THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Маклаков А. Общая психология

Часть I Введение в общую психологию 11

Глава 1 Предмет психологии, ее задачи и методы 12
11 Методологические основы изучения человека 12
12 Науки о человеке и человечестве 16
13 Психология как наука 22
14 Основные методы психологических исследований 26
Контрольные вопросы 36
Рекомендуемая литература 37

Глава 3 Понятие о психике и ее эволюции 70
31 Понятие о психике 70
32 Развитие психики животных 76
Контрольные вопросы 86
Рекомендуемая литература 86

Глава 4 Происхождение и развитие сознания человека 88
41 Понятие о сознании 88
42 Культурно-историческая концепция развития психики человека 95
43 Развитие психики человека 98
44 Физиологические основы психики человека 105
Контрольные вопросы 120
Рекомендуемая литература 120

Глава 6 Неосознаваемые психические процессы 149
61 Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов 149
62 Неосознаваемые побудители сознательных действий 156
63 «Надсознательные» процессы 159
Контрольные вопросы 161
Рекомендуемая литература 162

Часть 2 Психические процессы 163

Глава 7 Ощущение 164
71 Общее понятие об ощущении 164
72 Виды ощущений 169
73 Основные свойства и характеристики ощущений 173
74 Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений 180
75 Развитие ощущений 183
76 Характеристика основных видов ощущений 184
Контрольные вопросы 198
Рекомендуемая литература 199

Глава 9 Представление 234
91 Определение представления и его основные характеристики 234
92 Виды представлений 238
93 Индивидуальные особенности представления и его развитие 242
94 Первичные образы памяти и персеверирующие образы 245
Контрольные вопросы 246
Рекомендуемая литература 246

Глава 10 Память 247
101 Определение и общая характеристика памяти 247
102 Основные виды памяти 255
103 Основные процессы и механизмы памяти 261
104 Индивидуальные особенности памяти и ее развитие 275
Контрольные вопросы 281
Рекомендуемая литература 282

Глава 11 Воображение 283
111 Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности 283
112 Виды воображения 286
113 Механизмы переработки представлений в воображаемые образы 290
114 Индивидуальные особенности воображения и его развитие 292
115 Воображение и творчество 294
Контрольные вопросы 296
Рекомендуемая литература 296

Глава 13 Речь 333
131 Общая характеристика речи 333
132 Физиологические основы речи 336
133 Теоретические проблемы возникновения речи 340
134 Основные виды речи 344
135 Развитие речи у ребенка 348
Контрольные вопросы 353
Рекомендуемая литература 353

Глава 14 Внимание 354
141 Понятие внимания 354
142 Основные виды внимания 363
143 Основные характеристики свойств внимания 366
144 Развитие внимания 370
Контрольные вопросы 372
Рекомендуемая литература 372

Глава 15 Воля 373
151 Общая характеристика волевых действий 373
152 Основные психологические теории воли 376
153 Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий 379
154 Структура волевого действия 383
155 Волевые качества человека и их развитие 387
Контрольные вопросы 391
Рекомендуемая литература 391

Глава 16 Эмоции 392
161 Виды эмоций и их общая характеристика 392
162 Физиологические основы и психологические теории эмоций 400
163 Развитие эмоций и их значение в жизни человека 408
Контрольные вопросы 414
Рекомендуемая литература 415

Глава 17 Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью 416
171 Психические процессы с точки зрения кибернетической науки 416
172 Теория сигналов и психические процессы 423
173 Информационная структура нервных процессов и психические образы 428
Контрольные вопросы 435
Рекомендуемая литература 435

Часть 3 Психические состояния и их регуляция 437

Глава 18 Адаптация человека и функциональное состояние организма 438
181 Общее понятие об адаптации человека 438
182 Общее представление о функциональном состоянии организма 442
183 Общая характеристика состояний организма и психики 448
Контрольные вопросы 455
Рекомендуемая литература 455

Глава 19 Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний 456
191 Понятие об эмоциональном стрессе 456
192 Регуляция эмоциональных состояний 462
Контрольные вопросы 468
Рекомендуемая литература 468

Часть 4 Психические свойства личности 469

Глава 20 Личность 470
201 Общее понятие о личности 470
202 Взаимосвязь социального и биологического в личности 472
203 Формирование и развитие личности 481
Контрольные вопросы 489
Рекомендуемая литература ………………………… 489

Глава 21 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности 490
211 Теории личности 490
212 Методология экспериментальных исследований личности 503
Контрольные вопросы 510
Рекомендуемая литература 510

Глава 22 Направленность и мотивы деятельности личности 511
221 Понятие о направленности личности и мотивации деятельности 511
222 Психологические теории мотивации 517
223 Основные закономерности развития мотивационной сферы 524
224 Мотивированное поведение как характеристика личности 528
Контрольные вопросы 534
Рекомендуемая литература 534

Глава 23 Способности 535
231 Общая характеристика способностей человека 535
232 Уровни развития способностей и индивидуальные различия 539
233 Природа человеческих способностей 545
234 Развитие способностей 548
Контрольные вопросы 551
Рекомендуемая литература 551

Глава 24 Темперамент 553
241 Понятие о темпераменте 553
242 Краткий обзор учений о темпераменте 555
243 Физиологические основы темперамента 560
244 Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности 562
Контрольные вопросы 565
Рекомендуемая литература 565

Глава 25 Характер 567
251 Понятие о характере 567
252 Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера 570
253 Формирование характера 579
Контрольные вопросы 581
Рекомендуемая литература 582

ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ
Имена
Ананьев Борис Герасимович 13
Бехтерев Владимир Михайлович 32
Аристотель 42
Уотсон Джон Бродус 51
Челпанов Георгии Иванович 54
Рубинштейн Сергей Леонидович 55
Павлов Иван Петрович 81
Выготский Лев Семенович 94
Анохин Петр Кузьмич 114
Леонтьев Алексей Николаевич 126
Бернштейн Николай Александрович 138
Фрейд Зигмунд 158
Шеррингтон Чарльз Скотт 170
Фехнер Густав Теодор 174
Лурия Александр Романович 182
Гельмгольц Герман 190
Вундт Вильгельм 230
Теплов Борис Михайлович 240
Эббингауз Герман 251
Смирнов Анатолий Александрович 262
Зинченко Петр Иванович 264
Бине Альфред 312
Пиаже Жан 327
Гальперин Петр Яковлевич 328
Ухтомский Алексей Алексеевич 358
Узнадзе Дмитрий Николаевич 360
Корнилов Константин Николаевич 378
Джемс Уильям 387
Ланге Николай Николаевич 431
Селье Ганс 451
Юнг Карл Густав 494

Адлер Альфред 495
Хорни Карен Клементина 497
Роджерс Карл Рэнсом 498
Маслоу Абрахам Харольд 500
Жане Пьер Мари Фели 503
Олпорт Гордон Уиллард 507
Макдугалл Уильям 521
Бандура Альберт 533
Гальтон Фрэнсис 544
Фромм Эрих 577

Это необходимо знать
Валидность и надежность психодиагностического теста 27
Моральные принципы деятельности психолога 30
Перспективы выпускников психологических факультетов 66
Что такое «мозговой штурм»? 323
Гомеостатические механизмы организма 440
Антисоциальная личность 515
Из истории психологии
Классический эксперимент И П Павлова 82
Исследования функциональной асимметрии мозга 112
Теория научения 128
Теории слуха 192
Теории цветового зрения 196
Феноменальная намять 280
Патология воли 381
Это интересно
Что является механизмами сознания? 96
Существует ли явление «ней»? 154
Как происходит передача информации от рецептора в мозг? 166
Как человек распознает объекты? 204
Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир? 226
Можно ли изучать представления? 237
Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти 256
Амнезия детства 278
Что такое творческая личность?287
Что является физиологической основой мышления? 302
Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком? 342
Что является материальной основой внимания? 356
Из чего состоит эмоция человека? 406
Сможет ли «искусственный интеллект» заменить мозг человека?418
Что формирует личность: наследственность или среда? 474
Агрессивное поведение 530


ОТ АВТОРА

Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.

Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии:

С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А.А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ - московской и петербургской

Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.

А. Г. МАКЛАКОВ

ПИТЕР
Санкт-Петербург
Москва Харьков Минск
2001

Маклаков Анатолий Геннадьевич
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Серия «Учебник нового века»

ББК 883я7 УДК 1599(075)

Маклаков А. Г.
М15 Общая психология - СПб: Питер, 2001 - 592 с: ил - (Серия «Учебник нового века»)
ISВN 5-272-00062-5
Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

© А Г Маклаков, 2000
© Издательский дом «Питер», 2001

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

15ВМ 5-272-00062-5

ЗАО «Питер Бук» 196105, Санкт-Петербург, ул Благодатная, 67 Лицензия ИД № 01940 от 050600 Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2;
953000 - книги и брошюры
Подписано в печать 250601 Формат 70х 100"/^ Усл п л 47,73 Доп тираж 7000 экз Заказ № 976 Отпечатано с фотоформ в ФГУП «Печатный двор» им А М Горького Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр, 15

Это интересно

в одном исследовании ветеранов войны с различными повреждениями спинного мозга все обследуемые были разделены на пять групп в зависимости от характе­ра повреждения. В одну группу вошли обсле­дуемые с повреждениями ближе к шее с полной потерей иннервации симпатической системы. В другой группе повреждения были у основания спины (на уровне крестца) с частично сохранен­ной иннервацией симпатических нервов. Осталь­ные три группы располагались между этими двумя крайними. В ходе этих исследований было обнаружено, что чем выше у человека локали­зовалось повреждение спинного мозга (т. е. чем меньше была обратная связь от автоном­ной нервной системы), тем меньше была его эмоциональность после ранения. Более того, снижение автономной возбудимости приводи­ло к снижению силы эмоционального пережи­вания. Комментарии пациентов с самой высо­кой локализацией повреждения спинного мозга указывают, что они могут реагировать эмоцио­нально на возбуждающие ситуации, но в дей­ствительности не чувствуют эмоций. Например:

«Это своего рода холодный гнев. Иногда я дей­ствую сердито, когда вижу какую-то несправед­ливость. Я кричу и ругаюсь.... но в этом уже нет такой горячности, как раньше. Это мыслен­ный гнев». Или: «Я говорю, что мне страшно, как тогда, когда у меня был действительно труд­ный экзамен в школе, но на самом деле не чув­ствую страха: нет всего того напряжения, тря­сучки и чувства пустоты в желудке, как бывало».

Таким образом, наши субъективные пере­живания самым тесным образом связаны с фи­зиологическими процессами. В связи с этим воз­никает вопрос: могут ли определенные физио­логические процессы вызывать определенные эмоциональные процессы? Сегодня однознач­ного ответа на этот вопрос нет. Противоречие во взглядах на этот вопрос существуют с мо­мента появления двух теорий: Кэннона и Джем-са-Ланге, которые по-разному отвечали на этот вопрос. В теории Джемса-Ланге утверж­далось: поскольку восприятие автономного воз­буждения (и, возможно, других изменений в организме) составляет переживание эмоции и поскольку различные эмоции переживаются по-разному, у каждой эмоции должен суще­ствовать отдельный источник автономной актив­ности. Следовательно, эмоции различаются ис­точником автономного возбуждения.

В 20-х гг. XX в. эта теория подверглась се­рьезной критике (особенно та ее часть, кото­рая связана с автономными реакциями). Среди противников этой теории выделяется имя физиолога Уолтера Кэннона, выдвинувшего три главных критических замечания:

1. Поскольку внутренние органы - это от­носительно нечувствительные структуры, внут­ренние изменения происходят слишком медлен­но, чтобы служить источником эмоциональных переживаний.

2. Искусственно вызванные изменения в те­ле, связанные с эмоциями - например, инъек­ция эпинефрина - не вызывают ощущения на­стоящей эмоции.

3. Автономное возбуждение незначитель­но отличается при разных эмоциональных состо­яниях; например, гнев заставляет сердце бить­ся быстрее, но то же происходит и при виде любимого человека.

Третий аргумент, таким образом, явно отри­цает возможность дифференциации эмоций по их автономным реакциям. Психологи пытались опровергнуть третье положение Кэннона, про­водя все более точные замеры субкомпонен­тов автономного возбуждения. Хотя в 1950-х гг. несколько экспериментаторов сообщили об обнаружении физиологических паттернов у раз­личных эмоций, до 1980-х гг. большинство ис­следователей практически не находили этому подтверждений. Однако в последних исследо­ваниях приводятся убедительные данные, ука­зывающие на то, что существуют автономные паттерны для разных эмоций.

Испытуемых просили выразить шесть эмо­ций - удивления, отвращения, печали, гнева, страха и счастья,- следуя инструкциям о том, какие мышцы лица должны при этом сокращать­ся. Пока они сохраняли эмоциональное выраже­ние в течение 10 секунд, производилось изме­рение их сердечного ритма, температуры кожи и других параметров автономного возбужде­ния. Ряд этих замеров позволил вскрыть разли­чия между эмоциями. Частота сердцебиений была выше при отрицательных эмоциях гнева, страха и печали, чем при эмоциях счастья, удив­ления и отвращения; а первые три эмоции ча­стично различались тем, что при гневе тем­пература кожи была выше, чем при страхе или печали. Таким образом, хотя и гнев, и вид лю­бимого человека заставляют сердце биться быстрее, только гнев заставляет его биться на­много быстрее; и хотя у гнева и страха много общего, гнев «горяч», а страх «холоден».

Однако сегодня нельзя отдать абсолютно­го предпочтения той или иной позиции. Слиш­ком противоречивы имеющиеся эксперимен­тальные данные. Скорее всего, ответ на столь интересный и сложный вопрос будет получен в дальнейших исследованиях

Год выпуска: 2008

Жанр: Психология

Формат: DOC

Качество: eBook (изначально компьютерное)

Описание: Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса "Общая психология". Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные учебнике "Общая психология" материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.
Основой учебника "Общая психология" являются работы классиков отечественной психологии: С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании книги "Общая психология" был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособии, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ - московской и петербургской.

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Предмет психологии, ее задачи и методы
1.1. Методологические основы изучения человека
1.2. Науки о человеке и человечестве
1.3. Психология как наука
1.4. Основные методы психологических исследований
Психология в структуре современных наук
2.1. Представления античных и средневековых философов о душе и сознании
2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения
2.3. Бихевиоризм как наука о поведении
2.4. Становление отечественной психологии
2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук
2.6. Основные отрасли психологии
Понятие о психике и ее эволюции
3.1. Понятие о психике
3.2. Развитие психики животных
Происхождение и развитие сознания человека
4.1. Понятие о сознании
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека
4.3. Развитие психики человека
4.4. Физиологические основы психики человека
Психологическая теория деятельности
5.1. Общая психологическая характеристика деятельности
5.2. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности
5.3. Теория деятельности и предмет психологии
5.4. Физиология движений и физиология активности
Неосознаваемые психические процессы
6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов
6.2. Неосознаваемые побудители сознательных действий
6.3. «Надсознательные» процессы
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Ощущение
7.1. Общее понятие об ощущении
7.2. Виды ощущений
7.3. Основные свойства и характеристики ощущений
7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений
7.6. Характеристика основных видов ощущений
Восприятие
8.1. Общая характеристика восприятия
8.2. Физиологические основы восприятия
8.3. Основные свойства и виды восприятия
8.4. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей
8.5. Предмет и фон в восприятии
8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии
8.7. Восприятие пространства
8.8. Восприятие движения и времени
Представление
9.1. Определение представления и его основные характеристики
9.2. Виды представлений
9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы
Память
10.1. Определение и общая характеристика памяти
10.2.Основные виды памяти
10.3. Основные процессы и механизмы памяти
10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Воображение
11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
11.2. Виды воображения
11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие
11.5. Воображение и творчество
Мышление
12.1. Природа и основные виды мышления
12.2. Основные формы мышления
12.3. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления
12.4. Основные виды умственных операций
12.5. Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление
12.6. Развитие мышления
Речь
13.1. Общая характеристика речи
13.2. Физиологические основы речи
13.3. Теоретические проблемы возникновения речи
13.4. Основные виды речи
13.5. Развитие речи у ребенка
Внимание
14.1. Понятие внимания
14.2. Основные виды внимания
14.3. Основные характеристики свойств внимания
14.4. Развитие внимания
Воля
15.1. Общая характеристика волевых действий
15.2. Основные психологические теории воли
15.4. Структура волевого действия
15.5. Волевые качества человека и их развитие
Эмоции
16.1. Виды эмоций и их общая характеристика
16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций
16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека
Психические состояния и их регуляция
18.1. Общее понятие об адаптации человека
18.2. Общее представление о функциональном состоянии организма
18.3. Общая характеристика состояний организма и психики
Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
19.1. Понятие об эмоциональном стрессе
19.2. Регуляция эмоциональных состояний
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
Личность
20.1. Общее понятие о личности
20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности
20.3. Формирование и развитие личности
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
21.1. Теории личности
21.2. Методология экспериментальных исследований личности
Направленность и мотивы деятельности личности
22.1. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности
22.2. Психологические теории мотивации
22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы
22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности
Способности
23.1. Общая характеристика способностей человека
23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия
23.4. Развитие способностей
Темперамент
24.1. Понятие о темпераменте
24.2. Краткий обзор учений о темпераменте
Характер
25.1. Понятие о характере
25.2. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера
25.3. Формирование характера

СПб.: 2008 - 583 с.

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, се индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.

Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

Формат: pdf (2016 , 583с.)

Размер: 14 ,2 Мб

drive.google

Формат: doc (2008, 583с.)

Размер: 9 Мб

drive.google

Формат: doc / zip (2001, 592с.)

Размер: 3 ,72 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть I. Введение в общую психологию
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
1.1. Методологические основы изучения человека
1.2. Науки о человеке и человечестве
1.3. Психология как наука
1.4. Основные методы психологических исследований
Глава 2. Психология в структуре современных наук
2.1. Представления античных и средневековых философово душе и сознании
2.2. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения
2.3. Бихевиоризм как наука о поведении
2.4. Становление отечественной психологии
2.5. Взаимосвязь психологии и современных наук
2.6. Основные отрасли психологии
Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
3.1. Понятие о психике
3.2. Развитие психики животных
Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
4.1. Понятие о сознании
4.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека
4.3. Развитие психики человека
4.4. Физиологические основы психики человека
Глава 5. Психологическая теория деятельности
5.1. Общая психологическая характеристика деятельности
5.2. Основные понятия психологической теории деятельности.Операционно-технические аспекты деятельности
5.3. Теория деятельности и предмет психологии
5.4. Физиология движений и физиология активности
Глава 6. Неосознаваемые психические процессы
6.1. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов
6.2. Неосознаваемые побудителисознательных действий
6.3. "Надсознательные" процессы

Часть 2. Психические процессы
Глава 7. Ощущение
7.1. Общее понятие об ощущении
7.2. Виды ощущений
7.3. Основные свойства и характеристики ощущений
7.4. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений
7.5. Развитие ощущений
7.6. Характеристика основных видов ощущений
Глава 8. Восприятие
8.1. Общая характеристика восприятия
8.2. Физиологические основы восприятия
8.3. Основные свойства и виды восприятия
8.4. Индивидуальные различия в восприятиии его развитие у детей
8.5. Предмет и фон в восприятии
8.6. Взаимоотношение целого и части в восприятии
8.7. Восприятие пространства
8.8. Восприятие движения и времени
Глава 9. Представление
9.1. Определение представления и его основные характеристики
9.2. Виды представлений
9.3. Индивидуальные особенности представления и его развитие
9.4. Первичные образы памяти и персеверирующие образы
Глава 10. Память
10.1. Определение и общая характеристика памяти
10.2. Основные виды памяти
10.3. Основные процессы и механизмы памяти
10.4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
Глава 11. Воображение
11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности
11.2. Виды воображения
11.3. Механизмы переработки представленийв воображаемые образы
11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие
11.5. Воображение и творчество
Глава 12. Мышление
12.1. Природа и основные виды мышления
12.2. Основные формы мышления
12.3. Теоретические и экспериментальные подходык исследованию мышления
12.4. Основные виды умственных операций
12.5. Решение сложных мыслительных задачи творческое мышление
12.6. Развитие мышления
Глава 13. Речь
13.1. Общая характеристика речи
13.2. Физиологические основы речи
13.3. Теоретические проблемы возникновения речи
13.4. Основные виды речи
13.5. Развитие речи у ребенка
Глава 14. Внимание
14.1. Понятие внимания
14.2. Основные виды внимания
14.3. Основные характеристики свойств внимания
14.4. Развитие внимания
Глава 15. Воля
15.1. Общая характеристика волевых действий
15.2. Основные психологические теории воли
15.3. Физиологические и мотивационные аспектыволевых действий
15.4. Структура волевого действия
15.5. Волевые качества человека и их развитие
Глава 16. Эмоции
16.1. Виды эмоций и их общая характеристика
16.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций
16.3. Развитие эмоций и их значение в жизни человека
Глава 17. Психические процессы как структурные элементы управленияпсихической деятельностью
17.1. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки
17.2. Теория сигналов и психические процессы
17.3. Информационная структура нервных процессови психические образы

Часть 3. Психические состояния и их регуляция
Глава 18. Адаптация человека и функциональное состояние организма
18.1. Общее понятие об адаптации человека
18.2. Общее представление о функциональном состоянии организма
18.3. Общая характеристика состояний организма и психики
Глава 19. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний
19.1. Понятие об эмоциональном стрессе
19.2. Регуляция эмоциональных состояний

Часть 4. Психические свойства личности
Глава 20. Личность
20.1. Общее понятие о личности
20.2. Взаимосвязь социального и биологического в личности
20.3. Формирование и развитие личности
Глава 21. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности
21.1. Теории личности
21.2. Методология экспериментальных исследований личности
Глава 22. Направленность и мотивы деятельности личности
22.1. Понятие о направленности личности.и мотивации деятельности
22.2. Психологические теории мотивации
22.3. Основные закономерности развития мотивационной сферы
22.4. Мотивированное поведение как характеристика личности
Глава 23. Способности
23.1. Общая характеристика способностей человека
23.2. Уровни развития способностей и индивидуальные различия
23.3. Природа человеческих способностей
23.4. Развитие способностей
Глава 24. Темперамент
24.1. Понятие о темпераменте
24.2. Краткий обзор учений о темпераменте
24.3. Физиологические основы темперамента
24.4. Психологические характеристики темпераментаи особенности деятельности личности
Глава 25. Характер
25.1. Понятие о характере
25.2. Теоретические и экспериментальные подходык исследованию характера
25.3. Формирование характера
ТЕКСТЫ ВО ВРЕЗКАХ
Имена
Ананьев Борис Герасимович
Бехтерев Владимир Михайлович
Аристотель
Уотсон Джон Бродус
Челпанов Георгии Иванович
Рубинштейн Сергей Леонидович
Павлов Иван Петрович
Выготский Лев Семенович
Анохин Петр Кузьмич
Леонтьев Алексей Николаевич
Бернштейн Николай Александрович
Фрейд Зигмунд
Шеррингтон Чарльз Скотт
Фехнер Густав Теодор
Лурия Александр Романович
Гельмгольц Герман
Вундт Вильгельм
Теплов Борис Михайлович
Эббингауз Герман
Смирнов Анатолий Александрович
Зинченко Петр Иванович
Бине Альфред
Пиаже Жан
Гальперин Петр Яковлевич
Ухтомский Алексей Алексеевич
Узнадзе Дмитрий Николаевич
Корнилов Константин Николаевич
Джемс Уильям
Ланге Николай Николаевич
Селье Ганс
Юнг Карл Густав
Адлер Альфред
Хорни Карен Клементина
Роджерс Карл Рэнсом
Маслоу Абрахам Харольд
Жане Пьер Мари Фели
Олпорт Гордон Уиллард
Макдугалл Уильям
Бандура Альберт
Гальтон Фрэнсис
Фромм Эрих П.
Это необходимо знать
Валидность и надежность психодиагностического теста
Моральные принципы деятельности психолога
Перспективы выпускников психологических факультетов
Что такое "мозговой штурм"?
Гомеостатические механизмы организма
Антисоциальная личность
Из истории психологии
Классический эксперимент И. П. Павлова
Исследования функциональной асимметрии мозга
Теория научения
Теории слуха
Теории цветового зрения
Феноменальная намять
Патология воли
Это интересно
Что является механизмами сознания?
Существует ли явление "ней"?
Как происходит передача информации от рецептора в мозг?
Как человек распознает объекты?
Что позволяет человеку адекватно воспринимать окружающий мир?
Можно ли изучать представления?
Как происходит кодирование и сохранение информации в памяти
Амнезия детства
Что такое творческая личность?
Что является физиологической основой мышления?
Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком?
Что является материальной основой внимания?
Из чего состоит эмоция человека?
Сможет ли "искусственный интеллект" заменить мозг человека?
Что формирует личность: наследственность или среда?
Агрессивное поведение.

Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и педагогов по учебному курсу «Общая психология». В нем с учетом современных достижений психолого-педагогической науки рассматриваются общие вопросы психологии, психические и познавательные процессы, состояния и свойства, эмоционально-волевая сфера личности, ее индивидуальные особенности. Учебник богато иллюстрирован, снабжен удобным служебным справочно-библиографическим аппаратом.
Учебник предназначен для преподавателей, аспирантов и студентов факультетов психологии и высших педагогических учебных заведений.

Методологические основы изучения человека.
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал. Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые неоднократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.

Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б.Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека. Современную науку все больше и больше интересуют проблемы, связанные со здоровьем человека, его творчеством, обучением и, конечно, его мыслями и переживаниями, причем исследование человека и человеческой деятельности осуществляется комплексно, с учетом всех аспектов этих проблем.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Общая психология, Маклаков А.Г., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама