THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Задачи и функции

отдела защиты государственной тайны и мобилизационной подготовки

Задачи отдела защиты государственной тайны и мобилизационной подготовки:

1. Обеспечение установленного в Управлении режима секретности и ведении секретного делопроизводства в соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г № 3-1 (далее – Инструкция № 3-1).

2. Организация мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и осуществление контроля за их проведением в структурных подразделениях Управления.

3. Организация мероприятий по гражданской обороне , защите государственных гражданских служащих и персонала по охране и обслуживанию зданий Управления (далее – служащие) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Управлении и структурных подразделениях Управления.

4. Выполнение задач, возложенных на Управление в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, гражданской обороны и защите служащих от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация секретного мобилизационного и несекретного делопроизводства.

Функции отдела защиты государственной тайны и мобилизационной подготовки:

1. Планирование, разработка и осуществление мероприятий по обеспечению режима секретности в Управлении при проведении секретных работ в соответствии с Инструкцией № 3-1;

2. Принятие мер по выявлению и закрытию возможных каналов утечки сведений, составляющих государственную тайну, и по предотвращению разглашения указанных сведений при проведении всех видов секретных работ;

3. Организация и ведение секретного делопроизводства в Управлении, контроль за соблюдением установленного порядка работы с секретными документами.

4. Координация деятельности структурных подразделений Управления по вопросам защиты государственной тайны и контроль выполнения законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны;

5. Ведение учета нарушений режима секретности в аппарате Управления и структурных подразделениях Управления;

6. Участие в проведении служебных проверок в случае утраты либо хищении носителей сведений, составляющих государственную тайну, других нарушений режима секретности, а также по фактам разглашения сведений, составляющих государственную тайну;

7. Оформление допусков к государственной тайне работников Управления, руководителей структурных подразделений, руководителей саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, контроль сроков действия допусков;

8. Ведение учета осведомленности работников Управления в сведениях, составляющих государственную тайну, проведение инструктажа работников, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, при их командировании за границу;

9. Проведение инструктажа работников Управления, допущенных к государственной тайне, контроль знаний ими требований нормативных документов по режиму секретности;

27. Формирование установленной отчетности по предмету деятельности отдела.

28. Координация и контроль за деятельностью территориальных отделов Управления по вопросам деятельности Отдела.

29. Участие в проверках структурных подразделений Управления и подведомственных учреждений.

Затем специальные органы были созданы в Главном артиллерийском управлении, Центральном управлении военных сообщений, Управлении связи, Управлении снабжения и ряде других управлений.

К 1920 году создание штатных спецорганов в штабах фронтов, военных округов, армий и дивизий было в основном завершено, что на деле означало создание в Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) основ системы скрытого управления войсками (силами).

Следует особо отметить, что в этот период были разработаны и начали применяться первые советские военные спецдокументы, накапливался опыт организации и осуществления скрытой связи, создавались первые руководящие документы по спецслужбе, росли на практической работе кадры специалистов. Другими словами, были заложены основы службы защиты государственной тайны в Красной Армии и на Флоте.

В дальнейшем проходила оптимизация структуры, состава и численности Центрального шифротдела, который с 1926 года был преобразован во 2-й отдел Управления делами Народного комиссариата по военным и морским делам (НКВМД). В сентябре 1930 года этот отдел был преобразован в 7-й отдел штаба РККА, а 13 октября 1930 г.

Служба в згт

Выражаю уверенность в том, что и впредь специалисты режимно-специальных органов будут на высоком уровне обеспечивать защиту государственной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации. Желаю вам успехов в решении сложных государственных задач, доброго здоровья и личного благополучия.


Первый заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник А. КОЛМАКОВ. Дорогие друзья! Искренне и сердечно поздравляю личный состав и ветеранов Службы защиты государственной тайны Вооруженных Сил Российской Федерации с 90-й годовщиной со дня ее образования! За годы своей славной истории Служба прошла сложный путь становления вместе с развитием наших Вооруженных Сил и в настоящее время занимает достойное место в системе управления войсками.

Внимание

С момента зарождения и на протяжении всей своей истории специальные органы стояли на страже государственных интересов, являлись надежным гарантом сохранения государственных и военных секретов. В Службе накоплен богатейший опыт в области организации и обеспечения скрытого управления войсками и защиты государственной тайны в Вооруженных Силах.


Важно

Однако главное ее богатство - люди. Специфика деятельности спецорганов предъявляет особые требования к тем, кто в них работает и проходит военную службу. Решая сложные и важные задачи, стоящие перед Службой, личный состав вписал немало славных страниц в боевую летопись наших Вооруженных Сил, проявив при этом мужество, самоотверженность, высокий профессионализм и верность воинскому долгу.

Служба в згт по контракту

Количество лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в воинских частях (организациях) должно быть максимально ограничено. На основании письменных решений вышестоящих командиров воинских частей в номенклатуре должностей (форма N 3) определяются должности, при назначении на которые лицам оформляется допуск к государственной тайне по форме выше допуска к государственной тайне командира воинской части, в которой лицо проходит военную службу (работает). Решение о допуске таких лиц к государственной тайне в карточке (форма N 1) принимается командиром вышестоящей воинской части.

21. При оформлении номенклатуры должностей (форма N 3) необходимо учитывать следующее:

В случае если пункт Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию, предусматривает разные степени секретности, дополнительно указывается абзац (графа) данного пункта, например: «работа со сведениями, раскрывающими. (абз. 1 п. 1 (гр. 6) - совершенно секретно» или «учет, хранение. носителей сведений, раскрывающих. (абз. 1 п. 1 (гр. 8) - секретно»;

з) в дополнениях к номенклатуре должностей порядковые номера указываются в возрастающей последовательности, начиная с единицы, независимо от структурных подразделений.

Срочная служба в згт

При этом на первом листе карточки (форма N 1) делается соответствующая предупредительная надпись, например: «Внимание! Оформлен лист N 2», а в графе «Примечание» журнала учета (форма N 9) указывается количество листов в карточке (форма N 1).

На новом листе карточки (форма N 1) в обязательном порядке заполняются позиции 1 и 2, вклеивается фотография, проставляются заверяющие ее записи, в том числе печать воинской части (организации), а также учетный номер карточки (форма N 1) и номер листа, например: «N М-15, лист N 2». Остальные графы заполняются только в случае отсутствия места на первом (предыдущем) листе карточки (форма N 1). Воинская часть (организация), оформившая допуск к государственной тайне лицам, состоящим на воинском учете, направляет в соответствующие военные комиссариаты по их запросам уведомления о форме допуска к государственной тайне, его номере, дате окончания проведения проверочных мероприятий, наименовании органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, а также сведения о фактах переоформления или прекращения допуска к государственной тайне.

Служба згт расшифровка

Вооруженных Сил, связанной с защитой сведений, составляющих государственную тайну.

Конечная цель этой работы – установление и соблюдение в Вооруженных Силах такого порядка, который бы исключил передачу сведений, составляющих государственную тайну и иных сведений, признаваемых органами военного управления не подлежащими оглашению.

– Какие технические средства используются специалистами Службы при выполнении перечисленных задач?

– В настоящее время на снабжении органов Службы защиты государственной тайны Вооруженных Сил находится несколько десятков типов современной специальной техники, вспомогательного оборудования и специальных аппаратных.

При непосредственном участии специалистов Управления ГШ ВС РФ продолжаются работы по созданию новых перспективных образцов техники специальной связи.

– В заключение, Евгений Николаевич, что бы вы хотели передать через наш журнал своим коллегам, ветеранам Службы в связи с ее 90-летием?

– Прежде всего, хочу отметить, что работники специальных органов были и являются сейчас образцом бдительности, преданности долгу, показывают пример беззаветного служения нашей Отчизне.

Среди них есть немало тех, кто с честью выполнял свой долг в «горячих точках», участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, в ходе проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе, операции по принуждению Грузии к миру в августе с.г.

Служба згт вс рф

В этот список была внесена информация, касающаяся экономики страны, и военного характера. Спустя пять лет перечень был расширен разделом «Информация иного рода». В частности, к государственной тайне военного характера относилась информация:

  • о дислокации войск;
  • о снабжении армии;
  • об обеспеченности военных частей;
  • о планах по мобилизации;
  • о состоянии военпрома;
  • о любых изобретениях для военной обороны;
  • о новой технике для армии;
  • о результатах договоренностей с иностранными государствами, касающихся развития и снабжения армии, учений и т.п.;
  • о способах борьбы с контрреволюцией и с процветающим шпионажем.

Эта редакция перечня тайных сведений стала самой точной и объективно подходила на несколько последующих десятилетий, не нуждаясь даже в малейших изменениях.

Интересно! Многие моменты сохранены и до сих пор, т.е. спустя столетие часть перечня остается актуальным.

Во времена Советской власти следующие изменения вносились уже после войны в 1947 году. Но в части, касающейся армии, ничего не поменялось, только был добавлен четвертый раздел, относительно экспорта/импорта, добычи драгметаллов, геозапасов.

Служба згт вакансии

Существенным изменением можно было назвать и добавление пункта, дающего полномочия правительству своими отдельными решениями признавать те или иные сведения секретными.

Как регламентируется ЗГТ в настоящее время

Понятие государственной тайны есть и в современной России, защита её регламентируется Конституцией страны (статьёй 29) и двумя ФЗ (о гостайне и о безопасности).

Сразу стоит отметить, что ЗГТ не противоречит Конвенции о защите прав и свобод человека, и каждый гражданин действительно имеет право на получение и распространение информации без ограничений и препятствия властей и независимо от границ государства. Но в п.4 статьи 29 Конституции РФ отмечено, что распространению не подлежат сведения, отнесенные федеральным законом к «тайным».

В данный момент в этом законе в списке секретных сведений, подлежащих законной охране, всего 26 позиций. Отдельно расписаны критерии по степени секретности, таким образом выделяются данные под грифы:

  • «секретно»;
  • «совершенно секретно»;
  • «особой важности».

Также отделены виды информации, не составляющие гостайну, в частности, они касаются фактов нарушения прав человека, ЧП, состояния здоровья.

Особенности процедуры ЗГТ для лиц, находящихся на военной службе

Допуск к сведениям, признанным гостайной, не открывается автоматически под ту или иную должность, всё делается исключительно добровольно, т.к.

владение данными приводит к ряду ограничений.

Служба згт краснодар

В первые месяцы войны поток информации в несколько раз превосходил физические возможности личного состава спецорганов. Большие сложности возникали при осуществлении специальной связи со штабами соединений и частей, попавших в окружение, а также при ведении беспрерывных боев.
В любых условиях боевой обстановки спецорганы стремились обеспечить командование бесперебойной спецсвязью, применяя различные методы ускоренной обработки информации. Личный состав службы во время войны проявил исключительное мужество и высокое мастерство, работая в неимоверно сложных и трудных условиях под бомбежками и артиллерийско-минометным огнем, в землянках и блиндажах.

- Например? - Дети гордятся своим отцом, который является офицером Вооруженных Сил.

Они просто поделились в Интернете своей радостью, а информация о том, в какой должности и где служит отец, чем занимается или куда откомандирован, не просто ушла, а стала доступной спецслужбам. И таких примеров можно привести очень много. В такой ситуации мы вынуждены проводить активную работу с недобросовестными респондентами.

И сегодня уже можно констатировать: нам удалось добиться того, что информация закрытого характера практически уже не размещается в российском сегменте глобальной сети. НАША СПРАВКА .

Служба згт википедия

Хочется верить, что безуспешно. - Разумеется. Кроме того, спецслужбы пытаются добыть информацию, которая имеется и в открытых средствах, таких как Интернет. Допустим, вполне безобидная, на первый взгляд, страничка, на которой пользователи российского Интернета пытаются найти одноклассников, подчас становится причиной серьезного беспокойства. Если ее внимательно проанализировать, то оказывается, что на сайте опубликована информация, которую при всем желании нельзя отнести к разряду «открытых» сведений о Министерстве обороны и других силовых ведомств страны. НАША СПРАВКА . 18 августа 1941-го было создано Управление шифровальной службы Генерального штаба РККА общей численностью 197 военнослужащих и 50 служащих. В ходе Великой Отечественной войны Восьмым управлением и 8-ми отделами штабов фронтов и округов проводилась постоянная кропотливая работа по отбору, оформлению допусков, назначению на должности личного состава спецорганов.
Движение личного состава было большим.

В Вооруженных Силах РФ планируется ежегодно отмечать День службы защиты государственной тайны

Всего за годы войны было сформировано и переформировано 5.530 спецорганов, на укомплектование которых было направлено 15.634 специалиста. Общие потери и в течение войны составили 6.734 человека, из них боевые - 2.163 человека. Важнейшей задачей, которая занимала главное место в деятельности спецорганов во время войны, являлось обеспечение командования всех уровней специальной связью.

Служба згт вакансии спб

Его разбудили, он уже понимал, что встрял конкретно, телефон отобрали, грозились строгим выговором, заставили сообщить пароль и телефон сразу ушёл в службу ЗГТ на проверку секретной информации, фотографий и переписок. Фотографий не было, а из переписок лишь с друзьями с незначительными рассказами об армии, но на утро командир роты всё равно устроил ему занятия действий по химической атаки с элементами уборки и физической подготовки.

Спасибо за то, что посетили мой блог, если вам понравилось — ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте и задавайте вопросы.

А тем кому скоро нужно будет отправиться на срочную службу могу посоветовать лишь одно, не переживайте, службу нужно пережитьс юмором, так оно легче.

Служба згт история

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и судей, которые ранее допускались к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»; е) прием на военную службу (работу) лица, у которого в карточке (форма N 1) в позиции 7 проставлена особая отметка органа безопасности; ж) прием на военную службу (работу) лица, пребывающего в запасе, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев; з) призыв лица, пребывающего в запасе, карточка (форма N 1) которого хранится в военном комиссариате, для прохождения плановых военных сборов на воинских должностях, замещение которых предусматривает работу со сведениями, составляющими государственную тайну, если с даты принятия военным комиссаром решения о его допуске к государственной тайне прошло более 6 месяцев; и) прием на военную службу (работу) лица, у которого в карточке (форма N 1) в позиции 10 имеется отметка о нарушениях режима секретности и (или) наличии оснований для отказа в допуске к государственной тайне.

В случае возникновения обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами «а» - «и» настоящего пункта являются основанием для переоформления лицу допуска к государственной тайне, командир воинской части принимает решение о возможности или невозможности дальнейшей работы лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

РККА, ставший центральным шифровальным органом РККА.

Его работа в основном велась по следующим направлениям:

  • изучение теоретического и практического наследия прошлого по криптографии;
  • совершенствование издаваемых документов скрытой связи;
  • разработка и ввод в действие единых руководящих документов;
  • подбор и подготовка кадров;
  • совершенствование организационной структуры;
  • внедрение средств механизации специальной связи;
  • обобщение опыта работы спецорганов в боевых условиях.

– Где и как готовились тогда кадры специалистов?

– Как известно, таких специалистов у молодой Красной Армии не было. На первых порах их подготовка осуществлялась на рабочих местах в ходе практической работы.

С 15 ноября 1929 г. в Москве при 2-м отделе Управления делами НКВМД начали функционировать специальные курсы усовершенствования среднего и старшего начальствующего состава со штатной численностью слушателей общевойскового отделения 70 чел. и морского – 25 чел. Курсы были сформированы в сокращенном варианте без аппарата управления и командно-преподавательского состава и прикомандировывались к Военной академии имени М.В.

Эта дата стала датой образования нынешнего основного военного учебного заведения по подготовке специалистов службы защиты государственной тайны – Краснодарского высшего военного училища (военного института) имени генерала армии С.М.

Справки о допуске (формы N 6 - 8) подшиваются в дело со справками о допуске к государственной тайне по новому месту военной службы (службы, работы) лица. Службы ЗГТ на основании указаний командиров воинских частей выдают лицам, убывающим к новому месту военной службы (работы), справки по соответствующей форме (формы N 6 - 8) и делают об этом в графе 7 журнала учета выдачи справок о допуске (форма N 13) отметку «Представлена в войсковую часть _____ (организацию)».

Если карточка (форма N 1), направленная по новому месту военной службы (работы) лица в воинскую часть (организацию), не поступила в 6-месячный срок, командир воинской части уведомляет (письменно) об этом вышестоящую службу ЗГТ и воинскую часть (организацию), направившую карточку (форма N 1). Командир воинской части, получивший уведомление, организует служебное разбирательство по данному факту, копию которого направляет в адрес воинской части (организации), обратившейся по данному вопросу.

В случае, если место нахождения карточки (форма N 1) служебным разбирательством установлено не было, то лицу в установленном порядке оформляется новый допуск к государственной тайне, о чем информируются вышестоящая служба ЗГТ и орган безопасности. При этом в письме, предусмотренном подпунктом «а» пункта 35 настоящей Инструкции, дополнительно указываются причины оформления допуска к государственной тайне и результаты служебного разбирательства.

Управление шифровальной службы Генерального штаба было преобразовано в Восьмое управление Генерального штаба, которое так именуется и до настоящего времени.

За годы войны было сформировано и переформировано 5530 спецорганов, на укомплектование которых было направлено 15634 специалиста, боевые потери которых в годы Великой Отечественной войны составили 2163 человека.

Имеется немало примеров самоотверженных действий шифровальщиков в боевых условиях. Кроме умения работать и строго хранить тайну шифрованной переписки, на них возлагалась огромная ответственность за качество работы.

От шифровальщиков требовалось предельное внимание и высокая точность, они не имели права допустить ошибку в тексте шифртелеграмм. В условиях гибели корабля или окружения частей – шифрработники в первую очередь заботились о спасении документов, а потом уже о собственной безопасности. Об этом свидетельствуют многочисленные факты и воспоминания.

Вот один лишь пример. В воскресенье 20 июля 1941 г. Северный флот понес от вражеской авиации самый тяжелый урон за всю войну.

В этот день в Екатерининской гавани у мыса Сизый на якоре стоял новейший эсминец «Стремительный». На него вышли 11 вражеских бомбардировщиков Ю-88. В результате прямого попадания трех бомб эсминец разломился пополам.

В течение двух-трех минут шкафут и ют затонули. Носовая часть эсминца продержалась на плаву около двадцати минут. В этой ситуации оставшийся в живых командир отделения специальной кодированной связи Н.

Служба в згт после срочной службы

При прекращении в воинской части (организации), где хранится дубликат карточки (форма N 1), допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции, в воинскую часть (организацию), где хранится карточка (форма N 1), направляется уведомление (примерный образец N 4) с приложением дубликата карточки (форма N 1), в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления (примерный образец N 4), направляемого в соответствии с пунктом 49 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения воинской части (организации), где хранится карточка (форма N 1).

При прекращении в воинской части (организации), где хранится карточка (форма N 1), допуска к государственной тайне в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 14 настоящей Инструкции, в воинскую часть (организацию), где хранится дубликат карточки (форма N 1), направляется уведомление (примерный образец N 4) с приложением карточки (форма N 1), в позиции 10 которой делается соответствующая отметка. Копия уведомления (примерный образец N 4), направляемого в соответствии с пунктом 49 настоящей Инструкции, дополнительно направляется в орган безопасности по месту расположения воинской части (организации), где хранится дубликат карточки (форма N 1).

Служба в згт вакансии

При написании важных государственных или военных распоряжений издревле прибегали к шифрованию текста древнерусской тайнописью – тарабарской грамотой, затем документ упаковывали в холщовый чехол, который опечатывали восковой печатью и направляли адресату с доверенным гонцом.

С образованием Русского централизованного государства в конце XV в. был сформирован аппарат государственного управления с его высшими, центральными и местными органами государственной власти и управления. Способы защиты государственной тайны постоянно усложнялись путем использования различных азбук, сложной цифровой тайнописи, обратного письма и иных способов.

Первым из дошедших до наших дней и хранящихся в Российском государственном архиве древних актов отечественных шифров является введенный в действие 18 августа 1633 г.

в Посольском приказе шифр патриарха Филарета. Этот документированный факт свидетельствует о внедрении отечественного шифра на государственном уровне в ведомстве иностранных дел России.

В дальнейшем при царе Алексее Михайловиче тайнопись получает более широкое распространение, например, известна «потаенная» (двухкратная) тайнопись князей Борятинских 1675 г.

Петр I потребовал использования шифров в массовом количестве и сам лично занимался шифрованием депеш.

Служба в згт в армии

Так же в телефонах сержантов или командиров взводов, в редком случае срочников некоторые особые люди хранят расписания занятий, что конечно запрещено. Телефоны на системе андройд даже полковникам на территории части использовать запрещено, все по приходу в часть должны сдавать в специально отведенные ящики и иметь карточку сдачи телефона, где указана модель, сим. карта и даже серийный номер телефона.

Забавный факт, что в приказе который приходил именно к нам в часть про ios сказано не было. Такой закон вступил в силу вовремя моей службы в 2018 году первого марта, в которым было даже указано, какие модели телефонов разрешены на территории воинских частей, а именно: Nokia 105, Nokia 1280,Nokia 3310 (образца 2000 года выпуска),Samsung GT-E1080,Samsung GT-E1100T,Samsung GT-E1200,Samsung GT-E1272,Билайн A 105,Alcatel OT-1009X,Alcatel OT-1016D,Alcatel One Touch 208,Philips

Но видимо в армии продолжается год сурка и снова в марте этого года вышел очередной закон про мобильные телефоны —

Государственной тайной называют сведения, утечка которых сторонним лицам, а также использование без надлежащего порядка и не в служебных целях способно причинить ущерб государству.

Непосредственно защитой государственной тайны (сокращенно – ЗГТ) называют комплекс мероприятий, направленных на четкое определение секретных сведений и недопущение их разглашения и распространения. Военнослужащие, в силу особой специфичности своей профдеятельности, являются теми лицами, которым с целью защиты безопасности страны и целостности её территории доверено выполнение многих мероприятий ЗГТ. В обязательном порядке соблюдается установленная для армейцев процедура допуска к тайным сведениям, а также проводятся скрытые проверки сохранности информации, ведется учет осведомлённости лиц и регламентирована защита засекреченных сведений после того, как военнослужащему был прекращен допуск к гостайне.

История ЗГТ в армии: первые нововведения в царской России

На самом деле защите государственных секретов, в особенности связанных с ведением военной службы, имеющимися фондами, запасами, стратегиями подготовки и особенностями действий служащих, уделяли повышенное внимание ещё со времён Российской империи. Это не новшество, вызванное некоторыми политическими и военными нестабильностями в мире, а вынужденная важная мера безопасности армии.

История законодательного регулирования ЗГТ в армии и в России ведет официальный отсчет ещё с 1724 года, именно в тот год Петром Первым был подписан указ «О делах тайности подлежащих». На основании данного царского указа даже неумышленное разглашение тайных сведений относилось к числу государственных преступлений и подлежало серьёзному наказанию.

Интересно, что в Российской империи хоть и ввели гостайну с законной защитой таких сведений, централизованную систему охраны данных не разработали. С четкостью понимания секретности данных тоже были проблемы. ЗГТ занимались несколько ведомств отдельно (Департамент полиции, Военное ведомство, а также Иностранных дел), каждое в пределах своего масштаба обеспечивало и контролировало защиту.

Общий, касающийся внешней безопасности России специальный перечень сведений и изображений, впервые был издан и утвержден в 1914 году. Согласно ему разглашение секретных данных и информации подвергалось уголовному наказанию.

С приходом Советской власти мероприятия по ЗГТ стали более масштабными, жёсткими. В октябре 1921 года Совет народных комиссаров составил свой перечень данных, которые отныне являлись секретными и подлежали строжайшему сохранению. В этот список была внесена информация, касающаяся экономики страны, и военного характера. Спустя пять лет перечень был расширен разделом «Информация иного рода». В частности, к государственной тайне военного характера относилась информация:

  • о дислокации войск;
  • о снабжении армии;
  • об обеспеченности военных частей;
  • о планах по мобилизации;
  • о состоянии военпрома;
  • о любых изобретениях для военной обороны;
  • о новой технике для армии;
  • о результатах договоренностей с иностранными государствами, касающихся развития и снабжения армии, учений и т.п.;
  • о способах борьбы с контрреволюцией и с процветающим шпионажем.

Эта редакция перечня тайных сведений стала самой точной и объективно подходила на несколько последующих десятилетий, не нуждаясь даже в малейших изменениях.

Интересно! Многие моменты сохранены и до сих пор, т.е. спустя столетие часть перечня остается актуальным.

Во времена Советской власти следующие изменения вносились уже после войны в 1947 году. Но в части, касающейся армии, ничего не поменялось, только был добавлен четвертый раздел, относительно экспорта/импорта, добычи драгметаллов, геозапасов. Существенным изменением можно было назвать и добавление пункта, дающего полномочия правительству своими отдельными решениями признавать те или иные сведения секретными.

Как регламентируется ЗГТ в настоящее время

Понятие государственной тайны есть и в современной России, защита её регламентируется Конституцией страны (статьёй 29) и двумя ФЗ (о гостайне и о безопасности).

Сразу стоит отметить, что ЗГТ не противоречит Конвенции о защите прав и свобод человека, и каждый гражданин действительно имеет право на получение и распространение информации без ограничений и препятствия властей и независимо от границ государства. Но в п.4 статьи 29 Конституции РФ отмечено, что распространению не подлежат сведения, отнесенные федеральным законом к «тайным». В данный момент в этом законе в списке секретных сведений, подлежащих законной охране, всего 26 позиций. Отдельно расписаны критерии по степени секретности, таким образом выделяются данные под грифы:

  • «секретно»;
  • «совершенно секретно»;
  • «особой важности».

Также отделены виды информации, не составляющие гостайну, в частности, они касаются фактов нарушения прав человека, ЧП, состояния здоровья.

Особенности процедуры ЗГТ для лиц, находящихся на военной службе

Допуск к сведениям, признанным гостайной, не открывается автоматически под ту или иную должность, всё делается исключительно добровольно, т.к. владение данными приводит к ряду ограничений. Предварительно лицо, которому предполагается открыть доступ, подвергается проверке компетентными органами, это МВД, ФСБ, МИД, Минздрав. Проверяются:

  • данные, указанные кандидатом при заполнении соответствующей анкеты;
  • сведения о родных;
  • наличие судимостей;
  • факты проживания за границей страны;
  • психическое состояние.

С целью недопущения проблем в ходе проверочных мероприятий лицо, заполняющее анкету обязано предоставлять только правдивые ответы. Результатом проверки может быть как разрешение на открытие военнослужащему допуска, так и отказ, причем отказавшая структура не обязана давать отчет кандидату о причинах отрицательного решения.

Основаниями отказа как правило становятся:

  • присутствие в биографии судимости;
  • диагностируемые случаи нервных расстройств;
  • обнаружение компрометирующей информации о близких родственниках;
  • долговременное проживание за границей, в т.ч. проживающие постоянно за пределами РФ члены семьи кандидата;
  • проблемы с ЗГТ ранее.

Военнослужащим, получившим доступ к ГТ, вменяется в обязанность строгое соблюдение инструкции МО РФ и отдельных требований по обращению с документами, вещами и носителями информации, установленных для работников режимных объектов.

В процессе службы лица проводятся периодические проверки, гарантирующие ЗГТ. По окончании срока действия допуск может быть продлен. Если принято решение о закрытии допуска лица к секретным сведениям, это не означает, что с военнослужащим автоматически разрывается контракт. Переход на другую работу (например, в иную военчасть) не может считаться основанием для прекращения выданного ранее допуска, если по сути человек будет продолжать такую же деятельность, как и раньше, однако документальное ознакомление с содержанием ГТ и обязательства по её сохранению на новом месте службы проводятся обязательно.

В современных условиях радиоэлектронная борьба (РЭБ) является одним из основных видов оперативного обеспечения боевых действий войск. Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов показывает, что применение сил и средств РЭБ может привести, например, к повышению боевого потенциала сухопутных войск в 1,5-2 раза, снижению потерь авиации в воздухе в 4-6 раз, а боевых кораблей в 2-3 раза. Вклад РЭБ в решение такой важнейшей оперативной задачи войск, как дезорганизация систем управления войсками и оружием противника, может достигать 70 %.

Служба РЭБ прошла трудный путь своего становления в нашей ракетной армии. От решения узконаправленных вопросов радиоэлектронного противодействия до решения вопросов боевого обеспечения.

Первым начальником службы радиоэлектронного противодействия в 1971 году был назначен подполковник Иовлев Геннадий Павлович. Благодаря своим организаторским способностям, большому опыту, инженерному «чутью», при нехватке специалистов и специальной техники в войсках, ему удавалось решать поставленные задачи на самом высоком уровне.

Дальнейшее становление и совершенствование службы радиоэлектронной борьбы продолжил полковник Евдокимов Юрий Михайлович. Под его руководством были развернуты работы по подготовке и постановке на боевое дежурство узлов комплексного технического контроля (УКТК).

Назначенный в 1981 году на должность начальника службы полковник Верблюдов Виктор Васильевич, с присущей ему целеустремленностью продолжил работу по совершенствованию способов защиты ракетного вооружения от высокоточного оружия.

В 1988 году на должность начальника службы назначается Жихалкин Федор Федорович. В ходе организационно-штатных мероприятий, проводимых в 90-х годах, при сокращении общей численности штата службы, ему удалось не только сохранить кадры, но и повысить количественные и качественные показатели РЭБ. Узлы комплексного технического контроля оснащаются новыми образцами измерительной техники, на боевое дежурство ставятся новые комплексы, позволяющие повысить эффективность контроля.

Усилиями службы РЭБ армии в середине 90-х годов на территории Западной Сибири на базе УКТК соединений разворачивается пеленгационная сеть коротковолнового диапазона радиоволн. Большое внимание уделяется подготовке кадров для войск, лабораторий и учебных заведений. Многие офицеры стали впоследствии начальниками служб РЭБ дивизий, старшими преподавателями ввузов, кандидатами наук, первоклассными специалистами. Среди них полковники Сомов Ю.И., Линник М.Ю., Мансуров Р.Г., Парфенчик Ю.М., Панков Г.К. и Чугунов В.С.

В период, когда службу РЭБ возглавлял полковник Некрасов Сергей Валентинович, продолжалась работа по совершенствованию организации службы в соединении.

В 2001 году на должность начальника службы РЭБ был назначен подполковник Дротенко Александр Геннадьевич, который благодаря своим высоким профессиональным и морально-деловым качествам за большой вклад в развитие службы РЭБ объединения досрочно получил воинское звание полковник.

С 2003 по 2009 год службой РЭБ Омской ракетной армии руководил полковник Сахно Юрий Авангардович. С 2009 года начальником службы РЭБ назначен подполковник Антонов Владислав Геннадьевич. Обязанности старшего офицера службы с 2008 года исполняет подполковник Скутин Олег Леонидович.

Специальная служба с момента своего образования занимается вопросами гарантированной защиты ядерного оружия от несанкционированного применения путем блокировки систем боевого управления и пуска ракет.

Руководство реализацией данного комплекса организационных и технических мероприятий в 7 ОРК было возложено на старшего офицера оперативного отдела корпуса майора Шафороста В.П.

Впоследствии, с образованием ракетной армии, вопросами блокировки занимались старшие офицеры оперативного отдела объединения по предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия: подполковник Литвинов И.И. (1971-1972 гг.), а затем подполковник Шафорост В.П.

В этот период специальная служба активно решала свои задачи в связи с перевооружением дивизий «ОС» на новую боевую технику.

С 1977 по 1987 год руководство специальной службой осуществлял полковник Расторгуев Владимир Александрович. В 1979 году, с образованием специальной службы как самостоятельного подразделения управления армии, полковник Расторгуев В.А. стал первым начальником службы. В этот период специальная служба участвовала в наращивании боевой мощи ракетной армии, осваивая ракетные комплексы 15П018 и РСД-10, новые системы автоматизированного боевого управления как проводные, так и с использованием радиоканалов боевого управления; успешно выполнила комплекс мероприятий по постановке на боевое дежурство ракетных комплексов типа РСД-10 в Новосибирской и Барнаульской ракетных дивизиях; занималась вопросами подготовки офицеров дежурных боевых смен; приняла непосредственное участие в подготовке и проведении учебно-боевых пусков ракет из позиционных районов Алейской и Ужурской ракет ных дивизий.

В период с 1987 по 1990 годы специальную службу возглавлял полковник Макаров Борис Александрович, а с 1990 по 1995 годы — полковник Якимовец Александр Афанасьевич.

В этот период времени на специальную службу возлагались задачи поддержания постоянной боевой готовности ракетных комплексов, несущих боевое дежурство, а также предотвращения несанкционированных пусков ракет, подлежащих демонтажу.

В период с 1995 по 2001 годы во главе специальной службы — полковник Султанов Альфит Гаптельянович.

В 2001 году начальником специальной службы назначен полковник Тонеев Сергей Витальевич. С его приходом специальная служба армии заняла лидирующие позиции в Ракетных войсках стратегического назначения.

В 2002 году в связи с расформированием Читинского объединения в состав специальной службы 33-й ракетной армии вошли специальные службы Иркутской, Канской и Красноярской ракетных дивизий.

В 2003 году, благодаря высокой организации и качественной подготовке к проверке, объединение успешно сдало серьезный экзамен — проверку комиссией Управления начальника специальной службы Вооруженных Сил Российской Федерации с оценкой «отлично».

С 2005 года начальник специальной службы Омской ракетной армии — полковник Чигарёв Сергей Николаевич. В продолжение славных традиций в 2009 году ракетная армия вновь отчиталась в ходе инспекции начальника реорганизованной специальной службы Главного оперативного управлении Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации на оценку «отлично».

Специальная служба продолжает последовательно и успешно решать возложенные на нее задачи по поддержанию высокой боевой готовности ракетного вооружения и средств боевого управления, обеспечивая при этом гарантированную защиту ядерного оружия от несанкционированного применения.

В 1960 году первым начальником восьмого отделения учебного артиллерийского полигона был назначен подполковник Перов Александр Федорович, участник Великой Отечественной войны. Под его руководством в 1961 году специальный орган был реорганизован в восьмое отделение ракетного корпуса. В должности начальника отделения подполковник Перов А.Ф. состоял до 1967 года.

В 1967-1971 годах восьмое отделение (отдел) возглавлял подполковник Царик Петр Федорович, также участник Великой Отечественной войны. А в 1970 году восьмое отделение было реорганизовано в восьмой отдел. Этот руководитель внес большой вклад в патриотическое воспитание молодых офицеров, выпускников Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии Штеменко С.М.

С 1971 по 1974 год отделом командовал подполковник Курчаткин Юрий Александрович. 17 августа 1974 года специальный орган КП армии заступил на боевое дежурство. Первым руководителем подготовки личного состава к данному мероприятию был гвардии подполковник Курчаткин Ю.А. К тому времени он имел 32-летний стаж специальной работы, в том числе трехгодичный опыт организации скрытой связи, обеспечения командования специальной связью при ведении боевых действий во время Великой Отечественной войны.

В 1974-1990 годах отдел возглавляли подполковник Редько Виктор Михайлович, полковник Мусатов Михаил Павлович. В этот период специальные органы Вооруженных Сил страны переводились на новый парк электронной аппаратуры.

С 1990 по 1994 год отделом руководил подполковник Бабченко Николай Владимирович.

В период с 1994 по 2000 год отделом руководили полковник Антонов Владимир Викторович, полковник Ганжа Александр Васильевич. В это время в спецорганах объединения была проведена опытная эксплуатация и постановка на боевое дежурство нового поколения техники специальной связи.

С 2000 по 2002 год отделом руководил полковник Першин Вячеслав Викторович. Лично им проведена большая работа в вопросах совершенствования организации скрытой связи и боевого дежурства в спецорганах объединения.

С 2002 по 2007 год отделом (службой) руководил полковник Петухов Анатолий Витальевич. В это время, в связи с выходом в свет новых нормативных документов, проводилась работа по совершенствованию вопроса защиты государственной тайны. В 2003 году восьмой отдел реорганизован в службу защиты государственной тайны.

В 2007 году службу защиты государственной тайны Омской ракетной армии возглавил полковник Беспальков Евгений Анатольевич.

В 2000-2009 годах значительный вклад в организацию работы по обеспечению защиты государственной тайны и осуществлению специальной связи внесли и вносят офицеры службы подполковник Юров О.В., майор Авилов Д.А., подполковник Горбик Э.А., майоры Лагунов А.В., Майсурадзе П.К. и Табаченко П. Д.

В период проведения мероприятий по переводу Вооруженных сил Российской Федерации на новый облик, проводимых в 2009 году, служба защиты государственной тайны с достоинством и честью выполняет все поставленные задачи в обеспечении командования скрытой связью, обеспечении защиты государственной тайны и защиты информации от несанкционированного доступа на объектах вычислительной техники.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама