THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Южно-Африканская республика — удивительный край, в котором тесно сплелись культуры множества народов. Но самое главное — все они приобрели ни на что не похожий африканский колорит. Именно эта загадочная самобытность древней земли привлекает тысячи туристов и студентов, приезжающих на обучение или на летние языковые курсы в ЮАР , несмотря на непростую обстановку в стране.

История

Человек появился в Африке так давно, что ученые даже не могут назвать точную дату. Однако считается, что именно в Африке человек и появился как вид. Из менее древней истории известно, что южные территории занимало несколько племён, среди них банту и готтентоты.

Европейцы в первый раз заглядывают в Южную Африку по пути в Индию, неистовое желание достичь которой, способствовало открытию множества новых земель. В 1487 году португалец Бартоломеу Диаш добирается до крайней точки континента и называет его Мыс Бурь, или Штормов, впоследствии получивший более звучное имя — Мыс Доброй Надежды...надежды всё-таки найти желанные индийские берега.

В XVII и XVIII на континенте гостят голландцы. Они основывают здесь продовольственную базу для кораблей Ост-Индийской компании, привозят рабов с Мадагаскара и Индонезии. В дальнейшем здесь вырастет Кейптаун, а пока пребывают другие европейцы и формируется новая нация — африканеры, они же буры.

Когда на другом материке Наполеон захватывает Нидерланды, Англия начинает волноваться о том, чтобы африканские земли не достались противнику, и отправляет туда войска. Дело решается мирным путём и колония остаётся у голландцев. Однако в 1806 году она всё-таки отходит в собственность британской короны. Буры, недовольные такой ситуацией, уходят вглубь континента.

Там они основывают 2 государства: Оранжевое свободное государство и Южно-Африканскую республику (Трансвааль). Вскоре в этих местах открываются месторождения золота и алмазов, что, естественно, не могла оставить без внимания Великобритания. Она предлагает бурам объединиться в Южно-Африканскую Конфедерации, но получает отказ и попросту аннексирует Трансвааль, впрочем, без особого сопротивления.

Однако уже в 1880 году недовольство буров притеснениями выливается в Первую англо-бурскую войну. Трансвааль снова получает независимость и проблемы, вызванные притоком иммигрантов на драгоценные месторождения, которых Англия стремится сделать своими союзниками.

Через 19 лет после первой разгорается Вторая англо-бурская война, в результате которой буры подверглись жестоким и разрушительным репрессиям, вплоть до создания концентрационных лагерей для детей и женщин. В 1902 году война оканчивается мирным договором.

В 1910 году создаётся Южно-Африканский союз с тремя столицами, чтобы никого не обидеть: в Кейпауне, Претории и Блумфонтейне (Капская провинция, Трансвааль и Оранжевое государство соответственно). В 1931 году Союз получает статус самостоятельного государства.

Дальнейшая история Южной Африки для белых и чёрных развивается по-разному — в стране принимается политика апартеида. Население делится по расовому признаку и получает соответствующие права (или не получают практически никаких, как в ситуации с чёрными).

Последние выселяются в бантустаны — небольшие поселения с низким уровнем мед.обслуживания, образования и отсутствием рабочих мест, и получают запрет на пребывания в местах «для белых». Фактически власти стремятся к тому, чтобы очистить ЮАР от чернокожего населения.

Апартеид осуждается большинством стран, и в 1994 году правительство вынужденно отказывается от него, уравняв в правах всё населения государства.

Культура и традиции

Культура ЮАР древняя и пёстрая, как бусы африканок. Каждое пламя внесло в неё что-то уникальное, как и европейцы, со временем ставшие полноценной частью африканского народа.

Живопись

Корни изобразительного искусства страны корнями уходят буквально в пещеры и гроты Драконовых гор. Именно здесь ещё 10 тысяч лет назад древние художники оставили свои первые рисунки.

Примитивные фигурки людей переместились с пещерных сводов на полотна современных африканских художников, где обрели реалистичные черты непростой жизни чёрного населения ЮАР. В XX веке здесь развивается течение «искусство тауншипов».

Тауншипы — это закрытые кварталы чёрных, в которых первые темнокожие художники начинают писать свои работы, среди них Мхлаба Думиле-Фени и Эфраим Нгатане.

Литература

Африканские земли богаты фольклором: мифами и легендами местных племён, непременно связанных с природой, и передающихся из уст в уста не одну сотню лет.

Сегодня авторы пишут социальные и исторические очерки, романы, повести и сказки для детей; получают престижные мировые премии. Надин Гордимер и Джон Майкл Кутцие удостоились Нобелевских премий в области литературы.

Музыка

Музыка сопровождала африканских охотников тысячи лет назад и сегодня она является непременным атрибутом культуры ЮАР. В первую очередь Африка ассоциируется у нас с барабанами. Но если в Европе на барабанах играют, то в Африке с ними разговаривают.

Разговаривают на особом языке, который понимают все, кто родился и вырос на континенте, впитав в себя тысячелетние музыкальные традиции. Существует теория, что барабанные партии представляют собой звуковую интерпретацию языка и способны передавать сообщения на расстоянии. Неудивительно, что барабанщик имел в племени особый статус.

Пристального внимания заслуживают непохожие друг на друга и одинаково наполненные Африкой песни разных народов. Так, матабеле и шона, например, используют полифонические приёмы, когда певцы поют не в голос. В XX веке здесь возникли стили квела, мбубе, джайв.

Сегодня африканцы виртуозно играют на саксофоне, гитаре, арфе и, конечно же, барабанах; выступают соло и хоровым пением, исполняют оперные партии и получают престижные награды, например, Грэмми. Нередко музыкантов приглашают в европейские или американские группы, и тогда в привычной музыке вдруг начинает слышится горячий ветер саванны.

Национальные ремесла

Как и во всем мире, процесс урбанизации уничтожает национальную культуру, зародившуюся в бушах Африки. Однако, студенты, приезжающие на учёбу в ЮАР , всё ещё могут увидеть и купить уникальные суверенные, которые умеют делать только здесь.

Например, маски, вырезанные из дерева и отполированные, различные предметы из дерева и кости с витиеватой резьбой, выделанные шкуры. У каждого народа есть свои традиции и уникальные приёмы прикладного искусства.

Например, южные ндбеле стены жилища украшают замысловатой росписью. Она не только украшает «семейное гнездо», но и рассказывает о его обитателях. Много интересного может поведать и вышивка бисером народа зулу, если научиться её «читать».

Местные умельцы также создают разные изделия из керамики, плетут из всевозможных материалов, ткут и обрабатывают металлы.

Государственный язык

Сегодня в ЮАР 11 официальных языков: зулу, коса, африкаанс, английский, венда, южный ндебеле, тсвана, свати (свази), северный сото (сепеди), южный сото (сесото), тсонга.

Студентам, собирающимся на обучение или языковые курсы в Южную Африку , не стоит пугаться такого языкового разнообразия. Межэтническим языком в стране считается английский и по распространённости находится на 5_м месте.

Интересен язык африкаанс. Он сформировался вместе с нацией буров и представляет собой диалект нидерландского, смешавшегося в другими наречиями.

Население

По данным 2013 года, в Южно-Африканской республике проживает около 53 миллионов человек. Примерно 9% населения белые, 80% чернокожие, 8% метисы, или «цветные» (представители смешанной расы, в жилах которых течёт кровь европейцев, малайцев, чернокожих африканцев и, вероятно, ещё чья-нибудь), 3% азиаты, в основном индийцы.

Белое население концентрируется в крупных городах: Кейптауне, Йоханнесбурге, Дурбане, Претории.

Местные дружелюбно относятся к туристам и студентам, приезжающим учиться в университеты и языковые школы ЮАР. Однако крайне нежелательно посещать районы, где живут преимущественно чернокожие, и гулять в одиночестве по ночам.

В разговорах не нужно затрагивать политические темы и апартеид. В вечерних заведениях молодым людям нежелательно не знакомиться с местными чернокожими девушками.

Кухня и традиционные блюда

Представители разных национальностей привезли в Африку не только язык, но и кулинарные традиции, а некоторые даже целые блюда.

Если вы приедете на и захотите отведать национальной кухни, выбирайте эти блюда:

  • пап — каша из кукурузной муки, которая подаётся на завтрак с молоком и сахаром, на обед и ужин с сосисками и томатной пастой;
  • битлонг — вяленое мясо антилопы, буйвола, коровы или страуса - может подаваться в любое время, его же вы обнаружите в своей пицце, бутерброде, салате и в качестве закуски;
  • браай — это всё, что можно поджарить на углях: мясо, сосиски, рыба, лобстеры, овощи, хлеб и остальное — браай не только подают и готовят везде, но и проводят соревнования по этому способу готовки;
  • бабути — мясной фарш, который запекается со стеблями водных лилий, рисом, изюмом, сладким картофелем, пропитывается карри и молоком;
  • маринованная рыба или рыба с картошкой фри (да-да, совсем как Fish `n` Chips, только с местным колоритом);
  • куксистерс — косички из теста, обжаренные в масле и пропитанные сахарным сиропом — сладкое блюдо, которое подают на чаепитиях;
  • мелктерт — десерт, приготовленный из сливок и кислого молока с добавлением яиц, муки и корицы.

Национально любимыми напитками являются пиво и вино. Местные вина ничем не уступают лучшим французским. Здесь даже выращивают уникальный сорт винограда «Пинотаж», из которого потом делают красное вино.

Пиво в Африке тоже необычное. Самыми популярными видами являются пиво, которое варят с добавлением кукурузной муки, и имбирное.

Приехав на учёбу в Южную Африку , вы сможете попробовать необычный чай ройбуш : красный или зелёный. Кустарник, из которого его готовят, произрастёт только в одном месте на планете и обладает богатыми целебными свойствами. Подают чай в чистом виде, с молоком, сахаром или мёдом.

Система образования

Школьное образование в ЮАР представлено государственными и частными школам. Вторых всего около 10% от общего числа.

На образование из бюджета страны тратится почти 20%, поэтому во многих школах образование бесплатное, в некоторых родителям пока приходится нести дополнительные расходы.

В государственных школах ученики обязаны придерживаться стандартов: носить форму и строгие причёски, не пользоваться косметикой. В частных школах всё зависит от политики управления, но обычно правила помягче.

Примечательно, что учебные пособия для южноафриканских школьников издаются на всех 11 языках страны. Учебный год длится с января по декабрь.

  • Начальная школа

В ЮАР дети начинают школьное обучение в возрасте 6 лет. Начальный курс длится 7 лет и разделен на несколько ступеней. По окончании очередной ступени ученики сдают экзамены, однако их результаты не влияют на переход на следующую.

  • Средняя школа

Ученики переходят в среднюю школу в возрасте 13 и заканчивают её в 17-18 лет. Этот курс предполагает углублённое изучение языков и естественно-научных дисциплин. Средние школы делятся на несколько типов. Ученики могут продолжать академическое или получить профессиональное образование.

По окончании курса на основании экзаменов выдаётся Национальный аттестат о получении среднего образования. С этим документом выпускники могут рассчитывать на поступление в вуз.

  • Высшее образование в ЮАР

В стране несколько видов заведений для послешкольного образования: университеты и техниконы (заведения с технических уклоном).

Обучение включает 3 ступени:

  1. Undergraduate длится от 3 до 6 лет, по окончании студенту присваивается степень Бакалавра.
  2. Postgraduate длится 2-3 года, студент получает степень Мастера.
  3. Чтобы получить звание Доктора нужно пройти двухгодичное обучение.

Требования к поступающим в вузы разнятся. Базовые условия: аттестат или диплом об окончании школьного обучения. Дополнительно может понадобиться сдать вступительные экзамены, предъявить портфолио, пройти собеседование.

Русским абитуриентам необходимо сдать экзамены на владение английским языком, так как обучение в вузах ведётся именно на нём: TOEFL или IELTS-тест. Если уровень абитуриента недостаточный, можно пройти курсы при университетах или записаться в одну из языковых школ в ЮАР.

Сложности могут возникнуть у студентов, желающих подработать. Рабочие места, не требующие квалификации, в основном, заняты местным чернокожим населением. Впрочем, всегда есть шанс устроиться на младшую должность по профилю обучения.

Известные университеты ЮАР:

  • Преторийский университет (University of Pretoria) в Йоханнесбурге — самый крупный вуз страны с более чем столетней историей, обучает 38 тысяч студентов (в первый год их было всего 32 человека);
  • Кейптаунский университет (University of Cape Town) — один из ведущих вузов ЮАР, существующий уже более 140 лет и обучающий более 20 тысяч студентов.

Высшее образование в ЮАР неплохо котируется во всём мире, а основные университеты ничем не уступают крупных вузам Европы и Америки.

Транспортная сеть

В ЮАР транспортная сеть хорошо развита и представлена всеми видами транспорта.

Авиаперелёты осуществляются между всеми крупными городами страны. Национальная компания South African airways. Если вы хотите сэкономить, поищите предложения компаний Mango и Kulula.

Поездку по железной дороге стоит выбирать тем, кто никуда не торопится. Стоимость сопоставима с передвижением на автобусах, а дорога занимает больше времени. Пригородными электричками пользоваться не рекомендуется в принципе.

Самый популярный автобусный перевозчик — компания Intercape. Она предлагает комфортабельные автобусы и приемлемые цены на билеты, хотя они и выше, чем у более мелких перевозчиков. Чтобы сэкономить, загляните на сайт компании и поищите специальные предложения.

Климат и погода

Из-за обширной территории климат в разных регионах Южной Африки может отличаться и по температуре, и по уровню влажности.

Весной в ЮАР начинается период цветения. Температура поднимается с августа. Днём она может достигать +20 градусов, но вечерами все ещё прохладно: +9…+12 градусов. В глубине континента становится ветрено.

Лето начинается в октябре. Температура днём держится в диапазоне +25…+35 градусов, а ночью опускается до +15, идут дожди. Если вы, приехав на учёбу или языковые курсы в ЮАР , решите отправиться в горы, берите больше тёплой одежды — ночью здесь даже летом может быть ниже нуля.

Осень длится недолго, примерно с апреля по май. Днём температура держится в пределах +20…+23 градуса, ночью около +12. Утром густые туманы.

Зима длится с июня по август. Дневная температура колеблется от +10 до +20 градусов. В горах выпадает снег.

Национальная валюта

Официальная валюта ЮАР — южноафриканский рэнд, или ранд. 1 рэнд равен 100 центам. Банкноты выпускаются номиналом 10, 20, 50, 100 и 200 рэндов. Монеты: 5, 10, 20, 50 центов, 1, 2 и 5 рендов. Если вы хотите купить товар, цена которого не кратна 5 центов, стоимость округляется в меньшую сторону.

В большинстве заведений в городах можно рассчитываться с помощью карт. Чаевые принято оставлять в размере 10% от счёта в ресторанах, в такси округлить сумму счёта, а носильщику давать 5 рэндов за каждый ваш чемодан.

В ЮАР можно без проблем обменять на национальную валюту доллары и евро. Банки работаю преимущественно в первой половине дня всю неделю, кроме воскресенья. При обмене обязательно просите и сохраняйте квитанции, они могут пригодиться для обратного обмена, когда ваше обучение в ЮАР закончится.

Доступ к образованию является одним из основных прав человека. Между тем, в некоторых районах Африки граждане не имеют даже базового уровня знаний. Отсутствие образования способствует углублению нищеты, распространению инфекционных заболеваний, а также растущей неграмотности.

Африка является не только вторым по величине континентом земного шара, но и наиболее внутренне разнообразным. Африка имеет самый высокий уровень рождаемости в мире, и в то же время самый низкий уровень ВВП на душу населения. Добавим к этому, что Африка является самым бедным континентом, борющемся со многими бедствиями, такими как СПИД, голод и бесконечно продолжающиеся войны. Поэтому не удивительно, что местные системы образования оставляют желать лучшего. По данным 2011 года, в Африке проживает более миллиарда человек: более пятидесяти национальностей, тысячи народов и племен, говорящих на более чем тысячи языках мира. Из-за этого комплексный подход к проблеме образования является сложной задачей.

По статистике, половина населения Африки не умеет читать. Неграмотность более распространена у женщин, чем мужчин. Если девушка забеременеет, то вопрос сможет ли она читать и писать, становится второстепенным для нее. Главное, чтобы она была готова для выполнения домашних обязанностей. Другие данные говорят о 26% детей, которые совсем не начинают обучение, а из более 70% тех, кто имеет доступ к образованию, только половина завершают обучение в начальной школе. Дело в том, что во многих африканских странах, дети вынуждены работать. Они не имеют ни времени, ни условий для того, чтобы учиться. Большая проблема для африканских школ – это переполненные классы, где число учеников на одного учителя достигает 80 человек. Они лишены элементарных школьных принадлежностей и учебников. У большинства семей нет денег даже на канцтовары, не говоря уже о том, чтобы нанять преподавателя для дополнительных занятий - репетитор английского языка или по математике доступен, по сути, только европейцам.

Школы в Замбии.

Не все дети, проживающие в Замбии, имеют доступ к начальному образованию. Есть несколько причин такой трагедии. Во-первых, школ все еще слишком мало, и расположены они далеко от дома. Чтобы добраться до школы иногда нужно идти огромные расстояния, порой достигающие 20 км. Во-вторых, не все родители могут позволить себе устроить ребенка в школу. И хотя обучение в 1-7 классе бесплатно, в самых бедных семьях предпочитают, чтобы ребенок работал, а не терял время, получая знания. В последние годы, однако, повысился уровень осведомленности родителей, которые начинают понимать, что единственный шанс улучшить существование своих детей, это отправить их в школу. Молодые люди, желающие приобрести знания для той или иной профессии, также сталкиваются с трудностями в Замбии, так как в этой стране отсутствуют профессионально-технические училища.

Дата публикации: 12.04.12

Выбор оценки Слабо Неплохо Хорошо Отлично Превосходно

Начало шк. образования связано с освоением территории европ. колонистами (сер. 17 в.). Обучение детей переселенцев строилось по образцу прихоНачало шк. образования связано с освоением
территории европ. колонистами (сер. 17 в.).
Обучение детей переселенцев строилось по
образцу приходской школы. С кон. 18 в.
создавалась сеть миссионерских церк. школ
для африканцев. Воен. методы захвата
земель коренных народов, соперничество
между европ. державами за владение
колониями, приводившие к вооружённым
конфликтам, долгое время сдерживали
становление регулярной школы. В 1-й пол. 19
в. на большей части территории Юж. Африки
создана система брит, колониальных школ
(отдельных для детей разных рас) с
обучением на англ. яз. (с 1828 официальный

С 1943 пр-во взяло под контроль
обучение и афр. детей. Значит.
часть миссионерских школ
переподчинена провинц. властям,
но различия в программах
образования для отд. групп
населения сохранялись.
Дошкольные учреждения (гл. обр.
«школы для малышей»; давали
предшкольную подготовку) были
доступны только для белых. С 1950
действовал закон о «расселении по
группам», установивший этнич.
зоны для «небелого» населения

С приходом к власти пр-ва
президента Ф. де Клерка (1989)
взят курс на отказ от апартеида.
В 1990-91 отменены все дискриминац. законы. Началась
демократизация образования. С
янв. 1991 все гос. школы
открыты для детей и подростков
без различия рас. Вузы
расширили приём абитуриентов.
После избрания президентом
ЮАР Н. Манделы (1994) курс на
демократизацию образования
стал более последовательным.
Обучение с 1995 в гос. школах
бесплатное. В 3 раза выросли
расходы на нужды образования,
достигнув ок. 23% бюджетных
ассигнований (св. 7% ВВП).
Созданный в ЮАР независимый
науч. фонд финансирует
разработку и
совершенствование шк. и
вузовских программ, гл. обр.
предназначенных для афр.
учащихся и студентов, а также
повышение квалификации
учителей и укрепление техн.
базы шк. обучения.

. Количество кенийцев со
специальными
образовательными
потребностя- ми
составляет 10% от общей
численности населения;
приблизительно 25% из
CERD/C/KEN/1-4 50 GE.1140127 них – дети
школьного возраста.

более 90% детей со
специальными
образовательными потребностями остаются
дома. В среднем эти дети
начинают посещать школы
по достижении 8 лет и
старше. В результате они
становятся взрослыми до
того, как завершают
учебные программы

. Таким образом, политические
инициативы правительства
выявили необхо- димость
укрепления мобилизационных и
информационных программ в
целях искоренения табу и догм,
связанных с инвалидностью, а
также разработки и
осуществления гибкой учебной
программы, ориентированной
на ребёнка и доброжелательной
по отношению к этой категории
учащихся. Дополнительно
предпринимаются усилия для
того, чтобы сделать все учебные
заведения по- настоящему
всеохватывающими путём
устранения ключевых барьеров

Союз Кении слепых
является национальной
организацией людей со слабым
зрением в Кении. Его цель
состоит в том, чтобы искать и
объединить людей с
ухудшением зрения, чтобы
уполномочить их, поднять
их уровень жизни и улучшить
социальное изображение
слепоты

программа

Образование и Права ребенка: способствовать правам детей с ухудшением зрения к качественному образованию и социальной
защите
Технология и Молодежное Полномочие: способствовать доступу к обучению, занятости, технологии и социальным возможностям
молодым человеком с ухудшением зрения
Развитие членства: способствовать уверенности в своих силах и социальному участию среди взрослых с ухудшением зрения
Среди каждой области программы стратегии включают:
Защита для постановления политики, которая способствует включению и доступу к возможностям для людей с ухудшением зрения.
Полномочие людей с ухудшением зрения к увеличенномусамоопределению, уверенности в своих силах и самозащите.
Сотрудничество с правительством, организациями корпоративного и гражданского общества, чтобы способствовать правам на,
увеличивает участие и представление в пределах, и эффективно предоставить услуги людям со слабым зрением всюду по Кении.
Установленное развитие местного уровня KUB ветвится, чтобы увеличить их причастность к продвижению доступа к возможностям и
услугам.
Каждая из его программ включает много взаимных сокращающихся проблем включая:
Образование, обучение и грамотность
Занятость и экономическое полномочие
Вспомогательная технология
Sensitisation и Awareness Creation
Личное развитие и полномочие

В Уганде есть новая программа для
глухих детишек. Эта новая
предшкола находится в городе
Нтинде.Прежде глухие дети поступали в
классы Начальной школы 1 безо всякого
предварительного образования. Теперь у
них есть прекрасная школа, где они
могут совершенствовать свои навыки в
языке знаков.Один из основателей
школы, д-р Джойс Налугя, говорит, что
"Дети будут учиться, играть и веселиться
в хорошо оборудованных классах для
раннего обучения, как другие дети в
детском саду.

Крайнее беспокойство за этих детей привело
Мартина Макензи из Варвика к участию в
нескольких проектах. Так как христианская
школа Lambwe является проектом служения
«Силоам» в Варвикшире, он начал с
пожертвования в этот фонд. Затем он много
раз был в этой школе, поездки были долгими и
интенсивными.
Чтобы улучшить их жилищные условия, он
успешно решил гигантскую задачу сбора
средств для проведения электричества в эту
отдаленную область. Сейчас он также усердно
работает, чтобы обеспечить этот район чистой
водой.

Население Африки
составляет около
миллиарда человек. Из них,
около 7 миллионов слепых.
Мунальское училище для
глухих и слепых детей. В
настоящее время в нем
обучаются около 200
глухих учащихся. В Лесото
есть школа для глухих

Принц Гарри посетил южноафриканскую страну Лесото, в
ходе визита он побывал в
школе для глухих детей.
2003год

Более других континентов Африка нуждается в пересмотре своих образовательных систем. Особенно часто системы образования, унаследованные от колониализма, хранятся в почти неизменном виде под предлогом необходимости поддерживать «определенное качество» обучения. А вот и результат: немногочисленная элита студентов пользуется сегодня той самой образовательной системой, которую она имела бы в Европе, тогда как подавляющее большинство фактически лишены современных видов обучения.

Бросается в глаза разительный контраст между неспособностью этой просвещенной элиты изменить феодальные социальные структуры и традиционное сельское хозяйство в своих странах и успехом элиты стран Восточной Азии, которые смогли сделать свою экономику еще более эффективной, чем западные модели, из которых они брали пример. Почему же африканская элита провалилась там, где восточная элита начала выигрывать? Какую роль сыграло здесь образование?

ЯПОНСКАЯ МОДЕЛЬ

Восточная Азия подверглась большому влиянию японской модели. Еще в XIX веке японцы поняли, что для их выживания как нации следует усвоить западные математику, науку и технологию, отвергая одновременно культурные и социальные ценности Запада. Начальное образование в Японии стало обязательным в 1870 году. Затем было введено среднее образование для всех, а после второй мировой войны для многих японцев стала доступной высшая школа. Однако, беря пример с западной науки и техники, японское образование отчаянно защищало приоритеты своего языка, литературы, культуры и собственной религии.

Африка не сделала такого сознательного выбора. Введение в Африке западного образования обернулось тем, что образованная элита оказалась знакома больше с теологией христианства, историей, литературой и культурой, чем с наукой и технологией. Очевидным проявлением такой прозападной ориентации является, возможно, вытеснение африканских языков с образовательных систем. Даже сейчас в большинстве франко или португалоязычных странах местные языки не изучаются, а в некоторых англоязычных странах употребление африканских языков осуждается как проявление «сепаратизма» и «трайбализма». Обращенная к христианству Африка видела в своей собственной культуре только суеверие и отсталость, что и вызывало ее отвержение в целом.

ОПРЕДЕЛИТЬ ЦЕЛЬ

Хотя большинство африканских стран обрело независимость около 50 лет назад, обязательное начальное образование введено лишь в немногих из них. Еще хуже обстоит дело со средним образованием: в большинстве африканских стран среднее образование приобретает только 4 или 5 процентов молодежи соответствующей возрастной группы. В большинстве африканских стран менее 1 процента молодежи соответствующей возрастной группы посещает учреждения высшего образования, тогда как в индустриальных странах этот показатель составляет 25-75 процентов. Более того, молодые африканцы, ставшие студентами, очень редко специализируются в области науки или техники.

Именно на основе осознания этих фактов мы должны пересмотреть связи между, с одной стороны, образованием и экономическим развитием и, с другой, образованием и универсальными культурными ценностями. Нужно будет четко определить понятие «развитие». Сейчас африканская стратегия развития почти исключительно опирается на структурное выравнивание, хотя оно очевидно особенно узким и экономически ограниченным определением развития, которое не учитывает таких исключительно важных факторов как уровень развития человеческих ресурсов страны или степень разнообразия и индустриализации ее экономики.

Важно также заново определить понятие образования и не поддерживать его запущенных систем и структур. Образование должно служить какой-то цели, и определить эту цель стоит африканцам. Если образование является ключом к экономическому развитию, то не менее важную роль оно играет в определении ценностей, которые завтра превратят Африку на объединенный, динамичный и направленный в будущее контингент. Африка не сможет определить, какой тип образования лучше отвечает потребностям развития, поскольку она не может четко определить цели.

Чтобы определить эти цели, надо помнить о понятии мирового рынка и планетарного села. Африка не может позволить себе увековечения колониального и феодального наследия, а также оторванности от технического и информационного развития мировой экономики. К тому же, будучи континентом, который меньше пострадал от пагубного влияния модернизации на окружающую среду, Африка должна сохранить это решающее преимущество, так же как и целостность сегодняшних человеческих и социальных связей вопреки ужасному вреду, вызванному этим процессом.

P. S. А ведь, несмотря на все проблемы с африканским образованием, среди маленьких африканцев наверняка нашлись бы талантливые дети с математическим складом ума, которые в будущем могли бы стать, например отличными финансистами, ведь чтобы те же графики форекс понимать необходимо обладать хорошим математическим мышлением. И как знать, сколько не состоявшихся гениев, так и осталось пасти коров в африканских саваннах.

Африка. Народное образование

Занятия в сельской школе.
Бенин.

Первые сведения о школах на территории Африки относятся к 3-му тысячелетию до н. э. Они существовали в древнеегипетском рабовладельческом государстве при дворце фараона и при храмах. В период арабского завоевания (VII-IX вв.) на территории Северной и Северо-Восточной Африки сложилась довольно развитая система мусульманского образования, основу которой составляли коранические школы. В IX-XII вв. широкой известностью пользовался крупный центр средневековой арабской культуры, находившийся на территории современного Туниса в Кайруане. Здесь имелись многочисленные библиотеки, школы, мусульманский университет Бейт аль-хикма, в котором работали знаменитые арабские учёные в области естественных наук, медицины, литературы, права и др. В IX в. был основан университет Каруин в Фесе (Марокко), в конце X в. - университет аль-Азхар в Каире.

Средневековые арабские учёные положили начало развитию педагогической мысли в странах Северной Африки В середине IX в. Мухаммедом ибн Сахнуном была написана «Книга образования учителей», наиболее ранняя в арабской литературе работа по проблемам школьного образования. На рубеже X-XI вв. арабский учёный Ибн аль-Кабиси подготовил трактат о постановке школьного дела.

По мере распространения ислама среди населения Тропической Африки коранические школы распространились к югу. В XV-XVI вв. широкую известность получили университеты в городах Томбукту и Дженне (территория современного Мали). В них наряду с богословием преподавали гуманитарные и естественные науки: юриспруденцию, литературу, географию, историю, математику, астрономию, музыку. Библиотека университета в Томбукту хранила одно из крупнейших в мире собраний арабских рукописей. Исламизация стран сопровождалась распространением арабского языка как языка культа, школьного образования и науки.

К началу XIX в. система мусульманского образования была представлена в Африке главным образом кораническими школами и несколькими мечетями-университетами, готовившими специалистов по богословию. Нередко коранические школы, в которых учащихся воспитывали в духе ненависти к колонизаторам, становились очагами сопротивления европейской колонизации.

В Тропической Африке воспитание и обучение молодого поколения осуществлялось в рамках традиционных институтов (институт возрастных классов, лагеря «посвящения» и т. п.). Иногда рамки такого воспитания были шире. Так, в лагерях «посвящения» народов ваи (Сьерра-Леоне) и тома (Гвинея, Либерия) возникла и распространилась силлабическая письменность, которая ещё в начале XX в. широко использовалась для переписки. Это вызывало недовольство колониальных властей.

Так, в Камеруне, например, в 1916 ими были закрыты школы, в которых дети пользовались письменностью народа бамум. Традиционное воспитание продолжало играть заметную роль в воспитании и обучении молодёжи, особенно в сельских районах, где значительная часть детей и подростков оставалась вне стен школьных учреждений.

Появление в Африке школ европейского типа связано с установлением первых контактов с португальцами и испанцами. В Конго, например, в 1-й половине XVI в. были созданы школы (в том числе и для девочек), в которых обучались дети местной племенной знати.

В XVI-XVIII вв. в Африке возникали школы в крепостях, основанных испанцами и португальцами на побережье Атлантического океана и на прилежащих островах. Эти школы создавались европейскими работорговцами, которые нуждались в грамотных посредниках из местного населения для переговоров с африканскими вождями о поставках рабов.

С конца XVIII в. в Африке стали создаваться школы миссионерскими обществами. Основными целями миссионерских школ были насаждение христианства и обеспечение прочной основы для установления колониального режима. Главное внимание уделялось «моральному» воспитанию африканцев в духе послушания, подчинения, смирения с подвластным положением. В миссионерских 2-3-летних школах главным предметом было Священное писание. Телесные наказания, механическое заучивание учебного материала (главным образом Библии) на почти незнакомом языке, слепая дисциплина и преданность «матери-метрополии» - таковы были основы воспитания и обучения в этих школах. К началу XX в. в миссионерских школах ФЭА обучалось около 3 тыс. человек

Государственные (светские) школы стали открываться в конце XIX - начале XX вв. Однако их число было крайне незначительно. Так, в конце XIX в. в Сенегале было открыто 9 школ, в Судане - 30, в начале XX в. в Бельгийском Конго - 5-6 школ, в ФЗА в 1900 в государственных школах училось 2500 человек, в Мозамбике - 146 человек Некоторое расширение сети школ началось с 1920-х гг., что было связано с возросшим спросом на обученную рабочую силу, на мелких служащих колониального аппарата и т. п.

После 1-й мировой войны в большинстве колониальных территорий Африки существовали отдельные школы для европейцев и африканцев. Содержание образования характеризовалось полным отрывом его от африканской действительности, преобладанием религиозных и гуманитарных предметов. В сельских школах французских колоний учащимся часто давался сокращённый курс. Во всех колониях ничтожными были возможности получения профессиональной или педагогической подготовки, хотя бы низшей квалификации. Высшие учебные заведения имелись лишь в отдельных колониях, африканцам доступ был крайне затруднён и ограничен. В 1957 в ФЗА в начальных школах училось 246,4 тыс. человек, свидетельства об окончании школы получило 10,2 тыс. человек, в средних школах училось 11,5 тыс. человек, экзамены на степень бакалавра выдержали 844 человека, всеми видами профессиональных и технических специальностей было охвачено 5,5 тыс. человек, свидетельства об окончании центров ученичества по подготовке квалифицированных рабочих получили 339, об окончании технических колледжей - 57 человек Обучение в большинстве школ было платным.

Ко времени провозглашения независимости большинством африканских стран (1960) уровень неграмотности взрослого населения составлял здесь около 90%, а в таких странах, как Мавритания, Нигер, ЦАР, Чад и др., - до 99%. Охват детей младшего школьного возраста начальным образованием в целом по континенту не превышал 30%, а в ряде государств (Ливия, Мавритания, Нигер, Судан, Чад) не достигал и 10% (без учёта численности учеников коранических школ). В средних общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях всех стран Тропической Африки в 1960 обучалось 630 тыс. человек, то есть 2,7% численности молодёжи соответствующего возраста. Хотя некоторые страны Северной и Северо-Восточной Африки (Алжир, Египет, Марокко, Тунис) несколько дальше продвинулись в развитии среднего образования, охват молодёжи этой ступенью школьного обучения в регионе был ниже 10%. Лишь 9% общего контингента учащихся средних школ в Африке приходилось на профессионально-технические учебные заведения. Слабо развита была система высшего образования (только 19 стран и территорий имели вузы). В 1960 в странах Тропической Африки насчитывалось 27 тыс. студентов (1 на 7 тыс. жителей), большинство которых обучалось в метрополиях.

Современная система образования . Общая характеристика.

Завоевание политической независимости создало предпосылки для демократизации образования и его ускоренного развития, для коренного пересмотра целей, задач и содержания школьного обучения, с тем чтобы привести деятельность. всех учебно-воспитательных учреждений в соответствие с потребностями социально-экономического и политического развития африканских стран.

По инициативе ЮНЕСКО в 1961 в г. Аддис-Абеба (Эфиопия) была проведена первая в истории континента конференция африканских государств по развитию образования в Африке На ней был разработан рассчитанный на 20 лет «План Аддис-Абебы», предусматривавший введение во всех странах Африки к 1980 всеобщего начального (6-классного) образования, значительное расширение сети средних общеобразовательных и особенно профессионально-технических школ, создание национальных вузов, постепенный переход от колониальных систем образования к национальным, повышение качества школьного обучения на основе пересмотра его содержания и методов и улучшения подготовки национальных преподавательских кадров, всемерное развитие внешкольного образования, проведение мероприятий по ликвидации неграмотности взрослого населения.

С самого начала при решении этих задач молодые государства столкнулись с серьёзными трудностями, обусловленными, с одной стороны, тяжелейшим наследием колониализма, в том числе и в области просвещения, с другой - современной политикой империалистических держав, которые через своих многочисленных советников, экспертов и преподавателей, с помощью различных соглашений о помощи и культурном сотрудничестве, навязанных бывшим колониям накануне провозглашения их независимости, продолжали прямо или косвенно направлять в своих интересах развитие образования в этих странах. Поэтому лишь немногим странам Африки (Алжир, Конго) удалось к 1980 приблизиться к реализации целей, предусмотренных «Планом Аддис-Абебы».

В 60 - 70-х гг. происходили количественные сдвиги в развитии народного образования. Но сами системы образования, их структура и принципы деятельности, содержание и методы обучения, гуманитарная направленность программ в большинстве стран существенно не изменились. Это объясняется прежде всего воздействием политики неоколониализма на развитие образования в молодых государствах, а также острой нехваткой школ, оборудования, квалифицированных преподавательских кадров, методологическими трудностями разработки новых учебных программ, которые бы соответствовали специфическим потребностям экономического и социального развития этих стран.

Итоги развития образования в Африке за 20 лет (1960-80) подвела конференция в Хараре (1982). Доля ВНП, используемая африканскими государствами на нужды просвещения, возросла по континенту в целом с 2,8% в 1960 до 5,5% в 1980. Увеличение ассигнований на эти цели сопровождалось в этот же период значительным ростом контингентов учащихся на всех ступенях обучения: в начальной школе - с 16,8 млн. человек до 56 млн. человек; в средней - с 1,6 до 12,5 млн. человек; в высшей - со 142 тыс. человек до 1169 тыс. человек. В странах Африки ныне в учебных заведениях различного уровня в общей сложности обучается около 70 млн. человек.

Охват детей в возрасте 6-11 лет начальным обучением увеличился к 1980 до 62%, на уровне средней школы - до 20% от общей численности молодёжи в возрасте 12-17 лет. Несмотря на заметное улучшение этих показателей по сравнению с колониальным периодом, их увеличение не поспевало за темпами демографического роста. В результате численность африканских детей и подростков, которые по-прежнему лишены возможности попасть в школу и вообще не охвачены обучением, продолжает расти. Некоторый прогресс имел место в женском образовании, развитие которого в условиях мусульманских стран сопряжено с преодолением религиозных предрассудков. В 1960-75 доля учащихся-девочек в начальных школах увеличилась с 34,8 до 39,9%, в средних школах - с 25,8 до 30,7%, в вузах - с 16,9 до 24.2%.

В 1960-80 уровень неграмотности взрослого населения (старше 15 лет) снизился в Африке до 60,6%. Однако в абсолютном выражении число неграмотных не только не уменьшилось, но постоянно растёт. В 1980 их было 156 млн. человек (на 17 млн. человек больше, чем в 1970), к 1990 оно составит, согласно прогнозам ЮНЕСКО, 168 млн. человек Ликвидация неграмотности до сих пор является одной из главнейших задач государств Африки Почти повсюду созданы специальные службы или центры, координирующие работу кружков и курсов по образованию взрослых. Проводятся широкие кампании по ликвидации неграмотности с привлечением студентов и школьников. В ходе многолетней общенациональной кампании по ликвидации неграмотности в Эфиопии доля неграмотных снизилась с 93 до 36%. В ряде стран, где особо остро ощущается нехватка учителей, получило распространение обучение взрослого населения при помощи радио, телевидения, киноустановок. Большую помощь оказывает ЮНЕСКО в создании центров обучения взрослых и т. п. По инициативе ЮНЕСКО на континенте вводится новый принцип «функциональной» грамотности, по которому взрослые не только обучаются грамоте, но и приобретают новые профессиональные навыки и технические знания (к 1971 по этому методу в Африке было обучено 170 тыс. человек, только в Мали к 1974 - 70 тыс.).

За усреднёнными в масштабах континента показателями скрываются существенные различия в уровне и темпах развития народного образования в отдельных государствах. В 1980 доля неграмотных среди людей в возрасте старше 15 лет составляла в зависимости от страны от 30 до 95%, охват начальным обучением - от 13 до 100%, первой ступенью средней школы - от 2,1 до 82,3%. Наряду с государствами, которые вплотную подошли или уже осуществили начальный всеобуч, добились значительного снижения уровня неграмотности взрослого населения и заметно продвинулись вперёд в развитии среднего (общего и профессионально-технического) и высшего образования, на африканском континенте находятся наиболее отсталые в области просвещения страны мира (Нигер, Чад, ЦАР и др.).

Сохранение по существу мало изменённых программ обучения, их несоответствие нуждам развивающейся экономики привели к обострению дефицита в квалифицированных кадрах. Большими недостатками африканской школы являлись гуманитарный характер учебных программ, неравномерные территориальное распределение учащихся (в некоторых странах соотношение числа учащихся городских и сельских районов составляет 7:1) и количественное соотношение отдельных звеньев системы образования (в 1970-х гг. соотношение учащихся начальных, средних и высших школ по всей Африке было 80:6:1). Школа продолжала ориентировать выпускников или на продолжение образования, или на работу в качестве клерков, служащих, чиновников. Рост безработицы среди молодёжи, получившей образование, стал чрезвычайно острой проблемой. В основе этого явления лежат прежде всего социально-экономические причины, вместе с тем парадокс «перепроизводства образованных» объясняется также неэффективностью проводившихся реформ колониальных систем образования.

В 1968 на конференции министров образования африканских стран в Найроби ставились задачи проведения реформы начального образования, создания предпосылок для подготовки научных и технических кадров, организации преподавания естественных наук и профессионально-технического обучения. На конференции министров образования в 1976 в Лагосе был поставлен вопрос об изменении всей системы образования в Африке с тем, чтобы она стала более эффективной и приспособленной к местным условиям, о широком использовании в преподавании африканского языка, особенно во внешкольных формах обучения, например в программах по ликвидации неграмотности среди взрослых и т. п. В числе многих других была принята также рекомендация укреплять связь школы с жизнью, однако не был поставлен конкретно вопрос о трудовом обучении в школе. Тем не менее в эти годы многие страны стали осуществлять связь школы с производством через организацию трудового, в частности сельскохозяйственного, обучения.

В конце 70-х гг. во многих странах были проведены реформы системы образования, введены новые школьные программы, всеобщее бесплатное образование, обязательное начальное образование, резко увеличилась подготовка преподавательских кадров.

Переориентация школьного образования на практические нужды, на производственную и трудовую подготовку одновременно с попыткой таким образом стимулировать экономическое развитие способствует социальной переориентации молодёжи. Воспитательные задачи образовательных реформ в государствах различной политической ориентации решаются по-разному. В странах капиталистической ориентации внимание уделяется в основном соответствию образовательных программ экономическим нуждам, причём обсуждение этих задач пока проводится шире, чем конкретные мероприятия, а декларирование этих задач зачастую подменяет их осуществление.

Государства социалистической ориентации наиболее последовательно идут по пути коренной перестройки систем образования, выдвинув в качестве основных задач усиление роли государства в деле образования, отделение школы от церкви, ограничение деятельности частных школ; демократизацию образования; планирование развития образования в тесной связи с планированием социально-экономического развития страны; изменение содержания образования, связь обучения с жизнью; введение трудового воспитания, сельскохозяйственной и производственной практики и политических занятий в школах; обеспечение единства и преемственности школ; ликвидацию «тупиковых» школ; перевод обучения на национальные языки; организацию массовых кампаний по борьбе с неграмотностью взрослого населения и др.

Эти государства пытаются осуществлять в комплексе мероприятия по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию молодого поколения. Участие молодёжи в трудовых кампаниях увязывается с пропагандистской работой среди населения, с мероприятиями по повышению политической сознательности населения. В Алжире издан специальный декрет о национальной комиссии студенческого волонтариата (1973), активно действуют студенческие строительные отряды, в Гвинее были организованы специальные студенческие отряды для работы в деревне. В Эфиопии в «Национальной кампании развития через сотрудничество» участвовало около 60 тыс. студентов и учащихся старших классов, в Конго с 1982 присуждаются национальные премии школам за лучшую организацию трудового воспитания. Кампании по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, активно проводящиеся с помощью школьников и студентов, выполняют также серьёзную воспитательную функцию не только по отношению ко взрослому населению, но и по отношению к участвующим в них молодым людям.

Начальная школа является формально обязательной, бесплатной для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Продолжительность обучения в ней от 4 (Ангола, Мозамбик) до 8 (Сомали) лет, а в большинстве стран - 6 лет. Наиболее высокий процент охвата детей начальным образованием в начале 80-х гг. был в Алжире, Габоне, Египте, Конго (около 100%), самый низкий - в Мавритании, Нигере, Чаде (около 20%). В начальной школе ряда африканских государств отсев (особенно среди девочек) и второгодничество учащихся по причинам материальных трудностей семей учащихся, отдалённости школ, недостаточно квалифицированного обучения и др. приводят к увеличению средней продолжительности обучения (до 8-9 лет вместо 6), к крайней неоднородности возрастного состава учащихся старших классов начальной школы и к огромному перерасходу средств (до 50% общей суммы ассигнований на нужды просвещения). Во многих странах темпы строительства государственных школ заметно отстают от роста численности населения, поэтому многие дети поступают в частные или миссионерские школы, наиболее разветвлённая сеть которых - в Габоне, Того, Замбии, Лесото и др.

В средние учебные заведения стран Африки попадает 1 / 5 - 1 / 4 выпускников начальной школы, что существенно затрудняет возможности развития среднего образования и повышения общеобразовательного уровня экономически активного населения.

Общеобразовательная средняя школа стран Африки по своей структуре и профилю неоднородна. Продолжительность обучения на этой ступени составляет от 4 до 7 лет, включает два цикла (3+2, 3+3, 4+2, 4+3). Наибольший охват средней школой (свыше 40%) достигнут в странах Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко, Тунис) и в некоторых странах Тропической Африки (Конго, Сенегал), самый низкий (меньше 5%) - в Мавритании, Нигере, Чаде, ЦАР и др. Профессионально-техническая средняя школа является до сих пор наименее развитой в Африке. В середине 70-х гг. в Тропической Африке на долю общеобразовательных учебных заведений приходилось 88%, профессионально-технических - 6%, педагогических - 6% общего числа учащихся средних школ, а в странах Северной Африки соответственно 83,15 и 2%. Существуют 3 основных типа профессионально-технических учебных заведений: на базе начальной школы (готовят рабочих), неполной средней школы (готовят низший среднетехнический персонал) и полной средней школы (готовят среднетехнические кадры). Большая часть технических школ составляют промышленные и коммерческие, значительно меньшую - сельскохозяйственные (хотя сельское хозяйство - основа экономики большинства африканских стран). Профессионально-технические школы находятся в ведении не только министерств образования, но и различных других министерств - министерств промышленности, строительства связи, здравоохранения. Имеются курсы, действующие при помощи различных специальных учреждений ООН (например, МОТ и др.), на которых проводится профессионально-техническое обучение. В ряде стран социалистической ориентации приняты меры, направленные, с одной стороны, на форсированное развитие профессионально-технической школы, с другой - на усиление трудовой и профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ путём расширения их участия в производит, труде на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве.

Велик отсев учащихся из средней школы. Из тысячи подростков, поступающих в средние учебные заведения, диплом о завершении полного среднего образования получают лишь единицы, а большинство выбывает ещё до окончания 1-й ступени средней школы.

Развитие высшего образования в странах Африки в основном началось после получения независимости и осуществляется довольно высокими темпами. Контингент студентов в африканских странах в 1966-70 увеличивался ежегодно на 10,2%, в 1971-75 - на 22,2%. Тем не менее удельный вес студентов в общей массе как учащихся, так и всего населения пока остаётся низким. При среднем показателе по Африке 12 студентов на 10 тыс. человек (середина 70-х гг.) этот показатель для стран Тропической Африки - 5 человек, для североафриканских стран значительно выше, например в Египте - 88, Ливии - 42.

Доступ к высшему образованию остаётся ограниченным, особенно для сельского населения. Узка социальная база поступающих в вузы.

Основу системы высшего образования в Африке составляют университеты, на долю которых приходится свыше 80% студентов национальных вузов. Многие университеты, созданные в своё время по моделям университетов бывших метрополий, испытывают сильную зависимость от западных держав, которые с целью распространения буржуазной идеологии участвуют в финансировании высшего образования, в обеспечении африканских вузов административно-преподавательскими кадрами. Одна из задач развития высшего образования - преодоление его гуманитарной направленности, доставшейся в наследство от колониализма, поддерживаемой современным неоколониализмом, обусловливаемой также меньшими потребностями в затратах и техническом оснащении.

В начале 80-х гг. в большинстве стран Африки студенты гуманитарных факультетов составляли 60-65%.

Во многих странах уже в 60-е гг. отмечался тем не менее рост контингента студентов естественнонаучных факультетов, вызванный потребностями в преподавательских кадрах по этим наукам. В 70-е гг. наблюдалось абсолютное и относительное расширение подготовки инженерно-технических кадров, увеличение числа студентов-медиков, доли студентов сельскохозяйственных вузов. Профессиональный состав обучаемых связан со спецификой развития экономики той или иной страны. В экономически более развитых странах с многоотраслевым хозяйством подготовка студентов ведётся, как правило, по более широкому кругу специальностей.

Под воздействием научно-технической революции и в результате роста потребностей в квалифицированных научных и инженерно-технических кадрах многих страны Африки, и прежде всего государства социалистической ориентации, предприняли серьёзную реформу высшей школы, направленную на расширение сети технических вузов и улучшение качества профессионально-технической подготовки выпускников. В результате с середины 70-х гг. в развитии высшей школы наметилась тенденция превращения университетов в комплексы учебных заведений разного уровня и профиля.

Подготовка педагогических кадров. Преподавателей для начальных школ готовят педагогические школы, для средних учебных заведений - высшие педагогические школы, для вузов - университеты. Существуют также специализированные учебные заведения (курсы, институты и др. со сроком обучения 2-4 года), готовящие преподавателей естественнонаучных и технических дисциплин.

В африканских странах ощущается острая нехватка квалифицированных педагогических кадров на всех уровнях образования. В середине 70-х гг. свыше 39% учителей начальной школы получили лишь начальное образование и не имели профессиональной подготовки. Этим объясняется низкое качество обучения в начальной школе многих стран. Между тем преподавательские кадры для начальной школы практически полностью африканизированы. Значительные успехи достигнуты и в африканизации педагогических кадров в средней школе, например доля иностранных преподавателей за годы независимости снизилась в Того, Малави, Гане, Габоне, а также в Эфиопии (после 1974) с 30% до 10%. В ряде стран (БСК, Заир, Сьерра-Леоне, Камерун и др.) эта доля составляет около 50% (а в вузах ещё больше).

Большую помощь в решении задач в области образования оказывают африканским государствам СССР и страны социалистического содружества. Советско-африканское сотрудничество охватывает различные области, в первую очередь строительство в Африке с помощью СССР вузов и научных центров. К 1976 были созданы и начали функционировать 72 учебных заведения, в том числе 7 высших, 4 средних и 61 учебный центр. В Алжире к 1976 было создано 12 нефтехимических и текстильных центров, куда входят институты и техникумы, готовящие инженеров и техников нефтяной, нефтехимической и текстильной промышленности. В Гвинее было создано одно из самых крупных учебных заведений Африки - Политехнический институт в Конакри. В Мали в середине 60-х гг. открылись сельскохозяйственный институт и высшая школа руководящих работников государственного аппарата. Большая часть существующих в Египте технических вузов и крупных профессионально-технических центров открыта в 1956-72 при активном участии СССР, ГДР и других социалистических стран. Внедряются различные формы подготовки местных профессионально-технических кадров. Свыше 85 тыс. специалистов подготовлено непосредственно на сооружаемых в Африке промышленных объектах.

С начала 60-х гг. значительно усилился приток студентов из Африки в вузы социалистических стран; в конце 70-х гг. обучалось около 15 тыс. африканских студентов, было выделено 3 тыс. стипендий для их обучения.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама