THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Достижения

Лас Касас стал известен благодаря защите интересов коренных американцев, культуру которых, особенно в карибских странах, он описывает подробно. В его описаниях «касиков» (вожди или князи), «бохиков» (шаманы или священнослужители), «ни-таи́но» (знать) и «набориа» (простые люди) четко просматривается структура феодального общества. В его книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» ( Brevísima relación de la destrucción de las Indias ), опубликованной в году, приводится яркое описание зверств, творимых в - в частности, на Карибах, в и на территориях, которые сегодня относятся к - среди которых много событий, свидетелем которых он являлся, а также некоторые события, которые он воспроизводит со слов очевидцев. В одной из своих последних книг, написанной перед самой смертью, De thesauris in Peru , он страстно отстаивает права против обращения в рабство коренного населения ранней испанской Конкистой. Книга также ставит под сомнение право собственности Испании на сокровища из выкупа, уплаченного за освобождение Атахуальпы (правителя ), а также на ценности, найденные и взятые в местах захоронений коренного населения.

Представленный королю Испании , Лас Касас объяснил, что поддерживал варварские действия, когда впервые прибыл в Новый свет, но вскоре убедился, эти ужасные деяния со временем приведут к краху самой Испании как божественное возмездие. По мнению Лас Касаса, обязанность испанцев - не умерщвление индейцев, а обращение их в христианство, и тогда они станут преданными подданными Испании. Чтобы избавить их от бремени рабства, Лас Касас предложил вместо них привозить в Америку негров из , хотя впоследствии изменил своё мнение, когда увидел влияние на негров. Во многом благодаря его усилиям в году были приняты Новые законы в защиту индейцев в колониях.

Лас Касас также написал монументальный труд «История Индий» ( Historia de las Indias ) и был редактором опубликованного судового журнала ". Он сыграл значительную роль, во время своих неоднократных поездок в Испанию, во временной отмене правил «энкомьенда»( encomienda ), которые установили фактический рабский труд в испанской Америке. Лас Касас вернулся в Испанию и со временем смог поднять большой диспут года в между Лас Касасом и сторонником колонизаторов, Хуаном Гинесом де Сепульведа (Juan Ginés de Sepúlveda ). Хотя возобладала система энкомьнда , защищаемая пользующимися ее плодами колонизаторскими классами Испании, труды Лас Касаса были переведены и переизданы по всей Европе. Его опубликованные отчеты являются центральными документами в «Черной книге» («Black Legend») зверств испанских колонизаторов. Они оказали существенное влияние на взгляды на .

Биография

По некоторым сведениям, Лас Касас происходит из обращенной семьи, то есть, семьи , обращенных в . Умер в в 1566 году.

В 1502 г. Бартоломе, получив первую церковную должность, отправился пытать счастья на Эспаньолу. Там он получил энкомьенду - надел земли с прикрепленными к нему индейцами, которые работают на энкомьендеро в обмен на защиту и образование. Так колонизаторы решали вопрос рабочей силы. Приняв сан священника в 1512 г., он продолжил деятельность энкомьендеро на Кубе.

В 1514 г. на Лас Касаса «снизошло откровение», и он отказался от энкомьенды. В 1515 г. он вернулся в Испанию, чтобы продолжить службу при дворе короля, при поддержке доминиканцев Эспаньолы. В 1519 г. в Барселоне он с блеском защитил тезис о богоданной свободе индейцев.

По возвращении в Индии он вступает в Орден доминиканцев. Находясь вдали от дел (1522-1531), он получил теологическое образование, которое очень помогло ему в будущих дебатах. Он также начал работу над своими великими произведениями, которые написал в защиту индейких цивилизаций: Historia de las Indias; Apologetica Historia.

В 1539 г. он снова вернулся в Испанию. Его влияние и влияние теологов-томистов сподвигли Карла V на принятие «Новых законов» 1542-1543 гг., которые провозглашали не только отмену рабства индейцев, но и поэтапное упразднение энкомьенды.

По возвращении в Индии в 1545 г. он был назначен епископом Чьяпаса, но не поладил с местными властями и их испанскими сторонниками.

После своего окончательного возвращения в Испанию (1547) он посвятил себя написанию научных трактатов и политической деятельности. Чтобы привлечь внимание общественности, он печатает в Севилье, без лицензии, серию полемических рассказов, в числе которых и Brevisima relation de la destruction de las Indias, мгновенно разлетевшаяся по всей Европе. Лас Касас умер в Мадриде, предположительно 18 июля.

Мазен О. Испанская Америка XVI – XVIII веков / Оскар Мазен. – М., Вече, 2015, с. 186-188.

Лас Касас, Бартоломе де (Las Casas, Bartolom de) (1474–1566), испанский историк, родился в Севилье в 1474.

Завершив занятия правом и теологией в университете Саламанки, в 1502 отправился на Санто-Доминго.

Под воздействием проповедей доминиканских монахов стал священником в 1510.

Пожалование ему энкомьенды (исп. encomienda – попечение; передача земли и номинально считавшихся свободными индейцев под «покровительство» энкомендерос, их хозяев) на Кубе в 1514 поставило его лицом к лицу с моральной проблемой обращения с индейцами. Лас Касас освободил своих рабов, а затем посвятил жизнь борьбе с самой системой энкомьенды.

Когда его усилия по улучшению ситуации ни к чему не привели, Лас Касас добился аудиенции короля Фердинанда (1515). Благожелательная реакция короля не дала никаких практических результатов, поскольку он умер в 1516, однако кардинал-регент Хименес де Сиснерос назначил Лас Касаса главным прокуратором индейцев. Именно тогда Лас Касас предложил использовать на работах вместо индейцев чернокожих рабов, в чем он впоследствии раскаивался.

Отрицательный отзыв королевской комиссии привел к приостановке проводимых им реформ, однако в 1520 Лас Касас получил от императора Карла V разрешение возглавить хозяйство со свободными работниками-индейцами. Этот эксперимент провалился, и в 1523 бывший реформатор стал доминиканским монахом в Санто-Доминго.

В 1527 Лас Касас начал писать монументальную хронику История Индий (Historia de las Indias). Этот главный труд своей жизни он создавал в течение 37 лет.

В то время уже существовали законы, запрещавшие жестокое обращение с индейцами и новые энкомьенды, однако они не соблюдались. Лас Касас вновь начал борьбу в 1530, когда вышел указ о запрещении энкомьенды в Перу, который тоже не соблюдался.

В 1536 власти Гватемалы, надеясь унять не знавшего устали «апостола индейцев», предложили ему абсолютную власть над Тецелутланом в Гватемале, если он сможет подчинить туземцев этой области мирными средствами. Здесь Лас Касасу сопутствовал успех, однако в 1538 руководство ордена отозвало его, а в 1539 он был послан в Испанию. В Испании Лас Касас написал ряд радикальных мемориалов, основанных на идеях естественного равенства и права народов.

В 1541 он написал гневную диатрибу против конкистадоров под названием Кратчайшее сообщение о разрушении Индий (Brevsima relacin de la destruccin de las Indias). Это сочинение оказало большое воздействие на императора Карла V, который 21 ноября 1542 принял свод законов, запрещавших энкомьенду и порабощение индейцев, и сделал Лас Касаса епископом Чиапаса в Мексике. Однако новые законы не выполнялись и были отменены в 1544.

Лас Касас оставил свой пост и вернулся в Испанию. Последующие 22 года он продолжал неустанно бороться за права индейцев.

Обширный труд История Индий с 1492 до 1520 (Historia general de las Indias desde 1492 hasta 1520, 1877–1879) был опубликован лишь в 19 в.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Лас Касас (Las Casas), Бартоломе де (1474 - 31.VII.1566) - испанский гуманист, историк и публицист. Окончил Саламанкский университет. С 1502 года - плантатор на острове Гаити. В 1511-1514 годы - капеллан отрядов Веласкеса на Кубе, в 1519-1521 годы - миссионер в Венесуэле, в 1530-х годах - в Гватемале. В 1544-1550 годы - епископ Чиапас (Мексика). В 1551 году вернулся в Испанию. Лас Касас активно выступал в защиту угнетенных индейцев, обличая колониализм и рабство, боролся за ликвидацию энкомьенды. В трактате "О единственном способе приобщения всех народов к истинной религии" ("Del unico modo de atraer a todos los pueblos a la verdadera religion", Mexico, 1942) утверждал, что никому нельзя навязывать веру силой, позже пришел к признанию справедливости вооруженного сопротивления индейцев захватчикам. Написал ряд трудов по истории и этнографии Центральной и Южной Америки, которые являются ценными источниками по истории открытия Америки и захвата ее Испанией.

В. Л. Афанасьев. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Brevíssima relación de la destrucción de las Indias, México, 1957, Historia de las Indias, v. 1-3, México, 1951, Отрывки в рус. пер. в кн.: Путешествия Х. Колумба, M., 1961, с. 304-38, 397-422; Apologética historia de las Indias, Madrid, 1909.

Литература: Альперович М. С., К характеристике Лас Касаса, "ВИ", 1964, No 10, Афанасьев В. Л., Обличитель колонизаторов Б. де Лас Касас, в кн.: Глобус, Л., 1962, его же, Легенда о "неизвестном кормчем", в кн.: Путешествия и географические открытия в XV - XIX вв., М.-Л., 1965, Hanke L. y Giménez Fernandez M., Bartolomé de Las Casas, 1474-1566. Bibliografía crítica, Santiago de Chile, 1954, Hanke L., Aristotle and the American Indians, N. Y., 1959, Chaunu P., Las Casas et la première crise structurelle de la colonisation espagnole, "RH", 1963, t. 229, r. 59-102, Salas A. M., Tres cronistas de Indias, México, 1959.

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Испании (биографический справочник)

Сочинения:

Brevíssima relación de la destrucción de las Indias, México, 1957,

Historia de las Indias, v. 1-3, México, 1951,

Отрывки в рус. пер. в кн.: Путешествия Х. Колумба, M., 1961, с. 304-38, 397-422;

Apologética historia de las Indias, Madrid, 1909.

Литература:

Лас Касас Б. История индейцев. – В кн.: Путешествия Х.Колумба. М., 1961

Бартоломе де Лас Касас. М., 1966

История литератур Латинской Америки, т. 1. М., 1985

Бартоломе де Лас Касас


От редакции

Завоевание Индий (так испанцы называли Южную и Центральную Америку) изображается реакционными испанскими историками как великая цивилизаторская миссия. Однако дошедшие до нас свидетельства участников и очевидцев завоевания решительно опровергают эту легенду. Особое место среди таких свидетельств занимает книга Бартоломе де Лас Касаса (1474–1566) «История Индий».

Основываясь на виденном и пережитом, писатель-гуманист Лас Касас показывает, что завоевание Индий представляло собой серию захватнических войн, сопровождавшихся массовым истреблением коренного населения - индейцев и хищническим разграблением природных богатств Латинской Америки. Проникнутая искренним сочувствием к индейцам, книга Лас Касаса содержит также обстоятельную характеристику их быта, нравов и культуры.

Книга Лас Касаса очень велика по объему, и опубликовать ее полностью не представляется возможным. В связи с этим составители отобрали для настоящего издания только те книги и главы «Истории Индий», в которых автор излагает события, непосредственно связанные с завоеванием Центральной и Южной Америки.

Именно поэтому опущена вся первая книга, посвященная предыстории и истории завоевания Нового Света. Хотя эта книга представляет большой интерес, поскольку ее автор является одним из наиболее информированных историков открытия Америки, но в отличие от последующих книг повествование в первой основывается не на личных наблюдениях, а на литературных источниках и архивных материалах. К тому же история открытия Америки представляет собой самостоятельную проблему, и читатели, интересующиеся этим вопросом, имеют возможность познакомиться с фрагментами первой книги «Истории Индий» в специальном издании (Путешествия Христофора Колумба. Дневники. Письма. Документы. Изд. 4-е. М., 1961, стр. 304–341, 397–425).

Во второй и третьей книгах опущены те главы, в которых содержатся данные о пребывании Лас Касаса при испанском дворе, обширные исторические экскурсы и т. д.

Перевод «Истории Индий», осуществляемый в таком объеме впервые, выполнили: Д. П. Прицкер (книга II); А. М. Косс (книга III, главы 3–25, 109–167); З. И. Плавскин (книга III, главы 26–67); Р. А. Заубер (книга III, главы 68–108).

Примечания подготовили З. И. Плавскин и Д. П. Прицкер. Указатели - З. И. Плавскин.

В. Л. Афанасьев

Бартоломе де Лас Касас и его время

Рубежи больших исторических эпох всегда бывают периодами необычайно ускоренного, интенсивного развития общества, - периодами, когда все сферы человеческого бытия и сознания подвергаются грандиозной ломке, когда бурные революционные сдвиги, широко развертываясь в пространстве, оказываются максимально сжатыми во времени, когда все противоречия действительности достигают невиданной остроты и силы, преломляясь в судьбах классов и государств, целых народов и отдельных лиц. Лишь изредка такие рубежи эпох совпадают с рубежами столетий. Так было на грани XV и XVI веков, в течение нескольких десятилетий, оказавшихся переломными между средневековьем и новым временем.

Капиталистический способ производства, рождавшийся в тесных рамках уходящего строя, вызвал к жизни два класса - буржуазию и пролетариат, антагонистов еще более непримиримых, чем классы старого общества - феодалы и крестьянство. При этом прежние антагонизмы не были вытеснены новыми, а надолго остались рядом с ними, необычайно усложнив социальный облик европейского общества.

Новый эксплуататорский класс нес с собой многогранную и яркую культуру. Были созданы великие общечеловеческие ценности, наука и практика семимильными шагами двинулись вперед; казалось, что перед всем населением планеты открываются невиданные горизонты.

Но утонченная культура Возрождения сосуществовала с крепостной кабалой, полурабством и самым настоящим рабством десятков миллионов людей, а многие грандиозные предприятия того времени, раздвигавшие границы человеческого познания, нередко осуществлялись самыми варварскими методами и сопровождались кровавыми истребительными войнами.

Противоречие это особенно ярко проявилось в той важнейшей и неотъемлемой (а в ряде отношений - и определяющей) стороне многогранной действительности эпохи Возрождения, которая носит название Великих географических открытий. Эпитет «Великие» вполне ими заслужен: в результате этого удивительного по своей смелости, быстроте и размаху коллективного подвига мир «сразу сделался почти в десять раз больше. И вместе со старинными барьерами, ограничивавшими человека рамками его родины, пали также и тысячелетние рамки традиционного средневекового способа мышления». Но этот выросший на глазах одного поколения мир оказался миром невиданного по своим масштабам разбоя, порабощения и истребления целых народов. Наряду с героикой заря нового времени вобрала в себя зловещие краски старых и новых форм насилия.

Трагедия эпохи состояла в том, что одновременно с познанием вселенной и соединением разобщенных ветвей человечества - величайшим торжеством разума, сильнейшим толчком к новому подъему науки - на арену истории вышел отвратительный спутник зарождавшегося капиталистического строя - колониализм.

«…Это был тот „неведомый бог“, который взошел на алтарь наряду со старыми божествами Европы и в один прекрасный день одним махом всех их выбросил вон. Колониальная система провозгласила наживу последней и единственной целью человечества», ее появление означало, что «капиталистическое производство… вступило в стадию подготовки к мировому господству».

Зачинателями великих морских экспедиций, которые столь быстро привели к революционному перевороту в экономике Европы и в воззрениях европейцев на облик планеты, оказались Испания и Португалия, чья роль в мировой истории была до той поры сравнительно скромна. Случилось так, что именно эти страны, народы которых только что проявили удивительное, достойное преклонения упорство и мужество в долгой борьбе с чужеземными - арабскими - завоевателями, выступили теперь застрельщиками колониального разбоя.

И вот Испания, та страна, которая начала познание Западного полушария и одновременно снискала себе позорнейшую славу родоначальницы наиболее бесчеловечных форм колониализма, дала (среди целой плеяды довольно ординарных хронистов) едва ли не самого своеобразного историка своего времени. Он оказался одним из немногих летописцев той эпохи, которые донесли до нас суровую и неприкрашенную правду о чудовищной действительности первых десятилетий колониальной экспансии. В эпоху невиданного разгула самых низменных страстей он сумел подняться над предрассудками своего класса и по-своему, в своеобразной, обусловленной особенностями его эпохи и мировоззрения форме, возвысить голос в защиту первых жертв колониализма, в защиту угнетенных и обездоленных.

Этим историком был Бартоломе де Лас Касас. Он родился за пять лет до объединения Кастилии и Арагона - события, которое сразу выдвинуло Испанию в ряды европейских держав первого ранга, а умер девяносто два года спустя, когда уже была создана испанская колониальная империя и обнаружились первые признаки ее будущего краха.

Бартоломе де Лас Касас (1474–1566).

Гравюра Хосе Лопеса Энкиданоса.


Подводя итоги своего жизненного пути, Гете сказал: «У меня огромное преимущество благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события, и они не прекращались в течение всей моей длинной жизни…». Эти слова могут быть с полным правом отнесены и к Бартоломе де Лас Касасу.

Источники наших сведений о жизни Бартоломе де Лас Касаса, особенно о ее первых трех десятилетиях, весьма скудны. Каких-либо документов, прямо указывающих на место и время его рождения, не сохранилось. Однако есть все основания утверждать, что будущий историк родился в столице Андалусии - Севилье. Об этом свидетельствуют не только почти все его биографы, но и он сам.

Точная дата рождения Лас Касаса не установлена. Однако поскольку достоверно известно и подтверждено документами, что хронист умер в 1566 г. и что при этом ему шел 92-й год, очевидно, что родился он в 1474 г. Дата эта безоговорочно принимается подавляющим большинством биографов Лас Касаса.

Бартоломе де Лас Касас был сыном дворянина Педро де Лас Касаса и его жены Беатрисы, урожденной Маравер-и-Сехарра. Согласно семейным преданиям, подтверждаемым некоторыми хрониками, далекие предки Лас Касасов - знатные французские дворяне - прибыли в Андалусию еще в первой половине XIII века из области Лимузен (Южная Франция) для участия в войнах реконкисты. В XIII–XIV веках Касасы фигурировали в числе знатнейших фамилий Севильи, располагали немалыми богатствами, занимали крупные посты в местной администрации. Но к середине XV века род Касасов обеднел, утратил значительную часть былого веса, и к моменту рождения Бартоломе его отец занимал сравнительно скромный пост судьи в Триане - плебейском, демократическом предместье Севильи, населенном по преимуществу морским и портовым людом, а также ремесленниками.

Известен своей борьбой против зверств в отношении коренного населения Америки со стороны испанских колонистов.

Бартоломе Де лас Касас
Дата рождения […]
Место рождения
Дата смерти 18 июля
Место смерти
  • Мадрид , Испания
Страна
  • Испания
Род деятельности писатель , монах нищенствующего ордена , богослов , хронист , юрист , историк , правозащитник , католический священник
Автограф
Бартоломе Де лас Касас на Викискладе

Биография

Лас Касас, как было установлено в 1970-е годы, родился в 1484 году в Севилье , хотя традиционно указывался 1474 год . Его отец, Педро де Лас Касас, купец, происходил от одной из семей, мигрировавших из Франции и основавших город Севилью; фамилия также писалась «Касаус» (Casaus ) По мнению одного биографа, лас Касас происходит из обращённой семьи, то есть семьи евреев , обращённых в христианство , хотя другие исследователи считают лас Касасов древними христианами, мигрировавшими из Франции .

Со своим отцом Педро эмигрировал на карибский остров Эспаньола в 1502 году. Через восемь лет стал священником и работал миссионером в племени араваков (таи́но ) на Кубе в 1512 году . 30 ноября 1511 г он услышал проповедь доминиканца , обвинявшего конкистадоров в негуманном отношении к коренным жителям. Этот день стал поворотным в жизни Бартоломе - он начинает борьбу за права индейцев. Предпринятой им в -1521 годах попытке создать более справедливое колониальное общество в Венесуэле воспрепятствовали соседи-колонизаторы, которые смогли организовать восстание коренного населения против него. В 1522 году он вступил в доминиканский орден .

Лас Касас, разделявший гуманистические убеждения Франсиско де Виториа , прославился благодаря защите интересов коренных американцев, культуру которых, особенно в карибских странах , он описывает весьма подробно. В его описаниях «касиков» (вожди или князи), «бохиков» (шаманы или священнослужители), «ни-таи́но» (знать) и «набориа» (простые люди) четко просматривается структура феодального общества.

В его книге «Кратчайшая реляция о разрушении Индий» (исп. Brevísima relación de la destrucción de las Indias ), опубликованной в 1552 году , приводится яркое описание зверств, творимых конкистадорами в Америке - в частности, на Антильских островах , в Центральной Америке и на территориях, которые сегодня относятся к Мексике - среди которых много событий, свидетелем которых он являлся, а также некоторые события, которые он воспроизводит со слов очевидцев.

В одной из своих последних книг, написанной перед самой смертью, De thesauris in Peru , он страстно отстаивает права коренных жителей Перу против обращения в рабство коренного населения ранней испанской Конкистой . Книга также ставит под сомнение право собственности Испании на сокровища из выкупа, уплаченного за освобождение Атауальпы (правителя инков), а также на ценности, найденные и взятые в местах захоронений коренного населения.

Представленный королю Испании Филиппу II , лас Касас объяснил, что поддерживал варварские действия, когда впервые прибыл в Новый Свет, но вскоре убедился, эти ужасные деяния со временем приведут к краху самой Испании как божественное возмездие. По мнению лас Касаса, обязанность испанцев - не умерщвление индейцев, а обращение их в христианство, и тогда они станут преданными подданными Испании. Чтобы избавить их от бремени рабства, лас Касас предложил вместо них привозить в Америку негров из Африки , хотя впоследствии изменил своё мнение, когда увидел влияние рабства на негров. Во многом благодаря его усилиям в 1542 году были приняты Новые законы в защиту индейцев в колониях.

Лас Касас также написал монументальный труд «История Индий» (исп. Historia de las Indias ) и был редактором опубликованного судового журнала Христофора Колумба . Он сыграл значительную роль, во время своих неоднократных поездок в Испанию, во временной отмене правил «энкомьенда » (исп. encomienda ), которые установили фактический рабский труд в испанской Америке. Лас Касас вернулся в Испанию и со временем смог поднять большой диспут 1550 года в Вальядолиде между Лас Касасом и сторонником колонизаторов, Хуаном Гинесом де Сепульведа (Juan Ginés de Sepúlveda ).

Хотя возобладала энкомьенда , которая была выгодна высшим слоям испанских колонизаторов, труды Лас Касаса не пропали даром. Они были переведены и переизданы по всей Европе. Его опубликованные отчёты стали ядром чёрной легенды о зверствах испанских колонизаторов. Они оказали существенное влияние на представления Монтеня о Новом свете и способствовали складыванию в европейской литературе образа индейца как благородного дикаря .

Труды

Память

См. также

Примечания

  1. Bartolomé de las Casas - 1999.

Испанский гуманист, религиозный деятель, миссионер и публицист, автор многочисленных трудов о несправедливости применения насилия по отношению к коренным жителям Америки. Вошел в историю как «защитник индейцев ».

Родился в городе Севилья в семье торговца. Отец Л.К. участвовал во второй экспедиции Христофора Колумба в 1493 г. Л.К. получил юридическое образование в Саламанкском университете и затем принял духовное звание.

В 1502 г. Л.К.вместе с отцом прибыл на о-в Эспаньола (совр. остров Гаити) в составе экспедиции Николаса де Овандо, где получил энкомьенду. В 1506 принял сан священника.

В 1511 г. отплыл на Кубу в качестве капеллана Панфило де Нарваэса участника завоевательного похода с целью покорения острова.

Жесткости испанцев по отношению к индейцам Эспаньолы и Кубы, свидетелем которых стал Л.К., заставили его полностью пересмотреть свои взгляды. В 1514 г. Л.К. публично отказался от энкомьенды и нажитого им состояния и в следующем году вернулся в Испанию.

В Испании Л.К. представил регенту кардиналу Сиснеросу «Памятную записку о притеснениях», в которой отстаивал ненасильственные методы колонизации Америки и обращения индейцев в христианство .

После этого, в том же 1516 г. Л.К. был назначен «Защитником всех индейцев Индий». В обязанности Л.К. входило информирование властей о любых притеснениях, совершенных по отношению к индейцам, сопротивление его действиям каралось штрафом.

Вернувшись в американские владения Испании Л.К. предпринял ряд неудачных попыток осуществления своего проекта мирной колонизации сначала на территории современной Венесуэлы (1520-е гг), а затем на территории Гватемалы.

В 1523 Л.К. вступил в монашеский орден доминиканцев.

В 1526 г. Л.К. начал работу над своим основным трудом «Всеобщая история Индий», в которой подчеркивал природное равенство индейцев и испанцев, резко осудил зверства конкистадоров и поставил под сомнение законность насильственного присоединения американских территорий к Испании.

В 1540-1542 гг. Л.К. участвовал в создании «Новых законов о хорошем обращении с индейцами», существенно ограничивавших права владельцев энкомьенд.

В 1542 г. Л.К. представил Карлу V свое самое известное сочинение «Кратчайшее сообщение о разграблении Индий», вызвавшее бурную полемику среди его современников.

В 1543 г. Л.К. был назначен епископом провинции Чьяпас (современный штат Чьяпас на юге Мексики), но из-за постоянных конфликтов с испанскими поселенцами был вынужден вернуться в Испанию.

В 1550 г. состоялся получивший большую известность публичный диспут между Л.К. и известным гуманистом и теологом Хинесом де Сепульведой о легитимности испанского завоевания Центральной и Южной Америки. Сепульведа утверждал, что завоевание было вполне легитимно, в силу того, что индейцы являются рабами по природе с врожденными наклонностями к антропофагии и гомосексуализму ("противоестественным" грехам с точки зрения тогдашнего права). Л.К. защищал свой тезис о природном равенстве индейцев с испанцами и незаконности любого насилия против них.

Умер в доминиканском монастыре Аточа (Мадрид). С 2000 года начался процесс канонизации Л.К.

Сочинения :

История Индий. Л.,1968

Brevísima relación de la destrucción de las Indias, Madrid, 2001. 156 с.

Иллюстрация:

Портрет Бартоломе де Лас Касаса кисти испанского художника Франсиско Торрихоса. Библиотека Института Колумба в г. Севилья.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама