THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

7. Valentei S.D., Nesterov L.I. Accumulation of national wealth against the background of global trends. Moscow: Institute of Economics of RAS, 2000. 109 P.

8. Chekanov E.V Dynamics of wage employees in the context of the evolution of socio-labour relations and social policy in Russia. The standard of living of the population of regions of Russia. 2009. No. 10-11. Pp. 66-71.

9. General economic theory (political economy): the Textbook / Under the editorship of Vitamina V I., Zhuravleva G.P. M.: PROMOTIONAL Media. 1995. 599 S.

10. Gagarin G.Y., Belchak E.V. Socio-economic

potential of Central Russia and especially its regional differentiation // Bulletin of the Russian economic Academy n. a. G. V. Plekhanov. 2010. No. 4. P. 65-67.

11. Klistorin V.I. Spatial Economics and regional studies: challenges // Region. 2007. No. 1. P. 56-60.

12. Gutman G.V. Management of regional economy / G.V Gutman, A.A. Bloodsuckers, S.F. Fedin. M.: Finance and statistics, 2002. 172 p.

13. http://www.minfin.ru/ru/

14. http://www.adm44.ru

15. http://www.gradkostroma.ru

УДК 271.2(470+571) (091) ББК П74

ВКЛАД ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РУССКИХ ВОИНОВ

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ПАШКОВ,

кандидат педагогических наук Московского гуманитарного университета Научная специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

E-mail: [email protected] Научный консультант: заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы АНО ВПО «Московский гуманитарный университет», доктор педагогических наук, профессор В.А Ситаров

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье говорится о жизни и подвигах великого князя Александра Невского. Рассматриваются традиции духовно-нравственного воспитания, которые сложились на время княжения Александра, и личное его участие в утверждении и развитии этих традиций. Показаны основные битвы, которые возглавлял князь Александр, а также взаимоотношения, сложившиеся между великим князем Александром Невским и татарским ханом Орды. Раскрыта духовная сторона жизни Александра, его участие в строительстве храмов и посещении богослужений.

Ключевые слова: традиции, князь, дружина, воспитание, обучение, битва, молитва, победа.

Аnnotation. The article speaks about the life and exploits of Alexander Nevsky. Discusses the tradition of spiritual and moral education that have developed during the reign of Alexander and his personal involvement in the approval and development of these traditions. It shows the main battle, which was led by Prince Alexander, and the relationships that have developed between the Grand Prince Alexander Nevsky and the Tatar Khan of the Horde. Disclosed the spiritual aspect of the life of Alexander, his participation in the construction of temples and attending worship services.

Keywords: tradition, Prince, squad, upbringing, training, battle, prayer, victory.

Связь великого князя Александра Невского с традициями духовно-нравственного воспитания русских воинов выражается в том, что он непосредственно участвовал в воспитании и обучении русских воинов, в духовном и нравственном их становлении, в подготовке к битвам для защиты Отечества. Эти традиции вы-

ражались в следующих формах: княжеский постриг; профессиональные качества воинов; возведение религиозных сооружений; воинская доблесть; войсковое товарищество; крещение ребенка; мужество и героизм, честь и достоинство; освящение воинов; посещение богослужений; посещение церквей и монастырей;

служение Отечеству; связь с Богом; святой образ жизни; молитвы к Богу; чтение Священного Писания и о жизни святых людей.

Жизнь святого благоверного князя Александра Невского является примером мужества, крепкой воли, самоотверженной любви к Богу, к Церкви, к Родине и своему народу. Он является победителем шведских и немецких воинов, которые задумали совершить крестовый поход на Русь для утверждения католической веры. Большой вклад великий князь Александр внес в строительство национального государства с городом Владимиром. Он всячески опекал города Великий Новгород и Псков и был защитником русского народа от монгольского нашествия.

Родился Александр Невский 30 мая 1220 г. в Пере-славле-Залесском в семье великого князя Владимирского Ярославля Всеволодовича III Большое Гнездо и княгини Ростиславы - Феодосии, дочери князя Мстислава Мстиславовича Удатного.

Когда исполнилось Александру пять лет, его вместе с братом Федором постригли в князья. Для совершения пострига был приглашен епископ Симон из города Владимира, которого считали мужем благочестивым и ученым. В соборе по этому поводу состоялась церковная служба. И когда юный князь сходил с амвона, то отец сказал: «Господи, Боже, милостивый, дай слугам Твоим, рабам Божиим Федору и Александру силу и мужество, а мечам их твердости на одоление врагов Креста Христова!» . Затем Федора и Александра посадили на боевых коней как настоящих князей. В честь такого праздника был устроен роскошный пир на княжеском дворе и многим людям раздавали подарки.

Таким образом, мы видим, что в то время была установлена традиция княжеского пострига и проведения торжества, по случаю такого мероприятия.

Далее с князьями Федором и Александром стал заниматься боярин Федор Данилович. Он читал им «Поучения детям» князя Киевского Владимира Мономаха. В этом поучении говорилось, что выйдя на войну, не надейтесь на воевод, не угождайте питью, ни еде, ни спанью; стражу сами расставляйте, и ночью, везде расставив караулы, около воинов ложитесь, а вставайте рано; да оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись из-за лени. Куда ни пойдете по своим землям, не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пакости делать, ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напоите и накормите просящего. Больше всего чтите гостя, откуда бы он к вам ни пришел - простой ли человек или посол - если не можете одарить его, то угостите едой и питьем. Эти люди, ходя по разным землям, прославят человека или добрым, или злым. Больного посетите, мертвого пойдите проводить, ведь все мы смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом... Что знаете хорошо, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь. .

Вначале военное дело маленький Александр изучал теоретически по книгам «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Повести временных лет, влияние также оказали песни о богатырях и рассказы своего отца. Отрок Александр имел понятие о истории своего Отечества. Затем обучение начало осуществляться на практике, учился владеть мечом деревянным, а затем уже и железным. В то время по истории о князьях известно, что они уже в двенадцатилетнем возрасте умели уверенно обращаться боевыми мечами, этому юного князя обучали отцовские дружинники, которые имели огромный опыт в таком деле. Также его учили военному единоборству в случае потере меча. При потере меча воины не стремились убежать с поля боя, а вступали в рукопашную схватку, В обучение входило в стрельбе из лука. Проводились соревнования по стрельбе из лука. Верховая езда была одним из основных занятий для молодого князя. После верховой езды князя обучали владению копьем, щитом, палицей, ножом, боевым топориком и секирой.

Уже в 14 лет молодой князь Александр был крепким воином. Он был высокого роста, обладал большой физической силой и множеством способностей мужественного воина. Отец всегда учил сына тому, что князь - это правитель и профессиональный воин.

Все древнерусские князья лично участвовали в битвах, да еще в первых рядах своих дружин, часто вступали в поединки с предводителями противоположной стороны. От личного воинского мастерства во многом зависел авторитет князя, порой исход боя .

Таким образом, видим, что оформились к этому времени традиции: участие князей в битвах, в первых рядах своих дружин; вступление в поединки с предводителями с другой стороны; авторитет князя.

Степенная книга царского родословия описывает Александра так: «Во время юности своей князь придерживался смиренномудрия, воздержания и соблюдал чистоту душевную и телесную, прилежал кротости, а тщеславия избегал, и весьма был верен воздержанию от пищи, так как знал, что угождение чреву мешает целомудрию и создает препятствие бдению и прочим добродетелям. На устах у него были только божественные слова, услаждавшие более, чем сотовый мед: ведь прочитал он Священное Писание и желал с усердием исполнить на деле его установления. Родственники видели, что он преуспевает в добродетелях, и всячески стремится угодить Богу, загорелся небесным желанием делать только хорошее и честное другим людям .

Из данных слов мы видим, что князь поддерживает традиции, которые установись в его роду, а именно: чтение Священного Писания; связь с Богом; совершенство добродетелей ; стремление к душевной и телесной чистоте; избегание тщеславия; воздержание от пищи; обуздание плоти; стремление к смиренномудрию и кротости .

Когда Александру исполнилось шесть с половиной лет, отец его князь Ярослав переселился в Городище-

во. В Городищеве, в каменной Благовещенской церкви отслужили благодарственный молебен .

Здесь мы видим, что русскими князьями поддерживается традиция служения благодарственных молебнов.

В то время Новгородская земля занимала большую территорию и славилась монастырями: Антония Римлянина, Хутынский, Зверин, Юрьев, Благовещенский и др. Монастыри в Новгороде имели казну, книги, иконы, архивы, утварь.

5 июня 1233 года умер старший брат Александра Федор, которому было всего 14 лет. Он скоропостижно скончался накануне своей свадьбы. Александр очень переживал утрату своего брата и друга. В XVII веке, после открытия мощей, Федор был причислен к лику местно чтимых святых.

Таким образом, мы видим установившуюся на Руси традицию возведения и освящения храмов.

В 1236 г. князь Ярослав Всеволодович отправился из Новгорода на военное княжение в Киев, а в Новгороде, собрав вече, посадил вместо себя своего сына Александра, которому было 16 лет. Обряд посажения на престол совершен был у стен святой Софии. Архиепископ Спиридон возложил руки на главу князя и вознес молитву Господу, чтобы Он благословил верного раба своего Александра, укрепил его семью свыше, утвердил его на престоле Правды, оградил оружием Святого Духа и показал его доблестным защитником соборной Церкви Святой Софии .

Из данных действий мы можем выделить зарождение таких традиций, как посажение князей на престол; благословение архиепископа; молитва о добром княжеском служении.

О князе Александре шла молва в народе, что он обладал огромной силой голоса, был ростом высок, силен, мудр, кроток, храбр и мужественен.

К концу XII - начале XIII в. в степях Центральной Азии утвердилось единое Монгольское государство во главе с Темучином, которого называли Чингисханом (1189 г.). В войнах татары не щадили ни женщин, ни детей. В 1237 г. татары закончили завоевание Половецкой степи и теперь начали завоевывать Русь.

После взятия Владимира и Суздаля татары рассыпались по всей Владимиро-Суздальской земле и начали осаждать и брать штурмом города, грабя и избивая людей, сжигая города и села. Затем татары захватили город Переславль.

Народ новгородский готовился к войне во главе с князем Александром, но Батый с войсками неожиданно остановился и повернул свои войска на юг.

Князь Александр женился в 1239 г. на дочери бывшего Полоцкого князя Брячислава Василькова в 19 лет. Венчание состоялось в храме Святого Георгия в Торопце. Венчал Александра с княгиней Александрой епископ смоленский Меркурий.

Так, имела успешное продолжение у русского народа традиция венчание, вступающих в семейную жизнь молодых людей.

Летом 1240 г. объединенный Левонский орден предпринял наступление на города Изборск и Псков. Александр вошел в Церковь Святой Софии, и, упав на колени перед алтарем, начал молиться со словами: «Боже превечный, сотворивший небо и землю и поставивший пределы народам, Ты повелел жить, не вступая в чужие пределы! Суди, Господи, обидящим меня и побори борющихся со мной, возьми щит, восстань на помощь мне» .

Таким образом, существовала традиция возношения молитв к Богу о даровании русским воинам победы над врагами Отечества.

Утром 15 июля 1240 г., в день памяти святого Владимира, Крестителя Руси, русские войска неожиданно обрушились на шведов.

Битва началась атакой конных воинов во главе с князем Александром. Он пробился к центру лагеря и сразился с самим предводителем шведов, ярлом Ульфом Фаси, которого тяжело ранил копьем в щеку . К вечеру бой успешно закончился. Невская битва стала примером общенародного подвига, а ее герой, прозванный Невским, стал символом Руси - России на века.

В то время готовился поход крестоносцев на Псков. 15 августа 1240 г. был взят ими город Изборск. Князь Александр перед битвой с крестоносцами снова молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с немцами и помоги мне, Боже, как Ты помог в древние времена Моисею победить Амалика, и прадеду моему Ярославу помог победить окаянного Святополка». Затем подошел к дружине своей и по всему войску произнес речь: «Умрем за Святую Софию и вольный Новгород! Умрем за Святую Троицу и вольный Псков! Зане у русских нет судьбы иной, чем защищать свою землю Русскую, православную веру христианскую!» .

5 апреля 1240 г. произошла битва на Чудском озере, которая была чудесным образом завершена победой русских воинов. Так был остановлен натиск немцев против славян и прибалтийских народов.

Летом 1251 г. умерла жена Александра Невского княгиня Александра.

В конце 1252 г. во Владимир приехали послы от римского папы Иннокентия IV - два кардинала, Галд и Гемонт. Они привезли послание, в котором говорилось о предложении принятия князем Александром веру святой Римской католической церкви, якобы для душевного спокойствия и мира. Князь Александр, посоветовавшись со своими боярами, дал ответ следующего содержания: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешении народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида да начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до

царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора, от первого собора до седьмого - обо всем хорошо знаем, а от вас учения не приемлем» .

Царь участвовал в более 20 сражениях и везде он был непобедим.

По отношению к татарам князь вел уже совершенно другую политику. Князь Александр понимал их силу, обстановку среди удельных князей и проявил покорность хану, считая это единственным выходом спасти Русскую землю, поэтому он ездил в Большую Орду с богатыми подарками .

В 1261 г. князю Александру удалось устроить в Орде Православную епархию в самой столице - Сарае, что явилось великим утешением для многочисленных русских пленников . Князь любил повторять пословицу: «Худой мир лучше доброй ссоры» .

Пять поездок было у князя Александра в Орду. Последняя поездка состоялась в 1262-1263 г., когда великому князю удается спасти русский народ от беды.

Князь Александр при посещении хана Батыя поклонился ему и сказал: «Царь, тебе поклоняюся, понеже Бог почтил тебя царством, а твари не поклонюся, та бо человека ради сотворена бысть, но поклоняюся единому Богу, Ему же служу и чту» .

В последний раз приехал он в Сарай-Берке осенью 1263 г., чтобы отвести русских людей от беды. Пришлось князю Александру отдавать богатые дары хану и бекам. Когда он зимовал в Татарех, то заболел. До дома он не доехал, умер в Федоровском монастыре в Городце на Волге 14 ноября 1263 г., приняв перед смертью великий постриг - схиму - под именем Алексия. Погребение состоялось 23 ноября во Владимире, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рождественском Богородском мужском монастыре. Великий полководец Александр Невский причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Великий полководец Александр Невский имел множество добродетелей. Он любил жить в мире, ценил свободу и поступал справедливо. В нем было прекрасное сочетание человеческого и ангельского по-

добия. Великий князь Александр Невский внес огромный вклад в утверждение и развитие традиций духовно-нравственного воспитания русских воинов: жить по заповедям ; трудиться до пота; всего себя отдавать служению Русской земле; учиться военному делу; беречь подданных своих; заботиться о своих детях и др.

Литература

1. Анищенков В. Русские святые воины. Жития. М.: Держава. 2000.

2. Арефьева Л.И. Иллюстрированная хронология истории Российского государства. М.: Планета. 1990.

3. Бегунов Ю.К. Александр Невский: Жизнь и деяния святого и благоверного великого князя. М.: Молодая гвардия. 2003.

4. Каргалов В.В. Исторические портреты: Святослав, Дмитрий Донской, Михаил Скопин-Шуйский и др. М.: Астрель. 2004.

5. Романюк Л.В. Гуманистическая педагогика // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 304-307.

6. Ситаров В.А. Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 1 С. 135-139.

7. Ситаров В.А. Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя // Педагогика. Общество. Право. 2012. № 3 (3). С. 4-10.

1. Anishenko V. Century Russian saints. Life. M.: Power. 2000.

2. Arefeva L.I. Illustrated chronology of the history of the Russian state. Moscow: Planeta. 1990.

3. Begunov Y.K. Alexander Nevsky: the Life and deeds of the Holy and right-believing Grand Prince. M.: Young guard. 2003.

4. Karganov V.V. Historical portraits: Svyatoslav, Dmitry Donskoy, Mikhail Skopin-Shuisky, etc. M.: Astrel. 2004.

5. Romaniuk L.V Humanistic pedagogics // Knowledge. Understanding. Skill. 2012. No. 2. P. 304-307.

6. Sitarov V.A. Violence and nonviolence // Knowledge. Understanding. Skill. 2005. No. 1 Pp. 135-139.

7. Sitarov V.A. Problems of realization of the commandment «Love thy neighbor as thyself // Pedagogy. Society. Right. 2012. No. 3 (3). P. 4-10.

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе - как Бог велит и учит святая Церковь. Наша культура, наш быт утратили многие вековые традиции. Исчезает прежнее отношение к труду, армейской службе, как к служению Отечеству, на наших глазах разрушаются наука и образование, из сознания молодежи вытравливаются такие понятия, как почитание, верность, патриотизм, долг, честь, ответственность и, наоборот, пропагандируются жестокость, безнравственность и насилие. Мы потеряли преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения.

Среди множества задач стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало, по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей призванных обеспечить достойное воспитание. Воспитать духовно-нравственную личность, значит обрести в её лице – опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов - подвижников веры и благочестия, примеров патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом, уже на протяжении многих веков для наших соотечественников, служит святой благоверный великий князь Александр Невский - потомок легендарного князя Владимира Мономаха. В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая по слову историков как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего сорок три года (1220 – 1263гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в трудное время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских военных орденов противника. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.

В 1263году в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму, с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: «Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской». И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы были в нём - христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной, церковной и семейной жизни.

Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия решимость и ответственность чрезвычайно близки.

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности - как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих», не достижимо и воспитание цельной личности.

Воспитание духа – это воспитание христианина, которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов.

Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина, благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции. Воспитание тела – это воспитание гражданина - патриота, любящего Отечество и способного защитить его; к чему более всего призвано мужское поколение усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей - чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни - приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6: З3).

Разделы: Литература

В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, древняя литература. В настоящее время особенно важно привлечь подрастающее поколение к отечественным духовным традициям. Ответственная роль в этом отводится урокам литературы, где решается проблема “духовно-нравственного воспитания”, под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

Тема: “Лик Святого в житийной литературе”.

Задачи:

  • Сравнить облик героя в иконописи, в живописи и в житийной литературе на примере образа А. Невского как исторического деятеля и как Святого.
  • Углубить представление о таком литературном жанре, как житие. Раскрыть понятия “святой”, “икона”, “житийный портрет”.
  • Расширить кругозор знаниями о символическом языке иконы.
  • Осознать значимость древнерусской литературы, дающей четкое различение понятий добра и зла, долга и чести, правды и совести, человека и смысла жизни - самых высоких общечеловеческих нравственных и духовных ценностей.

ХОД УРОКА

Имя Святого, ему данное, выразительней Великого.

Н. М. Карамзин

I этап. Подготовка к восприятию и осмыслению текста

Цель: создать эмоциональный настрой учащихся на восприятие информации.

Вступительное слово учителя (на фоне слайд-шоу – cм. Приложение , cлайд 1-2)

Всякая литература создает свой мир, воплощающий мир представлений современного ей общества. Попробуем восстановить мир древнерусской литературы. Что же это за единое и огромное здание, над построением которого трудились семьсот лет десятки поколений русских книжников – безвестных или известных нам только своими скромными именами и о которых почти не сохранилось биографических данных, и не осталось даже автографов?
Чувство значительности происходящего, значительности всего временного, значительности истории человеческого бытия не покидало древнерусского человека ни в жизни, ни в искусстве, ни в литературе.
Человек, живя в мире, помнил о мире в целом как огромном единстве, ощущал свое место в этом мире. Его дом располагался красным углом на восток. По смерти его клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце. Его церкви были обращены алтарями навстречу возникающему дню. В храме росписи напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов, собирали вокруг него мир святости. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макро человеком.
Большой мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии мира, значительности в нем судьбы человека.
Не случайно в апокрифе о создании Адама рассказывается, что тело его было создано от земли, кости от камней, кровь от моря (не из воды, а именно от моря), очи от солнца, мысли от облаков, свет в очах от света вселенной, дыхание от ветра, тепло тела от огня.
Человек – микрокосм, “малый мир”, как называют его некоторые древнерусские сочинения.
Человек ощущал себя в большом мире ничтожной частицей и всё же участником мировой истории. В этом мире всё значительно, полно сокровенного смысла…
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни…

(Дм. Лихачев “О мире древнерусской литературы”)

II этап. Фронтальный опрос теоретического материала предыдущих уроков с целью закрепления и углубления понятий.

– Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература? (Она возникла в Х веке, в связи с принятием христианства. В отличие от язычества эта религия была “ книжная”, её ключевым источником была Библия).

– Чем древнерусская литература отличается от литературы нового времени? (Рукописное повествование строилось по строгим канонам, тесно связана с религией и деловой письменностью).

– Произведения каких жанров включает в себя древнерусская литература? (Псалом, молитва, поучение, проповедь, “слово”. Но роль наиболее распространенного и популярного жанра, несомненно, принадлежит житию).

– Что такое житие или агиография? (Слайд 3) (“Агиос” – с греческого “святой”, “графос” – “пишу” - жизнеописание святых людей. Житие – это духовный жанр, как и вся древнерусская литература, поэтому его цель – прославление святого).

– Каковы канонические черты жития? (“Канон” – с греческого “норма, образец”. Житие составлялось после смерти святого. Повествование ведется от 3-го лица, отличается неторопливостью изложения, спокойной интонацией, с обилием церковнославянизмов. Композиция жития строится по строгой схеме. Герой идеализируется, его внутренний мир не изображается в развитии, он избранник с момента рождения. Пространство и время в житие условно).

Задание 1. При помощи этимологического и толкового словарей определите семантику слова “святой”.

  1. Имя Божие: “Святы будьте, ибо свят я, Господь Бог ваш”.
  2. Все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения (святые мощи, святые врата, святая вода).
  3. (перенос). Возвышенное, идеальное, самое дорогое (святая любовь к Родине).

Святой – человек, посвятивший свою жизнь Богу. Делающий добро и ненавидящий зло, заслуживший у Бога за свою любовь и веру особых даров, например, дара чудотворения. (Запись определения в тетрадь).

Учитель: Итак, святым становится человек, предмет в меру своей приближенности к Богу.

– Какое понятие для вас соответствует центральной точке круга? Как бы вы представили вектор собственного пути в этой окружности?

Демонстрация слайда “Образ мира в христианском понимании”. (Слайд 4)

“Механизм врастания” в святость образно показал св. Авва Дорофей – восточный подвижник конца VI начала VII века: “Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы – лучи. Эти радиусы, чем дальше от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе к центру, тем больше сближаются между собою. Представьте теперь, что круг сей, есть мир, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. Насколько Святые входят внутрь круга к средине онаго, желая приблизиться к Богу, настолько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу… Так разумейте и об удалении. Когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга”.

(Монашеское деяние: Сб. поучений святых отцов и подвижников благочестия – М..1991 г.)

Задание 2. Разделите слова с пропущенными гласными на 2 столбика: с корнем “свет” и с корнем “свят” (Работа проверяется по слайду 5).

Посв…ти фонариком, посв…ти свое стихотворение маме, осв…тили воду в храме; осв….тили улицу новыми фонарями; осв…щённые куличи и яйца; осв…щённые окна на темной улице; просв…щение народа приходит с книгами; памятник Пушкину для нас св…щенен; лиру посв…тил народу своему; св…щенник принёс св…тые дары.

Учитель: Свет материален, создан Богом. А святость – это невидимая и непостижимая умом сущность Бога, которую он передал людям как возможность (идеал), создав человека по образу и подобию своему.

(Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. –М., 1994).

В истории христианства остались имена множества людей, которые прославились своей добротой, честностью, твердостью в вере и мужеством в страданиях. Их стали называть святыми и тщательно берегли память о них. События из их жизни записывали и составляли жития поучительные рассказы о трудах, подвигах и чудесах героев.

III этап. Сообщения учащихся с комментариями учителя

Цели:

  • Рассказать о специфике и таинстве русской иконы.
  • Рассмотреть образ А. Невского как исторического деятеля.

– Какой образ предстает, когда мы говорим о святых? (Икона)

– Что такое икона? (Икона – с греческого “эйкон”, – “образ, предмет поклонения” – живописное изображение Бога, святого или святых. Многое в иконах кажется загадочным, непонятным, и изображение на них надо уметь понимать, ведь иконописцы, создавая их, обращаются к нам на языке символов. В наши дни этот язык забыт, многие его просто не знают. А когда-то даже неграмотные люди могли “читать” икону, переживать какие-то события, подражать добрым примерам.В иконописании исчезло слово “лицо”, потому что в иконе нет речи о форме носа и цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного).

– Какие символы в иконописи вам известны? (Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Сияние святости над головами Бога и святых также изображается в виде круга. Его название – нимб, в переводе с латинского “облако”. Крест – символ не сломленной веры. Как и все в иконе, одежда стала символом. По ней можно было узнать воинов, царей, пророков, мучеников или священников).

– Как писали святые образы? (Особенность изображения лика: на иконах изображались удлиненные лица, которым присуща заостренность, неправильные черты лица).

– На что указывают недочеты в изображении лиц? (Автор нацеливает именно на духовный мир святого. Лики святых сосредоточены. Они очень далеки от земных переживаний – гнева и удивления, горя и радости. Их руки приподняты в молитве или благословляют людей).

– При каком свете стоит рассматривать икону? (При свече, т.к. пульсирующий свет свечи преображает пространство иконы. Иконам поклоняются, на них молятся, ставят к ним свечи. Свеча – символ молитвенного порыва, устремления к Богу, когда светятся лучшие чувства и сгорают все плохие – грехи).

– Каков основной колорит изображения? (Слайд 6) (Икона была своего рода книгой, где каждое слово, а значит, и линии и краски священны. Цвет в иконописи также символичен.
Золотой цвет – обозначает сияние Бога (самого Бога).
Пурпурный или багряный цвет – цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле.
Красный – цвет тепла, любви, жизни, символ Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
Белый цвет – символ Божественного цвета. Это цвет чистоты, святости и простоты.
Синий и голубой цвета означали небо, символ иного вечного мира.
Зеленый цвет – природный, живой. Цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного.
Черный цвет – цвет зла и смерти).

– О чем свидетельствует характеристика описания иконы Александра Невского? Дайте характеристику его лика. Допишите значения (Работа на доске и в тетрадях).

Икона Александра Невского (Слайд 7)

Сверху – пурпурная мантия с соболиным воротником (знатный, княжеского рода).
Под мантией – кольчуга (воин, полководец).
Меч в руке – указание на духовную брань, заступничество (защитник земли, веры русской) .
Над головой – золотой нимб и светоносные блики (знаки Божественного присутствия, святости).
Лик – спокойно-печальный, отрешенный от всего суетного и земного.

Учитель: Разум и воля художника не должны были влиять на вечное и неизменное. На иконах изображали именно вечное, и поэтому небесным золотом светились фоны, исчезли бытовые подробности, фигуры стали лёгкими, жесты значительными, взгляды - глубокими и неотрывными “на века”. Когда взирает мастер на образец, он хочет сделать лучше своё произведение, а люди, взирая на святые образы, подражают тому, что хорошо.

– Приведите исторические сведения о битвах на Неве и Чудском озере? (Индивидуальные сообщения учащихся).

– В 1240 году шведские рыцари вторглись в пределы северо-западных земель Руси. Они вошли на кораблях в реку Неву и остановились в устье ее притока Ижоры. С небольшой дружиной князь Александр Ярославич 15 июня 1240 года напал на неприятеля и одержал блестящую победу. Отсюда и прозвище Александра – Невский.
В 1241-1242 годах он возглавил борьбу с войсками литовских рыцарей, захватившими псковские и новгородские земли. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло решительное сражение, окончившееся разгромом врагов и вошедшее в историю под названием “Ледовое побоище”.
Александр Невский был выдающимся дипломатом. Понимая бесплодность в обстоятельствах того времени военных действий против Золотой Орды, он поддерживал мирные отношения с ханом, проводил политику объединения северо-восточной и северо-западной Руси и укрепления великокняжеской власти. Князь несколько раз ездил в Золотую Орду, сумел даже добиться освобождения русских от обязанности поставлять войска татарам.

Задание 3. Рассмотрите картину Корина. “Александр Невский”, сравните ее с иконой (Слайд 8).

– Опишите лицо, позу Александра Невского. Какова цветовая гамма изображения? Какие символы вы можете отметить в картине? Каково авторское восприятие героя? (Величественная фигура Александра Невского занимает почти всю картину, возвышаясь над окрестными далями. Полководец стоит лицом к зрителю, положив руки на рукоять меча. Металлическим цветом отливают его доспехи, гневный взгляд устремлен вдаль, словно видит он чужую рать, которая осмелилась вступать на русскую землю. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силах русского войска).

IV этап. Восприятие текста. Литературный, лингвистический комментарий. Общий анализ текста

Цель: создать житийный портрет Александра Невского.

Учитель: Александру Невскому как мудрому государственному деятелю и великому полководцу посвящено житие. Произведение это было написано в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребен князь.
Автор жития знал князя, был свидетелем его государственных дел и ратных подвигов. Ученые полагают, что житие написано митрополитом Кириллом. Чувство живой симпатии рассказчика к Александру, преклонение перед его ратной и государственной деятельностью обусловили особую искренность и лиричность повествования.

– Как автор оценивает роль князя в сохранении единства Руси? (Житийный рассказ об Александре Невском должен показать, что, несмотря на подчинение русских княжеств монголо-татарам, на Руси остались князья, мужество и мудрость которых могут противостоять врагам. Даже Батый признавал величие Александра).

Задание 4. Перечитайте сцену первого сражения Александра Невского с немцами. Каким полководцем изображает автор жития Великого князя? Заполните таблицу цитатами из текста. (Работа в тетрадях).

Численность войска

Душевное состояние полководца

Речевая характеристика

Исход битвы

“Шёл на врагов с малой дружиною” “Уповал на Святую троицу”, “разгорелся сердцем”, “начал молиться со слезами”, “начал ободрять дружину”. “Не в силе Бог, но в правде”. “Суди, Гос-поди, обидящих мя и огради от борющихся со мною, возьми ору-жие и щит и встань на помощь мне”. “Перебил их князь бесчисленное множе-ство, а на лице самого короля оставил след острого колья своего”. “Князь же Александр возвратился с побе-дою, хваля и славя имя своего Творца”.

– При каких обстоятельствах Александр Невский произносит афоризм: “Не в силе Бог, а в правде?” Что сильнее: сила или правда? (Бог – главная сила. Правда есть Бог, она восторжествует над силой. Следовательно: правда сильнее силы).

– Как создается идеал мудрого правителя и храброго полководца? (Характеристика князя в житии очень разнопланова. С одной стороны, он исполнен церковных добродетелей – тих, кроток, смирен, с другой, – мужественный и непобедимый воин, в бою стремителен, самоотвержен и беспощаден к противнику. Так создается идеал мудрого князя, правителя и храброго полководца).

– Кто такой Иосиф?

– Почему именно Самсону уподобляется сила А. Невского?

– Кто такой Соломон? Что общего между Соломоном и Невским?

Задание 5. Составьте духовный портрет Александра Невского по синквейну. (Слайд 9)

– Можно ли на основании житийного портрета отнести Александра Невского к святым?

– В чем заключается его святость? Докажите по тексту. (Молился, верил в предзнаменование, внешне похож на Бога, проявляет чудеса после смерти).

– Прав ли был Карамзин, когда изрек, что “имя Святого, ему данное, выразительней Великого”? (Ценность человека определяется его “нравом” и “деяниями”, а “святым” его делают “душевные добродеяния”, “помыслы” и “свершенное житие”, особенно же “любовь, смирение, покорение, братолюбие”).

– Чем Александр Невский заслужил звание “Святой”? (Жизнь Александра Невского наполнена опасностями, сражениями, путешествиями, но только не покоем. Он радел за православную веру, но не “торговал” ею как Папа Римский, не позволял духовенству себя использовать. “Я верую, и этого довольно… Ни за земли, ни за злато веры не купишь!” Этот принцип отца своего князь разделял полностью. Александр усваивал военную мудрость предков, величайших воевод прошлого и традиции других народов и сам стал учителем для следующих поколений. Его знаменитая формула “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. Александр Ярославович служил Отечеству и простому народу. Он лично разбирал многие дела крестьян, защищал их от бояр и купцов, объезжал солдат перед боем, выкупал людей из плена и ради новгородцев простил обиду знати. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой”).

– Чем житие может быть интересно современному человеку? (Размышления учащихся:
Читая житие, мы очередной раз задумываемся о добре и зле, о чувстве долга.
Житие интересно с точки зрения истории тем, что можно сравнить человека, жившего раньше, с современным.
Я думаю, что современному человеку интересно житие тем, что люди хотят приблизиться к Богу, чтобы он помог преодолеть им все трудности).

Учитель: Сила жития в том, что оно учит мыслить, видеть прекрасное в самой жизни. Автор жития – гуманист, ибо главное в его творчестве – человек, его судьба, его жизнь, связанная с добром и злом, с нравственными, духовными началами. Он учит нас восприятию человеческих нравственных и эстетических ценностей и вместе с тем неисчерпаемых духовных сокровищ.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: составить сложный план сочинения на тему “Нравственный облик человека в древнерусской литературе”.

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало – по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание.

Воспитать духовно-нравственную личность – значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет. Именно Мономаховичи стали дей­ственно формировать на Руси идею единого православного государства.

В Александре Невском наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и народу

Святой благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит для наших соотечественников образом святости. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу.

В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая, по слову историков, как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего 43 года (1220-1263 гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем Владимирским, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в труднейшее время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.
В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”. И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности

Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и семейной жизни.

Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия «решимость» и «ответственность» чрезвычайно близки.

Все его житие можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и ее защитникам. На иконе святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре, у раки с мощами, отражены четыре главные ипостаси князя: как идеал руководителя – он одет в великокняжескую мантию, как защитник веры – указывает путь ко Христу, как воин – облачен в воинские доспехи, как народный герой – стоит на русской земле, как «Солнце земли Русской». Эта дивная икона полностью олицетворяет Александра Невского как символ России.

Каков правитель народа, таковы и служащие при нем (Сир. 10,2). Воспитание личности, особенно в молодом возрасте, основано на подражании положительным примерам. Для всех христиан Высшим Идеалом является Христос. Апостол Павел указывает и путь приближения к Идеалу: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (Кор. 4,16).

Святые отцы Церкви рекомендуют совершен­ствоваться, восходя «от силы в силу»: «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это – вершина, на которую невозможно подняться одним рывком» (святитель Николай Сербский).

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих» недостижимо и воспитание цельной личности.

  • Воспитание духа – это воспитание христианина , которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов для обретения ими единодушия, согласия и христианской любви.
  • Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции.
  • Воспитание тела – это воспитание гражданина – патриота, любящего Отечество и способного защитить его, к чему более всего призваны юноши – усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей – сделав их чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, – то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни – приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, З3).

События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России.

Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало – по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание.

Воспитать духовно-нравственную личность – значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести. Одним из ярких примеров в этом уже на протяжении многих веков для наших соотечественников служит святой благоверный великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей. Рода, который дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Рода, не просто принявшего Православие, а вместившего в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания, что власть означает служение Богу, своему народу и сама от себя ничего не имеет. Именно Мономаховичи стали дей­ственно формировать на Руси идею единого православного государства.

В Александре Невском наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и народу.

Святой благоверный великий князь Александр Невский на протяжении многих веков служит для наших соотечественников образом святости. Из той трагической эпохи нам трудно найти подобные примеры такого последовательного жизненного подвига, так как в благоверном князе Александре наиболее полно сочетается служение Богу, Православию и своему народу.

В чем же состоял бессмертный подвиг и благой пример Александра Невского? Почему он стал национальным героем Руси, выдающимся великим князем, мудрым политиком-дипломатом, храбрым полководцем и прославленным святым Православной Церкви? Какими путями шла его земная жизнь, проходившая, по слову историков, как «между молотом и наковальней»? Ответить на эти вопросы можно, только внимательно изучив свидетельства древних летописей, житий и других источников.

Судьба отвела князю Александру Ярославичу всего 43 года (1220–1263 гг) земной жизни. Вначале он был правителем Новгородской земли, защитником Новгорода и Пскова, а с 1249 г. стал великим князем Владимирским, главою всей Руси. Правил Александр страною русичей в труднейшее время татаро-монгольского ига и ополчившихся с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Прославился он как мудрый политик и талантливейший полководец, вызывавший восхищение даже у своих врагов.
В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, он скончался в Городце на Волге, приняв монашеский постриг – схиму с именем Алексий. Узнав о кончине князя от гонца во время службы, митрополит Кирилл с амвона храма сказал тогда: “Дети мои, знайте: зашло солнце земли русской”. И тогда произошли чудеса, знаменовавшие, что жизненный путь завершил человек необычайный. А летописец русский записал слова: «...прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности.

Из жизненного подвига Александра Невского мы видим, какой нравственной высоты и силы достигали в нём христианский долг и гражданская ответственность. Современный мир, не исключая и христиан, просто болен параличом безответственности. Безответственность постыдна и отвратительна во всех областях человеческой жизни. Но именно ею пронизаны сегодня все слои общественной и семейной жизни.

Русский философ И.А. Ильин в свое время писал, что в связи с оскудением духовности, неспособности к переживанию религиозного опыта, «в человечестве поколебалось чувство долга и ответственности. Дух есть творческая энергия; ему естественно вменять себе совершаемое и отвечать за совершённое. Это чувство есть вернейший признак духовности».

Любой человек может стать подвижником, стать святым, достигнуть меры великих святых, если только пожелает этого всем своим существом. Многие читали ответ преподобного Серафима Саровского на вопрос: «Почему сейчас нет тех чудес, которые совершали древние христиане?» И преподобный ответил: «Потому что нет у людей как прежде, той решимости и ревности к богоугождению и служению». В этом контексте понятия «решимость» и «ответственность» чрезвычайно близки.

Все его житие можно уподобить иконе, образу, сверяясь с которым и должно строить свою деятельность правителям Руси и ее защитникам. На иконе святого Александра Невского в Александро-Невской Лавре, у раки с мощами, отражены четыре главные ипостаси князя: как идеал руководителя – он одет в великокняжескую мантию, как защитник веры – указывает путь ко Христу, как воин – облачен в воинские доспехи, как народный герой – стоит на русской земле, как «Солнце земли Русской». Эта дивная икона полностью олицетворяет Александра Невского как символ России.

Каков правитель народа, таковы и служащие при нем (Сир. 10,2). Воспитание личности, особенно в молодом возрасте, основано на подражании положительным примерам. Для всех христиан Высшим Идеалом является Христос. Апостол Павел указывает и путь приближения к Идеалу: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (Кор. 4,16).

Святые отцы Церкви рекомендуют совершен­ствоваться, восходя «от силы в силу»: «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это – вершина, на которую невозможно подняться одним рывком» (святитель Николай Сербский).

Своим примером Александр Невский задаёт нам образ воспитания цельной, духовно-нравственной личности – как христианина, семьянина и гражданина. Эти три важнейших слагаемых и составляют генеральную линию педагогической деятельности, осуществимой в сотрудничестве семьи, школы и Церкви, родителей, педагогов и пастырей. Без их единомыслия и без подвижнического труда в заботе «о малых сих» недостижимо и воспитание цельной личности.

  • Воспитание духа – это воспитание христианина , которое осуществимо лишь при участии Церкви, пастырском окормлении родителей, детей и педагогов для обретения ими единодушия, согласия и христианской любви.
  • Воспитание души благонравной и благородной – это воспитание семьянина благодатным строем жизни семьи в христианском укладе и церковной традиции.
  • Воспитание тела – это воспитание гражданина – патриота, любящего Отечество и способного защитить его, к чему более всего призваны юноши – усилиями Государства, Церкви и государственной школы.

Если достигнут в единодушии родители, педагоги и пастыри этого в воспитании детей – сделав их чадами Божьими, Церкви, Отечества и родителей, – то все остальное: образование, развитие дарований, здоровье и необходимые средства к жизни – приложатся, как и сказал об этом Господь в Нагорной проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам (Мф. 6, З3).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама