THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Большая советская энциклопедия: Луначарский Анатолий Васильевич , советский государственный деятель, один из создателей социалистической культуры, писатель, критик, искусствовед, академик АН СССР (1930). Член Коммунистической партии с 1895. Родился в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вел пропаганду в рабочих кружках. В 1895-98 - в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды К. Маркса, Ф. Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма 18 века и немецкой идеалистической философии 19 века; сблизился с группой «Освобождение труда». С 1898 вел революционную работу в Москве; в 1899 арестован, сослан в Калугу, затем переведен в Вологду, Тотьму (1900-04). Конец 19 - начало 20 веков для Л. - период внутренне противоречивого процесса выработки марксистского мировоззрения и увлечения идеалистической философией Р. Авенариуса, что позднее нашло отражение и в его философских взглядах и эстетических воззрениях: с одной стороны, подчеркивание роли субъективных и биологических факторов, влияние эмпириокритицизма («Основы позитивной эстетики», 1904), с другой - выдвижение на первый план социальных, классовых критериев («Марксизм и эстетика. Диалог об искусстве», 1905). После 2-го съезда РСДРП (1903) большевик. В ссылке вел пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В 1904 Л. по предложению В.И. Ленина уехал за границу, вошел в состав редакций большевистских газет «Вперед», «Пролетарий», активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Л. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о вооруженном восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906). Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала. В 1904-07 Л. играл большую роль в борьбе за революционную тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьезные философские разногласия, которые в годы реакции 1908-10 углубились. Л. вошел в группу «Вперед», стал участником фракции партийных школ на острове Капри и в Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал идеи богостроительства («Религия и социализм», т. 1-2, 1908-11; «Атеизм», 1908; «Мещанство и индивидуализм», 1909). Политические и философские заблуждения Л. были подвергнуты Лениным острой критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Однако в эстетике Л. оставался последовательным защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства («Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907; «Письма о пролетарской литературе», 1914; статья о пьесах М. Горького и др.).
В период 1-й мировой войны 1914-18 - интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к «межрайонцам», вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП(б) (1917) принят в партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917-29 нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918-20 уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. С 1927 заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.
Человек энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Л. внес огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного образования. Л. много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой, значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Л. тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского, социалистического искусства и литературы. Л. был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внес огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Л. впервые высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и художественных течений. В работах Л. острые социально-политические характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений искусства. Л. одним из первых указал на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал высказывания Ленина о литературе («Ленин и литературоведение», 1932) и обосновал новый метод советского искусства («Социалистический реализм», 1933). Встречи Л. с зарубежными художниками способствовали сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р. Роллана, А. Барбюса, Б. Шоу, Б. Брехта и других художников Запада, Л. «был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» (Роллан) за рубежом.
Работы последних лет свидетельствовали о пересмотре Л. на основе ленинизма отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений.

Луначарский Анатолий Васильевич (псевдонимы - Воинов, Анютин, Антон Левый и др.) (11 ноября 1875, Полтава - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - русский и советский политический и государственный деятель, искусствовед, литературовед, драматург, переводчик, академик АН СССР (1930).

Родился в семье киевского чиновника. Уже в гимназии, в 14 лет, познакомился с идеями марксизма и будучи гимназистом, руководил подпольной организацией учащихся киевских средних школ (200 человек), изучавшей сочинения демократов 1860-х и народников, устраивавшей маевки. В 1892 вошел в социал-демократическую группу (1892), работал агитатором в рабочем квартале Киева. Как политически неблагонадежный, не получил разрешения учиться в столичных университетах, поэтому уехал в Цюрих, где стал учеником философа-идеалиста, эмпириокритика Р.Авенариуса. Там же познакомился с П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич, которые входили в марксистскую «Группу освобождения труда»; восхищался Г.В.Плехановым, который приобщил его к изучению классической философии, а также работ К.Маркса и Ф.Энгельса.

Атмосфера родительского дома определила выбор жизненного пути.

Луначарский Анатолий Васильевич

В 1897 вернулся в Россию, был избран членом Московского комитета РСДРП, но вскоре был арестован и сослан в Калугу. Там он вместе с другими социал-демократами, особенно - с А.А.Богдановым, оказавшим на него сильное влияние, развернул пропагандистскую работу. Вновь был арестован, сослан в Вологду, затем Тотьму (1901-1903). После II съезда РСДРП стал большевиком. С 1904 - в эмиграции в Женеве, где включен в состав редакций газет «Вперед!» и «Пролетарий». В том же 1904 издал свой первый труд - Основы позитивной эстетики. Считался крупным журналистом РСДРП; на III съезде РСДРП выступал с обоснованием важности организации вооруженного восстания, однако уже тогда у него возникли философские разногласия с В.И.Лениным, ставшие причиной отхода Луначарского от большевизма после участия в Штуттгартском конгрессе II Интернационала 1907.

Опубликовав в 1908 большой труд Религия и социализм, стал основным теоретиком «богостроительства» - богословско-философского переосмысления идей марксизма в духе философии Маха и Авенариуса (обоснование новой пролетарской религии без Бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса). Луначарский полагал, что «философия Маркса есть философия религиозная» и «вытекает из религиозных мечтаний прошлого».

В декабре 1909 стал одним из организаторов группы «Вперед!» (Богданов, Г.А.Алексинский, М.Н.Покровский, В.Р.Менжинский и др.), действовавшей в среде русских политических эмигрантов и выступавшей против использования думской трибуны и других полулегальных и легальных возможностей для партийной революционной работы РСДРП. В своей работе Мещанство и индивидуализм (1909) пытался примирить марксизм с эмпириокритицизмом и религией, что вызвало резкую отповедь со стороны Ленина. В 1910-1911 принимал участие в работе фракционных партийных встреч и «школ» в Италии.

В 1912 отошел от «впередовцев», вошел в 1913 в состав редколлегии газеты «Правда». С началом Первой мировой войны определился как интернационалист, выступал против шовинизма в политике и искусстве. События 1917 застали его в Женеве, где, выступая на митинге 9 января, он утверждал, что «Россия должна сейчас воспользоваться бессилием правительства и усталостью солдат, чтобы с помощью революции произвести коренной переворот». После Февральской революции 1917, оставив жену и сына в Швейцарии, вернулся в Россию, был делегатом первого всероссийского съезда Советов, начавшего работу 3 июня 1917, но 13 июня арестован Временным правительством, заключен в тюрьму «Кресты». Заочно избран в почетные председатели VI съезда РСДРП (август 1917). 8 августа освобожден из тюрьмы, введен в редакции газеты «Пролетарий», журнала «Просвещение». В октябрьские дни 1917 работал в составе Петербургского комитета РСДРП(б).

С октября 1917 и до 1929 - народный комиссар просвещения. Один из организаторов и теоретик советской системы образования, высшего и профессионально-технического обучения. Во время Гражданской войны 1918-1920 выезжал на фронты, вел агитацию. Много сделал для сохранения старых памятников архитектуры, культуры в условиях строительства «нового быта».

Старался привлечь старую интеллигенцию к сотрудничеству с советской властью, оградить ученых от преследований со стороны ВЧК. Тем не менее, был причастен к сносу части памятников культуры и созданию новых, посвященных деятелям революции и их предшественникам, путем переделки их из уже существующих. Был сторонником организации «философского парохода» 1922 (массовой высылки крупнейших русских ученых и мыслителей за рубеж), увольнениям старых профессоров из советских вузов по политическим мотивам. Бывший автором огромного числа работ по разным вопросам литературы, музыки, истории театра и живописи, архитектуры, антирелигиозной пропаганды, он не смог предотвратить и фактически санкционировал разгром старой Академии наук во имя создания Коммунистической академии как противовеса традиционному высшему образованию.

Лунача́рский Анато́лий Васи́льевич (11 (23) ноября 1875, Полтава, Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
Академик АН СССР (01.02.1930), с октября 1917 по сентябрь 1929 - первый нарком просвещения, активный участник революции 1905-1907 годов и Октябрьской революции 1917 года.

Биография

Родился Анатолий Васильевич Луначарский в Полтаве 23 ноября 1875 года в семье действительного статского советника Василия Федоровича Луначарского и Александры Яковлевны Ростовцевой. Незадолго до рождения Анатолия разыгралась настоящая драма: Александра Яковлевна, имевшая длительный роман с нижегородским чиновником Александром Антоновым, забеременела. Однако в этот момент их отношения с возлюбленным прекратились. Уже беременная Александра Яковлевна вышла замуж за Василия Федоровича Луначарского, который признал новорожденного ребенка своим сыном и воспитывал его вместе с двумя сыновьями от первого брака – Михаилом (впоследствии – известным оперным певцом) и Платоном (киевским врачом-педиатром, основателем частной киевской детской больницы на 50 мест). Василий Луначарский и сам был незаконнорожденным сыном черниговского помещика Федора Чарнолусского и его экономки. Луначарский – это анаграмма, образованная от фамилии «Чарнолусский».

Детство Анатолия Луначарского прошло в Полтаве и Киеве – он активно постигал науки, а позже учился в Первой киевской гимназии – его одноклассником и гимназическим товарищем был философ Николай Бердяев. Именно здесь он знакомится с социал-демократическими идеями и с революционной средой. Хотя по своему складу ума Луначарский был склонен к поиску Истины, философствованиям и искусству. Он сходится с богемной средой – юный Луначарский пишет стихи и пьесы, философские трактаты, рассуждает о Мефистофеле и его месте в ницшеанском мире, в котором умирает Бог и торжествует Город. Атеизм Луначарского, о котором так много писалось в советские времена, не носил системного характера и проистекал скорее из увлечения творчеством Ницше, которого Анатолий Васильевич любил цитировать в оригинале. Скорее Луначарский был человеком нецерковным, чем атеистом по убеждениям.

Известно, что Луначарский владел украинским языком – он вообще был полиглотом и во время одного из заседаний Коминтерна начал свою речь на русском, плавно перешел на немецкий, далее – французский, испанский, английский и снова – на русский. Зал взорвался овациями. Но украинский и польский языки Луначарский знал – что называется – для себя, считая их родными и не отделяя от русского. Известны публицистические статьи Луначарского о творчестве Тараса Шевченко, его заметки о современной ему украинской культуре.

В самом начале ХХ века Луначарский оказался под идейным влиянием Александра Богданова – известного философа, врача, энциклопедиста и деятеля левого движения. «Тектология» Богданова критиковалась Лениным (позже отношения между Лениным и Богдановым переросли в откровенную вражду). Однако сегодня именно этот труд белорусского мыслителя (Богданов был белорусом по происхождению) считается основой современной кибернетики. Позже Богданов инициировал создание Социалистической академии, Пролеткульта и первого в СССР Института переливания крови (во время эксперимента с переливанием крови самому себе в 1928 году Богданов умер). Луначарский не только восхищался Богдановым – он женился на его юной сестре Анне…

В 1895 году Луначарский поступает в университет в Цюрихе. Он много читает, слушает лекции Рихарда Авенариуса и увлекается идеализмом, что в корне противоречило марксистским воззрениям. В Цюрихе Луначарский вступает в масонскую ложу и пытается постичь суть тайных знаний. В конце концов Луначарский перестает искать Бога – он становится атеистом (убежденным) и марксистом (сомневающимся). Его искания в сфере эмпириокритицизма (так критикуемого Лениным) приводят к написанию двухтомного труда «Социализм и религия». В конце 90-х Луначарский знакомится с Максимом Горьким, и они совместно разрабатывают новое направление в философии – богостроительство. Богостроительство было антихристианским учением, провозгласившим религию без Бога, – это течение стало апофеозом идеи Человекобожества. Богостроители призывали не искать «объективно не существующего» Бога, а построить Его из некой субстанции, из мощи коллектива.

Фактически Луначарский в этом вопросе пошел намного дальше Ленина (Владимир Ильич достаточно поверхностно разбирался в вопросах религии): он увидел в марксизме не веру в Бога, а веру без Бога – новое слово в общественной мысли. Впрочем, для юного Луначарского его швейцарский период был началом исканий: он вступает в социал-демократические кружки, знакомится с Плехановым, путешествует по Италии и Франции, пишет биографию Гарибальди (ставшего кумиром Луначарского).

В 1898 году Луначарский возвращается в Россию. В Москве он занимается подпольной деятельностью. В 1899-м его арестовали и сослали – сначала в Калугу (где Луначарский знакомится с Константином Циолковским и позже – после революции – открывает калужского самородка миру), а потом в Вологду и Тотьму. В 1903 году, вслед за расколом РСДРП, Луначарский после некоторых сомнений поддерживает большевиков и вступает в полемику с меньшевиками и Мартовым... Но уже в 1909-м Луначарский (к тому времени побывавший в тюрьме и бежавший за границу) расходится во взглядах с Лениным. Ленин достаточно жестко раскритиковал Луначарского в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Фактически до 1917 года Ленин и Луначарский общались эпизодически.

Это было очень напряженное время. Луначарский критиковал большевиков за участие в работе Государственной думы, позже выступал с пацифистских позиций в годы Первой мировой войны и не понимал тезис Ленина о необходимости превращения борьбы империалистической в войну гражданскую. Для Луначарского война была войной – страшным и античеловеческим явлением. Он все чаще появляется среди декадентствующих писателей, заводит дружбу с Габриэле д"Аннунцио и Маринетти (предтечами фашизма), посещает Метерлинка и принимает у себя в гостях Бальмонта, Белого, Андреева, Брюсова. Луначарский восхищается Блоком – есть мнение, что поэму «Двенадцать» Блок написал под влиянием Луначарского.

Февральская революция 1917 года потрясла Анатолия Васильевича. Он оставляет семью в Цюрихе и приезжает в Россию. Здесь включается в группу «межрайонцев», примиряется с Лениным и осенью 1917-го входит в руководство большевистской партии. В письмах жене он признавался, что не поддерживал идею вооруженного восстания, однако был вынужден с нею смириться.

После Октябрьского вооруженного восстания Луначарский входит в состав Совета народных комиссаров – в качестве комиссара просвещения. «Профессорский нарком», – именно так издевательски отзывались о нем недообразованные члены советского правительства, видевшие в Луначарском чужака. А Луначарский пафосно и с рвением выступал за новую культуру и общество новых людей. «Культура должна принадлежать массам», – до Ленина этот тезис выдвинул Луначарский.

Луначарский восстанавливает деятельность университетов. Луначарский окружает себя поэтами, писателями, профессорами, выбивая для них в голодные годы Гражданской войны дополнительные пайки и выписывая пропуска через фронт желающим покинуть страну. Луначарский вводит моду на сокращения («политпроп», «Совнарком» и т. д. – это новшества эпохи Луначарского). Вместе с новым миром он строит новый язык – на протяжении 12 лет Луначарский предлагал перевести русский и другие языки народов бывшей России на латиницу. Многих деятелей культуры Луначарский спас от смерти. Это не могло не вызвать раздражения в среде большевиков – за Анатолием Васильевичем закрепилась кличка «Барин». В то же время белоэмигранты тоже не жаловали Луначарского – например, Аркадий Аверченко высмеял его в «Дюжине ножей в спину революции». Хотя… Луначарский искренне считал, что с религией в Стране Советов необходимо покончить – и был одним из инициаторов разрушения храмов и передачи их имущества государству.

Лев Троцкий вспоминал: «Луначарский был незаменим в сношениях со старыми университетскими и вообще педагогическими кругами, которые убежденно ждали от «невежественных узурпаторов» полной ликвидации наук и искусств. Луначарский с увлечением и без труда показал этому замкнутому миру, что большевики не только уважают культуру, но и не чужды знакомства с ней. Не одному жрецу кафедры пришлось в те дни, широко разинув рот, глядеть на этого вандала, который читал на полдюжине новых языков и на двух древних и мимоходом, неожиданно обнаруживал столь разностороннюю эрудицию, что ее без труда хватило бы на добрый десяток профессоров».

Известна публичная дискуссия Луначарского с митрополитом Антонием – о происхождении человека. Митрополит доказывал происхождение человека от Бога, Луначарский стоял на позициях дарвинизма. После продолжительных прений митрополит с лукавством отметил: «Хорошо, давайте будем считать, что я происхожу от Бога, а Анатолий Васильевич – от обезьяны». Луначарский тут же парировал: «С огромным удовольствием принимаю ваше предложение. Но заметьте: в моем случае прогресс очевиден, а в вашем – увы!»

Тогда же Луначарский выступил с тезисом о том, что человек может победить смерть только любовью. Позже Сталин, искренне ненавидевший Луначарского (хотя Анатолий Васильевич отвечал ему взаимностью), напишет на рукописи поэмы Горького «Девушка и смерть»: «Эта вещь посильнее, чем «Фауст» Гете. Любов (именно так, без мягкого знака. – К.Б.) побеждает смерть. И.Сталин».

В конце 20-х годов нарком Луначарский все больше оттирался в сторону. Он старался не принимать участие во внутрипартийных склоках и фракционной борьбе. Вместо этого много пишет – биографии выдающихся людей, литературную критику, начинает работу над Большой советской энциклопедией. Параллельно ведет обширную переписку со многими деятелями культуры.

Когда Николай Рерих пожелал переехать в Советский Союз, его остановил именно Луначарский. «Но почему? Я же разделяю убеждения большевиков!» – удивился Рерих. «Оно-то так, но, приехав в Советский Союз, вы перестанете быть философом и перестанете заниматься философскими изысканиями», – объяснил Луначарский. Точно так же он остановил многих талантливых писателей от попытки вернуться на Родину. Иных – того же Горького – Луначарский вернул из эмиграции…

Очень много странных и противоречивых сторон у одной личности. В советском правительстве он выглядел белой вороной. Его тяготила власть, и он стремился к творчеству. Наверное, поэтому его не воспринимали как возможного конкурента товарищи по политическому лагерю…

В начале 20-х Луначарский расторгает брак с Анной Александровной Богдановой. В это время в его жизни появилась новая пассия – актриса Наталья Розенель. Она была на 25 лет моложе Луначарского, ее брат Илья Сац был известным театральным режиссером, основателем театра юного зрителя. Но Луначарский влюбился – несмотря на людскую молву и предрассудки. Вскоре был заключен брак.

В 1929 году Луначарский уходит со своего наркомовского поста. Некоторое время он занимал второстепенные должности. Писал книги – именно в это время появляется его перевод «Фауста», а также очерки о Ленине. Возникла задумка написать монументальную книгу мемуаров о Вожде мирового пролетариата.
В 1933-м Луначарского назначают чрезвычайным и полномочным послом СССР в Испании – там как раз свергли режим диктатора Примо де Риверы, и к власти пришли левые – социалисты и анархисты во главе с Мигелем Асаньей. Испания виделась стратегическим партнером СССР в Европе. К тому времени Луначарской был морально подавлен: нелюбимый им Сталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В родной Украине свирепствовал голод, забравший миллионы жизней земляков. Друг юности Николай Скрыпник покончил жизнь самоубийством…

Луначарский всю дорогу в Испанию работал над новой книгой о Гарибальди. Один из антигероев книги – король Виктор Эммануил, «усатый, пузатый карапуз с завышенными амбициями, злобный и мстительный интриган». При желании в этом образе можно узнать совсем другого человека…

26 декабря 1933 года в городке Ментона в 30 км от Ниццы Луначарскому стало плохо. Сердечный приступ сначала свалил его в постель, но к концу дня сердце великого мечтателя остановилось. Его тело было кремировано, а прах захоронен в Кремлевской стене. Троцкий в самом начале 1934 года, узнав о смерти Луначарского, написал: «Не только друг, но и честный противник не откажет в уважении его тени».

Так закончилась жизнь великого человека, увидевшего свет в Полтаве и ставшего впоследствии строителем новой культуры, нового мира и нового человека. Он искренне верил в святость своего дела и заслуживает того, чтобы о нем помнили – даже несмотря на все допущенные им ошибки и просчеты.

И – как венок великому сыну Украины – стихотворение Валерия Брюсова, посвященное Луначарскому за 10 лет до смерти «профессорского наркома»:

В дни победы, где в вихре жестоком
Все былое могло потонуть,
Усмотрел ты провидящим оком
Над развалом зиждительный путь.
Пусть пьянил победителей смелых
Разрушений божественный хмель,
Ты провидел, в далеких пределах,
За смятеньем, конечную цель.
Стоя первым в ряду озаренном
Молодых созидателей, ты
Указал им в былом, осужденном,
Дорогие навеки черты.
В ослеплении поднятый молот
Ты любовной рукой удержал,
И кумир Бельведерский, расколот,
Не повергнут на свой пьедестал.
Ты широко вскрываешь ворота
Всем, в ком трепет надежд не погиб, –
Чтоб они для великой работы
С сонмом радостным слиться могли б,
Чтоб под черными громами, в самой
Буре мира – века охранить,
И вселенского нового храма
Адамантовый цоколь сложить.

Советский гос. и обществ. деятель, публицист, критик, искусствовед, литературовед, драматург, переводчик. Академик АН СССР (1930). Чл. КПСС с 1895. Первый нар. комиссар просвещения (1917-29). В 1933 назначен послом в Испанию, но по пути в Мадрид скончался. Изучал философию и естествознание в Цюрихском ун-те. Вел революц. пропагандистскую работу с 17 лет, был видным деятелем большевистской партии. Участник Революции 1905-07 и Oкт. революции 1917, подвергался тюремным заключениями ссылкам. В 1906-17 был в эмиграции (Франция, Италия, Швейцария). Входил в состав редакции газ. "Вперед" и "Пролетарий", где работал вместе с В. И. Лениным, к-рый высоко ценил Л. как оратора-полемиста и, по свидетельству М. Горького, считал Л. "на редкость богато одарённой натурой". Ленин критиковал Л. за богостроительские идеи, отразившиеся в некоторых его работах 1904-11, выражал уверенность, что он освободится от увлечения эмпириокритицизмом.

Музыка занимала значит. место в деятельности Л., хотя спец. муз. образования он не получил. Л. хорошо знал музыкальное иск-во, общался с многими выдающимися композиторами и исполнителями, среди которых Ф. И. Шаляпин, Ж. Сигетти, А. Коутс, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Л. В. Собинов, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев. Проводя марксистско-ленинские принципы в исследовании иск-ва, Л. явился основоположником сов. муз. эстетики. Его выступления в большой мере способствовали становлению советского музыковедения. Борясь с упрощением и вульгаризацией, Л. считал необходимым, чтобы музыковедческое исследование включало структурный и эстотич. анализы, всестороннее изучение особенностей муз. произв. Среди теоретич. проблем, в разработку к-рых Л. внёс существ. вклад, - применение марксистской теории познания к области музыки, интерпретация муз. стилей, эстетич. и социологич. критерии оценки муз. иск-ва. Им были даны блестящие характеристики ряда явлений классич. и совр. музыки.

Как гос. и партийный деятель Л. сыграл выдающуюся роль в строительстве сов. муз. культуры. Он отмечал всё новое и талантливое, что могло быть полезным для революции, роста социалистич. иск-ва, высказывался в пользу разнообразия художеств. творчества и свободного соревнования разных стилистич. течений. Активно выступал Л. в защиту классич. наследия, последовательно борясь против модернистского и пролеткультовского отрицания культуры прошлого. Важной была роль Л. в сохранении и развитии Большого т-ра в тяжёлые годы Гражд. войны. Л. участвовал в организации Муз. секции Гос. учёного совета, Муз. отдела Наркомпроса РСФСР, Российской филармонии, поддержал реформу муз. образования, содействовал организации симф. оркестров и струн. квартетов, Гос. коллекции редких и старинных муз. инструментов, развитию конц. деятельности внутри страны и междунар. муз. связей, учреждению фонда помощи молодым дарованиям. С инициативой Л. связано создание в Ленинграде центра музыковедч. исследований.

В своей первой работе о музыке - рецензии на кн. А. А. Берса "Что такое понимание музыки" (1903) Л. указывает на полезность книг, облегчающих массовой аудитории доступ к муз. культуре. Статья "Юношеские идеалы Рихарда Вагнера" (1906) посвящена социально-эстетич. проблемам: важной роли музыки в духовной жизни борющихся за свободу масс и великому значению революции для расцвета музыки; эту идею Л. развивал в более поздних выступлениях ("Путь Рихарда Вагнера", 1933, и др.). Осн. направление критич. статей Л. о музыке определялось стремлением "ближе подводить дилетанта из демократических кругов к интеллектуальному и эмоциональному осознанию открывающегося ему мира музыки". Большая их часть обращена к широкому кругу читателей. Этими же качествами отличаются речи, произнесённые Л. перед концертами или циклами концертов: "Народные концерты гос. оркестра", "Речь на первом представлении для рабочих в бывшем Мариинском театре", "Речь перед концертом для революционных моряков" (1918), "Рихард Штраус" (1920), "Бетховен", ""Гибель Фауста" Берлиоза", "О Скрябине" (1921), "Речь на концерте под управлением Оскара Фрида", "Три года работы квартета им. Страдивариуса" (1923), речи на конкурсах гармонистов (1926, 1928) и др. Л. писал краткие комментарии к оперным спектаклям ("Князь Игорь", 1920; "Золотой петушок" и "Сказка о царе Салтане", 1921). Особое место принадлежит его работам о Бетховене, творчество к-рого Л. считал одной из величайших муз. вершин, указывающих путь прогрессивному муз. творчеству ("Бетховен", "Ещё о Бетховене", 1921; "Бетховен и современность", 1927; "Что живо для нас в Бетховене", "Почему нам дорог Бетховен", 1929). О месте Бетховена в истории, о значении бетховенской традиции для современности говорится и в статьях Л., посв. Шопену, Веберу, Вагнеру, рус. композиторам 19 в. Блестящий пример конкретной историч. характеристики содержит ст. "Путь Рихарда Вагнера" (1933), в к-рой выясняются истоки пессимистич. мировоззрения композитора после поражения Революции 1848-49 в Германии. Л. как критик стремился постигнуть творчество композиторов в тесной связи с историч. эпохой, показать реальный источник их сильных и слабых сторон. Это качество Л. ярко выразилось в ст. "Н. А. Римский-Корсаков" (1933, с подзаголовком: "Музыкально-критическая фантазия к 25-летию со дня смерти"). Ряд статей (гл. обр. по поводу антрепризы С. П. Дягилева - 1913, 1914, 1927) содержит критику модернистского иск-ва.

Нек-рые работы Л. имеют более спец. характер. Среди них - "Танеев и Скрябин" (1925), в к-рой индивидуальные особенности творчества этих композиторов рассматриваются как отражение обществ. процессов пред- революционного периода, и выступление на Всесоюзной конференции по теории ладового ритма (1930), содержащее методологич. анализ теории ладового ритма Б. Л. Яворского. Последоват. защитник реализма в лит-ре, т-ре, изобразит. иск-ве, Л. не пользовался термином "реализм" применительно к музыке (за исключением муз. т-ра), предпочитая говорить о значимости муз. идей, запечатлевающих эпоху, о силе, ясности, психологич. правдивости их выражения ("Р. Штраус", 1920; "Ответ комсомольцам консерватории", 1926, и др.). При жизни Л. были изданы 2 сб. его статей: "В мире музыки" (1923) и "Вопросы социологии музыки" (1927).

Сочинения: В мире музыки. Статьи и речи, М., 1958, 1971; О театре и драматургии, Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958; А. В. Луначарский. Неизданные материалы, М., 1970 (Литературное наследство, т. 82). Литература: Дрейден Сим., Музыка и революция. (Из высказываний А. В. Луначарского), "СМ", 1960, No 3; А. В. Луначарский о литературе и искусстве. Библ. указатель, 1902-1963, сост. К. Д. Муратова, Л., 1964; Цытович Т., А. В. Луначарский и проблемы изучения западноевропейской музыки, в сб.: Из истории зарубежной музыки, М., 1971, с. 5-18; Джорджадзе И., Луначарский - музыкальный критик, "Сабчота хеловнеба", 1973, No 4 (на груз. яз.); Lissa Z., Pogladу Anatola Lunaczarskiego na muzyke, в сб.: Polsko-rosyjskie miscellanea muzyczne, Кr., (1967).

И. А. Сац

Музыкальная энциклопедия в 6 томах

На протяжении всей жизни Л. проявлял интерес к балету. Автор мн. критич. и публицистич. статей на эту тему. Находясь в эмиграции (1904-17), присылал в журнал "Театр и искусство" корреспонденции о зарубежном искусстве (1911-15). Несколько "Парижских писем" Л. посвящено Русским сезонам за границей ("Елена Спартанская". Балетная буря, "Театр и искусство", 1912, No 22; Русские и немецкие новшества в Париже, там же, 1912, No 29, и в кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 375-78; Русские спектакли в Париже, "Театр и искусство", 1913, No 23, и в кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 431-37). Писал о балетах М. М. Фокина, новаторских поисках в балете Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха, И. Ф. Стравинского, высказывал критич. замечания о В. Ф. Нижинском - постановщике балета "Послеполуденный отдых фавна" и восхищался Нижинским-танцовщиком. В целом миссию С. П. Дягилева - организатора Русских сезонов оценивал как плодотворную. После Окт. революции опубликовал "Путевые очерки" - о спектаклях дягилевской труппы, обосновавшейся за границей и оторвавшейся от творческой жизни России ("Развлекатель" позолоченной толпы, "Вечерняя Москва", 1927, 25 июня; "Новинки Дягилевского сезона", там же, 1927, 28 июня). В "Парижских письмах" в единый эстетич. ряд с Дягилевым Л. ставил Дункан, которую он считал родоначальницей совр. балета, подготовившей драматич. балет Фокина. Л. привлёк Дункан к организации в России школы физич. и эстетич. воспитания детей. Дункан - танцовщице и педагогу, Л. посвятил ряд статей и воспоминаний ("Наша гостья", "Известия", 1921, 24 августа; и в кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 157-62; Воспоминания об Айседоре Дункан, в сб.: Гул земли, Л., 1928, с. 37-40, и др.).

Первый нарком просвещения Республики, Л. осуществлял руководство гос. театрами, находившимися в ведении Наркомпроса. Боролся за сохранение академич. театров оперы и балета и хореографич. училищ, выступал с критикой театр. концепций вульгарных социологов, утверждавших, что рус. балет есть специфич. порождение помещичьего режима, прихоть царского двора. Поддерживал балетмейстерские поиски К. Я. Голейзовского и Ф. В. Лопухова в академич. театрах.

Соч.: Оперно-балетный театр. Его роль и значение. [Из доклада о роли и значении академических театров], "Р. и т.", 1924, No 1; [О Большом театре], "Рабочий зритель", 1925, No 5; Почему мы сохраняем Большой театр, [Л.], 1925; К столетию Большого театра, в его кн.: О театре. Л., 1926, с. 48-58; Мое мнение, "Р. и т.", 1926, No 47; Как оздоровить Большой театр. О двух поколениях в нашем искусстве, "Вечерняя Москва", 1928, 21 мая; [О ГАБТе], "Современный театр", 1928, No. 21, с. 406-407; Новые пути оперы и балета, "Пролетарский музыкант", 1930, No 5, с. 4-10; No 6, с. 2-8.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

, Государственный деятель , Общественный деятель , Переводчик , Публицист , Критик , Искусствовед

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) - советский политический и государственный деятель, писатель, академик АН СССР (1930). Участник Октябрьской революции (Петроград). С 1917 нарком просвещения. С 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1933 полпред в Испании. Труды по истории общественной мысли, проблемам культуры, литературно-критические работы. Пьесы.

А. Луначарский родился 11 (23) ноября 1875, в Полтаве. Скончался 26 декабря 1933, Ментона, Франция.

Великую музыку узнавали как-то всегда почти вовремя. Очень мощно она стучится в наши сердца. Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий, - жива.

Ранние годы

Анатолий Луначарский родился в семье чиновника. Окончил Киевскую гимназию, учился в университете Цюриха (Швейцария), на естественном и философском факультете. Во время учебы - поклонник идей как эмпириокритицизма Р. Авенариуса, так и марксизма плехановского варианта. Близко познакомился с М. М. Ковалевским, главой русской социологической школы, известным масоном.

Большевик-богоискатель

В 1899 Анатолий Луначарский возвращается в Россию, занимается пропагандистско-литературной деятельностью, подвергается ссылке в Вологду. Там знакомится с А. Богдановым, Н. А. Бердяевым, А. Ремизовым, Б. Савинковым и др. Особенно сближается с Богдановым, на сестре которого был женат первым браком.

В 1903 Луначарский возвращается из ссылки в Киев. Сотрудничает в газете «Киевские отклики». По вызову Ленина уезжает в Швейцарию, вступает в партию большевиков. Сближается с М. Горьким и создает вместе с Богдановым школу для подготовки партийных деятелей на Капри. Выпускает двухтомник «Религия и социализм», вызвавший резкое осуждение у Ленина. В 1908 выпускает вместе с Богдановым, В. А. Базаровым и Горьким «Очерки философии коллективизма». Книга подверглась резкой критике Ленина за интерпретацию идей австрийского физика и философа Э. Маха, считавшего, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению, задача науки их описать.

И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться.

Луначарский Анатолий Васильевич

В 1911 Анатолий Луначарский переезжает в Париж, где создает вместе с М. Н. Покровским, Ф. И. Калининым и др. группу «Вперед». Активно участвует в полемических баталиях с меньшевиками, Г. В. Плехановым по вопросам стратегии и тактики революционной борьбы. Блестяще начитан, завязывает знакомства со многими культурными деятелями Европы. С началом первой мировой войны входил в группу интернационалистов (вместе с Л. Троцким, Д. Мануильским, В. Антоновым-Овсеенко). В Петроград вернулся в мае 1917. В составе «межрайонцев» вошел в РСДРП (б) на VI съезде в июне 1917.

Просвещенный нарком

В октябре 1917 Анатолий Луначарский назначается наркомом просвещения, входит в состав Совнаркома. Но уже 2 (15) ноября 1917, узнав о бомбардировках Кремля при установлении в Москве советской власти, подает в отставку. Мотивирует ее невозможностью смириться с разрушением важнейших художественных ценностей, «тысячью жертв», ожесточением борьбы «до звериной злобы», бессилием «остановить этот ужас». Прошение об отставке опубликовано в меньшевистской «Новой жизни». Однако Совнарком не принял его отставку, Ленин уговорил Луначарского остаться. Тогда же А. Богданов написал Луначарскому: «Мне грустно, что в это дело ввязался ты, потому что для тебя разочарование будет много хуже».

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

Луначарский Анатолий Васильевич

Луначарского всегда недолюбливала партийная верхушка и никогда ему полностью не доверяла. Сам Луначарский это хорошо осознавал. Он, единственный из прочих «долгожитель» Совнаркома (с октября 1917 по 1929), никогда не входил в состав ЦК партии. Отсюда и крайняя сложность в трактовке его позиции. О Луначарском бытует мнение и как о романтике и утописте, напоминавшем и в суровые времена о незыблемости идеалов красоты, любви и добра как основах человеческой жизни. Его называют и капризным, и водевильным, и анекдотичным. Поминают, что восемь раз подавал в отставку, узнав об обстреле Кремля, упал в обморок, и то, что не шел ни на какие компромиссы. Вторым браком был женат на актрисе Малого театра, известной красавице Н. А. Розенель.

Мировоззрение Анатолия Луначарского было эклектичным. Однако это была личность, заметно выделявшаяся среди других партийных функционеров своими идейными пристрастиями, далеко не органичными российскому варианту марксизма.

Плохой руководитель знает, что надо сделать. А хороший показывает, как это сделать.

Луначарский Анатолий Васильевич

Философские взгляды

Анатолий Луначарский был под огромным обаянием этических идей И. Фихте, но его тайным кумиром был Фридрих Ницше. Вместе со своим другом Богдановым он популяризировал идеи Г. Спенсера, представителя позитивизма и утилитаризма в этике. Воззрения этих философов сыграли большую роль в завоевании умов общественности задолго до революции, оказали влияние и на формирование собственной системы взглядов самого Луначарского. Они позволяли ему подходить с более рационалистических позиций к формированию культурной политики советской власти, допускать фрагменты либерализма в ней. Луначарский разделял и идеи П. Наторпа, одного из лидеров марбургской школы неокантиантства.

У Фихте Анатолий Луначарский нашел конкретного адресата гуманистического призыва Песталоцци «учить всех» в лице национального государства. Фихте сформулировал объект воспитания: национальное целое - народ, конкретизируя представления Иммануила Канта и Песталоцци о задаче воспитания рода человеческого в целом, добавив при этом, что любовь к нации и вера в нацию соединяет не только с национальным целым, но и со всем родом человеческим. Период пребывания Луначарского на посту наркома просвещения отмечен наибольшим вниманием к этнокультурным особенностям российского общества. Им будут заложены основы для развития национальных систем образования многих народов СССР. Анатолий Луначарский был единственным наркомом просвещения, считавшим себя русским наркомом, который не в праве решать за наркома просвещения украинского, татарского, иного другого. После его ухода такие представления о равной значимости культур, их уникальности будут искоренены из политической практики.

Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения

Луначарский Анатолий Васильевич

Педагогические установки

Анатолий Луначарский способствовал деятельности петроградской группы реформаторов, стремившихся сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания. Благодаря ему российская школа в 20-е годы многие учебные предметы преподавала по дореволюционным, так называемым «игнатьевским» программам. Он не признавал идей Крупской о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа», а К. Маркс был далек от признания производительного труда в ней как экономической необходимости для страны.

В принципах руководства культурной сферой Луначарский пытался реализовать идею П. Наторпа о том, что государство должно управляться советами специалистов, реализовывать социализм не массы, а науки и разума, не механически-политический, а органически корпоративный социализм. Это, по Луначарскому, и есть противоположность бюрократическому механизму абсолютистского государства.

Конечно, эти идеи Анатолию Луначарскому реализовать не удалось. Однако их присутствие в его мировоззрении и мировосприятии и делает его одной из самых противоречивых фигур в большевистском руководстве, наиболее подверженной критике со всех сторон. Но именно его избрал адресатом своих знаменитых писем В. Короленко, ибо понимал - Луначарский один из немногих, способных понять их содержание.

Комиссар и писатель

А. Луначарский не избежал магнетизма мировой революции, интернационализма. Прекрасный оратор, он был пламенным трибуном. Об этом свидетельствуют и его литературные произведения («Фауст и Город»), конъюнктурные, откровенно поданные на злобу дня, достаточно слабые с профессиональной точки зрения. Но Луначарский с его противоречивостью был тем должностным лицом, у которого искали защиты (и иногда находили) многие представители интеллигенции в годы жесточайшего террора Гражданской войны. Нужно видеть и то, что партийным комиссаром в Наркомпрос был назначен М. Н. Покровский, а финансовые вопросы отданы под контроль Е. А. Литкенса.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама