THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

История такой интересной науки, как соционика, началась с работ знаменитых ученых К. Юнга и З. Фрейда. На первых этапах Фрейд предположил, что у человека есть сознание, подсознание и предсознание. А Юнг потом развил эту мысль, определив, что эти компоненты психики могут быть по-разному наполнены у разных людей, причем определенной «заполненностью» обладает даже новорожденный ребенок.

В настоящее время под соционикой подразумевается наука о различном восприятии и различной обработке информации разными людьми. Это учение об «информационном» метаболизме.

Соционика Гюго - это описание только одного из общее число которых достигает шестнадцати. И каждый вид общается с окружающей средой на своем «информационном» языке. Причем эти коммуникации настолько различны, что слова одного человека могут быть поняты другим совсем наоборот. Такие различия Юнг связывал с тем, что одни люди лучше воспринимают рассуждения (базовая функция психики - мышление), другие - чувства, у третьих лучше выражена интуиция, а четвертые имеют развитые ощущения.

Если мы вспомним биографию писателя Виктора Гюго, то сможем узнать основные черты Считается, что он был большим романтиком, чему способствовали путешествия в Париж в раннем детстве. В зрелые годы его дом, где проводились веселые застолья, был открыт для многочисленных гостей. Поэтому обобщающая характеристика, которую дает типу Гюго соционика, может быть выражена в словосочетании «человек-праздник».

Детальное рассмотрение сообщает нам, что Гюго - это экстраверт этико-сенсорного вида. Нужно сказать пару слов о том, что К. Юнг понимал под экстраверсией/интроверсией. Согласно его учению, первое - это обращенность индивида вовне, а второе - переложение вовнутрь. Это не означает, что интроверты являются замкнутыми молчаливыми типами. Они просто не любят общение ради общения, но охотно строят связи ради новых контактов или знаний. Также отмечается, что чистой интроверсии или экстраверсии не существует. Каждый человек обладает теми и другими характеристиками.

Таким образом, Гюго соционика относит к тем, кто любит быть в кругу большого количества людей. Этико-сенсорная составляющая предполагает, что человек такого типа стремится одарить всех своей могучей веселой энергией, создать атмосферу непревзойденного веселья для окружающих, сделать их жизнь удобной и счастливой. Тип Гюго тонко чувствует красоту и состояние окружающих. Он способен придать каждой детали нужный вид, украсить любой интерьер, понять и помочь нуждающемуся.

Для Гюго соционика выявляет такие интересные составляющие, как этика отношений - он может пристыдить так, что у провинившегося не будет возможностей сопротивляться, а также силовая сенсорика - сохранение которое у этого типа нелегко отнять. Также его трудно заставить что-то сделать, если он этого не хочет.

К слабым сторонам Гюго соционика относит чувство времени - он плохо делает прогнозы, переживает, если нужно приехать к определенному сроку, и не любит, когда его тормозят или подгоняют. Это, пожалуй, единственный недостаток типажа, т.к. в остальном он является творческой личностью, неплохим бизнесменом и организатором.

Его сильная сторона — эмоциональное воздействие на людей. Проявляя бурные, резкие эмоции, может добиться многого. Окружающим нелегко выдержать его эмоциональный напор. Хорошо различает, в каком настроении находится собеседник. Умеет поднять настроение себе и другим. Оптимист, веру в успех стремится вселить своим близким. Очень общителен, легко идет на контакт. С удовольствием рассказывает о своих связях, знакомых, родственниках. Хотя и стремится к высокому социальному статусу, но может им пожертвовать во имя семьи. Ему хорошо дается организация отдыха и торжественных мероприятий в своем кругу. Следит, чтобы всем было интересно, вовлекает приглашенных в общий разговор. Не любит скептиков и обособляющихся.

2. S — Творческая сенсорика ощущений (БС)

Очень заботлив по отношению к своим родным и близким. Внимателен и отзывчив, опекает людей больных и непрактичных. Понимает, кому какая помощь необходима. Просто ради хорошего отношения помогать не станет. С удовольствием принимает гостей. Любит праздничные застолья и угощения. Знает, кого пригласить, как себя вести, что подать, чтобы оставить о себе нужное впечатление. Практичен в быту. Умеет создать уют из того, что есть под руками. Быстро обустроится на новом месте. Избавляется от лишних вещей, которые продает или просто дарит. Имеет придирчивый эстетический вкус. Анализирует гармоничность внешнего вида окружающих. Сам одевается продуманно, хорошо комбинирует разные детали туалета.

Этико-сенсорный экстраверт (ЭСЭ) – это один из соционических типов, также известный как «энтузиаст». Типичным представителем такого типа является Виктор Гюго . Его дуал – логико-интуитивный интроверт (аналитик) Максимилиан Робеспьер.

Описание психотипа по Вайсбанду

Пламенный. Эмоции сильные, колоритные, нередко властные. Умеет загораться идеей и быть ей верен всю жизнь – Шлиман ещё в детстве решил раскопать Трою, для чего нужно было, несмотря на бедность, получить образование, а потом ещё и разбогатеть. Поклонник искусств как источника осознанной радости. Настроение создаёт себе сам и умеет передать его другим. Эмоционально тонкий, добрый, сострадательный.

Неутомим. Постоянно активен. Всё время среди людей, всё время в бегах. Легко переключается. Работает очень усердно. Хватается за любую работу и настойчиво доводит её до конца. В работе не выделяет интересное и неинтересное – это не предмет рассуждений и анализа, её надо сделать, и всё. Со стороны кажется очень самоуверенным и самодостаточным; всё, за что он взялся, ему удаётся. Кажется, что действует быстро и добивается хороших результатов. Сам он чаще придерживается противоположной точки зрения, поэтому очень любит откровенную похвалу своей работы.

«Мой дом – твой дом». Приятный собеседник, исключительно внимательный слушатель. Умеет найти подход к любому. Давая радость другим, радуется сам. Любит застолье, веселье. Гость – это любимчик. Умеет понять, восхититься, одобрить, посочувствовать. Верит людям. Не завистлив, радуется успехам других. Тонко подмечает недостатки людей, подшучивает над ними, но не оскорбляет.

Консерватор. Не ищет и не любит новые решения, предпочитает старые, испытанные пути. Сложные вопросы может решать, только оставшись в одиночестве. Людям он уделяет слишком много внимания, они его отвлекают. При работе на людях делает много лишних движений, как бы для того, чтобы скрыть, чем он на самом деле занимается. Таким образом, он включает в работу своего дуала Робеспьера , который не терпит никакого командования. Любит, чтобы ему верили, не любит доказывать. Не агрессивен, но защищается очень активно. Не даёт себя в обиду даже начальству.

Любитель порядка. Любит одеваться, следит за своей внешностью. Не переносит беспорядка и неопределённости во всём, начиная с внешности и кончая гаражом и кладовкой. К вкусу других приспосабливаться не хочет. Комплименты его внешности пропадают даром – он считает, что сам знает, как он выглядит. Замечает не только духовные, но и физические качества партнёра.

Жизненные связи. С его мнением окружающие считаются, но стараются избежать тесного контакта. Близких друзей мало. Не всегда легко выдержать его эмоциональное давление. Для себя всего добивается своим трудом, не надеется на помощь другого. Семья для него – главное в жизни. Если бы пришлось выбирать между любовью и диссертацией – выбрал бы первое, это его жизненное предназначение, а наука – эгоистическое удовольствие.

© 1986 Вайсбанд И. Д. «Рабочий материал по соционике».

Описание психотипа по Панченко

Самая сильная, программная функция – этика эмоций – делает этот тип обладателем яркого, чрезвычайно эмоционального внутреннего мира, что обусловливает его главное предназначение – создание и поддержание высокого эмоционального тонуса коллектива.

Творческая функция – сенсорика ощущений – делает этот тип создателем комфортно-эстетичного окружения, приятной сенсорной наполненности сегодняшнего дня для себя и окружающих. Радушные, гостеприимные, запасливые хозяева.

Третья функция – логика действия – периодически толкает Гюго на демонстрацию своей повышенной деловитости, занятости, разумности действий и поступков.

Ролевое стремление быть компетентным в своей работе заставляет этот тип сомневаться в достаточно высоком уровне своей квалификации, что побуждает его к постоянным специализациям, усовершенствованиям, переподготовкам.

Болевой точкой является интуиция времени, вследствие чего крайне болезненно переносит справедливые по сути упрёки в несвоевременности, поспешности или опозданиях, плохой ориентации в историческом и реальном времени.

Внушаем по логике отношений. Исходя из этого, склонен верить и легко программируется людьми, облекающими свои мысли и поступки в строгую логико-аналитическую схему.

Шестая функция – интуиция возможностей. Вследствие этого реально нуждается в раскрытии горизонтов будущего, где бы они нашли применение своим сильным функциям.

Седьмая функция – этика отношений. Являясь по сути существом независтливым и незлобивым, спокойно переносит развитие различных отношений в группе, но только до тех пор, пока они не вступают в противоречие с его этическими принципами. В этих случаях он способен довольно резко, подобно Драйзеру , осуждать такое поведение окружающих. Но делает это не столь последовательно, непримиримо и методично, как Драйзер.

Восьмая функция – волевая сенсорика. Лежит глубоко в подсознании. Даёт мягкие, ненавязчивые, щадящие советы окружающим по реализации волевых проявлений с целью сохранения этико-эмоционального климата коллектива.

© 1992 Панченко А. Л. «Алгоритм развивающего валеологического рефрейминга».

Описание психотипа по Стратиевской

Блок «эго». 1-я позиция. Программная функция. Этика эмоций

Бурные эмоции на сильном волевом напоре, «волевая эмоциональность» и «эмоциональная воля». Представители этого типа не считают нужным скрывать ни своих эмоции, ни своих желаний: и то, и другое – естественно и выражается из благих побуждении, так что же в этом плохого? Поэтому всё лучшее и всё худшее из того, что с ними происходит, моментально становится известно окружающим.

Гюго щедро делится как своими радостями, так и своими проблемами. Панически боится неприятностей (ведь жизнь создана для радости и удовольствий, и она так коротка!). Гюго активно и очень эмоционально не желает себе неприятностей. Остерегается людей, которые создают себе (а значит и ему) проблемы. Сам зарекается иметь с ними дело и других предостерегает, причём в очень эмоциональной форме: «Чтобы я ещё когда-нибудь с ним связался!..» Если неприятности всё-таки происходят, Гюго не считает нужным их скрывать: ведь надо же как-то привлечь внимание к своим проблемам! Гюго скорее продемонстрирует свою слабость совершенно постороннему человеку, чем тому, кто является действительным виновником его проблем. Отрицательным эмоциям Гюго даст выход скорее, чем положительным: для него важно использовать все возможные средства – лишь бы побыстрее избавиться от неприятностей.

Бывает, что незначительное ухудшение условий жизни Гюго воспринимает как неприятность и уже создаёт обстановку панической, истеричной суеты. Причём такое его поведение нечасто находит понимание у окружающих – то, что со стороны воспринимается как незначительное или несущественное, в рамках жизненных ценностей Гюго воспринимается именно как существенное изменение к худшему, которое со временем, возможно, выльется в трудноразрешимую проблему. Гюго панически боится каких-то негативных тенденций как в своей личной жизни, так и в окружающей его действительности. Поэтому он всегда социально и политически активен. Старается максимально использовать свои гражданские права, с тем чтобы сделать свою жизнь и жизнь своего общества спокойной и благополучной.

Гюго сориентирован на самые естественные жизненные ценности: счастье и здоровье своих детей, благополучие своих близких, творческая реализация своих личных возможностей, свобода взглядов и суждений, мир и благополучие окружающих его людей. И именно эти ценности, идеи и взгляды Гюго готов всегда и везде отстаивать, не жалея ни сил ни времени, со всем пылом и жаром своей глубоко эмоциональной души. Для Гюго свойственно самое бурное проявление эмоций. Там, где появляется любой из представителей этого типа, начинается «эмоциональный взаимообмен», «круговорот эмоций в природе».

Гюго не переносит состояния пониженной эмоциональности. Обстановка, где все подавляют своё настроение, где мало общаются, мало высказываются, никак эмоционально себя не проявляют, явно не для него – не поймёшь, что у людей на уме, не знаешь, чем они живут, и что их волнует. («Он меня привёз на курорт, да там и оставил! А что мне там делать?! Там же никто друг с другом не разговаривает! Там же только со своими общаются!.. Он приехал, я его спрашиваю: «Ты куда меня привёз?! Тут же со мной никто не разговаривал! Это как же так можно отдыхать?!») Гюго с утра до вечера может говорить о своих проблемах, но терпеть не может, когда кто-то другой ему жалуется на свою жизнь.

Гюго очень не любит выслушивать истории про чужие неприятности, особенно, если их рассказывают совершенно посторонние ему люди, которых он мало знает и которым ничем помочь не может. А разве кому-то станет легче, если и у него испортится настроение? Обычно Гюго не проявляет повышенного интереса к чужим проблемам: не желает портить себе настроение и не хочет ввязываться в чужие неприятности. Зато Гюго всегда живо интересуется причиной приподнятого настроения у окружающих. («Если мало ли кому счастье привалило, так пусть расскажет, – может, и мне повезёт!»)

Гюго обожает поднимать настроение всем, кто, по его мнению, в этом нуждается. Он часто что-то говорит или делает только для того, чтобы поднять настроение. Например, может, придя на работу, торжественно объявить, что готовит для всех своих сослуживиц подарки – каждой шьёт передники к 8 марта, и они уже даже раскроены. Это вовсе не значит, что сослуживицы когда-нибудь увидят эти передники. Это совсем не обязательно. Важно другое – создать приятное, приподнятое настроение, создать атмосферу праздника (раз уж речь идёт о подарках), создать условия для хороших отношений, получить общее одобрение, стать хотя бы ненадолго героем дня. Но самое главное – это именно задать настроение, а про передники все потом могут благополучно забыть (Гюго не любит, когда ему напоминают о невыполненных обещаниях – ведь он далеко не всегда обещает для того, чтобы выполнять). Гюго – это всегда сильные чувства, всегда ярко эмоциональный характер.

Чувства Гюго быстро переходят в страсть – в страстное желание или страстную ненависть. Гюго редко можно увидеть спокойным и уравновешенным. Обычно он расслабляется и успокаивается только при общении со своим дуалом Робеспьером (когда между ним и его дуалом происходит «эмоциональный взаимообмен» определённого характера и качества). Естественное эмоциональное состояние Гюго – это слегка приподнятое настроение, приятное возбуждение, с зарядом бодрости, оптимизма и уверенности в себе. Гюго – это всегда сильный и яркий темперамент. Не случайно роли, сыгранные актёрами этого типа, – это всегда интересные персонажи, яркие и незабываемые характеры.

Эпизоды, в которых участвуют актёры-Гюго, – украшение любого спектакля и «изюминка» любого фильма. Эмоции Гюго часто развиваются в очень быстром темпе – это своего рода фейерверк эмоций. Именно поэтому характерный эпизод с ярко выраженным перепадом эмоций представителям этого типа сыграть гораздо легче, чем центральную роль с постепенным эмоциональным развитием образа. (Хотя и центральные роли многие их них играют просто блестяще.)

Гюго великолепно видит характер человека – именно через выражаемые им эмоции. Это позволяет ему быть прекрасным психологом, очень точно оценивать эмоциональное состояние человека и глубоко ему сопереживать. Этическая проницательность Гюго целиком построена на умении понимать мотивы поступков людей через выражаемые ими эмоции. Характер намерений человека Гюго великолепно понимает по выражению его глаз, по характеру его улыбки. Гюго великолепно видит в человеке его характер и его этический потенциал.

Блок «эго». 2-я позиция. Творческая функция. Сенсорика ощущений

Эмоциональная активность Гюго находит самое полное и самое яркое выражение именно в умении дарить радость окружающим его близким людям. В умении создавать им комфорт, уют, в умении опекать их. По радушию, по гостеприимству, по умению принять гостей и организовать застолье у Гюго нет равных. Устраиваемое им застолье всегда отражает весь пыл его души, всю его радость от общения с друзьями.

Никто не сравнится с Гюго по умению создать атмосферу праздника в условиях самых обыденных будней. Гюго может, например, принести на работу огромное количество разнообразной снеди в кастрюльках и судочках и устроить для своих сослуживцев «пир на весь мир» – просто так, по случаю хорошего настроения. О праздниках на работе уже и говорить нечего: Гюго из тех, кто их активно организовывает, причём с удовольствием берёт на себя самую большу́ю часть работы. Праздник для Гюго – святое дело.

Лучшего организатора праздников невозможно себе представить. В кратчайший срок Гюго может приготовить праздничный стол на любое количество гостей. (Готовит очень быстро – только успевай подносить чистую посуду.) Обожает потчевать своих гостей. Нет гостей – угощает соседей. (Гюго очень любит общаться, особенно в пожилом возрасте, когда есть много свободного времени, и часто заходит к соседям с баночкой варенья или с пирожком собственного изготовления, ну и посидит с ними за чашкой чая, и пообщается.) Гюго обожает готовить, чтобы кого-то попотчевать. Будучи его гостем, можно пронаблюдать, как он готовит еду и приговаривает: «Ой, как это будет вкусно! М-ммм! Ой, что-то сейчас будет!.. Ой, это будет нечто!» И действительно получается «нечто».

Все без исключения представители этого типа – великолепные кулинары, независимо от рода занятий. А уж если Гюго – профессиональный кулинар, быть его гостем – удовольствие, которое может запомниться на всю жизнь. Вопросы питания – тема, которую Гюго охотнее всего обсуждает, и которая имеет для него первостепеннейшее значение, особенно питание его детей. Если представитель этого типа узнает, что его ребёнка в школе кормят однообразно и невкусно, он может пойти к директору и устроить настоящий скандал. Гюго – эстет от природы.

Он про себя это знает и считает своим сильным качеством. Каждому человеку исключительно точно подберёт одежду, причёску и макияж, соответствующие его внешности и характеру. Даже сенсорикам (не говоря уже об интуитах) имеет смысл прислушиваться к советам Гюго. Из представителей этого типа получаются великолепные дизайнеры. Как консультант по эстетике Гюго – вне конкуренции: «Я попросил свою сослуживицу (Гюго) помочь мне обновить гардероб. Что это было! Мы за полчаса обежали 5 магазинов. И где бы ни появлялись – одежда буквально начинала летать по салону: «Так, дайте нам вот этот свитер, теперь ещё этот шарфик и ещё вот эту шапочку!» И всё без примерки, и всё на глаз! Я пришёл домой, примерил – всё замечательно! За полчаса она меня одела с головы до ног!» Свой гардероб Гюго меняет постоянно. Ему быстро надоедает то, что он купил. Он вечно что-то перешивает, переделывает, передаривает.

Гюго постоянно что-то меняет в своей одежде и причёске. Перед выходом на работу может в считанные минуты превратить платье в блузку, может сделать себе стрижку или перекрасить волосы – и всё это только потому, что его вчерашняя стрижка и вчерашний цвет волос не соответствуют его сегодняшнему настроению. Гюго постоянно меняет интерьер в своём доме. Часто обновляет мебель, постоянно её передвигает. Вечно у него какие-то новые чехлы, портьеры, новые самодельные абажуры. Придя в гости к друзьям или хорошим знакомым, Гюго часто по собственной инициативе начинает что-то менять в интерьере их квартиры.

Блок «ид». 7-я позиция. Наблюдательная функция. Этика отношений

Гюго считает, что общество только тогда может называться справедливым, когда оно предоставляет всем своим гражданам равные права и равные возможности. И именно на этом принципе выстраивается этическая платформа диады Гюго – Робеспьер : соблюдение правовых установок при распределении возможностей, «этика справедливости». Из всех этических установок Гюго в первую очередь рассматривает соотношение прав и возможностей, поскольку считает, что ущемление в правах ведёт к ограничению возможностей, а это, в свою очередь, мешает человеку проявить себя самым лучшим образом, мешает ему занять своё заслуженное место под солнцем.

Гюго очень памятлив на любое проявление несправедливости и считает этичным и уместным об этом «своевременно» напомнить. Пример: юбилейный вечер Геннадия Хазанова. Все чествуют юбиляра, выступают с поздравлениями, отмечают его заслуги. И вот выступает один из популярнейших актёров, представитель описываемого типа, и припоминает, что в таком-то году уважаемый юбиляр не был принят в театральный институт в то время, как другие актёры (из числа присутствующих в зале) были туда приняты, благодаря своим связям, хотя ничем особенно выдающимся себя в искусстве не проявили.

Разумеется, по отношению к упомянутым актёрам этот поступок можно было бы рассматривать как неэтичный, но в том-то как раз и заключается доминирующий принцип этики Гюго: справедливость – превыше всего. Если какие-то люди несправедливо воспользовались своими возможностями, можно без всяких угрызений совести бросить в них камень. Гюго, по крайней мере лучшие представители этого типа и сами стараются следовать этому этическому принципу. Пример: участвуя в телеигре «Поле чудес», представительница этого типа, популярная и любимейшая актриса выражает готовность отказаться от своего права на выигрыш, поскольку ответ на заданный вопрос ей подсказал другой участник игры. И только после того, как ведущий рассудил, что она имеет право воспользоваться этой подсказкой, она называет слово и выигрывает игру.

Следуя заповеди «око за око, зуб за зуб», Гюго сосредотачивает своё внимание только на абстрактном уравнении этих понятий: за добро надо платить добром, за зло – злом. Но где сказано, что меры твоего и моего «добра» совпадают? И что зло, причинённое мне, эквивалентно злу, причинённому тебе? Самым естественным эквивалентом собственных этических ценностей для Гюго всегда являются ценности материальные. Например, ему свойственно весьма оригинальным способом проверять предел щедрости своего партнёра: «Когда я иду с новым другом в ресторан, я заказываю всё самое лучшее! Самое дорогое! И всё в огромных количествах – всё! А если он не расплатится, у меня всегда есть деньги про запас…» Если в результате таких проверок Гюго всё-таки оказался в одиночестве, у него по крайней мере остаются и приятные воспоминания, и некоторая материальная компенсация: «Ну и что, что он вернулся к своей жене?! Зато все его деньги остались у меня. Все, какие были, – все мои!»

Только в партнёрстве с Робеспьером у Гюго не возникает никаких сомнений по поводу равенства во взаимоотношениях. Только в этом случае он чувствует, что получает не меньше, а даже больше, чем даёт. Только в отношениях с Робеспьером, чьи достоинства имеют для Гюго особенно высокую значимость, а недостатки кажутся совершенно незначительными, Гюго перестаёт просчитывать, «сколько добра он сделал, и чем ему за это отплатили». В общении с партнёрами других психологических типов Гюго постоянно испытывает ощущение несправедливости взаимоотношений – ему всегда кажется, что он отдаёт гораздо больше, чем получает. Он постоянно чувствует себя обделённым, и у него, в свою очередь, возникает желание восстановить справедливость, причём далеко не самыми этичными методами.

Блок «ид». 8-я позиция. Демонстративная функция. Волевая сенсорика

Свою этическую неудовлетворённость Гюго обычно компенсирует приоритетом по волевой сенсорике, то есть старается заполучить силовое превосходство там, где, по его мнению, уже нет и не может быть этического равенства. Для этого Гюго стремится сосредоточить в своих руках все сферы влияния и все материальные ценности своего партнёра, который к этому времени уже становится его противником, старается полностью парализовать его волю и активность.

В условиях субъективно ощущаемого «этического неравенства» у некоторых представителей этого типа развивается опасение, что к его родным детям относятся хуже, чем к падчерице или пасынку («комплекс Золушкиной мачехи»). В этом случае Гюго может «восстанавливать справедливость», добиваясь огромного преимущества и явного перевеса своих интересов. Причём делает это с таким волевым напором и с такой эмоциональной атакой, чтобы больше ни у кого никогда не возникло желания их оспаривать.

В партнёрстве с Робеспьером у Гюго не возникает этических предпосылок для такой ситуации, поскольку Робеспьер с подчёркнутым, скрупулёзнейшим педантизмом уравнивает в правах и обязанностях всех членов своей семьи, не делая ни для кого из них исключения. Гюго постоянно и повсеместно демонстрирует готовность защищать свои интересы, независимо от того, покушаются на них или нет. Для него очень важно доказать своё силовое превосходство в качестве предупредительной (профилактической) меры защиты его интересов.

Любую форму собственной волевой защиты Гюго рассматривает как необходимое ответное действие на чью-то несправедливость и чей-то произвол, которые он старается не допускать, поскольку опасается ущемления своих прав, равно как и других неприятных последствий. А неприятностей Гюго старается не допускать. Поэтому изначально заявляет о себе как о человеке, который никому не позволит подавлять себя.

Демонстрация силы и воли для Гюго – естественное состояние. Проявление волевой инициативы для него также естественно, как проявление инициативы этической. Гюго всегда свободен в проявлении своих чувств и желаний, но всегда настораживается, когда это себе позволяет кто-то другой. Сам боится проявить уступчивость – опасается, что это ущемит его интересы. Предпочитает, чтобы уступали те, кто «по другую сторону баррикады», в то время как «его команда» должна быть непреклонна и неуступчива. Часто демонстрирует свою решительность, настойчивость и целеустремлённость, как бы предлагая своё поведение в качестве образца для подражания. (Гюго обычно очень подробно рассказывает, какие препятствия ему чинили и каким образом он их преодолевал, что ему на это сказали, что он на это ответил, и т. д., и т. п.)

Гюго раздражают слабые (по его мнению) и пассивные люди. Но своего дуала Робеспьера он к таковым не причисляет: если человек готов жертвовать собой во имя идеи – он уже силён. Его только надо научить, каким образом можно отстоять идею без особого ущерба для себя. Гюго способен довольно точно оценить силовой перевес противника, кроме того, достаточно предусмотрителен, чтобы не лезть на рожон. В альянсе с Робеспьером Гюго умеет выждать время для того, чтобы самым рациональным образом применить свои волевые качества и в самый подходящий момент защитить свои права с наименьшими потерями для себя.

© 1997 Стратиевская В. «Как сделать, чтобы мы не расставались».

Межтиповые отношения

Гюго устанавливает следующие отношения с представителями соционических типов:

Соционический тип Вид отношений с ним
Администратор Макс Отто фон Штирлиц
Наставник Гамлет Родственные отношения
Политик Наполеон Бонапарт Квазитождественные отношения
Посредник Александр Дюма Зеркальные отношения
Предприниматель Джек Лондон Отношения суперэго
Советчик Томас Гексли Отношения социального заказа (Гюго – заказчик)
Хранитель Теодор Драйзер Отношения полной противоположности
Энтузиаст Виктор Гюго Тождественные отношения

Общее описание. Энтузиаст (ЭСЭ, Гюго, ESFJ)

1. Эмоционален и общителен. Умеет поднять настроение, развеселить. С удовольствием рассказывает о своих связях, знакомствах. Эмоции меняются резко: то весел и дружелюбен, то вспыльчив и зол. Следит за манерами и корректностью поведения окружающих.

2. Заботлив и гостеприимен. Умеет создать уют из того, что есть под руками. Очень следит за самочувствием и здоровьем себя и своих близких. Любит делать подарки, доставлять людям приятное. Прекрасный организатор отдыха и торжественных мероприятий.

3. С трудом сдерживает свои эмоции. К людям, которые ему не нравятся, относится придирчиво. Очень обижается, если его старания не ценятся. Довольно суетлив и разбросан. Постоянно перегружен делами, от многих из которых можно отказаться.

4. Плохо предчувствует жизненные потрясения и драматические события. Ожидает только положительного результата, поэтому часто подвержен стрессу несбывшихся надежд. Устойчив в привычках и способах времяпрепровождения. Переоценивая запас времени, не успевает выполнить все, что запланировано. За необходимую работу часто берется в последнюю минуту, чем обрекает себя на губительную спешку.

Внешность. Энтузиаст (ЭСЭ, Гюго, ESFJ)

ЭСЭ можно определить по особенностям внешнего вида, но при этом нужно обязательно обращать внимание на его походку и движения. Детали лица у ЭСЭ обычно мелкие, но пропорциональные. В лице часто заметна какая-то устремленность вверх, порыв. Осанка ЭСЭ всегда прямая. Очень характерна походка ЭСЭ. Именно она позволяет предположить, что человек относится к данному типу. Она всегда быстрая, очень суетливая. Такая подвижность особенно присуща мужчинам. Создается впечатление дерганности, неусидчивости. При усиленном сенсорном компоненте это гораздо менее выражено. Для ЭСЭ характерна также резкая смена выражения лица. Особенно хорошо это заметно у этического подтипа. После высказываний логического характера делает вид что-то усиленно обдумывающего человека. Немало внимания ЭСЭ уделяет своей одежде. По подбору предметов туалета хорошо заметно, что он стремится одеваться со вкусом, гармонично. Цвета одежды обычно подобраны в тон. Нет резко выделяющихся деталей. Для женщин этого типа характерна любовь к различного рода украшениям, не обязательно дорогим. Они всегда гармонируют с внешним обликом. В целом его стиль одежды тяготеет к декоративности. В подборе одежды ЭСЭ всегда ориентируются на собственный вкус. Надевает не то, что модно, а то, что ему к лицу. Следит также за тем, чтобы соблюдать функциональную принадлежность одежды: в театр — вечернее платье, для отдыха — спортивный стиль.

Манера общения. Энтузиаст (ЭСЭ, Гюго, ESFJ)

Самая характерная черта манеры общения ЭСЭ повышенная эмоциональность. Очень любит о чем-то эмоционально, с деталями рассказывать. Одна из излюбленных тем разговоров — искусство. Склонен излагать сюжеты фильмов, спектаклей и книг. На понравившиеся ему фильмы или спектакли ходит по несколько раз. В общении этот социотип легко определяется по проявлению отрицательных эмоций. Периодически возмущается, причем часто по мелкому поводу. Быстро вспыхивает, но и быстро успокаивается. Проявление эмоций нельзя объяснить внешней логикой: из какой-либо детали может сделать драму, но не заметить при этом почти прямого оскорбления. В разговоре большое внимание уделяет вопросам этики, воспитанности. Любит давать этические оценки, разбирать, кто поступил хорошо, а кто плохо. Следит за тем, чтобы соблюдались нормы вежливости. Если люди не соблюдают этических норм, давит на них отрицательными эмоциями. Из-за этого его могут считать скандальным, неуживчивым. С ним нелегко сойтись близко. Для большинства людей он слишком требователен и прямолинеен. Свои разъяснения излагает подробно, по несколько раз, переспрашивая собеседника, понял ли он. Этим может оскорбить слушателя, который может подумать, что его считают бестолковым. Любит рассказывать о своих связях, знакомствах. Легко их заводит, благодаря своей общительности и дружелюбному настрою к собеседнику. При постоянных связях требует от людей бескорыстия.

Особенности поведения. Энтузиаст (ЭСЭ, Гюго, ESFJ)

В поведении весьма демонстративен. Когда нужно чего-то добиться, так вживается в свою роль, что сам начинает в нее верить. Хотя и делает много на чистом энтузиазме, но в делах обычно находчив и практичен. Не станет покупать лишь бы что-нибудь, старается купить самое лучшее. Его легко узнать по следующей черте поведения. Из всех типов личности именно он склонен больше всего к тому, чтобы пойти назад в магазин и потребовать замены дефектного товара или возврата денег. Мастер композиции вещей. Умеет создать уют казалось бы из ничего. Вещи могут быть старые, но обязательно добротные. Строго следит за здоровьем и самочувствием своим и своих близких. Посетив врача, обязательно хочет узнать диагноз для того, чтобы самому определить методы лечения. Обожает, чтобы ему помогали, что-то делали в доме руками. Важен не результат, а сам факт, что ему помогают. Еще одна особенность, позволяющая с большой степенью уверенности определить этот социотип, невероятное гостеприимство. Всегда старается удивить гостя чем-то необычным — «пустить пыль в глаза». Тяготеет к застольям и угощениям, при этом нередко бывает навязчив. Неэкономность и бесполезная растрата энергии проявляется почти во всех делах. Вечно торопится. Постоянно перегружен делами, от многих из которых можно отказаться. Критику на этот счет переносит плохо, обижается.

"Гюго" - Этико-сенсорный экстраверт

1. Программная функция (сильная) - "Этика эмоций"
2. Творческая функция (сильная) - "Сенсорика ощущений"
3. Ролевая функция (слабая) - "Деловая логика"
4. Болевая функция (слабая) - "Интуиция времени"
5. Внушаемая функция (слабая) - "Структурная логика"
6. Активационная функция (слабая) - "Интуиция возможностей"
7. Наблюдательная функция (сильная) - "Этика отношений"
8. Демонстративная функция (сильная) - "Волевая сенсорика"

Болевая функция (4-я, слабая) - "Интуиция времени"

4-я функция, слабая - «болевая», место наименьшего
сопротивления, по болевой функции человек
болезненно воспринимает информацию
и нуждается в тактичной помощи.

Под влиянием настроения у Гюго постоянно возникают какие-то непредвиденные дела, постоянно появляется желание сделать что-то такое, чего он не планировал. Увлекаясь каким-то занятием, Гюго часто игнорирует фактор времени - ему хочется остановить время или думать, что в этот момент оно останавливается, хотя он знает, что это не так, и очень нервничает по этому поводу. Гюго постоянно испытывает желание сделать больше, чем может успеть, и, как следствие этого, постоянный страх перегрузок, перенапряжение, суета, нервозность и ощущение усталости.

Гюго очень трудно планировать свой день: график его дел постоянно сдвигается и уплотняется. Гюго боится непредвиденного расхода времени. Поэтому любой перерасход времени его раздражает. Гюго раздражает и незваный гость, и нежданный телефонный звонок, и непрошеный посетитель. Раздражает необходимость переделывать свою работу, а значит, тратить на нее лишнее время. Раздражают ожидание транспорта, пробки на дорогах, очереди в магазинах. (Не позавидуешь тому, кто перед носом Гюго пытается проскочить без очереди.) Гюго постоянно торопится и постоянно подгоняет других. Часто, когда он находится в неуравновешенном, перевозбужденном состоянии, для него свойственно какое-то лихорадочное нетерпение с нотками раздражения в голосе.

Бывает очень неприятно наблюдать, когда Гюго, едва успев прийти в гости, уже начинает куда-то спешить. Это очень мешает общению с ним - он как будто подгоняет хозяев: торопясь, выспрашивает все новости, быстро просматривает все обновки, потом устраивает суету вокруг застолья, а там уж и на часы поглядывает -домой пора! В людях его раздражают медлительность, неповоротливость, недостаточно быстрые реакции, недостаточно быстрая сообразительность.

Гюго раздражает, когда в разговоре возвращаются к теме, которую он считает для себя исчерпанной. Раздражает, когда "переливают из пустого в порожнее". Раздражает недостаточная информативность разговора - у него возникает ощущение пустой траты времени. Гюго редко удается выбрать время для чтения. Поэтому представители этого типа, в основном, читают в транспорте, в очередях, поздно ночью перед сном или рано утром перед тем, как встать. Гюго не любит книг с медленным развитием сюжета и слишком подробным изложением.

Гюго мечтает о том времени, когда сможет жить не спеша и успевать делать все, что ему хочется. Но это желание так и остается несбыточной мечтой. Гюго не всегда может позволить себе спокойно посидеть за рукоделием - его постоянно мучает ощущение нерационально используемого времени. Поэтому представители этого типа стараются совмещать все те дела, которые можно делать одновременно: если он сидит и шьет, так у него уже одновременно и стирка прокручивается, и на плите что-то варится, и по телевизору он в это время что-то смотрит, да еще и по телефону успевает отвечать. Постоянно живя в режиме повышенной деловой активности, Гюго не успевает (да и не позволяет себе) "сделать паузу", проанализировать ситуацию, увидеть ее в развитии и скорректировать свои планы на будущее.

Не способен экономно расходовать свои силы. Очень болезненно переживает, когда критикуют несвоевременность его действий. Не переносит, когда его обвиняют в непродуктивном расходе времени. Раздражается, когда его ограничивают во времени: он и так старается предельно рационально его расходовать, а если это не всегда получается, то только потому, что Гюго (как всякий "сенсорик") по собственной инициативе берет на себя дополнительные обязанности. Поэтому у него постоянно возникают какие-то непредвиденные неотложные дела.

Очень не любит опаздывать. Свою неспособность рассчитывать время старается скрыть: например, если очень сильно опаздывает на какое-то мероприятие, то часто предпочитает вовсе не пойти. Переживает, когда его критикуют за недостаточную пунктуальность. Всегда нервничает, когда ему приходится координировать время: ему очень трудно ощутить течение времени, трудно рассчитать его расход (работа, связанная с координацией времени представителям этого типа явно противопоказана). Гюго непременно желает быть в курсе всех новостей и всех событий, поскольку, как уже говорилось, его отличает активная гражданская позиция.

Его всегда интересуют намечающиеся социальные и политические перспективы, новые постоянно возникающие возможности. Постоянно надеется на перемены, которые откроют новые перспективы лично для него. Рассчитывает с помощью этих перемен решить какие-то свои личные проблемы. Гюго - оптимист, он ждет от жизни всего только самого лучшего. Поэтому непредвиденные осложнения и неприятности его страшно разочаровывают. (Гюго разочаровывают даже фильмы или книги, которые неожиданно плохо заканчиваются.) Не любит скептиков, прогнозирующих ему неприятности. Даже если сам предчувствует опасность, предпочитает не советоваться с теми, кто видит будущее только в мрачном свете.

Гюго очень старается быть дальновидным и предусмотрительным, что у него, к сожалению, не всегда получается. Поэтому любую критику по этому поводу воспринимает исключительно болезненно. Положение коренным образом меняется, когда партнером Гюго становится его дуал. Робеспьер великолепно умеет распланировать время с таким расчетом, чтобы не создавалось никаких предпосылок для перегрузок и перенапряжения. Робеспьер корректирует планы Гюго, регулирует темпы его деловой активности, создает ему режим самой оптимальной жизнедеятельности - условия, при которых высокая продуктивность работы сочетается с самым рациональным расходом времени. В плане прогнозов, Робеспьер также предпочтительнее всех других типов-"интуитов", поскольку он единственный, кто подсознательно настроен на интуитивные ощущения Гюго. Кроме того, его прогнозы всегда имеют логическое обоснование, а потому кажутся Гюго особенно убедительными, поскольку для Гюго убедительно все, что логично.

С помощью Робеспьера Гюго экономит время, необходимое на обдумывание и решение важных задач, поскольку любая мысль, которую Гюго безуспешно пытался обдумать, обосновать и понять, в изложении Робеспьера сразу становится простой, естественной и доступной для понимания. И здесь мы подходим к описанию следующей, "внушаемой" функции Гюго - логике соотношений.

*Стратиевская "Как сделать чтобы мы не расставались", МСП, 1997 г.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама