THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Впервой половине III в. в Японии образовался довольно обширный племенной союз, занимавший, по мнению одних исследователей, остров Кюсю, а по мнению других, южную часть острова Хонсю, район позднейших провинций Ямато, Коти и Сэцу. Позднейшие сведения говорят о «царстве Ямато» именно на острове Хонсю. Из этого племенного союза и выросло Японское государство. Первоначально оно занимало северную часть Кюсю, южную часть Хонсю, а с середины IV в. и южную оконечность Корейского полуострова (район Миманы). Образование государства происходило в борьбе вождей племенных групп, обитавших в каждом из указанных районов, причём во второй половине V в. гегемония в общеплеменном союзе перешла к племенний группе Ямато.

Возникновение раннефеодального государства

Формирование раннефеодального государства в Японии следует отнести ко второй половине IV в. Это нашло своё выражение в изменении отношений между главами племенного союза - царями Ямато - и местными вождями: последние стали рассматриваться как представители центральной власти. Изменились и отношения между вождями - старейшинами и общинниками: место «приношений» - части охотничьей добычи и продукции домашнего ремесла - занял оброк - зерном (татикара) и продукцией ремесла (мицуги); появилась обязанность производить строительные, ирригационные и осушительные работы (этати). О зарождении феодальных производственных отношений свидетельствовало и выделение из общины собственных владений (ата) родовой знати, превращавшейся в феодалов. На их полях работали подневольные землепашцы (табэ) из числа обедневших общинников, попавших в зависимость от прежних родовых старейшин. По своему положению такие табэ были близки к рабам. От рабов, появившихся гораздо ранее и бывших только домашними слугами (яцуко), они отличались тем, что сохраняли своё имущество и хозяин не мог их продать или убить. Ввиду этого многие историки называют этих землепашцев полусвободными.

Эти полусвободные сыграли большую роль в процессе образования Японского государства, так как их труд способствовал развитию производительных сил. В категорию полусвободных попадала значительная часть корейцев и китайцев, либо занесённых на японские острова волнами миграций, либо увезённых во время набегов японцев на Корею. Эти выходцы из Кореи и Китая были носителями гораздо более высокой культуры, в частности более высокой техники земледелия. Часть переселенцев из Китая и Кореи составляли ремесленники - гончары, кузнецы, плотники, ткачи, вышивальщики и т. д. Местные племенные вожди, под власть которых они подпадали, предоставляли им возможность иметь своё имущество и орудия производства, но обязывали их жить в определённых местах компактными группами и отбирали у них всю продукцию. Тем самым по своему положению такие ремесленники приближались к рабам. В то же время от рабов-слуг их отличало, как и табэ, то, что господин не мог убивать и продавать их. Эту категорию полусвободных японские источники именуют томобэ и какибэ. Так наряду с возникновением феодальных отношений в Японии имели место и отношения рабовладельческие.

Развитию рабовладельческих отношений препятствовали, однако, многие факторы. Главная отрасль хозяйства - земледелие - в подавляющей части находилась в руках общинников. Крупные латифундии, создающие условия выгодного применения труда рабов, в горной стране были невозможны. Был ограничен и источник пополнения рабочей силы: рабов захватывали главным образом в Корее во время набегов. Но в VI в. на полуострове выросло в мощное государство одно из трёх корейских царств - Сияла, которая не только успешно отражала набеги японцев, но в 562 г. даже вытеснила японцев из Миманы. Приобретение рабов на японских островах из племён эбису (айну, айны) и кумасо (хаято) было связано с далёкими и трудными походами и наталкивалось на сильное сопротивление этих тогда ещё многочисленных племён. Поэтому рабовладельческий путь развития в VII в. уже исчерпал свои возможности, и Япония не стала рабовладельческим государством; её развитие пошло по пути феодализма. (Некоторые современные японские историки находят, что рабовладельческие отношения в древней Японии развились настолько, что можно говорить о существовании рабовладельческого строя, охватывающего VIII и даже последующие века. Однако другие японские историки, как и советские учёные, полагают, что феодальные отношения господствовали в Японии уже во второй половине VII в., что, конечно, не означало полного исчезновения рабства. )

Феодальные отношения стали господствующими в Японии во второй половине VII в. Процесс утверждения феодальных отношений сопровождался борьбой, в которой столкнулись отдельные группы правящего класса, стремившиеся к власти. Ещё в начале VII в. среди членов рода царей Ямато появились тенденции считать свою власть принципиально отличной от власти других родов знати. В связи с этим в 605 г. принц-регент Умаядо (Сётоку-тайси) объявил «закон из 17-ти статей» - декларацию царей Ямато. Тогда же была предпринята попытка опереться на Суйскую империю, образовавшуюся в 589 г. в Китае: к суйскому двору одно за другим направлялись посольства. В посланиях, передаваемых этими посольствами, впервые вошёл в употребление новый - китайский по происхождению - титул тэнно, которым стали именовать себя во внешних сношениях правители Японии. Этот титул сохраняется за правителями Японии до сих пор и переводится на европейские языки словом «император).

В дальнейших событиях большую роль сыграли внешние факторы: политическое влияние Китая, где в это время создалась могучая, централизованная феодальная империя, влияние китайской образованности, особенно права, политических теорий; влияние буддизма, перешедшего из Китая в Корею, а оттуда в Японию. Централизованная, иерархически организованная буддийская церковь являлась своего рода образцом для феодального государства. Единство культа и абсолютное значение верховного божества (Будды) способствовали преодолению в области идеологии представлений, связанных с остатками прежней родоплеменной разобщённости.

«Переворот Тайка»

В этих условиях в 645 г. произошёл переворот, получивший наименование «переворота Тайка» (по названию года, когда он произошёл)(В Японии, как и в Китае и Корее, летосчисление велось по годам правления, которым давали особые наименования. ). Принц Наканоэ уничтожил род Сога, который на время совершенно оттеснил царский род от власти. В этом перевороте царский род был поддержан родом Накатоми, т. е. родом наследственных жрецов исконной японской религии - синто (культ сил природы, соединённый с культом предков), получившим после переворота фамилию Фудзивара. Однако основную силу переворота составляли табэ, томобэ в какибэ, стремившиеся освободиться от своего полурабского положения. Сразу же после переворота, в 646 г., было объявлено освобождение всех табэ, томобэ и какибэ с уравнением их в правах с феодально зависимыми крестьянами. Таким образом, «переворот Тайка» привёл к утверждению феодального способа производства как господствующего.

В том же манифесте 646 г. были объявлены отменёнными все частные владения, и земля перешла в собственность государства. Население превратилось в держателей государственных наделов. Следовательно, как в Китае и в Корее, японское раннефеодальное государство основывалось на государственной феодальной собственности на землю.

Основная масса населения - крестьяне - получала подушные наделы и была обложена зерновым налогом и налогом с продуктов домашнего ремесла, а также несла повинность на общественных работах (строительных, ирригационных и др.) в течение определённого числа дней в году. Правящий класс сохранил земельные владения под видом наделов - должностных, ранговых. Таким образом, для феодалов владение землёй обусловливалось службой и носило бенефициальный характер. Крестьяне-земледельцы формально не были лишены личной свободы; они сохраняли своё имущество и орудия производства, что влекло за собой и известную их инициативу в ведении хозяйства. Но в то же время они были лишены права покидать свои наделы, т.е. оказывались фактически прикреплёнными к земле.

Для управления государством был создан обширный аппарат, состоявший из центральных органов (Верховного государственного совета и подчинённых ему 8 ведомств) и местных властей (наместников провинций и уездных начальников); страна была подразделена на административные районы - провинции (купи) и уезды (кори). Всё население было обязано нести военную службу. Вводилась система светского образования, построенная по китайскому образцу, для подготовки чиновников. Китайский язык стал официальным языком правительственного обихода и даже вошёл в быт высшего слоя правящего класса. В 701 г. весь этот строй получил фиксацию в своде законов - Кодексе Тайхорё. В 710 г. был закончен постройкой город Нара - первый город в Японии.

Рабовладельческие пережитки после «переворота Тайка»

Утверждение феодализма в Японии не привело к полной ликвидации рабовладельческого уклада. Была уничтожена категория полусвободных томобэ и какибэ, категория же яцуко - домашних рабов - сохранилась. Появилась и новая категория государственных рабов - слуг в правительственных учреждениях. Владение рабами являлось в то время одним из средств получения земли. По закону владелец раба получал на него от государства дополнительный участок в размере 1/3 надела свободного. Господствующая верхушка стремилась поэтому увеличивать число рабов.

Однако основной источник их получения - пленные из числа местных иноплеменников - в эту пору мог иметь значение только на окраинах. Обращение же в рабство членов побеждённых родов после прекращения борьбы между ними также не могло уже иметь места. Поэтому приходилось прибегать к другим средствам: насильственному уводу и похищению крестьян, особенно детей, или купле у главы семьи её младших членов. В рабство можно было обратить также за преступление и за неуплату долга. Существовала и самопродажа в рабство людей, не имеющих средств к существованию. В VII-VIII вв. количество рабов достигало 10-20% всего населения. Их труд применялся больше всего на строительстве. Но уже к концу VIII в. рабский труд стал применяться всё реже и реже, а использование рабов в земледелии и вовсе прекратилось.

Земли феодалов

По закону считалось, что представители господствующего класса имели свои земли также в виде «наделов», полученных от государства. Однако эти наделы коренным образом отличались от крестьянских. В состав их входили так называемые «ранговые наделы», «должностные наделы», а также «наделы, полученные за заслуги перед государством», т. е. за участие в «перевороте Тайка». Существовали, наконец, жалованные императором земли размером до 250 тё (1 тё в то время - около 1,2 га. ). Наименьший надел феодала превосходил по размерам надел крестьянина в 40 раз, а жалованные наделы превосходили крестьянские в 1 250 раз.

Ранговые и должностные наделы давались на срок состояния в том или ином ранге или в должности. Жалованные наделы были пожизненными. Наделы за заслуги давались на одно, два или три поколения, а в случае крупных заслуг - навечно, иными словами, являлись фактически собственностью отдельных феодалов. Все прочие земли давались формально во временное пользование на разные сроки. Однако, учитывая принадлежность владельцев всех этих наделов к аристократии, а также и то, что феодалы заполняли собою весь аппарат государственного управления, превращение права пользования данными наделами в право собственности являлось лишь вопросом времени.

Помимо земельных угодий, представители господствующего класса получали в качестве «кормовых пожалований» (дзикифу) ещё и крестьянские дворы, раздававшиеся также соответственно рангам (от 100 до 500 дворов) и соответственно должностям (от 800 до 3 000 дворов). За заслуги перед государством могло жаловаться различное количество дворов. Крестьяне этих дворов отдавали половину зернового налога в казну, другую же половину тому феодалу, к которому крестьяне были приписаны. Промысловая подать с крестьян целиком шла в пользу феодала.

Императорский дом пользовался доходами не только со своих владений, но и со всей страны. Эти доходы в форме жалованья делили между собой и другие представители господствующего класса, составлявшие центральный и провинциальный правительственный аппарат и получившие права высшего сословия. Признаком принадлежности к высшему сословию служило получение какого-либо ранга.

Законодательные мероприятия после «переворота Тайка» укрепили положение феодалов в Японии. В своей подавляющей части они были потомками родовых старейшин, превратившимися в феодальную аристократию и закрепившими за собой важнейшие экономические и политические привилегии.

Культура в VIII в.

Период Пара, как обычно именуется в японской историографии время, когда столицей государства был город Пара, т. е. 710-794 гг., знаменовался многими значительными явлениями в материальной и духовной культуре страны. Прежде всего примечательно появление самого города Нары, который был построен под наблюдением китайских строителей по образцу города Чанъаня - столицы Таиской империи. В монастыре Тодайдзи, возведённом в 728 г., была установлена бронзовая статуя «Большого Будды» (Дайбуцу) высотой около 16 м. Это было невиданное ещё для того времени достижение литейного искусства. Недалеко от города находился монастырь Хорюдзи, возникший ещё в 607 г., постройки которого представляли собой замечательные образцы деревянной архитектуры. Не меньшей художественной ценностью являлись фрески этого монастыря.

Во дворцах и храмах города Нары находились многочисленные предметы искусства, особенно скульптуры и художественного ремесла из бронзы, золота, лака - изделия японских, корейских и китайских мастеров. Скульптурные изображения деятелей буддийской церкви носили реалистический характер, и многие из них отличались совершенством художественного исполнения.

Появились в Японии и первые памятники историографии: «Кодзики» («Древняя история», 710 г.) и «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.). В этих сочинениях зафиксированы древние мифы, старинные сказания, исторические предания, приведены хронологические записи. В них же даны и образцы древней поэзии. Авторами этих работ, принадлежавшими к высшей придворной знати, создана концепция «божественного происхождения» императорской власти, призванная служить укреплению авторитета нарских монархов.

Ко второй половине VIII в. относится сборник «Манъёсю» («Собрание мириад лепестков») - первый свод японской песенной народной поэзии и расцветшей тогда же литературной поэзии. Последняя начинала собой в Японии линию лирической поэзии господствующего класса, характерной для раннефеодального общества. Это была прежде всего лирика любви, соединённая с лирикой в описаниях природы. Крупнейшими поэтами были Хитомаро, автор проникновенных элегий, и Якамоти, яркий представитель любовной лирики. Особое место занимал Окура, в стихах которого нашла отражение горькая доля народа, испытывавшего тягостный гнёт со стороны феодалов.

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото.

Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значитель-ное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"-императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную.

Все жители объявлялись непосредственными поддан-ными императора-"тэнно" (букв. "небесный", т. е. верховный).

При императоре, власть которого передавалась по наследству, был создан обширный государственный ап-парат. Важное место в государстве занимал Верховный государствен-ный совет (Дадзёкан) во главе с первым министром (дайдзёдайдзином), которому были подчинены восемь департаментов. Главными из них были военный, судеб-ный и финансовый (ведомство сокровищ).

Несмотря на обожествление императора, власть его не была неограниченной. Он делил ее с главами круп-ных феодальных домов. Все важные должности в госу-дарстве занимали члены императорского дома или дру-гих крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически уп-равляли страной.

С 645 года в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодаль-ной аристократии (чунси) губернаторы и уездные на-чальники. В это же время в Японии вводится система "пятидворок" - объединений пяти соседских крестьян-ских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общи-ной. От трех до пяти пятидворок входили в сато - квар-тал городской или сельский. Малый уезд (кото) состоял из трех сато, средний (тютю) - из большего числа сато (до тридцати), большой (дейто) -из 40 сато. В ведении огромной армии уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор нало-гов, контроль за исполнением крестьянами отработочной повинности, обширные судебные и полицейские функции и проч.

На смену родовой дружины в раннефеодальном госу-дарстве Японии пришла постоянная армия, создававшая-ся из рекрутов-крестьян, снаряжаемых сельской общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способст-вовала концентрации военной силы в руках местных феодалов и формированию особого военно-феодального сословия самураев-профессиональных воинов, васса-лов крупных феодалов.

Этот процесс был ускорен обострением классовых противоречий, многочисленными выступлениями япон-ских крестьян, для борьбы с которыми и создавались эти первые самурайские феодальные дружины.

Углубление процесса классовой дифференциации японского общества находило отражение и в особом ми-ровоззрении японских самураев, особом кодексе чести (бусидо, букв. "путь самурая и воина") с ярко выражен-ным презрением к крестьянскому труду, с конфуциан-скими принципами верности и беспрекословного подчи-нения отцу, сюзерену, государю.

Многочисленные буддийские секты, стремившиеся играть не только идеологическую, но и большую полити-ческую роль в стране, создавали свои вооруженные отряды из монахов-воинов (сохэй).

К концу XIII века в Японии оформляются ленные отно-шения, складывается система иерархической вассальной зависимости между отдельными представителями фео-дального класса.

Еще в XII веке возникает деление класса феодалов на наиболее привилегированную его группу, непосредст-венных вассалов военных правителей-сёгунов и вассалов других феодальных владельцев, храмов и монастырей. Пытаясь расширить свою со-циальную базу, сёгун создает мелкопоместное ленное дворянство, которое становятся главной опорой в его борьбе с крупными феодалами за упрочение центральной власти.

Важные социальные сдвиги происходят в Японии в XV-XVI вв. Рост ремесла и торговли, развитие городов приводят к созданию местных рынков, окончательному утверждению крупных, экономически более сильных феодальных хозяйств владетельных князей (даймё, букв. "большое имя"). Даймё лишь номинально признавали власть центрального правительства, вели бесконечные междоусобные войны. Они почти повсеме-стно ликвидировали поместья своих вассалов-самура-ев, поселяли часть из них в своих замках и обеспечивали их рисовыми пай-ками.

Мелкое самурайское землевладение, частично сохра-нившееся, было нестойким; самураи разорялись, закла-дывали свои земли ростовщикам. Обедневшие самураи пополняли армию ронинов (бродячих самураев), поте-рявших в междоусобных войнах свои владения, тот фак-тически деклассированный социальный слой, который часто выступал вместе с крестьянами против засилия ростовщиков, богатых храмов, крупных феодальных владельцев.

Начало второго периода развития феодального государ-ства в Японии совпадает с возникновением в XII веке своеобразной политической формы японского феодаль-ного государства - сёгуната, при котором вся политическая власть как в центре, так и в значительной мере на местах сосредоточивается в руках одного из крупней-ших феодальных домов. Это военно-феодальная дикта-тура сильнейшего в экономическом, военном и полити-ческом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев - военнослужилое дворянство, при которой номинально сохраняется значение императорской влас-ти.

И раньше отдельные феодальные дома отстраняли императора с политической арены, но в конце XII века впервые был создан правительственный аппарат- бакуфу (букв. "полевая ставка великого полководца сёгуна").

В XIII веке сёгун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников.

Центральный аппарат бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством главной военной палаты, особого органа, ведавшего самурайским сословием, и главной судебной палаты.

Относительно большая степень независимости центрального правительства бакуфу в период феодальной раздробленности в Японии по сравнению с феодальной Европой - одна из специфических черт японской феодальной государственности.

Во все провинции назначались военные губернаторы. Они следили за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, ко-мандовали местными гарнизонами, в их руках была вся судебная и полицейская власть на местах. Они были глазами сёгуна, бдительно следящими за любыми проявлениями антибакуфских настроений.

Пресечение антибакуфских настроений среди знати поручалось особой коллегии правительственных доклад-чиков, состоящей из 10 человек.

С конца XVI века в Японии начался процесс централи-зации страны. Росли ремесло и торговля. Несмотря на феодальную регламентацию и ограничения, в Японии стали возникать первые ростки капиталистической промышленности в виде домашнего крестьянского производ-ства, подчиненного купцам. Складывался единый нацио-нальный рынок. Наряду с экономическими причинами существовал и ряд политических условий, ускоривших объединение страны. XVI век был временем непрерыв-ных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. Средние феодалы видели в усилении центральной власти средство защи-ты от крупных феодалов, мелкие - средство обеспечить за счет нее свое существование.

В XVI веке в Японию проникают первые европейцы и угроза потери политической независимости также дик-товала необходимость объединения.

Процесс объединения страны особенно усилился в период третьего сёгуната дома Токугава. Объедине-ние Японии сопровождалось подавлением непокорных феодалов, более строгим прикреплением крестьян к зем-ле.

В Токугавской Японии существовали четыре сосло-вия: самураев "буси" (си), к которым относились фео-дальные князья дайме, собственно самураи и придворная аристократия "куге", крестьяне "номин" (но), ремесленники "сюкогёся" (ко) и торговцы "сёнин" (сё). На вершине этой сложной иерархической системы находил-ся дом Токугава.

Военной опорой сёгуната были са-мураи, входящие в княжеские войска и получавшие за это рисовый паек или земельные угодья.

Самураи, которым запрещались все виды деятель-ности, кроме военной, превратились в замкнутое военно-дворянское сословие.

Крестьянин в Японии был традиционным "владельцем земли, пользующимся ею на правах вечной аренды, за что он и должен был платить налоги и выполнять повинности в пользу государства и феодала. Вместе с тем японский крестья-нин в это время был крепостным, ибо ему было запре-щено переходить от одного феодала к другому, свобод-но передвигаться по стране, выбирать себе род занятий.

Во главе государства стоял сёгун - полководец. Осо-бая роль военной силы в Японии объяснялась непрекра-щающимися сепаратистскими движениями, необходимо-стью сохранять ту непрочную централизацию, которая была достигнута при третьем сёгунате.

При бакуфу был создан разветвленный бюрократи-ческий полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев - хатомото, из которых комплек-товался учетный, налоговый и административный аппа-рат сёгуна, находившийся в его непосредственном под-чинении.

В ведении высших правительственных чиновников - родзю (старейшин, министров), составлявших прави-тельство сёгуна, находился императорский двор, государственные финансы, предоставление земельных владений, сношения с иностранными государствами и др. Иногда устанавливалась должность главного регента или главного министра-тайро. Ниже родзю стояли младшие старейшины, их помощники по всем делам управления. Многие должности передавались по наследству.

Токугавская Япония была полицейским государством, в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Одним из средств укрепления власти сегуната была система заложничества (санкин-нотай), окончательно закрепленная законом в 1635 году, при которой все даймё должны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвращаясь в свои владения, оставлять в Эдо. (столиц сёгуната) свои семьи. Для наблюдения за императорским двором был назначен особый наместник сёгуна Киото - сёсидай.

Особая система сыска ("мэцкэ - сэйдзи", мэцкэ -букв. "прикрепленный глаз") осуществляла негласный полицейский надзор за чиновниками и всем населением страны. Ее возглавляли полицейские инспекторы - о-мэцке, следящие одновременно и друг за дpуroм. О-мзцке проникали в дома дайме и даже в дом императора. Передвижение в стране было регламентировано строгой системой пропусков.

Для надзора за крестьянами и прежде всего для сбора с них налогов была установлена должность дайкана, заместителя начальника финансового департамента. Им в свою очередь подчинялись старосты деревень (сея). В городах помимо назначавшихся градоначальников существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не получила сколько-нибудь заметного развития в Японии.

История рицурё, т.е. централизованного средневекового государства Японии, начинается с дворцового переворота 645 г., в результате которого власть перешла от влиятельного при дворе рода Cora к домам Сумэраги и Фудзивара. Это время стали называть Тайка ("Великая реформа"), что стало девизом периода правления новой династии. Престол занял представитель рода Сумэраги – Кару, который стал править под именем Котоку. "Переворот Тайка" (645 г.) – это рубеж, который отделяет в политико-правовой истории Японии период Древности от Средневековья: заканчивается эпоха правления царей рода Ямато и наступает новая эпоха Ниппон – Япония – Страна восходящего солнца.

Специфика политогенеза. С древних времен острова Японского архипелага населяли племена кумасо и эбису. Затем, в течение нескольких веков до нашей эры, на Японские острова переселились племена маньчжуро-тунгусского, малайского и палеоазиатского происхождения с северо-востока, Индонезии, Кореи, Индокитая и островов Тихого океана. Они смешались с коренными жителями. Племена, населявшие Японские острова, жили родовыми общинами, исповедовали синтоизм – религию, основанную на почитании культа предков и сил природы, хотя каждый род имел свое божество. Согласно преданию, в VII в. до н.э. вождь Иваро, возглавлявший племенной союз тесон и идзумо на о. Кюсю, высадился на западном побережье о. Хонсю. Эти племена поселились на равнинных землях и образовали племенной союз Ямато, давший название государству и ставший центром формирования японского народа.

Предыстория феодальной государственности Японии начинается с первого государственного образования – Ямато, которое не представляло собой государства в строгом смысле. Оно было союзом племен, состоявшим из родовых общин, живших на стадии военной демократии. Во главе племенного союза стоял правитель главного рода Ямато, которого контролировали старейшины других больших родов. Все важнейшие решения принимались на собрании родов.

В III–IV вв. начинается процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирования раннеклассового общества. Государство Ямато не было единым и централизованным. Оно представляло собой раннеклассовое государство с доминированием наиболее сильного рода, в основе которого лежали не территориальные, а кровнородственные, клановые связи. Глава самого сильного рода Ямато получил титул тэнно – "правитель, угодный Небу" или "Небесный царь". Он сосредоточил в своих руках огромную власть, являясь одновременно вождем, верховным военачальником, главным судьей и жрецом племенного религиозного культа. Цари Ямато объединили бо́льшую часть территории страны, покорили в течение многолетней войны и вероломства племена кумасо и эбису, однако создать централизованное государство не смогли. Междоусобная война родов и племен подорвала могущество клана Ямато и привела к его закату.

На фоне падения значения власти царей Ямато в VI в. возвышаются дома Мононобэ и Сога. В решающем сражении 16-летний принц Сётоку-тайси из рода Сога одержал победу над Мория – вождем рода Мононобэ. Устанавливается политическая гегемония рода Сога, правившего в течение 100 лет (536–645 гг.). Объективно в формировании централизованной государственной власти была заинтересована родоплеменная аристократия, которая видела в лице государства силу, способную подавить недовольство эксплуатируемого населения. В свою очередь род Сога пришел к власти на волне поддержки беднейших слоев общины, которые надеялись на улучшение своего правового и материального положения. Принц Сётоку-тайси (572–621) пытался осуществить реформы, направленные на переход от организации общества на кровнородственных связях к политико-территориальной организации общества.

Во-первых, прежняя религия японцев – синтоизм, способствовавшая консервации родового строя и родовой разобщенности, заменяется буддизмом и конфуцианством, которые заимствуются из Китая и Кореи. Они становятся государственной религией. Во-вторых, принципы государственного управления, заимствованные из буддизма (высший суверенитет правителя, уравнение подданных перед лицом единого монарха, непротивление злу, отказ от борьбы против насилия) и конфуцианства (принцип гармонии и согласия правителей и подданных, подчинение младших старшему), были положены в основу Конституции Сётоку 604 г. (Закон из 17 статей). В-третьих, были определены правовые начала формирования государственного аппарата на основе иерархического принципа в "Табели 12 рангов".

Проведению реформ препятствовала междоусобная борьба, они не были завершены, что помешало Сётоку-тайси создать сильное централизованное государство. "Переворот Тайка" (645 г.) открыл новый этап в политико-правовой истории Японии – с него начинается история феодального государства и права Японии.

Специфика периодизации политико-правовой истории Японии связана с тем, что она основана не на династическом принципе, а на смене кланов, родов у власти. Приход нового рода или клана связан с провозглашением определенного политического курса, знаменующего наступление новой эры, суть которой сформулирована в девизе или лозунге. Вследствие клановой структуры правящего класса, обусловливающей политическую раздробленность и ожесточенную борьбу за господство различных родов, домов, актуальным является стремление наиболее сильных кланов к созданию централизованного государства.

В истории организации власти и управления средневековой Японии периоды существования централизованного государства сменяются политической раздробленностью, что позволяет выделить следующие этапы и формы политико-правового развития.

Первый период – правление Тайка – "Великая реформа" (645–1192 гг.) – этап складывания раннефеодального централизованного государства в Японии. Это период политического доминирования домов Сумэраги (645–697 гг.) и Фудзивара (697–1192 гг.), которые оказывали решающее влияние на императорский дом и занимали важнейшие правительственные посты. Они провели реформы, начатые еще при Сётоку-тайси, заимствованные из Китая.

Во-первых, была осуществлена реформа правительственного аппарата для централизации его деятельности. "Великие перемены" коснулись организации власти и управления. Во главе государства теперь стоял наследственный монарх, император, носивший титул тэнно – "сын неба". Он был верховным собственником земли и налогов, собираемых в стране. При тэнно был создан Верховный государственный совет, возглавляемый канцлером. Управление страной осуществлял правительственный аппарат , состоящий из центральных и местных органов власти. Страна была разделена на управляемые губернаторами провинции, состоявшие из уездов.

Во-вторых, была введена надельная система и реформирован аграрный строй по китайскому образцу. Земля была объявлена государственной собственностью и раздавалась в наделы крестьянам и другим лицам. Один раз в шесть лет земля подлежала перераспределению. Крестьяне (рёмин – "добрый народ") получали от государства наделы и прикреплялись к земле, хотя формально считались свободными. За пользование землей они были обязаны платить государству поземельный налог натурой и изделиями ремесла, а также нести трудовую и военную повинности. Часть земли раздавалась в привилегированные наделы (от 0,7 до 300 га): должностные, ранговые, пожалованные за заслуги. Их получатели были представителями знатных домов или чиновниками, которые, кроме того, пользовались "кормовыми пожалованиями" – известным количеством крестьянских дворов, обязанных давать им оброк и отбывать трудовые повинности. Одним из средств увеличения земельных владений было приобретение рабов, на которых полагалась треть обычного надела. Феодалы и деревенские богатеи расширяли свои владения и за счет освоения пустошей, целины; эти земли впоследствии становились их частной собственностью. Крупные земельные владения вместе с прикрепленными к ним крестьянами передавались императорским домом буддийским монастырям и синтоистским храмам. Эти владения не облагались налогом в пользу казны. Последующее развитие феодальных отношений привело к разложению государственной собственности на землю и распаду надельной системы. Были прекращены периодические переделы, и земля постепенно переходила в собственность знати и храмов, которые стремились увеличить свои владения за счет пустошей и императорских пожалований. Это привело к упадку влияния рода Фудзивара к XI в. и обострению борьбы за власть могущественных родов Тайра и Минамото. С 1159 г. между кланами Минамото и Тайра начался 40-летний период борьбы, получивший название Гэмпэй. Новым правителем страны в 1192 г. стал Ёритомо Минамото.

Второй период – военно-феодальное государство (сёгуната) – эпоха развитого феодализма, стремящегося осуществить военнополитическое объединение страны. В 1192 г. Ёритомо установил звание Сэй-и-тай Сёгун ("Великий воевода, покоряющий дикарей") и основал династию сёгунов. Основой государства стали военные собственники. Опору знати составляло военно-служилое сословие самураев. Выделяются три сёгуната в средневековой политико-правовой истории Японии.

Первый сёгунат – Минамото (1192–1333). Ёритомо Минамото в 1192 г. провел административную реформу, создав новую военно-бюрократическую систему управления. Она предполагала двоевластие: религиозные и представительские функции сохранялись за императором, а военные, административные и судебные функции концентрировались в руках сёгуна. Императорский титул формально был сохранен. При малолетних императорах по традиции были регенты из дома Фудзивара, но они тоже были лишены какой-либо реальной власти. Практически вся власть находилась в руках сёгуна. Отношения между сёгуном и феодальной знатью строились на основе вассалитета.

В Японии было две столицы – Киото и Камакура. Резиденцией императора как религиозного главы государства и местом общеяпонских религиозных церемоний по-прежнему оставался Киото. Столицей сёгуната стал город Камакура. Здесь находились правительство сёгуна – бакуфу, управление по делам самураев, высший законодательный орган и верховный суд. В провинции были направлены вассалы сёгуна (сюго), сосредоточившие в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. В поместья крупных феодалов посылались специальные финансовые чиновники, в обязанности которых входили наблюдение и контроль за помещиками, их хозяйством и за взиманием налогов.

После смерти Ёритомо Минамото в 1199 г. сёгуном стал его малолетний сын Санэмото, а регентом тесть Ёритомо – Ходзё, принявший затем титул правителя (сиккэна ). Этот титул и пост сохраняли его потомки до 1333 г. Следовательно, сиккэнат представлял особую разновидность сёгуната, связанного с установлением буддийского регентства при малолетнем сёгуне. С XIII в. до первой трети XIV в. в Японии установилось троевластие: тэнно (император), сёгун и сэссе (регент с титулом сиккэн). В 1333 г. обострилась борьба между главами знатных семей и домом Ходзё, бывшего регентом главы государства, а затем узурпировавшего власть. На сторону изгнанного правителя Годайго перешел один из военачальников Ходзё – Асикага Такаудзи, разгромивший войска Ходзё и провозгласивший себя сёгуном в 1338 г. Власть царского дома была восстановлена.

Второй сёгунат – Асикага (1338–1568), который по названию местности, где размещалась его ставка, назывался еще сёгунат Муроматти. Провозглашение Асикага Такаудзи сёгуном вызвало междоусобную войну, которая длилась 56 лет и называлась войной Хризантем, или войной Северной и Южной ветвей. Борьба шла между Годайго, которого поддерживал знатный вельможа Нитта Ёсисада, принадлежавший к партии "Южная ветвь", и царем Комё, за которым стоял Асикага Такаудзи ("Северная ветвь"). Междоусобица закончилась соглашением, на основании которого трон будут поочередно занимать представители обеих династий – Годайго и Комё. Подлинная власть была у сёгунов Асикага. Они жили в роскоши, и между ними шла нескончаемая борьба за власть. Из 14 сёгунов этой фамилии двое были убиты собственными слугами, пятеро умерли в изгнании, один совершил самоубийство.

В эпоху сёгуната Асикага в Японии появились первые европейцы – португальские и испанские миссионеры, активно и небезуспешно (особенно на юго-западе страны) проповедовавшие христианство, и купцы, которые ввезли в Японию первое огнестрельное оружие. К началу XVI в. император и сёгун потеряли всякую реальную власть над страной. Усилилась феодальная раздробленность. Отдельные крупные феодалы распространяли свое господство на целые провинции. Создавались автономные княжества, не подчинявшиеся ни императору, ни сёгуну.

Третий сёгунат Токугава (1603–1867), знаменующий собой новый период в политической истории Японии – период политического объединения страны, завершенного в 1615 г. В XVI в. созрели предпосылки для ликвидации раздробленности страны. Началась борьба за объединение Японии. Один из наиболее могущественных феодалов – Ода Нобунага, заключив союз с феодалами дома Токугава и Такеда, к 1582 г. подчинил 30 провинций страны из 66. Одновременно он провел ряд реформ, многие из которых были направлены на развитие городов и торговли, создание общеяпонского рынка. Началось строительство дорог между провинциями, ликвидация местных застав и др. После его гибели в 1582 г. дело объединения Японии продолжил один из его ближайших сподвижников – Тойотами Хидэёси (1582– 1598 гг.), прозванный из-за своей уродливой внешности Обезьяной. В результате успешных военных походов Хидэёси к концу XVI в. подчинил почти всю Японию и сосредоточил в своих руках военную и административную власть. Для успокоения знати он создал коллегиальный представительный орган из крупнейших феодальных домов. В 1587 г. Хидэёси издал Закон о запрете распространения христианства, по которому священники-иезуиты иод угрозой смертной казни в течение 20 дней должны покинуть пределы Японии. Хидэёси считал, что христиане уводят японцев от национальных богов. С 1614 по 1638 г. был репрессирован 1 млн христиан.

После смерти Хидэёси между членами регентского совета при трехлетием наследнике началась междоусобица. Четыре клана влиятельных князей боролись против Иэясу Токугава – ближайшего сподвижника Хидэёси. В 1600 г. Иэясу Токугава разгромил своих противников, а в 1603 г. получил от императора Гоёдзэя звание "Сэй-и-тай Сёгун". В 1615 г. сын Иэясу – Хидэтада Токугава завершил объединение страны: феодальные княжества потеряли политическую автономию и превратились в судебно-административные округа.

Государственный строй военно-феодальной олигархии, установленной Токугавой, просуществовал 252 года. Вся полнота власти находилась в руках сёгуна. От имени тэнно (императора) издавались законы, раздавались чины, почетные звания. Тэнно почитались как наместники бога на земле, жили уединенно в своих дворцах в священном городе Киото. Тэнно и придворные чиновники существовали на средства, которые выдавали сёгуны. Токугава были щедрее, чем Асикага, поэтому императоры не бедствовали, как в XV в. Однако даже в Киото тэнно не был хозяином. При нем состоял представитель сёгуна – всесильный сёсидай. Он был губернатором города и окружающих провинций, ведал финансами тэнно и действовал как посредник между тэнно и сёгуном, ставка которого располагалась в Эдо. В 1633 г. указ сёгуна Иэмицу провозгласил политику изоляции Японии: "Отныне никому, покуда Солнце светит над миром, не позволяется приплыть в Японию, даже в качестве послов, и этот запрет никогда не должен быть отменен под страхом смертной казни". В 1867 г. 15-й сёгун Токугава – Хитобаши принужден был отречься от власти и передать ее императору Муцухито в результате буржуазной революции – революции Мэйдзи. Она открывает эру Мэйдзи исин – "эпоху великих реформ", знаменующих начало нового периода истории – эпоху Нового времени. Революция Мэйдзи открывает эпоху просвещенного правления нового императора Муцухито (1868–1912) – эпоху развития капитализма.

Страница 1 из 4

Образование феодального общества и государства в Японии

В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн.

Рабские формы эксплуатации , способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения вследствие географических условий Японии и ее островного положения (небольшие участки земли, недостаточное количество рабов).
Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации , с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а также религиями: буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства.

С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато - Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственного управления.

Будучи не столько политико-правовыми положениями, сколько религиозной и этической основой таких положений, Закон из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство, особо выделяется правитель, далее вельможи и простой народ. В Законе осуждается клановая междуусобица, частное владение землей, провозглашается государственная собственность на землю и государственные подати земледельцев.

Междуусобная борьба помешала созданию в это время эффективно действующей центральной власти , которая утверждается лишь после очередной клановой победы - переворота Тайка (645 год).

Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё". Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.

Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного.

Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян:

    • рента (подать) зерном;
    • налог изделиями ремесла;
    • трудовая повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.

Введение надельной системы в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользование, иногда с перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений.

Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с самого начала ограничивались областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть.
Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.

Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы.
Этот слой воинов-профессионалов, пополнявшийся мелкими землевладельцами, искавшими покровительства у сильных помещиков, превратился со временем в замкнутое сословие самураев (буси), со своим кодексом чести, основанным на жестком требовании верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь.

С X в. в Японии начинает, таким образом, утверждаться столь необычная для Востока феодальная организация землевладения вместе с широким развитием мелкокрестьянского хозяйства, что и определяет сходство японского и западного средневековья .

Этому способствовал ряд факторов:

  • не было противодействия государства со своими контрольно-регулирующими (в отличие от Китая);
  • традиционное засилье крупных клановых групп, опиравшихся на военную силу верных самураев и ослаблявших центр.

Длительная раздробленность в свою очередь тормозила социально-экономическое развитие Японии. Почти безраздельное господство феодальных отношений просуществовало в этой стране вплоть до середины XIX в., до революционных, буржуазных по своему характеру перемен в эпоху, получившую название «реставрации Мэйдзи».

В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были группы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной администрации. Основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.). Возглавлял ее старейшина-патриарх, считавшийся одновременно жрецом клана. В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (гэко) и «большие люди» (дайдзин) . Иногда целые малые кланы находились в зависимом положении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были дороги и редки. Семьи-кланы представляли обособленные объединения, и китайские летописи эпохи писали о японцах: «Они распадаются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».

С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномочия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. Постепенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии. Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с.278

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото.

Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную. Мелехина Е.В. История государства и права зарубежных стран-М.:Просвещение,2002г.-с.48

Объединение Ямато (сер. V - нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении очагов государственности была велика.

Власть главы господствующего союза постепенно была признана общегосударственной. Царь (окими) приобрел титул тэнно («небесного государя», императора). Правитель соединял в себе и религиозную, и собственно государственную власть. Постепенно ему были предоставлены и полномочия верховного судьи.

К VI в. местные клановые правители превратились в представителей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне государственную, система социальных рангов - кабанэ (учрежденная в cep. V в.). Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми - придворные, мурадзи - военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций. Племенные кланы стали превращаться в провинции со своими управляющими; число провинций достигло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована первая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обложению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственного принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние соплеменники - превращаться в полусвободных (томобэ) с закреплением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирование чиновничества, нового налогового аппарата.

С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к высвобождению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма условного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тайка (645-646). Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с.279-280

Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё"*. Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.

Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.

Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с самого начала ограничивались областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть.

Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.

Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы. История государства и права зарубежных стран Учебник для студентов юридических вузов и факультетов

Часть 1/под ред.Крашенниковой Н.А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.-с.243

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама