пошлепкиной.

строительство церкви, представив отчет о том, что она «начала строиться, но сгорела». Не считаясь с простым людом, «купечеством да гражданством», городничий совсем иначе ведет себя с «ревизором» Хлестаковым. Он заискивает перед ним, угождая на каждом шагу. И умудряется «ввернуть» ему вместо двухсот рублей четыреста.

за всю свою жизнь прочел пять или шесть книг и «поэтому несколько вольнодумен». «Образованность» судьи позволяет ему держаться независимо с городничим, и, что еще важнее, - подводить под взяточничество «идейное обоснование». Попечитель богоугодных заведений Земляника, «человек толстый но плут тонкий», нагло обворовывает, больных о которых, напротив, должен бы заботиться Но он не утруждает себя: «Человек простой если умрет, то и так умрет; если выздоровеет то и так выздоровеет». Смотритель уезднь» училищ Хлопов - насмерть запуганный человек, испытывающий трепет перед одним только именем начальника. «Заговори со мной одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык как в грязь завязнул» признается Лука Лукич. Ничуть не лучик этих персонажей «простодушный до наивности человек» почтмейстер Шпекин, познающи* жизнь из вскрываемых им чужих писем.

Сатира Николая Васильевича Гоголя направлена на то, чтобы показать истинное лицо чиновничьей России и тем самым попытаться что-либо изменить. Сам Гоголь говорил о комедии «Ревизор» как о произведении, «замышленном с целью произвести доброе влияние на общество». Мне кажется, что писателю это удалось. Комедия сразу же стала одним из самых популярных произведений своего времени, что говорит о близости к жизни описанных в ней событий и реалистичности персонажей. В комедии правдиво раскрыта психология и характеры людей, которых в жизни можно было встретить нередко. Хлестакова принимают за крупного чина только потому, что он «не платит и не едет». Городничий дает Хлестакову деньги и радуется, что сумел сунуть взятку, это значит, что Хлестаков «свой», т. е. такой же взяточник. Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники - порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.

«Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет». Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае I были в большом ходу.

Смотритель училищ Хлопов - запуганное существо, он считает, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят. Почтмейстер вскрывает чужие письма (намек на шефа жандармов Бенкендорфа).

«Хлестаковщина» стала именем нарицательным. Хлестаков - наивный баловень, пустейший дворянчик, прожигающий средства своего отца-помещика. Он пустышка, «без царя в голове», и он же воплощение нахальства. У него «легкость необыкновенная в мыслях». «Он просто глуп, - писал Гоголь, - болтает, потому что слушают, врет, потому что хорошо поел и выпил хорошего вина». Он легко переходит от фанфаронства к трусости, от заносчивости к унижению. Всеми его поступками руководит мелкое тщеславие, самое главное для него пыль в глаза пустить. Он может совершить любую подлость, потому что не имеет понятия о добре и зле. Он и игрок, и подлый волокита, и взяточник, и крепостник (слуга голодает, ему это безразлично). Он врет, а все видят в этом вранье исполнение своих заветных желаний, их не шокирует, когда он, завравшись, хватит лишнего.

Ничуть не лучше остальных почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, «простодушный до наивности человек», который вскрывает и читает чужие письма.

сатира философская. Каждый персонаж является носителем своей философии, которой и оправдывает свои поступки. Городничий во всем видит Божий промысел: «Это уж так самим Богом установлено». Почтмейстер читает чужие письма из любопытства: «... смерть люблю узнать, что есть нового на свете», Ляпкину-Тяпкину, как «несколько вольнодумному», вообще не составит труда оправдать любой свой поступок. Мнение Земляники относительно лечения мы уже знаем. Конечно, Гоголь осуждает эту самоуверенность своих персонажей, их некритичное отношение к себе, убежденность в превосходстве над другими, мелкое и крупное чванство, большую и малую подлость, но все же даже в самых несимпатичных созданиях он видит живую душу, пусть задавленную пороками, но не до конца погибшую. Гоголь не считает своих персонажей жуткими злодеями и окончательно погибшими людьми, он приглашает приглядеться к ним, к их жизни и осознать, что это и наша жизнь, а они - часть нас самих.

Гоголь, обладая могучим талантом художника, тонким умом философа и психолога, безупречно владея опаснейшим орудием сатиры, не отстраняется от созданных им персонажей. Он находит в себе силы писать не об идеальных, но о живых людях с их страстями, пороками и мечтами. Гоголевская сатира - это не карикатура на жизнь и, конечно же, не высокий идеал, к которому надо стремиться. Это - сама жизнь.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама