THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Здравствуйте!

Любите ли вы историю? Военную тематику? Я - нет... но вот что действительно ценю, так это экскурсии.

Последние лет 6 я живу в Крыму, а здесь, как известно, ходить-непереходить, столько всего интересного, красочного и таинственного. На полуострове каждый найдет что-то для себя. Здесь есть всё: военная тематика, любовная и романтическая, таинственные мифы и истории, пешие тропинки на многие-многие километры.

В этот раз наш выбор пал на историческую военную Балаклаву и совершенно случайно мы нашли музей фортификационных сооружений.

Не знаю как вы, но я до этого случая не знала что такое "фортификационные сооружения", поэтому дам здесь определение:

Фортификационное сооружение - постройка, предназначенная для укрытого размещения и наиболее эффективного применения оружия, военной техники, пунктов управления, а также для защиты войск, населения и объектов тыла государства от воздействия средств поражения противника.

Рядом с музеем красивый вид на левую сторону бухты - именно там находятся все общепиты, а также можно купить свежую рыбешку или мидий. Мы пришли именно от туда(предварительно подкрепившись).


ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Музей небольшой, находится под землей, а точнее в горе Таврос.

Цена экскурсии 300 рублей, совсем маленьких детей(кажется до 5-6 лет не пускают), есть скидки для особых категорий граждан.

По времени все длится около 1 часа, хоть и обещали нам час- час двадцать. Но мы справились ровно за час, к сожалению.

Ходить в музее удобно, я была на толстом каблуке, все нормально - жива здорова, ноги целы. Но в сланцах идти не советовала бы, т.к там прохладно и сыро.

Повторюсь, в музее прохладно, гуляет ветерок, сыро и влажно. Лучше взять с собой что-то накинуть.

Мы были там 27.09 в 16:20, людей в группе было не много, человек 20.

У нас была молоденькая лекторша(экскурсовод), слышно хорошо, у них есть микрофон. Рассказывает интересно, хоть и без энтузиазма.

Карта объектов: 820 ртб (тот, через который экскурсия выходит) и 825 гтс (там экскурсия заходит):


На входе есть тоннель с подсветкой. красиво очень, а еще было страшно любопытно что же там за фонарики в дали???


В МУЗЕЕ ФОРТИФИКАЦИОННЫХ СООРУЖЕНИЙ БАЛАКЛАВА: ВПЕЧАТЛЕНИЯ:

Насыщенно, атмосферно и безумно эмоционально!

Я не буду пересказывать всю услышанную информацию т.к часть уже забылась да и не то это. Более подробно об объектах можно почитать на оф.сайте *ссылка *, там есть и история и общая информация.


Я абсолютно не жалею, что посетила объекты! Это то-то неизведанное, словно мы попали во временную петлю и время здесь остановилось...

Толстенные двери, которые способны отразить атаку и сохранить жизни людей в случаи вторжения или атомной войны.

Да, кстати, этот объект имел особое значение после взрыва в Хиросиме и Нагасаки.

О воротах:

Вход в коридор перекрывают огромные противоударные ворота. Они выдерживают давление 60 атмосфер. Весит каждая створка 10 тонн. Высота их 4 метра, ширина 40 см, ворота обшиты металлом, внутри залиты бетоном. Закрывались с помощью специального механизма в течение 2 минут. Гидротехническое сооружение имело систему противоударных ворот и шлюзовых камер, обеспечивающих защиту подземного комплекса при нанесении ядерного удара.


В былое время для несведущих ГТС расшифровывали как "городская телефонная станция", собственно, об этом комплексе знали единицы. Входы в убежище тщательно маскировались как с воздуха, так и с моря. На горе вверху стоял муляж жилых домиков, вход с моря маскировался специальной сеткой, которая имитировала горную породу!


Ох уж и выдумщики были в СССР! На ум мне приходит еще один объект в Крыму(там каждый год проходят байк-шоу) - этот объект замаскировали вечно строящимся заводом, чтобы бесприпятственно и без подозрений провозить материалы для стройки подобного убежища.





Больше технической информации:


Сухой док и конечная в 825 гтс. Это место служило для ремонта и осмотра подводных лодок. А также, в случае атомной атаки(так это называется?) здесь могло укрыться до 7 средних подводных лодок!


На суше стоит маленькая подводная лодка. Очень интересно было ее потрогать и постучать по ней раньше я таких штуковин не видела:


Внутри граждане оставляют копеечки, ну а что? Приметы есть приметы


По мосту мы перешли во второй объект - 820 ртб(арсенал).

Помните, я писала в самом начале, что на входе запечатлела какие-то фонарики в тоннеле? Вот - это они.

Арсенал предназначался для хранения и подготовки ядерных боеголовок для торпед и ракет к эксплуатации, проведения регламентных работы по обслуживанию и сборке головных частей боеприпасов




Во всем комплексе мы видели несколько ворот, часть из них имела различия.

А вот эта тоненькая(по сравнению) дверца, оказалась не так уж проста:

За противоатомными воротами расположена плоская стальная дверь, но она не менее мощная. В ней калитка сделанная по типу морской двери, т. е. с высоким порогом – комингсом. Она нужна для того, чтобы могли проходить люди для обслуживания механизмов приводящих в движение двери.


Кстати, корабль Киев, как я поняла, был выкуплен китайцами. Из него сделали что-то вроде ресторана с украинской кухней.




И самая насыщенная комната. Здесь собраны различные элементы: техника, награды, форма, одежда, имитация и даже кусочек подводной лодки!




Старейший военно-исторический музей Черноморского флота ведет свое начало от музея Севастопольской обороны 1854-1855 гг., который был основан 14 сентября 1869 года по инициативе участников 349-дневной обороны Севастополя в Восточной (Крымской) войне 1853-1856 г.г. при покровительстве императора Александра II.

В течение 25 лет экспозиция музея размещалась в пяти комнатах дома, принадлежавшего генералу Э.И.Тотлебену.

В двух первых комнатах были размещены 20 больших карт и схем, по которым можно было проследить всю севастопольскую кампанию — от высадки десанта в Евпатории до отхода русских войск на Северную сторону 27 августа 1855 года. В следующих трех комнатах были представлены литографированные портреты участников обороны, модели кораблей, личные вещи руководителей обороны, предметы вооружения и обмундирования.

В 1895 года по решению Военно-морского ведомства для музея было построено специальное здание, которое и сегодня является одним из красивейших зданий в Севастополе.

Автором проекта был известный петербургский архитектор, член Императорской Академии Художеств А.М.Кочетов. Музей получил новое название «Музей Севастопольской обороны». Осмотр экспозиции музея начинался с центрального зала (сейчас это зал № 6), который встречал посетителей строками из письма Николая I Меньшикову от 27 сентября 1854 года: «Да сохранит вас всех Господь, а душа моя и все мысли с вами».

За 140 лет своего существования музей превратился в подлинную сокровищницу боевых реликвий, отражающих все этапы развития Черноморского флота с момента его основания в 1783 году и до сегодняшних дней.

Экспозиции:

Зал № 1
Экспозиция посвящена основанию Черноморского флота в 1783 году, победам моряков-черноморцев в русско-турецких войнах 1787-1829 гг., Крымской войне 1853-1856 гг. В зале представлены Воинский и Морской уставы, изданные в XVII в., портреты Ф.Ф.Ушакова, М.П.Лазарева, модели брига «Меркурий», парохода-фрегата «Владимир», парусных кораблей, принимавших участие в Синопском сражении (18 ноября 1853 года), сабля командующего турецкой эскадрой Осман-паши, переданная П.С.Нахимову.

Зал № 2
Экспозиция зала рассказывает о 349-дневной обороне Севастополя 1854-1855 гг. В зале представлены личные вещи адмиралов П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, В.И.Истомина, подлинные картины, написанные Ф.А.Рубо, И.К.Айвазовским, рисунки с натуры В.Тимма, английские и немецкие литографии, коллекции холодного и огнестрельного оружия.

Зал № 3
Экспозиция зала посвящена участию моряков Черноморского флота в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. В ходе этой войны по предложению капитан-лейтенанта С.О.Макарова пароходы торгового флота были переоборудованы в плавучие базы для минных катеров. В зале представлены модели минного катера и шестовой мины образца 1878 года. Кроме того, в зале представлены экспонаты, рассказывающие об участии Черноморского флота в революционном движении начала XX столетия в России.

Зал № 4
Экспозиция зала рассказывает об участии Черноморского флота в революции 1905-1907 гг., первой мировой войне и в революционных событиях 1917 года. В зале представлены модели броненосца «Потемкин», крейсера «Очаков», Андреевский военно-морской флаг и судовой колокол с линкора «Императрица Мария», образцы стрелкового и холодного оружия, личные вещи и документы капитана 1 ранга А.В.Немитца — командующего минной бригадой, которая приняла активное участие в боевых действиях на Черном море в ходе первой мировой войны. В числе экспонатов — часть фок-мачты с броненосца «Князь Потемкин Таврический», личные вещи лейтенанта П.П.Шмидта, золотое наградное оружие капитана 2 ранга Р.К.Вальронда.

Зал № 5
Экспозиция зала посвящена участию моряков-черноморцев в борьбе за установление Советской власти на юге страны, гражданской войне, отражению иностранной интервенции в 1918-1922 гг. В зале экспонируются модель крейсера «Аврора», тексты первых декретов Советской власти о мире и земле, карта-схема затопления кораблей Черноморского флота, модель эсминца «Керчь», детали с поднятых кораблей. В зале представлены материалы о русском морском зарубежье. Экспозиция зала отражает материалы, рассказывающие о восстановлении, строительстве флота в период с 1922 по 1941 гг.

Зал № 6
Экспозиция зала рассказывает о действиях Черноморского флота в 1941-1942 гг. В зале представлены модели надводных кораблей, подводных лодок, самолетов, а также фотографии, личные вещи, документы руководителей и участников второй героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., продолжавшейся 250 дней.

Зал № 7
Экспозиция зала рассказывает о боевых действиях моряков Черноморского флота в период с 1942 по 1945 гг., об освобождении Новороссийска, Одессы, о проведении Крымской наступательной операции в 1944 году. В зале экспонируются модели кораблей, знамена, флаги кораблей и соединений, принимавших участие в освобождении Севастополя. В витринах представлены боевые награды, документы, фотографии моряков-черноморцев, отличившихся в боях за освобождение придунайских стран.

Зал № 8
Экспозиция зала посвящена восстановлению, развитию и созданию океанского ракетно-ядерного флота в послевоенный период. В зале представлены модели надводных кораблей различных классов, диорама народного художника СССР П.Т.Мальцева «Учения на Краснознаменном Черноморском флоте». Экспонаты, представленные в зале, рассказывают о боевой учебе Черноморского флота в дальних походах, маневрах и учениях, о повседневной работе по боевой подготовке моряков.

Музей открыт с 10:00 до 17:00.
Выходные дни - понедельник, вторник.
Последняя пятница месяца - санитарный день.

Начальник музея - капитан 3 ранга Солинский Сергей Петрович.

Военно-исторический музей фортификационных сооружений, называемый иначе Объект 825 ГТС , К-825 , «Музей холодной войны» - подземная база подводных лодок в Балаклаве, секретный военный объект времен холодной войны, расположенный в Балаклавской бухте.

Объект представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории (защита от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 кт), включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедную часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7 подлодок указанных проектов. Глубина канала достигает 8 м, ширина колеблется от 12 до 22 м. Общая площадь всех помещений и ходов завода 9600 м², площадь подземной водной поверхности равна 5200 м². Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов.

История

В период после Второй Мировой войны, обе сверхдержавы - СССР и США наращивали свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200-400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз - со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.

В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.

Подземный комплекс строился 8 лет - с 1953 по 1961. При строительстве было вывезено около 120 тыс. тонн породы. Для обеспечения секретности вывоз производился ночью на баржах в открытое море. Строили объект сначала военные, а потом метростроевцы, что было обусловлено сложностью бурения породы.

После закрытия в 1993 г. большая часть комплекса не охранялась. В 2000 г. объект был передан Военно-Морским Силам Вооруженных Сил Украины.

В период с 1993 по 2003 г. бывшая база фактически разграблена, демонтированы все конструкции, содержащие цветные металлы.

Севастопольское «Морское собрание» во главе с Владимиром Стефановским предложило балаклавской мэрии проект создания в противоатомном Укрытии подводных лодок историко-заповедной зоны «Подземелье „холодной войны“». В неё бы вошли тематические экспозиционные залы, размещённые в бывших цехах и арсеналах, подводная лодка, стоящая у подземного причала, туристский центр, кинозал с хроникой времен активного военного противостояния двух политических систем, наконец, подземный мемориал, где была бы увековечена память подводников, погибших на той - без выстрелов - воистину холодной войне в океанских глубинах.

Десятилетний юбилей музея праздновался в июне 2013 года с участием ветеранов-подводников, бывших работников подземного завода, а также представителей властей, вооружённых сил и школьников.

В 2014 году объект перешел под юрисдикцию России и стал южной площадкой Военно исторического музея фортификационных сооружений Российской Федерации

Адрес: г. Севастополь, Балаклава, 299042, ул. Таврическая набережная, д. 22

Аналоги

  • Подземная база ВМФ Швеции на острове Мускё; в отличие от советских аналогов, предназначена также для базирования ракетных катеров и небольших эскадренных миноносцев.
  • Противоатомное убежище и завод по ремонту подводных лодок в бухте Павловского.
  • Противоатомное убежище и завод по ремонту подводных лодок в Видяево.

В десяти километрах от Севастополя, в Балаклаве, в 2003-м году, впервые за сорок шесть лет на всеобщее обозрение был представлен сверхсекретный завод по ремонту подводных лодок. Этот стратегический объект, единственный в мире по своим масштабам, начал строиться в 1957-м году.

Подземная база подводных лодок в Балаклаве, более известная как Объект 825 ГТС - сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте. ГТС или Городская Телефонная Станция - название объекта в целях конспирации. В настоящее время это самый крупный из всех рассекреченных военных объектов.

Объект 825 ГТС представляет собой сооружение противоатомной защиты первой категории, способный защитить от прямого попадания атомной бомбы мощностью 100 Килотонн, включающее в себя комбинированный подземный водный канал с сухим доком, цеха для ремонта, склады ГСМ, минно-торпедная часть. Располагается в горе Таврос, по обеим сторонам которой находятся два выхода. Со стороны бухты - вход в канал (штольню). В случае необходимости он перекрывался батопортом, вес которого достигал 150 тонн. Для выхода в открытое море был оборудован выход на северной стороне горы, который также перекрывался батопортом. Оба отверстия в скале были искусно закрыты маскировочными приспособлениями и сетями.

В случае угрозы прямого ядерного удара завод был способен герметично закрыться при помощи автоматических дверей, и автономно существовать 3 года. На этом предприятии была собственная хлебопекарня, склады для хранения продовольствия и горюче-смазочных материалов, госпиталь. Комбинированный водный подземный канал мог вместить до 9 подводных лодок и при необходимости ремонтировать их. Его глубина достигает 8 метров, ширина - от 8 до 12 м, а высота арки канала - 18 метров. Общая площадь всех помещений и ходов завода - 5100 кв. м, водной поверхности под землей - 3 тыс. кв. м. Длина канала - 380 метров, длина дока - 110 метров.

Объект 825 ГТС, был предназначен для укрытия, ремонта и обслуживания подводных лодок 613-го и 633-го проектов, а также для хранения боеприпасов, предназначенных для этих субмарин. В канале (длина 602 метра) объекта могло разместиться 7-9 подлодок. Погрузка снаряжения в мирное время осуществлялась на пристани, учитывая передвижение спутников-шпионов вероятного противника. При ядерной угрозе погрузка должна была осуществляться внутри базы через специальную штольню. В комплекс входила также ремонтно-техническая база (объект 820), предназначенная для хранения и обслуживания ядерного оружия. Температура внутри базы держится около 15 градусов. В некоторых помещениях и сейчас работают осушители, отводя излишнюю влагу из помещений

После атомной бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Хиросимы и Нагасаки Советское правительство, оценив масштабы разрушений и последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.

Было принято правительственное решение о постройке в Балаклаве объекта, который мог защитить технику и людей в случае ядерного взрыва. Проект Балаклавского защитного подземного сооружения подготовил Ленинградский проектный институт и в 1953 г. представил на подпись в правительство. Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок. В послевоенные годы в Балаклаве была организована военно-морская база. Тут базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР.

Как добраться:

Крым, г.Севастополь, Таврическая наб., 22

Путеводители неподалеку

Сообщество

Места в которые хочется вернуться

Исторический бульвар Севастополя

FlowerFairy , 17 фев 2017

Сообщество

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама