THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Герман Гессе родился в немецком городке Кальв. Его родители были глубоко верующими и относили себя к миссионерам. На момент рождения Германа в семье уже подрастала девочка Адель, позже появились еще одна сестра Марулла и брат Ганс.

Мальчика воспитывали в соответствии с строжайшими религиозными канонами в духе пиетизма, но, не смотря на все старания родителей привить ему любовь к религии, для себя он выбрал иной путь. Однако до того как определиться с призванием было еще далеко.

В 1881 году семейство перебралось в Швейцарию, в город Базель. Здесь мальчик поступил в миссионерскую школу, а после стал учеником христианского пансионата. С юных лет Герман проявлял себя всестороннее: он рисовал, пытался освоить музыкальные инструменты, а будучи десятилетним мальчишкой, написал свое первое произведение. Им стала сказка «Два брата» созданная для маленькой сестрички.

Юность

Вскоре семья вернулась в родной Кальв, где Герман и продолжил обучение. В 1880 году он поступил в школу в Геппингене, а через год уже числился студентом семинарии в Маульборнском монастыре. Период обучение в семинарии выдался крайне непростым для юноши. Несмотря на то, что его увлекала наука (причем интересовался он многими дисциплинами), через полгода он покинул монастырь. Некоторые эпизоды из пребывания Германа в Маульборне позже он перенесет в свою автобиографическую повесть «Под колесом».

Вскоре после ухода из семинарии Гессе попытался свести счеты с жизнью. Неудавшаяся попытка суицида закончилась «ссылкой» в психиатрическую лечебницу, куда его отправили напуганные родители. Далее следовала еще одна неудачная попытка закончить гимназию, потом работа в типографии, после должность помощника в одном из миссионерских издательств Кальва. Но все это не приносило радости юному Герману.

В 1895 году Гессе наконец-то нашел работу более-менее по душе. Он не жалея себя трудился в небольшом книжном магазинчике в Тюбингене. Пропадая на работе по 12, а порой и больше чесов, придя домой, он всегда находил время для чтения, так как в его понимании саморазвитие стояло превыше всего. Выходные он с радостью проводил, изучая местные газеты, интересуясь событиями городка и, конечно же, — он писал стихи.

Первая книга писателя — «Романтические песни», — вышедшая в мир в 1899 году осталась практически незамеченной – тираж был мизерный, продажи минимальные. Далее последовала череда книг, выпускаемых Гессе, которые опять-таки, не принесли желаемого результата.

Начало профессиональной карьеры

В 1901 году миру были презентованы «Оставшиеся письма и стихи Германа Лаушера» — оригинальное произведение, написанное Гессе, но подписанное именем другого, вымышленного автора. Такой прием, хоть и был знаком опытному читателю, стал одним из любимых приемов Гессе. Позже он неоднократно подпишет свои работы чужими именами.

После публикации книги писатель берет небольшой творческий тайм-аут. Он решает воплотить свою давнюю мечту в реальность, а потому налегке отправляется в путешествие по Италии. По возвращению домой он знакомится с будущей женой, а после свадьбы перебирается жить в Гайенхофен. Переезд способствовал развитию творчества Гессе, и он стал активно издавать повести и рассказы один за другим. В том числе и упомянутую повесть «Под колесом» (1906), в которой открыто делился переживаниями времени, проведенного в семинарии.

В 1911 году писатель принимает решение отправиться в Индию — ему интересно увидеть, где жили его предки, где родилась мать и работал долгое время отец. Шри-Ланка, Сингапур, Индонезия – эти места оказали на него огромное впечатление, которое он искусно использовал во время создания сборника «Записки об индийском путешествии». В этом же году семейство переехал в Берн.


Венное время дальнейшая деятельность

Начавшаяся в 1914 году Первая мировая война подвигла Гессе записаться добровольцем на фронт. Однако его инициатива была отклонена представителями посольства по состоянию здоровья. В ноябре этого же года была опубликована статья, написанная Гессе, которая в полной мере демонстрировала отношение автора ко всему происходящему. Название статьи было более чем красноречивым — «Друзья, довольно этих звуков!», а саму войну он называл не иначе как «кровавой бессмыслицей».

Гессе вел активную кампанию по сбору денег на создание библиотек для военнопленных, но в родной Германии отношение к нему было довольно прохладным. Писатель, сотрудничавший и с обеими враждующими сторонами, был ознаменован трусом и предателем. Гессе, в свою очередь, тоже не стеснялся в высказываниях, открыто призывая либералов наконец перейти от слов к действиям.

На период первой мировой войны припал развод Гессе с женой (1918 год), а также гибель отца, что способствовало ухудшению и без того слабого здравья писателя. Тогда же, после пережитого, он отправляется в Люцерн. Этот город подарил ему знакомство с Йозефом Лангом — величайшим доктором своего времени, «вытащившим» его из болезни и впоследствии ставшим его хорошим приятелем. Ланг провел длительный курс психоанализа, включавший в себя более 50 сеансов терапии. После пройденного лечения, автор издает роман «Демиан», под которым ставит подпись Эмиль Синклер. В период с 1918 по 1924 год Гессе издает еще несколько работ, в том числе «Последнее лето Клингзора» и «Сиддхартха. Индийская поэма». В 1924 году он получает швейцарское гражданство, и уже на новом месте женится на местной певице Рут Венгер.

Следующим значимым творением писателя становится роман «Степной волк», выпущенный в 1927 году. Произведение является одним из важнейших за весь период писательской карьеры Гессе. Он в очередной раз решил отступить от стандартной структуры сюжета, а потому, читая роман, создается впечатление чтения «книги в книге». «Степной волк» стал основоположником так называемых «интеллектуальных романов», которые позже часто встречались в работах немецких писателей того времени.



В 1929 году к Гессе приходит ошеломляющий успех – повесть «Нарцисс и Златоцвет» находится на слуху, а его имя произносят с нескрываемым восторгом. Гессе в повести затрагивает довольно актуальную и часто используемую тему – тему разности бытия мирского и духовного. В то же 29-ом году писатель начал активную деятельность по написанию оригинального романа, ставшего своеобразной кульминацией его творчества. На его создание ушло более 10 лет. Роман «Игра в бисер» отдельными частями публиковался на протяжении многих лет работы над ним, а полностью увидеть произведения мир смог в 1943 году; книга была издана в Цюрихе. Немецкий читатель смог насладиться произведением соотечественника лишь в 1951-ом – до этого книги автора были под запретом на территории Германии.

В 1946 году Герман Гессе был удостоен Нобелевской премии. Формулировка была довольно обширная: «За вдохновенное творчество, проявляющее гуманистические идеалы и неповторимый стиль». Гессе также присуждалась статусная премия Гете (1946 г.), Премия мира (1955 г.), а в 1958 году была учреждена премия имени самого писателя.

Личная жизнь

Герман Гессе вступал в брак трижды. Первой его женой стала дочь знаменитых математиков — Мария Бернулли. После женитьбы в 1904 году пара обосновалась в небольшом поселке вдали от шумного города, где Герман возвел дом, а Мария занималась обустройством сада. У пары родилось трое детей: Бруно, Хайнер и Мартин. В 1918 году, на фоне обострения психической болезни жены, Гессе принял решение расторгнуть брак. После переезда в Швейцарию, Герман довольно быстро наладил личную жизнь – здесь он познакомился с дочерью популярной писательницы Лизы Венгер и вскоре молодые сыграли свадьбу. Однако брак длится недолго — через три года, в 1927-ом пара расстается. Третьей женой писателя стала уроженка Черновцов, искусствовед Нинон Дольбин. Нинон отыграла значимую роль в жизни писателя – она помогала Гессе продолжать творить, когда болезнь уже стала подкашивать его. После кончины мужа она занялась сбором, редактурой и печатью его последних произведений.

Цитаты и афоризмы

  • Истина должна быть пережита, а не преподана.
  • В основном, свободу человек проявляет только в выборе зависимости.
  • Истинным призванием каждого может быть только одно — найти самого себя.
  • В безопасный путь отправляют только слабых.

Прошлое прошло: было ли оно удачным или лучше бы его и вовсе не было, признаем ли мы за ним какой-то «смысл» или не признаем, — все это в равной мере лишено значения

(1877-1962) немецкий писатель, критик, публицист

Герман Гессе родился в маленьком немецком городке Кальве. Отец писателя происходил из древнего эстонского рода священников-миссионеров, представители которого жили в Германии с середины XVIII в. В течение ряда лет он жил в Индии, а в преклонном возрасте вернулся в Германию и поселился в доме своего отца, также известного миссионера и издателя богословской литературы. Мать Германа, Мария Гундерт, получила филологическое образование и тоже занималась миссионерской деятельностью. Овдовев, она вернулась в Германию с двумя детьми и вскоре вышла замуж за отца Германа.

Когда мальчику исполнилось три года, семья переехала в Базель, где его отец получил место учителя в школе миссионеров. Герман рано научился читать и писать. Уже во втором классе Герман Гессе пытался писать стихи, но родители не поощряли подобных занятий, поскольку хотели, чтобы их сын стал ученым-богословом.

Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, Гессе поступил в закрытую латинскую школу при монастыре цистерианцев в небольшом городке Геппингем. Сначала Герман увлекся учебой, но вскоре разлука с домом вызвала у него нервный срыв. С огромным трудом он завершил годичный курс, и, хотя он блестяще сдал все экзамены, после первого года обучения отец забрал сына из монастыря. Позже Гессе опишет учебу в монастыре в романе «Игра в бисер» (1930-1936).

Чтобы продолжить образование, Герман Гессе поступил в протестантскую семинарию в Маульбронне (пригороде Базеля). В ней был более свободный режим, и мальчик мог навещать родителей. Он становится лучшим учеником, изучает латынь и даже получает премию за перевод Овидия. Но все же жизнь вне дома снова привела к нервным расстройствам. Отец забрал его домой, но отношения с родителями осложнились, и мальчика отдали в закрытый интернат для детей с психическими отклонениями, где Герман попытался покончить с собой, после чего попал в психиатрическую лечебницу.

Пройдя курс лечения, Гессе возвратился в родительский дом, а затем по собственной инициативе поступил в городскую гимназию, где один из учителей стал его духовным наставником. Постепенно к Герману вернулся интерес к учебе, он даже сдал часть обязательных экзаменов, но все же в октябре 1893 года его исключили из выпускного класса.

В течение последующих шести месяцев, Герман находился дома, много читал, помогал отцу в издательской деятельности. Тогда он впервые осознал свое истинное призвание - быть писателем. Он просит у отца дать возможность пожить самостоятельно, чтобы подготовиться к литературному труду. Но отец наотрез отказал сыну, и Герману пришлось поступить в ученики к знакомому их семьи, известному в городе мастеру башенных часов и измерительных инструментов Г. Перро. В этом доме молодой человек нашел понимание и обрел душевный покой. Через несколько лет Перро станет прототипом одного из персонажей романа «Игра в бисер». В знак благодарности Гессе даже сохранит герою романа его фамилию.

Спустя год по совету Перро, Герман Гессе оставил мастерскую и стал работать учеником в магазине тюбингенского книготорговца А. Хеккенхауэра. Все свое время он проводил в магазине: продавал научную литературу, вел закупки у издателей, общался с покупателями, большая часть которых состояла из профессоров и студентов местного университета. Вскоре Гессе сдал необходимые экзамены за курс гимназии и поступил в Тюбингенский университет вольным слушателем. Он посещал лекции по истории искусства, литературе, богословию.

Через год Герман сдал экзамен и стал дипломированным книготорговцем. Но он не покинул фирму Хеккенхауэра и каждый день по несколько часов проводил за книжным прилавком. В это время он начинает печататься, вначале публикуя в местных газетах и журналах небольшие рецензии о книжных новинках.

В Тюбингене Герман Гессе стал членом местного литературного общества, на заседании которого читал свои стихи и рассказы. В 1899 году он выпустил за свой счет первые книги - томик стихов «Романтические песни» и сборник рассказов «Час после полуночи». В них он подражает немецким романтикам начала XIX в.

Гессе понимал, что для дальнейшего творческого роста ему нужно общение с профессионалами, поэтому он переехал в Базель, где поступил в крупнейшую в городе букинистическую фирму «П. Райх». Начинающий писатель по-прежнему много занимается самообразованием, а свободное время отдает творчеству. Гессе писал в одном из писем отцу: «Я продаю ценнейшие книги и собираюсь писать такие, какие еще не писал никто».

В 1901 году Герман опубликовал свое первое крупное произведение - роман «Герман Лаушер», в котором создал собственный художественный мир, построенный на образах, заимствованных из немецких мифов и легенд. Критика не оценила роман, выход его прошел практически незамеченным, но Гессе был важен сам факт его опубликования. Менее чем через год он выпустил второй роман - «Петер Каменцинд», который вышел в крупнейшем немецком издательстве С. Фишера. Писатель рассказал историю одаренного поэта, который преодолевает множество препятствий на пути к счастью и известности. Критика высоко оценила это произведение, и Фишер заключил с Гессе долгосрочный договор на приоритетное право выпуска всех его произведений. С. Фишер, а впоследствии его преемник П. Цуркамп станут единственными немецкими издателями книг Гессе.

Одно за другим выходят несколько изданий романа, к Герман Гессе приходит европейская популярность. Договор с издателем позволил писателю обрести материальную независимость. Он оставил работу в букинистической фирме, женился на своей знакомой М. Бернулли, дальней родственнице знаменитого математика и физика Д. Бернулли.

Вскоре после свадьбы супруги перебрались в небольшую деревню Хайенхоффен на озере Бодензее. Гессе занимался крестьянским трудом и одновременно погрузился в работу над новым произведением - автобиографической повестью «Под колесом», а также продолжал выступать как критик и рецензент. Писатель пробует свои силы в различных жанрах: пишет литературные сказки, историко-биографические повести.

Известность Германа Гессе растет, крупнейшие немецкие литературные журналы обращаются к нему с просьбами о предоставлении статей и обзоров новинок. Вскоре Гессе начинает издавать собственный литературный журнал.

Одну за другой писатель выпускает три небольшие повести, в которых рассказывает историю странствий и внутренних метаний бродяги Кнульпа. После выхода произведений он совершил путешествие в Индию. Свои впечатления о поездке он отразил в сборниках очерков и стихотворений. Вернувшись на родину, он застал разгул военной истерии и яростно выступил против войны. В свою очередь, против него была развернута настоящая пропагандистская кампания. В знак протеста писатель вместе с семьей перебрался в Швейцарию и отказался от немецкого гражданства.

Герман Гессе поселился в Берне, а когда началась Первая мировая война, он организовал благотворительный фонд помощи военнопленным, для которого собирал средства, выпускал книги и газеты антивоенной направленности.

В 1916 году в жизни Германа Гессе началась полоса неудач: от тяжелой формы менингита умер старший из трех сыновей, жена писателя оказалась в доме для душевнобольных, а в довершение всего писатель узнал о смерти отца. У Гессе произошел нервный срыв, на несколько месяцев он попал в частную лечебницу к знаменитому психологу К. Юнгу, что помогло ему вновь обрести уверенность в себе.

Тогда Гессе начинает обдумывать новый роман под названием «Демиан» (1919). В нем он рассказал драматическую историю молодого человека, вернувшегося с войны и пытавшегося найти свое место в мирной жизни. Роман вернул Гессе популярность в родной стране и стал настольной книгой молодежи послевоенного времени.

В 1919 году Герман Гессе разводится со своей женой, поскольку ее болезнь оказалась неизлечимой, и переезжает в курортное местечко Монтаньола на юге Швейцарии. Приятель предоставил писателю дом, и он вновь начинает печататься, пишет роман «Сиддхартха», в котором пытается осмыслить современность с позиций паломника-буддиста.

Через некоторое время Гессе женился во второй раз, но этот брак продлился всего около двух лет. Супруги расстались, и писатель с головой уходит в работу над новым большим произведением - романом «Степной волк». В нем он рассказывает историю художника Г. Галлера, который путешествует в странном, фантастическом мире и постепенно находит свое место. Чтобы показать раздвоенность героя, писатель наделяет его чертами человека и волка.

Постепенно у Германа Гессе восстановились контакты с Германией. Его избрали членом Прусской академии, он стал читать лекции в немецких университетах. Во время одной из поездок в Цюрих Гессе случайно встретил свою давнюю знакомую, искусствоведа Нику Дольбин, на которой впоследствии женился.

Супруги поселились в Монтаньоле, где знакомый Гессе, меценат Г. Бодмер, построил для него дом с большой библиотекой. В этом доме писатель прожил с супругой до конца своей жизни.

После прихода фашистов к власти, в 1933 г. в знак протеста, Герман Гессе вышел из Прусской академии. Он практически перестал заниматься публицистикой, хотя и не прекратил антифашистских выступлений. В Германии книги Гессе сжигали на площадях, а его издатель П. Цуркамп оказался в концлагере.

Писатель выпускает роман «Паломничество в страну Востока» и начинает работу над своим главным произведением - романом «Игра в бисер», который вышел в 1943 году. Действие произведения разворачивается в начале XXV века в сказочной стране Касталии. Гессе рассказывает историю своеобразного рыцарского ордена, представители которого занимаются загадочной игрой в бисер, составлением и разгадыванием головоломок. Главный герой романа И. Кнехт проходит путь от ученика до Великого магистра ордена. Хотя в романе нет ни малейших намеков на современность, читатели легко узнавали в персонажах крупнейших представителей немецкой культуры - Томаса Манна , Иоганна Гёте , Вольфганга Моцарта и многих другие. Первую часть романа, посланную автором издателю в 1934 году, гитлеровские власти сразу же внесли в список запрещенных книг.

В 1946 году Герману Гессе присудили Нобелевскую премию «за вдохновенное творчество и блестящий стиль». В конце сороковых годов он также получает самые престижные награды в Германии - литературные премии имени И. Гёте и Г. Келлера. Книги писатели переводятся на разные языки. В 1955 году Герман Гессе получает премию немецкой книготорговли, которой отмечают самые читаемые произведения, написанные на немецком языке.

Писателя также избирают членом различных академий, научных сообществ, но Гессе отстраняется от обрушившейся на него популярности. Он редко покидает свой дом, занимаясь написанием воспоминаний и небольших эссе. Вместе с женой он приводит в порядок свой огромный архив и издает несколько томов переписки с крупнейшими деятелями XX века.

Летом 1962 года писатель умер во сне от инсульта. После смерти Германа Гессе его вдова организовала в доме международный центр памяти писателя, в котором работают исследователи из разных стран мира.

Герман Гессе (нем. Hermann Hesse ; 2 июля 1877, Кальв, Германия - 9 августа 1962, Монтаньола, Швейцария) - швейцарский романист, поэт, критик, публицист и художник немецкого происхождения, лауреат Нобелевской премии по литературе(1946). Считается одним из крупнейших писателей XX в. Творчество Гессе стало своеобразным «мостом между романтизмом и экзистенциализмом».

Герман Гессе родился в семье миссионеров и издателей богословской литературы в г. Кальв, в Вюртемберге. Мать писателя была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии. Отец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью.

В 1880 г. семья переехала в Базель, где отец Гессе преподавал в миссионерской школе до 1886 г., когда Гессы снова возвратились в Кальв. Хотя Гессе с детства мечтал стать поэтом, его родители надеялись, что он последует семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. В 1890 г. он поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год, блестяще сдав экзамен, переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. 7 марта 1892 г. Гессе без всяких видимых причин бежит из Маульброннской семинарии. После проведенной в открытом поле очень холодной ночи беглеца подбирает жандарм, водворяет его назад в семинарию, где в качестве наказания подростка сажают на восемь часов в карцер. После этого пребывание в семинарии для Гессе становится невыносимым и в итоге отец забирает его из заведения. Родители пытались определить Гессе еще в ряд учебных заведений, однако из этого ничего не вышло и в итоге Гессе начал самостоятельную жизнь.

Некоторое время юноша работал подмастерьем в механической мастерской, а в 1895 г. устроился работать учеником книготорговца, а затем помощником продавца книг в Тюбингене. Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование. В 1899 г. Гессе опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи». В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле.

Первый роман Гессе «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера появился в 1901 г., однако литературный успех пришел к писателю только через три года, когда вышел его второй роман «Петер Каменцинд». После этого Гессе оставил работу, уехал в деревню и стал жить исключительно на доходы от своих произведений. В 1904 г. он женился на Марии Бернуйи; у супругов было трое детей.

В эти годы Гессе пишет много очерков и эссе в различные периодические издания и до 1912 г. работает соредактором журнала «Март». В 1911 г. Гессе совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии».

В 1912 г. Гессе и его семья окончательно поселяются в Швейцарии, однако писатель не находит покоя: его жена страдает душевным заболеванием, а в мире начинается война. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного германского национализма, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. В 1916 г. из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга. Полученный опыт оказал огромное влияние не только на жизнь, но и на творчество писателя.

В 1919 г. Гессе покидает семью и переезжает в Монтаньолу, на юг Швейцарии. Жена писателя уже находится к этому времени в психиатрической лечебнице, детей отдают кого в интернат, а кого оставляют у знакомых. 42-х летний писатель как будто начинает жизнь заново, что подчсеркивается использованием псевдонима для вышедшего в 1919 г. романа «Демиан». В 1924 г. Гессе женится на Руфи Венгер, однако этот брак продлился всего три года. В 1931 г. Гессе женится в третий раз (на Нинон Долбин) и в том же году начинает работу над своим наиболее известным романом: «Игра в бисер», который был опубликован в 1943 г. Кроме литературного труда, Гессе увлекается живописью (с 20-х г.) и много рисует.

В 1939-1945 г. произведения Гессе внесены в Германии в список нежелательных книг. Отдельные произведения даже подпадают под запрет публикации, выход в свет романа "Игра в бисер" запрещен в 1942 г. Министерством пропаганды.

В 1946 г. Гессе была присуждена Нобелевская премия по литературе «за вдохновенное творчество, в котором все с большей очевидностью проявляются классические идеалы гуманизма, а также за блестящий стиль».

После получения Нобелевской премии Гессе не написал больше ни одного крупного произведения. Продолжали появляться его эссе, письма, новые переводы романов. Последние годы писатель безвыездно прожил в Швейцарии, где и умер в 1962 г. в возрасте 85 лет, во сне, от кровоизлияния в мозг.


Награды писателя

Нобелевская премия по литературе (1946)

Почетный доктор Бернского университета (1947)

Премия имени Вильгельма Раабе (1950)

Премия мира Биржевого объединения германской книжной торговли (1955)

Свое произведение «Поэт и гражданин» Некрасов написал в 1855 году. Некрасов «Поэт и гражданин» построил стихотворение на диалоге. В произведении идет разговор между поэтом и обычным гражданином. Когда читаешь его, то, кажется, что в данной работе автор изобразил внутреннюю борьбу, которая происходила в душе писателя. Возможно, в какой-то момент Некрасов засомневался в своем творчестве и в том, что он делал и о чем писал. А он писал как раз о правде жизни, о жизни простых людей, в то время как прежняя острота произведений стала терять актуальность, стала модной поэзия, которая услаждала бы слух образованных людей. Свои мысли он и выложил на бумаге.

Некрасов Поэт и гражданин стихотворение

Произведение «Поэт и гражданин» Некрасова и его анализ начинается с упреков. Гражданин упрекает писателя в том, что он опять не пишет, опять хандрит, на что ему поэт говорит, что его творчество не столь прекрасно, как например, творчество Пушкина, который умел красиво написать и чьими произведениями автор восхищается, поэтому только при прочтении пушкинских строчек «сонная хандра с души поэта соскочила». Поэт не хочет писать, так как он не такой талантлив, хотя гражданин утверждает обратное. Он говорит о том, что его талант может не столь и большой, но «твои стихи Живее сердцем принимаю». Да, поэт не Пушкин, но талант его очевиден и об этом гражданин заявляет в открытую «с твоим талантом стыдно спать». А еще он говорит о том, что в трудную минуту «еще стыднее в годину горя Красу долин … воспевать» и «ленивцев уши услаждать И бури грохот заглушать». Поэтому его творчество, а здесь стоит подразумевать именно творчество самого Некрасова, который в своих произведениях вскрывал язвы современного общества, является как нельзя кстати. Не нужны людям стихи любовной лирики в то время, когда им действительно нужна поддержка.

Поэт и гражданин Некрасов анализ

Делая анализ стиха Некрасова «Поэт и гражданин», мы видим призыв, манифест. Гражданин призывает стать полезным Родине, не идти на поводу у богатых, а стать полезным для общества, не быть холодным к своей Отчизне, не страшась идти и в воду и в огонь за свои убеждения. Прочитав произведение «Поэт и гражданин» Некрасова и делая анализ стихотворения, мы видим, что представитель обычного народа в лице гражданина называет поэта «избранник неба», однако поэт все равно сомневается, на что гражданин заявляет «Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан». А значит, даже поэтам интересы общества не должны быть чужды, поэтому не нужно бояться осуждения, и какой бы ни была правда, она все равно будет лучше, поэтому, выбранная дорога поэта правильная и его роль неоценима для общества. И Некрасов, не смотря ни на что, оставался верен своим мыслям и взглядам.

Г р а ж д а н и н (входит)

Опять один, опять суров,
Лежит - и ничего не пишет.

Прибавь: хандрит и еле дышит -
И будет мой портрет готов.

Г р а ж д а н и н

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь…

Так что же?

Г р а ж д а н и н

Да глядеть обидно.

Ну, так уйди.

Г р а ж д а н и н

Послушай: стыдно!

Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать…

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

Г р а ж д а н и н

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело…

А! знаю: «Вишь, куда метнул!»
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(Берет книгу.)

Спаситель Пушкин! - Вот страница:
Прочти и перестань корить!

Г р а ж д а н и н (читает)

«Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв».

П о э т (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

Г р а ж д а н и н

Да, звуки чудные… ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь - пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему, - великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

Г р а ж д а н и н

Ну, нет!

Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо, -
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса, -
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил; буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, -
Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать!
Вот пес - и тот опасность знает
И бешено на ветер лает:
Ему другого дела нет…
А ты что делал бы, поэт?
Ужель в каюте отдаленной
Ты стал бы лирой вдохновленной
Ленивцев уши услаждать
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,
Но легче ль родине твоей,
Где каждый предан поклоненью
Единой личности своей?
Наперечет сердца благие,
Которым родина свята.
Бог помочь им!.. а остальные?
Их цель мелка, их жизнь пуста.
Одни - стяжатели и воры,
Другие - сладкие певцы,
А третьи… третьи - мудрецы:
Их назначенье - разговоры.
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Хитро скрывает ум надменный
Себялюбивые мечты,
Но… брат мой! кто бы ни был ты,
Не верь сей логике презренной!
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди, и гибни безупрёчно.
Умрешь не даром, дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

А ты, поэт! избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что не имущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих!
Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!

Ты кончил?.. чуть я не уснул.
Куда нам до таких воззрений!
Ты слишком далеко шагнул.
Учить других - потребен гений,
Потребна сильная душа,
А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой,
Не стоим медного гроша.
Спеша известности добиться,
Боимся мы с дороги сбиться
И тропкой торною идем,
А если в сторону свернем -
Пропали, хоть беги со света!
Куда жалка ты, роль поэта!
Блажен безмолвный гражданин:
Он, Музам чуждый с колыбели,
Своих поступков господин,
Ведет их к благородной цели,
И труд его успешен, спор…

Г р а ж д а н и н

Не очень лестный приговор.
Но твой ли он? тобой ли сказан?
Ты мог бы правильней судить:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Но где ж они? Кто не сенатор,
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель,
Кто гражданин страны родной?
Где ты? откликнись? Нет ответа.
И даже чужд душе поэта
Его могучий идеал!
Но если есть он между нами,
Какими плачет он слезами!!.
Ему тяжелый жребий пал,
Но доли лучшей он не просит:
Он, как свои, на теле носит
Все язвы родины своей.
… … … … …
… … … … …
Гроза шумит и к бездне гонит
Свободы шаткую ладью,
Поэт клянет или хоть стонет,
А гражданин молчит и клонит
Под иго голову свою.
Когда же… Но молчу. Хоть мало,
И среди нас судьба являла
Достойных граждан… Знаешь ты
Их участь?.. Преклони колени!..
Лентяй! смешны твои мечты
И легкомысленные пени - жалобы.
В твоем сравненье смыслу нет.
Вот слово правды беспристрастной:
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!

Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить -
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче - очень безрассудной,
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы - я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел…
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой…
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но… гибнуть, гибнуть… и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои -
Душа пугливо отступила…
Но сколько б не было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове «честный гражданин».
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты - сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья…
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою…

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи -
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя -
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю -
Увы! Сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте…

Анализ стихотворения Некрасова «Поэт и гражданин»

Не секрет, что Николай Некрасов довольно иронично относился к своему творчеству, считая, что муза, кем бы она ни была, явно обделала его талантом, которым, несомненно, обладал Пушкин. В произведениях этого поэта Некрасов видел изящество и красоту слога, прямоту мыслей и тонкую иронию. Более того, расцвет творчества Пушкина пришелся на первую половину 19 века и совпал со многими знаменательными событиями, одним из которых стало восстание декабристов. К тому моменту Некрасову исполнилось всего лишь 4 года, и будущий поэт еще не осознавал того простого факта, что попытка свергнуть самодержавие, предпринятая не крестьянами, а лучшими представителями дворянского сословия, помогла Пушкину четко сформулировать призвание поэта.

К тому моменту, когда Некрасов стал достаточно известным литератором, социальная значимость поэзии утратила свою прежнюю остроту и актуальность. Стихи вновь, как и во времена Жуковского, стали светской забавой, призванной услаждать слух образованных людей. Пытаясь изменить это представление о поэзии, Некрасов в 1855 году создал одно из самых значимых своих произведений под названием «Поэт и гражданин».

Это стихотворение построено на диалоге двух людей, один из которых является литератором и, по-видимому, олицетворяет самого Некрасова , а другой – обычным гражданином своей страны, в меру начитанным и образованным. Их встреча начинается с упреков со стороны гражданина, который призывает поэта вспомнить о своем предназначении и повернуться лицом к собственному народу, которые нуждается в его поддержке. Между тем, поэт пребывает не в самом лучшем душевном состоянии, он «хандрит и еле дышит». Причина столь явной деградации очевидна: литератор не только разуверился в своем творчестве, но и считает, что от него обществу нет абсолютно никакой пользы.

Полемика между гражданином и поэтом по поводу того, что тот же Пушкин открыто заявлял о том, каким именно должен быть человек, взявший на себя смелость создавать стихи, раскрывает неожиданные черты и качества Некрасова. Пожалуй, впервые автор пытается не только иронизировать над своими произведениями, но и признается, что , так почитаемая в обществе, является, по сути, бессмысленной тратой времени для человека, который в состоянии формировать своими произведениями общественное мнение, Вот только является ли Некрасов таким поэтом ?

Ответ на этот вопрос дает полемика между гражданином и поэтом, в ходе которой автор признается, что не может причислять себя к великим деятелям русской литературы хотя бы потому, что у России уже есть такие столпы поэзии, как Пушкин и Лермонтов. На что гражданин возражает ему достаточно убедительно, отмечая, что «нет, ты не Пушкин. Но покуда не видно солнца ниоткуда, с твоим талантом стыдно спать». Эту фразу можно расценивать двояко. Однако по отношению к Некрасову она означает лишь то, что на фоне романтических и умильных литературных опусов других авторов его произведения, имеющие социальную подоплеку и вскрывающие язвы современного общества, подобны разорвавшейся бомбе.

Апофеозом этого произведения по праву считается фраза «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» , которая стала крылатой. Это – своеобразный итог дискуссии поэта и гражданина, который четко расставляет все точки над «i», показывая, что чем бы ни занимался в своей жизни человек, интересы общества не должны быть ему чужды. И если бы каждому из людей удалось это осознать, то мир стал бы намного чище и лучше. И, возможно, тогда бы поэзия имела совершенно другое предназначение, которое было ей свойственно во времена Пушкина, и смогла бы «глаголом жечь сердца людей».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама