THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Полет Ю.А.Гагарина стал исторической вехой в развитии земной цивилизации. Прошло уже 25 лет с тех пор, но подробности этого эпохального события продолжают волновать воображение. Человечество чтит подвиг Ю.А.Гагарина, и поэтому 108 минутам первого полета человека в космос посвящается огромное количество книг, брошюр, журнальных статей. Кратко напомним и мы здесь эти исторические минуты.

Старт космического корабля "Восток" с Ю.А.Гагариным был назначен на 12 апреля 1961 г. и был произведен в 9 ч 07 мин по московскому времени. "К этому моменту, - вспоминал К. Д. Бушуев, - нервное напряжение охватило всех присутствующих на космодроме, и никто не старался его скрывать. Тревога не вызывалась, какими-либо сомнениями в технике: корабль готовился долго и тщательно, и за это время у нас, участников разработки и подготовки корабля, укрепилась вера в него... И все-таки до сих пор подобное происходило лишь в сказках".

И вот долгожданные команды: "Пуск!"... "Зажигание!"... "Подъем!" - и тут же гагаринское "Поехали!" Однако всеобщее напряжение на космодроме не спадает. "В первые 25-40 с после команды "Пуск!", вспоминает К.П.Феоктистов, - царило всеобщее напряжение. После этого проблем со спасением космонавта в случае аварии становились меньше. В первые же секунды полета, когда высота была еще мала, риск при катапультировании был существенный: в случае аварии ракета должна была упасть поблизости".

Волновался в эти моменты и Ю.А.Гагарин. Частота его сердцебиения возрастала до 140-158 в минуту, Лишь к концу активного участка частота сердечных сокращений снизилась до 109 в минуту. Однако космонавт вел непрерывную радиосвязь с Землей, передавал показания приборов, фиксировал изменение перегрузок и в моменты отделения ступеней ракеты-носителя, отметил, в частности, что шум в кабине корабля не превышал шума в кабине реактивного самолета. Наконец, сброшен головной обтекатель (корабль прошел плотные слои атмосферы), в иллюминаторе показалась Земля. С легким щелчком раскрылись и встали на место антенны.

"Наблюдаю облака над Землей, мелкие, кучевые, и тени от них, - сообщает Ю.А.Гагарин. - Красота-то какая!" От волнения он говорит немного сбивчиво, повторяется: "Несколько растут перегрузки, самочувствие отличное, настроение бодрое... В иллюминатор наблюдаю Землю". Беспрерывно продолжается диалог космонавта с наземным пунктом связи, с помощью телевизионных камер передаются изображения космонавта, осуществляют дистанционный контроль медики. Наконец, участок выведения кончился, и начался полет Ю.А.Гагарина по орбите вокруг Земли.

На космодроме всеобщее напряжение сменилось почти всеобщим ликованием, которое охватило даже С.П.Королева. Однако еще переживают за свое "детище" конструкторы ТДУ-1, волнуются медики, ведь пока было известно, что человек способен хорошо переносить кратковременное состояние невесомости, но Ю.А.Гагарин должен был пребывать в состоянии невесомости около часа. Некоторые "специалисты", особенно за рубежом, предрекали возможное повреждение психики человека при столь продолжительном пребывании в невесомости.

Состояние невесомости наступило в 9ч 21 мин по московскому времени. На короткий миг у Ю.А.Гагарина появилось ощущение полета в перевернутом положении, но почти моментально это ощущение пропадает. Космонавта несколько приподняло вверх, но ремни задержали. В течение всего полета Ю.А.Гагарин переносил состояние невесомости хорошо, как и во время ознакомительно-тренировочных полетов с кратковременным воспроизведением состояния невесомости. Лишь в конце своего "парения" над Землей он стал ощущать некоторое неудобство в связи с отсутствием давления спинки и сидения кресла на тело.

При выходе на орбиту Ю.А.Гагарин, с некоторой осторожностью приоткрыл прозрачное забрало своего гермошлема. Параметры атмосферы в кабине нормальные. На всем протяжении полета температура автоматически поддерживалась в пределах 19-22°С, давление - 750-770 мм рт.ст., относительная влажность - 62-71%. При взгляде в иллюминатор Земля поражала невиданным доселе голубым ореолом, а небо - по космически темным цветом с очень яркими звездами.

В 9 ч 51 мин по московскому времени, после выхода корабля "Восток" из тени Земли включилась автоматическая система ориентации. В соответствии с программой полета Ю.А.Гагарин поддерживал телефонную и телеграфную радиосвязь с Землей, вел наблюдения в иллюминаторы, контролировал работу систем корабля, в том числе системы ориентации (пользуясь оптическим устройством "Взор"). Свои наблюдения космонавт записывал в бортжурнал (а ведь это было непросто в состоянии невесомости), а также на магнитофон, таким же образом регистрировал результаты некоторых медицинских тестов.

В какой-то момент полета Ю.А.Гагарин решил, что настало время подкрепиться "космической" пищей. Он отведал специально изготовленное щавелевое пюре с мясом, мясной паштет и шоколадный соус, а затем с помощью мундштука запил обед консервированной водой. Этот эксперимент имел решающее значение для будущих, более продолжительных полетов в космос. Впервые все убедились, что в космическом полете можно принимать пищу и пить воду.

Корабль "Восток" со времени своего старта пересек Тихий океан, обогнул мыс Горн и уже подлетал к Африке, когда в 10 ч 15 мин по московскому времени от автоматического программного устройства прошли команды на подготовку бортовой аппаратуры к включению тормозной двигательной установки. Она включилась в 10 ч 25 мин по московскому времени, когда космический корабль находился над Гвинейским заливом, Вновь закрыт гермошлем, возникли перегрузки, которые все возрастали. Сильная вибрация, впечатление такое, как будто, спускаясь по баллистической траектории, корабль кувыркался. В 10 ч 35 мин по московскому времени с кораблем "Восток" внезапно пропадает связь.

Этого момента с нетерпением ждали на Земле, где знали, что при входе корабля в плотные слои атмосферы радиосвязь должна прекратиться, но всех волновало, когда наступит момент пропадания связи. "О том, насколько точно прошла ориентация корабля и включился тормозной двигатель, - вспоминает К.П.Феоктистов, - сообщений тогда не поступало, о нормальном прохождении спуска узнавали лишь почти перед посадкой. В частности, по исчезновению радиосигнала, которое должно произойти в определенный момент, высчитанный с точностью до секунды. И это был второй крайне напряженный момент всего полета. Но сигнал пропал точно в расчетный момент".

На высоте 7 км от поверхности произошло автоматическое катапультирование кресла с Ю.А.Гагариным из спускаемого аппарата. После отделения кресла его парашютная система обеспечила благополучное приземление космонавта в окрестности деревни Смеловки в Саратовской области. Чуть раньше совершил посадку спускаемый аппарат. Конструкции и системы корабля были рассчитаны на возможность приземления космонавта в спускаемом аппарате. Но этот вариант рассматривался как резервный. Спуск двухтонного спускаемого аппарата на парашюте вызывал некоторое опасение, и поэтому все космонавты кораблей "Восток" осуществляли посадку с помощью катапультируемого кресла.

Приземление Ю.А.Гагарина произошло в 10 ч 55 мин по московскому времени, полная продолжительность полета составила 108 мин. Этот полет имел чрезвычайное значение для дальнейшего развития космонавтики и поражал своей новизной - все в нем делалось впервые. Первый полет человека в космос стал новым достижением советской науки и техники и сыграл такую же важную политическую роль, как запуск первого искусственного спутника Земли. В США была чрезвычайно ускорена подготовка к первому орбитальному полету американского космонавта, рассчитанному на 3 витка вокруг Земли (Ю.А.Гагарин совершил лишь один виток вокруг Земли). Была сильно сокращена программа летных испытаний по программе "Меркурий", успешно проведены суборбитальные полеты американских космонавтов. Однако полет Г.С.Титова продолжительностью более суток, состоявшийся вскоре после суборбитального полета В.Гриссома, зачеркнул все надежды американских специалистов на "рекордный" полет Дж.Гленна. Если полет Ю.А.Гагарина крайне ущемил самолюбие американцев, то полет Г. С. Титова продемонстрировал полное превосходство СССР в области космонавтики.

Старт космического корабля "Восток-2" с Г.С.Титовым был произведен 6 августа 1961 г. в 9 ч 00 мин по московскому времени. В отличие от Ю.А.Гагарина период старта он воспринял спокойно (зато в период спуска, уже на участке парашютирования, частота сердечных сокращений у Г.С.Титова достигала 156 в минуту). Состояние невесомости поначалу Г.С.Титов переносил хорошо, и опять же в начале этого состояния появилось ощущение полета в перевернутом положении. При полете соблюдался обычный суточный цикл: трехразовое питание, сон и т.д.

Согласно программе полета советский космонавт несколько раз должен был вручную осуществлять управление ориентацией корабля, с помощью репортерской кинокамеры "Конвас" производить съемку Земли через иллюминатор, проводить различные медицинские тесты, делать гимнастические упражнения (физзарядку). Были предусмотрены периоды отдыха, в течение которых Г.С.Титов мог пользоваться широковещательным приемником с плавной настройкой в КВ- и СВ-диапазонах. По своему усмотрению космонавт мог регулировать температуру в кабине корабля. Но и в этом полете космонавт не освобождался от ремней, которыми прижимался к креслу.

Рассказывая о полете Г.С.Титова, необходимо отметить подлинный героизм и огромную силу воли советского космонавта, которые он проявил в ходе выполнения программы полета. К четвертому витку вокруг Земли у космонавта появились явные признаки "морской" болезни: головокружение, поташнивание. Космонавту был предоставлен часовой отдых, но неприятные ощущения не проходили и резко усиливались при наблюдениях "бега Земли" в иллюминатор, при резких движениях головой. Однако, когда космонавт внутренне собирался смотрел прямо перед собой, недомогание исчезало. Волевой настрой помогал, Г.С.Титов сохранял хорошую работоспособность и старался делать все по программе. Вскоре настало время ужина. Естественно, никакого аппетита, но надо! Сон также не шел, почему-то мешали руки - их некуда было девать. В конце концов, подсунув их под ремни, космонавт уснул, сначала беспокойно, затем довольно крепко. После сна самочувствие несколько улучшилось, но недомогание все же не отпускало вплоть до появления первых перегрузок, когда уже исчезло состояние невесомости.

При тщательном послеполетном обследовании никаких отклонений в состоянии здоровья Г.С.Титова не обнаружилось. Однако полет Г.С.Титова заставил по-новому пересмотреть методику тренировок в условиях кратковременной невесомости, создаваемой при полетах на самолетах. Кроме того, для всестороннего решения проблемы требовались новые продолжительные полеты космонавтов.

Тем временем для американцев наступил долгожданный день первого орбитального полета корабля "Меркурий" с американским космонавтом. Старт корабля с Дж.Гленном, первоначально назначенный на декабрь 1961 г., неоднократно откладывался (и по техническим причинам, и из-за неблагоприятных погодных условий) и состоялся лишь 20 февраля 1962 г. на мысе Канаверал в 9 ч 47 мин по местному времени. В программе "Меркурий" этот полет получил обозначение МА-6, а сам корабль Дж.Гленн назвал "Френдшип-7" ("Дружба").

В этом полете, рассчитанном на три витка вокруг Земли, космонавт вел наблюдения через иллюминатор, осуществлял съемку, принимал пищу и пил воду. В конце первого витка начались сбои в автоматической системе ориентации по рысканию, и Дж.Гленн с помощью ручной системы ориентации каждый раз восстанавливал расчетное положение корабля по рысканию. Однако наибольшая неприятность ожидала космонавта на последнем витке: с борта корабля был получен телеметрический сигнал, указывающий на преждевременное ослабление крепления теплозащитного экрана к нижнему днищу корабля.

Если бы во время входа в атмосферу экран отделился, то последствия были бы трагическими: незащищенное днище не выдержало бы нагрева, и корабль потерпел бы катастрофу. На самом деле сигнал был ложным, но никто этого не знал. Поэтому было решено не сбрасывать блок тормозных двигателей после их срабатывания, как это предусматривалось программой. Этот блок, расположённый в центре теплозащитного экрана, крепится к корпусу корабля тремя металлическими лентами. Надеялись на то, что ленты, пока они не расплавятся от аэродинамического нагрева в атмосфере, не дадут отвалиться экрану, а когда они разрушатся, то экран будет прижиматься к днищу скоростным напором.

Однако поскольку блок двигателей не отделялся, нельзя было воспользоваться автоматической системой ориентацией корабля перед его входом в атмосферу для спуска. Поэтому Дж.Гленну вновь пришлось воспользоваться ручной системой ориентации, но уже в самый ответственный момент полета корабля. При спуске космонавт испытал неприятное ощущение, когда увидел через иллюминатор, как мимо корабля проносятся горящие обломки. Он решил, что это происходит разрушение теплозащитного экрана, но это были обломки блока двигателей.

Экран прекрасно выдержал нагрев при входе в атмосферу, но температура в кабине приводнившейся "капсулы" была очень высокой (53°С), резко повысилась и влажность из-за притока морского воздуха. При подъеме на борт подоспевшего эсминца корабль с находящимся в нем космонавтом ударился о борт эсминца, и Дж.Гленн, по его выражению, испытал самый сильный толчок за все время полета.

Продолжительность полета Дж.Гленна составила всего 4 ч 54 мин, что, естественно, намного меньше достижения Г.С.Титова (25 ч 18 мин). Надо отметить, что во время пребывания американского космонавта в состоянии невесомости он не ощущал никаких неприятных физиологических и психологических неудобств. Правда, Г.С.Титов почувствовал недомогание лишь к концу третьего витка вокруг Земли, а к этому моменту Дж.Гленн уже находился на траектории спуска. Поэтому возможность адаптации организма космонавтов к условиям невесомости продолжала оставаться проблематичной и вызывала различные суждения.

Во всяком случае, следующий орбитальный полет корабля "Меркурий" с М.Карпентером был рассчитан на те же три витка вокруг Земли, т.е. был как бы повторением предыдущего полета. Обозначенный в программе "Меркурий" как МА-7, этот полет начался 24 мая 1962 г., спустя 3 мес после первого орбитального полета американского космонавта. М.Карпентер назвал свой корабль "Авророй-7" в честь богини утренней зари.

Вообще говоря, вначале предполагалось, что второй орбитальный полет на корабле "Меркурий" совершит Д.Слейтон, самый опытный летчик в отряде космонавтов после Дж.Гленна. Однако внезапно в его сердечной деятельности обнаружились отклонения от нормы, и в результате он был выведен из отряда космонавтов и заменен М.Карпентером в полете МА-7.

Кстати, Д.Слейтон решил не сдаваться и в конце концов восстановил свое здоровье и вновь был допущен космическим полетам. Такие случаи известны и в среде наших космонавтов, однако Д.Слейтону здесь принадлежит абсолютный рекорд: для того чтобы победить медиков и отправиться в свой полет в космос, ему понадобилось 13,5 лет. Интересно, что никаким специальным лечением он не занимался, единственным средством от своего недуга Д.Слейтон считал многокилометровые пробежки, которые он совершал почти ежедневно.

Однако вернемся к полету М.Карпентера. Как и по своей продолжительности, он и по своей программе не отличался от предыдущего. Правда, М.Карпентеру предстояло не только осуществить ручную ориентацию корабля перед спуском, но и самому подать команду на включение тормозной двигательной установки. Как заявил впоследствии М.Карпентер, он залюбовался видом из иллюминатора, а потому опоздал с включением двигательной установки. Однако и ориентация корабля была осуществлена им неточно, так что тормозная двигательная установка не смогла обеспечить расчетный спуск. Все это вместе привело к тому, что приводнился он совсем в другом месте, чем ожидалось.

При первом орбитальном полете Дж.Гленн приводнился в 64,5 км от расчетной точки, в последующих полетах У.Ширра и Г.Купер совершили приводнение соответственно в 7,2 и 6,4 км от расчетного места. М.Карпентер же оказался в 402 км от расчетного места приводнения, далеко за радиогоризонтом станций слежения, и поэтому связь с ним была потеряна почти на час. И хотя море было спокойно, полное одиночество и абсолютная изолированность от остального мира подействовали крайне деморализующе на американского космонавта. Вскоре он расстался с отрядом космонавтов, а в американской печати вновь появились высказывания о более научно обоснованном подходе к подготовке космонавтов в СССР.

Итак, полет М.Карпентера был повторением пройденного, причем не в лучшем исполнении. Могло показаться, что в США как бы пережидали - отважатся ли в СССР на вторую попытку совершить суточный полет для решения проблемы адаптации организма космонавта к условиям невесомости. Однако не в натуре С.П.Королева повторять пройденное, его следующий шаг поражал своей масштабностью, а проблемам адаптацией решалась уже в рамках многосуточных полетов. 11 августа 1962 г. в 11 ч 30 мин по московскому времени стартовал корабль "Восток-3" с А.Г.Николаевым, а через еще сутки - корабль "Восток-4" с П.Р.Поповичем (в 11 ч 02 мин). Впервые в истории космонавтики был осуществлен групповой полет, который продолжался 3 сут. Расстояние между кораблями в момент выведения на орбиту корабля "Восток-4" составило 6,5 км, и хотя впоследствии происходило увеличение относительного расстояния между кораблями, это не сказывалось на качестве радиосвязи между кораблями. Непрерывное общение друг с другом на орбите создавало впечатление, что на орбите действует единый экипаж. Это имело решающее значение для будущих пилотируемых полетов кораблей с экипажем из нескольких человек.

Особое внимание было приковано к А.Г.Николаеву, которому предстояло выполнить четырехсуточный полет, и к тому же он первым шел по графику полета Г.С.Титова. Однако никаких неприятных ощущений, а тем более расстройств космонавт не ощущал, хотя даже сознательно стремился их вызвать. П.Р.Попович тоже чувствовал себя хорошо на всем протяжении своего полета. Это был очень важный результат, полученный в этом групповом полете. Однако этого результата ожидали, поскольку после полета Г.С.Титова проблеме приспособляемости организма к условиям невесомости стали отводить самое серьезное внимание при подготовке космонавтов. Поэтому данный результат был как бы предопределен еще при подготовке космонавтов на Земле, а космический полет лишь подтверждал надежность используемых методик тренировки.

Важный момент наступил на четвертом витке полета А.Г.Николаева, когда впервые космонавт освободился от привязной системы и начал свободно плавать в кабине корабля. Эксперимент прошел успешно, хотя высказывались и опасения в том, сможет ли космонавт в условиях невесомости вернуться в свое кресло. Сейчас эти опасения могут вызвать лишь улыбку у современного читателя, но в те времена выход космонавта из кресла воспринимался как серьезная проблема. При своем полете А.Г.Николаев 4 раза освобождался от подвесной системы и "наплавал" 3,5 ч, П.Р.Попович - 3 раза (около 3 ч). Для проведения этих экспериментов была переоборудована кабина корабля, и в частности был расширен ее свободный объем.

15 августа космонавты благополучно вернулись на Землю, и этот выдающийся эксперимент был завершен, К этому времени в США заканчивалась подготовка к полету МА-8 по программе "Меркурий". Планировалось, что в этом полете У.Ширра совершит за 9 ч пять витков вокруг Земли - программа весьма скромных масштабов после впечатляющих достижений советских космонавтов. Продолжительность полета А.Г.Николаева более чем в 10 раз превышала время полета американского космонавта и составляла 94 ч 22 мин, продолжительность полета П.Р.Поповича равнялась 70 ч 57 мин.

Старт "Сигмы-7" (так загадочно назвал У.Ширра свой корабль) после нескольких отсрочек произошел 3 октября 1962 г. Впервые полет американского космонавта прошел без всяких происшествий, однако после возвращения На Землю У.Ширра испытывал трудности при ходьбе, и возникло подозрение, что данное обстоятельство вызвано "долгим" пребыванием в состоянии невесомости. Дело в том, что в ходе своего полета советские космонавты в целях избежать последствий пребывания в состоянии невесомости интенсивно занимались различными физическими упражнениями, в то время как американские космонавты не имели такой возможности (напомним, что свободный объем кабины корабля "Меркурий" составлял всего 1,1 м 3).

В 1963 г. завершились программы запусков кораблей "Восток" и "Меркурий". 15 мая стартовал американский космонавт Г.Купер, назвавший свой корабль "Фейт-7" (от английского слова "судьба"). Продолжительность этого полета (обозначенного как МА-9 в программе "Меркурий") составила 34 ч 20 мин и была близка к максимальному времени работы систем американского космического корабля. В ходе полета вновь возникали неполадки в автоматической системе ориентации, но в то же время космонавт при возвращении на Землю никаких отклонений в состоянии своего здоровья не обнаружил. Впервые с эффектом реадаптации человеческого организма к земным условиям ученые серьезно столкнулись через несколько лет, когда А.Г.Николаев и В.И.Севастьянов вернулись из своего 18-суточного полета.

Неизгладимый след, который оставил после себя групповой полет А.Г.Николаева и П.Р.Поповича, привел к тому, что полет Г.Купера привлек к себе, мало внимания даже в США (об этом чуть позже). К тому же вскоре после этого полета весь мир вновь был потрясен новыми достижениями советской космонавтики. 14 июня в 15 ч по московскому времени состоялся запуск корабля "Восток-5" с В.Ф. Быковским, а 16 июня в 12 ч 30 мин стартовал корабль "Восток-6", впервые в истории космонавтики пилотируемый женщиной - В.В.Терешковой. Новый абсолютный рекорд по продолжительности полета установил В.Ф.Быковский (149 ч 06 мин). Таким образом, каждый из 6 полетов корабля "Восток" стал выдающимся вкладом в развитие всей космонавтики.

Вообще говоря, в США было тоже запланировано шесть орбитальных полетов корабля "Меркурий", однако интерес к этой программе у американцев быстро падал, особенно когда развернулись работы по программам "Джемини" и "Аполлон". В январе 1963 г. из 2500 человек, работавших в Центре пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне (ныне им.Л.Джонсона), в программе "Меркурий" было занято только 500 человек, а ведь еще предстоял полет Г.Купера. Прохладное отношение к этому полету со стороны руководства НАСА сильно задело американского космонавта. Совершив полет на одном из первых кораблей "Джемини", Г.Купер вскоре ушел из отряда космонавтов, разочаровавшись, по его словам, в политике НАСА.

Таблица 3 Орбитальные полеты кораблей "Восток" и "Меркурий"
Название корабля Космонавт Перигей, км Апогей, км Наклонение орбиты, град Период обращения, мин
12.IV.1961 Восток Ю.А.Гагарин 181 327 64,95 89,34
6.VIII.1961 Восток-2 Г.С.Титов 183 244 64,93 88,46
20.II.1962 Френдшип-7 Дж.Гленн 161,4 262,8 32,5 88,2
24.V.1962 Аврора-7 М.Карпентер 160,9 268,4 32,5 88,3
11.VIII.1962 Восток-3 А.Г.Николаев 180,7 234,6 64,98 88,33
12.VIII.1962 Восток-4 П.Р.Попович 179,8 236,7 64,95 88,39
3.X.1962 Сигма-7 У.Ширра 161,4 278,2 32,6 88,9
15.V.1963 Фейт-7 Г.Купер 160,9 267,0 32,5 88,7
14.VI.1963 Восток-5 В.Ф.Быковский 174,7 222,1 64,96 88,27
16.VI.1963 Восток-6 В.В.Терешкова 133,9 231,1 64,95 88,3
После полета Г.Купера остались еще два неиспользованных корабля "Меркурий", так как НАСА решило прекратить полеты по этой программе. Больше всех этому воспротивился А.Шепард: первый американский космонавт жаждал как можно быстрее совершить свой первый орбитальный полет. Он настаивал, писал президенту США, но его просьбы оказались безрезультатными. Космонавт как бы предчувствовал, что вскоре его по состоянию здоровья выведут из отряда космонавтов. Командиром корабля "Джемини" в первом его полете стал В.Гриссом. Однако через несколько лет А.Шепард все же вернулся в отряд космонавтов США и возглавил одну из экспедиций американских космонавтов на Луну. Из первых советских космонавтов, помимо А.Г.Николаева, второй полет в космос совершил П.Р.Попович, возглавив экспедицию на орбитальную станцию "Салют-3". Трижды в космос стартовал В.Ф.Быковский (как и У.Ширра из первого отряда американских космонавтов), возглавив, в частности, международный экипаж с З.Йеном (ГДР) при полете на станцию "Салют-6". Наконец, говоря о дальнейшей судьбе первых космонавтов, с прискорбием приходится отметить, что она трагически сложилась, для первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина и американского космонавта В.Гриссома. Первый из них погиб в тренировочном полете на самолете, второй сгорел во время пожара в кабине корабля "Аполлон" при его наземных испытаниях. Некоторые сведения о полетах кораблей "Восток" и "Меркурий" приводятся в табл.3.

В 1959 году в Советском Союзе было принято решение о полете человека в космос, и первые 20 кандидатов начали подготовку . В августе 1960 года Правительство СССР утвердило «Положение о космонавтах», тогда же отобрали «ударную шестерку» для подготовки к первому пилотируемому полёту. В январе 1961 года Ю.А. Гагарин вместе с шестью другими кандидатами, Г.С. Титовым, Г.Г. Нелюбовым, А.Г. Николаевым, В.Ф. Быковским и П.Р. Поповичем, успешно сдали экзамены Государственной комиссии. 3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Н.С. Хрущёв. Президиум дал разрешение провести первый в мире полёт человека в космос. 8 апреля на «открытом» заседании Госкомиссии было утверждено задание космонавту: выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180-230 км продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля и радиосвязь, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта. Ю.А. Гагарин узнал о своём назначении на полёт за два дня до старта, 10 апреля 1961 года.

Сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство : «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. Пилотом-космонавтом корабля-спутника «Восток» является гражданин СССР лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.» (В день старта старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное звание «майор»).

В 9 часов 07 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Восток», которая вывела на орбиту Земли одноместный космический корабль с Ю.А. Гагариным на борту.

После полёта, при детальной расшифровке данных измерений выяснилось, что корабль вышел на более высокую орбиту, чем планировалось: апогей (наивысшая точка) 327 км вместо 230 км расчётных. Если бы тормозная двигательная установка на «Востоке» не сработала, то корабль затормозился бы естественным путём об верхние слои атмосферы не на 5-7 сутки полёта, как предусматривалось резервной системой посадки, а только на 15-20 сутки. Система жизнеобеспечения на кораблях серии «Восток» была рассчитана на 10 суток.

Во время полёта самочувствие космонавта оставалось хорошим. Юрий Гагарин наблюдал Землю, звёзды, космическое пространство, регистрировал показатели приборов. Свои наблюдения и ощущения он диктовал на бортовой магнитофон. Космонавт вёл бортовой журнал, но в невесомости от него «уплыл» карандаш - и писать стало нечем.

В 9 часов 55 минут «Восток» был сориентирован для схода с орбиты. Автоматическое разделение спускаемого аппарата корабля и приборного отсека не произошло, что привело к вращению корабля со скоростью 30°/с, при входе в плотные слои атмосферы.

Как вспоминал об этой нештатной ситуации сам космонавт : «Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Всё кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал момент разделения. Разделения нет…».

Разделение спускаемого аппарата и приборного отсека произошло по резервному варианту от срабатывания термодатчиков на высоте 130 км с задержкой на 10 минут.

Катапультирование космонавта из спускаемого аппарата произошло на высоте 7 км. На спуске в дополнение к основному парашюту по неизвестной причине вышел и раскрылся запасной. У космонавта возникли трудности с открытием клапана на шлеме для обеспечения дыхания в атмосфере. Посадка произошла в районе деревни Смеловка вблизи города Энгельс Саратовской области, недалеко от берегов Волги. Расчётное место посадки было в 110 км южнее Сталинграда, но «Восток» сел с большим перелётом и в хорошо знакомых Юрию Гагарину местах: в Саратове он учился, в Энгельсе проходил парашютную подготовку.

Сообщение ТАСС : «В 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза

Так полётом Ю.А. Гагарина на корабле «Восток» началась эра полётов человека в космос.

В этот праздничный день мы отдаём дань уважения и памяти, чтим и чествуем героические достижения советского и российского народа в освоении просторов космического пространства!

И мы всегда будем помнить простого русского человека, гражданина СССР - Юрия Алексеевича Гагарина, ставшего первым космонавтом нашей планеты, который любил играть в баскетбол.

Из книги Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина «Дорога в космос» (записки лётчика-космонавта СССР, издательство «Правда», 1961 год) : «В свободное время мы много занимались спортом, организовали баскетбольную команду. Я ещё в ремесленном училище пристрастился к этой быстрой, живой игре. Наша команда участвовала в городских соревнованиях и заняла первое место среди саратовских техникумов. Зимой раза три в неделю мы тренировались в спортивном зале. Был у меня друг Толя Навалихин. Он всё тянул на лыжню в засыпанные снегом пригородные рощи. Но я предпочитал баскетбол. На лыжах ходил, но не так много и часто, как другие».

Полет Гагарина в космос открыл космическую эру, этот день стал Днем космонавтики и Всемирной авиации

Как все это начиналось? Полет Гагарина в космос, который был первым в истории человечества? А произошло все это 12 апреля 1961 года. Ю.Гагарин, гражданин Советского Союза, имевший звание старшего лейтенанта, на корабле «Восток» первым из людей совершил космический полет по орбите вокруг Земли. Тем самым открыл эру космических полетов на пилотируемых кораблях.

Весь полет Гагарина в космос продлился 108 минут, но, несмотря на это, явился мощным толчком в продолжение исследования космоса. Ю.А.Гагарин, как первый космонавт, получил досрочно звание майора авиации и удостоился звания Героя Советского Союза.

Выбор кандидата в космонавты и подготовка

Как определить, кто первым обязан, должен слетать в космос, конечно, это, безусловно, должен быть лётчик, причем летчик истребительной реактивной авиации. С учётом специфики и возможностей тогдашней космической техники необходимы были особые кандидаты - это люди абсолютно здоровые и профессионально подготовленные, а также дисциплинированные и соответствующие всему комплексу, предъявляемому к физическому и медицинскому состоянию.

Кроме Ю.А.Гагарина, ещё были претенденты на совершение первого полёта в космос. Их было всего двадцать человек. Претенденты подбирались среди лётчиков-истребителей, это так решил Королёв, который считал, что именно такие лётчики имеют опыт перегрузок, а также стрессовых ситуаций и больших перепадов давления.

Кроме того, отбор кандидатов производился с учетом положительных характеристик, членство в партии, а также учитывались политическая активность и социальное происхождение. Причем лётные качества непосредственно при отборе не играли существенной роли.

В первом отряде подготовки космонавтов оказалось два лидера, это были - Юрий Гагарин, а также - Герман Титов.

Из этого количества, двадцати человек отобрали шестерых, это было вызвано тем, что Королёв торопился, потому, что была информация, что где-то в конце апреля 1961 года американцы хотят отправить в космос своего человека. Поэтому старт СССР планировал 11 - 17 апреля в 1961 году. Первого космонавта, определили в последний момент, это сделали на заседании ГК, это были Ю.Гагарин, а его товарищ, Герман Титов, стал дублером.

И вот, 3 апреля 1961 года собравшийся Президиум ЦК окончательно принял решение по полету человека в космос.

А уже через пять дней, 8 апреля 1961 состоялось очередное заседание Государственной комиссии, на котором решался вопрос запуска космического корабля «Восток». Эта комиссия утвердила задание человеку на первый космический полёт, которое подписал С. П. Королёвым, а также Н. П. Каманиным. Вот текст -

«Выполнить полёт одновитковый вокруг Земли на высоте около 180-230 километров, а также продолжительностью примерно полтора часа с приземлением в заданном районе. Определена также цель полёта, она заключалась вот в чем, необходимо было проверить следующее: возможность пребывания в космосе человека на специальном, оборудованном корабле, оборудование корабля в полёте, связь корабля с Землёй, а также убедиться в необходимой надёжности приземления корабля с космонавтом».

После окончания открытой части заседания, оставшись в узком составе, комиссия, которая утвердила предложение Каманина о допуске до полёта Юрия Гагарина, то есть полет Гагарин в космос должен был совершить первым, а его друга - Титова утвердить на этот полет запасным космонавтом.

Первый космический полёт человека, полет Гагарина в космос

Участие СССР в гонке по освоению космоса приводит к тому, что в работах по созданию корабля Восток выбрали ряд не лучших, а простые и быстро осуществимые решения.

Космический корабль «Восток» осуществил старт 12 апреля 1961 года в 09:07 по Москве с космодрома Байконур, находившегося в Казахстане, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту; Ю.Гагарин имел позывной «Кедр». Дана была команда «на старт», тогда Гагарин произнёс давно ставшую знаменитой его фразу: «Поехали!».

В полете Гагарин в космосе, на орбите проводил простейшие эксперименты: т.е. он ел, пил, делал записки карандашом. «Положив» рядом карандаш с собой, то он случайно обнаружил, что тот начал моментально уплывать. Гагарин из этого сделал вывод: карандаши и другие, прочие предметы, которые находятся в космосе необходимо подстраховывать, т.е. привязывать. Свои ощущения, а также наблюдения он записал на магнитофон.

По завершению полёта Гагарина в космос, тормозная двигательная установка, известного конструктора Исаева отработала успешно, но с небольшим недобором импульса, поэтому автоматика выдала сигнал на запрет штатного разделение отсеков.

При спуске, на высоте около 7 км, точно в соответствии с заданным планом полёта Ю.Гагарин катапультировался, после этого капсула, а также космонавт стали опускаться на парашютах раздельно. Вот здесь возникла проблема, как ни странно ей оказалось место посадки. Ю.Гагарин опускался на парашюте в зимнюю речную воду Волги. Но в этот раз, Юрию Гагарину помогла прекрасная предполётная подготовка - он, управляя стропами, смог увести парашют от речной воды, и приземлился на расстоянии около 1,5-2 километрах от речного берега.

Возвращение на Землю

Совершив один виток вокруг Земли, Ю.Гагарин в 10:55:34 на 108 минуте на своем корабле завершил полёт.

Его первыми встретили на земле, после полёта, люди, которыми оказались жена местного лесника Анна Тахтарова и их шестилетняя внучка Рита. Через небольшое время к месту приземления прибыли военные и местные колхозники. Группа военных, одна из них взяла под охрану спускаемый аппарат, а вторая группа повезла Гагарина в район расположение части. Отсюда Ю.Гагарин отрапортовал по телефону командиру дивизии ПВО следующее: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

В это время с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт типа Ми-4, экипажу которого необходимо было найти и забрать Гагарина. Этот экипаж - экипаж Ми-4 сразу обнаружил спускаемый аппарат, а вот Гагарина рядом с ним не было; пояснили ситуацию местные жители, они рассказали о том, что Ю.Гагарин отбыл на грузовике в город Энгельс.

Тогда Ми-4 взлетел и взял курс на город Энгельс. С борта вертолета на дороге, неподалеку от КПП они заметили автомашину, в которой Гагарин после доклада уже и направлялся к своему спускаемому аппарату. Здесь Ю.Гагарин вышел из машины, замахал руками, вертолетчики подобрали его, и полетели на аэродром Энгельса, передав радиограмму следующего содержания: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».

На аэродроме в Энгельсе Гагарина с нетерпением уже ждали, к трапу вертолёта подтянулось всё руководство базы. Гагарину вручили телеграмму Советского правительства с поздравлением. На автомобиле марки «Победа» Гагарина отвезли на командно-диспетчерский пункт, и затем уже штаб базы, чтобы связаться с Москвой.

Примерно часа через три после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетают Королёв и ещё несколько представителей из Госкомиссии. Около 9 часов вечера накрывают стол и празднуют удачный полёт и возвращение Гагарина из космоса.

Учитывая обеспечение секретности первого полёта человека в космос, а также факт запуска и полета Гагарина в космос заранее не освещались. Широко известные кадры с Гагариным, были отсняты не в день запуска в космос, а уже позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске.

События после космического полета Ю.А.Гагарина

Успешное проведение намеченных исследований и выполнение программы полета 12 апреля 1961 года ровно в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил безаварийную посадку в заданном районе Советского Союза.

Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Этот полет Гагарина в космос открыл грандиозные перспективы в покорение космоса человечеством.

Это было сообщение ТАСС, которое было подготовлено заранее…

Встреча Ю.Гагарина в Москве

Изначально никто не планировал такой грандиозной встречи Гагарина в Москве. Это всё решилось в последний момент, и решил это Никита Сергеевич Хрущёв. Он позвонил в Кремль и настойчиво потребовал, достойной встречи Гагарину-первому космонавту.

14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, на подлёте к Москве самолёт сопровождал почётный эскорт истребителей, состоящий из семи истребителей МиГ-17. Самолёт с эскортом торжественным строем пролетели над центром Москвы, затем над Красной площадью, и произвёли посадку в аэропорту Внуково, там Ю.Гагарина ожидал грандиозный приём: масса ликующих людей, журналисты и операторы, а также руководство страны.

Потом была поездка в открытом «ЗИЛ-111В», Гагарин стоя приветствовал встречающих. Вокруг слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек сумел, прорвался через оцепление и лично вручил Гагарину букет. На Красной площади состоялся митинг, на нём Никита Хрущёв объявил о присвоении Ю.Гагарину званий Герой Советского Союза, а также «Лётчик-космонавт СССР».

Зарубежные визиты

Первой из зарубежной поездки для Юрия Гагарина была поездка в Чехословакию. Он летел на рейсовом самолете Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса, когда узнали Юрия Алексеевича Гагарина, то бросились за автографами.

В Финляндии Ю.Гагарин побывал дважды - в 1961 и 1962 годах.

В 1961 году в июле Гагарин прибыл в Великобританию, его пригласил профсоюз литейщиков Англии.

А в 1961 году Гагарин успел посетить Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, а также Польшу (21-22 июля), Кубу, Бразилию с небольшой остановкой на острове Кюрасао, посетил в этом же году Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон, Афганистан.

В общем Ю.А.Гагарин побывал практически во всех странах мира, где его встречали радостно и доброжелательно.

Так началась эра, эпоха освоения ближнего космоса человечеством!

День 12 апреля навсегда вписан в историю человечества, как День космонавтики!

Первооткрыватели, рекордсмены, космонавты, астронавты и туристы — мы собрали информацию обо всех, кто когда-либо совершал космические полеты

Подробнее на ТАСС:
http://tass.ru/kosmos/4200829

Сайт посвящен 45-летию полета Ю.А. Гагарина.

***********************************************************

В честь 50-летия первого космического полёта и героя - космонавта Юрия Алексеевича Гагарина создан сайт.

Мультимедийный межрегиональный проект ВГТРК. Посвященный 50-летию первого полета человека в космос.

Добро пожаловать на страницы виртуального музея Ю.А. Гагарина!

***********************************************************

Энциклопедии космонавтики.
Биография Юрия Гагарина.

************************************************************

Web-сайт, посвященный Юрию Алексеевичу Гагарину

************************************************************

Королёв Сергей Павлович

***********************************************************

Разделы выставки

"Цель жизни - пробиться к звёздам!" С.П.Королёв.

Вступление
Книги о С.П.Королёве
Статьи
Сценарии
Электронные ресурсы
Музеи
Памятники С.П.Королёву
Фильмы
"Знаете, каким он парнем был..." Ю.А.Гагарин

Вступление
Книги о Ю.А.Гагарине
Статьи
Сценарии
Стихотворения
Песни
Электронные ресурсы
Музеи
Памятники Ю.А.Гагарину

*************************************************************

Празднование 50-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина

О полете

Гагаринский старт. Видео.

Видео и аудио с Ю.А.Гагариным

Переговоры между Королевым и Гагариным во время старта - 01:23
Уникальная запись 1961г.

Полная стенограмма переговоров Юрия Гагарина с Землей с момента его посадки в корабль (за два часа до старта) до выхода корабля "Востока-1" из зоны радиоприема

ОТЧЕТ О ПЕРВОМ КОСМИЧЕСКОМ ПОЛЕТЕ ГРАЖДАНИНА СССР
ЮРИЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ГАГАРИНА НА КОСМИЧЕСКОМ КОРАБЛЕ СПУТНИКЕ «ВОСТОК»

Гагарин - Выступление на Красной площади

Выступление на Красной площади 14.04.1961 г. на митинге, посвященном успешному полету. Уникальная запись в отличном качестве.

Гагарин - Воспоминания от 13.04.1962
Описание первым космонавтом мира полета и приземления...
1962г.

70 лет Ю.А. Гагарину - первому космонавту планеты: Гагарин в архивных документах РГАНТД: Аудио

Энциклопедия Юрия Гагарина (в т.ч. фотоархив, видеоматериалы, документы)

"Юрий Гагарин - человек и легенда":. историко-документальная выставка, посвященная 70-летию со дня рождения первого космонавта планеты (30 января - 14 марта 2004 г.). Выставочный зал Федеральных архивов (Федеральная архивная служба России. Российский государственный архив научно-технической документации). Фоторепортаж. Фотографии Костенко О.И.

Набор фотографических открыток посвященный 20-летию первого в мире полёта человека в космос. Тираж всего 500 шт.

Библиографические пособия

Юрий Гагарин: библиографический указатель литературы. - Режим доступа: http://www.physics.uni-altai.ru/home/gagarin/work1.html . - 07.02.2010.

50-летию первого полета в космос посвящается…: рекомендуем почитать. - Режим доступа:http://www.nua.kharkov.ua/pk50/3.html . - 07.02.2010.

Эра космонавтики: библиографический указатель: вып. 5: к 45-летию первого полета в космос Ю. А. Гагарина / ЦБС Гагаринская. - М., 2006. - Режим доступа: http://www.gagarinlib.ru/bibliography.php?id=304 . - 07.02.2010.

Международная акция «Первый в космосе»

ПОЛОЖЕНИЕ о международном конкурсе творческих проектов «Первый в космосе»

Год космонавтики в России: сайт

"Поехали!" - Межрегиональный мультимедийный проект, посвященный 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина ("Поехали 50").

Празднование 50-летия полёта в космос Ю.А. Гагарина

50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина

50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина: ресурсы Интернета, посвящённые 50-летию первого полета человека в космос (сайт г. Гагарин, Смоленская область)

«Покорители космоса»: литературно-художественный конкурс творческих работ посвященных 50-летию со дня полета Ю.А. Гагарина в космос.

Сайт, посвященный 45-летию полета Гагарина

Музеи

Музеи Гагарина на Смоленщине

Объединенный мемориальный музей Ю.А. Гагарина:

Дом-музей раннего детства Юрия Гагарина в селе Клушино.

Дом-музей школьных лет Ю.А.Гагарина.

Дом-музей родителей Ю.А. Гагарина.

Дом космонавтов.

Музей истории Первого полёта человека в космос.

50-летие полета в космос Ю.А. Гагарина: об объединенном мемориальном музее Ю.А. Гагарина (г. Гагарин, Смоленская обл.)

Музей Юрия Гагарина в Звездном. Фот.

Народный музей имени Ю.А.Гагарина при Саратовском профессионально-педагогическом колледже

Дом-музей Юрия Гагарина. Сафоново пос. (Мурманская обл.). Фот.

Юрий Гагарин - 50 лет полету в космос (102 фотографии)

********************************************************************

*******************************************************************

Объединенный Мемориальный музей Ю.А. Гагарина

********************************************************************************

Монеты посвященные Ю.А. Гагарину: http://www.spacecoins.ru/index.php?keyword=%D0%93%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD&Search=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA&Itemid=35&option=com_virtuemart&page=shop.browse

********************************************************************************

Полет Юрия Гагарина в космос стал грандиозным событием для всего человечества. Имя первого космонавта вошло в мировую историю. О подробностях первого космического путешествия, опасностях, которые подстерегали человека в неизведанных пространствах Вселенной, вы узнаете из этой статьи.

Цель полета

Во время первого полета на космическом корабле "Восток" Гагарин должен был совершить один виток вокруг Земли. Высота полета должна была составлять 180-230 километров, продолжительность - 80 минут. Во время внеземного путешествия космонавту необходимо было узнать, как человек чувствует себя в космическом пространстве на специально оборудованном для его жизнедеятельности корабле, оценить работу всех систем летательного аппарата, проверить связь с Землей. Гагарин должен был убедиться в том, что средства приземления космонавта и корабля являются безопасными и надежными. Сколько длился полет Гагарина? Об этом вы узнаете, прочитав эту статью.

Возможные риски

СССР участвовал в космической гонке. Появилась информация, что в 1961 году (20 апреля) американцы планируют отправить человека в космос. Поэтому решение о том, кто станет первым космонавтом, принималось очень быстро. На заседании ГК утвердили кандидатуру Юрия Гагарина, его дублером стал Герман Титов. Корабль "Восток" также создавался в короткие сроки. Оборудование летательного аппарата было значительно упрощено. Конструкторам пришлось пожертвовать системами мягкой посадки корабля и аварийного спасения на старте. Кроме того, на корабле отсутствовала дублирующая тормозная установка. Это решение было мотивировано тем, что на такой низкой орбите сойдет с траектории и упадет на Землю сам вследствие естественных причин - торможения о верхние слои атмосферы. Этот процесс, по расчетом специалистов, должен был занять десять дней. На это же время были рассчитаны О том, сколько длился космический полет Гагарина в действительности - далее.

Старт

Запуск космического корабля "Восток" был осуществлен в 09:07 по московскому времени, в 1961 году, с На борту находился Гагарин - пилот-космонавт, решившийся на покорение космического пространства, несмотря на возможный риск для жизни и здоровья. Перед стартом Юрий сказал ставшую легендарной фразу: "Поехали!" "Восток" сработал удовлетворительно, однако на последнем этапе отказала система радиоуправления, поэтому выключение двигателя третьей ступени произошло уже после того, как корабль оказался в космосе. Реальная высота орбиты, по которой начал двигаться космический аппарат, превышала расчетную на 100 км. По рассекреченным данным, ее параметры составляли 327х180 км. Если бы система торможения корабля не сработала, то под воздействием атмосферы аппарат мог возвращаться на Землю от 20 до 50 дней. Это означало бы неминуемую гибель космонавта. О том, сколько длился полет Гагарина, теперь известно каждому. К счастью, путешествие Юрия закончилось благополучно.

На орбите

В тот же самый день весь мир узнал о том, сколько минут длился полет Гагарина - космонавт находился на борту корабля "Восток" 108 минут. Все это время Юрий проводил простейшие эксперименты: пил, ел, пробовал писать. Попытка Гагарина положить карандаш рядом с собой привела к тому, что тот моментально уплыл. Космонавт сделал вывод, что необходимые предметы в космосе нужно привязывать. Все свои наблюдения Юрий записывал на магнитофон. Поскольку перед полетом ученым было неизвестно, насколько стабильной окажется психика человека в космосе, пульт управления кораблем был заблокирован. Пароль находился в специальном конверте, который Гагарин должен был вскрыть на орбите. По легенде, заветную комбинацию цифр (125) доброжелатели сообщили Юре еще до полета.

Внештатная ситуация

Сколько длился полет Гагарина? Он мог оказаться гораздо более коротким и закончиться гибелью первого космонавта, потому что посадка корабля оказалась не менее опасной, чем запуск. Система торможения, сконструированная Исаевым, сработала с небольшим изъяном. Автоматическое разделение отсеков не состоялось, в результате чего перед входом в верхние слои атмосферы космический аппарат беспорядочно швыряло из стороны в сторону со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин не потерял самообладания и сообщил на Землю о внештатной ситуации в условном выражении. К счастью, тросы приборно-агрегатного отсека перегорели в более плотных слоях атмосферы, и он наконец отделился от корабля. Дальнейшее приземление аппарата проходило в более спокойном режиме. Сколько длился полет Юрия Гагарина? Всего 108 минут, а сколько событий произошло за этот короткий период времени!

Перегрузки

Спуск корабля "Восток", как и всех остальных космических аппаратов этого же класса, проходил по баллистической траектории. Это означало, что космонавт при посадке испытывал десятикратные перегрузки. Юрия готовили к этому испытанию, и он его успешно выдержал. О том, сколько длился полет Гагарина, знали все ученые и конструкторы, имеющие отношение к запуску первого человека в космос, ведь они следили за кораблем в режиме реального времени. Однако вряд ли у космонавта была возможность следить за временем. Психологические нагрузки оказались намного сильнее физических. После входа корабля в плотные слои атмосферы металлическая обшивка начала плавиться под воздействием высокой температуры, величина которой повышалась до 3-5 тысяч градусов. Струйки жидкого металла стекали по стеклам иллюминаторов. Кабина корабля угрожающе потрескивала. Выдержать такую нагрузку на психику было сложно даже подготовленному к любым неожиданностям космонавту. Интересно, что наручные часы Гагарина в полете с честью выдержали испытание перегрузками и исправно работали во время всего путешествия.

Жесткая посадка

После того как "Восток" опустился до отметки семь километров над Землей, Гагарин катапультировался. Капсула и космонавт начали спускаться на землю по отдельности, каждый на своем парашюте. В абсолютно герметичном скафандре не сразу раскрылся дыхательный клапан. Космонавт чуть не погиб. Последним испытанием оказалась угроза погружения в ледяное течение Волги. Умело управляя стропами, Гагарин сумел избежать этой опасности. Он приземлился в нескольких километрах от берега реки.

Встреча на Земле

То, сколько длился полет Гагарина в космосе, уже не имело значения. Благодаря своему мужеству, невероятной выдержке и воле к победе космонавт навеки запечатлел свое имя на страницах мировой истории. Задача была выполнена. Первым исследователем космического пространства оказался наш соотечественник, Юрий Алексеевич Гагарин. И это событие трудно переоценить. Из-за сбоев в работе тормозной двигательной установки приземление состоялось не в запланированной местности, районе Сталинграда, а в Саратовской области, в окрестностях города Энгельса. По официальной версии, первым заметил Гагарина ефрейтор В. Г. Сапельцев, а встретил и доставил первого космонавта в ближайшее военное подразделение майор А. Н. Гассиев. Однако по другим сведениям, первыми, кого встретил Юрий после приземления, оказались Анна, жена лесника, и ее внучка Маргарита. Позже к месту происшествия прибыли военные и местные жители. Гагарина отвезли в военную часть, откуда первый космонавт отрапортовал местному командиру ПВО об успешно выполненном задании.

Слава герою!

Юрий Гагарин стал человеком-символом, сделавшим первый шаг в неизведанные просторы Вселенной. Общеизвестно, что он полетел в космос старшим лейтенантом, а приземлился уже майором. На простого русского парня посыпались всевозможные премии и награды. назвала его не земным человеком, а "небесным" и, вопреки этикету, сфотографировалась с ним. Солнечная улыбка Гагарина стала настоящим брендом. Юрий достойно выдержал испытание славой. Его подвиг показал всему миру, на что способен русский человек. И в настоящее время мы гордимся, что именно наши соотечественник совершил первый полет в космос. Золотая медаль им. Ю. Гагарина вручается астронавтам и космонавтам, внесшим свой вклад в Федеральное космическое агентство учредило специальную награду - знак Гагарина. Именем первого космонавта названы многие площади, районы, улицы, бульвары, проспекты. Город Гжатск, в котором Юрий провел детство, переименован в Гагарин. О том, сколько времени длился полет Гагарина, знают во всем мире. Имя космонавта повторяют на разных языках с гордостью и восхищением.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама