THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Великие русские полководцы создавали славу русского оружия на суше, в воздухе и на море. Петр I планировал развитие страны в качестве морской державы, закладывая первые корабельные верфи и привлекая иностранных инженеров. Его труды дали возможность России одержать много громких побед на море. Ушаков, Нахимов - это первые флотоводцы, именами которых может гордиться наша страна. В СССР продолжателем их побед стал адмирал Кузнецов, его жизнь была связана с военно-морскими силами неразрывно.

Биография

По мнению самого Николая Герасимовича Кузнецова, опыт управления кораблем не дается сразу, его надо получить, пройдя путь от матроса. Именно так начиналась стремительная карьера молодого паренька из деревни Медведки Астраханской области. Будущий адмирал Кузнецов попал на флот в 15 лет, добавив к своему возрасту два года, он пошел добровольцем на Гражданскую войну. В 1919 году он воевал матросом на корабле Северо-Двинской флотилии. Окончив военно-морское училище, а затем и академию с отличием, Кузнецов направляется служить на Черноморский флот. Крейсер «Червона Украина» стал для него школой моряка, которая началась с должности вахтенного начальника. С 1933 года он становится командиром крейсера, в течение следующих пяти лет службы корабль отмечается как образцовый по военной подготовке, дисциплине, показателям стрельбы. На флоте заговорили о создании системы Кузнецова, которая стала методикой военной подготовки судов на всех флотах СССР. Самый молодой в 1935 году был награжден Орденом Красной Звезды. В период службы на крейсере Кузнецов разрабатывает новые тактические приемы ведения морского боя, осознает важность авиационной разведки. В его теоретических выкладках говорится о том, что взаимодействие всех должно давать высокие результаты при проведении военных операций. Наиболее важная роль в ней отводилась авиации. В дальнейшем эта теория не только подтвердилась, но и, благодаря Кузнецову, спасла много жизней, внеся ощутимый вклад в победу СССР на фронтах Второй мировой войны.

Испания

В 1936 году задачами моряков добровольцев в борьбе с фашизмом была своевременная доставка и разгрузка помощи, поступавшей из СССР. Кузнецов в качестве военно-морского атташе в Испании на практике убеждается в правильности своей теории. Самолеты противника топили транспортные корабли на подходах к портам, их действия значительно усложняли разгрузку, что отражалось на эффективности военных действий. Кузнецов создает новый род войск - военно-морскую авиацию, которая базируется в припортовой территории и отбивает атаки вражеских истребителей. За эту работу он награждается орденами "Красного Знамени" и "Ленина". Вернувшись из Испании в 1937 году, Кузнецов назначается сначала заместителем, а затем и Основным правилом, которое он вынес из боевых действий в Испании, является постоянная готовность каждого корабля и флота в целом.

Перед войной

В 30-е годы СССР начинает создание нового, более мощного флота, который был уничтожен в период русско-японской войны 1904 года. Будущий адмирал Кузнецов в 1937 году входит в командный состав Главного военного совета ВМФ, который создается при наркомате. В 34 года он становится самым молодым народным комиссаром военно-морского флота. В его подчинении находились молодые, не слишком опытные, но стремящиеся удвоить славу русского оружия офицеры. Подчинялся Кузнецов напрямую Сталину, это значительно усложняло его работу. Главнокомандующий собирался строить новый флот из больших кораблей - линкоров, крейсеров. Кузнецов, напротив, настаивал на выпуске морских судов разного класса, в том числе авианосцев. Он доказывал вождю необходимость создания береговой авиации, способной проводить быструю разведку и обеспечивать безопасное перемещение кораблей. Важную роль Кузнецов отводил обучению личного состава, в действующих войсках регулярно отрабатывались боевые ситуации, готовность каждого корабля к внезапному нападению. В период с 1938 по 1948 год было открыто множество учебных заведений для создания квалифицированных морских офицеров и матросов. Кузнецов лично посещал каждое судно, следил за соблюдением корабельного и дисциплинарного уставов, оценивал действия кораблей в учениях. К моменту начала войны, несмотря на разногласия со Сталиным, молодой нарком добился выполнения многих своих замыслов и создал новый боеспособный советский флот.

Великая Отечественная война

Сообщения ТАСС, опровергающие возможность стали для Кузнецова сигналом к действию. Корабли были снабжены запасами топлива, проведена полная инвентаризация материальной части и боезапаса, были усилены дозоры и разведка. С мая 1941 года личному составу запретили увольнения на берег, в то же время усилилась политподготовка бойцов. Начало фашистской агрессии флот встретил в полной боевой готовности, что позволило избежать потерь. Созданный перед войной план защитных мероприятий разворачивался по приказу Кузнецова без прямого вмешательства Главнокомандующего. Устанавливались заграждения из мин, разворачивались подводные лодки, авиация противника уничтожалась на подлетах к местам базирования флотов. 24 июня угроза блокирования возникла над кораблями Балтийского ВМФ, по приказу Кузнецова он прорвался в Кронштадт, оставив Таллин. Флотская артиллерия значительно помогла в обороне Ленинграда и его освобождении от блокады. Моряки участвовали в сухопутных операциях, помогая сдерживать фашистскую армаду. Бомбардировщики Балтийского флота в августе 1941 года нанесли несколько массированных ударов по Берлину, они не причинили значительного вреда немецкой столице, но подняли моральный дух наших войск. С 1944 года по приказу Главнокомандующего Кузнецов Н. Г. - адмирал флота, это звание присваивалось впервые и приравнивалось к маршальскому.

Результат

Активные боевые действия советского флота привели к большим потерям со стороны противника. Адмирал флота Н. Г. Кузнецов лично разрабатывал все проводимые операции, утверждаемые затем Главнокомандующим, действовал в постоянной консолидации с другими родами войск. Корабли, подводные лодки за время войны уничтожили 1200 единиц (транспортных, охранных) противника. Авиация ВМФ в боях и на аэродромах разбила более 5000 немецких самолетов. В то же время силами осуществлялась охрана и транспортировка грузов от союзнических государств. Сотни тысяч людей были вывезены по дороге жизни из блокадного Ленинграда, более 10 тонн грузов доставлено в голодающий город. На минных заграждениях уничтожено более 200 кораблей противника. Адмирал флота Кузнецов был награжден 1 степени, "Красного Знамени" и "Ленина". Более 70 кораблей удостоились гвардейского звания, 513 моряков стали Героями Советского Союза. В качестве Главкома ВМФ адмирал Советского Союза Кузнецов участвовал в международных конференциях, переговорах и встречах с союзниками.

После войны

Основной задачей мирного времени было восстановление флота. Проекты судостроения (в том числе авианосцев) и развития военно-морских сил были представлены Сталину лично наркомом. Н. Г. Кузнецов, адмирал, прославившийся в военные годы, настаивал на своих планах и требованиях, которые часто расходились с мнением вождя. Из-за этих разногласий и уверенности в своей правоте в 1948 году Кузнецов был разжалован до звания контр-адмирала и чуть не сел на скамью подсудимых. Полгода он провел без службы, перенес инфаркт, но смог приступить к работе в качестве заместителя главкома ВМФ Дальнего Востока. Именно там он получил очередное звание вице-адмирал во второй раз. В 1951 году по личному распоряжению Сталина он возвращается в Москву и полностью реабилитируется. Очередное звание адмирал Н. Кузнецов получает в 1953 году, он активно включается в работу и добивается пересмотра программы судостроительства.

Трижды адмирал

Дальнейшая судьба Николая Герасимовича связана с преобразованием флота, его тесное сотрудничество с профильными ведомствами и Академией наук СССР дали возможность создать атомные подводные лодки. Большое значение он придавал оснащению кораблей ракетами. Они размещались на подводных лодках и наводном транспорте. Идея создания авианосцев так и не нашла своего воплощения до 1972 года, когда эта необходимость была продиктована условиями «холодной войны» с Америкой. Настойчивость Кузнецова помогла продвинуть программу модернизации флота, но она обострила его отношения с правящей верхушкой. При Хрущеве адмирал Н. Кузнецов был в очередной раз понижен в звании. Его болезнь позволила сместить его с поста главнокомандующего ВМФ и фактически отстранить от дела, которому он отдал всю жизнь. Но плоды его трудов дали результат - авианосец адмирала Кузнецова был построен. В отставке Кузнецов много писал о флоте, переводил иностранную литературу и оценивал свои победы и поражения. Он скончался 6 декабря 1974 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. В третий раз Кузнецов стал адмиралом флота после своей смерти, это звание ему вернули в 1988 году под нажимом сослуживцев и семьи Николая Герасимовича.

Авианосец адмирала Кузнецова

В 1982 году на стапеле Черноморского судостроительного завода был заложен пятый тяжелый крейсер. Его палуба была предназначена для базирования, посадок и взлета самолетов типа СУ и МиГ. Со момента закладки корабля до окончания всех типов испытаний он имел четыре названия: "Рига", "Леонид Брежнев", "Тбилиси". И только в 1990 судно стало носить имя «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Корабль был спущен на воду в 1985 году, на плаву его продолжали достраивать, оснащать и вооружать. В 1989 году на его борт поднялся экипаж, и летчики приступили к испытаниям взлетно-посадочных характеристик полосы. Миг 29 успешно справились с поставленными задачами, после чего корабль быль переведен в док для достройки.

Оснащение

Авианосец адмирала Кузнецова подвергался нескольким реконструкциям. Его радиолокационное, навигационное, радиоэлектронное вооружения должны постоянно модернизироваться. Корабль такого размера и класса очень сложно переоборудовать и достаточно дорого содержать в состоянии боевой готовности, но он до сегодняшнего дня в строю, несет дежурство в составе сил Северного флота. Его водоизмещение (максимальное) составляет 61 т., длина - 306 м., ширина - 71 метр. Высота габаритная - 65 метров, наибольшая осадка - 10 м. В качестве движителя используются четыре пятилопастных винта, которые приводятся в движение дизель-генераторами (6), паротурбинами (4) и турбогенераторами (9). Вооружение состоит из ракет «Гранит», «Кортик», «Кинжал», зенитных артиллерийских установок АК-630, противолодочных бомб РБУ. В базовую группу авиации входят пятьдесят самолетов и вертолетов.

Развитие

На сегодняшний день является самым крупным кораблем такого типа. Его аналоги не производятся, перспективные планы ВМФ в этом направлении являются секретными. Но руководство современного российского флота признает тот факт, что созданный Н. Г. Кузнецовым 50 лет назад проект развития остается актуальным в настоящее время. Возможно, что скоро на современных верфях будут заложены новые авианосцы, которые в большей степени будут соответствовать современным требованиям. Это касается как вооружения, так и двигателей корабля. Новые морские суда под командованием молодых флотоводцев будут покорять просторы океана и показывать миру мощь русского оружия, но забывать о людях, которые написали первые страницы этой книги, не стоит.

Николай Герасимович – человек удивительной судьбы, вспоминая свою жизнь, писал: “Я никогда не страдал большим честолюбием и не стремился забираться на вершины служебной лестницы, но, признаться, мечтал стать командиром корабля – большого или малого – и, стоя на мостике, управлять им. Но судьбе было угодно в силу ряда причин то поднимать меня высоко, то кидать вниз и принуждать начинать службу сначала. Доказательством этого является буквально уникальное изменение в моих званиях. За все годы службы я был дважды контр-адмиралом, трижды – вице-адмиралом, носил четыре звезды на погонах адмирала флота и дважды имел высшее воинское звание на флоте – Адмирала Флота Советского Союза”.
А еще в его жизни был неправый суд, восстановление в должности, несправедливая отставка и опала. Но все же это, наверное, не главное. Главным в его жизни была служба на флоте.

После революции 15-летний юноша – сын крестьянина Вологодской губернии Коля Кузнецов – поступил добровольцем в Северо-Двинскую военную флотилию. Чтобы стать военмором, пришлось прибавить себе два года. Рослый паренек сошел за семнадцатилетнего, и был зачислен на все виды довольствия. После гражданской войны была учеба в военно-морском училище. Когда Николай Кузнецов поступил в Петрограде в училище, бывший прославленный Морской кадетский корпус, где на кроватях ещё не стёрлись, выведенные белой краской имена хозяев: князь Ливен, князь Трубецкой и другие дворянские фамилии, а на учебниках можно было найти автографы Бутакова, Колчака, ему было всего 16 лет.

Все преподаватели были офицерами императорского производства и носителями вековых традиций русского флота. Здесь кумачовым безродным криком ничего не добьёшься. На флоте аристократизм не только действенен, но и спасителен. Кузнецов был послан соединить разорванную расстрелами традицию петровских стольников – дворян. В этом учебном заведении всё было подлинным: и картины, и память о героическом русском флоте, и традиции, ибо флот держится на верности и чистоте отношений. А любая фальшь погибала в морском воздухе этого учебного заведения. Дух морского кадетского корпуса оставил курсантам в наследство беззаветную любовь к России и такую же веру в правду. Облик города на дельте полноводной реки и стены училища, которые видели всех русских флотоводцев и императоров, эстетически формировали души моряков. Конечно, годы проведённые в училище, оказали сильнейшее влияние на формирование личности молодого Николая Кузнецова.

Закончив училище с отличием, Николай отказался от штабной должности и был распределен на Черноморский флот – назначен на крейсер “Червона Украина”. На нем молодой командир последовательно прошел все ступени флотской службы. С 1 октября 1927 г. по 4 мая 1932 г. Н.Г. Кузнецов учился в Военно-морской академии, которую также окончил с отличием и с правом выбора флота. Вновь Н.Г.Кузнецов избрал Черное море и отправился служить старшим помощником новейшего крейсера “Красный Кавказ”. Сохранились воспоминания одного из сослуживцев Кузнецова той поры: “После полугодового отсутствия я появился на крейсере “Красный Кавказ”. Увидел нового старпома Н.Г. Кузнецова и просто поразился произошедшим переменам. Разработан абсолютно точный распорядок дня, чего не было прежде. С точностью до минуты соблюдается корабельное расписание. Команда в безупречно чистом рабочем платье. Все, что каждому положено, делается в срок – увольнение, обед, баня. А тенты в жару на рейде? Раньше их с трудом успевали поставить за два-три часа – теперь вслед за командой “отдать якорь” шла команда “поставить тент”. И за 15–18 минут все палубы были под тентами. Новый старпом был ближе к команде, чем его предшественники, сам хлебнул матросской жизни. Не было у него фанаберии, которая сохранилась еще кое у кого от старого флота.

Впервые новый старпом заставил всех командиров боевых частей, да и нас, флагманских специалистов, разработать методику боевой подготовки. Раньше никакой методики не было. Старослужащие обучали молодых, как и что нужно делать. Но это пригодно для одиночек. А действия подразделения? А взаимодействие? А учения по боевым частям, по кораблю в целом? Все, по сути, началось с крейсера “Красный Кавказ”. В полной мере эту работу Кузнецов развернул, когда стал командиром крейсера “Червона Украина”. Все потом вылилось в “Курс боевой подготовки” в масштабе флота. Мы тогда только “рожали” БУМС – временный Боевой устав Морских Сил. Над ним академия работала. А “Курс на корабле” – инициатива и заслуга Кузнецова”.

Здесь же, на Черном море, Кузнецов принял под командование крейсер “Червона Украина”. Его мечта сбылась. В 29 лет он стал командиром крейсера, а в тридцать один – вывел “свой” крейсер на первое место в Морских Силах СССР и стал самым молодым капитаном 1-го ранга всех морей мира. За выдающиеся заслуги в деле организации подводных и надводных морских сил РККА и за успехи в боевой и политической подготовке краснофлотцев (за первое место по всем видам боевой подготовки крейсера “Червона Украина”) в декабре 1935 г. Н.Г. Кузнецов был награжден орденом Красной Звезды. Казалось бы, все цели были достигнуты.

А через год последовал неожиданный приказ сдать командование крейсером и убыть в Москву. Здесь молодой капитан 1 ранга получил новое назначение, его ждала должность военно-морского атташе и главного военно-морского советника в сражающейся Испании. Республиканскому флоту приходилось конвоировать транспорты, оберегать их от нападения кораблей противника, выходить в рейды. И на кораблях, и на подводных лодках сражалось немало советских моряков-добровольцев. Дон Николас – под таким именем был известен сражающейся Испании Николай Кузнецов. Потом он не раз говорил, как много дала ему Испания. Одно дело учебные аудитории военно-морского училища и академии, учебные тревоги и мирные походы. Другое – война. Эскадра флота республики постоянно находилась в море. Моряки проявляли настоящее мужество, но об этом не писали в газетах. Молчало радио, и совсем немногие знали, что всей сложной и важной работой, от которой в значительной степени зависел исход борьбы, негласно руководил Кузнецов. И еще в одном Испания помогла ему. Вал репрессий, прокатившийся по стране в 1937 году, прошел мимо. Его деятельность по оказанию помощи испанскому флоту была высоко оценена советским правительством: в 1937 г. он был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

По возвращении домой его уже ждала новая должность: сначала заместителя, а затем командующего Тихоокеанским флотом. Вскоре, в 1939 году, начались боевые действия у озера Хасан. Тихоокеанский флот обеспечивал перевозки оружия, боеприпасов и военнослужащих, но молодого комфлота не отпускала война в Испании. Идущие в степях бои – лишь локальный конфликт, ну а случись большая война? Один неожиданный налет авиации может уничтожить целую эскадру, стереть с лица земли военно-морскую базу. Во Владивостоке прошли первые тренировки по приведению целого флота в повышенную боевую готовность. Флот – сотни кораблей и судов, береговые подразделения, авиация. Вся эта махина с трудом перестраивалась для действий в военное время, выбирала топливо, боеприпасы. Вместо разных команд различным подразделениям нужен был единый короткий сигнал по флоту, получив который каждый командир знал, что он должен делать.

В самый разгар боев кораблям и частям пошли первые директивы по оперативной готовности. Начатую работу пришлось завершать уже в Москве, когда адмирал Кузнецов занял пост наркома Военно-Морского Флота СССР. Было наркому тридцать пять лет: он был самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности (ранее наркомами были комиссар Смирнов и чекист Фриновский; оба они были активными организаторами репрессий на флоте и оба сами стали их жертвами). Дела флота во многом оказались запущенными. Два последних предшественника Кузнецова на этом посту – политработник и пограничник – во флотских делах не разбирались. Требовались срочные решения по судостроительной программе, по руководству флотами. Но в первую очередь нарком продолжил работу, начатую еще на Тихоокеанском флоте. Опыт войны с Финляндией подтвердил правильность принимаемых наркомом мер по повышению боевой готовности. Получая выговоры и нарываясь на недовольство Сталина, Кузнецов все предвоенные годы продолжал готовить флот к войне. Н.Г. Кузнецов провёл ряд крупных учений, лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). При его активном участии были приняты дисциплинарный и корабельный уставы ВМФ.

Начался 1941 год, и первый приказ, вышедший из Наркомата ВМФ, требовал открывать огонь зенитных батарей при появлении иностранных самолетов над нашими базами. На Севере и Балтике их вовсю облетали немецкие самолеты-разведчики. В марте немецких разведчиков обстреляли над Лиепаей, Либавой и Полярным. За бдительность при охране границы нарком получил… выговор. Разработанная Главным морским штабом по личному указанию наркома ВМФ система оперативных готовностей ВМФ, позволяющая в кратчайшие сроки с соблюдением необходимых мер скрытности переводить силы флота в состояние немедленной готовности к отражению внезапного нападения противника, явилась выдающейся личной заслугой Н.Г. Кузнецова, его вкладом в развитие теории управления ВМФ. Всего было предусмотрено три степени готовности, учитывающие техническое состояние и уровень боевой подготовки кораблей и частей флота. В зависимости от этого они могли находиться в боевом ядре (из которого назначались дежурные силы) или в резерве.

Оперативная готовность № 3 соответствовала повседневному уровню объединений, соединений, кораблей и частей флота, а запасы материальных средств - наличию неснижаемого их уровня. По оперативной готовности № 2 экипажи кораблей боевого ядра должны были находится на кораблях и в частях, запасы на корабли принимались полностью, оружие готовилось к применению развертывались дополнительные корабельные дозоры. Усиливалось ведение воздушной разведки на море, ускорялся ремонт кораблей резерва. По оперативной готовности № 1 предусматривалось немедленное применение оружия. Корабельный состав боевого ядра находился в часовой готовности к выходу в море для решения задач по действующим оперативным планам. Объявлялась мобилизация приписного состава.

К середине июня 1941 года взаимоотношения с Германией все более обострялись. Оценив сложившуюся обстановку, Н.Г. Кузнецов принял решение своим приказом повысить боевую готовность флотов. Адмирал Кузнецов, рискуя даже не карьерой, а головой, в эти дни своим приказом перевел все флота на боевую готовность № 2, приказал базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою и походу.

В 23.00 21 июня нарком обороны маршал Тимошенко сообщил Кузнецову о возможном нападении в эту ночь фашистов. Флотам немедленно была объявлена оперативная готовность № 1. И в полночь военно-морские силы были готовы к отражению агрессии. Военно-Морской Флот первым в 3 часа 15 минут встретил огнем атаки врага и не потерял ни одного корабля или самолета. Фактически моряки и флот были спасены от разгрома. А в пять часов утра под свою ответственность нарком ВМФ приказал передать флотам, что Германия начала нападение на наши базы и порты, которое следует отражать силой оружия. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: “Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия”. Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши базы, поставили минные банки на путях германских конвоев. Флоты и флотилии начали действовать согласно предвоенным планам обороны. В тяжелейшим для страны августе 1941 года, по его предложению, морская авиация 10 раз бомбила Берлин!

Вот что писал о начальном периоде войны Н.Г. Кузнецов: “Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление… Из-за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах”. И вот ещё: “Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут”.

Оперативно-стратегическое применение Военно-Морского Флота и характер его задач в годы Великой Отечественной войны определялись континентальным характером войны. Флот стал выполнять необходимую подчиненную сухопутным войскам работу: корабли, авиация, береговая оборона и части морской пехоты, тесно взаимодействуя с сухопутными войсками, оказывали фронтам посильную помощь на приморских направлениях. Морскую авиацию перенацелили против танковых группировок противника и вражеских самолетов, надводные корабли были привлечены огнем поддерживать приморские фланги группировок Красной Армии. Флот перевозил миллионы людей, миллионы тонн различных грузов. В октябре 1941 г. на флотах и флотилиях было сформировано 25 морских стрелковых бригад, участвовавших в битве за Москву и затем во всех боях и наступлениях наших войск до самого Берлина. Главная задача Н.Г. Кузнецова в этот период заключалась в обеспечении взаимодействия армии и флота на приморских направлениях. Адмирал Н.Г. Кузнецов как представитель Ставки выезжал на флоты и фронты, чтобы лично руководить наиболее ответственными операциями. Взаимодействие между приморскими частями армий и силами ВМФ приходилось отрабатывать буквально в ходе боев.

К первостепенным задачам наркома ВМФ в годы войны также относилась организация проводки союзных конвоев, осуществляющих поставки по ленд-лизу в северные порты СССР. Кузнецов лично осуществлял координацию действий Северного флота, авиации ПВО страны и резерва Ставки по защите конвоев от ударов противника. В 1944 г. в связи с изменением обстановки на фронтах, изменился и характер морских операций. Их целью стало участие в освобождении побережья и приморских городов. Менялась и организация управления. 31 марта 1944 г. была издана директива Ставки о назначении наркома ВМФ Адмирала флота Н.Г. Кузнецова Главнокомандующим ВМС с прямым подчинением ему флотов и флотилий. Особой страницей деятельности Н.Г. Кузнецова в годы войны было его участие в переговорах с военно-морскими миссиями союзников в 1941–1945 гг., а также в качестве члена советской делегации – в конференциях глав государств в Ялте и Потсдаме.

В 1944 году, накануне Великой Победы, он единственный получил новое высшее воинское звание “Адмирал флота”, приравненное к званию Маршала Советского Союза. Из девяти крупнейших стратегических наступательных операций проведенных вооруженными силами СССР в годы Великой Отечественной войны – в шести из них принимали участие флоты и флотилии ВМФ. За годы войны они потопили свыше 1200 боевых кораблей и вспомогательных судов, 1300 транспортов, высадили свыше 110 оперативных и тактических десантов, в которых участвовали в общей сложности более 250 тысяч человек. Северный флот обеспечил охрану 77 союзных конвоев в составе 1464 океанских транспортов.

Для главкома ВМС, Адмирала флота Н.Г. Кузнецова война не закончилась 9 мая 1945 г. Он отправился на Дальний Восток для организации взаимодействия сил Тихоокеанского флота и Амурской флотилии с частями Красной Армии в войне с Японией. 14 сентября 1945 года Николай Герасимович стал Героем Советского Союза за “геройский подвиг, проявленный при выполнении заданий Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флота и достигнутые в результате этих операций успехи”.

В сентябре 1945 года Кузнецов подготовил и представил в правительство десятилетнюю программу строительства ВМФ, включавшую производство авианосцев – крейсеров с 9-дюймовой артиллерией, новых подводных лодок и эсминцев. Был поднят вопрос о защите флота и военно-морских баз от атомного оружия. Упрямый адмирал на докладах в Кремле продолжал напоминать вождю о нерешенных проблемах флота. Сталин лишь недовольно хмурился и потихоньку стал отдалять от себя Кузнецова. Во все времена хватало карьеристов и негодяев. На волне разоблачений подлецы делали карьеры, завистники сводили счеты. Нашелся такой и в наркомате ВМФ. Один из капитанов 1 ранга доложил, что еще во время войны союзникам-англичанам официально были переданы чертежи парашютной торпеды. Нарком ВМФ, как мог, не допускал репрессий в своем аппарате, отстаивал офицеров. А тут под удар попал сам.

В 1947 году адмирал Кузнецов был снят с поста наркома ВМФ. Под суд попали четверо прошедших войну адмиралов: Н. Кузнецов, Л. Галлер, В. Алафузов и Г. Степанов. Троих из них лишили всех воинских званий и государственных наград и отправили в лагеря. Кузнецова разжаловали до контр-адмирала, определив местом службы Дальний Восток. Может, дрогнула рука вождя, подписывая лист приговора, может, Сталин решил преподать упрямцу урок.

Дальневосточная “ссылка” длилась три года. Здесь, на крайнем восточном рубеже страны, начинала всходить флотоводческая звезда Кузнецова, сюда он вернулся продолжать службу. Его не обходили орденами, в положенный срок во второй раз он получил очередное звание вице-адмирала. В 1951 году Сталин неожиданно возвращает Кузнецова в Москву и назначает военно-морским министром СССР. Полученный от вождя урок не пошел Кузнецову впрок. 1 сентября он отправил Председателю СНК доклад об устаревшем флоте, о кораблях, построенных по старым проектам, о необходимости принятия ряда крупных и срочных мер по флоту. Все просьбы и ходатайства военно-морского министра словно уходили в песок. И все же многое ему удалось: началась разработка реактивного оружия для флота, сделаны новые проекты кораблей и подводных лодок.

В 1953 году, после смерти Сталина, приговор Верховной коллегии от февраля 1948 г. был отменен, и дело за отсутствием в делах адмиралов состава преступления производством прекращено. Кузнецова восстановили в прежнем воинском звании адмирала флота, полученном во время войны. Казалось, все беды уже позади. Утвержден проект и начинается строительство первой атомной подводной лодки. Адмирал вновь ставит перед министром обороны и правительством вопрос о необходимости рассмотрения программы судостроения для ВМФ. Ему присваивают новое, только что установленное звание – Адмирал Флота Советского Союза с вручением маршальской звезды – и все это в 50 лет, в расцвете сил и полководческого таланта.

Однако, не сложились у адмирала отношения и со сменившим Сталина Никитой Хрущевым. По приказу того на стапелях стали резать на металлолом готовые к спуску крейсера. Годы в Москве не научили адмирала дипломатии, изворотливости или хотя бы угодливому молчанию. Одерживавший победы на море, он не замечал и не умел обходить многочисленные подводные камни в коридорах власти. В 1955 году произошёл взрыв на линкоре “Новороссийск”, корабль затонул. Бывший итальянский корабль, полученный нами после победы в счет репараций, вошел в состав Черноморского флота. Ясности в причинах катастрофы нет до сих пор. Основных версий две: взрыв установленной еще немцами в бухте донной мины и подрыв линкора в результате диверсии, выполненной группой боевых пловцов. Виновного во взрыве на линкоре нашли быстро. Бывший до этого несколько месяцев в отпуске по болезни главком ВМФ был снят с должности первого заместителя министра обороны СССР – главнокомандующего ВМС, понижен в звании до контр-адмирала и уволен в отставку.

Бывшему главкому ВМФ, герою войны щедро положили пенсию в триста рублей. В те годы больше получал водитель столичного трамвая. Страна праздновала юбилеи победы, чествовала героев, а на подмосковной даче Николай Герасимович Кузнецов на старенькой машинке изо дня в день “выстукивал” страницы мемуаров: “Необычайное увольнение меня в отставку создало немало трудностей. Сколько-нибудь значительных накоплений у меня не было. Два сына-школьника еще требовали помощи и внимания. Прирабатывать же было невозможно: все с подозрением смотрели на меня – как бы чего не вышло. Вот тогда единственным реальным способом немного заработать к пенсии стало знание иностранных языков. Начал учить английский (до этого знал испанский, французский и немецкий) и через год мог переводить отдельные статьи для журнала “Военный вестник”.

При жизни справедливость в отношении опального адмирала так и не восторжествовала. Звание Адмирала Флота Советского Союза Кузнецову вернули лишь в 1988 году, через 14 лет после его смерти. До этого 14 лет по воле его родственников на его могиле не значилось никакого воинского звания.

Сенатор от Архангельской области Константин Добрынин обратился к Владимиру Путину с письмом, в котором, в частности, говорится: “Восстановите человеческую справедливость в отношении Адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова”. Он рассказал президенту, что на прошедшем в Архангельске и Северодвинске в конце октября этого года межрегиональном форуме “Во славу флота и Отечества!” было выдвинуто предложение увековечить память великого моряка России, адмирала Николая Кузнецова и в связи с приближением празднования в 2015 году 70-летия Победы инициировать учреждение государственной награды – ордена “Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов”.

В завершение письма Добрынин просит президента: “Владимир Владимирович, поддержите просьбу жителей нашей области и восстановите человеческую справедливость в отношении Адмирала флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, который сам для себя никогда ничего не просил”.

Военно-морской начальник и государственный деятель. Сохранил флот в начале Великой Отечественной, успешно командовал им во время войны, много сделал для него в мирные годы.

Биография

Начало карьеры

Николай Герасимович Кузнецов родился 11 (24) июля 1904 года в семье Герасима Федоровича Кузнецова (1861-1915), крестьянина деревни Медведки Велико-Устюгского уезда Вологодской губернии (ныне в Котласском районе Архангельской области).С 1917 года Н. Г. Кузнецов работал рассыльным в Архангельском порту. В 1919 году в возрасте 15 лет вступил в Северодвинскую флотилию, приписав себе два года, чтобы быть принятым.Участник Гражданской войны: служил матросом в Северо-Двинской речной флотилии, а также в Архангельске и Мурманске.

С 1920 года направлен на учебу в подготовительную школу при Военно-морском училище им. Фрунзе, в 1922 году окончил ее и зачислен в само училище. Окончил его с отличием в 1926 году.Член ВКП(б)КПСС с 1925 года.

Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина», первый из построенных в СССР крейсеров.Занимал должности командира батареи, командир роты, старшего вахтенного начальника.

И.В. Сталин на палубе крейсера "Червона Украина"..

В 1929-1932 годах Н. Г. Кузнецов являлся слушателем Военно-морской академии, которую также окончил с отличием. В 1932-1933 годах был старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ (1916) ». С ноября 1933 по август 1936 командовал крейсером «Червона Украина».

В августе 1936 года откомандирован на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства (принял псевдоним дон Николас Лепанто, в честь самой великой морской победы Испании). Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За успешную деятельность в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

С августа 1937 года - капитан 1-го ранга и заместитель командующего,а с января 1938 года по март 1939 года - командующий Тихоокеанским флотом. 2 февраля 1938 года присвоено очередное воинское звание флагман 2-го ранга. Силы флота под командованием Кузнецова поддерживали действия сухопутных сил во время боёв у озера Хасан.

29 апреля 1939 34-летний Кузнецов назначен Народным комиссаром ВМФ СССР. На этом посту ему удалось внести большой вклад в укрепление флота перед Великой Отечественной войной 1941-1945 годов. Под руководством Н. Г. Кузнецова был проведен ряд крупных учений. Он лично посетил множество кораблей, решая организационные и кадровые вопросы. Стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ), а также нескольких высших военно-морских учебных заведений.За свои заслуги при введении генеральских и адмиральских званий в июне 1940 года ему было присвоено звание адмирала.

Великая Отечественная война

К середине июня 1941 года взаимоотношения с Германией все более обострялись. Оценив сложившуюся обстановку, Н.Г. Кузнецов принял решение своим приказом повысить боевую готовность флотов. Адмирал Кузнецов, рискуя даже не карьерой, а головой, в эти дни своим приказом перевел все флота на боевую готовность № 2, приказал базам и соединениям рассредоточить силы и усилить наблюдение за водой и воздухом, запретить увольнение личного состава из частей и с кораблей. Корабли приняли необходимые запасы, привели в порядок материальную часть, стояли в готовности к бою и походу.

19 июня 1941 года Балтийский и Северный флоты были переведены в оперативную готовность № 2. 20 июня Черноморский флот завершил учение и вернулся из района Одессы в Севастополь. Флоту был дан приказ оставаться в оперативной готовности № 2. Сводками Главного морского штаба нарком обороны и начальник Генерального штаба были поставлены в известность о переводе сил флотов с 19 июня 1941 года в оперативную готовность № 2. Против проводимых в Военно-Морском Флоте мероприятий по повышению боевой готовности возражений не было, но не было и их одобрения. До последнего момента наркомом обороны не была направлена директива командующим войсками военных округов на повышение готовности, что сыграло свою роковую роль на начальном этапе Великой Отечественной войны.

Только в 23.00 21 июня нарком обороны маршал Тимошенко сообщил Кузнецову о возможном нападении в эту ночь фашистов. Флотам немедленно была объявлена оперативная готовность № 1. И в полночь военно-морские силы были готовы к отражению агрессии. В первый день войны ни один боевой корабль, ни одна береговая батарея, ни один самолет ВМФ не были поражены. Фактически моряки и флот были спасены от разгрома. А в пять часов утра под свою ответственность нарком ВМФ приказал передать флотам, что Германия начала нападение на наши базы и порты, которое следует отражать силой оружия. Тогда, в три часа ночи 22 июня, доложив в Кремль о налете на Севастополь, адмирал Кузнецов, не дожидаясь указаний сверху, приказал всем флотам: "Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия". Вышедшие в море тральщики прикрыли минным кольцом наши базы, поставили минные банки на путях германских конвоев. Флоты и флотилии начали действовать согласно предвоенным планам обороны. В тяжелейшим для страны августе 1941 года, по его предложению, морская авиация 10 раз бомбила Берлин!

Вот что писал о начальном периоде войны Н.Г. Кузнецов: "Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление… Из-за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах". И вот ещё: "Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут"

Адмирал являлся членом Ставки Верховного Главнокомандования, постоянно выезжал на корабли и фронты. Флот предотвратил вторжение на Кавказ с моря. В 1944 году Н. Г. Кузнецову было присвоено воинское звание адмирал флота. 25 мая 1945 года это звание было приравнено к званию Маршала Советского Союза и введены погоны маршальского типа. В 1945 году Н. Г. Кузнецов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Послевоенные взлеты и падения

Маршал Жуков и адмирал Кузнецов.

После окончания Великой Отечественной войны главными задачами главнокомандующего ВМС адмирала Н. Г. Кузнецова стали возрождение и строительство современного Военно-морского флота, установление его места в системе Вооруженных сил страны и его организация с учетом опыта минувшей войны. Под его руководством была разработана десятилетняя программа судостроения, в которой намечалось строительство современных кораблей, включая авианосцы. Адмирал Н. Г. Кузнецов предопределил развитие отечественного ВМФ. Однако после войны боевой, прямолинейный и не идущий на компромиссы с совестью нарком становится ненужным. «Архангельский» адмирал представлял неудобную фигуру для окружения И. В. Сталина, снятие его с должности было связано также с принятием первой послевоенной кораблестроительной программы. Его настойчивость и решительность по воплощению судостроительной программы, несогласие с разделением Балтийского флота вошли в противоречие с позицией И. В. Сталина и высшего военного руководства страны.

Наркомат ВМФ был разделен, а Н. Г. Кузнецов снят с должности. Затем ему пришлось испытать позорный «суд чести адмиралов» и суд Верховной коллегии Верховного суда СССР. Во время устроенного судилища Николай Герасимович всеми силами защищал прежде всего не себя, а своих подчиненных - адмиралов Л. М. Галлера, В. А. Алафузова и вице-адмирала Г. А. Степанова, показав всем яркий пример смелости и гражданского мужества. К сожалению, честь и достоинство оказались тогда бессильными перед ложью и подлостью. Его не посмели посадить в тюрьму, но он был снят с работы и разжалован до контр-адмирала. С 1948 по 1951 год Н. Г. Кузнецов служил в Хабаровске заместителем главкома войск Дальнего Востока по военно-морским силам, а затем - командующим Тихоокеанским (5-м) флотом.

Руководить столь сложным организмом, как Военно-морской флот, дано не каждому. Говорят, что незаменимых людей нет. Однако бывают исключения… Летом 1951 года Сталин возвращает запомнившего "урок" Кузнецова на работу в Москву в качестве военно-морского министра. Адмирал вновь поднялся на «капитанский мостик» флота страны, когда были востребованы его широкий кругозор, государственный масштаб и эрудиция, знания, практический опыт, талант флотоводца, особые человеческие качества - уверенность в своих силах, независимость, твердость характера, простота и доступность.

После смерти И. В. Сталина Николай Герасимович был восстановлен в прежнем звании - Адмирал Флота Советского Союза - и с него,как и с его подчиненных, были полностью сняты все обвинения за отсутствием в «деле адмиралов» состава преступлений.

В 1953-1955 годы Кузнецов - первый заместитель Министра обороны СССР - Главнокомандующий ВМФ. 3 марта 1955 года его звание переименовано в «Адмирал Флота Советского Союза» и ему вручена Маршальская Звезда. В этот период Кузнецов уделял большое внимание технологическому перевооружению флота, в частности, развитию авианосцев.При его непосредственном участии были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия, чем были заложены основы создания океанского ракетно-ядерного флота.

Однако у него быстро испортились отношения с министром обороны Г. К. Жуковым и новым генсеком Н.С. Хрущевым. В декабре 1955 года Кузнецова под предлогом виновности во взрыве на линкоре «Новороссийск» сняли с должности (хотя в это время он находился в отпуске по болезни), а 17 февраля 1956 года он понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку с унизительной формулировкой «без права работать во флоте».

На суше

Вклад адмирала Н. Г. Кузнецова в строительство, развитие и укрепление советского ВМФ, в подготовку и воспитание военно-морских кадров неоценим. Однако жизнь его в дальнейшем сложилась весьма драматически. Вновь последовала вопиющая по своей несправедливости опала. Кузнецов был лишен как должности, так и по праву заслуженного в годы Великой Отечественной войны высшего военно-морского звания - Адмирал Флота Советского Союза. В пятьдесят один год, в расцвете физических и душевных сил, он снова оказался в отставке «без права работать во флоте».

За 18 лет своей «опальной» жизни Н. Г. Кузнецов написал пять книг военных мемуаров, около 100 статей по военно-морской тематике и мемуарного жанра - о людях флота, вернув истории имена погибших и репрессированных. Николай Герасимович одним из первых сказал правду о причинах неготовности страны к войне и трагическом ее ходе в течение двух лет, призывая проанализировать ошибки и неудачи руководства Вооруженными силами для будущего. Одним словом, такого обширного историко-литературного наследия не оставил ни один советский военачальник и флотоводец XX века.

Восстановление имени

После отставки Жукова в 1957 году и Хрущёва в 1964 году группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Кузнецов был восстановлен в звании и устроен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны (что дало бы ему, помимо символических, и материальные преимущества). Тем не менее все эти инициативы наталкивались на противодействие главкома ВМФ, преемника Кузнецова, С. Г. Горшкова.

Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года Кузнецов был посмертно восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза. До этого 14 лет по воле его родственников на его могиле не значилось никакого воинского звания.

Награды

Награды СССР

  • Герой Советского Союза
  • 4 ордена Ленина
  • 3 ордена Красного Знамени
  • 2 ордена Ушакова I степени
  • Орден Красной Звезды
  • Орден «Знак Почёта»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За оборону Кавказа»
  • Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Медаль «За победу над Японией»
  • Медаль «XX лет РККА»
  • Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Медаль «40 лет Вооруженных Сил СССР»
  • Медаль «50 лет Вооруженных Сил СССР»
  • Знак «Участник боёв у озера Хасан»

Именное оружие

  • Иностранные награды
  • Орден «За боевые заслуги»
  • Кавалер ордена Возрождения Польши
  • Орден Крест Грюнвальда I степени
  • Орден Национального освобождения
  • Орден «Партизанская звезда» I степени
  • Медаль «За нашу и вашу свободу»
  • Медаль «За освобождение Кореи»

Увековечивание памяти

  • Именем Кузнецова назван один из крупнейших кораблей российского флота (Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»).
  • В Архангельске, где началась морская карьера Николая Герасимовича, его именем названа улица, а в 2010 году установлен памятник.
  • В 2004 году на флоте широко отмечалось столетие со дня его рождения.
  • Приказом Министра обороны Российской Федерации № 25 от 27 января 2003 года учреждена ведомственная медаль Министерства обороны *Российской Федерации «Адмирал Кузнецов».
  • Улицы в Санкт-Петербурге, Архангельске, Владивостоке, Железнодорожном и Котласе; площадь в Барнауле
  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» - флагман российского ВМФ
  • Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова
  • Мемориальная доска на здании Главного штаба ВМФ в Москве
  • Подводный остров в Тихом Океане
  • Пролив, расположенный между островами Беринга и Медный (Командорские острова)
  • Речной теплоход на р. Северная Двина
  • Общественный Фонд памяти Адмирала флота Советского Союза Кузнецова Н. Г.
  • Мемориальный музей в д. Медведки Котласского района Архангельской области
  • Средняя школа № 4 в г. Тара Омской области - «имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»
  • Средняя общеобразовательная школа № 1465 в Москве имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова
  • Бюст Николая Герасимовича Кузнецова во дворе школы № 1465 в Москве
  • Бюст во дворе детского морского центра имени Петра Великого в Москве
  • Памятник в г. Севастополе по ул. Большая Морская
  • Памятник у штаба Тихоокеанского флота во Владивостоке
  • Памятник адмиралу Кузнецову в Архангельске
  • Бюст в г. Котласе Арханегльской обл. у Дома детского творчества
  • Мемориальная доска в Хабаровске, на доме где проживал адмирал, на ул. Запарина, напротив штаба ВВО

Во многих городах бывшего Советского Союза можно найти мемориальные доски дважды Адмиралу Советского Союза.

Образ в искусстве и медиа

Фильмы

  • Далёкое-близкое (киноинтервью) Центрнаучфильм, реж. В. А. Николаева, 1971
  • День первый - день последний (Война глазами морского министра) док. фильм АПН
  • Неизвестная война. часть 17. Союзники (документальный сериал, реж. Р.Кармен) (эпизоды)

Литература и источники информации

  • Булатов В.Н. Адмирал Кузнецов
  • Рудный В.А. готовность № 1

Ссылки

Галерея

Видео

Биография

КУЗНЕЦОВ Николай Герасимович , советский государственный и военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (1955, 1988). Герой Сов. Союза (14.9.1945). Родился в семье казенного крестьянина. С 1917 г. работал рассыльным Архангельского порта. В 1919 г., прибавив себе два недостающих года, стал военмором, вступив в Северо-Двинскую военную флотилию. Участник Гражданской войны: матрос на кораблях Северо-Двинской речной флотилии, с февраля 1920 г. - матрос на кораблях в Архангельске и Мурманске. В 1921-1922 гг. - строевой Архангельского флотского экипажа. С 1922 г. служил в Петрограде. После окончания Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе получил назначение на крейсер «Червона Украина» Морских сил Черного моря: вахтенный начальник и командир первого плутонга крейсера. В 1932 г. окончил Военно-морскую академию и вернулся на Черное море: в 1932-1933 гг. - старший помощник командира крейсера «Красный Кавказ». С ноября 1933 по август 1936 г. командовал крейсером «Червона Украина. С августа 1936 г. главный военно-морской советник республиканского правительства в Испании. Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота против сил мятежников; обеспечивал взаимодействие флота с сухопутными войсками и авиацией, обеспечивал приём транспортов из СССР. После возвращения в Советский Союз в августе 1937 г. назначен заместителе командующего Тихоокеанским флотом, а с января 1938 г. - командующий ТОФ. В 1938 г. руководил деятельностью флота при боевых действиях в районе оз. Хасан. С марта 1939 г. - заместитель народного комиссара ВМФ. В апреле 1939 г. Кузнецову было присвоено внеочередное воинское звание флагман флота 2-го ранга, и он был назначен наркомом ВМФ. В период Советско-финляндской войны 1939-1940 гг. руководил операциями Балтийского и Северного флотов, обеспечивал их взаимодействие с сухопутными войсками, используя опыт боевых действий в Испании. В июне 1940 г. ему было присвоено воинское звание адмирала.

Когда реальная угроза фашистского нападения нависла над страной, Кузнецов по своей инициативе дал указания на флоты о переводе сил в повышенную, а затем полную боевую готовность. В результате принятых мер в ночь на 22 июня 1941 г. и в первый день войны ВМФ не потерял ни одного корабля, ни одного самолёта. С началом Великой Отечественной войны К. приказал всем флотам немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия. Успешно руководил боевой деятельностью флота по обеспечению своих коммуникаций, безопасности переходов арктических конвоев и организации взаимодействия Северного флота с эскортными силами ВМС союзников, по нарушению коммуникаций противника. Проявил высокие организаторские способности при организации обороны городов Ленинград, Таллин, Одесса, Севастополь и др., разработке планов и проведении Керченско-Феодосийской операции, освобождении Крыма и Прибалтики, проведении Выборгской и Петсамо-Киркинесской наступательных операций. Внёс большой вклад в формирование бригад морской пехоты. В мае 1944 г. Н.Г. Кузнецову было присвоено воинское звание адмирала флота. С февраля по сентябрь 1945 г. - член Ставки Верховного Главнокомандования СССР. Участник Ялтинской и Потсдамской конференций глав союзных держав. С июня 1945 г. находился на Дальнем Востоке, участвовал в планировании разгрома японских войск, а в августе 1945 г. принимал личное участие в руководстве советским ВМФ в Советско-японской войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 г. за заслуги в деле руководства ВМФ в годы Великой Отечественной войны с гитлеровской Германией и милитаристской Японией и проявленные при этом мужество и героизм адмиралу флота Кузнецову Николаю Герасимовичу присвоено звание Героя Советского Союза.

С марта 1946 г. - заместитель Министра Вооружённых Сил СССР - Главнокомандующий ВМФ СССР. В феврале 1947 г. освобожден от должности и назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений. Вместе с адмиралами Л.М. Галлером, В.А. Алафузовым и Г.А. Степановым в ноябре 1947 г. Кузнецову были предъявлены обвинения «в самочинной передаче бывшим нашим союзникам некоторых образцов секретного вооружения» - торпеды высотного торпедометания (парашютного), документации по артиллерийскому вооружению кораблей…». В феврале 1948 г. Военная коллегия Верховного Суда СССР признала его виновным, но, учитывая заслуги перед страной, он был только снижен в воинском звании до контр-адмирала. С марта по июнь 1948 г. в распоряжении Главкома ВМС, с июня 1948 г. - зам. главкома войсками Дальнего Востока по ВМС, с февраля 1950 г. - командующий 5-м военно-морским флотом, с июля 1951 г. - Военно-морской министр СССР. В мае 1953 г. приговор Военной коллегии от 3 февраля 1948 г. был отменён и дело за отсутствием состава преступления производством прекращено. С марта 1953 по декабрь 1955 г. 1-й зам. министра обороны - главнокомандующий ВМФ. При непосредственном участии Кузнецова было начато создание первой советской атомной подлодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия, чем были заложены основы океанского ракетно-ядерного флота. В марте 1955 г. Н.Г. Кузнецову присвоено воинское звание Адмирала Флота Советского Союза. В декабре 1955 г. «за крупные упущения в боеготовности, организации службы, обучения и воспитания кадров ЧФ, серьёзные недостатки в этом и на других флотах, свидетельствующие о том, что руководство ВМФ находится в неудовлетворительном состоянии» Кузнецов был отстранён от должности. С декабря 1955 г. в распоряжении министра обороны СССР. В феврале 1956 г. вновь понижен в воинском звании до вице-адмирала и уволен в отставку. Причиной этому явилась гибель в октябре 1955 г. линкора «Новороссийск». Похоронен на Новодевичье кладбище в Москве. В июле 1988 г. посмертно восстановлен в воинском звании Адмирал Флота Советского Союза.

Награждён: 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Ушакова 1-й ст., орденами красной звезды и «Знак Почета», медалями; иностранными орденами: Монголии - «За боевые заслуги», Польши - «Крест Грюнвальда» 1-й ст. и «Возрождения Польши» 3-й ст., Югославии - «Партизанская Звезда» 1-й ст. и «Народного освобождения; а также именным оружием.

Адмирал Кузнецов является образцом для всех флотских, он символ равный великим и флотоводцам Ушакову и Нахимову. Он один из первых руководителей советского флота, которому посвятил всю свою жизнь. Несмотря на это Николай Кузнецов был много раз не заслуженно обижен и память его пытались придать забвению. Простой моряк, адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов всегда честно исполнял свой долг.

В 1904 году на Дальнем Востоке вспыхнула война с Японией, в которой Россия лишилась океанского флота. А 11 июля в деревне Медведки Архангельской губернии родился мальчик названный Николаем. С детских лет он отличался редкой способностью увлечь своими идеями окружающих. Николай увлекся морем. В пятнадцать лет, приписав себе два года, ушел добровольцем в Северодвинскую Красную флотилию.

Карьера Николая Кузнецова стремительно пошла вверх. После окончания с отличием военно-морской академии он был назначен командиром крейсера «Червона Украина». Николай Кузнецов внедрил систему боевой готовности корабля и сделал крейсер образцовым. На крейсер «Червона Украина » зачастили высшие руководители государства. Сталин приметил молодого и талантливого моряка.

В 1936 году в Испании поднялся мятеж против республиканского правительства. Германия начала снабжать мятежников оружием. Государство СССР поддержало республику. Николая Кузнецова назначают морским советником по военно-морским вопросам в Испании. Его задачей было обеспечить доставку морем помощи республиканцам. Авиация фашистов бомбила порты, срывая поставки. Николай Кузнецов организовал дежурство истребителей над портом и максимально сократил время разгрузки. Теперь грузы приходили без перебоев. Еще в Испании он убедился в способности авиации наносить мощные удары по кораблям. Готовность флота всегда должна быть высокой.

После 1930 года ведущие морские державы развернули обширное строительство боевых кораблей. СССР тоже приняло решение создать мощный военный флот. В 1939 году Николай Кузнецов был назначен военным комиссаром военно-морского флота, став самым молодым главкомом. Сталинскую строительную программу 1938 года главком ценил как «неприемлемую» для реальных нужд флота. Вождь был захвачен идеей постройки и тяжелых крейсеров, однако боевой опыт Николая Кузнецова доказывал, что без воздушного прикрытия надводные корабли не могут действовать эффективно.

памятник адмиралу Кузнецову в Севастополе

На спуск первого авианесущего крейсера «Киев » в 1972 году Николая Кузнецова не пригласили. Воплощением мечты великого флотоводца стал тяжелый авианесущий ракетный крейсер проекта 1143.5 вступивший в строй в 1990 году. Боевой корабль гордо носит имя « ».

Прошло полвека как адмирал Кузнецов разработал программу строительства океанского флота, но ее большая часть по-прежнему засекречена. Специалисты утверждают, что идей, заложенных в этой программе, хватит не на одно десятилетие.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама