THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

по структуре урока в условиях реализации ФГОС второго поколения

Вводятся новые образовательные стандарты, изменяются цели образования, появляются новые средства и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога. Все мы прекрасно осознаем, что урок не может не меняться со временем, чтобы соответствовать требованиям современности, поэтому мы говорим о «современном уроке». Слово «современный» относится к настоящему, текущему времени. Характерная особенность современного урока - активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.

Рассмотрим недостатки традиционного урока по Третьякову Петру Ивановичу:

Первый недостаток заключается в целеполагании, как правило большинство учителей формально относятся к постановки цели, ставя их не диагностично. Второй серьезный недостаток заключается в содержании урока, прежде всего в планировании урока без связи с другими, более того большинство педагогов плохо знает типологию уроку даже традиционного, не говоря уже «современного» в соответствии с требованиями ФГОС и т.д. Третий недостаток – применяемые большинством педагогов формы и методы устарели, (уроки близнецы в разных классах, нет учета специфики класса, уровня подготовленности и т.д.), редкое применение приемов рефлексии в конце урока, не говоря уже о систематическом применении. Преимущественно в школе преобладает фронтальная форма, и репродуктивный уровень преподавания и др. Мало кто помнит, что урок – это система интерактивная, многообразная по видам деятельности, в ходе урока должно быть не менее 3-4. Но при всех этих недостатках урок был, остается и будет основной формой обучения.

Дадим определение и характеристику «компетентностно-ориентированного урока». Под компетентностно-ориентированным уроком понимаем - урок, на котором создаются условия способствующие развитию учащихся через выполнение практической деятельности. Такой урок способствует формированию компетенций, формированию личностных качеств, позволяющие эффективно действовать в различных жизненных ситуациях. Главной целью такого урока является формирование личности, раскрытие и развитие её задатков, способностей. Задача таких уроков не только получение знаний, но и ориентация в разных видах деятельности. При проведении таких уроков важна самостоятельная познавательная деятельность, которая возможна лишь при усвоенных способах приобретения знаний.

Компетентностно-ориентированный урок – урок, где планируется, прежде всего, деятельность учащихся; эта деятельность должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование компетенций.

В литературе выделяют следующие параметры компетентностно-ориентированного урока:

Характер применения знаний на уроке (в стандартной ситуации - в нестандартной ситуации);

Осознание учащимися способов применения знаний (конкретных способов применения – общих способов применения). На основе этих параметров выделяют следующие типы компетентностно-ориентированных уроков:

1) урок ориентированный на применения знание в стандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

2) урок ориентированный на применение знаний в стандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний;

3) урок ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися конкретных способов применения знаний;

4) урок ориентированный на применение знаний в нестандартной ситуации с осознанием учащимися общего способа применения знаний.

Для того чтобы спроектировать компетентностно-ориентированный урок, учитель должен ответить на следующие вопросы: - это прежде всего какие ключевые и предметные компетенции должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения; как должны быть сформулированы цели учебного занятия? как содержание учебного занятия работает на формирование компетенций учащихся? какие технологии, методы, приемы будут работать на достижение целей, развитие компетенций? каким образом оценить уровень сформированности компетенций на уроке?

Структура урока в соответствии с требованиями фгос

Учитель определяет структуру урока в соответствии с типом урока и его дидактическим задачам, этапам. При проектировании урока необходимо опираться на типологию уроков в соответствии с ФГОС нового поколения. В технологии деятельностного метода обучения в центре системно-деятельностной педагогики под руководством Л.Г. Петерсон определена следующая типология уроков:

1) урок открытия нового знания;

2) урок рефлексии;

3) урок обучающего контроля;

4) урок систематизации знаний.

Рассмотрим обобщенную структура урока деятельностной направленности, такой урок как правило включает следующие этапы:

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (иначе это организационный этап на который отводится 1-2 минуты) . Цель этого этапа: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Данный этап предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3.Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. Цель: обсуждение затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель. (4 этап – постановка цели и задач урока).

5.Реализация построенного проекта 4-5 минут. На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего затруднения.

6.Первичное закрепление 4-5 минут. Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала). Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух (первичное закрепление может проводиться в форме тестирования).

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

8.Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут. На данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, обеспечивающий возможность подготовки к введению следующих тем. Учащимся предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие и др. Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

9.Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

С вводом ФГОС вводится новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом: возраста ребенка; специфики учебного предмета; меры сформированности УУД (компетенций) учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС школьного образования современный урок как инструмент реализации учителем своей рабочей учебной программы должен проектироваться в виде образовательной ситуации. Продолжительность образовательной ситуации - от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации образовательного процесса: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей ступени общего образования.

Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, рефлексию результатов.

Дидактическая модель урока как образовательной ситуации, состоящая из семи этапов:

1.Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности.

2.Этап проблематизации - оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы.

3.Этап целеполагания и планирования - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана.

4.Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире.

5.Этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

6.Этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач.

7.Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Для успешного создания и проведения урока деятельностного типа от учителя требуется умение создавать проблемные ситуации и мотивировать у учащихся познавательный интерес. В.М. Вергасов выделяет восемь способов создания проблемной ситуации:

Первое - знакомство с противоречивыми фактами;

Второе - необходимость выбора нужной информации в ситуациях избыточной информации;

Третье - противоречия между имеющимися знаниями и необходимыми (недостаток информации);

Четвертое - побуждение к сравнению, сопоставлению, обобщению;

Пятое - противоречия между существующими техническими решениями и требованиями к ним на современном этапе;

Шестое - предъявление парадоксов (противоречий между жизнеными и научными представлениями);

Седьмое - задание ситуаций практического характера, требующих оценки (совместной с преподавателем, коллективной, групповой, самостоятельной);

Восьмое - постановка эксперимента, результаты которого необходимо понять, объяснить.

Организация работы в режиме компетентностно-ориентированного урока предъявляет определенные требования к заданиям, которые учитель использует на уроке: повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности. Основные методические приемы КОУ:

Любой урок имеет определенную структуру построения и реализации. При этом хотелось бы отметить, что структура урока должна определяться самим учителем и включать те этапы урока, которые наиболее эффективно и рационально позволят достигнуть поставленной образовательной цели. Современный урок как раз и должен строиться на том, что известные теоретические подходы к его созданию будут использованы таким образом, что позволит учителю рационализировать сам процесс обучения, решить эффективно образовательные задачи.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.

Типология уроков по ФГОС

Тип урока

Виды уроков

Урок изучения нового

традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум.

Урок закрепления знаний

практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Урок комплексного применения знаний

практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

Урок обобщения и систематизации знаний

семинар, конференция, круглый стол и т.д.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д.

Урок изучения нового материала имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Урок закрепления знаний имеет целью выработку умений по применению знаний. Урок комплексного применения знаний имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок обобщения и систематизации знаний имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Урок контроля, оценки и коррекции знаний имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Более распространена следующая классификация:

Уроки усвоения новых знаний;

Уроки формирования новых умений;

Уроки систематизации и обобщения;

Уроки контроля и коррекции знаний, умений;

Уроки практического применения знаний и умений;

Комбинированные (смешанные) уроки.

Для вашего удобства мы охарактеризовали все этапы исходя из типов урока, определили цель и задачи каждого этапа, а также определили показатели достижения результатов. Вы можете самостоятельно по предложенным образцам сделать характеристику каждого типа урока, которые вы используете на практике, тем самым значительно облегчив себе жизнь. Поскольку описав их, вам уже не надо будет описывать эти элементы в технологической карте урока – которая является обязательной при реализации требований ФГОС.

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) организационный этап;

3) актуализация знаний;

6) первичное закрепление;

7) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

8) рефлексия (подведение итогов занятия).

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления):

1) организационный этап;

2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний;

4) первичное закрепление

    в знакомой ситуации (типовые)

    в изменённой ситуации (конструктивные)

5) творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания);

6) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

7) рефлексия (подведение итогов занятия).

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения):

1) организационный этап;

2) проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач;

3) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

4) актуализация знаний

    с целью подготовки к контрольному уроку

    с целью подготовки к изучению новой темы

6) обобщение и систематизация знаний;

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) актуализация знаний;

4) обобщение и систематизация знаний

    подготовка учащихся к обобщенной деятельности

    воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

5) применение знаний и умений в новой ситуации;

6) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

7) рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

5. Структура урока контроля знаний и умений:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура.

4) рефлексия (подведение итогов занятия).

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

5) рефлексия (подведение итогов занятия).

7. Структура комбинированного урока:

1) организационный этап;

2) постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся;

3) актуализация знаний;

4) первичное усвоение новых знаний;

5) первичная проверка понимания;

6) первичное закрепление;

7) контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

8) информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению;

9) рефлексия (подведение итогов занятия).

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

После того, как учитель определился с типом урока необходимо подобрать содержание учебного материала на всех этапах урока в соответствии с достижением запланированной цели (соответствует формируемым компетенциям); ориентация учебного материала на решение жизненно важных задач и интеграция содержания (опора на знания и умения, полученные при изучении других предметов). Подобрать формы, приемы и методы обучения адекватных поставленным целям урока и единице содержания (основываются на ответственности и самостоятельности учащихся, обеспечивается деятельностный характер обучения).

Определение содержания в соответствии с целями по преподаваемым предметам, осуществляется ориентировочное прогнозирование и выделение тем, на которых будут реализовываться цели. При выборе методов обучения по формированию компетенций, особое внимание необходимо уделить тем методам, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию инициативы, ответственности и способствуют развитию критического мышления.

Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке: прежде всего ученик теперь не объект, а субъект учебной деятельности; на уроке должны применяться разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; отдается приоритет деятельности ученика; применяются компетентностно-ориентированные формы оценивания.

под редакцией Бушковой Надежды Константиновны

Одной из проблем общего образования, отмеченных
в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», является недостаточная эффективность
в формировании компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике, недостаточный уровень владения школьниками умениями применять полученные знания на практике.
Решить задачу модернизации образовательных программ в системе общего образования, обеспечить достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации призвано введение федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Реализация ФГОС ООО предполагает значительные изменения в работе педагогов и руководителей образовательных организаций, создание правовой основы введения стандарта, разработку основной общеобразовательной программы, издание большого числа локальных нормативных актов, использование современных образовательных технологий и высокотехнологичного оборудования.
В целях оказания помощи работникам образования, приступающим к деятельности в соответствии с ФГОС ООО, с учетом результатов апробации стандарта в опорных школах Рязанской области подготовлены методические рекомендации следующим авторским коллективом:
- зав. кафедрой управления, экономики и права, к. экономич. н., доцент В.Е. Рожкова, старший преподаватель кафедры управления, экономики и права О.В. Сафонова (Нормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательной организации в части введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования);
- зав. кафедрой технологий обучения, воспитания и дополнительного образования, к. п. н, доцент Т.В. Васильченкова, доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования, канд. философ. наук Ю.В. Агапов (Организация образовательного процесса, направленного на достижение результатов реализации ООП ООО);
- старший преподаватель кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования Л.Н. Гавриленко (Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе);
- зав. кафедрой теории и методики социально-гуманитарного образования, к. п. н., доцент Н.В. Мерзлякова (Литература. Родная литература, Иностранный язык. Второй иностранный язык), старшие преподаватели кафедры теории и методики социально-гуманитарного образования Н.Н. Парамзина, Е.Я. Фетисова (Русский язык. Родной язык, Литература. Родная литература);
- профессор кафедры теории и методики естественно- математического образования и ИКТ, д. п. н. А.Х. Назиев (Математика);
- старший преподаватель кафедры теории и методики социально-гуманитарного образования А.И. Ивонина (История);
- доцент кафедры теории и методики естественно-математического образования и ИКТ, к. геогр. н. Н.А. Атаева (География);
- учитель биологии МБОУ «СОШ № 3» г. Рязани Г.А. Стуколкина (Биология);
- доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования, к. п. н. Е.Н. Мирошина (Физическая культура).


Полный текст статьи во вложении (doc, 2MB)

ФГОС – ПЕРВЫЕ ИТОГИ, ВЫВОДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

Адольф Фридрих Дистервег

Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами. Мы порой не сразу замечаем, как изменилась окружающая нас действительность. Часто будущее не просто входит, оно врывается в устоявшуюся повседневность, не соизмеряясь с нашими силами и готовностью принять изменения. Именно так оно ворвалось в нашу профессиональную жизнь вместе с новым образовательным стандартом.

1 сентября 2011 года началось освоение новых стандартов для первоклассников. А в прошедшем учебном году начальная школа выпустила своих первенцев по ФГОС. Каковы же первые итоги реформирования? У нас появилась возможность осмыслить опыт, оценить первые результаты, определить перспективы развития, задуматься над тем, что получилось, а над чем еще предстоит работать.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения для начальной школы – принципиально новый для отечественной школы документ, который ориентирует на достижение не только предметных образовательных результатов, но и прежде всего на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Выдвинуты новые требования к результатам, структуре и условиям образовательного процесса.

Нам, учителям , проработавшим в традиционной системе уже много лет, нелегко было перестраиваться к новым требованиям. Образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС второго поколения, знать и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным.

«Стандарты второго поколения невозможны без учителя «второго поколения»- это высказывание принадлежит руководителю проекта по разработке ФГОС Александру Кондакову.

Начиная с 2009 года работа МО учителей начальных классов была направлена на активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников. Особое внимание уделялось новым подходам к предметному содержанию обучения, навыкам работы в информационной среде, современным подходам и технологиям достижения планируемых результатов.

Все педагоги, работающие в условиях реализации стандарта, прошли соответствующие курсы повышения квалификации. Опыт работы по введению ФГОС НОО обобщался на: городских и республиканских семинарах, методических объединениях, педагогических советах. (слайд)

Что же изменилось в работе учителя начальной школы с введением стандартов?

Изменились подходы к обучению , учитель из руководителя превратился в организатора творческой деятельности детей. Таким образом, происходит перестройка мышления каждого педагога, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Изменения коснулись деятельности обучающихся . Больше времени на уроке отводим самостоятельной работе детей. Причем характер работы стал исследовательским, творческим, продуктивным. Мы формируем у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.

Отказались от репродуктивных методов и способов обучения. Активно начали развивать проектную деятельность младших школьников. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Приоритетным направлением в организации учебного процесса стали групповые формы работы , что обеспечивает навыки работы в команде, развитие коммуникативной компетенции ребенка.

Во главу угла поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Каждая минута, проведённая в школе, даёт детям положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет представления об окружающем мире

Работаем над формированием пакета диагностического инструментария . С первых дней ведём образовательный мониторинг.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

дифференцировать учащихся по успешности обучения.

В начале сентября в 1 классах проводится мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью является оценка потенциала первоклассников в начальный период обучения

Полученные данные используются для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при дальнейшем обучении.

Сейчас мы уже можем подвести итоги, сравнив результаты стартовой и итоговой диагностики наших первых выпускников.

Результаты комплексной работы, проведенной в 4-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему заданий УУД позволило:

Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.

(слайды)

Как показал результат итоговых диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.

Итоговое оценивание школьника непосредственно зависит от оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями начальных классов заведены «Портфолио» на каждого ученика. Совместно с родителями портфолио заполняется творческими работами учащихся, грамотами, проводимыми тестовыми работами, мониторингами и др.

К концу обучения в начальной школе собран соответствующий накопительный материал, дающий наглядное представление о динамике учебной и творческой активности ученика.

Выполнение требований стандарта осуществлялось не только через учебную деятельность младших школьников, но и через внеурочную, которая является принципиальным отличием ФГОС НОО.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, использовались в формах, отличных от урочной системы обучения.

Согласно требованиям ФГОС НОО (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года №373) в Базисном учебном плане отводится до 10 часов еженедельно на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности, которые являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Расписание внеурочной деятельности составлялось с учетом возможностей школы, интересов родителей и обучающихся. Привлекались специалисты дополнительного образования, оказывали помощь родители.

Особое внимание мы уделяем проектной деятельности , так как она способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, позволяет создать условия для активизации личностного потенциала учащихся. Ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся в образовательных учреждениях различного уровня.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами (то есть реализуется системно-деятельностный подход, заложенный в основу стандарта.

Итак, подведём итоги:

Достоинства стандарта - возможность использования различных технологий способствует развитию личности ребёнка, развитию самостоятельности, повышению учебной мотивации, снижению уровня тревожности у обучающихся; системно-деятельностный подход в обучении заставляет ученика думать, рассуждать, активизировать свою деятельность.

Меняются приоритеты обучения. Задача учителя – показать ребенку разнообразие способов и приемов для познания мира и самого себя, научить его справляться с информационным потоком (принять, понять, переработать, воспроизвести, отстоять собственное мнение, не обидев собеседника и т. д.). Задача ученика - выбрать из предложенных способов тот, который для него более приемлем и пользоваться данным способом для саморазвития и самосовершенствования.

Большое внимание уделяется индивидуальному развитию ребёнка. Используются технологии развивающего обучения, направленные на развитие личности.

Положительные изменения, которые произошли в нашем ОУ в процессе реализации стандарта:

улучшилась материально-техническая база; создаются благоприятные условия для развития детей; педагоги овладели интерактивными способами обучения, освоили деятельностные технологии, повысили уровень профессионального мастерства. Новые условия мотивируют педагогический коллектив к разнообразным формам самообразования, творческому подходу в профессиональной деятельности.

Наблюдения за учениками при посещении уроков показывают: дети стали лучше говорить, легче реагируют на вопросы учителя, вступают в диалог; не просто воспроизводят увиденное или прочитанное (услышанное), но и умеют рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение; умеют работать в паре; показывают навыки самоорганизации в группе, направленной на решение учебной задачи; уже большая часть детей адекватно оценивает свою деятельность на уроке; наблюдения за работой учителей на уроках свидетельствуют о том, что учителя обладают определенным уровнем методической подготовки, выстраивают учебный процесс по принципу: «ученик-субъект» учебной деятельности; являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.

планирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода и современных образовательных технологий, формируя предметные и метапредметные УУД

проведение уроков с использованием ИКТ;

опыт организации внеурочной деятельности, использование ИКТ во внеурочной деятельности;

внедрение курса «Проектная деятельность»;

Проблемы, которые остаются для нас неразрешенными – нет единой системы оценивания метапредметных результатов. В каждой УМК свои диагностические измерители, система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы разработана недостаточно, нет единства требований, невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей) во внеурочной деятельности из-за небольшого количества педагогов; нет условий для полноценной внеурочной деятельности (учимся в 2 смены), отсутствие свободных помещений для внеурочной деятельности.

В деятельности учителя главным отрицательным моментом является увеличение документации.

Очень много детей с нарушениями речи, им необходимы занятия с логопедом.

Для решения задач ФГОС необходима кропотливая работа психолога, Исследования, диагностика, работа с больными детьми, слабыми должна быть выстроена на высоком уровне.

Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти

намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные,

методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут

результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная,

профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат

выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели

образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая

позиция, новое отношение к педагогической деятельности

«Преподавание – есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно» Л.Н. Толстой

Успехов вам!

Доклад "О введении и реализации ФГОС среднего общего образования". В чем же заключается необходимость перехода на новую модель? Требование времени…

1. Глобализация, формирование новых универсалий (открытость, конкурентноспособность, плюрализм, готовность к восприятию нового и адаптация к новому);

2. Новое качество информатизации, ее быстрое производство и устаревание, сокращение срока жизни профессии;

3. Новые способы восприятия и опыта школьниками;

4. Необходимость перехода на инновационную экономику с экономики сырьевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О введении и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования

в МБОУ лицее №66 г.Липецка

С 1 сетября 2018 года все образовательные организации г.Липецка и Липецкой области начинают работу по апробации механизмов введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее − ФГОС СОО) (Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 26.02.2018 №170). Понятно, что исключением не стал и наш лицей. А это значит, что 10 классы нашего лицея в 2018-2019 учебном году переходят на обучение по ФГОС СОО. Такой переход для нас не является принципиально новой практикой. За нашими плечами – переход на стандарты начального и основного общего образования.

Напомним, что переход на стандарт среднего общего образования был возможен с сентября 2013 года в пилотном (экспериментальном) режиме, а с сентября 2017 – в штатном (по мере готовности ОУ). На тот момент к НЕМУ в городе Липецке оказались готовы 2 школы: лицей №44. СШ №29. Как и тогда, введение стандарта средней школы не является преемственным продолжением стандарта основной школы. По сути, это «встраивание» нового стандарта в процесс, начатый в 1-9 классах стандартом «первого» поколения. Это «переход», который с сентября 2018 года осуществят все школы Липецкой области.

Итак, по порядку. ФГОС СОО (как и ФГОС начального и основного образования) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.). Стандарт реализует Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 г.№2/16-з). Обратите внимание, что Примерная программа одобрена в 2016 году, а последние изменения в Стандарт внесены в июне 2017. Это значит, что без внесенных изменений в Примерную образовательную программу стандарт будет не реализован в полном объеме. Будьте осторожны при написании рабочих программ; (но к этому мы еще вернемся).

ФГОС СОО является преемственным по отношению к государственным федеральным образовательным стандартам начального и основного общего образовани. Как и указанные стандарты, он ориентирован на достижение нового качества образования, основой которого является не сумма знаний, умений и навыков обучающихся, а компетенции как способности применять знания на практике. При этом значимость данного уровня общего образования (10–11 классы) заключается в том, что он играет ведущую роль для продолжения образования обучающимися в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, дальнейшей профессиональной деятельности и успешной социализации личности.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 66: «Средне общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности»

В чем же заключается необходимость перехода на новую модель? Требование времени…

1.Глобализация, формирование новых универсалий (открытость, конкурентноспособность, плюрализм, готовность к восприятию нового и адаптация к новому);

2. Новое качество информатизации, ее быстрое производство и устаревание, сокращение срока жизни профессии;

3. Новые способы восприятия и опыта школьниками;

4. Необходимость перехода на инновационную экономику с экономики сырьевой

По сути дела, введение ФГОС - это выполнение заказа государства, некое соглашение, общественный договор между государством, родителями и школой о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребенка, формированием его личности. !!! ФГОС опирается Запросы личности, семьи, общества и государства к результатам среднего образования – (первое отличие ФГОС от предшественников.)

Отсюда выстаивается Портрет выпускника средней школы. Напомним его содержание:

  • Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его

культуру и духовные традиции

  • Осознающий традиционные ценности семьи, гражданского общества, человечества, осознающий свою сопричастность Отечеству
  • Креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно

познающий мир, осознающий ценность образования и науки

  • Готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-

исследовательскую, проектную и познавательную деятельность

  • Уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный

диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать

  • Подготовленный к осознанному выбору профессии
  • Мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни

В чем состоит специфика ФГОС старшей школы:

Профильный принцип образования;

Акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника

Принципиальная задача ФГОС – при массовости образования сделать его индивидуальным.

Особенности стандарта среднего образования:

Предметные результаты устанавливаются на базовом и углубленных уровнях;

Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности учащихся;

Возможность выбора уровня при сдаче ЕГЭ

(Об индивидуальном проекте, который является обязательным условием получения аттестата, сегодня будет сказано отдельно…)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой Стандарта является системно-деятельностный прдход

Итак: Стандарт устанавливает требования: к структуре образовательной программы; к условиям реализации ОП; к результатам освоения ОП (Слайд) Это требования, которые обязательно должна выполнять каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.

Обратимся к ООП СОО. Прокомментируем отдельные разделы.

ООП СОО включает в себя 3 раздела: Слайд

Целевой - пояснительная записка; планируемые результаты, система оценки результатов освоения ООП СОО;

Организационный – учебный план, план внеурочной работы, календарный учебный график, система условий реализации ООП СОО

Результататы освоения ООП СОО: Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Личностные, метапредметные, предметные.

Интересным будет сравнить личностные и метапредметные результаты НОО,ООО и СОО. Слайды

Личностные результаты освоения ООП (готовность и способность к саморазвитию; мотивация к обучению и познанию; ценностно-смысловые установки; социальные компетенции, личностные качества)

ФГОС НОО

1) формирование основ российской гражданской идентичности

2) формирование целостного взгляда на мир

3) формирование уважительного отношения к иному мнению

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

8) развитие этических чувств

9) развитие навыков сотрудничества

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни ФГОС ООО

1) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества;

2) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира

5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

6) формирование коммуникативной компетентности

ФГОС СОО

1) чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества

3) готовность к служению Отечеству, его защите

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

5) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире

6) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

7) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов

Метапредметные результаты освоения ООП (УУД: познавательные, регулятивные, коммуниативные)

ФГОС НОО

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

Активное использование речевых средств и средств ИКТ

Овладение навыками смыслового чтения текстов

Овладение логическими действиями

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

ФГОС ООО

Умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

ФГОС СОО

Умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей

Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности

Умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики и др.

Умение определять назначение и функции различных социальных институтов

Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания

Предметные результаты (система основополагающих элементов научного знания для конкретной предметной области) ООП СОО устанавливаюся для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях в соответствии с требованиями и должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможность научиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Так, ФГОС дают возможность от школы информационно-трансляционной перейти к школе деятельностной

начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

Основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;

Старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Здесь остановимся на написании Рабочих программ. Обсуждение Положения о рабочих программах….

Памятка для написания о рабочей программы по учебных предметов (курсов)

по ФГОС СОО (10 класс, 2018-2020 учебный год).

Оформление и структура Рабочей программы

п/п/

Элементы рабочей программы

Титульный лист

Полное наименование ОО;

Грифы рассмотрения, согласования, утверждения Рабочей программы (далее РП);

Название учебного предмета, курса;

Указание класса, где реализуется РП;

Фамилия, имя, отчество учителя, составителя РП, квалификационная категория;

Сроки реализации РП;

Название населенного пункта и года разработки РП.

Планируемы результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные;

Метапредметные;

Предметные;

Перечень разделов/блоков/тем

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Перечень тем и последовательность их изучения с указанием количества часов, отводимых на их темы.

Календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе и должно содержать в себе следующие графы:

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата проведения

Примечание

По плану

Фактическая

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №66

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.П.МЕРКУЛОВА Г.ЛИПЕЦКА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

русский язык

2018– 2019 учебный год

Учитель

Класс

Всего часов в год

Всего часов в неделю

г. Липецк, 2018

Организационный раздел.

Еще одна Ключевая особенность ФГОС СОО - стандарт выбора, 60% - обязательная часть; 40% - часть, формируемая участниками образовательного процесса)

И это, прежде всего, находит отражение в разработке Учебных планов профилей обучения

Новичкова Р.Н.(базовый и углубленный уровни, обязательные предметы, предметы по выбору, количество предметов и пр.)

Особо хочется остановиться на индивидуальном проекте как особой форме организации деятельности учащихся. Его выполнение является обязательным для каждого ученика!!! (Оценка выставляется в аттестат)

(Хальзева О.А.)

Внеурочная деятельность – является неотъемлемой составляющей ООП СОО. В купе с урочной она позволит достичь планируемых результатов освоения ООП. Внеурочная деятельность связана с направлениями развития личности: спортивно-оздоровительное

духовн-онравственное

социальное

интеллектуальное

общекультурное

Формы деятельности: конференции, круглые столы, научные исследования, социальные практики, секции, кружки, диспуты, олимпиады соревнования, поисковые объединения (до 700 часов за два года обучения)

Об опыте внеурочной деятельности ФГОС ООО будет докладывать И.А.Анциферова.

Одним из главных условий реализации Стандарта старшей школы является психолого-педагогическое сопровождение. Об этом разделе ООП будет говорить психолог лицея А.Е.Федянина.

Как видите, введение ФГОС СОО вносит ряд изменений, которые существенным образом изменят структуру образования на уровне старшей школы.

Следует сказать и о системе условий реализации ОП (кадровые, психолого-педагогические, информационно-методические, материально-технические условия; финансовое обеспечение)

Признаемся, в настоящее время внедрение ФГОС СОО еще сопряжено с рядом сложностей, а именно: отсутствие полного нормативно-правового обеспечения введения ФГОС СОО; недостаточная степень информированности педагогических и руководящих работников о качественных изменениях в организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов образования; недостаточная информированность родителей и обучающихся о требованиях ФГОС СОО к содержанию и организации образовательной деятельности в старшей школе, отсутствие либо недостаточный опыт работы с обучающимися по индивидуальным учебным планам; отсутствие сформированной модели тьюторского сопровождения проектной деятельности обучающихся 10–11 классов и др.

С одной стороны, существует необходимость (и это требование времени) введения ФГОС СОО. С другой стороны, выявляется ряд проблем, связанных с созданием необходимых условий реализации ФГОС СОО: нормативно-правовых, информационных, кадровых, финансовых, организационно-содержательных, материально-технических, которые необходимо постепенно решать. Главное – ввязаться в бой!!! А патроны, будем надеяться, - обязательно подвезут!

Об изменениях 2017 года в ФГОС СОО

  1. В личностных результатах: антикоррупционное мировоззрение; способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным. религиозным, расовым, национальным признакам;
  2. Право: сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения!!! Исправить и на профильном уровне п.6
  3. Математика (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию)
  4. Астрономия Требования…п.1 – п.6

Решение педагогического совета

  1. Представить к утверждению ОПП СОО и приложения к ней на 2018-2020 учебные годы

2. Внести изменения в нормативно-правовую базу деятельности лицея в соответствии с требованиями ФГОС СОО (2018-2019 учебный год по мере необходимости; отв. заместители директора)

3.Внести изменения в Положение об оплате труда работников лицея

4.Организовать курсовую подготовку административных и педагогических работников по программам введения и реализации ФГОС СОО (2018, 2019, 2020 гг.; план-график; отв. заместитель директора Проскурина Р.А.)

  1. Организовать методическую учебу по вопросам процесса введения и реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года; план методической работы; отв. заместители директора Проскурина Р.А., Сушкова С.В.)
  1. Проводить мониторинг достижений образовательных планируемых результатов реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного; заместители директора)
  1. Обеспечить психолого-педагогического сопровождение реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года: отв. психолог Федянина А.Е.)
  1. Разработать модель сетевого взаимодействия лицея с учреждениями дополнительного образования, высшей школы, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности для учащихся старшей школы (в течение 2018-2019 учебного года; отв. заместители директора Ставила Е.А., Сушкова С.В.)
  1. Систематически размещать на официальном сайте МБОУ лицея №66 информацию о введении и реализации ФГОС СОО (в течение 2018-2019 учебного года; отв. заместители директора Ставила Е.А., Сушкова С.В.)

Помимо того, учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области. В целом, учебный план должен содержать не менее 11(12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, определенной стандартом.

В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность (например, «Искусство»,

«Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края») в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Одной из особенностей ФГОС СОО является реализация индивидуальной проектной деятельности. Индивидуальный проект выполняется обучающимися

самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно- исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной) 3 .

Вместе с тем, потребность в профессиональном развитии в связи с введением ФГОС СОО сохраняет свою актуальность вне зависимости от уровня квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС СОО. В настоящее время как организациям в целом, так и отдельным педагогическим работникам, необходимо методическое сопровождение по актуальным вопросам реализации ФГОС СОО. Теоретические аспекты введения ФГОС СОО в содержании программ повышения квалификации в настоящее время не актуальны. Большинство респондентов отметили значимость практикоориентированных дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, а также таких форм повышения квалификации, как стажировки, практикумы, мастер-классы, проводимые на базе образовательных организаций, имеющих опыт реализации ФГОС СОО.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама