THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Электролитическая диссоциация

Сущность процесса электролитической диссоциации



«Честь науке- ей дано уменье, выводить нас из заблужденья». М.Светлов


ковалентная неполярная,

малополярная

большинство органических веществ, многие газы


гидроксония

Механизм ЭД

«Капля воды и камень точит»


HCl; HNO 3 ; H 2 SO 4

NaOH; KOH; Ba(OH) 2

NaCl; CuSO 4 ; Al(NO 3) 3




Рисунок 1.

Кристалл

NaCl → Na + + Cl -


Рисунок 1.

Н Cl → Н + + Cl -


Физминутка.

Очень много повторяли

Наши головы устали

Покачаем влево, вправо….

А за тем глаза закроем

Обо всем забудем, но не на всегда!

А теперь глаза откроем,

Полной грудью все вздохнем.

Что ж немного отдохнули и работать вновь начнем.


1. Разделить вещества на электролиты и неэлектролиты:

Гидрооксид калия

Карбонат кальция

Кислород

Серная кислота

Гидрооксид бария

Хлорид натрия

Электролиты

Неэлектролиты


2. Выберите вещества, которые способны продиссоциировать на ионы:

Соляная кислота

Сульфат бария

Гидрооксид натрия

Нитрат алюминия

3. Составить уравнения диссоциации этих веществ.

Проверочный тест.

Вариант № 1.

Вариант № 2.

1). HI 2). H2S

3). H 2 CO 3 4). H 2 SiO 3

  • К неэлектролитам относятся:

1) хлорид бария

2) сахар

3) серная кислота

4) карбонат калия

  • К неэлектролитам относятся:

1) сахароза

2) гидроксид натрия

3) бромид алюминия

4) азотная кислота

  • карбонат натрия

2) этиловый спирт

3) хлороводородная кислота

4) нитрат цинка

5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации сульфата алюминия равна:

1). 4 2). 2

3). 6 4). 3

4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации сульфата аммония равна:

1). H3PO4

2). HNO3

3). H2SO4 4). HF

5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации карбоната натрия равна:

3). 3 4). 1

2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует:

1). гидроксид меди ( II )

2). гидроксид натрия 3). хлорид алюминия

4). угольная кислота

1). глицерин , SO2

2). BaO, K 2 SO 4

3). CuCl2 , KOH 4). Fe(OH)3, H 2 SiO 3

3. Электролитами являются оба вещества в группе:

1). CH4, CO2

2). С aO, BaSO4

3). C2H5OH, HNO3 4). NaCl, KOH


Проверь соседа.

№ варианта;


Творческое задание:

Если сульфат меди растворить в воде, то наблюдается синее окрашивание раствора и раствор проводит ток, а, если растворить его в бензине, то окрашивания не наблюдается, раствор не становится синим.

Объясните это явление.

Казахстан, Северо-Казахстанская область, район имени Габита Мусрепова, село Сокологоровка

КГУ «Сокологоровская средняя школа»

Урок в 9 классе

Тема: «Сущность процесса диссоциации»

План урока

Тема: Сущность процесса электролитической диссоциации

Цели урока: углубить и обобщить знания, основные понятия электролитической диссоциации; научить применять их в составлении уравнений диссоциации; дать представление об универсальности теории электролитической диссоциации, применении ее для неорганической химии.

Основные понятия: электролиты, неэлектролиты, диссоциация, гидраты, крсталлогидраты.

Структура урока

1) Организационный момент

2) Проверка домашнего задания

3) Изучение нового материала

4) Закрепление нового материала

5) Домашнее задание, выставление оценок

Ход урока

1) Организационный момент (3-5 мин.)

2) Проверка домашнего задания (10 мин.)

а) Определите ковалентные полярные и неполярные связи в следующих молекулах: N 2 , CO 2 , NH 3 , SO 2 , HBr.

б) Что такое электроотрицательность?

в) Как образуется σ- связь и π- связь?

г) В чем причина резкого отличия в физических свойствах СО 2 и SiO 2 ?

д) Перечислите типы химической связи.

3) Изучение нового материала (15-20 мин.)

Электролиты и неэлектролиты. С особенностями растворения в воде веществ с различными типами химических связей можно познакомиться экспериментально, исследуя электрическую проводимость растворов этих веществ с помощью прибора для проверки электрической проводимости растворов.

Если погрузить электроды прибора, например, в сухую поваренную соль, то лампочка не засветится. Тот же результат получится, если электроды опустить в дистиллированную воду. Однако при погружении электродов в водный раствор хлорида натрия лампочка начинает светиться. Значит, раствор хлорида натрия проводит электрический ток. Подобно хлориду натрия ведут себя и другие растворимые соли, щелочи и кислоты. Соли и щелочи проводят электрический ток не только в водных растворах, но и в расплавах. Водные растворы, например, сахара, глюкозы, спирта, кислорода, азота электрический ток не проводят. На основании этих свойств, все вещества разделяют на электролиты и неэлектролиты.

Механизм растворения в воде веществ с различным характером химической связи. Почему из рассмотренных примеров именно соли, щелочи и кислоты в водном растворе проводят электрический ток? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что свойства веществ определяются их строением. Например, строение кристаллов хлорида натрия отличается от строения молекул кислорода, водорода.

Для правильного понимания механизма растворения в воде веществ с ионной связью следует также учесть, что в молекулах воды между атомами водорода и кислорода имеются ковалентные сильнополярные связи. Поэтому молекулы воды полярны. Вследствие этого, например, при растворении хлорида натрия молекулы воды притягиваются своими отрицательными полюсами к положительными полюсами - к отрицательно заряженным хлорид-ионам. В результате связь между ионами ослабляется и кристаллическая решетка разрушается. Этому процессу способствует также большая диэлектрическая проницаемость воды , которая при 20ºС равна 81. Химическая связь между ионами в воде ослабляется в 81 раз по сравнению с вакуумом.

При растворении в воде веществ с ковалентной сильнополярной связью, например хлороводорода HCl, происходит изменение характера химической связи, т.е. под влиянием полярных молекул воды ковалентная полярная связь превращается в ионную и далее процесс отщепления частиц.

При расплавлении электролитов усиливаются колебательные движения частиц, что приводит к ослаблению связи между ними. В результате также разрушается кристаллическая решетка. Следовательно, при растворении солей и щелочей эти вещества распадаются на ионы.

Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией.

Основные теоретические положения электролитической диссоциации сформулированы в 1887 г. шведским ученым Сванте Аррениусом. Однако С. Аррениусу не удалось полностью раскрыть сложность процесса электролитической диссоциации. Он не учитывал роль молекул растворителя и полагал, что в водном растворе находятся свободные ионы. Дальнейшее развитие представления об электролитической диссоциации получили в трудах русских ученых И. А. Каблукова и В. А. Кистяковского. Чтобы понять сущность представлений этих ученых, ознакомимся с явлениями, которые происходят при растворении веществ в воде.

При растворении в воде твердого гидроксида натрия NaOH или концентрированной серной кислоты H 2 SO 4 происходит сильное разогревание. Особенно осторожно необходимо растворять серную кислоту, так как из-за повышения температуры часть воды может превратиться в пар и под его давлением может выбросить кислоту из сосуда. Чтобы этого избежать, серную кислоту тонкой струей наливают в воду (но не наоборот!) при постоянном помешивании.

Если же, например, растворять в воде аммиачную селитру (нитрат аммония) в тонкостенном стакане, поставленном на мокрую дощечку, то наблюдается столь сильное охлаждение, что стакан к ней даже примерзает. Почему при растворении веществ в одних случаях наблюдается разогревание, а в других - охлаждение?

При растворении твердых веществ происходит разрушение их кристаллических решеток и распределение образующихся частиц между молекулами растворителя. При этом необходимая энергия поглощается извне и происходит охлаждение. По этому признаку процесс растворения следует отнести к физическим явлениям.

Почему же при растворении некоторых веществ происходит разогревание?

Как нам известно, выделение теплоты - это признак химической реакции. Следовательно, при растворении осуществляется и химические реакции . Например, молекулы серной кислоты реагируют с молекулами воды и образуются соединения состава H 2 SO 4 ·H 2 O (моногидрат серной кислоты) и H 2 SO 4 ·2H 2 O (дигидрат серной кислоты), т.е. молекула серной кислоты присоединяет одну или две молекулы воды.

Взаимодействие молекул серной кислоты с молекулами воды относят к реакциям гидратации, а вещества, которые при этом образуются, называют гидратами.

Из приведенных примеров видно, что при растворении твердых веществ в воде происходят как физический, так и химический процессы. Если в результате гидратации выделяется больше энергии, чем ее тратится на разрушение кристаллов вещества, тогда растворение сопровождается разогреванием, если наоборот - охлаждением.

Следовательно, растворение - это физико-химический процесс.

Такое объяснение сущности процесса растворения и природы растворов впервые было теоретически обосновано великим русским ученым Д.И.Менделеевым. им была разработана гидратная теория растворов .

При изучении процессов гидратации у ученых возник вопрос: с какими частицами реагирует вода?

И.А.Каблуков и В.А.Кистяковский независимо один от другого предположили, что с молекулами воды реагируют ионы электролитов, т.е. происходит гидратация ионов. Это

4) Закрепление нового материала (5-7 мин.)

а) Когда начались исследования состава воздуха?

б) Какие вещества содержатся в составе воздуха?

в) Какой ученый впервые установил состав воздуха французский в 1774г.?

5) Домашнее задание, выставление оценок(3мин.)

§26 пересказ стр.70-72; упражнения № 3, 4,5 стр.72


2










7


Анионы Катионы Анод Катод - +


Раствор Кристалл NaCl Na + + Cl Н2ОН2О Н2ОН2О Рис.4.


10 Раствор НCl Н + + Cl - Н2ОН2О Н2ОН2О Рис HCl Cl - H+H+ + - Н+Н Сl-Сl-








14 Проверочный тест. Вариант 1. Вариант 2. 1.К неэлектролитам относятся: 1)карбонат натрия 2) этиловый спирт 3) хлороводородная кислота 4) нитрат цинка 1.К неэлектролитам относятся: 1) хлорид бария 2) сахар 3) серная кислота 4) карбонат калия 2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует: 1). гидроксид меди (II) 2). гидроксид натрия 3). хлорид алюминия 4). угольная кислота 2. С образованием катионов металла и анионов кислотного остатка диссоциирует: 1) сахароза 2) гидроксид натрия 3) бромид алюминия 4) азотная кислота 3. Электролитами являются оба вещества в группе: 1). CH4, CO2 2). C2H5OH, HNO3 3). СaO, BaSO4 4). NaCl, KOH 3. Электролитами являются оба вещества в группе: 1). глицерин, SO2 2). CuCl2, KOH 3). BaO, K2SO4 4). Fe(OH)3, H2SiO3 4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации равна: 1). HI 2). H2CO3 3). H2S 4). H2SiO3 4. Больше всего ионов водорода образуется при диссоциации равна: 1). H3PO4 2). H2SO4 3). HNO3 4). HF 5. Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации сульфата алюминия равна: 1). 4 2). 6 3). 2 4) Сумма коэффициентов в уравнении диссоциации карбоната натрия равна: 1). 4 2). 3 3). 2 4). 1

Урок 5

Тема: Сущность процесса электролитической диссоциации

Цели и задачи:

Образовательные: формировать понятия «электролиты, неэлектролиты, р-рение, гидратация, гидраты, кристаллогидраты, кристаллизационная вода», раскрыть сущность процесса электролитической диссоциации, рассмотреть основные положения теории электролитической диссоциации;

Развивающие: развивать умения работать с текстом, давать хар-ку процессу электролитической диссоциации;

Воспитательные: воспитывать интерес к химии, формировать научное мировоззрение.

Оборудование: соли, вода, таблица, учебник, тетради, дид.карточки.

Ход урока:

1)Орг.момент

2)Проверка д.з.

Фронтальная беседа: «Основные классы неорганических веществ»;

Индив. письм. опрос по карточкам

Вариант 1: Дать определения: соли, оксиды. Дать их классификацию.

Привести примеры

Вариант 2: Дать определения: основания, кислоты. Дать их классификацию.

Привести примеры.

Диктант

Написать формулы кислот, их кислотных остатков, указать их валентность.

3)Изучение нового материала

1.Актуализация знаний

I. Опыты с сухими веществами, р-рами и расплавами по проведению электрического тока

Рис.1 с.3

Сухие NaCl, сода

Дистиллированная вода - не проводят ток

Р-ры NaCl, щелочей, солей - проводят ток

Р-ры глюкозы

Спирта - не проводят ток

Сахара

Кислорода

Азота

II. Механизм растворения в воде

1)В-в с ионной связью

Рис.2 Na + Cl - + Н-О-Н

В р-ре ионы гидратированы – окружены молекулами воды

2)В-в с ковалентной полярной связью

НCl H + + Cl - гидратированные ионы

Ковалентная полярная связь превращается в ионную

III. Вещества

Электролиты Неэлектролиты с.5

… …

Определения

Соли кислород

Щелочи азот

Кислоты водород

С ионной или ковалентной с ковалентной неполярной/слабополярной связью

сильнополярной связью

IV. Электролитическая диссоциацияпроцесс распада электролита на ионы при растворении в воде или расплавлении.

V. Растворение – физико-химический процесс

V. Гидратация ионов

Каблуков и Кистяковский предположили, что при р-рении молекулы воды присоединяются к ионам, обр-ся гидраты

Определение с.6

VI.Крислаллогидраты и кристаллизационная вода

С.7 определение

VII.Основные положения теории электролитической диссоциации

Сам- но с.8-9 наизусть

4)Закрепление

В.1-6 с.13

5)Рефлексия

6)д.з.

П.1 пересказ, определения и положения теории наизусть


Данный урок химии изучается по УМК О.С.Габриеляна (2 часа в неделю) в главе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в 4 четверти 8 класса. Тип урока – изучение нового материала. Во время урока учащиеся закрепляют знания о видах химической связи; знакомятся с сущностью и механизмом электролитической диссоциации.

Повышению познавательной мотивации на уроке способствует демонстрация опытов на электрическую проводимость твердых веществ и электронная презентация.

Изучение нового материала происходит с помощью демонстрационных опытов, анализа схем и рисунков, а так же использования электронной презентации программы Microsoft Power Point. В ходе урока у учащихся развиваются умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. При изучении нового материала используются межпредметные связи с физикой.

В учебном занятии сочетается фронтальная и индивидуальная работы.

Результатом работы является: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся закрепляют представления о видах химической связи, усваивают понятия электролит и неэлектролит, изучают сущность и механизм электролитической диссоциации.

Рефлексия урока проводится в виде химического диктанта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школы № 12»

Урок химии

8 класс

ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

Учитель химии

Харитонова М.В.

Муром

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Данный урок химии изучается по УМК О.С.Габриеляна (2 часа в неделю) в главе «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» в 4 четверти 8 класса. Тип урока – изучение нового материала. Во время урока учащиеся закрепляют знания о видах химической связи; знакомятся с сущностью и механизмом электролитической диссоциации.

Повышению познавательной мотивации на уроке способствует демонстрация опытов на электрическую проводимость твердых веществ и электронная презентация.

Изучение нового материала происходит с помощью демонстрационных опытов, анализа схем и рисунков, а так же использования электронной презентации программы Microsoft Power Point. В ходе урока у учащихся развиваются умения: наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы. При изучении нового материала используются межпредметные связи с физикой.

В учебном занятии сочетается фронтальная и индивидуальная работы.

Результатом работы является: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся закрепляют представления о видах химической связи, усваивают понятия электролит и неэлектролит, изучают сущность и механизм электролитической диссоциации.

Рефлексия урока проводится в виде химического диктанта.

Цель урока: изучение сущности нового понятия «электролитическая диссоциация»

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Обеспечить усвоение учащимися новых понятий: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация.
  • Установить зависимость электрической проводимости растворов от вида химической связи и кристаллической структуры веществ.
  • Раскрыть сущность и механизм процесса электролитической диссоциации на примере веществ с ионной и полярной ковалентной связями.
  • Углубить знания учащихся об ионной и ковалентной полярной связях, свойствах основных классов неорганических веществ.

Развивающие задачи:

  • Развитие умения вести наблюдения опытов, анализировать схемы и рисунки, вести конспектирование.

Развитие познавательного опыта школьников.

  • Продолжить формирование мировоззрения о зависимости свойств веществ от состава и строения.

Воспитательные задачи :

Продолжить формирование мотивации учебной деятельности.

Продолжить формирование представлений о положительной роли химии для объяснения происходящих процессов в природе.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Применяемые технологии : урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point.

Формы организации обучения : сочетание фронтальной и индивидуальной работы.

Межпредметные связи : физика (два типа зарядов).

Оборудование урока:

Мультимедийное оборудование; прибор для испытания электрической проводимости веществ.

Основные понятия: электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация.

Ожидаемые результаты : интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся закрепляют представления о видах химической связи, усваивают понятия электролит и неэлектролит, изучают сущность и механизм электролитической диссоциации.

ПЛАН УРОКА

I ЭТАП - МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТАЦИОННЫЙ

Введение в новую тему. Повторение видов химической связи.

II ЭТАП - ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

1. Электролиты и неэлектролиты.

2. Строение молекулы воды.

3. Механизм и сущность электролитической диссоциации.

4. Сванте Аррениус - сообщение ученика.

5. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

III ЭТАП - ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ.

Учащиеся выполняют задания.

КОНСПЕКТ УРОКА.

Сегодня мы с вами начинаем изучать новую тему: «Электролитическая диссоциация». Целью урока будет раскрытие сущности нового для вас понятия – электролитическая диссоциация.

Вам уже известно, что химические связи между атомами могут быть двух видов: ионные и ковалентные. Приведите примеры веществ с этими видами связей. А каков вид химической связи в соединениях атомов из трех и более разных элементов: солях кислородсодержащих кислот и основаниях?

Таким образом, кристаллы солей слагаются из ионов: «+» заряда у металла и «-» заряда у кислотного остатка Na + Cl - , K + NO - 3 , Na + 3 PO 3- 4

Твердые основания также имеют кристаллическую решетку с «+» заряженными ионами металла и «-» заряженными гидроксидионами: NaOH, Ca(OH) 2

Если в состав соединения входят атомы только неметаллов (O, H, С), то все связи ковалентные. Такие вещества глюкоза, сахар, спирт и др. содержат нейтральные молекулы - ионов нет.

II. 1. Различия в характере химической связи сказывается на поведении веществ в растворах, так как большинство реакций протекает в растворах.

Из курса физики вы знаете, что способность растворов проводить электрический ток определяется наличием переносчиков электрических зарядов-ионов. Для этого используют прибор для испытания электрической проводимости (краткое описание прибора).

Демонстрация опытов на электрическую проводимость твердых веществ и их растворов с последующим их обсуждением.

Таким образом, раствор соли, в отличие от чистой воды и твердой соли, поводит электрический ток, так как содержит свободно перемещающиеся ионы. Подобно растворам солей проводят электрический ток растворы щелочей. Соли и щелочи проводят электрический ток не только в растворах, но и в расплавах: при плавлении кристаллическая решетка разрушается на ионы и они начинают свободно перемещаться, переносить электрический заряд.

ВЕЩЕСТВА

ЭЛЕКТРОЛИТЫ НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ

«ВЕЩЕСТВА, РАСТВОРЫ ИЛИ РАСПЛАВЫ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, НАЗЫВАЮТСЯ ЭЛЕКТРОЛИТАМИ».

Это – соли, кислоты, щелочи (передача электрического тока осуществляется в них за счет движения «+» и «-» ионов).

А теперь подвергнем испытанию на электрическую проводимость растворы веществ с ковалентной связью - сахар, спирт. Лампочка не горит, значит, растворы этих веществ не проводят электрический ток.

«ВЕЩЕСТВА, РАСТВОРЫ КОТОРЫХ НЕ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, НАЗЫВАЮТСЯ НЕЭЛЕКТРОЛИТАМИ.

ВЫВОД: заряд переносят свободные ионы, имеющие возможность двигаться. Значит, поведение веществ в водном растворе зависит от их строения.

2.Вспомним строение молекулы воды. В молекуле воды между атомами О и Н ковалентная полярная связь. Электронные пары, связывающие атомы смещены к О, где образуется частично «-« заряд, а у Н частично «+»заряд. Связи каждого атома Н с О в воде образуют между собой угол 104,5 0 , благодаря чему молекула воды имеет угловую форму. Полярную молекулу воды изображают в виде диполя

3. Рассмотрим механизм диссоциации на примере раствора соли NаCl. При растворении соли диполи воды ориентируются противоположно заряженными концами вокруг «+» и «-» ионов электролита. Между ионами электролита и диполя воды возникают силы взаимного притяжения. В результате связь между ионами ослабевает, и происходит переход ионов из кристалла в раствор (рис. 42 учебника). Последовательность процесса диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей), будет такой:

а) ориентация молекул – диполей воды около ионов кристалла

б ) гидратация (взаимодействие) молекул воды с ионами поверхностного слоя кристалла

в) диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы.

Упрощенно происходящие процессы можно отразить с помощью уравнения: NаСl = Nа + + Сl -

Аналогично диссоциируют и электролиты, в молекулах которых ковалентная полярная связь (например, НСl) только в этом случае под влиянием диполей воды происходит превращение ковалентной полярной связи в ионную и последовательность процессов будет такая.

а) ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита

б) гидратация (взаимодействие) молекул воды с молекулами электролита

в) ионизация молекул электролита (превращение ковалентной полярной связи в ионную).

г) диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы.

Упрощенно уравнение диссоциации соляной кислоты выглядит так:

НСl = H + + Cl -

Ион, окруженный гидратной оболочкой (молекулами воды) называется гидратированным. Наличие гидратной оболочки препятствует переходу ионов в кристаллическую решетку. Образование гидратированных ионов сопровождается выделением энергии, которая расходуется на разрыв связей между ионами в кристалле.

Таким образом, при растворении солей, щелочей и кислот эти вещества распадаются на ионы.

«Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией».

Теория, объясняющая особое поведение электролитов в расплавленном или растворенном состоянии распадом на ионы называется теорией электролитической диссоциации.

4. В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации , которая обозначается греческой буквой α («альфа»).

Степень диссоциации – это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (N д ), к общему числу растворенных частиц (N P ):

α=N д /N P

Степень диссоциации электролита определяется опытным путем и выражается в долях или процентах. Если α=0, то диссоциация отсутствует, а если α=1, или 100%, то электролит полностью распадается на ионы. Различные электролиты имеют различную степень диссоциации, то есть степень диссоциации зависит от природы электролита. Она также зависит и от концентрации: с разбавлением раствора степень диссоциации увеличивается.

По степени электролитической диссоциации электролиты разделяют на сильные и слабые.

Сильные электролиты – такие электролиты, которые при растворении в воде практически полностью диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к единице.

К сильным электролитам относятся:

1) все растворимые соли;

2) сильные кислоты, например: H 2 SO 4 , HCl, HNO 3 ;

3) все щелочи, например: NaOH, KOH.

Слабые электролиты – это такие электролиты, которые при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к нулю.

К слабым электролитам относятся:

  1. слабые кислоты – H 2 S, H 2 CO 3 , HNO 2 ;
  2. водный раствор аммиака NH 3 *H 2 O;
  3. вода.

III. ВЫВОДЫ и ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Какие вещества называются электролитами? Приведите примеры. Почему эти вещества проводят электрический ток.

Какие вещества называются неэлектролитами? Приведите примеры.

Что понимают под электролитической диссоциацией?

Что показывает степень диссоциации?

Как классифицируют электролиты по степени диссоциации?

Химический диктант

Запишите вещества. Электролиты подчеркните одной чертой, неэлектролиты – двумя чертами. Расставьте заряды.

Жидкий аммиак, раствор хлорида кальция, серная кислота, нитрат калия, гидроксид калия, ацетон, фосфат кальция, бензол, раствор сахара, азотная кислота, карбонат кальция, иодоводород.

Учащиеся выполнят задание с последующей проверкой.

Классификация веществ ВЕЩЕСТВА ЭЛЕКТРОЛИТЫ НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ NaCl, NaOH, KNO 3 Сахар, глюкоза, спирт ВЕЩЕСТВА, РАСТВОРЫ ИЛИ РАСПЛАВЫ КОТОРЫХ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, НАЗЫВАЮТСЯ ЭЛЕКТРОЛИТАМИ. ВЕЩЕСТВА, РАСТВОРЫ КОТОРЫХ НЕ ПРОВОДЯТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК, НАЗЫВАЮТСЯ НЕЭЛЕКТРОЛИТАМИ.

Строение молекулы воды O H H - + 104 ,5 0

Схема электролитической диссоциации полярной молекулы хлороводорода H + CL - + + + + + + H + + - + + + + + + CL - + + + + + H + + - + + + + C L - + - + + + + +

«Процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении называется электролитической диссоциацией». 1887 г. Сванте Аррениус

Классификация электролитов ЭЛЕКТРОЛИТЫ СИЛЬНЫЕ СЛАБЫЕ NaCl, NaOH, KNO 3 NH 4 OH, HNO 2

Химический диктант Запишите вещества. Электролиты подчеркните одной чертой, неэлектролиты – двумя чертами. Расставьте заряды. Жидкий аммиак, расствор хлорида кальция, серная кислота, нитрат калия, гидроксид калия, ацетон, фосфат кальция, бензол, раствор сахара, азотная кислота, карбонат кальция,иодоводород.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама