THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего "Я".

Образ "Я" (целостное представление о себе) или самосознание не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

    выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды;

    осознание своей активности, "Я" как активный субъект деятельности;

    осознание себя "через другого";

    социально-нравственная самооценка, наличие рефлексии - осознание своего внутреннего опыта.

Самосознание предполагает отношение личности к себе с трех сторон: познавательной - знание себя, представление о своих качествах и свойствах, эмоциональной - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и поведенческой - практическое отношение к себе. Образ "Я" - это не просто осознание своих качеств, это прежде всего самоопределение личности: Кто я На что я способен Кем быть, каким быть Чтобы самоопределиться, выбрать главное направление своей жизни, старшеклассник должен, прежде всего, разобраться в самом себе. Поэтому не случайно юность называют возрастом "открытия своего внутреннего мира, открытия "Я". (И. С. Кон). Это период напряженной внутренней работы, переживаний, размышлений, уточнения самооценки. По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Юноша должен обобщить все, что знает о себе, создать целостное представление (так называемую "Я"-концепцию), связать его с прошлым и проецировать в будущее. Появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества. ("Я не такой как все, другие люди меня не понимают").

Самоопределение также связано с новым восприятием времени - соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: "Я" охватывает принадлежащее ему прошлое и устремляется в будущее. Но восприятие времени противоречиво. Чувство необратимости времени часто сочетается с представлениями о том, что время остановилось. Старшеклассник чувствует себя то совсем маленьким, то, наоборот, старым и все испытавшим. Лишь постепенно усиливается связь между "мной как ребенком" и "тем взрослым, которым я стану", преемственность настоящего и будущего, что важно для личностного развития. Расставание с детством нередко переживается как ощущение потери чего-то, нереальности собственного "я", одиночества и непонятости. В связи с осознанием необратимости времени, юноша сталкивается с проблемой конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, своем будущем, о своих целях. Вследствие этого центральной задачей периода взросления становится формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э. Эриксона. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

    уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

    размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

    размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

    формирование "негативной идентичности", отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания (асоциальные и антисоциальные группы).

Канадский психолог Дж. Марша дополнил концепцию Э. Эриксона и выделил 4 этапа развития идентичности, которые измеряются степенью профессионального, религиозного и политического самоопределения молодежи.

    "Неопределенная, размытая идентичность" характеризуется тем, что индивид еще не выработал четких убеждений, не выбрал профессии и не столкнулся с кризисом идентичности.

    "Досрочная, преждевременная идентификация" имеет место, если индивид включился в соответствующую систему отношений, но сделал это не самостоятельно, в результате пережитого кризиса, а на основе чужих мнений следуя чужому примеру или авторитету.

    Для этапа "моратория" характерно то, что индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из многочисленных вариантов развития то единственный, который может считать своим.

    Ра этапе достигнутой "зрелой идентичности" кризис завершен, индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.

В старшем школьном возрасте повышается адекватность самооценок, хотя процесс этот не однозначный, так как самооценка часто выполняет две различные функции: способствует успешному выполнению деятельности и выступает как средство психологической защиты (желание иметь положительный образ "Я" нередко побуждает преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Эту психологическую особенность юношеского возраста очень важно учитывать в работе со спортсменами. У юных спортсменов чаще, чем у не занимающихся спортом, формируется неадекватно завышенная самооценка. Она связана с переоценкой своих возможностей в условиях быстрого роста результатов, рано пришедшего успеха. Как следствие развивается неоправданный оптимизм, эгоизм, самовлюбленность, высокомерие. Серьезное отношение к тренировкам может смениться в этом случае легкомыслием, что повлияет не только на успешность спортивной деятельности, но и на формирование личности в целом. В такой ситуации тренеру необходимо особенно требовательно относиться к спортсмену, тактично помогая ему сформировать правильное. Объективное представление о себе, о собственной личности.

Чрезвычайно важный компонент самосознания - самоуважение. Самоуважение - это личное целостное суждение, выраженное в установках индивида к себе. Оно подразумевает удовлетворенность собой, принятие себя, чувства собственного достоинства, положительное отношение к себе, согласованность реального и идеального "Я". Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое - с отрицательными эмоциями, мотив самоуважения - это "личная потребность максимизировать переживание положительных и минимизировать переживание отрицательный установок по отношению к себе".

Высокое самоуважение не является синонимом высокомерия. Человек с высоким самоуважением считает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Люди с высоким самоуважением чаще становятся лидерами, они более самостоятельны. Низкое самоуважение предполагает устойчивое чувство неполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех, порицание, на неудачи в работе или если обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества. Пониженное самоуважение свойственно людям с девиантным (отклоняющимся) поведением. Но неудовлетворенность собой и высокая самокритичность не всегда свидетельствуют о пониженном самоуважении. Несовпадение реального и идеального "Я" - вполне нормальное, естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного воспитания.

В сфере самосознания существуют половые различия. В 14-15 лет девочки гораздо больше мальчиков озабочены тем, что о них думают другие, они более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам. Эти особенности подтверждаются сравнением дневников юношей и девушек. Содержание дневника у юношей более предметно, в нем шире отражаются интеллектуальные увлечения и интересы авторов, их практическая деятельность; эмоциональные переживания описываются юношами более сдержанно. Девушек больше занимают эмоциональные проблемы и духовная близость. Они чаще используют прямую речь и сильнее стремятся сохранить дневник в тайне. Дневниковые записи имеют большое значение как средство решения проблем в период взросления, служат важной формой осознания себя.

Дневник в юношеские годы выполняет различные функции:

    Фиксация воспоминаний . Стремление ощутить непрерывность жизни и жизненного опыта в фазу его быстрых изменений.

    Катарсис . После письменного изложения пережитого, проблем и чувств, у многих молодых людей наступает облегчение.

    Замена партнера . Во многих дневниках есть указания на то, что они заменяют подругу или друга, одновременно идеализируя их.

    Самопознание . Каждый дневник выражает стремление автора прийти к ясности в отношении себя самого и своих проблем. Ведя записи, он вынужден четко сформулировать свои взгляды. В результате к ним можно обращаться неоднократно и продолжать их обдумывать.

    Самовоспитание. Во многих дневниках, особенно у юношей, находит выход стремление к самосовершенствованию, часто содержатся планы организации дня или недели, четко сформулированные планы собственного поведения.

    Творчество. Для меньшего числа молодых людей дневник - это возможность выразить свои творческие возможности.

Познать себя можно лишь в общении с окружающими, но разобраться в себе, осмыслив себя - в уединении. В ранней юности наличие потребности в уединении - норма. Отсутствие этой потребности свидетельствует о том, что личность развивается недостаточно интенсивно для своего возраста. "Чтобы найти путь к миру, надо найти путь к себе. Не может быть собеседником тот. Кто избегает самого себя". В уединении старшеклассник имеет возможность осознать разницу своих и других норм восприятия, оценок и поведения. Вследствие этого он может определить свою линию поведения, которая поможет ему лучше контактировать с окружающими. С другой стороны, юноша или девушка имеют возможность осознать те объективные и субъективные изменения, которые происходят в них, и выработать новое видение себя, новую самооценку.

Взрослые, оставаясь наедине с собой, как бы сбрасывают груз тех ролей, которые они играют в жизни, и, так им по крайней мере кажется, становятся самими собой. Юноши, наоборот, лишь в уединении могут проигрывать те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представлять себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Они делают это в так называемых играх - грезах и мечтах.

Работа над собой тесно связана с развитием эмоционально-волевой сферы юношей и девушек. В юношеские годы эмоциональный мир личности значительно обогащается, главным образом в связи с бурным развитием высших чувств. Осознание своей взрослости и связанных с ней новых социальных ролей, гражданских прав и обязанностей стимулирует развитие нравственных чувств: чувства долга перед обществом и окружающими людьми, чувством ответственности за свои дела и поступки. Одно из центральных мест в эмоциональном мире юношей и девушек занимают чувства любви, дружбы. Юноши и девушки способны сопереживать, откликаться на чувства другого человека, осознавать тонкие нюансы собственных эмоциональных реакций и переживаний других людей. Вместе с тем, они лучше управляют своими эмоциями, настроениями, чем подростки, что в значительной степени обусловлено дальнейшим развитием воли. Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением. В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются такие волевые качества, как настойчивость, упорство, инициативность, самостоятельность, самообладание, решительность. Особо следует отметить способность юношей и девушек ставить перед собой большие, определенные цели и стремиться к их достижению. Именно в целеустремленности наиболее ярко проявляются взаимосвязи изменений интеллекта и эмоционально-волевой сферы с главными новообразованиями в сфере личности старшеклассников: профессиональным и нравственным самоопределением; развитием сознания и формированием мировоззрения.

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения. Собственное мировоззрение представляет собой целостную систему взглядов, знаний и убеждении своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и способность к абстрактно-теоретическому мышлению.

Ж. Пиаже, Н. С. Лейтес указывают на сильную склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных идей, на увлечение философскими настроениями. Для старшеклассников характерно стремление заново и практически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.д. Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории-действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: "пренебрежительного отношения к советам старших, недоверие и критичность по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Юношеский эгоцентризм является также причиной того, что юноши невнимательны к родителям, поглощенные собой, они видят их только в каких-то определенных и не всегда привлекательных ролях. В то время как родители ждут от выросших детей тепла и понимания.

В такой ситуации юноша стремится опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции "повышенной подверженности" влиянию ровесников, которая обуславливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура).

Характерная черта юношеского возраста - формирование жизненных планов. Жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Путь, по которому намерен следовать человек.

ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД 2 ЭТАПА: 15 -18 лет – РАННЯЯ ЮНОСТЬ 18 - 23 -25 лет – ПОЗДНЯЯ ЮНОСТЬ

Юношеский возраст – завершающий этап вторичной социализации Главная социальная задача - выбор профессии Основные новообразования: личностное и профессиональное самоопределение Ведущий тип деятельности – учебно-профессиональная

Физическое развитие Биологически это период завершения физического созревания. Большинство юношей и девушек вступают в него уже постпубертатными. На долю этого периода выпадает задача устранения диспропорций в развитии, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания обычно завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать уже как принадлежащее к циклу взрослости.

Когнитивное развитие Основные характеристики внимания: внутреннее противоречие развития внимания: объем, переключение растут, но внимание становится более избирательным, зависит от направленности интересов. трудности концентрации, рассеянность неумение сосредоточиваться, отвлекаться от каких-то стимулов, раздражителей (Д. Хэмилтон: «невоспитанность» внимания)

Развитие памяти Ведущим является произвольное и осмысленное запоминание вербального и невербального материала Расцвет вербальной памяти (особенно при запоминании отдельных слов) Использование стратегий запоминания материала

Развитие мышления По Ж. Пиаже мышление достигло стадии формальных операций: гипотетико-дедуктивное мышление способность к абстракции способность формировать и перебирать альтернативы, гипотезы способность анализировать собственные мысли способность отделять логические операции от самих объектов

Развитие мышления Формально-логическое мышление - не синоним формальной логики! Задача Р. Уэйсона: Дано 4 карточки: Е(3), К(5), 4(У), 7(А) Инструкция: «Каждая из этих карточек имеет на одной стороне букву, на другой – число. Правило: если на одной стороне карточки стоит гласная, то на другой должно быть четное число. Скажите, какие карточки нужно перевернуть, чтобы проверить, соблюдается ли это правило. Переворачивать надо только те карточки, которые могут нарушить правило!»

Развитие мышления Свои новые способности подростки и юноши применяют выборочно, к тем сферам деятельности, которые для них наиболее значимы и интересны. Для выявления реального интеллектуального потенциала следует выделить сферу преобладающих интересов личности!

Развитие мышления А. Арлин: Ж. Пиаже заканчивает развитие интеллекта стадией решения проблем. Но есть и более высокий уровень - способность находить и ставить проблемы. Свойства этой стадии: нестандартный подход к уже известным проблемам умение включать частные проблемы в общие постановка плодотворных общих вопросов даже на основе плохо сформулированных задач. .

Основные характеристики мышления: склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию (Ж. Пиаже, И. С. Кон, Н. С. Лейтес) интеллектуальное экспериментирование, интеллектуальные игры Отвлеченные рассуждения также необходимы, как «почему? » дошкольника! Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности. *Отсюда - увлечение научной фантастикой, фэнтэзи, Толкиеном, интерес к оккультизму, к измененным состояниям сознания и т. п.

Когнитивное развитие Юношеский возраст - период активного развития и проявления творческих способностей. Это связано с поиском себя, развитием сознания и личности, другое объяснение - сублимация. К 15 годам формируются когнитивные стили как индивидуальные способы переработки информации, идет формирование индивидуальных стилей умственной деятельности. Продолжает совершенствоваться метапознание (информационный подход) В возрасте 18 лет отмечается микровозрастной спад по большинству психофизиологических функций!

Эмоционально-личностное развитие Период повышенной эмоциональности: легкая возбудимость, страстность, частая смена настроений, высокая эмоциональная лабильность. По данным психиатра А. А. Меграбяна, после 13 -14 лет резко возрастает число личностных расстройств. По мнению психиатра А. Е. Личко, возраст от 14 до 18 лет - критический период для психопатий. В этом возрасте выражены акцентуации характера, что повышает возможность психических травм и отклоняющегося поведения. Одновременно с этим возрастают возможности психологической защиты.

Эмоционально-личностное развитие Итак, расширяется круг факторов, способных вызвать эмоциональное возбуждение. Но вместе с этим растет избирательность реакций. Исследование КГР (Г. Джонс, 1971) - 3 типа словесных стимулов: приятные, неприятные и безразличные. Общая эмоциональная реакция в юношеском возрасте выше, чем в подростковом. Но главное различие в избирательности: разница в уровне реакции на эмоционально заряженные и нейтральные стимулы у юношей гораздо больше, чем у подростков. Они лучше контролируют свои реакции, поэтому их труднее “завести”. У подростков отмечается “полевая реактивность” – для них почти все значимо.

Эмоционально-личностное развитие Продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции. Повышается саморегуляция эмоциональных состояний. В настоящее время юность не рассматривается как «невротический» период развития. Симптомы и тревоги, появляющиеся в юности - часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм. Ведение дневника - типичная форма конструктивного преодоления трудностей.

Коммуникативная сфера Общение со взрослым: Идет смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. “Мы и взрослые” – постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии. Продолжается эмансипация от родителей. К старшим классам поведенческая автономия, как правило, велика: самостоятельное распределение своего времени, выбор друзей, проведение досуга. «Конфликт отцов и детей» При всем стремлении к самостоятельности, имеется острая потребность в жизненном опыте и помощи старших.

Коммуникативная сфера Общение со сверстниками - это: важный специфический канал информации специфический вид межличностных отношений специфический вид эмоционального контакта. Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе двух противоречивых потребностей: обособления (приватизации) принадлежности (аффилиации).

Коммуникативная сфера Меняется представление о содержании такого понятия, как одиночество – оно приобретает психологический смысл, при этом имея не только отрицательную, но и положительную сторону. При этом сохраняется потребность в группировании со сверстниками. Типичная черта подростковых и юношеских групп – высокая конформность. Неокрепшее, диффузное “Я” нуждается в сильном “Мы”, которое утверждается в противоположность каким-то “Они”. Возникают неформальные группы.

Развитие самосознания Развитие самосознания – центральный психический процесс в подростковом и юношеском возрасте. Встают вопросы: “Кто я? ”, “Кем я стану? ”, “Каким я хочу и должен быть? ”. Главное приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Идет активное развитие Я-концепции, особенно ее когнитивного компонента. Это отражается в самоописаниях: они становятся разнообразнее, глубже, субъективнее, психологичнее. Самооценка становится адекватнее, приобретает автономию от внешних оценок. Уровень притязаний стабилизируется. После 15 лет отмечается рост самоуважения.

Развитие самосознания Вместе с осознанием своей уникальности приходит чувство одиночества. “Я” еще расплывчато, отсюда смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Растет потребность в общении и в то же время повышается его избирательность. Большинство исследований подтверждают, что переходный возраст сопряжен со значительными изменениями в Я-концепции, причем в основном в области будущего “Я” (оценка своих возможностей и перспектив).

Развитие самосознания Временная перспектива расширяется: как вглубь охватывает отдаленное прошлое и будущее, так и вширь - включает уже не только личные, но и социальные перспективы. Близкая перспектива становится менее значимой по сравнению с подростковым возрастом. Идет сближение личного и исторического времени. Ускоряется субъективная скорость течения времени. Э. Эриксон говорил о чувстве “остановки времени” в юношеском возрасте. По его мнению, это возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно.

Развитие самосознания Идея необратимости времени наталкивает на тему смерти. Тема смерти звучит остро, но неоднозначно: - возрождение иррациональных, безотчетных детских страхов - новая интеллектуальная проблема, связанная с идеей времени, которое кажется одновременно циклическим и необратимым - экзистенциальный аспект: ничего еще не сделано! Встает вопрос о смысле жизни. Даже в позднем юношеском возрасте многие решительно отказываются примириться с идеей собственной смерти. Да и вера в собственное физическое бессмертие не проходит сразу. Отсюда – игра со смертью, проверка судьбы в абсолютной уверенности, что все обойдется.

Формирование идентичности процесс самоопределения. Идентичность может быть понята в двух измерениях: временное - обеспечивает преемственность прошлого, настоящего и будущего. ситуативно-ролевое - удерживает в единстве многие ситуации и роли, в которых выступает человек. Формирование идентичности требует переосмысления своих связей с окружающими, особенно с родителями.

Линии развития неадекватной идентичности: § уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений § размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен § размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать внутренние ресурсы и сосредоточиться на чем-то главном § формирование “негативной идентичности”, отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания

Этапы и статусы идентичности по Дж. Марсиа: Диффузная (размытая) идентичность – первый этап. Если рассматривать его как форму идентичности, то характерным является состояние избегания решений, отказ от поиска идентичности, продление детства. Предрешенность (досрочная идентификация)– принятие на себя обязательств, не проходя через кризис идентичности, следуя чужому мнению, авторитету. Мораторий – как этап – является самым центром кризисного противоречия. Это собственно период построения своей идентичности, состояние поиска ответов на вопросы: “Кто я? ”, “Какой я? ”. Достижение идентичности (зрелая идентичность) – благополучное завершение кризиса идентичности, возникновение новой самотождественности. Люди связали себя обязательствами вследствие сделанного им выбора.

Юношеский кризис самоопределения Проблема юношеского самоопределения разбивается на два основных вопроса: - кем быть? – профессиональное самоопределение - каким быть? – ценностно-смысловое самоопределение, мировоззренческая проблема, поиск смысла жизни и выбор образа жизни. Именно с процессом самоопределения связан так называемый юношеский кризис. Основное противоречие кризиса – между сложностью и важностью жизненного выбора, который необходимо сделать, и нехваткой жизненного опыта юноши, незавершенностью процессов становления самосознания.

Идентификация со своей внешностью и со своим представлением о себе. Тело. Опьянение. Сексуальные влечения. Кризис личности в юности.

3.2. Самосознание в юности

Притязание на признание и формы участия в общественной жизни. Специфика половой идентификации в юности: идентификация со сво­им телом и всем физическим обликом; психический склад; поведение и ожидания юноши (девушки). Психологическое время в структуре юношеского самосознания. Отношение к жизни и смерти. Юношеская суицидальность.

Формирование образа своего места во всех реалиях человеческого существования: в предметном мире, в образно-знаковых системах, в природе, в реалиях социального пространства, в виртуальном мире. Самовоспитание в юношеском возрасте. Формирование жизненной позиции и этических убеждений. Воспитание чести, совести, чувства собственного достоинства. Чувство личности в юношеском возрасте. Развитие творческой активности как самовыражения. Юношеские дневники и их значение, нормирование мировоззрения.

Ориентация на снижение чувства личности.

Противоправное поведение в юности. Алкоголизм и наркомания.

Экологическое сознание в юношеском возрасте.

Психология национального самосознания.

Проблема позитивной социальной активности. Выбор жизненных целей и их реализация.

Особенности развития личности юноши в условиях депривации. Индивидуальные различия в юности.

РазделУ. ВЗРОСЛОСТЬ

Социальная ситуация жизни человека в период взрослости. Профес­сиональная и общественная деятельность. Семья. Характер одиночек.

Периоды взрослости.

Закономерности развития взрослого. Проблемы самореализации личности взрослого: на уровне высших духовных форм и на уровне «игры на понижение».

1. ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профессиональные и творческие достижения в различных видах деятельности взрослого человека. Стремление к новому и стереотип­ность в профессиональной деятельности.

Возможности учения в период взрослости. Формы и методы обуче­ния взрослых.

2. ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ

Деловое и непосредственное общение. Общение в производствен­ных группах и коллективах. Специфика общения мужчин и женщин. Любовь и семья как ценности. Дружеские объединения взрослых.

Игры взрослых.

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ

Познание как профессия. Познавательные интересы взрослых, не связанные с профессиональной деятельностью.

4. ЛИЧНОСТЬ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Особенности идентификации с собственным «Я». Социальная ак­тивность взрослого человека. Значение активности в профессиональ­ной деятельности для развития человека как личности, субъекта дея­тельности и индивидуальности.

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.

Жизненный план - широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л. С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую » регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее - центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества2. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально «успеть», в нужное время сделать следующий шаг.

Эти ориентиры не всегда известны современным старшеклассникам, кроме того, сами эти ориентиры в последние десятилетия подверглись существенному пересмотру. Подрастающее поколение зачастую предоставлено само себе, вынуждено самостоятельно разрабатывать жизненные цели и находить способы их выполнения. В результате многие аспекты своей будущей жизни юноши и девушки воспринимают как проблемные. Если старшеклассники 1960-1970-х гг. ждали свое будущее с оптимизмом, то российские старшеклассники 1990-х гг. переживали свое будущее как проблему.

В западной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности. Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления , хотя переопределение идентичности может происходить также в другие периоды жизни. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?» В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связанные с семейными, тендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность (какая я дочь и внучка, спортсменка и студентка, будущий врач и будущая жена), противоречащие ей отбросить, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими. Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний :
- временная перспектива или расплывчатое чувство времени;
- уверенность в себе или застенчивость;
- экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли;
- ученичество или паралич трудовой деятельности;
- сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
- отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;
- идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем.

На этом сложном пути могут быть и неудачи. Диффузия идентичности (или ролевое смешение) характеризуется тем, что молодой человек в течение более или менее продолжительного времени не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности:
- диффузия времени - нарушение восприятия времени, проявляющееся двояким образом: либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности;
- застой в работе - нарушение работоспособности, выражающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям и сестрам; неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу;
- отрицательная идентичность проявляется, прежде всего, в отрицании, вплоть до презрения, всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на «противоположное» - опасный, вредный, нежелательный образец, от которого настойчиво предостерегают (алкоголь, наркотики).

Эриксон ввел понятие «психосоциальный мораторий » для обозначения определенного интервала времени между подростковым периодом и взрослостью, когда общество терпимо относится к пробам различных социальных и профессиональных ролей молодыми людьми. Так, системе высшего образования иногда приписывают, среди прочих, роль отсрочки окончательного выбора взрослых ролей.

Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я, а может протекать и в кризисных формах.

Многие исследования посвящены развитию и качеству Я - концепции у молодых людей, исследованию соотношений между Я - реальным и Я - идеальным, особенно важным в этот период. Подчеркивается, что по мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения, складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению.

Переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность » встречается достаточно часто и порой толкает молодых людей на неоправданный риск. Отрицательная Я-концепция (проявления которой - низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, конформистскую позицию, деградацию, агрессивность и, наконец, преступность. Развитию самосознания и личности Л. С. Выготский отводил в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Тенденция воспринимать свои переживания как уникальные имеет опасность перерасти в отгороженность и замкнутость, основанные на ошибочной убежденности в том, что понять его особый внутренний мир не сможет никто. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу: как и почему поступил в тех или иных обстоятельствах, проявил себя умно, сдержанно или вел себя развязно, или пошел на поводу у другого.

«Я собрался зайти к старику Спенсеру, моему учителю истории, попрощаться перед отъездом...
- Значит, ты уходишь от нас?
- Да, сэр, похоже на то.
- Что же тебе сказал доктор Термер?
- Ну... всякое. Что жизнь - это честная игра. И что надо играть по правилам. Он хорошо говорил. Все насчет того же...
- Как же твои родители отнесутся к этому?
- Как сказать... Рассердятся, наверно, - говорю. - Ведь я уже в четвертой школе учусь.
- Эх! - говорю. Это у меня привычка говорить «Эх!», отчасти потому, что у меня не хватает слов, а отчасти, что я иногда веду себя не по возрасту. Мне тогда было шестнадцать, а теперь мне уже семнадцать, но иногда я держусь так, будто мне лет тринадцать. Ужасно нелепо выходит. Так про меня все и говорят, особенно отец. Люди всегда думают, что они тебя насквозь видят. Мне-то наплевать, хотя тоска берет, когда тебя поучают - веди себя как взрослый. Иногда я себя веду так, будто я куда старше своих лет, но этого-то люди не замечают. Вообще ни черта они не замечают» (Сэллинджер Дж.А. Над пропастью во ржи: Повесть. Рассказы. Ростов н/Д, 1999. С. 246-247).

Размышляя о чертах характера, о своих достоинствах и недостатках, молодой человек начинает всматриваться в других людей, сопоставлять свойства их личности и поведения и собственные, отыскивать сходство и непохожесть. Это познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования. Во многих личных дневниках молодых людей находит выражение стремление к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над собой. (Вообще, юношеские дневники выполняют множество важных функций: фиксации воспоминаний, которые придают жизни преемственность и непрерывность; эмоционального катарсиса; замены партнера по общению или «идеального друга»; творческого самовыражения и др.)

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни. В юности создаются благоприятные условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перспективы и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному смыслу жизни. Активно развивается в юности сфера чувств . Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся горизонтов создают у юношей и девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, например, когда взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.

Юность - это период, которому свойственны противоречивые переживания, внутреннее недовольство, тревожность, метания, но они менее демонстративны, чем в подростничестве. Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

«Несмотря на то, что наши рассуждения для постороннего слушателя могли показаться совершенной бессмыслицею - так они были неясны и односторонни,- для нас они имели высокое значение. Души наши так хорошо были настроены на один лад, что малейшее прикосновение к какой-нибудь струне одного находило отголосок в другом. Мы находили удовольствие именно в этом соответственном звучании различных струн, которые мы затрагивали в разговоре. Нам казалось, что недостает слов и времени, чтобы выразить друг другу все те мысли, которые просились наружу» (Толстой Л.Н. Отрочество // Избранные произведения. М., 1985. С. 222).

В то же время эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего , с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Важно осознавать, что это отражение собственного интеллектуального и морального поиска, стремление критически переосмыслить «азбучные истины» и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательные.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама