THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Наступил 2017 год – и эта дата навевает воспоминания о смутном 1917-м. Революционные события в России до сих пор омрачены тенями, а призраки того времени и по сей день бродят по земле и будоражат память многих поколений; не закрыты многочисленные белые пятна, и не до конца оценены исторические последствия. Однако, влияние революции на судьбу не только России, но и всего мира трудно переоценить. Столетие февральской революции (23 февраля по старому юлианскому календарю — 8 марта по сегодняшнему григорианскому) открывает 2017 год знаковыми годовщинами, которые будут следовать одна за другой до конца года.

Февральская заваруха, известная каждому школьнику под названием «буржуазная революция», началась после отречения от престола царя Николая II, вместе с которым канула в лету трехсотлетняя царская династия и вся империя. Событие настолько же драматичное, как и отставка Михаила Горбачёва с последовавшим распадом Советского Союза 74 года спустя. Коммунистическая идеология считала, что февральские события стали предтечей «Великой Октябрьской социалистической революции», когда власть захватили большевики под предводительством Ленина.

И это одна из причин, почему годовщина Февральской революции менее спорна в современной России, чем годовщина Октябрьской революции, которая ставит не только президента Владимира Путина и его окружение в Кремле, но и российских историков и многих простых россиян в затруднительное положение при её оценках.

До сих пор непонятно, будет ли Россия вообще проводить какие-нибудь официальные церемонии для празднования грядущего юбилея; а если и будет, то какую окраску приобретёт это событие.

К слову сказать, подобное решение было найдено для церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, когда в театрализованном представлении зрители увидели историю становления российского государства, в том числе масштабные сцены времён царской России, эпохи революции, индустриализации и послевоенной жизни. По ходу шоу были задействованы многочисленные металлические, надувные, светящиеся красным и оранжевым цветом декорации и баннеры, а на поле стадиона появлялись слова, связанные с советской эпохой. Однако, на этой церемонии революция была представлена всего лишь как один из многих этапов великой русской истории — со времен средневековья до наших дней. И не было необходимости вдаваться в исторические подробности или выказывать своё отношение к событиям давно минувших дней.

Но грядущая годовщина дело совсем иное. От России и россиян потребуется взглянуть исторической правде в глаза, конечно, насколько слово «правда» может относиться к истории, и занять принципиальную позицию в отношении своего прошлого, обозначив свою точку зрения.

И даже спустя век это не так просто, как может показаться, несмотря на то, что и сам Советский Союз стал достоянием истории.

Окончательный вердикт можно было вынести на волне эйфории в конце 1991 года, когда падение коммунистического режима, конец всевластия КПСС и развал Советского Союза рассматривались как «аннуляция» большевистской революции. Некоторые из отъявленных врагов советского коммунизма, в том числе писатель-философ Александр Солженицын, вернулись из изгнания. Были сделаны первые шаги для воссоединения Московского Патриархата и Русской Православной Церкви заграницей. Трагически погибший царь и члены царской семьи были перезахоронены с почестями. Поговаривали даже о возрождении монархии. Вот тогда последние семьдесят лет ещё можно было назвать трагической ошибкой.

Сделать это теперь будет труднее. Россия – это вам не Франция, которая до сих пор на протяжении более двухсот лет сохраняет приверженность революционному пламени. Но и не Англия, где революция не удалась, и монархия была восстановлена.

Слишком долго просуществовала советская система, возникшая в результате революции, чтобы ее просто вычеркнуть из истории — по крайней мере, до тех пор, пока остается СССР в живой памяти — но не достаточно долго, чтобы определять менталитет россиян сегодня.

Спустя четверть века после распада Советского Союза наследие большевистской революции всё ещё поляризует общественное мнение, что было совершенно невозможно в советское время. Есть русские, которые осуждают большевизм и все его дела и приветствуют крах коммунизма как милосердное избавление. Должно быть, их семьи сбежали или были изгнаны после 1917 года; они, возможно, потеряли родственников в сталинских чистках или провожали не вернувшихся отцов, мужей и братьев на фронт в 1941-1945 годах. Другим же революция, не смотря на кровожадность и жестокость, предоставила возможности, о которых нельзя было даже и мечтать в царские времена.

Одни не хотят говорить плохо о Сталине, считая его наследником Ленина, великим лидером страны и гениальным полководцем. Иные испытывают двойственность и, признавая, что революция предоставила новые возможности социальным низам, например, в получении образования, считают, что она в тоже время уничтожила не только аристократию, но и средний класс — «самых лучших», как они говорят.

Согласовать эти противоречивые взгляды – это игра с огнём для Путина на протяжении всего его правления.

Ему это удалось, отчасти благодаря его позиции, что преподаваемая в российских школах история должна включать как Ленина, Сталина и Троцкого, так и Андрея Сахарова и Солженицына. Такой подход повлек за собой ряд шагов назад, в том числе возрождение советского гимна (полностью сохранена мелодия, но отредактирован текст). Тот факт, что Ленин до сих пор остается в мавзолее на Красной площади, также свидетельствует о невозможности – пока еще — переписать историю и окончательно уничтожить моральное наследие большевиков.

Существуют также более свежие причины столь двойственного отношения России к этой круглой дате – это так называемые «цветные» революции у её границ: оранжевая революция 2005 года и Евромайдан 2014 года на Украине, революция роз в Грузии в 2008-м, а также арабская весна. И независимо от того, верят или нет россияне в то, что эти волнения были подготовлены Западом, имеются серьезные опасения, что Россия может быть следующей. И в этой ситуации даже поклонники большевистской революции считают перспективу новой революции губительной для страны.

По сравнению с полемикой относительно Октябрьской (большевистской) революции «буржуазная» Февральская революция привлекает меньше внимания и вызывает не так много страстей. Но её поражение, которое в конечном итоге позволило большевикам захватить власть, поднимает вопросы, которые обсуждались в то время и не потеряли актуальности сегодня.

Главный вопрос: при других обстоятельствах (если бы не тяготы Первой мировой войны или убийство в 1911 году великого реформатора премьер-министра Петра Столыпина) смогла бы Россия стать современным демократическим государством, как прочие, или провал временного правительства и первого в России всенародно избранного Учредительного собрания – доказательство того, что Россия и демократия несовместимы?

Чтобы найти причину распада Советского Союза, нужно обратить свой взгляд к событиям, предшествовавшим 1917 году, и тогда можно задаться вопросом, а не может ли Россия отмотать время вспять и просто начать с того места, где произошёл кардинальный перелом в её развитии.

В преддверии столетия революции вспоминается фильм Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли» — элегическая картина предреволюционных лет. Но прошли годы, романтики поубавилось, и теперь вряд ли стоит ожидать, что 2017 год примирит русских с наследием революционной поры, которое продолжает вносить раскол в умы.


Подпишитесь на нас

Великая Российская Революция - коренной перелом в отечественной истории. Затронувший все сферы общественной жизни процесс до сих пор в историческом сознании современной России, переживающей период социальной, культурной и политической трансформации, не приобрел однозначной оценки. Многие аспекты данного периода российской истории остаются нераскрытыми или раскрытыми необъективно и политически ангажировано.

2017 год - год столетнего юбилея Революции 1917 года. Столетний рубеж - знаковый для исторической памяти. Именно сейчас необходимо поддержать тенденцию примирения общества с событиями 1917 года и способствовать популяризации качественного исторического знания для извлечения из них уроков.

Российское историческое общество принимает активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Российской Революции, руководствуясь ценностями научности, верифицируемости и гражданской солидарности, выраженной в деликатном и объективном подходе к историческим событиям.

«Мы подошли к теме Революции 1917 года подготовленными. Ее широкое обсуждение проходило на различных площадках, в рамках разработки концепции преподавания отечественной истории в школе. Уже тогда было предложено рассмотреть Великую Российскую Революцию как сложный и драматичный процесс, включающий в себя взаимосвязанные этапы. События февраля и октября 1917 года, падение монархии и установление республики, выборы в Учредительное собрание и Корниловский мятеж, установление власти Советов и кровопролитную гражданскую войну»,

— председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Новости проекта:

Изучение причин и последствий Великой российской революции будет продолжено - такое заявление на итоговом заседании оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию революции 1917 года в России, сделал Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Фарфоровая Революция. Мечта о Новом Мире. Советский фарфор» . В экспозиции представлены сотни декоративных тарелок, чашек, блюдец, скульптур, выпущенных в первое двадцатилетие советского государства, которые традиционно принято называть агитационным фарфором.

В концертном зале Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова прошёл Международный историко-музыкальный фестиваль детского и юношеского творчества «Российская революция 1917 года: музыкальная память поколений».

На Никольской улице открылась модульная выставка «Революция 1917 года на улицах Москвы в архивных документах и фотографиях». Экспозиция подготовлена Российским обществом историков-архивистов и Историко-архивным институтом РГГУ при поддержке Российского исторического общества и фонда "История Отечества".

Концерт в Мариинском театре, демонстрация уникальных документов из архива Военно-морского флота и закладка на «Адмиралтейских верфях» камня в память о судостроителях эпохи революции и Гражданской войны: в Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные столетию революционного переворота в России.

В канун столетия Великой российской революции Cергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману, в котором рассказал о значении этого исторического события для граждан России, его оценке в современном российском обществе, а также о мероприятиях, проводившихся по всей стране в преддверии этой даты.

В России в скором времени может появиться мемориал всем погибшим в ходе революции и Гражданской войны. С таким предложением выступили депутаты Государственной Думы на парламентских слушаниях «Столетие революции 1917 года в России: международные аспекты» .

В Государственном историческом музее готовится к открытию выставка «Энергия мечты». Она станет заключительным и самым масштабным событием в календаре мероприятий, посвящённых 100-летию Великой российской революции.

В Доме Российского исторического общества прошла Международная научная конференция «Российская Революция и Конституция». Она собрала несколько десятков экспертов из разных стран - историков, юристов, политологов, экономистов, культурологов.

В Париже стартовала «неделя русской революции»: в ближайшие дни в столице Франции пройдут сразу несколько крупных научных форумов и других мероприятий, посвящённых событиям 1917 года и их влиянию на мир.

Мы начинаем публикацию серии статей, посвященных столетию Октябрьской революции. Необходимость этой серии вызвана не только в связи с юбилеем. Во-первых, с высоты сегодняшнего дня многие процессы тех далеких лет видны более отчетливо. Во-вторых, у нас есть возможность переосмысления исторических фактов и явлений, поскольку за последнее время в оборот было введено немало новых, ранее недоступных материалов. В-третьих, нам необходимо очистить от лжи, события столетней давности, дать отпор тем, кто стремился и стремится оболгать нашу историю. Наша задача увидеть минувшие события такими, какими они были, не бросаясь из крайности в крайность. Наконец, в-четвертых, нынешнее поколение молодых людей, чье сознание глубоко отравлено новыми образовательными стандартами, получит возможность познакомиться с мыслями и выводами автора для более глубокого понимания отечественной истории. Наша серия материалов это не строго научный труд. Это попытка по-новому осмыслить известные события, чтобы увидеть за ними те процессы и явления, которые, возникнув сто лет назад, оказали колоссальное влияние на дальнейший ход истории России, на ее роль в мировой истории

Разговор отеории иреволюции придется начать с хотя бы краткого экскурса в историю марксизма-ленинизма . Сразу отметим, что без знания этой теории изучение истории Октября будет затруднительно. Некоторые движения и процессы тех дней окажутся труднообъяснимыми. Поэтому, если вы всерьез хотите постичь историю событий октября 1917 года, вам придется изучить труды основоположников. От себя заметим, что наряду с главными основоположниками были еще и другие подвижники. Кроме Маркса, Энгельса, Ленина, были еще Плеханов, Мартов, Каутский, Троцкий, Сталин и др.

Нам, обучавшимся в советской школе и вузе, несравненно легче. Марксизм-ленинизм был обязательной частью программы обучения в старших классах школы и вузах.

После переворота 1991-1993 гг. во все библиотеки необъятной России был разослан циркуляр, который обязал библиотекарей не только списывать, но по возможности уничтожать запасы всей марксистско-ленинской литературы. Библиотекари плакали и рвали, рвали и плакали добротно изданные в хороших твердых переплетах труды классиков. Никто точно не знает, сколько книг было уничтожено. Но это легко проверить, если зайти в любую районную библиотеку и запросить в ней труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Троцкого... Сегодня эти труды уже перешли в разряд библиографической редкости. Так что тот, кто в начале 90-х с радостью относил на помойку труды классиков сегодня будет об этом жалеть. Жалеть о том, что они перестали быть обладателями раритетов, которые уже вряд ли будут издаваться так, как они издавались когда-то, если вообще будут издаваться.



Переходя к основной теме, отметим главное: те, кто отдавал распоряжение об уничтожении наследия классиков и основоположников, ничего не смог дать взамен. Отсюда вывод: уничтожали потому, что боялись и боятся до сих пор.

Итак, согласно теории победа пролетарской революции может произойти только при наличии полного набора предпосылок. Среди низ в обязательном порядке должно быть наличие могильщика буржуазии — передового пролетариата . Такой пролетариат мог сложиться исключительно в странах, где была передовая капиталистическая промышленность, а сам капитализм настолько созрел, а местами и перезрел, что пролетарская революция становилась не только неизбежной, но и закономерной.

Поэтому уже классики марксизма, не говоря об их последователях, полагали, что пролетарская революция должна произойти в одной или сразу в нескольких, но обязательно передовых по уровню развития странах. Среди таких передовых стран на первом месте значилась Англия, затем Франция, только потом Германия.

Теоретически именно в этих странах в конце XIX -начале XX века присутствовали все необходимые условиях для пролетарской революции: высокоразвитая промышленность, концентрация капиталов, сознательный хорошо организованный пролетариат, которым руководит партия пролетарского типа, но достаточно было и такой организации, как Интернационал.

Однако, революцию нельзя было совершать, так сказать, искусственным путем . Она могла быть возможной лишь при условии возникновении всех необходимых предпосылок. К ним, например, относились противоречия между производительными силами и производственными отношениями, глубокий кризис капитализма, т.е. все то, что Ленин отчеканил в жесткой формуле: «Верхи не могут, а низы не хотят».


Поскольку капитализм был изощренным в своем коварстве, он постоянно играл на противоречиях в среде рабочего класса, подкупал его верхушку, заигрывал (и подкупал) тред-юнионы -- профсоюзы, шел на незначительные (но чувствительные) уступки - пролетарская революция в наиболее развитых странах постоянно откладывалась .

Кстати, крестьянство было отнесено марксизмом к представителям мелкой буржуазии, к тому же, в силу развития научно-технического прогресса, оно должно было вытесняться машинами и неуклонно пополнять ряды пролетариата. Анитбуржуазная революция была миссией пролетариата и только пролетариата. Никакого союза с крестьянством теория не предусматривала по причине отсутствия крестьянства, как класса. Не стоит забывать и о том, что в отличие даже от мелкого крестьянина, пролетариату не было что терять, кроме своих цепей.

Но марксизм не был бы марксизмом, если бы не базировался на опыте всей истории, известной тогда основоположниками. Поэтому марксизм, а за ним и последователи этого учения, разделяли революции на буржуазные (антифеодальные) и социалистические/пролетарские (антикапиталистические).

Буржуазные революции осуществлялись под руководством буржуазии и были направлены против отжившего свое феодального строя. В результате таких революций ликвидировалась монархия, сословный строй, менялись производственные отношения - капиталистические вместо феодальных, и устанавливались буржуазно-демократические свободы. При этом монархия не всегда ликвидировалась под корень. Часто она подвергалась ограничению. Например, из абсолютной становилась конституционной. Кстати, в начале XX в. в Европе только Франция считалась республикой. Абсолютное большинство государств являлись монархиями. Только после торжества буржуазно-демократической революции постепенно начинали зреть условия для революции пролетарской.


Близкими к классическим буржуазным революциям марксизм признавал революцию в Англии XVII века, революцию во Франции в конце XVIII века, ряд буржуазно-демократических революций, которые прокатились по Европе в 30-40-е годы XIX века.

Ортодоксальные марксисты хорошо знали, что «перепрыгивать через голову» нельзя. Не может произойти пролетарская революция в той стране, в которой не только не созрели для этого условиях, но сохраняются порядки, которые могут быть ликвидированы (устранены) только в процессе буржуазно-демократической революции.

Теперь, когда мы уяснили эти азы марксисткой теории , данной нами здесь в очень кратком и популярном изложении, настало время перенестись в Россию накануне 1917 года. Особо отметим, что основы теории научного коммунизма нам необходимы для того, чтобы понять была ли в России революция или это был сопровождаемый революционной риторикой государственный переворот.

В начале XX века Россия не относилась к развитым странам Европы. Мало того, она считалась отсталой страной, в которой господствовали феодальные порядки и даже абсолютизм в лице самодержавной монархии. Около 80% населения России проживало в деревне, пролетариат был крайне малочисленным, промышленность недостаточно развита, политические права и свободы ограничены самодержавной монархией и т.д. Поэтому, если в России и могла произойти революция, то только буржуазно-демократическая . И только при условии если такая революция завершится победой, можно было говорить о постепенном (точный срок определить было невозможно) созревании условий для социалистической революции. Абсолютное большинство российских марксистов твердо придерживались этих постулатов теории.


Первая попытка осуществить в России буржуазно-демократическую революцию была предпринята в 1905 году. Восстания в городах, бунты в армии, на флоте, погромы и стихийный захват земель в деревнях - были подавлены. В то время «ненавистный царизм» был вынужден пойти на уступки. Николай II даровал подданным Манифест от 17 октября 1905 года, который, однако, не избавил страну от самодержавной монархии. Очередной этап буржуазно-демократической революции снова был поставлен в повестку дня.

По мнению ведущих русских марксистов, в частности Плеханова, Ленина, Мартова, Россия вполне созрела для буржуазно-демократической революции. Главной целью такой революции было самодержавие и многочисленные, как тогда говорили, пережитки феодализма. В частности, сословное деление общества, отсутствие демократических свобод, нерешенный вопрос о земле (она по-прежнему находилась в собственности помещиков), законсервированный на неопределенное время национальный вопрос и целый ряд других проблем, решить которые без ликвидации самодержавной монархии, по мнению русских революционеров, было невозможно.


Но была и другая точка зрения. Ее сторонники считали, что Россия еще недостаточно созрела даже для буржуазно-демократической революции. По крайней мере, поражение революции 1905 года показало, что это произошло не из-за ошибок лидеров и партий, а из-за того, что в России ударный класс антифеодальной революции - буржуазия, была еще недостаточно развита. России еще предстояло «дозреть» до буржуазной революции, не говоря уже о социалистической.

На рубеже XIX -XX вв. русское революционное движение было представлено двумя ведущими политическими партиями: социал-демократической и партией социалистов революционеров. Оба течения не отрицали марксизм, но интерпретировали его по-разному.

Одной из загадок и одновременно - парадоксом русской революции 1917 года было ее, так называемое, «перерастание» из революции буржуазно-демократической в революцию социалистическую. Но о том, как это вообще стало возможным, мы расскажем в дальнейшем, а сейчас продолжим наше повествование о движущих силах революции.


В России самым многочисленным и самым неорганизованным в смысле революционного движения, было крестьянство. Что касается пролетариата, то он был немногочисленным и недостаточно организованным. После революции 1905 года политический партии были подвергнуты массовым репрессиям. Это привело к тому, что часть наиболее активных лидеров этих партий были вынуждены либо уйти в глубокое подполье (на нелегальное положение), либо эмигрировать. Сложное положение революционных партий осложнила и начавшаяся в 1914 году Первая мировая война.

Вместе с тем, в России существовал и так называемый «легальный марксизм». Его приверженцами были те партийцы, которые делали ставку не на революционную, а на эволюционную борьбу угнетенных классов за свои права.

Что касается русской буржуазии, то она, по мнению лидеров революционного движения, была «труслива» и зависима от самодержавия.


Такое положение русской буржуазии было связано с характером национальной экономики. Экономика России того периода развивалась преимущественно за счет внешних инвестиций и займов. Нечего говорить, что русская буржуазия была зависима от этих инвестиций и займов. Поскольку основным заемщиком на Западе было царское правительство, буржуазия (предпринимательский класс) зависела от получения подрядов со стороны правительства.


Для нас очень важно понять, что революционное движение в России того периода и не делало ставку на буржуазию, как движущую силу революции. Буржуазно-демократическая революция могла произойти и без активного участия буржуазии. И хотя, в конечном итоге, без такого участия не обошлось, тем не менее, русские революционеры-марксисты делали ставку на политическую организацию - партию, под руководством которой могла быть осуществлена антифеодальная (буржуазная) революция.

Как бы там ни было, а по мнению не только революционеров, но и немалого числа представителей других политических течений, в частности либералов, в начале XX века Россия была беременна революцией . Переворот мог произойти со дня на день, нужен был лишь повод. Например, поводом для революции 1905 года послужило поражение в «маленькой победоносной войне» с Японией и разгон мирной демонстрации на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Однако «роды» все откладывались. После революции 1905 года царизм был вынужден пойти на определенные уступки, система была отчасти либерализована, состоялось открытие официального парламента - Государственной Думы, были легализированы некоторые другие свободы, в России начался промышленный рост и ничего не предвещало революции, как вдруг началась Первая мировая война.

Остались считанные дни до 100-летней годовщины великого потрясения, затронувшего Россию, мир и весь ХХ век. Есть время задуматься: что это было – новая степень свободы, упущенный шанс, трагическая гибель или заря нового мира? Кто вершил революцию – подручные богов, демоны или ни в бога ни в черта не верящие пассионарии? Какими оказались ее первые итоги? Кто стал никем, а кто зазвучал гордо?

Попробуем рассмотреть хотя бы главные, знаковые зарубки, которые оставила на входной двери ХХ века Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года.

Кто сверг царя

Один из самых распространенных мифов об октябре 1917-го – «большевики царя-батюшку свергли». Однако Николая Второго сместили отнюдь не большевики, его отречение стало следствием предшествующей, Февральской революции, когда к власти пришло Временное правительство. Не пользовавшееся, кстати, популярностью ни у простого народа, ни у офицерства.

И Керенского в России не любили и не хотели видеть у власти, и его думских депутатов, примелькавшихся за последние десять лет и совершенно не вызывавших доверия. Опираться на них в критическое для страны время было невозможно. Свидетель событий, будущий патриарх Московский Алексий I (Симанский) главу Временного правительства Александра Керенского называл «авантюристом под внешней формой государственного деятеля».

Следствием Февральского переворота стало отречение последнего русского царя – Николая II, ликвидация монархии и установление республиканского строя. «Долой самодержавие!» – это оттуда. Красные банты, обращение «товарищ» и термин «старый режим» – тоже. Октябрьская революция стала продолжением и углублением Февраля, расширением его социальной базы. И не стоит думать, что если бы большевикам не представилась возможность свергнуть царя, они ею не воспользовались бы.

Революция или переворот?

Поздравляя своих товарищей с успехом, Владимир Ленин в первый же день, 25 октября (7 ноября) 1917 года на заседании Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов произнес: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, свершилась» . Однако многие соратники и сторонники большевиков первые лет десять называли случившееся Октябрьским переворотом и не видели в этом слове ничего плохого. Об Октябрьском перевороте писали Троцкий, Луначарский, Сталин . Термин «революция» обосновали позже, оценив масштаб произошедших изменений, а главное, их последствия: возникновение новой политической системы и нового, небывалого типа государства.

О том, что вся власть в стране переходит к Советам, россияне узнали из «Обращения к народу России», которое прозвучало по радио – в 5 часов 10 минут утра 26 октября.

Большевики разрушили империю

Они ее, скажем так, пересобрали. То, что мы сегодня назвали бы сепаратистскими процессами, к 17-му году на периферии России расцветало буйным цветом. Уже создавала собственные военные формирования будущая Украина, уже защелкивали замки на чемоданах Финляндия и Польша (собственно, Польша была потеряна еще в 15-м), Литва и Латвия вышли из-под контроля в феврале 17-го...

Большевики взяли на себя роль собирателей – или, по дословной цитате Ленина, «превратились в главных защитников Отечества», предложив народам, желавшим самоопределения, достойную альтернативу сепаратизму. Вспомним, что та же Украина, входя в СССР, имела собственное представительство в ООН, например. И между собой «пятнадцать республик – пятнадцать сестер», несмотря на отдельные проявления бытового национализма, жили дружно до самого распада СССР.

«В строительстве жизнеустройства СССР, на фронтах и в тылу Великой Отечественной войны, в восстановлении страны люди были едины, и раны закрылись...»

Сергей Кара-Мурза, историк

Церковь большевиков сразу прокляла

Православная церковь революцию поначалу вообще игнорировала. Москва готовилась к Поместному собору и предстоящему избранию патриарха и все внимание иерархов церкви было сосредоточено именно на этом событии. На Петроградский переворот Собор отреагировал через четыре дня, издав обращение «Ко всем чадам церкви», в котором осуждалось кровопролитие – правда, вообще не упоминались большевики. Игнор, кстати, был взаимным: новая власть к избранию патриарха тоже отнеслась равнодушно. Даже государственное финансирование церкви продолжалось до января 1918-го – когда вышел Декрет об отделении церкви от государства.

Что дала революция

Революция – радикальное, коренное изменение устоев – не случайно называлась социалистической. Именно с изменения общества и положения в нем трудящихся, обычных, рядовых людей большевики и начали. Первые декреты новой власти – о бесплатном образовании и медицинском обслуживании, о 8-часовом рабочем дне, о страховании рабочих и служащих; о свободе совести и отделении церкви от государства; о равных правах для женщин; о ликвидации сословий, чинов и званий и приведении всех жителей бывшей Российской империи к одному общему знаменателю – званию гражданина Российской Республики.

Изданные большевиками декреты о мире и о земле сами по себе были революционны.

Куда девался праздник

Почему революция – Октябрьская, а на демонстрации советские люди ходили в ноябре? Из-за перехода на Григорианский календарь. Дата начала революции сместилась на 13 дней, с 25 октября на 7 ноября.

День 7 ноября, который с размахом отмечали в СССР, перестал быть «красным» с 2005 года, когда в России учредили новый государственный праздник, День народного единства. Однако по данным соцопросов, годовщину великой революции продолжают отмечать около 36% населения. В Белоруссии, Киргизии и Приднестровье этот день до сих пор входит в число официальных государственных праздников.

В Российской Федерации 2017-й объявлен годом Великой российской революции. Именно так – слово «социалистической» из названия исчезло. Почему – тоже повод для размышлений.

«Кровавый Октябрь»

Начнем с того, что кровавым был скорее Февраль – жертвами Февральской революции около 300 человек со стороны восставших и 100 офицеров Балтийского флота, около 1200 человек были ранены. Что касается Октября, то кровавым был не сам переворот, а его закономерное последствие – Гражданская война, общие потери которой (у всех участников – «красных», «белых» и «зеленых») составили, по разным оценкам, 5-7 миллионов человек.

А непосредственно в ночь переворота пострадали всего 6 человек, причем согласно документам ВРК – от несчастных случаев (получили ранения по неосторожности). Юнкеров и офицеров, не говоря уж о солдатах, защищавших Зимний, отпускали под честное слово: после того, как они обещали не оказывать вооруженного сопротивления. А «Аврора» по Зимнему дворцу стреляла холостым зарядом – возможно, как раз потому, что большевики не жаждали кровопролитий и «десять дней, которые потрясли мир», были окрашены благородным романтизмом. Революционный террор начался позже – и это отдельная история. Новая жизнь рождалась мучительно, кроваво, некрасиво – как это всегда и бывает. Но крик новой жизни был победным.

Столетие революции 1917 года ставит в неудобное положение российские власти, которые рады его мировому значению, но в корне не приемлют любую идею свержения власти. Редкие памятные мероприятия должны подчеркнуть значимость национального единства, антидота для классовой борьбы. Как бы то ни было неофициальные собрания могут несколько отойти от этой линии.

7 ноября 2016 года, на 99-ю годовщину Октябрьской революции, журналист радио «Свобода» обратился к москвичам на улицах с таким вопросом: «В 1917 году вы поддержали бы белых или красных?» Ответы продемонстрировали незначительное преимущество вторых и показали, что в России неприятие революций не обязательно касается большевиков, носителей проекта нового общества. Проводившиеся впоследствии опросы лишь подтвердили эту тенденцию.

В тот же самый день около двух тысяч ностальгирующих по коммунизму молодых и не очень молодых людей вышли на улицы столицы с портретами Ленина и Сталина. Возглавлял процессию лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Двумя часами ранее лидер либеральной партии «Яблоко» Сергей Митрохин возложил у Министерства обороны цветы и табличку в память о «защитниках демократии и Учредительного собрания». По его словам, эти люди были героями. Они с оружием в руках дали отпор «политическим бандитам» (большевикам), которые распустили в январе 1918 года избранное 25 ноября 1917 года Учредительное собрание, потому что не получили в нем большинство голосов. Как бы то ни было, московские власти не согласны с позицией российских либералов: они периодически запрещают мероприятия «Яблока», но разрешают коммунистам ходить с портретами Ленина и Сталина. Что касается Ленина, он по-прежнему покоится (против собственной воли) в мавзолее на Красной площади и может остаться там еще на долгое время. Слишком велики опасения, что его захоронение вызовет больше полемики, чем статус-кво.

Два этих примера демонстрируют, сколько противоречий вызывает революция 1917 года в российском обществе, и насколько деликатным вопросом является для власти ее память о ней. Хотя с приходом Владимира Путина резко антисталинские взгляды эпохи Бориса Ельцина уступили место более позитивному восприятию советского вождя, оба этих периода объединяет одно: категорическое неприятие революционных потрясений. В 1996 году 7 ноября сделали Днем согласия и примирения. В 2004 году годовщина восстания в Петрограде лишились статуса официального праздника. Наконец, в 2005 году ее окончательно задвинули в тень с введением Дня национального единства 4 ноября. Эта дата связана с окончанием иностранных вторжений (в первую очередь польско-литовских) в Россию в 1612 году. Это отмечавшееся до 1917 года событие ознаменовало конец Смутного времени и скорое пришествие династии Романовых. Отмена празднования Октябрьской революции свидетельствует о попытках стереть это событие из памяти людей и заменить его другим, более способствующим примирению общества.

Напоминание «идеалистам»

Как бы то ни было, годовщина взятия Зимнего дворца полностью так и не исчезла. Вот уже несколько лет российские власти проводят 7 ноября военный парад на Красной площади. Речь идет о годовщине не революции, а военного парада 7 ноября 1941 года (на 24-ю годовщину Октября), когда нацистские силы находились на подступах к Москве. Большинство из участвовавших в нем 28 тысяч солдат затем напрямую отправились на фронт. Таким образом, нынешняя власть не хочет ни полностью вычеркивать это событие, ни отмечать его как революцию. Она пытается слить в одно несколько исторических дат, чтобы тем самым сформировать более сильную коллективную поддержку.

Долгое время иностранные наблюдатели задавались вопросом, собираются ли власти отмечать столетие революции, и если да, то как. 4 ноября 2016 года, на фоне незатихающего конфликта с Украиной, президент Путин и патриарх Кирилл открыли у Красной площади колоссальный памятник князю Владимиру, основателю Киевской Руси, которая стала государством-колыбелью русских, украинцев и белорусов. 400-летие утверждения династии Романовых с размахом отметили в 2013 году. 200-летие Отечественной войны 1812 года против наполеоновских войск стало поводом для масштабных празднеств в 2012 году. Наконец, каждое 9 мая проходят грандиозные празднования капитуляции нацистов. Последние четыре года они сопровождаются шествием «бессмертного полка», в котором несколько миллионов человек несут фотографии участвовавших в Великой отечественной войне родственников. Все эти мероприятия укладываются в логичную схему: объединение и централизация российского государства. Революция же вызывает в памяти разрушение государства, поставленную на колени Россию и пролитую кровь в ужасной гражданской войне, которую поддерживали иностранные державы.

Отход от стабильности, традиций и авторитета государства — Октябрьская революция воплощает в себе все, что ненавидит власть. Политическая риторика несет на себе антиреволюционный отпечаток. В 2007 году советник Путина Владислав Сурков напомнил всем мечтающим о революции «идеалистам», что «в результате действий романтиков к власти обычно приходят маньяки и террористы».

Под прицелом власти, понятное дело, оказались «цветные революции», в частности события 2003 года в Грузии и 2004 года на Украине: они были восприняты как результаты маневров Запада на постсоветском пространстве. Протестные движения в России в 2011-2012 годах против результатов выборов всколыхнули подозрения насчет вмешательства. Для дискредитации демонстрантов власть не только говорила о работе по подрыву государственного суверенитета, но и подчеркивала революционный (следовательно, опасный) характер протестов.

Во время выступления на сессии Генеральной ассамблеи ООН 28 сентября 2015 года президент Путин раскритиковал «экспорт теперь уже так называемых «демократических» революций. (…) Всем нам не стоит забывать опыт прошлого. Мы, например, помним и примеры из истории Советского Союза. Экспорт социальных экспериментов, попытки подстегнуть перемены в тех или иных странах, исходя из своих идеологических установок, часто приводили к трагическим последствиям, приводили не к прогрессу, а к деградации».

Контекст

Победа «исторической России»

Frankfurter Allgemeine Zeitung 11.01.2017

Могла ли Россия избежать революции?

Financial Times 27.02.2017

Путин не празднует годовщину революции

Newsweek 27.02.2017

Жестокий век большевизма

HlídacíPes.org 15.01.2017

Возможно ли достичь линии горизонта?

Observador 02.02.2017 Как бы то ни было, молчать о событии мирового масштаба просто так не получится. Слово «революция» уже у всех на устах. Даже Украина готовится к «своей» столетней годовщине события, которое, без сомнения, будет представлено как период борьбы за украинскую национальную независимость против задавивших ее московских большевиков. Осенью 2017 года по всему миру появится бессчетное множество посвященных годовщине семинаров, документальных фильмов и публикаций. Россия тоже не останется в стороне. Об этом свидетельствует в частности организация международной конференции с участием более 200 историков (30 из них прибудут из Латинской Америки) в сентябре под патронажем МГИМО, Института всеобщей истории и Российским историческим обществом.

Власть уже не первый год пытается выработать собственную интерпретацию революции. Предпосылки к этому были заметны еще в 2007 году в учебниках истории, которые были частью проекта разработки новых федеральных учебных программ. Февральская и Октябрьская революции и последовавшая за ними гражданская война объединены в них в единый блок под названием «Великая российская революция», что явно говорит о стремлении поставить ее на один уровень с «Великой французской революцией». Особо подчеркиваются трагический характер войны и ее последствия. Россия вышла из этих тяжелейших испытаний более сильной, чем прежде, став Советским Союзом. В такой схеме не может быть и речи о поиске виновных и анализе разнородных политических взглядов. Как белые, так и красные были готовы отдать жизнь за Россию: первые — за имперскую, вторые — за советскую. Поэтому и те, и другие заслуживают уважения.

Выражение «Великая российская революция» появилось даже в научных кругах. Оно позволяет подчеркнуть значимость этого события для страны и всего мира. Кроме того, оно помогает сделать Октябрь частью более широкого процесса, чем, кстати говоря, и занимаются историки после исчезновения советского «мифа» об Октябре, который задвинул в глубокую тень «буржуазную» февральскую революцию.

В 2015 году в Москве состоялся круглый стол под председательством министра культуры Владимира Мединского на тему «Столетие Великой российской революции: осмысление во имя консолидации» с участием представителей различных исторических институтов. Мероприятие прошло в бывшем Музее революции, который был переименован в 1998 году в Государственный центральный музей современной истории России. Название открыто указывает на выбранный курс: годовщина должна стать поводом для «консолидации» общества.

«Великая российская революция 1917 года навсегда останется одним из важнейших событий ХХ века», — отметил министр на открытии мероприятия. По его словам, «всестороннее и объективное изучение Великой российской революции и гражданской войны помогает нам осознать трагичность раскола общества на противоборствующие стороны, понять важность для России сильной государственной власти, поддерживаемой всеми слоями населения страны». Была отмечена необходимость подчеркнуть трагический характер раскола общества после революции 1917 года и гражданской войны при уважительном отношении к героям обоих лагерей (красным и белым). Наконец, революционный террор заслуживает осуждения в той же степени, что и «ошибочность ставки на помощь внешних союзников во внутриполитической борьбе» (это явно звучит как предупреждение в современной России).

Настоящий запуск памятных мероприятий состоялся в декабре 2016 года, когда Владимир Путин поручил официальному Российскому историческому обществу сформировать организационный комитет. «Наступающий 2017 год — год столетия Февральской и Октябрьской революций, — отметил он. — Это весомый повод еще раз обратиться к причинам и самой природе революции в России. Не только для историков, ученых. Российское общество нуждается в объективном, честном, глубоком анализе этих событий. Это наша общая история, относиться к ней нужно с уважением». Как отметил бывший спикер Думы и глава Российского исторического общества Сергей Нарышкин, «юбилей такого события, как революция в России, необходим не для торжественных мероприятий, не для празднования, а прежде всего для глубокого осмысления событий столетней давности. И главное — для того, чтобы сформулировать самые важные уроки не только для нашей страны, но и для мира». Этими уроками являются, прежде всего, «ценность единства, гражданского согласия, умение общества находить компромиссы и не допускать крайнего раскола в обществе в форме гражданской войны».

Сопротивление историков

Таким образом, задача власти — извлечь уроки из революции. Тем не менее, если судить по списку мероприятий (выставки, публикации, конференции, научные проекты, фильмы), которые были одобрены организационным комитетом или будут проводиться вне официальной программы, на единомыслие рассчитывать все же не стоит. Историки выскажут свою точку зрения, которой чужды любые мистификации. У официальной риторики возникнет противовес из научных, культурных и политических кругов. Так уже было в 2007-2009 годах, когда власть пыталась навязать позитивное восприятие сталинизма, напирая на модернизацию страны, которая позволила СССР одержать победу в войне. Множество публикаций по истории сталинизма не позволили этой инициативе увенчаться успехом.

На этот раз множество историков напомнят о том, что иногда заглушается в небеспристрастных рассуждениях и призывах к консолидации общества вокруг сильной власти. Падение царизма в 1917 году и взятие большевиками власти в октябре стали возможными лишь потому, что подавляющее большинство населения империи хотело перемен и устало от сильнейшего неравенства в социально-политической системе. Кроме того, опрошенные 7 ноября 2016 года москвичи, по всей видимости, прекрасно понимали, сто лет спустя, что принадлежать к лагерю красных или белых — не одно и то же. Так, женщина в элегантной шубе кремового цвета ответила, что в 1917 году ее семья была нищей, и она бы поддержала большевиков. «Сейчас я, конечно, была бы за белых», — добавила она с ослепительной улыбкой.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама