THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Санкт-Петербург: Пушкинский Фонд, 1999. - 21 с.

Маринеско был жестокий, агрессивный командир...

Эти страницы являются дополнительной главой к книге "Секреты Балтийского подплава"

Александр Маринеско - народный герой.

Народ сам избрал его в герои, и такое звание никому не отнять.

Штурман в торговом флоте, затем командир подводной лодки, герой войны - неправедно гонимый начальством, разжалованный, изгнанный с флота, затем несправедливо осужденный зек, Маринеско прожил всего пятьдесят лет и умер в 1963 году после тяжёлой болезни.

В 59-м году на первом сборе ветеранов-подводников в Кронштадте было выяснено, что по тоннажу потопленных вражеских судов первое место принадлежит Александру Маринеско.

Участник боёв на Балтике, бывший командир лодки, командир дивизиона подводных лодок, военный историк капитан 1 ранга В. А. Полещук писал в 75-м году: "За один боевой поход Маринеско уничтожил около 10 тыс. фашистов, - по существу, отправил на дно Балтики целую дивизию. Общий тоннаж потопленных капитаном 3 ранга А. И. Маринеско кораблей составил 52144 брт. По тоннажу потопленных судов противника Маринеско принадлежит первое место среди советских подводников".

В течение трёх десятилетий ветераны войны, общественность флота и всей страны бились за возвращение Александру Маринеско доброго имени.

В числе защитников Маринеско были легендарные адмиралы - бывший нарком ВМФ, опальный и разжалованный Герой Советского Союза адмирал Н. И. Кузнецов (воинское звание Адмирал Флота Советского Союза было возвращено Кузнецову только после его смерти) и бывший начальник Главного Морского штаба Герой Советского Союза Адмирал Флота Советского Союза И. С. Исаков.

Сопротивление властей и адмиралитета было бешеным.

Лишь в 1990 году Александру Маринеско было посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.

В нашем городе был утвержден проект памятника Александру Маринеско, утверждено место памятника - на Васильевском острове, возле Краснознаменного Учебного отряда подводного плавания, где Маринеско перед войной закончил командирские классы. Памятник почему-то до сих пор не установлен и даже не отлит.

А различные флотские вельможи, которые ненавидят само имя Маринеско, продолжают городить в своей печати старую клевету: "недисциплинированный, разгильдяй".

Не так давно была вытащена на свет старая сплетня, сочиненная в штабе Балтфлота в мае 45-го года: будто Маринеско боялся искать противника...

В моей книге "Секреты Балтийского подплава" (1996) я не стал трогать эту тему - уж больно она грязная.

Но читатели спрашивают: "А вот учёный профессор Доценко на основании документов (!) доказывает, что Маринеско был слабый, нерешительный командир. Что скажете?"

Давайте взглянем, какими документами оперирует В. Д. Доценко и каков уровень научной добросовестности самого Доценко.

Капитан 1 ранга, профессор военной истории Виталий Доценко выпустил в 1997 году книгу "Мифы и легенды русского флота" (СПб., ОАО "Иван Фёдоров"). В этой книге Доценко сожалеет, что "после устранения цензурных запретов многие исследователи (...) стали переписывать историю исключительно чёрными красками".

Академический учёный Доценко не скрывает, что Маринеско ему очень не нравится. И атаки Маринеско были, по мнению Доценко, неинтересными, и результаты слабые.

Чтобы посрамить Маринеско, Доценко приводит из истории Второй мировой войны цифры достижений фашистских и американских подводников (проф. Доценко якобы не видит разницы меж вольной охотой в океане и подводной войной в мелководной, тесной Балтике, где немцы выставили десятки тысяч мин и держали мощные противолодочные силы, - и ещё Доценко "забывает" указать, что в океанах ходили без прикрытия крупнотоннажные суда, а на Балтике ходили с мощным охранением небольшие транспорты).

Главным предметом "исследования" проф. Доценко взял последний боевой поход Краснознаменной подводной лодки "С-13" под командованием капитана 3 ранга (ещё не разжалованного в старшие лейтенанты) Маринеско.

Из этого похода, который длился с 20 апреля по 13 мая 45-го года, Маринеско вернулся без побед.

Проф. Доценко утверждает, что причина тому одна - Маринеско-де был никудышный, нерешительный командир. В доказательство (!) проф. Доценко извлекает из секретного архива ВМФ и цитирует три документа.

Интересная вещь: Доценко не даёт к цитатам сноски, не сообщает ни номеров фонда и описи дел, ни номера архивного дела, ни указания на листы дела, - то есть, научная ценность такого "цитирования" равна нулю.

В первом из цитируемых документов командир дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга Орёл перечисляет 7 случаев, когда, по мнению Орла, в данном походе "возможность атаки была упущена по вине командира", то есть по вине капитана 3 ранга Маринеско. Вывод Орла: "действия командира неудовлетворительные".

Второй документ рождён в следующей инстанции. Командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга Курников более категоричен: "командир ПЛ не стремился искать и атаковать противника". Эта формулировка противоречит заключению комдива Орла, но ни Курников, ни историк Доценко такой "мелочью" не смущаются.

Третий документ подписан в инстанции высшей и окончательной - начальником штаба КБФ контр-адмиралом Александровым. Приговор адмирала категоричен: "противника не искали, и свою задачу выполнили неудовлетворительно".

Здесь историк Доценко (с неким торжеством) пишет: "Как говорится, комментарии излишние".

Профессор Доценко совершенно зря написал эту фразу.

Именно тут и нужно начинать комментарии.

Дело в том, что профессор, офицер флота Доценко утаил от своих читателей важнейший факт в этой истории. В том злосчастном походе Маринеско не был самостоятелен. На борту "С-13" находился и опекал командира сам начальник Подводных сил Балтийского флота контр-адмирал Андрей Митрофанович Стеценко.

Подобная "забывчивость" проф. Доценко в его учёном труде равносильна прямой лжи.

Капитан 1 ранга Доценко совершил ошибку. Он решил, что коли он один допущен к секретным (всё ещё секретным!) документам, то он - монополист, он "приподнимет завесу секретности" - но рукою цензора.

Меж тем, присутствие адмирала на борту "С-13" сразу меняет весь расклад. Три бумажки, на которые с такой важностью ссылается Доценко, превращаются в фикцию.

О жестоком конфликте между Маринеско и адмиралом Стеценко во время боевого похода в апреле и мае 45-го года рассказал в 84-м году А. Крон в книге "Капитан дальнего плавания" (М., "Сов. пис."). Книга выходила под гнётом военной и политической цензур, поэтому Александр Крон о многом мог сказать лишь намёком.

Но видно, что обстановка была накалена до предела. Крон пишет, что у Маринеско оставалось последнее, дозволенное уставом, средство: записать в вахтенный журнал, что он, Маринеско, ввиду разногласий с начальством, слагает с себя обязанности командира корабля. В таком случае адмиралу Стеценко пришлось бы взять на себя командование подводной лодкой.

Честь боевого командира не позволила Маринеско доводить конфликт до глупости.

Историк Доценко также "забыл" поведать читателю, в каких условиях протекал этот последний военный поход. Несколько раз лодка "С-13" была буквально на волосок от гибели.

24 апреля 1945 года лодка выходила в атаку, когда её обнаружил "юнкерс". Командир лодки сманеврировал с уходом на глубину, 6 бомб разорвались у самого борта.

Почти каждую ночь Маринеско подвергался атакам немецких подводных лодок.

В подводном положении дизельная лодка имеет ход от электродвигателей. Для зарядки аккумуляторов лодке нужно всплыть и запустить дизель. От грохота собственных дизелей несовершенная акустическая техника лодки "глохла" - акустик не слышал тихого шума винтов вражеских лодок, которые шли в глубине под беззвучными электродвигателями. А грохот дизелей лодки, всплывшей для зарядки, разносился в море на много миль и был отличной "приманкой" для немецких командиров-подводников.

В те дни в Балтийском море находились лишь две подводные лодки Балтфлота. Им противостояли десятки немецких подводных лодок, которые защищали районы своего судоходства.

25 апреля ночью лодка "С-13" была атакована немецкой подводной лодкой. Командир уклонился маневром и увеличением хода, 3 торпеды впритирку прошли по корме.

27 апреля в полночь "С-13" была атакована из-под воды группой фашистских подводных лодок. Командир "С-13" уклонялся маневрами. Немцы произвели несколько залпов. Вдоль бортов "С-13" прошли 9 вражеских торпед.

30 апреля лодка "С-13" была атакована немецким бомбардировщиком. Командир уклонился и произвёл срочное погружение. 4 бомбы взорвались у борта. Пушечно-пулемётные очереди с самолёта прошли с запозданием, лодка уже была под водой.

2 мая ночью "С-13" была атакована немецкой подводной лодкой. Командир уклонился уходом на глубину. 2 вражеские торпеды прошли над лодкой "С-13" (эти сведения я привожу по рукописи воспоминаний Г. Зеленцова "Дороги из глубины", автор рукописи был в том походе на "С-13" старшиной-рулевым).

Я слышал мнение людей из послевоенного поколения, что Маринеско был такой простоватый "Иванушка-дурачок". Не нужно доверяться внешности. Фотографии обманчивы. Маринеско был жестокий, агрессивный командир. Чтобы уклониться от всех перечисленных выше вражеских атак, и остаться в живых, потребны были неимоверная воля Маринеско, отточенная и мгновенная реакция, необычайное мастерство механиков, рулевых, трюмных машинистов.

Маринеско воспитал свой экипаж "под себя". Маринеско переделывал "под себя" и железо лодки. Александр Крон пишет, что Маринеско обкорнал заборные патрубки цистерн главного балласта так, что лодка погружалась много быстрее, чем предусмотрено проектом. В нетвёрдых руках такое "конструктивное улучшение" привело бы к проваливанию лодки на глубину и к гибели. В руках команды Маринеско это изменение не раз спасало моряков "С-13" от немецких бомб и торпед.

А. Крон пишет, что в 60-м году в Центральном Военно-морском музее ему показали справку Главморштаба ВМФ, в справке говорилось: "...в боевых походах под командованием тов. Маринеско личный состав действовал слаженно, умело и самоотверженно, а сам командир показал высокое мастерство, решительность и храбрость в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками".

Это значит, что офицер ГМШ, который готовил справку, решительно пренебрег теми "документами", на которые сегодня ссылается учёный каперанг Доценко. Видимо, что автор справки не понаслышке знал историю конфликта Маринеско с адмиралом Стеценко.

Я не читал послужного списка адмирала А. М. Стеценко, это секретный документ, мне он недоступен. С марта 42-го года по февраль 43-го года Стеценко, в звании капитана 1 ранга, командовал бригадой подплава КБФ. Кампания 42-го года была временем наивысшей активности подводных сил КБФ за всю войну. Кажется, что роль командования бригадой в тот период должна быть весьма важной.

Но в академических научных изданиях под редакцией авторитетных историков капитана 1 ранга В. И. Ачкасова, капитана 1 ранга Г. А. Аммона ("Краснознам. Балт. флот...", 1973, "Боевая летопись ВМФ...", 1983) имя каперанга Стеценко вообще не упомянуто. Это очень нехороший знак. Если имя советского военачальника изымалось из официальной истории войны - значит, такой военачальник чем-то крепко замаран.

В 43-м году Стеценко перевели в Москву, в Главморштаб, сделали контр-адмиралом, начальником Управления подводного плавания (к боевым действиям это управление имело косвенное отношение).

А в апреле 45-го года контр-адмирал Стеценко вдруг появляется на Балтике в качестве начальника Подводных сил Балтфлота (так называет его должность А. Крон).

20 апреля адмирал Стеценко уходит в боевой поход на подводной лодке "С-13", где начальствует над командиром лодки капитаном 3 ранга Маринеско.

Нетрудно видеть, зачем отправился адмирал в поход: идут последние дни войны, наша артиллерия бьёт по Берлину, и нужно хоть один раз за всю войну выйти в море - чтобы успеть получить на грудь не просто боевой, а флотоводческий орден.

Нетрудно понять, почему из двух лодок, которые уходили на позицию (а других исправных лодок в Балтийском флоте больше не было), адмирал выбрал лодку Маринеско.

Маринеско, кавалер ордена Ленина и двух орденов Красного Знамени (за все победы январско-февральского похода 45-го года, за утопление "Густлова" и "Штойбена" Маринеско, от большой нелюбви начальства, получил лишь орден Красного Знамени), в течение войны командовал двумя подводными лодками, и за время войны Маринеско: 1) одержал самые громкие и внушительные победы, 2) никогда не имел потерь, всегда уходил от противника, 3) показал себя искусным мореплавателем, ни разу не был в аварийной ситуации.

Поход выдался тяжёлым. Лодка "С-13" несколько раз была атакована авиацией и подводными лодками немцев. Только мастерство командира и выучка экипажа спасли лодку от гибели.

После похода все штабные начальники обвинили Маринеско в том, что он "не искал противника", "не решался атаковать".

Очень непонятно. На борту лодки присутствовал адмирал в высокой должности. Командир лодки был прямо подчинен адмиралу. Адмирал был обязан приказать командиру лодки: "Ищи врага! Атакуй! Атакуй!.."

Но адмирал этого не сделал. А в штабных документах - разборах похода нет никаких упоминаний о присутствии адмирала на борту.

Истина проста. У контр-адмирала Стеценко было только одно желание: чтобы лодка тихо-мирно вернулась в базу, и чтоб никаких атак, никаких треволнений и неприятностей.

А. Крон в книге о Маринеско приводит запись в своём дневнике от 16 августа 60-го года: в тот день Маринеско "забавно" рассказывал о своём конфликте с контр-адмиралом Стеценко во время похода, рассказывал "со смехом, беззлобно".

Из записи можно понять, что за пятнадцать лет пред тем, в мае 45-го, Маринеско имел все основания для злобы.

Кто был виновен в срыве боевого задания?

А. Крон, под надзором всех цензур (в 84-м году), отвечает недвусмысленно: у Маринеско "было предусмотренное уставом право - записать в корабельный журнал, что он снимает с себя командование. С этого момента экипаж выполнял бы только указания старшего начальника. Такой записи сделано не было, а кивать на других, вышестоящих или нижестоящих, было не в правилах Маринеско".

Ни один командир подводной лодки, если он не сошёл с ума, не станет устраивать в боевом походе общую попойку - да такую, чтоб все межотсечные переборки были отдраены и моряки пьяной толпой бродили из отсека в отсек.

Но в ночь на 9 мая 45-го года именно так всё происходило на лодке "С-13". А затевалой и руководителем попойки был, естественно, не командир, а контр-адмирал Стеценко.

Об этом свидетельствует в своих воспоминаниях "Дороги из глубины" бывший старшина-рулевой Краснознаменной "С-13" Геннадий Зеленцов.

Зеленцов красочно описывает могучую песнь из лужёных матросских глоток, пьяную сбивчивую речь, сопли из носу, звуки баяна, "яблочко", дробь тяжёлых башмаков по стальным настилам, звон кружек, слёзы на глазах.

Офицеры, пишет Зеленцов, пили в кают-компании. Адмирал был у них тамадой. Затем, пишет Зеленцов, адмирал велел собрать весь экипаж во втором отсеке (все требования безопасности, боевой службы, живучести корабля были преданы забвению). Адмирал, крепко выпивший, со стаканом в руке, обратился к матросам с речью.

Адмирал заявил, что восхищен мужеством и талантом командира. Адмирал сообщил, что вскоре переводится на Тихий океан и что через три месяца начнётся война с Японией. Адмирал твёрдо пообещал, что возьмёт весь героический экипаж "С-13" с собой, на Тихий океан. "Будем вместе бить япошек!"

Последнее совсем не понравилось матросам. Никто из них не хотел на новую войну.

Выпили, из кружек. За Победу. Потом за адмирала. За командира. За победу над Японией. И "с червоточиной в душе", пишет Зеленцов, разбрелись по отсекам, завалились спать.

13 мая лодка "С-13", с разрешения штаба флота, вернулась в базу. Естественно, что у начальства возник вопрос: почему без единой победы?

Можно думать, что контр-адмирал легко "сдал" Маринеско как виновного. А Маринеско считал унизительным для себя оправдываться.

И тогда тройка лгунов - Орёл, Курников, Александров - бодро произвела разбор "грехов командира". В штабах всех трёх уровней дружно сделали вид, что в сём походе адмирал Стеценко на борту "С-13" не присутствовал.

Комдив Орёл уже начинал свою головокружительную карьеру мирного времени. Комдив Орёл только что (первый и единственный раз за всю войну) сходил в море на "Л-21" с капитаном 2 ранга Могилевским - в отчёте записали, что потопили танкер и транспорт. Подтверждения этим "победам" до сих пор нигде не обнаружено, но Орёл получил флотоводческий орден Ушакова.

Орёл давно и задушевно ненавидел Маринеско и весь экипаж Краснознаменной "С-13" (эти матросики и в морду Орлу били, и о каменный пол Орла били - но Орёл никому об этом не рассказал, чтобы не портить себе карьеру). Теперь, благодаря лукавости контрадмирала Стеценко, у Орла появилась возможность свести счёты.

Комдив капитан 1 ранга Орёл в своём "разборе" действий Маринеско умудрился "не заметить" те атаки "С-13", которые были сорваны боевым противодействием противника.

Прежний командир бригады подводных лодок КБФ контр-адмирал С. Б. Верховский по причине, мне неизвестной, в апреле 1945 года был снят с должности - и Маринеско лишился единственного покровителя и защитника.

Каперанг Курников стал командиром бригады подплава КБФ в конце апреля 45-го года, он тоже был озабочен грядущей мирной карьерой (и тотчас после войны Курников стал контр-адмиралом). Курников ужесточил формулировки Орла и записал, что Маринеско "не стремился искать и атаковать противника".

Начальник штаба флота контр-адмирал Александров был старый чекист Гражданской войны, после Гражданской он много лет служил председателем в трибуналах, в Великую Отечественную войну Александров сменил на разных флотах и флотилиях тьму должностей (то есть - нигде не оказался нужным), в последнюю военную зиму он служил по чекистской линии - в союзной контрольной комиссии в Финляндии, а в апреле 45-го года он вдруг сделался начальником штаба Балтийского флота.

Заслуги Александрова перед флотом были сразу же отмечены флотоводческим орденом Нахимова 1-й степени (просто удивительно, какая орава ринулась в последние дни войны на Балтийский флот за флотоводческими орденами).

Контр-адмирал Александров вынес в "деле Маринеско" окончательный приговор: Маринеско "противника не искал"!

Таким образом контр-адмирал Стеценко был "отмыт" и "отчищен".

Просто смех берёт: поход лодки "С-13" признан неудовлетворительным, "противника не искали". Но адмирал Стеценко за этот поход получил свой заслуженный флотоводческий орден. Крон пишет, что Стеценко получил орден Нахимова.

(Интересно бы взглянуть на представление адмирала Стеценко к сему ордену - кем оно подписано? в каких формулировках описываются героизм и флотоводческие таланты адмирала? Жаль, что этот документ до сих пор - секретный.)

А по штабам Балтфлота в мае 45-го года была пущена ядовитая сплетня: теперь-де всякий видит, что победы у Маринеско были дутые, а командир-то он никудышный и неумелый. Эту сплетню и сегодня пропагандирует историк капитан 1 ранга Доценко.

Конечно, это был сильный удар по чести и самолюбию боевого командира Александра Маринеско. А война-то уже кончилась! Не будет больше боевых походов, атак - нечем ответить на оскорбление.

В эти дни Маринеско вёл себя независимо (на языке начальства - вызывающе). Он купил себе шикарнейший "форд" - уставом не запрещается.

Когда бригаду подводных лодок перевели из Финляндии в Либаву, Маринеско на палубе своей "С-13" перевёз "форд" в Либаву. Начальство озлобилось до предела.

В то время (как и во все времена) драки между корабельными и береговыми матросами были заурядным явлением. Но стоило ввязаться в драку морякам с Краснознаменной "С-13", и сразу - трибунал. Кто виноват? Командир, товарищ Маринеско.

Никаких "загулов" у него не было. Пил он не больше, и даже меньше, чем товарищи по оружию (послушаешь рассказы старших товарищей, как пили на флоте после войны - дурно делается).

Его подловили на первом же происшествии. Маринеско вернулся вечером на плавбазу в подпитии. Салага-офицер, дежурный по дивизиону, нахамил ему (холуи всегда понимают, кто у барина в немилости). Маринеско послал его.

Оформили дело в парткомиссию. Был у Маринеско друг, дивизионный механик Корж. Корж был в парткомиссии, смолчал, проголосовал - не стало у Маринеско друга.

Комдив Орёл подал бумагу, комбриг Курников передал дело в штаб флота, начштаба флота старый пред, трибунала Александров сочинил приказ, комфлот Трибуц подписал. "За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки С-13 капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, снизить в звании до старшего лейтенанта..."

В отчаянии Маринеско сел в свой "форд" и помчался, без разрешения, в Ленинград к наркому ВМФ адмиралу Кузнецову. В итоге разговора с наркомом Маринеско был уволен из флота - без пенсии!

Через двадцать три года бывший нарком Кузнецов, сам к тому времени дважды опальный, дважды разжалованный, несправедливо судимый, несправедливо выгнанный с флота, - опомнится, и принесёт своё покаяние покойному Маринеско в своей известной статье в журнале "Нева" (статья эта наделала много шуму).

Верный друг Маринеско легендарный подводник Пётр Грищенко написал в воспоминаниях ("Соль службы", Л., 1979), что Маринеско "был оболган людьми недостойными". Бывший подчиненный Маринеско Геннадий Зеленцов сказал в своих записках, что Маринеско был "оклеветан завистниками и лицемерами".

Такова вкратце история последнего боевого похода "С-13", - которую, при помощи "документов", в наши дни пытается фальсифицировать профессор военной истории капитан 1 ранга Доценко.

Александр Маринеско стал «подводником №1» благодаря «Атаке века», в ходе которой был потоплен лайнер «Вильгельм Густлофф». Он был очень своеволен, много пил, сидел в тюрьме, а свой главный подвиг совершил вопреки приказу начальства.

Балтиец из Одессы

Маринеско родился в Одессе, с детства любил и знал море, прекрасно нырять и плавать научился уже в 7 лет. По воспоминаниям самого Маринеско, каждое утро вместе с друзьями они уходили на море и проводили там время в купании и ловле бычков, скумбрии, чируса и камбалы.
Биографы спорят о криминальной юности Маринеско. Одесса в те годы действительно была бандитским городом, в точности как описывал ее Бабель в своих знаменитых рассказах.
По наследству от отца, моряка и румына по национальности, Маринеско достался буйный нрав и тяга к авантюрам. В 1893 году Маринеску-старший избил офицера, попал под суд, где ему грозила смертная казнь. Он бежал из карцера, переплыл Дунай, женился на украинке, долгое время скрывался.
Казалось бы, все в характере и биографии Маринеско-младшего вело к тому, что стать ему капитаном советского торгового судна на Черном море, контрабандистом и весельчаком. Но судьба и Маринеско решили иначе: не южные, а северные моря, не торговый, а военный флот, не капитан морского корабля, а командир подводного хищника.
Из 13 дизель-электрических торпедных подводных лодок балтийского флота класса «С» (средняя), за время войны уцелела только одна, под несчастливым номером 13. Та, которой командовал одессит Маринеско.

Алкоголизм

Автор советской апологетической книги посвященной Маринеско - «Капитан дальнего плавания», - Александр Крон вспоминает, что его первое знакомство с легендарным подводником состоялось в 1942 году: Маринеско пил спирт с сослуживцами.
«Пьяные» истории происходили с Маринеско регулярно. В октябре 1941 года подводника исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за организацию азартных карточных игр и злоупотребление спиртным. Ровно через год, тогда еще командир лодки М-96, Маринеско успешно высадил в Нарвском заливе советский десант, охотившийся за немецкой шифровальной машиной «Энигма».

Операция закончилась неудачей - машину так и не нашли, - но действия подводника оценили высоко, Маринеско представили к награде и восстановили кандидатом в члены партии, однако в боевой характеристике опять упомянули о склонности к алкоголю.
В апреле 1943 года Маринеско назначили командиром лодки С-13, той самой, на которой он совершит свои главные военные подвиги. А гражданские «подвиги» у него никогда не прекращались: «За лето и осень сорок третьего Маринеско дважды побывал на гауптвахте, а по партийной линии получил предупреждение, а затем и выговор. Причиной взысканий была не выпивка сама по себе, пил в то время Александр Иванович не больше других, а в одном случае самовольная отлучка, в другом - опоздание».

Женщины

Самое скандальное происшествие, после которого Маринеско едва не отдали под военный трибунал, случилось с ним в начале 1945 года. Дело происходило в Турку, на территории нейтральной Финляндии. В октябре 1944 года во время боевого рейда экипаж Маринеско уничтожил немецкий транспорт «Зигфрид»: торпедная атака советской подлодке не удалась и моряки вступили в артиллерийскую дуэль, в которой победил С-13, получив, однако, повреждения.

Поэтому с ноября по декабрь 1944 года С-13 находилась на ремонте в Финляндии. Команда и капитан томились от безделья, напала хандра. За всю свою жизнь Маринеско был женат трижды и на тот момент очередной его брак разваливался. В новогоднюю ночь Маринеско вместе с ещё одним советским офицером отправились в загул… и пропали.
Как выяснилось впоследствии, Маринеско познакомился с хозяйкой одной из местных гостиниц, шведкой, и остался у нее переночевать. Командира советской подводной лодки разыскивали. Время - военное, Финляндии только что вышла из войны, в общем, опасения были разные. Но Маринеско просто развлекался - любовь к женщинам оказалась сильнее чувства долга.

«Штрафная» лодка

После финского скандала у Маринеско был один путь - под трибунал. Но команда любила командира, а начальство ценило как опытного моряка, хотя на тот момент выдающихся боевых удач за Маринеско не числилось. Командующий балтийским флотом Владимир Трибуц принял решение отсрочить наказание: так С-13 стала единственной «штрафной» лодкой, по аналогии со штрафными батальонами, в советском флоте. В январский поход 1945 года Маринеско, по сути, отправлялся за подвигом. Только очень крупная морская «добыча» могла его спасти от наказания.

«Атака века»

Почти месяц С-13 безуспешно курсировала в заданном районе. Обнаружить цель подводникам не удавалось. Маринеско принимает решение нарушить приказ и сменить курс. Что им двигало? Азарт, чутье, необходимость отличиться или моряк махнул рукой, мол, «семь бед один ответ» - мы никогда не узнаем.
30 января в 21 час 15 минут С-13 обнаружил в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось по современным оценкам свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие.
Маринеско начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн).
Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Морякам чудом удалось избежать взрыва на лодке. Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб.
Спустя десять дней С-13 затопила еще один немецкий гигант-лайнер «Генерал Штойбен», водоизмещением почти 15 тысяч тонн.
Таким образом, зимний поход Маринеско стал самым выдающийся боевым рейдом в истории советского подводного флота, но командира и экипаж лишили заслуженных наград и славы. Возможно потому, что Маринеско и его команда меньше всего походили на хрестоматийных советских героев.

Судимость и приступы эпилепсии

Шестой рейд, который Маринеско совершил весной 1945 года, был признан неудачным. По свидетельству людей, знавших Маринеско, у него начались приступы эпилепсии, а конфликты с начальством и пьяные истории продолжились. Подводник якобы самостоятельно обращался к руководству с просьбой уволить его с флота, но в приказе наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова говорится об отстранении от должности «в связи с халатным отношением к своим обязанностям, пьянством и бытовой распущенностью».
В конце сороковых Маринеско окончательно бросил море и стал заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови. Странный выбор! Вскоре Маринеско был обвинен в хищении и осужден на три года: малопонятный поступок и для тех лет довольно мягкий приговор. Впрочем, часть срока легендарный подводник отбывал на Колыме.

Кульбиты памяти

Споры о личности Маринеско и легендарной «Атаке века» не утихают пятьдесят лет. Что это было? Сразу после Второй мировой войны в музее Королевских военно-морских сил Великобритании был установлен памятник Маринеско. В СССР команду лишили заслуженных наград, подвиг замалчивался, а в 1967 году в газете «Советский балтиец» вышла статья, где говорилось, что «Густлов» топил старпом Ефременков, а Маринеско находился «в нерабочем состоянии».
В середине 80-х «Известия» затеяли двухлетнюю газетную войну с Министерством обороны СССР и руководством ВМФ, по версии издания Маринеско незаслуженно забытый герой, военные придерживались другой точки зрения. Даже дочери Маринеско от разных браков по-разному относились к личности отца: одна считала его негодяем, другая благодарила людей, пытавшихся восстановить доброе имя Александра Ивановича.
За рубежом отношение к личности Маринеско тоже неоднозначно. Лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс опубликовал книгу «Траектория краба» - художественное исследование «Атаки века», - где в самых темных красках описал командира советской подлодки. Американский журналист Джон Миллер дважды приезжал в Советский Союз за сведениями о Маринеско, чтобы написать книгу о пьянице и бунтаре, за отчаянную смелость стяжавшего славу «подводного аса».
Поздние военные аттестации Маринеско пестрят выговорами и прочим «служебным несоответствием», но в одной из ранних его морские учителя написали: «Может пренебрегать личными интересами ради службы», и даже, якобы, есть совсем короткая характеристика: «Способен на подвиг».

Памятник в Кронштадте
Мемориальная доска в Одессе
Памятник в Калининграде
Вывеска на училище в Одессе
Надгробный памятник
Копия рубки ПЛ «С-13» в Нижнем Новгороде
Мемориальная доска в Санкт-Петербурге
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге
Памятник в Одессе (общий вид)
Памятник в Одессе (фигура Героя)
Памятник в Одессе (надпись на постаменте)
Вывеска Музея подводных сил России в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Кронштадте
Памятник в Санкт-Петербурге
Мемориальная доска в Одессе (школа)
Мемориальная доска в Одессе (3)
Судно "Александр Маринеско"


Маринеско Александр Иванович – командир Краснознамённой подводной лодки (ПЛ) «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга.

Окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1-го класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».

30 октября 1933 года по путёвке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был призван на Рабоче-Крестьянский Красный Флот и направлен в штурманские классы Специальных курсов командного состава РККФ, после окончания которых его назначили командиром БЧ-1 (штурманская боевая часть) на подводной лодке «Щ-306» («Пикша») Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1936 года с введением персональных воинских званий А.И.Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 года – старшего лейтенанта. В 1937 году внезапно был уволен с флота, но через две недели восстановлен. Окончил курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С.М.Кирова в 1938 году. С ноября 1938 года - помощник командира подводной лодки «Л-1» Балтийского флота. С мая 1939 года - командир ПЛ «М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 года занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании - капитан-лейтенант.

В первые дни Великой Отечественной войны подлодка «М-96» под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, выходила на боевые позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Командир запил, дисциплина в экипаже упала, политико-воспитательная работа заглохла. В очередном боевом походе 14 августа 1942 года согласно докладу Маринеско лодка потопила транспорт противника «Хелене» водоизмещением 7000 тонн (фактически была безрезультатно атакована немецкая плавбатарея). Но, возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивалось топливо и патроны регенерации), Маринеско не предупредил наши дозоры, а при всплытии не поднял Военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и А.И.Маринеско наградили орденом Ленина.

В конце 1942 года А.И.Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б) (в октябре 1941 года был исключён) и через несколько месяцев - в члены ВКП(б), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко все же отметил, что его подчиненный «на берегу склонен к частым выпивкам». Всего на «М-96» в 1941-1943 А.И.Маринеско совершил 3 боевых похода, побед не имел.

В апреле 1943 года А.И.Маринеско назначен командиром ПЛ «С-13». На этой лодке он прослужил до сентября 1945 года, выполнив 3 боевых похода. В первом из них, в октябре 1944 года он по собственному докладу потопил вооруженный транспорт «Зигфрид» (атака четырьмя торпедами не удалась, но Маринеско все же догнал противника и потопил его артиллерией). Фактически целью атаки оказался небольшой траулер, который оказался только повреждён и был отбуксирован противником в порт.

С 9 января по 15 февраля 1945 года А.И.Маринеско находился в своем пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника – «Вильгельм Густлов» и «Генерал фон Штойбен».

Перед этим походом командующий Краснознамённым Балтийским флотом адмирал В.Ф.Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке (задержался на двое суток из увольнения в финском порту Турку из-за пьянки), но исполнение этого решения задержал, дав ему возможность искупить вину в боевом походе.

30 января 1945 года «С-13» атакует и отправляет на дно лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось около 2000 гитлеровцев и 9000 гражданских беженцев. Немецким ВМС был нанесен серьезный урон, так как, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблем погибли 406 подводников. По мнению командира дивизиона капитана 1-го ранга Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подлодок среднего тоннажа (что было очень большим преувеличением). Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а Маринеско «подводником №1».

10 февраля 1945 года последовала новая победа - на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте «С-13» потопила транспорт «Генерал фон Штойбен» (по докладу Маринеско - легкий крейсер «Эмден»), на борту которого пытались эвакуироваться около 3000 солдат и офицеров противника.

Командиру «С-13» не только простили прежние прегрешения, но и представили его 20 февраля 1945 года к званию Героя Советского Союза. Однако «Золотую Звезду» в штабе флота заменили орденом Красного Знамени.

Шестой боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1-го ранга Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог...». Однако от атаковавших его подводных лодок и самолётов Маринеско все время умело уклонялся.

После Победы проблемы командира с дисциплиной значительно обострились. Дважды на него накладывали партийные взыскания, но обещания исправиться Маринеско не сдерживал. В результате 14 сентября 1945 года вышел приказ №01979 наркома ВМФ адмирала флота Н.Г.Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознаменной подводной лодки «С-13» Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3-го ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» (В 1960 году приказ о разжаловании был отменен, что дало возможность А.И.Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию).

С 18 октября по 20 ноября 1945 года А.И.Маринеско был командиром тральщика «Т-34» 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу Народного комиссара ВМФ СССР старший лейтенант Маринеско А.И. уволен в запас.

Из 6 боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, 4 были безуспешными. Выполнил 5 торпедных атак, из 4 заявленных побед фактически были одержаны только две, но он - первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету 2 потопленных транспорта массой в 42 557 брутто-регистровых тонн.

После войны в 1946-1949 годах А.И.Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства «Сева» и «Ялта», списан на берег по ухудшению здоровья. В 1949-1950 годах работал заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови, но был осужден 14 декабря 1949 года на три года лишения свободы по статье 109 УК РСФСР (злоупотребление служебным положением) и Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 года «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». Маринеско вменили в вину хищение торфяных брикетов, присвоение принадлежащей институту кровати стоимостью 543 рубля и три прогула без уважительных причин, допущенные в ноябре 1949 года.

Наказание А.И.Маринеско отбывал на рыбопромыслах в Находке, а с 8 февраля по 10 октября 1951 года - в Ванинском исправительно-трудовом лагере Дальстроя.

10 октября 1951 года Маринеско досрочно освобождён из мест лишения свободы, а на основании акта амнистии от 27 марта 1953 года судимость с него была снята. Через 25 лет, постановлением президиума Ленинградского городского суда от 27 апреля 1988 года, приговор народного суда 2-го участка Смольнинского района города Ленинграда от 14 декабря 1949 года и определение судебной коллегии Ленинградского городского суда от 29 декабря 1949 года были отменены и дело в отношении А.И.Маринеско прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

После освобождения в 1951-1953 годах работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

Жил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Скончался после тяжелой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года Маринеско Александру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Капитан 3-го ранга (23.11.1942, понижен до старшего лейтенанта 14.09.1945, восстановлен в звании в 1960).

Награждён 2 орденами Ленина (3.09.1942, 5.05.1990), 2 орденами Красного Знамени (21.11.1944, 13.03.1945), медалями «3а боевые заслуги» (3.11.1944), «3а оборону Ленинграда» (1943), другими медалями.

Памятники А.И.Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте, Одессе, Санкт-Петербурге; мемориальные доски - в Одессе на здании мореходного училища и на здании школы школы №105, в Кронштадте и Санкт-Петербурге на домах, в которых он жил. Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза бригады подводных лодок Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт. Ему посвящён фильм «О возвращении забыть». Его именем названы Одесское мореходное училище, набережная в Калининграде. В центральном музее Вооруженных Сил РФ экспонируется флаг подводной лодки «C-13».

Имя Александра Ивановича Маринеско вот уже много лет не сходит со страниц не только российских, но и иностранных СМИ.

Указом Президента СССР от 5 мая 1990 г. о присвоении Александру Ивановичу посмертно звания Героя Советского Союза справедливость была восстановлена. В США вышел фильм, в котором подробно профессионально разбирается «атака века» и потери немцев. В прошлом году и в Германии на эту тему тоже вышел фильм, в котором создатели пытались «погреть руки» на ту же тему. Но видно Маринеско «на роду» было написано, что не только при жизни он будет унижен системой, защищая которую он не жалел своей жизни, но и после смерти.

После войны имя Александра Ивановича не было известно широкой публике и советскому народу. Его знал только небольшой круг подводников и участников Великой Отечественной Войны.
Во время войны на Северном флоте, а позднее и на других флотах, сложилась традиция - после возвращения лодки из боевого похода дарить экипажу столько поросят, сколько потоплено кораблей противника. Эта традиция продолжалась и после войны, когда подводники собирались в Кронштадте на свою традиционную встречу. Первого поросенка вручали на вид ничем не примечательному человеку небольшого роста, грудь которого не украшала Золотая звезда Героя. Это был знак признательности и уважения за его боевые подвиги во время Великой Отечественной войны, которыми гордились все советские подводники. Этим человеком был Александр Иванович Маринеско.

Когда я учился в Калининградском ВВМУ подводного плавания преподавателями у нас были офицеры-участники войны, прошедшие её на кораблях и подводных лодках. Они рассказывали на лекциях о своей молодости и участии в боевых походах. Многое из того, что они рассказывали нам, не нашло своего отражения в летописи подводной войны, т. к. это были времена, когда правда войны руководству страны была не нужна.

Об Александре Ивановиче все говорили с большим уважением. «Атака века», о которой сегодня спорят историки, далекие от моря и жизни, в рассказах наших преподавателей выглядела несколько иначе.

Однажды нам сообщили, что на кафедре тактики подводных лодок состоится встреча курсантов с Александром Ивановичем Маринеско. По-видимому, она состоялась только благодаря личному вмешательству Командующего КБФ адмирала Орла Александра Евстафьевича. Во время войны он командовал соединением подводных лодок, в состав которой входила лодка «С-13», командиром которой был капитан 3 ранга А. И. Маринеско. Александр Евстафьевич был первым командиром, подписавшим в 1945 году представление на награждение Александра Ивановича Маринеско Золотой звездой и звание Герой Советского Союза, он же подписал и последнее представление в 1990 г., которое было удовлетворено.

Придя на кафедру, мы увидели скромного немолодого человека в гражданском костюме, небольшого роста и совсем не геройского вида, каким себе представляли его до встречи. Маринеско сопровождал легендарный подводник Северного флота (штурман подводной лодки Н. Лунина) капитан 1 ранга Михаил Александрович Леошко - старший преподаватель кафедры тактики подводных лодок нашего училища.

В одно мгновение группа курсантов 3- и 4 курсов обступила Александра Ивановича и все двинулись по коридору кафедры тактики подводных лодок. Стены этого коридора, длинною около 10-12 метров, сплошь были увешаны портретами Героев Советского Союза и фотографиями экипажей советских подводных лодок, принимавших участие в войне, большая часть из которых погибла.

Внимание Александра Ивановича привлекла фотография старшины 1 статьи Героя Советского Союза. Возможно это была фотография Антонова Иван Петровича - легендарного снайпера Ленинградского фронта. Он остановился и, показав рукой на фотографию старшины, спросил нас, хотим ли мы узнать, при каких обстоятельствах он с ним познакомился. Естественно, все хотели услышать эту историю.

Вот как она мне запомнилась. (Прошу учесть, что со времени той встречи прошло 48 лет, почти полвека).

Шел ноябрь 1943 год. Подводная лодка недавно вернулась из боевого похода. В один из вечеров офицеры ужинали в ресторане. После ужина Александр Иванович отправился на лодку. Буквально через несколько минут его остановил военный патруль во главе с младшим лейтенантом и потребовал предъявить документы, после чего начальник патруля предложил пройти в военную комендатуру. Все попытки Александра Ивановича уговорить младшего лейтенанта отпустить его не увенчались успехом. Он понял, что тыловым армейцам душу подводника, вернувшегося из боевого похода, не понять. В это время из-за угла вышел старшина 1 статьи. Поравнявшись с патрулем и оценив ситуацию, старшина не говоря ни слова, бьёт начальника патруля и ближайшего солдата. Затем хватает А. И. за руку и говорит: «Бежим». Долго уговаривать не пришлось. Они в ту же минуту скрылись за углом и направились в сторону причала, где была ошвартована лодка Маринеско. Спустившись в лодку, зашли в кают - компанию. А. И. позвал вестового и попросил что-нибудь «придумать». Спирт, вода и кое-какая закуска появилась на столе. Маринеско предложил старшине снять бушлат и перекусить. Старшина снял бушлат, и тут А. И. Маринеско увидел на его груди Медаль Золотая Звезда. Так они познакомились.

Недавно, знакомясь с историей ВВМУ им. Фрунзе (в прошлом Морской кадетский корпус), я понял, почему русские моряки отличались храбростью, отвагой и никогда ни при каких обстоятельствах не спускали Флаг корабля, предпочитая гибель плену. Недаром в двуфлажном своде сигналов есть такое сочетание «Погибаю, но не сдаюсь».

Ещё со времен ПетраI элита дворянства в России предпочитала служить в Пажеском корпусе или Павловском училище. В Морской кадетский корпус брали детей не просто высокородных дворян, а тех, кто по своему поведению не был «достоин» учиться в Павловском училище. Это были «отпетые» ребята.

История ещё раз показала, что героями во время войны часто становились те, кого в народе называли «сорви - голова». Таким, по- видимому, был этот старшина, да и сам Александр Иванович Маринеско.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама