THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Уже давно отмечалось, что люди отличаются друг от друга своим поведением. Вопрос о том каковы основания этих различий издавна интересовал философов и врачей. Так возникла наука о темпераментах. Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, лимфа, желчь и черная желчь. Оптимальное соотношение этих соков определяет здоровье, тогда как их непропорциональное смешение становится источником различных заболеваний. Однако Гиппократ еще не устанавливал связи между этими «соками» и их соотношением в организме и определенными психическими свойствами человека. Исходя из учения о четырех «соках», часто называемых гуморами (от латинского humor - влага, сок), Клавдий Гален (II в. н.э.), самый знаменитый после Гиппократа врач античности, разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате «De temperamentis» (лат. temperamentum - соразмерность, правильная мера). Из девяти выделенных и детально описанных темпераментов четыре, непосредственно зависящие от преобладания в организме одного их «соков», и в наше время пользуются широкой известностью. Это темпераменты: сангвиника (от лат. sanguis кровь), флегматика (от греч. phlegma - флегма), холерика (от греч. chole - желчь) и меланхолик (от греч. melas chole - черная желчь).

Эта созданная Гиппократом и Галеном фантастическая концепция темпераментов, которая в том или ином соотношении «соков» в организме видела физиологические основы определенных форм поведения, получила частичное подтверждение в современных эндокринологических и психофармакологических исследованиях. Из них следует, что некоторые обычно относимые к темпераменту свойства (реактивность, чувствительность, эмоциональная уравновешенность) в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционирования гормональной системы. Учение Гиппократа - Галена, до сих пор излагаемое чуть ли не в каждом учебнике психологии разделялось многими исследователями. До середины XVIII в. почти все исследователи видели анатомо-физиологические основы темперамента в строении и функционировании кровеносной системы. Такое представление сохранилось и в эпоху научной психологии. Так, известный исследователь темперамента немецкий психиатр Э. Кречмер считал, что установленные им четыре основных свойства темперамента - чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности и психомоторика - обусловлены химическим составом крови. Известна также химическая теория темперамента 30-ых годов нашего века, принадлежащая У. Мак-Дауголлу, непосредственно примыкающая к древней гуморальной концепции. Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, которые ввел важные для психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются сила и возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые проходит кровь. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы получила частичное экспериментальное подтверждение главным образом в типологии И.П. Павлова; опыты недвусмысленно доказали, что некоторые свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента. Концепция типов нервной системы по И.П. Павлову, принимаемых большинством советских психологов за физиологическую основу темперамента или даже отождествляемых с темпераментом, подчеркивает исключительное значение определенных свойств коры мозга, соответствующая комбинация которых определяет тип темперамента.

Под влиянием антропологов, обративших внимание на различия в строении тела, и психиатров, подчеркивавших индивидуальные различия в предрасположенности к психическим заболеваниям на рубеже XIX и XX вв. сформировалась концепция, согласно которой существует связь между телосложением и свойствами темперамента. В 20-х годах нашего века К. Сиго создал типологию, в основе, которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей. Каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систем. Так, воздух - источник дыхательных реакций; пища, попадающая в пищеварительную систему, образует источник пищевых реакций; моторные реакции протекают в физической среде; социальная среда вызывает различные мозговые реакции. Исходя из этого, К. Сиго выделяет - в зависимости от преобладания в организме одной из систем, четыре основных типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и мозговой. Преобладание какой-либо одной системы над остальными приводит к специфической реакции индивида на определенные изменения окружающей среды, (благодаря чему каждому из типов телосложения соответствуют определенные особенности темперамента). Взгляды К. Сиго, как и некоторые другие концепции того времени, связывающие телосложение с психическими особенностями организма, оказали существенное влияние на формирование современных конституциональных теорий, получивших широкое распространение в психологии темперамента.

Рассмотрим некоторые недостатки, характерные для большинства конституциональных концепций.

1. Основной упрек в адрес абсолютно всех конституциональных типологий сводится к тому, что они недооценивают, а иногда просто игнорируют роль среды и социальных условий в формировании психических свойств индивида. Это нашло наиболее явное выражение в дуалистической концепции К. Конрада, которая представляет собой современный вариант известной в классической психологии теории психофизического параллелизма. Согласно этой теории, психические и физические процессы протекают параллельно, хотя и независимо друг от друга, имея единую общую причину. При таком понимании связи между организмом и психической деятельностью индивида среде отводится роль фактора, лишь вызывающего заранее запрограммированные состояния и психические особенности. Как легко понять, такой взгляд лежит в основе так называемого педагогического фатализма, когда роль учителя или воспитателя сводится лишь к созданию таких условий для ребенка, при которых его запрограммированная психика получила бы полную возможность развития.

2. Такие черты личности, как склонность к космополитизму или интернационализму, по К. Конраду, или упоминаемые У. Шелдоном такие свойства темперамента, как, например, социализация пищевой потребности, любовь к компаниям и дружеским излияниям, терпимость или отсутствие сострадания, нельзя считать наследственными свойствами того же порядка, что и телосложение. Как известно, такие свойства, возникая на основе определенных анатомо-физиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды; выражается это, в частности, в том, что индивиды с одинаковыми анатомо-физиологическими свойствами (монозиготные близнецы), воспитанные с самого рождения в различных условиях, отличаются друг от друга указанными характеристиками. И, напротив, у индивидов, сильно различающихся по анатомо-физиологическим задаткам, при соответствующем воспитании можно сформировать одинаковые или очень сходные черты.

3. Необоснованным является часто встречающееся в конституциональных типологиях утверждение, будто здоровые люди носят в себе зародыш психических заболеваний, имеют определенную предрасположенность к ним. Типология Кречмера, а также частично Конрада - это, прежде всего типология больных людей, пребывающих в аномальных условиях, и потому перенесение закономерностей, установленных для этой группы, на популяцию здоровых людей следует считать недопустимым.

4. Был проведен ряд эмпирических исследований для проверки истинности конституциональных типологий. Эти исследования показывают, что соответствие между телосложением и некоторыми свойствами темперамента нельзя считать доказанным. Было также обнаружено, что многие факты, собранные этой группой исследователей, представлены и подобраны весьма тенденциозно, так, чтобы они подтверждали истинность теоретических допущений конституциональной психологии.

Связь между свойствами темперамента и организма можно объяснить, обращаясь не к строению, морфологической структуре организма, а на функциональной, факторной основе. С давних пор известна зависимость протекания психических процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую роль в организме, что нашло выражение в так называемом принципе нервизма. Именно благодаря изучению нервных процессов и их особенностей стали более понятны различия в поведении людей. Концепция связи некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента была развита И.П. Павловым. .

Характеристика выделенных Л. Тэрстоном факторов, описываемая нами, как и в концепции Гилфорд только по одному полюсу, выглядит следующим образом:

1. Активные. Такие индивиды быстро работают, даже если нет необходимости спешить; быстро двигаются, нетерпеливы, даже если требуется сохранять спокойствие; постоянно в действуют; склонны к поспешности. Как правило, много говорят, ходят, пишут.

2. Энергичные. Физически бодрые индивиды, занимаются спортом, любят работу, особенно на воздухе и требующую мускульных усилий. Предпочитают всякую физическую активность, сопровождающуюся большими энергетическими затратами.

3. Импульсивные. Настроение беззаботное и легкомысленное, быстро принимают решения, очень легко переходят от одной задачи к другой, действуют под влиянием минутных побуждений.

4. Доминантные. Склонны руководить другими людьми, брать на себя ответственность, инициативны - хотя в действительности не всегда доминируют в данной группе. Охотно выступают публично и организуют всякие товарищеские мероприятия.

5. Стабильные. Индивиды, для которых характерно невозмутимое, ровное расположение духа, в критические моменты сохраняют спокойствие, обладают способностью разряжаться, даже в неблагоприятных условиях легко сосредоточиваются, без труда прерывают неоконченную работу или продолжают ее, когда требует ситуация.

6. Социабильные. Любят находиться в компании, легко заводят знакомства, покладисты, доброжелательны, склонны к сотрудничеству, приятны в общении.

7. Рефлексивные. Склонны к размышлениям предпочитают теоретическую деятельность практической, часто занимаются самонаблюдением, обычно спокойны, охотно работают в уединении, любят деятельность, требующую точности, охотней планируют, чем реализуют намеченное.

Каждая из названных факторных концепций темперамента (как и другие, не упомянутые здесь концепции) выделяет некоторое множество свойств - факторов, позволяющих более или менее удачно описать темперамент. Как считают сторонники этих концепций, знать темперамент индивида - значит определить присущее ему значение каждого из факторов, входящих в структуру темперамента. /4, с46-47/

В США в 40-х гг. XX в. большую популярность приобрела концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и темперамент - это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мнению автора, структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложения, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.

Им были выделены три типа: 1) эндоморфный (из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы); 2) мезоморфный (из мезодермы образуется мышечная ткань); 3) эктоморфный (из эктодермы развивается кожа и нервная ткань). Людям с эндоморфным типом свойственно относительно слабое телосложение с избытком жировой ткани, для мезоморфного типа характерны стройное и крепкое тело, большая физическая сила, а для эктоморфного - хрупкое телосложение, плоская грудная клетка и длинные тонкие конечности со слабой мускулатурой. По Шелдону, этим типам телосложений соответствуют определенные типы темпераментов, названные им в зависимости от функции определенных органов тела: висцеротония (от лат. глхсет - внутренности), соматотония (от греч. зота - тело) и церебротония (от лат. сегеЬгит - мозг). Лиц с преобладанием определенного типа телосложения Шелдон называет соответственно висцеротониками, соматотониками и церебротониками и считает, что каждый человек обладает всеми названными группами свойств. Однако различия между людьми определяются преобладанием тех или иных свойств, (таблица 1). /2, с.557/

temperans , «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ( «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач . Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. объяснял темперамент как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов) :

    Преобладание ( , флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») - .

    Преобладание жёлтой ( холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» (элемент «огонь») - .

    Преобладание (, сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») - сангвиником.

    Преобладание чёрной жёлчи ( , мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») - .

Эта концепция до сих пор оказывает влияние на литературу, искусство и науку.

2. Б. М. Теплов дает другое определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой - с другой». На основе определения Теплова Б. М., Маклаков выделяет два компонента темперамента: активность поведения и эмоциональность. По его мнению, активность поведения характеризуется степенью энергичности, стремительности, быстроты, или наоборот, медлительности и инертности. В свою очередь, эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов, определяя знак (положительный или отрицательный) и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

3. Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших . Он доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств : силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе. Тип нервной системы определяется , то есть наследственным типом. Павлов выделил 4 чётко очерченных типа , то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов.

    Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов - соответствует гиппократовскому меланхолику.

    Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения - соответствует холерику, «безудержному» типу.

    Сильный уравновешенный подвижный тип - соответствует сангвинику, «живому» типу.

    Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами - соответствует флегматику, «спокойному» типу.

РОЛЬ

ТЕМПЕРАМЕНТА

В ПСИХИЧЕСКОМ

РАЗВИТИИ

Перевод с польского

Кандидата философских наук

В. Н. Поруса

Вступительная статья кандидатов

Психологических наук А. Е. Ольшанниковой

И И. В. Равич-Щербо

Общая редакция И. В. Равич-Щербо

Москва

«Прогресс»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда мне предложили написать книгу о разви­тии темперамента, это было для меня несколько не­ожиданно, ведь до сих пор еще не было работ на эту тему. Может быть, это объясняется тем, что из всех известных психических явлений темперамент, по­жалуй, меньше всего подвержен изменениям в ходе онтогенетического развития индивида, что, конечно, не означает, будто темперамент вовсе не изменяется.

Предложение написать такую книгу побудило ме­ня к размышлениям о проблемах темперамента с точки зрения развития, итогом которых явилась ос­новная для этой работы мысль, что специфика тем­перамента имеет существенное значение для психи­ческого развития индивида. Поэтому в названии книги говорится не о развитии темперамента, а о его роли в процессе онтогенеза.

Большая часть представленного в книге материа­ла является изложением собственных взглядов авто­ра, а данные, на которых они основаны, получены в исследованиях, проводившихся им самим либо его сотрудниками. Эти исследования в течение несколь­ких лет проводились в Секторе психологии индивиду­альных различий Института психологии Варшавско­го университета под руководством автора этих строк.

Таким образом, эта книга посвящена в основном изложению концепции автора, а не состояния данной проблемы в психологической литературе. Многие затронутые в ней вопросы имеют дискуссионный ха­рактер, поскольку не всегда можно воспользоваться готовыми рецептами для их решения. Это требует от читателя известной подготовки. Во многих случаях взгляды автора сопоставляются с более традицион­ными представлениями. Все это делает книгу нелег­кой для чтения и требует от читателя определенных знаний по психологии. Я думаю, что психологическая проблематика не лишена интереса для учителей и воспитателей, кому, собственно, и адресована эта книга.

Было бы ошибкой утверждать, что представлен­ная в данной работе концепция темперамента явля­ется чем-то совершенно новым. Трудно претендовать на новизну и оригинальность, рассматривая вопросы, которыми уже свыше двух тысячелетий интересу­ются философы и ученые. И все-таки я думаю, что нечто новое в ней есть, и прежде всего это относится к трактовке проблем темперамента, о чем читатель может судить, ознакомившись с соответствующей ли­тературой.

Мне наиболее близка теория типов нервной систе­мы И. П. Павлова, до сих пор не утратившая своей ак­туальности. Особенный интерес вызывает ее развитие в работах таких выдающихся исследователей типов нервной системы и темперамента, как Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. С. Мерлин, с которыми мне выпала честь непосредственно или косвенно сотруд­ничать и труды которых оказали значительное влия­ние на мое понимание и решение затронутых в этой книге проблем.

В главе «Основные концепции темперамента» рассмотрены теории, сыгравшие наиболее важную роль в развитии знания о темпераменте. Основное место в этой главе, по уже отмеченным причинам, занимает типология нервной системы, разработанная И. П. Павловым и его последователями.

В следующей главе, «Темперамент и факторы его формирования», изложена собственная концепция автора, подчеркивающая те свойства темперамента, которые связаны с характеристикой энергетического уровня поведения; по-видимому, роль именно этих свойств весьма существенна для деятельности челове­ка. Здесь также показана роль наследственности и среды для формирования свойств темперамента и обращается внимание на их возрастную специфику и вытекающие из нее следствия для воспитания человека.

Поскольку свойства темперамента не существуют изолированно, а тесно связаны с другими психичес­кими особенностями человека, специальная глава по­священа связям темперамента со способностями и личностью. Некоторые предлагаемые здесь решения публикуются впервые, поэтому они являются ско­рее гипотезами, требующими эмпирической про­верки.

Так как свойства темперамента имеют, на наш взгляд, большое значение для деятельности человека, особенно таких ее аспектов, как формирование так называемого стиля деятельности, поведение в труд­ных ситуациях или выбор способа действия и ситуа­ции в соответствии с потребностью индивида в стиму­ляции, о чем довольно подробно говорится в главе «Значение свойств темперамента для деятельности», этой главе предшествует обсуждение приемов диагно­за темперамента, применимых в педагогической ра­боте. Этому посвящена глава «Диагноз свойств темперамента в домашних и школьных условиях», в которой подробно анализируется применимость ме­тода наблюдения и шкалы оценок для определения важных с педагогической точки зрения свойств, а так­же выдвигаются конкретные предложения о способах диагностики в домашних и школьных условиях. Дан­ная глава включена в книгу по тем соображениям, что разумно руководить действиями ребенка, направ­лять их, учитывая особенности его темперамента, можно, только обладая знаниями в этой области детской психологии.

В заключительной главе, «Влияние темперамента на нарушения в поведении у детей и подростков», я пытался показать, что, хотя темперамент непосред­ственно не определяет содержание поступков, он в не­которых ситуациях может влиять на возникновение и формы выражения нежелательных и асоциальных форм поведения. Это происходит в особенности тогда, когда в процессе воспитания - как в школьных, так и в домашних условиях - не принимается во внимание специфика темперамента ребенка.

Учитывая, что настоящая книга адресована глав­ным образом учителям и воспитателям, в ней часто встречаются конкретные советы, как правильно применять педагогические методы, учитывая особен­ности темперамента. В книге нет, однако, специаль­ной главы, посвященной этой теме, что объясняется по крайней мере двумя причинами. Во-первых, пока еще слишком мало фактических данных, чтобы сфор­мулировать какие-либо однозначные суждения в этой области. Во-вторых, мне казалось более естественным обсуждать вопросы воспитания при рассмотрении от­дельных проблем, связанных с темпераментом, не говоря уже о том, что это позволило избежать ненуж­ных повторов.

Если знакомство с этой книгой окажется хотя бы в малой степени полезным в деле воспитания детей и подростков или вызовет у читателей желание самостоятельно поразмыслить о том, насколько ва­жен учет специфики темперамента в процессе воспи­тания, я мог бы с удовлетворением считать свою за­дачу выполненной.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Современные концепции темперамента.
Рубрика (тематическая категория) Психология

В исследованиях темперамента͵ проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения какой-либо поведенческой особенности к свойствам темперамента служит ее формально-динамический характер.
Размещено на реф.рф
Свойства темперамента ʼʼформальныʼʼ, поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются ʼʼдинамическимиʼʼ, поскольку они определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.

Одной из современных и достаточно широко используемых концепций темперамента является теория, разработанная под руководством В.М.Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.

Исследователями были сформулированы следующие критерии темперамента :

  • независимость от содержания, мотива и цели поведения (стилевой аспект поведения);
  • динамический (энергетический) аспект процесса взаимодействия человека с внешним и внутренним миром (предметным миром, другими людьми, собой);
  • универсальность и консистентность проявления во всœех сферах деятельности и жизнедеятельности;
  • раннее проявление в детстве;
  • устойчивость в течение длительного периода жизни человека;
  • высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем (гуморальной, телœесной и т.д.);
  • наследуемость.

В другом отечественном направлении исследования темперамента͵ возглавлявшимся В.С.Мерлином , рассматривались свойства темперамента . В их число входит как минимум 8 характеристик (Мерлин B.C., 1976):

1) сенситивность (чувствительность), которая определяется по силе внешнего раздражителя, вызывающего реакцию, и по продолжительности этой реакции;

2) реактивность (величина непроизвольной реакции на раздражители);

3) активность (или энергия человека, проявляющаяся при решении им различных проблем);

4) соотношение реактивности и активности;

5) темп реакций;

6) пластичность-ригидность (способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям);

7) экстраверсия-интроверсия;

8) эмоциональная возбудимость.

Каждое свойство темперамента͵ как считал Мерлин, обеспечивает приспособление к некоторому более или менее узкому кругу условий, но общая динамика психической деятельности и приспособление к широким и неспецифическим условиям и требованиям окружающей действительности определяется не каждым свойством в отдельности, а соотношением свойств темперамента.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всœего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

Современные концепции темперамента. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Современные концепции темперамента." 2017, 2018.

Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоция и мышления, волевого воздействия, влияет на темп и ритм речи. Но нужно помнить, что от темперамента не зависят, ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности. Приведенные выше примеры подводят к понимаю того, что темперамент категория поведенческая, которая является совокупностью формальных, динамических характеристик поведения. При этом имеют в виду, прежде всего энергетический уровень поведения. Ученые выделяют большое число саамы различных свойств темперамента, среди которых импульсивность, тревожность, пластичность, эмоциональная возбудимость, сила эмоций, реактивность и многое другое. Но основными считаются две характеристики темперамента - это общая активность и эмоциональность.

И так, темперамент (лат. temperamentum - надлежащее соотношение черт от tempero - смешиваю в надлежащем соотношении) - это совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента биологически обусловлены и являются врожденными, но, несмотря на это, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

На основе теории Гиппократа, постепенно сформировалось учение о четырех типах темперамента, по количеству главных жидкостей, гипотетическое преобладание которых в организме, и дало название основным типам темперамента: сангвиническому (от латинского sanguis - кровь), холерическому (от греческого chole - желчь), меланхолическому (от греческого melaina - черная желчь) и флегматическому (от греческого phlegma - слизь).

Типы темпераментов по Канту

В новое время психологическая характеристика этих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые немецким философом И.Кантом. Органической основой темперамента Кант считал качественные особенности крови, т.е. разделял позицию сторонников гуморальных теорий. Кант, как и Гиппократ, установил такие же четыре темперамента, а это - холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Каждый из типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно, в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же, производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени, зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Основу для разработки действительно научной теории темперамента создало учение И.П. Павлова о типологических свойствах нервной системы животных и человека. Крупнейшей заслугой Павлова явилось детальное теоретическое и экспериментальное обоснование положения о ведущей роли и динамических особенностях поведения центральной, нервной системы - единственной из всех систем организма, обладающей способностью к универсальным регулирующим и контролирующим влияниям. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, по его данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервной деятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь с античной классификацией темперамента.

Сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы - темперамент сангвиника

Сильный, уравновешенный, инертный (спокойный) - темперамент флегматика;

Сильный, неуравновешенный, подвижный - темперамент холерика;

Слабый, неуравновешенный - темперамент меланхолика.

Павлов также охарактеризовал эти типы темперамента, во многом они схожи с характеристикой Канта.

Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.

Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при определенных обстоятельствах.

Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.

Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность к тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают. Еще раз подчеркнем, что в зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Только положительных, или только отрицательных темпераментов не существует.

Современные теории темперамента

1. Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу

Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента.

Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает следующие:

реактивность - сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе;

активность - интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Основные положения теории Я. Стреляу:

Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения - интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

2. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина

В отечественной психологии после работ Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына темперамент изучался в школе В. С. Мерлина.

В. С. Мерлин выделил 9 основных параметров темперамента, которые можно наблюдать без специальных средств диагностики:

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбудимость внимания;

3) сила эмоций;

4) тревожность;

5) реактивность непроизвольных движений (импульсивность);

6) активность волевой, целенаправленной деятельности;

7) пластичность - ригидность;

8) резистентность (сопротивляемость);

9) субъективация (пристрастность).

Однако не все перечисленные характеристики могут быть отнесены к темпераменту однозначно: например, возбудимость внимания характеризует познавательные процессы, волевая активность и субъективация - свойства характера.

4. Теория формально-динамических свойств личности

Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент - психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.

Характеристика темперамента:

1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;

2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;

3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4) может проявляться уже в детстве;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т.д.);

7) передается по наследству.

В. М. Русалов при создании своей теории темперамента опирался на учение П. К. Анохина об акцепторе действия (функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта) и на данные нейропсихофизиологии. В соответствии с четырьмя блоками функциональной системы П. К. Анохина: 1) афферентного синтеза (сбора сенсорной информации по всем каналам), 2) программирования (принятия решения), 3) исполнения и 4) обратной связи, - В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента:

эргичность (выносливость),

пластичность,

скорость,

эмоциональность (чувствительность).

В. М. Русалов обращал внимание на то, что взаимодействие человека с предметным (субъект-объектным) и социальным (субъект-субъектным) влияет на формирование разных формально-динамических характеристик. Поэтому прежде всего В. М. Русалов выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:

1. Предметная эргичность - желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

2. Социальная эргичность - открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.

3. Предметная пластичность - вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.

4. Социальная пластичность - сдержанность или расторможенность в общении.

5. Предметный темп - это скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп - речедвигательная активность, способность вербализации.

7. Предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.

8. Социальная эмоциональность - ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.

История исследований темперамента знает различные подходы ученых к данной проблеме. Известна теория конституционной типологии, которая представлена в работах Э.Кречмера и У.Шелдона. Сущность данной типологии заключается в идее о том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Например, Э.Кречмер, наблюдая и измеряя различные части тела, выделил четыре конституционный типа:

1.Лептосоматик – высокий, худой, хрупкий.

2.Пикник – человек округленных форм, с выраженной жировой тканью.

3.Атлетик – человек с развитой мускулатурой.

4.Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строением, непропорциональностью.

В соответствии с данным типом телосложения. Э Кречмер выстраивает три типа темперамента. Эти типы приведены в следующем соответствии:

Лемтосоматик – шизотимик (замкнутый, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению);

Атлетик – иксотимик (спокойный, мало впечатлительный человек, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный);

Пикник – циклотимик (его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах). Данная теория было широко распространена в начале ХХ века в Европе. А в США приобрела популярность концепция темперамента У Шелдона, который также доказывал, что особенности строения тела и темперамент – это две взаимозависимых параметра человека. Именно структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Позаимствовав термины их эмбриологии, У Шелдон дает следующие типы телосложения и соответствующие им типы темперамента, определяющие тот или иной тип поведения:

Эндоморфный (с развитыми внутренними органами) – висцеротоники (с выраженной любовью к физическому комфорту, пристрастием к еде, любовью к компаниям и дружбе, отсутствие взрывных эмоций, хороший сон);

Мезоморфный (с развитой мышечной тканью) – соматотоники (уверенность в осанке и движениях, склонность к физической деятельности, энергичность, потребность в дывижении и удовольствие отних, решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность, отсутствие сострадания, шумное повнедение, внешний вид соответствует более пожилому возрасту);

Эктоморфный (с развитой кожей и нервной тканью) – церебротоники (заторможенность в движениях, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность. Повышенная скорость реакций. Склонность к уединению, самоконтроль мимики, заторможенность в общении, тихий голос, избегание шума, плохой сон, хроническая усталость устойчивость к действию алкоголя, ориентация на пожилой возраст).

10. Характер как единство отношения и способа действия. Теория отношений В.Н. Мясищева как методологическая основа определения характера.

В отечественной психологии имеется стремление к различению терминов «личность» и «характер». Его интерпретация как выражение индивидуально-специфического способа отношения и действия (Ананьев, Рубинштейн, Ковалев и Мясищев, Левитов, Мерлин, Кругецкий и др.). Полемичность проблемы, трудности формулировки единого определения.

Рубинштейн различал такие компоненты личности:

Направленность

Способности

Темперамент

Характер

Самосознание

Личность не сводится к сумме этих компонентов, но вне их ее познание невозможно.

В характере он выделял компоненты: направленность и образ действия.

Левитов: характер в строгом, собственном смысле определяется как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле. (В широком смысле слова под характером надо понимать индивидуально ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. При данном определении характера в широком смысле к характеру можно отнести и качества темперамента и способности, если они являются ярко выраженными индивидуальными чертами и воздействуют на поведение человека.)

Многими советскими психологами направленность, иногда выраженная другим термином, признается основным компонентом характера.

С.Л. Рубинштейн, анализируя понятие характера, сущность его видит в направленности: в характер он включает только те черты, которые выражают его направленность. Характерологические свойства личности обуславливают ее направленность, накладывают опред отпечаток на ее поведение и проявляются в отношении к миру, др людям, себе.

Ананьев к характеру относит те свойства личности, «которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действия.»

Ковалев понимает под характером своеобразный психический склад человека, который проявляется «в специфических для данного человека отношениях к объективной реальности».

Признание направленности одной из важнейших сторон характера не означает того, что ею характер исчерпывается. Характер формируется, воспитывается и получает свою определенность в трудовой практике, в общественных отношениях и более всего в жизненных конфликтах, в борьбе. В волевых процессах характер получает одно из наиболее адекватных себе выражений. Борьба всегда требует от человека силы воли.

По мнению Страхова, при широком определении характера имеются в виду существенные психологические особенности человека, при узком речь идет о личности в эмоционально-волевом разрезе. Последнее, как считал Левитов, определение характера надо считать правильным, если в эмоц компонент характера включить только чувства как выражение направленности, но не как тонус эмоц возбудимости, относящейся к проявлениям не характера, а темперамента.

Рубинштейн, Ананьев, Крутецкий, Ковалев и Мясищев и др. выделяют для специального рассмотрения некоторые черты характера, обычно эти черты направленности и воли. Но есть и существенные различия. Ковалев и Мясищев, Мерлин, Крутецкий сущность характера видят в системе отношений к действительности. Страхов – подчеркивает роль эмоционального компонента характера.

Под характером обычно понимают свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Черты характера - те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются им противоречащие другие. Внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, определяются через отношение к миру. Для характера, как и для воли решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека.

Заключаясь в определенности отношения человека к значимым для него целям, характер человека проявляется в его поведении, в его делах и поступках. Проявляясь в них, он в них же формируется. Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявляясь в действии, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты или свойства характера. Эта взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства.

Отражая образ жизни человека, характер в свою очередь отражается в нем. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, который всегда исходит из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыслей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий. К характеру в собственном смысле слова относятся, однако, не все относительно устойчивые свойства личности, которые выделяются и закрепляются в человеке, по мере того как складывается его образ жизни, а только те черты и побуждения, которые обусловливают по преимуществу его действия. В характер включаются только те устойчивые свойства личности, которые выражают ее направленность.

Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в нем приобретают особенную значимость и выраженность. Характер - это единство личности, опосредующее все ее поведение.

Определяя господствующие побуждения, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет, в том, что он делает, и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. В способе поведения, в котором проявляется характер, выражается иерархия между различными возможными целями, которая устанавливается для данного человека в силу его характера.

Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выражается в мировоззрении, в психологическом - в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т. е. избирательном отношении к вещам, привязанностях и избирательном отношении к людям. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль закрепляются в его характере в виде привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся «второй натурой» человека. Сознательно подчиняясь требованиям, исходящим от мировоззрения, человек часто вносит коррективы в свое поведение и в итоге переделывает свои характер. Но характер первично не проистекает из теоретически оформленного мировоззрения, а формируется в практической деятельности человека, в делах и поступках, которые он совершает.

Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро - и микробытия, в котором он живет.

Это макро - и микробытие, по-разному способствуя формированию и проявлению потребностей, интересов и склонностей человека, действуя в нерасторжимой связи с особенностями его организма и прежде всего нервной системы, создает в каждом случае ту субъективную "призму", через которую неповторимо, своеобразно в каждом случае преломляются все воздействия, которым подвергается живой, действующий человек.

Восприятие им действительности, его память, его мышление, его воображение, его внимание, хотя и фиксируют всегда особенности объективного мира, но на всех этих его психических процессах постоянно лежит печать отношения его к разным сторонам мира, частицей которого он является.

Меняется мир, в котором живет и действует человек, изменяется его роль и положение в этом мире, и, как их следствие, неотвратимо более или менее значительно перестраиваются имеющаяся у него "картина мира" и его отношение к разным сторонам этого мира.

Не отрицая великую роль деятельностей, которые постоянно выполняет живущий человек, для формирования его как знатока своего дела, умельца-мастер а, В.Н. Мясищев вместе с тем неоднократно указывал на то, что сама по себе деятельность - игра, учение, труд - для формирования основных психических качеств, составляющих нравственное ядро личности, может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи, коллективизма, если не происходит постоянного "подкрепления" хода деятельности провоцированием взаимоотношении, побуждающих к нравственным поступкам.

В.Н. Мясищев для подтверждения этой своей научной позиции любил опираться на проверенные громадным практическим опытом мысли А.С. Макаренко о том, что выключить личность, изолировать ее, выделить ее из отношений невозможно и что "дефектные" отношения, в которые оказывается включенной личность, ведут к отклонениям в ее формировании и, наоборот, социально и педагогически нормальные отношения развивают нравственно и психологически здоровые качества, составляющие структуру личности.

Одной из центральных проблем в научном наследии В.Н. Мясищева является проблема развития личности, которую он с успехом разрабатывал многие годы.В.Н. Мясищев считал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего результатом того, как человеку удается взаимодействовать с совершенно конкретной для него окружающей средой и насколько эта среда дает простор для проявления и развития его индивидуальности - и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми.

В связи с этим источником нарушений в личности, многих форм ее патологии (и прежде всего при неврозах) являются опять же совершенно конкретные общественные, производственные, социально-бытовые, семейные, личные и другие коллизии, которые человек переживает в своей жизни и которые грубо ломают дорогие его сердцу планы, встают неодолимым препятствием к достижению субъективно значимых для него целей и т.д.

Таким образом, по В.Н. Мясищеву, личность - не некое застывшее, однажды сформированное и неизменяющееся с определенного возраста психическое образование, а динамичное, подверженное многочисленным внешним и, прежде всего, социальным воздействиям изменяющееся формирование. Истинные отношения человека к действительности, не раз подчеркивал в своих работах В.Н. Мясищев, до определенного момента являются его потенциальными характеристиками и проявляются в полной мере тогда, когда человек начинает действовать в субъективно очень значимых для него ситуациях.

В.Н. Мясищева опять же в неразрывной связи с отношениями глубоко интересовала и проблема общения людей. В ряде своих работ он последовательно раскрывал взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга - обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать и просто вместе жить. И он показал, насколько непростыми в реальной жизни оказываются эти взаимозависимости, иногда, например, один человек испытывает по отношению к другому человеку безоглядную любовь или с трудом подавляемую ненависть или когда он, скажем, совсем неадекватно оценивает себя.

Одним из фундаментальных трудов В.Н. Мясищева является его исследование во всей ее сложности проблемы характера. До настоящего времени в отечественной психологической литературе не имеется более глубокого и емкого освещения данной проблемы. Раскрывая сущность такого сложного психического образования, каким является характер, В.Н. Мясищев убедительнейшим образом показал, что характер - это устойчивая в каждой личности система отношений к разным сторонам действительности, проявляющаяся в типичных для личности способах, выражения этих отношений в ее повседневном поведении. Он с большой научной аргументированностью предложил основы типологии и классификации характеров. Привлекая огромный фактический материал, В.Н. Мясищев психологически тонко и разносторонне проанализировал конкретные разновидности формирования человеческого характера, постоянно сопрягая обнаруживающиеся в них различия с действием политических, экономических, идеологических, общекультурных, национальных и иных факторов, которые всегда проецируются на конкретные условия повседневного, будничного бытия человека, опосредованно определяя становление его характера.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама