THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Слайд 2

В 18 веке ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики. Светское направление в искусстве - ведущее, пришел конец диктату церкви в определении характера русской культуры, разрозненные знания по различным отраслям стали превращаться в науку. Ее черты: светкость, демократизм, открытость в контактах с культурами других стран.

Слайд 3

ОБРАЗОВАНИЕ

В 1701 г. в Москве основана Школа математических и навигационных наук. Вслед за ней открыты: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская и др. -В 1708 г. ввели гражданский печатный шрифт взамен церковнославянского. И переход к арабским цифрам. В 1725 г.- открытие Академии наук. - в 1755г. создание Московского Университета по проекту Ломоносова. Здание МГУ

Слайд 4

НАУКА. М.В.Ломоносов – «1-й университет»

Ломоносов сыграл огромную роль как организатор русской науки: по определению А. С. Пушкина, «сам был первым нашим университетом». Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист (исторические труды по праву, Реформа русского стихосложения, начатая В. К. Тредьяковским, завершена Ломоносовым,- «Петр1 в русском языке»)

Слайд 5

Наука и техника

ДЕЯТЕЛИ НАУКИ И ТЕХНИКИ: -Крестьянский сын М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников (географ и этнограф) и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; - токарь Навигацкой школы А. К. Нартов (токарный станок), - гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, -первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И. И. Ползунов (паровой двигатель), -«нижегородский посадский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин (одноарочный мост, карманные часы, фонарь-прожектор) - вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.

Слайд 6

Русскую литературу обогатили своими произведениями: А. Д. Кантемир, В. К. Тредьяковский (филолог-теоретик), А. П. Сумароков., А. Д. Кантемир(«Куму своему», «Филарет и Евгений» - защита петровских преобразований)- явился родоначальником русского классицизма, Ломоносов, Фонвизин, Радищев, Державин, Крылов, и др., которые творили в стиле классицизма. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Карамзина("Бедная Лиза")- кон.18в.

Слайд 7

Особое место в русской живописи XVIII в. занял портрет.ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 18 века:

Иван Никитич Никитин (1680 - около 1742) был одним из первых русских портретистов. (портрет канцлера Г. И. Головкина и портрет, известный под названием «Напольный гетман»)

Слайд 8

К концу 20-х - 30-м гг. XVIII в. относится творчество живописца Андрея Матвеевича Матвеева - он стал первым русским мастером, умевшим «писать истории и персоны», т. е. не только портреты, но и картины на мифологические и исторические сюжеты. Однако больше всего Матвеев знаменит как портретист. Самым известным его произведением считается «Портрет супругов»

Слайд 9

Алексей Петрович Антропов (1716-1795) так и не удалось преодолеть некоторую иконописную плоскостность изображения: в его портретах зритель не ощущает пространства, окружающего модели («Портрет статс-дамы А. М. Измайловой» , портрет Петра III).

Слайд 10

Во второй половине XVIII столетия в живописи русских мастеров появились новые жанры - пейзажный, бытовой и исторический, который Академия художеств считала главным. Портреты написанные во второй половине 18 века художниками Левицким, Рокотовым и Боровиковским, говорят о своеобразии русского портрета того времени. Искусство портрета 18 века развивалось в различных своих разновидностях; парадный, полу парадный, интимный и камерный портрет.

Слайд 11

Дмитрий Григорьевич Левицкий. Eго творчество является кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века. Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений в области русского реалистического портрета.

Портрет Урсулы Мнишек Портрет П.А.Демидова

Слайд 12

Федор Степанович Рокотов(1735-1808)

Портрет графа Г.Орлова в латах Портрет ЕкатериныII

Слайд 13

Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825)- Последний живописец века Просвещения,

Грандиозные реформы Петра I резко ускорили те процессы, которые намечались еще в XVII в.: обмирщение культуры, преодоление ею своего религиозного характера. Огромную роль в этом сыграла созданная Петром система светского образования. Начало ей было положено открытием в 1701 г. Навигацкой (морской) и Пушкарской (артиллерийской) школ в Москве. Затем был создан еще ряд профессиональных школ: инженерная, медицинская, горная и пр. В 1714 г. в провинциальных городах были открыты начальные цифирные школы. Дети духовенства обучались в епархиальных, а дети солдат – в гарнизонных школах. Своеобразными учебными заведениями были гимназия и университет при Академии наук (1725 г.) – они должны были готовить кадры для научной работы. Однако при преемниках Петра эта система развалилась. Важной вехой стало открытие Mocковского университета (1755 ), сыгравшего огромную роль в подготовке как научных, так и преподавательских кадров.

В 1780-х гг. Екатерина II предприняла новую попытку создания единой системы образования. Концепцию этой системы разработал И.И. Бецкой. В 1786 г. в губернских городах открылись четырехклассные главные училища (по типу близкие к средней школе); в уездных – двухклассные малые (начальные). «Уставом народных училищ» предусматривалась возможность перехода из малого училища в главное, а оттуда в университет.

В петровские времена на новый уровень выходит типографское дело: широко издаются учебники, словари, специальная литература и пр. С 1702 г. начала печататься первая газета «Ведомости ».

Среди учебников особое место занимали «Арифметика сиречь наука числительная » Л. Магницкого, «Грамматика », М. Смотрицкого, «Первое учение строкам » Ф. Прокоповича.

Происходит становление в России науки европейского уровня, наиболее ярким и разносторонним представителем которой стал М.В. Ломоносов . Ученый вошел в историю науки как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики. Он заложил основы науки о стекле. Ломоносов занимался астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, живописью и историей. Как поэт он утвердил основания современного русского литературного языка. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.

В России работают математики Эйлер и Бернулли, историки Байер, Шлецер и Миллер (авторы Норманнской теории).

В 1725-1730 гг. проходит первая Камчатская экспедиция, закончившаяся неудачей. В 1733-1743 гг. – вторая. Она состояла из трех самостоятельных экспедиций:

  • собственно Камчатской экспедиции во главе с В. Берингом и А.И. Чириковым. Ее задачей была проверка сведений о существовании пролива между Америкой и Азией, принесенных еще экспедицией С. Дежнева (1648 г.);
  • Северной экспедиции, составляющей карту и описание Северного морского пути (в нее входили С.И. Челюскин, В.В. Прончищев, С.Г. Малыгин, Д.Я. и Х.П. Лаптевы);
  • сухопутного отряда Академии наук, с участием ботаника Гмелина (автора «Путешествие по Сибири» и «Флора Сибири»), историка Миллера, астронома Делиля и этнографа Крашенинникова («Описание земли Камчатки»). В 1741 г. Беринг и Чириков подтвердили наличие пролива, названного в последствии Беринговым.

XVIII век стал веком бурного развития технической мысли. В 1764-1765 гг. И.И. Ползунов изобрел паровую машину. Крепостной изобретатель-самоучка И.П. Кулибин создал знаменитые часы яичной формы и разработал проект одноарочного моста через Неву.

Мощное развитие получает общественно-политическая мысль. В начале XVIII в. ее представители были заняты в основном разработкой идеалов абсолютизма – рационального и справедливого государства, регулируемого мудрыми законами («Ученая дружина Петра» Феофана Прокоповича, «Книга о скудости и богатстве» купца И.Т. Посошкова, труды В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира т.д.). Однако во второй половине XVIII в. своими деспотическими чертами абсолютизм уже вызывает оппозицию как сторонников расширения привилегий дворянства (князь М.М. Щербатов – «История Российская от древнейших времен»), так и либералов (Н.И. Новиков) и даже революционеров (А.Н. Радищев). Непоследовательная политика Екатерины, лживость и корыстолюбие сановников, произвол, чинимый дворянством по отношению к крепостным, – все это вызывало критику на страницах «Трутня », «Живописца » и других печатных органов, издававшихся просветителем Н.И. Новиковым. Еще более резкой по тону и содержанию явилась книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву », в которой содержался призыв к свержению крепостного строя. Прочитав ее, императрица назвала Радищева «бунтовщиком хуже Пугачева ». Оба возмутителя спокойствия были жестоко наказаны Екатериной.

В литературе XVIII в. утверждается классицизм – течение, вдохновлявшееся абстрактными идеалами доблести, славы, величия государства и государя (А.П. Сумароков, М.М. Херасков). Главными признаками классической драматургии являются единство места, времени и содержания. В то же время, продолжается развитие реализма , черты которого мы находим в великолепных стихах Г.Р. Державина, в замечательных комедиях Д.П. Фонвизина («Бригадир », «Недоросль »). В конце XVIII в. классицизм в литературе начинает вытесняться сентиментализмом , в центре внимания которого – переживания человека (Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза »).

В становлении русской архитектуры огромную роль сыграл строительство Санкт-Петербурга – первого регулярного русского города, т.е. создававшегося по плану, как единый ансамбль. Именно в Петербурге были возведены такие монументальные постройки европейского типа, как Петропавловский собор и здание Двенадцати коллегий (Д. Трезини), Меншиков дворец (Д. Фонтана и Г. Шедель). В Москве тоже возникают небывалые ранее строения – Лефортов дворец (Д. В. Аксамитов), Меншикова башня (И.П. Зарудный). Для зданий петровской эпохи характерны простота, деловитость, четкие, сдержанные объемы. В середине XVIII в. приходит пора барокко – стиля пышного, величавого, динамичного. Блестящим мастером барокко был Ф. Б. Растрелли, создатель Зимнего дворца и комплекса Смольного монастыря в Петербурге, Большого дворца в Петергофе, Екатерининского дворца в Царском Селе. Во второй половине XVIII в. барокко сменяется классицизмом с его благородной, величавой простотой и ясностью. Наиболее яркие произведения этого стиля – Александровский дворец в Царском селе (Кваренги), дворцовый ансамбль в Павловске (И. Камерон), дом Пашкова и проект Михайловского замка (В.И. Баженов), здание Сената, дом Благородного собрания (М.Ф. Казакова).

Русская живопись XVIII в. известна, прежде всего, великолепными портретистами. Первым в этой плеяде стоит И.Н. Никитин (1720-е гг. – портреты канцлера Г.И. Головкина, Петра I на смертном одре). В 1730-е гг. его сменяет А. Матвеев (портрет четы Голицыных, автопортрет с женой). В середине – второй половине XVIII в. работают А.П. Антропов и М.П. Аргунов. Завершают это созвездие живописцы конца XVIII в. – Д.С. Рокотов (портреты В.Е. Новосильцевой, В.И. Маркова), Д.Г. Левицкий (портрет П.А. Демидова) и В. Л. Боровиковский (портреты Г. Р. Державина, Павла I, великолепный портрет М.И. Лопухиной).

Самыми выдающимися скульпторами XVIII в. стали Ф.И. Шубин – реалист, автор бюстов Екатерины II, М.В. Ломоносова, А.В. Суворова и Павла Петровича; и М.И. Козловский – родоначальник русского классицизма, автор статуи Самсона, разрывающего пасть льву в Петергофе и памятника Суворову на Марсовом поле. Настоящий скульптурный шедевр этой эпохи – «Медный всадник » Э. Фальконе (1776 г.).

Русская культура XVIII века.

1.Законодательный акт Петра I о реформе цер­ковного управления и подчинении церкви государству назы­вался:

а) «Табель о рангах»,

б) «Указ о единонаследии»,

в) «Духовный регламент»,

г) «Наказ».

2.Соедините фамилии скульпторов с их работами:
1 Ф. И. Шубин а) «Медный всадник»

2 М. И. Козловский б) «Минин и Пожарский»

3 И. П. Мартос в) «Самсон...»

4 Э.М. Фальконе г) «А. В. Суворову»

д) «Бюст М. В. Ломоносова»

3. Как называлась первая русская печатная газета:

а) «Известия»,

б) «Куранты»,

в) «Ведомости»?

4. Назовите государственный документ, определявший порядок прохождения дворянами гражданской, военной и придворной службы.

5. Назовите первую русскую книгу, обучавшую правилам хорошего тона:

А) «Приклады, како пишутся комплименты»,

б) «Символы и эмблемата»,

в) «Юности честное зерцало».

6. Здания Петербурга петровской поры, сохранившиеся до наших дней (найти лишнее и подчеркни):

Здание 12 коллегий, Шлиссельбургская крепость, Летний дворец Меншикова, дворец Эрмитаж, Петропавловский собор, Кунсткамера, Петропавловская крепость.

7. Назовите ученого, возродившего на Руси забытое ис­кусство мозаики:

а) Кулибин

б) Ломоносов

в) Татищев

8. При Елизавете Петровне было издано три указа, имевших большое значение для русской культуры, вспом­ните их названия:

9. Основные признаки классицизма (найти лишнее):

а) Освобождение от религиозно-церковной морали,

б) Рационализм,

в) Обращение к античности,

г) Динамичность,

д) Жесткая регламентация творческого процесса.

10. Главные цели «Просвещения» (найти лишнее):
а) Введение справедливых законов,

б) Просвещение нации,

в) Пропаганда национальной идеи,

Пропаганда великих истин свободы.

11.В XVIII веке развиваются исторические знания. Из­вестными историками были (найти лишнее):

Ф. Поликарпов, Г. Миллер, Н. Новиков, А. Манкиев, Л. Шлёцер, К. Кавелин, М. Ломоносов.

12. Соотнесите имена ученых с их достижениями:
1 Шелихов Г. И. а) основоположник эпидемиологии;
2 Самойлович Д. С. б) описание Алеутских островов;
3 Кулибин И. П. в) универсальный паровой двигатель;
4 Ползунов И. И. г) отец отечественной астрономии;
5 Разумовский С. Я. д) одноарочный деревянный мост через Неву,

протезы для инвалидов

13. О ком идет речь?

Он был поэтом, драматургом и теоретиком классицизма. Его перу принадлежат 9 трагедий и 12 комедий, он по праву счита­ется создателем русского театра. Наиболее известные его тра­гедии: «Дмитрий Самозванец», «Хорев». Этот человек издавал первый русский литературный журнал «Трудолюбивая пчела».

14.В последней четверти XVIII века начинается форми­рование национальной композиторской школы в России. Соотнесите композиторов и музыкальные жанры:

1 Козловский О. А. а) духовное хоровое пение

2 Бортнянский Д. С. б) лирическая песня

3 Фомин Е. И. в) опера

4 Соколовский М. М.

5 Березовский М. С.

15. Назовите термин:

Стиль и направление в литературе и искусстве, обратив­шееся к античному наследию как к норме и идеалу, основывал­ся на идеях рационализма, на представлениях о разумной за­кономерности мира, провозглашал возвышенные героические и нравственные идеалы, стремился к строгой организованности образов, преследовал воспитательную программу искусства.

16. Соотнесите имена известных путешественников и их открытия:

1 Крашенинников С. П. а) Северный морской путь

2 Братья Лаптевы б) описание Камчатки

3 Атласов В. в) экспедиция в Сибирь и на Дальний Восток

4 Крылов И. А. г) «Фелица»

5 Державин Г. Р. д) «Филомена»

Спасибо за работу!

Ключ

2 1 –д; 2 – в, г; 3 – б; 4 – а.

4 «Табель о рангах»

6 - Летний дворец Меншикова

8 а) – открытие Московского университета

б) - открытие театра

в) – открытие Академии Художеств

11 – Н. Новиков

12 1- б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – г

13 Сумароков

14 1- б; 2 – а; 3 – д; 4 – в; 5 – а

15 классицизм

16 1- в; 2 – а; 3 – б; 4 – д; 5 – г

36 – 32 балла = «5»

31 – 27 баллов = «4»

26 – 22 балла = «3»

21 и меньше баллов = «2»

В русской культуре XVIII в. происходят значительные изменения, которые определяются коренными преобразованиями в социально-экономической сфере, в жизни и быте народа. Главное влияние оказывает тот факт, что в экономике страны формируется капиталистический уклад.

XVIII век подготовил мощный взлет русской культуры в XIX столетии, который называется «золотым веком» культуры России.

Во второй половине XVIII в. в области образования в России продолжали развиваться две тенденции, сложившиеся еще при Петре I: расширение сети учебных заведений, увеличение числа народных школ и закрепление принципа сословности образования, расширение сети учебных заведений для дворян.

Центром российского просвещения стал Московский университет , созданный по инициативе М. В. Ломоносова. Указ об учреждении Московского университета с двумя гимназиями (дворянской и разночинской) был подписан в 1755 г . Елизаветой Петровной . Фактически это означало создание первого русского университета. Все документы были подготовлены Ломоносовым, который добился, чтобы преподавание велось на русском языке. В университете было 3 факультета: философский, юридический, медицинский. Крепостные в число студентов не допускались. В 1757 г . в Петербурге была открыта Академия художеств - высшее учебное заведение в области пластических искусств, которое много сделало для развития русской живописи и скульптуры. В 1783 г . открыта Академия Российская - научный центр по изучению русского языка и словесности.

В середине XVIII в. в стране стала формироваться система общеобразовательной школы. Предполагалось ввести три типа учебных заведений - малые, средние и главные народные училища. В губернских городах создавались главные четырехклассные училища, в уездных городах - малые двухклассные. Здесь обучали детей крестьян, мастеровых, солдат, матросов. Основными учебниками были «Грамматика» М. Смотрицкого, «Первому учению строки» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Магницкого, Азбука, Часослов, Псалтырь. В 66 духовных семинариях обучались дети православного духовенства. Дворянские дети получали образование в закрытых дворянских учебных заведениях: частных пансионах, шляхетских корпусах - или обучались на дому. Более 20 школ - горные, медицинские, штурманские, коммерческие - давали специальное образование.

В 1764 г . создается первое женское учебное заведение «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре в Петербурге. В течение 12 лет девочек из дворянских семей обучали иностранным языкам, арифметике, истории, музыке, танцам, домоводству и пр. Для мещанок в Москве был открыт Екатерининский институт.

Все мероприятия в области образования были связаны с именем И. И. Бецкого , который возглавлял Академию художеств, Кадетский корпус, Смольный институт. Он считал, что путем воспитания можно создать новую породу людей. Чтобы дать детям хорошее образование, надо изолировать их от родителей, домашней среды (во избежание дурного влияния) и поместить в закрытые школы (интернаты).

Центром научной мысли России с 1725 г . становится Академия наук . Ее первыми членами были иностранные ученые: великие математики Л. Эйлер, И. Бернулли. Но было среди иностранцев и немало проходимцев: библиотекарь Шумахер или историк Байер - творец норманнской теории о происхождении Русского государства. С середины 60-х годов широкий размах получает экспедиционная деятельность Академии наук. Географы, этнографы, натуралисты объездили огромные пространства Европейской России и Сибири. Этнограф С. П. Крашенинников в 1757 г . составил «Описание земли Камчатки» , где собрал сведения о природе, населении, его быте и обрядах.

В XVIII в. создаются первые труды по истории Российского государства. «Отцом русской истории» называют В. Н. Татищева . Он собрал огромное количество документов, сличил многие летописные материалы, снабдил их географическими, этнографическими, хронологическими примечаниями. Полностью «История Российская...» была напечатана во второй половине 1760-х годов, когда ее автора уже не было в живых. Большую лепту в развитие общественных наук и разработку истории России, историографии и т. п. внесли историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин .

Выдающимся ученым-энциклопедистом, просветителем был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Ломоносов проявил универсальность научных интересов. Ученый занимался изысканиями в математике, физике, химии, астрономии, геологии, биологии, языкознании. Его стараниями была создана первая в России химическая лаборатория, где разрабатывалась технология получения цветных стекол, смаль для мозаики, велись исследования по физической химии. Ломоносов первый в нашей стране создал атомное учение, на основе которого сумел разработать так называемую физическую картину мира. Своими трудами он положил начало естественным наукам в России. В «Древней Российской истории» Ломоносов изложил идеи о происхождении имени и народа российского. Величайшая заслуга Ломоносова заключается в том, что он был, есть и останется первым русским поэтом.

Во второй половине XVIII в. в русской литературе, как и в культуре в целом, утверждается классицизм , идейной основой которого была борьба за мощную государственность под эгидой самодержавной власти. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление абсолютизма. Для русского классицизма были характерны сильные просветительские тенденции, пафос гражданственности, обличительные мотивы. Эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров- «высокие» (трагедия, эпопея, ода) и «низкие» (комедия, сатира, басня и т. д.). В стиле классицизма в литературе творили М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир, Я. Б. Княжнин, В. К. Тредиаковский, М.М. Херасков.

Одним из наиболее крупных и ярких представителей русского классицизма был поэт Г. Р. Державин . Его оды «Фемида», «Вельможа» и др. проникнуты идеей сильной государственности и в то же время включают сатиру на вельмож, гражданскую лирику, философские размышления, бытовые зарисовки, пейзажи. Державин сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, развитии языка.

Огромной популярностью пользовались комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир», «Недоросль». В комедии «Бригадир» писатель сатирически изображает нравы русского дворянства, его пристрастие ко всему французскому. В «Недоросле» автор прямо называет причину всех зол российской жизни - крепостное право, обличает систему дворянского воспитания и образования, создает типические образы помещиков-крепостников Простаковых, Скотининых и невежественного недоросля Митрофанушки, ставшие впоследствии нарицательными.

В середине XVIII в. в русской архитектуре по-прежнему преобладает стиль барокко . Петербург становится городом дворцов. В стиле барокко возводит свои шедевры В. Растрелли:

Большой дворец в Царском селе, Зимний дворец, Смольный монастырь, дворец Строганова. Монументальность, пышность, причудливые линии фасадов, лепные украшения стен, обилие колонн, круглые, овальные окна - характерные черты русского барокко.

Во второй половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм , для которого образцом художественного совершенства было античное искусство. Архитектурным творениям классицизма присущи простота и величие, разумное устройство зданий, симметричность композиций и гармония пропорций. Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов (Дом Пашкова в Москве, проект Большого Кремлевского дворца, дворцовый ансамбль в Царицыне), М. Ф. Казаков (Московский университет, здание Сената в Московском Кремле, Колонный зал Благородного собрания, 1-я Градская больница), И. Е. Старов (Таврический дворец. Троицкий собор Александре-Невской лавры).

Новое явление в русском изобразительном искусстве этого периода- скульптурный портрет . Ярким представителем в этой области был талантливый русский скульптор Ф. И. Шубин , который создал галерею психологически выразительных скульптурных портретов А. М. Голицына, М. Р. Паниной, И. Г. Орлова, М. В. Ломоносова. Представителями классицизма были скульпторы - Ф. Ф. Щедрин, М.И. Козловский . В 1782 г. в Петербурге торжественно был открыт памятник Петру I - знаменитый «Медный всадник» скульптора Э. Фальконе.

Вторая половина XVIII в. - время расцвета русского портрета, которое выдвинуло целый ряд выдающихся художников-портретистов - А. П. Антропова, И. П. Аргунова, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского . Развитию русской живописи и скульптуры во многом способствовала Академия художеств, открытая в 1757 г.

В 1756 г . в Петербурге был учрежден первый в России профессиональный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым . Много сделал для развития русского театра преемник Волкова и его друг И. А. Дмитриевский.

Таким образом, культура и общественная жизнь России второй половины XVIII в. отражают коренные преобразования, происходящие в социально-экономической сфере. Заметное воздействие на общественную жизнь в целом оказывали идеи просветительства. Это период, когда в России начинают развиваться естественные науки, идет формирование русского литературного языка. Богатство и разнообразие культурного процесса во второй половине XVIII в. подготовили почву для «золотого века» русской культуры в XIX в.

XVIII век называют эпохой европейского Просвещения. Великие философы Вольтер, Монтескье, Кант считали, что общественная жизнь подчиняется не Богу, а естественным законам. Исторический прогресс - главная идея Просвещения.

В России идеи просветителей получили широкое распространение, ими увлекалась сама Екатерина II (примерно до 70-х годов, до восстания Пугачева). Просветительство - это антифеодальная идеология эпохи перехода от феодализма к капитализму, возникшая в России в 60-е годы XVIII в., когда социальные противоречия в стране достигли определенной остроты, а вопросы взаимоотношений помещиков и крестьян выдвинулись на передний план. На первом этапе российские просветители, резко критикуя крепостнические порядки, выступали лишь за смягчение, ограничение наиболее вопиющих проявлений крепостничества. При этом все надежды они возлагали на всесилие просвещения и просвещенного монарха. На втором этапе, в 80-90-е годы, просветители выступают за уничтожение крепостничества как государственной системы. Правда, в конце XVIII в., напуганные восстанием Е. И. Пугачева и революцией во Франции, просветители отказались от революционной борьбы с абсолютизмом.

Крупным просветителем второй половины XVIII в. был Н.И. Новиков, выходец из богатой помещичьей семьи. В 1767 г. он стал «письмоводителем» в одном из отделений созванной Екатериной II Комиссии депутатов по составлению нового Уложения. Ведя протоколы Комиссии, он получил богатый материал о состоянии дел в помещичьей России и использовал его позднее в своей издательской деятельности. В 70-х годах Новиков печатает в Петербурге сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Кошелек», «Живописец». Он высмеивал человеческие слабости и пороки, не случайно у помещиков в его произведениях такие выразительные фамилии - Недоумов, Змеянов, Злорадов; обличал их невежество, алчность, ханжество. Но до идеи отмены крепостного права, осознанной наиболее светлыми умами своего времени, Новиков не поднялся. После переезда в Москву Новиков организует Типографическую компанию, выпускает газету «Московские ведомости», журнал «Московское ежемесячное издание» и сотни книг по всем отраслям знаний. Одно время из его типографий выходило до трети всех печатавшихся в России книг. Они расходились по всей стране, формируя новые для русского общества вкусы, взгляды, идеи.

Но в 1792 г. Новиков был арестован, судим и приговорен сначала к смертной казни, а потом к 15 годам заключения. Причиной послужила принадлежность Новикова к масонскому движению в России. Следствие пыталось выявить у русских масонов вообще, у Новикова особенно, вредные политические намерения. Им вменялись в вину и связи с заграницей, и попытки вовлечь в масоны наследника престола. Но фактически Новиков был осужден за отличные от общепринятых религиозные убеждения. Взошедший на престол Павел I освободил его, и еще более 20 лет Новиков прожил в своем родовом имении, где и скончался.

Второй этап в развитии просветительства в России тесно связан с именем русского революционного мыслителя, писателя А. Н. Радищева. Радищев был хорошо знаком с трудами великих деятелей французской просветительной философии. На его мировоззрение сильное влияние оказала крестьянская война под предводительством Пугачева. В 1781-1783 гг. он создает оду «Вольность», где в полной мере проявляются его революционные убеждения, направленные против правительства и царизма. Радищев прославляет народную революцию, верит, что придет «вожделенная пора», когда прозревший народ, восстав, «задавит» хищного волка - российского самодержца. В 1780-е годы Радищев работает над главным своим произведением «Путешествием из Петербурга в Москву», которое печатает в домашней типографии тиражом в 650 экземпляров, без указания имени автора; только 25 экземпляров из этого числа были отданы в продажу. Но книга Радищева сразу же привлекла к себе внимание, вызвала, по свидетельству осведомленных современников, «великое любопытство».

В «Путешествии...» нашел отражение широкий круг идей русского Просвещения. Радищев не только наглядно показал все зло самодержавия и крепостничества, но и впервые в литературе открыто призвал к беспощадной борьбе с этим злом, считая наиболее верным путем к вольности революционное восстание народа против угнетателей. На полях книги Екатерина II написала, что автор - «бунтовщик хуже Пугачева». Радищев был арестован и приговорен к смертной казни, которая была заменена ссылкой на 10 лет в Сибирь. После смерти Екатерины II ему было разрешено вернуться в Европейскую Россию, но жить в деревне без права выезда под надзором полиции. В 1801 году, когда заговорщиками был убит Павел I и на престол взошел его сын Александр I, Радищев был окончательно амнистирован. Он вошел в Комиссию по составлению законов, но скоро почувствовал, что все его проекты и предложения, даже самые умеренные, встречают непонимание и неприятие. Создалась угроза новой ссылки. Глубокое разочарование в возможности осуществления хотя бы минимальной программы преобразований, неверие в просветительство в России вызвали роковой исход. 11 сентября 1802 г. А. Н. Радищев покончил с собой. Сохранились его слова: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».

Культура России XVIII века. 1 вариант.

1. Московский университет был основан в:

1) 1755г. 2) 1687г. 3) 1725г 4) 1762 г.

3. Кто из перечисленных ниже лиц были выдающимися художниками-портретистами XVIII в.?

1) Ф. Рокотов, Р. Левицкий

2) В. Баженов, М. Казаков

3) В. Растрелли, И. Старов

4) В. Тредиаковский, А. Сумароков

4. Камчатские экспедиции в первый половине XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял:

1) В. Беринг: 2) С. Хабаров; 3) С. Дежнев; 4) В. Атласов.

5. Создателем первого русского профессионального театра был

1) Д.И. Фонвизин 2) Ф.П. Шубин 3) Ф.Г. Волков 4) В.И Баженов

6. Издателем сатирических журналов «Трутень», «Живописец» был(а):

  1. Екатерина II
  2. Е. Р. Дашкова
  3. А.Н. Радищев
  4. Н.И. Новиков

7. Установите соответствие:

  1. Ломоносов А) театр
  2. Кулибин Б) наука
  3. Боровиковский В) архитектура
  4. Растрелли Г) техника

Д) живопись

8. Какое здание не относится к классицизму:

  1. здание Московского университета
  2. дом Пашкова
  3. Таврический дворец
  4. Смольный монастырь

9. Инициатором создания Московского университет выступил (а)...

1) императрица Екатерина II

2) Е.Р. Воронцова-Дашкова

3) М.В. Ломоносов

4) Г.А. Потемкин

10. Укажите правильное соответствие

Памятник архитектуры архитектор

1)Зимний дворец а) В. Баженов

2) Таврический дворец б) В. Растрелли

3) Дам Благородного собрания в Москве в) Д. Ухтомский

4) Дом Пашкова г) М. Казаков

11. О ком идет речь?

Механик-самоучка, которого Г. Р. Державин назвал «Архимедом наших» дней». Екатерина П назначила его механиком при Академии наук. Под его руководством в механической мастерской изготавливались различные станки, приборы, инструменты. Особенно много сделал он для царского двора. Так, поразительное зрелище представляют его часы «яичной фигуры», которые хранятся в петербургском Эрмитаже. Механизм часов до сих пор исправлен

Д. С. Бортнянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин

13. Что является лишним в ряду?

Здания, возведенные по проектам М. В. Казакова: Сенат в Московском Кремле, Московский университет, Голицынская и Павловская больницы, Таврический дворец, дом князей Долгоруких

Культура России XVIII века. 2 вариант.

1. Академия наук в России была основана в:

  1. 1755 2)1725 3) 1757 4) 1762

1) В. И. Баженов; 2) В. В. Растрелли; 3) М. Ф. Казаков; 4) И Е. Старов.

3. Русские архитекторы XVIII века :

  1. Татищев, Щербатов
  2. Казаков, Баженов
  3. Шубин, Аргунов
  4. Кулибин, Ползунов
  1. Беринг
  2. Чириков
  3. Крашенинников
  4. Атласов

5. У кого из представителей русской знати был знаменитый крепостной театр:

  1. Меншиковы
  2. Шереметьевы
  3. Долгорукие
  4. Остерман

6. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала

  1. Бирона 2)Радищева 3) Новикова 4)Баженова

7. Установите соответствие:

  1. Державин А) театр
  2. Рокотов Б) живопись
  3. Баженов В) техника
  4. Ползунов Г) литература

Д) архитектура

8. Чье литературное творчество относится к направлению сентиментализма :

  1. Тредиаковского
  2. Державина
  3. Карамзина
  4. Фонвизина

9. Создание Московского университета связано с деятельностью :

  1. Н.И. Новикова и Екатерины II
  2. Ф. Прокоповича ПетраI
  3. М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова
  4. А. Т. Болотова и Е.Р. Дашковой

10. Установите соответствие:

  1. Татищев А) «Путешествие из Петербурга в Москву»
  2. Радищев Б) «История Российская»
  3. Левицкий В) Картина «Екатерина-законодательница»
  4. Баженов Г) комедия «Недоросль»

Д) дом Пашкова

11. О ком идет речь?

Кому А. С. Пушкин посвятил эти строчки: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятий обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник...»

12. По какому принципу образован ряд?

Школы грамоты, гимназии, закрытые учебные заведения, профессиональные училища .

13. Что (кто) является лишним в ряду?

Художники-портретистьк А. П. Антропов, Н. И. Аргунов, Ф. И. Шубин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама