THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Содержание сознания и подсознания так или иначе являются отражением мира внешнего. Именно реакция на внешние раздражители запускает психические процессы. Однако взаимодействие мозга с лежащей за его пределами реальностью этим не ограничивается. Наши мысли, чувства, желания, побуждения проецируются вовне, отражаются на нашем поведении, продуктах деятельности, отношении к людям.

Это явление проекции стало основой проективного подхода в психодиагностике и множества разнообразных методик и тестов, позволяющих изучить психологические особенности и состояния личности.

Представьте, что вы пришли к психологу, а он вместо бланков с вопросами дает вам чистый лист и предлагает нарисовать какое-нибудь фантастическое животное или просто дерево. Вы в недоумении и растерянности – зачем это нужно психологу, к тому же и рисовать-то вы не умеете. Или, допустим, вас просят рассказать, что вы видите на картинках, а там, на ваш взгляд, нет ничего, кроме абстрактных разноцветных пятен. Это примеры проективных методик, которые неискушенным посетителям кабинета психолога кажутся по меньшей мере странными.

Нас окружает разнообразный и динамичный мир, а воспринимаем его мы через призму желаний, влечений, эмоций и т. д. Кто-то в плывущих по небу облаках видит пушистых зайчиков, кто-то кровожадных монстров, а кто-то просто скопление водяных капель определенной плотности. Кстати, зависимость окружающего мира от внутреннего состояния человека называется апперцепцией, и она тоже изучается психологией. Но нас интересует не столько явление апперцепции, сколько способность человека к ассоциативному мышлению.

Ассоциации – это спонтанно возникающие в мозгу человека связи между новой информацией и хранящейся у него в памяти. Часто какой-то звук, хаос солнечных пятен на стене, мелькнувшее в толпе лицо незнакомца извлекают из нашей памяти образы-ассоциации. Они тесно связаны с прежним опытом человека. А так как опыт у всех разный, то и ассоциации тоже разные. А для психолога эти стихийно возникающие образы и мысли важны тем, что они несут информацию о психическом состоянии человека, о , старых, почти забытых душевных .

Первые проективные методики, разработанные одним из учеников З. Фрейда К. Юнгом, как раз были основаны на изучении ассоциаций людей, когда они рассматривали разные картинки. В конце XIX – начале XX века появились тесты, в которых использовались карточки с абстрактными разноцветными или монохромными пятнами. Они оказались настолько эффективны, что до сих пор одной из самых популярных и востребованных проективных методик считается тест чернильных пятен Роршиха, появившийся в 20-х годах XX века.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов . Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению, нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Классификация проективных методик

Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:

  1. Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии). К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
  2. Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
  3. Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
  4. Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
  5. Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
  6. Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
  7. Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
  8. Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.

Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.

Примеры проективных методов

Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)

Эта методика создана швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 году и в настоящее время, по общему признанию, является самым популярным проективным тестом. Он представляет собой 10 карточек с пятнами, похожими на те, что получаются, если на лист бумаги капнуть чернилами, а потом сложить его так, чтобы пятно отпечаталось симметрично. Отсюда и другое название этой методики.

Человеку, проходящему обследование, предлагается рассмотреть эти пятна и сказать, на что они похожи. По сравнению, например, с тестами-опросниками в сотню вопросов это кажется простым до банальности. Но психологу, чтобы интерпретировать результат, придется изрядно потрудиться и использовать все свои знания и опыт. Ведь учитывается не только сам ответ, но и то, в каком положении держал лист диагностируемый, на какие детали он обращал внимание и т. д.

В соответствии с классической методикой Роршаха каждый ответ, даже односложный, оценивается психологом по 5 критериям:

  1. Популярность или оригинальность – насколько часто у испытуемых встречается подобная интерпретация картинки. Так, если какое-то пятно у 9 из 10 диагностируемых ассоциируется с бабочкой, а у одного – с черепом, то его ответ явно оригинальный.
  2. Содержание. Этот критерий связан с категорией, к которой принадлежит увиденный в пятне объект: люди, животные, птицы, растения, фантастические существа и т. д.
  3. Локализация. Определение области, которую рассматривал испытуемый на карточке – все пятно целиком или какие-то его детали.
  4. Детерминанты. Что играет ключевую роль в выборе объекта сходства – форма, цвет или все вместе.
  5. Уровень формы – это оценка степени сходства пятна с объектом, названным испытуемым.

Выяснив эти критерии, психолог переходит к самой сложной части – интерпретации результатов. Она основана на глубоком знании человеческой психики и связи ответов с процессами, происходящими во внутреннем мире.

Сонди-тест

Материал, с которым работает испытуемый, представляет собой 6 серий фотографий по 8 портретов в каждой. На портретах лица людей, больных различными психическими заболеваниями (садизм, истерия, шизофрения, депрессия и т. д.). Клиенту предлагается в каждой серии выбрать по два наиболее и наименее привлекательных образа.

Л. Сонди и его сторонники считают, что если диагностируемый выбрал 4 и больше портрета с одним и тем же заболеванием, то у него есть склонность к этому психическому отклонению. Причем не важно, положительный это выбор или отрицательный.

Российский психолог О. Н. Кузнецов на основе теста Сонди создал методику, позволяющую определять склонность людей к определенному типу .

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Этот тест часто проводится среди подростков и старшеклассников, и он, несмотря на сравнительную простоту, очень информативен. Испытуемому выдается стандартный лист бумаги формата А4, карандаш и предлагается нарисовать какое-нибудь несуществующее (фантастическое) животное. Только нужно не брать в качестве образца персонажей мультфильмов или сказок, а придумать свой образ. Когда рисунок закончен, испытуемый должен назвать животное, дать ему имя.

При интерпретации рисунка учитывается буквально все – от расположения на листе и характера линий, до мельчайших деталей (волос, перьев, хвостов, шипов, чешуек и т. д.).

Например, характер линий говорит об эмоциональном состоянии испытуемого и об уровне его энергии. Жирные линии с сильным нажимом – свидетельство энергичной натуры, часто с повышенным уровнем возбуждения. А когда человек рассержен, то его карандаш даже рвет бумагу. Слабые, прерывистые линии говорят об , слабоволии, а дрожащие – о робости и .

Величина головы по отношению к телу – показатель степени рациональности. Чем больше голова нарисованного животного, тем большую роль играет в жизни человека разумная регуляция его поведения. Маленькая голова – человек живет не разумом, а своими телесными желаниями и влечениями, не любит задумываться о поступках и заниматься планированием.

Ноги – это опора, и если нарисованное существо имеет слабые ножки или вовсе не имеет их, порхая крылышками, то и автор этого существа далек от прагматизма, приземленности и любит парить в своих мечтах.

Подобным образом осмысливается и интерпретируется каждая деталь рисунка, в том числе и его название. Согласитесь, люди, давшие своим творениям имена «Крокозяблик», и «Кровожор», явно отличаются друг от друга по своему характеру.

Несмотря на кажущуюся несерьезность, данная проективная методика многократно проверена, и ее эффективность подтверждена. Тем более процесс интерпретации строго регламентирован подробной инструкцией к тесту, а не делается «от фонаря», как захочется психологу.

Проективные методики способны измерять различные стороны личности: эмоциональные, интеллектуальные, волевые и т. д. Именно этот тип психодиагностических средств позволяет выявить скрытые людей, те проблемы, в которых даже сам человек себе не признается. Ведь, в отличии от опросников, в проективных методах человек не может схитрить и попытаться обмануть психолога.

1. Предмет и истоки проективной психологии.

2. Теория личности, лежащая в основе проективной психологии.

3. Оценка проективной психологии.

4. Классификация проективных методов.

5. Оценка возможностей проективных методик.

6. Достоинства и недостатки проективных методов.

Проективная психология – отрасль психологической науки, занимающаяся разработкой специальных методов изучения и диагностики личности.

Возникла как протест против бихевиоризма. Её основная цель была – целостное рассмотрение личности. Поведение индивида считают динамичным, т.е. активным и целенаправленным. Активным, т.к. индивид стремится к развитию взаимосвязи с миром психической и социальной реальности; и целенаправленным, т.к. поведение индивида направлено к достижению цели.

Проективная психология исследует роль всех психологических функций и процессов, действующих в контексте личности в целом. Проективные результаты индивидов, следовательно, рассматриваются как части целого. А значит, для оценки и диагностики личности необходимо сочетать разные методы, как проективные, так и непроективные.

Истоками проективной психологии являются психоанализ и гештальтпсихология. В обеих этих теориях есть положения, ценные для проективной психологии.

1. Полное единодушие двух теорий в отношении структуры и развития личности.

2. Утверждение целостности организма и приоритета целого над частями в гештальтпсихологии. Здесь организм – саморегулирующаяся система.

3. Психоанализ постулирует взаимосвязь психологических механизмов и динамизмов, функционирующих в индивиде, а также связь индивида с социокультурной средой, в которой он живет.

4. Обе теории используют много моделей для объяснения и описания личности. Поведение индивида наблюдается в широком контексте различных ситуаций, и эти данные подводятся под общую теорию.

5. Общей для обеих теорий является вера в психологический детерминизм, а также в единообразие и целостность психической сущности. И то, и другое теоретическое направление утверждают, что все психологические феномены имеют причину и смысл, а также практическую функцию.

Таким образом, необходимо различать проективную психологию как отрасль психологии и проективные техники как инструмент изучения личности.

Первые техники возникли в лабораториях экспериментальной психологии, потом их на вооружение взяли клиницисты и внесли значительный вклад в их развитие, поэтому ДОС их пор большинство методик пригодны для клиники в большей степени, и для применения их к здоровым людям нужно быть осторожным с интерпретацией.

Базовое для проективной психологии является понятие проекции. У З.Фрейда проекция – защитный механизм, приписывание другим своих отрицательных качеств. Впоследствии термин модифицировался и в проективной психологии стал рассматриваться как перенос собственных потребностей и склонностей на стимульный материал в экспериментальной ситуации. Причем, эта проекция возникает, когда материал неоднозначный.


Выделяют следующие виды проекции.

1. Обратная – из «Я его люблю» к «он меня ненавидит», а не просто «не любит», т.к. это угроза самооценке.

2. Простая – «накручивание» себя против какого-то человека до разговора с ним, а потом негативное восприятие этого человека.

3. Сенсибилизация – повышенная чувствительность к определенным факторам, которые уже имели место или, наоборот, сейчас актуальны. Например, голодный чаще заметит пищу или тот, кто боится гнева начальника, видит малейшие признаки приближения этого гнева.

4. Экстернализация – субъект объясняет какую-то ситуацию, может, домысливает какие-то детали, а потом, вспоминая, сознает, что говорил о самом себе.

Поскольку основой разработки любого диагностического метода является теория личности, один из теоретиков проективной психологии Абт сформулировал ряд постулатов, касающихся сущности личности, на которые опирается большинство проективных психологов, интерпретируя данные.

А. Личность – это система, функционирующая в индивиде в роли организации между стимулом и реакцией, которые она стремится связать воедино. Стимулы, на которые человек может научиться реагировать, зависят от специфических и индивидуальных потребностей и ценностей этого человека. Одна из функций личности состоит в отборе из бесчисленных стимулов тех, которые соответствуют удовлетворению потребностей. Отбор стимулов осуществляется на основе селективности внимания.

Б. Личность как организация является динамичной и мотивационной по своей сути. Её способность отбирать и интерпретировать стимулы, с одной стороны, и контролировать и фиксировать реакции – с другой, определяют её целостность и единство как функционирующей системы. Личность как динамическая организация, находящаяся между стимулом и реакцией, несет ответственность за психологический гомеостаз, происходящий в поведении. Поведение нарушается, если личность не может соотнести стимул и реакцию. Человек вынужден использовать новые и часто неадекватные реакции, но вместе с тем это основа для научения. Научился – целостность сохранилась, нет – нарушилась, возник невроз.

В. Личность – это конфигурация, состоящая из множества психологических функций и процессов. Формирование личности следует законам гештальтпсихологии.

Г. Рост и развитие личности основаны как на дифференциации, так и на интеграции.

Д. Личность в своем росте и развитии во многом находится под влиянием факторов окружающей среды. Культурные факторы обладают первостепенной важностью в числе окружающих факторов.

Проективная психология как наука продолжает развиваться на Западе. Различают следующие значимые направления в развитии концептуальной базы проективной психологии.

1) Личность все больше рассматривается как процесс, а значит, данные проективных методов ситуативны. Чтобы этого избежать, надо создать теорию личности, учитывающую этот процесс.

2) Личность, изучаемая проективными способами, считается процессом, на который постоянно влияют взаимодействия индивида с собственной физической и социальной средами, с одной стороны, и состояние и сила его потребностей, с другой. Таким образом, опять подчеркивается влияние культуры и связь личности с культурой, а значит, надо разрабатывать методики, учитывающие это влияние и эту связь.

3) Усиливается тенденция полагаться на теорию поля, учитывающую влияние всех переменных, действующих в данный момент на человека.

4) Существует заметная тенденция к утверждению двух классов суждений о личности: динамическое и генетическое.

5) Возрастает интерес к созданию картины «личности как целого», т.е. личность не сводится к Большой Пятерке или чему-то еще, а есть совокупность всего, что есть в человеке.

6) Тенденция к построению концептуальной схемы, относительно которой можно сделать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.

7) Стремление создать теорию личности, объясняющую на основе сегодняшних данных прошлое человека и предсказывающую его будущее.

Достоинствами проективных методик являются:

Проективные методы стремятся к целостному описанию личности;

Они предоставляют большой простор для размышлений самому психологу, который может интерпретировать результаты, опираясь на свои научные взгляды и опыт.

При этом недостатков у них гораздо больше:

а) они не поддаются процедурам надежности и валидности;

б) требуют большого опыта от психолога, работающего с этими методиками;

в) изначально эти методы ориентировались на людей с психическими заболеваниями, поэтому интерпретации изобилуют клиническими терминами. При работе не в клинике эти интерпретации оказываются ложными;

г) многие методики основаны на психоанализе, а это не универсальная теория;

д) велик субъективизм в интерпретации, т.е. влияние личности, взглядов психолога;

е) интерпретация большинства методик испытывает влияние и того социокультурного контекста, в котором создавалась методика. Многие из них создавались больше 50 лет назад, а за это время изменились нормы, традиции, стиль взаимоотношений. Иногда испытуемый не понимает стимульный материал, т.к. никогда не сталкивался с подобной ситуацией. И, наконец, имеют место кросс-культурные различия, т.е. проблемы у людей разных стран разные.

Таким образом, проективные тест – это очень утонченная и в то же время весьма сложная в эксплуатации техника, требующая тщательного ознакомления и совершенного овладения её приемами. Применение методов данного типа на практике должно быть весьма осторожным, обоснованными подкрепляться другими, более надежными и достоверными процедурами.

Контрольные вопросы

Главная отличительная особенность проективных методик заключается в неструктурированной задаче для испытуемого, допускающей неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия испытуемого могла разыграться, даются только краткие, общие инструкции. Основная гипотеза создателей проективных методик заключается в том, что тестовые материалы служат своего рода экраном, на который респонденты проецируют свои характерные мыслительные процессы, потребности, тревоги и конфликты.

В типичных случаях проективные инструменты представляют собой методики замаскированные, т.к. испытуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Данные методики характеризуются, далее, глобальным подходом к оценке личности, т.к. не измеряют отдельные черты. И, наконец, приверженцы этих методик считают их эффективными для выявления скрытых, латентных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к скрытому материалу, т.к. не вызовет защитных реакций.

Первая классификация проективных методик была предложена на Западе Франком. Эта классификация основана на учете различных аспектов проективного опыта.

Франк выделили следующие категории.

1. Конструктивная. Техники, входящие в эту категорию, характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из неструктированного материала. Это лепка из пластилина, рисование пальцами, незаконченный рисунок. По сути сюда относится и тест Роршаха, но Франк считал, что это зависит от того, как много изображений испытуемый готов увидеть в пятнах. Если 1-2, - методика к этой группе не относится, если много, - относится.

2. Конструктивная. Когда задача четко поставлена, что надо нарисовать, слепить, сконструировать. Например, «Рисунок человека», «Рисунок семьи».

3. Интерпретативная – здесь испытуемый приписывает собственное значение стимульной ситуации. Например, ТАТ, тесты словесных ассоциаций.

4. Катартическая – акцент смещается с процесса на результат, например, игровые техники.

5. Рефрактивная, или экспрессивная, например, графология.

Прошанский не согласился с классификацией Франка и предложил свою. Он отметил, что проективные техники по своему характеру преимущественно визуальные, т.к. предполагают вербальную интерпретацию визуального материала. Визуальные техники делятся в соответствии с характером детализации их стимульного материала. Их можно расположить на прямой от хорошо структурированных (ТАТ) до аморфных (линии, пятна). Отдельную категорию составляют методики, основанные на вербальной стимуляции («Завершение предложений»). Таким образом, данную классификацию можно изобразить следующим образом:

Визуальные (с различной степенью детализации);

Вербальные.

Второй вариант своей классификации Прошанский сделал на основе предъявляемых стимулов. Тогда получились следующие виды методик:

Вербальные;

Визуальные;

Конкретные;

Кинестетические;

Другие модальности.

Следом за рассмотренными появилась классификация на основе требуемых ответов:

а) импрессивные – отчет испытуемого о своем опыте, о своих впечатлениях, в основном, в виде однозначных ответов;

б) экспрессивные – человек делает то, что ему хочется (лепит, рисует, складывает мозаику);

в) ассоциативные – человек идентифицирует себя с картинкой, ситуацией (тест Розенцвейга);

г) техники, в которых от испытуемого требуется что-то высказать, выбрать, проранжировать стимулы (методика Люшера);

д) техники, которые можно расположить на линии «творчество» - репродукция».

И, наконец, наиболее распространенная классификация на основе цели диагностики:

1) методики описания личности (Розенцвейг);

2) методики диагностики личности (Роршах, ТАТ);

3) методики для терапии личности (игровые).

Когда проективные методики создавались, они, как это часто бывает, воспринимались как универсальные. Но затем ученым захотелось выяснить пределы возможностей проективных методов. В основе разработки проективных методов лежат три положения:

1) они состоят из стандартных наборов стимульного материала, с помощью которого легко определить и сравнить типичные особенности мышления, речи и восприятия. Благодаря стандартизации становятся легко заметными нюансы поведения, которые легко упустить в менее определенной ситуации;

2) они позволяют собрать информацию, которая не может быть получена никаким другим путем. Столкнувшись с неоднозначным материалом, испытуемый выбирает собственную форму самовыражения и через это проявляет себя;

3) психологический детерминизм, который утверждает, что в реакциях и словах человека нет ничего случайного.

В результате проективные методы выявляют, каким образом индивид решает новые задачи и усваивает новый опыт, раскрывает структурные аспекты языка и речи испытуемого, что очень информативно, по мнению западных психологов, изучают фантазии, установки, притязания, озабоченность испытуемых. Сравнение результатов тестирования с помощью проективных методик и клиническими обследованиями и диагностикой другими методиками показали их корреляцию, т.е. диагностическую валидность.

Корнер с коллегами попытались выяснить, пригодны ли проективные тесты для прогнозирования реального поведения. Они изучали взаимосвязь проявлений враждебных фантазий в игровых ситуациях и реального враждебного поведения детей. Дети проявляли враждебность в игре, но не проявляли в реальной жизни. Аналогичные результаты получили и другие исследователи. И при применении других методик часто оказывалось, что, говоря от лица персонажей или делая что-то, люди не обязательно так поступают в реальной жизни.

Таким образом, проективные тесты поведение не предсказывают.

Провалились попытки использовать проективные тесты для определения профпригодности. Тогда заявили, что прогнозирование не является целью проективных техник. Но вопрос остался. Почему проективные тесты не обладают прогностической валидностью? Сами теоретики проективной психологии полагают, что это происходит не из-за недостатков методик, а из-за неразработанности психологии личности. Ведь предположения о поведении индивида строит психолог, опираясь на свои теоретические взгляды, а 100%-ной теории личности до сих пор нет. Чтобы её создать, надо решить две проблемы: найти все бесчисленные обстоятельства, влияющие на процесс адаптации индивида, и их взаимодействие; и раскрыть тайны Эго-синтеза, т.е. формирование Эго. При этом вряд ли они не осознают, что пока это невозможно, да и Эго-синтез интересует психоанализ, а кроме него существуют и другие направления психологии, в которых можно поставить другие проблемы.

Но раз поведение индивида не соответствует его фантазиям или патологии, какой прок от этих методик? Но авторы считают, что методики выявляют скрытую патологию, которая может актуализироваться в неблагоприятных обстоятельствах (при этом, не указывая, каких именно). Правда все эти исследования относятся к тестам Роршаха и ТАТ. В то же время отрицать эти техники нельзя, надо просто изменить отношение к ним.

Другой путь повышения прогностической валидности предлагает Лазарус. Он считает, что нельзя предъявлять только неопределенные стимулы. Они подходят в ситуациях, когда некоторые потребности настолько сильны и выражены, что отражаются словесно и фигурируют в фантазиях. Но в ситуациях, когда потребности настолько скрыты от восприятия, что приводят к избеганию и искажениям, нужны наименее двусмысленные стимулы. Здесь надо предъявлять эмоционально насыщенный материал и наблюдать за испытуемым. Такое исследование было проведено с помощью методики «Завершение предложений», в которую включили предложения неопределенные и определенные. Первый тип «Он очень хотел…», второй тип – «Он ненавидел…». Некоторые испытуемые во втором случае четко указывали, кого ненавидел, другие строили сложные предложения, например, «ненавидел попадать под дождь, если у него не было зонта». Лазарус считает, что в последнем случае проявляется стремление скрыть агрессию, т.е. защитный механизм.

Таким образом, стимулы могут быть как высокоструктурированными, так и крайне неопределенными по своему характеру, но таким образом можно собрать больше информации об испытуемых. При предъявлении неопределенного стимульного материала без труда обнаружатся случаи значимых потребностей и фантазий. Если же при предъявлении однозначных стимулов ответы, соответствующие им, встречаются редко, имеет место вытеснение или другой защитный механизм.

Наиболее объективную оценку проективных методик дает А.Анастази.

1. Проективные методики заметно отличаются друг от друга и по содержанию, и по уровню изученности.

2. Большинство методик эффективны для налаживания раппорта при первых контактах между клиницистом и клиентом. Их задания интересны, похожи на развлечения, ведут к отвлечению внимания и снимают напряжение.

3. Проективные методики в меньшей степени допускают симуляцию, чем опросники, т.к. их назначение обычно замаскировано, а интерпретация настолько разнообразна, что даже знакомый с ними испытуемый не может наверняка сказать, как их будут использовать. Кроме того, обследуемый погружается в задание и имеет меньше возможности еще задумываться над степенью фальсификации. В то же время есть данные, доказывающие все-таки такую возможность.

4. Проективные методики недостаточно стандартизированы. Малейшее изменение инструкции меняет и результаты. Меняет результаты и манера тестирующего, его восприятие тестируемым.

5. Минусом является недостаточная объективность процедур подсчета и интерпретации показателей. Окончательная интерпретация ответов проективного теста может в большей степени говорить о теоретической ориентации, излюбленных гипотезах и личных особенностях тестирующего, чем о движущих силах личности тестируемого. Иногда говорят, что эти тесты проективны для тестирующего.

6. Отсутствуют нормативные данные в проективных методиках. Единственная норма – опыт тестирующего. В случае, если это опыт клинициста, то он еще и ограничен определенным контингентом – больными. Эти данные он переносит на здоровых. Нет норм групповых, образовательных, статусных, гендерных. Все люди делятся на больных и здоровых, а это группы не однородные.

7. Отсутствуют данные о надежности методик. Коэффициенты внутренней согласованности очень низкие. Недоказуема ретестовая надежность. При повторном проведении испытуемые часто просто вспоминают предыдущие ответы.

8. Подавляющее большинство опубликованных работ по валидизации проективных методик не позволяют сделать однозначных выводов либо из-за плохой контролируемости условий эксперимента, либо из-за неадекватного статистического анализа, либо из-за того и другого вместе. Существует несколько причин мнимой валидности:

а) «загрязнение» критерия или данных теста – возникает, когда данные теста и информация, полученная в разговоре, вдруг совпадают, но это не объективные данные, а значит, не объективная валидность. Пытаются ввести «слепой» контроль, т.е. оценку результатов посторонним психологом, не знающим опрашиваемого, но это единичные исследования, а не массовые;

б) отсутствие кросс-валидизации – на одних группах валидность получили, а на других она не подтверждается, т.е. валидность случайна;

в) правильность стереотипа – некоторые данные применимы к большинству людей, независимо от того, в норме они или пограничном состоянии, какого возраста. Соотнося их с каким-то критерием, получают валидность, а её нет;

г) «иллюзорная валидизация» - подверженность людей житейским стереотипам. В исследованиях показано, что, например, глаза у многих в рисунках ассоциируются со страхами, прорисовка пола – с сексуальными проблемами, и эти стереотипы практически не поддаются переобучению. А т.к. они есть у всех, получается валидность. Люди остаются верны своим априорным предположениям, даже когда сталкиваются с противоречащими наблюдениями.

9. Не всегда подтверждается основная проективная гипотеза о том, что ответы индивидуума отражают существенные и относительно устойчивые черты личности.

10.Многие проективные методики не являются тестами в строгом научном смысле, т.к. не отвечают требованиям, предъявляемым к тестам, поэтому их часто называют «техниками».

11.Проективные методики являются, скорее, клиническими инструментами, являющимися дополнительным качественным средством интервьюирования клиентов и пациентов. Но работают они в руках опытного клинициста. А раз это качественные методы, то оценить их количественно просто невозможно.

12.Характер полученных посредством одной и той же проективной методики данных может меняться от одного респондента к другому, т.е. с помощью одной и той же методики у одного человека можно выявить одну тенденцию и не выявить остальные, а у другого – другую. Например, с помощь. ТАТ у одного можно выявить агрессивность, а у другого – креативность, т.к. не все шкалы всегда проявляются.

13.Не существует единого верного способа применения и интерпретации проективных методик.

Разработка проективных методов продолжается. Все подходы можно разделить на три группы.

I. Разнообразные словесно-ассоциативные техники, техники незаконченных предложений, техники на придумывание истории.

II. Попытки создать аудиальные проективные техники, содержащие разговоры, шумы и музыку. Например, была попытка создать аудиальный ТАТ, где картинки описывались человеку; методика, где разные по стилю музыкальные отрывки сопровождались инструкцией: «Я хочу, чтобы вы рассказали мне историю, которая подходила бы к этой музыке». Бин разработал тест Звуковой Апперцепции, где испытуемым надо узнать реальные звуки (вой собаки, пение канарейки), замедленные в 8 раз. Эти методики, особенно слуховой ТАТ, полезен для работы со слепыми. Есть попытки создать осязательный (кинестетический) тест Роршаха.

III. Проективные техники, направленные на упрощение материала через сведение к минимуму специфичных, узкокультурных элементов. Например, тест руки, который необходимо применять только с другими методиками, т.к. сам по себе он неинформативен. Используют фигуры из палочек в качестве проективных стимулов. С помощью этих тестов пытаются диагностировать потребности, преступные наклонности, уровень адаптации, иногда лидерские качества. Но опять мало кого заботит стандартизация и валидизация этих методик. Сюда же относятся методики, где изображен не четкий рисунок, а контуры, силуэты, рассматривая которые надо придумать историю; «Свободное рисование», когда человек рисует, что хочет, или на общую тему и комментирует процесс.

Вообще «примитивных» техник много, среди них немало интересных, но, к сожаленью, все они практически не прошли статистическую проверку. Но проективная психология развивается, и наблюдается тенденция к объединению разных техник, попытки согласовать интерпретации, хотя за основу, с которой все сравнивают, берут обычно тесты Роршаха и ТАТ.

Контрольные вопросы

1. Общая характеристика проективной психологии как отрасли психологической науки.

2. Оценка проективной психологии.

3. Различные подходы к классификации проективных методов.

4. Валидизация проективных методик.

5. Основные недостатки проективных методик и перспективы развития проективной психологии.

  • 8. Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания. Диагностика самосознания.
  • 10. Гуманистическая психология.
  • 11. Основные положения гештальтпсихологии.
  • 12. Когнитивная психология: история и современность. Когнитивные стили: феноменология и диагностика
  • 13. Общая характеристика психики животных. Стадии развития психики животных
  • 14. Психика человека как предмет системного исследования. Принцип системного подхода в психологии
  • 15. Роль теории, практики и эксперимента в развитии психологической науки. Психология как экспериментальная наука.
  • 16. Методология психологии.
  • 17. Принципы отечественной психологии
  • 18. Категориальный аппарат современной психологии. Проблема базисной категории.
  • 19. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. Характеристика основных видов деятельности человека (игра, учение, труд).
  • 20.Эксперимент: общие требования к организации и планированию. Специфика лабораторного э.
  • 21. Корреляционные и экспериментальные (квазиэкспериментальные) иссл-я.
  • 22. Планирование научного исследования и составление отчета
  • 23. Метод наблюдения и опросные методы психологии
  • 24. Психодиагностические методы: классиф. И хар-ка.
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.
  • 26. Понятие об ощущении и восприятии.
  • 27. Общие представления о памяти. Процессы памяти. Физиологические основы памяти. Классиф. Видов памяти
  • 28.Понятие о мышлении. Мышление как процесс.
  • 29. Творческое мышление и воображение.
  • 31. Понятие о внимании. Виды внимания. Нейрофизиологические основы внимания. Свойства внимания.
  • 32. Эмоционально-аффективная сфера психики.
  • 33. Мотивационно-потребностная сфера человека. Мотивы и потребности. Методы диагностики мотивации.
  • 34. Основные мех. И факторы развития индивидуальности
  • 35. Иерархическая модель развития индивидуальности
  • 37. Понятие о темпераменте. Различные классификации типов темперамента. Стили деятельности как проявления темперамента. Методы диагностики темперамента.
  • 38. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера и их классификация. Психодиагностика характера.
  • 39. Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей.
  • 40. Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия.
  • 42.Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как s жизнедеятельности. Соотношение понятий индивид, личность, индивидуальность
  • 43. Самосознание личности. Образ «я» как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность
  • 45. Стадиальность психического развития
  • 47. Возрастные периоды развития: раннее детство
  • 48. Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст
  • 50. Потенциалы возрастного развития в зрелости
  • 51. Пожилой возраст и старость
  • 52. Основные проблемы педагогической психологии: соотношение внешних и внутренних условий овладения общественно-историческим опытом.
  • 53. Бих. Подход к организации обучения и воспитания
  • 54. Психоаналит. Подход к орг. Обучения и воспитания
  • 55. Когнитивный подход к орг. Обучения и воспитания
  • 56. Гуманистический подход к орг. Обучения и воспитания
  • 57. Структура пед. Деятельности и ее индивидуализация
  • 58. Психология как учебная дисциплина и методика ее преподавания в средней и высшей школе.
  • 59. Психодиагностические методы: характеристика и классификация.
  • 60. Учение о стрессе. История развития учения. Психопрофилактика стресса.
  • 61. Синдром эмоционального выгорания: симптоматика, факторы, регуляция
  • 62. Концепция агрессивности в психологии. Психопрофилактика агрессивности
  • 5. Эрик Берн: трансактный анализ
  • 63. Психол. Коррекция невротических состояний: принципы и подходы в отечественных и зарубежных школах
  • 64. Аномальное развитие: сущность, механизмы, виды, основные закономерности
  • 65. Работа писхолога с различными группами детей с ограниченными возможностями здоровья
  • 66. Интеллект: подходы к пониманию, теории интеллекта. Умственное развитие. Диагностика умственного развития и интеллекта. Нарушения умственного развития.
  • 67. Поведение как предмет психологического изучения. Психологический механизм целесообразного поведения человека. Стратегии и техники поведения. Стили поведения и критерии их изучения.
  • 68. Особенности психологического консультирования. Основные школы консультирования. Методы психологического консультирования.
  • 69. Клиническое интервьюирование как ведущий метод клинической психологии
  • 70. Социальная психология как наука: предмет, феноменология, история становления, парадигмы социальной психологии
  • 71. Понятие о группе, классификация групп. Структура малой группы. Методы изучения межличн. Отношений и групповых процессов
  • 72. Социально-психологические феномены и механизмы влияния в малых и больших группах
  • 73. Психология общения. Характеристика коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения
  • 74. Понятие установки в психологии. Социальные установки. Иерархическая структура диспозиции личности
  • 75. Предмет и осн. Подходы психол. Познания: информационный, коннекционизм, экологический подход.
  • I. Информационный подход.
  • II. Коннекционизм
  • 76. Психология труда как отрасль научного знания
  • 77. Теоретические и прикладные проблемы экономической психологии
  • 78. Теоретические и прикладные проблемы юридической психологии
  • 79. Теоретические и прикладные проблемы психологии управления
  • 80. Теоретические и прикладные проблемы психологии здоровья
  • 25. Понятие о проекции в психологии. Виды проекции. Проективные методы в психологии.

    Проективные методы - специальные методы, основанные на использовании малоструктурированных стимульных ситуаций, и актуализирующие у испытуемого стремление передачи тенденций, установок, отношений и других личностных особенностей. Термин «проективные методы» введен Франком в 1939 г. Названы они так, потому что основываются на едином психологическом механизме, который вслед за Фрейдом и Юнгом принято называть «проекция». Проекция – в психоанализе проекция - это защитный механизм (вытесненные мысли, переживания, мотивы Л приписывает другим объектам и это является мех-м психол-й защиты от осознания наличия у себя этих тенденций). Первоначально ПМ рассм-сь как приемы клинической ориентации, т.е. выявляли способность прогнозировать индив-ный стиль пов-ния, переживаний и аффективного реагирования в значимых или конфл-ных сит-х, выявлять неосознаваемые аспекты л-ти. Счет ПМ ведется с теста словесных ассоциаций Юнга. Он доказал возможность путем косвенного получать инфо о ч-ке. Фрейд и Юнг показали, что бессознательные переживания доступны диагностике, т.к. отражаются в хар-ре быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий. Связь образов фантазии со свойствами и чертами личности также убедительно доказал Герман Роршах - тест «Чернильных пятен». В 1935 г. ТАТ, методика изучения фантазии. Авторы - Мюррей и Морган. Материал теста - сюжетные картинки, изображающие неопределенные сит-ции, допускающие различное понимание и толкование. По замыслу авторов рассказы по сюжетным картинкам позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болезненные состояния психики. Под проекцией стала пониматься тенденция людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психологической организации. В 1939 г. появляются работы Франка. Он первым применил термин «проективные методики » для обозначения особой группы методов исследования личности.

    В 40-50 г.г. - две теоретические парадигмы для обоснования проективного подхода.

    1) в русле психоанализа. Чем более неопределенны условия, тем в большей степени психическая активность приближается к «первичным» психическим процессам (воображение, галлюцинации), движимым принципом удовольствия. В этом случае нужно признать тождество «первичных» психических процессов и психической активности в ситуации проективного исследования.

    2) в рамках когнитивного подхода new look. Рапопорт определил специфические процессы, детерминирующие проективный ответ. Проективная продукция - результат сложной познавательной д-ти, в кот. слиты когнитивные моменты и эмоциональные моменты. Брунер в рамках подхода new look рассматривал основные механизмы избирательного восприятия.

    В психологии выделяют такие виды проекции :

    1. Атрибутивная проекция - приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям.

    2. Аутистическая проекция - детерминированность восприятия потребностями человека. Собственные потребности определяют то, как субъект воспринимает других людей или предметы. Например, рассматривая нечеткие изображения, голодный человек может воспринять удлиненный предмет как ломтик хлеба, агрессивный - как нож, а сексуально озабоченный - как символ мужской сексуальности.

    3. Рациональная проекция характеризуется рациональным мотивированием. Например, когда студентам предложили высказать свои замечания относительно структуры учебного процесса, оказалось, что на отсутствие дисциплины жаловались прогульщики и лентяи, а недостаточной квалификацией преподавателей были недовольны двоечники (т.е. студенты неосознанно приписывали преподавателям свои нежелательные особенности). Здесь, как и в случае обычной рационализации, вместо признания собственных недостатков, люди склонны приписывать ответственность

    за свои неудачи внешним обстоятельствам или другим людям.

    4. Комплементарная проекция - проекция черт, дополнительных к тем, которые субъекту присущи в действительности. Например, если человек ощущает страх, то он склонен воспринимать других как угрожающих, страшных. Для него в этом случае черта, которая приписывается другим, является причинным объяснением собственного состояния. А человек, который ощущает себя сильной, властной личностью, воспринимает других людей как слабых, как "пешек".

    Были сформулированы принцип резонанса - стимулы, которые соответствуют установкам, интересам воспринимаются быстрее; принцип сенсибилизации - повышение чувст-сти по отношению к стимулам, которые угрожают целостности индивида, которые могут привести к нарушению псих-кого функц-ния, и узнавание этих стимулов быстрее прочих.

    Проективные методы характеризуются следующими свойствами :

    1) использование слабоструктурированных, неопределенных стимулов; стимулы приобретают смысл не только в силу их содержания, но и в связи с личностным значением;

    2) «открытость» множества потенциальных ответов - принимаются все реакции испытуемого;

    3) атмосфера доброжелательности и отсутствие оценочного отношения со стороны экспериментатора;

    4) измерение не психической функции, а модуса личности в ее отношениях с социальной средой.

    Использование проективных методов целесообразно в психологическом консультировании, т.к. они способствуют установлению контакта, достаточно быстро проводятся и ярко показывают произошедшие изменения (если провести методику повторно на завершающем этапе). Проективные методики решают не только диагностические, но и коррекционные задачи (например, прорисовывая свое состояние, клиент может начать рефлексировать). Некоторые проективные методы применяются в профотборе, в целях диагностики.

    Классификация (Е.Т. Соколова ):

    1) конститутивные - структурирование стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха);

    2) конструктивные предполагают создание целого из отдельных частей (тест мира);

    3) интерпретативные - истолкование событий, ситуаций, т.е. рассказ по картинке (ТАТ, Розенцвейг);

    4) катартические – осуще-тся в игровой деятельности (психодрама);

    5) экспрессивные - рисование на свободную тему;

    6) импрессивные - предпочтение одних стимулов другим (Люшер);

    7) аддитивные - завершение предложений, рассказа (незавершенные предложения».

    Достоинства проективных методов :дают глубинный срез личности, используются для «наведения мостов» с испытуемым, не задевают престижа, т.к. любой ответ «правилен».

    Критика проективных методов не достаточно стандартизованы, результаты «на совести» экспериментатора, обычные требования, предъявляемые к тестам (надежность, валидность) к ним не применимы, высокая степень субъективизма при анализе. Если психолог не достаточно профессионален, то он м. проявлять «вторичную проекцию» - интерпретировать материалы методики исходя из собственных субъективных представлений. При этом нельзя исключить прямую проекцию собственных психических состояний или проблем.

    "

    Психология проективная

    Ее основные положения таковы:

    1 ) целостность личности как единого «организма», взаимосвязанность ее отдельных функций, их детерминированность «личностным контекстом»;

    2 ) единство личности и среды социальной, их неразрывность и постоянное взаимодействие;

    3 ) предмет исследования проективного - не объективные отношения личности и среды, а субъективная концептуализация этих отношений индивидом:

    4 ) личность - саморегулируемая система, цель коей - организация субъективного опыта согласно адаптивным задачам;

    5 ) личность - уникальная система процессов познавательных, потребностей, черт и способов адаптации, образующих ее индивидуальный стиль.


    Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

    Смотреть что такое "психология проективная" в других словарях:

      Проективная идентификация - У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование. О более пассивном защитном механизме см. Идентификация (психология).… … Википедия

      Проекция (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Проекция. Проекция (лат. projectio бросание вперед) психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как… … Википедия

      Идентификация (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация. Эта статья о сравнительно пассивном защитном механизме. О защитном механизме, включающем в себя бессознательное манипулирование см. Проективная идентификация.… … Википедия

      Перенос (психология) - Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно Я Сверх Я Либидо Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос … Википедия

      Регрессия (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Регрессия. Регрессия (лат. Regressus обратное движение) защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно… … Википедия

      Смещение (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Смещение. Смещение психологический механизм, описанный Фрейдом как один из механизмов цензурирования в процессе формирования сновидений. Заключается в подмене не прошедших цензуру элементов… … Википедия

      Всемогущий контроль (психология) - Всемогущий контроль психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной убеждённости человека в том, что он способен всё контролировать. Естественным следствием такой убеждённости является… … Википедия

      Сублимация (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Сублимация. Сублимация защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.… … Википедия

      Игнорирование (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Игнорирование. У этого термина существуют и другие значения, см. Избегание. Игнорирование (Избегание) защитный механизм психики, заключающийся в бессознательном контроле информации об источнике… … Википедия

      Замещение (психология) - У этого термина существуют и другие значения, см. Замещение. Замещение термин обычно используется как другое название «вымещения», но реже может быть понято как более общий процесс замещения одного действия, квази потребности или объекта… … Википедия

    Книги

    • Проективная психология , . Это уникальное пособие, в котором сделана попытка объединения наиболее интересной информации по проективным психологическим методикам. В нем дается не только изложение известных и…

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама