Статистическое наблюдение - это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за явлениями экономической и социальной жизни. Это наблюдение может проводиться органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами банков, бирж, фирм и т.д..
Процесс проведения статистического наблюдения включает в себя следующие этапы:
· подготовка наблюдения;
· проведение массового сбора данных;
· подготовка данных к автоматизированной обработке;
· разработка по совершенствованию статистического наблюдения.
Собираемые данные должны удовлетворять двум основным требованиям: достоверность и сопоставимость. Достоверность - это соответствие данных тому, что есть на самом деле. Вся методика, организация и техника проведения статистического наблюдения (СН) должны быть направлены на обеспечение достоверных данных.
Чтобы данные об отдельных явлениях можно было обобщать, они должны быть сопоставимы с друг другом, т.е. собираться по единой методике и в одно и то же время. Кроме того, должна быть сравнимость с прошлыми исследованиями, чтобы можно было понять, как изменяется явление.
Сравнимость выполняется, если использовалось одно и тоже определение единицы наблюдения, одна и та же методика регистрации первичных признаков и методика расчета вторичных признаков, таких как рентабельность, производительность труда, ликвидность и т.п.
Важным условием сравнимости является сохранение времени проведения наблюдения и периода времени, к которому относятся регистрируемые данные. Например, численность студентов университета определяется на 1 октября учебного года, стипендиальный фонд - на полгода и т.д. Обычно рекомендуется, чтобы данные соответствовали хотя бы одному полному циклу изучаемого процесса, например, учебному, хозяйственному или финансовому году и т.д. Если сильно влияет сезонность, данные должны собираться по кварталам. Время наблюдения выбирается таким образом, чтобы объект находился в наиболее стабильном состоянии.
Статистическое наблюдение подразделяется на виды. Представим эти виды в следующей таблице:
Формы, виды и способы статистического наблюдения.
По времени регистрации фактов различают непрерывное (текущее), периодическое и единовременное . Непрерывное наблюдение ведется систематически, постоянно, непрерывно, по мере возникновения явлений. Например, регистрируются в загсе рождения и смерти, браки и разводы, на предприятиях учитываются выпуск продукции, явки и неявки работников, расчеты с дебиторами и кредиторами, денежные выплаты. При периодическом наблюдении регистрация проводится через определенные, обычно одинаковые промежутки времени. Например, учет успеваемости студентов по данным экзаменационной сессии. Единовременное наблюдение проводится один раз для решения какой-либо задачи или повторяется через неопределенные промежутки времени по мере надобности, например, перепись жилищного фонда, и т.д. Применение того или иного вида наблюдения зависит от специфики исследуемого объекта. Бывает, что для изучения одного и того же процесса используется как текущее, так и единовременное наблюдение. Например, потребление населения изучается государственной статистикой по данным текущего наблюдения (бюджетное обследование). В то же время многими исследовательскими коллективами потребление изучается по данным единовременных наблюдений.
По охвату единиц совокупности различают сплошное и несплошное наблюдение. При сплошном наблюдении регистрации подлежат все без исключения единицы совокупности. Оно применяется при переписи населения. Развитие многоукладной экономики увеличило число объектов экономической деятельности. Это способствовало расширению практики несплошного наблюдения, которое в свою очередь подразделяется на способ основного массива , выборочное и монографическое .
При способе основного массива обследованию подвергается основной массив - та часть единиц, которая вносит наибольший вклад в изучаемое явление. Часть совокупности, о которой заведомо известно, что она не играет большой роли в характеристики совокупности, исключается из наблюдения, т.е. при этом методе отбираются и обследуются наиболее крупные единицы. Логика метода состоит в том, что крупные единицы могут практически определять интересующие нас статистические показатели. Часто применение метода основного массива требует установленного ценза - значения признака, которое ограничивает объект наблюдения. Например, обследуются предприятия с числом работников 500 человек и более.
При выборочном наблюдении обследованию подвергается отобранная в определенном порядке часть единиц совокупности, а результаты распространяют на всю совокупность. При этом получают информацию о всей совокупности, изучив лишь её часть.
При монографическом наблюдении подробно описываются отдельные единицы совокупности в целях их углубленного изучения, которое не может быть столь же детальным при массовом наблюдении. Главное внимание обращается на качественные стороны явления. Примером являются этнографические обследования, когда изучается образ жизни семьи или нескольких семей.
По источнику сведений, наблюдение делится на непосредственное , документированное и опрос . Непосредственное наблюдение осуществляется путем регистрации изучаемых единиц и их признаков на основе непосредственного осмотра, подсчета, взвешивания, показаний приборов.
При документированном наблюдении в качестве источников статистических сведений используются различные документы первичного учета предприятий, учреждений и организаций. Непосредственное наблюдение и документированное являются наиболее достоверными в статистическом наблюдении. При опросе источниками данных являются сведения, которые дают сами опрашиваемые.
Подготовка статистического наблюдения. Чтобы провести статистическое наблюдение, нужно сформулировать его цель и основные гипотезы, которые должны быть проверены по данным наблюдения. На этой стадии определяется объект и единицы наблюдения, разрабатывается и утверждается программа наблюдения. Определение объекта наблюдения включает определение единицы наблюдения , территории и времени наблюдения . Единица наблюдения - это то явление, признаки которого подлежат регистрации. Совокупность единиц наблюдения составляет объект наблюдения.
Территория проведения наблюдения охватывает все места нахождения единиц наблюдения; её границы зависят от определения единицы наблюдения.
Время наблюдения - это время, к которому относятся собираемые данные. Время регистрации для всех единиц устанавливается единое. При изучении объектов, численность и характеристики которых непрерывно изменяются, устанавливается критическая дата , по состоянию на которую собираются сведения. При переписи устанавливают обычно время начала и время окончания регистрации данных. При изучении такого подвижного объекта, как население, недостаточно установить время наблюдения. (в среднем в нашей стране рождается 3 человека и умирает 3-4 человека). Поэтому данные регистрируются на определенный момент времени, называемый критическим моментом наблюдения. В качестве критического момента в переписи населения 1994 г. было принято 0 часов ночи с 13 на 14 февраля.
Программа наблюдения включает признаки, подлежащие регистрации по каждой единице наблюдения. Её содержание зависит от целей и задач обследования. Программа должна удовлетворять следующим принципам:
1) никаких сведений, не относящихся к данному обследованию;
2) не включать в программу наблюдения те вопросы, которые могут показаться людям подозрительными и на которые можно заведомо ожидать неточных ответов.
Вопросы должны быть логически связаны, что позволяет контролировать правильность ответов. Формы ответа могут быть цифровыми, альтернативными (да или нет), многовариантными, когда ответ состоит в выборе одного или нескольких вариантов из множества предлагаемых ответов. Инструментами статистического наблюдения являются формуляры (бланки, анкеты, опросные листы) и инструкции по их заполнению.
Ошибки статистического наблюдения. Как бы тщательно не был составлен инструментарий наблюдения, проведен инструктаж исполнителей, всегда материал наблюдения нуждается в контроле. Прежде всего, проверяется полнота охвата единиц наблюдения. Проводится сверка данных по спискам, пересчитываются заполненные анкеты. Одновременно проверяется полнота заполнения каждого формуляра наблюдения - формы отчетности, анкеты и т.д.
Все ошибки наблюдения можно назвать ошибками регистрации. Они могут быть случайными и систематическими . Они возникают при опросе. Случайные ошибки не имеют какой-либо направленности. Это описки, оговорки, перестановки цифр при записи. При обобщении массового материала они взаимно погашаются и не могут исказить значения сводных показателей и результаты анализа.
Систематические ошибки имеют определенную направленность. Эти ошибки являются преднамеренными (например, занижение своего дохода, округление возраста). Все ошибки такого вида необходимо выявить и исправить. Поэтому после проверки полноты данных проводится их контроль - счетный и логический.
Для того чтобы изучить массовые явления и процессы общественной жизни, в том числе и преступность, следует, прежде всего, собрать о них необходимые сведения - статистические данные (информацию, под которой понимают совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки)).
Государственное статистическое наблюдение осуществляется путем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных по формам государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) в виде документированной информации) в целях форсирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.
Официальная статистическая информация - часть государственных информационных ресурсов о социально-экономическом и демографическом положении страны.
Обязательные этапы исследования: статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработка и анализ сводных статистических данных (информации). Последние два этапа (стадии) составляют научную обработку статистических данных (информации).
Перечисленные этапы (стадии) неразрывно связаны между собой, проводятся по предварительному плану и только в своей совокупности составляют законченный вид всякого статистического исследования.
Статистическое наблюдение - первая стадия статистического исследования любого правового или юридически значимого явления, представляющая собой научно организованный сбор данных о правовых и юридически значимых явлениях и процессах путем регистрации устанавливаемых фактов в учетных документах для последующего обобщения.
Любое статистическое исследование начинается, во-первых, с получения исходных статистических данных (например, с учета правонарушений, судебных решений или других юридически значимых фактов), во-вторых, с обобщения установленных фактов в соответствующую совокупность (полученные данные по каким-либо признакам сводятся в различных формах отчетности).
Результаты исследования и объективность выводов об изучаемом явлении во многом зависят от качества проведения статистического наблюдения и правильной научной организации. Поэтому к статистическому наблюдению предъявляется ряд требований, главное из которых достоверность и массовость исходной информации. Достоверность данных (их соответствие фактическому положению дел) определяется рядом причин: профессиональностью статистического персонала, программой наблюдения, социальным содержанием показателя (например, преднамеренное искажение данных о количестве преступлений) и т. д. Массовый характер статистического наблюдения определяется тем, что для получения объективных статистических данных необходимо охватить достаточно большое число фактов проявления исследуемого явления или процесса. Статистическое наблюдение обязательно должно носить систематический характер, так как только непрерывное или регулярное наблюдение позволяет изучить тенденции и закономерности правовых процессов, характеризующихся количественными и качественными изменениями.
Важнейшее требование статистического наблюдения сопоставимость единиц наблюдения между собой (например, нельзя сопоставлять преступность, измеренную в преступных деяниях (фактах преступления), и преступность, измеренную в субъектах преступления (лицах, их совершивших), так как одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно лицо может совершить несколько преступлений). Сопоставимость данных достигается единством методов регистрации (учета) данных, программы наблюдения, сроков и времени наблюдения (например, преступления регистрируются по моменту возбуждения уголовного дела, а лица, совершившие преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения) .
Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы: подготовительные работы, непосредственный сбор массовых данных, контроль за их качеством, подготовку данных к автоматизированной обработке.
Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов.
К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.
К организационным выбор вида и способа наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения, подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, установление сроков представления материалов, а также другие практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.
Непосредственный сбор массовых данных-это заполнение статистических формуляров - документов первичного учета (переписных листов, статистических карточек, анкет, бланков и т. д.) и статистической отчетности. Он начинается с их рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), проводящие наблюдение.
Полученные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются проверке на качество путем арифметического и логического контроля, основанного на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.
2. Программно-методологические вопросы организации статистического наблюдения
Статистическое наблюдение - начальный этап статистического изучения любого правового или юридически значимого явления, и его конечные результаты непосредственно зависят от его правильной научной организации.
К программно-методологическим вопросам организации статистического наблюдения относятся:
Определение цели и задач наблюдения:
Установление объекта и единицы наблюдения;
Составление программы наблюдения;
Выбор вида и способа наблюдения.
Цели статистического наблюдения в правовой статистике могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, например при изучении преступности целью может быть поставлено отслеживание уровня учтенной преступности. На уровне республик, городов могут возникнуть свои специфические потребности в исследовании тех или иных правовых явлений, сведения о которых собираются помимо общегосударственных форм учета и отчетности.
Главной целью любого статистического наблюдения является получение достоверной информации об изучаемых явлениях и процессах с целью выявления закономерностей и тенденций их развития.
Основной практической целью статистического наблюдения в сфере правоохранительных органов является регистрация и учет каждого выявленного преступления и лиц, его совершивших, в соответствующих документах первичного учета. Для получения полных и необходимых для анализа данных цель наблюдения должна быть сформулирована ясно и четко.
В зависимости от цели ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в ходе статистического наблюдения.
Задачи статистического наблюдения вытекают из задач статистического исследования (в зависимости от реальных социально-правовых потребностей правоохранительных органов или государства) и могут быть самыми разными. При определении цели и задач статистического наблюдения необходимо также учитывать практические возможности тех организаций, на которые возлагается статистическое наблюдение правовых или юридически значимых явлений .
В зависимости от цели статистического наблюдения выбирается объект наблюдения.
Объектом статистического наблюдения в правовой статистике является совокупность социально-правовых явлений и процессов, фактов или событий, которые подлежат наблюдению.
Следует четко установить пространственные (территория наблюдения: район, город и т. д.), временные (период наблюдения: месяц, год) и количественные пределы объекта наблюдения; указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов (например, при изучении преступности учету подлежат только лица, совершившие именно преступление, а не административные или иные правонарушения).
Конкретными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступление, лицо, совершившее преступление, и наказание, т. е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: спор о гражданском праве (гражданское дело), стороны в гражданском процессе (истец и ответчик), судебное решение.
Объектами административно-правовой статистики являются: административные правонарушения (проступки), лица, совершившие административные правонарушения, меры административной ответственности (административные взыскания).
Любой объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов, поэтому, определяя объект наблюдения, необходимо решить вопрос о единице наблюдения.
Единица наблюдения – это первичный элемент объекта статистического наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носителем юридически значимых признаков, регистрируемых при наблюдении.
В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление, лицо совершившее определенное преступление, гражданское дело, истец и т. д. Единицу наблюдения не следует отождествлять с отчетной единицей.
Отчетная единица - это источник, откуда поступает первичная статистическая информация. Применительно к уголовно-правовой статистике такими источниками выступают отделения милиции, районная (городская) прокуратура, районный суд, учреждения исполнения наказаний.
Единица измерения показывает , в каких величинах учитываются изучаемые правами статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности органов уголовной юстиции для измерения преступности используются три единицы: уголовное дело (следственное или судебное производство>), преступление (по видам), субъект преступления (по лицам: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный). Следует учитывать. что субъекты преступлений могут быть несопоставимы на разных стадиях уголовного правосудия: не каждый подозреваемый становится обвиняемым, не каждый обвиняемый становится подсудимым .
Важное требование статистического наблюдения в правовой статистике сопоставимость единиц измерения.
Важно разграничивать преступность, измеренную в уголовных делах, преступлениях и лицах. Число зарегистрированных преступлений, как правило, превышает число лиц, совершивших преступления, так как в процессе следственной и оперативной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших преступления, а статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, оказались неустановленными. В одном уголовном деле могут быть объединены несколько преступлений, одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно и то же лицо может совершить несколько преступлений.
Программа статистического наблюдения разрабатывается исходя из содержания объекта, цели и задач статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения составляется при организации любого статистико-правового исследования.
Программа статистического наблюдения - это перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения. Содержание программы зависит от целей и специфики объекта исследования.
Например, при изучении личности преступника программа наблюдения должна содержать вопросы о социально-демографических данных преступников. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение достоверности данных - залог успешно проведенного статистического исследования.
В программу наблюдения нежелательно включать лишние вопросы (ответы на которые не требуются для решения задач конкретного исследования), двусмысленные вопросы или вопросы, которые могут вызвать недоверие у обследуемых субъектов (например, вопросы о социально-демографических данных при анонимном опросе о судимости могут насторожить респондента). Вопросы должны быть точными и отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление.
Основной инструмент наблюдения - это статистический формуляр (анкета, переписной лист и т.д.), в котором отражаются вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них.
Выделяют два вида формуляров: индивидуальный (карточный) и списочный.
Индивидуальный формуляр предназначен для регистрации признаков одной единицы наблюдения. Примером индивидуального формуляра может служить статистическая карточка первичного учета на выявленное преступление (по форме №1), заполняемая прокурором, следователем или дознавателем сразу после возбуждения уголовного дела.
В списочном формуляре регистрируются данные нескольких единиц наблюдения, как, например, в списке судебных дел, назначенных к слушанию, где в каждой строке указывается отдельное дело. К списочным формулярам можно отнести журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, в который органами внутренних дел заносятся данные статистических карточек первичного учета.
Статистический формуляр должен быть удобным для заполнения, чтения, шифровки и, в настоящее время, для машинной обработки. К статистическим формулярам составляется подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения и даются разъяснения по заполнению формуляра.
Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения.
Если речь идёт о переписи населения страны, в этом случае наблюдение охватывает территорию всей страны.
Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения.
Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.
Московский Государственный Университет путей сообщения (МИИТ)
Институт экономики и финансов (ИЭФ)
Кафедра «Бухгалтерский учет и статистика»
по дисциплине: «Статистика»
на тему: «Статистическое наблюдение»
Москва 2010
Введение 2
Понятие «статистическое наблюдение»
и основные требования к нему 4
Этапы проведения статистического наблюдения 5
Программно-методологические вопросы
статистического наблюдения 7
Основные виды и организационные формы
статистического наблюдения 14
Ошибки измерения и способы их исключения 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24
ВВЕДЕНИЕ
Слово «статистика» (от лат. status – состояние) в средние века означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла во второй половине XVII в. хотя статистический учет существовал уже в глубокой древности. У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная (школа государствоведения) и английская школа политических арифметиков.
Представители описательной школы стремились систематизировать существующие способы описаний государств, создать теорию такого рода описаний, разработать их подробную схему, вести описание только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развитья государств в те или иные периоды, а только на момент наблюдения.
Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик (меры, веса и числа). Совершенствуя арсенал статистических методов, они способствовали возникновению статистики как теории статистического учета. Это был принципиально новый этап развития статистической науки по сравнению со школой государствоведения, так как описания явлений и процессов статистика перешла к их измерению и исследованию, выработке вероятных гипотез будущего развития.
С развитием статистической науки, расширением сферы практической статистической работы изменялось и содержание понятия «статистика». В настоящее время данный термин чаще всего употребляется в трех значениях:
Отрасль практической деятельности, направленной не получение, обработку и анализ массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни;
Цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;
Отрасль знания, особая научная дисциплина и, соответственно, учебная дисциплина в высших и средних специальных учебных заведениях.
Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет – это величина и количественные соотношения массовых общественных явлений,закономерности и взаимосвязей. Для предмета статистики характерно наличие массовых явлений и процессов, их изучение в конкретных условиях места и времени, оценка количественной стороны в тесной связи с содержанием этих явлений и процессов. Статистическая совокупность предполагает однородность входящих в нее единиц и варьирование изучаемых признаков. Такое изучение основывается на системе категорий и понятий, отражающих наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.
ПОНЯТИЕ «СТАТИТСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ» И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ
Статистическое наблюдение – это первая стадия любого статистического исследования, представляющая, научно организационный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни. Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь в том случае, когда изучаются закономерности статистические, т.е. такие, которые проявляются лишь в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Статистическое наблюдение является массовым и планомерным.
Массовый характер статистического наблюдения проявляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупности позволяет получить наиболее точные данные, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.
Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том. Что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки данных.
Основная цель статистического наблюдения – это сбор статистической информации и социально-экономических явлениях и процессах для получения обобщающих характеристик.
Основные требования, предъявляемые к статистическому наблюдению:
полнота статистических данных;
достоверность и точность данных;
единообразие и сопоставимость собранных данных.
Достоверность статистических данных обеспечивается многими условиями: компетентностью работника, участвующего в систематическом наблюдении, совершенством инструментария (бланков, инструкций), заинтересованностью или готовностью объекта и др. достоверность включает как соответствие данных реальной действительности, так и техническую точность или обоснованность измерения.
Полнота статистических данных обеспечивается пространственным охватом единиц исследуемой совокупности. Также полноту следует понимать и как охват самых существенных сторон явления, так как каждое изучаемое явление или совокупность носят довольно сложный характер и имеют различные признаки. При изучении динамики явления полнота предполагает получение данных за максимально длительные периоды. Это чрезвычайно важно для оценки складывающихся тенденций, установления причинно-следствеенных связей и прогнозирования изменений в объекте во времени.
Каждое явление, совокупность, изучаемые во времени или в пространстве, должны быть сопоставимыми. Для этого необходимо использовать единые стоимостные оценки, единые территориальные границы, т.е. строго соблюдать единство в методологии.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Процесс статистического наблюдения включает в себя четыре этапы:
Подготовка наблюдения.
Проведение массивного сбоа данных.
Подготовка исходных данных к автоматезированной обработке.
Разработка предложений по дальнейшему совершенствованию методики проведения статистического наблюдения.
Каждое статистическое наблюдение, даже если оно проводится не впервые, требует тщательной, продуманной подготовки. От ее успеха во многом будут зависеть надежность и достоверность статистической информации, своевременность ее получения.
Первый этап – подготовка статистического наблюдения – включает выполнение разнообразных видов работ. Прежде всего необходимо решить программно-методологические вопросы наблюдения, к наиболее важным из которых относятся:
идентификация цели и объекта наблюдения;
определение состава признаков, подлежащих регистации;
разработка документов для сбора исходных данных;
определение единицы наблюдения и отчетной единицы;
выбор методов и средств получения исходных данных.
Второй этап – проведение массового сбора данных – включает работы, связанные непосредственно с заполнением статистических формуляров. Этап начинается с рассылки переписных листов, анкет. Бланков, форм статистической отчетности и заканчивается их сдачей после заполнения так называемой отчетной единицей в соотвнетствующие органы, которые проводят статистическое наблюдение.
Третий этап – подготовка исходных данных к автоматизированной обработке – обеспечивает проведение арифметического и логического контроля. На основе счетного контроля проверяются итоги (по строкам и столбцам) и расчет показателей, четко выявляется наличие ошибки.
Логический контроль проводится путем сопоставления полученных данных с другими известными признаками, показателями. Возможно сопоставление за прошлый период по одной и той же единице или за один и тот же период с данными по другой единице наблюдения. В результате выявляются неправдоподобные случаи, т.е. логический контроль выявляет возможные ошибки.
Четвертый этап – разработка предложения по дальнейшему совершенствованию методики проведения наблюдения (на основе анализа причин, которые привели к неправильному заполнению статистических формуляров). Это весьма важно для повышения точности и достоверности проводимых в будущем аналогичных статистических исследований.
Любое статистическое исследование включает следующие обязательные этапы :
Статистическое наблюдение,
Сводка и группировка собранного материала,
Обработка и анализ сводных статистических данных.
Государственное статистическое наблюдение осуществляетсяпутем сбора от отчитывающихся субъектов статистической информации (первичных статистических данных) по формам государственного статистического наблюдения в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны.
Статистическое наблюдение - планомерное, научно организованное и систематическое получение данных о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путем регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.
Статистическое наблюдение включает следующиеэтапы:
- подготовительные работы,
Непосредственный сбор массовых данных,
Контроль за их качеством, подготовка данных к автоматизированной обработке.
Одним из главных требований, предъявляемых к статистическому наблюдению, - это достоверность и полнота собираемой информации. Умышленное или неосторожное нарушение этих требований может свести на нет результаты статистического наблюдения, нередко организованного на территории всей страны. На основе результатов статистического наблюдения принимаются важные практические и нередко дорогостоящие решения.
Организация статистического наблюдениявключает в себя:
Определение его целей и задач;
Выбор надлежащего объекта;
Установление единиц наблюдения, совокупности, измерения;
Составление программы наблюдения.
Цель статистического наблюдения - получение достоверной информации об исследуемом явлении и процессе для выявления закономерностей их развития. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания - суть статистического наблюдения преступности, основное содержание уголовно-правовой статистики.
Под объектом наблюдения принято понимать совокупность общественных явлений, процессов, фактов и событий, подлежащих исследованию. При установлении объекта наблюдения необходимо строго и точно определить границы совокупности, так как массовые явления общественной жизни тесно взаимосвязаны и обладают многими признаками.
Объекты наблюдения уголовно-правовой статистики:
1) преступление, т.е. предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние;
2) преступник, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление;
3) наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Объектами наблюдения гражданско-правовой статистики являются:
1) спор о праве гражданском ;
2) стороны в гражданском, арбитражном процессе ;
3) судебное решение.
Объекты наблюдения административно-правовой статистики:
а) административные правонарушения - противоправные, виновные действия физического или юридического лица, за которые установлена административная ответственность;
б) лица, совершившие административные правонарушения;
в) меры административной ответственности - административные наказания.
Определив цель и объектстатистического наблюдения, необходимо решить вопрос о единицах наблюдения, единицах совокупности и единицах измерения.
Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация.
Единицей совокупности считается первичный неделимый элемент изучаемой совокупности, признаки которого необходимо зарегистрировать в процессе наблюдения. Примерами единиц совокупности могут служить преступление, преступник, потерпевший, истец, ответчик, иск и т.д.
Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые судебной статистикой правовые явления. В статистической отчетности судов в качестве единиц измерения преступности используют следующие: уголовное дело, преступление (по видам) и субъект преступления (по лицам) - подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный.
Сопоставимость единиц измерения- важнейшее требование статистического наблюдения.
Программа статистического наблюдения представляет собой научно обоснованный перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения.
Статистический формуляр –это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, учетно-статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.
Различают две системы формуляров - индивидуальную (карточную) и списочную. При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначается для регистрации одной единицы наблюдения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения.
Организационные формы статистического наблюдения:
1) официальные учет и отчетность , организуемые в учреждениях в качестве их функциональной деятельности;
2) специально организованные статистические обследования , проводимые в стране, регионе, ведомстве, в тех же учреждениях. Эта форма позволяет собрать сведения, которых нет в официальных учете и отчетности.