THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Руководителю занятия рекомендуется акцентировать внимание слушателей на том, что с одной стороны – проводимая военная реформа осуществляется для обеспечения надежной обороны страны, для улучшения условий службы и быта военнослужащих. С другой – ее успех во многом определяется профессионализмом и морально-психологическим состоянием самих военнослужащих. Этому и посвящен следующий вопрос.

Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы

Приступая к изложению третьего вопроса, руководителю занятия рекомендуется напомнить, что сущность военной реформы заключается в качественном преобразовании Вооруженных Сил. Задача обеспечения внешней безопасности России по-прежнему остается актуальной. В связи с изменением характера и масштаба военных опасностей для страны происходит определенная корректировка конкретных задач видов Вооруженных Сил. А это неизбежно предопределит содержание и направленность всего процесса боевой подготовки и военной службы.

Главная задача сдерживания любой возможной агрессии возлагается по-прежнему на Ракетные войска стратегического назначения. Они служат стержнем системы национальной обороны России, надежной гарантией ее безопасности. А на период глубоких экономических и политических преобразований, включая военную реформу, роль фактора ядерного сдерживания даже повышается.

По обычным Вооруженным Силам и вооружениям Россия и в новых условиях обладает достаточными возможностями для сдерживания вероятного противника от развязывания военных конфликтов, локального и меньшего масштабов. Важную роль в этом отношении призваны играть соединения постоянной готовности Сухопутных войск, отличающиеся мобильностью Воздушно-десантные войска. В локальных войнах и вооруженных конфликтах возрастет значимость частей ВВС.

Современный этап военной реформы характерен масштабной реорганизацией армии и флота. Идет массовое увольнение военнослужащих. Осуществляется вывод из состава Вооруженных Сил многих обеспечивающих структур. Важно, чтобы все эти и другие мероприятия и впредь проводились организованно, без каких-либо сбоев. Главное – не допустить ослабления внимания к задачам повышения бдительности и боеготовности . Ни в коем случае нельзя допускать благодушия и беспечности, ибо современный мир небезопасен.

Успех военной реформы, уровень боеспособности армии и флота зависит, прежде всего, от качества и эффективности ратного труда военнослужащих, особенно офицерского состава. Требования к офицерам – организаторам обучения и воспитания подчиненных, проводникам государственной политики в армии и на флоте существенно возрастают. Министр обороны РФ, Маршал России И.Д. Сергеев отмечает: «Нельзя забывать, что состояние армии и флота определяется, прежде всего, состоянием офицерского состава. Именно офицеры, настоящие профессионалы, патриоты, преданные своему Отечеству, с достоинством несут свое высокое звание защитника земли Российской» («Красная звезда», 1 июля 1997 г.).

Действительно, именно офицеры в решающей степени определяют результаты военных преобразований. Несмотря на многочисленные материально-бытовые проблемы, с которыми они сегодня сталкиваются, офицеры, как правило, выполняют свой служебный долг с высочайшей отдачей. Судьба проводимой реформы в руках офицерского корпуса. Именно от его профессионализма в первую очередь зависит качество боевой подготовки, уровень воинского мастерства солдат и сержантов. А личный пример соблюдения российских законов и воинских уставов офицерами служит действенным средством утверждения правопорядка в войсках.

В офицерских аудиториях представляется целесообразным более подробно остановиться на задачах офицерского состава применительно к конкретным частям (кораблям), подразделениям.

Внимание офицеров сегодня должно быть приковано, прежде всего, к вопросам повышения боевой выучки подчиненных. Боевая подготовка – это пока единственное, чем можно компенсировать сокращение численности личного состава и систем вооружения. За боевую подготовку при всех сложностях с недофинансированием надо браться по-настоящему, использовать эффективно учебное время и экономить материальные средства. Боевая учеба, как требует Устав, должна быть «основным содержанием повседневной деятельности военнослужащих в мирное время».

Целесообразно напомнить слушателям – воинам срочной службы содержание понятия «Боевая готовность». Это – способность войск (сил), части (корабля), подразделения в любых условиях обстановки начать военные действия, в установленные сроки выполнить поставленные задачи по защите Родины. Она является главным показателем качественного состояния Вооруженных Сил и состоит из многих важных компонентов (техника, вооружение, организованность, дисциплина, профессиональное мастерство и многое другое). Важно выяснить, как военнослужащие понимают свои задачи по ее обеспечению в современных условиях.

Одной из важнейших задач является – усиление воспитания военнослужащих. В этой работе необходимо руководствоваться требованиями военного законодательства и общевоинских уставов, Концепцией по военному строительству, Концепциями воспитательной работы, правового и военно-патриотического воспитания.

Руководителю занятия рекомендуется кратко остановиться на проблемах патриотического воспитания. Н.А. Некрасов написал замечательные строки: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденье, за любовь.» Поэт очень точно подметил, что патриотизм и готовность к защите своей Родины неразделимы. Сила патриотизма определяет человеческое достоинство каждого, в том числе, человека в военной форме.

Целесообразно обратиться к военнослужащим с вопросами: что такое патриотизм? Почему необходимо формировать чувство патриотизма у воинов? Каковы пути его формирования в современных условиях?

Патриотизм – та основа, на которой зиждется сила и крепость наших Вооруженных Сил. Он является фундаментом морально-психологического облика и боевых качеств российского солдата и матроса. Только воин-патриот способен защищать свое Отечество самоотверженно, до последнего вздоха.

Патриотизм предполагает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу и его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Воин-патриот всегда осознает воинский долг и верен ему.

Патриотизм и верность воинскому долгу российские воины проявляли во все времена. Никогда не будут забыты подвиги древнерусских дружин и ополчений, воинов Петра, Суворова.

16 ноября 1941 года 28 гвардейцев-панфиловцев не отступили перед напором 30 фашистских танков, уничтожив более половины из них. Почти все они верные воинскому долгу геройски сложили свои головы за Родину, врага не пропустили. И таких примеров – множество.

Практика показывает, что от уровня патриотического и нравственного воспитания непосредственно зависит степень боевой выучки военнослужащих, их дисциплинированность и ответственность за службу. Без любви к Родине, Вооруженным Силам невозможно образцовое исполнение воинского долга.

6.1.1. Воспитание офицерского состава

Во все времена успех в бою решало не самое совершенное оружие, а люди. Они управляют могучей военной техникой, от их морально-боевых качеств, патриотизма, духовных сил зависит в конечном счете решение поставленных задач. Поэтому вопросы воспитания военнослужащих всех категорий, поддержания у них высокой профессиональной подготовки и крепкой воинской дисциплины, постоянной готовности и способности выполнить свой долг по защите интересов российского народа были, есть и будут главным содержанием воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Объектом воспитания выступают все военнослужащие, но особое внимание уделяется воспитанию офицеров, которые составляют основу воинского коллектива части и сами являются главными воспитателями военнослужащих.

В истории Вооруженных Сил России особое значение всегда придавалось офицерским кадрам . На разных этапах развития нашей страны по-разному ставились вопросы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понимание одной непреложной истины: офицеры – основа человеческого фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня профессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и способности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это.

Основу воинской части, соединения в социальном, профессиональном и нравственном плане всегда составлял офицерский коллектив. Он выступал как высокоорганизованная группа профессиональных военных, объединенных едиными целями и интересами, совместной общественно полезной деятельностью, воинской дисциплиной, взаимной требовательностью, ответственностью, помощью и был призван всемерно поддерживать высокую боевую готовность, эффективно решать учебные и воспитательные задачи. Данное обстоятельство предопределяет необходимость постоянного целенаправленного процесса воспитания офицеров в интересах повышения результативности решения стоящих задач, их педагогического потенциала.

Воспитание офицеров осуществляется посредством педагогических взаимодействий и воздействий организационного и содержательного порядка, включающих комплекс мероприятий, направленных на обеспечение разностороннего и гармоничного профессионального и личностного развития офицеров, сплочение офицерского коллектива.

Функционирование системы воспитания офицеров предполагает тесное единство всех ее составных частей (направлений), использование максимально возможного арсенала форм и методов работы, согласование усилий всех взаимодействующих субъектов воспитательного процесса по времени, проводимым мероприятиям и т. п. В подразделениях (частях) такая деятельность осуществляется в двух основных направлениях.

Первое из них предполагает совершенствование личностных качеств офицера как военнослужащего с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, как руководителя и военного специалиста.

Второе направление – сплочение офицерского коллектива , повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав подразделения (части).

Сплоченность – важная характеристика офицерского коллектива, показатель его зрелости, дееспособности. Она представляет собой идейное, социально-политическое, морально-этическое, психологическое и организационное единство офицеров. Именно на его основе возможно осуществление эффективных воспитательных мер в интересах боевой готовности части, прежде всего мер по обеспечению в коллективе здорового морально-психологического климата, воспитанию чувства гордости за принадлежность к своему коллективу, по внедрению и развитию традиций офицерского корпуса российской армии.

Воспитание офицеров – процесс формирования качественных характеристик (свойств) личности, которые в наибольшей мере соответствовали бы потребностям военного дела, боевой готовности, выполнению свойственных офицеру функций в боевой, служебной, учебно-воспитательной, общественной, хозяйственной и других видах военно-профессиональной деятельности.

Личностные качества, военно-профессиональные знания, навыки, умения офицера как военного специалиста, воспитателя подчиненных формируются и развиваются непосредственно во время учебы в военно-учебном заведении. Профессиональное становление и дальнейшее его развитие как командира, учителя и наставника своих подчиненных происходит во время прохождения службы в подразделениях (частях). Именно в процессе служебной деятельности многогранно раскрывается личность офицера, проявляются его навыки, качества, способности и склонности.

Проходя службу в войсках, офицер выполняет много задач, при этом основное содержание его деятельности сводится к реализации следующих функций: организационно-управленческой, военно-педагогической, военно-специальной и административно-хозяйственной.

Каждый офицер – прежде всего военный руководитель, поэтому в его профессиональной деятельности особую роль играет организационно-управленческая функция . Это организация, планирование, проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий, упорядочение, регулирование различных видов деятельности подчиненных, постановка задач и их выполнение, контроль исполнения распоряжений, мобилизация подчиненных на решение конкретных задач, управление различными социальными процессами в подразделениях, руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и т. д.

Сложность реализации данной функции заключается в том, что, с одной стороны, значительно усложнилась организация деятельности подразделений и частей, а с другой – предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров. Поэтому личности современного военного руководителя должны быть присущи организаторские и коммуникативные способности, умение принимать решения и организовывать их исполнение, теоретический кругозор и жизненная зрелость, твердые моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей, компетентность, организованность, деловитость, дисциплина, самостоятельность.

Офицеры организуют учебно-воспитательный процесс, осуществляют боевую и общественно-государственную подготовку, проводят индивидуальную работу с подчиненными. Здесь успех невозможен без умения изучать личностные особенности воинов, их социальные, психологические, национальные и другие особенности, соблюдать принципы воспитания и обучения, правильно использовать их методы и формы, личный пример. Командиру важно знать, как спланировать боевую и общественно-государственную подготовку, самостоятельную работу подчиненных. Продуманный план дисциплинирует людей и мобилизует их на высококачественное выполнение поставленных перед ними задач.

Ныне повышается значение всестороннего развития, эрудиции и общей культуры офицеров. Выдающийся отечественный полководец М. В. Фрунзе подчеркивал, что только тот командир, который своими знаниями и опытом будет вызывать уважение, сможет по-настоящему воспитывать, обучать и дисциплинировать подчиненную ему часть. Только тогда, когда соответствующий командир опирается на знания, можно добиться настоящей дисциплины. Когда этих знаний нет, остается рассчитывать лишь на принуждение. Формирование и совершенствование управленческой культуры офицеров, основанной на демократических и морально-нравственных принципах, – важнейшая задача в воспитательной работе с офицерским составом.

Реализация военно-педагогической функции занимает особое место. Организация, осуществление обучения и воспитания подчиненных, направленные на качественное решение задач служебной деятельности, поддержание боеготовности, укрепление воинской дисциплины, формирование морально-боевых, психологических качеств военнослужащих, требуют от офицера специальных педагогических и психологических знаний, методических умений и навыков, педагогической культуры.

В педагогической деятельности офицеров есть определенные сложности. Они, в частности, связаны с тем, что изменился социальный портрет армии, среди молодого пополнения, поступающего на военную службу, снизился образовательный уровень, ухудшилось физическое здоровье и психическое состояние призывников. При этом значительно увеличилось количество военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту.

Военно-специальная функция в деятельности офицера предполагает выполнение задач военного специалиста, знание теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразделения, части, а также знание вероятного противника, его сильных и слабых сторон. Сложность состоит в том, что с каждым годом происходят изменения качественных и количественных характеристик техники и вооружения. Это требует больших материальных и финансовых затрат, высокой квалификации специалистов.

В своей деятельности офицер реализует и административно-хозяйственную функцию . Быт военнослужащих, питание, одежда, размещение, проживание, бытовое обслуживание, экология, проживание членов семей военнослужащих и много других вопросов – все становится предметом внимания. Проявление заботы о подчиненных, об их социальной защищенности, знание запросов, интересов, проблем каждого военнослужащего, оказание им помощи во многом способствуют качественному разрешению других очень важных затруднений, связанных со службой.

Для реализации всех перечисленных функций офицеру недостаточно быть только хорошим специалистом, знатоком военного дела. Необходимо быть еще и личностью с высоким нравственным потенциалом, образцом для подчиненных. Такие понятия, как честность, честь, скромность, простота, доступность, уважительность, доброжелательность, принципиальность, убежденность, справедливость, офицерский долг, должны наполняться для него глубоким содержанием. Высокий профессионализм офицера в сочетании с моральной чистотой, несомненно, привлекательны для подчиненных и вызывают у них уважение и стремление к подражанию.

Особая роль в организации воспитания офицеров части (подразделения) принадлежит ее командиру. Свои усилия он направляет на то, чтобы у подчиненных офицеров сформировались готовность беспрекословно выполнить приказ; возникло чувство офицерского долга, чести, гордости за Вооруженные Силы Российской Федерации; стремление к повышению профессионального мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих; заботливое и уважительное отношение к ним. Требовательность должна быть обоснованной, справедливой, целесообразной, принципиальной и сочетаться с уважением личного достоинства подчиненного. Это основная целевая установка в воспитании офицеров.

Важной целью воспитания офицерского состава в части следует признать создание и поддержание такого морально-психологического климата, когда в центре внимания будет каждый офицер: молодой и прослуживший уже много лет, холостой и семьянин. Главное – создать обстановку доверия, уважительности друг к другу, сохранить и приумножить лучшие традиции офицерского корпуса, и в этом немаловажная роль принадлежит как командирам, так и офицерам-воспитателям.

Специальный выпуск «Офицер Вооруженных Сил в современном российском обществе»

Кепель О.В.

РОЛЬ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА В ПОДДЕРЖАНИИ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И УРОКИ

История военного строительства свидетельствует о том, что основной нагрузку по обеспечению дисциплины в армии несли командные кадры, и, прежде всего, офицеры. В данной статье автор представляет результаты проведенного исследования деятельности офицерского состава по поддержанию дисциплинированности военнослужащих русской армии с 1874 по 1914 гг.

До середины XIX в. отечественный офицерский корпус формировался в основном за счет дворянского сословия. Впоследствии, в связи с отменой сословных ограничений, в него влились представители разночинцев. Перед Первой мировой войной Российское кадровое офицерство по своему происхождению было всесословным1. Распространённым типом офицера в этот период был потомственный военный (во многих случаях и потомственный дворянин), носящий погоны с десятилетнего возраста, пришедший в училище из кадетского корпуса и воспитанный в духе безграничной преданности престолу и отечеству.

Система подготовки офицеров в России вполне отвечала требованиям времени, в результате чего, вплоть до революции 1917 г., отношение к офицерам в русском обществе, хотя и пошатнувшееся в конце XIX в., оставалось достаточно почетным, а качественный состав офицерского корпуса поддерживался на уровне, не уступающем уровню других профессиональных групп, образующих в совокупности культуроносный слой страны.

Разработанная и внедрённая во второй половине XIX - начале XX вв. система образования и воспитания способствовала тому, что качество подготовки офицерского состава русской армии перед первой Мировой войной не уступало уровню образования в армиях Европейских государств. Высоким было и моральнопсихологическое состояние выпускников вузов. Бывший юнкер Павловского училища Ольховский вспоминал: «После производства в офицеры, мне служба в полку показалась уже совсем легкой... Приходилось доучиваться, но не перевоспитываться»2.

Вся идеологическая машина государства, военное законодательство, традиции, окружающая обстановка способствовали формированию высоконравственного офицера. Воспитанные в понятиях рыцарской чести офицеры, как зеницу ока, берегли честь мундира, честь полка, свою личную честь. Блюстителем офицерской чести являлся в каждом полку суд чести.

Офицерство воспитывалось и воспитывало армию и флот в сознании, что войско является не только защитником Отечества от врагов внешних, но и опорою царского строя от врагов внутренних.

В связи с сокращением срока службы нижних чинов меняется роль офицерского состава в обучении и воспитании подчинённых. Во времена, когда солдат служил в войске 25 лет, основной работой офицера было «погибать на войне». Однако в начале XX века, а в особенности после Русско-Японской войны, офицеры стали «тяжелоработающими». Требовалось много труда, чтобы за три года солдатской службы превратить полуграмотного новобранца в умственно и физически развитого и морально крепкого воина.

В дисциплинарной практике тех лет в распоряжении командиров имелись три основных метода наведения уставного порядка во вверенных подразделениях: метод принуждения, основанный на бессознательном страхе «перед произволом отдельного начальника»3; метод принуждения, основанный на страхе «перед известным законом»4, метод убеждения, основанный на нравственности и сознательном отношении к своему воинскому долгу.

Первый метод, существовавший вопреки военному законодательству, перешел по наследству от крепостнической эпохи Николая I. Сторонниками этого способа укрепления дисциплины были генералы и офицеры - противники всего нового и прогрессивного. Вопреки закреплённым в уставах прогрессивным принципам воспитания, они по-прежнему исходили из того, что дисциплина в армии должна держаться на страхе наказания, а основными формами её укрепления считали постановку под ружьё, карцер, телесные наказания и т.д.

Однако с конца 80-х - начала 90-х годов XIX в. обстановка начала меняться. По почину Киевского военного округа началось движение против этого явления. Командующий округом М.И. Драгомиров в приказе № 319 от 27 октября 1889 г. отмечал: «В некоторых частях дерутся. Прошу помнить, что в Дисциплинарном уставе сказано, какие на нижних чинов можно налагать взыскания, а коих никто иных налагать не имеет. Рекомендую охотникам до ручной расправы ознакомиться с XXII т. Свода В.П. 1867г., ст. 185, из которой они откроют, чего

могут ожидать в будущем, если позволят себе впредь, рядом с дисциплинарным уставом сочинять свой собственный»5.

Постепенно «кулачная расправа» стала прекращаться, особенно после 1904 г., когда телесные наказания в войсках были окончательно отменены - одновременно с отменою порки по приговорам волостных судов. «Кулачная расправа стала изнанкой казарменного быта - скрываемой, осуждаемой и преследуемой. Во всяком случае, ко времени великой войны рукоприкладство, где оно у нас существовало, являлось только больным пережитком изжитой системы и изжившего себя обычая»6.

Совершенствование законодательной базы воинской дисциплины, создание системы правоохранительных органов предполагало использование в дисциплинарной практике Русской армии метода принуждения, применявшегося к тем лицам, которые нарушали «.правила, предписанные военными законами».

Во второй половине XIX - начале XX вв. благодаря усилиям государственных и военных органов, лучших представителей офицерского корпуса важнейшим методом поддержания воинской дисциплины в армии становится метод убеждения. Воинскую дисциплину начинают укреплять посредством нравственного воспитания военнослужащих, формирования осознанного отношения к выполнению своего служебного долга.

В высшем руководстве страны и армии возобладало мнение, что телесные наказания, а тем более незаконные, являются не поддержанием дисциплины, а наоборот, представляют собой «в высшей степени расслабляющий её элемент». Постепенно «палочная дисциплина» уходила в прошлое и заменялась дисциплиной, основанной на правосознании и нравственности.

В соответствии с законодательством офицеры могли подвергаться как дисциплинарным взысканиям, связанным со спецификой военной службы, так и наказаниям по общеуголовному законодательству наравне с представителями других групп населения. К 1914 г. на офицеров могли налагаться следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечания и выговоры, объявляемые словесно или в предписании; 2) замечания и выговоры, объявляемые при собрании офицеров; 3) замечания и выговоры, объявляемые в приказе 4) домашний арест или арест с содержанием на гауптвахте на время до одного месяца; 5) неудостоение офицеров и гражданских чиновников к производству на вакансии или за выслугу лет, впредь до одобрительного засвидетельствования начальства; удаление от должности или командования частью.

Вообще в это время офицерство в целом отличалось высокой дисциплинированностью. Об этом свидетельствуют объективные данные статистики. Число офицеров, отдаваемых под суд, было незначительно, особенно если взять соотношение количества судимых офицеров и их общей численности за соответствующие годы. Так в 1825-1850 гг. один подсудимый приходился в среднем на 213 офицеров. В 1881-1885 гг. - на 222 офицера, в 1886-1890 гг. - на 326 и в 18911894 гг. - на 411 офицеров. В начале XX в. оно несколько увеличилось: в 1910 г. под судом находилось 245 офицеров (0,6% их общего числа), в 1911г. - 317 (0,8%)8.

Как явствует из данных, на протяжении десятилетий число офицеров, подвергнутых серьезным наказаниям (связанным с лишением свободы, ссылкой), оставалось очень невелико и обычно не превышало 2-3 десятков случаев в год. Даже краткосрочные аресты с содержанием на гауптвахте или в арестантских отделениях исчислялись несколькими десятками случаев.

Таким образом, можно констатировать, что во второй половине XIX - начале XX вв. офицерский корпус в целом соответствовал уровню стоящих перед ним задач, ему отводилась решающая роль в процессе укрепления воинской дисциплины. Вместе с тем, существовал ряд факторов, снижающих эффективность офицерской работы.

Одним из них являлось недостаточное материально-финансовое обеспечение офицеров. Начиная с середины XIX в. «содержание офицера было нищенским» (Н. Обручев), его дух постоянно подрывали «ежедневная будничная нужда и лишения своей семьи» (А. Геруа). Денег на жизнь и потребности, соответствующие высокому статусу офицера и его напряженному труду, катастрофически не хватало. Так, подпоручик Российской армии на рубеже XIX - XX веков получал всего 600 рублей в год, т.е. значительно меньше зарплаты квалифицированного рабочего (3 рубля в день). Командир роты получал 1 200, а командир батальона - 1 740 рублей в год9.

Бедственное материальное положение среднего офицерского состава оказывало отрицательное влияние на нравственный климат в офицерской среде, на отношение офицеров к службе, обучение и воспитание подчинённых, уровень боевой готовности войск, состояние воинской дисциплины.

О том, что в офицерской среде было не все благополучно, свидетельствуют и результаты опроса мнения командиров высокого уровня (генералов, от начальника бригады и выше) о состоянии воинской дисциплины и правопорядка и ме-

рах по его укреплению, проведенного Комитетом по образованию и устройству войск в 1907 г. 10

Среди причин, отрицательно влияющих на состояние воинской дисциплины, высшие чины армии называли следующие: падение престижа офицерской службы; снижение интеллектуального, нравственного и делового уровней офицеров; отсутствие продвижения у офицеров в службе, откуда - всеобщая апатия; тяжелые материальные условия офицеров; безнаказанность высших начальников; трусость некоторых офицеров в «смутное время»; пристрастие начальства к некоторым офицерам, любовь к подслуживанию и внешнему угодничеству, нетерпимость к людям с самостоятельным характером; пьянство среди офицеров; понизившийся дух корпуса офицеров; проблема высокой текучести кадров штаб-офицеров в полках; тенденция «ложной гордости антидисциплинированности» среди молодых офицеров; старение офицерского корпуса; неравенство требований к дисциплине к младшим офицерам и генералам; изъяны наградной системы: значительная часть награждений в Русско-японскую войну была неправильной, несправедливой, аморальной, а их количество - непомерно большим; отсутствие у многих высших руководителей хорошего строевого опыта, помогающего впоследствии командирам удерживать должное состояние дисциплины и порядка и т.д. Многие высшие военные руководители совершенно справедливо считали, что упадок дисциплины среди нижних чинов в период первой русской революции, несомненно, являлся прямым следствием снижения дисциплины среди офицеров.

Результатом влияния негативных тенденций стало то обстоятельство, что отток офицеров из армии стабильно превышал её пополнение. Это приводило к постоянному некомплекту офицеров. Так в 1897 г. из армии ушло 3 700 офицеров, поступило - 3 415, т.е. на 7,71 % меньше! Особенно это сказывалось на строевых частях, где, собственно и формировалась мощь армии. Происходил массовый уход из армии молодых офицеров, не видевших никаких перспектив своей службы. Подсчёты, проведённые А. Геруа, показали, что только в кавалерийских частях за период 1896 - 1906 гг. прибыло на службу 2 526 выпускников училищ, а ушло 1 169 (43,5 %)11, причём основная масса покинула именно строевые части.

Руководство военного ведомства знало об этих проблемах, пыталось их решать. Но как показали последующие события, до конца их устранить так и не удалось.

Важную роль в системе поддержания воинской дисциплины, наряду с офицерами, играл унтер-офицерский состав. Подготовить грамотных, дисциплинированных и требовательных унтер-офицеров, фейерверкеров и вахмистров, по мнению руководства Военного ведомства, означало во многом решить сложные задачи обучения и воспитания солдат армии. «Моя многолетняя практика показывает, - писал А.Ф. Редигер, - что унтер-офицер должен быть учителем солдата, следовательно, сам должен твердо знать элементарные сведения о службе, оружии, которые должен преподавать - он должен быть первым солдатом. без хороших унтер-офицеров мы получим армию без учителей, и можно опасаться, что увеличение численности армии будет сделано в ущерб её качеству»12.

Понимая, что хорошим командиром может быть тот, который служит продолжительное время, власть и армейское командование принимали меры по удержанию унтер-офицеров на сверхсрочной службе. «Для унтер-офицера желательна продолжительная служба; можно считать, что он после трех лет как раз

начинает приносить пользу как учитель и воспитатель» . Руководство Военного ведомства, заинтересованное в сильном и хорошо подготовленном унтер-офицерском кадре, требовало от войсковых командиров обратить должное внимание на подбор младших командиров и комплектование ими частей14.

В результате принятых мер в конце XIX в. в войсках имелось около 10 тыс. унтер-офицеров сверхсрочной службы15. Однако сравнение числа сверхсрочнослужащих в России и европейских армиях было явно не в нашу пользу. Так, в Германии на роту приходилось около 12, во Франции - 6, в Австро-Венгерской армии -3, а в России только 2 сверхсрочнослужащих унтер-офицера16.

Предметом заботы органов военного управления была подготовка младших командиров, которая осуществлялась в высших или полковых школах для подго-

товки унтер-офицеров.

В войсках унтер-офицеры несли основную ношу в одиночном обучении солдата, а также в его воспитании, привитии навыков службы и дисциплины. Поэтому они играли в армии главную роль в формировании новобранца и превращении его в солдата. Устав внутренней службы 1910 г. определял статус унтер-офицера следующим образом: «При нынешнем развитии стрелкового боя взводные унтер-офицеры, отделенные начальники, должны быть действительными на-

чальниками подчиненных им нижних чинов» . Там же довольно подробно и основательно были расписаны обязанности отделенного начальника, взводного унтер-офицера и фельдфебеля. Воинские уставы предоставляли значительные дис-

циплинарные полномочия унтер-офицерам. В частности, фельдфебель мог подвергать солдата аресту сроком на одни сутки.

Самым многочисленным объектом дисциплинарного воздействия командиров всех степеней являлись нижние чины. Именно они, в первую очередь, определяли состояние дисциплины в войсках.

Военные реформы второй половины XIX - начала XX вв. привели к сокращению срока действительной службы по призыву, отмене телесных наказаний, изменили психологию простого солдата, предъявили более высокие требования к его военной подготовке и дисциплинированности.

Важную информацию об особенностях службы нижних чинов мы находим в мемуарах А.И. Деникина «Старая армия»19. Их изучение позволяет сделать ряд выводов о качестве призывного контингента в Российской армии накануне Первой мировой войны.

Во-первых, армия в этот период оставалась по преимуществу крестьянской. Перед войной контингент нижних чинов составлял 1 350 тыс., а ежегодный призыв - 450 тыс. человек.

Во-вторых, несмотря на принятые ранее меры среди новобранцев был высокий процент безграмотных (в Германии в годы, предшествовавшие первой мировой войне, поступало неграмотных новобранцев менее 1%, во Франции - 2-3, в России - около 45%), что заставляло «командный состав тратить много сил и времени на ту работу, которую у соседей производил школьный учитель».

В-третьих, русский солдат был исключительно выносливым, но отличался полным отсутствием представлений о спорте. «Силач - подковы гнет - не может подтянуться на 5-6 ступеней по наклонной лестнице: пот катится градом, трещит по швам «4-й срок», и опускает беспомощно и виновато грузное тело».

В-четвертых, призывника отличало полное отсутствие качеств, необходимых для военной службы. «За малым исключением, молодые солдаты являлись в казарму в полном смысле «сырыми».

В-пятых, налицо была политическая неблагонадежность нижних чинов. «Отчеты военной цензуры о солдатских настроениях, приводившиеся выдержки из писем с войны заключали в себе сплошь и рядом признаки большой наблюдательности и психологического анализа совершающихся событий; а вместе с тем и неясные признаки надвигающегося - тревожного и темного. ».

В-шестых, военная служба и после сокращения сроков до 3-4 лет была для основной массы солдат только тяжелой повинностью. Причиной этому, по мне-

Таким образом, анализ морально-деловых качеств военнослужащих Российской армии второй половины XIX - начала XX вв. свидетельствует о том, что если офицерский состав в целом удовлетворял требованиям воинской дисциплины, то морально-психологическое состояние нижних чинов оставляло желать лучшего. Это вызывало определенные трудности в процессе работы офицерского состава по наведению порядка и организованности в войсках. Тем не менее, в критические моменты для страны российские солдаты, как и офицеры, показывали себя с лучшей стороны. Исторические материалы убедительно говорят о том, что в позорном исходе войны русско-японской войны 1904-1905 гг. вины русских солдат, матросов и большинства офицеров не было. На полях сражений они проявили исключительное мужество, самопожертвование и героизм, верность своему воинскому долгу. Сохранила армия верность самодержавию и в революционных событиях 1905-1907 гг. Кризис самодержавия в России, политическая агитация подорвали дисциплину нижних чинов армии, что, в конце концов, привело её к разложению.

Исследование уровня морально-психологического состояния и дисциплинированности офицеров и нижних чинов во второй половине XIX - начале XX вв., осмысление и критическая переработка исторического опыта воинского воспитания военнослужащих позволили извлечь из него ряд уроков.

Урок первый. Политическое руководство страны должно понимать, что только реальное изменение отношения к служивому человеку, уважение к его личности и самоотверженному служению Отечеству, забота о его материальном благополучии может поднять престиж воинской службы и укрепить правопорядок в войсках.

Урок второй. Исторический опыт учит, что результативность работы по укреплению воинской дисциплины в огромной степени зависит от наличия в Вооружённых Силах стройной системы органов военного управления и должностных лиц, несущих непосредственную ответственность за состояние организованности и порядка в войсках. В этой связи первостепенное значение для сегодняшнего времени приобретает забота государства о формировании, подготовке и воспитании командных кадров Вооруженных Сил. Как только руководство страны и армии перестает уделять должное внимание проблемам офицерского кор-

пуса, так это сразу отражается на престижности офицерской службы, и как следствие, приводит к серьезным провалам в поддержании высокой воинской дисциплины.

Урок третий. Важнейшей составляющей поддержания дисциплины является воинское, духовно-нравственное воспитание военнослужащих. Без научнообоснованной идеологии, без единого центра воспитания, без системы общественно-гуманитарной подготовки командиров и начальников, офицеров-воспитателей, без использования многогранного опыта религиознонравственного воспитания, без организации допризывной подготовки молодежи к службе в армии, без постоянной научно-исследовательской и научнопросветительской работы эту задачу решить невозможно.

Урок четвертый. Исторический опыт учит и убеждает вновь и вновь, что поддержание крепкой воинской дисциплины и порядка требует бескомпромиссной борьбы с негативными явлениями армейской жизни («дедовщина», протекционизм, старение офицерского состава, увольнение молодых офицеров и т.д.), постоянной работы по поднятию престижа и привлекательности воинской службы.

1. Успешное решение проблемы укрепления воинской дисциплины неизбежно должно предполагать соответствующее развитие законодательной базы. В проекте Дисциплинарного устава, разрабатываемого в настоящее время, по мнению автора, следовало бы развести дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в воинской деятельности, переработать систему дисциплинарных взысканий для военнослужащих - контрактников, усилить дисциплинарные права младших командиров, ввести вновь используемое в дореволюционных уставах положение об ответственности подчиненных за выполнение преступного приказа командира.

2. Организация работы по укреплению воинской дисциплины предполагает наличие на местах хорошо подготовленных младших командиров. Учитывая возможность создания в ближайшее время профессионального корпуса сержан-тов-контрактников, соответствующему управлению Генерального штаба ВС РФ было бы целесообразно разработать специальное положение об институте сер-

жантов (старшин) Вооруженных Сил с учетом опыта отбора, подготовки и распределения унтер-офицерского состава русской армии исследуемого периода.

3. Важным звеном в системе военного судопроизводства могли бы стать полковые военные (военно-дисциплинарные) суды. Цель их введения - рассмотрение незначительных правонарушений.

Средством предупреждения и профилактики грубых дисциплинарных проступков. как предпосылок к совершению преступлений, могли бы стать созданные в воинских частях общественно-дисциплинарные комиссии.

4. Государственным и военным органам в интересах нейтрализации причин нарушений воинской дисциплины и условий, им сопутствующих, целесообразно использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России религиозных конфессий.

5. В целях обеспечения постоянного воздействия на сознание, чувства и поведение офицерского состава представляется важным вернуться к созданию судов офицерской чести и Офицерских собраний, как мест проведения досуга, общения, воспитания чести и достоинства на основе духовно-нравственной самодеятельности офицеров.

1 К 1912 г. социальный состав офицеров армии был следующим: 53,6% офицеров (в пехоте -44,3%) происходили из дворян, 25,7% - из мещан и крестьян, 13,6% - из почетных граждан, 3,6% - из духовенства и 3,5% - из купцов. См.: Волков С.В. Российское офицерство как служивое сословие // Российский Военный сборник. М.: Военный университет, 2000. Вып. 17. С. 521.

2 П.Д. Ольховский. Воинское воспитание // Российский военный сборник. М.: Военный университет, 1997. Вып. 13. С. 200.

3 См.: А. Попов. Понятие о воинской дисциплине // Военный Сборник. 1924. Кн. 5. С. 144.

4 См.: Там же. С. 145.

6ДеникинА.И. Старая армия. Париж, 1929. Т.1. С.123.

7 См.: Устав дисциплинарный. СПб., 1912.

8 См.: Военно-статистический ежегодник армии за 1910 г. СПб., 1911. С. 318-319; Военностатистический ежегодник армии за 1911 г. СПб., 1912. С. 428-429.

9 См.: Смирнов А.А. Морально-психологическое обеспечение деятельности российской армии во второй половине XIX - начале XX века: Дис. ... канд. ист. наук. М., 1997. С. 35.

10 См.: РомановН. Н. Извечная проблема русской армии // Независимая газета. 2001. № 9.

11 См.: ГеруаА. К познанию армии. СПб., 1907. С. 37.

12 РедигерА.Ф. Унтер-офицерский вопрос в главных европейских армиях. СПб., 1880. С. 10.

13 Там же. С. 7.

14 РГВИА, ф. 1, оп. 2, д. 19, л. 26.

15 РГВИА, ф. 868, оп. 2, д. 163, л. 12об.

16 См.: А.Ф. Редигер. Комплектование и устройство вооруженной силы. СПб., 1914. С. 206.

17См.: В.Н. Осташкин. Культурно-досуговая работа в русской армии второй половины XIX в.:

Дис. .д-ра ист. наук. М., 1997. С. 220.

18 Устав внутренней службы в пехотных войсках. // Военный сборник. 1887. № 10. С. 98.

19 См.: А.И. Деникин. Указ. соч. С. 75-153.

В информационном обеспечении процесса реформирования чрезвычайно важно общие задачи военной реформы спроецировать на проблемы конкретной части (подразделения). Важно помочь людям увидеть реформу не только "сверху", но и "снизу". Для этой цели целесообразно максимально использовать, прежде всего, боевую учебу.

Не секрет, что в настоящее время боевая подготовка войск связана с известными трудностями. Тем более возрастает ответственность офицеров за ее организацию. В ходе занятий по боевой подготовке следует рассматривать весь учебный материал сквозь призму проблем реформирования Вооруженных Сил, разъяснять личному составу замысел, цели и ожидаемые результаты военной реформы.

Ключевую роль в информационном обеспечении процесса реформирования призвана играть общественно-государственная подготовка. Она имеет наиболее системную организацию, обладает определенной содержательной глубиной, имеет большие возможности по воздействию на сознание личного состава.

В соответствии с приказом министра обороны 1993 года № 250 занятия по ОГП проводятся с офицерами не менее 4-6 часов в месяц, с военнослужащими-женщинами -2 часа в неделю, с остальными категориями военнослужащих - не менее 3 часов в неделю. Предусмотрены также занятия с гражданским персоналом.

В сравнении с другими видами информационного воздействия ОГП имеет наиболее разработанную учебно-методическую базу, позволяет убедительно и основательно довести до слушателей вопросы государственной политики, отечественной истории, права и др.

Следует учитывать, что многие офицеры частей (кораблей) являются руководителями групп ОГП. Перед ними стоит задача эффективно использовать возможности занятий в целях глубокого и всестороннего освещения задач и хода военного реформирования.

Планами общественно-государственной подготовки личного состава на 1998 учебный год предусмотрен блок тем, непосредственно посвященный военному реформированию. Имеются темы, освещающие опыт военных реформ прошлого. Особое значение имеют темы, отражающие сегодняшние проблемы военного реформирования в России. Не обойтись без освещения тех или иных сторон реформы при изучении и других тем. Здесь многое зависит от подготовленности и методического мастерства руководителей занятий.

Другой эффективной формой информационного обеспечения процесса реформирования является информирование личного состава. Согласно приказу Министра обороны РФ № 235 1995 года информирование солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих службу по призыву, организуется 2 раза в неделю по 30 минут; прапорщиков (мичманов), курсантов (слушателей) военно-учебных заведений - 1 раз в неделю по 1 часу; офицеров - 2 раза в месяц по 1 часу; гражданского персонала, членов семей военнослужащих - не менее 1 раза в месяц.

Таким образом, информирование, являясь оперативной формой, позволяет своевременно разъяснять проводимые государственными органами мероприятия по военному реформированию, факты успешного осуществления задач в рамках, реформы в войсках (силах), соответствующие решения командиров и начальников.

Большое значение имеет проведение единых дней информирования. Грамотная и творческая их организация позволяет не только осветить отдельные вопросы реформирования, но и обеспечивает обратную связь. Опытный офицер-руководитель получает возможность изучать настроение подчиненного личного состава, его отношение к конкретным мероприятиям в рамках реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации.

С точки зрения информационного обеспечения военной реформы большую роль играет военно-социальная работа. Важное место в ней занимает доведение до подчиненных и разъяснение правовых документов как более общего характера, так и непосредственно связанных с реформой армии и флота. Особенно ценно, когда офицер не только сам проводит данную работу, но и привлекает к ней специалистов правоохранительных органов, представителей военного руководства, государственной власти, местной администрации. Безусловно, такая работа должна подкрепляться повышением уровня социальной защищенности военнослужащих, соблюдением принципов социальной справедливости в части (подразделении). Сделать все возможное для выполнения поставленных задач, для решения проблем подчиненных - первостепенная задача командира (начальника) любого ранга.

Важно использовать и такие формы, как вечера вопросов и ответов, чествования передовиков службы и учебы, подведение итогов работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины.

Эффективность информационного обеспечения военной реформы не будет достаточно высока без индивидуальной работы с подчиненными. Она дает возможность наиболее точно донести до каждого военнослужащего, рабочего и служащего стратегию реформирования, а также поставить подчиненным конкретные задачи, вытекающие из общей логики и целей военного реформирования.

Наряду с перечисленными формами в интересах информационного обеспечения следует использовать культурно-досуговую работу. Имеются в виду тематические вечера, устные журналы, художественная самодеятельность, викторины и многое другое. Словом, речь идет о тех мероприятиях, в проведении которых в войсках накоплен огромный опыт. Перечень форм информационной работы будет неполным, если не упомянуть о стенной печати. Остается лишь внести в эту работу новые идеи, свежий фактический материал, настроить ее, образно говоря, на пульс реформы.

Совершенствуя уровень и направленность информирования различных категорий военнослужащих, целесообразно использовать соответствующие даты и юбилеи, прежде всего государственные праздники и дни воинской славы России. Последние определены Федеральным законом "О днях воинской славы (победных днях) России" от 16.03.95 г.

Для достижения большего эффекта в информационном обеспечении реформы не стоит замыкаться в рамках части (подразделения). Успех реформы во многом зависит от отношения к ней не только личного состава Вооруженных Сил, но и всего общества. Необходима активная работа с местным населением, на подшефных предприятиях, в организациях и учреждениях.

Проводя информационную работу, офицер должен учитывать социально-политическую реальность сегодняшнего дня. Одним из ее условий является многопартийность общества. Это вызывает идеологическое противоборство партий и течений, является причиной различной трактовки проблем реформирования в СМИ. Не исключено и полное искажение фактов. Противодействие подобным явлениям - одна из важнейших задач офицеров в рамках информационного обеспечения военного реформирования. В этом случае предпочтительна работа "на опережение", профилактика негативной, вредной реформе информации. Самым действенным средством в профилактике является своевременное, систематическое и объективное информирование личного состава части (подразделения) о событиях, фактах, проблемах хода реформы. Чем информация убедительнее, тем меньше поводов для появления различных домыслов.

Несомненно, говоря об информационном обеспечении реформы Вооруженных Сил, все предусмотреть невозможно. Однако главное в этой работе - творческий подход и предвидение, инициатива и настойчивость.

Во все времена успех в бою решала не самая совершенная тех- ника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их военно-боевого духа, патриотизма, моральной и нравственной силы зависит, в конечном счете, решение поставленных задач.

Поэтому вопросы воспитания военнослужащих всех категорий, поддержания у них вы- сокой профессиональной подготовки и крепкой воинской дисципли- ны, постоянной готовности и способности выполнить свой долг по защите интересов российского народа были, есть и будет главным со- держанием воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Объектом воспитательного воздействия в воинской части явля- ется весь личный состав, но особое внимание уделяется воспитанию офицерского коллектива, который составляет основу всего воинского коллектива части и заключает в себе огромные воспитательные воз-

можности.

В истории развития Вооруженных Сил России важное значение всегда придавалось офицерским кадрам. На разных этапах, в различ- ных исторических условиях нашей страны по-разному ставились во- просы подготовки офицерских кадров, но неизменным было понима- ние одной непреложной истины: офицеры - основа человеческого

фактора армии, фундамент морального духа войск. От уровня про- фессиональной подготовки офицерских кадров, их готовности и спо- собности с полной ответственностью выполнять возложенные на них задачи напрямую зависит успех в бою. Тысячи примеров из истории нашей армии и флота подтверждают это. Основу полка, бригады в социальном, профессиональном и нравственном плане всегда состав-

лял офицерский коллектив. Офицерский коллектив всегда выступал как высокоорганизованная группа профессиональных военных, объе- диненных едиными целями и интересами, совместной общественно полезной деятельностью, воинской дисциплиной, взаимной требова-

тельностью, ответственностью, помощью. Он призван всемерно под- держивать высокую боевую готовность полка (корабля), эффективно решать учебные и воспитательные задачи. Данное обстоятельство и предопределяет необходимость постоянной целеустремленной рабо- ты с коллективом офицеров в интересах повышения его педагогиче- ского потенциала. Она осуществляется на основе педагогически ар- гументированных воздействий организационного и содержательного порядка, включающих в себя комплекс мероприятий, имеющих целью обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности офицера и сплочения офицерского коллектива.

Функционирование системы воспитания офицеров предполагает тесное единство всех составных частей (направлений) воспитания, использование максимально возможного арсенала форм и методов работы, согласование усилий всех взаимодействующих субъектов воспитательного процесса по времени, проводимым мероприятиям и т. п.

В полку (на корабле) такая деятельность осуществляется в двух основных направлениях. Первое из них предполагает совершенство- вание личностных качеств офицера с особым военно-социальным статусом, общественной значимостью его деятельности, а также как руководителя и военного специалиста.

Офицерам как руководителям и участникам воспитательного процесса всегда были присущи беззаветная преданность идеалам за- щиты и служения Отечеству, демократический стиль в работе, глубо- кая, всесторонняя, профессиональная подготовленность, блестящие знания и мастерское применение оружия и боевой техники, высокие организаторские способности, широкий кругозор, масштабность мышления, чувство нового, умение в полной мере использовать мощ-

ный интеллектуальный потенциал в военно-профессиональной дея- тельности.

Второе направление - сплочение офицерского коллектива, повышение силы его воспитывающего влияния на весь личный состав полка (корабля).

Сплоченность есть важная характеристика офицерского коллек- тива, показатель его зрелости, дееспособности. Она представляет со- бой идейное, социально-политическое, морально-этическое, психоло- гическое и организационное единство офицеров. Именно на основе прочного единства названных компонентов сплоченности офицерско- го коллектива возможно осуществление эффективных воспитатель- ных мер в интересах боевой готовности части. И прежде всего мер по

обеспечению в коллективе здорового морально-психологического климата, воспитанию чувства гордости за принадлежность к своему коллективу, по внедрению и развитию традиций офицерского корпуса российской армии.

Следовательно, воспитание офицерского коллектива - это про- цесс формирования его качественных характеристик, которые в наи-

большей мере соответствовали бы потребностям военного дела, бое- вой готовности, совершенствованию личностных качеств офицера в коллективе, выполнение свойственных ему функций в сфере учебно- воспитательной работы и общественной жизни части.

Личностные качества офицера формируются и развиваются не- посредственно во время учебы в военно-учебном заведении, профес- сиональное становление и дальнейшее его развитие как командира, учителя и наставника своих подчиненных происходит во время про- хождения службы в частях (подразделениях). Именно в процессе

служебной деятельности многогранно раскрывается личность офице- ра, проявляются его качества, способности и склонности.

Проходя службу в войсках, офицер выполняет много задач, од

нако главное содержание его деятельности сводится к реализации следующих основных функций: общественно-политической, органи зационно-управленческой, военно-педагогической, военно- специальной и административно-хозяйственной.

Одной из важнейших функций деятельности офицера является общественно-политическая. Сложность реализации данной функции обусловлена следующими факторами.

Во-первых, российское военное строительство осуществляется в сложной и противоречивой общественно-политической, социально- экономической, национально-демографической, информационной, криминальной и религиозной обстановке.

Во-вторых, за последнее время существенно изменился соци- альный портрет армии. Среди молодого пополнения, поступающего

на военную службу, значительно снизился образовательный уровень. Ухудшилось физическое здоровье и психическое состояние призыв- ников. Возросли пацифистские и антиармейские настроения. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факто- ры, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи. На личный состав серь?зное влияние оказывает криминальная обстановка в стра- не. Динамика преступности в Вооруженных Силах соотносится с об- щей направленностью развития преступности в стране. Усиливается

тенденция проникновения организационной преступности в армей- скую среду.

В-третьих, реализация общественно-политической функции но- сит острый противоречивый характер. Основными составляющими противоречий являются: а) противоречие между необходимостью, обязанностью каждого офицера неуклонно проводить в жизнь поли- тику государства в области оборонного строительства и неопреде- ленностью, неконкретностью, отсутствием четких ориентиров этой политики; б) противоречие между заинтересованностью государства в сильной, боеспособной армии и отсутствием решительных мер в создании такой армии; в) противоречие между конституционной обя- занностью каждого гражданина защищать Отечество и преднамерен- ным разрушением идеалов воинской службы путем проведения анти- армейских компаний в средствах массовой информации; г) противо- речие между необходимостью укомплектовании Вооруженных Сил лучшими представителями народа и падением престижа службы офицера; д) противоречие между конституционными обязанностями офицера и социальным бесправием, социальной незащищенностью и т.д.

Существует еще ряд противоречий, которые усложняют реали- зацию общественно-политической функции деятельности офицера, а именно: между воинским долгом и гражданскими правами; между необходимостью для офицера сформированного научного мировоз- зрения и условиями, путями его формирования; между офицерским долгом, служебными обязанностями и обеспечением демократических прав личности и др.

В настоящее время в частях (подразделениях) необходимо остро ставить вопросы формирования и развития у офицеров научного ми- ровоззрения, идейной убежденности и политической зрелости, разви-

тия у них политической культуры, которая в самом общем виде рас- сматривается как единство политического сознания и политического действия (поведения), как всесторонняя политическая осведомлен- ность и способность отстаивать свои политические убеждения аргу- ментировано и убедительно.

Каждый офицер прежде всего военный руководитель, поэтому важное значение в его профессиональной деятельности имеет органи- зационно-управленческая функция. Содержание этой функции вклю- чает организацию, планирование, проведение учебных занятий и вос- питательных мероприятий, упорядочение, регулирование различных

видов деятельности подчиненных, постановку задач и их выполнение, контроль исполнения своих распоряжений, мобилизацию подчи- ненных на решение конкретных задач, управление различными соци- альными процессами в подчиненных подразделениях, руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и т.д. Противоречивость реализации этой важной функции в деятельности офицера состоит в том, что, с одной стороны, значительно усложни- лись процессы организации деятельности подразделений и частей, а с другой стороны, предъявляются новые требования к управленческой деятельности офицеров. Попытка решить новые, сложные задачи ста- рыми подходами и методами не всегда дает положительный резуль- тат. Поэтому личности современного руководителя должны быть присущи высокий идейно-теоретический кругозор и политическая зрелось, твердые моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей, компетентность, организованность, деловитость, дис- циплина, самостоятельность, умение создавать условия для высоко- производительного труда людей, утверждать в коллективах атмосферу творческого поиска, нетерпимости к проявлениям грубости, нев- нимания к человеку.

Офицеры осуществляют боевую и общественно-государственную подготовку, учебно-воспитательным процессом, проводят индивидуальную работу с подчиненными. Здесь успех командира не возможен без умения изучать личностные особенности воинов, их социальные, национальные и другие особенности, соблюдать принципы воспитания и обучения, правильно использовать их методы и формы, личный пример. Командиру важно знать, как спланировать боевую и общественно-государственную подготовку, само- стоятельную работу подчиненных. Продуманный план дисциплини- рует людей и мобилизует их на высококачественное выполнение по- ставленных перед ними задач.

В настоящее время повышается значение всестороннего разви- тия, эрудиции и общей культуры офицеров. Выдающийся отечест- венный полководец М. В. Фрунзе подчеркивал, что только тот ко- мандир, который своими знаниями и опытом будет вызывать уваже- ние, сможет по настоящему воспитывать, обучать и дисциплиниро- вать подчиненную ему часть. Только тогда, когда соответствующий командир опирается на знания, можно добиться настоящей дисцип- лины. Когда этих знаний нет, тогда можно рассчитывать только на

принуждение. В современных условиях это указание М. В. Фрунзе особенно актуально.

Многим офицерам - командирам подразделений, воинских кол- лективов, сегодня не хватает специальных знаний по теории управле- ния, у них подчас недостаточно сформированы организаторские ка- чества, умения эффективно руководить подчиненными. Должностной авторитет в работе с подчиненными предпочитается авторитету лич- ности руководителя, требовательность к подчиненным подчас не со- четается с уважением личного достоинства военнослужащего и про- явлением заботы о нем. В отношении с подчиненными часто допус- каются грубость, хамство, высокомерие. У многих руководителей слова расходятся с делом, отсутствует личная примерность в службе, поведении, общении и т.д. Это наносит серьезный вред авторитету офицера-руководителя, подрывает моральные основы управленческой деятельности офицерских кадров. Формирование и совершенст-

вование у офицеров управленческой культуры, основанной на демо- кратических и морально-нравственных принципах - важнейшая задача в воспитательной работе с офицерами частей и кораблей.

Реализация военно-педагогической функции в деятельности офицера занимает особое место. Организация, осуществление обуче- ния и воспитания подчиненных, в целях качественного решения задач служебной деятельности, поддержания боеготовности, укрепления воинской дисциплины, формирования морально-политических, бое- вых и психологических качеств военнослужащих требует от офицера специальных знаний педагогики и психологии, методических умений и навыков, педагогической культуры. Сложность и противоречивость педагогической деятельности офицера в части (подразделении) за- ключается в том, что, с одной стороны, к обучению и воспитанию во-

еннослужащих предъявляются высокие требования, а с другой - для реализации задач обучения и воспитания не хватает не только мате- риальных средств, учебной базы, но и нет возможностей качественно организовать учебно-воспитательный процесс. Сокращение личного состава не позволяет развернуть полноценную учебно-боевую дея- тельность, личный состав занят несением службы, выполнением раз- личных хозяйственных и иных работ. Хозяйственно-бытовые про- блемы отнимают все время, учеба остается только благим намерением. В этих условиях военнослужащие не получают полноценной боевой подготовки, учеба проводится формально, а офицеры теряют ква- лификацию учителей и участников воспитательного процесса, у них

пропадает всякий интерес к военно-педагогической деятельности. Нельзя допускать, чтобы так продолжалось и дальше. В армии может вырасти целое поколение офицеров, которое о настоящей боевой учебе будет иметь только опосредованное представление.

Военно-специальная функция в деятельности офицера предпо- лагает выполнение задач военного специалиста, знание теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразде- ления, части, корабля и вероятного противника, его сильных и слабых сторон. Противоречивость реализации этой функции состоит в том, что с каждым годом происходят изменения качественных и количест- венных характеристик техники и вооружения. Все меньше в войска поступает новой техники, все больше остается старой, выслужившей положенный срок. Новая сложная техника требует больших матери- альных и финансовых затрат, высокой квалификации специалистов. Несоблюдение этих требований ведет к несчастным случаям. Исполь- зование старой техники, выслужившей положенные сроки, также становится причиной аварий. Нарушение установленных правил экс- плуатации техники и вооружения тоже связано с квалификацией спе- циалистов, которая заметно снижается из-за сокращения сроков обу- чения специалистов, материальной необеспеченности их подготовки. Полеты, походы, боевые стрельбы, вождение техники проводятся все реже и реже.

В своей деятельности офицер реализует и административно- хозяйственную функцию. Быт военнослужащих, питание, одежда, размещение, проживание, экология воинской части и городков про- живания членов семей военнослужащих и много других вопросов яв- ляются предметом внимания офицеров. Здесь тоже много проблем, на их решение уходит очень много времени, материальных и финансо- вых средств. Проявление заботы о подчиненных, об их социальной защищенности, знание запросов, интересов, проблем каждого воен- нослужащего, оказание им помощи во многом способствуют качест- венному решению других очень важных проблем, связанных со службой.

Для реализации всех перечисленных функций офицеру недоста- точно быть только хорошим командиром или специалистом, знато- ком военного дела, уметь управлять подразделением. Необходимо еще быть и личностью с высоким нравственным потенциалом, образ- цом для подчиненных. Такие понятия, как честность, честь, скром- ность, простота, доступность, уважительность, доброжелательность,

принципиальность, убежденность, справедливость, офицерский долг должны быть наполнены для него глубоким содержанием. Высокий профессионализм офицера в сочетании с моральной чистотой, несо- мненно, привлекательны для подчиненных и вызывают у них, уваже- ние и стремление к подражанию.

Профессиональный портрет современного офицера в общем виде схематично можно представить

Социальный портрет офицера очень разноплановый, есть одна часть офицеров, которые отказались от идеалов военной службы и продолжают служить дальше, но к службе должного интереса не про- являют, многие из них готовы без раздумий уволиться из армии. Не-

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама