THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие, теории, классификация, структура, типы, статусные характеристики

Э м тнос (греч. народ) -- группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

Примордиализм . Данный подход предполагает, что этническая принадлежность человека является объективной данностью, имеющей свою основу в природе или в обществе. Поэтому этничность невозможно создать искусственно или навязать её. Этнос является общностью с реально существующими регистрируемыми признаками.

«Эволюционно-историческое направление» . Сторонники этого направления рассматривают этносы как социальные сообщества, возникшие в результате исторического процесса.

Дуалистическая теория этноса . Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в двух смыслах:

В узком смысле этнос получил название «этникос» и понимался как «исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)».

В широком смысле был назван «этносоциальным организмом (ЭСО)» и понимался как этнос, существующий в пределах государства.

Социобиологическое направление . Данное направление предполагает существование этничности благодаря биологической сущности человека. Этническая принадлежность примордиальна, то есть изначально свойственна людям.

Теория Пьера ван ден Берга . Существование этнических общностей Ванденберг объясняет генетической предрасположенностью человека к родственному отбору (непотизму). Суть его заключается в том, что альтруистическое поведение (способность приносить себя в жертву) уменьшает шансы данной особи на передачу своих генов следующему поколению, но в то же время увеличивает возможность передачи его генов кровными родственниками (косвенная передача генов). Помогая родственникам выжить и передать свои гены следующему поколению, индивид тем самым способствует воспроизведению собственного генофонда. Поскольку такой тип поведения делает группу эволюционно более устойчивой, чем другие аналогичные группы, в которых альтруистическое поведение отсутствует, то «гены альтруизма» поддерживаются естественным отбором.

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва). В ней этнос -- естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию. Этнос является одним из видов этнических систем, всегда входит в состав суперэтносов, и состоит из субэтносов, конвиксий и консорций. Уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием.

Конструктивизм. Согласно теории конструктивизма этнос -- это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на различной основе, в зависимости от того, как наиболее эффективно один этнос отличается от другого. К этническим маркерам относятся физический облик, религия, язык и т. п.

Инструментализм. Эта концепция рассматривает этничность как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность пребывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется. Элитарный инструментализм. Данное направление акцентирует внимание на роли элит в мобилизации этнических чувств. Экономический инструментализм. Это направление объясняет межэтническую напряжённость и конфликты с точки зрения экономического неравенства членов различных этнических групп.

Географическая классификация. Спомощью такой классификации этносов выделяются условные географические регионы, в которых расселены народы мира. Эта классификация используется главным образом при внешнем описании народов. Классификация такого типа опирается на факт географического соседства народов и отражает совместный характер их проживания в пределах какой-то определенной, чаще всего обширной территории. Единой принятой во всех странах географической классификации не существует. Самое простое деление: народы Австралии и Океании, народы Азии, народы Америки, народы Африки, народы Европы. Этот вид классификации необходим для упорядочения описываемых народов при создании этнической картины мира.

Антропологическая классификация . Антропология как наука изучает процесс происхождения человека, его эволюцию, расогенез, морфологические и физические особенности. В основе антропологической классификации лежит принцип деления народов по расам. В ней акцент делается на биологическом, генетическом родстве между различными этническими группами. Современная этническая картина мира убеждает нас, что между людьми имеются физические (телесные) различия. Обычно они определяются визуально (цвет кожи, черты лица, строение скелета, тип волос и т.д.). Особенно заметны в этом отношении телесные, или антропологические, различия между территориальными группами людей, удаленными друг от друга и живущими в различной естественно-географической обстановке. Расовые различия всегда наследственны: они передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. Термин «раса » ввел Франсуа Бернье. Выделяют следующие основные расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Кроме того, в результате смешения образовалось 25 малых или переходных рас.

Языковая (лингвистическая) классификация дает наиболее конкретное представление об этническом родстве соответствующих народов, об общих истоках происхождения той или иной культуры. В основе языковой классификации лежат два критерия: язык и этническая принадлежность. Язык вообще является основой человеческой культуры, так как представляет собой чисто человеческий способ передачи информации посредством системы специально производимых символов. Возникновение языка шло параллельно с развитием культуры и становлением современного человека.

Хозяйственно-культурная классификация. Определяющие признаки хозяйственно-культурного типа-- характер, облик и уровень развития хозяйства и хозяйственной деятельности людей. Число хозяйственно-культурных типов ограничено и может быть увязано с этапами социально-экономического развития общества. Классификация этносов по хозяйственно-культурным типам касается только традиционных культур. Отличительной особенностью хозяйственно-культурной классификации является подчеркивание исключительной зависимости хозяйственно-культурной типологии от условий географической среды вообще и от условий хозяйственной деятельности человека в частности.

Преобладание численности этноса - носителя языка в регионе (государстве) относительно численности других этнических групп.

Статусная характеристика этнической группы: доминирующее положение в регионе (государстве), когда на языке этой группы ведется бомльшая часть коммуникации, язык употребляется в социально релевантных сферах.

2. Развитие этнической конфликтологии. Этническая конфликтология в РФ

этнос конфликтология исторический

Этноконфликтология, являясь одним из самых молодых «отраслевых» ответвлений мировой конфликтологии, играет весьма заметную роль в становлении и развитии в отечественной конфликтологии, современной обществоведческой науки и социогуманитарной культуры в целом.

Различные авторы по-разному определяют тот период, когда этническая конфликтология сформировалась как самостоятельная отрасль конфликтологической науки. То, что сегодня называется этническим конфликтом, было в той или иной степени предметом анализа с глубокой древности: ведь конфликты между группами людей, отличающихся по этническим признакам, сопутствуют всей человеческой истории и являются одними из ее наиболее заметных событий.

Первые работы, в которых предпринимается попытка теоретического анализа этнических конфликтов, появляются в зарубежном обществоведении начиная с 1950-х годов,.е. в то же самое время, как и работы по общей, а также трудовой конфликтологии. Приоритет в разработке нового научного направления принадлежит англо-американской науке, в основном американским исследователям. Тем не менее, это вряд ли можно считать состоявшимся началом этнической конфликтологии: этнические конфликты трактуются в ранних работах чаще всего как вторичное, производное от других мезо- и макросоциальных конфликтов, прежде всего экономических. Один из классиков мировой этноконфликтологии, американский ученый Дональд Хоровиц отмечает, что ни государственные деятели, ни обществоведы не оказались готовы к возрастающей значимости этничности. После второй мировой войны сложилось представление о том, что по крайней мере индустриально развитые страны «переросли» политические процессы, основанные на этничности. Особенно примечательным для конца 1950-х - начала 1960-х гг. было представление о том, что этнические конфликты (и шире - этнические проблемы) отойдут на задний план по мере того, как страны «третьего мира» будут вовлекаться в модернизационный процесс. Что же касается западного общества, то этнические конфликты, случавшиеся и в этих странах, вообще рассматривались как нехарактерные для этой части мира явления, скорее как издержки, отголоски колонизаторского прошлого.

Превращение этнического конфликта в самостоятельный предмет научного анализа происходит в 1960 - 1970-е годы. Публикуются исследования М. Бэнтона, К. Дойча, Г. Кона, Д. Кэмпбелла, Р. ЛеВайна, Р. Сегала, Г. Сетон-Уотсона, П. Шибутани, С. Энлоу и других авторов. В этих работах этнический конфликт становится если не еще самостоятельным объектом изучения, то, по крайней мере, занимает одно из главных мест. Кроме того, проблему конфликтов затрагивают многие ученые, изучающие межэтнические отношения в целом. Но особенно обильны в этот период были публикации с описанием и анализом конкретных этнических конфликтов по всему миру. Шестидесятые и семидесятые годы можно рассматривать как этап накопления и первичного анализа эмпирического материала.

В восьмидесятые годы в западной обществоведческой науке предпринимаются попытки выйти на теоретико-методологический уровень анализа проблемы, хотя такого рода поиски в целом не характерны для западного, особенно англо-американского обществознания. Издается несколько теоретических работ английского исследователя Э. Смита. Большую известное», приобретают теоретическая работа Э. Геллнера «Нации и национализм» и исследование П. Ван ден Берщ «Феномен этничности». Именно в этот период публикуется работа Д. Хоровица «Конфликт этнических групп». Теоретико-методологические аспекты анализа этнических конфликтов затрагиваются в работах многих других зарубежных авторов (Дж. Ваучеру X. Блэлок-младший, Ф. Гросс, Н. Гонзалес, Дж. Кип, У. Коннор, Э. Кофман, Д. МакКерди, С. МакКоммон, М. Левин, Р. Премдас, С. Райан, С. Самарасингхе, С. Уильямс, М. Чисхолм, Р. Шервуд, Г. и Э. Элмеры, М. Эсман и др.). Итак, 1980-е гг. можно обозначить как теоретико-методологический этап развития мировой этноконфликтологии.

Со второй половины восьмидесятых и особенно в девяностые годы ведущим предметом исследования зарубежной этноконфликтологии стала проблема выхода из социальных конфликтов, их урегулирования и разрешения. В большинстве работ выход из этнического конфликта исследуется как частный случай исхода социальных конфликтов. К такого рода работ следует в первую очередь отнести труды Е. Азара, Дж. Александера, Ф. Дьюкса, Дж. Коукли, Б. О"Лиари, Р. МакГарри, М. Раби, Л. Рангараджана, Дж. Ричардсона, М. Росса, Дж. Ротмана, Дж. Рубина, К. Руперсингхе, Т. Саати, К. Де Сильвы, Дж. Толанда и др. Таким образом, современные зарубежные работы по этноконфликтологии имеют прежде всего прикладной характер, и этап развития этноконфликтологии в 1990-е годы можно обозначить как прикладной, или технологический.

Итогом нескольких десятилетий эмпирического и теоретического поиска стало формирование ряда этноконфликтологических школ.

· «реалистическая» традиция , восходящая к аналогичной традиции общей конфликтологии (Л. Коузер, К. Боулдинг и др.), многочисленные сторонники которой утверждают, что в основе этнических конфликтов, как и других социальных конфликтов, лежит борьба за овладение материальными ресурсами, за власть ради достижения экономических целей и что за национально-этнической формой социальной борьбы необходимо искать подлинные материальные мотивации.

· «эволюционистская» традиция , сторонники которой считают, что причины этнических конфликтов коренятся в постоянно меняющейся этнической стратификации общества.

· социально-психологическая традиция , имеющая немало спецификаций и в основе которой лежит преимущественно методология фрейдизма.

· антропологическая традиция , в рамках которой можно выделить два основных течения - культурно-антропологическое и социобиологическое . Сторонники первого исходят из того, что глубинные источники конфликтов коренятся в культурных особенностях народов, в их ценностных системах; сторонниками социобиологического течения многие компоненты поведения людей в этнических конфликтах рассматриваются как нормативные, детерминированные природой человека.

Представляется, что этническая конфликтология (как и конфликтология в целом) может и должна развиваться не как совокупность школ и течений, не как просто междисциплинарная отрасль знания, но и как интегрирующая, объединяющая различные мировоззренческие и теоретико-методологические подходы в единое целое.

Отечественная этноконфликтология .

Отечественная конфликтология стала развиваться в нашей стране с конца 1980-х - начала 1990-х гг. При этом, в отличие от зарубежной конфликтологии, именно отечественная этноконфликтология сразу же заняла в нашей стране лидирующие позиции в структуре становящейся конфликтологической науки, и лишь позднее стали формироваться другие отрасли конфликтологии - политическая, юридическая, трудовая, рыночная и т. д.

Отличительной чертой становящейся отечественной этнической конфликтологии можно считать то значительное внимание, которое уделялось и уделяется в работах отечественных этноконфликтологов теоретико-методологическим аспектам анализа этнических конфликтов.

· Проблема сущности этноса как социальной системы.

· Понимание сущности нации, ее природы, проблем национальной идентификации.

· Вопрос о методологических подходах к анализу этнических конфликтов.

Отечественная этническая конфликтология сложилась из нескольких интеллектуальных потоков, существовавших к концу 1980-х гг.

Во-первых, это группа историков и этнографов, в той или иной степени изучавших этнические конфликты в зарубежных странах и накопившая немалый объем эмпирических знаний об этнических, этнорасовых и этноконфессиональных конфликтах в разных странах мира. Речь идет о работах Ю. П. Авер-киева, Ю. В. Бромлея, Е. А. Веселкина, Л. М. Дробижевой, И. И. Жигалова, В. И. Козлова, С. Я. Козлова, А. П. Королевой, М. Э. Крамаровой, Е. М. Логиновой, С. В. Михайлова, Ю. С. Оганисьяна, М. И. Семиряги, В А. Тишкова, С. А. Токарева, Н. Н. Чебоксарова и др.

Во-вторых, это достаточно многочисленный контингент специалистов в области национальных отношений советского периода, которые обратились к изучению этнических конфликтов в силу резкого нарастания этнической напряженности и актуализации многих ранее латентных этнических конфликтов в нашей стране. В этой связи необходимо в первую очередь назвать имена А, Г. Агаева, Ю. В. Арутюняна, Э. А. Баграмова, Т. Ю. Бурмистровой, М. Н. Губогло, Ю. Д. Дешериева, В. Ф. Губина, М. С. Джунусова, М. В. Иордана, М. И. Исаева, К. X. Ханазарова и других. Многие советские ученые в пределах имевшейся тогда «идеологической ниши» пытались выявить и проанализировать противоречия в национально-этнической жизни Советского Союза, вырабатывали предложения по улучшению климата межнациональных отношений в стране, выступали с критикой национализма и расизма, хорошо знали зарубежные исследования в области этнической и этнорасовой конфликтологии.

В-третьих, это психологическая ветвь отечественного обществоведения. Некоторые из психологов, которые изучали психологию макросоциальных отношений, включали в объект своих исследований психологию национальных отношений, и если еще не имели возможности изучать психологию реальных этнических конфликтов в нашей стране, то, по крайней мере, выявляли и описывали противоречивые механизмы психологии межгрупповых, в том числе межэтнических, отношений. В этом аспекте следует прежде всего назвать работы В. С. Агеева, Г. М. Андреевой, И. С. Кона, С. К. Рощина, Г. У. Солдатовой, В. А. Соснина, П. Н. Шихирева, А. К. Уледова и др.

В-четвертых, это сформировавшееся со второй половины 1980-х гг. и в 1990-е гг. достаточно мощное социолого-политологическое направление в отечественном обществознании. Многие из тех, кого можно отнести к этой научной традиции (А. А. Гусейнов, А, В. Дмитриев, А. И. Дороченков, Ю. Г. Запрудский, А. Г. Здравомыслов, В.Н.Иванов, Б.И.Краснов, В.И.Кудрявцев, Л. И. Никовская, Э. А. Наин, Е. И. Степанов, С. А. Эфиров), отводили если не главное, то значительное место в своих работах изучению этнических конфликтов.

В-пятых, это большая группа ученых в различных регионах Российской Федерации, прежде всего в регионах повышенной этнической конфликтности. В таких регионах сформировались школы и направления, функционируют лаборатории и центры, издается немало научной литературы. Специфика региональных этноконфликтологических школ заключается прежде всего в более тесной интеграции ученых различных направлений и достаточно устойчивой связи с региональными управленческими структурами.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика этнической и национальной культуры, ее значение. Особенности понятий этноса, субкультуры и нации. Образование более высокого порядка, чем этнос. Развитие и функционирование национальных и этнических культур в современном мире, их значение.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2011

    Происхождение и сущность этносов, их жизненный цикл. Исследования в исторической этнографии генезиса и эволюции отдельных компонентов народной культуры (материальной, духовной, соционормативной). Исторические типы этногенеза. Отношения этнос-ландшафт.

    контрольная работа , добавлен 20.10.2010

    Стремление людей к объединению в общность. Глобальная (этническая) общность как продукт взаимодействия социальных отношений людей в определенных исторических условиях. Этнос как глобальная общность. Формирование групповых социальных интересов людей.

    реферат , добавлен 19.07.2009

    Понятие этнической идентичности и ее значение в условиях современного полиэтничного региона. Основные факторы и механизмы самоидентификации, условия и формы ее сохранения. Анализ влияния общественных организаций на сохранение этнической идентичности.

    магистерская работа , добавлен 09.04.2017

    Рост численности народонаселения. Резкое ускорение роста населения планеты во второй половине XVIII столетия. Этническая история человечества. Этнодемографические процессы XX столетия. Принципы научной классификации этносов. Формирование основных рас.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Менталитет этноса как система свойственных его представителям способов видеть и воспринимать окружающий мир, главные факторы, влияющие на его формирование и развитие. Особенности и обстоятельства формирования менталитета и картины мира русского этноса.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Характеристика этноса и его формирование. Направления развития этнологии. Этногенез и его основные факторы. Культура как форма проявления этноса. Подходы к анализу этнокультуры. Национальное возрождение и некоторые тенденции развития этнокультуры.

    реферат , добавлен 15.05.2013

    Этногенез (этническая история) – наука, изучающая процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. Существование двух исторических типов этногенеза.

    реферат , добавлен 25.06.2010

    Анализ Республики Алтай, как субъекта Российской Федерации: исторический очерк, понятие федерализма и особенности его развития, политическая ситуация. Характеристика этнического состава населения, численность и демографическое развитие титульного этноса.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2010

    Изучение истории этнонима - наименования этнической общности (племени, народности, народа), дающего богатый материал для изучения истории этноса. Особенности происхождения названия "татары". Анализ влияния татар на ход общественного развития в Евразии.

8.1. Этноконфликтологии как наука. Понятие этноса и нации

8.2. Структура и содержание этнонациональных конфликтов

8.3. Динамика и типология этнонациональных конфликтов

8.4. Формы течения и способы урегулирования этнонациональных конфликтов

8.5. Правовые основы предупреждения и решения этнонациональных конфликтов в Украине

Этноконфликтологии как наука. Понятие этноса и нации

Этноконфликтологии - одно из самых молодых отраслевых ответвлений конфликтологии, которое играет важную роль в становлении и развитии современной обществоведческой науки и социогуманитарном культуры в целом. Она актуализировалась в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

Первые работы, в которых предпринята попытка теоретического анализа этнических конфликтов, возникших в зарубежном обществоведении в 1950-х годах. Однако в этих работах этнические конфликты трактуются зачастую как вторичные, производные от других мезо и макросоциальных конфликтов прежде экономических. Один из классиков мировой этноконфликтологии американский ученый Дональд Горовиц, отметил, что за два последних десятилетия ни государственные деятели, ни обществоведы не были готовы к растущей значимости этничности ролей . К началу 1960-х гг. Преобладало представление, что этнические конфликты (и шире - этнические проблемы] исчерпываться согласно привлечения стран "третьего мира" в модернизационного процесса. Этнические конфликты западного общества в целом рассматривались как явления, нехарактерные для модернизированных стран, как отголосок колонизаторского прошлого.

Преобразование этнического конфликта в самостоятельный предмет научного анализа состоялось в 1960-1970-е годы, когда научные издания опубликовали труды М. Бентона, Дойча, Г. Кона, Д. Кэмпбелла, П. Шибутани и других авторов, результаты первых эмпирических исследований в области. Однако институализации этноконфликтологии как науки относятся к 1980-х годов, когда западная обществоведческая наука вышла на теоретико-методологический уровень анализа проблемы благодаря трудам Е. Геллнера "Нации и национализм", Д. Горовица "Конфликт этнических групп", исследованиям П. Ван ден Берщ "Феномен этничности". В конце XX в. ведущим предметом исследования зарубежной этноконфликтологии стала проблема возникновения социальных конфликтов, их урегулирования и разрешения. Современные зарубежные исследования в области этноконфликтологии прежде всего имеют прикладной характер, поэтому последний этап развития этноконфликтологии можно обозначить как прикладной, или технологический.

Итогом нескольких десятилетий эмпирического и теоретического поиска стало формирование ряда етноконфликтологичних школ:

1. "Реалистичная" традиция вышла из аналогичной традиции общей конфликтологии, сторонники которой утверждают, что в основе этнических, как и других социальных конфликтов, является борьба за овладение материальными ресурсами за власть ради достижения экономических целей и по национально-этническому формой социальной борьбы необходимо искать настоящие материальные мотивации.

2. "Эволюционистская" традиция трактует причины этнических конфликтов в контексте изменений динамики этнической стратификации общества.

3. Социально-психологическая традиция предпочитает использовать методологию фрейдизма.

4. Антропологическая традиция в этноконфликтологии представлена двумя основными течениями: культурно-антропологической и социобиологических. Сторонники первой считают, что глубинные источники конфликтов является в культурных особенностях народов, в их ценностных системах; теоретики социобиологических подхода большинство компонентов поведения людей в этнических конфликтах рассматривают как нормативные, детерминированы природой человека.

В центре внимания отечественной этнической конфликтологии остаются теоретико-методологические аспекты анализа этнических конфликтов, а именно: проблема сущности этноса как социальной системы понимание сути нации, ее природы, проблем национальной идентификации и самоидентификации. Главный акцент в обсуждении проблемы этничности в 1990-х годах сводился к поиску ответа на вопрос: является этничность источником конфликтов, порождает она конфликты. В научной среде длительное время бытовало мнение, что этнические конфликты являются результатом социально-экономических проблем, в их основе или нищета народа, или борьба элит за ресурсы или за власть ради контроля над ресурсами. Часть ученых вообще отрицает существование феномена этнического конфликта как такового.

Отечественная этническая конфликтология сложилась из нескольких интеллектуальных потоков, которые существовали до конца 1980-х pp. Во-первых, это группа историков и этнографов, что в той или иной степени изучали этнические конфликты в зарубежных странах и накопила немалый объем эмпирических знаний об этнических, етнорасови и этноконфессиональные конфликты в разных странах мира (Ю. Бромлей, Л. Дробижева, Ю. Оганисян, В. Тишков и др.). во-вторых, это специалисты в сфере национальных отношений, обратившихся к изучению этнических конфликтов из-за резкого нарастания этнической напряженности и актуализацию многих ранее латентных этнических конфликтов (А.Агаев, Ю.Арутюнян, Ю.Дешериев, С.Джунусов, М. Исаев, X. Ханазарова и др.) В-третьих, это ученые психологической области, изучавшие психологию макросоциальными отношений, национальных отношений, психологию реальных этнических конфликтов; проявляли и описывали противоречивые механизмы психологии межгрупповых, в частности межэтнических отношений (И. Кон, С. Рощина, Г. Солдатова, В. Соснин, А. Уледов и др). В-четвертых, это социолого-политологический направление в отечественном обществоведении (А. Гусейнов, А. Дмитриев, А. Здравомыслов, В. Иванов, Б. Краснов, В. Кудрявцев и др.), который уделял особое значение изучению этнических конфликтов. в-пятых, это большая группа ученых в разных регионах Украины прежде всего в регионах повышенной этнической конфликтности (АР Крым). К важных теоретических и практических задач этноконфликтологии в Украине сегодня относятся также распространен в американской и европейской науках кросс-культурный анализ и отработка на этой основе соответствующих теоретических моделей.

Категориальный аппарат этноконфликтологии охватывает понятие, основными из которых являются "этнос" и "нация" и производные от них - этнический, национальный, этнонациональный. В их основе реализация одной из фундаментальных биологических потребностей человека - потребность в принадлежности к определенной этнической общности. Самоидентификация "Я - Украинец" или "Я - поляк" является выражением глубинной потребности человека быть частью одной из самых устойчивых социальных общностей - этноса. Этническая принадлежность является наиболее доступной формой самоидентификации, поскольку индивид может не иметь семьи, друзей, коллектива, профессии, однако он не перестает быть представителем определенного этноса.

В процессе развития этносы вступают между собой в отношения, которые называют межэтническими. Практика показывает, что эти отношения часто далеки от идеальных. По оценкам организации "Инициатива по решению этнических конфликтов" (ENCOR), этнические конфликты тлеют по крайней мере в 43 странах мира. По данным Стокгольмского международного института по исследованию актуальных проблем мира, две трети острых социальных конфликтов в 90-х годах XX века были межэтническими. Всего в ХХ веке их жертвами стали 100 млн человек. По подсчетам директора Института Мира в Осло Д. Смита, только во второй половине 90-х годов прошлого века две трети войн были связаны с этническими конфликтами, субъектами которых были этносы или нации.

Этнические конфликты связаны прежде всего с демографическими проблемами. На протяжении всей истории человечества численность населения постоянно растет. В это время ежегодный прирост населения составляет примерно 90 млн человек. Сейчас население мира составляет более 7 млрд чел., Которые неравномерно размещаются на земном шаре. Примерно 70% населения проживает на 7% территории земной суши. В мире наблюдается постоянный процесс перемещения населения, или миграция. Сейчас она наиболее характерна в США, Латинской Америке, Австралии, России и Украины.

Не менее существенной причиной межэтнической напряженности является полиэтничность. Современное человечество достаточно сложной этнической системой, охватывающей более 5000 различных видов этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и др.), Которые объединились и сформировали более 200, в основном, полиэтнических государств. Например, в Индии проживает несколько сотен различных этнических сообществ, в Индонезии их насчитывается более 350, население Африки охватывает 300-500 народов (этносов), из них в Нигерии официально проживает 200, в Кении - более 70.

Украинский народ как политическая нация имеет определенную устойчивую этнонациональную структуру. Его ядро составляет украинская этническая нация, которая по всесоюзной переписи населения в 2001 г.. Насчитывает 37 млн 541 тыс. Украинских. Ее можно считать доминирующей, но не господствующей нацией. К украинскому народу принадлежат почти 120 этнических и национальных меньшинств, самыми многочисленными из которых являются: 8 млн 334 тыс. Россиян, 103 тыс. Евреев, 275 тыс. Белорусов, 258 тыс. Молдаван, 204 тыс. Болгар, 144 тыс. Поляков и тому подобное. Кроме того, к украинскому народу (как в политической, а не этнической нации) входят несколько коренных народов, в частности крымские татары, караимы и крымчаки.

Пестрота этнической структуры, собранная на одной территории, как правило, в пределах одного государства, порождает различные проблемы, противоречия, напряженность, которые, в итоге, порождают конфликты в отношениях между этническими группами. Одни из них имеют затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий (ирландцы и англичане в Ольстере, фламандцы и валлоны в Бельгии, англо- и франко канадцы в Канаде) другие резко обострились в последние 15-20 лет (бывшие республики СССР, Югославия, ряд стран Африки). Страдает от проблем межнациональных отношений Российская Федерация, имеющая в своем составе более 160 национальностей. За последние 20 лет обострились межнациональные отношения и в Украине.

Этнос (гр. Ethnos - группа, племя, народ) - исторически возникла устойчивая социальная группа людей, которая характеризуется общностью определенных признаков; самосознания как осознание своей сходства и отличия от всех других подобных образований; территории; языка; культуры (обычаев и традиций). Дополнительными условиями могут быть общность религии и близость в расовом отношении. Часто этнос состоит из разноязычных элементов. Для стабильного существования этносы стремятся к созданию своей социально территориальной организации (государства, автономии). Д. Горовиц, например, считает, что нации и государства выросли из этнических сообществ .

Одной из самых интересных теорий, описывающих процессы появления этноса, является концепция этногенеза Л. Гумилева . Согласно его гипотезе, процесс этногенеза связан с созданием этнического поля (аналогичного биополе), которое имеет физическую природу и характеризуется единственной частотой колебания. Пассионарии (пассионарий - активный человек, который стремится к обновлению, развития, лидерства) тянутся друг к другу так, которые собственные пассионарные поля колеблются с одинаковой частотой. Кроме того, пассионарии "заражают" своими идеями нормальных людей, ведут их за собой, передавая им свой ритм колебаний. Именно так создается этнос, а люди, входящие в него, проникаются общими интересами, приобретают общего стереотипа поведения. Очевидно, что этническое поле каждого этноса действует и в случае встречи с другими этносами. Если колебания их этнических полей будут совпадать или будут гармоничны, этносы будут взаимодействовать и чувствовать то, что Л. Гумилев называет комплиментарность - неосознанным ощущением близости. Если нет - контакт будет невозможно или очень затруднено, люди почувствуют "чужого". Пассионарная теория этногенеза вызвала острые дискуссии среди историков, этнологов и философов, не встретив поддержки ни в СССР, ни за рубежом. В то же время она остается одной из теорий развития этноса.

Вместе с понятием "этноса" для характеристики отношений между народами широко используется понятие "нация". Основоположниками теории нации является известные философы, социологи, политические деятели. Так, И. Фихте (1762-1814) разделил нации на "нормальные" и "дикие", неспособные к "духовного творчества" и фактически стал идейным проповедником теории расизма.

Е . Ренан (1823-1892) считал, что сутью нации является ее "дух", который состоит из "общей славной истории" и "желание жить вместе". Общность территории, языка, экономических связей, по его мнению, являются второстепенными. Типы этнических сообществ Б. Ренаном не дифференцирует и называет их "Nation". В отличие от и. Фихте, он был противником расизма и шовинизма.

В Е . Дюркгейма идея нации как морального сообщества тождественна идеи внутренней солидарности. Ученый создал аналитическую структуру, в "... какой нации и национализм рассматриваются в рамках эволюционистской логики структурной дифференциации и модернизации": современные общества, согласно этой логике, требуют новых принципов внутренней связи и реинтеграции (поскольку старые формы общественных связей разрушены модернизацией).

М. Вебер (1864-1920) критиковал традиционные признаки нации на примере евро-американской нации. Веберовская социология наций и государства косвенно повлияла на развитие политического варианта модернизма в теориях нации и национализма на тех исследователей, которые особенно подчеркивали роли государства и государственной власти в понимании национализма.

К. Маркс (1818-1883) осуществил разделение этносов на стадиальные типа: племена, народности, нации, - на основе соответствия определенным общественно-экономическим формациям. Согласно его теории, нация - особая форма этнической общности людей, свойственная буржуазному эпоса (капиталистической формации).

Ленин (1870-1924) определил 5 признаков нации: общность территории, языка, культуры и обычаев, национальное сознание, экономические связи. В то же время экономический фактор он считал доминирующим в определении нации.

В конце XX в. значительно углубили научное знание и способствовали изучению новых аспектов теории наций как предмета именно научного анализа Е. Ґелнер, Дж. Армстронг, Э. Смит, Б. Андерсон, Р. Шпорлюк и другие.

Обобщая все научные наработки можно определить, что нация - тип этноса, устойчивая общность людей, исторически образовалась на основе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания. То есть возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры, морально-духовной самоидентификации и др. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.

В мировой практике понятие "нация" - союз граждан одного государства. В этом смысле это слово используется, например, в названии - Организация Объединенных Наций. ООН - это организация не каких-то экономических или культурных сообществ, а суверенных государств, которые принято называть национальными потому что, как правило, государства Нового времени формировались на базе одного или нескольких крупных этносов.

Поэтому, определяя соотношение понятий "этнос" и "нация", многие ученые учитывая то, что нация - это этнос, получивший государственность. В то же время обязательно отмечают, что границы между государствами никогда точно не совпадают с границами локального проживания представителей конкретных этносов. Многие этносов вообще часто разделены границами государств (поляки, армяне, русские и др.). С другой стороны, практика создания крупных государств диктовала необходимость объединения многих этносов под один государственный "крышу".

Итак, понятие "нация", в отличие от "этноса", в основном объясняется учеными как социополитический феномен, актуальный для полиэтнических государств. Несмотря на разное понимание терминов "этнос" и "нация", понятие "национальный конфликт", "этнонациональный конфликт", "этнический конфликт", "межэтнический конфликт", "этнополитический конфликт" имеют право на существование в научной литературе и могут применяться как синонимы.

Курсовая работа

по дисциплине «Этносоциология»

ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ


Введение

Заключение

Библиографический список


Введение

Под этническим конфликтом понимается конфликт между представителями разных народностей или этнических групп, возникающий в результате различий в быту, традициях, культуре, а также в результате социального неравенства. Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки.

Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудно разрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этнорелигиозно-территориальные. Это косовский, баскский, ольстерский, карабахский, грузино-абхазский кризисы и другие. Огромное количество этнических конфликтов продолжает дестабилизировать ситуацию в странах Африки и Латинской Америки. Для Российской Федерации данная проблема также является серьезной – например, тяжелый конфликт, развернувшийся на территории России – война в Чечне.

Этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Объектом данной контрольно-курсовой работы являются конфликты в целом, а предметом – этнический конфликт, его сущность, структура, причины, функции и технологии разрешения.

Основная цель настоящей работы – исследовать этнический конфликт как комплексное явление. В соответствии с поставленной целью в работе также решаются следующие конкретные задачи:

1. раскрыть понятие этнического конфликта;

2. рассмотреть основные характеристики этнических конфликтов – структуру и причины;

3. определить типологию этнических конфликтов;

4. проанализировать основные функции этнических конфликтов;

5. выявить и охарактеризовать способы профилактики этнических конфликтов.

В отечественной социологии исследованием этнических конфликтов занимались такие ученые как Ожиганов Э.Н., Дробижева Л.М., Здравомыслов А.Г., Веренко И.С., Фролов С.С. и др. Вместе с тем даже совокупный вклад всех этих исследователей не исчерпывает данной проблемы, а создает только лишь методологические основы ее изучения.

этнический конфликт международный военный


1. Этнический конфликт как социальное явление

1.1 Понятие этнического конфликта

Одной из наиболее четко проявляющихся форм межгрупповых отношений, выстроенных по этническому основанию, выступает конфликт. Возможно, это связано с тем, что именно в конфликтной ситуации наиболее ярко проявляются этнические маркеры и наиболее жестко «держатся» этнические границы.

В теоретической социологии исследователи давно разделились на две группы - функционалистов и конфликтологов. Такое размежевание произошло по кардинальной проблеме - выделению источников и характера социальных трансформаций. Функционалисты в лице П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона, Н.Смелзера делали акцент на слаженности функционирования социальной системы, в условиях которой конфликтность - проявление патологии. Об этом свидетельствует также иррациональный характер конфликтов, сопровождающихся вспышками не объяснимого насилия, ненависти и кровопролитиями. Теоретики - конфликтологи, наиболее известные из которых К.Маркс и Р.Дарендорф, интерпретируют конфликт как важнейший источник социальной динамики, внутренне (имманентно) присущий социуму. А поэтому регулирование конфликтов предполагает использование социальных технологий, которые включают институционализацию как субъектов конфликта, так и самой конфликтной ситуации (введение правил игры, переговорного процесса, института посредников и пр.).

Основное большинство исследователей сходится на том, что этнический (межэтнический) конфликт является частным случаем конфликта социального, обладая при этом специфическими особенностями. К ним можно отнести характер субъектов (конфликтующие группы сформированы по этническому основанию) и эмоционально-иррациональный характер протекания конфликта .

Приведем несколько определений этнического конфликта:

Тишков В.А. характеризует его как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий» .

Дробижева Л.М. подчеркивает функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на этнической основе .

Ямсков А.Н. определяет этнический конфликт через описание коллективных действий: «Этнический конфликт - это динамически меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющийся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

а) начавшейся этноизбирательной эмиграции из региона…;

б) создании политических организаций, декларирующих необходимость изменений существующего положения в интересах указанной этнической группы…;

в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы…» .

Сикевич З.В. в своем определении этнического конфликта смещает акценты с поведенческой составляющей на анализ пересечения этнического и политического пространств: «Под этническим конфликтом мы понимаем социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающегося в стремлении этнической группы (групп) изменить этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении» .

В последнем случае в определении жестко увязаны субъекты конфликта и глубинные цели их политической активности, какими бы декларациями они не прикрывались, и в каких бы формах не проявлялся сам этнический конфликт .

1.2 Структура этнического конфликта

Прежде всего, всякий конфликт характеризуется, конечно же, конфликтующими сторонами, а также предметом противоборства. Эти два определяющие элемента конфликта не исчерпывают его структуру. Последняя включает конфликтное действие в той или иной форме и направляющее его сознание, средства и методы действия, поле конфликта. Кроме того, ни один конфликт невозможен без сложившейся до его появления конфликтной ситуации. Рассмотрим отмеченные структурные элементы конфликтного взаимодействия.

Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты, общественные и политические объединения, государства, международные сообщества. Ключевым моментом в анализе конфликта, считает А.Турен, является четкое определение социальных оппонентов и их ценностных ориентации.

Субъекты конфликта не остаются неизменными в процессе противоборства. О зрелости конфликта судят по степени формирования субъектов. Чем более развит конфликт, тем выше зрелость субъектов. Динамика конфликта прямо связана с развитием его субъектов, и наоборот. Если конфликт перерастает в иное качественное состояние, соответственно качественно изменяются противоборствующие стороны. В случае развития экономического конфликта в политический ведущую роль начинают играть политическая организация наемных рабочих, с одной стороны, и институты политической власти, с другой. В такой ситуации возможны два варианта преобразования инициатора конфликта: подключение к организации экономической борьбы политических партий и движений или превращение организации, созданной для защиты экономических интересов определенной социальной группы, в политическую организацию, ведущую борьбу за власть.

Проблема субъекта конфликта имеет еще один аспект. Для анализа конфликта, его динамики важно различать субъекта, инициирующего конфликтное действие и доминирующего и этом действии. Причем, это не всегда один и тот же субъект. Агент, спровоцировавший конфронтацию, зачастую оказывается не ведущей, не определяющей, а ведомой, определяемой стороной. Изменение соотношения противоборствующих сил - одна из закономерностей конфликта, в особенности классового, да международного. Для военных конфликтов - это правило, хотя в истории было немало войн без победителей.

Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние общественного сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращении их в мотивацию активности.

Теперь о предмете конфликта. Материальный или духовный объект общественной жизни, в отношении которого формируется противоположная направленность активности людей, составляет предмет конфликта. Им могут быть экономические и социальные блага, материальные и духовные ценности, политические режимы, юридические институты, политические и общественные лидеры, их программы, идеологические доктрины, религиозные верования, права и свободы человека, нравственные и эстетические идеалы, разнообразные традиции и многое другое, что составляет элементы цивилизованной социальной жизни. В конфликте наряду с реальным предметом конфронтации может фигурировать мнимый, так сказать, квази - предмет. Действительный предмет нередко скрыт до поры до времени.

Козер Л. обозначил в качестве переменных (предмета) конфликта власть, статус, перераспределение ценностей и доходов. Дарендорф Р. назвал предметом современного социального конфликта право на включение в «большинство» общества, добившегося нормальных для себя условий жизни. Парсонс Т. и его сторонники считают предметом общественного конфликта сохранение стабильности системы, ее нормативно-ценностной основы. Марксисты на первый план классового конфликта выдвигают отношения собственности на средства производства и определяемое ими политическое господство владельцев собственности.

Как следует из сказанного, понимание предмета конфликта имеет концептуальное значение и связано с общим подходом тех или иных авторов к пониманию механизма социального процесса в целом. Предмет конфликта - это его источник. В зависимости от глубины проникновения анализа в суть общественных процессов, исследователем фиксируется определенный уровень основы конфликта. Скажем, Парсонс Т. ограничивается объяснением большинства конфликтов отклоняющимся поведением людей. «Одним из источников изменения, - пишет он, - служит распространение отклоняющегося поведения, равно как и разрастание различного вида конфликтов, причем большинство конфликтов содержит в качестве существенных ингредиентов то, что может быть с полным основанием названо отклоняющимся поведением» 8 . Отсюда, естественно, вывод о конфликте как временном, патологическом явлении.

Уже говорилось об определении Л.Козера, считающего общими основаниями конфликтов власть, статус, ценности. Это определение также недостаточно глубоко выясняет предмет конфликта - отношения господства, в первую очередь социально-экономического, что предопределяет типологию статусов, характер власти и ценности. Ограниченным представляется марксистский подход, поскольку им признаются в качестве основы конфликта, его предмета лишь классовые отношения господства. В обществе же, как известно, существуют и иные виды господства, порождающие противоположность интересов, позиций, взглядов и т.п. Политические структуры как само достаточные реальности, различного рода социальные институты, представляющие собой независимые образования, господствующие системы ценностей - все эти элементы общества оказывают обратное воздействие на классовые отношения и служат постоянным источником разнообразных конфликтов.

Предметом многих конфликтов служит уровень эффективности экономики, политического руководства и организации общественной жизни в различных ее областях.

Предмет конфликта - это та переменная, которая характеризует любой конфликт. Ее анализ всегда необходим, какими бы ни были конфликтные отношения.

Любой конфликт возникает, протекает и разрешается на фоне конфликтной ситуации. Последняя - неотъемлемая сторона конфликта, существенный элемент его структуры.

Конфликтная ситуация включает, в первую очередь, острую форму противоречия, образующего основу конфликта; именно такую, при которой обе противоположности или одна из них уже не могут существовать в рамках прежней взаимосвязи, единства. Одну сторону или обе не удовлетворяют, к примеру, социальный статус, уровень участия в системе власти, возможность доступа к распределению благ и т.д.

Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта (лидера, группы, организации), а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. Конфликтная ситуация в обществе - это ситуация социальной напряженности, когда подорвана легитимность в самом широком смысле слова (социальная оправданность) различных общественных структур, ценностей, порядка. Конфликтная ситуация стимулируется кризисными явлениями. Кризисы в обществе могут выступать условием возникновения конфликтной ситуации, либо являются фоном, на котором развертываются конфликты .

1.3 Причины этнического конфликта

Существуют несколько теорий, объясняющих причины межэтнических конфликтов на основе изучения опыта, накопленного в различных регионах мира. Различаясь по масштабам, социальному происхождению, «возрасту», напряженности, межэтнические конфликты имеют одну «конечную природу», способствующие этнической мобилизации. Их глубинные корни – нарушение прав того или иного этноса, этнической группы, справедливости и равноправия в межэтнических отношениях.

Непосредственными причинами возникновения этнического конфликта могут являться территориальные, экономические, политические, социальные и иные противоречия. Нередкое явление для возникновения конфликта – наличие нескольких причин. Следует также отметить, что субъективный фактор играет важнейшую роль в возникновении конфликта, значительно усложняет его течение и урегулирование. Именно субъективный фактор делает межэтнический конфликт взрывным и интенсивным.

Особую окраску приобретает межэтнический конфликт, испытывающий влияние религиозного фактора. Анализ конфликтов дает основание считать, что роль религиозного фактора в идеологическом обеспечении очень велика и довольно часто является непосредственным руководством к столкновению конфликтующих сторон.

Основой межнациональных конфликтов являются проблемы и противоречия, которые возникают в процессе взаимоотношений этносов. В многонациональном государстве любой вопрос, чего бы он ни касался – экономики, политики, культуры – неизменно приобретает и национальное выражение. Возникновение межнациональных конфликтов и их острота во многом зависят от формы построения многонационального государства, ее национальной политики.

Одна из главных причин межэтнических конфликтов – территориальная проблема, территориальные споры. Суть проблемы обычно состоит в том, что в результате многочисленных миграций населения, завоеваний и других геополитических процессов территория расселения этноса в прошлом неоднократно менялась, и менялись границы государства. В связи с этим возникают территориальные претензии, а в качестве аргументов выдвигается утверждение о принадлежности той или иной территории определенному этносу в прошлом. В силу своей запутанности и субъективности территориальные споры являются самыми сложными и практически неразрешимыми.

С этнотерриториальными проблемами связаны политические причины конфликтов. Речь идет, прежде всего, о проблеме создания этносами независимых территориально-государственных образований. Большая часть этносов на планете не имеет собственных независимых территориально-государственных образований. По мере развития экономики и культуры этносов, роста их этнического самосознания в их среде возникают движения, имеющие своей целью создание независимого национального государства. Подобное движение обычно возникает в том случае, если этнос на каком-то этапе своей истории уже имел государственность и впоследствии утратил ее. Политические причины конфликтов возникают и тогда, когда происходит ограничение или лишение части группы (и даже целых народов) политических и личных прав и свобод по признаку национальной (этнической) принадлежности. Деление этносов на «коренные» и «некоренные», «титульные» и «не титульные» также порождает политико-правовое неравенство, а, следовательно, может являться причиной межэтнических конфликтов.

Разнообразны экономические причины этнических конфликтов. Прежде всего, это борьба этносов за обладание материальными ресурсами и собственностью, среди которых наиболее ценными являются земля и недра. Суть конфликта сводится к тому, что каждая из конфликтующих сторон стремиться обосновать свое «естественное» право на использование земли и природных ресурсов. Межэтнический конфликт может быть результатом обделенности этнических периферийных групп, неравномерного развития, неравномерной модернизации «ядра» и этнонациональной периферии в многонациональном полиэтническом государстве. В этих случаях экономическое неравенство между различными этническими группами, осознаваемое как коллективное этнонациональное ущемление, становится причиной формирования и проявления этнической солидарности.

Этнические конфликты могут возникать вследствие социальных причин, социальной напряженности. Чаще это происходит в условиях кризисного состояния общества, когда складываются предпосылки социально-политического противостояния и конфликтов, в том числе и по этническому признаку. Подобные конфликты наблюдаются в полиэтнических государствах, когда складывается социальная неоднородность в этнотерриториальном аспекте. И тогда проблемы социальной необеспеченности, безработицы, этнодемографии и др. приобретают зримо выраженный этнический характер. В престижных видах деятельности возникает конкуренция между титульными и не титульными этносами.

Еще одной их причин этнических конфликтов могут стать этнокультурные, в том числе и языковые, проблемы. Когда не удовлетворяются этнокультурные запросы той или иной этнической группы, не обеспечиваются условия для изучения и использования родного языка или даже явно проявляется языковой шовинизм, это ведет к межэтнической напряженности и потенциальному конфликту. Следует, однако, отметить, что речь идет не о «чисто» этнокультурных проблемах, за ними просматриваются социальные интересы. Так, придание государственного статуса языку только титульной нации в полиэтническом государстве ущемляет значение других этносов и становится средством, чтобы занять ключевые посты в обществе, т.е. обеспечивает представителей титульной нации определенными привилегиями.

В формировании межэтнической напряженности большую роль играют социально-психологические факторы. Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании. В исторической памяти особенно долго сохраняются национальные обиды и несправедливости. Межэтническая напряженность характеризуется и таким психическим состоянием, как массовая невротизация. Это состояние отличается повышенным эмоциональным возбуждением, вызывающим различные негативные переживания: тревогу, беспокойство, раздражительность, растерянность, отчаяние. Еще резче поляризуются отношения «свои – чужие»: своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие – более негативно. Психологическую напряженность могут создавать этнические проблемы – подлинные и мнимые, - основанные на слухах, ложной информации, провокациях.

Если объединить эти причины в несколько групп, в применении к российскому обществу, то получится следующая картина:

1. Социально-экономические – неравенство на уровне жизни, безработица, различное представительство в престижных профессиях;

2. Административно-политические – иерархия народов (союзные, автономные республики, автономные области и округа), представительство в органах власти, вхождение одной формы национальной государственности в другую;

3. Культурно-языковые – недостаточное с точки зрения нерусских народов внимание к национальной культуре и языку, вытеснение русским языком национальных языков из общественной жизни.

4. Этнодемографические и этномиграционные – быстрое изменение соотношения численности контактирующих этносов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;

5. Этнотерриториальные – несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, произвольная перекройка межреспубликанских границ, необоснованная передача территорий;

6. Конфессиональные – не только полиэтничность национальных республик и областей, но и многоконфессиональность населения, накладывающиеся и переплетающиеся друг с другом;

7. Исторические – влияние прошлых взаимоотношений народов (не только мирные, но и конфликтные, неравноправные войны и т.д.) .


2. Типы и функции этнических конфликтов

2.1 Типы этнических конфликтов

В отличие от чисто политологического анализа этнических конфликтов, социологов интересуют приоритетные цели конфликтующих групп, в зависимости от которых выстраивается типология конфликтов. Так, Л.М.Дробижева выделила 4 типа этноконфликтов:

Статусные институциональные конфликты, в союзных республиках, переросшие в борьбу за независимость;

Статусные конфликты в автономных республиках и областях, возникшие в результате борьбы за повышение статуса республики или его получение;

Этнотерриториальные конфликты;

Межгрупповые (межобщинные) конфликты, вырастающие на основе бытового национализма.

Более дробная типология с включением целевого и динамического аспектов протекания этнического конфликта представлена в работах З.В.Сикевич. В зависимости от целей конфликтующих сторон она выделяет 5 типов конфликтов: культурно-языковой, социально-экономический, статусный, территориальный и сецессионный, а затем показывает, как в зависимости от степени напряженности и стадии развития конфликт перетекает из одного типа в другой. На первой фазе декларируются ценностно-символические притязания - возрождение языка, культурных традиций и др. (культурно-языковой тип), на второй - наблюдается расширение требований, включающее уже изменение экономического положения и социального статуса этногруппы (социально-экономический и статусный типы), на третьей фазе претензии расширяются до территориальных притязаний в рамках одного государства (территориальный тип конфликта) или притязаний на оформление собственной государственности (сецессионный тип конфликта).

При этом сторонами конфликта могут выступать различные этнические группы в рамках республики, этническая группа - республиканская власть, этническая группа и федеральный центр, республиканская власть и федеральный центр.

Известный специалист в области конфликтологии, ученый из Ставрополя В.А.Авксентьев в качестве оснований для типологии и классификации этнических конфликтов выделил следующие:

Сферы общественной жизни, где они проявляются в наиболее яркой форме (политические, экономические, конфессиональные и пр.);

Субъекты-носители и степень их институционализации (одно порядковые, например: титульный этнос - титульный этнос; разно порядковые: титульный этнос - этническое меньшинство).

Бесспорно, на протекание этнического конфликта оказывает воздействие множество факторов, например, культурная среда протекания конфликта, отношение к нему близлежащих стран и пр. Каждый из этнических конфликтов уникален, но при этом в нем можно выделить устойчивые признаки, присущие этническим конфликтам определенного типа. Идентификация этнического конфликта и отнесение его к тому или иному типу позволяет перейти к более сложным видам его изучения - моделированию и прогнозированию его динамики.

Используя наработанные методологические подходы можно выделить на «конфликтной карте» Северного Кавказа все эти типы конфликтов. (Эта задача успешно реализована в работах ученых Северного Кавказа и аналитиков ведущих исследовательских центрах страны - Института социологии РАН, Института этнологии и антропологии РАН) .


2.2 Функции этнического конфликта

На современном этапе четко выделяются как осуждение враждебных противоборств на любом уровне, так и признание важной роли мирно разрешаемых конфликтов в установлении взаимопонимания и сотрудничества между сторонами.

Функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой – зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берутся во внимание последствия конфликта, во втором – направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.

Конфликтное столкновение относится к тем явлениям, которые не поддаются однозначной оценке. Оно выступает способом социального взаимодействия в условиях обострения напряженности между субъектами, когда обнаруживаются несовместимые взгляды, позиции и интересы, происходит противоборство сторон, преследующих далеко отстоящие друг от друга цели.

Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем и созидательных, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам. Поэтому его функции характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий.

Положительными, функционально полезными результатами конфликта считаются решение той проблемы, которая породила противоречие и вызвала столкновение, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к превосходству. К отрицательным, дисфункциональнымпоследствиям конфликта относятся неудовлетворенность общим делом, уход от решения назревших проблем, нарастание враждебности в отношениях.

По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную сферу (связаны с экономическими интересами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную сферу (способны повышать или ослаблять социальную активность, поощрять или подавлять оптимизм, воодушевление людей). Все это эмоционально сказывается на эффективности совместной деятельности, может облегчать либо затруднять процесс управления организацией.

Жизнь представляет бесчисленное количество фактов, подтверждающих функциональное разнообразие конфликтов по направленности, полезным и вредным последствиям.

Одна из основных функций конфликта – та, благодаря которой достигается интегрирующий эффект. Интеграция выигрывает в тех конкретных ситуациях, когда конфликт приводит к объединению совместных усилий на основе согласования взаимных интересов, и проигрывает, если конфликтное столкновение наносит трудно восполнимый ущерб организованности и единству.

Важнейшая функция конфликта – активизация социальных связей, придание взаимодействию сторон и их отношениям большей динамичности и мобильности. Соответствующим получается и расклад последствий конкретного конфликта. Он может способствовать социальной мобильности, ускорять или замедлять процесс социально-экономического и духовно-нравственного развития.

К существенным функциям конфликта относится сигнализация об очагах социальной напряженности. Конфликтное столкновение позволяет не только обнаружить нерешенные проблемы и серьезные промахи в ведении дела, но и предоставляет возможность для открытого выражения потребностей, интересов и устремлений субъектов, их неудовлетворенности или протеста. Важно, уяснив причину конфликта, оценить его функциональную направленность.

Весьма значима и такая функция конфликта, как трансформация (преобразование) отношений. Конфликт, поляризуя противоположные силы, одновременно создает предпосылки для их объединения и сплоченности на новой основе, способствует укреплению взаимного уважения и доверия.

Если же в конфликте преобладают негативные начала, такой конфликт отвращает противоборствующие стороны от сотрудничества, воздвигает искусственные преграды на пути к взаимопониманию, подогреваемые стремлением продолжить противостояние и, не считаясь ни с чем, любой ценой настоять на своем. В результате ухудшается морально-психологическая атмосфера, осложняются отношения между соучастниками общего дела.

Более полная информированность, достигаемая благодаря развертыванию конфликта, способствует установлению нормального общения, выявлению общих представлений об истинном положении вещей, согласованию взаимных интересов и обязательств сторон. А это в свою очередь может дать выход доброжелательным отношениям, равноправному диалогу, открытости в обмене расходящимися по смыслу мнениями, что необходимо и практически всегда полезно для того, чтобы каждый лучше понимал других участников конфликта, мотивы их поведения, те потенциальные способности, которыми они располагают.

И еще на одну немаловажную функцию конфликта следует обратить внимание – на профилактику (предотвращение) разрушительных противоборств. Достигая разрядки напряженности между участниками конфликта, улаживая возникшие и обострившиеся разногласия, удается избежать столкновений со значительным материальным ущербом и нравственными потерями. Но только тщательное осмысление конфликтного процесса, его результатов может с большей точностью указать ведущий вектор происходящих изменений. Лишь через призму тщательного анализа и осознание последствий определяется преобладающая функция конкретного конфликта. Тем более что последствия конфликта зависят от многих факторов объективного и субъективного порядка, характера поведения сторон, методов преодоления расхождений, умения тех, кто управлял конфликтом .


3. Технологии разрешения этнических конфликтов

3.1 Профилактика и урегулирование этнических конфликтов

На развитие межэтнических конфликтов влияют не только причины, приводящие к ним, но и другие обстоятельства: во-первых, то, насколько широко они разрастаются, какое охватывают пространство (при этом имеется в виду не просто территория, что важно особенно для насильственных конфликтов, а именно какая это территория - равнинная, горная, лесистая, болотистая и т.д.); во-вторых, население какого типа поселений вовлечено в конфликт - большого города, малого города, поселков и т.д. Имеют значение также интенсивность и время развития конфликта, поскольку, например, чем затяжнее конфликт, тем сложнее выходить из него.

Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам, переговорам.

Важно в процессе регулирования конфликта исключить воздействие факторов, способных консолидировать ту или иную конфликтующую сторону. Таким фактором может быть применение силы или угроза ее использования. Опыт Чеченского конфликта очень наглядно продемонстрировал это .

Применение широкого спектра санкций– от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека.

Перерыв конфликта. В результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе.

Прагматизация переговорного процесса. Разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются совместно от простых к сложным.

Предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на не допускание событий, приводящих к конфликтам.

При регулировании многих межнациональных конфликтов этносоциологи выступали экспертами, а нередко и участниками переговорного процесса. В Центре, в субъектах Российской Федерации этносоциологи участвовали в подготовке законов, регулирующих межнациональные отношения, предупреждающих межэтнические конфликты, выполняли гуманистическую миссию, помогая проводить акции народной дипломатии.

3.2 Роль социологов в предупреждении и урегулировании конфликтов между этническими группами

При урегулировании конфликтов задачи этносоциологов: выявление и проверка гипотез о причинах конфликта, оценка движущих сил конфликта, массовости участия групп при том или ином варианте развития событий, оценка последствий принимаемых решений. Социологи нередко принимали участие в переговорных процессах.

Для предупреждения конфликтов необходимо прежде всего иметь как можно больший объем информации о влиянии этнического фактора на социально-политическую жизнь общества, групп. Такие исследования проводились во ВЦИОМе (Левада, Гудков), ФОМе (Клямкин), Институте этнологии антропологии РАН (Арутунян, Дробижева, Губогло), Институте географии РАН (Стрелецкий).

Имеются данные об изменении в статусе этносов, о представительстве национальностей в престижных слоях, о темпах социальной мобильности титульных национальностей. Имеются материалы о ценностных ориентациях, жизненных ценностях этнических групп. Всё это позволяет судить о возможном конфликте .


Заключение

В современных условиях абсолютное большинство конфликтов не может быть урегулировано с помощью механизмов классической международной стратегии (военное подавление, «баланс сил», «равновесие страха» и т.п.). Конфликты нового поколения имеют, конечно, общие черты. Можно установить и их сходство с движениями сопротивления, партизанскими и религиозными войнами, национально-этническими столкновениями и другими типами негосударственных международных конфликтов, издавна известными человечеству.

Каждый конфликт должен рассматриваться как уникальный, однако нельзя исключать возможности сравнительного исследования и нахождения некоторых (относительно) общих тенденций в развитии конфликтов, что может дать определенный шанс в поиске путей их решения.

Сходство конфликтов в первую очередь выражается в отсутствии какой-либо ясности относительно природы и путей их урегулирования, их «неправильности» с точки зрения соотношения целей и средств их участников, опасности, которую они представляют для населения. Каждый конфликт многомерен и содержит в себе не один, а несколько кризисов и противоречий, каждый – уникален по своему характеру. Переговоры, консультации, посредничество, соглашения и другие традиционные средства урегулирования в современных конфликтах обнаруживают весьма низкую эффективность. Их действенность определяется возможностями формализации конфликта, придания ему официального статуса, четкого определения его причин и идентификации бесспорных легитимных представителей сторон.

Попытки урегулирования конфликтов сталкиваются с такой проблемой, как «ускользающая» природа успеха. Не всегда существует понимание того, что успех в данной области практически всегда является ограниченным. Кроме того, в последнее время наблюдается явное увлечение операциями военного характера. Однако довольно большая часть конфликтов не может быть урегулирована при помощи операций по поддержанию мира, а тем более принудительными операциями с использованием военной силы.

Все рассмотренные способы урегулирования конфликтов больше подходят для попытки разрешить уже существующий конфликт. Но, как мне кажется, конфликт необходимо решать еще на самом раннем этапе, когда только появляются предпосылки к его возникновению. И в большей степени, появление и предотвращение, например, межгосударственных конфликтов зависит от тех, кто стоит у власти, от проводимой ими политики, а также от их взглядов на ту или иную ситуацию.


Библиографический список

1. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. уч. пос. для ВУЗов. М. 1998. С. 271

2. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКСМО. 2001. С. 320

3. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Ростов-н/Д.: ООО «ЦВВР». 2000. С. 280

4. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. (Серия«Учебники и учебные пособия»). Ростов-н/Д: «Феникс».1998. С. 480

5. Понятие межэтнического конфликта. Причины, типы и формы межэтнических конфликтов. Роль социологов в предупреждении конфликтов между народами. [Электронный ресурс] - http://socioline.ru/_seminar/exams/ethno/13.php

6. Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений. С.-Пб. 1999. С. 155

7. Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. М.: Проект. 2002. С. 352

8. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997. С.480

9. Ямсков А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 1997. С. 270

Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. Р-н-Д.: ООО «ЦВВР». С.270-274

Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М.: ЭКСМО. 2001. С. 156-157

Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998. С.254

Введение

Под этническим конфликтом понимается конфликт между представителями разных народностей или этнических групп, возникающий в результате различий в быту, традициях, культуре, а также в результате социального неравенства. Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки.

Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудно разрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности.

Цель - исследовать этнический конфликт как комплексное явление.

Задачи - раскрыть понятие этнического конфликта, рассмотреть основные характеристики этнических конфликтов - структуру и причины, определить типологию этнических конфликтов, проанализировать основные функции этнических конфликтов.

Структура работы - работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Понятие этнического конфликта

Этнос - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленных племенем, народностью, нацией. Термин этнос близок понятию "народ".

Этнос определяется как сложившаяся общность людей, объединяемых внутригрупповыми нормами поведения, особенности которых фиксируются языковыми, психологическими, нравственными, эстетическими и другими средствами культуры.

Этнический конфликт - это динамично меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющаяся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

  • а) начавшейся этноизбирательной эмиграцией из региона, ("исход", "массовое переселение"), существенно изменяющей местный этнодемографический баланс в пользу "других", остающихся этнических групп;
  • б) создания политической организации ("национального" или "культурного" движения, партии), декларирующей необходимость изменения существующего положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов власти и/или политическую мобилизацию другой (других) местной этнической группы в защиту статус-кво, вполне удовлетворяющего последних;
  • в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы и/или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов. д этническим конфликтом мы понимаем социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы (групп), с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающуюся в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении Ямсков А.Н. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии//Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 1997. С.206-207.

Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциогенность, алогичность, символизм и слабая обоснованность рациональными доводами совершаемых действий. В силу этих особенностей, возникновение, развитие и разрешение межэтнических конфликтов в любой сфере жизнедеятельности общества и на любом уровне имеет свою специфику.

Под этническим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.

Межэтнические конфликты происходят между отдельными представителями, социальными группами различных этносов. Этносом движет потребность в самосохранении, защите своих ценностей и традиций.

Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Но более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов.

Столкновения между этносами в древности рассматривалось сторонами как естественные и неизбежные, требующие мобилизации всех воинских сил этноса. Идеальная модель "войны против всех", если под "всеми" понимать обособленные сообщества, имеет своим историческим прототипом именно эту ситуацию.

Хотя бесконечное количество этносов, племен исчезло во взаимной борьбе, тем не менее, человечество сумело уцелеть, так как всегда существовал противоположный полюс, т.е. возможность сосуществования этносов, их слияния, всегда в той или иной форме и масштабах существовал механизм культурного взаимопроникновения.

Современные этнические конфликты имеют разные исторические истоки. Например, главным мотивом гражданской войны в экс-Югославии, по мнению специалистов, стала религия, которая, в силу определенных исторических причин, разделила народ с едиными этническими корнями на несколько религиозных субкультур (православную, католическую и мусульманскую).

Человечество знакомо с конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, блоками государств.

Войны велись по поводу территорий и ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик и историк К. фон Клаузевиц, история мира - это история войн. Вооруженные конфликты уносили множество жизней, вели к разрухе и голоду.

Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную.

В зависимости от субъектов конфликта они подразделяются на внутренние и внешние (или международные). Принципы урегулирования конфликтов зависят от его статуса и формы (внутренний или внешний, мирный или вооруженный конфликт). Согласно сложившейся международной практике внутренний конфликт требует применения принципа невмешательства, межгосударственный конфликт - воздержания от применения и угрозы силы, национально-освободительное движение - требует применения принципа равноправия и самоопределения народа.

В зависимости от сферы действия конфликты подразделяются на социально- экономические (по поводу средств жизнеобеспечения, доступа к благам общества и т.д.), политические (по поводу распределения власти), национально-этнические, религиозные и др. Одной из наиболее четко проявляющихся форм межгрупповых отношений, выстроенных по этническому основанию, выступает конфликт. Возможно, это связано с тем, что именно в конфликтной ситуации наиболее ярко проявляются этнические маркеры и наиболее жестко «держатся» этнические границы.

Приведем несколько определений этнического конфликта:

Тишков В.А. характеризует его как любую форму «гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий» Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.,1997 с. 480.

Дробижева Л.М. подчеркивает функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на этнической основе.

Ямсков А.Н. определяет этнический конфликт через описание коллективных действий: «Этнический конфликт -- это динамически меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп и проявляющийся в виде хотя бы одного из следующих действий членов данной группы:

  • а) начавшейся этноизбирательной эмиграции из региона;
  • б) создании политических организаций, декларирующих необходимость изменений существующего положения в интересах указанной этнической группы;
  • в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы.

Сикевич З.В. в своем определении этнического конфликта смещает акценты с поведенческой составляющей на анализ пересечения этнического и политического пространств: «Под этническим конфликтом мы понимаем социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающегося в стремлении этнической группы (групп) изменить этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении».

В последнем случае в определении жестко увязаны субъекты конфликта и глубинные цели их политической активности, какими бы декларациями они не прикрывались, и в каких бы формах не проявлялся сам этнический конфликт Сикевич З.В. Социология и психология межэтнических отношений. С-Пб. 1999 с. 155..

Этнические конфликты представляют собой столкновения представителей различных народностей, причиной которых служат специфические особенности в культуре, традициях и быту, а также социальное неравенство. Проблемы, возникающие между нациями, имеют актуальность для их исследователей.

Основной причиной пристального внимания является вопрос о сложности разрешения данных стычек, которые в настоящее время служат самым распространенным источником противоречий в обществе и вызывают политическую нестабильность.

Этнические конфликты, существующие в современном мире, идентифицируются в качестве этнорелигиозно-территориальных. К такому роду напряженностей можно отнести карабахский и грузино-абхазский, ольстерский, а также баскский кризисы.
В настоящее время этнические конфликты продолжают дестабилизацию ситуации в странах Латинской Америки. Наблюдаются они и в

Этнические конфликты в России также являются серьезной проблемой. Самым ярким примером тому может послужить которая развернулась на территории РФ.

Структура национальных столкновений определяется двумя основными элементами. С одной стороны, для их возникновения необходимо разделение людей по национальным признакам, а с другой - наличие предмета противоборства.

Причинами столкновений, относящихся к непосредственным, могут выступать противоречия в территориальных, политических, экономических и социальных вопросах. Следует также иметь в виду, что субъективный фактор играет главенствующую роль в развязывании кризиса и значительно усложняет его.

В любом многонациональном государстве вопросы, затрагивающие сферу политики, культуры или экономики, в обязательном порядке приобретают в том числе и этническое выражение. Вероятность возникновения, а также острота конфликтов между представителями разных групп находится в прямой зависимости от политики страны.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама