THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Настоящее имя - Алексей Максимович Пешков.

(16.3.1868, Нижний Новгород - 18.6.1936, Горки)

Писатель, драматург, общественный деятель. Теоретик социалистического реализма, организатор Союза писателей СССР (1934).

С юности сблизился с революционным движением в России (впервые был арестован в 1888 году); в дальнейшем в его творчестве прослеживается воздействие ницшеанства - культ силы, готовность признать за сильным право па уничтожение слабого, романтическое возвеличивание безжалостных носителей этого права. Легенды и рассказы о босяках, с которых он начинал, воспринимались как вести из мира, где отвергнуты социальные условности, где торжествует жестокая вольность. Между тем творческая натура Горького вовсе не была однозначной; вступив в переписку с Чеховым в 1898 г., он предстал в ней человеком, стремящимся к самовоспитанию, ищущим входа в мир культуры. Именно Чехов подвиг Горького заняться драматургией и в 1900 г. пригласил его в Ялту к тому времени, когда сюда должны были приехать на гастроли артисты молодого МХТ.

Воздействие Чехова очевидно в ранней драматургии Горького («Мещане» и «На дне», 1902). Но уже в «Дачниках» очевидна внутренняя полемика и с нравственными установками и с драматургической техникой Чехова; нарастает нетерпимость оценок и жесткость публицистических средств, персонажи категорично поставлены по разные стороны баррикады (Чехов еще после чтения «Мещан» возражал против такого противоположения). Станиславский и Немирович-Данченко, ценившие бытийственную глубину «На дне», ее свойства национальной русской трагедии - трагедии смысла жизни, были озадачены нарочитой поверхностностью новой пьесы, ее прямой политизированностью. Но те же качества и влекли к Горькому: «Дачники», над которыми недоумевал МХТ, тотчас же были поставлены в театре Комиссаржевской в Пассаже (1904), К. А. Марджанов поставив их в Риге (при участии М. Ф. Андреевой, М. Л. Роксановой и других недавних «художественников»). В 1905 г. МХТ поспешил поставить его «Детей солнца». Политический темперамент Горького был неподделен и увлекателен, его личное поведение - мужественное и дерзкое - удваивало обаяние его произведений. Он сам понимал это и возражал друзьям, которые рекомендовали ему поберечься: для успеха его идей нужно, чтоб Горького сажали в крепость, чтоб на него совершались покушения и т.п. В самом деле, когда он оказался в эмиграции и вне опасности, интерес к его творчеству и к его пьесам в частности пошел на убыль. Они продолжали издаваться и их не всегда запрещали к постановке, автор продолжал знакомить с ними Художественный театр, но тут не интересовались творчески ни «Варварами», которые пошли в Риге и в Смоленске (1906), ни «Чудаками», которые пошли в Новом драматическом театре в Петербурге (1910), не став событием. По своим художественным достоинствам названные пьесы ничуть не ниже «Мещан» или «Дачников», как не ниже их написанные в то же десятилетие 1906-1915 гг. «Последние», «Васса Железнова» (1-й вариант), «Фальшивая монета», «Старик», «Зыковы», с их узорной словесной тканью, с их сумрачным напряжением, с замкнутым пространством дома, в котором человеку под напором другого человека некуда отступить.

В то же время Горький начинает интересоваться законами народной комедии: Станиславскому, гостившему в феврале 1911 г. на Капри, он обещает для будущей студии написать сценарии в духе осовремененной комедии масок (тексты были высланы). Контакты с МХТ, однако, вновь затруднились после открытых писем Горького в «Русском слове» («О „карамазовщине“», 22 сентября 1913 г.; «Еще о „карамазовщине“», 27 октября 1913 г.) и протеста театра, отвергавшего выдвинутые тут идеологические обвинения. Долю сложности дополнительно внесло и то, что незадолго до дискуссии о Достоевском в МХТ был отрицательно решен вопрос о возвращении в труппу М. Ф. Андреевой. Горький передал свою пьесу «Зыковы» в Свободный театр, куда она вступила.

Когда писатель (после амнистии по случаю 300-летия дома Романовых) вернулся в Россию, его московские театральные интересы сосредоточились на опытах Первой студии - он смотрел «Гибель „Надежды“», одобрил в «Празднике мира» Вахтангова ожесточенность тона (с ней спорили старшие «художественники»), затеял с актерами импровизации на предложенный им гротескно-фантастичный сюжет. 23 октября 1917 г. он читал в помещении студии «Старика». Интерес к Первой студии Горький сохранил, когда она уже стала МХАТ-2 (восхитившись Бирман, назначил ей новую редакцию «Вассы Железновой»). С метрополией, где время от времени обновляя состав продолжал жить спектакль «На дне», в первые послереволюционные 15 лет прямые творческие отношения не возобновлялись. Ставились инсценировки прозы: «Мальву», «Челкаща» играли на малой сцене и на выездах; в вечера, посвященные памятным датам, включались «Страсти-мордасти» и отрывки из «Матери». М. Н. Кедров поставил в 1933 г. спектакль «В людях» - пьеса-монтаж П. С. Сухотина включала те же «Страсти…» с Ленькой - В. Д. Бендиной, тексты из автобиографической трилогии, рассказ «Хозяин» (сыгранный тут булочник Семенов стал шедевром М. М. Тарханова; роль Алексея играл С. Г. Яров). С осени 1921 г. живя за границей, Горький во время своих коротких посещений СССР в конце 20-х гг. умел оказать поддержку МХАТ, своим авторитетом подкрепляя его намерения ставить авторов, сомнительных с точки зрения властей (Эрдмана, Булгакова). Веское, хотя и неофициальное участие Горького помогло в конце 1931 г. решить в пользу МХАТ его противостояние РАПП.

В 1934 г. - полтора года спустя после блестящей премьеры вахтанговцев - МХАТ показал «Егора Булычева и других». Леонидов предложил сильное решение заглавной роли, живя в ней мукой болезни и богоборческим вопрошанием - «за что - смерть?»; звонко и ярко играла Шурку А. И. Степанова; можно было похвалить галерею портретов (Глафира - В. Н. Попова, Варвара - В. С. Соколова, Звонцов - А. П. Кторов, игуменья Мелания - Ф. В. Шевченко, поп Павлин - В. О. Топорков, Василий Достигаев - А. Н. Грибов; роль послушницы Таисии играла Марина Ладынина, будущая звезда фильмов Пырьева). Но спектакль как целое казался медленным, отяжеленным, действие вязло в картинах жизни дома.

После окончательного возвращения Горького по СССР прошла волна постановок его пьес. По настоянию И. В. Сталина МХАТ взялся за «Врагов». Этот спектакль 1935 г. был признан эталоном социалистического реализма. Он поражал лаконичностью и мощью формы, законченностью характеров; при открытой и жестокой политической тенденциозности это был «театр живого человека», в правде существования которого на сцене не приходилось сомневаться.

В позднейшем репертуаре МХАТ - «Достигаев и другие», 1938(Достигаев - одна из лучших ролей Грибова); «Мещане» (1949), возникшие из выпускного спектакля Школы-студии и заставившие говорить о Е. Н. Ханаевой (Татьяна) и К. И. Ростовцевой (Поля); «Дачники» (1953 и 1977). «Последние» (1971) и «Варвары» (1989), где О. Н. Ефремова более всего увлек мотив острых неладов, взаимной вины людей друг перед другом, их разрушительной безответственности перед общей жизнью.

В мире все движется, изменяется, и мы то же. Поэтому необходимо найти свое место в жизни, определиться с моральными ценностями и принципами, развить таланты, самореализоваться, научиться противостоять негативным факторам.

В динамичной жизни лишь тот обретет себя, кто будет постоянно меняться, самосовершенствоваться. А благодаря самовоспитанию можно выработать такие черты характера, как сила воли, целеустремлённость, уверенность в себе, терпение. Именно об этом и поговорим в нашей статье.

Значение термина «самовоспитание»

Это осознанная работа индивида, направленная на совершенствование положительных характеристик и устранение отрицательных черт характера.

Сущность самовоспитания заключается в целенаправленной реализации, заложенного генетически потенциала. Чтобы достать его наружу, необходимо хорошо знать особенности своего нрава. И не только положительные черты характера, но и отрицательные, которые не хотим признавать и не умеем выявлять. Для этого необходимо научиться мыслить критически, анализируя свои поступки.

Случившиеся неприятности, как правило, списываются на что угодно, жизненную ситуацию, на окружающих людей, непогоду и даже плохое самочувствие. Цель самовоспитания и заключается в том, чтобы научиться отыскивать проблему в себе, нести за все ответственность.

Этапы самовоспитания

Мы выяснили, что его целью является избавление от недостатков и приобретение достоинств. Главное, избавиться от лени, которая мешает достижению поставленной задачи. Итак, этапы:

  1. Принятие решения. Это не что иное, как осознание образа жизни, и понимание того, что даст самовоспитание.
  2. Познание себя и оценка уровня саморазвития своих качеств и личности в целом. Обретение навыков самостоятельной работы в той области, в которой человек желает добиться успеха.
  3. Составление плана самовоспитания.
  4. Его реализация. Работа над собой в избранной деятельности. Без нее желание самосовершенствоваться не реализуется.

Необходимо ставить барьер факторам, которые отвлекают от процесса самосовершенствования. Рассмотрим это на примере самовоспитания из жизни. Допустим, ребенок решил делать уроки, открыл учебник, звонит друг и зовет к себе поиграть в компьютер. Первый думает, сделать домашнее задание на перемене или опробовать новую игру с приятелем. Затянувшееся принятие решение - это нерешительность, от которой необходимо избавляться. Как ее преодолеть?

Он предлагал наглядное сопоставление всех «за» и «против» события. Рассмотрим на примере решения вопроса «Играть в компьютер или нет?». Мы сопоставим доводы, оценивая их по трёхбалльной шкале. Наиболее важные аспекты по высшей оценке, менее одним или двумя баллами.

Доводы за игру в компьютер:

  1. Очень увлекательная новая игра - 3.
  2. Крайне неудобно отказать другу - 3.

Доводы против игры:

  1. Не смогу подготовить уроки - 1.
  2. Отхвачу единицу за невыполненное задание - 3.
  3. Придется краснеть перед классом - 3.
  4. Не совестно перед преподавателем - 3.
  5. Плохая отметка разочарует маму с папой - 3.

Итого - 13.

Расставив приоритеты, делаем вывод: необходимо сначала сделать уроки.

Л. Н. Толстой

Приведем примеры самовоспитания из жизни великих людей. Л. Н. Толстой, будучи юнцом, вел дневник, в котором излагал моральные принципы и следовал им, записывал правила для воспитания воли. Поначалу они были простыми, такими как режим дня, а далее усложнялись. Некоторые из них:

  • Сосредоточение на одном предмете.
  • По возможности справляться самостоятельно.
  • Исполнять все написанное.
  • Только при необходимости, начинать новое дело, не окончив старое.
  • Всегда думать о главной цели.

Толстой и другие великие люди понимали, что свободу и нрав можно воспитать в борьбе с самим собой, преодолевая трудности, выполняя ряд упражнений, проходя все препятствия, свершая поступки. Он был счастлив, когда удавалось внести пометку, о проделанной работе. Дневник помог великому писателю избавиться от недостатков.

Его пример самовоспитания из жизни показывает, как он добивался этого. Толстой был крайне самокритичен, серьезен и беспощадно требователен к себе.

Феномен самовоспитания замечательного педагога- просветителя К. Д. Ушинского

Будущий известный преподаватель серьезно трудился над воспитанием своей личности. Он разработал специальный план по самовоспитанию. Ставил перед собой задачи по улучшению характера, укреплению силы воли, развитию настойчивости. Впоследствии в учебном пособии Л. Н. Яковенко на основе его трудов студентам предлагалось составить самостоятельно план самовоспитания и следовать ему. Рассмотрим его требования к себе:

  • Полное умиротворение, пусть и внешнее.
  • Прямолинейность во всем.
  • Бесстрашность.
  • Благоразумность в поступках.
  • Использование времени с выгодой, делать что хочется, а не придется.
  • Не хвастаться.
  • Каждый день подводить итог о проделанной работе и другие.

Его пример самовоспитания из жизни - образец для подражания молодому поколению и педагогам.

Поговорим немного о методах самовоспитания

Намечая собственный план, необходимо определиться с методами:

  1. Самоубеждение. Метод заключается в выявлении недостатков и убеждении себя в их устранении. Причем найденную отрицательную черту характера, над которой ведется работа, нужно проговаривать вслух. Самовнушение. Ученик самостоятельно обязуется воздействовать на свою психику и чувства. Закрепившись в сознании эти установки, будут определять его действия.
  2. Самообязательство. Метод схож с предыдущим. Его суть в том, чтобы взять на себе определенные обязательства в достижении цели по устранению недостатка.
  3. Самокритика. Ученик в работе над собой подвергается самокритике, чтобы активировать целеустремлённость к скорейшему преодолению.
  4. Эмпатия. Это умение сопереживать, ставить себя на место другого человека. Видя, как люди с враждебностью воспринимают бездушность, злобу, чёрствость, сопереживая им, ребенок задумывается над тем, чтобы искоренить их у себя.
  5. Самоприказ. Эффективный метод, позволяющий воспитывать волевые качества, которые помогают, заставляют прорабатывать и выполнять написанные правила.
  6. Самонаказание. Тут все ясно, в случае невыполнения или отступления от намеченных правил поведения, по отношению к себе необходимо подобрать и применить определенное наказание.

Наличие педагога, который будет следить за правильностью выполнения составленной программы, конечно, облегчит процесс самовоспитания личности. Но самостоятельная работа приносит все же больше плодов, потому что воспитывается сила воли. Итак, мы рассмотрели примеры самовоспитания из жизни великих людей, его методы и этапы.

Поговорим об известных людях, занимающихся самовоспитанием

Гениальный русский путешественник В. К. Арсеньев также занимался самовоспитанием себя и сына. Чтобы развить силу воли он прописал ребенку такие рекомендации:

  • Не откладывать дела на следующий день.
  • Никогда не медлить.
  • Не ждать подходящего времени, действовать.
  • Необходимо постоянно упорно трудиться.
  • Быть смелым в принятии решения.
  • Не тратить силы понапрасну.
  • Избавляться от вредных привычек нужно сегодня, а не завтра.
  • Уважать себя и другие.

Примеры самовоспитания из жизни известных людей - это некая памятка для создания собственной программы самосовершенствования. И только каждодневная упорная работа над собой позволит добиться цели.

Какой можно подобрать пример самовоспитания из жизни для сочинения?

Образцом воспитания воли станет великий русский полководец А. В. Суворов. Будучи маленьким ребенком, был слабым и болезненным. Мечтал о военной карьере, причем пошел против воли родителей. И ему удалось стать примером мужественности, стойкости, упорства. Суворов обрел сильный характер, добился выдающихся достижений в военном деле. Примеров из жизни про самовоспитание великих людей множество, каждая история будет уникальной и интересной.

Если ваш ребёнок не обладает качествами, присущими Суворову?

Когда малыш не в состоянии ставить такие великие цели, да и вообще ему не хочется ничего менять, единственный действенный метод - пример родителей. Ребенок на подсознательном уровне будет впитывать модель вашего поведения: здоровый образ жизни, аккуратность, самообразование и так далее. Вот еще один пример самовоспитания из жизни человека.

Ученик седьмого класса самостоятельно стал вести дневник, в котором делал записи - обязательства, чтобы выработать силу воли и желаемые положительные черты характера. Вот некоторые из них:

  • Когда приходит время для уроков, оставляет все дела.
  • Не пойдет к другу, пока не сделает домашнюю работу.
  • Каждое утро занимается физкультурой.
  • Доводит все до конца.
  • Не хвалится успехами.

Этот список обязательств он закрепил на видном месте. Постепенно менял правила по мере обретения определенных достоинств. До тех пор, пока не выработал привычку следовать им. И еще, запомните: успешность работы над собой будет зависеть напрямую от правильного распорядка дня.

Итак, в нашей статье мы привели примеры из жизни на тему «Самовоспитание», узнали, что обозначает термин и зачем человеку самообразовываться. Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Примеры из жизни показывают, что изменить себя можно в любом возрасте, главное - найти свой подход.

Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

Самовоспитание - что это?

Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы. Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к . Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

Психология самовоспитания

Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в., в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

В чем проявляется самовоспитание?

Самовоспитание в жизни взрослого человека - своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

  • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
  • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
  • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня ;
  • истинное следование своему пути в жизни.

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя. Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине. Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды - в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Методы самовоспитания

Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

  1. Самообязательство : проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
  2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
  3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
  4. Самонаказание - за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
  5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
  6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
  7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

С чего начать самовоспитание?

Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

  • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
  • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
  • положительная и вера в успех;
  • постановка (прописывание) целей и задач;
  • выбор средств и методов.

Проблема самовоспитания

Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

  1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
  2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» - любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
  3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
  4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
  5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
  6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

Книги о самовоспитании

Какое значение имеет самовоспитание - об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

  1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
  2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
  3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
  4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
  5. «Законы победителей» Б.Шефер
  6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
  7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич

Классный час, посвященный самовоспитанию характера

Тема «Разговор о самовоспитании, или как стать лучше?»

Цели:

    расширение представления детей о самовоспитании;

    формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;

    способствование формированию адекватной самооценки;

    побуждение детей к анализу своих поступков, к самонаблюдению, самопознанию, совершенствованию;

    содействие детей к стремлению стать лучше.

Оборудование:

Форма проведения : нравственный классный час с элементами тренинга.

Ход мероприятия:

    Приветствие.

Здравствуйте ребята. Сегодня у нас на классном часе присутствуют гости, давайте их поприветствуем, улыбнемся им. Теперь улыбнитесь друг другу.

Сегодня состоится разговор о самовоспитании характера, или как стать лучше?

«Кем бы ты ни был – будь лучше».

Авраам Линкольн,

16-й президент США

    Монолог учителя: «След на земле»

Уже давно по земле шагает 21 век… Цивилизация идет вперед. Но правила нравственности, на основе которых строится храм жизни, остались и останутся незыблемыми.

Родился человек на земле. Врач берет маленькую ножку младенца в свои большие и добрые ладони и делает оттиск на белом листе бумаги на память маме и папе малыша.

Это первый след на земле…

Таких следов будет много, и они будут разными. А какими они будут – это будет зависеть от человека, который шагает по земле.

Хочется, чтобы следы не разбрасывали грязь, не грохотали кованым сапогом по булыжной мостовой, не пинали того, кто слабее.

Хочется, чтобы человек прошел жизнь так, чтобы его потомкам, идущим за ним, хотелось повторить его следы, идти за ним в след, с благодарностью вспоминая того, кто был первопроходцем.

Свой след на земле оставили и те, кто защищал нашу страну в годы ВОВ, и те, кто предотвратил своей жизнью чернобыльскую трагедию, и те, кто защищал школу от террористов в городе Беслане, и те кто строит дороги, мосты, кто создает красивую музыку, сеет хлеб, лечит людей … .

Известный русский писатель М. Горький сказал гениальную фразу: «На день надо смотреть как на маленькую жизнь».

    Беседа с обучающимися по тексту.

Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Предполагаемый ответ: «В течение дня происходит много событий, которые могут за один день изменить всю жизнь человека». «День надо прожить не зря».

    Слово учителя.

В нашей школе тоже есть учителя, которые оставили свой след в истории развития нашей гимназии. Это бывший директор гимназии Л.П. Гунбина, учитель информатики Н.К. Клесова. За их заслуги они получили звание Заслуженный учитель РФ.

    Беседа по теме «Люди из железа?»

В истории есть люди, которые получили прозвище «железный человек», «железный Феликс», «железный канцлер», «железная леди». Как вы думаете, за что могли дать такое прозвище? (Выслушать ответы ребят).

«Железный человек» - проявление человеческого характера или человек, с твердым характером и сильной волей.

«Железный канцлер» - Отто фон Бисмарк, выдающийся государственный деятель германии IX века, который смог объединить Германию «железом и кровью». Характер его в те годы был настолько взрывным и не поддающимся какому-либо контролю, что соседи считали его бешеным.

«Железный Феликс» - Феликс Эдмундович Дзержинский, это самый главный советский чекист, который был беспощаден к врагам революции.

«Железная леди» - это бывший премьер-министр Англии Маргарет Тэтчер, женщина, которая сумела «сильной рукой» навести в стране порядок.

Всех этих людей объединяет то, что они были выходцами из низов общества, но благодаря своему характеру достигли высот власти. Как вы думаете, какие именно качества характера помогли им подняться наверх? (Настойчивость, целеустремленность, жесткость, строгость к себе и другим, трудолюбие, мужество, сильная воля и т.д.).

    Информация к размышлению «Характер и воля».

«Когда человек начинает войну с самим собой,

он уже чего-то стоит».

Дейл Карнеги,

америк. педагог, писатель, психолог

Как переводится с греческого языка слово «характер»? печать, оттиск, чеканка, отпечаток.

Что такое характер?

Характер – это типичность поведения каждого человека.

Что является важным качеством характера? (Воля).

Воля – способность человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели.

Воля – наш главный инструмент в борьбе за себя. Волевые люди обладают сильным характером и в жизни достигают многого.

Что же такое воля? Умение делать то, что надо. Волевые качества можно воспитать у человека. Волю можно тренировать как мышцы, методом возрастающих нагрузок, начиная с минимальных. Не хочется ставить книгу на место – поставьте. Не хочется звонить по делу – позвоните. Вскоре вы с удивлением обнаружите: стоит вам приказать самому себе – и какой-то механизм внутри вас быстро, даже радостно выполнит команду.

Задумывались ли вы когда-нибудь о собственной роли в этой жизни? Кот-то уже задумывался, а кто-то и нет. Сейчас вы воспринимает как само собой разумеющееся.

    Тест «Сильная ли у тебя воля?»

Попробуйте ответить на вопрос, волевой ли вы человек и насколько развита ваша воля.

    Делаешь ли ты по утрам зарядку?

    нет; 2) иногда; 3) да.

    Кто тебя будит по утрам?

    мама; 2) будильник; 3) сам.

    Если тебе приходиться выбирать между тем, что надо делать – уроки, и тем, что интересно – фильм, что ты выбираешь?

    делаю, что интересно; 2) когда как; 3) делаю дело.

    Можешь ли ты отказаться пойти с друзьями, например, на каток, если у тебя запланировано другое занятие?

    не могу; 2) иногда; 3) могу.

    Всегда ли выполняешь свои обещания?

    нет; 2) иногда; 3) да.

    Можешь ли ты заставить себя сдержаться, если кто-то тебя обидел?

    нет; 2) иногда; 3) да.

Результат: Нужно сложить все полученные баллы, если сумма меньше 12, то необходимо укреплять свою волю.

Если вы интересуетесь биографиями великих людей или просто поговорите со взрослыми, уважаемыми людьми, то убедитесь, что большинство из них своими заслугами обязаны сами себе. Проще – они сами себя сделали: воспитали характер, закаляли волю, постигали искусство самосовершенствования, занимались самовоспитанием.

Один мудрый человек сказал: «Все победы в мире начинаются с победы над самим собой!»

Что такое самовоспитание?

Самовоспитание – это работа над собой, чтобы сформировать в себе определенные качества.

    Воспитывающая ситуация. «Пример для подражания»

    Как же в себе воспитать сильный выносливый характер? Чаще всего люди берут чей-то пример для подражания. Я вам расскажу историю одного мальчика.

Этот мальчик в детстве был хилым, малорослым, болезненным. Он хотел стать великим полководцем, таким, как Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь, своим идеалом считал Петра I . Мальчик составил программу самовоспитания: занимался физическими упражнениями, закалял себя, обливался холодной колодезной водой и босой бегал по снегу, скакал на коне в одной рубашке, навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость, давшую ему возможность не только преодолевать тяготы военных походов, но и личным примером воодушевлять русских «чудо-богатырей». Много внимания уделял своему образованию. Серьезно занимался математикой, картографией, военной историей, выучил 8 языков, сам писал стихи. Мальчик этот не только стал великим полководцем, но и создал армию, достойную себя. Этот мальчик - великий полководец Александр Васильевич Суворов .

Ребята, какие препятствия пришлось преодолеть А.В. Суворову, вырабатывая свой характер и волю? (Лень, страх, трусость, физическую слабость и др.).

    Русский писатель, классик мировой литературы А.П.Чехов в одном из своих писем жене отмечал: «Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен тебе сказать, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр…. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что».

    А как воспитывал себя Л.Н. Толстой?

Л.Н. Толстой, писатель, признанный еще при жизни главой русской литературы в своем дневнике он писал:

«Я дурен собой, неловок, …, скучен для других, нескромен, нетерпим и стыдлив как ребенок».

«Я несдержан, нерешителен, непостоянен, …».

«Я не аккуратен в жизни и так ленив…».

«Я умен…».

«Я честен, т.е. люблю добро, … но есть вещи, которые я люблю больше добра – славу».

Л.Н. Толстой намечет программу исправления себя: «Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков» бесхарактерности, раздражительности и лени».

Затем в дневнике Л.Н. Толстого можно найти записи – результаты над собой: «Я много переменился, но все же не достиг той степени совершенства, которого бы мне хотелось бы достигнуть».

Таких подобных примеров много, когда человек, благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой самосовершенствовался и развивал у себя лучшие личностные качества.

Французский философ и писатель Жан Поль Сартр утверждал, что «Человек есть только то, что он сам из себя делает».

    Что такое самооценка?

Прежде, чем заняться самовоспитанием, самосовершенствованием личности необходимо познать себя – сделать самооценку самого себя, своих качеств, своих достоинств и недостатков.

Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

Ребята, а что вы можете узнать о себе?

Примерные ответы:

    Свои физические возможности, состояние здоровья;

    Свои таланты, способности (умственные и творческие);

    Свой характер, темперамент, волю;

    Свои вкусы, привычки;

    Свои сильные и слабые стороны.

Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст человеку? Зачем нужна правильная самооценка?

Примерные ответы:

    Узнать свое призвание, выбрать правильно профессию;

    Избежать ошибок и неудач;

    Не браться за невыполнимые дела;

    Правильно определить цель в жизни.

    Работа в группах. «Определение уровня самооценки».

Ребята, а какие вы знаете уровни самооценок? (завышенная самооценка, заниженная самооценка, объективная или нормальная самооценка ).

На доске вы видите таблицу, в которой указаны нравственные качества личности разных уровней самооценок. Попробуйте соотнести эти качества личности по уровням самооценок.

Высокомерие, эгоистичность, лень, замкнутость, уверенность в себе, неуверенность, доброта, хвастовство, пассивность, пренебрежение мнением других, уравновешенность; обидчивость, самоуверенность, скромность, тщеславие, чувство собственного достоинства, страх, самолюбие, трудолюбие, уважение к людям, верность слову, нерешительность.

Ответы:

Завышенная самооценка

Заниженная самооценка

Объективная самооценка

высокомерие

эгоистичность

хвастовство

пренебрежение мнением других

самоуверенность

самолюбие

тщеславие

лень

замкнутость

обидчивость

страх

пассивность

неуверенность

уверенность в себе

доброта

уравновешенность

скромность

чувство собственного достоинства

трудолюбие

уважение к людям

верность слову

Ребята, как вы считаете, что можно посоветовать людям с завышенной самооценкой?

(быть более самокритичными, научиться видеть в себе свои слабости, не считать себя выше других и т.п.).

А что можно посоветовать людям с заниженной самооценкой ?

(заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет»).

Ну, а людям с нормальной самооценкой можно пожелать: не терять уверенности в себе, продолжать работать над собой, своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.).

    Составление памятки «Как воспитать характер».

Для работы над собой надо составить программу самовоспитания. Вы даже не представляете, сколько вы можете сделать для собственного развития.

Начинать лучше с простых программ, например, соблюдать режим дня, преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника, всегда держать слово, не конфликтовать с другими. Кому не знакома ситуация «с понедельника возьмусь …»?

Самовоспитание и состоит в том, чтобы развить в себе способности заставить себя делать то, чего не хочется, преодолеть себя ради достижения целей.

Памятка «Как воспитать характер»

    Пообещать себе, изменить свой характер.

    Составить план действий на день, неделю, месяц.

    Убеждать себя, что это тебе необходимо и полезно.

    Заставлять себя выполнять то, что наметил по плану.

    Заставлять себя сдерживать свои эмоции, владеть собой.

    Приказывать себе выполнять намеченное.

    Контролировать себя, критически относиться к своим поступкам.

Девочки, что, по-вашему, нужно изменить в себе нашим мальчикам?

А над чем, по мнению мальчиков, нужно поработать девочкам?

    Заключительное слово.

Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать одинаковых рецептов для всех. Каждый человек уникален и самовоспитание это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. Но одно правило для всех – чтобы изменить себя, нужно усилие воли. Без этого никакие клятвы не помогут. А воля закаляется как раз в преодолении трудностей.

    Подведение итогов (рефлексия).

Что нового вы узнали в ходе классного часа? Захотелось ли вам воспитывать свой характер?

«Не важно, будешь ли ты лучше кого-то.

Важно, будешь ли ты лучше, чем вчера».

Кано Дзигоро

выдающийся японский педагог,

мастер боевых искусств, создатель

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для насмешек со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзюдо. В 1907 году Дзигоро Кано стал руководителем самой влиятельной японской спортивной организации был избран членом Международного олимпийского комитета .

Список литературы:

Бардин С.М. Учитесь властвовать собой. М., 1976.

Гришин Д.М., Колдунов Я.И. Руководство самосовершенствованием школьников. М., 1975.

Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М., 1981.

Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. Минск, 1990.

http :// pedsovet . su /

Наш мир существует уже миллионы лет. За это время в нем поменялось многое, но есть и что-то вечное, что всегда остается. Будут рождаться новые люди, которые пройдут по сложному жизненному пути. Им предстоит решать проблемы, преодолевать преграды, стремиться к совершенству. Без саморазвития человек не сможет стать по-настоящему разумным живым существом. Духовным развитием нужно заниматься всю жизнь, начиная с младшего школьного возраста, а на помощь придут герои

Важность самовоспитания

Люди всегда искали способы совершенствования собственной души. Во все века этой проблеме уделялось особое значение.

В век компьютерных технологий, когда сложно разобраться с ценностями, проблема саморазвития особенно актуальна. Человеку важно найти в жизни свое место, противостоять негативным влияниям, выявить собственные нравственные ценности.

Согласно народной мудрости, «век живи - век учись», работать над собой можно на протяжении всей своей жизни. Благодаря самовоспитанию можно вырабатывать такие личностные качества, как мужество, терпение, уверенность в себе, настойчивость.

Труды по самовоспитанию

Рассмотрим подробнее примеры из литературы. Самовоспитание упоминается в книге А. И. Кочетова «Воспитай себя». В ней говорится о том, как можно найти собственный идеал, проанализировать свои способности, устранить недостатки, научиться работать над собой. Автор на протяжении двадцати пяти лет изучал данную проблему, разрабатывал собственную теорию. В результате он определил цель, методы, приемы, задачи самовоспитания, дал рекомендации по развитию речи, памяти, ума, мышления.

Большое внимание самовоспитанию уделял и профессор А. Г. Ковалев. Его произведение «Личность воспитывает себя» рассказывает читателям о методах самовоспитания. Для педагогов была создана книга «Организация самовоспитания школьников», признанная полноценным пособием для работы в ОУ. Отличный пример про самовоспитание из литературы - книга Дэйла Карнеги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Здесь можно найти практические советы, реальную помощь в завоевании уважения и любви друзей и близких. В настоящее время многие психологи, писатели, педагоги занимаются проблемой самовоспитания.

«Война и мир» в самосовершенствовании

Самовоспитание в классической литературе - привычное явление. Например, в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» показано, как формируется система собственных ценностей у главной героини - Наташи Ростовой. Автор словно демонстрирует на ее примере, что всегда можно найти способ измениться, стать искреннее, добрее, умнее. Наташа, знакомясь с разными людьми, пытается найти свой позаимствовать какие-то качества у других, что-то оспорить, от чего-то отказаться. Ее литературный образ становится образцом определенной ценностной системы, которую читатели могут принять или отвергнуть.

Народные былины и сказки в саморазвитии

Отличный пример самовоспитания из художественной литературы - русские народные сказки и былины. Их главные герои стремятся к саморазвитию, стараются менять себя в лучшую сторону. В сказках всегда добро одерживает победу над злом, что демонстрирует важность развития в себе следующих качеств: доброты, сострадания, порядочности, честности. Патриотизм героев былин - отличный пример для воспитания подрастающего поколения.

Образы для подражания

Разные примеры самовоспитания в представлены в школьной программе. ребенок выбирает сам, прочитав произведение, сделав его качественный анализ. Несмотря на то что современные дети все меньше уделяют внимания чтению, уроки литературы предполагают анализ классических русских произведений. Именно в этом процессе у школьников формируется собственное отношение к главным героям, их личностным качествам, желание подражать их поведению. В педагогике существует такой термин, как «воспитание примером». Одним из его авторов был польский педагог Ян Каменский. Он утверждал, что именно классические произведения являются настоящей сокровищницей, которую можно использовать для самосовершенствования.

Достоевский и саморазвитие

Приведем конкретные примеры из литературы. Самовоспитание - тема, которая просматривается в трудах Достоевского. Главный герой «Преступления и наказания» Раскольников ощущает настоящие угрызения совести за то, что им было совершено такое страшное преступление. На протяжении всего романа он ищет в себе силы для того, чтобы измениться, самосовершенствоваться. Тот Раскольников, который предстает перед читателями в эпилоге - абсолютно другой человек, с новой системой ценностей. Есть и другие примеры из литературы, самовоспитание в которых рассматривается как необходимость. В качестве такого примера можно упомянуть произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Современная литература

Рассмотрим такой вопрос, как самовоспитание. В литературе примеры героев, которые искали свой жизненный путь, представлены не только у классиков. Современные авторы не обходят проблему развития человеческих ценностей, по своему пытаются объяснять читателю, как победить зло. В своих приключенческих книгах, например, А. Маринина уделяет внимание и самосовершенствованию своих героев.

Примеры из литературы, самовоспитание героев в которых прослеживается в сюжетной линии, включены в школьную программу: «Разгром», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Ночевала тучка золотая». Эти произведения написаны в разное время, но при этом не утрачивается актуальность проблем, рассматриваемых в этих работах. Во все века самовоспитание в литературных произведениях было привычным явлением. Даже древние философы уделяли внимание подобной проблеме. Они отмечали важность мудрого наставника, который должен своим примером, своими быть образцом для подрастающего поколения. В настоящее время, к сожалению, утрачено уважение к старшим, подростки больше доверяют Всемирной паутине, чем своим родителям. Они стараются подражать главным героям виртуальных компьютерных игр, а не персонажам классических русских произведений Толстого, Пушкина, Лермонтова.

Особенности младшего школьного возраста

В данном возрасте дети не способны к самостоятельному выбору, они склонны попадать в зависимость, поэтому нужно правильно выбирать литературные источники. К. Д. Ушинский отмечал, что «кто подражает, тот не подчиняется, а творит то, что ему хочется». На первый план в это время выходит именно подражание. Если педагог и родители смогут найти «правильного» персонажа, начнется самовоспитание. Примеры из литературы помогут объяснить ребенку правила поведения в обществе, показать важность работы над собой. Жан-Поль Сартр (французский философ) говорил о том, что «человек представляет собой то, что сам делает». Нравственное самосовершенствование было актуальной проблемой во все исторические эпохи.

С. Львов вывел собственную формулу самовоспитания, работающую и в настоящее время. Если рассматривать такую тему, как самовоспитание, примеры в литературе можно найти в большом количестве. Демосфен, который стал сиротой, был лишен наследства, имел тихий голос, картавил, был неуклюжим, неловким в действиях. Но ему удалось преодолеть все свои недостатки, превратиться в блестящего политического оратора. Данный пример свидетельствует о том, что человек способен влиять на свою судьбу, противостоять жизненным обстоятельствам, работая над собой.

Механизм самовоспитания от Льва Толстого

После появления на свет человек приобретает определенные качества: привычки, манеры, поведенческие навыки, то есть происходит формирование личности. В это время важен такой процесс, как самовоспитание. В литературе примеры самосовершенствования героев можно найти сплошь и рядом. Русский полководец Александр Суворов имел слабое здоровье, скромное родовое поместье, и в качестве перспективы мог рассматривать только звание статского советника. Но, работая над собой, больной Сашенька превратился в величайшего полководца, который отвечал за судьбу великой России. В своем дневнике и сам Л. Н. Толстой отмечал важность самовоспитания в литературе. Примеры, о которых он упоминал, в первую очередь касаются самого писателя. В юности Лев Николаевич вел записи в дневнике, отмечая свои недостатки, размышляя о способах работы над собой. Ему удалось преодолеть такие недостатки, как тщеславие, лень, страсть к игре в карты. Вся жизнь Толстого - прекрасный пример нравственного развития и совершенствования. Он стал настоящим писателем-гуманистом, верящим в человека, его внутреннюю силу, возможности.

О личности можно судить по определенным признакам, таким как:

  • Сформированность определенных социальных качеств (сюда можно отнести достоинство, ответственность, твердость убеждений, общественную активность, индивидуальность).
  • Уровень психического развития, позволяющий управлять своей деятельностью и поведением.

Материал для саморазвития

На данный период накоплено достаточно информации для того, чтобы осуществлять самовоспитание. В литературе примеры найти легко, нужно лишь открыть книги русских классиков. Психологи убеждены в том, что именно в раннем детском возрасте необходимо научить детей саморазвитию. Новые федеральные образовательные стандарты, внедряемые в российских школах, предполагают самовоспитание. В литературе примеры, подходящие для школы, найти легко. Открыв любую книгу, внимательно изучив сюжетную линию, вы можете увидеть, как происходит становление персонажа, его развитие, смена жизненных приоритетов в зависимости от той ситуации, в которой он оказывается. Понимая серьезность проблемы, учителя и психологи пытаются найти оптимальный вариант программы, чтобы присутствовало самовоспитание в произведениях литературы. Примеры персонажей должны стать для детей ориентирами для работы над собой, пробудить в них желание стать лучше, интереснее, терпимее к другим людям.

Заключение

Самосовершенствование имеет определенный механизм. Сначала человек должен выбрать цели жизни, подобрать идеалы, учитывая нормы социального поведения. Далее выполняется подготовка к жизни в современном обществе, формируется умение коллективного сосуществования. Психологи убеждены в том, что для саморазвития важны противоречия. Помимо положительных героев, педагог должен рассматривать на занятиях и отрицательных персонажей, вместе с ребятами изучать их негативные качества. В книге «Организация самовоспитания школьников» А. И. Кочетов упоминает о том, что любая личность противоречива, в ее внутреннем мире постоянно происходят периоды спада, конфликты, столкновения. Но без этих процессов у ребенка нет шансов на саморазвитие, улучшение своих личностных качеств. Есть пять «надо», помогающих ребенку начать самовоспитание. Примеры из помогать старшим, добросовестно выполнять наказы учителей, ставить коллективные интересы выше личных, быть честным, добросовестным.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама