THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В отличие от многих других теоретиков, подход Р. Кеттела базируется на использовании точных эмпирических методов исследования. Приверженность Кеттела к конструированию научной модели поведения определялась целью раскрыть с помощью метода факторного анализа основополагающие черты, составляющие ядро структуры личности. Автор полагал, что именно они определяют то, что будет делать человек в данной ситуации. Как и Олпорт, Кеттел различает общие и уникальные черты. Однако, с его точки зрения, черты не имеют реального нейрофизиологического статуса и могут быть обнаружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения.

Структура . Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма . Р. Кеттел стремился в своей теории учесть ряд аспектов: выделить многочисленные черты, составляющие индивидуальность; определить степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды; выявить тип взаимодействия генетические и социокультурных факторов, определяющий поведение. Выстраивая свою теорию на строгих методах исследования и точных измерениях, автор в процессе изучения личности использовал мультивариативная статистику и факторный анализ.

Согласно Р. Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации . Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации . Он выводит формулу, для возможно точного предсказания поведения:

где специфическая ответная реакция человека (R), выраженная в действиях или словах, есть некая функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент времени и от структуры личности (P) . Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.

Р. Кеттел определяет категории черт личности как некие структурные принципы личностной организации. Согласно Р. Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.



В результате проведения многократных процедур факторного анализа данных, собранных в ходе исследования тысяч испытуемых, автор приходит к выводу, что черты личности можно классифицировать или разбить на категории несколькими способами. Рассмотрим предложенные Р. Кеттелом принципы классификации черт.

Поверхностные черты – исходные черты . Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в комплексе друг с другом (например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом и составлять поверхностную черту невротизма). Поскольку поверхностные черты не имеют единой основы и временного постоянства, Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения. Исходные черты , напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, по мнению Р. Кеттела, образуют блоки самого здания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют на "более глубоком" уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами (табл.7). Эти факторы черт личности легли в основу методики «Шестнадцатифакторный личностный опросник».

"Шестнадцать личностных факторов" (16 PF)

Таблица 7

Обозначение фактора Название фактора Качество, соответствующее высокой оценке по фактору Качество, соответствующее низкой оценке по фактору
A Отзывчивость-отчужденность Добродушный, предприимчивый, сердечный Циничный, жестокий, безразличный
B Интеллект Сообразительный, абстрактно мыслящий Глупый, конкретно мыслящий
C Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость Зрелый, реалистичный, спокойный Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый
E Доминантность-подчиненность Уверенный, конкурирующий, упрямый Застенчивый, скромный, покорный
F Рассудительность-беспечность Серьезный, молчаливый Беззаботный, полный энтузиазма
G Сознательность-безответственность Ответственный, моралистический, стоический Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный
H Смелость-робость Предприимчивый, раскованный Неуверенный, замкнутый
I Жесткость-мягкость Опирающийся на свои силы, независимый Цепляющийся за других, зависимый
L Доверчивость-подозрительность Принимающий условия Упорный на грани глупости
M Мечтательность-практичность Творческий, артистичный Консервативный, приземленный
N Дипломатичность-прямолинейность Социально опытный, сообразительный Социально неуклюжий, непретенциозный
O Склонность к опасениям – спокойствие Беспокойный, озабоченный Спокойный, самодовольный
Q1 Радикализм-консерватизм Вольнодумно либеральный Уважающий традиционные идеи
Q2 Самодостаточность-конформизм Предпочитающий собственные решения Беспрекословно следующий за другими
Q3 Недисциплинированность-контролируемость Следующий собственным побуждениям Пунктуальный
Q4 Расслабленность-напряженность Сдержанный, спокойный Переутомленный, возбужденный

Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой . Согласно Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа в зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Черты, сформированные окружающей средой , обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением.



Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели (интеллект, музыкальные способности). Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения (скорость протекания нервных реакций). Динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям.

Общие черты – уникальные черты. Подобно Г. Олпорту, Р. Кеттел считал целесообразным классифицировать черты на общие и уникальные. Общая черта –черта, присущая в различной степени всем представителям одной и той же культуры. Уникальные черты имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного; особенно часто они проявляются в сферах интересов и установок. Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. Кроме того, сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна.

Как уже было сказано, теория личности Р. Кеттела опирается на точные эмпирические исследования, проведенные при помощи факторного анализа. Данные для него были получены из трех основных источников: данные регистрации реальных жизненных фактов (L-данные), данные самооценки при заполнении анкет (Q-данные) и данные объективных тестов (OT-данные). Первые, L-данные, представляют собой результаты измерения поведения в конкретных повседневных ситуациях, Эти данные могут также включать оценки личностных особенностей, даваемые людьми, хорошо знающими обследуемого в реальных жизненных ситуациях. Q-данные – это данные самооценки человека, касающиеся его поведения, мыслей и чувств. Подобная информация отражает самоанализ и самонаблюдения личности. Для получения Q-данных были разработаны специальные тесты самооценки, из которых наиболее известен и используем опросник "Шестнадцать личностных факторов". OT-данные, или данные эксперимента, получаются в результате моделирования специальных ситуаций, в которых действия личности по выполнению определенных заданий могут быть оценены объективно.

Чтобы отразить сложность личности и создать многоплановую стратегию исследования, Кеттел считает необходимым использовать многие источники данных. Такой подход учитывает одновременно различные проявления параметров личности, однако он не дает возможности исследователю манипулировать переменными. Кеттел утверждает: если такое многоплановое исследование, как факторный анализ, действительно способно достоверно определять функциональные блоки личности, тогда те же самые факторы или исходные черты можно будет получать по трем вышеупомянутым различным типам данных. Это логическое утверждение предполагает, что каждый источник данных фактически измеряет общераспространенные и основополагающие черты личности .

Касаясь вопроса о степени влияния черт личности на поведение, Р. Кеттел полагал, что одна черта сильнее другой в том случае, если она имеет высокие нагрузки в большем количестве образцов поведенческих проявлений. В этой связи фактор A (отзывчивость-отчужденность) является самой сильной чертой из перечисленных в табл. 7, поскольку он оказывает большее влияние на поведение людей в различных ситуациях, чем любая другая черта. Не столь многочисленны ситуации, в которых принимает участие фактор B (интеллект); и еще меньше таких, в которых существенную роль играет фактор C (эмоциональная устойчивость), и так далее, по всему списку. Следовательно, сила черты определяется ее значимостью для регуляции поведения в различных обстоятельствах.

Процесс и развитие . В своей теории Р. Кеттел сделал попытку определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности. С этой целью он разработал статистическую процедуру – многопрофильный абстрактный вариантный анализ (Multiple Abstract Variance Analysis, MAVA), оценивающий не только наличие или отсутствие генетического влияния, но также и степень обусловленности черт генетическим влиянием или воздействием окружающей среды. Это сбор данных о различных проявлениях сходства между однояйцевыми близнецами, выросшими в одной семье; между сиблингами (братьями и сестрами), выросшими в одной семье; однояйцевыми близнецами, воспитанными в разных семьях и родными братьями и сестрами, выросшими врозь. Результаты применения техники MAVA (основанной на использовании личностных тестов для оценки той или иной черты личности) показывают: значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте.Например, данные указывают на то, что около 65-70% вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то время как генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влияниями окружающей среды и одна треть – наследственностью .

Согласно Р. Кеттелу, помимо непосредственного воздействия ситуационных факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы, к которым они принадлежат (семья, церковь, группы сверстников, коллеги, школа, национальность). Посредством черт личности можно описать не только отдельных людей, но также и социальные группы, членами которых они являются. Диапазон черт, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется их синтальностью. Ни один другой персонолог не сделал столько, сколько Кеттел в направлении детального описания черт, характеризующих общество в целом, а также изучения влияния этих черт на поведение человека.

Хотя Р. Кэттэлл был интересовался вопросами поведения и структурой личности, его интересовали также процесс и мотивация. Его анализ последовательностей действий, которые люди предпринимают в конкретных ситуациях, и сочетанных паттернов действий, позволили сделать вывод, что человеческая мотивация состоит из врожденных тенденций, названных эргами , и мотивов, детерминированных средой, которые были названы сентиментами . Примеры эргов - безопасность, секс и самоутверждения. Примерами сентиментов служат религиозные, карьерные мотивы и мотивация, связанная с Я-концепцией. Поведение как правило, служит удовлетворению нескольких мотивов одновременно, и усилия по удовлетворению сентиментов предпринимаются ради более фундаментальных эргов, или биологических целей. Действия человека в данный конкретный момент, будет зависеть от черт его лично стии мотивационных переменных, соответствующих ситуации (см. уравнение спецификации).

Норма, патология и изменения. Помимо своего интереса к структуре личности и к динамике ее функционирования, Р. Кэттэлл проводил исследования и в области психопатологии. Вопрос о патологии он рассматривал как вопрос о личностных различиях между группами пациентов с разными видами заболеваний . В отличие от Г. Айзенка, который специализировался на применении поведенческой терапии к патологическому поведению, Р. Кэттэлл не был связан ни с каким определенным видом психотерапии.

Прежде всего, зададимся вопросом – что такое личность, и чем это понятие отличается от понятия индивид (индивидуум)?

Индивид – это носитель биологических качеств человека. Результатом развития индивидуума является его уровень биологической зрелости: пол, возраст, нервная система, геометрия тела. Человек рождается индивидом, становясь личностью в процессе социализации, т.е. в процессе прохождения стадий жизненного цикла (детство, отрочество, юность и т.д.) и накопления социального опыта.

Таким образом, человек как субъект состоит из личности и индивида.

Понятие личность имеет достаточно много толкований. Современная наука характеризует личность как субъект влияния внутренних и внешних факторов, включая биологические и генетические особенности, а также социальный опыт.

Понятие личности проявляется в индивидуальных свойствах и поступках людей. Индивидуальность – то специфическое, что отличает одного человека от других, при этом она включает в себя как врожденные свойства, так и приобретенные.

Индивидуальность проявляется в типах темперамента, чертах характера, привычках, интересах, склонностях и др.

Маркетинговое значение индивидуальности личности :

· индивидуальность личности переносится на его потребительское поведение;

· чем больше покупательский выбор, тем ярче проявляется индивидуальность потребления.

В настоящее время психологи установили около 650 черт личности. Это подтверждает и то, что не существует единой теории, описывающей поведение личности.

Наиболее известны следующие три теории личности:

1. Социально-психологическая теория, согласно которой на личность в большей степени влияет социально-общественная среда, а не инстинкты и подсознательные силы.

В соответствии с данной теорией личность по отношению к обществу может быть трех типов:

· уступчивый тип, что проявляется в потребности следовать за кем-либо, такие люди не любят одиночества, нуждаются в опеке и любви, легко поддаются чужому мнению;

· агрессивный тип, что проявляется в потребности властвовать, командовать, идти наперекор другим;

· обособленный тип – быть самодостаточным, независимым, эти люди любят одиночество, предпочитают иметь свое мнение и не стараются произвести впечатление на окружающих.

Маркетинговое значение данной теории – в зависимости от продукта и целевого сегмента учитывать особенности каждого типа при разработке рекламы.

2. Психоаналитическая теория З.Фрейда, согласно которой поведение опосредовано подсознательными мотивами, основанными на получении удовольствий, начале и окончании жизни. Личность формируется личностью.

В основе психоаналитической теории лежит постулат о том, что личность состоит из трех компонентов: ИД, СУПЕРЭГО и ЭГО.

ИД – источник страстей, которые требуют немедленного удовлетворения;

СУПЕРЭГО – представляет собой моральные и этические нормы и служит своего рода ограничителем поведения личности;

ЭГО – разумная сила, которая является связующим звеном между ИД и СУПЕРЭГО.

Личность человека определяется уникальным сочетанием этих сил и особенно той силой, которая имеет преобладающее влияние над двумя другими.

Маркетинговое значение данной теории – психоаналитическая теория послужила основой для изучения поведения потребителя как результата проявления неосознанных мотивов.

3. Теория характерных особенностей, согласно которой поведение личности определяется набором личностных переменных (характерными чертами).

Характерная черта – это любое заметное и относительно устойчивое отличие одного человека от другого.

Черты личности – или наследуются, или рано приобретаются. Тип личности зависит от того, какие из этих черт преобладают.

В то же время считается, что одни и те же характерные черты в той или иной степени присущи разным лицам. Поэтому на основании характерных черт можно сегментировать рынок индивидуальных потребностей (например, сегмент «экономных покупателей»).

Маркетинговое значение данной теории – маркетолог должен искать связь между характерной чертой личности потребителя и его конкретным поведением (а для этого необходимо выявлять наиболее важные характерные черты, влияющие или определяющие потребительское поведение).

Личность потребителя характеризуется следующими основными факторами (6 факторов) – характер, темперамент, тип отношения к окружению, тип восприятия информации, память и самопонятие.

1. Характер.

Характер – совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, делу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения. Согласно определению, характер можно представить в виде отдельных систем:

1 система – свойства характера, отражающие отношение к себе (самолюбие, самокритичность, эгоцентризм, гордость и др.)

2 система - свойства характера, выражающие отношение к другим людям (доброжелательность, агрессия, коммуникабельность, отзывчивость, сочувствие, тактичность, порядочность и др.)

3 система – свойства характера, проявляющиеся в процессе приобретения тех или иных вещей (новаторы, консерваторы, приверженцы марки и др.)

4 система - свойства характера, отражающие отношение к делу (ответственность, инертность, трудолюбие и др.)

То есть, характер – это результат взаимодействия человека с миром.

Темперамент.

Темперамент – это особенности нервной системы человека, обусловленные врожденными динамическими свойствами, которые определяют скорость реагирования, степень эмоциональной возбудимости, особенности приспособления индивида к миру.

Впервые классификацию видов темперамента дал Гиппократ, позднее И.П.Павлов дал толкование различных особенностей каждого вида темперамента:

Холерик – человек, отличающийся быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике. Неуравновешен, иногда агрессивен. Возбудительный механизм преобладает над тормозным. Быстрый тип речи.

Сангвиник – характеризуется высокой активностью, энергичностью. Общителен. В проблемных ситуациях принимает адекватные решения, хорошо сдерживает свои чувства, быстрый ум, высокая работоспособность, легко переключается, откликается на реальные впечатления больше, чем на образы и представления в прошлом и будущем.

Флегматик – уравновешенный характер, спокойное, ровное настроение. Обычно медлителен и рассудителен, терпелив. Мимика и движения не выразительны, его трудно рассмешить или рассердить. Терпелив, выдержан, но ненаходчив, плохо приспосабливается к новой обстановке, с трудом перестраивает привычки, трудно приобретает новые.

Меланхолик – неуравновешенный характер, низкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанность речи. Меланхолика отличает высокая эмоциональная активность при слабом внешнем выражении. Тормозной процесс преобладает над возбудительным.

Маркетинговое применение свойств характера - в личных продажах необходима идентификация клиента для успешных переговоров и установления с ним долгосрочных отношений.

Тип отношения к окружению. (Табл.7)

К типам отношения относятся:

· Интроверсия или экстраверсия

Эти понятия введены Г.Юнгом. Они имеют отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию.

Интроверт – личность, не расположенная к общению, склонная к уходу «в себя». Интроверт замкнут, редко бывает в компаниях, имеет мало друзей, но, если они есть, то он верен и доверяет им, любит читать, играть на музыкальных инструментах, рукодельничать, вести личный дневник. В новых условиях (компаниях) раскрывается не сразу, ему нужно привыкнуть к обстановке, окружению.

Экстраверт – активная личность, открытая к общению, коммуникабельны, разговорчивы, жизнерадостны, открыты внешнему влиянию, эмоциональны, энергичны, мобильны.

Необходимо отметить, что оба типа абсолютно нормальны, если понимать их природу. Экстраверты и интроверты по-своему черпают энергию и силу. Им не рекомендуется надолго выходить за рамки своих предпочтений по отношению к окружению, хотя и в школе, и на работе поощряют экстравертов, заявляя: «Ваша оценка будет зависеть от того, насколько активно вы работаете на уроке». Следует помнить, что, если вы – интроверт, вы должны добиваться предоставления вам личного времени для размышлений – это объективно необходимо для вас. Экстраверты – такие, какими мы их видим, свои мысли, чувства они выплескивают наружу; а в случае с интровертом то, что мы видим, отражает их характер только частично. Интроверты начинают раскрываться не сразу, а лишь, если доверяют окружающим или в исключительных обстоятельствах.

В настоящее время выделяют еще и амбивертов – ближе к экстравертам, но общаются тогда, когда захотят.

Маркетинговое значение типа отношения к окружению - самостоятельно – на семинар, устный опрос)

· экстраверты, имея обширную информацию о внешнем мире, могут быть более критичны к маркетинговым усилиям продавца.

Тип восприятия и принятия решений. (Табл.7)

Люди собирают информацию об окружающем мире двумя основными путями: дословно - последовательно и более произвольно. В зависимости от этого выделяют два типа восприятия информации: сенсорно-ощущающий или просто сенсорный и интуитивный.

Люди, относящиеся к сенсорному типу, предпочитают конкретную информацию, опираются при её сборе только на то, что можно увидеть, услышать, потрогать, фокусируют внимание на фактах и деталях. Опыт окружающих, здравый смысл являются критерием для восприятия информации. Им чуждо фантазерство, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе».

Люди интуитивного типа собирают информацию произвольным путем, иногда «скачками», ищут в ней свой смысл, опираясь на интуицию, ищут опосредованные (не прямые) взаимосвязи и значение между различными явлениями. Они опираются на внутренний голос, вне зависимости от того, как реагируют в подобных ситуациях окружающие.

Если два человека по-разному собирают информацию, то их дальнейшие отношения поставлены под угрозу.

Пример:

Сенсорный. Сколько времени?

Интуитивный. Уже поздно.

Сенсорный (несколько удивленно). Сколько времени?

Интуитивный (настойчиво). Уже пора идти.

Сенсорный (теряя терпение). Послушай, что я спрашиваю. Сколько времени? Я задал конкретный вопрос и жду конкретного ответа.

Интуитивный (уверенный в своей правоте). Нельзя быть таким капризным. Я ведь сказал, пора идти, уже больше трех.

Информация, которую вы получили, будучи сенсорным или интуитивным типом, ведет к принятию какого-то решения или к действию. По данному критерию выделяют логический и эмоциональный типы.

Логический тип. Принимая решение, человек предпочитает быть логичным аналитиком, беспристрастным и объективным, тщательно анализирует все факты, логически обосновывая свое решение.

Эмоциональный тип. При принятии решения опирается на свое субъективное отношение к информации, на субъективную оценку события, учитывая как это решение повлияет на других.

Данная шкала – единственная из типологий личности, в которой отмечены половые различия: шесть из десяти мужчин относят себя к логическому типу, среди женщин – прямо противоположное: 60 % относят себя к эмоциональной категории.

Маркетинговое значение типа восприятия информации и принятия решений.

· люди-сенсорики поддаются воздействию маркетингового окружения в большей степени, чем интуиты. Интуитивный тип реагирует на внешние воздействия опосредованно, наблюдая и анализируя внутри себя опыт потребления окружающих;

· ориентируясь на логический тип, необходимо давать конкретную информацию по преимуществам или по качественному составу вашего продукта, или по последствиям его применения;

· для эмоционального типа необходимо использовать особенности чувств (использование музыки, юмора)

Функции социотипов приведены в таблице 8.

Таблица 7.

Таблица социотипов.

Критерии Социотип Характеристика
1. Откуда черпает информацию Экстраверт Черпает энергию из внешнего мира Общителен, активен Такой, каким мы его видим, свои мысли, чувства выплескивают наружу
Интроверт Черпает энергию внутри себя Раскрываются не сразу: им нужно привыкнуть к обстановке, окружению Необходимо личное время для размышлений
2. Как собирает информацию Сенсорный Дословно и последовательно Предпочитает конкретную информацию; при сборе информации опирается на то, что можно потрогать, увидеть, услышать, понюхать, фокусирует внимание на деталях Важна точная, конкретная информация Опыт окружающих, здравый смысл – критерии принятия решения
Интуитивный Более произвольно, скачками При сборе информации опирается на интуицию, ищет скрытый смысл информации
3. Как принимает решение Логический Объективно и беспристрастно Анализирует все факты, логически обосновывая решения
Эмоциональный Субъективно и межличностно Субъективная оценка фактов, реальности с учетом влияния этой оценки на окружающих Принимает решения в соответствии со своими чувствами
  • 8. Э. Эриксон. Определение идентичности. Развитие идентичности.
  • 5. Юность: самотождественность я – ролевое смешение
  • 9. В. Райх. Понятие характер и характерный панцирь.
  • 10. Б. Скиннер. Оперантное обусловливание. Общие понятия.
  • Можно обусловить собственное поведение. Если выполнено задание – можно себя наградить.
  • 11. Б. Скиннер. Факторы, способствующие и препятствующие личностному развитию.
  • 12. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Я – как процесс. Я – реальное, я – идеальное.
  • Феноменологическая позиция роджерса
  • 13. Феноменологическая теория личности к. Роджерса. Полно функционирующая личность (общая характеристика).
  • 14. А. Маслоу. Теория мотивации. Бытийные и дефициентные мотивы.
  • 15. А. Маслоу. Теория самоактуализации личности.
  • 16. Теория личности э. Фромма. Основные типы характера как результат процесса ассимиляции.
  • 17. Э. Фромм. Человеческая дилемма и экзистенциальные потребности.
  • 18. К. Левин. Исследование жизненного пространства личности.
  • 19. Структурная теория черт личности р. Кеттелла. Категория черт личности. Темпераментальные черты р. Кеттелла (описание).
  • 21. Структурная теория личности р. Кеттелла. Динамические черты.
  • 22. Понятие «проприум», аспекты проприума г. Оллпорт.
  • 23. Г. Салливан. Динамизмы (общее понятие).
  • 24. Г. Салливан. Персонификации (общее понятие).
  • 25. Г. Оллпорт. Теория мотивации. Функциональная автономия. Функциональная автономия: прошлое – это прошлое
  • Зрелая личность
  • 26. Понятие черта личности в представлении г. Оллпорта, р. Кеттела, г. Айзенка.
  • Факторные теории личности
  • Теория г.Ю.Айзенка
  • 27. Понятие «саморегуляция» и «самоэффективность» в теории а. Бандуры.
  • 28. А. Бандура. Научение путем наблюдения (структура процесс).
  • 29. Основные положения теории конструктов
  • Теория личностных конструктов (д. Келли)
  • 30. Д. Роттер. Понятие потребности. Виды и компоненты потребностей.
  • 31. Д. Роттер. Поведенческий потенциал личности.
  • 32. Иерархическая модель личности. Теория г.Ю.Айзенка
  • 33. Г. Айзенк. Типы личности (характеристика). Теория г.Ю.Айзенка
  • 34. Г. Оллпорт. Виды личностных диспозиций.
  • 35. К.Г. Юнг. Понятие темперамента. Установки и функции.
  • 36. К.Г. Юнг Структура психики.
  • Структура личности
  • 37. Эндопсихика и экзопсихика в теории а.Ф. Лазурского.
  • 38. Классификация личности в работах а.Ф. Лазурского.
  • 1. Богатство.
  • 2. Интенсивность психических проявлений.
  • 3. Сознательность психических проявлений.
  • 4. Координация психических элементов.
  • 39. В.М. Бехтерев. Понятие личности.
  • Уровни личности.
  • 40. В.Н. Мясищев. Личность как система отношений.
  • 41. Б.Г. Ананьев. Основные параметры исследования личности.
  • 42. К.К. Платонов. Представление о динамической функциональной структуре личности.
  • 43. К.А. Абульханова-Славская. Личность как субъект жизненного пути.
  • 44. А. Н. Леонтьев. Разграничение понятий «индивид» и «личность».
  • 45. Б.С. Братусь. Нравственно-духовная концепция личности.
  • 46. Структура личности в трудах д. А. Леонтьева.
  • Характер
  • Способности
  • Внутренний мир личности
  • С чего начинается смысл: потребности и ценности
  • Отношения
  • Конструкты
  • Смысл жизни
  • Опорный «скелет» личности в поисках высшего уровня
  • Свобода, ответственность и духовность
  • Пути, которые нам выбирают
  • Я - последняя инстанция в личности
  • 47. Телосложение и особенности поведения личности.
  • 48. Сущность психоаналитического понимания личности.
  • 49. Структура личности в концепции а. Н. Леонтьева.
  • 50. Критические периоды развития личности Миллер и Доллард. Процесс научения в теории Долларда и Миллера.
  • 51. Л.И. Божович. Развитие личности в онтогенезе.
  • 52. Психологические особенности ребенка в зависимости от порядка рождения.
  • 19. Структурная теория черт личности р. Кеттелла. Категория черт личности. Темпераментальные черты р. Кеттелла (описание).

    В отличие от многих других теоретиков Кеттел начал не с клинических наблюдений или интуитивных представлений о природе человека. Наоборот, его подход прочно основан на использовании точных эмпирических методов исследования.

    Он полагает, так же как и Оллпорт, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и, в конечном счете, они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Как и Оллпорт, Кеттел различает общие и уникальные черты.

    Согласно Кеттеллу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации.

    Структурные принципы: категории черт личности

    Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Спектр действия этих тенденций чрезвычайно велик. Иначе говоря, черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики и, безусловно, являются наиболее важными в концепции Кеттела.

    Поверхностные черты – исходные черты.

    Поверхностная черта представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в "неразрывном" единстве. Например, наблюдаемые проявления неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом, и составлять поверхностную черту нейротизма. Здесь нейротизм подтверждается набором взаимосвязанных видимых элементов, а не какого-то одного из них. Поскольку поверхностные черты не имеют единой основы и временного постоянства, Кеттел не считает их значимыми для объяснения поведения.

    Исходные черты , напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Эти некие объединенные величины или факторы, определяющие, в конечном счете, то постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Исходные черты существуют на "более глубоком" уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

    Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами (табл. 6-3). Эти факторы черт личности, вероятно, более известны в связи со шкалой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела "Шестнадцать личностных факторов. Данная шкала самооценки и несколько других, также разработанных Кеттелом, оказались чрезвычайно полезными и популярными как в прикладных, так и в теоретических исследованиях.

    Ниже представлено обсуждение исходных черт, оцениваемых с помощью опросника "16 PF".

    Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела "Шестнадцать личностных факторов" (16 PF)

    А: отзывчивость - отчужденность

    B: Интеллект

    C: Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость

    E: Доминантность - подчиненность

    G: Сознательность-безответственность

    H: Смелость-робость

    I: Мягкость – жесткость и др.

    Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой. Согласно Кеттелу, исходные черты можно разделить на два подтипа – в зависимости от их источника. Конституциональные черты развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к кокаину может быть причиной внезапной раздражительности, подавленности и беспокойства. Кеттел мог бы утверждать, что подобное поведение является следствием изменений физиологии человека и, таким образом, отражает конституциональные исходные черты.

    Черты, сформированные окружающей средой , наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. Поэтому человек, выросший на ферме Среднего Запада, ведет себя не так, как человек, который провел жизнь в городских трущобах.

    Способность, темперамент и динамические черты. Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством которой они выражаются. Способности как черты определяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация – вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спокойно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность может быть охарактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтересованная в приобретении материальных благ.

    Общие черты – уникальные черты. Как и Оллпорт, Кеттел убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общая черта – это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам.

    Уникальные черты – это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок. Например, Салли – единственный человек, собравший коллекцию сообщений о детской смертности в Швеции и Канаде в 1930 году. Очень немногие люди, если такие вообще найдутся, разделили бы этот интерес.

    Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна. Однако нам не следует преувеличивать значение признания Кеттелом уникальности комбинации черт у каждого конкретного человека. В действительности его намного больше интересовали общие принципы поведения, чем личность конкретного индивидуума.

    По широте и масштабности исследований в сфере личности, бесспорно, Кеттелл достоин признания, как самый выдающийся персонолог нашего времени. Его научная и исследовательская деятельность затронула почти все аспекты, имеющие значение для теории личности, – структуру, развитие, мотивацию, психопатологию, психическое здоровье и изменения. Его усилия по построению теории, основанной на технике точных измерений, поистине впечатляющи. Как отмечает один из его последователей, Кеттел достоин всяческого восхищения: "Следует отметить, что оригинальная программа Кеттела по изучению личности явилась результатом чрезвычайно богатой теоретической системы, оказавшейся гораздо более плодотворной в отношении эмпирического исследования, чем любая другая теория. Однако, к сожалению, теория Кеттела не получила должной оценки у многих персонологов, изучавших личность человека, и осталась по сути мало известной широкой публике. Критики указывают на то, что труды Кеттела написаны сложным языком и трудны для понимания. Имеет место и критика его чрезмерной приверженности факторному анализу, а также субъективности предложенных им формулировок, интерпретаций и названий основных черт, полученных статистическим методом. Несмотря на недостаточное внимание к его работе и некоторые заслуженные упреки в его адрес, Кеттел остается убежденным приверженцем своего подхода, который, по всей вероятности, даст нам возможность понять структуру и функции личности. Мы надеемся, что данный краткий обзор послужит для студентов стимулом к более серьезному знакомству с теорией Кеттела. Особенно рекомендуем работу, которую он написал, будучи студентом последнего курса университета – "Научный анализ личности".

    В отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, существенно иное направление в психологии черт открывается благодаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Теоретики, использующие факторный анализ, полагают, что основополагающие аспекты личности являются общими для всех. Основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения черт считают также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагировать определенным образом и что основные элементы личности имеют строго упорядоченную иерархическую структуру. Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Лидером развития факторных теорий является Раймонд Кеттел.

    Целью исследований Кетелла было раскрыть основные черты личности с помощью точных эмпирических методов исследования. С этой целью он использовал метод факторного анализа.

    В своей теории он стремится объяснить взаимодействия между: личностью как системой, с одной стороны, и социокультурной средой, с другой стороны.

    Он считает, что теория личности должна учитывать:

    1. многочисленные черты личности, составляющие индивидуальность;
    2. степень обусловленности черт личности наследственностью и влиянием среды;
    3. взаимодействие факторов наследственности и среды между собой.

    По Кеттелу личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Формула Кетелла для предсказания поведения

    R= f (S, P) - уравнение спецификации

    Суть её: то, что человек делает, думает или выражает словами (R) или поведение, есть функция (f), от стимулирующей в данный момент ситуации (S) и от структуры личности (P) или совокупности черт.

    Чтобы точно предсказать поведение человека нужно рассматривать черты личности (1) + другие переменные (настроение в данный момент и другие социальные роли, требуемые ситуацией) (2).

    Черта - то, что определяет действия человека при столкновении с определенной ситуацией.

    Черты личности представляют собой гипотетические психологические конструкты. Они обнаруживаются в поведении и обусловливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и различное время. Т.о. черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.
    Структурные принципы: категории черт личности

    В результате проведения многократных процедур факторного анализа при исследовании тысячи субъектов и полученного обширного эмпирического материала, Кеттэлл предложил классификацию черт (факторов) личности. Кеттел классифицировал все личностные черты.

    В основу их классификации он положил следующие принципы или критерии:
    1. поверхностные черты - исходные черты
    Исходные черты - это основополагающие черты личности. Они образуют те блоки, из которых встраивается структура личности. Это объединенные величины или факторы (черты), определяющие постоянство, которое мы наблюдаем в поведении человека. Исходные черты более важные, это некоторый фундамент.

    Кеттел пришел к выводу, что структура личности образована шестнадцатью исходными чертами или факторами.

    Поверхностные - совокупность поведенческих характеристик, которые проявляются как черта, в том случае, когда они неразрывно связаны. Поверхностные черты - продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны чем исходные. Например, наблюдаемые проявления поведения неспособности сосредоточиться, нерешительности и беспокойства могут быть тесно связаны друг с другом, и составлять поверхностную черту - невротизм. Т.е. такая черта как невротизм подтверждается набором взаимосвязанных элементов, а не одним из элементов.

    2. конституциональные черты - черты, сформированные окружающей средой .

    Исходные черты он делит на:

    1. Конституциональные - развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума. Например, выздоровление от пристрастия к алкоголю - может быть причиной раздражительности, подавленности. Это поведение является следствием тех физиологических изменений в организме и отражает исходные конституциональные черты.
    2. Черты, сформированные средой - обусловлены влиянием социального и физического окружения. Например, человек выросший в мегаполисе, ведет себе иначе, чем в провинциальном городке.
    3. Способность, темперамент и динамические черты.

    Исходные черты можно также классифицировать с точки зрения того, посредством чего они выражаются.

    Черты личности, которые отражают способности человека - определяют умения человека и его эффективность в достижении цели (интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная координация).

    Черты темперамента относятся к эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кто-то решает задачу быстро, кто-то медленно, реагирует на стресс спокойно-истерично.

    Самым важным вкладом Кетелла в теорию личности является его систематическое описание личности. Он считал, что для того чтобы составить представление о личности человека нужно получить систематическое описание его личностных черт. Т.е. необходимо получить картину индивидуальных различий индивида и только после этого возможно исследование личностные мотивы поведения человека. Он полагал, что любому исследователю необходимо выявить черты личности. Для этой цели Кеттэл разработал личностный опросник шестнадцати личностных факторов (опросник «Шестнадцать личностных факторов») и в качестве основного метода исследования личности использовал факторный анализ. Целью диагностики являлось выявление исходных личностных черт по данным самооценки. Кеттел разработал также статистическое руководство - многосторонний абстрактный вариантный анализ для оценки относительной доли участия наследственности и среды в формировании данной черты. Он полагал, что личность на треть определяется генетикой, на две трети - средой.

    Структура личности по Кеттелу состоит из шестнадцати факторов или исходных черт личности. Каждый фактор обозначен буквой, указывающей порядок, в котором он проявился в ходе факторного анализа .

    Фактор А - отзывчивость-отчужденность
    Фактор В - интеллект
    С - эмоциональная устойчивость-неустойчивость
    Е - доминантность-подчиненность
    F - рассудительность беспечность
    G - сознательность-безответственность
    H - смелость-робость
    I - жесткость-мягкость
    L - доверчивость подозрительность
    M - мечтательность практичность
    N - дипломатичность-прямолинейность
    О - склонность к опасениям-спокойствие
    Q1 - радикализм-консерватизм
    Q2 - самодостаточность-комформизм
    Q3 - недисциплинируемость- контролируемость
    Q4 - расслабленность-напряженоость

    Касаясь вопроса о степени влияния черт личности на поведение, Кеттел высказал мнение, что одна черта сильнее другой в том случае. Если она имеет высокие нагрузки в большом количестве образцов поведения (то есть общего набора черт, которые могут быть использованы для описания личности). Поэтому фактор А (отзывчивость-отчужденность) является самой сильной чертой, поскольку он оказывает большее влияние на поведение людей в различных ситуациях, чем любая другая черта. Не столь многочисленны ситуации, в которых принимает участие фактор В (интеллект); и ещё меньше таких, в которых существенную роль играет фактор С (эмоциональная устойчивость. И так далее по всему списку.

    Итак, мы уже указали, что личность по Кеттелу - это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации . Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт. Мотивация поведения человека зависит от динамических черт. Исследование личности необходимо проводить на базе исследования его черт. Черты личности образует реальное единство, понимаемое нами как личность.

    Рэймонд Бернард Кеттел (Raymond Bernard Cattell) - британо-американский доктор психологии, автор 35 книг и свыше 400 статей, посвященных психологии человека.

    Теория черт является уникальной теорией личности, так как позволяет анализировать объективные поведенческие характеристики при помощи сложного статистического анализа. В своей теории Кеттел описывает черты личности, выявленные с помощью факторного анализа .

    Данные для анализа были взяты из трех источников:

    • L- данные – результаты наблюдения поведения в конкретных жизненных ситуациях, также оценки поведения человека хорошо знающими его людьми;
    • Q- данные – данные самооценки, полученные при заполнении анкет;
    • ОТ- данные – данные, полученные во время наблюдения за человеком в специально смоделированной тестовой ситуации.
    Личность это то, что позволяет предсказать нам поведение человека в определенной ситуации. Кеттел считал, что ядро личности составляют определенные черты, и главные отличия людей заключены в комбинациях основных черт. Черта личности это относительно постоянная тенденция реагировать в разное время и в разных ситуациях определенным образом. Это своеобразные психические структуры, обнаруживаемые только в поведении.

    Наиболее устойчивые и предсказуемые черты имеют большее значение при анализе поведения и описания психологических характеристик. Одна черта значимее другой в том случае, если она проявляется в большем количестве образцов поведенческих проявлений. В этой связи, все черты были ранжированы по степени влияния на поведение, получилось, что черта A в списке из 16 черт оказывает большее влияние на поведение, чем черты B и C. Черта B значимее черты C, но оказывает меньшее влияние на поведение, чем черта C, и так по всему списку из 16 черт.

    • Поверхностные черты (Surface trait) – это совокупность характеристик поведения, которые можно наблюдать в связке друг с другом. Например, нерешительность, суетность, беспокойство и тревожность – часто сопровождают друг друга и являются поверхностной чертой невротизма. Поверхностные черты управляются исходными чертами и имеют меньшее значение при анализе поведения человека.
    • Исходные черты (Source trait) – это базисные структуры, составляющие блоки целой личности. Значимость исходных черт подчеркивается их постоянством и закономерностями проявления в поведении. Исходные черты закреплены в более глубоких слоях личности и отвечают за типичные формы поведения на продолжительном временном отрезке.

    Кеттел выделил 16 исходных черт и обозначил их как основополагающие личностные факторы. Именно они легли в основу опросника «

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама